Можно ли выезжать на автобосную полосу и какой за то штраф
В городах, особенно больших, существуют специальные выделенные полосы для автобусов. В данной статье мы рассмотрим, какой предусмотрен штраф за выезд на автобусную полосу и прочие нюансы.
Размер штрафа за проезд по автобусной полосе
Автобусная полоса — это полоса (либо несколько полос) дороги, предназначенная исключительно для движения общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутного такси).
В 2020 году согласно КОАП РФ штраф за проезд по выделенной полосе году равен сумме в 1500 рублей. Для Санкт-Петербурга и Москвы эта сумма больше ровно в 2 раза – 3000 рублей. Связано это с большой загруженности дорог в обеих столицах, поэтому ГИБДД идёт на такие меры.
Следует различать выезд на автобусную полосу прямого и встречного движения. В последнем случае не имеет значения, выделенная полоса для автобусов или нет — водителю грозит штраф по пункту «выезд на встречную полосу» суммой 5000 рублей. В случае рецидива наказание будет ещё более строгим — лишение прав на один год.
Когда можно пользоваться выделенной полосой
Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Несмотря на столь жёсткие правила, в них есть исключения. Правилами установлено, что выезд на полосу автобусного движения разрешён, если последняя отделена прерывистой линией, а не сплошной. Чаще всего прерывистая разметка наносится перед перекрёстками, когда необходимо совершить поворот вправо.
В таких случаях даже предусмотрен штраф, если водитель сделал поворот направо, предварительно не перестроившись в полосу движения для автобусов — 500 рублей. Данный штраф существует ввиду того, что водитель легкового авто при повороте вправо не с крайней полосы может создать опасность для общественного транспорта.
Согласно ПДД, также разрешается использовать автобусную полосу в следующих случаях:
- Для высадки или посадки пассажиров с правой стороны.
- Для выезда на дорогу (например, из двора дома).
В данных случаях необходимо убедиться, что манёвр не станет помехой для движения общественного транспорта.
Также движение по автобусной полосе может быть полностью разрешено по определённым дням (чаще всего выходным), если есть специальный знак, предписывающий это разрешение.
Легковые такси на автобусной полосе
Многих заинтересует вопрос, разрешена ли езда по выделенной полосе легковым такси. Сравнительно недавно, с 2012 года ПДД установлено, что легковым такси разрешено пользоваться автобусной полосой.
Но при этом автомобиль должен иметь специальную раскраску — шашечки, световой сигнал на крыше и оборудован таксометром. То есть «бомбилы» штрафуются так же, как и легковые автомобили.
Немного другая ситуация в столице — тут таксистам разрешено пользоваться автобусными полосами с 2013 году, при этом кроме всех вышеперечисленных условий, такси должно иметь специальные жёлтые номера, которые стали выдаваться по инициативе мэрии города.
Ошибки
Несмотря на то, что законодательство, казалось бы, расписало все нюансы движения по автобусной полосе, в нем, тем не менее, есть несколько пробелов.
Самые известные нарушения со стороны государственных органов были зафиксированы в Казани. По одной из улиц камера видео фиксации нарушений была установлена таким образом, что фиксировала всех автомобилистов, которые совершали поворот вправо с автобусной полосы, при этом вне зоны видимости камеры полоса была отделена прерывистой линией. После этого было выявлено ещё более серьёзное нарушение — городские власти подписали документ, в котором был указан перечень улиц с выделенными полосами, но не опубликовали его должным образом. Таким образом, в городе фактически не существовало автобусных полос несмотря разметки и знаки.
В таких и подобных случаях штраф легко обжалуется и снимается. Самостоятельно или при помощи автоюриста.
Вывод
Как сказал Дж.Кларксон из «Top Gear»: «Мне непонятно, для чего придумали выделенные полосы. Почему люди беднее меня ездят быстрее, чем я?» Но мы рекомендуем не нарушать ПДД, чтобы лишний раз не стать беднее на пару тысяч рублей.
Штраф за выделенную полосу 2019
Какой штраф предусмотрен за выделенную полосу 2019? Как обжаловать штраф за езду по выделенной автобусной полосе? Обязательно ознакомьтесь с представленным материалом.
Штраф ГИБДД за езду по выделенной (автобусной) полосе в 2019 году составляет:
Статья 12.17.1.1 КоАП РФ.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Выделенные полосы для общественного транспорта один из способов борьбы с пробками. Быстрые автобусы, передвигающиеся по свободным от других автомобилей выделенным полосам, заставляют граждан пересаживаться из машин, стоящих в пробках, на общественный транспорт. Скорость передвижения троллейбусов и автобусов по выделенным полосам приближается к скорости поездов метро. При этом оборудовать выделенки куда проще и дешевле чем строить подземные тоннели.
Чтобы общественный транспорт быстро передвигался по выделенным полосам их нужно оградить от других участников дорожного движения. Сейчас по автобусным полосам, обозначенным знаком «полоса для маршрутного транспорта», а также символом «А» на полосе, имеют право передвигаться маршрутные автобусы, троллейбусы и официальное такси раскрашенное в специальные цвета. Этот класс транспорта еще называют – «колесные маршрутные транспортные средства».
Все остальные транспортные средства – участники дорожного движения могут выезжать на вделанные полосы только для осуществления поворота и высадки пассажиров и то, только там, где рядом с выделенной линией присутствует прерывистая (пунктирная) разметка.
Штраф за движение или остановку на выделенной полосе 2019 году составляет 1500 р. для автомобилистов всей России и 3000 р. для автомобилистов Москвы и Санкт-Петербурга. Штраф за езду по выделенной полосе предусмотрен частью 1.1 статьи 12.17 КоАП РФ. Оплатить него можно со скидкой 50% в течении 20 первых дней.
Мало кто понимает, что, сотрудники ГИБДД, остановившие водителя за езду по выделенной полосе, могут выписать автомобилисту дополнительны штраф за пересечение сплошной линии. Ведь прежде чем находится на запретной территории в нее нужно сначала проникнуть, а это отдельный состав притупления. Если водитель выехал на автобусную полосу не по прерывистой разметке, а по сплошной – ему грозит дополнительный штраф в размере 500 р. по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ – «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги».
Штрафы за автобусную полосу 2019
Выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта через сплошную линию разметки предусматривает штраф в 500 р. ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Движение по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта предусматривает штраф 1500 р. для всей России И 3000 р. для Москвы и Питера ч. 1.1 и 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ.
Нюансы штрафа за выделенную полосу
- В некоторых городах России над автобусными полосами вешают знак 3.1 «Въезд запрещен» – кирпич, что автоматически увеличивает размер штрафа за езду по выделенной полосе.
- Часто штраф за выделенную полосу выписывается при помощи камер ГИБДД в автоматическом режиме.
- Штраф за езду по выделенной полосе может увеличиться если речь идет о выделенной полосе встречного движения (но это совсем другая тема).
- В некоторых городах России движение по выделенным полосам запрещено лишь в будние дни (информационная табличка «рабочие дни»), однако не стоит забывать про штраф за пересечение сплошной линии. Движение по выделенной полосе и пересечение сплошной линии два разных вида штрафа.
- Движение по выделенной полосе и пересечение сплошной линии для выезда на выделенную полосу два отдельных вида нарушения ПДД.
В каких случаях можно пользоваться выделенной полосой 2019
Из всех правил есть исключения. Это в полной мере относится и к выделенным полосам для движения общественного транспорта, перемещение личных автомобилей по которым в обычных условиях запрещено.
С выделенными полосами связано несколько «городских легенд», «вымышленных фактов» и преувеличений. Они возникли из-за различий в региональных КоАПах на раннем этапе внедрения автобусных полос в РФ.
Так некоторые автомобилисты считают, что пользоваться выделенными полосами можно в случае образования дорожного затора, другие предполагают, что выезд на «выделенку» допустим если не создается помех в движении общественного транспорта. Третьи утверждают, что по «выделенкам» разрешено ездить в выходные дни. Все три приведенных утверждения ложны!
Перечень условий, позволяющих автомобилистам пользоваться выделенной полосой:
- Информационные таблички (К примеру, выделенки могут функционировать только в будни, или только в светлое время суток)
- Статья 2.7. «Крайняя необходимость». (На выделенную полосу можно выезжать в попытке избежать к примеру наезда на пешехода.)
- Прерывистая линия (Рядом с перекрестками или около съездов и выездов дороги)
- Отсутствие разметки или знака «выделенная полоса»
- Нечитаемая разметка или разметка, занесенная снегом/песком
- Для посадки и высадки пассажиров. (однако при этом нельзя создавать помех общественному транспорту и пересекать сплошную (надо искать разрыв).
Какой штраф за выделенную полосу в Москве 2019
Штраф за движение личного автомобиля по выделенной полосе в Москве по части 1.2 статьи 12.17 КоАП РФ составляет 3000 рублей. На оплату штрафа распространяется скидка 50%. Таким образом оплатив штраф в течении 20 дней можно сэкономить 1500 р.
Как обжаловать штраф за выделеную полосу 2019
Обжаловать штраф за выделенную полосу можно тремя способами: обращением в центр автоматической фиксации нарушений ПДД, в ГИБДД или непосредственно в суд. Если вышел явный казус и произошел технический сбой штраф снимут даже по обращению через интернет. В более тонких случаях придется тратить время в очередях ГИБДД или судах.
Езда по выделенной полосе для автобусов. Какой штраф ожидает водителей в 2020 году?
Появление в крупных городах РФ специальных полос для движения маршрутного регулярного транспорта обусловлено борьбой с дорожными пробками. Механизм прост: для того чтобы граждане хотели пересаживаться из собственного автомобиля на автобусы, троллейбусы и трамваи, общественный транспорт должен быстро перемещаться. Соответственно, автобусная полоса должна быть ограждена от других водителей. Для этого выделенные полосы отделяют сплошной линией разметки, на полосе прорисовывается большая буква «А», устанавливаются знаки и камеры фотофиксации. Другие участники дорожного движения имеют право заезжать на спецполосу только в местах появления прерывистой линии для поворотов и высадки/посадки пассажиров. При этом они не должны создавать помех автотранспорту, который имеет право преимущества на выделенной полосе. Штраф за езду по автобусной полосе в большинстве российских городов составляет 1,5 тысячи рублей (исключение – города федерального значения такие, как Москва и Санкт-Петербург, где размер штрафа увеличен в 2 раза). Кроме того, штрафные санкции могут суммироваться при совершении нескольких правонарушений. Наша редакция проанализировала все тонкости и нюансы работы городских автобусных полос и готова резюмировать действующие правила в этом вопросе. Читайте далее.
Для кого предназначена выделенная полоса?
Выделенная полоса, обозначенная большой буквой «А» на самой полосе и на дорожных знаках, предназначена исключительно для узкого круга транспорта. Её обозначают знаком 5.4, который условно изображает автобус и направление его движения на ярко-синем поле:
По специальной полосе дороги могут передвигаться только:
- регулярный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, в том числе маршрутные, школьные, рейсовые и тяжёлые, более 5 тонн, автобусы, внесённые в особый перечень Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
- легковое такси;
- велосипедисты.
Автомобили, автобусы каршеринга, мотоциклетный автотранспорт (мопеды, скутеры, мотоциклы), а также автобусы для перевозки несовершеннолетних детей, которые не являются школьными, не имеют права осуществлять движение по выделенным «А»-полосам. Исключениями являются разрешённые манёвры такие, как высадка/посадка пассажиров, поворот направо и выезд на полосу с второстепенной дороги или прилегающей территории.
Особенности движения транспорта по выделенной полосе
Специальные автобусные полосы выделяются, как правило, на тех дорогах, которые имеют свойство быть переполненными автотранспортом. Для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов выделенные полосы ограждаются от других участников дорожного движения. Однако полностью изолировать автобусные полосы невозможно. Существует объективная необходимость заезда другого автотранспорта, кроме общественного, на выделенные полосы. Это связано с совершением манёвров, таких как: поворот направо, выезд с прилегающей территории или с второстепенной дороги и посадка/высадка пассажиров. Кроме того, существует ряд законных возможностей выезжать на автобусную полосу, которые обусловлены дополнительными дорожными табличками. Читайте подробнее.
Когда можно воспользоваться выделенной полосой?
Для того чтобы не получить штраф за езду по автобусной полосе, нужно чётко знать все действующие положения ПДД. Существенными факторами для использования «А»-полосы всегда были, есть и будут фундаментальные правила безопасности:
- наличие прерывистой линии дорожной разметки;
- отсутствие помех для работы общественного автомобильного транспорта;
- обозначение манёвра с помощью поворотников.
При этом осуществлять постоянную езду по автомобильной полосе категорически нельзя. Речь идёт о совершении необходимых манёвров и в некоторых других случаях, а именно:
- маневр «поворот направо». Перед началом манёвра нужно убедиться в безопасности такого движения, обозначить свои действия включением поворотника и перестроиться в правый ряд. При этом осуществить перестроение можно только через участки, которые обозначены пунктирной линией разметки. Выезд на «А»-полосу через сплошную линию является нарушением ПДД;
- заезд на выделенную полосу с дополнительной (неглавной) дороги или прилегающего к дороге участка. Также манёвр должен осуществляться через прерывистые участки дорожной разметки и с использованием поворотника;
- высадка/посадка пассажиров. Данный манёвр возможно применить у края проезжей части, без создания помех для регулярного маршрутного транспорта;
- в случае крайней необходимости, уходя от столкновения или наезда;
- при отсутствии дорожной разметки и дорожных знаков, оповещающих о наличии выделенной полосы. Также выезд возможен в случае, если одновременно отсутствует знак, а разметка занесена снегом, песком, землёй;
- при наличии специальных информационных табличек, которые обозначают особые условия использования автобусной полосы.
Выделенная полоса в выходные и праздничные дни
Многие водители получают штраф за езду по выделенной полосе, потому что не знают и не умеют правильно трактовать правила дорожного движения. Особенно много вопросов вызывают у водителей дополнительные информационные таблички, которые размещаются совместно со знаком о выделенной полосе.
В большинстве случаев знак 5.4., который обозначает полосу для общественного транспорта, размещают совместно со следующими табличками:
- так называемые «праздничные дни», табличка 8.5.1. Её применение означает, что полоса предназначена для маршрутного транспорта в выходные и праздничные дни:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «рабочие дни», табличка 8.5.2. Она обозначает, что полоса для автобусов и другого общественного автотранспорта работает в будние или рабочие дни. Также она информирует водителей о том, что в выходные и праздничные дни выделенная полоса доступна для всех автомобилей. Зачастую водители путают значение этой таблички, придавая ей обратный смысл:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «дни недели», табличка 8.5.3. Она говорит о том, что автобусная полоса предназначена для общественного транспорта именно в указанные дни недели, например, с понедельника по среду включительно:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «часы работы», табличка 8.5.4. Она оповещает водителей о том, что выделенная полоса закрыта для общего пользования в часы, указанные на ней, а не наоборот. Таблички могут изображать разное время:
Источник:Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- совместное использование табличек. Водители должны знать, что на информационных табличках всегда указывается условия запрета для общего использования полосы. Значит, в это время на полосе могут находиться только машины общественного транспорта:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения» Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»
Совершение манёвра
Нередко штраф за автобусную полосу прилетает не один, а совместно с административным штрафом за пересечение сплошной линии разметки. Все разрешённые манёвры при заезде или выезде с выделенной полосы должны быть проведены только в участках с нанесением прерывистой (пунктирной) линии. Также в обязательном порядке нужно не забывать об обозначении своих действий с помощью поворотников и о соблюдении правил безопасности. Нужно помнить, что автобусы и другие маршрутные средства имеют право преимущества: их нужно пропускать.
Ответственность за движение по выделенной полосе
Нарушение действующих норм безопасного движения приводит к вынужденным мерам административной ответственности. Согласно КоАП (кодексу об административных правонарушениях), любителей езды наказывают денежными штрафами, а в некоторых случаях и лишением водительского удостоверения сроком до 1 года. Хорошей новостью для правонарушителей по статье «Непредоставление права преимущественного движения на выделенных полосах» является то, что штраф можно обжаловать и (или) заплатить всего половину на законных основаниях.
Размер штрафа
Такое правонарушение, как езда по выделенной полосе, на юридическом языке трактуется как непредоставление преимущества в движении. При этом в статье 12.17 говорится не только о движении маршрутного автотранспорта, но и о движении автотранспорта с включёнными световыми и звуковыми сигналами.
В том случае, если водитель заехал на «А»-полосу или не предоставил преимущественное право проезда, его ожидает штраф 500 рублей.
Если водитель осуществляет езду по спецполосе и (или) осуществил остановку в зоне действия знака 5.4, то ему выпишут штраф во всех городах России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в размере 1 500 рублей. В столице нашей страны и северной столице размер денежного взыскания увеличен в 2 раза и составляет 3 000 рублей.
Если водитель не уступил дорогу на выделенной полосе автотранспорту с нанесёнными цветографическими схемами и включенными световыми и звуковыми спецприборами (карете скорой помощи, пожарной машине, автотранспорту МВД и других силовых структур), то его ожидает самое суровое наказание в рамках данной статьи:
- штраф от 3 000 до 5 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 3-х до 12 месяцев.
Оплата со скидкой
Всеми любимая скидка водителей – это законная скидка на автомобильные штрафы. Она действует не на все виды штрафов. В отношении статьи 12.17 КоАП есть возможность оплатить свои «автогрехи» в размере 50 %. При этом существенное значение имеет временной промежуток в течение которого это правило работает. С момента вынесения постановления о правонарушении и до истечения 20-ти дней водители могут воспользоваться скидкой.
Выделенная полоса и такси
Спорным вопрос о езде по выделенной полосе является у таксистов. При этом большинство такси в нашей стране работают нелегально. Благодаря простому подключению к популярным агрегаторам, практически каждый водитель может стать таксистом. Кто-то работает в такси на постоянной основе, кто-то подрабатывает, но далеко не все машины такого таксопарка подходят для езды по выделенной полосе.
Легальная машина такси имеет три опознавательных элементов:
- наличие таксометра;
- специальный фонарь оранжевого цвета, расположенный на крыше автомобиля;
- так называемый шашечный пояс или рисунок из черно-белых шашечек такси, расположенный по бортам автомобиля.
Кроме того, таксист должен работать на основании лицензии и проходить регулярный медицинский осмотр. Согласитесь, что в преобладающем большинстве таксисты работают на других условиях. Даже брендированные машины «Яндекс» и «Убер» не соответствуют требованию закона. Немного более ясная картина наблюдается в столице. Там по инициативе мэра города настоящим таксистам выдаются специальные ярко-желтые номера. Их наличие разрешает подобным автомобилям выезжать и передвигаться по выделенным полосам в пределах города Москвы. На дороги Подмосковья и Московской области данное положение не распространяется.
Заключение
Полосы, предназначенные для регулярного общественного транспорта, несут в себе большое социальное значение. Они создаются с целью борьбы с автомобильными пробками. Особенно актуально эта проблема стоит в крупных городах федерального значения и городах-миллионниках. Поэтому именно дороги крупных российских городов оборудуются «А»-полосами. Выезд и проезд по полосам строго регулируется законом, а нарушение действующих норм дорожной безопасности ведёт к административным штрафам.
Штраф за езду по выделенной полосе в 2020 году
Необходимость упорядочить интенсивность дорожного движения, обеспечить возможность беспрепятственного передвижения маршрутных такси и общественного транспорта привела к выделению специальных полос для таких видов ТС. Особенно это актуально в густонаселенных городах, где присутствие большого количества автомобилей приводит к созданию заторов, сбою в графике движения городских автобусов, троллейбусов пр.
Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.
Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.
Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:
непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);
помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).
Кто может ездить по автобусной полосе: допустимые исключения из общих положений ПДД
По полосе общественного транспорта, согласно действующей редакции ПДД, имеют право ездить такие ТС:
маршрутные транспортные средства, относящиеся к коммерческому типу;
такси. Стоит учитывать, что наличия одной только лицензии на такой вид деятельности будет недостаточно. Транспортное средство должно обязательно иметь специальную окраску, утвержденную в том регионе, где машина используется, световой фонарь на крыше, а также быть оборудованным таксометром. При условии, что такси функционирует в пределах Москвы, номера должны быть выполнены в желтом цвете;
велосипедисты. Следует понимать, что проезд допускается только в случае, если такая автобусная полоса является крайней справа.
Для тех автомобилистов, которые управляют обычными транспортными средствами, допускается выезжать на выделенную полосу только при условии, что такое действие вызвано необходимостью повернуть направо. Данный маневр со стороны водителя не будет считаться нарушением в случае, если обычную полосу и автобусную разделяет прерывистая линия.
А вот так будет штраф.
Также автомобилист имеет право на выезд на автобусную полосу в следующих случаях:
при выезде на нее с придомовой территории;
при наличии необходимости остановиться у края проезжей части. В такой ситуации нужно следить за тем, чтобы автомобиль не создавал помехи для транспорта, который имеет право передвигаться по автобусной полосе. Также на месте въезда (как и в случае с поворотом) должна присутствовать прерывистая дорожная разметка.
Автобусная полоса предназначена для передвижения по ней определенных видов транспорта, среди которых значатся маршрутные ТС, автобусы, перевозящие школьников, такси и велосипедисты. Рядовой автомобилист должен понимать и знать исключения, при наличии которых он может выехать на такой участок дороги. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности и выплатит сумму штрафа, установленную КоАП РФ.
Когда можно ездить по выделенной автобусной полосе?
Автобусная полоса – это часть дороги, предназначенная для движения общественного транспорта. Она выделяется разметкой, а также наличием соответствующих знаков. Несмотря на название, двигаться по автобусной полосе может любой общественный транспорт. А вот обычным автомобилистам выезд на нее запрещен (нарушение этого правила карается штрафом в размере 1500 рублей). Однако и здесь существует ряд исключений.
Что такое выделенная автобусная полоса?
Согласно действующим правилам дорожного движения(п18.2 ПДД), автобусная полоса предназначена для маршрутных транспортных средств (автобусы и троллейбусы), а также легковых такси.
Автобусная полоса выделяется специальным знаком 5.14. Действовать он будет до ближайшего перекрестка или до знака отмены. Помимо этого, участок дороги, по которому может двигаться общественный транспорт, обозначают буквой «А» (ее рисуют прямо на дорожном полотне).
Существуют и другие знаки. Например, 5.11 показывает, что на встречной полосе организовано движение маршрутных ТС. А знаки 5.13.1 и 5.13.2 обозначают выезд на такую дорогу.
Нормативная база
Правила дорожного движения (п18.2) строго регламентируют использование выделенной автобусной полосы . Здесь же можно найти все обозначения знаков и особенности их установки. А вот возможные санкции за нарушение этих правил приведены в Кодексе административных правонарушений. Так, ответственность за выезд на автобусную полосу для маршрутных ТС определяется ст12.17 КоАП РФ.
Когда можно ездить по автобусной полосе?
Двигаться по выделенному участку автобусной полосы могут только:
- маршрутные автобусы;
- автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в специальные перечни, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
- троллейбусы;
- легковые такси;
- маршрутные такси;
- велосипедисты.
Водитель других транспортных средств может выезжать сюда только на небольшое время. Например, если он выезжает с прилегающей территории, собирается повернуть или высадить пассажиров. Однако все это при условии, что автобусная полоса отделена прерывистой линией, а маневр не создаст помех маршрутным ТС.
Автомобили каршеринга также не присутствует в списке транспортных средств, имеющих право на движение по выделенной полосе (п18.2 ПДД). Следовательно, правила езды по автобусной полосе на ТС каршеринга ничем не отличаются от обязанностей водителя обычного авто.
Существует популярное заблуждение о том, что по выделенной полосе можно ездить в праздничные и выходные дни. На самом деле это не совсем так. И нарушителя ждет полноценное наказание. А на некоторых участках дорог автоматические фиксирующие устройства и вовсе стоят через каждые 100-200 метров. И по незнанию автомобилист за один такой «выезд» сможет накопить штрафов на 10-15 тысяч рублей.
На самом деле действительно существует ряд случаев, когда выезд на участок для маршрутных ТС никак не наказывается (и напротив, даже приветствуется). Так, чтобы водитель мог выехать на полосу в выходные, знак 5.14 (полоса для маршрутных транспортных средств) должен сопровождаться одним из следующих обозначений.
Знак 8.5.2. Он обозначает, что въезд запрещен только в рабочие дни недели. То есть с понедельника по пятницу.
Знак 8.5.6. Требования аналогичные. Но в этом случае указывается конкретный промежуток времени, в который действует запрет. То есть с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:30.
Знак 8.5.3. В этом случае указываются дни недели, в которые действует запрет.
Знак 8.5.7. А здесь отмечен лишь один конкретный день недели.
Знак 8.5.5. В этом случае требования к водителям аналогичные. Разница лишь одна: запрет в движении по автобусной полосе действует только в выходные дни.
Как видно, выезжать на участок, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств, можно лишь при наличии определенных знаков. Если их нет – то движение по такому участку считается нарушением ПДД. Вне зависимости от дня недели.
Если нужно повернуть направо через автобусную полосу
Существует и другая, не менее сложная для большинства автомобилистов ситуация. Как действовать, если требуется повернуть направо, но проезду мешает выделенная полоса?
Правила дорожного движения и здесь дают полный и развернутый ответ. Так, в пункте 18.2 ПДД говорится о том, что автомобилист может выехать на участок для маршрутных ТС при повороте направо (не двигаться по нему, а именно выехать!). При этом он не должен создавать помех общественному транспорту. Кроме того, это возможно лишь в случаях, когда полоса отделена прерывистой разметкой. Если же разметка сплошная – перестраиваться водителям на автобусную полосу строго запрещено. Таким образом, выполнить поворот на этом перекрестке он не может. И ему ничего не остается, кроме как проехать прямо до следующего перекрестка.
Если нужно высадить пассажиров
В том же пункте 18.2 ПДД говорится о том, когда водитель может перестроиться на автобусную полосу для посадки или высадки пассажиров. Правила здесь те же: перестроение возможно лишь в случае, если полоса отделена прерывистой линией разметки. При этом подобного рода маневр не должен создавать помех и мешать водителям общественного транспорта.
Если разметка сплошная – перестраиваться на автобусную полосу нельзя. Высадить пассажиров на этом участке дороги также не удастся. Дело в том, что полоса для движения обычных автомобилей является второй. То есть останавливаться здесь запрещено.
Существует еще один значимый момент, который игнорируют многие автомобилисты, зарабатывая себе тем самым штрафы. Так, если на дороге полностью отсутствует разметка, но висит знак 5.14 (автобусная полоса), считается, что дорога размечена сплошной линией. То есть перестроиться для посадки или высадки пассажиров, а уж тем более повернуть не удастся.
Когда можно ездить по автобусной полосе в Москве?
Большинство правил дорожного движения распространяют свое действие на территорию всей страны. Однако некоторые законы регионального значения могут вносить свои изменении. Особенно сильно ситуация отличается в городах федерального значения. В частности, в Москве.
Отличием Москвы является то, что здесь суббота приравнена к рабочим дням. И на многих участках дороги вместо знака 8.5.2 здесь устанавливается знак 8.5.3, запрещающий выезд на полосу для маршрутных ТС в том числе в субботу. Делать это можно будет только в один день недели – воскресенье.
Еще одно важное отличие касается работы такси. Помимо требований, предъявляемых к данной группе транспортных средств, в Москве существует еще одно. Так, чтобы считаться такси, автомобиль должен быть оборудован номерным знаком на желтом фоне. Если его не будет, а водитель выедет на участок автобусной полосы, на него может быть наложен штраф в размере 3000 рублей.
Когда можно ездить по выделенной полосе таксистам?
Автобусная полоса предназначена в том числе для движения легковых такси (п18.2 ПДД). Однако данный автомобиль должен обязательно соответствовать ряду требований:
- ТС должно быть покрашено в желтый цвет, а по бокам необходимо нанести так называемые «шашечки».
- В салоне должен располагаться специализированный счетчик.
- На крыше требуется установить специальный фонарь.
Только при одновременном соблюдении всех перечисленных условий водитель автомобиля получает право двигаться по выделенной полосе для общественного транспорта. Кроме того, для Москвы действует дополнительное требования. А именно, наличие у автомобиля номерных знаков на желтом фоне.
Таким образом, частные извозчики, не оборудовавшие должным образом свой автомобиль, не имеют право двигаться по автобусной полосе. При нарушении – им начисляется штраф от 1500 до 3000 рублей.
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Распространенное заблуждение о том, что по выделенной полосе разрешается движение в выходные дни, является в корне неверным. Однако при наличии знака 8.5.2 выезжать на нее все-таки можно.
Следует помнить, что знаки дорожного движения могут только разрешать движение по автобусной части. Но они никак не могут влиять на разметку. Поэтому если полоса для маршрутных ТС отделена сплошной линией, пересекать ее по-прежнему нельзя. Иначе водитель будет оштрафован.
Обычно власти разрешают проезд по выделенной полосе в выходные. Однако зачастую это разрешение не распространяется на субботу. В этом случае вместо знака 8.5.2 устанавливается знак 8.5.3.
Существует и другая распространенная ситуация. Ведь часто выходные и праздничные дни переносят. Так, в случае, если суббота объявлена рабочим днем, то и на полосу, обозначенную знаком 8.5.2, выезд запрещен.
Как узнать, можно ли сегодня ездить по автобусной полосе?
Чтобы понять, какие дни считаются выходными, необходимо обратиться к Трудовому кодексу. Здесь, а именно в статье 112, указано, что к нерабочим относятся следующие дни:
- С 1 по 8 января – Новогодние праздники.
- 7 января – Рождество.
- 23 февраля – День защитника Отечества.
- 8 марта – Международный женский день.
- 1 мая – Праздник весны и труда.
- 9 мая – День победы.
- 12 июня – День России.
- 4 ноября – День народного единства.
Необходимо отметить, что каждый год на Новогодние праздники приходится два выходных. Они переносятся на другие даты. Поэтому ежегодно выходит Постановление правительства РФ, в котором указаны числа, считающиеся нерабочими. Например, в 2019 году это 2 и 3 мая. А 23 февраля, пришедшееся на субботу, было перенесено на 10 мая. Таким образом, рабочие дни могут становиться нерабочими, и наоборот.
Даты праздничных дней меняются из года в год. Чтобы не получить штраф, водителям рекомендуется своевременно находить информацию об этом.
Ответственность за езду по выделенной полосе
К нарушителям, выехавшим на участок проезжей части, предназначенный для маршрутных транспортных средств, применяются суровые наказания. Последнее зависит от тяжести совершенного действия, а также от того, совершено ли оно в первый раз.
Так, согласно ст12.17 КоАП РФ, выезд, равно как и остановка на полосе, выделенной для маршрутных ТС, влечет наложение штрафа в размере 1500 рублей. В городах федерального значения (Москва и СПб) за аналогичное нарушение будет наложен штраф 3000 рублей.
Однако более опасны ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу для маршрутных ТС. Согласно ст12.15 КоАП РФ, если водитель объезжал препятствие, то его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 1500 рублей. Если же это произошло по другим причинам, данная сумма увеличивается до 5000 рублей. В некоторых случаях автомобилиста могут лишить водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. А в ситуации, когда подобное нарушение происходит повторно, водитель лишается прав на год (если проезд был зафиксирован автоматической системой, то автомобилист может отделаться штрафом 5000 рублей).
Если водитель выехал на полосу, отделенную сплошной линией, он может получить дополнительный штраф за нарушение разметки (ст12.15 КоАП). В настоящее время он составляет 1000 рублей.
Есть ли скидка за езду по выделенной полосе?
Начиная с 2017 года государство позволяет водителю оплачивать штрафы со скидкой в размере 50%. Однако для этого требуется выполнить ряд условий.
В первую очередь следует убедиться, что правонарушение не входит в список исключений статьи 32.2 КоАП пункт 1.3 (выезда на автобусную полосу здесь нет). Кроме того, автомобилист должен оплатить штраф в течение 20 суток с момента вступления постановления в законную силу (ст32.2 КоАП).
Таким образом, водитель действительно может получить скидку на штраф за движение по автобусной полосе. То есть ему придется заплатить 1500 рублей в Москве и СПб, а также 750 рублей в остальных регионах страны. Подробную информацию можно найти непосредственно в постановлении (здесь же будет отмечена дата, до которой действует скидка). Произвести оплату можно будет через официальный сайт ГИБДД.
Обжалование штрафа за езду по выделенной полосе
Если водителя оштрафовали за выезд на участок проезжей части, предназначенный для общественного транспорта, обжаловать это решение ему вряд ли удастся. Хотя существует 3 случая, когда сделать это все-таки возможно:
- Водитель выехал на полосу движения из-за крайней необходимости, например, уходя от столкновения со встречной машиной.
- Дорога не была оборудована знаками и разметкой, обозначающими выделенную полосу.
- Водитель получил 2 штрафа за одно и то же правонарушение.
Порядок обжалования штрафа ГИБДД за езду по автобусной полосе такой же, как и при других нарушениях. При этом достаточно правильно написать заявление и отправить его.
Инструкция по обжалованию выглядит примерно так:
- В первую очередь требуется убедиться, что сроки обжалования еще не вышли. На него автомобилисту дается 10 дней (ст 30.3 КоАП). Если же время прошло, направить заявление не удастся. Но можно оспорить сроки (например, если водитель не получил копию постановления).
- Далее следует определиться с мотивировкой обжалования (нарушение по крайней необходимости, отсутствие состава и т.д.).
- После этого достаточно написать заявление (пример можно посмотреть здесь) и направить его в ведомство по почте (адрес указан в копии постановления). Порядок обжалования определяется главой 30 КоАП.
На рассмотрение жалобы у ГИБДД есть 10 дней со дня получения. В случае, если она перенаправляется в суд, то последний будет рассматривать дело 2 месяца (ст30.5 КоАП).
Важные нюансы
Вопрос о выделенной для движения общественного транспорта полосе имеет несколько важных нюансов. Вот основные моменты, на которые автолюбители должны обратить внимание:
- Зачастую вместо знака автобусной полосы власти вешают знак «Въезд запрещен» (он допускает движение маршрутных ТС). Штраф за нарушение в данном случае варьируется от 500 до 5000 рублей (иногда возможно лишение прав). Однако в случае с выделенной полосой, автомобилист может получить штраф от 1500 до 3000 рублей – в зависимости от региона (ст12.16 КоАП).
- Довольно часто нарушения фиксируются автоматическими системами. Это никак не влияет на наказание (хотя водитель точно не лишится прав). Однако если на одном участке дороги находилось несколько устройств подряд, каждое из них может зафиксировать нарушение (штрафов, соответственно, тоже будет несколько).
- Наказание за движение по автобусной полосе существенно увеличивается, если эта полоса встречного направления. В крайнем случае водителя могут лишить прав.
- Иногда запрет на движение по выделенной полосе распространяется только на определенные дни. В этом случае на дороге будет установлен соответствующий знак. Однако наличие подобных обозначений никак не влияет на разметку. То есть в определенные дни автомобилист может двигаться по автобусной полосе, однако пересекать сплошную линию для этого он не может (иначе водителя могут оштрафовать на 1000 рублей согласно статье 12.15 КоАП РФ).
- Если требуется повернуть направо или высадить пассажиров, автомобилист может выезжать на выделенную полосу. Однако сделать это можно только в случае, если полоса отделена прерывистой линией разметки.
- Нужно помнить, что выезд на автобусную полосу и пересечение сплошной линии разметки – это два абсолютно разных правонарушения. Таким образом, водителя могут оштрафовать дважды: на 1500 и 1000 рублей соответственно.
- Оплачивать штрафы рекомендуется сразу после получения копии постановления. Это позволит сократить сумму в 2 раза. Чтобы получить скидку, автомобилист должен перечислить средства не позднее 20-дневного срока.
- При наличии достаточных оснований, водитель может обжаловать наказание.
Это были основные особенности и нюансы движения по выделенной автобусной полосе. Как видно, ничего сложного в законодательстве нет. Главное – следовать правилам дорожного движения и вовремя оплачивать штрафы (хотя до их появления лучше не доводить).
Штраф за автобусную полосу
В целях уменьшения автомобильных заторов (“пробок”), а также для беспрепятственного и быстрого движения маршрутных ТС были внедрены специальные выделенные (далее также – отдельные) полосы (далее также – ряды).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В зависимости от разметки и расположения данной полосы (на “встречке” или на “попутке”), водителя ожидает различная ответственность за движение, остановку или стоянку на выделенном ряду.
Что это такое
В п. 1.2. ПДД (далее – Правила), где указаны все определения, так или иначе имеющие отношение к дорожному движению, понятия “Выделенная полоса” не представлено. Равно, как и в КоАП (далее – Закон).
При этом, в зависимости от конкретного знака (5.11.1. или 5.14.), выделенный ряд может быть как встречным, так и попутным.
О чем гласят Правила
В основном, Правила гласят о приоритете маршрутных ТС по отношению к другим машинам.
Так, п. 18.2. Правил не позволяет движение, остановку и стоянку ТС на отдельном ряду, если такой ряд обозначен одним из следующих знаков:
- разумеется, сами маршрутные ТС;
- школьные автобусы;
- легковые такси;
- велосипедистов, но только в том случае, если отдельный ряд расположен на правой части дороги.
Если водитель не исполнил указанные выше предписания, его ждет административное наказание в зависимости от вида нарушения.
Какой предусматривается штраф
Ездить по отдельному ряду для маршрутных ТС нельзя – наказание на это предусмотрено различными статьями Закона.
Возможные ситуации:
- Водитель едет по отдельному ряду, движение маршрутных ТС по которому осуществляется в попутном направлении (то есть стоит знак 5.14.).
За данное нарушение автолюбитель понесет наказание по ч. 1.1. ст. 12.17. Закона – штраф 1,5 тыс. (исключение – если такое нарушение было совершено в населенном пункте федеральной значимости).
- То же нарушение, только совершенное в Москве или Санкт-Петербурге.
Автомобилиста, совершившего указанный проступок на улицах федеральных городов, ждет в 2 раза больший штраф, а именно 3 тыс. рублей.
- Объезд преграды или помехи, совершенный с выездом на выделенный для маршрутных ТС ряд, расположенный на “встречке” и отмеченный знаком 5.11.1.
В данном случае ответственность будет точно такой же, как и за объезд преграды по “обычному”, то есть не выделенному встречному ряду – по ч. 3 ст. 12.15., предусматривающей санкцию в форме денежного штрафа от 1 до 1,5 тыс.
- Обгон, осуществленный с выездом на отдельный ряд, расположенный во встречном направлении (то есть на дороге стоит знак 5.11.1.).
Наказание последует, как за обгон по сплошной – то есть по ч. 4 ст. 12.15. Закона. В этом случае автолюбителя могут либо оштрафовать на 5 тыс., либо лишить ВУ на срок от 4 до 6 мес. Какое именно наказание последует, инспектор ГИБДД решит прямо “на месте”.
- Обгон с выездом на встречный отдельный ряд, обозначенный знаком 5.11.1., совершенный повторно.
На основании ст. 4.6. Закона, нарушение считается повторным, если оно было совершено в течение 12 месяцев после предыдущего. Наказание за повторный выезд на встречный отдельный ряд такое же, как и за повторный обгон, то есть регламентируется ч. 5 ст. 12.15. Закона.
В случае фиксации проступка инспектором последует безальтернативное аннулирование прав на 1 год. Водителю крайне повезет, если фиксация будет осуществлена камерой – тогда вместо лишения будет наложен штраф 5 тыс.
Без разметки
На основании Прил. 2 к Правилам, Раздела 1 “Горизонтальная…”, разметка 1.23.1. означает особый ряд для маршрутных ТС и представляет собой большую букву А.
Прерывистая дает некоторые преимущества (см. подраздел “В каких случаях можно выезжать” нашей статьи), однако, вне зависимости от типа разметки, именно постоянно ехать по данному ряду запрещено.
Нам не удалось выяснить, может ли в принципе быть ситуация, когда разметки, отделяющей выделенный ряд, вообще нет.
Представляется, что даже если такая ситуация есть, водителям необходимо руководствоваться требованиями п. 9.1. Правил, то есть самостоятельно определять ширину автобусной полосы на основе ширины всей проезжей части, габаритов ТС и необходимых интервалов между ними.
В любом случае, иных видов ответственности, кроме указанных в подразделе “Какой предусматривается штраф”, за выделенную полосу нет, поэтому водителю следует посмотреть, какой из 5 рассмотренных случаев похож на его случай, и заранее узнать о возможных санкциях.
Для общественного транспорта
Вышеуказанное справедливо в отношении лиц, нарушающих правила движения по выделенному для маршрутных ТС ряду. Однако отдельной полосой считается еще и полоса для велосипедистов, обозначаемая знаком 4.4.1.
Как оспорить
Опротестование наложенного наказания за “выделенку” осуществляется в общем порядке согласно правилам, установленным Главой 30 Закона.
Мы рекомендуем обжаловать штраф или лишение, если автомобилист уверен, что нарушения положений Раздела 18 Правил действительно не было. Доказать правоту поможет установленный внутри ТС видеорегистратор.
Согласно видеозаписи, будет понятно, действительно ли водитель остановился на выделенном ряду для посадки или высадки пассажиров, или перестраивался в крайний правый ряд при наличии прерывистой разметки.
Если нарушение зафиксировала камера, актуально оспаривать в следующих случаях:
- если по фото или видео нельзя однозначно идентифицировать госномер;
- действия водителя по выезду на “выделенку” были обусловлены крайней необходимостью (ст. 2.7. Закона);
- наличие уже имеющегося штрафа за точно такое же правонарушение (такое может случиться, к примеру, из-за близкого расположения камер либо при фиксации камерой нарушения, за которое инспектор уже выписал протокол).
Можно ли оплатить со скидкой 50 процентов
Штрафы, наложенные за все нарушения, так или иначе связанные с выездом или движением по “выделенке”, можно уплатить с 50-процентной скидкой.
Исключением является проступок, указанный в ч. 5 ст. 12.15. Закона – то есть повторное (в течение года после предыдущего) движение по выделенному ряду навстречу общему потоку ТС. Если такое нарушение будет зафиксировано камерой, наложенный финансовый штраф 5000 рублей придется уплатить в полном размере.
В каких случаях можно выезжать
Отметим, что Правила допускают выезд на “выделенку” для совершения маневра (обычно, для правого поворота), но только при наличии прерывистой разметки.
Если автомобилист заблаговременно не займет крайнее правое положение для поворота направо при наличии прерывистой разметки, сотрудник дорожной полиции будет вправе применить нормы ч. 1.1. ст. 12.14. Закона и оштрафовать водителя на 500 рублей или вынести письменное предупреждение.
Также допускается выезжать на выделенный ряд в случае выезда на дорогу, например, с придворовой территории, однако, как и в предыдущем случае, только при наличии прерывистой разметки.
- при выезде на дорогу (при наличии прерывистой разметки);
- при посадке и высадке пассажиров (при наличии прерывистой разметки + дополнительное требование – не создавать помех для маршрутного транспорта);
- при повороте направо (при наличии прерывистой разметки).
Итак, лишить прав за движение по “выделенке” могут лишь в случае выезда на встречный отдельный ряд, либо же заменить лишение штрафом в размере 5000 рублей.
При езде по попутному отдельному ряду автомобилисту грозит лишь штраф в фиксированном размере 1500 рублей.
Видео: Штраф за движение по выделенной полосе для общественного транспорта
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
- Регионы – 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.