Сколько стоил проезд в поезде в 19 веке: цены в России и других странах

Корова за три рубля. Цены и жалования в Царской России

Разговоры о том, что «при царе-батюшке за 3 рубля можно было купить корову», как правило, вызывают ностальгию. Тем более, что этих «трехрублевых бурёнок» принято поселять не во времена, например, Николая Павловича, а в благословенный 1913 год, в последние мирные времена царской России. Хочется верить, что в эпоху, когда налицо были и балы, и красавицы, и юнкера, и хруст французской булки – жизнь была дешевле и как-то, что ли, естественней, справедливей, чем сейчас.

Во многом эта самая «корова за три рубля» – да еще «большие зарплаты квалифицированных рабочих» – сыграла роль триггера народного недовольства в недалеких еще 80-х, когда в интеллигентских кухнях и газетах говорили о правах и свободах, а в общих вагонах и заводских курилках – о настоящей, «добезцаря», жизни. После чего в России уже 20 лет возрождается 1913 год, со всеми его забытыми прелестями вроде сословного общества и отсутствия социальных гарантий.

Между тем, соотношение между реальными заработками и ценами в России 1913 года было вовсе не столь радужным, как его принято рисовать сейчас.

Так давайте не спеша разберёмся: какие же были цены и жалования в России в начале XX века, основываясь только на реальных документах: приказах и постановлениях правительства и министерств Российской Империи, прейскурантах, ценниках, отчётах, выписках из книг доходов и расходов, меню и счетов того времени. Начнем наше путешествие в 1900-ые годы и знакомство с ценами начала 20 века с самого популярного продукта в России во все времена. Правильно, Вы угадали, на водку. В те времена водка в Царской России продавалась только в специальных казенных винных лавках. Над входом в винный магазин, как и при входе в любое государственное учреждение, красовался государственный герб: двуглавый орёл. Государство сохраняло монополию на производство и продажу водки. Здесь без всякой очереди всегда продавалась водка двух сортов. Красноголовка (красная крышка), водка, звавшаяся в народе «казёнка». Цена за бутылку такой водки (0,61 литра) в начале 20 века была 40 копеек. И второй сорт водки – это «Белоголовка» (белая крышка), это водка двойной очистки. Бутылка такой водки в дореволюционной России стоила 60 копеек. Продавались бутылки ёмкостью от четверти (1/4 ведра) в плетёных корзинках, что составляло 3 литра. И самые маленькие бутылочки с водкой были 1/10 часть от обычной бутылки, которые в народе ещё тогда прозвали «мерзавчик» 0,061 литра. За такую бутылочку надо было заплатить в казенном винном магазине всего 6 копеек. При этом разливное пиво дешёвых сортов «Светлое», «Венское», «Староградское», «Мюнхенское» в начале 20 века стоило от 6 до 10 копеек за 1 литр. Бутылочное пиво из-за стоимости стекла стоило дороже, где-то 20 копеек за бутылку. Вино дорогих и престижных марок доходило до 5-9 рублей за бутылку. Ёмкость бутылки для вина в дореволюционные годы была 0,75 литра. При этом за дешёвое разливное вино в разных губерниях России нужно было заплатить всего 5-20 копеек за литр. Коньяки стоили от 3 рублей и заканчивались ценами до 100 рублей за бутылку.

Ну, это всё цены указаны магазинные, а сколько же нужно было заплатить за стопку водки (1/6 бутылки = 100 грамм) в кабаке, которые в те времена дореволюционной России уже назывались трактирами. Вообще, отличие трактира от своего более древнего предшественника «кабака» в том, что в кабаке можно было приобрести только спиртное, а в трактире ещё кроме алкоголя можно было и откушать. Итак, в дешёвом трактире на окраине провинциального города, заплатив 5 копеек, можно было выпить полстопки, т.е. 50-60 грамм дешёвой и скорее всего, сильно разбавленной водки. На закусь по-быстрому предлагалась самая популярная закуска к водке во все времена – это, правильно, солёный огурец всего за 1 копейку. А наесться «до отвала» в этих дешевых трактирах можно было всего за 10 копеек. Кстати, на рынке за две копейки спокойно можно было выбрать дюжину отборных соленых огурцов (12 штук). В таких дешевых питейных заведениях находиться было не очень комфортно и безопасно. Постоянно сновали подозрительные, полукриминальные личности, пьяные ломовые извозчики, чернорабочие. Убийства и ограбления там были не редкостью. Совсем другое дело, это приличные трактиры, по-нашему кафе-рестораны. В этих приличных и столь популярных в годы начала 20 века трактирах было очень приятно скоротать вечерок. Столовые приборы сверкали чистотой, скатерти были накрахмалены и изумительно белыми, всюду мелькали расторопные и опрятные половые (официанты), а с кухни распространялись чудесно аппетитные и вкусные запахи. Здесь отобедать стоило в 1900-ые годы в России уже 30-50 копеек. Но это того, судя по воспоминаниям современников, оправдывало. Рюмка водки в подобном культурном заведении обходилась уже в 10 копеек, но это точно была казённая водка! Не балованная. За кружку пива (0,61 литра) следовало заплатить до 10 копеек. Чай с двумя кусочками сахару стоил всего 5 копеек. В хороших известных ресторанах, естественно, покушать стоило подороже. В среднем за обед в приличном ресторане XX века в Имперской России нужно было расплатиться в размере 1,5 – 2 рублей. Это плата за обычный обед: первое, второе, салат, пара стопок водки, десерт, без изысков. После обеда сытых и респектабельных российских граждан на выходе из ресторана наперебой пытались уговорить поехать на пролётке извозчики. В крупных городах в те годы единственным городским транспортом являлся трамвай, как правило, цена составляла 5 копеек без пересадки, и 7 копеек с пересадкой. Но, конечно, основным видом транспорта были пролётки, управляемые лихими извозчиками. Обычно за поездку в России в начале 20 века внутри города извозчики брали 20 копеек. Но, цена всегда была договорная и менялась от степени соотношения спроса/ предложения. Хотя, даже в те дореволюционные времена привокзальные извозчики были самыми дорогими, которые без зазрения совести объявляли 50 копеек за часто не очень долгую поездку от вокзала до ближайшей гостиницы. По поводу вокзалов и путешествий. Естественно, в те годы в основном путешествовали на железной дороге. Билет первого класса до Петербурга из Москвы стоил 16 рублей, а в сидящем вагоне можно было доехать и за 6 рублей 40 копеек. До Твери из Москвы первым классом можно было доехать за 7 рублей 25 копеек, а третьим – добраться за 3 рубля 10 копеек. Носильщики с радостью предлагали услугу поднести чемоданы за 5 копеек. Большой багаж, занимающий всю тележку, отвозили к поезду или обратно за максимальную плату в 10 копеек. Вернёмся к гостиницам… В гостиницах для очень состоятельных господ в роскошных номерах со всеми удобствами, телефоном, рестораном и т.д. стоимость номера обходилась в день 5-8 рублей. Номер в гостинице без излишеств, но вполне приличный обходился 0,7- 2 рубля в сутки. Меблированные комнаты стоили 15-60 копеек в сутки. Вообще, в дореволюционной России в начале 20 века съёмное жильё в среднем стоило 20 копеек в месяц за квадратный метр. В центре Москвы шикарная многокомнатная квартира с обстановкой и ремонтом по последнему слову техники того времени обходилась в 100-150 рублей в месяц. А небольшая квартирка с безвкусной обстановкой на окраине 5-7 рублей. Обычная же стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом, т.е. порядка 80 рублей, была примерно 15 рублей в месяц. Позвонить друзьям и знакомым из гостиницы и рассказать, как устроился, стоило из Петербурга в Москву 50 копеек в минуту, но оплачивалось не менее 1,50 рубля за соединение. Дешевле было написать письмо, за его отправку нужно было заплатить всего 3-4 копейки. Или отправить телеграмму. В другой город отправить слово, переданное с помощью телеграфа, стоило всего 5 копеек, а отправить послание кому-нибудь на дачу в пригород всего 1 копейку за слово. Отправить посылку внутри Российской Империи весом до 1 килограмма стоило всего 25 копеек, а за отправку посылки весом до 5 килограмм нужно было заплатить 65 копеек. Кроме ресторанов можно было развлечься и культурно, сходив в театр. Например, быть в Москве и не сходить в Большой театр на оперу или балет считалось не прилично. Билеты в отдельные привилегированные ложи стоили до 30 рублей, за места в первых рядах портера следовало заплатить от 3 до 5 рублей, а посмотреть представление на галерке стоило всего 30-60 копеек. С культурной пищей в начале 20 века теперь всё понятно, вернёмся к рыночным дореволюционным ценам в России на продукты питания.

Вот список цен того времени на продукты, хотя тогда всё мерили в фунтах, стоимость указана за килограммы для удобства восприятия:

Батон чёрного черствого хлеба весом в 400 грамм – 3 копейки,
Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки,
Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм – 7 копеек,
Картофель свежий урожай 1 килограмм – 15 копеек,
Картофель старый урожай 1 килограмм – 5 копеек,
Мука ржаная 1 килограмм – 6 копеек,
Мука овсяная 1 килограмм – 10 копеек,
Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм – 24 копейки,
Мука картофельная 1 килограмм – 30 копеек,
Макароны простые 1 килограмм – 20 копеек,
Вермишель из муки высшего сорта 1 килограмм – 32 копейки,
Сахарный песок второго сорта 1 килограмм – 25 копеек,
Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм – 60 копеек,
Пряники тульские с вареньем 1 килограмм – 80 копеек,
Конфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля,
Кофе в зернах 1 килограмм – 2 рубля,
Чай листовой 1 килограмм – 3 рубля,
Соль поваренная 1 килограмм – 3 копейки,
Молоко свежее 1 литр – 14 копеек,
Сливки жирные 1 литр – 60 копеек,
Сметана 1 литр – 80 копеек,
Творог 1 килограмм – 25 копеек,
Сыр «Российский» 1 килограмм – 70 копеек,
Сыр по иностранной технологии «Швейцарский» 1 килограмм – 1 рубль 40 копеек
Масло сливочное 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,
Масло подсолнечное 1 литр – 40 копеек,
Курица парная 1 килограмм – 80 копеек,
Яйцо отборное десяток- 25 копеек,
Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек,
Мясо говядина лопатка 1 килограмм – 45 копеек,
Мясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек,
Рыба свежая окунь речной 1 килограмм – 28 копеек,
Рыба свежая судак речной 1 килограмм – 50 копеек,
Рыба свежая сом 1 килограмм – 20 копеек,
Рыба свежая лещ 1 килограмм – 24 копеек,
Рыба мороженая горбуша 1 килограмм – 60 копеек,
Рыба мороженая сёмга 1 килограмм – 80 копеек,
Рыба мороженая осетр 1 килограмм – 90 копеек,
Икра черная зернистая 1 килограмм – 3 рубля 20 копеек,
Икра черная паюсная 1 сорта 1 килограмм – 1 рубль 80 копеек,
Икра черная паюсная 2 сорта 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,
Икра черная паюсная 3 сорта 1 килограмм – 80 копеек,
Икра красная соленая 1 килограмм – 2 рубля 50 копеек,
Овощи капуста свежая 1 килограмм – 10 копеек,
Овощи капуста квашенная 1 килограмм – 20 копеек,
Овощи лук репчатый 1 килограмм – 5 копеек,
Овощи морковь 1 килограмм – 8 копеек,
Овощи помидоры отборные 1 килограмм – 45 копеек.


Немного про стоимость вещей в начале XX века в Царской России:

Начнём со стоимости обмундирования и военной формы одежды, которую российские офицеры вынуждены были приобретать на свои деньги, и она с учётом невысокого офицерского жалования (которое будет приведено в конце статьи) явно обходилась им недешево.
Сапоги парадные офицерские – 20 рублей,
Мундир парадный офицерский – 70 рублей,
Фуражка обер-офицерская – 3 рубля,
Шапка уланская – 20 рублей,
Шапка гусарская штабная – 12 рублей,
Эполеты штаб-офицерские золочёные – 13 рублей,
Шпоры – 14 рублей,
Драгунские и казачьи сабли – 15 рублей,
Офицерский ранец – 4 рубля.

Одежда для гражданского населения обходилась гораздо дешевле:

Рубаха выходная – 3 рубля,
Костюм деловой для приказчиков – 8 рублей,
Пальто длинное – 15 рублей,
Сапоги яловые– 5 рублей,
Ботинки летние- 2 рубля,
Гармонь- 7 рублей 50 копеек,
Патефон- 40 рублей,
Рояль известной марки – 200 рублей,
Автомобиль без дополнительной оснастки – 2.000 рублей,

Альтернативное и основное средство передвижение в те времена,
естественно, была лошадь, которая стоила:

Лошадь для повозки -100 рублей,
Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей,
Старая кляча на колбасу – 20 рублей,
Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было – от 150 рублей,
Хорошая дойная корова – от 60 рублей.

Ну, с ценами теперь всё более, менее понятно, подойдём к зарплатам в начале 20 века. Итак, средняя зарплата в Российской Империи у работников фабрик и заводов и служащих младших чинов с 1880 по 1913 год увеличилась с 16 до 24 рублей в месяц. Эта цифра довольно маленькая по сравнению со средними зарплатами в других развитых европейских странах за аналогичный период. Для удобства сравнения зарплат все данные приведены в рублях по золотому паритету обмена валют того времени. Например, в Италии средняя зарплата на производстве и у государственных служащих низких чинов увеличилась с 19 до 32 рублей в месяц, в Австро-Венгрии – с 28 до 44 рублей, во Франции – 30 до 41 рубля, Германии – с 42 до 57 рублей, в Англии – с 47 до 61 рубля, в США – с 63 до 112 рублей. Но не надо забывать дешевизну продуктов и товаров собственного производства в Царской России по сравнению с указанными странами.

Примерно похожая ситуация наблюдается и в изменении годового дохода на душу населения за период с 1894 года по 1913 год. В России прирост национального годового дохода на единицу населения страны увеличился с 67 до 101 рубля. В Японии прирост составил с 24 до 60 рублей, в Италии со 104 до 230 рублей, в Австро-Венгрии – со 127 до 227 рублей, во Франции – с 233 до 355 рублей, в Германии – с 184 до 292 рублей, в Англии – с 273 до 463 рублей, в США – с 290 до 545 рублей. Единственное, не надо забывать, что прирост населения в России опережал все европейские страны и уступал только США, где прирост поддерживался довольно большим потоком трудовой миграции. Все эти цифры показывают, что рост валового продукта и уровня жизни в России происходил всё же медленнее, чем в других развитых странах. Но, обладая огромными природными ресурсами, которые были уже столь необходимые для производственного развития в начале 20 века, России могла очень удачно использовать эту природную «фору» для более быстрого развития собственной экономики. Если бы не война, слабое, безвольное правительство (после смерти Столыпина) и, к сожалению, многое, многое другое…

Но, вернёмся к зарплатам в Царской России в начале XX века, в 1913 год. Средняя зарплата рабочих и мелких служащих в 24 рубля понятие очень относительное, поэтому давайте подробнее разберёмся: кто и сколько зарабатывал в месяц.

Итак, самой малооплачиваемой частью наёмных работников в России являлась прислуга, которая получала в месяц: от 3 до 5 рублей женская и от 5 до 10 рублей мужская. Но, наниматель помимо денежного довольствия предоставлял слугам бесплатно крышу над головой, питание, и, как правило, ещё и одежду с «барского плеча». Очень часто эта профессия была наследственной, и дети слуг, подрастая и становясь на службу, видели жизнь только из окна барского дома. Далее, по возрастающей заработной платы в России в начале 20 века идут рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, чернорабочие, грузчики. Их жалование составляло от 8 до 15 рублей в месяц. Причём не редкостью было, когда одна десятая часть зарплаты выдавалась карточками, на которые можно было отовариться только в заводском магазине по завышенным ценам продуктами, далеко, не первой свежести. Преимущественно больше зарабатывали рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга. Зарплата этих рабочих в начале XX века в Царской России составляла от 25 до 35 рублей. А представители так называемой рабочей аристократии, т.е. профессиональные токари, слесари, мастера, бригадиры получали от 50 до 80 рублей в месяц.

Теперь о жаловании служащих в дореволюционной России. Самые маленькие оклады в начале XX века были у младших чинов государственных служащих в размере 20 рублей в месяц. Столько же получали простые служащие почты, земские учителя младших классов, помощники аптекарей, санитары, библиотекари и т.д. Гораздо больше получали врачи, например, в земских больницах у них было жалование 80 рублей, у фельдшеров 35 рублей, а заведующий больницей получал 125 рублей в месяц. В маленьких сельских больницах, где в штате был всего один фельдшер, то он получал зарплату 55 рублей. Учителя старших классов в женских и мужских гимназиях получали от 80 до 100 рублей в месяц. Начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах имели месячные оклады от 150 до 300 рублей. Депутаты Государственной Думы получали жалование в размере 350 рублей, губернаторы имели оклады около одной тысячи рублей, а министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.

В армии офицерские жалования в начале XX века в Российской Империи после повышения в 1909 году были следующие. Подпоручик имел оклад 70 рублей в месяц, плюс 30 копеек в день за караульные и 7 рублей доплату за наём жилья, итого всё вместе рублей 80. Поручик получал жалование в размере 80 рублей плюс те же квартирные и караульные ещё рублей 10, в сумме 90 рублей. Штабс-капитан получал оклад от 93 до 123 рублей, капитан – от 135 до 145 рублей, а подполковник от 185 до 200 рублей в месяц. Полковник Царской армии получал от Государя жалование в размере 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц.

Чтобы понять, каковы же были повседневные расходы в сравнении с повседневными доходами наших предков, пересчитаем тогдашние цены и зарплаты в теперешние.

В основу методики пересчета был положен золотой эквивалент – цена тройской унции в 1913 и 2010 годах. Опираясь на доступные в открытых источниках среднегодовые цены золота и курсы валют, был рассчитан приблизительный курс российского рубля 1913 года по отношению к рублю-2010. Этот курс составил 1335 современных рублей за один «николаевский». Опираясь на это значение, можно пересчитать на современные деньги стоимость главных элементов жизни в одной из российских столиц в 1913 году.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как дамы XIX века перевозили багаж и что было в их чемоданах, корзинах, картонках

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Железная дорога – роскошь или удобный способ путешествия?

Раз уж дама «сдавала в багаж», речь идет, скорее всего, о первом или втором классе вагонов, потому что пассажиры третьего класса и ниже были вынуждены везти свою поклажу при себе, размещая ее на полках. Разные уровни комфорта при поездке на поезде возникли с самого появления в России железнодорожного сообщения – эта традиция пришла из Англии.

Первая железная дорога связывала Санкт-Петербург и Царское Село, а также Павловск – некогда императорскую резиденцию и излюбленное «дачное» направление для российской знати. Первый паровоз, тянувший за собой вагоны, прошел по этим путям еще в 1837 году, а в числе первых пассажиров был сам император Николай I. Стоит, кстати. заметить, что акции компании, что финансировала строительство этой железной дороги, принадлежали внуку Екатерины II – Алексею Бобринскому. Новый способ путешествия воспринимали как истинно роскошный, свидетельствующий о том, что будущее уже наступило, и долгое время все причастные к эксплуатации железнодорожных составов и вокзалов поддерживали очень высокий, действительно царский уровень сервиса.

Впрочем, в Царское Село и Павловск стали ездить и другие пассажиры, не принадлежащие к царской или какой-либо дворянской фамилии. Проезд, в зависимости от класса, стоил от 40 копеек – «без крыши и рессор» – до 2,5 рублей – в вагонах класса «Берлин», самых комфортабельных. За те деньги, что составляли стоимость самого дешевого билета, можно было купить несколько килограммов мяса, яиц и хлеба.
В 1851 году было завершено строительство железнодорожных путей, соединяющих Москву и Санкт-Петербург, и стоимость билетов от одной столицы до другой варьировалась уже от 7 до 19 рублей (цены третьего и первого классов), но можно было доехать и в товарном вагоне-теплушке – за 3-4 рубля.

Первые поезда вызывали понятное опасение – ходили слухи, что от высокой – до сорока верст в час! – скорости человеку угрожает развитие болезни мозга. И все же удобство и значительно более короткое, по сравнению с конными экипажами и дилижансами, время переезда из одной точки страны в другую скоро завоевали железной дороге любовь и знатных пассажиров, и клиентов попроще. После отмены крепостного права в 1861 году произошел настоящий бум переездов – и бум строительства все новых железнодорожных путей. В 1870-х годах они протянулись уже по всей стране. Железные дороги были вынуждены уступить наплыву «простых» пассажиров: их стали допускать даже в залы ожидания для первого и второго классов, и немудрено: перевозить большое количество пассажиров низших классов оказывалось делом довольно прибыльным.

Вагоны, в которых размещались пассажиры, были окрашены в один из четырех цветов: синие предназначались для путешествующих первым классом, желтые – для пассажиров второго, зеленые – для тех, кто ехал третьим, самые простые вагоны, предназначенные для четвертого класса, были серого цвета.
А та квитанция, которую получила знаменитая дама, рассчитывалась исходя из стоимости 3 копейки за каждый сданный в багажный вагон предмет.

Рост популярности поездов, или «машин», как их тогда называли, приводил к гораздо более частым путешествиям по Российской империи и за границу и существенным образом повлиял на разные стороны жизни женщин XIX века, в частности, на моду. Пышные юбки были неудобны для ношения в купе поездов, и фасоны платьев претерпели изменения. А главное, появился новый удобный способ перевозить свои вещи – упаковывая их в чемодан.

Багаж

Раньше во время поездок вещи укладывали в сундуки, которые размещались в конных экипажах. Любой переезд был важным, серьезным событием, к нему готовились неделями, а паковаться начинали заранее. Брали с собой много всего – ведь в пути предстояло провести несколько дней, останавливаясь отдохнуть на постоялом дворе – если ехали своим экипажем, или же от станции к станции, где можно было сменить лошадей и преодолевать в день до 100 – 150 верст. В пути было скучно и грязно – дороги между городами и тогда были довольно «гнусными», часто приходилось ехать по топи, вымощенной бревнами. Зато тяжелые деревянные сундуки отлично справлялись с задачей перевезти багаж из точки «А» в точку «Б».

Но вот пришла пора быстрых и удобных для путешественника поездов, и стала бурно развиваться «багажная индустрия». Слава изобретателя первого чемодана – с плоской твердой поверхностью – принадлежит Луи Вюиттону. Этот предмет стал набирать популярность – чемоданы благодаря их форме можно было без ущерба для содержимого устанавливать один на другой.
Пассажиры и пассажирки, что нуждались в перевозке большого количества одежды и обуви, использовали кофры – сундуки, которые можно было ставить вертикально, и тогда они заменяли собой гардеробы.

После Гражданской войны в США во всем мире в употребление вошли саквояжи – поначалу их изготавливали из ковра. Потом уже эти сумки стали делать из кожи. Саквояжи стали не просто сумкой для поездки, как это и следует из оригинального названия (sac voyage – «сумка для путешествия»), их использовали в работе врачи и учителя.
«Картонка» – это важная составляющая любого багажа XIX века, в картонных коробках перевозили шляпы и шляпки. Кроме того, при себе каждый путешествующий первым и вторым классом обязательно имел дорожный несессер. Он предназначался для мелких предметов, необходимых во время поездки (nesessaire и означает по-французски – «необходимый»). Состоящий из разных отсеков и отделений, он вмещал в себя множество всего – расчески, зеркала, пудреницы, флаконы с духами и лекарствами, помады, носовые платки, манжеты, воротнички и принадлежности для шитья. Впервые возникший еще в XVIII веке, несессер стал со временем настоящим произведением искусства, мастера состязались между собой в умении скомбинировать и упорядочить его содержимое – оно исчислялось порой сотнями разных предметов.

В поездку брали и дорожные шкатулки-секретеры, где возили приспособления для письма и где часто были предусмотрены тайные отделения для важных бумаг.

Роскошный сервис и плата за воздух

Лучшим образцом железнодорожного сервиса дореволюционных времен стал Сибирский экспресс Санкт-Петербург – Иркутск, спальные вагоны прямого сообщения, что подразумевало, что многодневный путь пассажиры преодолевали без каких-либо пересадок. Этот поезд состоял только из вагонов первого и второго классов. Он был оснащен собственной электростанцией, в нем впервые в России появился вагон-ресторан, а также к услугам пассажиров были библиотека, гостиная с пианино и даже тренажерный зал. Путешественникам предоставлялись постельное белье, чай, настольные лампы, а также – по желанию – горячие ванны. Сибирский экспресс стал символом и воплощением роскоши и романтического шика.

Само собой, ни один из поездов Российской империи по уровню комфорта и роскоши не мог сравниться с императорским. В вагонах, которых в составе было целых пятнадцать, была предусмотрена бесшумная система вентиляции и отопления, кондиционирования воздуха, располагались камины, интерьер поражал качеством отделки и внутренним убранством, сравнимым с дворцовым.

В вагонах первого класса обычно путешествовали представители дворянства и купечества, высшие чиновники. С 1891 года появилось правило, согласно которому в вагонах третьего класса появились купе только для женщин – в случаях, если в поезде приходилось ночевать.

Железнодорожное ведомство всерьез билось над проблемой вентиляции в вагонах третьего и четвертого классов: пассажиров в вагоне было слишком много, чтобы обеспечить оптимальное для человека количество воздуха. Толчея, духота, табачный дым были непременными составляющими поездки в «дешевом» вагоне. Фактически, богатые пассажиры платили и за воздух – чистый и доступный в достаточном количестве.
Одно несомненно – поездка по железной дороге погружало и погружает путешествующих в особый мир, мир случайных встреч, однообразных пейзажей за окном, стука колес, и тоски по старому и предвкушения нового.

А об истории женской сумки, не как части багажа, а как аксессуара для жизни – тут.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Статьи

Рубль – что можно было купить на него в начале 18, 19 и 20 веках 19.04.2017 06:49

В 1769 году в Российской империи были выпущены первые бумажные деньги – ассигнации. Хотя изначально они были обеспечены только медью, стоимость новой валюты соответствовала серебряным монетам. К началу 19 века из-за подделок и чрезмерной эмиссии курс снизился до рубля ассигнациями за 60 копеек серебром.

Цены на продукты питания в екатерининскую эпоху были сравнительно низкими. Но инфляция была существенная. Пуд хлеба (16.4 кг) стоил в 1760 году 86 копеек, в 1773 – 2.19 рубля, к 1788 – уже 7 рублей. За ведро водки (12.3 литра) поначалу платили 85 копеек, в дальнейшем стоимость напитка росла пропорционально ценам на зерно. Ближе к исходному 1769 году пуд ржаной муки стоил 8 копеек, пшеничной – 17-20. В 1790-ом пшеничную муку продавали по 30-40 копеек за пуд.

За рубль при Екатерине II можно было купить пару небольших книг без переплета, проехать 300 верст (около 600 км) на ямских лошадях, или 100 верст (200 км) в почтовой карете. Чуть больше рубля в год составляла подушная подать, которую платили все крестьяне мужского пола, независимо от возраста. Она тоже постепенно увеличивалась.

19 век

Курс ассигнаций долгое время держался на уровне 3.5 бумажных рублей за серебряный. После реформы в середине века, когда появились казначейские билеты, они быстро пришли к курсу около 3:1 по отношению к драгоценному металлу. Двойная система исчисления, в бумаге и серебре, серьезно осложняла расчеты. Драгметалл конвертировался – за американский доллар давали 1.39 российских рублей.

Стоимость основных продуктов заметно выросла по сравнению с 18 веком.

В провинциальном Пскове в 1838 году цены были такими:

• пресноводная рыба – 25-60 коп./кг

• говядина – 40 коп./кг

• живой гусь – 1.20 руб.

• живая курица – 70 коп.

• масло коровье или постное – 1 руб./кг

• ржаная мука – 2.20 руб./пуд

• свечи – 1.10 руб./кг

• сено – 50 коп./пуд (4 рубля за воз)

• солома – 25 коп./пуд (1 рубль за воз)

Московские цены практически не отличались от псковских. В Петербурге некоторые товары были дороже. Инфляция по окончании войны 1812-1814 года была незначительная, и вследствие роста производства многие продукты даже дешевели.

В самом конце 18 века цены на товары первой необходимости были такими:

• ржаная мука – 9 коп./кг

• пшеничная мука – 15 коп./кг

• манная крупа – 50 коп./кг

• вермишель – 40 коп./кг

• гречневая крупа или овсянка – 12 коп./кг

• горох – 10 коп./кг

• сахар колотый – 40 коп./кг

• кофе в зернах – 1.25 руб./кг

• говядина 1-й сорт – 40 коп./кг

• говядина 2-й сорт – 30 коп./кг

• телятина – 70-80 коп./кг

• курица – 50-60 коп./шт

• гусь или индейка – 1.25 руб./шт

• рябчик – 30-40 коп./шт

• тетерев – 35-45 коп./шт

За рубль можно было купить мешок картофеля. Качественная книга стоила от 3 рублей, атлас – 10-15 рублей.

Стабильный период до начала Первой мировой войны считается образцовым в истории Российской империи. Уровень жизни населения был высоким, как никогда раньше, инфляция почти отсутствовала.

Цены на продукты питания:

• ржаной хлеб (400 г) – 4 коп.

• белый хлеб (300 г) – 7 коп.

• ржаная мука – 6 коп./кг

• пшеничная мука – 24 коп./кг

• овсяная мука – 10 коп./кг

• картофельная мука – 30 коп./кг

• свежий картофель – 15 коп./кг

• прошлогодний картофель – 5 коп./кг

• макароны – 20 коп./кг

• вермишель – 32 коп./кг

• сахар-песок – 25 коп./кг

• сахар-рафинад – 60 коп./кг

• пряники с вареньем – 80 коп./кг

• шоколадные конфеты – 3 руб./кг

• кофе (зерна) – 2 руб./кг

• чай (листья) – 3 руб./кг

• свежая капуста – 10 коп./кг

• квашеная капуста – 20 коп./кг

• лук репчатый – 5 коп./кг

• морковь – 8 коп./кг

• томаты – 45 коп./кг

• молоко – 14 коп./л

• сливки – 60 коп./л

• сметана – 80 коп./л

• творог – 25 коп./кг

• твердый сыр – 70 коп./кг

• сливочное масло – 1.20 руб./кг

• подсолнечное масло – 40 коп./л

• яйца – 25 коп./десяток

• курятина – 80 коп./кг

• телятина – 70 коп./кг

• говядина – 45 коп./кг

• свинина – 30 коп./кг

• речная рыба – 20-50 коп./кг

• лосось – 80 коп./кг

• осетр – 90 коп./кг

• зернистая черная икра – 3.20 руб./кг

• паюсная черная икра – от 0.8 до 3.20 руб./кг

• красная икра – 2.50 руб./кг

Для удобства восприятия ценники пересчитаны в килограммах, хотя в начале 20 века развесные товары обычно измеряли в фунтах или пудах.

Цены на спиртные напитки:

• бутылка казенной водки (600 мл) – 40 коп.

• водка двойной очистки (600 мл) – 60 коп.

• кружка пива (600 мл) – 10 коп.

• дешевое разливное вино – 5-20 коп./литр

Цены на одежду и обувь:

• деловой костюм – 8 р.

• парадный мундир – 70 р.

• легкие ботинки – 2 р.

• гражданские сапоги – 5 р.

• офицерские сапоги – 20 р.

• послать письмо – 4 коп.

• отправить посылку весом менее 5 кг – 65 коп.

• телефонный звонок – 50 коп./минута

• телеграф – 5 коп./слово

Билеты в Большой театр стоили всего 30-60 коп. на галерке, 3-5 руб. в партере, в ложах – до 30 руб.

За рубль можно было поселиться в гостинице на сутки, или пообедать в приличном ресторане.

Середина 20 века

Период Первой мировой и Гражданской войны сопровождался огромной инфляцией и быстрой сменой платежных систем. Старые бумажные деньги в 1917-ом вышли из употребления, золотые и серебряные еще долго были в ходу. Получили распространение временные суррогаты платежных средств – «керенки» и прочие, которые моментально обесценивались. Но для нумизматов они представляют значительный интерес.

Более-менее стабильной финансовая система стала в период НЭПа (1921-1927). Привязка новой советской валюты к драгметаллам («золотой» червонец) была фиктивной, как всегда в подобных случаях. За нелегальный оборот драгоценностей и царских монет полагались суровые наказания. Но за счет оплаты импорта золотом удавалось поддерживать платежеспособность денежных купюр.

Цены в 1927 году:

• белый хлеб – 20 коп./кг

• ржаная мука – 6 коп./кг

• пшеничная мука – 9 коп./кг

• перловая крупа – 25 коп./кг

• топленое масло – 1.50 руб./кг

• масло высшего сорта – 1.85 руб./кг

• селедка – 37 коп./кг

• сахар-рафинад – 79 коп./кг

• леденцы – 90 коп./кг

• вареная колбаса 1 сорт – 80 коп./кг

• вареная колбаса 2 сорт – 54 коп./кг

• ситец – 48 коп./метр

• подошвенная кожа – 2.65 руб./кг

Цены жестко регулировались государством, были периоды повышения и снижения, в зависимости от экономической обстановки. Если некоторых товаров в магазинах не хватало по официальным ценам, на обычном и черном рынке они могли стоить в несколько раз дороже.

• пшеничная мука – 4.60 руб./кг

• горох – 3.60 руб./кг

• гречка – 1.82 руб./кг

• пряники – 5.75 руб./кг

• повидло – 4.30 руб./кг

• кофе – 10.90 руб./кг

• вино – 4 руб./поллитра

В целом, ценность денег неуклонно падала. Особенно они обесценились за время Великой Отечественной войны. В 1947 году началось планомерное снижение цен, которое продолжалось до 1954-го. Были установлены разные расценки для трех «поясов», в зависимости от удаления региона от обжитой европейской части страны. Во втором поясе товары были порядка 10% дороже, чем в первом, в третьем разница составляла около 20%.

Цены после первого снижения в 1947-ом:

• ржаной хлеб – 2.80 руб./кг

• пшеничный хлеб 1 сорт – 6.20 руб./кг

• пшеничный хлеб 2 сорт – 4 руб./кг

• ржаная мука – 4.40 руб./кг

• пшеничная мука 1 сорт – 7 руб./кг

• пшеничная мука 2 сорт – 5.70 руб./кг

• пшено – 5.50 руб./кг

• гречка – 11 руб./кг

• овес – 2.20 руб./кг

• макароны – 9 руб./кг

• сахар – 13.50 руб./кг

• говядина – 28 руб./кг

• селедка – 17 руб./кг

• сливочное масло – 62 руб./кг

• подсолнечное масло – 28 руб./кг

• соль – 1.50 руб./кг

• молоко – 2.50 руб./литр

• яйца – 10 руб./десяток

• черная икра – 400 руб./кг

• водка – 60 руб./поллитра

• пиво Жигулевское – 7 руб./поллитра

• ситец – 10 руб./метр

• керосин – 2.20 руб./литр

Конец 20 века

Реформа 1961 года была проведена с деноминацией дензнаков в 10 раз. Но ценники снизились в меньшей степени. В эпоху 1961-1986 годов отсутствовала инфляция. Лишь ближе ко времени распада СССР в 1991-ом наметилось подорожание и дефицит товаров.

Цены после 1961 года:

• говядина – 2 руб./кг

• свинина или баранина – 3 руб./кг

• курятина – 2.60 руб./кг

• речная рыба – 56 коп./кг

• вареная колбаса – 1.70-2.90 руб./кг

• сардельки говяжьи – 2.10 руб./кг

• сардельки свиные или сосиски – 2.60 руб./кг

• копченая грудинка – 4 руб./кг

• копченый окорок – 5 руб./кг

• твердый сыр – 2.30-3.90 руб./кг

• плавленый сыр – 1.30 руб./кг

• сливочное масло – 3.50 руб./кг

• топленое масло – 3.80 руб./кг

• подсолнечное масло – 1.70 руб./кг

• яйца – 1 руб./десяток

• молоко – 20-30 коп./литр

• сметана – 1.70 руб./кг

• творог – 90 коп./кг

• ржаной хлеб – 16 коп./кг

• пшеничный хлеб – 28 коп./кг

• пшеничная мука – 46 коп./кг

• манная крупа – 55 коп./кг

• сахар – 90 коп./кг

• гречка – 56 коп./кг

• картофель – 10 коп./кг

• лимонад или минеральная вода – 10 коп./поллитра

• пиво Жигулевское – 40 коп./поллитра

• вино – 2.30-3.40 руб./поллитра

• водка – 3 руб./поллитра

• полулитровая бутылка – 20 коп./шт

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

196244, г.Санкт-Петербург, пр.Космонавтов д.52

понедельник – пятница: 10:00-18:00

тел: т. +7 (911) 927-98-97, +7 (981) 146-91-59,

Цены из мемуаров русских крестьян 18-19 вв

Сборник “Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX века” ценен не только воспоминаниями крестьян о своей жизни как таковыми, но и указанием на цены, зарплаты и стоимость работ в различных регионах России. Соответствующую информацию из этих воспоминаний мы и приводим в этом материале.

1758
Сибирь. Зарплата писаря на государственных железных заводах – 20 р. в год. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Сибирь. Зарплата писаря на частных железных заводах – 60 р. в год. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Петербург. Стоимость подводы от Петербурга до Новгорода – 6 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1759
Сибирь. Стоимость пуда ржаной муки – 5,5 коп. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Сибирь. Стоимость пшеничной ручной лучшей муки – 30 коп. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Сибирь. Стоимость окорока свиного – 40 коп. за пуд. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1762
Псков. Стоимость бревен – до 50 руб. за 50 бревен. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1764
Псков. Стоимость жести – 76 р. За две бочки. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псков. Оплата работы мастеров – 23 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псков. Работа наемных столяров – 50 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Велье. Зарплата поверенного в генеральном межевании – 7 р. в месяц. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1765
Псковская область, г. Опочка. Стоимость богатой ливреи с золотым галуном – 70 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псковская область, г. Опочка. Стоимость шляпы – 2 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1777
Псковская область, г. Опочка. Стоимость пустоши – 300 р. за четыре пустоши. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псковская область, г. Опочка. Расходы при совершении купчей – 25 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псковская область, г. Опочка. Доход с четырех пустошей – 77 р. в год. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1790
Ярославская губерния. Казенный сбор – 1,5 р. с души. Источник – Воспоминания Пурлевского

1793
Петербург. Стоимость съемной квартиры в каменном доме, три комнаты и конюшня – по 8 руб. в месяц. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1794 г
Петербург. Стоимость извозчика из Петербурга до Пскова – 10 р. 50 коп. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1796
Гродно. Жалование серебряною монетою в казенном отделении Литовского верховного правления – 225 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1800-е
Владимирская губерния. Откуп от воинской повинности – 500 р. Источник – Воспоминания Николаева

Самара. Плата за путину от Самары до Нижнего Новгорода – 8 р. Источник – Воспоминания Николаева

1804 г.
Псковское наместничество, Опочка. Неурожайный год, затраты на покупку хлеба за год для прокорма семьи – 95 руб. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1805 г.
Псковское наместничество, Опочка. Неурожайный год, затраты на покупку хлеба за год для прокорма семьи – 178 руб. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1806 г.
Псковское наместничество, Опочка. Неурожайный год, затраты на покупку хлеба за год для прокорма семьи – 319 руб. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1807
Псковское наместничество, Опочка. Стоимость четверти ржи – от 10 до 12 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псковское наместничество, Опочка. Стоимость рекрутских крестьян – 155 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

Псковское наместничество, Опочка. Отдача человека в милицию – 83 р. 98 коп. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1808 г.
Псковское наместничество, Опочка. Стоимость четверти ржи – 14 р. Источник – Воспоминания Леонтия Автономова

1810-е
Урал. Стоимость барана – 1 р. 70 коп. ассигнациями. Источник – Воспоминания Шипова

1812
Урал. Стоимость барана – от 3 р. 50 коп. до 5 р. Источник – Воспоминания Шипова

1817
Урал. Стоимость осетрины – от 12 до 15 коп. за фунт. Источник – Воспоминания Шипова

Урал. Стоимость свежей икры – от 25 до 30 коп. Источник – Воспоминания Шипова

1819
Архангельск. Замена отбывания воинской повинности денежной квитанцией – 1000р. ассигнациями, 100 р. серебром за 25 лет службы. Источник – Воспоминания Заборского

1820-е
Саратовская область. Сумма пенсии прачки – полтора пуда муки ржаной, 30 фунтов круп и 1 рубль в месяц жалованья. Источник – Воспоминания Кабештова

Усадьба Мартьяново Любимского уезда. Стоимость драгоценностей – 6000 р. Источник – Александра Шестакова и её суженый

1823
Урал. Сумма оброка – 105000-61000р. со слободы. Источник – Воспоминания Шипова

Петербург. Курс серебряного рубля – 3 р. 80 коп. ассигнациями. Источник – Воспоминания Артынова

1824
Оренбургская область. Стоимость старого барана – 9 р. 25 коп. Источник – Воспоминания Шипова

Оренбургская область. Стоимость среднего барана – 8 р. Источник – Воспоминания Шипова

Оренбургская область. Стоимость молодого барана – 6 р. 25 коп. Источник – Воспоминания Шипова

1832
Молдавия, г.Яссы. Стоимость чая обыкновенного – 50 коп. за фунт. Источник – Воспоминания Шипова

Молдавия, г.Яссы. Стоимость чая цветочного – 1 р. серебром за фунт. Источник – Воспоминания Шипова

Молдавия, г.Яссы. Стоимость розового масла – 100 р. за фунт. Источник – Воспоминания Шипова

1835
Ставрополь. Жалование комиссионера на коммерческом предприятии – 1000 р. в год. Источник – Воспоминания Шипова

1837
Ростов. Стоимость огуречного семени оптом – 1000 р. за пуд. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Стоимость огуречного семени в розницу – 30 р. за фунт. Источник – Воспоминания Артынова

1839
Ростов. Курс 5 рублей ассигнациями – 6 р.30 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс 100 рублей ассигнациями – 126 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс 3-хрублевой золотой монеты – 13 р. 50 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс полуимпериала(5 рублей) – 23 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс империала (10 рублей) – 46 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс трехрублевой полтники – 13 р. 50 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс платины в 6 рублей – 27 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс полтинки в 12 рублей – 54 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс 20-франковой французской монеты – 22 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс 5 копеек серебром – 24 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс гривенника (10 копеек серебром) – 48 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс пятиалтынного – 72 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс двугривенного – 96 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс четвертака (25 копеек серебром) – 1 р. 20 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс полтинника (50 копеек серебром) – 2 р. 40 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс нового серебряного рубля – 4 р. 50 коп. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс прусского талера со столбами – 6 р. Источник – Воспоминания Артынова

Ростов. Курс австрийского талера с орлами – 5 р.80 коп. Источник – Воспоминания Артынова

1840-е
Сердобск. Жалование частного поверенного – 20 р. в месяц. Источник – Воспоминания Кабештова

Балашов. Стоимость аренды охоты на сурков – от 150 до 200 рублей. Источник – Воспоминания Кабештова

Балашов. Аренда земли – от 12 до 15 рублей в год за десятину целинной земли. Источник – Воспоминания Кабештова

Ярославская губерния. Стоимость ржаной муки – от 6 до 7 р. за куль в 9 пудов. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость ржи – от 5 до 6 р. за куль в 9 пудов. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость гороха, пшена кулькового – 80 коп. за четверик. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость крупы гречишной – 4 р. за четверть в 8 пудов. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость говядины – 3 коп. за фунт. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость баранины – 2 коп. за фунт. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость гуся кормленого – 30 коп. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость утки – 15 коп. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость яиц – 4 коп. за десяток. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость масла коровьего – 15 коп. за фунт. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость масла постного – 5 коп. за фунт. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость привозной красной рыбы, осетра и белуги – 7 и 10 копеек фунт. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость икры паюсной – 15 коп. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Ярославская губерния. Стоимость казанского лучшего меда – от 6 до 10 р. за пуд. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

1843
Молдавия. Сумма оброка – 400 р. Источник – Воспоминания Шипова

1848
Киев. Стоимость извозчика из Киева до г. Сердобска Саратовской губернии – 25 р. Источник – Воспоминания Кабештова

Киев. Стоимость номера в третьеклассной гостинице под лестницею – 75 коп. Источник – Воспоминания Кабештова

Киев. Стоимость извозчика из Лавры в Киев – 10 коп. Источник – Воспоминания Кабештова

Киев. Аренда четырех комнат – 120 р. Источник – Воспоминания Кабештова

Москва. Стоимость крепостного камердинера – 3000 р. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость шубы из черно-бурой лисицы – 1000 р. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость шубы из соболя – 2000 р. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость деревенской избы – 100 р. Источник – Воспоминания Бобкова

1850-е
Ярославская губерния. Стоимость вольной – 500 р. Источник – Крепостные и господа

Ярославская губерния. Стоимость серебряного рубля – 3 р.50 коп. Источник – Крепостные и господа

Ярославская губерния. Сумма оброка – 15 р. с тягла. Источник – Крепостные и господа

Ярославская губерния.Стоимость вольной – 5000 р. за две крестьянские семьи. Источник – Крепостные и господа

Великое село Ярославской губернии. Цена за душу крестьянина – 24 р. Источник – Воспоминания крепостного Пурлевского

Балабановка. Аренда земли – 4-5 рублей за десятину. Источник – Воспоминания Кабештова

Москва. Стоимость дров – 16 рублей ассигнациями за 1 сажень. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость сена – 44-50 коп. ассигнациями за 1 воз. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость соломы – 1 р. серебром за воз. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость овса – 9 р. ассигнациями за 1 четверть. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость муки – 36 коп. ассигнациями за 1 пуд. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость сахара – 24 коп. серебром за 1 фунт. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость водки – 1 р. 13 коп. серебром за четверть ведра. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость говядины – 5 р. 30 коп. ассигнациями за 1 пуд. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость яиц – 1 р. серебром за 100 штук. Источник – Воспоминания Бобкова

Москва. Стоимость сальных свечей – 13 руб. ассигнациями за 1 пуд. Источник – Воспоминания Бобкова

1852
Ростов. Оплата работы художника Императорской Академии художеств по контракту 400 р. серебром. Источник – Воспоминания Артынова

1853
Молдавия. Стоимость нелегального перевода через границу – 10 р. Источник – Воспоминания Шипова

г.Черновиц. Стоимость комнаты в трактире – 20 коп. в сутки. Источник – Воспоминания Шипова

1856
Москва. Стоимость дома – 12000 р. Источник – Воспоминания Бобкова

1857
Москва. Извозчик от Москвы до Курска – 5 р. Источник – Воспоминания Шипова

Курск. Жалование приказчика на сахарном заводе 300 р. в год. Источник – Воспоминания Шипова

1859
Москва. Услуги танцора и дирижера – 15 р. Источник – Воспоминания Бобкова

1860
Москва. Стоимость вина в купеческом клубе – 5 р. за бутылку. Источник – Воспоминания Бобкова

1861
Москва. Стоимость «Положения» о крестьянах – 1 р. за экземпляр. Источник – Воспоминания Бобкова

Одесса. Стоимость оформления заграничного паспорта – 1 р. серебром. Источник – Воспоминания Шипова

Одесса. Стоимость билета на палубе винтового парохода до Константинополя – 5 р. серебром. Источник – Воспоминания Шипова

Одесса. Стоимость воды на чай на пароходе – 10 коп. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость билета до Яфоры – 10 р. серебром. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость рома – 30 коп. за кварту. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость лучшего цветочного чая – 1 р. 70 коп. за фунт. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость сахара – 14 коп. за фунт. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость вина «тенедос» – 20 коп. за кварту. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость поездки на лошаке до Иерусалима. – 1 р. 60 коп. серебром. Источник – Воспоминания Шипова

Иерусалим, Михайловский монастырь. Стоимость приюта – 2 р. серебром с человека. Источник – Воспоминания Шипова

Иерусалим. Стоимость поездки на лошади на Иордан и обратно – 3 р. Источник – Воспоминания Шипова

Иерусалим. Стоимость поездки на муле и верблюде на Иордан и обратно – 2 и 2,5 р. Источник – Воспоминания Шипова

Иерусалим. Стоимость поездки на ишаке на Иордан и обратно – 1 р. 60 коп. Источник – Воспоминания Шипова

Яффа. Стоимость билета на английском пароходе до Константинополя – 5 р. серебром. Источник – Воспоминания Шипова

Константинополь. Стоимость билета на русском пароходе до Одессы – 5 р. серебром. Источник – Воспоминания Шипова

1866
Раненбург. Жалование приказчика на железнодорожной станции – 25 р. 50 коп. Источник – Воспоминания Бобкова

1870-е
Владимирская губерния. Стоимость подержанной барки – 300 р. за две. Источник – Воспоминания Николаева

1875
Рязань. Стоимость дубровой рощи – 5000 р. Источник – Воспоминания Бобкова

1879
Либава. Жалование доверенногопо постройке таможенных зданий – 200 р. в месяц и с добавлением 15% с чистого барыша. Источник – Воспоминания Бобкова

Либава. Спектакль в пользу бедных учеников – 200 р. Источник – Воспоминания Бобкова

Либава. Пенсия отставного майора – 33 р. в месяц. Источник – Воспоминания Бобкова

1942
Архангельская область. Стоимость картофеля – 200 р. за пуд. Источник – Воспоминания Заборского

1943
Архангельская область. Стоимость картофеля – 250 р. за пуд. Источник – Воспоминания Заборского

7 шикарных поездов мира. Два из них ездят по России

Сегодня поезда уже не вызывают того трепета и ощущения чуда, что было сто лет назад.

Тем не менее, они все ещё способны восхищать: премиум-купе с богатыми интерьерами, 24-часовым обслуживанием, как в лучших гостиницах мира. Или просто великолепными видами за окном.

Мы решили выяснить, чем современные поезда способны удивить.

1. Восточный экспресс: символ богатства прошлого века

Классика. Знаменитый поезд, ставший основой для романа Агаты Кристи, обладает богатейшей историей. Поезд класса люкс отправился в свой первый путь по маршруту «Париж-Константинополь» аж в 1883 году.

За прошедший век на «Восточном экспрессе» ездили знаменитости: монархи, политики, бизнесмены, актёры и звёзды.

Сегодня любой может прикоснуться к истории и потом рассказать, что путешествовал тем же поездом, что и Шарль де Голль, Елизавета II, Франц-Иосиф, Агата Кристи.


Практически антикварная отделка помещений. Купе достойны пятизвездочного отеля


Блюда готовит шеф-повар Кристиан Бодигул, 30 лет возглавляющий кухню поезда с тремя вагонами-ресторанами


Факт: это первый поезд, в каждом купе которого появилась ванная комната с горячей и холодной водой


Дворецкий поезда обслуживает 24 часа, красиво жить не запретишь

Модернизированные поезда Venice Simplon Orient Express ходят по разным европейским маршрутам, например, «Лондон – Венеция», «Париж – Венеция», «Венеция – Вена» .

Всего поезд имеет 89 двухместных купе и 16 одноместных купе. У каждого вагона разные интерьер и история.

Цены начинаются от £2 450 или 196 тыс. руб до £11 603 или 930 тыс. руб. Цены зависят от типа купе (на одного, на двоих, люкс, гранд-люкс).

2. The Blue Train: богатство Африки

Африканская легенда. С начала прошлого века знаменитый «Синий поезд» поражает интерьерами и обслуживанием высшего разряда.


Интерьер купе – как в пятизвёздочной гостинице

История поезда берет начало со времён золотой и алмазной лихорадки 1880-х годов, когда безумные заработки предприимчивых людей сделали обоснованным строительство такого премиум-поезда.

Начиная с 1997 года, маршрут обновлённого «Синего поезда» между Кейптауном и Преторией был расширен на север до знаменитого водопада Виктория. Путешествие стало ещё интереснее.


Личный дворецкий, премиум-номера, высокая кухня определяют высокую стоимость билета


Из окон можно увидеть антилоп, жирафов и буйволов саванн национального парка

Цены стартуют с £900 или 70 тыс. рублей. Поездка длится всего два дня. Самый фантастический способ путешествовать по Африке.

3. Ледниковый экспресс: лучший вид на Альпы

Красно-белый поезд, соединяющий железнодорожные вокзалы альпийских курортов Санкт-Мориц и Церматт . Поражает видами из окон. Значительную часть пути состав проходит через объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: от коммуны Са́нкт-Моритц до Риунаульты — швейцарского Грант-Каньона.


Из вагонов с огромными окнами открываются виды на швейцарские горы, озера, акведуки и перевалы

Поездка на «Ледниковом экспрессе» проходит по 291 мосту, через 91 туннель и через перевал Оберальп в самой высокой точке на 2,033 м над уровнем моря. В общей сложности, поездка занимает 7,5 часов.

Здесь нет роскоши, зато есть природная красота за окнами.


В вагонах нет розеток, зарядить гаджеты невозможно – намёк, что отвлекаться на смартфоны нельзя

«Ледниковый экспресс» по праву называют лучшим панорамным и самым медленным скоростным поездом в мире.

Цены на поезд «гуманные»: от €135 или 9600 рублей и 237 евро или 17 тыс. руб.

4. Транссибирский экспресс «Золотой Орел»: дорогой туризм в России

Транссибирская магистраль, соединяющая Москву с восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России, является самым длинным железнодорожным маршрутом в мире.

Путь из Москвы до Владивостока на одном из самых роскошных и дорогих поездов России – «Золотой Орел» – займёт аж 14 дней. Это на девять дней дольше, чем обычным поездом.

Связано это с длительными остановками в крупных городах России. За время путешествия пассажиры пройдутся по Казани, Екатеринбургу, Новосибирску, Иркутску, Улан-Удэ и Улан-Батору (Монголия), Хабаровску и Владивостоку .

Но помимо туристической фишки, «Золотой Орел» удивит роскошью внутри. Снаружи он неприметный.


В каждом купе есть санузел, кровать, гардероб, телевизор и музыкальный центр


В поезде два вагона-ресторана, вагон-кухня, вагон-прачечная, вагон-склад, сервисный вагон с салоном красоты и медпунктом. А ещё бар

Любопытно, что поезда нет в обычном расписании РЖД. Это частный туристический состав. Стоимость поездки на «Золотом орле» составляет от 973 тыс. руб до 2,4 млн рублей.

5. «Императорская Россия»: китайцам нравится

Это аналог «Золотого Орла». Маршрут «Императорской России» схож (отправление из Москвы), только пунктом прибытия является Пекин, а не Владивосток.


В каждом VIP-купе пассажиров ждут LCD-телевизор, личный кондиционер, душ и туалет. В вагонах попроще санузел совмещен между двумя купе


Отсутствие внятной гид-программы, плохой медперсонал, обязательные скучные лекции — так отзываются об этом поезде русские. Но от китайцев жалоб нет

Поездка из Центральной России через Монголию в Китай займёт 15 дней, и обойдётся как минимум в 437 тыс. руб или 768 тыс. руб.

В общем, для тех «нищих» китайцев, которые не смогли позволить себе поездку на «Золотом Орле».

6. «Дворец на колесах»: дорого-богато и обязательно с золотом

Поезд, который ранее назывался «Royal Rajasthan on Wheels» недавно сменил название на более простое и подходящее «Дворец на колесах». Чего стесняться?


Каждое купе выполнено в уникальном стиле

За неделю путешествия пассажир увидит большинство самых интересных мест Раджастана: от песков пустынь и дикой природы заповедников до исторически важных крепостей и дворцов страны.

Общая протяженность маршрута — 4466 км. От Дельфов до Агры .


Каждое купе сможет удивить дизайном и используемыми в отделке материалами: от дерева золота до шлифованной стали с вкраплениями из горного хрусталя


В поезде 39 люксовых купе и 2 супер-люксовых, все они вмещают 80 пассажиров


Бронировать понравившееся купе стоит заранее

Билеты выкупаются на год вперед. И это несмотря на стоимость, которая начинается с $865 или 56 тыс.руб. и заканчивается на цифре в $1800 или 117 тыс. руб.

7. Royal Scotsman: шотландский премиум – сервис и легенды

Завершает сегодняшнюю подборку европейский экскурсионный поезд класса «люкс».

Локомотив курсирует по основным туристическим местам Шотландии: от старинных замков и фортов до знаменитых заводов виски (куда без этого?). Путешественники увидят: шотландские горы, водопады и красочные ландшафты .


Сам поезд включает в себя 5 спальных вагонов, 2 вагона-ресторана, 1 смотровой вагон с террасой и спа-вагон Bamford Haybarn Spa. Потому что, почему бы и нет?

Любопытно, что на ночь поезд останавливается на тихой станции или запасном пути. Максимально комфортная обстановка создаётся за счёт тихих мест.


Для пассажиров действует любимая система российских туристов All Inclusive

Цены на билеты стартуют с £2 350 или 188 тыс. руб. и заканчиваются на отметке £4330 или 346 тыс. руб. Это вам не в Турцию сгонять.

(4.85 из 5, оценили: 196)

Цены и зарплаты в разные времена в разных странах в закладки

Сколько зарабатывал в день средневековый англичанин? Сколько колбасы мог купить на свою зарплату рядовой немец при Гитлере? Сколько стоило ведро пива на Руси? Сколько всего мог купить на 1 копейку советский гражданин?

По данным Росстата по России сумма прожиточного минимума составляет 10 329 рублей, а средняя зарплата 35 369 рублей. Понятное дело, что эти цифры не совсем верно отображают реальные доходы россиян (например, в Орловской области средняя зарплата 16 200 руб.), но средние значения можно использовать для сравнения наших цен и зарплат с историческими. Цифры, указанные ниже, наверняка, тоже сильно отличаются от настоящих, однако, какое-то представление о благосостоянии обычного человека, безусловно, помогут составить.

Минимальную оплату труда примем за оплату чернорабочего, которая составляла 1 пенс в день. 1 фунт – 20 шиллингов, 1 шиллинг – 12 пенсов. Средняя зарплата среди ремесленников – это, например, оклад каменщика, равный 4 пенса в день. Рыцарь мог получать 2 шиллинга в день, а доход графа в год мог доходить до 11000 фунтов (30 фунтов в день).

Буханка пшеничного хлеба стоила полпенса, а ржаного в два раза дешевле,

пиво – 4 пинты за пенс (2,25 литра),

молоко – примерно полпенса за литр,

сахар – 5 шиллингов за фунт (0,45 кг),

лошадь – 20 шиллингов,

корова – 10-20 шиллингов,

свинья – 3 шиллинга.

То есть сахар тогда был настолько дорогой, что 900 г сахара можно было обменять на корову, потому что до 17 века в Европе сахар не производили. Книги тоже стоили дорого – от 1 фунта.

Во времена правления Алексея Михайловича (1645-1676) прожиточный минимум для москвича был 11 копеек серебром в месяц.

Каменщик или плотник могли получить до 40 копеек в месяц.

Жалование стрельца 1 рубль в месяц.

Самый большой оклад был у боярина – 100 рублей в месяц, и это не считая дохода от поместий и крестьян.

Постройка небольшого дома в Москве обходилась в 10 рублей.

Хлеб стоил 1 копейку за килограмм,

пиво – 6 копеек за ведро (10 штофов или 12 литров),

курица – 3 копейки,

корова – 2 рубля.

В середине 19 века средняя зарплата составляла 30 рублей в месяц.

Крестьянина можно было купить за 24 рубля, а вольная стоила 500 рублей.

Взять извозчика от Москвы до Курска обходилось в 5 рублей.

Соболиная шуба стоила 2000 рублей.

В 1850-е годы четверть ведра водки (3 литра) стоила 1 рубль 13 копеек.

Говядина стоила примерно 30 копеек за килограмм.

Аляску продали американцам в 1867 году за 7,2 млн. долларов или 11 362 481 рубля 94 копейки. Получается по 7 рублей 48 копеек за квадратный километр. Почти всю сумму (11 млн.) потратили “на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др”.

Россия, 1913 год

В 1913 году за 1$ давали 1,94 руб. С 1913 года доллар подешевел в 23,45 раза, получается, что 1 “николаевский” рубль равняется 582 современным. Неквалифицированный рабочий на металлургическом заводе в столице получал в месяц 20-35 рублей (11 640 – 20 370 совр. рублей), а токарь или слесарь там же – 75 -120 (43 650 – 69 840 рублей). Депутат Государственной Думы – 350 рублей (203 700 совр. руб.), преподаватель закона божьего в Шуйской женской гимназии – 102 рубля (59 364 совр. руб.).

Корова стоила 10 рублей,

килограмм хлеба стоил 5 копеек (29,1 совр. руб.),

мясо – 30 копеек за килограмм (174,6 совр. руб.),

ведро помидоров – 8 копеек (46,56 совр. руб.),

десяток яиц – 23 копейки (133,86 совр. руб.).

Самые дорогие места в Большом театре стоили 4,5 рубля или 2 619 руб. по нашим меркам (сейчас в партер билеты стоят около 13 000 руб.).

Форд Фаэтон можно было приобрести за 2 875 рублей (1 673 250 совр. рублей).

Германия, 1930-е годы

В 1934 году за 1 $ давали 2,5 рейхсмарки. Средняя зарплата рабочего по стране в 1936 году составляла 6,95 доллара в месяц, то есть 17,4 рейхсмарки в неделю или 69,6 в месяц. Эти данные приводятся в книге Ширера Уильяма Лоуренса “Жизнь в Третьем рейхе: 1933 – 1937 годы”. Врач получал около 750 рейхсмарок в месяц. По Inhalt des Statistischen Jahrbuches 1935 указано, что средняя зарплата рабочего составляла 130 рейхсмарок в месяц, а цены такие:

килограмм черного хлеба – 23 рейхспфеннинга,

1 кг вареной колбасы – 2,7 рейхсмарки,

1 кг сахара – 80 рейхспфеннингов,

пара мужской обуви – 14,5 рейхсмарок,

мужское пальто – 110 рейхсмарок.

Первый Volkswagen Гитлер обещал по цене не выше 1000 рейхсмарок.

Во эпоху процветания среднего класса и разагра холодной войны в 1950-х в США средняя месячная зарплата составляла 270-290$. Литр бензина стоил 5 центов в начале 1950-х. 1$ того времени соответствует 8,91 сегодняшних долларов

Цены на 1950 год:

дом семья могла было купить за 14 500$,

автомобиль Chevy Corvette стоил около 3000$,

билет на самолет в один конец из Нью-Йорка в Калифорнию стоил 88$,

бутылочка аспирина стоила 54 цента,

сахар – 19 центов за килограмм,

картофель – 8 центов за килограмм,

буханка хлеба – 14 центов,

цветной телевизор (как на картинке ниже) – 199$.

Ссылка на основную публикацию