Где учился Касым-Жомарт Токаев: учеба в школе, высшее образование

Школа, в которой учился Президент ТОКАЕВ, встретит учебный год слепыми глазницами окон

“Приходите, дети, учиться!” – эта крылатая фраза казахского просветителя и педагога-новатора Ыбрая Алтынсарина звучит насмешкой, когда накануне Дня знаний видишь состояние знаменитой алматинской гимназии № 25.

Сегодня вид у полуразрушенного здания в центре Алматы довольно непрезентабельный. Незаметно и особой активности строительных работ. А ведь с момента начала капитального ремонта прошло уже полгода. Как вы думаете, сколько за это время в Алматы выросло новых многоэтажных бизнес-центров.

Кстати, именно эту 25-ю школу в свое время успешно окончил Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Это в ее фойе трое победителей олимпиады вместе с юным тогда Касым-Жомартом Кемелевичем замуровали в 1970 году в стене кубок с посланием юношам и девушкам ХХI века. Тогда юноши мечтали и верили, что их сверстники будут жить в счастливом мире.

В реальности не всё так просто. Сегодня в паспорте объекта значится: “Начало работ: сейсмоусиление и капитальный ремонт – февраль 2019 г. Окончание работ – IV квартал 2019 г.”. Прошло полгода, но до завершения ремонта еще далеко. В общем, все по плану. И рабочие не торопятся. Строители ссылаются на большую сложность реконструкции здания 1937 года постройки, на полную замену деревянных перекрытий на бетонные, усиление стен и крыши. За такой срок можно было построить новую школу.

А в это время воспитанники 25-й гимназии ютятся в соседних школах № 36, 39 и 128, где им выделены помещения. И зачастую вместо положенных по норме 25 учеников в классы там принимают и до 40 детей.

К слову, в этой 25-й школе-гимназии учился не только нынешний Президент страны, но и много других казахстанских знаменитостей. Среди них археолог Кемаль Акишев, искусствовед Анатолий Кельберг, финансист Даулет Сембаев, нейрохирург Юрий Аношин, видный деятель в области здравоохранения и руководитель Национального научного медицинского центра Абай Байгенжин. Знаменитой ее сделал и российский политик Жириновский. Когда же эта старейшая в южной столице школа в обновленном виде примет детей? Об этом и о готовности школ страны мы попытались узнать в департаменте образования министерства образования и науки РК.

К сожалению, там чиновники в один голос сообщили, что готовятся к отчету перед правительством и ни на какие вопросы журналиста газеты “КАРАВАН” ответить не смогут до окончания совещания. Доложат ли они, что некогда лучшая школа в Алматы выглядит как после бомбежки?

Хотя на своей страничке в “Фейсбуке” нынешний министр Асхат Аймагамбетов писал: “…Быть доступным для населения – одна из главных задач руководителя…”.

Между тем, по информации управления образования Алматы, о готовности школ города к новому 2019/2020 учебному году говорится: ожидаемый прогноз в государственных школах составляет свыше 250 тысяч детей. В 1-й класс в этом году пойдут свыше 32 тысяч детей. А окончили школы города в прошлом 2018/2019 учебном году 8 250 выпускников. В связи с интенсивной миграцией населения и увеличением рождаемости количество детей ежегодно увеличивается в среднем на 12 тысяч. Но с такими темпами ремонта и строительства детей не выучишь.

К началу учебного года из вновь строящихся завершена пока только одна новая школа, № 201, на 600 ученических мест в микрорайоне “Нуркент” Алатауского района. Уроки не для школы: за чей счет будут исправлены ошибки в учебниках

Текущий ремонт проведен во всех 204 государственных школах города. Работы по сейсмоусилению с капитальным ремонтом запланированы в девяти. Из них завершены к началу учебного года – в школах № 14, 18, 49, 143, 153. Завершатся до конца текущего года еще в двух: № 25, 125. А не приступили к ремонту в этом году в школах № 40, 114.

Согласно данным управления городской комфортной среды города, срок завершения сейсмоусиления школы № 25 запланирован до 1 января 2020 года.

Как говорят в акимате, город Алматы относится к числу регионов с высокими темпами роста населения за счет как естественного, так и миграционного прироста, в связи с чем сохраняется дефицит ученических мест. Ну а поскольку по закону все дети страны должны учиться, ни им, ни учителям не позавидуешь.

Конечно, завершение реконструкции школы-гимназии № 25 на 750 мест не решит всех проблем учащихся южной столицы, но это все же показатель отношения в стране к детскому образованию. А мы знаем: от него зависит будущее государства.

Для справки

Средняя школа № 25 была открыта в 1937 году. До 1952 года она была мужской гимназией, в 1941–1945 годах в ней работал военный госпиталь. В 1950-е годы в крыле школы размещался Дворец пионеров. В 1993 году учебное заведение получило статус гуманитарно-лингвистического лицея, а в 1995-м – гимназии. Имя Ильяса Есенберлина ей присвоено в 2004 году. Школа – единственное в Алматы учебное заведение, где более 50 лет углубленно изучают французский язык.

Токаев назвал восемь проблем системы образования в Казахстане

Касым-Жомарт Токаев выступил с речью на пленарном заседании августовской конференции педагогов Bіlіm jáne Ǵylym! Глава государства назвал главные проблемы сферы образования и пути их решения, передает Today.kz.

“Сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы, тем не менее, не должны стоять на месте. Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться. Поэтому главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному. Задача педагогов и, конечно, родителей – воспитание достойных граждан нашей страны”, – сказал Президент.

Он также отметил, что “наша задача состоит в том, чтобы подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам”.

Именно в воспитании трудолюбивой нации заключается фундаментальная задача наших педагогов. Для этого важно быть на передовой мировых новаций и изменений в глобальном образовании, – отметил Глава государства

Касым-Жомарт Токаев поделился своими соображениями по решению актуальных проблем отечественной системы образования и науки.

Первое. Необходимо принять комплексные меры по улучшению качества образования.

“Показательный пример проведение в 2018 году так называемых “сертификаций”, в результате которых 35 процентов педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень. Правильная идея оценки уровня подготовленности учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко. Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Надо иметь в виду, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. Система оценки, безусловно, нужна. Но подходить здесь нужно взвешенно и объективно, тем более, следует исключить давление на педагогов”, – сказал Президент.

Он поручил правительству принять срочные, кардинальные меры по решению указанных проблем.

Среди актуальных вопросов также востребованность будущего выпускника на рынке труда.

Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации. Правительству следует детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям. Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам

“К примеру, из-за требования к соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно раздувать штат, ограничивать инвестиции в качественное повышение учебного процесса”, – заявил Глава государства.

Второе. Формирование твердых жизненных установок в процессе воспитания и обучения.

“Нашим детям необходимо прививать экологичное сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы. Как это делается, например, в странах Северной Европы”, – отметил в выступлении Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, он поручил правительству принять меры, включая законодательные, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания, и высказался о проблеме суицидов в детской и подростковой среде.

Третье. Необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования.

“Поручаю правительству обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой госпрограммы развития образования и науки до 2025 года. Вместе с тем, важно понять, в каком направлении будет двигаться техническое и профессиональное образование. Вызывает обеспокоенность и медленная реализация проекта “Жас маман”. Механизмы осуществления данного проекта не отработаны, перечень специальностей не утвержден. Правительству следует принять исчерпывающие меры, чтобы, наконец, запустить данный проект, определить конкретные сроки и предложить четкий алгоритм действий”, – заявил Президент.

Четвертое. Требует решения проблема трехсменных и малокомплектных школ.

На сегодня из 7 014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 – аварийными.

В 2019-2020 годы за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и семи школ взамен аварийных

“Однако министерству образования и науки необходимо пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному. Акимам регионов следует четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ. Необходимо также предусмотреть и строительство частных школ через механизмы государственно-частного партнерства”, – поручил Глава государства.

Пятое. Внедрение системы трехъязычного образования.

“Преподавание естественных наук должно осуществляться на усмотрение учеников и родителей, в зависимости от возможностей образовательных центров. Думаю, что преподавание английского языка будет уместным и эффективным, начиная со второго или пятого класса, в зависимости от желаний родителей. В старших классах естественные и технические дисциплины будут преподаваться в соответствии с готовностью школ”, – заявил Токаев.

Шестое. Важно осуществить реальное повышение статуса педагога.

“Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую зависит от учителей. Для повышения конкурентоспособности нации нам необходимо на деле добиться высокого статуса для наших педагогов. В проекте Закона “О статусе педагога” предусмотрены комплексные меры поддержки. Это и сокращение нагрузки учителей, и гарантия защиты чести и достоинства, и материальные стимулы. Важнейшие из них – доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплата за степень магистра и другие меры”, – отметил Президент.

Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Об этом прямо сказал Глава государства

Седьмое. Важно преодолеть образовательное неравенство.

“У нас не должно быть различий в уровне образования между детьми в городе и на селе. Стандарты образования должны быть едиными. То же самое касается и программ образования.

Поручаю министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты. О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах в сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов

Поручаю акимам регионов обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей”, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Восьмое. Необходимо обеспечить прозрачность финансирования науки.

“В научной среде отмечается недоверие к системе финансирования, а также определенный раскол между возрастными и молодыми учеными. Поэтому поручаю правительству разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения”, – сказал Глава государства.

С полным текстом его выступления можно ознакомиться по ссылке.

К. Токаев: «В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты»

К. Токаев: «В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты»

В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты. Об этом заявил председатель Сената Касым-Жомарт Токаев сегодня на парламентских слушаниях на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования», передает корреспондент Kursiv.kz со ссылкой на parlam.kz.

Председатель Комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Бырганым Айтимова в ходе своего выступления отметила необходимость изменения подходов к развитию системы образования в условиях, когда от повышения уровня человеческого капитала зависит устойчивый рост экономики и конкурентоспособность государства.

«Не наличие у страны минеральных ресурсов, а образовательная конкурентоспособность ее граждан является фактором успеха нации. Поэтому казахстанцам, особенно это касается молодого поколения, необходимо обладать набором качеств, востребованных XXI веком», – сказал, в свою очередь, председатель Сената Касым-Жомарт Токаев.

Он считает переход казахского языка на латинскую графику задачей стратегической важности. Спикер сената напомнил, что Нурсултан Назарбаев считает переход на латиницу «шагом к интеграции в глобальную систему науки и образования, обеспечению нашего духовного единства».

«Эту работу нам надо проводить вдумчиво и постепенно, без «больших скачков». Но и затягивать ее нет смысла. Главное – у нас нет права на ошибку», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Он также высказал свои замечания в отношении качества среднего образования, ориентации школ на получение формальных результатов, в то время как реальные знания отходят на второй план.

«Не секрет, что в школах основной упор делается на успешную сдачу ЕНТ, особенно в выпускных классах. Процесс обучения направлен на получение хороших показателей для школы, от которых зависит ее рейтинг. Недавние события с присуждением образовательных грантов, вызвавшие недовольство родителей, показали необходимость срочных изменений субстантивного характера», – сказал парламентарий.

Касым-Жомарт Токаев считает важным пересмотреть подходы к выпуску школьной литературы.

«Учебные материалы постоянно обновляются, перевыпускаются ввиду допущенных ранее ошибок, что указывает на острую необходимость совершенствования процедуры экспертизы. Это вызывает справедливое возмущение родителей и общественности. Последний случай с учебником русского языка вызвал широкую дискуссию в обществе. При всех инновациях нельзя идти вопреки здравому смыслу. Похожая ситуация складывается и по другим учебным материалам», – сказал он.

Профильному министерству, по его словам, предстоит в срочном порядке ликвидировать эти системные недостатки, наносящие серьезный ущерб репутации и качеству казахстанского образования.

«Все упущения в сфере образования, будь то несправедливо распределенные гранты или низкокачественные учебники, становятся серьезным фактором внутренней политики, оказывают отрицательное влияние на стабильность в нашей стране», – убежден глава Сената.

Он также поддержал реализацию электронной программы «Күнделік», которая соответствует целям стратегии цифровизации Казахстана.

В выступлении речь шла и о необходимости повысить статус профессии педагога. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких (66% от среднереспубликанского уровня).

Касым-Жомарт Токаев призвал правительство рассмотреть, с учетом экономических реалий, вопрос о повышении доходов учителей.

«Высокопрофессиональный и мотивированный учитель – гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей государственными наградами и премиями, пропагандировать их труд в СМИ», – сказал сенатор.

Касым-Жомарт Токаев считает важным повысить престиж технического и среднего специального образования, которое выбирают лишь 11% выпускников школ. По его информации, 90 % выпускников школ продолжают обучение в вузах. При этом лишь треть студентов получают высшее образование на основе государственного образовательного заказа, остальные – на платной основе.

«Возможно нам необходимо сделать паузу в непрерывном процессе реформ в сфере образования для переосмысления достигнутых результатов. В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты», – подчеркнул глава Сената.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев проинформировал депутатов о ходе реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы.

Перед участниками слушаний выступили акимы ряда областей и городов.

Состоялся заинтересованный обмен мнениями по вопросам совершенствования законодательного регулирования системы среднего образования, в котором приняли участие сенаторы Серик Бектурганов, Ербулат Мукаев, Сергей Плотников, Сергей Ершов, Нурлан Кылышбаев, Сарсенбай Енсегенов, Нариман Турегалиев, Мурат Бактиярулы, Дулат Куставлетов, Дархан Калетаев, Динар Нукетаева.

По итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации для госорганов и заинтересованных сторон.

Мероприятие сопровождалось тематической выставкой, на которой были представлены образцы школьной формы, робототехника, продукция книжных издательств, инновационные технологии.

Кроме того, участникам слушаний также продемонстрировали видеоролик о лучших стартап-проектах в области школьного образования.

Где учились Маншук Маметова, Токаев и Денис Тен: Легендарные школы Алматы

Каждое первое воскресенье октября в Казахстане отмечается День учителя. В Алматы насчитывается около 200 школ, где работают тысячи педагогов. Каждая из этих школ имеет свою уникальную историю. Редакция Tengrinews.kz собрала информацию о старейших учебных заведениях города.

Гимназия № 12

Гимназия № 12 в Алматы открылась 100 лет назад. Она была создана после вступления в силу постановления Комитета просвещения от 16 октября 1918 года “О школах малочисленных народов”. Заведение значилось как школа-коммуна, или казахско-киргизский детский дом № 8 имени Абая. На обучение принимались дети-сироты от 8 до 16 лет. Детдом находился в верхней части города в яблоневом саду в доме купца Пугасова. Он состоял из трех зданий: общежития, мастерской и санитарной части и учебного блока.

Изначально школа № 12 имела только одну ступень обучения – начальную, далее была добавлена “семилетка”, а спустя несколько лет школа начала работать как “девятилетка”.

24 марта 1924 года алматинский детский дом № 8 был переименован в 9-летнюю казахско-киргизскую опытно-показательную школу № 8. Изменилось и местонахождение. Школу перенесли в дом № 81 на пересечении улиц Ленина и Советской, где раньше располагалась женская гимназия.

В начале 40-х годов в Алма-Ате функционировало около 93 школ. Обучение на казахском языке велось только в одной из них – № 12.

В 1942-1943 годах, несмотря на тяжелые военные годы, в советской педагогике идет эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Раздельное обучение в школах продолжалось вплоть до 1954-1955 учебного года.

В послевоенные 1948-1949 годы в школе, где обучались 765 детей, было 25 классов, 12 из которых казахские, 13 – русские. При школе были интернат на 150 детей, спортивные площадки, парковая зона.

В советское время единственная в Алма-Ате казахская школа не имела постоянного здания, вела “кочевой” образ жизни. Школа была центром сосредоточения казахской интеллигенции. Среди них свыше 10 академиков, 50 докторов, 200 кандидатов наук. Здесь учились первая народная артистка СССР Куляш Байсеитова, первый казахский профессиональный художник Абильхан Кастеев, народный артист КазССР, композитор Нургиса Тлендиев и многие другие выдающиеся личности.

В 1972 году в учебном заведении начали углубленно изучать английский язык.

Решением акима города и городского управления образования гимназия с 2004 года стала называться “многопрофильной гимназией”, а в 2014 году специальным приказом МОН РК удостоилась статуса “специализированная гимназия”.

Гимназия № 12 занимает одно из ведущих мест в городе и республике.

История школы № 54

В 1938 году в самом центре Алма-Аты, в Ленинском районе, открыли среднюю школу № 54. В дальнейшем учебное заведение прославилась высоким уровнем подготовки выпускников физико-математических и радиотехнических классов, отличной материальной базой.

В 1941 году в Алма-Ате размещаются тыловые службы. На базе школы № 54 организован военный госпиталь. В 1942 году, 8 мая, указом Президиума Верховного Совета Казахской СССР школе присвоено имя Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. В 1943 году школу преобразовали в женскую. В 1955 году учебное заведение становится смешанным.

В 70-е годы в школе начали углубленно изучать математику, физику и радиотехнику. В 1990-е годы школ и классов подобного направления в городе было мало, поэтому в специальные классы школы шел строгий отбор, многие учащиеся оканчивали школу с золотыми и серебряными медалями. В 1992 году на базе школы открыли первые гимназические классы.

Решением аттестационной комиссии Алма-Аты № 9 в 1994 году средняя школа № 54 имени И. В. Панфилова переименована в школу-гимназию № 54 имени И.В. Панфилова. Организован физико-математический профиль обучения, начали работать кабинет шахмат, химическая лаборатория. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию. Профессиональные хореографы начинают обучать школьников танцам.

В 90-х годах в школе открылись химико-биологический, экономический и гуманитарный профили обучения, создан ансамбль бального танца “Кербез”.

В 1998 году решением акима Алматы от 1 сентября открыт эстетический профиль, при гимназии создаются музыкальная и художественная школы. Занятия в музыкальной школе ведут профессиональные педагоги и музыканты, заслуженные деятели искусств.
Фото 2Gis

В школе № 54 в разные годы учились оперный певец, народный артист СССР Ермек Серкебаев, советский актер, художник и поэт Лев Прыгунов, народный артист России, актер Александр Филиппенко и фигурист Денис Тен.

Гимназия № 159

Гимназия №159 имени Алтынсарина – ровесница независимости Казахстана. Здание, в котором сейчас находится гимназия, было построено в 1924 году. Ранее здесь располагалась восьмилетняя школа № 8. С 31 августа 1991 года она стала казахской школой № 159, а с 1992 года, по настоятельным просьбам педагогов и родителей, получила имя выдающегося казахского педагога Ыбырая Алтынсарина.

С первых дней и в течение 25 лет бессменным директором была заслуженный учитель Казахстана, обладатель звания “Қазақстан Еңбек Ері” Миразова Аягуль Тореевна. Сначала в школе насчитывалось около 400 учащихся, перешедших из школы № 12, 16 классов и 33 педагога. В настоящее время количество учащихся выросло до 1 561, а педагогов стало более ста.

Гимназия имеет бассейн, актовый, спортивный и тренажерный залы, футбольное поле, богатую библиотеку. На территории ведется видеонаблюдение. Кроме этого, в гимназии есть бесплатный Wi-Fi.

Гимназия имеет собственную газету “Жас өркен”, основанную в 2000 году. Учащиеся, учителя печатают в ней свои статьи, научные труды, стихи на трех языках. В свободное от учебы время либо на переменке школьники играют в шахматы, учатся игре на национальном инструменте – домбре, посещают кружок национального танца.

Гордостью школы является композитор, пианист, лауреат международных конкурсов – Рахат-Би Абдысагин, неоднократный победитель международных конкурсов композиторов и самый юный лауреат Госпремии “Дарын”.

Абдысагин – самый юный участник международных академий композиторов и исполнителей современной музыки: Impuls (Грац, 2013, 2015, 2017), ISA (Мюрццушлаг, 2015), KlangZeitMünster (Мюнстер, 2016), самый юный лектор ICTM 2015.

В 8, 9 классах гимназии ведется обучение физике, информатике, математике и биологии на английском языке, а с 2007 года в 7-8 классах на английском преподают математику. В 2016 году в школе была открыта лаборатория робототехники.

Общеобразовательная школа № 95

КГУ “Общеобразовательная школа № 95” основана в 1984 году. На данный момент в школе обучаются 1 280 учащихся (48 класс-комплектов).

Здесь работают учителя, которые являются авторами учебников, научно-методических разработок, программ элективных курсов, победители международных научных разработок.

С 2005 года внедряется изучение химии на английском языке. Кроме того, полиязычное обучение химии, физике, биологии, информатике.

Школа гордится своими выпускниками: А. Лапшин – профессор, доктор медицинских наук, С. Дергунов – профессор, доктор химических наук (штат Теннеси, США), Денис Рыпаков – заслуженный тренер Казахстана по легкой атлетике, Сергей Погосян – заслуженный артист театра и кино РК, и многие другие.

Гимназия № 105

Гимназия № 105 имени У. Джандосова основана в 1963 году. Количество учащихся – 2 404. Особенности: изучение английского, казахского, русского, французского, китайского языков.


Фото 2Gis

Ежегодно гимназисты занимают призовые места в международных, республиканских, городских и районных олимпиадах по предметам и научным проектам.

60 процентов выпускников гимназии поступают в вузы ближнего и дальнего зарубежья. По информации учебного заведения, выпускники гимназии занимают “ведущие должности в законодательной, исполнительной власти, в ведущих вузах страны и медучреждениях”.


Фото 2Gis

Здесь учились экс-министр образования Аслан Саринжипов, основатель компании “Райымбек и К” Райымбек Баталов, популярный ведущий Кирилл Мейстер, певцы Бибо Кусаинов и рэпер Jah Khalib, онколог Олжас Джандосов, актер Санжар Мади, фигуристка Карина Узурова.

Школа № 15

Основанная в 1937 году, вначале она была школой для девочек. В 1939 году стала первой в республике и городе Алма-Ата специализированной школой с углубленным изучением английского языка имени В.И. Ленина. В 1993 году в гимназии открылись классы с преподаванием на государственном языке. С 1996 года в гимназии введено изучение второго иностранного языка – французского.

Преподавание ряда спецкурсов ведется на английском языке: “Страноведение”, “Литература Великобритании”, “Домашнее чтение”, “Базовые понятия внешнеэкономической деятельности”, “Теория и практика перевода”, “Введение в языкознание”.

По окончании школы учащиеся получают не только аттестат о среднем образовании, но и удостоверение переводчика технической литературы. Кроме углубленного изучения английского и французского языков, по желанию родителей и детей предусмотрено изучение восточных языков.


Фото Voxpopuli.kz

КГУ “Гимназия № 15” сотрудничает с Американским консульством, Британским советом, с Назарбаев Университетом в Астане, Институтом международного сотрудничества, город Пенза, Россия.


Фото Voxpopuli.kz

11 учителей гимназии являются авторами учебников (в том числе и электронных), учебно-методических пособий и образовательных программ.


Фото Voxpopuli.kz

Гимназия № 25 имени И. Есенберлина

Малокомплектная средняя школа № 25 была открыта в 1934 году. В 1937 году построено новое здание для полной средней школы, в 1962 году возвели пристройку.

В 1938 году школа носила имя Ежова, позднее ее переименовали в среднюю школу имени Ф. Дзержинского.

С 1943 по 1952 год средняя школа была мужской гимназией, в годы Великой Отечественной войны на 1-м этаже школы разместился военный госпиталь, а на 2-м и 3-м этажах проходили уроки. В 50-е годы в одном крыле школы размещался Дворец пионеров.

В феврале 2004 года по решению правительства Республики Казахстан школе присвоено имя Ильяса Есенберлина.

В 1993 году школа получила статус гуманитарно-лингвистического лицея, а в 1995 – гимназии. Проектная “мощность” школы – 600 человек, в данное время обучаются 796 учащихся.

Гимназия № 25 – единственное в городе Алматы учебное заведение, где более 50 лет углубленно изучают французский язык.


Фото Voxpopuli.kz

Одним из результатов углубленного изучения французского языка стали ежегодные победы учащихся на городских и республиканских олимпиадах. Гимназисты принимают участие в городских и республиканских конкурсах, организованных Ассоциацией учителей французского языка и Французским альянсом.

В школе преподает историю и географию Франции в 10 классах учитель – носитель языка. Организована переписка гимназистов с учащимися французского колледжа имени Г. Флобера. После обучения учащиеся 5-11 классов сдают международный экзамен на знание французского языка “Дельф”.

Учителя гимназии проходят курсы переподготовки во Франции. Учебное заведение дважды в год посещают французские специалисты.

По информации учебного заведения, в гимназии № 25 учились председатель Сената Парламента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, советский и казахстанский археолог Кемаль Акишев, вице-министр национальной экономики РК Мадина Жунусбекова и другие.

Школа-лицей № 28 имени М. Маметовой

Средняя школа № 28 заработала 1 сентября 1932 года. Школа располагалась в одноэтажном здании на пересечении улиц Виноградова и Тулебаева. Первым директором был Устименко Петр Демьянович.

В первые годы здесь работали 25 учителей. В 1934 году было построено новое здание школы. В 1938 году за особые успехи в образовании школе было присвоено звание “Образцовая школа № 28 имени И. Сталина”.

Школа всегда славилась своими учителями. В ней работали заслуженные учителя республики С. Байгулова и С. Савина – первый учитель Маншук Маметовой. В 1943 году было введено раздельное обучение, и школа стала мужской гимназией. В годы Великой Отечественной войны многие выпускники уходили на фронт прямо со школьной скамьи. 120 учеников и учителей ушли на фронт во главе с директором школы Званцевым Геннадием Фадеевичем. За мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, трое учеников были удостоены звания Героя Советского Союза: Владимир Засядко, Владимир Бреусов и Маншук Маметова. С 1960 года школа носит имя Героя Советского Союза Маншук Маметовой.

В 2018 учебном году лицей принял участие в конкурсе “Лучший педагогический коллектив” и получил Гран-при с денежным вознаграждением каждому педагогу школы.

Где учился Касым-Жомарт Токаев: учеба в школе, высшее образование

Накануне форума «Цифровое будущее глобальной экономики» редакция Primeminister.kz записала интервью с основателем Qwasar Silicon Valley Кваме Ямгнане, специально прибывшим из США для участия в форуме. К. Ямгнане рассказал о своем видении цифрового будущего, мировых трендах в обучении программированию, а также сообщил о планах по запуску школы высоких технологий QWANT в столице на базе Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА.

— Уважаемый Кваме Ямгнане, добро пожаловать в Казахстан! Вы являетесь со-основателем школы компьютерного программирования «42». 42 school называют «будущим системы образования». В чем особенность школы? Почему она пользуется таким успехом?

— Это нетрадиционная школа. Мы с коллегами из EPITECH ее открыли в 2013 году в Париже. Затем мы привезли ее в Кремниевую долину. Инновационная школа 42 коренным образом отличается от традиционной системы образования по всему миру. К примеру, здесь отсутствуют учителя, учебники и дипломы. Обучение автоматизировано и представлено в виде игрового процесса. Студент сам отвечает за свое обучение. Учатся только те, кому действительно нужны знания, а не получение диплома. Информация подается интенсивно и в сжатые сроки без выходных, вместо растягивания обучения на несколько лет.

— Вы также является основателем первой школы «QWASAR Silicon Valley» с онлайн платформой для обучения программированию. В чем ее отличие от других школ? Расскажите о ней.

— QWASAR Silicon Valley — это школа, где мы обучаем тому, что необходимо Кремниевой долине прямо сейчас, обучаем программных инженеров. Конечно, все знают, что самые лучшие программные инженеры — в Кремниевой долине, и мы открываем школу, чтобы перенести опыт учеников оттуда сюда.

— Сейчас появилось очень много школ, курсов, онлайн-форматов по обучению программированию. Все-таки что необходимо для эффективного обучения программированию?

— Программирование — это инженерия, поэтому нужно много практики, чтобы понять, как программировать. Если мы возьмем Казахстан, здесь есть очень сильная база в STEM: сильный физико-математический уклон. А это является хорошей основой для изучения основ программирования.

— Возможно ли в Казахстане открытие школы на примере Инновационной школы программирования 42 school либо ее филиалов?

— Фактически мы собираемся открыть школу совместно с МФЦА. Потому что мы очень хотим привезти в Казахстан школу высоких технологий, чтобы подготовить вашу страну к более быстрому развитию в цифровой эре. Возможность сотрудничества в данном направлении впервые обсуждалась с Премьер-Министром Казахстана А. Маминым во время его недавнего посещения Сан-Франциско.
Открытие школы будет способствовать цифровизации финансовой отрасли через подготовку качественных кадров в сфере финансовых технологий, способных разрабатывать и внедрять небанковские продукты с учетом требований цифровой экономики.

— Чем будет отличаться данная школа от многих других, которые существуют в Казахстане?

— Школу планируется открывать на базе Бюро МФЦА. Она будет называться QWANT. Процесс подачи заявок на обучение в школе осуществляется онлайн на вебсайте школы. Нужно будет пройти тест и интервью. Сайт уже практически готов, я надеюсь, что будет много заявок, и мы сможем обучить профессиональных программных инженеров.

— Как Вы уже сказали, в школе 42 в США отсутствуют учителя, главенствуют принципы командной работы и равноправия. В Казахстане все эти принципы будут сохранены?

— Да, будут сохранены. Учебная программа будет также построена на принципах «активного обучения», равноправной андрагогики, проектного обучения, геймификации и ролевого моделирования. Все эти принципы были проверены в течение нескольких лет в университете EPITECH. Отличительной особенностью школы является исключение педагога, как фасилитатора и контролера учебного процесса. Ответственность и результат полностью ложатся на студента, что создает прецедент для креативности в решении задач, развивает навыки коммуникации, учит работать самостоятельно и в командах, ориентирует на результат.

— Как цифровые технологии меняют образование?

— Происходит много процессов. Фактически появляется все больше влияния науки на образование. Меняются методы преподавания, меняется то, как студенты учатся. Например, 20 или 30 лет назад для получения знаний нужно было обязательно поступать в университет, потому что у тебя не было доступа ни к каким ресурсам. Сегодня это все можно сделать онлайн. Сегодня у тебя есть Google. Если ты хочешь изучить что-либо, ты гуглишь это, вводишь название и можешь легко найти информацию об этом. К знаниям очень легко найти доступ со всех точек мира. Это одно из больших изменений, которые принес с собой интернет, одно из влияний технологий.

— Какими компетенциями необходимо обладать в XXI веке?

— На данный момент, способности, которые необходимы в XXI веке, – это быть по-настоящему креативным, работать с пользователями, и быть новаторам в том, что ты делаешь. Самое важное – больше не то, что ты знаешь, но то, как быть инновационным и креативным в этом.

— Какие тренды в обучении программированию Вы можете отметить?

— Происходят большие изменения в том, как мы преподаем программирование. Программирование — это две важные составляющие. Первое — компьютерные науки, здесь важно изучение математики. С другой стороны — нужно знать, как быть программным инженером. Инженер программных обеспечений — это не только о твоих умениях и компетенциях в компьютерных науках, это еще твои способности к созданию программ, инновативность, работа с современными технологиями, умение управлять своим проектом. Поэтому, это не только про компьютерные науки. И один из больших переходов, которые мы делаем, это привозим эти большие технологии в Казахстан, чтобы обучить максимально большое количество населения и научить всем этим вещам.

— Как вы оцениваете процесс цифровизации в Казахстане?

— У Казахстана большие шансы продвинуться в цифровизации, потому что Вам не нужно проходить все исторические стадии, чтобы прийти к цифровизации. Вы можете сделать большой скачок в будущее через внедрение технологий именно в области экономики. Вы уже можете выйти в топ и сразу достигнуть самого высокого уровня в цифровой экономике. Вы сделали большие изменения в плане экономики, доказательством тому является открытие МФЦА. Вы сейчас делаете большие изменения в плане цифровизации. Поэтому, я думаю, то, что происходит на данный момент, это вы делаете скачок из своего нынешнего уровня к одному из самых высоких уровней цифровизации. Это займет еще 5-10 лет, и вы будете на высшем уровне.
Самое важное в цифровой экономике — вопросы развития человеческого капитала. Самое важное в сильной цифровой экономике — люди. Поэтому вам необходимо иметь как можно больше программных инженеров, людей, готовых привести свою страну к цифровой эре, к новому уровню. Потому что сейчас все связано, люди здесь будут работать с людьми в США, в Восточной Европе, Азии, Центральной Азии, всех регионах. Поэтому нужно много людей, готовых это делать и в целом, это то, что мы хотим привезти в Казахстан.

— Как Вы оцениваете работу Правительства Казахстана в данном направлении?

— Я считаю, что нет абсолютно никакой проблемы со стороны Правительства Казахстана. Оно на верном пути. Это чувствуется, пока я здесь работаю. Например, 2 месяца назад, я встречался с вашим Премьер-Министром в Кремниевой долине. Это значит, что ваше Правительство понимает, что происходит в такой экосистеме, как Кремниевая долина. Это очень важно. Я думаю, Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев внес большой вклад в продвижение страны вперед. Глава государства К. Токаев поддержал эту идею и продвинул ее на еще более высокий уровень. И уже, когда мы видим возможности, которые у вас есть для построения нового финансового центра в Казахстане, когда вы приходите в самую продвинутую экосистему, как Кремниевая долина, чтобы понять, как она работает. Я думаю, что вы реально готовитесь к тому, чтобы страна вышла на новый уровень. Теперь это только вопрос осуществления, реализации. Изменения будут происходить, я думаю проблем не будет.

— Это ваше первое сотрудничество с Казахстаном. Почему Вы выбрали именно Казахстан?

— Мы уже работаем с другими странами, есть филиалы в Африке, к примеру. Но Азия для нас это — новый регион. Во-первых, Центрально-Азиатские страны не открыты для мира. До открытия МФЦА было сложно получить доступ к вашим странам, было сложно развивать бизнес в Казахстане, потому что здесь не такие же правила. После открытия МФЦА, нам стало намного легче, у нас появилось больше возможностей и намного легче стало заниматься бизнесом. Ваша страна все время двигалась, проходила свою эволюцию. Но сейчас, я думаю, она готова к фазе цифровых инноваций, мы здесь для этого.

— Завтра на форуме соберутся самые выдающиеся представители сферы инноваций и цифровизации. Какие инициативы хотите обсудить на форуме с другими представителями сферы?

— У нас будет панельная сессия, на которой мы обсудим влияние цифровых технологий на образование, а также поговорим об открытии школы.

— Спасибо за участие в интервью!

— Спасибо, что пригласили меня на интервью. Я очень рад быть здесь. Мне очень нравится гостеприимство казахстанцев. Желаю вам оставаться такими же и скорее достичь целей форума и как можно быстрее подняться в цифровой эре.

12-летнее образование: Токаев дал поручение правительству

16 Август 2019 14:51 886

Новости

Казахстан покупает сахар у России в два раза дороже

Обзор вознаграждений казахстанских топ-менеджеров

Трехлетний мораторий на проверки микро- и малого бизнеса обойдется бюджету в 380 млрд тенге

Новый Экологический кодекс: как будет строиться работа с предприятиями-загрязнителями

Скончался 18-летний вратарь молодежной команды ХК “Барыс” Прокофьев

В пяти регионах РК синоптики ожидают наводнения из-за обилия выпавших зимой осадков

Летчиков обяжут проходить предполетный медосмотр в связи со вспышкой коронавируса

В Казахстане остаются под наблюдением 46 человек, прибывших из КНР и других стран

Жээнбеков поблагодарил Казахстан за помощь в эвакуации киргизских граждан из Ухани

Число подтвержденных случаев заражения новым типом коронавируса за пределами Китая превысило 180

В Казахстане необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования, заявил в ходе пленарного заседания августовской конференции глава государства Касым-Жомарт Токаев, его слова приводит Интерфакс.

“Сегодня в мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнее обучение. Сохраняется также тенденция увеличения продолжительности учебного процесса в начальной школе. В 60% стран мира школьное обучение начинается с 6 лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка”, – сказал Токаев в пятницу в Нур-Султане.

“Поручаю правительству обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой госпрограммы развития образования и науки до 2025 года”, – добавил он.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Токаев призвал реально поддерживать учителей

14 Ноябрь 2019 12:58 3639

Фото: Серикжан Ковланбаев

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев убежден, что уровень образования детей напрямую зависит от того, в каких условиях трудятся их учителя, и призвал оказывать педагогам реальную поддержку, передает Интерфакс.

“Учитель – это основа системы образования. От созданных для него условий работы зависит уровень образования наших детей. Поэтому не нужно удивляться возмущению наших учителей, их недовольству положением дел”, – сказал Токаев на совещании по развитию Акмолинской области в четверг в Кокшетау.

Слова Президента разместила в Twitter его пресс-служба.

Министерству образования и науки, местным исполнительным органам “нужно реально поддерживать учителей”, добавил Президент.

Касым-Жомарт Токаев поручил без спешки организовать переход на 12-летнее обучение

11 Ноябрь 2019 19:21 1379

Глава государства поддержал министерство по вопросу самостоятельного отзыва лицензий у частных вузов, чьи учебные программы и уровень обучения не соответствуют требованиям времени, а также поручил разработать нормативно-правовую базу указанной процедуры на законодательном уровне, сообщает пресс-служба Акорды.

Президент поручил министерству системно, без спешки организовать переход на 12-летнее обучение, уделив внимание подготовке инфраструктуры, программы и образовательной системы в целом, сообщает пресс-служба Акорды.

Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова доложила Касым-Жомарту Токаеву о ходе исполнения его поручений, обнародованных в послании народу Казахстана.

Глава государства был ознакомлен с результатами работы по анализу эффективности деятельности квазигосударственного сектора. Н. Годунова представила информацию о ходе аудита, проводимого в ряде регионов, в том числе в Восточно-Казахстанской, Костанайской областях, городе Алматы, а также в отдельных государственных органах. По итогам встречи Президент дал ряд конкретных поручений.

Ссылка на основную публикацию
Фото – Тахир САСЫКОВ