Ленд-лиз в цифрах в годы Великой отечественной войны

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ В ЦИФРАХ И ПРОЦЕНТАХ

Удивительно, как со временем меняется отношение ко Второй мировой войне. Даже к той ее части, что называется у нас Великой Отечественной. Ладно бы, только за пределами России. У нас ведь тоже. Не у всех, конечно. Движение «Бессмертный полк» тому порукой. В его рядах мы видим тех, чье мнение созвучно нашему. Мнению послевоенных детей, тех, чьи отцы были фронтовиками. А если и не воевали, то прошли все «прелести» тыла и оккупации, и «пахали» по 8-12 часов в день на предприятиях, а то и буквально: на полях, в большинстве, больные и убогие, не пригодные для фронта. И нам, и нашим детям, а теперь все чаще и внукам хорошо понятно одно: воины Красной Армии, советские люди были победителями в той войне и заплатили за Победу невиданную и страшную цену.

Но есть и желание кое-кого принизить эту цену. А это можно сделать, например, повысив стоимость той ее составляющей, что поступала к нам в страну из-за ее рубежей.

О ленд-лизе в советские времена

Что знали о ленд-лизе мы, послевоенные дети? Рассказы отцов о том, что, бывало, кормили их американскими продуктами, воспоминания о прекрасных американских автомобилях, «трудившихся» на фронте. Правда, фронтовики почти всегда добавляли, что мы-то воевали, а они расплачивались за это тушенкой и моторами.

Точных цифр поставок военных, и не самых военных, грузов тогда было трудно найти. Что касается поставляемой техники, порой, отмечая заслуги американского автомобилестроения (что было правдой), старались больше упомянуть промахи в конструкциях военной техники, делавшие ее хуже отечественной (что тоже было правдой, примеров достаточно).

Каюсь, что старшим школьником, готовя доклад о Великой Отечественной войне, я вместо реальных цифр, которых тогда просто не смог отыскать, привел слова некоего деятеля, что ленд-лизовских вооружений, боеприпасов и прочих средств ведения войны (если, конечно, воевать исключительно ими) хватило бы только на 8 дней боев.

Надо честно признать, что широкие круги советской общественности задумались о значении ленд-лиза в годы войны и том, как тяжело доставлялись грузы, в 1970-е, после выхода романа В. С. Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Тогда-то и стали любознательные разыскивать факты и цифры, связанные с этой стороной войны. Только добывать их приходилось буквально по крупицам. В советские времена широко пропагандировались цифры о том, что союзнические поставки обеспечивали 4-10% всех средств, затраченных страной на войну.

Цифр стало больше, но и больше разницы в них

Сейчас с данными по ленд-лизу заметно легче. Можно найти с точностью до штуки количество поставленных автомобилей, танков, самолетов и прочего, без чего воевать нельзя. Правда, цифры частенько разнятся. Порой немного, а бывает и значительно. Например, по разным источникам за время действия ленд-лиза в СССР поступило от 4 до 5 млн. т продовольствия. Наиболее часто встречающиеся цифры колеблются от 4,3 до 4,9 млн. т. Причины видятся в том, что используются разные первоисточники. Стоит прибавить и сложности перевода английской и американской систем мер в метрическую. Разница может возникать и из-за того, что считается: отправленное продовольствие или доставленное. Этот «дисбаланс», вполне объяснимый в условиях войны, по некоторым видам продуктов достигает 200-500, а то и нескольких тысяч тонн.

Очень трудно оценить и значение поставок продовольствия, как в целом, так и по отдельным его компонентам.

И есть разница в подходе к ним

Когда же начинаешь разбираться с цифрами, которыми оперируют те, кто пытается оценивать значение поставок из США, Великобритании и Канады в годы войны, то поражаешься тому, какие разные выводы делаются из одинаковых, или, по крайней мере, близких значений величин того, что поставлено. Кто-то заявляет, что без зарубежных поставок в Великой Отечественной войне наша страна бы не победила, другие продолжают относиться к ленд-лизу, как к чему-то малозначащему.

Интересную методику определения ценности продовольственного ленд-лиза предложил профессор М. Н. Супрун из Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск). Он все полученное от союзников продовольствие (беря, правда, по его верхнему пределу) перевел в калории. И определив энергетическую ценность ежедневного солдатского пайка в 4000 ккал, поделил полученную многоразрядную цифру на эту. Получилось, что за счет зарубежного продовольствия можно было снабжать 10-миллионную армию в течение 1688 суток. А так как было еще продовольствие, поступавшее к нам в страну и от частных лиц, что-то перепадало и тылу. Но получается, что союзники нашу армию и флот всю войну кормили.

С одной стороны, применяя эту методику, количество условных сутодач можно увеличить. Ведь обычный солдатский паек бойца на передовой «крутился» около 3500 ккал, лишь паек летчиков содержал более 4700 ккал, в тыловых частях он был не более 2300 ккал. А непосредственно в боевых столкновениях у нас редко участвовало одновременно более 5 млн. чел. Так что, выходит: кормили союзники куда больше 10 млн советских людей.

С другой стороны, хоть и трудно спорить с уважаемым ученым, надо помнить, что грузы по ленд-лизу поступали крайне неравномерно. Так, после разгрома упомянутого морского конвоя PQ-17 северный путь подвоза на какое-то время был закрыт. И это в самое сложное время войны: лето и осень 1942 г. Похоже, что Михаил Николаевич включил в «общекалорийный припас» и зерно: 49490 т поставленной пшеницы, 8055 т овса, 5322 т ячменя и 52615 т риса. Но только последний продукт в основном шел на питание людей. Овсом кормили лошадей, а пшеница в большинстве использовалась для засевания полей, ведь посевной фонд был в значительной степени утерян в первые дни войны. Возможно, историк включил в прокалорированный список и пищевой спирт. Вот ведь где большая калорийность. Хотя спирт поставлялся на фронт для обеспечения «наркомовских 100 грамм», считать его продуктом обеспечения жизнедеятельности все же не стоит. И потом, ведь не калориями кормили солдат, а обедами из продуктов.

Другой не назвавший себя историк, оперируя калориями, и деля максимальные величины поставок на число людей, находившихся в неоккупированной части страны, получил, что поставленное продовольствие способно было прокормить в разные периоды от 0,6 до 7,2% населения .

Сопоставляя доставленное и произведенное

Удивительно, но не нашлось среди материалов по исследованию продовольственного ленд-лиза таких, где бы сопоставлялись цифры произведенного у нас в стране и поставленного продовольствия. Хотя по другим видам грузов это делается часто. Так, например, многими исследователями, причем как ярыми приверженцами великой роли ленд-лиза, так и их противниками, утверждается, что поставленный высокооктановый бензин составлял 37-40% от произведенного за тот же период в СССР. Впечатляющая цифра. Не менее впечатляет то, что по разным источникам поставки алюминия (в заметной мере из Канады) составили от 86 до 110% от количества, произведенного у нас. Получается, что почти каждый второй самолет был произведен у нас из заморского сырья. И этому соотношению стоит верить. С потерей мощностей Днепровского алюминиевого завода (г. Запорожье) и ряда более мелких производств на Кольском полуострове выпуск «крылатого металла» у нас сильно сократился.

Но и значительно сократилось производство продуктов питания в годы войны. Так муки в год войны у нас выпускалось в среднем в два раза меньше, чем в 1940 г., а выпуск круп снизился на 40%.

Источниками сопоставляемых цифр стали статья члена Совета Федерации Н. И. Рыжкова и академика Г. А. Куманева «Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941-1945 гг.» и сведения, почерпнутые из статистического сборника «Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Надо сказать, что оба имеют свои недостатки. В статье указываются одни из самых низких показателей ленд-лизовского продовольствия, но зато здесь наиболее широко представлена номенклатура поставленных продуктов. А статистический сборник дает сведения по годам, не отделяя производство до начала войны и после ее окончания. Поэтому, для получения суммарных цифр производства продовольствия брались половинные величины выпуска в 1941 и 1945 гг. Это, может быть, и не самый верный подход, но другого не видится.

Муки за время войны было выпущено 61,5 млн. т; поставлено: 510656 т. Это составляет 0,8%. Наверное, часть ленд-лизовской пшеницы пошла на помол. Но если даже всю ее смололи, процент увеличится незначительно. Крупы. Произведено: 3,9 млн. т.; поставлено: 86236 т. Добавим указанное выше количество риса. Тогда ввезенной крупы будет 138851 т, 3,6% от произведенной. Макароны. Ввезено: 157 т., произведено: 949,5 тыс. т. Соотношение менее двух десятых процента.

Растительное масло. Привезли к нам: подсолнечного – 327598,5 т, льняного – 16938,7 т, хлопкового – 273,2 т, кукурузного – 992,6 т, оливкового – 155,8 т, соевого – 1587,5 т. В сумме: 347539,8 т. Конечно, не все оно пошло на питание, часть на технические нужды. Но это составляет 29% от произведенного (1194,5 тыс. т).

А теперь более «существенные» продукты. Маргарин. Произведено: 172 тыс. тонн. Поставлено: 40653 т, т. е. около четверти от произведенного. Мясо. Сложные подсчеты, т. к. поставлялось мясо копченое, соленое, консервированное, сушеное, шпиг. Поставлено в пересчете на «нормальное» в сумме 785440 т, или 28% от произведенного (2797, 5 тыс. т). Думается, что в реальности процент несколько ниже (в нашей статистике не учтено производство мяса в колхозах и личных хозяйствах, да еще что-то вложилось в консервы, сведения о которых выданы суммарно в условных банках, без разделения на виды), но незначительно. А вот поставки рыбы «подкачали». Ввезенная 131 тонна рыбы и рыбных консервов составила практически никакой процент от улова в эти годы (4608 тыс. т). Конечно, какой-то на самом деле был. В статистический улов включено мясо китов и других морских животных, да и улов, все-таки, это не то, что полностью попадает на стол воинов и тружеников тыла, но процент все равно невелик. Нашей стране крайне было необходимо сливочное масло для питания детей и раненых в госпиталях. А за все годы войны его было произведено лишь в два раза больше, чем в 1940 г. Во множестве воспоминаний рассказывается, как просили союзников увеличить поставки масла. В итоге получили чуть более 81 тыс. т, или 17% от произведенного (479 тыс. т).

А наибольшее соотношение вышло с поставками сахара. У нас в стране было произведено 970 тыс. т сахара-песка и рафинада, ввезено 483932 т, т. е. практически половина от произведенного. А можно и добавить 477,1 т сахарина, хотя это не слишком увеличит соотношение.

Стоит упомянуть о тех продуктах, которые не выпускались у нас в стране, или не могли производиться в условиях войны. Это 307 т шоколада, почти 6,5 тыс. т концентрированных супов и мясных экстрактов, 48 тыс. т сухого молока и 17, 5 тыс. т консервированного, более 69 тыс. т яичного порошка. И так далее.

И отдельно вспомним о 108600 т белой жести. Металлургия в те годы была у нас занята производством других сплавов, и без этих тонн не было бы выпуска 2332 млн. условных банок различной консервированной продукции, что при грубом подсчете составляет 816 тыс. т продуктов в них.

И все-таки спасибо!

Обращает на себя внимание, что наиболее высокое соотношение произведенного и ввезенного имеют те продукты, потери производства которых было невозможно восполнить на остававшихся в тылу территориях, а позже было сложно восстановить на отвоеванных, но разоренных землях. Если потерянные пахотные земли под зерновые, старались восполнить увеличением посевных площадей в Казахстане и Сибири, то производство сахара и растительного масла – это ведь, прежде всего, Украина и русское Черноземье, альтернативы им практически нет. А если улов рыбы у нас сократился в наименьшей степени, то и прислали совсем немного «даров моря».

Чья в этом заслуга, заботливых поставщиков или закупочных комиссий Советского Правительства? Наверное, и тех, и других.

И как бы не относиться к действиям союзников нашей страны в годы Второй мировой войны, надо признать, что продуктов питания они прислали много. Хватало ли их на удовлетворение всех нужд тыла и фронта? Конечно, нет. Но без них нам было бы, несомненно, много труднее. Но и не были поставки тем единственным, что обеспечило Победу. Тем не менее, за них надо сказать спасибо.

И не стоит забывать, что ленд-лиз – не благотворительность, за него надо было платить. Мы и расплатились, пусть и лишь в новом веке, и после длительных споров, в прямом смысле – деньгами и в переносном – многомиллионными жертвами, о более-менее точном числе которых до сих пор нет ясности.

voronkov_kirill

_блог Кирилла Воронкова

_жвй_жрнл

Вопрос о роли ленд-лиза муссируется уже не первый год и в последнее время стал поводом для множества спекулятивных рассуждений о том, что, мол, если бы не помощь союзников в годы ВОВ Советский Союз вообще лёг бы на спину ровно и пророс травой под натиском фашистской Германии. Ленд-лиз, дескать, явился ключевым фактором в победе СССР, а без него — пиши «пропало».

Тут небезызвестный mi3ch опубликовал пост с тегами «капитан Очевидность» и «статистика», в котором он, используя статистические данные, как бы объективно доказывает данный тезис. То есть, в статье так и утверждается (цитирую): «На самом же деле именно союзники спасли Советский Союз от разгрома» (!)

Статистика вещь, конечно, упрямая, но приготовить и подать этот продукт можно так лукаво, что выводы будут прямо обратны реальности. Давайте разбираться…

Во-первых, оценивая вклад помощи союзников в победу, нельзя оперировать лишь количественными показателями объёмов помощи, без их сравнения с общими суммарными затратами, понесёнными в войне Советским Союзом. Но господин mi3ch делает именно так:

«Мы получили помощи на 11 миллиардов тех еще долларов. 18 тысяч самолётов и более 11 тысяч танков. 44 тысячи джипов. […] Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. […] Союзники поставили нам в полтора раза больше автомобилей, чем произвел весь Советский Союз за годы войны. Мы не производили в военные годы свои локомотивы – американцы поставили нам 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Американцы поставили нам в 10 раз больше вагонов, чем мы произвели их за военное время. Треть всей взрывчатки – это помощь союзников. Поставки удвоили наше производство кобальта и утроили производство олова. Американская тушенка спасла от голодной смерти сотни тысяч наших людей – мы получили четыре с половиной МИЛЛИОНА тонн продовольствия».

Здесь читатель должен подумать: «Да, много техники и материалов мы получили. Очень много! Без них, как пить дать, не победили бы». А кто из читателей может РЕАЛЬНО соотнести, скажем,18 тысяч самолётов к общему объёму авиапарка, задействованного на восточном фронте? А кто трезво оценит количество локомотивов, произведённых в СССР за годы войны и поставленных по ленд-лизу, в общем количестве локомотивов, участвовавших в снабжении фронта (произведённых не только в эти четыре года)? Господин mi3ch уж точно этого делать не станет — это серьёзно подорвёт его утверждение о «спасении Советского союза от разгрома».

Давайте же разберём данное утверждение, что называется, «по косточкам» и оценим реальную роль союзной помощи. При этом не будем рубить с плеча: помощь союзников, безусловно, сыграла свою роль, помогла сохранить многие жизни советских людей и ускорить победу, за что мы с вами должны быть благодарны им, не зависимо от их истинных целеполаганий.

Итак, «Мы получили помощи на 11 миллиардов тех еще долларов». Абсолютно верное утверждение. По сегодняшнему курсу это составило бы около $160 млрд. долларов США, влитых в советскую экономику за 4 года или в среднем по $40 млрд. в год. Много это? Безусловно да. Но если мы говорим о масштабах, а не об абсолютных цифрах, то данное значение нужно рассматривать в сравнении, поскольку масштаб — показатель относительный. По объёму вложений эти цифры сопоставимы с помощью, оказанной в период 2002-2012 гг. Евросоюзом мирной, ни с кем не воюющей, маленькой Греции — 310 млрд. евро за 10 лет или 36 млрд. евро в год.

«18 тысяч самолётов и более 11 тысяч танков».
И здесь всё верно. Цифры даже слегка занижены :
Самолётов — 18 297 штук.
[ (подробная статистика) ] из США:
— истребителей Р-40 “Томагавк” — 247 шт.,
— Р-40 “Китихавк” — 1887 шт.,
— Р-39 “Аэрокобра” — 4952 шт.,
— Р-63 “Кингкобра” — 2400 шт.,
— Р-47 “Тандерболт — 195 шт.;
— бомбардировщиков А-20 “Бостон” — 2771 шт.,
— В-25 “Митчелл” — 861 шт.;
— прочих типов самолетов — 813 шт.
Из Англии:
— «Спитфайеров» и «Харрикейнов» — 4171 шт.
Итого: 18 297 самолётов.

Танков — 12 199 штук.
[ (подробная статистика) ] Танков по ленд-лизу в СССР было поставлено из США:
— легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт.,
— легких М5 — 5 шт.,
— легких М24 — 2 шт.,
— средних М3 “Грант” — 1386 шт.,
— средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт.,
— средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт.,
— тяжелых М26 — 1 шт.
Из Англии:
— пехотных “Валентайн” — 2394 шт.,
— пехотных «Матильда» MkII — 918 шт.,
— легких “Тетрарх”— 20 шт,
— тяжелых «Черчилль» — 301 шт.,
— крейсерских «Кромвель» — 6 шт.
Из Канады:
— «Валентайн» — 1388.
Итого: 12 199 танков.

Однако, давайте критически сравним эти цифры с общим количеством данных вооружений, принявших участие в боевых действиях на Восточном фронте в составе Красной армии.
Перед войной боевой авиапарк СССР насчитывал более 12 500 самолётов (Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны, стр. 23). В период 1941-1945 годов советская промышленность выпустила ещё около 120 000 штук. Таким образом, доля иностранной техники, поступившей в отечественный авиапарк за все годы войны, составила 12,1%.

Накануне войны в рядах вооружённых сил СССР насчитывалось более 23 000 танков различных типов. Здесь следует заметить, что из них около 5 000 единиц были представлены откровенно устаревшими моделями («Т-37», двухбашенные «Т-26» старого образца). Однако, также справедливым будет заметить, что и поставки союзников не включали в себя последние новинки. Британские и американские танки по своим ТТХ, в основном, уступали как немецким, так и советским аналогам — наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в СССР не поставлялись . За годы войны в СССР были выпущены 73 900 единиц танковой техники. Таким образом, доля союзной помощи по танкам за весь период 1941-1945 годов составила 11,2%.

«44 тысячи джипов […] Союзники поставили нам в полтора раза больше автомобилей, чем произвел весь Советский Союз за годы войны.»
Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% — из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном — US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Но и здесь не следует забывать, что, несмотря на относительно слабую автомобильную промышленность Советского Союза, СССР обладал потенциальным резервом. Так к началу войны собственный автопарк Красной армии насчитывал почти 300 000 автомобилей и тягачей, после мобилизации — около 500 000. Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. А учитывая все резервы, принявшие участие в боевых действиях — 38,4%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

«Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна».
Всего по ленд-лизу было поставлено 580 судов.
[ (подробная статистика по боевым судам различных типов) ] — торпедные катера — 202 шт.,
— сторожевые корабли — 28 шт.,
— тральшики — 55 шт.,
— охотники за подлодками — 138 шт.,
— десантные корабли — 49 шт.,
— ледоколы — 3 шт.,
— транспортные суда — около 80 шт.,
— буксиры — около 30 шт.

Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники — 22,4%. Однако, п еред войной СССР уже обладал одним из самых мощных флотов: «построено свыше 500 кораблей …. в составе флота 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 216 подводных лодок, 287 торпедных катеров» (Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны, стр. 23). Данный показатель снижает долю поставок союзников относительно общего числа судов, принимавших участие в боевых действиях, до 18,7%. Но и это ещё не всё. Далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были введены в строй после её окончания. Все 28 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники. Итого, среди боевых судов, принявших реальное участие в боевых действиях в годы ВОВ, доля ленд-лизовской помощи составила 14,4%.

«Мы не производили в военные годы свои локомотивы – американцы поставили нам 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Американцы поставили нам в 10 раз больше вагонов, чем мы произвели их за военное время».
Ну, во-первых, производили — с 1941 по 1945 около 800 штук. Кроме того, имеющийся перед войной локомотивный парк в СССР насчитывал более 25 000 локомотивов. Исходя из этих данных, вклад ленд-лиза в локомотивный парк составил 7,1%.
С вагонами ситуация ещё интереснее. К началу войны вагонный парк СССР составлял 600 000 единиц. 1092 единицы были произведены в СССР в годы войны. Около 26 000 вагонов были захвачены в качестве трофеев. И около 11 000 поставлено по ленд-лизу. Таким образом, фраза «… в 10 раз больше, чем мы произвели…» превращается в 1,7% от общего числа. Здесь снова так и просятся диаграммы :

«Треть всей взрывчатки – это помощь союзников. Поставки удвоили наше производство кобальта и утроили производство олова».
С этим тезисом просто соглашусь — именно так и было. Существенный вклад ленд-лиз оказал по части стратегических промышленных материалов — алюминий, медь, листовая сталь, фракции для производства авиационного бензина.

«Американская тушенка спасла от голодной смерти сотни тысяч наших людей – мы получили четыре с половиной МИЛЛИОНА тонн продовольствия».
«Четыре с половиной МИЛЛИОНА тонн» звучит внушительно, особенно если набито капсом. Но, опять же, — масштаб цифр…Четыре с половиной миллиона тонн «условной еды» поделить на 1418 дней войны и поделить на 200 млн. населения Советского Союза. Получим: 15 грамм условной еды на человека в сутки. Это примерно в 18 раз меньше средней суточной нормы хлеба на человека в блокадном Ленинграде, где лютовал смертельный голод.

Прочие виды поставок вооружений, не охваченные вниманием в статье Митрича, дают примерно аналогичные показатели. Чуть более высокие показатели по поставкам стратегических материалов.

По основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР, без учёта довоенных резервов, не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и прочего обычно оценивается в 4%. Говоря проще, помощь союзников обеспечила Красной армии ведение боевых действий в течение неполных двух месяцев. Георгий Жуков в своих мемуарах подтверждает эту цифру, озвученную плановым комитетом при СМ СССР после войны. Ряд исследователей склонны считать её заниженной как минимум в два раза, однако никто из них не приводит собственных оценок, подкреплённых объективной аргументацией.
Также не следует забывать, что основная доля поставок помощи от союзников пришлась на тот период, когда перелом в ходе войны в пользу СССР был уже очевиден. В самые тяжёлые месяцы — 1941 год — доля поставок по ленд-лизу составила менее 1% от общего объёма. В 1942-м — 28%. И более 71% в 1943-1945 годах, когда Красная армия уже вела широкомасштабное наступление по всем фронтам.

Но не обойдём вниманием и высоких оценок роли ленд-лиза. Так А. И. Микоян, руководивший приёмом союзных поставок с 1942 года в качестве наркома внешней торговли, высказывался после войны:
«… когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.
Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».
(Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы»).

________________________________________ _______________________
В подготовке статьи использованы материалы:
— Павел Сутулин, «Ленд-лиз. Мифы и реальность»;
— Олег Турчин, «СССР перед войной»;
— Дмитрий Лысков «Спор о вкладе союзников в Победу дошёл до пуговиц»;
— Штеменко С.М. «Генеральный штаб в годы войны»;
— Материалы сайта www .4 tanks . ru

leon_rumata

Время собирать камни.

Журнал настоящих людей

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга.
Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе .

В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика — система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, оружие и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.

После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись. Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза

С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска — Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта). определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди — 76%, алюминию — 106%, олову — 223%, кобальту — 138%, шерсти — 102%, сахару — 66% и мясным консервам — 480%.

Генерал А.М. Королёв и генерал-майор Дональд Коннели пожимают руки на фоне поезда, пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу

Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей. Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в историю как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство — 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона — Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма — 674 млн долларов — и срок окончательного погашения — 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…
Андрей ЧАПЛЫГИН

Ленд-лиз в цифрах в годы Великой отечественной войны

Войти

Американский “Ленд-Лиз” для СССР во Второй мировой войне

Ленд-лиз – (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу

Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года) были отправлены получателям, в том числе:

Значение ленд-лиза в победе Объединённых наций над странами Оси иллюстрирует таблица ниже, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года:

Что касается официальной советской пропаганды, то она предпочитала всячески преуменьшать значение американкой помощи, а то и вовсе ее замалчивать. В марте 1943 года американский посол в Москве, не скрывая обиды, позволил себе недипломатичное заявление: “Российские власти, по-видимому, хотят скрыть, что получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ в том, что Красная Армия сражается в этой войне одна“. И во время Ялтинской конференции 1945 года Сталин вынужден был признать, что ленд-лиз – замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции.

Советские пилоты были только что не влюблены в американскую «кобру», не раз выносившую их из смертельных схваток. Легендарный ас А. Покрышкин, летая на «Аэрокобрах» с весны 1943 г, уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже:

Этот список показывает поставки в СССР до 30 сентября 1945 года:

«Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело.»

Знаменитые русские реактивные миномёты “Катюша” на шасси американского грузовика “Студебеккер”

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в СА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины). За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изьятых из народного хозяйства. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 75-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с 2 ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и Джиемси (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолёты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.

Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны ниже:

В целом можно сделать вывод, что без западных поставок Советский Союз не только не смог бы выиграть Великую Отечественную войну, но даже не смог бы противостоять германскому вторжению, не будучи в состоянии произвести достаточное количество вооружений и боевой техники и обеспечить ее горючим и боеприпасами. Эта зависимость хорошо осознавалась советским руководством в начале войны. Например,специальный посланник президента Ф.Д. Рузвельта Г. Гопкинс сообщал в послании от 31 июля 1941 г., что Сталин полагал невозможным без американской помощи Великобритании и СССР устоять против материальной мощи Германии, располагавшей ресурсами оккупированной Европы. Рузвельт же еще в октябре 1940 г., объявляя о своем решении разрешить военному ведомству предоставлять излишнее для нужд американских вооруженных сил вооружение и снаряжение, а также стратегические материалы и промышленное оборудование тем странам, которые могут защищать американские национальные интересы, допускал включение в число этих стран и России.

Группа российских и американских лётчиков, перегонявших самолёты по трассе “Алсиб”, на аэродроме в Фэрбенксе

Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР


P-63 перед отправкой в СССР

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне

Цех по сборке самолетов Bell P-39 «Аэрокобра» в США для СССР

27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза

Вкус Второго фронта. СССР выиграл войну «благодаря ленд-лизу»?

Мнения по этому вопросу различаются кардинально — от полного отрицания значимости поставок союзников до тезиса: «Без американцев СССР проиграл бы войну».

Колонна 9-й немецкой армии, разгромленная ударом с воздуха неподалеку от Бобруйска. 1944 год. Фото: wikimedia.org

28 октября 1941 года президент США Франклин Рузвельт издал директиву о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.

«Они хотят, чтобы мы ползали перед ними на коленях»

В истории Великой Отечественной войны есть немало тем, вокруг которых кипят ожесточенные споры. Тема ленд-лиза — материально-технической помощи, оказанной Соединенными Штатами Советскому Союзу в годы войны — относится к таковым.

Мнения по этому вопросу отличаются кардинально — от полного отрицания значимости поставок союзников до тезиса: «Без американцев СССР проиграл бы войну».

Этот спор имеет очень давнюю историю. Начался он еще в разгар войны, когда СССР и США не были отодвинуты друг от друга пропастью идеологических противоречий.

В марте 1943 года посол США в СССР Уильям Стэндли, раздраженный тем, что в советской прессе мало уделяется места рассказу об американских поставках, заявил на пресс-конференции: «Российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна».

Это высказывание посла вызвало настоящий скандал. Корреспондент Би-би-си в Москве Александр Верт писал в эти дни: «После бурных пятичасовых телефонных переговоров русская цензура пропустила текст выступления Стэндли. Сотрудники отдела печати (Наркоминдела) смотрели сердито. Главный цензор Кожемяко побелел от гнева, ставя свою визу на телеграмме. Его мать умерла в Ленинграде от голода… Другой русский сказал сегодня: «Мы потеряли миллионы людей, а они хотят, чтобы мы ползали перед ними на коленях только за то, что они посылают нам тушенку. А сделал ли когда-нибудь «добренький» конгресс что-либо такое, что не отвечает его интересам? Не говорите мне, что ленд-лиз — это благотворительность».

Полгода спустя Соединенные Штаты сменили посла.

При этом у Уильяма Стэндли были основания обижаться. Ведь за время его полуторалетнего пребывания в Москве тонкий ручеек поставок по ленд-лизу увеличился в несколько раз.

Когда в конце 1970-х годов снималась советско-американская документальная киноэпопея «Неизвестная война» (в советской версии — «Великая Отечественная»), ее ведущим стал знаменитый голливудский актер Берт Ланкастер. В серии «Блокада Ленинграда» американские сценаристы предполагали рассказать о помощи из США, в частности о поставках тушенки. Но Ланкастер, познакомившийся с материалами о том, что пережили ленинградцы, упоминание об американской помощи вычеркнул. Актер, сам прошедший войну, сказал: при таком масштабе трагедии говорить об этом неуместно.

Помощь «взаймы»

Но вернемся к самому началу. Что же такое ленд-лиз?

«Ленд-лиз» — (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства и стратегическое сырье.

Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Он предоставлял президенту США полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов.

Программа ленд-лиза предусматривала следующие условия:

— поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;

— переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

— в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

От самолетов до спирта: что получил товарищ Сталин от мистера Рузвельта?

Первоначально закон о ленд-лизе распространялся на Британскую империю и Китай.

Уже 22 июня 1941 года США и Великобритания выразили готовность оказать материально-техническую помощь СССР в войне с Третьим рейхом.

1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня 1942 года. Закон о ленд-лизе был официально распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Советскому Союзу был предоставлен заем на 1 миллиард долларов. В течение войны было подписано еще три протокола, продлевавшие период действия поставок. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года, но в реальности действовала еще так называемая «Программа 17 октября», в которую входили поставки для нужд советско-японской войны, которую СССР обязался начать после окончания боевых действий в Европе. После разгрома Японии все поставки в СССР были окончательно остановлены.

Современные историки оценивают общую стоимость грузов, поставленных союзникам США по программе ленд-лиза, в 50,1 миллиарда долларов (612,88 миллиарда долларов в ценах 2008 года). Из них более половины (31,4 млрд) пришлось на Великобританию. Советский Союз занимает твердое второе место — 11,3 миллиарда долларов. Поставки во Францию и Китай оцениваются в 3,2 и 1,6 миллиарда долларов соответственно. Всего же поставки по ленд-лизу осуществлялись в 42 страны.

Что же получил СССР по программе ленд-лиза? Всего с июня 1941 по сентябрь 1945 года союзниками было направлено в СССР 17,5 млн тонн различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн тонн. Разницу составляют потери союзников при уничтожении военных караванов.

В Советский Союз было поставлено 22 150 самолетов, 10 000 танков, 51 500 легковых внедорожников и вездеходов, 375 883 грузовых автомашин, 345 735 тонн взрывчатых веществ, 4 478 000 тонн продовольствия, 15 417 000 пар армейских ботинок, 331 066 литров спирта, 2 670 000 тонн нефтепродуктов и так далее.

Легендарные «Виллисы» и американская тушенка

Насколько значимы были эти поставки? Однозначного ответа тут нет.

В 1948 году председатель Госплана СССР Николай Вознесенский в работе «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» писал: «Если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%».

Американские эксперты оценивали поставки выше, однако и по их данным вся союзная помощь СССР не превысила 1/10 советского производства вооружений.

Но это только средняя температура по больнице. А вот, например, доля поставленных союзниками грузовых автомобилей и джипов в автопарке Красной Армии составила целых 64 процента. «Виллисы» и «Студебеккеры» в военный и послевоенный период в СССР стали народными легендами, память о которых сохранилась и по сей день.

Больше 70 процентов паровозов, работавших на железных дорогах СССР в годы войны, были поставлены союзниками. А ведь от надежной работы железных дорог зависело очень многое.

Поставки самолетов в процентном отношении не столь впечатляющи, но надо вспомнить, что многие советские асы-истребители, в том числе легендарный Александр Покрышкин, сражались на знаменитых американских «Аэрокобрах».

И опять-таки, нельзя не упомянуть о пресловутой американской тушенке. «Второй фронт», как иронично называли банки с мясом советские солдаты, сыграл большую роль. Поставки тушенки составили 480 (!) процентов от аналогичного советского производства.

Благодаря американской тушенке советский солдат был сыт, а между голодным и сытым воином дистанция огромного размера.

Чем ближе Красная Армия была к победе, тем щедрее становились союзники

Если вы прониклись глубоким чувством благодарности к союзникам и уже готовы клеймить тех, кто сомневается в значимости поставок по ленд-лизу, то вот вам еще информация, которая может заставить отказаться от поспешных выводов.

Более 70 процентов поставок по ленд-лизу пришлись на 1943−1945 годы, то есть на период, когда в войне уже наступил коренной перелом, а эвакуированная советская промышленность выходила на пик военного производства.

А вот в первые месяцы войны, когда складывалась наиболее трудная ситуация, поставки союзников были минимальными. До конца 1941 года Советский Союз получил менее 1 процента от общего объема поставок.

Это было связано как с организационными трудностями (соглашение было оформлено только в октябре), так и с определенным цинизмом союзников. Ни в Великобритании, ни в США вплоть до окончания Сталинградской битвы не было уверенности в том, что Советский Союз выстоит. А раз так, то зачем снабжать русских оружием, которое затем достанется гитлеровцам в качестве трофеев?

В годы войны существовал и так называемый «обратный ленд-лиз». В качестве компенсации за поставки Советский Союз отправлял в США ценное сырье и золото. Последний факт хорошо известен благодаря истории британского крейсера «Эдинбург», потопленного немцами в мае 1942 года с грузом 5,5 тонны советских золотых слитков. Всего в 1941—1945 годах СССР поставил в США 320 тысяч тонн хромовой руды, 32 тысячи тонн марганцевой руды, а также платину, древесину и прочие грузы. Общая стоимость этих поставок неизвестна и оценивается в широком диапазоне от 3−4 до 20 процентов от стоимости поставок из США.

Страсти по долгу

После окончания войны, в соответствии с условиями ленд-лиза, Соединенные Штаты предъявили ко всем получателям поставок счет для оплаты. По версии американской стороны, Советский Союз должен был заплатить 1,3 миллиарда долларов. На фоне стремительного охлаждения двусторонних отношений официальная Москва сочла подобные расценки грабительскими и объявила, что готова заплатить только 170 миллионов долларов. Переговоры шли несколько лет и успехом не увенчались: США снизили требования до 800 миллионов долларов, СССР подняли свою планку до 300 миллионов, но все это было очень далеко от компромисса.

Вопрос повис в воздухе на долгие годы, пока в 1972 году на фоне улучшения двусторонних отношений решение все-таки было найдено. Сошлись на 722 миллионах долларов со сроком погашения до 2001 года. Первые два платежа состоялись в 1973 году — Советский Союз заплатил 48 миллионов долларов.

Музыка играла, однако, недолго. В США была введена санкционная поправка Джексона-Вэника, а Советский Союз в качестве ответной меры немедленно остановил выплаты по ленд-лизу.

В 1990 году состоялись новые переговоры, на которых договорились: СССР заплатит 674 миллиона долларов в период до 2030 года.

Но через год не стало Советского Союза, и вопрос снова оказался открытым. В апреле 1993 года правительство РФ заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам СССР, что автоматически означало принятие на себя и долга по ленд-лизу.

Окончательно эта сумма долга была погашена в середине 2010-х годов. Впрочем, скептики отмечают: поскольку инфляция в данном случае не учитывалась, то общие выплаты и близко не равны той сумме, которая была объявлена США сразу после войны.

«Это был акт расчетливого эгоизма»

Американский историк Джордж Херринг писал: «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

Дело не только в том, что американцы платили железом в битве, где другие платили большой кровью.

Вышедшая из «великой депрессии» американская промышленность в годы войны получила колоссальный объем заказов и переживала бурный рост. Американец Стадс Теркел в книге «Правильная война» писал: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Исключительное экономическое положение Соединенных Штатов и доллар как главная валюта мировой финансовой системы — это результаты Второй мировой войны, в которую Вашингтон вкладывался поставками по ленд-лизу.

Мудрый Анастас Микоян, в качестве наркома внешней торговли СССР непосредственно занимавшийся приемом поставок по ленд-лизу, через много лет после войны обмолвился: «Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».

Поставки по ленд-лизу не стали решающими в ходе Великой Отечественной войны, не спасли СССР и не перевернули ход истории. Но благодаря им война длилась меньше, а сотни тысяч, а возможно, и миллионы человеческих жизней были сохранены. И за это союзникам стоит сказать «спасибо».

«Существенная, но не решающая». Вся правда о военной помощи американцев СССР в годы Войны

Историк Сергей Монин рассказал о том, что такое ленд-лиз, какую роль для СССР сыграла военная помощь США в годы Второй мировой и почему Рузвельт медлил с поставками в СССР в начале войны.

Сложно переоценить роль советского народа в победе над фашистскими захватчиками – СССР больше всех пострадал в годы Второй мировой войны. Несмотря на это, мы неоднократно сталкивались и продолжаем сталкиваться с попытками исказить историю этой войны. Наиболее активно в данном случае тянут на себя одеяло Соединенные Штаты Америки. По мнению многих современных американских историков, политиков и государственных деятелей, победу во Второй мировой войне одержала именно Америка, а не Советский Союз.

Согласиться с утверждениями американцев мы, безусловно, не можем. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что США оказали нам существенную помощь в годы войны. Поставки военной техники и продовольствия, о которых договорились наши правительства, заметно укрепили Красную Армию и поддержали тыл, что, бесспорно, позитивно сказалось на наших успехах в борьбе с фашизмом.

Для оказания помощи Советскому Союзу и другим странам, сражавшимся против Германии, правительство президента США Франклина Рузвельта разработало специальную государственную программу – ленд-лиз (от англ. lend – «давать взаймы» и lease – «сдавать в аренду, внаем»). По этой программе Америка поставляла своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, а также стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Штатам это было выгодно, поскольку концепция ленд-лиза давала президенту США полномочия оказывать помощь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны.

Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года, а вот Советский Союз начал получать помощь далеко не сразу. Согласно документам, СССР был официально включен в программу ленд-лиза только 11 июня 1942 года.

Впрочем, как рассказал порталу «История.РФ» историк Сергей Монин (кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России), поставки из Америки начались гораздо раньше. О том, чем нам помогла Америка в годы Второй мировой войны, как американские истребители подводили советских пилотов и зачем в США плыли корабли, груженные советским золотом, – читайте далее.

«Не лезть ни в какие европейские дрязги»

– Сергей Михайлович, расскажите, в чем заключалась суть программы ленд-лиза?

– Закон о ленд-лизе, на основе которого оказывалась помощь державам, воюющим против стран «оси», был принят в США 11 марта 1941 года. В тот момент, когда этот закон принимался, ленд-лиз предназначался в первую очередь для помощи Англии. Англичане оказались в критическом положении: они были, так сказать, «осаждены» на своих островах, и в огромной степени их выживание зависело от импорта разного рода продуктов, в том числе вооружения. Вооружение англичане заказывали в основном в Соединенных Штатах, но денег для того, чтобы платить за эти поставки, у англичан становилось все меньше. И в какой-то момент все золотовалютные ресурсы Великобритании были исчерпаны под ноль. Англичане в том числе вынуждены были продать акции американских компаний для того, чтобы получить доллары и платить ими американцам, они выгребли весь свой золотой запас – в общем, с точки зрения платежеспособности страна была в критической ситуации. Поэтому Черчилль, тогдашний премьер Британии, обратился за помощью к Соединенным Штатам. И, в конце концов, окружение Рузвельта придумало такую схему, как можно поставлять вооружение и прочие военные материалы, необходимые для ведения войны, без непосредственной оплаты этих поставок.

– Почему Штаты пошли на это? В чем была выгода от подобных сделок?

– Тут сложность была вот в чем: Соединенные Штаты поставили много вооружения странам Антанты в годы Первой мировой войны. Америка предоставила им крупные кредиты для закупок этого вооружения. Но по долгам практически никто из европейцев к началу Второй мировой войны не расплатился. Поэтому в США очень сильны были настроения изоляционистского плана: во-первых, не лезть ни в какие европейские дрязги и оставаться в стороне, и, во-вторых, если уж и поставлять европейцам оружие, то по принципу «cash & carry», то есть «плати и вези». Вот на этой основе какое-то время осуществлялись поставки в Великобританию. Но когда у британцев закончились все ресурсы, американцы приняли закон, который позволял направлять воюющим против стран «оси» любые необходимые материалы без непосредственной оплаты во время самой войны – все расчеты относились на послевоенный период. Причем все материалы, израсходованные и погибшие в годы самой войны, оплате не подлежали. Надо было только уже после окончания войны договориться об оплате того, что осталось у стран – реципиентов этой помощи.

Тайна «золотого» крейсера

– Когда начались первые поставки по ленд-лизу? Советский Союз изначально был в списке претендентов на помощь США?

– В тот же день, 11 марта 1941 года, Рузвельт подписал первые указы о поставках Великобритании и Греции, которая тогда воевала против Италии. Чуть позже в списке получателей помощи от США появился и Китай. А вот Советский Союз не получал помощь по ленд-лизу до ноября 1941 года. Хотя американцы с самого начала войны Германии против СССР заявили о том, что они будут нам помогать. Но заявление это было, так скажем, не слишком сильное. Да, оно прозвучало из уст того же Рузвельта, но свое обещание оказывать СССР помощь он обусловил целым рядом обстоятельств: если это не помешает поставкам в Великобританию, если будут свободные производственные мощности и т. д. При этом он ни разу не упомянул слово «ленд-лиз» применительно к этим поставкам.

– Когда же пришла первая помощь в СССР?

– Поставки начались в СССР уже летом 1941 года, они шли через Дальний Восток. Но там была проблема с Японией: японцы очень резко возражали против этих поставок, что создавало некоторые сложности. Потом, в августе 1941 года, советские и британские войска вошли в Иран. Одной из главных задач этой операции было как раз обеспечить провоз ленд-лизовских грузов через Иран в Советский Союз. Американцы непосредственно в этой операции не участвовали, но чуть позже подключились к оборудованию Трансиранской транспортной сети для поставок материалов из портов Персидского залива в Советский Союз. Плюс начали думать насчет перегонки самолетов своим ходом через Аляску, Чукотку и дальше в Сибирь. Но это все пока было больше в плане обсуждения, подготовки и прочее, а реальных поставок было очень немного.

– А правда ли то, что СССР в 1941 году отправил в США 50 тонн золота?

– Да, поначалу Советский Союз платил за все эти поставки – валютой или золотом. Обычно здесь вспоминают судьбу крейсера «Эдинбург», который в мае 1942 года был потоплен англичанами в Баренцевом море. Он вез на своем борту 5,5 тонны золота; в частности, надо полагать, это как раз (по крайней мере, частично) была оплата тех поставок, которые были осуществлены еще до распространения на Советский Союз режима ленд-лиза. И, опять-таки, американцы с 29 сентября по 1 октября 1941 года участвовали в Московской конференции, где рассматривался вопрос о военно-экономическом сотрудничестве трех держав – СССР, США и Великобритании. Но все равно и тогда Штаты пока что ленд-лиз на нас не распространяли. Кстати, англичане ввели режим ленд-лиза для Советского Союза раньше, чем американцы! Это произошло еще в сентябре 1941 года. Хотя ленд-лиз – это американское, а не английское изобретение, англичане заявили, что будут поставлять нам военные материалы на этих условиях начиная с сентября 1941 года, а американцы всё тянули. Причина этого была очевидна: США не верили в то, что Советский Союз сможет устоять.

«Американцы не сразу оправились от шока»

– Я так понимаю, мнение американцев переменилось после того, как мы разгромили немцев в битве под Москвой?

– Не после, а накануне. 30 октября 1941 года Рузвельт сообщил Сталину о том, что Советскому Союзу предоставляется крупный кредит на 1 миллиард долларов. А вот 7 ноября (видимо, это было приурочено к нашему празднику) США сообщили Москве о том, что они распространяют на Советский Союз режим ленд-лиза. Для упрощения расчетов было решено считать все по ленд-лизу задним числом с 1 октября 1941 года, когда был подписан первый протокол о поставках в Советский Союз. Но аккурат через месяц США сами оказались втянуты в войну – началась кампания на Тихом океане. Понятно, что им в первую очередь надо было удовлетворять свои нужды. И примерно в это же время началось наше контрнаступление под Москвой, после чего стало ясно, что блицкриг Гитлера не удался, что Советский Союз устоял и способен сражаться. Потом последовали некоторые паузы, связанные как с политическими соображениями, так и с техническими моментами (надо было решить очень много вопросов: куда везти, где разгружать, какой набор материалов предоставлять). Плюс ко всему сами американцы не сразу оправились от собственного первого шока – нападения японцев на Перл-Харбор. Но когда оправились, развернулись на полную мощность и стали очень быстро наращивать свою промышленность и военный потенциал. Тогда у них появилась возможность и нам поставлять больше, чем это было раньше.

– На каком этапе войны помощь Америки оказалась для нас наиболее существенной?

– Могу сказать, что в 1941–1942 годах поставки были не то чтобы незначительные, но гораздо меньшие, чем в 1943–1945 годах. Последние два протокола лета 1943 года составляли 57 % всех поставок в СССР. Получается, что в 1941, 1942 и в начале 1943 года, когда был самый тяжелый для нас период, поставки хоть и были, но по сравнению с нашими потребностями этого было недостаточно.

– Во многих источниках говорится о дате 11 июня 1942 года как о начале поставок по ленд-лизу. Как это можно объяснить?

– Дело в том, что окончательно американцы закрепили свои поставки СССР как раз этим соглашением – от 11 июня 1942 года. Оно называлось «О принципах, применимых к совместной борьбе в ведении войны против агрессии». Фактически это и есть такое типовое соглашение Соединенных Штатов со странами, которые получали от них поставки по ленд-лизу. Принято считать, что подписание Англо-советского союзного договора 26 мая 1942 года и советско-американского соглашения по ленд-лизу 11 июня 1942 года (и тот и другой документ был подписан во время визита Молотова в США и Великобританию) завершило формирование антигитлеровской коалиции.

И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт и У. Черчилль во время Ялтинской конференции (февраль 1945 г.)

Существенный, но не решающий фактор

– Танки, самолеты и другая техника, которую поставляли Штаты, – насколько все это вообще было эффективно в наших сложных погодных условиях?

– Техника была разная: были очень хорошие виды вооружения, были те, которые уступали нашим и немецким. Танки, за исключением одной модели (танка «Шерман»), у нас не очень котировались. Самолеты тоже не все были хорошими, но были и очень удачные образцы – например, истребители «Аэрокобра» и «Кингкобра». Конечно, они имели свои слабости: допустим, самолет «Аэрокобра» очень легко сваливался в пике, и если летчик не успевал вывести самолет из этой ситуации, то очень часто все заканчивалось плачевно. Однако по другим показателям это был очень хороший истребитель, и многие наши асы, которые были в первых рядах по количеству сбитых немецких самолетов, летали как раз на этих «Аэрокобрах». Но важно прежде всего не то, что американцы поставляли нам танки и самолеты – как раз оружия-то у нас своего было достаточно, причем высокого качества, за исключением некоторых видов вооружения, которые у нас либо вообще отсутствовали (к примеру, бронетранспортеры мы не выпускали, нам их поставляли американцы), либо были очень слабо развиты. Важнее другое – то, что американцы поставляли огромное количество промышленного сырья и промышленного оборудования и очень много продуктов питания. Они поставили нам несколько миллионов тонн продовольствия, что для нас в те голодные годы было очень существенно. Взять хотя бы ту знаменитую американскую свиную тушенку, которую советские люди с иронией называли «Второй фронт».

– Наш долг по ленд-лизу выплачен или мы еще что-то должны американцам?

– Нет, мы уже ничего не должны – полностью рассчитались в 2006 году. Да, были проблемы в 1970–1980-е годы, когда действовала знаменитая поправка Джексона – Вэника, запрещавшая предоставление Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле. Когда была введена эта поправка, мы, со своей стороны, перестали выплачивать оговоренную в 1972 году сумму долга по ленд-лизу. Тогда она составляла 722 миллиона долларов. Два транша мы выплатили, а потом перестали, и все это опять зависло. Но в 2006 году долг был полностью выплачен.

– Какова, на ваш взгляд, заслуга США в том, что мы выиграли войну? Насколько существенна роль этой помощи?

– Конечно, это было очень важно и нужно, тогда каждая мелочь была на счету – каждый танк, каждый самолет, каждая тонна бензина или продовольствия. Но это не главный фактор выживания Советского Союза – это однозначно. Да, помощь была очень существенной, но она не была решающим фактором нашей победы. Воевали мы, и это важно подчеркнуть. Побеждает не тот, кто тушенку делает, а тот, кто ходит в атаку! Мы воевали, а они нам помогали. Поэтому тут никаких сомнений быть не должно.

Советские и американские летчики на аэродроме в Фэрбенксе у истребителя «Кингкобра»

Ссылка на основную публикацию