Самые дорогие картины в Третьяковке

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

AdMe.ru покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

Позднее художник предпочел придать картине более масштабное значение. Верещагин написал на раме: «Апофеоз войны» и добавил: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине — любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, — сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне — сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой — ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине — странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат в 1883 году, и на нем возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина была написана маслом по дереву.

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная — недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает — это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика — художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. . В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя — как человек!» — говорил о ней Врубель.

Цена искусства: самые дорогие картины столичных галерей

Пабло Пикассо. Дама с веером. Фото: www.arts-museum.ru

11 мая на аукционных торгах за рекордную сумму в 179 миллионов долларов была продана картина Пабло Пикассо. Она ушла в частную коллекцию. Корреспондент М24.ru решила разобраться, какие дорогостоящие шедевры сегодня могут увидеть москвичи и гости столицы в постоянных или временных экспозициях музеев.

В Москве не так много действительно дорогостоящих произведений искусства, а 2015 год не богат выставками с громкими именами в названиях. Но при этом есть работы, мимо которых совершенно невозможно пройти . Причем не только в рамках временных выставок, но и в постоянных коллекциях музеев Москвы. Если вы начинающий коллекционер и думаете о том, с шедевра какого автора начать свою коллекцию, или просто следите за тенденциями в мире современного искусства, то посещение этих музеев и выставок стоит внести в свои планы.

Великие модернисты: Пабло Пикассо

За последние 10-15 лет сложился определенный круг художников, чьи имена неизменно появляются в списках рекордных продаж. Среди них всегда встречается имя Пабло Пикассо.

Каждая картина этого мастера, попав на аукционные торги, становится настоящей сенсацией и гарантировано будет продана более чем за 100 миллионов долларов.

На майских торгах аукциона Christie’s был установлен очередной ценовой рекорд. В центре внимания оказался очередной шедевр мастера: на этот раз работа “Алжирские женщины (Версия “О”)” была продана за 179,365 миллионов долларов. За последние 11 лет это уже четвертая картина испанского гения, установившая рекорд на аукционных торгах. В первую очередь, тенденция связана с тем, что Пикассо стал признанным классиком еще при жизни.

В Москве его шедевры можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина. В Галерее Искусств Стран Европы и Америки ГМИИ можно посмотреть такие работы Пикассо, как “Портрет Амбруаза Воллара”, “Даму с веером” и, конечно же, знаменитую “Девочку на шаре” – шедевр, ознаменовавший начало розового периода в творчестве художника.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. Фото: www.arts-museum.ru

Помимо открытых аукционных продаж, рекорды также устанавливаются при частных сделках. И, по слухам, сегодня лидером таких продаж является Поль Гоген, цены на картины которого достигают сумм в 350 миллионов долларов. В коллекции все той же Галереи Искусств Стран Европы и Америки ГМИИ есть несколько работ Гогена. При этом среди них есть произведения, занимающие важное место в истории современного искусства. Так, например, работа “Кафе в Арле” скрывает за собой историю дружбы художника с Винсентом Ван Гогом. Художники, поспорив, написали парные работы. (Картина Ван Гога “Ночное кафе” находится в Художественной галерее Йельского университета).

Возможность увидеть подлинные шедевры этих мастеров в коллекции ГМИИ – уже большая удача. А учитывая, что организаторы выставок время от времени делает интересные проекты, сопоставляя и сравнивая их работы по стилистическим или хронологическим принципам, то, возможно, вам повезет увидеть их в каких-либо кураторских или мультимедийных проектах.

Поль Гоген. Кафе в Арле. Фото: arts-museum.ru

Русский авангард: Казимир Малевич

Если же вам ближе искусство отечественных художников, то стоит отправиться в здание Третьяковской галереи на Крымском валу. Тут среди множества русских авангардистов вы сможете увидеть работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, за которые, попади они на аукцион, будут сражаться множество коллекционеров.

Периодически в продаже оказываются версии “Черного Квадрата” Казимира Малевича, оригинальная версия которого находится именно в Третьяковке. Количество трактовок и интерпретаций, часто не имеющих под собой никаких серьезных оснований, сотворили этой картине славу манифеста супрематизма, русского авангарда и всего современного искусства в целом. При этом, у художника существует еще масса интереснейших работ, как с точки зрения искусствоведа, так и с точки зрения простого зрителя.

Например, в одну серию с “Черным квадратом” входят картины “Черный крест” (Центр Помпиду, Париж) и “Черный круг” из Русского Музея в Санкт-Петербурге. Сегодня Казимир Малевич входит в десятку самых дорогих и самых подделываемых русских художников. Познакомиться с его работами можно в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Казимир Малевич. Черный квадрат. Фото:www.tretyakovgallery.ru

Вообще русский авангард пользуется почетов по всему миру, и в большей степени потому, что весь мир знает его по великим эмигрантам первой половины XX века и русским сезонам Дягилева: в нью-йоркской Neue Galerie сегодня проходит выставка работ русского авангарда из коллекции Петра Авена. Но цены на него за всю историю аукционных торгов не поднимались выше 60 млн. долларов. Рекорд был установлен “Супрематической композицией” Василия Кандинского в 2008 году на аукционе Sotheby’s, ушедшей в частную коллекцию. Интерес к работе подогрела скандальная история с отчуждением произведения искусства наследниками у голландского музея Stedelijk по решению суда.

Василий Кандинский. Композиция VII. Фото: www.tretyakovgallery.ru

Шедевры временных экспозиций: от русского авангарда до московского концептуализма

Коллекции ГМИИ и Третьяковской галереи в большей степени, конечно, заслуга меценатов и коллекционеров прошлого века. Сегодня в галереях и музеях, выставляющих современное искусство, очень редко происходят столь значимые события мирового масштаба. Выставка работ Марка Ротко в ЦСИ Гараж в 2010, выставки, посвященные Сальвадору Дали и Пабло Пикассо в ГМИИ – достаточно редкое явление, особенно в кризис. Но и в 2015 году надо отметить несколько значимых событий в московской культурной жизни.

Несколько дней назад в Еврейском музее и центре толерантности завершилась выставка “Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде 1910–1980”. На выставки были представлены работы 35 художников из крупных музейных и частных собраний, в том числе произведения Роберта Фалька, Марка Шагала и Ильи Кабакова – мастеров, получивших мировое признание и высоко оцененных критиками, коллекционерами и аукционистами, чьи работы можно при желании отыскать среди шедевров постоянной экспозиции Третьяковки.

Фаберже из собрания Музея изящных искусств штата Виргиния

Музей Фаберже в конце года представит выставку шедевров фирмы Фаберже – знаменитую коллекцию Лилиан Томас Пратта из собрания Музея изящных искусств штата Виргиния. Жена американского бизнесмена Джона Ли Пратта, скончавшаяся в 1947 году, завещала музею свою коллекцию из более чем 400 объектов, среди которых 5 пасхальных императорских яиц. Это одно одно из крупнейших собраний Фаберже в мире.

Императорское пасхальное яйцо Фаберже. Фото: vmfa.museum

Александр Колдер, Фрэнсис Бэкон и “Художники-путешественники” в ГМИИ

Совсем скоро в главном здании ГМИИ откроется выставка работ художника-изобретателя Александра Колдера. Сегодня его мобили – кинетические скульптуры из легких металлических пластин и стержней, приводимые в движение ветром или с помощью электрического мотора, становятся громкими продажами аукционных торгов. В 2012 году висячая конструкция “Летучая рыба”, созданная в 1957 году, была продана почти за 26 млн долларов на аукционе Christie’s.

Александр Колдер. Лев и Геркулес. Фото: arts-museum.ru

Также летом в Москве можно будет увидеть работы одного из самых дорогих художников во всем мире Фрэнсиса Бэкона. В 2013 году его триптих “Три наброска к портрету Люсьена Фрейда” был продан на аукционе Christie’s за рекордную на тот момент сумму в 142,4 миллиона долларов, которую смогла перебить только сумма, заплаченная за картину Пикассо 11 мая 2015 года. Проведенная Эрмитажем выставка “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” частично приедет в ГМИИ им. Пушкина. Здесь покажут только картины и вещи мастерской Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери, без эрмитажной части коллекции.

А завершит год ГМИИ проектом “Путешествие в экзотические страны…Художники-путешественники”, посвященный русским и европейским художникам-путешественникам: Полю Гогену, Анри Матиссу, немецким экспрессионистам. В нем картины одних из самых дорогих художников в мире окажутся вписанными в новый контекста.

Кончено, говорить о ценах на искусство достаточно сложно. Те работы, что путешествуют по частным коллекциям и продаются на аукционах, очень редко можно увидеть в свободном доступе, на выставках частных собраний или при передаче в коллекцию музея. А то, что уже находится в музеях – бесценно.

Арт-рейтинг: 20 самых дорогих картин русских художников, которые были проданы на аукционах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

№ 1. Казимир Малевич (1879-1935)

«Супрематическая композиция» (1916) — $ 60 млн (год продажи – 2008. Sotheby’s)
Казимир Малевич – основоположник супрематизма. Благодаря своей работе «Черный квадрат», он проиобрел всемирную славу. Но самым дорогим творением художника стала “Супрематическая композиция”(1915), проданная за 60 миллионов долларов. И как это ни парадоксально сейчас выглядит, но в свое время художник жил очень бедно, не получая даже пенсию от Союза художников. Он собственноручно спроектировал себе суперматематический гроб в виде креста и завещал, чтобы его похоронили в нем с раскинутыми руками. Что и было сделано его учениками.

№ 2.Василий Кандинский (1866-1944)

«Этюд для импровизации № 8» (1909) — $ 23 млн (год продажи -2012. Christie’s)

Кандинский – основоположник абстракционизма, живописец, график, поэт, теоретик изобразительного искусства. Беспредметное искусство, космологические фантазии, экспрессия, ритмичная декоративность нашли отражение в его творчестве. На аукционных торгах Sotheby’s за последние десятилетия еще 6 полотен художника были проданы в общей сложности за $52 млн.

№ 3. Марк Шагал (1887–1985)

«Юбилей» (1923) — $ 16,3 млн (год продажи – 1990г. Sotheby’s)
Марк Шагал- признанный лидер авангардизма. В послереволюционные годы судьба его бросала из города в город, из страны в страну. Жил и творил в Германии, Франции, где занимался живописью и монументальным искусством. На аукционных торгах Sotheby’s и Christie’s за последние десятилетия еще четыре полотна художника были проданы за $ 32 млн.

№ 4. Николай Рерих (1874-1947)

1.«Madonna Laboris» (1931) — $ 13,5 млн (год продажи – 2013г.Bonhams)
Интересен сюжет этого полотна: Пресвятая дева Мария опускает свой шарф с крепостной стены Рая, чтобы тайно в него провести человеческие души, которые не пропускает апостол – привратник Рая. Это полотно неожиданно было продано дороже в семь раз, изначально установленной цены.

И еще один удивительный факт: много лет эта работа была собственностью одной американской семьи. И кто такой Рерих, владельцы даже не подозревали. Творческое наследие Николая Рериха составляет 7000 картин. На предыдущих торгах три полотна живописца были проданы за $ 7 млн.

№ 5. Николай Фешин (1881-1955)

«Маленький ковбой» (1940) — около $ 11,9 млн (год продажи – 2010г. MacDougall’s)
Это полотно принадлежит американскому периоду творчества, когда художник выехал из России в штат Нью-Мексико, США. В этот период живописец написал множество картин, отражающих жизнь ковбоев и индейцев. И на родине художник также успел завоевать художественную репутацию. Репин – учитель Фешина, хоть и недолюбливал художника, но всегда признавал в нем несомненный талант.

№ 6. Наталья Гончарова (1881- 1962)

«Испанка» (Ок. 1916) — около $ 11 млн (год продажи -2010. Christie’s)

Гончарова – самая яркая представительница авангарда и одна из самых востребованных русских авторов на арт-рынке. Работы художницы очень дорого оцениваются и еще дороже продаются. В 2007 году на аукционах Sotheby’s ее работы «Сбор яблок», «Дама с зонтиком», «Цветущие деревья» были проданы за $12,6 млн, а в 2008 году стоимость полотен «Цветы», «Колокольчики» составила $16,9 млн.

№ 7. Илья Машков (1881-1944)

«Натюрморт с фруктами» (1910г) — около $ 8,1 млн (год продажи – 2013. Christie’s)
Участник движения «Бубновый валет» – Илья Машков совсем недавно стал котироваться на аукционных торгах. Главная ценность полотна «Натюрморт с фруктами» в том, что эта картина принимала участие в самой первой выставке объединения «Бубновый валет» в 1910 году. А полотно, выставленное на торги 2005 года, «Натюрморт с цветами» (1912) было продано за $ 3,4 млн.

№ 8. Илья Репин (1844-1930)

«Парижское кафе» (1875) — около $ 7,7 млн (год продажи – 2011г. Christie’s)
Это ранняя живопись Ильи Репина, фривольный сюжет которой вызвал бурю протеста художественных критиков. Дама полусвета, падшая женщина, которая осмелилась прийти в кафе без сопровождения – это и было причиной возмущения. Ни Третьяков, ни другие собиратели картин так и не отважились купить это полотно. И лишь в 1916 году «Парижское кафе» было приобретено шведским коллекционером. Широкой публике это полотно за 95 лет было показано всего лишь три раза, последний из которых – в Москве на выставке перед аукционными торгами. Так как все наследие художника давно разошлось по музеям, его картины на торгах оказываются очень редко. Но шестью годами ранее было продано полотно «Семейный портрет» (1905) за $1,9 млн долларов.

№ 9. Борис Кустодиев (1878-1927)

«Извозчик» (1923) — около $ 7,5 млн (год продажи – 2012г. Christie’s)
В 1924 году это яркое полотно было одним из главных экспонатов на престижной выставке русского искусства в Нью-Йорке. Экспозиция выставки была собрана из работ 100 лучших живописцев из России.
А в 1936 году «Извозчик» стал принадлежать известному советскому физику Петру Капице. Наследники ученого продали это полотно в 2012 году за $ 7,5 млн. В предыдущие торги на Sotheby’s были проданы полотна «Одалиска»(1919), «Деревенская ярмарка» (1920), «Пикник» (1920) на общую сумму $ 8,3 млн.

№ 10. Василий Поленов (1844-1927)

«Кто из вас без греха?» (1908) — около $ 7 млн (год продажи -2011г. Bonhams)

Что примечательно, это масштабное полотно – авторская копия с оригинала картины «Христос и грешница», хранящейся в Русском музее, которая когда-то была куплена у Поленова самим императором Александром III за 30 тысяч рублей. Копия же, изображающая эпизод с Нового завета, около века назад была вывезена в Америку, и оказалась в коллекции одного американского университета. Провисев там 80 лет, была очень удачно продана на торгах, что существенно восполнило дефицит бюджета заведения.

№ 11. Константин Сомов (1869-1939)

«Радуга» (1927) — около $ 6,3 млн (год продажи -2007г. Christie’s)
Работы Сомова в 1924 году входили в экспозицию той же престижной выставки в США, что и работы Кустодиева. Представив свое творчество в Америке, в Россию художник так и не вернулся – поселился во Франции. Его изысканные работы, прославляющие эпоху Серебряного века, за последние десятилетия имеют большой успех на торгах. За два предыдущих года картины «Русская пастораль» (1922), «Пьеро и дама»(1923), «Вид из окна» (1934) были проданы на аукционах Christie’s за $ 8,6 млн.

№ 12. Василий Верещагин (1842-1904)

«Жемчужная мечеть в Агре» (1870—80) — около $ 6,2 млн(год продажи – 2014г. Christie’s)

Известный художник-баталист Верещагин почти всю жизнь увлекался восточными сюжетами. Множество картин и ярких эскизов он привозил из путешествий по Средней Азии. В 1888 году почти все из 110 экспонатов выставки, организованной для художника в США, были пущены с молотка и остались в Америке. На сегодняшний день на русских торгах его полотна очень дорого ценятся. «Стена плача»(1885) и «Тадж-Махал. Вечер» (1876) были проданы за $5,9 млн

№ 13. Владимир Боровиковский (1757-1825)

«Портрет графини Л.И. Кушелевой с сыновьями Александром и Григорием» (1803) — около $ 5,1 млн (год продажи – 2014г. Christie’s)

Это высокохудожественное полотно музейного уровня – самое старинное из списка рейтинга. Изначально выставленная на торгах цена, была увеличена в шесть раз. Несколькими годами ранее парадный портрет графа Кушелева был продан за $ 2,6 млн.

№ 14. Илья Кабаков (1933)

«Жук». (1985) — около $ 5 млн (год продажи – 1998г. Phillips de Pury)
Эта картина, в отличие от предыдущей, по рейтингу – самая “свежая” живопись. На торгах современного искусства Phillips de Pury это полотно взяло рекорд, который вот уже 20 лет никем не побит.

№ 15. Александр Яковлев (1934-1998)

«Портрет художника Василия Шухаева в его мастерской» (1928) — около $ 4,8 млн (год продажи – 2007. Christie’s)

Это портрет лучшего друга художника Яковлева. В Русском музее хранится двойной портрет друзей, где они в ролях Арлекина и Пьеро. В этом же году было продано полотно художника – «Бой королей» (1918) за $ 1,8 млн, а в предыдущем «Три женщины в театральной ложе» (1918) за $1,97 млн.

№ 16. Иван Айвазовский (1771-1841)

«Американские суда у скалы Гибралтара» (1873) — около $ 4,6 млн (год продажи – 2007г. Christie’s)
Гениальные работы русского мариниста мирового масштаба постоянно пользуются популярностью на мировых торгах. Любопытный факт: сам Айвазовский насчитывал около шести тысяч своих произведений, а на сегодняшний день по всему миру исчисление идет уже за 60 тысяч. Но как бы там ни было, появление оригинальных работ художника на аукционах всегда вызывает ажиотаж. За период 2005-2007 года десять картин художника на торгах Sotheby’s было продано за $ 19,7 млн.

№ 17. Павел Кузнецов (1878-1968)

«Восточный город. Бухара» (1928) — около $ 4 млн (год продажи – 2014. MacDougall’s)
Кузнецов являлся учеником Архипова, Коровина, Серова. Входил в объединения «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». В своем творчестве он романтично воплотил поэзию Востока. Бухарская серия полотен поставила его в один ряд с художниками очень высокого уровня.

№ 18. Борис Григорьев (1886-1939)

«Пастух в горах» («Клюев-пастырь») (1920) — $3,72 млн (год продажи – 2008г. Sotheby’s)
В 20-е годы прошлого века художник имел славу «историка славянской души». В своих работах, как никто сумел показать дух и сущность русского характера. Начиная с 2000-х его работы высоко оценивались на аукционных торгах: семь работ художника были проданы за $14,2 млн.

№ 19. Кузьма Петров-Водкин ( 1878-1939 )

«Натюрморт. Яблоки и яйца» 1921) — $ 3,6 млн (год продажи – 2012. MacDougall’s)
На творчестве художника отразились веяния модерна, символизма в виде религиозных и восточных мотивов. Двумя годами ранее портрет мальчика Васи был продан за $2,7 млн.

№ 20. Юрий Анненков ( 1889-1974 )

«Портрет А.Н.Тихонова» (1922) — около $ 2,26 млн (год продажи – 2007г. Christie’s)

Портрет писателя Тихонова – друга семьи Анненковых, выполнен в виде коллажа с использованием стекла, штукатурки и натурального дверного звонка.

Просмотрев арт-рейтинг самых дорогих русских художников лишний раз убеждаемся в том, что “лучший способ для художника поднять цену на свои работы – это умереть”. Лишь один из вышеупомянутого списка, Илья Кабаков (1933), на сегодняшний день проживает в Нью-Йорке и является зарубежным почётный членом Российской академии художеств.

Но времена меняются и сейчас дажеталантливый ребенок, рисующий картины может зарабатывать большие деньги на своих работах: 5-летняя девочка превращает акриловые кляксы в потрясающие картины и помогает больным раком.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые известные картины Третьяковской галереи

Третьяковская галерея – знаменитый художественный музей в Москве, созданный стараниями одного человека, купца Павла Третьякова. Он искренне верил в будущее русского искусства. В 1856 году он купил первую картину, это было «Искушение» Шильдера. Уже через 11 лет картинная галерея была открыта для посетителей.

Сейчас в России нет такого человека, который бы не слышал о «Третьяковке». Каждый должен побывать там хотя бы раз в жизни. Экспозиция музея поражает своим разнообразием. Более 180 тысяч предметов: картины, скульптуры, драгоценности, изготовленные в разные временные отрезки.

Ниже представлен рейтинг самых известных картин Третьяковской галереи. Если вы решили ее посетить, но далеки от искусства, и не знаете, на что следует обратить внимание, вам поможет наша статья.

10. «Грачи прилетели», А. К. Саврасов

Эту картину считают самым известным произведением Саврасова. В 1871 году художник посетил село Молвитино. Алексей Кондратьевич очень любил весну. Его вдохновила природа и небольшая церковь (хотя она ничем не отличалась от тысячи других).

Саврасов сразу же приступил к работе. Летом этого же года картина была готова и продана Третьякову.

Она очень полюбилась русскому народу своей простотой, понятна для каждого человека, здесь нет образов и символов. Одно название способно подарить человеку ощущение весны. На первый взгляд пейзаж не отличается оригинальностью. Серый весенний день, грачи облепили березы. На переднем плане – грязный снег, на заднем – церковь и поле.

Художнику удалось передать атмосферу весны, создать ощущение жизни. Успех этого полотна не смог повторить ни один художник, даже сам Саврасов.

9. «Радуга», И. К. Айвазовский

Картина написана в 1873 году, тогда же Третьяков приобрел ее для своей галереи.

«Радуга» выделяется на фоне остальных картин Айвазовского, художник написал ее в нетипичной для себя манере.

Здесь изображено штормовое море, корабль и люди, которые пытаются бороться со стихией. Они надеются на то, что им удастся выжить. Радуга дарит им надежду на благоприятный исход, на спасение. Это символ победы. Именно поэтому картина привлекает внимание большого количества людей.

Если не присматриваться к ней, может показаться, что здесь изображено обычное кораблекрушение. Да, она трагична, но имеет положительный посыл. Художник словно говорит: «Нет ничего невозможного».

8. «Апофеоз войны», В. В. Верещагин

Художник создал это произведение искусства в 1871 году.

Картина выглядит довольно необычно, можно сказать, устрашающе. На ней представлена выжженная пустыня, где нет ничего живого. На переднем плане изображена пирамида из человеческих черепов, на заднем – разрушенный город.

Над горой черепов кружатся вороны, они живые, но это символ смерти. Изначально Верещагин хотел изобразить последствия войны в Туркестане. Художника поразила жестокость тех военных действий.

Вскоре его замысел изменился. Это полотно показывает последствия всех войн в мире. Где бы ни проходили сражения, какими бы ни были причины войны, итог всегда один – бессмысленная смерть.

7. «Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий

Картина написана в 1864 году, Третьяков купил ее для своей галереи уже после смерти художника.

Сюжетом произведения стало предание о гибели молодой женщины. Княжна Тараканова – самозванка, авантюристка, которая выдавала себя за наследницу русского престола (дочь Елизаветы Петровны).

На картине изображена девушка, которая стоит на кровати в тюремной камере. Комнату заполняет вода. У ее ног крысы, которые заползают на кровать. Они надеются на спасение, а княжна Тараканова понимает, что ей никто уже не поможет.

Девушка закрыла глаза и подняла лицо к небу. Картина основана на контрастах, благодаря мелким деталям ему удалось передать трагичность происходящего события. Царская семья была очень недовольна произведением Флавицкого.

Интересный факт. На самом деле княжна Тараканова скончалась от туберкулеза, и не в 1777 году, а в 1775. Ее смерть была окутана тайной, поэтому вскоре начали ходить слухи.

Флавицкий решил написать картину на основании известного предания. Благодаря художнику, люди стали думать, что княжна действительно погибла от наводнения.

6. «Явление Мессии», А. А. Иванов

У этой картины удивительная история. Александр Андреевич начал свою работу над ней в 1837 году. У него была мечта – изобразить явление Христа народу на большом полотне. На реализацию этого замысла ушло 20 лет, но Иванов так и не успел завершить начатое. Он скончался.

За основу сюжета взята первая глава Евангелия от Иоанна. Художник написал более 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков купил эти эскизы для своей галереи.

Оригинал приобрел император Александр II. Он подарил «Явление Месси» Румянцевскому музею. В 1925 году музей расформировали, картину отдали в Третьяковскую галерею. Для нее даже построили специальное помещение.

5. «Иван Грозный убивает своего сына», И. Е. Репин

Первая картина, которая подверглась цензуре. Император Александр III не оценил замысел художника и запретил показывать картину на выставках.

Репин создал это произведение искусства в 1885 году, на нем изображен эпизод из жизни великого царя. Иван Грозный ударил своего сына, удар оказался смертельным.

Самое главное здесь – это эмоции. Иван Грозный испытывает сильное раскаяние, теперь он не царь, а обезумевший от горя отец. Царевич прощает своего убийцу, на лице его спокойствие и кротость. Через три месяца запрет на показ был снят.

Интересный факт. У картины очень сложная судьба. Над ней неоднократно совершали акты вандализма. Первый раз в 1913 году посетитель галереи нанес несколько ударов ножом. Тогда Репину пришлось заново рисовать голову Ивана Грозного.

В 2018 году снова произошло нападение. Мужчина схватил металлическую стойку и нанес несколько ударов по картине. Ее до сих реставрируют.

4. «Неравный брак», В. В. Пукирев

За это произведение искусства художника наградили званием профессора. Он написал ее в 1863, в 1871 году ее выкупил Третьяков.

Название картины говорит само за себя. Венчаются молодая девушка-бесприданница и пожилой чиновник.

Есть несколько версий возникновения замысла картины. По одной версии, это личная драма художника, по другой – его близкого друга.

Эта картина привлекает внимание, потому что здесь присутствуют личные переживания, страдания. Если не обращать внимания на детали, картина воспринимается просто как красивое полотно.

Это настоящий шедевр, Пукиреву больше не удалось создать что-либо подобное, его даже называли художником одной картины.

3. «Боярыня Морозова», В. И. Суриков

Произведение искусства создано в 1887 году, вскоре Третьяков приобрел его для своей коллекции.

В основе картины события, происходящие в XVII веке, (раскол церкви). Морозова Феодосия – сторонница старой веры. В 1671 году ее арестовали, а в 1673 году она умерла в заточении.

На картине изображена сцена, когда боярыню везут к месту заключения. Но Морозова бесстрашна, она так сильно верит, что готова даже умереть за свои убеждения.

Картина получила самые разнообразные оценки. Сейчас ее считают одним из выдающихся полотен Третьяковской галереи.

2. «Неизвестная», И. Н. Крамской

Написана в 1883 году. На картине изображена молодая женщина. Она едет в экипаже по Невскому проспекту, вдали виднеется здание Александринского театра. Женщина одета по моде, она очень привлекательна.

Невозможно отвести взгляд от ее глаз. Удивительное выражение: превосходство, таинственность, грусть.

До сих пор неизвестно, кто стал прототипом картины Крамского. Искусствоведы выдвигают разные версии, но ни одна из них не имеет неоспоримых доказательств.

1. «Богатыри», В. М. Васнецов

В 1898 году Третьяков купил знаменитую картину у Васнецова. Художник работал над ней около двух десятков лет. Это изображение трех богатырей, легендарных Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.

Картина символизирует дух русского народа. Каждый богатырь наделен определенными качествами, которые так характерны для русского человека. Илья Муромец спокоен и уверен в себе, это сила и могущество. Добрыня Никитич – представительный и величавый, он умен и обладает глубокими знаниями. Алеша Попович – смелый, но молодой и веселый.

Здесь много деталей, следует уделить им особое внимание, каждая из них имеет свой смысл.

7 самых дорогих русских картин

З а последние 10 лет работы известных русских художников побили многие рекорды мировых художественных аукционов. «Культура.РФ» рассказывает о самых дорогих отечественных картинах по сведениям этого года.

Марк Ротко. «Оранжевый, красный, желтый», 1969

86,9 млн долларов (Christie’s, 2012)

Маркус Яковлевич Роткович, родившийся в 1903 году в Витебской губернии, традиционно из года в год возглавляет все рейтинги продаж «русского искусства». В возрасте 10 лет он эмигрировал с родителями и вырос в США, где укоротил имя до Марк Ротко и стал знаменитым художником-абстракционистом. Ротко прославился как мастер «живописи цветового поля» — беспредметных абстракций, где главным выразительным средством был эффектный, энергичный цвет. А полотно Ротко «Оранжевый, красный, желтый» входит и в десятку самых дорогих картин в мире — после шедевров Пабло Пикассо, Густава Климта и Энди Уорхола.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция», 1916

60 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Абстракции Малевича попадают в свободную продажу крайне редко и обычно весьма сложными путями. Например, «Супрематическая композиция» отправилась на аукцион прямо из государственного музея. Дело в том, что в 1927 году Малевич, стремительно уезжая из Германии, оставил на хранение архитектору Гуго Герингу много работ, привезенных на выставку. В 1958 году наследники Геринга, веря в железный занавес, продали их в амстердамский музей Стеделик. А в 2008 году потомки Малевича отсудили у музея несколько шедевров, поскольку сделка была незаконной.

Хаим Сутин. «Бычья туша», около 1923

28 млн долларов (Christie’s, 2015)

Уроженец Смоленской губернии 20-летний Хаим Сутин переехал в Париж в 1913 году и стал признанным мастером парижской школы, объединившей живописцев из многих стран. Эта картина входит в серию с изображением подвешенных бычьих туш. Сутин писал мясо с натуры, покупая его на бойне, туши висели в мастерской по несколько дней, и он поливал их свежей кровью — для яркости. Соседи жаловались на запах и мух в полицию. Современные искусствоведы считают серию знаковой для современного искусства благодаря натуралистичности живописи и эмоциональному посылу.

Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями», 1913

41,8 млн долл. (Sotheby’s, 2017)

Василий Кандинский написал эту абстрактную композицию в 1913 году для выставки в Германии, однако картина там так и не побывала — началась Первая мировая война. После Октябрьской революции 1917 года картина хранилась в фонде Музея живописной культуры на Волхонке, затем в Пензе, позже — в Третьяковской галерее. В 1974 году полотно оказалось у коллекционера Вильгельма Хака — он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма Владимира Ленина. В 1970-х годах для своей коллекции Хак построил музей, там и хранилась «Картина с белыми лилиями» до самых торгов Sotheby’s.

Василий Кандинский. «Негнущееся и согнутое», 1910

23,3 млн долл. (Christie’s, 2016)

Картина относится к парижскому периоду творчества Кандинского, когда после переезда из Германии он глобально изменил палитру и добавил в нее нежные оттенки и серые тона. Кандинский писал, что его вдохновила атмосфера Парижа, которая напоминала о дождливых днях на родине, в Москве. Фигура в правой части картины, возможно, изображает сюжет похищения Европы быком-Юпитером. Сторонники этой теории даже опознают в фигуре в самом углу резвящегося морского конька.

Алексей Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)», около 1910

16,5 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Соратник Кандинского по берлинскому художественному обществу «Синий всадник» Алексей Явленский, покинувший Россию в 1896 году, считается одним из создателей немецкого экспрессионизма. На картине изображена девушка из деревеньки под Мюнхеном, чье настоящее имя неизвестно. Прозвище Schokko она заработала, каждый раз прося чашку горячего шоколада во время позирования в холодной студии. Картина была написана на доске, на обороте которой когда-то находился второй портрет девушки — «Шокко в красной шляпе». Художник сумел разделить доску, и «Шокко в красной шляпе» сегодня находится в нью-йоркской частной коллекции.

Валентин Серов. «Портрет Марии Цетлиной», 1910

14,5 млн долларов (Christie’s, 2014)

Произведения Серова так редко появляются в продаже, что покупатели за них едва ли не дерутся. Это полотно попало на аукцион при печальных обстоятельствах. Мария Цетлина, которая также была коллекционером, в 1959 году завещала свое собрание израильскому городу Рамат-Ган с тем условием, что новый музей русского искусства будет назван в честь нее и мужа. Хорошего здания у этого музея с годами так и не появилось, и в 2014 году муниципалитет города отдал портрет — самую дорогую картину унаследованной коллекции — на аукцион. Причем сделал это втайне и от горожан, и от местных депутатов. Однако картина Серова все же была продана за 14,5 миллиона долларов.

Картинки с выставки: кто и зачем крадет шедевры известных авторов

В галерее Стокгольма переполох: предположительно двое неизвестных похитили от 10 до 12 бронзовых скульптур и гравюр Сальвадора Дали. Между прочим, это уже второй за год эпизод с кражей произведений испанского художника — в октябре всего за полминуты галерея в Сан-Франциско лишилась гравюры «Горящий жираф». Впрочем, не только Дали пользуется популярностью: только за последние 10 лет в мире покушались на произведения Тинторетто, Рубенса, Дега и многих других. У кого хватает дерзости красть шедевры признанных мастеров, зачем и как им это удается — читайте в материале «Известий».

Пострадали за Дали

В 4 утра 30 января охранник галереи Couleur в Стокгольме прибежал на вой сигнализации и не поверил глазам: на месте не оказалось около десятка работ Сальвадора Дали. Преступники, а их, вероятно, было двое, разбили окно, схватили 10–12 небольших статуэток и гравюр (общая стоимость около €280–380 тыс.) и испарились на «Ауди». Печаль галериста Педера Энстрёма велика: ведь он с трудом добился участия в выставке нескольких скульптур, специально привезенных из Швейцарии.

«Это абсолютно глупая акция, — оценивает похищение в беседе с «Известиями» искусствовед и коллекционер Александр Савинов. — Во-первых, все скульптуры Дали тиражные — само производство бронзовой скульптуры предполагает тираж. Скульптуры имеют номер, сертификаты и стоят на учете в том числе в музее Дали. Поэтому незаконное отчуждение всегда на поверхности. Но допускаю, что это нелепая случайность и в какой-то момент украденное подкинут, чтобы избавиться, потому что продать это невозможно».

Галерея Couleur в центре Стокгольма, на месте происшествия работает полиция, Стокгольм, Швеция

По словам эксперта, очень часто после больших выставок (после московской в «Манеже», вероятно, тоже) многие антиквары выставляют работы Дали, подписанные рукой мастера и сделанные в его мастерской.

«Они подлинные, имеют сигнатуру, то есть указаны две цифры: одна обозначает количество в тираже, а дробная — номер отливки, — уточняет эксперт. — Но учитывая, что некоторые скульптуры очень легки в воспроизведении, то недобросовестные копиисты делают повторы: или сохраняют сигнатуру, или же, наоборот, убирают ее, обезличивают, но это сразу выдает ненастоящую работу».

«Обычно воры-профессионалы предпочитают с искусством не связываться — вещи уникальные, легко идентифицируемые, тяжело продаваемые. Но в 1990–2010-е различные мастера наштамповали огромное количество работ Дали (во всех городах мира в последние десятилетия проходили выставки-продажи этих копий), — рассказывает «Известиям» коллекционер Сергей Подстаницкий. — Подобные вещи стоят недорого (как и вещи украденные) и фактически никакой художественной ценности не представляют. А вот перепродать их несложно, поскольку их криминальное происхождение почти не доказать».

Могли быть в галерее те самые «штамповки»? Поди разбери. Мы ничего не утверждаем, но как не вспомнить сюжет старого доброго фильма с Одри Хепберн и Питером О’Тулом «Как украсть миллион», когда кража статуэтки была делом чести семьи — экспонат оказался подделкой.

«Можно и в эту сторону пофантазировать, — смеется Сергей Подстаницкий. — Но, скорее всего, грабители — банальные земляческие банды, крадущие всё, что можно быстро продать».

Попали в хроники

Помимо работ Дали воров интересуют и другие мастера. В конце ноября прямо из аукционного дома Dorotheum в Вене вынесли «Залив, море, зеленые скалы» Пьера Огюста Ренуара — картину, оцененную далеко не в баснословные €120–160 тыс. Ее до сих пор не нашли. В феврале прошлого года лидеру нижегородской банды похитителей картин дали девять лет: за четыре года Олег Пронин и его команда вынесли из музеев в Плесе и Вязниках несколько картин известных художников, в том числе Ивана Шишкина и Исаака Левитана. В ходе следствия преступники пытались убедить правоохранителей в том, что похищали картины они из любви к искусству, для потомков, но им особо никто не поверил. По словам оперативников, как правило, такие кражи совершаются под конкретный заказ. В итоге одну из картин Левитана «Тихая речка» перехватили перед самой отправкой за границу, еще четыре картины («Овраг за забором», «Полустанок», «Речная заводь» и «Розы») обнаружены в ходе обысков у подруги одного из бандитов.

В 2015 году вооруженные бандиты ограбили городской музей Вероны. Преступникам досталось 17 произведений: пять полотен Тинторетто, холсты Рубенса, Пизанелло (его самая ранняя работа «Мадонна с куропаткой»), Беллини и других. Буквально через полгода все украденные шедевры были найдены… в Одесской области. Картины лежали в пластиковых мешках в зарослях кустарника, прикрытые ветками.

Список краж можно продолжать и продолжать. Какие-то картины нашлись, другие шедевры пока числятся утраченными. Где сейчас «Голубь с зеленым горошком» Пикассо (стоимость более $20 млн), «Ваза с красными маками» Ван Гога (оценивают более чем в $50 млн)? Самой громкой кражей любой искусствовед назовет похищение «Моны Лизы» в 1911 году. Грабитель вынул полотно из рамы, завернул в куртку и вышел. Спустя два года флорентийский антиквар получил предложение купить «Джоконду». Позже продавец рассказал полицейским, что таким образом он хотел вернуть картину на историческую родину.

Человек-паук, мастер, глупец.

Кто крадет? Известный коллекционер, вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаил Перченко считает, что в большинстве случаев работают профи.

«Должна работать группа из электронщика, вора и охранника. Три человека, если они высокие профессионалы, могут обокрасть любой музей. Электронщик нужен, чтобы отключить систему охраны и видеонаблюдения, вор — чтобы украсть, а охранник — чтобы защитить вора, — говорит «Известиям» Михаил Перченко. — Картину в отличие от драгоценностей вывезти сложно, но есть специалисты, которые за 10% вывозят всё что угодно в любую страну мира. Только не дай бог их обмануть, сказать ненастоящую цену. В мире несколько бригад, которые исполняют любой заказ. Чтобы украсть предметы искусства из музея, нужен специалист очень высокого класса».

Как, например, любитель паркура и лазания по стенам «спайдермен» Вьеран Томич. В 2010 году он вынес из Музея современного искусства в Париже картины Пикассо, Матисса, Модильяни, Леже и Брака стоимостью в десятки миллионов евро. Вообще-то он шел за одним холстом по заказу владельца небольшой галереи, но не устоял («они меня манили») и взял еще четыре. Музейщиков подвели оконные рамы — такие Томич уже вскрывал, да и некоторые датчики движения не работали. В итоге Томича поймали, но где картины, до сих пор неизвестно.

Третьяковская галерея, полиция на месте происшествия после кражи картины, Москва

«Во всех музеях по-разному всё устроено: система охраны, обеспечение. Как в Третьяковке было? Пришел, снял и ушел — никто даже не спохватился, — рассуждает в беседе с «Известиями» о защищенности музеев ведущий эксперт департамента по работе с антиквариатом и предметами искусства Российского аукционного дома Светлана Честных. — В любом случае технологии не стоят на месте. Многие музеи освоили такую технику: ставят невидимые глазу значки, которые при определенном свете показывают инвентарный номер. Типа чипа для животных».

Писательница и искусствовед Софья Багдасарова считает, что российский арт-криминал отличает «глупость, элементарная надежда «на авось» и пристрастие к алкоголю». Так, в 2018 году Дмитрий Лапаев пробрался в Павловский дворец, выпил в покоях Марии Федоровны, там же и уснул, а пробудившись, ушел, прихватив пресс-папье за 5 млн рублей. Ночь в знатных покоях стоила 2,5 года пребывания в палатах куда попроще, а также вылилась в гражданский иск на сумму около 80 тыс. рублей: деньги пошли на реставрацию пресс-папье — статуэтки ополченца, у которой мужчина «отломал флажочек».

Над златом чахнет

Кто заказывает всю эту «музыку»? «Сумасшедший!» — в один голос говорят опрошенные «Известиями» эксперты. На этом можно было и закончить, но интересен психотип в подробностях.

«Обычно такие кражи происходят по заказу богатых людей. Чаще всего американцев, они выступают заказчиками 80% краж. Просто у них есть деньги и отсутствует совесть, — говорит Михаил Перченко. — Тайные коллекционеры есть везде, но они немножко с сумасшедшинкой. Американцы-то нет, а европейцы гордятся тем, что эта вещь именно у них. Я считаю, что это болезнь, у них психика сдвинута. Это «гобсеки» (Гобсек — герой романа Бальзака, человек-вексель. — «Известия»), которые чахнут над своим золотом. У Пушкина прекрасно написано: «Царь Кащей над златом чахнет». Вот именно чахнут. Жадность — это болезнь, а чахнуть над сокровищами — это еще большая болезнь».

Стефан Брейтвизер и его адвокат Ме Мозер во время судебного разбирательства в Страсбурге в 2005 году

И вот пример. На образ сумасшедшего коллекционера-миллиардера не потянет, но за клептомана-ценителя сойдет. В 2019 году полицейские снова арестовали известнейшего похитителя произведений искусства Стефана Брейтвизера. Стефан обчистил около 200 музеев по всей Европе (из тех, что попроще), прихватив под 250 произведений искусства на астрономическую сумму — более $1,4 млрд. Между прочим, не наживы ради, а домашней коллекции для. «Глядя на что-то прекрасное, я не могу удержаться от слез», —признавался вор в интервью. Прискорбно, но когда маменька Брейтвизера узнала, чем промышляет сынишка, она изрезала и выкинула десятки полотен старых мастеров.

«Любой коллекционер — это прежде всего человек, он хочет похвастаться. Чем ты будешь хвастать? Что в твоей коллекции ворованные вещи? — рассуждает Светлана Честных о версии кражи картин для частной коллекции адекватного человека. — Это позорище. Умрешь — оставишь детям? А ты подумал о том, что дети будут расхлебывать последствия того, что у тебя в коллекции ворованные вещи? Зачем? Это удар по репутации».

Картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», которую нашли правоохранительные органы после похищения из Третьяковской галереи, Москва

В 2019 году в Третьяковке было совершено, как окрестили его в Министерстве культуры, «самое глупое преступление века»: 32-летний Денис Чуприков просто снял картину Куинджи «Ай-Петри. Крым» со стены, вытащил из рамы и ушел. На следующее утро Чуприкова задержали, а полотно, завернутое в куртку, обнаружили в подвале дома в Одинцовском районе. На суде мужчина заявил, что всего-то хотел «привлечь внимание к себе». Спонтанная идея, заказчика не было.

«В отношении Куинджи у меня своя версия, — говорит Александр Савинов. — Я считаю, что заказчик был, и это производитель или поставщик сигнализации для музея. Нашли человека с большой статьей, состоялся некий торг: «Если ты это сделаешь, мы тебе квалифицируем раскрытую кражу, а старую забываем». И сразу же поставщик сигнализации получил немыслимый заказ на новую сигнализацию».

Чемодан без ручки

Итак, смогли, украли. Предположим, что какие-то картины попадают к сумасшедшему коллекционеру, который хранит «свою прелесть» дома и никому не показывает. А вдруг. Есть и другой вариант — похищение ради выкупа. Так, в 1994 году во время зимних Олимпийских игр всего за 50 секунд из Норвежской национальной галереи исчез «Крик» Эдварда Мунка. За возвращение полотна грабители потребовали $1 млн. Впрочем, не получив ничего, бросили картину в гостинице. Еще одна цель кражи — использовать шедевр как залог при незаконных сделках (покупке наркотиков, оружия). Эту идею приписывают известному ирландскому преступнику Мартину Кэхиллу.

«Легенды про «черных коллекционеров», заказывающих кражи искусства, — литературные выдумки, — считает Сергей Подстаницкий. — В основном, судя по задержанным, — это мелкий криминалитет, надеющийся сорвать необычно большой куш, но потом попадающий в ситуацию, когда мировой шедевр, оцениваемый в миллионы, даже за тысячу не продать. В результате полиция случайно, спустя годы находит краденое в каких-нибудь наркопритонах или просто под кроватью у какого-нибудь гопника. С бронзовыми скульптурами проще — их хотя бы на лом цветного металла можно продать».

По словам Светланы Честных, при нынешнем развитии цифровых технологий и доступе к обширным базам данных кража произведения известного мастера денег не принесет. В Средние века да, было дело, без проблем: в Италии украли, в Германии продали. Сейчас у всех более-менее известных работ можно проследить «провинанс» — своего рода жизненный путь картины после мастерской.

«Мы сейчас в один клик можем поднять историю всех работ, проследить аукционы, в каких коллекциях они были, — говорит Светлана Честных. — Существует такая организация, как Art Loss Register («Реестр пропавших произведений искусства»), по которой все аукционы проверяют похищенные предметы. Они просто не связываются, не берут подобные вещи. Это чемодан без ручки: нести тяжело и выбросить жалко. Вещь хорошая, а деть некуда».

Впрочем, сумасшедших много, констатирует эксперт, на наш век хватит. Картины воруют, а потом не знают, что с ними делать.

«Вещи находятся в ужасном, изуродованном состоянии, потому что их не могут продать. Картины выбрасывают, — говорит Светлана Честных. — Могу предположить, что на это идут люди, которым просто хочется пощекотать себе нервы по принципу «я это сделал». Выбрасывают таким образом адреналин в кровь. Как клептоманы — не могут не украсть».

Найденные картины часто нуждаются в сложной и долгой реставрации, порой они так и остаются со следами «насилия». Хуже только полностью уничтоженный шедевр. В связи с этим и в шутку, и всерьез Софья Багдасарова в книге «Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства» дает будущему музейному вору советы «как делать не надо». Чтобы реставраторы потом не мучились, работая с уже найденной картиной.

«Последнее дело, воруя полотно из музея, вырезать холст снаружи из рамы, кромсая его ножом, — пишет искусствовед. — Выдирая таким способом холст из подрамника, ты мгновенно свою добычу в разы обесцениваешь. Целиковые картины, то есть с полосами холста, которые были спрятаны под раму, загнуты за край подрамника и еще в добавок с обратной стороны закреплены, можно продать намного дороже (например, просто потому что они не выглядят так подозрительно). Даже если ты воруешь полотно для подпольного коллекционера, который гарантировано даст тебе денег, поверь мне: увидев такое варварство с краями шедевра, этот знаток искусств весьма расстроится и может заплатить меньше».

Найденные полотна часто потрепаны на сгибах. Ведь нести украденное добро неудобно, вот и сворачивают картину, как плед. «Сворачивайте в рулоны, — просит Багдасарова. — Красочным слоем наружу». И напоминает: красть картины из музеев нельзя. Из частных коллекций тоже. Сойди, вор, с кривой дорожки, иначе отсохнут у тебя руки, сахар в крови подскочит, и, среди прочих бед, квартиру твою «черные риелторы» прикарманят. Вот так.

Ссылка на основную публикацию