Чем занимается Леонид Парфенов в настоящее время

Куда исчез Леонид Парфенов

История новой российской тележурналистики немыслима без этого человека. Даже сегодня, не работая ведущим программ, Леонид Парфенов остается на слуху. Безупречный джентльмен на экране, он часто оказывался в эпицентре конфликта. В июне 2004 года Парфенов был уволен с телеканала НТВ, формально – из-за разногласий с руководством.

Юный корреспондент

Детство у Парфенова было, как он сам признается, малоинтересным. В его родном Череповце юноше было «ужасающе скучно». Он родился в 1960-м году в семье инженера. Из всех радостей жизни – охота, на которую его часто брал отец, и библиотека, в которой парень проводил очень много времени.

Когда Лене было 13, он уже активно рассылал заметки в районные и областные газеты. За одну из них он получил небывалую по тем временам награду – поездку в «Артек». К слову, Парфенов отличился и там – получил грамоту как лучший юнкор «Пионерской правды».

Юный Леонид Парфенов. Фото: booksite.ru

Первая «заграница»

Родители не сильно верили, что Леонид поступит после школы в Ленинградский государственный университет имени Жданова (нынешний СПбГУ). Однако он легко сдает вступительные экзамены и начинает новую жизнь в большом городе. Кроме учебы занимается подработками – водит по Ленинграду туристов в качестве экскурсовода. Не забывает и о журналистской практике, много пишет в «Смену», «Огонек», «Правду», «Советскую культуру».

В университете Парфенов знакомится со студентами из Болгарии (они живут вместе в общежитии) и на втором курсе отправляется погостить к новым друзьям. Тогда Леонид испытывает первый культурный шок от заграницы и понимает, что он «не очень советский человек».

В Москву, в Москву!

После окончания вуза молодой журналист возвращается по заведенному тогда порядку в родной Череповец. В районной газете юношу в джинсах не приняли, он стал работать в областной, в «Вологодском комсомольце». Затем было областное телевидение, с которого его пригласили на центральное. В 1986 году, в весьма интересное для советских граждан время, он становится специальным корреспондентом в молодежной редакции ЦТ, работает в программе «Мир и молодежь».

Парфенов вместе с Андреем Разбашем снимают документальный трехсерийный фильм «Дети XX съезда». Картина о диссидентах и первых демократах – поколении шестидесятников – имеет небывалый успех, ее покупают телекомпании из девяти стран. Парфенов получает первый солидный гонорар, за который приобретает квартиру в столице, и переходит в команду «Авторского телевидения».

Фото: booksite.ru

На собственной частоте

В 1990 году, когда страна жила на стыке эпох, Леонид Парфенов решает заняться «несоветской журналистикой». Выходят первые выпуски программы «Намедни». Это немного другая передача, чем та, с которой потом будет ассоциироваться Парфенов. Тогда «Намедни» выходила еженедельно в формате «неполитических новостей». Спустя год его отстраняют от ведения программы за то, что он слишком резко высказался по поводу отставки Шеварднадзе с поста министра иностранных дел.

Затем Парфенов недолго работает в телекомпании «ВИD» с Владиславом Листьевым, пока его не пригласят на новый телеканал НТВ. В то время канал даже не имел своей частоты, а транслировался по договору на петербургском Пятом канале. По будням шла новостная программа «Сегодня», по воскресеньям – «Итоги» с Евгением Киселевым. «Намедни» выходила по субботним вечерам.

Первую «ТЭФИ» Парфенов получает за проект «Новогоднее телевидение» в 1994 году. К этому времени канал уже разжился собственной частотой.

В следующем году вместе с Константином Эрнстом они придумывают и реализуют «Старые песни о главном».

Целуя Монро

Одно из главных детищ Парфенова – это проект, полное название которого – «Намедни 1961-2003: Наша эра». Был задуман цикл документальных передач, посвященных истории СССР и России, блестящая попытка исторической рефлексии. Здесь Парфенов оттачивает свой стиль – в сценарии исторические события идут вперемешку с рассказом о быте той или иной эпохи. Например, после сюжета о посещении Хрущевым выставки авангардистов шла зарисовка о повышении цен на молочные продукты и мясо, а за рассказом о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году следовала зарисовка о хула-хупе. Зрители помнят также и парфеновские видеошутки, где он присутствует на переговорах лидеров мировых держав, помогает вымыть руки Никите Хрущеву, целует Мерлин Монро.

Программа выходила в несколько циклов, кроме того, еще были специальные выпуски в сетке новогодних программ в конце 2001, 2002 и 2003 годов, где Парфенов рассказывал о событиях, прошедшего года, которые войдут в историю.

Фото: booksite.ru

Дело НТВ

В начале двухтысячных НТВ, которое к тому времени стало частью медиахолдинга Владимира Гусинского, поменяет собственника. До этого времени канал успешно развивался, но наживал себе врагов из-за критического и даже сатирического (программа «Куклы») освещения жизни и политики страны. Внешне все выглядело как поглощение холдингом «Газпром-медиа». Сотрудники НТВ собирают подписи под открытыми письмами, где требуют внимания общественности к нарушению свободы слова, но Парфенов в этом конфликте сохраняет нейтралитет. На передаче «Антропология», куда его пригласил Дмитрий Дибров, он заявил, что не согласен с действиями руководителя канала Киселева и покидает команду. После того как в ночь с 13 на 14 апреля 2001 года восьмой этаж Останкино, где располагалось НТВ, был взят штурмом и перешел под управление Газпрома, Парфенов становится топ-менеджером канала. Конечно, среди коллег по цеху он тут же был назван «предателем» и «штрейкбрехером».

Совсем скоро, в 2003 году, у телеканала снова меняется руководство, НТВ возглавляет Николай Сенкевич. Парфенов сначала уходит в длительный отпуск, но затем снова возвращается к работе. В ноябре в «Намедни» выходит сюжет о книге Елены Трегубовой из президентского пула «Байки кремлевского диггера», который запрещает Сенкевич. В мае 2004 года у Парфенова снова конфликт, на этот раз с замом генерального директора Александром Герасимовым. Повод – сюжет «Выйти замуж за Зелимхана». В нем было интервью вдовы чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева, который погиб в Катаре, о том, что к убийству ее мужа причастны российские спецслужбы. Парфенова уволили за нарушение трудового договора после того, как он опубликовал письменное распоряжение дирекции канала о запрете сюжета про Яндарбиева.

На Первом канале

Леонид Парфенов подождал полгода предложений других каналов, не дождавшись, видимо, понял, что это всерьез и надолго, и согласился на пост редактора «Русского Newsweek».

Теперь у него появилось время для создания видеоконтента, который нравится ему самому. Он создает фильм «Ведущий» к 70-летию Владимира Познера, картину «О мир, ты — спорт!» про Олимпийские игры. Первый канал транслирует их. А также фильмы «Люся» о Людмиле Гурченко, «Птица-Гоголь» к 200-летию Николая Васильевича Гоголя. Парфенов пишет книги, озвучивает мультфильмы, снимается в кино.

В 2010 году Парфенов на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева произносит свою нашумевшую речь о состоянии российских медиа. В ней он критикует «вечнозеленые приемы» советского центрального телевидения, которые прижились в современных СМИ, и говорит, что не нужно быть героем, но нужно хотя бы набраться смелости и «назвать вещи своими именами». Конечно, это не показали по телевизору.

Новые песни о главном

Сегодня Парфенов не работает на телевизионных каналах. За последние 8 лет такой «безработицы» он создал 7 фильмов и 7 книг. С 2012 года входит в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

В прошлом 2016 году поучаствовал в проекте Михаила Ходорковского «Открытый университет», рассказал о своем взгляде на язык современных СМИ.

Вышел еще один документальный фильм Леонида Парфенова – «Русские евреи», планируется создать фильм про русских немцев.

Из других планов – выпуск новой программы для телеканала RTVi «Намедни в караоке». Новый формат вберет в себя признаки информационно-аналитической программы и развлекательной («Старые песни о главном»). Шоу будет вещаться за рубеж. Российскому зрителю будет доступно в Интернете.

Леонид Парфенов, биография, новости, фото

Имя: Леонид Парфенов (Leonid Parfyonov)

Отчество: Геннадьевич

День рождения: 26 января 1960 (60 лет)

Место рождения: г. Череповец

Рост: 165 см

Вес: 65 кг

Восточный гороскоп: Крыса

Карьера: Телеведущие 99 место

Фото: Леонид Парфенов

Видео: Леонид Парфенов

Биография Леонида Парфенова

Рождение медийной легенды – детство Леонида Парфенова

Приход в профессию

Становление журналиста Парфенова начало происходить с момента поступления в 1977 году на факультет журналистики одного из самых престижных университетов страны – в Ленинградский университет имени Жданова, который Леонид успешно закончил уже в 1982 году.

После института Леонид Парфенов служил в рядах Советской армии в Ленинграде. Есть люди, которые приходят в профессию случайно, но это был по-настоящему правильный выбор. Как журналист он будет пробовать себя в самых разнообразных изданиях, среди них будут «Красная звезда», «Правда», «Московские новости», «Огонек», «Вологодский комсомолец».

Взрослая жизнь Парфенова

Распад СССР, приход в страну гласности и становление нового Российского государства стали этапными и в творчестве молодого, перспективного телевизионщика. В 1990-1991 годы он стал автором и ведущим развлекательной программы «Намедни», но из-за своих острых, как бритва, слов и умозаключений, его в начале 1991 года отстранили от работы на телевидении. Но этот факт не только не подрезал крылья Парфенову, он придаст ему еще большей уверенности в своих силах и укажет дорогу к созданию нового документального проекта «Портрет на фоне», который создавался на протяжении 1991-1993 годов и состоял из шести фильмов. Потом он будет работать над выходом неполитических новостей на Первом канале «Останкино», а в 1994 году начнет работать на канале НТВ, с которым у него будет связано много хороших и не очень событий в жизни. Кроме особой любви и трепета к телевизионной документалистике, Парфенов пробовал себя и в качестве автора таких популярных в начале 1990-х новогодних проектов, как «Старые песни о главном».

Во время работы на НТВ в период с 1997 по 2001 годы Леонид Парфенов будет постоянным ведущим и автором исторической программы «Намедни. Наша эра. 1961-1991», ему же будет принадлежать идея создания одних из самых грандиозных телевизионных проектов современности «Российская империя», «Живой Пушкин», «Особый взгляд Леонида Парфенова», их постоянным ведущим был также он. После ухода с НТВ в 2004 году, Парфенов перешел на работу на «Первый канал», который обрел в его лице автора и ведущего документальных фильмов «О, мир – ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и многих других. Все они стали доказательством журналистского таланта и прирожденной любви к аналитике Парфенова. С 2012 года работает на телеканале «Дождь».

Работа – не только телевидение

Леонид Парфенов с 2004 по 2007 год являлся главным редактором журнала «Русский Newsweek», а в конце 2007 года он начал работу над своим долгосрочным проектом – написанием книги-альбома «Намедни. Наша эра», которая на тот момент должна была состоять из четырех книг – десятилетий. Но уже с 2010 года Парфенов приступил к написанию пятого тома книги, первый полутом которой презентовал в 2011 году, а второй полутом – в марте 2013 года.

Пробует себя Леонид и в качестве актера дубляжа мультипликационных и художественных фильмов, работал в составе жюри телевизионных программ «Минута славы», «Высшая лига КВН», «Голосящий КиВиН», а с 2010 года на «Первом канале» является постоянным ведущим программы «Какие наши годы!» вместе с со ведущей Татьяной Арно.

Леонид Парфенов

26 января 1960 года родился Леонид Парфенов, российский журналист, телеведущий, автор популярных телефильмов и книг об истории России.

Личное дело

Леонид Геннадьевич Парфенов (60 лет) родился в Череповце Вологодской области. Родители, Альвина Андреевна (1931) и Геннадий Викторович (1931—2004), были из окрестных деревень. Отец работал главным инженером Череповецкого металлургического комбината, в свободное время любил охотиться на уток и ходил на рыбалку.

В 1977 году Леонид поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. Уже во время учебы печатался в ведущих советских изданиях — «Правде», «Огоньке», «Московских новостях». После окончания института в 1982 году работал корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», а затем на Вологодском областном телевидении в Череповце. Дружил с тогда начинающим музыкантом Александром Башлачевым. Именно в квартире Парфенова в сентябре 1984 года Башлачев познакомился с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким. В 1985 году Парфенов сделал с Троицким интервью на областном теоевидении.

В 1986 году стал спецкором молодежной редакции Центрального телевидения, параллельно был корреспондентом программы «Мир и молодежь». В 1988 году перешел на «Авторское телевидение», где вместе с Андреем Разбашем снял трехсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников.

В 1990—1991 годах «Авторское телевидение» выпускало развлекательную программу Парфенова «Намедни». В начале 1991 года ведущий был отстранен от эфира за высказывания по поводу отставки Шеварднадзе с поста главы МИД СССР. В 1991—1993 годах работал на Первом канале, где вел программу «Дело» и создал концепцию программы «Портрет на фоне». В 1993 году пришел на НТВ, где возродил «Намедни», рассказывавшую о культурных событиях в стране и мире. В 1994 году был автором и ведущим проекта «НТВ — новогоднее телевидение», получил за него свою первую ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа».

В 1995—1996 годах — автор первых двух частей новогоднего шоу «Старые песни о главном» на Первом канале. В 1997—2001 годах вел на НТВ исторический цикл «Намедни. Наша эра. 1961—1991». В тот же период снял телефильмы «Российская империя» и «Живой Пушкин». В программе «Итоги» делал рубрику «Особый взгляд Леонида Парфенова». В 1997—1999 годах занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров телекомпании. В 1998 году вел игру «Форт Боярд», участниками которой были журналисты НТВ.

После смены руководства в телекомпании в 2001 году остался на телеканале, был назначен генеральным продюсером НТВ. От ушедших на ТВ-6 коллег получил прозвище штрейкбрехера.

В том же году перезапустил программу «Намедни» — проект превратился в еженедельную политическую программу. В 2003 году передача получила ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». В июне 2004 года «Намедни» были закрыты, а сам Парфенов — уволен с НТВ из-за сюжета «Выйти замуж за Зелимхана». В репортаже рассказывалось об обстоятельствах процесса над сотрудниками российских спецслужб, которых правоохранительные службы Катара подозревали в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Центром сюжета было интервью с вдовой Яндарбиева Маликой. На запрете трансляции интервью настаивали российские спецслужбы.

С 2004 года снял ряд документальных фильмов на Первом канале: «О, мир — ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Цвет нации».

В 2004—2007 годах был главным редактором журнала «Русский Newsweek». В 2007 году начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра». В декабре 2014 года вышел седьмой том проекта, рассказывающего о знаковых событиях в истории СССР-России с 1946 по 2010 годы.

С 2011 по 2013 годы вел программу «Волшебный мир Disney» на Первом канале. В апреле-июне 2012 года был соведущим программы «Парфенов и Познер» на телеканале «Дождь». Информационно-аналитическая передача закрылась после ухода Познера, которому Первый канал пригрозил увольнением при продолжении работы на «Дожде». В 2013 году на этом телеканале выходил еженедельный политический тележурнал «Парфенов».

В 2014 году занимался выпуском очередного тома «Намедней», также снял фильм «Цвет нации» о Сергее Прокудине-Горском, пионере российской цветной фотографии.

Женат на журналистке Елене Чекаловой, ведущей кулинарных программ. В 2014 году Чекалова открыла в Москве собственный ресторан. В оформлении заведения помогала их дочь Мария Парфенова (1993). После учебы в Италии девушка поступила в университет ресторанно-гостиничного бизнеса. У пары есть еще старший сын Иван Парфенов (1988). Он закончил Миланский экономический университет.

Чем знаменит

Парфенов — один из самых узнаваемых и любимых россиянами телеведущих. При этом уже более десяти лет он появлялся на экране лишь эпизодически. Несмотря на жесткую критику власти и коллег, ведущему удается не наживать себе врагов, выпускать фильмы на Первом канале и получать премии профессионального сообщества.

Леонид Парфенов — создатель особого стиля на российском телевидении, где неторопливый рассказ ведущего сопровождается ключевыми деталями — вещами, подробными съемками с мест, эксклюзивными интервью, позволяющими зрителю глубже прочувствовать ситуацию и лучше ее воспринять. Материалы Парфенова и его учеников выделяются хорошим, легким слогом и логической завершенностью. Команда Парфенова после его ухода делала на НТВ программу «Центральное телевидение».

О чем надо знать

В ноябре 2010 года стал первым лауреатом премии имени Владислава Листьева. Выступая на церемонии вручения, раскритиковал ограничение свободы слова на российском телевидении и коллег, потворствующих такой ситуации. «Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица — не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании — попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться. Разговор Андрея Колесникова с Владимиром Путиным в желтой “Ладе-Калине” позволяет почувствовать самоуверенность премьера, его настроение на 2012 год и неосведомленность в неприятных темах. Но представим ли в устах отечественного тележурналиста, а затем в отечественном телеэфире вопрос, заданный Колесниковым Путину: зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского?» — задал риторический вопрос журналист.

В декабре 2011 года на митинге против фальсификации на парламентских выборах заявил, что современное телевидение — это «похабень с бадминтоном и амфорами».

В 2012 году вместе с Васей Обломовым и Ксенией Собчак записал музыкальные видеоролики «Пока, Медвед!», «ВВП» и «Рэп-молебен в поддержку веры».

В декабре 2014 года стал жертвой обмана — съемочная группа попросила ведущего сказать слова поддержки Алексею Навальному и подержать перед камерой лист с адресом navalny15.com. Выяснилось, что сайт был создан за несколько дней до интервью противниками Навального. Из интервью Парфенова на ресурсе была опубликована только часть с бумажкой. Точно так же была обманута Лия Ахеджакова.

Прямая речь:

О скандале с роликом про Навального: «Позвонил человек, назвался — Лев. Говорит: мы собираем подписи в поддержку Навального, чтоб не посадили, просим вас сняться в ролике — пусть люди на наш сайт заходят, голосуют. Хорошо, — говорю. Сам этот “Лев” не приезжал, координировал встречу со съемочной группой эсэмэсками. Встретили меня два парня обычно-московско-хипстерской наружности: камера и звук. Стали объяснять — чего говорить и как показывать в кадре листок с адресом. Не, — отвечаю, — я сам знаю, что сказать, а листок покажу в конце — мол, тут сказано, как именно поддержать Алексея. С двух, помнится, дублей — чтоб почетче и сжато — протараторил: преследуют, поскольку мы от него узнали про шубохранилища и если посадят — то за всех нас, кто считает, что власть не должна кормиться от должности, но так громко про это не говорит. И листок показал, конечно — вот, голосуйте в поддержку.

Что ребята эти — левые, узнал дня через три. Злился на свое неисправимое вологодское простодушие, на этих гнид — ведь руку жали, в глаза смотрели, благодарили, вроде даже с новым годом поздравили — и недоумевал: как ролик со мной можно “лево” использовать? Наконец, сегодня возник этот сайт — за то, чтоб Навального посадить. Гниды оказались при деньгах: долго я их заказуху не рассматривал, но сразу видно — сделано с размахом. А из ролика моего, примерно двухминутного, взяты, разумеется, последние 10 секунд».

Из интервью «Снобу» в сентябре 2014 года (о государстве): «Мы так и не вступили в эпоху хотя бы каких-то правил. В любой момент один игрок сметет с доски все фигуры и нам скажут: “Мы в Чапая играем, кончился королевский гамбит”. И так уже наша квазиобщественная жизнь последнего сезона — сплошные щелбаны. А еще мне кажется, что все повторяется. Я помню зиму 1983—1984 года. Мы вечерами сидели в Череповце с Сашей Башлачевым. Он тогда только что написал “Время колокольчиков”. И вот мы сидели, и нам казалось, что не мы их похороним, а они похоронят нас. Шла эта “гонка на лафетах”; умирал Андропов, заступал Черненко. Казалось, что это будет длиться вечно, и ничего мрачнее не может быть».

Из интервью изданию «Афиша. Воздух» в ноябре 2014 года (о советском в нашей жизни): «Мы живем в постсоветской стране; “пост-“, но советской. Матрица та же, просто наложились новые реалии. А сейчас пошли откровенные отсылки к советской империи имени Иосифа Виссарионовича и представлениям о том, что все окрестные народы должны побаиваться и трепетать под нашей державной лапой. Как много значит слово русского царя… Пропаганда стала просто текстуально совпадать — борьба с безродными космополитами, Запад ощетинился натовскими ракетами, вот это все. Поэтому я и полез вглубь пятидесятых».

Там же о Крыме: «Да, границы вот так проводились, а Крым действительно передавали из хозяйственных соображений, причем совершенно очевидно, что это не было дурью лично Хрущева. В декабре 1953-го, когда все решили, — он еще не единоличный правитель. А скорее всего, обсуждалось решение еще при Сталине, советская власть запрягала долго. И ни в 1957-м, когда они Хрущева пытались снять, ни в 1964-м, когда его таки сняли, в числе его сумасбродств и волюнтаризма Крым не фигурировал. Если бы это была его персональная дурь, отыграли бы назад — ведь отыгрывали же, и границы резали, как хотели. Мои родители не родились в Вологодской области — наши места исторически были в Новгородской. А потом раз — и переделили».

Об итогах 2014 года в программе «Синдеева» на «Дожде»: «Я думаю, что мы потом будем про это вспоминать, что началась какая-то новая эпоха, которая обозначилась весной этого (2014) года. Эпоха Крымнаш с переходом в Намкрыш.

Если людям можно рассказывать про распятого мальчика — значит, можно. Если их это не возмущает, если они не спрашивают — пардон, а где второй свидетель. Как так, такой был ад, такой кошмар творился, это было на центральной площади! — Ну, значит, можно».

5 фактов о Леониде Парфенове:

Брат Леонида Парфенова Владимир (род. 1966) — бизнесмен, имеет фирму по продаже медицинского оборудования. Как и отец, любит охоту.

Накануне президентских выборов 2012 года Борис Березовский рассказал, что хотел бы видеть президентом России «Леню Парфенова».

Многие фильмы Парфенова выложены в свободном доступе на его сайте L eonidparfenov.ru. Также в интернете собраны его статьи и интервью, начиная с 1980-х годов.

«Теоретически я могу в январе 2016 года издать “Намедни. 2011–2015″» — заявил журналист в конце 2014-го.

Время от времени снимается в рекламе. Среди прочего рекламировал телевизоры Philips и часы Maurice Lacroix.

Материалы о Леониде Парфенове:

Леонид Парфенов

Биография

Леонид Парфенов известен как оппозиционный общественный деятель, звезда современной тележурналистики и борец за народные права. Он автор документальных фильмов о популярных деятелях культуры, спорта, политики и исторических событиях 20 века.

Журналист Леонид Парфенов

В 2018-м ко всем этим характеристикам добавилась еще одна – бывший телеведущий стал блогером на YouTube.

Детство и юность

Парфенов Леонид Геннадьевич родился в 1960 году в городе Череповце, районном центре Вологодской области. Через 6 лет там же появился на свет его младший брат Владимир. Отец мальчиков работал инженером на заводе, мама – учительницей. Парфенов признавался, что детство в Череповце было хоть и обеспеченным, но ужасающе скучным. Отец часто брал сына на охоту, но, кроме этого, радостей у Парфенова-младшего было мало.

В школе мальчику не с кем было общаться, ведь еще в раннем возрасте Леонид увлекся литературой и к 7-му классу имел уже очень приличный интеллектуальный багаж. В маленьком районном центре просто не нашлось подростка, способного потягаться с Леней в эрудиции. Тем не менее, учился Парфенов плохо, ему никак не давались точные науки.

Леонид Парфенов в детстве

Уже в 13 лет Леонид писал в районные газеты обширные и серьезные статьи. За одну из них подросток получил роскошную награду: поездку в знаменитый детский лагерь Советского Союза “Артек”, где познакомился с такими же юными энтузиастами. Даже находясь в Крыму, Парфенов продолжал писать в местную газету, высказывая интересную и самобытную позицию по поводу задач современных подростков, в то время как сверстники предпочитали проводить время в отдыхе и коллективных развлечениях.

Родители постепенно смирились с решением сына стать журналистом. Но даже им было трудно поверить, что амбициозный Леонид выберет Ленинградский государственный университет имени Жданова. Сам Парфенов нисколько не сомневался в собственных силах и легко прошел вступительные экзамены. С тех пор для Леонида началась новая жизнь.

Леонид Парфенов в молодости

Парень мгновенно влился в культурную жизнь Ленинграда, кардинально изменил гардероб и завел множество полезных знакомств. Подружившись со студентами-болгарами, Парфенов получил возможность ежегодно отдыхать за пределами СССР и поначалу был шокирован открывшимся перед глазами пластом культуры.

Еще больше студента поразило осознание того факта, насколько плотным был информационный фильтр, не допускавший до жителей Советского Союза ничего “западного”. И эти открытия заставили Леонида Парфенова усомниться, что он хочет жить при существующем положении вещей.

Телевидение

В 1982 году, после стажировки в ГДР, журналист Парфенов покинул стены альма-матер и по распределению вернулся обратно в Череповец, где молодому специалисту предстояло проработать следующих 4 года. Постепенно статьи Леонида начали появляться в столичных изданиях, а сам молодой человек за полтора года перевелся из газеты на местное телевидение. Это был небывалый успех для недавнего выпускника университета, тем более что навыкам телеведущего и диктора Леонид Парфенов нигде не обучался.

Леонид Парфенов в начале карьеры

В 1986 году Эдуард Сагалаев, главный редактор программ для молодежи ЦТ Советского Союза, пригласил Леонида в столицу в качестве специального корреспондента. Разумеется, Парфенов не мог отказаться от такого шанса. 2 года журналист работал в телепередаче “Мир и молодежь” и сотрудничал с несколькими другими программами на ЦТ.

А в 1988 году молодого человека пригласили в только что созданную Анатолием Малкиным и Кирой Прошутинской телевизионную компанию “АТВ”. Там Леонид Парфенов познакомился с Игорем Угольниковым и Валдисом Пельшем, Алексеем Кортневым и другими, позднее ставшими знаменитыми коллегами, менявшими облик советского телевидения на стыке десятилетий.

Леонид Парфенов, Игорь Угольников и Константин Эрнст

Через год тележурналисту доверили вести авторскую информационную передачу “Намедни”, впоследствии сделавшую Леонида известным на весь Советский Союз.

Что формат программы, что поведение ведущего в эфире были неожиданно смелыми, даже вызывающими. Реалии нового, позднего советского времени требовали иного формата, и Леонид сумел создать картинку, которая нравилась зрителю. Однако уже в следующем году телеведущий отстранен за слишком резкие высказывания в сторону отставки видного политического деятеля Эдуарда Шеварднадзе.

Леонид Парфенов в программе “Намедни”

Немилость продлилась недолго и в целом прошла почти незаметно для карьеры Леонида. К тому же после развала СССР, благодаря появившейся свободе слова, образовались множество газет, журналов, радиостанций и телестудий. Талантливому журналисту было из чего выбирать. В том же 1991 году Парфенов присоединился к телекомпании “ВИD”, созданной Владиславом Листьевым.

В 1993 году телеведущий начал сотрудничество с еще одним новичком среди телекомпаний – НТВ. Там журналист воскресил свое любимое детище, ранее закрытый проект “Намедни”. 1994-й закончился для Парфенова первой в профессиональной биографии премией “ТЭФИ” за придуманную им передачу “НТВ – новогоднее телевидение”.

Леонид Парфенов на вручении премии ТЭФИ

В следующем году Леонид присоединился в качестве ведущего к ток-шоу “Герой дня”, формат которого подразумевал интервью в прямом эфире с видными российскими деятелями культуры и политики. Тогда же Парфеновым в соавторстве с Константином Эрнстом было придумано новогоднее шоу “Старые песни о главном”, стремительно завоевавшее популярность зрителей постсоветского пространства. Парфенов и Эрнст тонко сыграли на желании аудитории увидеть новое и непривычное, соединив в одной передаче популярных звезд, новый для российского телевещания формат мюзикла и с детства знакомые целевой аудитории советские песни.

С 1997 по 1999 годы Леонид состоял в совете директоров телеканала, а также являлся генеральным продюсером. Телепроект “Намедни” преобразился в цикл документально-исторических фильмов. Всего вышли 16 серий в рамках проекта «Российская империя».

Журналист и телеведущий Леонид Парфенов

Сериал охватывал жизнь России с 1697 по 1917 годы и был посвящен правителям государства от Петра Первого до Николая Второго. Фильмы выходили до середины 2004 года, пока Парфенова не уволили с НТВ. Тогда журналист начал сотрудничать с Первым каналом, для которого создавал документальные фильмы.

Восторг зрителей и критиков вызвала картина «Цвет нации», посвященная родоначальнику цветных фотоизображений и издателю журнала для поклонников этого вида искусства Сергею Прокудину-Горскому. Фильм рассказывал не столько о человеке, сколько о том, что потеряла Россия с начала 20 века, начиная от памятников архитектуры и заканчивая духовными ценностями.

Леонид Парфенов в фильме «Птица Гоголь»

К 200-летнему юбилею писателя Николая Гоголя телеведущий снял фильм «Птица Гоголь», рассказывающий об авторе «Носа» и «Ревизора» как об авангардисте своего времени. Отрывки произведений читали Олег Табаков, Земфира, Евгений Миронов.

Героями документальных рассказов Леонида становились Галина Волчек и Людмила Зыкина, Олег Ефремов и Михаил Горбачев, Геннадий Хазанов и Владимир Набоков. «З00 лет Новому году» посвящен истории появления праздника в России. «Гамбит. На месте событий» послужил своеобразным предисловием к фильму по книге Бориса Акунина, режиссер и автор романа прошлись по полям сражений Русско-турецкой войны.

Леонид Парфенов на съемках фильма «Хребет России»

«Хребет России» – повествование об Уральском регионе, снятое в формате роуд-муви в соавторстве с писателем Александром Ивановым. Это автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце пармы», по которым уже сняты и в ближайшем будущем появятся новые художественные ленты.

С тех пор Леонид успел выпустить несколько книг-альбомов, поработать главным редактором новостного журнала, сняться в клипе на песню “Рэп-молебен в поддержку веры” и начать тесное сотрудничество с информационным телеканалом “Дождь”. Здесь мужчина стал соведущим программы «Парфенов и Познер», затем тележурнала «Парфенов», оба проекта продержались меньше года.

Леонид Парфенов в программе “Парфенов и Познер”

За самоотверженную работу в сфере телевещания Леонид Геннадьевич в 2010 году получил премию имени Влада Листьева, с которым в 90-х годах успел поработать.

Леонид Парфенов неоднократно отмечен наградами со стороны как коллег, так и благодарной аудитории. Вряд ли найдется еще хоть один журналист, который за 15 лет 4 раза получил премию “ТЭФИ”.

Леонид Парфенов с премией имени Влада Листьева

В январе 2016 года Парфенов присоединился к образовательному проекту «Открытый Университет», для которого подготовил урок об ответственности элит и новом языке медиа.

Весной 2016-го анонсирован первый фильм нового документального проекта Парфенова «Русские евреи». В трилогии речь идет о влиянии русскоговорящих евреев на историю всего мира. Первая серия проекта охватила 1918-1948 годы. Специфическая тема фильма тут же подняла вопрос о национальности журналиста. Автор никак не комментировал интерес к своим корням и называет себя русским журналистом.

Трейлер фильма Леонида Парфенова «Русские евреи»

Мужчина заявил, что проект о евреях – только начало, впоследствии планируется снять фильмы о русских немцах и грузинах, нациях, которые вместе с евреями, по теории Леонида, стали основными, смешавшимися с русским народом.

В 2017 году ведущий презентовал фильм «Русские евреи. 1918-1948» в Риге. Вскоре канал RTVI (бывший «НТВ–Интернешнл») представил новую развлекательную программу – «Намедни в караоке». Парфенов и гости студии вспоминали и напевали хиты прошлых лет.

Ведущий телешоу «Намедни в караоке» Леонид Парфенов

Сейчас Парфенова не видно ни на одном телеканале. Как признался в интервью сам журналист, он нигде официально не трудоустроен, но в формате самозанятости работает так много, как не делал этого в телестудиях. Кроме того, телеведущий входил в число советников президента РФ в области обеспечения прав и свобод граждан.

Книги

В 2008 году Леонид стал лауреатом премии «Лучшая книга журналиста» за серию “Намедни. Наша эра. События, люди, явления”. Год спустя получил приз «Книга года» от агентства «Роспечать». Писателем Парфенов себя не считает, поскольку у него только 2 профессии – журналист и телеведущий.

«А книга – это журналистика в твердом переплете».

В основу изданий лег телепроект «Намедни». В первых 6 томах прослеживалась поступательная хронология: каждому десятилетию от 60-х до середины 2000-х отводилось по книге. Затем – обращение в предвоенные годы. Леонид пояснил, что в России 21 века не осталось почти ничего от «советскости» и забываются уроки прошлого.

Цикл «Российская империя» посвящен периоду от Петра Первого до Октябрьской революции. Автор вновь объехал места, в которых побывал, представляя зрителям одноименный сериал, расширил и дополнил материал.

Леонид Парфенов

«Литература про меня. Леонид Парфенов» вышла в цифровом аудиоформате. В книге телеведущий отвечал на вопросы писателя и колумниста Дмитрия Быкова о работе на телевидении, школьных друзьях, музыкальных вкусах и прочих сторонах жизни.

Вместе с супругой Еленой Леонид выпустил сборник рецептов «Ешьте!», где собраны кулинарные хиты, от простых до требующих терпения в приготовлении. На Парфенове лежала обязанность подбирать иллюстрации.

Личная жизнь

С женой Еленой Чекаловой Парфенов познакомился благодаря профессии. Увидев в газете статью Леонида, журналист Чекалова загорелась желанием увидеть воочию талантливого юношу. Подруга пришла к Лене в гости и за компанию привела Парфенова. С тех пор начался роман, закончившийся свадьбой в 1987 году.

Свадьба Елены Чекаловой и Леонида Парфенова

Чекалова работала на Первом канале, вела в программе «Утро» кулинарную рубрику «Счастье есть!». В конце 2013-го женщину уволили, по словам Елены, за политические взгляды супруга и за поддержку Алексея Навального, баллотировавшегося в мэры Москвы. Но в глаза об этом, конечно, не сказали. Да еще и на сайте разместили недостоверную информацию: якобы у телеведущей другие проекты. Это, пожалуй, единственный раз, когда семья Парфенова привлекла внимание прессы. Личная жизнь журналиста ни в молодости, ни спустя годы брака не становилась источником слухов и сплетен.

Леонид Парфенов с женой Еленой Чекаловой, дочерью Марией и сыном Иваном

У супругов двое взрослых детей – сын и дочь. Иван окончил университет в Милане и работает, по одним источникам, в РИА «Новости», по другим – развивает азиатское направление в коммуникационном холдинге «Апостол», гендиректором которого одно время значилась Тина Канделаки. Мария училась в Лондоне, на факультете СМИ и социологии Городского университета, занимается семейным ресторанным бизнесом.

Леонид Парфенов, Елена Чекалова, Иван Парфенов и Мария Бройтман с семьей

В 2015-м Леонид Парфенов породнился с банкиром Михаилом Бройтманом: Иван женился на дочери предпринимателя Марии, выпускнице лондонской Architectural Association School of Architecture. Свадьбу отпраздновали по еврейским обычаям. Фото с торжества и последующего медового месяца опубликовали глянцевые издания. Через 3 года журналист стал дедом.

Леонид Парфенов сейчас

В интервью на «Эхо Москвы» в 2017 году Леонид Парфенов сказал:

«Либо я не нужен «Ютубу», либо «Ютуб» не нужен мне, но по какой-то причине эта история не срастается».

В 2018-м, видимо, все «срослось», и журналист открыл собственный канал. С названием не мудрствовал, обыграл фамилию – «Парфенон». Ярко и узнаваемо. Ролики Леонид Геннадьевич именует дневником событий за неделю. Первый выпуск за пару дней набрал свыше 500 тыс. просмотров.

Леонид Парфенов в шоу «Парфенон»

Помогают Парфенову продюсер Илья Овчаренко, бывший менеджер ВГТРК и «Рамблера», и соведущий Валентин Петухов, которого Интернет-сообщество знает под ником Wylsacom. Коллег Леонид удивляет тем, что отвечает на комментарии пользователей, что по большому счету в Сети мало кто делает.

Взлет популярности блога обеспечила личность журналиста, считает Илья. Парфенов умеет подать информацию так, что зритель по ту сторону экрана становится собеседником. К слову, сам владелец канала в интервью «Дождю», данном в январе 2019-го, назвал деятельность на YouTube не блогерством, а именно журналистикой.

Леонид Парфенов в 2019 году

«Парфенон» превратился не только в способ самовыражения бывшего телеведущего. В СМИ приводилась оценка исследовательского агентства блогеров, предположившего, что создатель канала заработал за год 22,9 млн руб. К этим словам сам Парфенов отнесся спокойно:

«Я не суммировал. Даже те деньги, которые там были названы, невелики. Вообще деньги там не сумасшедшие, мягко говоря. И материальный стимул для меня самый слабый».

Нынешнее телевидение Леониду не интересно ни как зрителю, ни как специалисту, разбирающемуся в процессе создания контента. Поэтому телевизор журналист не смотрит, а резонансную новость или фильм можно раздобыть в Интернете.

Леонид Парфенов — биография, личная жизнь и фильмография

Один из самых популярных российских общественных деятелей, Леонид Парфенов, наиболее известен как журналист и писатель, актер и буквально легенда тележурналистики. Наибольшую популярность он заслужил благодаря собственным телевизионным проектам «Намедни» и «Российская империя», являясь сценаристом и режиссером исторических документальных и культурных проектов.

Среди основных направлений его деятельности можно выделить карьеру на телевидении, фильмографию, публицистику и журналистику, на данный момент Леонид также занимается собственным видеоблогом. Его достижения в области Российской культуры неоднократно были отмечены различными наградами. Биография: детство и студенческие годы 26 января 1960 года родился Леонид Парфенов, в городе Череповце.

Первым ребенком и старшим братом стал Леонид, с младшим сыном Владимиром разница в возрасте составила шесть лет. Это была простая семья, его мать Альвина работала учительницей в местной школе, а отец был главным инженером городского металлургического комбината. По словам Леонида, его детство было прекрасным, но достаточно скучным, так как единственным увлечением благодаря отцу была охота и рыбалка. Он с часто брал своих сыновей вместе с ним, однако, огромного интереса у детей это не вызывало.

Школьные годы

Уже с первых лет обучения в школе стало понятно, что Леонид гуманитарий по складу ума. Так, точные науки не давались ему совсем, он нередко получал плохие оценки, однако показывал удивительные способности литературе. Парфенов сразу нашел возможность проявить свой талант, и уже к тринадцати годам он писал авторские статьи для районных изданий.

Его первая крупная статья посвящена фильму Соловьёва «Сто дней после детства». За эту работу он получил диплом, и заслужил поездку в лучший санаторий того времени — Артек, где он наконец познакомился с такими же увлеченными ребятами. По воспоминаниям, даже находясь на отдыхе среди таких же талантливых детей, он предпочитал не терять времени, а писал заметки для городской газеты, который опубликовал по возвращению.

К этому моменту стало понятно, что призвание юного дарования была предопределено, поэтому после окончания школы он подал документы в Ленинград, университет имени Жданова на факультет журналистики.

Родители долго сомневались в том, что он сможет пройти отбор в ведущие университеты страны, и что работая журналистом, он сможет обеспечить себе стабильную жизнь. Однако Леонид был полностью уверен в будущем месте обучения и без проблем сдал сложные вступительные экзамены. Так официально началась его профессиональная деятельность в журналистике. Помимо блестящих результатов вступительных экзаменов, немалую роль сыграло наличие у него внушительного портфолио для таких юных лет.

Наконец-таки он нашёл товарищей по увлечению журналистикой и чувствовал себя в подходящем обществе. Он сразу окунулся в ленинградскую культуру, проводя много времени среди местных тусовок интеллигенции. В общежитии он жил с иностранной группой из Болгарии, поэтому успел выучить болгарский язык.

Позже он признавал, что это единственный иностранный, на котором он говорит свободно. Во время летних каникул он ездил по приглашению в Болгарию с товарищами. Это сыграло немалую роль в становлении его личности, так как он увидел совершенно другой мир, а также получил доступ к большому количеству зарубежной литературы, которая была недоступна в России.

Начало карьеры Парфенова

По завершению обучения по результатам распределения он вернулся в Череповец, продолжая публиковаться во многих периодических изданиях. Продолжая свою карьеру, он стал корреспондентом Волгоградского комсомольца, где сразу же проявил себя. Были опубликованы его авторские статьи на актуальные темы для советской молодёжи, в том числе целый ряд статей про Ленинградский рок-клуб. Однако смелые статьи вызвали недовольство обкома КПСС, и ему пришлось уволиться.

Через несколько лет по приглашению он вернется к столичной жизни, в Мосвку его пригласил Эдуард Салагаев, главред молодежных программ центрального телевидения СССР. Следующие два года Леонид работал в телепередачи «Мир и молодежь», далее перешел в студию АТВ. В 1990−91 годах вышла информационно-аналитическая программа «Намедни», Парфенов был в роли ведущего и автора проекта. Именно участие в этой программе принесло ему всесоюзную славу, так как формат программы и его поведение как ведущего было необычно ярким для того времени.

Вместе с телекомпанией «Авторское телевидение» Леониду удалось создать новый формат телепередачи, которая так понравилась зрителям. Увы, через год после выхода программы, Леонид был отстранен от должности ведущего из-за критики отставки Эдуарда Шеварднадзе. К счастью, это не сильно сказалось на карьере молодого журналиста, и он продолжил работу уже в проекте «Дело» про 91 год, и шоу «Портрет на фоне».

В этом шоу было рассказано о ведущих политических и культурных личностях, олицетворяющих целые эпохи.

Сотрудничество с НТВ и передача Намедни

Сначала Парфёнов перешёл в компанию «ВИД», автором который был Владислав Листьев. А в 1993 году популярный телеведущий присоединился к телекомпании НТВ, где и была заново воссоздано шоу «Намедни». Оно получилось в виде информационной передачи неполитических новостей. Через год он получил первый своей жизни ТЭФИ, всего и будет пять в его карьере. Первый же был присужден за развлекательное шоу «Новогоднее телевидение НТВ».

Вместе с Константином Эрнстом, который стал ген. продюсером ОРТ:

  1. Было впервые выпущено шоу «Старые песни о главном», которые сразу получили огромную любовь и признание всех жителей постсоветского пространства.
  2. Ещё один известный проект, который он вёл несколько лет это — «Герой дня», где в форме интервью обсуждались актуальные проблемы и события с наиболее яркими политическими и культурными представителями России.

С 97 года Леонид стал одним из продюсеров телеканала НТВ и входил в совет директоров телекомпании. Однако главным проектом на протяжении многих лет являлось телешоу «Намедни», представляя собой серию документальных фильмов. За первые четыре года было выпущена 16 фильмов в цикле «Российская империя», рассказывающие историю российской державы с конца 17 века до дореволюционного 1917 года, то есть правление от Петра I до Николая II.

Большая часть интереснейших проектов НТВ, которые обсуждала вся страна тех лет, так или иначе имеет отношения к Леониду. Так именно он руководил запуском скандально известно, провокационно новой программы «Про это». Также он был создал рубрику в программе «Итоги», которая называлась в честь него самого «Особый взгляд Леонида Парфёнов», а также в этот период он спродюсировал цикла «Новейшая история». Фильмы Леонида Парфенова обладали большой культурной ценностью.

Конфликт и уход с НТВ

В начале нулевых возник конфликт руководства НТВ, отношения с многими коллегами резко ухудшились. До 2004 года «Намедни» шла по НТВ, однако, в последний год работы на НТВ начались трудности. Многие сюжеты внезапно изымали перед самым эфиром. Переломным моментом стал выпуск, для которого было снято интервью с вдовой чеченского сепаратиста. Передача успела выйти в восточной части страны, а вот показ сюжета для европейской части запретили. Парфёнов опубликовал полную версию того самого интервью и приказ о запрете сюжета в газете Коммерсант, что руководство телеканала сочло предательством НТВ, журналист был уволен.

Следующие десять лет документальные фильмы под руководством Парфёнова выходили на Первом канале. За это время было выпущено много авторских фильмов, таких как «Цвет нации», «Хребет России», «Лично Леонид Ильич», «Птица-гоголь» и другие. Помимо карьеры телеведущего Леонид возвращается в журналистику, став главредом журнала «Newsweek Russia». После ухода с должности в 2007 году, Леонид занялся работой над индивидуальным проектам «Намедни: наша эра». Некоторое время Леонид работал на телеканале Дождь.

Публицистическая серия НАМЕДНИ

Изначально «Намедни» представляла собой альбом, разделенную на 4 тома с описанием каждого десятилетия. Слава телепроекта «Намедни» принесла успех и четырехтомнику «Намедни: наша эра». В списке Намедни на сегодняшний день восемь томов:

  • Первые четыре тома представлены в 2008 году. Они описывают события шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых и девяностых. С 2010 года шла работа над созданием пятого тома.
  • Пятый и шестой том опубликованы в 2011 и 2013 годах, они посвящены 21 веку по первым пятилетиям — 2001−2005 и 2006−2010 годам.
  • Далее были выпущены «нулевой» том о послевоенном периоде до шестидесятых, и «минус первый» том о довоенных тридцатых годах.
  • Седьмой том о 2011−2015 годах и «минус второй» том о 1918−1930 годах находятся в разработке.
  • Серия имеет большую популярность, поэтому Парфенов продолжает тщательную работу над новыми томами «Намедни».

Оппозиционные взгляды и критика

Противоречие с общепринятыми нормами впервые появилось у Леонида ещё во времена Советского Союза, когда он имел возможность уехать за границу, и только усилились во время его время работы в девяностые-нулевые года.

Критические взгляды Леонид никогда не боялся высказывать, ни во время конфликта с командой НТВ, ни позже, спокойно говоря о спорных темах, Украине и т. п. В 2010 году в Москве он получил награду имени Владислава Листьева, став первым российским лауреатом. На награждении он резко раскритиковал существующее телевидение относительно бывших коллег, а в 2011 году заявил «о похабности» и деградации существующего на данный момент в России телевидения во время фальсификации выборов Думы.

Вместе с Ксенией Собчак были записаны музыкальные видео, высмеивающие недостатки существующей российской власти. Так были выпущены песни Васи Обломова:

  • «Пока, Медвед»
  • «ВВП»
  • «Рэп молебен в поддержку веры»

Где найти Парфенова в наши дни

На данный момент можно найти новые проекты в сети Интернет, где сейчас Парфенов Леонид Геннадьевич выпускает еженедельное видео уже в рамках YouTube: шоу под названием «Парфенон». Он активно пользуется возможностями социальных платформ, таких как фейсбук, инстагор, Вконтакте.

Также в рамках YouTube был выложен трехсерийный проект «Русские евреи» об их судьбе вне Израиля. На данный момент известно о планах на многосерийный фильм «Русский грузины» и «Русские немцы». Эти кино проекты охватывают большой период от революции и до окончания войны, и рассказывают о судьбе русскоговорящих национальностей: евреев, далее немцев и грузин по всему миру.

На сегодняшний день он старается заниматься своими проектами без привязки к какой-либо медиасфере и телеканалу. Возникает ощущение, что он пропал с экранов, хотя он никуда не делся из культуры. За последние годы он выпустил 7 фильмов и 7 книг, успел присоединиться к образовательному проекту «открытый университет», где читал авторские уроки о современных изменениях в медиаязыке. Открыто говорить об актуальных проблемах, которые интересуют его сейчас, ему позволяет открытая площадка YouTube, где он нередко высказывается в оппозиционном ключе.

Личная жизнь Леонид много лет женат на Елене Чекаловой, с которой они познакомились благодаря журналистике. Жена Елена известна благодаря программе «Счастье есть», а на данный момент ведет авторскую колонку в коммерсанте. За время семейной жизни у них родилось двое детей: дочь Мария, сын Иван женат на Марии Бройтман, у них совсем недавно родился сын. Несмотря на медийность каждого из супругов, они стараются не распространяться о семейном счастье, и не привлекали внимание к конфликтам и скандалам.

В соавторстве супруги Парфёновы написали три книги: «Нам возвращают наш портрет», «До и после взгляда» и «Ночной эфир».

Леонид Парфенов рассказал о своей «эмиграции в Израиль» и евреях

«Меня уже дважды поселяли в США. Где я только не живу, если верить разговорам»

13.04.2016 в 12:36, просмотров: 202613

В последнее время только и разговоров о том, что известный журналист и телеведущий, автор проекта «Намедни» Леонид Парфенов принял израильское гражданство и покинул родину. А тут еще появилась картина «Русские евреи. Фильм первый. До революции». Ее автором и ведущим стал Леонид Парфенов, режиссером — Сергей Нурмамед.

Первый и неизбежный вопрос.

— Что вас побудило принять израильское гражданство?

— Ничто не побудило. Меня уже дважды поселяли в США. Где я только не живу, если верить разговорам.

Вместе с Сергеем Нурмамедом Леонид Парфенов работал над фильмами «Зворыкин-Муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Глаз Божий», «Цвет нации». Интерес к их новому проекту невольно подогрели Владимир Познер и Иван Ургант, чей многосерийный фильм «Еврейское счастье» вызвал бурную и в основном негативную реакцию у наших бывших соотечественников в Израиле. Как скажет Сергей Нурмамед, авторы «Русских евреев» стремились сделать зрелищное кино и при этом сохранить признаки документальности.

Первая часть трилогии рассказывает о еврейском бытовом укладе, «деле Бейлиса», первой волне эмиграции, соратниках Ленина. Повествование начинается в современном Киеве, но с его прошлого, где уже в XI веке имелся еврейский квартал. «Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям» — прозвучит с экрана про результаты раздела Польши.

Чего мы только не узнаем от Леонида Парфенова: об Амалии Натансон из Западной Украины, ставшей матерью Зигмунда Фрейда, о русском художнике Левитане, биография которого начиналась со слов «родился в бедной еврейской семье», о Ленине, скрывавшемся в Разливе с Зиновьевым, хотя 50 лет нам твердили о его одиночестве.

В нашей истории было три народа, которые ярко и массово в определенные периоды приходили в русскую культуру: евреи, немцы, грузины, — рассказывает Леонид. — Первый фильм нынешней трилогии про евреев заканчивается 1917 годом, это период царского антисемитизма, второй — период с 1918 по 1948 годы, период советской юдофилии. Третий — с 1948-го по 1990-й — от начала официальной юдофобии до массового исхода.

Нас занимает цивилизация, евреи, писавшие по-русски и оставившие нам более серьезную литературу, чем та, что написана на идиш. Мандельштам, Бродский и Пастернак — классики русской поэзии XX века, и евреи они в нашей памяти только по происхождению родителей.

Мне Галина Борисовна Волчек рассказывала, что в Министерстве культуры все главные режиссеры считались евреями, кроме Ефремова. Потому что так и норовили протащить идеологическую заразу. Вечно у них подтекст в спектаклях. Юрий Петрович Любимов был для Фурцевой явным евреем. Вот до какой степени смешались к концу СССР диссидентство и еврейство.

Одна из самых колоритных сцен в «Русских евреях» — приход отца Леонида Утесова, тогда еще Лазаря Вайсбейна, в мясную лавку. Он упрашивает соседа-мясника отдать его сына учиться вместе со своим. Нужно привести «своего русского», чтобы не нарушать в училище Файга в Одессе процентную квоту для евреев. Отец Утесова готов заплатить за обучение Никиты, за завтраки и форму в придачу. Еще знаменитый еврей новейшей истории — Мишка Япончик. Леонид Парфенов вспоминает о нем, сидя в любимом кафе знаменитого бандита. Особый эпизод — «Дело Бейлиса», обвиненного в Киеве в 1910-х годах в ритуальном убийстве православного подростка.

— Люди в первую очередь интересуются — российский или израильский у вас проект?

– Международный, и прежде всего — русский. Он снят по-русски нашими профессионалами. И аудитория в России наверняка будет воспринимать его лучше всего.

Для показа в мире делаются субтитры на иврите, английском и немецком языках. В Израиле, если это не аудитория, приехавшая из бывшего СССР, наверняка будут некоторые затруднения. «Цвет нации» я показывал на фестивалях и в Красноярске, и в Лондоне. Реакция была, конечно, очень разная, и очень про разное спрашивали после показа. Как, к примеру, перевести для зарубежной аудитории РСДРП, которая не раз упоминается в нынешнем фильме? Оставлять аббревиатуру нельзя, а писать каждый раз целиком — слишком длинно для субтитра. У нас-то можно один раз сказать — партия или будущая КПСС, а в переводе этого недостаточно. А тем более не объяснишь на ходу — что это такое: единственная правящая 70 с лишним лет партия. Когда действие фильма происходит в России и авторы — русские, иностранцам смотреть трудно из-за незнания контекста.

— Вы ставите перед собой просветительские задачи или вам важно высказаться на интересующую тему и все?

— Мне важна сверхзадача: про что? Вот «Цвет нации» про то, что была позапрошлая страна, которую можно увидеть в сегодняшнем стандарте изображения на фотографиях Прокудина-Горского, сопоставить его с нынешним. А здесь — случаи с евреями, грузинами и немцами — про то, как многообразна русская цивилизация, как приходили самые разные люди и становились ее частью. И тем самым обогащали. Наш фильм — о русских евреях, о тех, кто в какое-то время превратился в городах во вторую титульную нацию. Это не история о евреях вообще.

— А вы думаете о том, что за люди сидят у телевизора, насколько они образованны и способны чувствовать?

— Делаю так, как говорили в советские времена, — для пионеров и пенсионеров, чтобы любой зритель мог видеть что-то свое. Я исхожу из того, что человек может ничего не знать про «дело Бейлиса», впервые увидеть картины Левитана, но все равно что-то понять, если он в принципе чем-то интересуется. То, о чем вы говорите, — вопрос профессиональной интуиции, а не раз и навсегда зафиксированного закона.

— Вы по природе аналитик, исследующий массив материала, или же идете от эмоционального ощущения?

— Людям интересна жизнь, богатая своими проявлениями. И мне важно показать, что вот местечко Броды, вот в нем речка, вот брод, и отсюда все Бродские вышли.

— Вы так эмоционально говорили о своем фильме! Но почему решили снимать про евреев?

— У меня до сих пор снято где-то 150 документальных серий про русскую историю и культуру разных времен. И сейчас сделал фильм о многообразии ее проявлений, которое считаю драгоценным свойством. Мне интересно понять, что есть в нашей цивилизации, где немцы, евреи и грузины становились русскими.

— А что хорошего в смешении культур? Разве не лучше сохранять самобытность?

— Мне не кажется, что это смешение. Владимира Даля, имевшего немецко-датское происхождение, впечатлило слово «заволакивает». С этого начался его знаменитый Толковый словарь, в котором нет ничего датского или немецкого. Иосиф Бродский пришел в литературу как наследник акмеистов. У него в эмиграции потребность была написать строки на смерть Жукова так, как Державин когда-то написал на смерть Суворова. Что еврейского в этой задаче? Разве задаются французы вопросом, что Ив Монтан — итальянский еврей? Главный французский шансонье. Где же смешение?

— Вы откуда все это знаете? Про Монтана и Леонида Утесова, про многих людей, которые появляются в вашем фильме?

— Сцена в мясной лавке — из воспоминаний Утесова. Она — для того, чтобы стало понятно, что такое процентная норма. Надо с собой привести русского, тогда соотношение не будет нарушено. Я готов делать фильм про русских немцев, потому и знаю. У нас есть целый великий роман «Обломов», посвященный русскому и немцу, как иню и яню. Как прожить Обломову без Штольца, а Штольцу без Обломова? Как можно быть русским, не прочитав этого? Да у нас дольше всех правили страной немка и грузин.

— И они станут предметом вашего рассмотрения?

— В том числе и они. Но только они русские. Пушкин даже утверждал, что русский Петр нас сделал немцами, а немка Екатерина — русскими. Она была, в понятиях того времени, матушка земли русской. А чего стоит фраза Василия Сталина, сказанная сестре Светлане: «А ты знаешь, что отец раньше был грузин?».

— Вам теперь ответ держать за всех евреев. Готовы?

— Я занят публичной профессией. И значит, кому-то понравится то, что ты делаешь, а кому-то нет. Будешь тихо сидеть дома у теплой батареи, то точно никого не обрадуешь и не разозлишь. Кто-то сочтет «фобией» уже то, что помню: Левитан — он Исаак Ильич. Кого-то возмутит «филия», когда я говорю, что для меня он — более русский пейзажист, чем Иван Иванович Шишкин. Я смотрю на левитановскую щемящую печаль, и это родное. А у Ивана Ивановича наша природа чересчур бодренькая.

— Почему и сегодня евреи скрывают свое происхождение? Хотя из-за этого не откажут при поступлении на работу или в вуз.

— В 2000-х годах я с этим уже не сталкивался. Когда-то это действительно имело значение для карьеры. Речь ведь идет о России? Уже давно графы «национальность» нигде нет же. А у нас не живут люди, говорящие на идише и иврите, и религиозных среди русскоговорящих очень мало. Какие же они евреи? Это тип русского городского населения. Разве они по субботам не работают? Не едят свинину? Евреями могли быть их дедушки и бабушки, жившие в каком-нибудь местечке, в Витебске, Житомире, Виннице. Если бы не «Список Шиндлера», вы бы вспоминали о национальности Спилберга? Сколько кинодеятелей Америки — выходцы из Российской империи. Как говорила Людмила Гурченко: «О! Наши люди с Одессы. Голден и Майер. Спасибо вам, товарищи, за трофейное кино». Мне представляется, что это богатство русской цивилизации, если Матвей Исаакович Блантер написал главную русскую народную песню XX века — «Катюшу». Он не стал еврейским композитором. То есть, выходит, у евреев убыло, оказалось на потенциального композитора меньше, а у русских прибыло, появился автор, сочинивший «На солнечной поляночке», «С берез неслышен, невесом», «Летят перелетные птицы», «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

— А у русского человека есть основания стесняться того, что он — русский?

– Я не оказывался в подобной ситуации. Мне понятны чувства диссидентов, которым было стыдно за деятельность государства, когда ввели танки в Чехословакию. А так чего стесняться? Русских родителей? Того, что русский — твой родной язык? Это точно не ко мне. Мне себя больше некем ощущать просто.

Более того, у меня четкое разделение — русский северный человек и русский южный. Я — северный. С трудом воспринимаю южный говор с его «гхэканьем»: «Ой, Хала! Та это он! Та у нас в хораде, на раёне! Та давайте сфотаемся». У меня на родине так себя не ведут и не говорят. Я из Вологодской области, и «если вы хотите, чтобы я так говрил, то я знаю, как говрить». (Тут Леонид переходит на северный говор, получается у него лихо.)

— Вы так говорили?

(Продолжает говорить по-вологодски.) Сам я буквально так не говрил, но могу так говрить. И когда дома оказываюсь, то поневоле начинаю подпускать это. Особенно в разговоре — дак запросто. Мы как-то там сымали с ребятами, и я с местными обсуждал, что земельные участки не поделены по кадастру. Меня потом спрашивали, что это за слова вологодские? Ничего понять нельзя.

— Вы себе хозяин, на службу не ходите? Как средства находите на фильмы? Насколько имя работает на вас?

– Жалею, что поздно перешел на вольные хлеба, медлил. У меня в 2007-м на два года вперед были расписаны авторские проекты, и я понял, что не успею их сделать, если попутно за зарплату буду где-то работать. С тех пор не служу.

Почти девять лет нигде не работаю и никогда не работал так много. За эти годы выпущено семь томов «Намедни», с текстами, заново написанными, в каждом — по 500–600 иллюстраций, которые мною отобраны. И шесть фильмов сделано, в основном двухсерийных.

— Вы все время в кадре. Ощущаете себя автором или еще и актером?

– Остаюсь собой, ничего не изображаю. Конечно, в кадре стараешься не сутулиться, четче произносить слова. Но эта задача журналистская, а не игровая. Какой тут образ? Не в этом же заключается актерская игра. Она — в перевоплощении. Нужно стать другим. Я этого сделать не могу.

Меня много раз приглашали на маленькие роли. Я, например, был дьяком Щелкановым в «Борисе Годунове» у Владимира Мирзоева. Поскольку это осовремененная история в нынешних костюмах, то я знаю, как должен выйти пресс-секретарь главы государства к журналистам и сообщить о самоубийстве Ирины Годуновой. Все мне говорили: «Нет, играть ты, конечно, не можешь». Если в художественных фильмах я что-то и изображаю, то скорее себя, как в «Generation П» Виктора Гинзбурга.

— Вы прекрасно выглядите — стройный и подвижный.

— В меру упитанный?

— Так легко поднялись по Потемкинской лестнице! Крупный план, и никакой одышки.

— Зато в этот день больше ничего уже снять было нельзя. Начали мы в 9.30 и к 15 часам закончили.

— Столько лет вы снимаете кино, а азарт не проходит. И фильм смешной получился, с иронией.

— Не всем это нравится, что у меня иронический прищур. Кто-то посчитает комичным, что я шастаю по бродам и из этого вывожу Бродских. Я всякий раз делаю то, что мне самому интересно. Это единственный бензин, на котором едешь. Иначе я бы ничего делать не мог.

— Неужели нет у вас режиссерских амбиций?

— У меня нет даже режиссерских обязанностей. Могу что-то предложить, а потом услышать в ответ в Русском музее, что не будет у меня комментария у серовского портрета Иды Рубинштейн, потому что там не снять. В обычном документальном кино нет человека, который ведет за собой. Но меня режиссер порой и втемную использует. Я ведь не знаю, сколько раз нужно через эту самую речку перейти, сколько грязного ила вычерпать, прежде чем будет снят эпизод.

Заголовок в газете: Россия пришла к евреям
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27080 от 14 апреля 2016 Тэги: Кино Места: США, Израиль, Россия, Украина, Киев, Красноярск, Польша, Одесса

Ссылка на основную публикацию