Сколько вузов в России в настоящее время

Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра

Подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз можно через интернет.

Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.

Стоимость высшего образования в институтах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.

Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!

Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.

При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.

На пути к западной модели

Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.

Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Законодательство и стандарты высшего образования

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:

  1. Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
  2. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
  3. В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Уровни образования

Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:

  1. высшее образование — бакалавриат;
  2. высшее образование — специалитет, магистратура;
  3. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Бакалавриат

Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.

Магистратура

Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Специалитет

Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.

Аспирантура

Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».

Вузы России

Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.

В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

Качество высшего образования

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).

Тенденции развития образовательных услуг

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

  1. Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
  2. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
  3. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.

Об­ра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии не сто­ят на мес­те. В усло­ви­ях жест­кой кон­ку­рен­ции рос­сий­ские ву­зы вы­нуж­де­ны со­вер­шенст­во­вать свою де­я­тель­ность, пред­ла­гая рын­ку не прос­то но­вые, но бо­лее ка­чест­вен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы. И хо­тя мно­гие аби­ту­ри­ен­ты и их ро­ди­те­ли оста­ют­ся при­вер­жен­ца­ми тра­ди­ций со­вет­ской шко­лы, со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ро­ва­но на прак­ти­чес­кую при­ме­ни­мость, что­бы вы­пуск­ни­ки смог­ли мак­си­маль­но быст­ро и эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать свой ин­тел­лек­ту­аль­ный ре­сурс при стро­и­тельст­ве собст­вен­ной карь­е­ры.

За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».

В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них — в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Как опорные вузы сливаются с бизнесом и властью

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых — с 422 до 81. Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных — на 193 (с 371 до 178). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования». Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,— подчеркнул господин Ливанов.— У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

Российские вузы поделили на три части

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.— Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,— отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

Уровень образования по данным Росстат

Современная наука понимает значение слова образование двояко:

  • с одной стороны, это воспитание и обучение человеческой личности;
  • с другой стороны — определённая совокупность полученных человеком в результате процесса обучения, знаний, умений, навыков, ценностных установок.

Существование современного государства невозможно без современного образования и поэтому данная сфера находится под пристальным вниманием правительства и статистиков в любой сколь-нибудь развитой стране. Российская Федерация — не исключение.

Официальные показатели

Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  • количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них;
  • общее число школ и обучающихся в них;
  • количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов;
  • число организаций, реализующих программы дополнительного образования;
  • общее количество вузов и студентов в них;
  • количество аспирантов и докторантов.

Для более полной картины сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Дошкольное образование

Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.

Иная картина с количеством воспитанников. Здесь имеет место рост с 6813,6 тысяч в 2014 до 7582,4 тысяч в 2018 году. За прошедшие годы также несколько возрос процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — с 64,6% в 2014 до 67,2 в 2018. Если в 2014 году на 1000 детей вышеуказанного возраста приходилось 612 мест в детских садах, то в 2018 639. Тем самым, проблема обеспечения каждого ребёнка местом в детском саду в нашей стране далеко не решена. Особенно остро вопрос дошкольного образования стоит на селе. Там охват им детей соответствующей возрастной категории на 2018 год составлял 50,9%.

Количество школ

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос — сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • начальных школ;
  • средних и не полных средних общеобразовательных школ;
  • частных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы. Но такая ситуация более характерна для городов.

Количество школьников

По данному показателю в последние 18-19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако, судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Начальное и среднее профессиональное образование

В 2018 году ПТУ, профессиональных лицеев, техникумов и колледжей в нашей стране имелось 3658. По оперативным сведениям статистиков в них обучалось:

  • в учреждениях начального профобразования (ПТУ и лицеях) — 542,1 тысяч студентов (в 2017 году 543,2 тысяч студентов);
  • колледжах, техникумах и иных организациях, дающих среднее специальное образование в 2018 году проходило обучение 2464,3 тысяч человек. Для сравнения укажем, что в 2017 году в учреждениях этого типа училось 2387,4 тысяч студентов.

Высшее образование

Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива. Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011 -1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741.

Такая же тенденция была и по количеству студентов — 4741,4 в 2000/2001 учебном году и рост до 70049,8 тысяч человек в 2010/2011 учебном году и падение до 4161,7 тысяч в 2018/2019 учебном году. В результате общее число людей с высшим образованием может в среднесрочной перспективе снизится.

Аспиранты и докторанты

С 2012 года последовательно сокращается численность аспирантов и докторантов. В вышеуказанном году их было 146754 и 4554 человек соответственно. А в 2018 — 90823 и 1048 человек. Этот процесс вызван отчасти некоторым ужесточением политики в области защиты диссертаций, отчасти кризисными проявлениями в российской науке.

Динамика

Если говорить об общей динамике развития российского образования, то она скорее отрицательная. Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями. Надо признать, что такое состояние образования соответствует общему состоянию российского государства.

Прогноз

Вряд ли можно сделать какой-либо точный прогноз развития образовательной системы нашей страны. Оно зависит от конкретных действий правительства. Одно можно сказать относительно точно — при сохранении нынешней политики процесс постепенной деградации образовательной сферы в России продолжится.

К 2024 году Россия привлечет в университеты 425 тысяч иностранцев

Три российских вуза — МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Нижегородский государственный университет — возглавили рейтинг 350 лучших университетов Восточной Европы и Центральной Азии по версии британской компания Quacquarelli Symonds (QS).

Российские университеты должны преобразиться в ближайшие пять лет и закрепиться в позиции лучших поставщиков высококвалифицированных специалистов в мире.

По словам министра науки и высшего образования Михаила Котюкова, благодаря ресурсам национальных проектов «Образование» и «Наука» российское образование «уже в ближайшие годы должно вернуть себе лидерство в самых престижных мировых рейтингах».

«У нас амбициозные цели в части развития экспорта образовательных услуг, достичь которых возможно, соединив современные образовательные технологии, инновационный подход, лучшие традиции советской школы и международный опыт», – сказал он.

В рамках нацпроекта «Образование» стоит задача войти в десятку стран — лидеров по качеству общего образования, а также присутствию вузов в топ-500 мировых рейтингов.

Кроме того, высшее образование в России должно стать привлекательным для иностранцев – к 2024 году число заграничных абитуриентов должно увеличиться вдвое (30 тысяч квот). Причем не менее 5% иностранных выпускников будут трудоустроены в российские компании, в том числе для работы за рубежом.

Иностранцы уже интересуются учебой в России. Так, например, Самарский научно-образовательный центр планирует наладить сотрудничество с мексиканскими вузами для обмена студентами, а также для разработки новых учебных курсов.

«Мы будем отталкиваться от заказа мексиканских индустриальных партнеров и формировать под их заказ программу обучения мексиканских студентов. Это выездные семинары, детские хакатоны, развитие совместных лабораторий и инжиниринговых центров», — рассказала ТАСС гендиректор АНО «Институт регионального развития» (управляющая компания самарского НОЦ) Ольга Михеева.

Тем временем Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского заинтересован в совместной с Таиландом подготовке специалистов в сфере туризма. Крым и Таиланд — это курортные регионы, которые ежегодно посещают миллионы отдыхающих, поэтому совместные программы по подготовке специалистов могли бы быть очень полезны, отмечали в регионе.

Ранее Котюков отмечал, что российские вузы должны не только привлекать иностранцев учиться в России, но и создавать условия для того, чтобы после окончания вуза такие студенты оставались в стране.

«Мы очень серьезно рассчитываем на увеличение количества иностранных студентов в России, задача – почти в два раза за шесть лет прирасти. Но это не все: также стоит задача создать условия, чтобы часть выпускников, заканчивающих российские вузы, осталась жить и работать в нашей стране», — отмечал министр.

Чтобы иностранцам было комфортнее учиться в российских вузах, нужно усовершенствовать образовательные программы на английском языке, отмечают в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ).

В настоящее время в вузе есть восемь образовательных программ на английском языке, однако руководство НГТУ недовольно их качеством и намерено заняться улучшением, рассказал ректор Анатолий Батаев.

Кстати, в Новосибирске обучается 7,8 тысячи иностранных студентов. Этот показатель в городе намерены только увеличивать.

Ранее в России был запущен «Проект 5-100». Это государственная программа поддержки крупнейших российских вузов для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

За время работы проекта российские вузы пережили большую и серьезную перестройку, рассказал ТАСС ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский. По его словам, важно преодолеть языковой барьер. В ТГУ, например, создали центр академического письма, чтобы учиться представлять свои научные результаты в международном формате.

«Сегодня, спустя несколько лет, мы видим, как наши философы, у которых был «ноль» в отчетах по международным публикациям, сейчас выдают по 10-15 публикаций в самых цитируемых мировых журналах. Это значит, что потенциал есть, его нужно просто учиться раскрывать на другом языке», — отметил ректор ТГУ.

Галажинский отмечает, что российское образование уже сегодня привлекательно для иностранцев, в том числе и потому, что стоит дешевле, чем западное.

В июне этого года Московский государственный университет им. Ломоносова улучшил свои позиции в первой сотне рейтинга лучших университетов планеты по верссии Quacquarelli Symonds. МГУ удалось подняться на шесть позиций по сравнению с прошлогодним рейтингом и занять 84-е место.

«Россия предпринимала и продолжает предпринимать весьма амбициозные попытки интернационализировать свои университеты, и мы в QS считаем, что глобальный университет имеет больше возможностей для процветания в современных условиях. По данным этого года, очевидно, что иностранные студенты позитивно реагируют на инициативы Министерства науки и высшего образования РФ», – сказал руководитель исследовательского департамента QS Бен Саутер.

По словам Котюкова, вернуть России лидирующие позиции в мире образования необходимо за счет вовлечения индустриальных компаний в процесс обучения студентов и развития онлайн-ресурсов в профобразовании. Кроме того, программы должны быть больше ориентированы на практику. К тому же планируется развивать связи университетов с научными организациями и привлекать в Россию ведущих исследователей.

Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России

Дата публикации: 02.06.2017 2017-06-02

Статья просмотрена: 9098 раз

Библиографическое описание:

Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 172-176. — URL https://moluch.ru/archive/156/43762/ (дата обращения: 04.02.2020).

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы, в рамках которого происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование [2]. Проанализируем основные показатели, характеризующие систему высшего профессионального образования на территории российской Федерации.

Учреждения ВПО [1, c. 207] (на начало учебного года)

Годы

Число образовательных учреждений

Численность студентов— всего, тыс. человек

в том числе по формам обучения

На 10000 человек населения приходилось студентов

очная

очно-заочная

Заочная

До 2012/13 учебного года — включая экстернат. С 1 сентября 2013 г. понятие формы обучения «экстернат» упразднено

Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что количество высших профессиональных образовательных организаций увеличивалось в период с 1940/41 года по 2011 год. Если в 1927 году действовало всего 90 вузов, то к 1940 году, не смотря на тяжелое военное время для страны, количество высших учебных заведений увеличилось в 5,3 раза и составило 481 учебное заведение. В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5 студентов. Уже к 1995 году количество вузов увеличилось на 248 учреждений, но при этом сократилось число студентов на 33,8 тыс. человек. Значительный рост как числа высших учебных заведений (965 учреждений), так и числа студентов (4741,4 тыс. человек, рост по сравнению с 1995 г. — на 69,9 %) наблюдается в 2000 году. Стабилизировалась ситуация с ростом численности учебных организаций и числом студентов лишь к 2005 году (1068 вузов, 7054,6 тыс. студентов). Наибольшее количество учреждений высшего профессионального образования действовало в 2008/09 году — 1134 учреждений, число студентов — 7513,1 тыс. человек. Однако рост числа учебных заведений продолжался до 2013 года. В ходе проведения мониторинга эффективности вузов было, Минобрнауки приняло решение о реорганизации ряда вузов. Проведенная реорганизация ряда вузов (например, ликвидация и присоединение в качестве структурного подразделения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) [4] и Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) [5] к Российскому экономическому университету имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова), закрытие неэффективных филиалов и представительств привели к тому, что с 2011 учебного года в России началось сокращение вузов (в 2011/12 году в России действовало 1080 учебных заведений, число студентов составляло 6490 тыс. студентов). В настоящий момент реорганизация вузов приостановлена. Итогом всех проведенных объединений должно стать создание опорных вузов. Создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России [3].

Если до 2005/06 учебного года число студентов очной формы обучения превышало число студентов заочной формы обучения (в 2005/06 году — 3508 и 3032 тыс. студентов соответственно), то в последующие периоды наблюдалось преобладание студентов заочной формы обучения (в 2013/14 году на 8,4 % больше, чем студентов, обучающихся на очной форме).

Начиная с 2011/12 учебного года наблюдется снижение числа высших учебных заведений, как реакция на начавшееся проведение реорганизации вузов. Так, за 5 лет (с 2010 по 2015 гг.), количество образовательных учреждений снизилось на 184 заведения. И к началу 2015 учебного года их количество составляло 950 организаций, что на 16,2 % меньше, чем в 2011/12 учебном году. В численность студентов также наблюдается тенденция к снижению. В среднем число студентов уменьшается на 460, 8 тыс. человек. В 2015/16 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 4766,5 тыс. студентов. Стоит отметить, что студентов очной формы обучения превысило численность студентов-заочников на 5,99 % (2379,6 и 2237,8 тыс. человек соответственно). Общее число образовательных организаций высшего образования в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилось на 5,7 % (или на 54 единицы): число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования в 2016г. уменьшилось на 3,3 % (18 единиц); а количество действующих частных образовательных организаций высшего образования — на 9,0 % (на 36 единиц). В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них 77,8 % — студенты государственных и муниципальных образовательных организаций.

Осуществление модернизации системы высшего профессионального образования должно также опираться на высококвалифицированный преподавательский состав (таблица 2).

Численность профессорского-преподавательского состава ВПО [1, c. 209] (на начало учебного года, тыс. человек)

За три года количество ВУЗов в России уменьшилось на 30%

Качество и доступность образования важны в рамках развития человеческого капитала. Ведь современная экономическая парадигма подразумевает, что 75% стоимости мировой экономики – это совокупность человеческих знаний и навыков.

фото: pixabay.com

Прелесть статистики в том, что при правильной аналитической обработке специалистом она может поражать, завораживать, пугать и доставлять другие сильные эмоции в зависимости от психологической устойчивости человека. Сегодня удивила статистика в отношении количества высших учебных заведений (ВУЗ) страны. Складывается впечатление, что всем известная чистка банковского сектора России и последующее его огосударствление по масштабу не дотягивает до расчистки ВУЗов.

«За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров», – сообщает «Коммерсантъ».

Здесь есть два момента. Во-первых, Минобрнауки, пожалуй, первое из ведомств в современной России, которое почти выполнило стратегический план. Оно обещало (в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы) сократить количество ВУЗов на 40%, а сократило на 29,5%. В 2014 году их было 938, а стало 662 учреждения. Количество филиалов сократилось сильнее. Если в 2014 году их было 1330, то в 2017 их число сократилось на 61,7% до 509 учреждений.

Из аналогичных примеров эффективности можно вспомнить только сокращение больниц. В апреле 2017 года издание «РБК» сообщило, что в 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. В докладе «Здравоохранение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии» специалисты отметили, что при сохранении темпов сокращения (353 в год), к 2021–2022 годам количество медучреждений в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

Во-вторых, делать окончательный вывод об изменении качества или доступности образования пока преждевременно. Конечно, некоторые факты, связанные с темой реформирования науки и образования, просто пугают. Например, в конце 2017 года интервью «Интерфакса» с руководителем Дальневосточного отделения, вице-президентом Академии наук РФ Валентином Сергиенко, ввело в глубокую депрессию. Модернизация науки сейчас крайне расточительна даже с обычной хозяйственной точки зрения, не говоря о «недостаточной» эффективности её развития.

Если с медициной всё более-менее ясно – ситуация с доступностью и качеством медицинской помощи ухудшилась, и, скорее всего, тенденция продолжится, то с образованием полной ясности нет. Напомним, медицина также является важной составляющей формирования человеческого капитала, а следовательно стоимости экономики.

Сокращение количества ВУЗов само по себе ничего не сообщает. Особенно с учетом масштабных слияний в рассматриваемый период. Хотя данные правительства РФ о том, что количество студентов за период с 2009 года по 2017 год сократилось на 40% до 4,4 млн человек, картину уточняют. Часть студентов выпала из-за объективной демографической ямы, но большая их часть лишилась возможности получить образование, то есть доступность, скорее всего, снизилась. Необъяснимая тенденция на фоне возможности активного развития он-лайн образования, когда современные технологии позволят сократить расходы на образование при улучшении его качества и доступности.

В марте 2015 года тогдашний министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов для улучшения качества образования.

«Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование. У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни», – сказал чиновник.

Но для оценки качества образования пока нет объективных критериев. Закон, который устанавливает новые правила контрольно-надзорной деятельности в области образования, пока не принят, хотя планировалось это сделать до конца 2017 года. Это небольшой бюрократический парадокс. Сокращение ВУЗов провели, а статистические нормы определения результатов реформы и эффективности дальнейшей деятельности не разработали.

Закрадываются подозрения, что и с качеством образования хотели как лучше, а получилось как всегда. Но это всего лишь подозрения, реальность может оказаться иной.

Ссылка на основную публикацию