Чем занимается Министерство спорта, история создания

Руководители российских спортивных ведомств с 1990 года. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 октября 2016 г. президент РФ Владимир Путин одобрил предложение премьер-министра Дмитрия Медведева о назначении Виталия Мутко вице-премьером правительства. Он будет курировать вопросы спорта, туризма и молодежной политики.

Новым министром спорта РФ станет заместитель Виталия Мутко Павел Колобков.

С 1990 г. в российских ведомствах, отвечающих за государственную политику в области спорта, сменилось девять руководителей. Наиболее продолжительное время – 3082 дня (на 19 октября 2016 г.) – спортивным ведомством управлял Мутко. Меньше других – 172 дня – пост главы Комитета РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму в 1994 г. занимал Юрий Портнов.

Василий Мачуга (1990-1991)

С 8 сентября 1990 г. по 5 декабря 1991 г. Государственный комитет РСФСР по физической культуре и спорту возглавлял Василий Мачуга (1951-1996). Перед назначением в правительство он занимал пост председателя Краснодарского краевого спортивного комитета. Заслуженный мастер спорта СССР по спортивной акробатике, в 1978 и 1980 гг. Мачуга был чемпионом мира в этом виде спорта.

После ликвидации Госкомитета, он в 1991-1992 гг. руководил Комитетом по содействию олимпийскому движению при правительстве России. Позднее, оставив государственную службу, Мачуга был главой акционерного общества “Спортинтерпром”, которое занималось производством спортивной одежды. 4 января 1996 г. скоропостижно скончался в Краснодаре.

Валерий Сысоев (1992-1994)

27 ноября 1992 г. руководителем созданного в структуре правительства Комитета РФ по физической культуре стал генерал-майор госбезопасности в отставке, председатель Центрального совета спортивного общества “Динамо” Валерий Сысоев (род. 1942). Эту должность он занимал до 10 января 1994 г.

Кроме того, в июне-ноябре 1992 г. Сысоев возглавлял Координационный совет по физической культуре и спорту при правительстве РФ. После ухода с госслужбы работал начальником отдела по связям с общественностью московского отделения компании Mercedes.

С 1996 г. по 1998 г. был председателем Федерации велосипедного спорта России. В 2005-2011 гг. – вице-президент Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта. В настоящее время – почетный президент российской Федерации велосипедного спорта.

Юрий Портнов (1994)

10 января 1994 г. в составе кабинета министров был создан Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму (с 30 мая того же года – по физической культуре и туризму). До 1 июля 1994 г. им руководил специалист в области теории и методики спорта Юрий Портнов (род. 1939).

В последующие годы он преподавал в Российской государственной академии физической культуры (ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также заведовал сектором физической культуры и спорта Российской академии образования.

Шамиль Тарпищев (1994-1996)

С 12 июля 1994 г. по 1 ноября 1996 г. Комитет РФ по физической культуре и туризму (с 3 августа 1994 г. – одноименный Госкомитет) возглавлял бывший руководитель советской и российской сборных по теннису, личный тренер и советник по спорту президента РФ Бориса Ельцина Шамиль Тарпищев (род. 1948). В 1992-1994 гг., до своего назначения в правительство, он являлся президентом Национального фонда спорта (НФС). Задача этой организации заключалась в финансировании отечественной спортотрасли за счет коммерческой деятельности.

Для этого в 1993 г. фонд получил от государства значительные таможенные льготы, главной из которых было право на беспошлинный ввоз в Россию сигарет и спиртных напитков (в следующем году НФС стал крупнейшим импортером алкоголя и табака в РФ). Деятельность НФС сопровождали многочисленные скандалы и обвинения в коррупции. В 1996 г. в СМИ была опубликована запись разговора бывшего заместителя Тарпищева по НФС Бориса Федорова с членами предвыборного штаба Ельцина Борисом Березовским, Валентином Юмашевым и Татьяной Дьяченко. В ходе беседы Федоров заявил о связи своего бывшего начальника с так называемой “измайловской” преступной группировкой.

Тарпищев отверг все обвинения, однако спустя полгода был отправлен в отставку с поста руководителя Госкомитета по физической культуре и туризму (ГКФТ). После увольнения стал председателем совета директоров теннисного турнира “Кубок Кремля” и советником по спорту мэра Москвы Юрия Лужкова, в 1997 г. – капитаном российской команды на Кубке Дэвиса. С 1999 г. по настоящее время является президентом Федерации тенниса России (до 2002 г. – Всероссийская теннисная ассоциация).

Леонид Тягачев (1996-1999)

2 ноября 1996 г. на пост главы ГКФТ был назначен руководитель национальной Федерации горнолыжного спорта России Леонид Тягачев (род. 1946). Фактически он возглавлял ведомство до июня 1999 г., когда Госкомитет был преобразован в Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму. Однако официальное распоряжение правительства о его отставке было подписано только 12 ноября 1999 г.

После увольнения Тягачев стал первым вице-президентом, а с 2001 г. по 2010 г. – президентом Олимпийского комитета России. С 2013 г. по настоящее время – член Совета Федерации РФ от законодательного органа Ростовской области.

Борис Иванюженков (1999)

24 июня 1999 г. первым министром РФ по физической культуре, спорту и туризму был назначен мастер спорта по греко-римской борьбе, президент подольского спортивного клуба “Витязь” Борис Иванюженков (род. 1966). Он руководил ведомством до 28 июня 2000 г.

В связи с его назначением СМИ писали, что в оперативных базах МВД Иванюженков значился как один из лидеров так называемой “подольской” преступной группировки. Комментируя эту информацию прессе, министр сообщил, что не отрицает наличия в прошлом “проблем с милицией”. Однако все обвинения, по его словам, с него были сняты.

После отставки занимает должности вице-президента Паралимпийского комитета РФ и президента Федерации бокса России. В 2011-2016 гг. – депутат Государственной думы РФ шестого созыва, член фракции КПРФ.

Павел Рожков (2000-2002)

С 15 июня 2000 г. по 29 апреля 2002 г. председателем Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму был Павел Рожков (род. 1957). Мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, в 1992-1996 гг. Рожков был старшим тренером сборной российских борцов.

В 1997-1999 гг. возглавлял туристическую фирму “Олимп Тур”. В 1999 г. стал заместителем министра спорта Бориса Иванюженкова. После назначения в апреле 2002 г. главой Гокомитета Вячеслава Фетисова Рожков стал его первым замом.

В настоящее время – председатель исполкома, первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ.

Вячеслав Фетисов (2002-2008)

С 29 апреля 2002 г. по 19 ноября 2008 г. Госкомитетом РФ по физической культуре и спорту (с 9 марта 2004 г. – Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, с ноября 2004 г. – по физической культуре и спорту) руководил Вячеслав Фетисов (род. 1958). В прошлом известный советский хоккеист, в 1998-2002 гг. он был помощником главного тренера клуба Национальной хоккейной лиги New Jersey (США). В период, когда он возглавлял агентство, было значительно увеличено государственное финансирование спорта, принята федеральная целевая программа на 2006-2015 гг. объемом в 107 млрд руб.

По инициативе Фетисова, после неудачных выступлений национальных сборных на международных турнирах, в отставку были отправлены руководители Российского футбольного союза и Федерации хоккея России Вячеслав Колосков и Александр Стеблин. После отставки Фетисов в 2008-2012 гг. занимал пост председателя совета директоров Континентальной хоккейной лиги, в 2009-2012 гг. – президента хоккейного клуба ЦСКА.

С 2011 г. по настоящее время является сенатором от законодательного собрания Приморского края, первым заместителем председателя комитета Совета Федерации РФ по социальной политике.

Виталий Мутко (2008-2016)

12 мая 2008 г. в правительстве было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (с 21 мая 2012 г. – Минспорта РФ), которое возглавил президент Российского футбольного союза Виталий Мутко (род. 1958). По его словам, в 2010 г. руководством страны было принято решение о концентрации основных ресурсов в сфере спорта высших достижений. В том же году Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 г. Позднее в РФ прошли зимние Олимпийские и Паралимпийские игры (2014, Сочи) и ряд др. крупных международных соревнований.

В годы руководства Мутко сборная России вышла в полуфинал чемпионата Европы по футболу 2008 г., отечественные спортсмены заняли первое место в общекомандном зачете на зимних Олимпийских играх 2014 г. В то же время, в период нахождения Мутко на посту министра российские спортсмены обвинялись в применении допинга со стороны Всемирного антидопингового агентства (WADA).

В результате сборная РФ в августе 2016 г. была частично отстранена от участия в Олимпийских играх и полностью от участия в Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Также правоохранительными органами США, в ходе расследования дела о коррупции в Международной федерации футбола (ФИФА), выдвигались обвинения в получении Россией права на проведение чемпионата мира 2018 г. по футболу коррупционным путем. Мутко, категорически отверг их, заявив, что Россия в ходе борьбы за право проведения ЧМ-2018 работала “корректно, честно”. Комиссия ФИФА по этике, которая проверяла ход заявочной компании 2018 и 2022 гг., сообщила, что оснований для претензий нет.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Олимпийский вестник Юга России

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России “Русская зима”

FIBA Assist Magazine

Самозащита без оружия

PRO Баскет

Карманный самоучитель бильярдиста

Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин

Атлетизм без железа

Вся поплавочная снасть

Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

История российского спортивного министерства

История российского спортивного министерства

Создание системы руководства спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации. Комитет был образован указом Президента России Бориса Ельцина 28 ноября 1991 года. Его основной задачей была организация подготовки российских спортсменов к зимней и летней Олимпиадам 1992 года.

В конце 1992 года, после того как Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции по подготовке спортсменов к Играм в Альбервиле и Барселоне, он был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре. Поменялось не только название организации — расширился круг ее задач. Теперь комитету вменялось в обязанность решение проблем, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов, осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры, руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику. Возглавил комитет известный спортивный чиновник Валерий Сысоев, который имел большой опыт работы в Национальном олимпийском комитете СССР, был председателем Федерации велосипедного спорта Советского Союза и более десяти лет занимал пост президента Международной федерации велоспорта.

Комитет принимал непосредственное участие в разработке принятых в марте 1993 года Основ законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Они установили основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. 1 июня 1994 года был подписан указ Президента РФ о создании Государственного комитета по физической культуре и туризму.

Его председателем был назначен знаменитый тренер по теннису Шамиль Тарпищев, который совмещал эту должность с должностью председателя Координационного комитета по физической культуре и спорту при Президенте России. Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет должен был участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, развивать туризм, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научноисследовательские институты федерального значения.

В 1996 году Шамиля Тарпищева на посту председателя комитета сменил Леонид Тягачев, возглавлявший до этого Федерацию горнолыжного спорта России. Этот пост он занимал до 1999 года, после чего был избран первым вице-президентом Олимпийского комитета России.

В 1999 году закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и 29 апреля подписан президентом РФ.

В 1999 году структура руководства спорта в стране была в очередной раз преобразована. Причем сначала вышел указ президента о создании вместо Государственного комитета агентства, а потом появился другой указ — о создании уже Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму.

Указом Бориса Ельцина 24 июня 1999 года первым министром РФ по физической культуре, спорту и туризму был назначен Борис Иванюженков.

После отставки правительства Сергея Степашина в августе 1999 года Борис Иванюженков стал исполняющим обязанности министра РФ по физкультуре, спорту и туризму. Но уже через несколько дней указом президента снова превратился в полноценного главу министерства. 17 мая 2000 года, менее чем через полгода после избрания Владимира Путина на пост президента РФ, министерство по физической культуре и спорту было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Это было связано с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти. В июне 2000 года председателем комитета был назначен Павел Рожков, который до этого был заместителем первого министра спорта Бориса Иванюженкова по финансовым вопросам.

В апреле 2002 года Владимир Путин предложил возглавить Госкомспорт главному тренеру сборной России по хоккею на Олимпиаде в Солт-ЛейкСити Вячеславу Фетисову, который не имел никакого управленческого опыта и перед возвращением на родину больше десяти лет жил в СЩА, где сначала играл в клубах НХЛ, а затем работал в тренерском штабе команды «Нью-Джерси Девилс». В 2004 году Госкомспорт РФ был преобразован в Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт). До его упразднения в 2008 году главой ведомства являлся Вячеслав Фетисов.

12 мая 2008 года в России было образовано новое министерство — спорта, туризма и молодежной политики, которое возглавил Виталий Мутко, на тот момент глава Российского футбольного союза. Спорт и туризм снова объединили.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Организация и компетенция Министерства спорта РФ

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 [331].

Минспорт России осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные ему федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. В его ведении находятся учебно-тренировочные базы (центры), созданные в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий, а также федеральное государственное учреждение “Российская государственная академия физической культуры”, другие ФГУ высшего и среднего профессионального образования по физической культуре, ФГУ “Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта”.

Сфера деятельности Минспорта России включает: 1) физическую культуру; 2) спорт. Министерство осуществляет в указанной сфере функции: а) выработки и реализации государственной политики; б) нормативно-правового регулирования; в) оказания государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним); г) управления государственным имуществом. Минспорт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Минспорт России наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере [331. II. 4]. Он вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства.

Минспорт России принимает нормативные правовые акты: 1) перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений; 2) порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; 3) общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта; 4) Единую всероссийскую спортивную классификацию и положение о ней; 5) положения о спортивных судьях, о присвоении почетных спортивных званий; 6) порядок проведения допинг-контроля и общероссийские антидопинговые правила; 7) типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта; 8) общие принципы, критерии формирования и порядок утверждения списков кандидатов в спортивные сборные команды РФ; 9) порядок проведения государственной аккредитации Россией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации; 10) порядок получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов РФ и развивающие сложные виды спорта; 11) порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включение их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения; 12) квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей; 13) порядок включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; 14) Правила видов спорта; 15) порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд РФ за счет средств федерального бюджета; 16) порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования “Олимпийский”, “Паралимпийский”, “Olympic”, “Paralympic” и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями; 17) федеральные стандарты спортивной подготовки; 18) примерную форму договора оказания услуг по спортивной подготовке.

Минспорт России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным ему федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям.

Минспорт России осуществляет мероприятия по организации и проведению всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовку к таким спортивным соревнованиям.

Минспорт России проводит мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и участию в таких соревнованиях. Он проводит мероприятия по организации на территории РФ Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями.

Функции и полномочия Министерства спорта РФ.

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) появилось в результате реорганизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 года. Министр — Виталий Мутко.

21 мая 2012 года Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации указом Президента Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, при этом функции по выработке государственной политики в области туризма переданы Министерству культуры Российской Федерации, а функции по разработке молодёжной политики — Министерству образования и науки Российской Федерации.

Общие положения

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере физической культуры и спорта.

Министерство спорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия

4. Министерство спорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

4.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

4.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

4.2.1. перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений;

4.2.2. порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта;

4.2.3. общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта;

4.2.4. Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней;

4.2.5. положение о спортивных судьях;

4.2.6. положение о присвоении почетных спортивных званий;

4.2.7. порядок проведения допинг-контроля;

4.2.8. перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

4.2.9. общероссийские антидопинговые правила;

4.2.10. типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта;

4.2.11. общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;

4.2.12. нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, методические указания и инструктивные материалы по осуществлению полномочий, переданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4.2.13. порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций;

(пп. 4.2.13 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2013 N 603)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2.14. порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации;

4.2.15. утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 18.07.2013 N 603;

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2.16. порядок ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре;

4.2.17. порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения;

4.2.18. квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей;

4.2.19. порядок включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

4.2.20. порядок разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

4.2.21. правила видов спорта;

4.2.22. положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта;

4.2.23. порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, а также научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

4.2.24. порядок финансирования за счет средств федерального бюджета физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и нормы расходов средств на проведение указанных мероприятий;

4.2.25. порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования “Олимпийский”, “Паралимпийский”, “Olympic”, “Paralympic” и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2.25(1). федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(пп. 4.2.25(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

4.2.25(2). порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации;

(пп. 4.2.25(2) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

Подпункт 4.2.26 вступает в силу с 1 января 2017 года (пункт 4 данного документа).

4.2.26. порядок использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова “олимпийский” или образованных на его основе слов и словосочетаний;

4.2.27. федеральные стандарты спортивной подготовки;

4.2.28. порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку;

4.2.29. примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке;

4.2.30. порядок осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки;

4.2.31. основания, по которым допускается освобождение от возмещения расходов, понесенных заказчиком услуг по спортивной подготовке, на подготовку не заключивших трудовой договор лиц, прошедших спортивную подготовку;

4.2.32. нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4.3. согласовывает решения о проведении на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований;

4.4. определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

4.4(1). устанавливает особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта;

(пп. 4.4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

4.5. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

4.6. организует конгрессы, конференции, семинары и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства;

4.7. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Министерству;

4.8. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства;

4.9. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

4.10. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

4.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

4.12. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства;

4.13. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Министерстве;

4.14. организует дополнительное профессиональное образование работников Министерства;

(пп. 4.14 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.15. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства;

4.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

4.17. разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

4.18. реализует программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;

4.19. осуществляет мероприятия по организации и проведению всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовку к таким спортивным соревнованиям;

4.20. организует проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4.21. организует проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе;

4.22. участвует в организации и проведении межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

4.23. проводит мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и участию в таких соревнованиях;

4.24. проводит мероприятия по организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы и иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;

4.25. утверждает Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

4.26. реализует Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

4.27. осуществляет материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, а также научно-методическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

4.28. утверждает ежегодно списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта, формируемые общероссийскими спортивными федерациями;

4.29. проводит мероприятия по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

4.30. осуществляет научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

4.31. организует научные исследования в области физической культуры и спорта;

4.32. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

4.33. ведет реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций;

4.34. утверждает перечень специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации;

4.35. проводит экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, а также проверки в подведомственных организациях финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

4.36. оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, формирует и ведет федеральный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей такой поддержки;

4.36(1). устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Министерству, и руководителей указанных организаций;

(пп. 4.36(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

4.36(2). учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия их выплаты;

(пп. 4.36(2) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

4.36(3). ежегодно устанавливает квоту целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки в отношении находящихся в ведении Министерства организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

(пп. 4.36(3) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

4.37. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Министерства, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Министерство спорта Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

5.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

5.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности Министерства и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

5.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

5.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства;

5.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

5.6. осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций;

5.7. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства.

6. Министерство спорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Указанные ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра спорта Российской Федерации по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

С судимостью и стратегическим видением. Кто такой новый министр спорта Олег Матыцин

Новым министром спорта России стал 55-летний Олег Матыцин. На этом посту он сменил Павла Колобкова, который руководил ведомством с 2016 года. Матыцину предстоит вывести российский спорт из глубокого кризиса, в котором он оказался в связи с очередным допинговым скандалом. Именно ему придется налаживать отношения России со Всемирным антидопинговым агентством и одновременно решать накопившиеся спортивные проблемы внутри страны.

До последнего времени Олег Матыцин был фигурой неприметной, почти непубличной. Скорее всего, его не случайно подобрали на должность министра спорта — у него нет допингового бэкграунда, при этом крепкая международная репутация. Не исключено, что в ближайшие годы россияне станут свидетелями нового этапа развития отечественного спорта — по азиатской модели, которая импонирует Матыцину. О том, каких убеждений придерживается новый министр спорта, какие идеи продвигает и за что был судим, — в большом профайле Znak.com.

Спортивные достижения и карьера в образовании

В 1991-м Олег Матыцин после почти года отсутствия возвращается в Россию из Китая, где он занимался изучением азиатской модели развития спорта в Пекинском университете. Приехал, и тут же прогремел августовский путч. «Я уезжал активным комсомольцем, заместителем секретаря по идеологии, членом партии. Вернулся — и все рухнуло. Жизнь перевернулась», — вспоминал он события тех дней спустя долгие годы в интервью порталу Studentsport.ru.

Выходить с другими митингующими на улицы Москвы Матыцин тогда не стал — жил на даче с маленьким ребенком и следил за происходящим в стране по сводкам новостей. Он признается, что не сторонник протестов: «Это очень чувствительная и спорная тема. Наверное, надо выражать гражданскую позицию, но как? У нас часто используют людей, чтобы создать массовость. Я против этого. Кто-то решает свои политические задачи, принижая ценность жизни».

Из Китая Матыцин привез новые идеи по развитию спорта и решил не откладывать их в долгий ящик. Вся его профессиональная деятельность будет по большей части связана с педагогической работой и спортивной наукой.

В отличие от руководителей российского спорта последних лет — теперь уже экс-министра спорта Павла Колобкова и президента Олимпийского комитета России Станислава Позднякова, которые занимались фехтованием, Матыцин — профессиональный игрок в настольный теннис. Он был призером Спартакиады народов СССР (1983), чемпионата СССР (1984), завоевывал Кубок СССР (1982), получил мастера спорта, но спортивной карьеры мирового уровня у него не получилось, поэтому пошел в науку.

В 1985 году Матыцин окончил институт физической культуры, через четыре года — аспирантуру. В 1990-м получил степень кандидата педагогических наук, в 1991-м — диплом Пекинского университета спорта. Одновременно тренировал молодежь в настольном теннисе.

По возвращении из Китая Матыцин вернулся в свой институт (в настоящее время — Российский госуниверситет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), где преподавал. В этом вузе он стал быстро подниматься по карьерной лестнице. Сначала был назначен деканом факультета индивидуального профессионального образования, потом — проректором и к 2001 году дослужился до ректора. Писал книги, учебники, научные пособия по настольному теннису.

С 2005 по 2015 год был президентом Российского студенческого спортивного союза. Вдобавок в 2006 году получил второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» в Российской академии госслужбы. Послужной список у Матыцина сейчас солидный — он доктор педагогических наук, профессор, член коллегии Минспорта РФ, член-корреспондент Российской академии образования, член Совета по развитию физической культуры и спорта при президенте РФ. Еще входит в составы комиссий Олимпийского комитета России и Международного олимпийского комитета, является советником президента Станислава Позднякова в ОКР по вопросам развития студенческого спорта.

Судимость за передачу земель университета под «Черкизон»

В публичной биографии Матыцина есть лишь одно черное пятно. В начале нулевых, будучи ректором Российского госуниверситета физкультуры, он передал земли вуза, находящиеся в федеральной собственности, под территории Черкизовского рынка. По подсчетам следствия, бюджету страны был причинен ущерб на 120 млн рублей.

В 2009 году Матыцин по решению суда был отстранен от должности ректора. В этом же году Черкизовский рынок был закрыт в связи с нарушениями санитарных и пожарных норм. Впоследствии рынок снесли, а его владелец Тельман Исмаилов подался в бега из-за обвинений в убийстве нескольких человек и незаконном обороте оружия.

Матыцин не признал себя виновным. Защита настаивала, что интересы государства были не только не нарушены, но и защищены, поскольку вуз получал за аренду земли плату, поэтому федеральный бюджет частично был избавлен от необходимости финансировать университет.

В 2012 году Олег Матыцин был признан виновным в превышении должностных полномочий и оштрафован на 20 тыс. рублей. Обвинение и защита обжаловали приговор, но суд счел изначальный вердикт обоснованным, то есть признал вину бывшего ректора, однако от наказания его освободил за истечением срока давности. Через три года в биографии Матыцина открылась новая глава — он стал президентом Международной федерации студенческого спорта (FISU).

Профи вместо студентов на универсиадах? — «Ничего удивительного»

До последнего времени Олег Матыцин был фигурой неприметной, почти непубличной. Он не так часто давал интервью в качестве главы FISU. Это та самая организация, которая проводит победоносные для России универсиады. Успех России на них объясняется тем, что за сборную РФ выступают профи, а не простые студенты, как предполагает идея соревнований. Такое было неоднократно на последних студенческих Играх, в том числе в Казани и Красноярске в 2013 и 2019 годах, и, видимо, повторится через три года на студенческих Играх в Екатеринбурге. Однако нужно отметить, что к FISU во время руководства Матыцина никогда не было вопросов со стороны Всемирного антидопингового агентства и Международного олимпийского комитета — большая редкость для России.

В 2017 году Матыцина напрямую спросили, почему Россия выставляет на универсиады не студентов, как остальные страны, а профессиональных спортсменов, которые для вида зачисляются в вузы, не проходя там по факту обучение. Он ответил, что это «вопрос дискуссионный».

«Никто не мешает другим странам привозить в составе своих команд сильных спортсменов. У нас единственный критерий участия в универсиаде — человек должен быть студентом вуза. Этому критерию все спортсмены соответствуют. А так любая страна, которая участвует, хочет продемонстрировать свой потенциал через медальный зачет. Ничего удивительного нет. Это часто используют Китай, Южная Корея, Япония, Россия», — заявил он в интервью «Коммерсанту».

Матыцин неоднократно подчеркивал, что спорт в России — это часть государственной молодежной программы «и ни в одной стране мира президент и правительство не уделяют такого внимания молодежному спорту, как это происходит у нас». «Спорт — уникальная возможность для молодых людей почувствовать себя патриотами своих стран и университетов», — цитировало его агентство «Весь спорт».

Идеи по развитию спорта. Азиатская модель

Судя по всему, учеба в Китае оставила серьезный отпечаток в жизни Олега Матыцина. Он не раз приводил в пример азиатскую модель развития спорта, которая заключается в том, что акцент делается на вузы. В Китае спорт стал частью образовательной программы. «В 90-е годы китайское правительство решило создать центр подготовки студенческих сборных команд на базе университетов. Сегодня в эту систему, действующую под юрисдикцией Минобразования, включено более 200 вузов Было бы правильно, если бы Минобрнауки России также сделало спорт приоритетом развития высшего образования в стране, — пояснял свою позицию Матыцин. — Надо, чтобы это было отражено в законодательстве, необходимо обеспечить вузы спортивными сооружениями. Важны кампусы. Это задачи на годы вперед. Мы предлагали начать с федеральных университетов, где есть возможности создать инфраструктуру».

Говоря об успехах китайцев в спорте, он уточнял, что изначально тот же Пекинский университет спорта в прошлом веке перенял советские спортивные технологии, успешно работающие там и сейчас, и стал быстро развиваться дальше, в том числе за счет приглашения иностранных ученых, завоевав авторитет среди жителей Азии.

Поэтому Российский госуниверситет физической культуры, спорта, молодежи и туризма заключил соглашение о сотрудничестве с Пекинским университетом. По правительственной программе китайский вуз предоставляет бесплатную стипендию россиянам. Матыцин хочет, чтобы по примеру Китая в России повышалась значимость университетов. «Мы планируем проводить чемпионаты мира не среди стран, а среди университетов. Сейчас ведем активные переговоры с ФИФА, чтобы запустить международную студенческую лигу», — говорил он несколько лет назад в качестве главы FISU.

Семья, любимые блюда и забавные случаи из жизни

О семье нового министра спорта России известно немного. Олег Матыцин женат, у него двое сыновей, и оба в свое время занимались самбо. В одном из интервью он рассказывал, что старший сын закончил медицинский факультет РУДН и работает анестезиологом. Znak.com удалось найти в открытых источниках одного из них — Никиту Матыцина.

Согласно данным из открытых источников, в 2018 году он получил степень кандидата медицинских наук, защитив в университете имени И. М. Сеченова диссертацию на тему «Совершенствование подходов к управлению качеством медицинской помощи при инфаркте миокарда в условиях сосудистого центра».

Сейчас Никита Матыцин является помощником гендиректора ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора. Это учреждение проводит экспертизу документов для государственной регистрации медицинских изделий (лекарств и медтехники), а также предоставляет консультационные услуги.

В соцсетях Никита практически не представлен. В его профиле в соцсети «ВКонтакте» лишь две фотографии — как он катается в Сочи на сноуборде и лыжах. Статус у него: «The best way to predict your future is to create it» («Лучший способ предсказать ваше будущее — создать его»).

Олег Матыцин рассказывал журналистам о нескольких забавных случаях из своей жизни. Они, опять же, связаны с Китаем. Одна из историй — про языковой барьер: «Как-то ехал на велосипеде, остановил китайца и спросил, где институт физкультуры. Он согласился проводить. Мы долго ехали, потом повернули во двор. И он счастливый такой говорит: „Все, приехали!“ И показывает на здание института физики! А не физкультуры».

Говоря о своих предпочтениях в еде, новый министр спорта как-то сказал, что его любимое блюда — свинина по-сычуански и курица с кешью.

Основные задачи, которые ставит Матыцин

В интервью «Чемпионат.com» Олег Матыцин заявил, что его основная задача заключается в том, «чтобы каждый гражданин России и за рубежом с гордостью говорили о российской национальной системе спорта в различных проявлениях». «Необходимо преодолеть кризис, который сегодня существует», — уточнил он, намекнув на переговоры с ВАДА и РУСАДА.

Другим важным направлением деятельности министр спорта считает стабилизацию положения в подготовке кадров, научных исследованиях, спорте высших достижений, массовом спорте. В числе других приоритетных задач чиновник назвал реализацию национальных программ развития спорта.

Что касается спорта и политики, то по этому поводу Олег Матыцин высказывался достаточно откровенно. «Спорт — область конфликтная. Многие главы государств используют его, чтобы заработать бонусы или отстоять интересы. Наша задача — минимизировать политические риски. От них никуда не денешься», — говорил он в интервью, опубликованном на сайте Студенческой хоккейной лиги.

И еще одно немаловажное желание Матыцина, которое в ближайшем будущем может сбыться, учитывая его новую должность. Несколько лет назад он сказал: «Если бы решение зависело от меня, я бы ввел самбо, танцы и шахматы в программу уроков физкультуры в школе. Они дают человеку возможность гармонично развиваться».

Кто и как управляет спортом в ведущих странах мира

Не стоит удивляться предыдущему и новому министрам спорта Украины, которые не имеют ничего общего со спортом. На самом деле, это обычная практика во всем мире.

Австралия. Питер Даттон

В Австралии существует отдельный пост министра спорта, но в традиционной английской системе это на самом деле один из 4-5 подчиненных «настоящего» министра – здравоохранения и старения. По нашим меркам это замминистра или даже глава департамента.

Министрами спорта здесь никогда не становятся бывшие спортсмены – хотя всемирно известных атлетов в Австралии хватает. Такие «замминистерства» как спортивное считаются тренировочными, их занимают те, кто уже сделал себе карьеру в политике – например, бывшие профсоюзные активисты – но метит выше.

Нынешний глава министерства Питер Даттон и вовсе бывший наркополицейский. В 29 лет Даттон ушел в семейный бизнес, где добился успехов, достаточных, чтобы избраться в парламент по «мажоритарке».

Великобритания. Хелен Грант

В прародительнице этой самой английской системы та же история – есть целый Министр по делам спорта и Олимпиады, но он «младший министр», подчиненный Департаменту по культуре, медиа и спорту. Обычно его занимают карьерные политики.

Последним министром, связанным по жизни со спортом хоть как-то, была Кейт Хоуи (1999-2001) – чемпион Северной Ирландии по прыжкам в высоту и консультант по образованию в «Арсенале», «Тоттенхэме», «КПР» и «Челси». Последним большим спортсменом в лондонском министерстве был Колин Мойнихан, серебряный олимпийский чемпион в гребле на московской Олимпиаде-1980.

Нынешний спортминистр Хелен Грант очень активно занималась спортом в школе: была капитаном школьной теннисной и хоккейной (на траве) команд, представляла графство в легкой атлетике и была чемпионом северной Англии по дзюдо в возрасте до 16 лет. Правда, потом решила, что ее главное достоинство – ум, и пошла учиться в университет.

Швеция. Габриэль Викстрем

Спорт в Швеции поручен министру здравоохранения и спорта – но он тоже не главный в министерстве. «Спортивный» министр – один из двух подчиненных министра социальной защиты.

С 2014 года спортом руководит один из самых молодых министров в истории Швеции. Обзавидуйтесь: ни разу не спортсмену Габриэлю Викстрему, сделавшему карьеру в молодежном отделении Социал-демократической партии, тридцать лет исполнится только в феврале 2015 года.

Франция. Патрик Каннер

Французская традиция, в отличие от австралийской и скандинавской, предполагает наличие «полноценного» министра спорта – здесь им довольно часто становится какой-нибудь выдающийся спортсмен.

Первым таким спортсменом-министром в середине 80-х стал фигурист Ален Кальма. Во второй половине 90-х спортом Франции руководил олимпийский чемпион в спринте с барьерами Ги Дрю. В 2002 году пост занял другой выдающийся олимпиец, саблист Жан-Франсуа Лямур – и оставил его только в 2007-м. Последним, с 2011 по 2012 год, был дзюдоист Давид Дуйе. Кстати, Дрю и Дуйе между спортивной карьерой и политикой успели по десятку-другому лет провести в бизнесе.

Тем не менее, чаще всего министры спорта Франции не имеют спортивного бэкграунда. Нынешний глава министерства по делам городов, молодежи и спорта Патрик Каннер – типичный карьерный политик и университетский профессор.

Испания. Хосе-Игнасио Верт

С 2011 года в Испании существует министерство образования, культуры и спорта. До этого на Пиренеях обходились Высшим советом по спорту, подчиненному министру по делам кабмина. Спортсменов среди его руководителей не было – зато были химик украинского происхождения Хайме Лиссавецки, юрист, хирург и специалист по трудовому праву.

Между ними в 2011 году на полгода втиснулся разве что Альберт Солер – пловец и ватерполист-любитель, изучавший спортивный менеджмент в университете и руководивший спортдепартаментом в мэрии Барселоны. Сейчас Солер работает в футбольной «Барселоне». А министерством «в том числе спорта» руководит Хосе-Игнасио Верт, специалист по теории коммуникаций и бывший топ-менеджер радиостанции.

На фото (слева-направо): Хосе-Игнасио Верт, председатель правительства Испании Мариано Рахой и Тиаго Алькантара.

Бразилия. Алдо Ребело

Первым министром спорта в Бразилии был, как и следовало ожидать, стареющий «король футбола» Пеле – по большому счету эту должность специально под него в 1995 году и придумали. На ней он просидел три года, после чего ни одного министра, связанного со спортом, здесь не было.

Нынешний глава министерства спорта (с 2003 года оно опять независимо от туризма) Алдо Ребело для бразильца неприлично далек от спорта – «не был, не состоял, не участвовал». Зато боролся за права студентов и состоял в запрещенной тогда Компартии Бразилии.

Италия. Грациано Дельрио

С июня 2013 года в Италии нет отдельного министерства спорта. Его функции после отставки Йозефы Идем (немецкой каноистки, принявшей когда-то итальянское гражданство и выигравшей для новой родины четыре олимпийских медали, в том числе золото Сиднея-2000) переданы Министерству по делам регионов, автономий и, теперь уже, спорта. Нынешний его глава Грациано Дельрио к спорту не имеет ни малейшего отношения – специализация в эндокринологии может пригодиться разве что со стороны допинга.

Япония. Хакубун Симомура

Японский спортивный орган длиннее всех – по крайней мере, его название: «Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий». Правда, спорт в нем – лишь один из департаментов, ни министр, ни его заместители им не ведают. Министр «всего-вот-этого» Хакубун Симомура, как несложно догадаться, со спортом не связан никак.

Также нет министерства спорта в других топ-странах – Германии (обычный департамент в рамках министерства внутренних дел), США и Китае (правительственное агентство).

Ссылка на основную публикацию