Сколько школ в России в настоящее время

Число школ в России с 1871 года по наши дни

Просмотрев очередную коммунистическую агитку, товарища арахнолога, которую мне конечно запрещено комментировать. Впрочем там и текста нет, неужели он и пары слов связать не может. Хотелось бы остановится поподробней на числе школ в России, а не ограничиваться только нынешним временем. Ведь за 1990 годом, у советских точно такое же
Многие не знают, но к 50-летию СССР, школ в России стало меньше, чем в 1914 году. Но разве кто то корил этим РСФСР? кто то рисовал диаграммы соотношения падения числа храмов и школ

В последние годы перед первой мировой войной 1908-1914 год в России строилось примерно по 5000 начальных школ в год. Темпы строительства и роста учеников в школах, взметаясь стремительным домкратом по параболе, были сверхвысокими.
Грамотность в Россию пришла не с большевиками. Большевистский переворот лишь отложил, приход полной грамотности, впрочем как и все остальное в Россию на 15 лет. Число школ в 1928 равно числу школ в 1914 году.

Источники числа школ. У всех источников немного плавающие цифры плюс минус 2000 школ.
Рашин “Население России за сто лет”
Динамические статистические ряды 1913-1951 годы стр 242
Различные стат сборники РФ. и Ростат статистические ежегодники

Как всегда отличился сталинский период. О каких там успехах, могут говорить советские сталинисты, если там не был налажен простейший учет и контроль.
Учет и контроль — вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще. ВИЛенин

Никакого доверия к сталинским цифрам с такими рядами просто нет. 1928 год 80 000 школ . 1932 на 30000 школ больше. Потом опять строительная пауза на 4 года. То пусто, то густо. Ну ладно, пусть это будет правдой. Достигнув отметки 122 000 школ, их число начало уменьшаться. Почем это количество школ уменьшалось

Школы в России были трех типов. Начальные, Неполные средние, (восьмилетки, семилетки) и средние. Если раньше строились только начальные школы, то после они и начали исчезать. Вдобавок коммунисты уничтожали русскую деревню, в период между переписями 1959 и 1989 годов число сельских населенных пунктов сократилось почти вдвое – с 294059 до 152922. Конечно первым делом начальные школы уничтожались там.
Сейчас число начальных школ сократилось до полутора тысяч. 75% школ средние. В 1913 году, все было наобоорот , средних школ было менее 1000, а остальные 80000 школ были начальными. При Сталине число средних школ выросло до 10000. Процесс роста числа средних школ, был неизбежен и постоянен и прерывался всего 2 раза. 15 летняя пауза после революции, и последние 8 лет.

То что большевики замедлили историю России на 10-15 лет и лишили ее 10-15 лет рождений и так понятно , сложней с нынешним временем.

С 2004 года число средних школ в России начало падать. Сначала по чуть чуть, и это было связано с сокращением числа школьников
С 2009 года стали учитываться только государственные, муниципальные и негосударственные учреждения, реализующие программы общего образования. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального вышли и списка образовательных учреждений. Что привело к падению числа школ сразу на 5000 штук. Ныне ежегодно добавляет исчезновение 200-500 школ, процессы оптимизации сети образовательных помещений.
К примеру в Москве в из 1730 школ на начало 2010 года, осталось менее тысячи . Но это юридически, прежние школы продолжают функционировать.
Школа № 1214 — 119330, ул. Мосфильмовская, д. 21 (присоединена к ГБОУ Лицей № 1586 в сентябре 2013 года)
Школа № 1215 им. Ромена Роллана — 129110, Больничный пер., д. 4 (присоединена к ГБОУ Школа № 2107)

Ну а число восьмилеток и начальных школ, продолжает падать. Синяя полоса вверху это общее число школ.

Поэтому когда советские говорят, первым делом надо смотреть на число средних школ. Во вторых важно не количество школ, а их пропускная способность число учеников на одного учителя.
Одно дело советский класс 30 учеников на учителя или современный 20-22 ученика на учителя. Эффективность обучения при этом растет.
Но там тоже есть засада 2009 года. С 2009/10 учебного года число учителей дается – без руководящих работников и внешних совместителей.
А это 3 миллиона человек минус. Если с 2009 года прибавлять по 3 миллиона руководящих работников и внешних совместителей, для совмещения данных, то эта цифра выглядит ныне так. 10,7 учеников на одного учителя, против 13,5 в 1991 году.
Нынешние учителя работают на 25% эффективней, чем в советское время. Поскольку на одного ученика тратят на 25% больше времени

Интересны данные и ссылки,а вот это-просто песня.

Одно дело советский класс 30 учеников на учителя или современный 20-22 ученика на учителя. Эффективность обучения при этом растет.

Нынешние учителя работают на 25% эффективней, чем в советское время. Поскольку на одного ученика тратят на 25% больше времени.

Повторюсь страна стремительно превращается в страну кухонно-форумных разговоров околофутбольных таксистов.
Это как же так эффективней они работают?Как считается?Откуда данные,где ссылки,метод расчета?Или по экономике, чистоте на улице,иным социально-экономическим показателям?

Очередной Геббельс. Уже порядком утомил своими набросами.

Ниже ответная реплика на это передергивание

О школах и “школах”

Также добавлю от себя:

Историю обучения крестьянских детей в России можно разделить на два этапа: до 18 века и после, поскольку именно в этом веке крестьяне были допущены в школу. До этого момента обучение крестьянским детям, а уж тем более крепостным, было просто недоступно. До 18 века обучение крестьян происходило в семье. Если говорить точнее, то взрослые учили детей на своем примере. Дети были участниками разных событий в деревне наравне со взрослыми, зачастую участвуя даже в полевых работах.

Крестьянский быт, состоявший исключительно из тяжёлого физического ручного труда, требовал занятости всех членов семьи, и дети здесь были такими же работниками, как и взрослые. Их загружали с утра до ночи не меньше, чем взрослых, хоть и посильным трудом. Да и зачем крестьянину грамота, если он никогда ничего никуда не напишет, ничего не прочитает?

В 1828 г. был принят школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

  1. для детей низших сословий — одноклассные (однолетние) приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).
  4. Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система. Главной задачей подобных учреждений являлось обучение грамоте и подготовка писарей для различных заведений, управлявших крестьянами.

Чаще всего открывались церковно-приходские школы, в роли учителей в которых выступали попы и дьячки. Поэтому в учебную программу входили только элементарные предметы: чтение, чистописание и закон Божий. Школу посещали в основном мальчики и большей частью в холодное время года, когда заканчивались полевые работы. Девочек училось очень мало, большинство оставались дома и обучались только работам по хозяйству. В итоге, несмотря на нововведение, большая часть населения села так и оставалась безграмотной. Если бы образование в дореволюционной России было бы таким доступным делом, то большевикам никогда не пришлось бы проводить ликвидацию безграмотности. Было бы нечего ликвидировать, любой сельчанин ещё бы при царе-батюшке реализовал своё право на доступное образование, разве только высшая математика ему была бы недоступна.

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %.

Т.е. народное образование в России было примитивным, двухклассным. Учились в основном только в зимнее время, когда не было полевых работ. И такое образование почти ничего не давало крестьянину, поэтому грамотность народа не превышала 30%.

Число школ и храмов РПЦ в России

И так, дано число храмов РПЦ в 1990 году – 2,5 тыс., которое выросло в 2017 году до 36,8 тыс.
Также дано число школ в 1990 году равное 69,7 тыс., а в 2017 году 41,8 тыс.

Исходя из этих цифр нужно вычислить когда число храмов превзойдет число школ в России?

Комментарии (18)

цифры для возбуждения эмоций

«С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья — если они относятся к Московскому Патриархату.

Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» — это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении — в селе, где пока еще нет храма, — и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?»

Закрывают сельские школы, где «учатся» 1-2 ученика и открывают современные учебные комплексы.
http://ya-russ.ru/itogi-2017-goda-naibolee-krupnyie-novyie-shkolyi/

Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет. Школ стало меньше, но они стали больше и лучше,

«Минпросвещения зафиксировало рекордное количество школьников. В этом году за парты сядут 15,6 млн учеников, из них 1,8 млн первоклассников. За последние 10 лет это самый высокий показатель. Так, в 2008 году 1 сентября в школу пошли 13,8 млн детей»

Бездумными людьми, легко манипулировать, даже если они читали ДОТУ ))))

engineer 11 декабря 2018г. в 16:07:
Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет.

Русская православная церковь ежегодно открывает почти 1,5 тысячи храмов, именно столько церквей в настоящее время существует и в Москве, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с митрополитом Варшавским Саввой.

“Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год”, — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.

По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице “примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями”.

“Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290”, — сказал патриарх.

По его оценке, храмостроительство изменяет к лучшему и городской ландшафт. И если раньше церкви, в основном, были сосредоточены в старой, исторической части города, то теперь они появляются и в новостройках.

engineer 11 декабря 2018г. в 16:07:
Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет.

У нас есть проблема с массово неходящими в школу учениками? Причём тут количество учащихся?

Русская православная церковь ежегодно открывает почти 1,5 тысячи храмов, именно столько церквей в настоящее время существует и в Москве, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с митрополитом Варшавским Саввой.

“Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год”, — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.

По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице “примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями”.

“Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290”, — сказал патриарх.

По его оценке, храмостроительство изменяет к лучшему и городской ландшафт. И если раньше церкви, в основном, были сосредоточены в старой, исторической части города, то теперь они появляются и в новостройках.

Во-первых, по-вашему экономика государства — это бездонное жерло, откуда каждый черпает столько, сколько сможет? Или взаимосвязанная совокупность элементов? Совестливый «православный» бизнесмен, который пожертвовал на храм пару миллионов рублей, откуда эти средства взял? Ему инопланетяне с другой планеты привезли, или он извлёк эти два миллиона из карманов своих работников, клиентов и из оборотных средств своего предприятия?

«Программа-200» реализуется фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии Правительства Москвы. В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города. Строительство планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.

Финансирование «Программы-200» осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и помощи в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций.

AMX 11 декабря 2018г. в 17:06:
Во-первых, по-вашему экономика государства — это бездонное жерло, откуда каждый черпает столько, сколько сможет? Или взаимосвязанная совокупность элементов? Совестливый «православный» бизнесмен, который пожертвовал на храм пару миллионов рублей, откуда эти средства взял? Ему инопланетяне с другой планеты привезли, или он извлёк эти два миллиона из карманов своих работников, клиентов и из оборотных средств своего предприятия?

«Программа-200» реализуется фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии Правительства Москвы. В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города. Строительство планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.

Финансирование «Программы-200» осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и помощи в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций.

Вот я один вижу, что второй абзац представляет собой взаимоисключающие параграфы?

AMX 11 декабря 2018г. в 16:40:
“Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год”, — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.

По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице “примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями”.

“Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290”, — сказал патриарх.

схоластика и казуистика про веру Богу и вере в Бога порядком поднадоела.

Надо правильно вскрывать умолчания, о чем талдычат в текстах КОБ. Верующие, верят в существование Бога.

А теперь задайте вопрос, можно верить Богу не веря в существование Бога?

Далее, Прежде чем кому то верить необходимо ПРИНЯТЬ И ПОНЯТЬ сообщение от Бога, а для этого надо уметь различать источники информации.

Попугаи бездумно повторяют “верить Богу”, а смысла не понимают.

Так же, бездумно верующие текстам КОБ не понимают, как Иисус может быть Богом, Сущим от начала, но это уже другая тема .

Схоластика,говорите-может быть те ,кто писал тексты КОБ,оторваны от ЖИЗНИ?!

Умолчания каждый вскрывает в СВОЕЙ реальности. Верят в существование Бога и – … на этом всё?! Что еще нужно в отражённом МИРе-РИМе ?! Попробуйте поменять в векторе целей «Я ХОЧУ» на «Я МОГУ» — удивитесь как поменяется реальность вокруг .
Родителям своим верите или сначала пощупать необходимо?! родителям родителей?! …. ПЕРВЫЕ РА-ДЕТИ-ЛИ Кто всему НАЧАЛО.

engineer 12 декабря 2018г. в 13:03:
Далее, Прежде чем кому то верить необходимо ПРИНЯТЬ И ПОНЯТЬ сообщение от Бога, а для этого надо уметь различать источники информации.

engineer 12 декабря 2018г. в 13:03:
Так же, бездумно верующие текстам КОБ не понимают, как Иисус может быть Богом, Сущим от начала, но это уже другая тема .

Уровень образования по данным Росстат

Современная наука понимает значение слова образование двояко:

  • с одной стороны, это воспитание и обучение человеческой личности;
  • с другой стороны — определённая совокупность полученных человеком в результате процесса обучения, знаний, умений, навыков, ценностных установок.

Существование современного государства невозможно без современного образования и поэтому данная сфера находится под пристальным вниманием правительства и статистиков в любой сколь-нибудь развитой стране. Российская Федерация — не исключение.

Официальные показатели

Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  • количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них;
  • общее число школ и обучающихся в них;
  • количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов;
  • число организаций, реализующих программы дополнительного образования;
  • общее количество вузов и студентов в них;
  • количество аспирантов и докторантов.

Для более полной картины сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Дошкольное образование

Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.

Иная картина с количеством воспитанников. Здесь имеет место рост с 6813,6 тысяч в 2014 до 7582,4 тысяч в 2018 году. За прошедшие годы также несколько возрос процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — с 64,6% в 2014 до 67,2 в 2018. Если в 2014 году на 1000 детей вышеуказанного возраста приходилось 612 мест в детских садах, то в 2018 639. Тем самым, проблема обеспечения каждого ребёнка местом в детском саду в нашей стране далеко не решена. Особенно остро вопрос дошкольного образования стоит на селе. Там охват им детей соответствующей возрастной категории на 2018 год составлял 50,9%.

Количество школ

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос — сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • начальных школ;
  • средних и не полных средних общеобразовательных школ;
  • частных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы. Но такая ситуация более характерна для городов.

Количество школьников

По данному показателю в последние 18-19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако, судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Начальное и среднее профессиональное образование

В 2018 году ПТУ, профессиональных лицеев, техникумов и колледжей в нашей стране имелось 3658. По оперативным сведениям статистиков в них обучалось:

  • в учреждениях начального профобразования (ПТУ и лицеях) — 542,1 тысяч студентов (в 2017 году 543,2 тысяч студентов);
  • колледжах, техникумах и иных организациях, дающих среднее специальное образование в 2018 году проходило обучение 2464,3 тысяч человек. Для сравнения укажем, что в 2017 году в учреждениях этого типа училось 2387,4 тысяч студентов.

Высшее образование

Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива. Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011 -1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741.

Такая же тенденция была и по количеству студентов — 4741,4 в 2000/2001 учебном году и рост до 70049,8 тысяч человек в 2010/2011 учебном году и падение до 4161,7 тысяч в 2018/2019 учебном году. В результате общее число людей с высшим образованием может в среднесрочной перспективе снизится.

Аспиранты и докторанты

С 2012 года последовательно сокращается численность аспирантов и докторантов. В вышеуказанном году их было 146754 и 4554 человек соответственно. А в 2018 — 90823 и 1048 человек. Этот процесс вызван отчасти некоторым ужесточением политики в области защиты диссертаций, отчасти кризисными проявлениями в российской науке.

Динамика

Если говорить об общей динамике развития российского образования, то она скорее отрицательная. Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями. Надо признать, что такое состояние образования соответствует общему состоянию российского государства.

Прогноз

Вряд ли можно сделать какой-либо точный прогноз развития образовательной системы нашей страны. Оно зависит от конкретных действий правительства. Одно можно сказать относительно точно — при сохранении нынешней политики процесс постепенной деградации образовательной сферы в России продолжится.

Сколько школ в России в настоящее время

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ — Аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль [1] , а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная [1] , и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ [2] .

Сколько лет учатся в школах России?

Образование в школе в 21-м столетии / По Конституции РФ, каждый обязательно должен получить начальное, а после основное общее образование. Нормы среднего образования регулируются основным законом – Федеральным законом «Об образовании». Среднее образование является важным элементом образования для современного общества, которое формирует у детей базовые знания.

На каких условиях ведется обучение

Дети начинаются учиться в образовательных учреждения с возраста 6,5 лет, если отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья, но не позднее 8-летнего возраста. Если родители подадут заявление, школа может зачислить ребенка для обучения в возрасте менее 6,5 лет. Продолжительность полного курса обучения в современных российских школах составляет 11 лет. Предельным возрастом обучающихся, которые очно получают основное общее образование в образовательном учреждении, считается 18 лет.

Начало учебного года – 1 сентября. Заканчивается он в конце мая, либо в июне. Год разделен на 4 четверти с каникулами, либо на 3 триместра, которые разбиваются на 5 блоков, разделенных недельными каникулами, а также с летними каникулами. Каждую четверть учителя выставляют итоговые оценки по своим предметам, а в конце года уже выставляется годовая оценка. Ученик не прошедший аттестацию оставляется на второй год. В школах предметы относятся к четырем группам:

  • Гуманитарным;
  • Точным;
  • Предметам по искусству;
  • Естественнонаучным.

Также почти во всех школах ученики при желании могут получить дополнительное образование в различных кружках и спортивных секциях. Продолжительно урока 40-45 минут, перемены – 5-20 минут. Для учеников, не имеющих возможность отправиться домой, предусмотрены группы продленного дня. Здесь ученики остаются после уроков. В таких группах предусмотрено питание и возможность подготовки уроков. В российских школах 5-бальная система оценок.

В каждой школе есть свой устав, который определяет права и обязанности учеников. Орган управления постановил, что неоднократные грубые нарушения этого устава могут стать поводом исключения из школы ученика, возраст которого 15 лет. Эта мера допускается в том случае, когда меры воспитательного характера не дают результатов и пребывание такого ребенка в школе негативно влияет на других. Обучение в госшколах бесплатное, но учебные пособия приобретают родители ребенка.

На какие ступени подразделяется среднее образование?

Среднее полное образование состоит из трех ступеней, соответствующих уровням спецобразовательных программ:

  • I ступень – 4-летнее начальное;
  • II ступень – 5-6-летнее основное;
  • III ступень – 2-летнее среднее (полное).

По окончанию 9 класса ученикам выдаются аттестаты, свидетельствующие получение основного общего образования. С этим документом можно продолжать образование к школе или в среднем профессиональном образовательном учреждении.

А может по иному стоит взглянуть на образование детей! Есть например школа “Щетина”! Кто-то ее может запросто назвать сектой педагогического профиля, где дети получают образование на порядок быстрее. 11 лет обучения, как то многовато, а вы как считаете?

Начальная школа

Первоклассникам дети становятся в возрасте 6,5-8 лет. Продолжительно учебы в начальной школе – 4 года. Педагоги должны предоставить ученикам базовый объем знаний, которые необходимы для повседневной жизни. Уроки начальной школе предусматривают обучение:

  • Чтению;
  • Азам математики (арифметике);
  • Письму;
  • Труду;
  • Физкультуре;
  • Музыке;
  • Окружающему миру;
  • Искусству;
  • Хореографии;
  • Как минимум одному иностранному языку.

У учеников есть постоянный педагог, который занимается с ними, несет ответственность за коллектив и преподает большую часть предметов. По музыке, физкультуре, иностранному языку и хореографии другие преподаватели. Учения проходят в одном классе, за исключением уроков по специальным дисциплинам, таким как музыка, труд и т.д. Число академических часов редко бывает больше 4-х в день.

Основная школа

По современной системе российского школьного образования, основной курс предусматривает 5 лет обучения – до 10-го класса. За этот период школьники получают базовые знания по программным предметам. Почти в каждой школе учебный процесс одинаковый и в его основе предметно-кабинетная методика: то есть каждый урок проводится в разном кабинете.

Каждый класс возглавляет классный руководитель. Им является преподаватель, который освобожден от педагогической практики, либо ведет свой предмет, а также по совместительству отвечает за вверенных им детей и способен оперативно принимать решения при возникновении организационных и административных вопросов. Окончание 9-го класса знаменуется государственной итоговой аттестацией – это основной государственный экзамен – ОГЭ. Если выпускник удовлетворительно сдает его, то ему выдается аттестат о завершении основного общего образования. По окончанию основной школы можно продолжить учиться в старших классах, либо перейти в ссуз (среднее специальное учебное заведение).

Старшие классы

Это двухлетняя школа, где учащихся усиленно готовят к поступлению в высшие учебные заведения. По учебному курсу продолжается изучение основных дисциплин и знакомство с новыми предметами. У старшеклассников каждый день бывает до 7 уроков.

Вот уже несколько лет обучение в выпускных классах пытаются сделать профильным, чтобы ученики могли сами выбирать направление учебы, учитывая свои наклонности и специализации вузов, намеченных для поступления после школы. Учеба в школе заканчивается Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Сдача математики и русского языка обязательное, а остальных предметов добровольное. Они сдаются как вступительные экзамены в вузы. Если последнюю ступень обучения ученик оканчивает успешно, ему выдается документ о получении полного (среднего) общего обучения – аттестат, подтверждающий полное освоение знаний, и содержащий список оценок по каждому изученному предмету. С аттестатом он может поступить в вуз.

Продолжительность обучения в художественной школе – 4-5 лет. А в музыкальной школе все зависит от возраста поступления, то есть если ребенок начинает учиться здесь с 6,5-9 лет, то он закончит ее через 8 лет, а если в 10-12 лет, то завершит учебу через 5 лет.

Идут на рекорд: почему школьников стало больше

В этом году российские школы откроют двери для 15,6 млн учеников. Это рекордно высокий показатель за последние 10 лет, сообщили «Известиям» в Минспросвещения. 1,8 млн первоклассников предстоит получить одно из лучших общих образований в мире — в соответствии с задачей, поставленной президентом по развитию образования. Те же, кто в этом учебном году оканчивает школу, смогут первыми сдать ЕГЭ по китайскому языку.

15,6 млн школьников — это рекорд с 2008 года, уточнили в Минпросвещения. По данным Росстата, 10 лет назад на начало учебного года в общеобразовательных учреждениях числилось 13,8 млн учеников.

«Первый раз в первый класс» в этом году пойдут 1,8 млн ребят, сообщили в Минпросвещения. В большинстве школ учеба начнется в понедельник, 3 сентября.

Ежегодное увеличение числа школьников связано с тенденцией демографического роста, наметившейся в начале 2000-х годов, пояснили в Минпросвещения. Поэтому ведомство работает над увеличением общего количества школ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

В сентябре двери откроют 67 новых школ, заявил вице-премьер Дмитрий Медведев на совещании о готовности к новому учебному году. До 2019-го начнут работу еще 119 учебных заведений, всего в школах появятся около 100 тыс. дополнительных мест.

В ближайшие шесть лет российское школьное образование должно стать одним из лучших в мире. В новом майском указе президент поставил задачу вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Этого необходимо добиться до конца 2024 года.

Для достижения цели нужна вариативность программ, считает заслуженный учитель РФ Любовь Асмолова.

— Образование нельзя подгонять под жесткие форматы. У детей должны быть свобода выбора предметов и комфорт в обучении, — уверена она.

Также в числе государственных задач в сфере общего образования — переход всех школ на обучение в одну смену к 2025 году. Эта задача сформулирована в рамках приоритетного проекта по созданию современной образовательной среды. Пока же, по словам министра просвещения Ольги Васильевой, более 14% российских школьников учатся во вторую смену. В Бурятии, Дагестане и Чечне остаются школы, работающие в три смены.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева

Кроме того, среди задач — сохранение малокомплектных сельских школ, отметил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Необходимо найти финансирование на поддержание таких учебных заведений, поскольку на уровне муниципалитетов средств хватает не всегда, отметил эксперт.

Последний раз проблема закрытия сельских школ поднималась на президентской «прямой линии» в июне. Местные власти собирались закрыть единственную школу в поселке Старая Суртайка Алтайского края. Необходимо сохранять малокомплектные школы, так как это позволит развиваться сельским населенным пунктам, прокомментировал тогда ситуацию Владимир Путин, поручив затем губернатору Алтайского края принять меры.

Немаловажно обратить внимание и на безопасность в школах, считает заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. Необходимость усилить бдительность диктуют трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» и нападения подростков на школы. Как уже писали «Известия», образовательные учреждения стали выделять больше денег на обеспечение безопасности. Только в первом полугодии 2018-го они провели для этого конкурсные процедуры на 6,1 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем в тот же период прошлого года. Школы, в частности, закупают новые камеры, пожарную автоматику и охранные услуги.

Сейчас правительство готовит национальный проект «Образование», который будет состоять из девяти федеральных программ. Первое и важнейшее направление — «Современная школа», которое включает в себя обновление материально-технической базы, строительство новых школ, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ. Проект рассчитан до конца 2024 года.

Рабочая поездка премьер-министра РФ Д. Медведева в СКФО

Одно из нововведений в этом учебном году — возможность сдать ЕГЭ по китайскому языку. В 2019 году его проведут впервые, китайский будет среди пяти иностранных языков, которые могут выбрать выпускники для экзамена. Федеральный институт педагогических измерений уже опубликовал демонстрационные варианты заданий ЕГЭ по китайскому и другим предметам, которые школьники будут сдавать в 2019 году. Они не предполагают существенных изменений содержания и структуры ЕГЭ. Небольшие корректировки были внесены в экзамен по русскому языку, в нем появится дополнительное задание на пунктуационный анализ текста.

Госэкзамен не может быть застывшим инструментом, уверена директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Поэтому тот факт, что ЕГЭ ежегодно меняется и модернизируется — правильный подход, отметила она.

Как писали «Известия», в этом году исполнилось 10 лет со дня введения единого госэкзамена. Сейчас в вузы Москвы и Петербурга поступают 70% иногородних студентов, до появления ЕГЭ их было всего 25%.

Ссылка на основную публикацию