Во сколько СССР обошелся полет Гагарина: реальная стоимость

Цена прогресса: 5 самых дорогих космических проектов

Однако у любого прогресса есть своя цена, а в данном случае цены космические – в прямом и переносном смысле. Технологии для освоения космоса, мягко говоря, недешевы и далеко не всегда быстро окупаются (если окупаются вообще). Речь идет о десятках и сотнях миллиардов долларов, которые сначала тратили СССР и США в космической гонке, а теперь – и многие другие страны.

1. Международная космическая станция

Международная космическая станция (МКС) – бесспорный лидер по стоимости (но далеко неоднозначный по значимости и результату) космический проект. Цена создания и поддержания станции в работоспособном состоянии, по примерным подсчетам экспертов, уже приближается или даже превысила 150 млрд долл. Стоимость МКС не укладывается ни в какие предыдущие рамки. Так, на станцию “Мир” Советский Союз потратил 4,1 млрд долл., а США на орбитальную станцию Skylab – всего 3 млрд долл.

Для реализации столь масштабного проекта в одиночку даже у крупнейших космических держав не хватало сил, поэтому в начале 90-х Россия вышла с предложением к США объединить усилия в построении орбитальной станции. В настоящее время в проекте участвуют 23 государства при лидирующих позициях России, США, Европейского союза и Японии.

МКС дает бесценный опыт пребывания человека на орбите и является ярким примером международного сотрудничества в космической отрасли. Станция также стала самым посещаемым орбитальным космическим комплексом в истории космонавтики. На МКС постоянно проводятся научные опыты и эксперименты.

Впрочем, в адрес проекта постоянно звучит и критика. Многие считают, что результаты экспериментов не приносят достаточной реальной пользы, притом что строительство и содержание станции обошлось (и продолжает обходиться) в баснословные суммы. Сторонники же МКС резонно замечают, что не от любого проекта надо ждать сиюминутных экономических выгод. Проводящиеся на станции исследования обещают вполне земные прорывы в биотехнологиях и медицине, а уж о пользе опыта МКС во времена фантастического будущего, когда человечеству станет тесно на Земле, и говорить не приходится.

2. Лунная программа

Программа Apollo, предусматривающая полет человека к Луне и высадку на ней, занимает почетное второе место среди самых дорогостоящих космических проектов. Можно сколько угодно спорить о подлинности знаменитой видеозаписи с астронавтом Нилом Армстонгом, однако бухгалтерия – упрямая вещь: согласно записям, на эту программу Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) потратило около 26 млрд долл.

С экономической точки зрения советские луноходы показали себя куда более эффективно, но именно это обстоятельство и не позволило им войти в список самых дорогостоящих космических программ. В целом, по неофициальным оценкам, собственная лунная программа обошлась СССР примерно в пять раз дешевле, чем США.

Апогеем американской лунной программы стала высадка человека на Луну, что считается одним из величайших достижений человечества, хотя с финансовой точки зрения малооправданным. К примеру, стоимость доставленного во время экспедиций лунного грунта в 3,5 раза превышала стоимость бриллиантов. Впрочем, в мире ежегодно добываются тысячи килограммов алмазов, а за всю историю космонавтики на Землю было доставлено меньше 400 кг лунных пород. И если бриллианты можно купить в любом ювелирном магазине (были бы деньги), то грунт с естественного спутника нашей планеты обывателю получить от NASA совсем не просто.

3. Многоразовые космические челноки (шаттлы)

Идея создать космический корабль многоразового использования для частых полетов в космос возникла в NASA под конец реализации лунной программы, в начале 70-х годов прошлого века. Планировалось, что в космосе будут построены орбитальные станции, куда потребуется частая транспортировка людей и грузов.

Изначально планировалось, что и челнок, и его носитель будут многоразовыми. Стоимость одного полета в космос будет составлять 10-15 млн долл., а полеты будут проходить раз в две недели. Однако, как это часто бывает с космическими проектами, к первому запуску все планы 10 раз поменялись, а изначальная смета Space Shuttle оказалась превышена более чем вдвое.

Сделать полеты в космос дешевыми не удалось: разработчики отказались от многоразового носителя в пользу одноразового, что подняло стоимость запуска сразу до 150 млн долл. Кроме того, многие детали в самом челноке приходилось ремонтировать или заменять сразу после полета, и на подготовку к следующему запуску уходило по два месяца. При изначальном бюджете в 5 млрд долл. стоимость программы перевалила за 12 млрд долл., и в конечном итоге недавно она была закрыта – за своей неэкономичностью и выработанностью ресурса.

Шаттл оказался хотя и уникальным, но и коммерчески невыгодным проектом. С оглядкой на американцев в СССР создали его аналог – систему “Энергия”-“Буран”, который, впрочем, оказался таким же дорогостоящим и нерентабельным проектом. За 14 лет в создание советского шаттла было вложено 16 млрд советских же рублей, а сам челнок совершил всего один полет, после чего проект приказал долго жить из-за недофинансирования и развала СССР.

4. Система глобального позиционирования

Система глобального позиционирования, пожалуй, одна из самых “прикладных” космических программ, которая вошла в жизнь практически каждого землянина. Первой такой системой стала американская GPS. Созданная для военных целей, она обошлась государству в 12 млрд долл. На эти деньги в космос были запущены спутники, а на земле размещены контрольно-измерительные станции для мониторинга спутников.

В середине 90-х доступ к системе был открыт для гражданских лиц, правда, в весьма ограниченном функционале. По мере развития альтернативных систем (российской ГЛОНАСС и европейской “Галилео”) американские власти разрешили частным лицам пользоваться навигационным оборудованием с точностью определения местоположения до 10 м.

Сейчас система глобального позиционирования незаменима на транспорте, и в последние годы прижилась не только в авиации и судоходстве, но и на самом практическом уровне – в личных автомобилях и даже сотовых телефонах. Пока американская GPS остается наиболее распространенной и точной системой из всех. ГЛОНАССу еще предстоит долгое и мучительное развитие, так же как и европейской “Галилео” (Galileo). Впрочем, и денег на них было потрачено в разы меньше: российская система обошлась в 2 млрд долл. без учета стоимости советского задела (и столько же еще предстоит потратить), а расходы на “Галилео” достигнут 3,4 млрд евро к 2014г.

5. Космические телескопы

Самый известный космический телескоп “Хаббл” был выведен на орбиту в 1990г. и за последующие годы вошел в историю как один из самых ценных инструментов для астрономии. За время, проведенное в космосе, “Хаббл” сделал и отправил на Землю сотни тысяч снимков, запечатлев в общей сложности десятки тысяч небесных тел. Это дало богатую пищу для размышлений, диссертаций и научных открытий ученых. Ежедневно телескоп отправляет на Землю по 15 Гб разнообразной информации, обогащая наши знания о Солнечной системе и других галактиках.

Телескоп имеет скромные размеры – 13,3 м в длину и 4,3 м в диаметре. Поначалу ничто не предвещало, что “Хаббл” станет одним из самых дорогостоящих космических проектов: изначальная смета на его создание составляла всего 400 млн долл. Однако в процессе строительства цена возросла до 2,5 млрд долл., а на сегодняшний день совокупные расходы на телескоп (создание, запуск, обслуживание, ремонт) оцениваются в 6 млрд долл.

На смену устаревающему и отработавшему свое “Хабблу” в 2014-2015гг. придет другой телескоп – “Джеймс Вебб”. Это орбитальная обсерватория нового поколения, которая учитывает недостатки своего предшественника и имеет на своем борту более современное оборудование. В отличие от “Хаббла”, новый телескоп будет работать исключительно в инфракрасном диапазоне. Это излучение поглощается земной атмосферой, что делает невозможной его регистрацию наземными телескопами. Однако для инфракрасных лучей прозрачны космические пылевые облака, заглянуть за которые и сможет новая космическая обсерватория.

Как и в случае с “Хабблом”, “Джеймса Вебба” на стадии утверждения существенно недооценили – при изначальной смете в 500 млн долл. реальная стоимость проекта уже дошла до 4,5 млрд долл.

Расположить “Джеймс Вебб” планируется значительно дальше, чем прежний космический телескоп – в 1,5 млн км от Земли, в так называемой второй точке Лагранжа, где солнечная и земная гравитация уравновешивают друг друга. Это дает совершенно другие возможности для наблюдения за черными дырами, звездами и планетами, но одновременно значит, что обслуживать и ремонтировать его с шаттлов (как “Хаббл”) уже не получится, поэтому в проекте особое внимание уделено системам самодиагностики и наладки.

В приведенных ниже примерах фигурируют в основном программы NASA. И дело не в том, что заслуги СССР (России) в космосе меньше, просто эти расходы либо не выставляются напоказ, либо же существенно ниже американских.

К примеру, проект исследовательской лаборатории NASA на Марсе с планируемым запуском марсохода уже “съел” 2,3 млрд долл. бюджетных средств. И ровно столько же денег Китай потратил на самостоятельную программу запуска своего первого тайконавта в космос, если верить сведениям, просачивающимся из Поднебесной.

Шесть мифов о первом

Космический полет старшего лейтенанта Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули мир, все представления о возможности невозможного. Далекий и неведомый космос заговорил. Заговорил по-русски!

Все, что связано с первыми космическими полетами, и Юрия Гагарина прежде всего, долгие годы оставалось тайной. Документы открывали постепенно, малыми дозами. К 50-летию полета Гагарина были рассекречены свыше 200 материалов и дел. В основном, это организационные бумаги, чертежи, рисунки, расшифровки переговоров космонавта.

Однако, как утверждают эксперты, еще много материалов разбросаны по архивам различных ведомств. Они пока не открыты. А потому остаются мифы и откровенные небылицы, связанные с полетом и дальнейшей судьбой первого космонавта.

Миф 1: Юрий Гагарин не был первым космонавтом

Одно время в западной прессе с завидной периодичностью появлялись сообщения о гибели советских космонавтов во время первых запусков ракет. Всплывают подобные “утки” сегодня. Причем называются конкретные фамилии людей, которые якобы преодолели земное притяжение раньше Гагарина.

В частности, часто упоминается имя члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко, который, дескать, погиб при запуске. Да, он погиб, но – на Земле, во время эксперимента в сурдобарокамере. Это произошло 23 марта 1961 года. …У Бондаренко заканчивались десятые сутки изоляции. По условиям эксперимента, давление в камере было пониженным, а содержание кислорода, напротив, повышенным. Сняв с себя датчики после медицинских проб, Валентин протер места их крепления ватой, смоченной спиртом. Не глядя, бросил ее в сторону. Вата попала на электрическую плитку. Вспыхнул пожар. Когда Бондаренко вытащили из камеры, он еще был в сознании и все время повторял: “Я сам виноват”.

Читайте также:  Экономия на метане в автомобиле: расчет окупаемости

Называлось и имя Петра Долгова, инструктора-испытателя парашютной техники. Он в отряде космонавтов даже не был. Но погиб Долгов, действительно, в небе: 1 ноября 1962 года, когда совершал испытательный прыжок из стратосферы.

Вот что рассказал корреспонденту “РГ” парашютист-испытатель Евгений Андреев, который в тот трагический день прыгал вместе с Петром Долговым:

– В 7 часов 44 минуты стратостат “Волга” высотой более ста метров оторвался от земли. Я должен был покинуть корабль и падать, не раскрывая парашюта, до 800 метров. Петру предстояло снижаться по традиционной схеме – 38 минут. И вот 25 тысяч 458 метров. Так называемая зона равновесия, когда скорость уже не растет. Я отстрелил крышку своего люка, через который мне предстояло катапультироваться. На прощание помахал Долгову. Однако случилась нелепость, которую невозможно было предусмотреть в самых тщательных тренировках. Покидая люк, Петр ударился остеклением скафандра об острый болтик крепления трубопровода на корабле. Разгерметизация. Смерть практически была мгновенной.

Активно муссировался слух о том, что первым космонавтом был летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Якобы в начале апреля 1961 года он трижды облетел Землю на космическом корабле “Россия”, но получил тяжелые ранения при посадке. Корабль упал в Китае, космонавта подобрали китайцы и отправили его на лечение в один из монастырей…

Это, пожалуй, одна из наиболее оригинальных версий. Почему? Владимир Ильюшин – сын известного авиаконструктора Сергея Ильюшина. В отряде космонавтов не состоял. Правда в том, что в июле 1959 года на боевом самолете Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров. За что и был удостоен звания Герой Советского Союза. А в 1961 году он установил абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полета – 21170 метров. Впрочем, в Китае он, действительно, побывал: восстанавливался там после серьезной автокатастрофы.

Сообщения западной прессы, что Ильюшин был первым космонавтом, имели сильный резонанс. И летчик-испытатель был вынужден даже выступать с опровержением, назвав подобные утверждения “чепухой и бредом”. Надо сказать, Владимир Ильюшин сделал блестящую карьеру в авиационном КБ Павла Сухого, а умер всего четыре года назад.

Кстати, разные небылицы рождались еще и потому, что до недавнего времени мало кто знал о манекенах, летавших на орбиту. Их звали “Иван Иванычами”. Это была не просто кукла: медики старались ее напичкать всевозможными датчиками. Сходство с человеком было настолько реальным, что инженеры, работая в цехе, надевали на манекены халаты: прикрыть “наготу”. Чтобы замкнуть весь цикл радиосвязи с Землей, в рот “Иван Иванычу” поместили динамик. Долго думали, какой звук он должен издавать. Музыку? Нужна артикуляция, человеческий голос. Речь записать? Тоже нельзя. Если пойдет голос с орбиты, тут же на западе заявят, что в Советском Союзе вывели человека в космос. Поэтому остановились на записи хора Пятницкого.

Корреспонденту “РГ” рассказали такой смешной эпизод: когда на одном манекене повредили голову, с полигона на завод-изготовитель ушла телефонограмма: “У “Иван Иваныча” повреждена голова. срочно пришлите запасную”. С завода ответили: “Запасных голов нет. Обходитесь своими”.

Миф 2: полет Гагарина мог не состояться из-за технической неполадки на Земле

Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей “Восток”, был последним, кто закрыл за Юрием Гагариным люк. Эти документальные кадры, снятые на Байконуре за 2 часа до старта, обошли весь мир. А что осталось за кадром?

Вот что он рассказал корреспонденту “РГ”:

– До люка Гагарина провожали я и ведущий конструктор скафандров Федор Анатольевич Востоков. Помогли первому космонавту лечь в кресло. Устроившись, Юрий начал проверку радиосвязи. Я протиснулся в кабину. Обнял его, пожал руку и, похлопав по шлему, отошел в сторону. Мгновение – и крышку люка накинули на замки. И вдруг слышу по связи Королева: “Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов?”. “Нет, Сергей Палыч, все нормально, – отвечаю. “Вот в том-то и дело, что ненормально! Нет КП-3!”

Я похолодел. КП-3 – это контакт-датчик, сигнализирующий о прижиме крышки к шпангоуту люка. “Крышка, Сергей Палыч, установлена правильно”. “Что можете сделать для проверки контакта? Успеете снять и снова установить крышку?” – в голосе Главного конструктора металл. Я посмотрел на монтажников Морозова и Селезнева. Они, спокойно, – на меня. Без слов поняли друг друга: “Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что откроем люк”.

Сняли 32 гайки с замков, сняли крышку. Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: “Родина слышит, Родина знает”.

Посмотрел на кронштейн, на котором стоял КП-3. Все было на месте. Прощаться с Юрой еще раз было некогда, успел поймать только в зеркальце его хитрющий взгляд. Крышка опять на замках. Снова гайки: Первая. Есть тридцать вторая! Стрелка вакуумметра неподвижна: “Есть герметичность!”.

Но самое главное, как потом признались пультовики, просто у них внизу, на Земле, одна лампочка стала неправильно мигать. Поэтому и делать-то ничего не надо было.

Беларуский портал n1.by

  • Наука, Технологии, IT
  • 11.03.2011

Один из главных вопросов, связанных с осуществлением той или иной космической программы, – сколько она будет стоить.

Вопрос отнюдь не праздный. Освоение космоса – весьма дорогостоящее предприятие, и стоимость планируемой космической миссии должна быть «подъемной» для той страны, которая хочет ее реализовать.

Во что обошелся космос СССР/России и США

Обратимся к истории. Подсчитать, во что обошлись Советскому Союзу запуск первого спутника, полет Юрий Гагарина, первые космические станции, «Буран» и прочие проекты, практически невозможно. Почему – рассказал в книге «Неизвестный космодром» журналист Анатолий Покровский:

«До сих пор помню, как маялся на международной пресс-конференции в 1975 году тогдашний председатель «Интеркосмоса» академик Борис Петров. Американские журналисты задали ему естественный и привычный для них вопрос: «В какую сумму выливаются расходы СССР на стыковку “Союза” с “Аполлоном”?» Потом я спрашивал знающих людей: неужели опять секретность помешала? Да какая секретность, отмахивались они, когда мы всю технику астронавтам показали. Как стоимость подсчитать, когда, сам знаешь, Центр подготовки космонавтов – это одно, Центр управления полетами – другое, Байконур – третье, фирмы-изготовители – четвертое, пятое, десятое…»

Правда, есть основания полагать, что академик Петров либо не знал точных цифр, либо просто их скрывал. По словам одного из руководителей РКК «Энергия», возглавлявшего во времена ЭПАСа (Экспериментальный проект «Аполлон-Союз») отдел технико-экономического обоснования на данном предприятии, «стоимость проекта была очень точно подсчитана и доподлинно известна. Просто цифры обсуждались в узком кругу».

Однако, возможно, была еще одна причина, по которой средства, тратившиеся в СССР на космос, не подвергались строгому учету. Как отметил журналист Александр Минкин (кстати, отнюдь не поклонник советского прошлого), никто не подсчитывал, во сколько обошелся стране полет Гагарина, ибо «на хорошее дело денег не жалко».

С американскими гражданскими космическими проектами проще. По оценке канадского журналиста и научного обозревателя Клода Лефлера, с начала 1950-х годов и по 2010 год включительно США потратили на пилотируемую деятельность 486 млрд долларов, или в среднем 8,3 млрд в год. В эту смету входят проекты «Меркурий» «Джемини», «Аполлон», «Скайлэб», ЭПАС, «Спэйс шаттл» и, конечно, МКС.

Из них наиболее грандиозный и «прорывной», без сомнения, «Аполлон», в рамках которого 12 американцев достигли Луны и благополучно вернулись на Землю. Согласно Лефлеру, стоимость «Аполлона» с учетом современной покупательной способности доллара составила бы 109 млрд долларов (20 млрд по ценам начала 1970-х годов). Правда, ведущий специалист США по вопросам космической политики профессор Джон Логсдон назвал цифру 150 млрд.

Предшественники «Аполлона» – «Меркурий» и «Джемини» – обошлись американской казне, по подсчетам Лефлера, в значительно меньшую сумму. Первый проект, продолжавшийся с 1959 по 1963 год и включивший в себя шесть полетов одноместных кораблей (здесь и далее – в ценах 2010 года), стоил 1,6 млрд долларов. Второй, осуществленный в 1962-1967 годах, включал в себя 10 полетов двухместных кораблей и имел уже «ценник» с цифрой 7,3 млрд.

Проект первой околоземной станции США «Скайлэб», разработка, строительство и эксплуатация которой продолжались с 1966 по 1974 год, забрал из бюджета НАСА 10 млрд долларов. ЭПАС, осуществленный в 1975 году – 1 млрд. Программа «Спэйс шаттл» обошлась с 1972 по 2011 год включительно в 198,6 млрд. Наконец, стоимость разработки, строительства и эксплуатации МКС, начиная с 1984 года, когда эта станция еще называлась «Фридом», и по 2015 год (первоначально намеченный срок окончания ее полета), Лефлер оценил в 150 млрд долларов. Даже если станция благополучно пролетает до 2020 года, стоимость ее достраивания и использования не должна превысить 170-180 млрд.

Было в США и несколько нереализованных крупномасштабных программ/проектов. В 1989 году президент Джордж Буш-старший выдвинул так называемую «Инициативу по исследованию космического пространства» (Space Exploration Initiative – SEI). Она предполагала сооружение на околоземной орбите станции «Фридом» (прообраз будущей МКС), возвращение американцев на Луну «с тем, чтобы остаться там», а также миссию на Марс. Все это предполагалось осуществить к концу первого десятилетия 21-го века. Общая смета SEI составила 500 млрд долларов – сумма, которую Конгресс посчитал неподъемной для американского бюджета, а потому данную программу даже не начали реализовывать.

В 2004 году президент Джордж Буш-младший предложил «Видение исследования космоса» (Vision for Space Exploration – VSE). Программа VSE предполагала возобновление пилотируемых полетов на Луну к 2020 году (стоимость данного этапа 104 млрд) и строительство на ней базы к 2024 году (плюс еще 230 млрд). VSE также была закрыта, но не столько по причине стоимости (Конгресс согласился с ее финансированием в данном объеме), сколько из-за отсутствия инновационности.

Читайте также:  Какой тариф для мобильного банка от Сбербанка выбрать: полный или экономный?

Действительно, тратить сотни миллиардов долларов на то, чтобы воспроизвести «Аполлон», пусть и в многократно увеличенном масштабе, не находило должного отклика ни в душах налогоплательщиков, ни политиков. Неудивительно поэтому, что вступивший в должность в 2009 году президент Барак Обама переориентировал Америку с «повторения пройденного» на покорение новых космических рубежей, лежащих за пределами лунной орбиты. Напомним, что это: к 2025 году пилотируемая миссия к астероиду, а к 2035 году – к Марсу.

Анализ затрат на продолжительные и крупномасштабные космические программы США позволяет сделать вывод: стоимость подобных предприятий, чтобы обеспечить их «живучесть», должна лежать в диапазоне от 100 до 200 млрд долларов США («Аполлон», МКС, VSE, «Спэйс шаттл»).

Сколько стоит космическое будущее

Но все это уже прошлое. А во сколько обойдется нам обозримое космическое будущее, главная цель которого – Марс?

В прошлом году в США была опубликован сборник научных статей под редакцией Джоэла Левина, старшего научного сотрудника из Исследовательского центра НАСА имени Лэнгли и Рудольфа Шилда, астрофизика из Гарвардского университета и одновременно главного редактора «Журнала космологии». Сборник получил название «Пилотируемая экспедиция к Марсу: колонизируя Красную планету». Среди его авторов – ведущие ученые и специалисты США в области космической деятельности, в том числе и работающие в системе НАСА.

Один из упомянутых ими сценариев назывался «Прямо на Марс» (Mars Direct), разработанный Марсианским обществом США еще в 1990 году. Он предусматривал полет на Марс экипажа из четырех человек с нахождением на Красной планете в течение полутора лет (разумеется, в этом, как и в последующих сценариях подразумевалось, что экипаж вернется на Землю). Данный проект был подвергнут всесторонней экспертной оценке сотрудниками Космического центра имени Джонсона по прямому указанию в то время ассоциированного администратора НАСА (после – главы агентства) Майкла Гриффина. Причем Гриффин попросил рассмотреть вариант с увеличенным вдвое составом экипажа. Вывод экспертов, сделанный в первой половине 1990-х годов: проект можно осуществить за 10 лет за сумму не превышающую 50 млрд.

В 2002 году Европейское космическое агентство (ЕКА) предложило проект совместной российско-европейской пилотируемой экспедиции на Марс с экипажем из шести человек. Продолжительность миссии – 440 суток, из которых два месяца три человека из этой экспедиции провели бы на поверхности Марса. Предполагаемая стоимость миссии – не более 20 млрд долларов.

В 2007 году глава НАСА Гриффин высказал предположение, что пилотируемая экспедиция на Марс, осуществленная по минимальному «аполлоновскому» сценарию (высадиться на Марс, оставить там американский флаг, набрать некоторое количество грунта, после чего вернуться на Землю) может стоить 11 млрд долларов. С учетом того, что США «нацелились» на Марс лишь к середине 2030-х годов, авторы вышеупомянутого сборника посчитали данную цифру несколько нереалистичной. По их мнению, вполне реально «уложиться» в сумму, не превышающую 150 млрд на протяжении 10 лет, которые пойдут на подготовку и осуществление данной экспедиции. Причем речь в данном случае идет не об «аполлоновском» сценарии, а о создании на поверхности Марса обитаемой колонии с необходимой инфраструктурой.

Интересно, что, по мнению авторов сборника, необходимые 150 млрд поступят не только из федерального бюджета США. 10 млрд долларов из этой суммы можно будет получить благодаря умелому маркетингу и рекламе, 30 млрд – за счет продажи эксклюзивных прав на освещение марсианской миссии ведущим мировым СМИ, от 30 до 90 млрд – от корпоративных спонсоров и.т.д… Причем авторы не включили в данную сумму продажу прав на эксплуатацию природных ресурсов Марса негосударственными компаниями (вспомним, что Договор о космосе от 1967 года не запрещает частному капиталу объявлять своей собственностью участки на небесных телах, где он будет вести разработку полезных ископаемых).

Что же касается «аполлоновского» сценария применительно к Марсу, то, как полагают авторы сборника, его можно осуществить за сумму, не превышающую 20 млрд долларов. Подчеркнем еще раз: эта и предыдущие суммы определены экспертами с учетом покупательной способности доллара на 2010 год и с учетом того уровня развития, которого достигла космическая техника к концу первого десятилетия 21-го века.

А что есть у России?

РКК «Энергия» разработала проект гибридной (пилотируемой с максимально широким использованием автоматических аппаратов) облетно-орбитальной миссии к Марсу, которую можно было бы подготовить и осуществить в течение 12-14 лет. Высадки на планету в ходе первой миссии не будет – необходимо убедиться в том, что техника и люди смогут нормально перенести полет до Марса и обратно. Стоимость этого проекта в 2000 году была оценена в 12-15 млрд долларов (по состоянию на 2011 год с учетом инфляции американской валюты и снижения ее покупательной способности – не более 30 млрд).

Данная сумма вполне реальная. Вспомним, что рыночная стоимость станции «Мир» была оценена во второй половине 1990-х годов в 3-4 млрд долларов (в 2011 году эта сумма составила бы 10-12 млрд). Вспомним, также, что 30 млрд – общая сумма затрат как государства, так и частных спонсоров, на проведение Олимпиады в Сочи. Осуществление облетно-орбитальной миссии к Марсу (первой в мире) принесло бы России не меньше пользы как с научно-технической, так и с политической точки зрения.

Интересно, что Космический центр имени Хруничева также предложил свой вариант колонизации Марса за сумму, эквивалентную 160 млрд долларов. Этот вариант предполагает создание орбитальных станций вокруг Луны и Марса с последующим строительством постоянно обитаемых баз на этих планетах к 2040–2050 г.

Предложение Центра имени Хруничева по колонизации Марса, равно как и аналогичные, сделанные в США, страдают одним существенным недостатком. Их авторы пытаются придать созданию таких колоний роль «аполлоновских», первопроходческих миссий. О тупиковости подобного подхода говорит пример экспедиции Колумба. Как известно, великий генуэзец с трудом смог собрать средства лишь на три корабля. Это был тот минимум, на который согласились пойти спонсоры, давшие деньги на столь рискованную экспедицию.

Представим теперь, что Колумб стал бы просить денег не на три, а на 15 кораблей с тем, чтобы вместе с ним в Индию могли бы отправиться будущие колонисты. Можно с уверенностью утверждать, что его плавание через океан никогда бы не состоялось, ибо вряд ли нашлись бы желающие оплачивать покупку и снаряжение 15 кораблей, успех плавания которых был отнюдь не гарантирован. Поэтому, говоря о пилотируемом освоении Красной планеты важно понимать, что первая пилотируемая экспедиция к Марсу или на Марс, должна носить «колумбовский», или «аполлоновский» характер. Лишь ее успех побудит государство и частный капитал начать вкладывать серьезные средства в колонизацию Красной планеты.

Во сколько СССР обошелся полет Гагарина: реальная стоимость

Эра пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 года с полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Его имя навсегда осталось в памяти человечества. Сегодня о первом полете человека в космос известно практически все, но никогда не афишировалось, как материально был вознагражден Советским правительством за свой подвиг первый космонавт Земли.

«Немыслимая» щедрость

В наши дни человек, который первым совершил бы поступок аналогичный полету Ю.А. Гагарина в космос, на другое утро проснулся богатым человеком. Но, это сегодня, а в советское время вознаграждение на которое раскошелилось правительство СССР, оказалось более чем скромным. Самое интересное, что материальная благодарность Юрию Алексеевичу Гагарину, выделенная властями именовалась не премия или вознаграждение, а проходила по графе «подарки». Спустя месяц после знаменитого полета 18 апреля 1961 года под грифом «Секретно» вышло Распоряжение Совета Министров СССР «О подарках Ю.А. Гагарину». В документе четко по пунктам было прописано, как Советские власти планируют вознаградить первого космонавта планеты. Согласно тексту документа Ю.А. Гагарину выделяли машину «Волга», жилой дом для его родителей, мебель и экипировку. Кроме того космонавту предоставлялась четырехкомнатная квартира по месту службы. Причем к квартире выделялась мебель для спальни, столовой, детской и кабинета. Для комфортной жизни также прилагалась бытовая техника: телевизор «Рубин», радиола «Люкс», стиральная машина, пылесос и холодильник. Все! Расходы на данные подарки должны были быть оплачены из резервного фонда Совета Министров СССР.

«Экипировка» семьи космонавта

Достаточно интересно выглядит перечень «экипировки», которая должна была быть предоставлена первому космонавту планеты. В переводе с чиновничьего языка на русский Ю.А. Гагарину и его семье должны были быть выделены дефицитные в СССР вещи. Самому космонавту полагалось: пальто демисезонное, пальто легкое летнее, плащ, два костюма, две пары обуви, шесть рубашек, две шляпы, шесть пар носков, шесть пар шелкового нижнего белья, шесть пар комплектов трусов и маек, шесть галстуков, одну пару перчаток, одну электробритву, два чемодана и два комплекта военной формы. Примечательно, что правительство не обошло «экипировкой» жену и двух дочек Юрия Гагарина. Его жене Валентине было выделено: пальто демисезонное, пальто легкое летнее, плащ, три платья, черный костюм, две шляпы, шесть пар чулок, три пары туфель, две дамские сумки, две пары перчаток, две пары косынок, две блузки одна кофта. Дочерям космонавта полагалось: детская кроватка, детская коляска, четыре шерстяных платья, два пальто, две шапочки, четыре пары обуви, шесть пар белья, куклы, детское приданое. При этом практически весь список детских вещей предназначался Елене, старшей дочери космонавта. Для младшей дочери Галины, которая весной 1961 года только родилась, выделялось лишь так называемое «детское приданое». Под этим интригующим названием понимались вещи необходимые новорожденному ребенку.

Родители и родственники

Самое интересное, что проявляя чудеса невиданной заботы, Советское правительство не забыло ни о ком из семьи космонавта. Родителям, как уже говорилось выше, выделили сборный дом, состоящий из трех комнат, а также телевизор, радиоприемник и мебель для трех комнат. Из вещей матери Ю.А. Гагарина выдали два пальто, плащ, два платья, пуховой платок, две пары туфель, шесть пар белья, шесть пар чулок и кофту. Отцу Юрия Алексеевича в свою очередь полагалось: два пальто, фуражка, два костюма, две пары ботинок, четыре галстука, шесть рубашек и шесть пар носков. Сестре и двум братьям космонавта выдали по тысяче рублей. С одной стороны правительство не обидело ни кого из семьи первого космонавта. По советским меркам 1960-х годов подарки оказались достаточно существенными, однако по мировым меркам за первый полет человека в космос Юрий Алексеевич Гагарин должен был бы получить значительно больше материальных благ…

Читайте также:  Дивиденды «Сургутнефтегаза» по префам в 2020 году: сроки и размер выплат

Сколько стоит полет в космос в 2017 году

Еще до начала космической гонки стало понятно, что она обойдется любым ее участникам чрезвычайно дорого. Старту космического корабля предшествуют формирование концепции, разработка образцов космической техники, создание научной и промышленной базы, инфраструктуры, подготовка кадров. Такое по силам лишь самым мощным промышленно развитым государствам.

Цена полета

К сожалению, не существует единых критериев определения стоимости доставки грузов в космос. Появляющиеся в открытых источниках цифры плохо соотносятся друг с другом ввиду разницы валют и времени запуска. На стоимость может влиять уровень инфляции, изменение мировой конъюнктуры.

В некоторых случаях при оценке себестоимости пуска берется стоимость незаправленной ракеты-носителя, но не берется в расчет работа служб обеспечения, величина страховки, поэтому речь может идти лишь о приблизительных цифрах.

И все же по мнению экспертов, основные расходы приходятся на подготовку и запуск ракеты-носителя. По их расчетам, вывод на орбиту килограмма полезного груза стоит от 10 до 25 тысяч долларов.

В космос по туристической путевке

«Туристический сезон» на МКС завершился в октябре 2009 года полетом канадца Ги Лалиберте, которому пришлось выложить уже 35 млн. долларов. Всего станцию посетили 7 космических туристов.

Сколько стоит сегодня полететь в космос туристом? Понятно, что еще долго стоимость космического туризма будет доступна исключительно обладателям тугих кошельков.

Понятно также и то, что спрос на будущие коммерческие полеты очень высок и цены на них неизбежно будут снижаться, чему во многом способствует рост числа участников рынка космотуристических услуг.

Среди них организаторы полетов на МКС пионеры космического туризма– РКК «Энергия» и компания Space Adventures. Серьезную конкуренцию им составляют Virgin Galactic, XCOR Aerospace, Blue Origin, Space X (США). Ширится и перечень предлагаемых ими услуг.

Так компании World View и ZeroZinfinity собираются предложить полет в стратосферу (30-45 км) на воздушных шарах за 75 и 116 тыс. долларов соответственно. Американская компания Zerog готова обеспечить своим клиентам полет на самолете с невесомостью (на 20-30 сек) за 5000 долларов. Билет на перспективный космолет компании Virgin Galactic будет стоить от 150 до 200 тыс. долларов.

Самые продвинутые потенциальные космические туристы все чаще задают вопрос: Сколько стоит полет на Луну? Как сообщил представитель Роскосмоса Алексей Краснов, билет на Луну можно будет купить из расчета, что весь полет обойдется примерно в 100 млн. долларов.

Пуски становятся дешевле

Так американские компании Blue Origin и Space X, возглавляемые Джеффом Безосом и Илоном Маском, активно работают над созданием недорогих многоразовых ракет-носителей. Прорабатывается технология воздушного старта с борта транспортного самолета. Наметились перспективы по возобновлению приостановленного международного проекта «Морской старт».

Помимо этого, ведутся работы по созданию более совершенных и экономичных двигателей. Примером тому может служить клиновоздушный ракетный двигатель (КВРД) для перспективной одноступенчатой ракеты-носителя Demonstrator 3, которую разрабатывает ARCA Space Corporation.

1 рубль 1981 года “20 лет первого полета человека в космос, Ю.А. Гагарин”. Описание, стоимость, разновидности

Номинал:1 рубль
Год:1981
Дата выпуска:1981
Нормативная масса:12,8 г
Качество исполнения:Обычное / пруф / пруф (новодел)
Монетный двор:ЛМД
Нормативный диаметр:31 мм
Нормативная толщина:2,3 мм
Каталог-ценник
Металл:Медно-никелевый сплав
Тираж:4 млн. + 55 тыс. (новодел)
Гурт:Надпись “ОДИН РУБЛЬ ОДИН РУБЛЬ”, разделенная двумя квадратными точками
Номинал:1 рубль
Год:1981
Дата выпуска:1981
Нормативная масса:12,8 г
Качество исполнения:Обычное / пруф / пруф (новодел)
Монетный двор:ЛМД
Нормативный диаметр:31 мм
Нормативная толщина:2,3 мм
Каталог-ценник
Металл:Медно-никелевый сплав
Тираж:4 млн. + 55 тыс. (новодел)
Гурт:Надпись “ОДИН РУБЛЬ ОДИН РУБЛЬ”, разделенная двумя квадратными точками

Средняя рыночная цена монеты для различных состояний:

PRGVGFVFXFaUNCProof–Proof-Proof
ц/м5 р.15 р.40 р.70 р.150 р.250 р.1500 р.2000 р.2500 р.
FVFXF
40 р.70 р.150 р.
aUNCProof–Proof-Proof
250 р.1500 р.2000 р.2500 р.
Proof–Proof-Proof
1500 р.2000 р.2500 р.
Proof–Proof-Proof
500 р.750 р.900 р.
Proof–Proof-Proof
500 р.750 р.900 р.
Proof–Proof-Proof
500 р.750 р.900 р.

Примечание:
F – существенный износ, но все детали видны
VF – небольшой износ, без загрязнений и значительного налёта
XF – почти без следов обращения, чёткий рельеф
aUNC – идеальная монета со следами мешкового хранения
Proof – зеркальное поле, матовый рельеф

Самостоятельное определение состояния монеты
Под средней стоимостью понимается усреднённая цена по каталогам, дополненная данными о проходах на интернет-площадках. Не менее важным критерием является также разновидность, список разновидностей приведён ниже.

Описание монеты 1 рубль 1981 года “20 лет первого полета человека в космос, Ю.А. Гагарин”:

На аверсе монеты в верхней части диска – герб СССР образца 1956 года: серп и молот на фоне земного шара, под ним восходящее солнце, наверху пятиконечная звезда; по бокам колосья, перевязанные пятнадцатью витками ленты, нижний виток значительно шире, символизирует РСФСР (остальные витки – другие республики). Под гербом указан номинал: большая стилизованная цифра “1”, под которой горизонтально расположено слово “РУБЛЬ”. По бокам надпись “СССР”, разделённая на две части.

На реверсе монеты внизу – рельефное изображение портрета Ю.А. Гагарина в скафандре, под ним расположена надпись, примыкающая к канту – “Ю.А.ГАГАРИН”, над портретом – две даты (“1961” и “1981”), разделённые изображением серпа и молота, вдоль канта по окружности находится надпись “20 ЛЕТ ПЕРВОГО ПОЛЁТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС”. На заднем плане: слева – изображение летящей вверх ракеты на фоне звёзд, справа – летящая вверх космическая станция “Мир” на фоне звёзд.

На аверсе и реверсе монеты имеется выступающий по окружности кант.

Художник: В.А. Ермаков.
Скульптор: А.В.Козлов.

Дата выпуска: 10 апреля 1981 г.
Общий тираж: 4 млн. штук, из них 38 тыс. монет коллекционного исполнения пруф. Существует новодел 1988 г., отчеканенный на ЛМД, тираж – 55 тыс. (отличается датой на гурте “1988”).

Гагарин Юрий Алексеевич родился в 1934 году в Смоленской области (в то время – Западная область). В 1957 году окончил авиационное училище и стал лётчиком, а в 1959 году был отобран в космический отряд. После тяжёлых испытаний и бесконечных тренировок состоялся первый в истории полёт в околоземное пространство, длившийся 108 минут. За это время Гагарин успел облететь земной шар, после чего приземлился в Саратовской области. Дальнейшие годы жизни Гагарина проходили в условиях всемирной славы, он объехал множество стран, где рассказывал о своём полёте. Но занятия авиацией не были оставлены. 27 марта 1968 года вместе с В.С. Серёгиным он разбился при выполнении испытательного полёта.

Разновидности:

Обычное исполнение

Выпуск для обращения, отличается слабой проработкой деталей. На монетах без следов износа допускается наличие едва заметных царапин и забоин, появившихся от хранения в мешках.
Известно несколько вариантов штемпелей, различающихся мелкими деталями рисунка. К редким можно отнести вариант оборотной стороны, на которой рот Гагарина шире обычного (выглядит как улыбка). Для правильного определения необходимо сравнивать несколько монет.

Тираж – 3 962 000 штук.

Степень редкости: 1.

Коллекционное исполнение proof-like

Специальный выпуск для коллекционеров, отличается зеркальной поверхностью с матовым рельефом. В каталогах могут указываться как proof (пруф) или proof-like (пруф-лайк), среди коллекционеров распространено наименование “стародел”. Реализовывались в герметичной целлофановой запайке или в планшетке с надписями.
От новодела 1988 года отличается датой на гурте.

Тираж – 38 000 штук.

Степень редкости: 3.

Новодел 1988 года

Дополнительный выпуск 1988 года в технике пруф (зеркальное поле, матовый рельеф) для коллекционеров. В обращение не выпускались, реализовывались в герметичной целлофановой запайке вместе с новоделом монеты “Терешкова”.
На гурте дата “1988”.

Тираж – 55 000 штук.

Степень редкости: 2-3.

Информация о других монетах номиналом 1 рубль:

Если Вы заметили какие-нибудь неточности, пишите об этом здесь: “Книга замечаний и предложений”.

Для добавления фотографии монеты в каталог, отправьте её на e-mail: mail@russian-money.ru

Состояние монеты не имеет значения, но важно, чтобы фотография была чёткой и сделана лично Вами, а не скопирована из Интернета. Наличие монеты у Вас не обязательно, фотография может быть сделана в музее или где-либо ещё с разрешения владельца.

Просьба фотографировать монету с двух сторон, а по возможности гурт. Фотография будет размещена администратором в ближайшее время. Если Вы заметили некачественное фото, можете прислать замену.

В письме просим Вас указать, как именно нужно обозначить авторство (Ваш ник, настоящее имя, или вообще не указывать). Авторство сохраняется за Вами, но фотография может быть использована в пределах этого сайта для оформления статей, каталогов или справочников. Каждая фотография получает логотип нашего сайта, который защищает её от распостранения за пределы данного проекта (но не гарантирует этого). Если Вы не желаете помещать логотип, сообщите об этом.

Вопросы по стоимости или определению монет будут проигнорированы! На указанный e-mail принимаются только фотографии для наполнения сайта.

Ссылка на основную публикацию