Сколько стоили все сезоны «Игры престолов»

«Игра Престолов» в цифрах и долларах – сколько приносит сериал?

«Игра Престолов» захватила умы и сердца людей всех возрастов по всему миру (несмотря на возрастной рейтинг “R”, не рекомендующий сериал к просмотру лицам, не достигшим совершеннолетия). Это яркий показатель того, насколько плотно эта история вошла в массовую культуру и насколько широка аудитория сериала. Очевидно, что когда счёт идёт на десятки миллионов зрителей, траты на сериал и его сборы достигают невероятных показателей.

Сколько зарабатывают Дейенерис и Джон Сноу

Всего в 8-ом сезоне 6 эпизодов. Можно подсчитать, что за съёмки всего 8-го сезона Эмилия Кларк заработала 4 миллиона 260 тысяч долларов. Если переводить данную сумму в рубли, то это равняется

272 миллионам 324 тысячам рублей за весь восьмой сезон.

Стоит заметить, что ещё в 2014-ом Эмилия зарабатывала 300 тысяч долларов США за эпизод. С тех пор цифра возросла более чем в два раза, как и популярность самого шоу.

Игра Престолов – все, что нужно знать перед премьерой 8 сезона:

Сколько получают другие актеры саги

Однако, Дейенерис лишь одна из главных лиц сериала, и помимо Эмилии ряд других актёров сериала зарабатывает точно такие же суммы. В этот список входят:

  • Кит Харингтон в роли Джона Сноу
  • Лина Хиди в роли Серсеи Ланнистер
  • Николай Костер-Вальдау в роли Джейме Ланнистера
  • Питер Динклэйдж в роли Тириона Ланнистера

Не всем актёрам сериала платят 710 тысяч долларов за эпизод. К примеру, Мэйси Уильямс в роли Арьи Старк и Софи Тёрнер в роли Сансы Старк получают скромные 210 тысяч долларов за эпизод, что равняется 13 миллионам 400 тысячам рублей.

Что делать и как заработать в период падения курса рубля – реальные способы и проверенные методики можно узнать на нашем сайте.

Каких “свеч” стоит “Игра”

Исключением стал предпоследний эпизод 6-го сезона под названием “Битва бастардов” – его стоимость составила 11 миллионов долларов. Для создания столь масштабной сцены битвы понадобилось:

  • 600 членов команды, включая костюмеров и кинооператоров
  • 500 человек, выступающих в качестве воинов двух армий
  • 160 тонн гравия
  • 70 лошадей
  • 4 съёмочные группы
  • 25 дней чтобы отснять весь материал для эпизода
  • И многое другое…

После шестого сезона, бюджеты резко возросли до 15 миллионов долларов за серию. Если переводить в рубли, то это почти миллиард рублей за эпизод. Такой скачок в стоимости обусловлен сокращением количества эпизодов на сезон.

Как заработать свой первый миллион с нуля и что для этого нужно вы узнаете в нашей новой статье.

Какой доход у создателей сериала? Фото: businessinsider.com

Какие суммы приносит сериал HBO

Если учесть, что на HBO подписаны около 30-40 миллионов людей по всему миру и что месяц подписки стоит около 10 долларов, можно подсчитать, что HBO зарабатывают порядка 300-400 миллионов в месяц.

Каждый сезон сериала выходит на канале на протяжении как минимум двух с половиной месяцев, однако подписку нельзя оформить лишь на половину месяца, затратив 5 долларов. Значит, каждому, кто хочет посмотреть сезон по HBO полностью, приходится платить 30 долларов. В итоге, один сезон сериала приносит телеканалу от девятисот миллионов до одного миллиарда двухсот тысяч долларов.

Каждый сезон «Игры Престолов» стоит 60 долларов за DVD-диск. Это значит, что если кто-то хочет просмотреть все сезоны на DVD, ему придётся заплатить 480 долларов телеканалу. Предположим, что один миллион человек по всему миру купит все сезоны на DVD – и это уже полмиллиарда долларов для телеканала.

В статье Чтобы стать обеспеченным и успешным человеком, нужно овладеть лишь двумя навыками вы узнаете, какие навыки и привычки позволят разбогатеть в кратчайшие сроки.

Приносит ли доход Игра престолов в России? Фото: theverge.com

Нельзя сказать, что из этого приносит больше денег телеканалу, однако сами представители HBO заявляют, что последние сезоны приносили компании приблизительно 1 миллиард долларов США каждый. Можно предположить, что за всё время сериал принёс каналу порядка 6 миллиардов долларов США.

Как обстоят дела в России

Кроме того, высокий уровень пиратства лишь обостряет ситуацию на телевидении. Единственный достойный источник доходов для популярных каналов – реклама.

10 самых богатых актеров сериала Игра престолов:

Официальным партнёром HBO в России является AMEDIATEKA. На данный момент на сериал подписаны 8 тысяч человек. Цена за месяц по-прежнему составляет 10 долларов. Таким образом, HBO получает от российских зрителей крайне скромные (по сравнению с 400 миллионами) 80 тысяч долларов в месяц.

Что стоит ожидать от сериала

Режиссёры обещают снять приквел к сериалу и несколько вариантов концовок 8-го сезона, так что «Игра» может удивить своих поклонников ещё не один раз – как собой, так и своими бюджетами.

Железный трон. Сколько стоила «Игра престолов»

2019 год ознаменовался завершением крупных развлекательных франшиз – “Мстители. Финал” подвел итог третьей фазы киновселенной Марвел, “Скайуокер. Восход” в декабре закончит третью трилогию “Звездных войн”, а 19 мая (в Казахстане рано утром 20 мая) выходит в свет последняя серия “Игры престолов”.

И как бы фанаты ни критиковали повороты финального сезона, за его созданием стоит внушительная работа сценаристов, костюмеров, актеров, специалистов по спецэффектам, многочисленных членов съемочной группы и, главное, – большие деньги. ТАСС изучил, сколько именно.

Последний сезон – самый короткий и самый дорогой

Таким стало завершение “Игры престолов”, а все для того, чтобы зрители увидели больше батальных битв, драконов, разрушений и, конечно, вложенные в это средства. На финальный – восьмой – сезон телевизионная сеть HBO выделила внушительный бюджет: каждая серия стоила $15 млн, а в общей сложности на съемки потратили около $90–100 млн.

Для сравнения: эпизоды первого сезона стоили почти втрое меньше – по $6 млн каждый и $60 млн все вместе. Во втором сезоне, как рассказывали создатели, им удалось выпросить дополнительные $2 млн на масштабную битву у Черноводной (попытка Станниса Баратеона захватить Королевскую Гавань) в предпоследней серии. С шестого сезона бюджет серий вырос до $10 млн за каждую, а “Игра престолов” в 2018 году вошла в пятерку самых дорогих в производстве сериалов на американском экране. Всего, как подсчитали СМИ, телеканал потратил на ее создание около $500 млн.

При этом производственные расходы не единственные – создатели традиционно тратятся еще и на рекламу. В этом восьмой сезон “Игры престолов” тоже поставил своеобразный рекорд – его маркетинговый бюджет составил $20 млн, выяснила газета The Wall Street Journal.

Больше фанатов – больше денег

Как и любой бизнес, кинобизнес – это про деньги, и создатели фильмов и сериалов всегда хотят отбить вложения. HBO делает это в том числе за счет аудитории. По данным самого телеканала, каждую серию седьмого сезона посмотрело по крайней мере около 30 млн человек на разных платформах, а за восемь лет с начала “Игры престолов” сервис привлек 50 млн новых зрителей. Кроме того, премьеру предпоследней серии восьмого сезона посмотрели 18,4 млн человек, это рекорд – предыдущий принадлежал третьему эпизоду “Долгая ночь”. А подсчитать реальное число зрителей практически невозможно – в 2015 году сериал вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый нелегально скачиваемый в интернете.

Если исходить из указанной на сайте цены подписки в $14,99 в месяц, то выручка HBO только за те два месяца, когда шел седьмой сезон “Игры престолов”, могла составить почти $900 млн (30 млн зрителей * $14,99 подписки * 2). Всего же в 2017 году сеть заработала $6,3 млрд. При этом 11-процентный рост доходов как раз от подписки частично компенсировал снижение выручки от производства контента и других источников.

Сколько зарабатывают главные звезды сериала?

Фанатская любовь приносит деньги не только непосредственно компании, но и актерам, воплотившим в жизнь любимых героев, – вместе с бюджетами на съемки росли и их гонорары. Так, Кит Харингтон (играет Джона Сноу), Эмилия Кларк (Дейнерис Таргариен), Питер Динклейдж, Лена Хиди и Николай Костер-Вальдау (сиблинги Тирион, Серсея и Джейме Ланнистеры соответственно) еще в 2014 году получали по $300 тыс. за эпизод. Под конец сериала актеры убедили руководство увеличить им выплаты до $500 тыс., а в восьмом сезоне, по данным The Hollywood Reporter, они превысили $1 млн.

Впрочем, в список самых высокооплачиваемых звезд сериалов по версии Forbes в 2018 году никто из актеров “Игры престолов” не вошел. Хотя едва ли это их сильно расстроило – вдобавок к гонорарам они получают проценты с каждого показа сериала по телевидению. Так, британские СМИ еще в 2017 году предположили, что на седьмом сезоне главные звезды могли суммарно заработать по $2,5 млн за эпизод.

Шоураннеры и сценаристы сериала Дэвид Бениофф и Дэн Вайс также рассказывали, что получают по $100 тыс. за эпизод плюс проценты. Сравнительно скромные заработки у исполнительниц ролей Арьи и Сансы Старк – Мэйси Ульямс и Софи Тернер: со $150 тыс. за серию они выросли до $210 тыс. Софи Тернер отметила, что понимает такое распределение, ведь у ее коллег больше экранного времени, чем у нее.

Новых книг нет, а деньги есть

Когда дело касается экранизаций, не стоит забывать о книжном первоисточнике и, главное, о правах его создателя – свои отчисления получает и Джордж Мартин. По данным Daily Mail, сериал ежегодно приносит автору $15 млн, а продажи книг – около $10 млн.

Forbes в 2016 году внес его в список 12 самых высокооплачиваемых писателей, оценив годовые доходы в $9,5 млн. Впрочем, журнал в этом рейтинге учитывает заработок непосредственно от создания книг.

Что смотреть дальше?

В недавнем трейлере второй части фильма ужасов “Оно” один из персонажей произнес: “Никто из тех, кто умирает в Дерри (город, где происходит действие), не умирает по-настоящему”. Вот и с франшизами почти так же – иногда (на самом деле очень часто) они возвращаются. Тем более когда речь идет об одном из самых успешных развлекательных проектов современности.

По словам Джорджа Мартина, HBO готовит по крайней мере три спин-оффа “Игры престолов”. И это еще не самая маленькая цифра – разные источники говорили и о четырех, и о пяти продолжениях и ответвлениях. Первый из новых проектов будет приквелом и расскажет о событиях, происходящих за тысячи лет до “Игры престолов”, – о временах Эры героев и Долгой ночи. Ориентировочно его съемки должны начаться в 2019 году, так что выйдет он не раньше 2020 года. Впрочем, фанатам льдисто-пламенной вселенной не привыкать ждать.

Как ждут они и завершение книжной саги – сейчас Джордж Мартин работает над ее шестой и седьмой частями. Совсем недавно он опроверг слухи, что книги давно дописаны, а он по договоренности с HBO просто ждет окончания сериала. Долгожданная публикация (последняя книга саги вышла в 2011 году) продолжения может вернуть Мартина в когорту самых высокооплачиваемых писателей, но сроки выхода “Ветров зимы” уже неоднократно откладывались.

Кроме того, участники кинорынка допускают появление полнометражных фильмов, а в США возможно мюзикла по вселенной “Песни льда и пламени”. Для американской сцены, где даже Губка Боб Квадратные Штаны запел и заработал на этом в 2018 году почти $31 млн, это не будет чем-то необычным.

Туризм не близко – он уже здесь

Новая Зеландия – известнейший пример того, как кинематограф повлиял на развитие туризма. В 2012 году местные власти отчитались о росте турпотока на 50% с момента выхода первого фильма из трилогии “Властелин колец” на большие экраны. А страна настолько тесно стала ассоциироваться со Средиземьем, что даже национальная авиакомпания неоднократно использовала эту тематику в рекламных роликах.

Золотую жилу не хочет терять и HBO. В 2020 году в Северной Ирландии откроется одна из площадок масштабного туристического проекта Game of Thrones Legacy (“Игра престолов: наследие”). Первые тематические экскурсии пройдут на студии The Linen Mill Studios, где состоялись съемки. Также телеканал обещает организовать выставки костюмов, оружия и художественных работ, интерактивные развлечения и поделиться подробностями о съемках как минимум в трех местах: в родовом гнезде Старков – Винтерфелле, на базе Ночного Дозора – в Черном замке, а также на побережье Королевской Гавани – крупнейшего города Вестероса.

При этом в Королевской Гавани – хорватском городе Дубровник – уже заметили “эффект “Игры престолов” и рассказали о росте турпотока с 2012 по 2015 год на 60 тыс. человек. Это, кстати, помогло экономической ситуации в стране, находившейся на тот момент в кризисе. Впрочем, Хорватия не хотела бы в своем восстановлении делать упор только на туристов. Кстати, для восьмого сезона грандиозные декорации Королевской Гавани – примерно 17 улиц и переулков – построили в пригороде Белфаста. И хотя их ждала незавидная участь (кто смотрел пятую серию, тот поймет), возможно, туристы смогут посетить и их тоже.

А в Северной Ирландии в 2018 году около 350 тыс приезжих назвали именно “Игру престолов” причиной визита в регион. Кроме того, зарабатывает здесь не только туристическая отрасль, но и местные таксидермисты, кузнецы и ювелиры, которые во время съемок помогали в создании реквизита, а теперь повторяют работы для фанатов. Например, у одного семейного предприятия даже есть лицензия от HBO на изготовление серег, кулонов и ожерелий с символикой Великих домов. По подсчетам агентства Screen NI, такой бизнес уже принес в национальную казну Северной Ирландии £251 млн ($328 млн).

А ведь франшиза – это не только книги и фильмы, это еще, например, игры – компьютерные и настольные, и разнообразная официальная продукция – от футболок и кружек до костюмов персонажей, в том числе и в коллаборации с другими брендами. В целом The Hollywood Reporter оценивает франшизу “Игры престолов” в $1 млрд.

И кстати, СМИ считают не только реальные деньги, которые создатели вложили в “Игру престолов”. Так, например, агентство Bloomberg составило рейтинг богатейших семей вселенной сериала. Отмечается, что Дейнерис Таргариен владеет самым ценным активом – драконами. И хотя эксперты не смогли определить точный экономический эквивалент магических существ, они назвали их “источником почти несравнимой силы”. Второе место заняла семья Ланнистеров, которая котролирует торговые пути и имеет доступ к кредитам Железного банка. Тройку замыкает дом Арренов, правящий в одноименной долине. Кроме того, фанаты предлагают поучиться у Великих домов вести финансы: всегда платите долги, как Ланнистеры, и готовьтесь к трудностям, как Старки – к зиме.

Сколько стоит «Игра престолов»

Сегодня выходит в мировой прокат заключительная серия «Игры престолов» – одного из самых дорогих сериалов. Он уже поставил мировой рекорд по просмотрам и сам же его побил, писал журнал Time. Телеканал HBO подсчитал: только в его телеэфире и на сайте премьеру прошлой серии смотрело 18,4 млн человек. Эта цифра не учитывает тех, кто увидел эпизод не в момент премьеры или пользовался другими, официальными или пиратскими, ресурсами.

Заключительная серия может поставить новый рекорд. Ажиотаж вокруг нее достиг накала. Букмекеры принимают ставки, кто займет железный трон или просто останется в живых. «Амедиатека» арендовала стадион «РЖД арена» в Москве, рассчитанный на 27 000 зрителей, выстроила экран высотой с четырехэтажный дом и собирается транслировать его в прямом эфире.

Своим появлением «Игра престолов» обязана двум людям – Дэвиду Бениоффу и Дэну Уайссу. У обоих не было никакого опыта в телесериалах. Однако они сумели сначала убедить Джорджа Мартина, написавшего сагу «Песнь льда и пламени», согласиться на экранизацию. А потом канал HBO – вложить миллионы долларов в проект. Бениофф и Уайсс стали сценаристами, исполнительными продюсерами и редакторами сценария в одном лице.

Они рассказали журналу Entertainment Weekly, что будут делать во время премьеры. Отключат телефон, интернет и напьются вдрызг. «Мы отдали 11 лет работе над сериалом – объяснил Уайсс. – Нам бы хотелось, чтобы люди полюбили «Игру престолов».

Не все фанаты настроены благосклонно. Поначалу сериал строго следовал событиям книги, которые разворачиваются в мире, напоминающем позднее Средневековье в Европе. Король Вестероса Роберт Баратеон, вокруг которого плетется заговор, ищет помощи у друга детства Неда Старка. Но Баратеон погибает, Старк становится жертвой интриги и обвиняется в госизмене, а в стране разворачивается война за власть, в которой один за другим гибнут ключевые персонажи. Мало кто обращает внимание на приближение многолетней зимы. В прошлый раз, когда она наступила, страну заполонили ходячие мертвецы с севера, где царит вечный холод. Только ледяная стена, охраняемая орденом Ночного дозора, разделяет юг и север, живых и мертвых.

Но чем дальше, тем больше становились расхождения. Джордж Мартин написал только пять книг из задуманных семи. Поэтому окончание саги существует только в телеверсии. И хотя Мартин лично участвует в написании сценария, фанаты требуют переснять последний сезон. На момент написания статьи петиция об этом на Change.org набрала более 1 млн голосов.

Битва за деньги

В среднем одна серия американского телесериала обходится в $2 млн, подсчитывало в 2014 г. интернет-издание Marketplace. В первом сезоне «Игры престолов» было 10 серий, а вложено в него, по оценкам СМИ, где-то $60 млн.

Надо понимать, что из них около $10 млн, скорее всего, ушло на пилотную серию, рассуждает интернет-издание E! Online. Для сравнения: пилотная серия сериала «Подпольная империя» (вышел на HBO в 2010 г.) оценивается в $18 млн, тогда как последующие серии – в $5 млн, а для сериала «Грани» (вышел на телеканале Fox в 2008 г.) эти цифры – $10 млн и $4 млн соответственно.

Первые пять сезонов каждая серия «Игры престолов» в среднем стоила $6 млн. Исключением стал предпоследний эпизод второго сезона. В нем рассказывалось о битве при Черноводной – а за кулисами развернулось настоящее сражение за финансы.

«Мы пали на колени [перед HBO по поводу денег] только один раз», – вспоминал Бениофф в разговоре с Entertainment Weekly. По сценарию в Королевскую гавань является флот захватчиков. Снимать морское сражение гораздо сложнее и дороже, чем сухопутное. Как шутил Уайсс: «Мы видели в эпических фэнтези множество грандиозных сражений на суше и довольно мало – на воде. Наверное, потому, что большинство создателей эпических фэнтези умнее нас и знают, как их избежать».

Варианта было два. Переписать битву под сражение на суше, тогда пришлось бы перекраивать сценарий всего сезона. Или вынести действие за кадр и рассказать о битве через разговоры героев и сообщения гонцов. В итоге продюсеры выбрали третий вариант: долгий и болезненный разговор с HBO о деньгах. Им возражали, что прежде дело обходилось без масштабных батальных сцен. Они парировали, что битва – кульминация всего сезона. В конце концов вопрос свелся к тому, много ли новых зрителей привлечет сцена сражения.

HBO дрогнул и выделил дополнительно $2 млн – весь бюджет составил около $8 млн. Сумма казалась внушительной до шестого сезона, вышедшего на экраны в 2016 г. В нем каждая серия в среднем стоила $10 млн. По данным Business Insider, столько же HBO отдавал за серию «Мира Дикого Запада», а Netflix – за серию «Короны». «Очень странные дела» обходились Netflix дешевле – $8 млн. Все эти сериалы стартовали в 2016 г.

Последний, восьмой сезон «Игры престолов» оказался самым коротким – всего шесть серий (обычно их было 10, а в седьмом сезоне – семь) и самым дорогим. Каждая серия обошлась в $15 млн (почти 1 млрд руб.), по оценкам Business Insider. Но и хронометраж длиннее – как правило, серия шла около 60 мин, а в последнем сезоне большинство длится 80 мин.

Как сошлись пути Бениоффа и Уайсса

Уайссу 48 лет, он из Чикаго. Уайсс вырос на книгах фэнтези, настолке Dungeons & Dragons и видеоиграх. Его отец перечитал всего Стивена Кинга, сын до сих пор помнит, какими страшными были их обложки. Лет в 5–6 он расплакался от страха и попросил закрыть картинку одной из них. Но когда отец попытался выкинуть всю подборку Кинга – Уайсс ему не позволил. Потом влюбился в хорроры, посмотрев фильм «Омен».

Сценарист этого фильма Дэвид Зельцер был выпускником школы, в которой учился Уайсс, и приходил к ним рассказывать о своей профессии. «Он сидел в том же самом классе, что и я, за 20 лет до меня. Мне стало кристально ясно: этот человек не отличается от меня. Я могу сделать то же самое, что и он», – вспоминал Уайсс в журнале Chicago.

Уайсс повзрослел и принялся прокладывать путь в шоу-бизнес. Окончил университет, короткое время был помощником Гленна Фрая из группы Eagles. Журналу Vanity Fair он со смехом рассказывал, что несколько недель бегал в магазин за туалетной бумагой для Фрая.

Работал в ряде проектов вроде фильма «Сага о викингах» (1995).

Приключения в Исландии

«Каждый из нас начинает сезон как Теон [Грейджой], а заканчивает, будто он Ходор», – шутил Уайсс в интервью журналу Mother Jones.
Работа на телевидении оказалась выматывающей. Когда у Уайсса в 2008 г. родился первенец, он позвонил заказчику сценария (была ли это «Игра престолов» или другой фильм, он не уточняет). Уайсс просил сдвинуть дедлайн на месяц из-за младенца. Ему отказали. Еще месяц он сидел не разгибаясь и выдавал по три страницы в день. Тогда это казалось ему бесчеловечным.

Второй сын появился на свет во время съемок «Игры престолов» в Белфасте. Уайсс пропустил полчаса съемочного времени в день рождения, взял отгул на следующий день – а потом по собственной воле вернулся в строй. С тех пор он полушутя зовет тех, кто тратит на один сценарий целый год, лентяями.
Зато, работая над сериалом, он повидал весь мир: съемки шли в Америке, Африке, Европе. Больше всего запомнилась Исландия. При съемке на замерзшем озере лед неожиданно стал трещать. Все наперегонки побежали к берегу и только потом, отдышавшись, договорились считать это забавным приключением. Уайсс и Бениофф вспоминают и местную кухню: один из исландских работников уговорил-таки их попробовать ферментированную акулу. А самым большим испытанием стало «натягивать по 37 предметов одежды с утра, если не хочешь к вечеру заработать обморожение».

Карьера сценариста и режиссера у него явно не задалась. Тогда в 1995 г. Уайсс сделал отчаянную попытку – отправился в Дублин на годичные курсы повышать литературное мастерство.

Бениофф, который на полгода старше Уайсса, родом из Нью-Йорка, он младший сын Стивена Фридмана. Его отец в начале 1990-х гг. был председателем совета директоров Goldman Sachs, затем помощником Джорджа Буша и главой нью-йоркской ФРС. Есть немало знаменитых Дэвидов Фридманов в областях от экономики до живописи. Чтобы избежать путаницы, Дэвид взял фамилию матери.

Позже он снял родителей в «Игре престолов». В четвертом сезоне грязноватый крестьянин тащит корзину, рядом идет жена. На экране они буквально несколько секунд. Фанаты все равно сумели разглядеть и опознать бывшего банкира с супругой.

Дэвид – родня по матери с миллиардером Марком Бениоффом, основателем Salesforce. У них общий прадед. Но лично они увиделись только в 2015 г., на премьере «Игры престолов» в Сан-Франциско.

Бениофф получил отличное образование в Дартмутском колледже, но долго искал свой путь. Был вышибалой в баре, диджеем на радио. Два года преподавал в школе в Бруклине, но через пару лет решил, что не хочет быть простым учителем, а желает стать профессором колледжа. Для этого нужна была «корочка» по литературе. Он поехал в Тринити-колледж в Дублине (Ирландия), где и пересеклись их пути с Уайссом.

В Ирландии Бениофф писал диплом по Сэмюэлу Беккету, а Уайсс – по Джеймсу Джойсу. Они не могли не подружиться. «Мы были двумя американскими евреями в Дублине – без каких-либо ирландских корней, увлеченными ирландской литературой и попытками найти нормальный спортивный клуб в Дублине образца 1995 г.», – шутил Уайсс в интервью Vanity Fair.

Первый сценарий

После Дублина пути Бениоффа и Уайсса на время разошлись. Оба продолжили образование в США, но в разных штатах. В 1998 г. Бениофф решил написать сценарий для фильма. Опыта у него не было, и он позвал в наставники Уайсса, более-менее знакомого с миром Голливуда. Они придумали сюжет «Директор школы», в котором на эту должность устраивается дьявол. Писали с шутками и смехом. Но когда перечитали – даже не стали отсылать свой труд киностудиям. Их творческие судьбы снова разошлись, но дружба осталась.

Потратив кучу сил и времени на научный труд по Беккету, Бениофф понял, что на всей земле его прочтут от силы человека три. Так что он решил заняться чем-то более популярным. В 1999 г. он дописал книгу «25-й час», через два года удалось ее опубликовать. Книгу увидел актер и продюсер Тоби Магуайр и выкупил права на экранизацию. Он лично собирался сыграть главную роль, но из-за накладки по датам съемок снялся в «Человеке-пауке» (2002), а в «25-м часе» выступил продюсером.

Позже Бениофф написал сценарии для фильма «Троя» (2004 г., с Брэдом Питтом и Орландо Блумом) и триллера «Останься» (2005), выпустил сборник рассказов. Уайсс тоже не жил в праздности – написал книгу Lucky Wander Boy о старых компьютерных играх и сценарий для экранизации «Игра Эндера» – правда, в работу был взят другой сценарий, вышедший из-под пера самого автора книги.

Секс, кровь и мат

В середине 2000-х гг. и у Бениоффа, и у Уайсса было полно работы. Бениофф работал над сценариями «Бегущий за ветром» (2007), «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009) и делал наброски следующей своей книги «Город воров» о блокадном Ленинграде (вышла в 2008 г.). Уайсс работал над сценарием фильма по видеоигре Halo (не был пущен в работу).

У друзей появилось новое увлечение фэнтези. Бениофф в детстве перелопатил всю классику жанра, от Толкиена до Ллойда Александера. Но в 13–14 лет настал пубертатный период, и он принялся читать только «серьезных» авторов. Критерием было – поразятся ли окружающие его уму, увидев на улице с этой книгой. Только через два десятка лет он снова взял в руки фэнтези. Это была «Песнь льда и пламени».

Бениофф признавался, что доводил до белого каления жену, когда они смотрели вечером в постели кино. Он строил теории, как дальше повернет сюжет, и обычно оказывался прав. «Я зарабатываю на жизнь [писательством]. Начинаешь понимать, как устроена эта кухня», – объяснял он Vanity Fair.

Но книга Джорджа Мартина оказалась полна непредсказуемых для него поворотов. Например, он ожидал, что Бран станет кем-то вроде короля Артура из диснеевского мультфильма – а его выкинули из окна. Его ошарашили казнь Неда Старка, «Красная свадьба».

В сериале есть намек на судьбу Старка – его играет Шон Бин, герои которого умирают почти в каждом фильме. Бина в шутку называют чемпионом по разнообразию смертей: на него падал спутник, в него стреляли из пистолета, дробовика и лука, стадо коров сталкивало его в обрыв.

Бениофф рекомендовал «Песнь льда и пламени» Уайссу, и тот тоже пришел в полный восторг: «Это была вселенная, в которой я не проводил много времени с тех пор, как мне стукнуло 12 лет». Но у книги Мартина было важное отличие от того, что друзья читали в детстве, рассказывал Уайсс Chicago: «Она сделана полностью реальной. Все ее персонажи жаждали власти, любви, секса – того, что хотят люди в реальном мире».

Уайссу никогда не нравилось, что в фэнтези вроде саги о Гарри Поттере точно знаешь, кто победит. Ему всегда было интереснее следить за Волдемортом. Он гадал, что было бы, если б верх одержал Дарт Вейдер. А его любимая шутка – если бы Шекспир писал «Властелина колец», книга называлась бы «Горлум». Размытую грань между добром и злом, жестокость придуманного Мартином мира друзья сохранили в экранизации. Хотя у них было искушение расширить аудиторию за счет детей, ему не поддались. Бениофф рассказывал интернет-изданию Collider: «Мы хотели сохранить сексуальность книги. Сохранить ненормативную лексику. Мы хотели сцен в борделе. Мы хотели кровавого насилия».

Клан Сопрано в Средиземье

В 2006 г. Бениофф и Уайсс отправились к Мартину с предложением экранизировать его сагу. Они были далеко не первыми. Мартин отнесся подозрительно, вспоминали партнеры. Он довольно быстро согласился, что это должен быть телесериал – у писателя к тому времени был большой опыт работы с телевидением. Но засомневался, стоит ли доверять свою книгу двум довольно молодым людям.

Мартин устроил целую контрольную по придуманному им миру. Ощущение было такое, будто пришел на обычный урок – а учитель раздает листочки и пишет варианты заданий на доске, вспоминали друзья. Самым заковыристым вопросом был «Кто родная мать Джона Сноу?» На тот момент ответ существовал разве что в голове у Мартина. К счастью, Бениофф и Уайсс как-то несколько часов спорили друг с другом на эту тему и смогли сделать вполне обоснованные предположения. Словом, тест они прошли.

Следующим делом они отправились на телеканал HBO, потому что считали, что только у него хватит денег на экранизацию. Однажды они признались журналу Mother Jones: хотя они изо всех сил убеждали HBO, что сериал станет хитом, «понятия не имели, о чем говорили, поскольку никогда не занимались телесериалами».

Единственное, что оба на тот момент знали о работе на телевидении – высказывание драматурга Дэвида Мэмета, что снимать кино – это как бежать марафон, а снимать для телевидения – это как бежать, пока не сдохнешь.

Друзья ссылались на успех трилогии Питера Джексона «Властелин колец» (2001–2003). Продавая свой замысел, они называли его «Клан Сопрано в Средиземье». На тот момент «Клан Сопрано» был самым популярным проектом HBO («Игра престолов» обогнала его по количеству зрителей в 2014 г., по данным интернет-издания Marketplace). К тому же друзья надеялись на успех за рубежом: «Если вы родом не из США, то не поймете ряд шуток «Клана Сопрано». Но в Вестеросе нет ничего общего с политикой США», – объяснял Бениофф Vanity Fair.

Красноречие партнеров не пропало втуне. HBO купил права на экранизацию «Песни льда и пламени». Друзья сели за сценарий. «Мы попытались написать первую страницу вместе, – вспоминал Уайсс на страницах Vanity Fair. «У нас ушло 4 часа на 3/4 страницы. Это как вести машину, когда один жмет на газ, другой – на тормоз и каждому досталось по половине руля». В итоге решили, что каждый пишет по половине текста, потом редактируют друг друга. Позже к ним присоединились еще сценаристы, а кое-что писал лично Мартин. В 2009 г. была отснята пилотная серия, при съемке которой, по признанию Бениоффа, партнеры делали «элементарнейшие ошибки».

Вскоре было решено заменить актрис на двух ключевых ролях – Кейтелин Старк и Дейенерис Таргариен. Пришлось переснимать часть сцен. Не все актеры смогли принять в них участие из-за графика других съемок, еще трех персонажей потребовалось заменить. В следующем году был закончен весь первый сезон. В апреле 2011 г. он вышел на экран. Ставка Бениоффа, Уайсса и HBO оправдалась. «Песнь льда и пламени» была популярным романом, «Игру престолов» называли в числе самых ожидаемых новинок, а качество исполнения не подкачало. Сериал стал стремительно набирать популярность. Уже в следующем году Мартин впервые попал в список самых успешных писателей мира с доходом в $15 млн.

Как богатеют создатели сериалов

Сколько HBO заработал на сериале, подсчитать невозможно. По данным Forbes, с момента выхода сериала в 2011 г. HBO получил более 50 млн новых подписчиков. Но не стоит все приписывать «Игре престолов». Телеканал снимал и другие известные сериалы: «Подпольная империя» (2010–2014 гг.), «Настоящий детектив» (с 2014 г.), «Мир Дикого Запада» (с 2016 г.) и др.

В этом году Hub Entertainment Research и Dynata провели опрос в США, выяснили, что среди подписчиков HBO 18% из тех, кто смотрел последний сезон «Игры престолов», оформили подписку менее чем три месяца назад. 60% из них сказали, что сделали это только ради «Игры престолов». Доступ к стриминговому сервису HBO Now стоит $14,99. Но сериал транслируется и другими сервисами, от кабельного телевидения до приставки PlayStation. У каждого своя стоимость пакета и свои договоренности с HBO.

Не только HBO вкладывает деньги в сериал. Как писал Fortune в 2017 г., Northern Ireland Screen Agency (государственное агентство Северной Ирландии по развитию кино) инвестировало в сериал $18,28 млн и подсчитало, что траты съемочной группы и увеличение туристического потока принесли бюджету страны $224 млн.

Немало дохода HBO получает от побочных продуктов вроде пива по мотивам сериала. С 2013 г. HBO в партнерстве с американской Ommegang Brewery выпускает широкий ассортимент, от светлого эля «Железный трон» до дуббеля «Валар Моргулис».

Часть этих денег достается и Бениоффу с Уайссом. Состояние каждого из них оценивается в $18–22 млн. Это только подогревает ярость тех фанатов, которым не нравится развитие сюжетной линии сериала. «Еще Давид Бен-Гурион говорил, что, где два еврея, там три мнения. Это относится к любой группе людей, которая читает и перечитывает священный текст со страстью изучающих Талмуд», – отшучивались друзья на страницах Mother Jones.

Достается и самому Мартину. Стоит ему написать в блог на отвлеченную тему вроде футбола, в комментариях укоряют за напрасную трату времени и спрашивают, когда же выйдут последние две книги «Песни льда и пламени». Пришлось другому известному писателю жанра фэнтези, Нилу Гейману, вступиться за коллегу и осадить настырных фанатов: «Джордж Мартин – это не ваша шлюха!»

Сколько бы ни ломали копья зрители, «Игра престолов» вошла в историю. Бениофф и Уайсс стали мультимиллионерами и готовятся к новому свершению. Они снимут следующий эпизод «Звездных войн», который должен выйти на экраны в 2022 г.

Сколько стоили все сезоны «Игры престолов»

Войти

Денис Балин

На планете Земля

«Игра престолов»: бюджеты на съемку, гонорары актеров и многое другое.

Доброе утро! Первые сезоны сериала «Игра престолов» мне понравились и стал смотреть дальше. К счастью, к тому моменту, когда я узнал про его существование было уже снято три сезона и выпускались серии четвертого. Таким образом, я мог сразу оценить развитие сюжета. К сожалению, чем дальше, тем всё меньше хочется смотреть. В любом случае, каждый новый сезон – это мировое события, сотни тысяч поклонников в ожидании, миллионы людей по всему миру смотрят и обсуждают. Знаменитый сериал канала HBO продолжает бить все мыслимые рекорды по выручке и аудитории, в этом посте собраны ключевые цифры по случаю главного телевизионного события этого года.

Съемки каждой серии шестого сезона обойдутся в 10 миллионов долларов — итого 100 миллионов долларов за весь сезон

Для сравнения — съемки первого сезона «Игры престолов» обошлись HBO в 60 миллионов долларов. Стоимость второго сезона, по данным Wall Street Journal, выросла на 15% (то есть достигла почти 70 миллионов долларов).

До сих пор рекорд по стоимости одного эпизода принадлежал «Друзьям»

Хорошо известна история о том, что актеры главных ролей в сериале «Друзья» принципиально вели переговоры о гонорарах только совместно — и всегда договаривались об одинаковых ставках. Принципиальная позиция «шестерки» позволила им увеличить свою оплату за один эпизод с 22,5 тысяч долларов (в первом сезоне) до одного миллиона долларов за серию в последних сезонах «Друзей». Таким образом, к концу сериала стоимость каждого эпизода выросла до рекордных 10 миллионов долларов, из которых шесть миллионов шли на гонорары звездам шоу. Впоследствии создатель сериала, Марта Кауфман, назвала эти цифры «смехотворными».

Однако самой дорогой сделкой в истории телевидения считается «Скорая помощь». После третьего сезона топ-менеджеры Warner Brothers начали анализировать то, какие доходы приносит их сериал каналу NBC. Выяснилось, что высокие рейтинги «Скорой помощи» имеют множество побочных эффектов для канала. К примеру, благодаря успеху сериала выросла аудитория новостной передачи, выходившей в эфир сразу после этого шоу. Кроме того, менеджеры по продаже рекламы NBC продавали рекламное время «Скорой помощи» только в пакете с менее успешными сериалами, что позволяло намного эффективнее продавать рекламный инвентарь канала. Результатом стало то, что NBC пришлось покупать эпизоды последних трех сезонов в 6,5 раз дороже — по 13 миллионов долларов за серию или 286 миллионов долларов за сезон. В противном случае сериал Warner Brothers просто ушел бы на другой канал — среди потенциальных покупателей числился, например, канал CBS.

Предыдущий рекордсмен HBO по бюджетам провалился в эфире

До сих пор самым дорогим сериалом HBO был «Рим», каждый эпизод которого обходился в девять миллионов долларов. Несмотря на высокие рейтинги и престижные награды от кинокритиков, руководство посчитало, что съемки третьего сезона будут экономически нецелесообразны — в итоге создателям пришлось уместить во второй сезон события как минимум трех планировавшихся сезонов.

На втором месте среди сериалов HBO — «Подпольная империя» (пять миллионов долларов) и «Дедвуд» (4,5 миллиона долларов).

Самое дорогое сражение в «Игре престолов» — Битва на Черноводной

Съемки битвы в девятом эпизоде второго сезона обошлись в восемь миллионов долларов — это на два миллиона больше бюджета одного эпизода на тот момент. Тем не менее, изначальный план был еще грандиознее, но создателям не удалось защитить изначальный бюджет. К примеру, планировалось построить девять кораблей — в итоге пришлось «довольствоваться» одним, а остальные нарисовать на компьютере. Тем не менее, впоследствии режиссер Нил Маршалл признался, что был поражен ресурсами, которые удалось использовать для съемок этого сражения — к примеру, одной только массовки было задействовано более 400 человек.

Кстати, самой дорогой битвой, когда-либо показанной в сериале или фильме, считается сражение в «Матрица: Перезагрузка». На 17-минутное столкновение было потрачено около 40 миллионов долларов (40% всего бюджета).

В 2014 году Game of Thrones стал самым рейтинговым шоу канала HBO за всю историю

Средняя аудитория одного эпизода сериала достигла 18,4 миллиона человек. Предыдущим рекордсменом был «Клан Сопрано» (1999–2007) — 18,2 миллиона человек. Впрочем, частично успех «Игры престолов» объясняется появлением отдельного (то есть не требующего подписки на кабельное телевидение) онлайн-стримингового сервиса HBO Now и возросшей популярностью устройств для записи эфирных передач (DVR).

Самое скачиваемое шоу на пиратских сервисах начиная со второго сезона

В 2011 году первый сезон «Игры престолов» занял второе место в рейтинге самых скачиваемых передач от издания TorrentFreak и уступило лишь сериалу «Декстер». Однако начиная с 2012 года сериал уверенно «лидирует» в этом рейтинге. Более того, в 2015 году финал пятого сезона «Игры престолов» поставил рейтинг по количеству одновременно раздающих его пользователей BitTorrent — 258 тысяч.

Пятеро актеров «Игры престолов» зарабатывают по 300 тысяч долларов за эпизод

В 2014 году создатели сериала ввели новую систему оплаты, по которой весь актерский состав делился на три уровня. В первый уровень входили пять человек: Кит Харингтон (Джон Сноу), Питер Динклэйдж (Тирион Ланнистер), Лена Хиди (Серсея Ланнистер), Эмилия Кларк (Дейенерис Таргариен) и Николай Костер-Валдау (Джейми Ланнистер). Во второй уровень входило намного больше актеров, среди них — Натали Дормер (Марджери Тирелл), Софи Тернер (Санса Старк), Мэйси Уильямс (Арья Старк). Наконец, третий уровень предусматривался для эпизодических персонажей.

Известна оплата только первого уровня актерского состава — по данным Deadline она составляет 300 тысяч долларов за каждую серию. На такую сумму актерам удалось договориться при заключении контракта на пятый, шестой и седьмой эпизод. Однако даже наличие договора не исключает того, что тот или иной персонаж может быть убит по сценарию, а играющий его актер лишится работы. По данным издания, до переговоров зарплата Динклэйджа и Хиди составляли по 160 тысяч долларов за серию.

В 2015 году доход Мартина составил 12 миллионов долларов

В ежегодном рейтинге Forbes автор «Игры престолов» занял 15-е место по доходам. Столько же за прошлый год заработала, например, автор «50 оттенков серого» Э. Л. Джеймс.

Экономика Железного трона: «Игра престолов» как бизнес-империя

В воскресенье, 14 апреля, в эфир выйдет первый эпизод последнего сезона легендарного сериала Game of Thrones (GoT, «Игра престолов»). Развязка битвы за Железный трон — это не только завершение телесаги по мотивам романов Джорджа Мартина длиной восемь лет, за которой следят десятки миллионов зрителей почти в 190 странах мира, но и время подвести промежуточные бизнес-итоги глобальной развлекательной пирамиды под брендом GoT. Forbes выбрал восемь самых интересных цифр о деловой стороне шоу HBO.

$90 млн на сезон: размашистая концовка

Последний сезон «Игры престолов» установит одновременно два рекорда: он будет самым коротким — всего шесть эпизодов — и самым дорогим. В среднем бюджет каждой серии составит $15 млн, сообщал портал Business Insider со ссылкой на эксперта-инсайдера Кима Ренфро. Для сравнения, аналогичный показатель для эпизодов первого сезона ограничивался $6 млн. А впервые выйти за рамки этой суммы шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс решились в серии второго сезона «Черноводная» – тогда им удалось выпросить у HBO дополнительные $2 млн для съемки масштабной батальной сцены.

$900 млн от подписки: золотая жила HBO

В совокупности за восемь сезонов производитель сериала потратил на шоу более $500 млн. Все это окупается рекордной аудиторией: за каждым эпизодом седьмого сезона в прямом эфире по всему миру следили более 30 млн зрителей, отчитывалась HBO (а всего с момента запуска сериала в 2011-м сеть получила более 50 млн новых подписчиков). В Twitter, по подсчетам Nielsen, каждый эпизод предыдущего сезона обсуждали 620 000 пользователей — по сравнению с шестым сезоном цифра выросла более чем вдвое (283 000). Общее число «социальных интеракций» (реакций пользователей в соцсетях во время премьерного показа эпизода) каждого эпизода в 2017-м превышало 2,5 млн, отмечали аналитики.

С учетом стоимости подписки на HBO — от $10 в месяц — и продолжительности каждого сезона примерно в три месяца «выручка» вещателя от аудитории GoT только за последний сезон могла составить от $900 млн. Выручка сети за весь 2017 год, когда прошел показ седьмого сезона, достигла $6,3 млрд, сообщал ее владелец — развлекательный холдинг Time Warner (в 2019-м объединился с телекоммуникационным холдингом AT&T).

$125 млн на геймерах: успехи игры по мотивам GoT

Видеоигра Game of Thrones: Conquest от студии Warner Bros. Interactive Entertainment была обречена на успех: мобильная стратегия вышла в октябре 2017-го и за первый же год заработала в магазинах App Store и Google Play $125 млн, оценивали аналитики Sensor Tower. Причем выручка в октябре 2018-го оказалась на 500% больше, чем за аналогичный период предыдущего года — $13,2 млн против $2,2 млн соответственно. В глобальном рейтинге Sensor Tower осенью 2018-го игра по мотивам сериала заняла 66-е место по объему выручки, а в американском — 30-е.

$1,2 млн за эпизод: во сколько обходятся звезды

Гонорары ведущих актеров сериала росли вместе с бюджетом шоу. Если еще в седьмом сезоне (по данным Variety) пятерка главных звезд GoT — Эмилия Кларк (исполняет роль Дейенерис Таргариен), Николай Костер-Вальдау (Джейме Ланнистер), Питер Динклэйдж (Тирион Ланнистер), Кит Харингтон (Джон Сноу) и Лена Хиди (Серсея Ланнистер) — получали по $500 000 за эпизод, то к восьмому показатель вырос почти в 2,5 раза – до $1,2 млн, сообщал The Hollywood Reporter. Таким образом, только на оплату труда актерского костяка продюсеры потратят более $36 млн.

$9,5 млн демиургу: Джордж Мартин и муки творчества

Главный творец вселенной «Игры престолов» Джордж Мартин, автор саги «Песнь Льда и Пламени», выпустил последнюю на данный момент книгу серии в 2011 году. Следующий, шестой роман «Ветра зимы» запланирован на 2019-й, но сроки его выхода уже не раз отодвигались. Сериал тем временем опередил книги в развитии сюжета и первым пришел к финалу. Такая динамика сказывается на доходах Мартина: последние два года он не входит в десятку самых высокооплачиваемых писателей мира по версии Forbes. В последний раз американец попал в список в 2016-м — тогда журнал оценил его доходы за предыдущие двенадцать месяцев в $9,5 млн. Если долгожданное продолжение «Песни» появится на прилавках в этом году, возвращение автора в рейтинг в 2020-м более чем вероятно.

$1 млрд из $85 млрд: «Игра престолов» как глобальная франшиза

Шоу HBO давно уже больше чем просто сериал: GoT — это глобальная развлекательная франшиза, сравнимая со «Звездными войнами», «Гарри Поттером» и «Властелином колец». По мнению аналитиков, опрошенных The Hollywood Reporter, оценить стоимость бренда накануне старта восьмого сезона можно в сумму до $1 млрд. Это наверняка учитывали владельцы HBO из Time Warner, когда определяли сумму, за которую холдинг был поглощен телекоммуникационным гигантом AT&T — сделка стоимостью $85 млрд закрыта в феврале 2019-го.

$20 млн на маркетинг: драконы на Супербоуле

Еще один рекорд восьмого сезона GoT — крупнейший в истории сериала маркетинговый бюджет. На продвижение и без того сверхпопулярного шоу HBO на этот раз выделила $20 млн, выяснила The Wall Street Journal. Самым высокобюджетным элементом кампании оказался ролик, который продюсеры сериала сняли вместе с пивным брендом Bud (входит в корпорацию Anheuser-Busch InBev). Ролик, в котором были показаны рыцарский поединок главного героя по имени Бад Легкий и Григора Клигана по прозвищу Гора из «Игры престолов», а также последующее появление драконов, транслировался в перерыве Супербоула (финала Национальной футбольной лиги) — самого рейтингового события на американском телевидении, за которым каждый год следят более 100 млн зрителей.

$180 за кроссовки Ланнистеров: вездесущий бренд

Коллаборация с Bud — лишь один из множества примеров вездесущей маркетинговой активности GoT, отмечал журнал Wired. На самом деле поклонники сериала сегодня могут полностью окружить себя лицензированным мерчендайзом. Среди множества примеров брендированных товаров, доступных фанатам, — лимитированная серия беговых кроссовок Adidas (можно купить на Amazon по $180 за пару), вдохновленный «Игрой престолов» сборник звездных музыкантов калибра A$AP Rocky и The Weeknd от лейбла Columbia Records (предзаказ от $12 за цифровую копию), специальная партия газировки Mountain Dew от PepsiCo «У банки нет имени», вирусный ролик знаменитого печенья Oreo (часть корпорации Mondelez International) в стиле заставки шоу, виски «Белый ходок» под этикеткой Johnnie Walker от Diageo (в кампании обыгрывается слово Walker), футболки от John Varvatos стоимостью $100 и многое-многое другое.

Топ 10 самых высокобюджетных сериалов в истории

Если вы полагали, что «Игра престолов» с грандиозными декорациями, съемками в нескольких странах и масштабными боевыми сценами – самый дорогой телесериал, вы ошибались: 6 миллионов долларов за один эпизод «Игры престолов» – мелочь по сравнению с бюджетом некоторых других телешоу. Попкорнnews представляет топ 10 самых высокобюджетных сериалов в истории телевидения.

10 место – «Терра Нова» / TERRA NOVA

Бюджет: 4 миллиона долларов за серию

В 2011 году сам Стивен Спилберг одобрил идею телесериала, действие в котором разворачивалось вокруг путешествия в прошлое – в эпоху динозавров. Вместо того, чтобы снять «пилотный» эпизод, канал Fox заказал сразу 13 серий «Терра Нова», включая двухчасовой премьерный эпизод, обошедшийся в 14 миллионов долларов. Хотя сериал действительно был интересным, у Fox банально не хватило денег на масштабные декорации, огромное количество спецэффектов и перелет актеров в Австралию, где снимался сериал – и после первого сезона съемки пришлось свернуть.

9 место – «Дедвуд» / DEADWOOD

Бюджет: 4,5 миллиона долларов за серию

Снимая сериал-вестерн с Тимоти Олифантом в главной роли, HBO не поскупились и построили не просто декорации, а самый настоящий старинный город с Дикого Запада – включая дома, салуны, конюшни и так далее. Бюджета у HBO хватило на 3 сезона, но после того, как закончились основные источники дохода HBO – «Клан Сопрано» и «Секс в большом городе» – тратить по 4,5 миллиона на одну серию «Дедвуда» оказалось слишком накладно. Самое же интересное, что «Дедвуд» настолько полюбился зрителям, что полностью окупил себя – благодаря продажам на DVD.

8 место – «Подпольная империя» / BOARDWALK EMPIRE

Бюджет: 5 миллионов долларов за серию

Один только «пилотный» эпизод «Подпольной империи», снятый легендарным Мартином Скорсезе, обошелся создателям в рекордные 18 миллионов долларов – именно такую сумму пришлось потратить, чтобы воссоздать атмосферу Атлантик-Сити двадцатых годов. Эпоху «сухого закона» в США «Подпольная империя» воссоздает в мельчайших деталях: в сериале настоящим было все – от музыки, автомобилей и одежды до оружия. HBO, научившись на ошибках «Дедвуда», поддерживала «Подпольную империю» на протяжении целых 5 сезонов, не экономя на расходах.

7 место – «Фрейзер» / FRASIER

Бюджет: 5,2 миллиона долларов за серию в последнем сезоне

Внушительный бюджет «Фрейзера» обусловлен популярностью главного актера – Келси Грэммера, который пользовался такой любовью зрителей, что NBC не могли себе позволить попросту его уволить. В результате в последнем, 11 сезоне «Фрейзера» Грэммер получал 1,6 миллиона долларов за серию – порядка 30% всего бюджета. А если добавить к этому гонорары остальных актеров (минимум полмиллиона каждому) и гонорар собак (!), которые получали 10 тысяч долларов за эпизод, становится абсолютно логичным, что «Фрейзер» и по сей день остается одним из самых дорогих сериалов в истории.

6 место – «Игра престолов» / GAME OF THRONES

Бюджет: 6 миллионов долларов за серию

У самого популярного телесериала HBO рекордный бюджет объясняется множеством факторов – это и масштабные декорации, и гонорары каста, и спецэффекты, и отдаленные локации, в которых снимаются эпизоды. «Пилотный» эпизод «Игры престолов» обошелся HBO в 10 миллионов долларов. К счастью для HBO, частично бюджет «Игры престолов» состоит из инвестиций Северной Ирландии (где снимается большая часть эпизодов). Северная Ирландия от этого только выиграла – первоначальные инвестиции в размере 15 миллионов обеспечили стране почти 100 миллионов долларов прибыли от туристов.

5 место – «Камелот» / CAMELOT

Бюджет – 7 миллионов долларов за серию

«Камелоту», несмотря на блестящий актерский состав во главе с «девушкой Бонда» Евой Грин, грандиозные исторические декорации и неплохую идею сюжета, очень сильно не повезло – сериал дебютировал ровно за 2 месяца до того, как в эфир вышла «Игра престолов». Разумеется, рейтинги «Камелота» не шли ни в какое сравнение с рейтингами «Игры престолов», и сериал пришлось закрыть после 1 сезона.

4 место – «Марко Поло» / MARCO POLO

Бюджет: 9 миллионов долларов за серию

Как показали «Игра престолов» и «Камелот», съемки исторического сериала – мероприятие весьма затратное. Однако Netflix все-таки рискнул, потратив 90 миллионов долларов на 10 серий 1 сезона «Марко Поло». По всей видимости, затраты оправдались, поскольку не так давно Netflix продлили «Марко Поло» на второй сезон – он выйдет в эфир в 2016 году.

3 место – «Друзья» / FRIENDS

Бюджет: 10 миллионов долларов за серию в последнем сезоне

Обычно ситкомы обходятся телеканалам гораздо дешевле исторических сериалов или драм, поскольку каст у ситкомов меньше, эпизоды – короче, а декораций требуется минимум. «Друзья» в этом смысле стали исключением – но только потому, что актеры сериала к последнему сезону стали едва ли не самыми яркими звездами той эпохи. В итоге Мэтт ЛеБлан, Дженнифер Энистон, Дэвид Швиммер, Мэттью Перри, Лиза Кудроу и Кортни Кокс зарабатывали в последнем сезоне «Друзей» ровно по миллиону за серию – 60% от бюджета на каждый эпизод. По слухам, именно поэтому «Друзья» и закончились – дальше повышать гонорары актерам создатели сериала просто не могли.

2 место – «Рим» / ROME

Бюджет: 10 миллионов долларов за серию

В отличие от «Дедвуда», еще одному сериалу HBO, «Рим», повезло чуть больше – 15% стоимости первого сезона оплатила BBC за право транслировать сериал в Великобритании. «Рим» оказался не только рекордно дорогим, но и рекордно популярным сериалом – он завоевал 7 «Эмми», был дважды номинирован на «Золотой глобус». Впрочем, несмотря на это, сериал из-за дороговизны закрыли спустя всего 2 сезона.

1 место – «Скорая помощь» / ER

Бюджет: 13 миллионов долларов за серию (в 1998-1999 годах)

«Скорая помощь» не только помогла «запустить» карьеру Джорджа Клуни, но и оказалась одним из самых популярных сериалов эпохи девяностых годов. У «Скорой помощи» было все – известнейшие приглашенные звезды, грандиозные рейтинги и множество наград. В 1997 году, чтобы не потерять Джорджа Клуни, к тому моменту уже начавшего получать роли в Голливуде, NBC согласились платить актеру рекордный гонорар и расширили актерский состав. Решение оказалось ошибочным: за следующие 2 сезона «Скорая помощь» потеряла 15% рейтингов, а Клуни в 1999 году все равно покинул сериал. К счастью для поклонников, сериал справился с потерей Клуни и «прожил» аж до 2009 года, завершившись на 15 сезоне.

Ссылка на основную публикацию