Чем занимается генеральная прокуратура РФ: обязанности, права, история создания

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура – “Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору”. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: “Вот око мое, коим я буду все видеть”.

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года “О должности Генерал-прокурора”: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила “Основные начала судебных преобразований”, которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что “при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей”, а также констатировали, что “власть обвинительная отделяется от судебной”.

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране – Советом Народных Комиссаров – был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия – право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Генеральная прокуратура – ее права и обязанности

Генеральная прокуратура является основным звеном структуры прокуратуры. Генеральная прокуратура орган, осуществляющий контрольную и надзорную деятельность. Как и органы власти имеет свою структуру, основу правовой деятельности, организационные принципы деятельности. Во главе цепи стоит Генеральный прокурор, он же образовывает, а также ликвидирует органы прокуратуры, утверждает состав коллегий и личный состав коллегии и возглавляет как председатель. Кроме того, он назначает и увольняет руководителей научно учебных учреждений и организаций образовательного характера органов прокуратуры.

Генерального прокурора утверждает Совет Федерации после представления его Президентом. Данное звено может занимать лицо достигшее 35 летнего возраста, который имеет должное юридическое образование и который имеет профессиональные качества на необходимом уровне и не имеет проблем со здоровьем, а также данный гражданин обязан обладать моральными качествами которые не будут порочить данную должность.

Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.

Обязанности Генеральной прокуратуры

Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит экспертизу на присутствие или отсутствие коррупции законодательных актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.

Сотрудники Генеральной прокуратуры обязаны принять присягу при утверждении их на должность, соблюдать Конституцию, Закон о прокуратуре и законодательные нормативно правовые акты государства в целом. Обязана первоочередным моментом осуществлять защиту прав и свободы граждан, охранять интересы государства, а также юридических лиц. Генеральная прокуратура обязана осуществлять руководство прокурорской системой, издавать распоряжения и приказы для ниже стоящих прокуроров и следить за их исполнением.

Кроме того, генеральная прокуратура обязана опротестовать акты которые нарушают права граждан и выступить с защитой этих граждан в судах. Обязана контролировать законность решений. Обязана вести статистические отчеты о количестве поступивших заявлений, обращений и жалоб в органы прокуратуры. В особенности Генеральная прокуратура обязана соблюдать Регламент, обеспечивать должное взаимодействие подразделений для улучшения работы.

Права Генеральной прокуратуры

Генеральная прокуратура беспрепятственно проходит в помещения принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также организаций и иметь там доступ к необходимым документам. Может возбуждать административные производства и привлекать нарушителей к ответственности. Кроме того имеет право проводить опросы граждан, в случае необходимости, ознакамливаться с материалами дел которые находятся на учета в органах власти и организациях различной формы собственности, а также и другими материалами необходимыми для осуществления работы. Кроме того Генеральная прокуратура имеет право законодательной инициативы внося свои предложения по принятию законов, а также внесению в уже принятые нормативные документы изменений. При исполнении возложенных функций управления может вмешаться в деятельность работы прокуратур субъектов, но только в тех случаях когда это необходимо для устранения выявленных нарушений полномочий прокурора нижестоящего уровня.

Генеральная прокуратура имеет такие права как глава системы органов прокуратуры, а также образовывать, а при необходимости ликвидировать органы своей деятельности. Генеральный прокурор имеет право назначать и увольнять с должностей нижестоящих сотрудников федерального значения и руководителей структурных подразделений.

По мимо этого Генеральная прокуратура может обратится к Пленуму Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда с запросами о предоставлении пояснений по моментам судебной практики по всем направлениям судебных дел, сюда относятся дела по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам. Налаживает связи в отношении международного налаживания связей для передачи обвиняемых и лиц отбывающих наказание. Участвует в разработке международных договоров касающихся компетенции прокуратуры. Имеет право получить компенсацию за оплату жилья, а также на получение жилья от государства. Получать доплату особые заслуги, а также надбавки за ученые степени.

Генеральная прокуратура при осуществлении своих полномочий вправе действовать как представитель власти с целью обеспечить верховенство права, закона, защиты прав граждан, а также государственный интерес и общественности в целом. Также Генеральная прокуратура может взаимодействовать со средствами массовой информации и публиковать сведения о деятельности своей работы, а также выступать на телевидении и радиовещании.

Данная информация взята из официальных источников, а именно из Закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также из Регламенте утвержденном приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Бесплатная горячая юридическая линия.

История создания прокуратуры

«РОССИЙСКАЯ ПРОКУРАТУРА – ОКО ГОСУДАРЕВО»

Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)- что означает – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр 1. Период XVI и начала XVII веков был отмечен значительным ростом преступности, должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества, что вызвало историческую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Указом от 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи (Эта дата – 12 января – провозглашена Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1996 года “Днем прокуратуры”). “Сей чин есть яко око наше” – таково было напутственное слово Петра Великого первому российскому прокурору Павлу Ягужинскому. Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Стал складываться прокурорский корпус. И только спустя 80 лет в 1802 году в России было создано Министерство юстиции. На протяжении 300 летнего периода времени деятельность прокуратуры отличалась своей многогранностью, эффективностью и результативностью. Прокуратура как не один другой государственный органа надзирает за законностью в стране, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, следит за соблюдением законных интересов общества и государства. Некоторые радикальные, отрицательные силы и преступные сообщества всегда были заинтересованы в ликвидации органов прокуратуры или существенном уменьшении полномочий органа, который надзирает за единой законностью в государстве. Кроме государственных преступников, которых, не покладая рук, преследует и сажает прокуратура, есть еще группа людей, сочувствующих преступникам, помогающих им, препятствующих следователям в выполнении работы по зачистке России от злостных неплательщиков налогов и бандитов. Но каждый раз органы прокуратуры доказывали необходимость своей деятельности и реальную в ней потребность населения и государства. Только один раз, 20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. Требования по соблюдению революционной законности явились актуальными с первых дней существования только что созданного социалистического государства. Основная тяжесть в надзоре была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губернских исполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 году не были преобразованы в органы главного политического управления. Однако, вновь возникла насущная потребность в едином государственном органе надзирающем за законностью в стране, 28 мая 1922 года издано Постановление ВЦИК о принятии “Положения о прокурорском надзоре” и подписано председателем ВЦИК М.И.Калининым и секретарем ВЦИК М.И.Енукидзе. В настоящее время прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором Российской Федерации.

Задачи прокуратуры России – установление законности в стране, наведение порядка. Мы с каждым днем, с каждой минутой усиливаем деятельность по выявлению коррупции, нарушений, преследованию подозреваемых в тяжких преступлениях. Время неумолимо, меняются функции и приоритеты органов прокуратуры, оставаясь на острие борьбы с преступностью, прокуратура во главу угла сейчас ставит правозащитную деятельность, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, государственное обвинение в суде. Ежегодно за защитой своих прав обращаются в прокуратуру республики тысячи жителей. Прокуроры направляют в суды сотни и сотни исковых заявлений в защиту трудовых, жилищных, имущественных и других прав, остро реагируют на несоблюдение законов в отношении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда. Это только одно из направлений многофункциональных обязанностей прокуратуры. А какая титаническая работа прокуратурой была проведена по реабилитации жертв политических репрессий. Государство возложило на плечи Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации эту наиважнейшую задачу. Реабилитация проводилась с особой тщательностью и аккуратностью, с предельным уважением к лицам, невинно пострадавшим в период беззакония. Поручение государства о восстановлении светлых имен незаконно репрессированных выполнено прокуратурой достойно. Прокурору прежде всего государственные люди и нас более чем кого-либо беспокоит состояние преступности и законности в регионе, низкий уровень раскрываемости преступлений, рост экономических преступлений, преступности среди молодежи, наркомания, пьянство, негативно влияющие на правопорядок. Прокуратура во взаимодействии с другими правоохранительными органами работает в этом направлении. Сложившаяся система органов прокуратуры выдержала испытание временем, именно она была и остается надежным гарантом законности и правопорядка в стране.

В прокуратуре республики состоялась коллегия, посвященная обсуждению состояния законности и практики прокурорского надзора в сфере экологического законодательства

22 января 2020 года

В прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики состоялось торжественное мероприятие, посвященное 298-летию образования органов прокуратуры

Генеральный прокурор – его права и обязанности

Кто такой генеральный прокурор. Что входит в его обязанности и права, есть ли запреты. Как выбирается кандидат на эту должность
Генеральный прокурор
России – это высшее должностное лицо прокураторы. Основная задача – руководство Генеральной прокуратурой государства, а также в общем системой прокуратуры. Лицу официально присваивается статус советника юстиции.

О должности

Генеральный прокурор РФ имеет влияние на разные области жизнедеятельности страны. Назначение прокурора выполняется только СФФС РФ. Выбирать и рассматривать кандидатуру должен президент государства, если же Совет Федерации не одобрил выбор главы государства, ему дается еще месяц, в течение которого он должен предоставить другого кандидата.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

После выбора генерального прокурора, должностное лицо принимает присягу перед жителями России и Советом Федерации. Оно обязуется соблюдать Конституцию государства и законодательство, в своей работе защищать права и свободу каждого гражданина, первой задачей должна быть защита интересов народа.

Если по каким-либо причинам генеральный прокурор не выполняет свои обязанности, на его место приходит первый заместитель.

Генеральный прокурор назначается на 5 лет. Его отстранение от работы или назначение сопровождается печатным сообщением. Во время своей работы генпрокурор ежегодно должен отчитываться палате Федерального Собрания и главе страны о своих делах, уровню преступности и выполненных работах.

Права и обязанности генпрокурора

Генеральный прокурор имеет следующие права:

  • руководить всей системой прокуратуры и ее органами;
  • решать вопросы реорганизации, образования и устранения структур, органов, отделов прокуратуры;
  • перекладывать задачи прокуратуры на военные прокуратуры в ситуациях, когда не функционирует «гражданская» система;
  • устанавливать график приема граждан заместителями;
  • изменять и создавать новые правила принятия присяги работниками прокуратуры;
  • устанавливать сроки и последовательность аттестации;
  • принимать участие во всех заседания Верховного суда России;
  • назначать и отстранять от работы сотрудников;
  • просматривать и изменять решения, которые относятся к нарушениям закона России, а также останавливать выполнение приговора на смертную казнь.

Помимо прав, генеральный прокурор имеет еще и ряд обязанностей:

  • раз в год отчитываться Федеральному Собранию и Президенту о ситуации правопорядка и законности в стране;
  • осуществлять прокурорский надзор;
  • выполнять задачи структур прокуратуры РФ.

Есть и ряд запретов, которые не допускаются для работников прокураторы, в том числе и генпрокурора:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

  • они не должны быть членами различных политических организаций и объединений;
  • нельзя иметь другую работу одновременно с прокурорской, сюда не относится преподавательская, творческая и научная деятельность.

Если вы столкнулись с несправедливостью, либо не согласны с решением, вынесенным прокуратурой, то воспользуйтесь консультацией юриста.

Чем занимается прокуратура, какими делами?

Одним из наиболее важных органов в каждом государстве выступает прокуратура. Наша страна не исключение. Чем данная инстанция занимается в Российской Федерации? Ответ на этот вопрос будет предоставлен ниже в статье.

Какими делами занимается прокуратура?

Система прокуратуры в нашей стране ни в одну ветвь власти не входит. Это строго отдельная, а вместе с тем независимая и самостоятельная инстанция. Чем занимается прокуратура РФ? Конституция нашей страны, а также закон «О прокуратуре» сообщают о следующих ее функциях:

  • Ведение контроля над работой органов охраны правопорядка, а также служб, которые борются с преступлениями.
  • Осуществление уголовных преследований.
  • Выявления административных правонарушений наряду с их расследованием.
  • Возбуждение прокуратурой соответствующих дел.
  • Проведение международного сотрудничества (подразумевается обмен опытом с различными иностранными органами в сочетании с международным преследованием).

Таким образом, самой основной функцией рассматриваемой инстанции служит надзор. Прокуратура обязуется постоянно контролировать в обществе порядок. В случае его нарушения требуется очень быстро восстанавливать те или иные нарушенные права, привлекая определенных лиц к соответствующей ответственности.

История прокуратуры

Как давно в обществе существует столь важный и нужный для всего общества орган? Чтобы получить полную картину, надо обратиться к истории. Она берет начало еще в Древнем Риме. Сразу надо отметить, что структура права того времени до сих пор применима практически во всем мире, правда, в сильно измененном виде. Так раньше существовали стороны обвинения и защиты. Именно первая сторона и рассматривала конкретное дело со всех позиций, требуя наказания.

В средние века в Европе, ровно, как и на Руси должности обвинителя не существовало. Были ордалии, являющиеся народными судами, и многие другие элементы права. В Российской Империи понятие об обвинителе ввел Петр Первый. Должность эта являлась очень опасной и сложной, так как требовалось исполнять множество различных царских указов, работая с большим числом обвиненных. Несколько упростили должность прокурора во времена Советского Союза. Благодаря труду Ленина о прокуратуре был сформирован орган, который никак не изменился и по сей день.

Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью

Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура. Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.

Чем занимается прокуратура в законодательных органах? Обычно речь идет о зачитывании докладов о правопорядке в нашей стране, а, кроме того, об информировании о работе, а также проводится обозначение основных проблем. Говоря об обратной связи, надо отметить, что Федеральное Собрание может обращаться в прокуратуру для решения ряда вопросов, которые входят в круг его компетенции. Правотворческая деятельность рассматриваемой службы раскрывается следующим образом:

  • Проведение подготовки нормативных и правовых актов.
  • Предоставление закона на рассмотрение разным веткам власти.
  • Активное участие в разных проектах.

Взаимодействие с исполнительной властью

Особенно важным считается взаимодействие исполнительной ветки власти и данного органа. Чем же обычно занимается эта служба в таком случае? Какую основную деятельности здесь стоит выделить? Согласно имеющемуся законодательству, речь идет о контроле над качественным исполнением базовых норм, которые прописаны в документах федеральной и местной власти. Еще большим значением обладает управление деятельностью службы прокуратуры. Правда, стоит выделить главные элементы взаимодействия подробно:

  • Осуществление местных и федеральных программ по борьбе с правонарушениями и преступностью.
  • Проведение различных собраний и заседаний.
  • Ликвидация причины преступности.
  • Оказание требуемой помощи различным органам.
  • Проведение анализа степени эффективности работы, а, кроме того, некоторые иные функции.

Взаимодействие с судебной властью

Чем прокуратура занимается в сфере взаимодействия с судебной системой? Как общеизвестно, прокурор выступает государственным обвинителем. Так, в том случае, если кому-либо требуется его помощь, сотрудник данной службы может самостоятельно в судебную инстанцию с просьбой об участии в процессе обращаться. Кроме этого, взаимодействие данной структуры с судебной властью может определяться следующими прокурорскими возможностями:

  • Подача кассаций или апелляций.
  • Оценивание поступка обвиняемого (после проведения тщательного изучения по делу).
  • Опротестование решения судьи.
  • Подача заявки в адрес Конституционного суда.
  • Принятие участия в заседании, проводимом арбитражными судами.
  • Руководствоваться вопросами гражданского либо административного характера в судебном пленуме.

Занимается ли прокуратура взаимодействием с судебной властью? Безусловно да, и, если вкратце, то речь идет совместном устранении всевозможных нарушений, а также о поддержке законности и правопорядка.

Транспортная прокуратура

Интересно многим – чем занимается транспортная прокуратура. Этот орган осуществляет высший надзор над точным исполнением законодательства на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Помимо прочего такая прокуратура следит за деятельностью правоохранительных служб в таможенной сфере.

Рассматриваемая система выступает необходимым элементом прокурорской структуры, так как в процессе ее деятельности реализуется предметный принцип. Контроль над работой транспортных прокуратур осуществляется Управлением по надзору за исполнением законодательства в таможенных органах и на транспорте. К полномочиям такого прокурора относят:

  • Осуществление надзора за исполнением законности.
  • Соблюдение свобод и прав гражданина всеми организациями, предприятиями и учреждениями транспорта вне зависимости от формы собственности.
  • Привлечение виновных граждан к ответственности за преступления и правонарушения, которые были совершены должностными единицами соответствующих компаний.
  • Проведение проверки выполнения федерального законодательства органами таможни.

Транспортные прокуроры могут пользоваться абсолютно всеми правами и одновременно исполняют обязанности в рамках своей компетенции в ходе осуществления деятельности согласно законодательству.

Военная прокуратура

О том, чем занимается военная прокуратура, поговорим далее. Этой системой в свою очередь осуществляется надзор за исполнением законности в области вооруженных сил страны, в различных войсках, формированиях и органах. В структуру органов военной службы, как правило, входят следующие элементы:

  • Главная военная прокуратура.
  • Прокуроры флотов и округов.

Стоит отметить, что в России действует на сегодняшний день более двухсот военных гарнизонных элементов. Формирование наряду с реорганизацией и ликвидацией данной системы в сочетании с определением их статуса, компетенций и штатов осуществляется непосредственно Генеральным прокурором страны. Его назначение, ровно, как и освобождение от должности осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.

Работа в прокуратуре

Где надо пройти обучение для того, чтобы получить работу в данных органах? Какими видами деятельности работник прокуратуры вправе заниматься? Вопрос является, на самом деле, непростым, ведь рассматриваемая сфера деятельность считается невероятно сложной, тяжелой и даже опасной. При этом значительное количество трудового времени сотрудника предполагает бумажную волокиту. Итак, кто же может занять эту должность?

Прокурор всегда выступает лицом с юридическим образованием. При этом вовсе не важно, в какой именно сфере он конкретно работает: военная, транспортная, районная и так далее. Правда, необходимо учесть специальность, по которой стоит пройти учебу. Это, например, может быть:

  • Сфера национальной безопасности.
  • Область правоохранительной службы.
  • Отрасль юриспруденции и так далее.

Пройти необходимое обучение можно в настоящее время абсолютно любом вузе страны, в котором имеется юридическое направление. Согласно положениям действующего законодательства, работник прокуратуры вправе заниматься деятельностью, не связанной с предпринимательством, политикой, посредническими видами деятельности. Далее узнаем, что рассказывают сами прокуроры о своей ежедневной деятельности.

Отзывы о профессии

Довольны ли непосредственно сами сотрудники прокуратуры данной выбранной работой? Об этом стоит узнать у них самих. К примеру, некоторые трудящиеся в данной области люди говорят о том, что основными минусами профессии выступают ненормированный график наряду с низкой заработной платой и большим количеством работы с документацией. Это же подтверждается и другими людьми, которые отмечают, что то, чем занимается прокуратура района, можно охарактеризовать двумя простыми словами, а именно «бумажная волокита».

Генеральный прокурор РФ

Генеральным прокурором Российской Федерации называют наделенного ответственностью человека, выполняющего роль высшего органа в прокурорской системе России. Основополагающей задачей генерального прокурора РФ считается выполнение функции руководителя Ген прокуратуры российской территории. Параллельно с почетной должностью главного прокурора РФ, лиц официально становится титулованным советником юстиции.

Правила назначения лица на пост

Согласно юридической трактовке, генеральный прокурор России обладает серьезными и весомыми полномочиями в стране и способен влиять на различные ветви в устройстве государства в целом. В связи с данным фактом, назначаться лицо на соответствующую должность может только после решения высших органов исполнительной, а также законодательной власти. Назначением кандидата на пост генпрокурора занимается Федеральный Совет.

Поиском подходящей кандидатуры занимается президент РФ. При положительном исходе событий главное лицо государства может представить выбранного кандидата к рассмотрению комиссии. У Совета Федерации есть два пути решения: либо утвердить лицо, либо нет. В том и другом случаях исход событии решается открытым голосованием. При отсутствии поддержки со стороны исполнительного органа, Президенту отводится 30 дней на предоставление и рекомендацию на пост генпрокурора нового претендента.

Генеральная прокуратура РФ

При положительном решении Совета лицо должно пройти процедуру посвящения и принятия присяги в установленной форме. Принимать присягу должен председатель Совета Федераций.

Речь прокурора должна быть четкой и содержать клятву перед народом и высшими органами власти в соблюдении конституционных правил и законов России. Деятельность чиновника должна быть ориентирована на соблюдение и защиты прав, а также свободных действий в рамках закона каждого россиянина, а первоочередная задача должна формулироваться, как обеспечение защиты интересов державы.

Структура прокуротуры

Для обеспечения бесперебойной работы прокурорской системы, последнюю выстраивают в иерархическом виде: возглавляет ее генпрокурор, которому подчиняется первый заместитель прокурора. Именно на последнего переходят все полномочия в том случае, если ген прокурор российской федерации не может напрямую выполняться возложены на него обязательства. В случае отсутствия вышеуказанных лиц, функции управления Прокуратурой возлагаются на одного из нижестоящих замов прокурора.

Как и все верховные должности в стране, кандидатура Генерального прокурора России подвергается перевыборам каждые пять лет. Каждое решение голосования освящается средствами массовой информации (на телевидении, радио, печатных изданиях).

Обратите внимание! Прокуратура РФ располагается по адресу: город Москва, улица Большая Дмитровка, 15А. Почтовый индекс: 121209. Установить контакт со служащими можно через сайт , отправив электронное письмо, или по телефону +7 495 987‑56-56. Написать обращение можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессионалов.

Голосование на выборы кандидата на пост главы прокуратурной системы

В обязательства главы российской прокуратуры входит ежегодный отчет о положении дел в стране перед Путиным Владимиром Владимировичем, а также органом, которое его утвердило. Отчет должен содержать информацию об уровне преступности в стране с указанием горячих регионов, о состоянии правового порядка в государстве, о количестве и качестве модернизирующих работ в данной сфере.

Обратите внимание! Предоставлять информации Генеральный прокурор РФ должен лично. Категорически запрещается выступление нижестоящих должностей (первого заместителя и других). Исключение составляют случаи, оговоренные и прописанные в законодательных документах.

Нормативно-правовые акты

Занимаемая должность разрешает генпрокурору Российской Федерации издавать приказные документы, указательные бумаги и прочие нормативно-правовые акты, исполнять которые обязаны все сотрудники прокуратуры, в том числе и региональных отделов. Полномочия прокурора дают ему право на выдачу распоряжений, приказных документов, различных инструкций, положений, указаний и других документов, регулирующих все рабочие вопросы ведомства и оговаривающих порядок введения мер по социальному обеспечению ведомства, а также материальным поощрениям.

Дополнительная информация! Регламентирующим документом, на который опирается генпрокурор страны, является Закон о работе прокуратуры.

Нормативно-правовые акты, выпускаемые генеральной прокуратурой, делятся на следующие виды:

Приказы относятся к типу ведомственных документов, основу которых положены выдержки из Конституции, пункты из соглашений международного уровня, статьи из прокуратурного законодательства.

Закон о прокуратуре

Чаще всего именно они касаются материальной и социальной сторон жизни служащих прокурорской системы (выплаты по рождению ребенка), а также вопросов надзирательного характера в сфере соблюдения законов страны и поиска преступных лиц и организаций, оптимальной структуры управления. Таким образом, все выпускаемые приказы могут отличаться направлениями в сферах деятельности.

Вторым видом нормативных документов считаются указания. Данные акты затрагивают более узкие вопросы и направлены на оптимизирование деятельности внешней экономики, обеспечение контроля выполнения распоряжений в области приватизации, а также иных задач. По форме указания относятся к самым маленьким документам. Указание может быть выпущено после проведения предварительной проверки.

Разовые задачи, связанные с решением дела кратковременного характера, отражаются в распоряжениях.Для облегчения регулирования статуса региональных подразделений прокуратуры, а также ее отделов, выпускаются положения.Для четкого распределения обязанностей всех органов, регулирования технологических процессов создаются нормативно-правовые акты, называемые инструкциями.

Обратите внимание! Нормативно-правовые акты с течением времени разбиваются по категориям, подвергаются публикации. Так, в периодической печати можно найти сборные указания, инструкции, приказные выдержки. Все акты публикуются в издании под названием «Законность». Прокомментировать их могут в научно-исследовательском институте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Как и любой гражданин страны, генеральный прокурор имеет сои права и обязанности. К правам должностного лица относятся:

  • руководство в полной мере всеми прокурорскими ветвями страны, основываясь на соответствующее федеральное законодательство;
  • решение вопросов изменения прокурорской системы, в частности, проведение реорганизационных мероприятий, ликвидация отдельных структур, отделений, отделов;
  • установление и определение задач отдельных ведомств, формирование их статуса и наделение их правами;

Региональное прокуратурное отделение

  • распределять функциональные обязательство прокуратуры между военными отделениями в субъектах при условии отсутствия деятельности в региональных гражданских прокуратурах;
  • назначать на должность или снимать с нее сотрудников, стоящих ниже по рангу;
  • самостоятельно формировать штат, ориентируясь на размер фонда оплаты трудовой деятельности сотрудников;
  • наделять сотрудников обязанностями и полномочиями;
  • устанавливать численность сотрудников;
  • устанавливать часы приема заместителями гражданского населения;
  • утверждать рабочие планы ведомства, дни проверок деятельности подразделенческих структур и другие.

Дополнительная информация! В полномочии прокурора входит оценка произошедшей ситуации, принятие решения о передаче гражданина иностранного государства властям (к примеру, США) по их требованию или в случае нарушения лицом законов российского государства.

К основным обязанностям генерального прокурора относятся:

  • ежегодные выступления с отчетами перед президентом и Собранием Федераций;
  • проведение прокурорского надзора;
  • нести ответственность за действия сотрудников;
  • следить за выполнением поставленных задач;
  • иные обязательства, прописанные в Законе о прокуратуре.

В настоящее время пост главы российской прокуратуры занимает Чайка Юрий Яколевич, впервые избранный на свою должность в две тысячи шестом году. Путем перевыборов был снова назначен на пост в 2011 году и сохраняет свои позиции до сегодняшнего времени. Зам прокурора чайки назначен на свой пост три года назад.

Чайка Юрий Яковлевич

Таким образом, должность генерального прокурора Российской Федерации относится к одной из наиболее ответственных. Впервые она был учреждена в годы СССР для решения общих судебных вопросов. Инициативу по подбору кандидата в прокуроры берет на себя глава государства, но утверждает Совет Федераций путем открытого голосования его членов. В обязанности главного прокурора России входит не только руководительство прокуратурой в целом, включая отдельные субъекты, но и ежегодное предоставление отчетности о проделанных делах президенту и председателю ФС.

Ссылка на основную публикацию