Чем занимается Министерство финансов, история создания

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ – центральное государственное уч­ре­ж­де­ние в России и СССР, в РФ федеральный орган исполнительной власти.

Долж­ность ми­ни­ст­ра фи­нан­сов уч­ре­ж­де­на ми­ни­стер­ской ре­фор­мой 1802 года, ему под­чи­не­ны Берг-кол­ле­гия, Мо­нет­ный и Лес­ной департаменты и не­ко­то­рые другие уч­ре­жде­ния. Функ­ции Министерства финансов рас­ши­ри­лись с ли­к­ви­да­ци­ей Ми­ни­стер­ст­ва ком­мер­ции(1810 год). Об­ра­зо­ва­ние Министерства финансов за­вер­ши­лось с из­да­ни­ем «Об­ще­го уч­ре­ж­де­ния ми­ни­стерств» 1811 года. Пер­во­на­чаль­но вне ве­де­ния Министерства финансов фор­маль­но ос­та­вал­ся государственный ка­зна­чей, од­на­ко ми­нистр фи­нан­сов осу­ще­ст­в­лял об­щее ру­ко­во­д­ство его дея­тель­но­стью, в 1811 году Государственное ка­зна­чей­ст­во фак­ти­че­ски во­шло в со­став Министерства финансов, что бы­ло за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­но в 1821 году. В 1872-1905 годах при Министерстве финансов дей­ст­во­вал Со­вет тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур (соз­дан пу­тём объ­е­ди­не­ния Ма­ну­фак­тур­но­го и Ком­мерческого со­ве­тов, об­ра­зо­ван­ных при Министерстве финансов в 1828-1829 годах), ко­то­рый имел ме­ст­ные ко­ми­те­ты тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур. Ми­нистр фи­нан­сов яв­лял­ся глав­но­на­чаль­ст­вую­щим От­дель­ным кор­пу­сом по­гра­нич­ной стра­жи (с 1893 года). В 1900 году по инициа­ти­ве С.Ю. Вит­те центральные уч­ре­ж­де­ния Министерства финансов по час­ти тор­гов­ли и промышленности (глав­ные – От­дел тор­гов­ли и От­дел промышленности, соз­дан­ные при уп­разд­не­нии Департамента тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур) объ­е­ди­не­ны в отдельную струк­тур­ную часть Министерства финансов под руководством осо­бо­го то­ва­ри­ща ми­ни­ст­ра фи­нан­сов. В 1905 году управ­ле­ние этой сфе­рой пе­ре­да­но во вновь соз­дан­ное Ми­ни­стер­ст­во тор­гов­ли и про­мыш­лен­но­сти (МТиП). По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года на ос­но­ва­нии Дек­ре­та 2-го Все­российского съез­да Со­ве­тов от 26.10(08.11).1917 года вме­сто Министерства финансов уч­ре­ж­дён Народный ко­мис­са­ри­ат по фи­нан­со­вым де­лам (с ию­ня 1918 года Народный ко­мис­са­ри­ат фи­нан­сов, НКФ) РСФСР, в со­став ко­то­ро­го вош­ли многие центральные уч­реж­де­ния бывшего Министерства финансов. В 1923 году об­разо­ван со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ский НКФ СССР, ко­то­рый ру­ко­во­дил дея­тель­но­стью нар­ко­ма­тов фи­нан­сов со­юз­ных рес­пуб­лик, че­рез них – дея­тель­но­стью нар­ко­ма­тов фи­нан­сов ав­то­ном­ных рес­пуб­лик. В 1946 году все нар­ко­ма­ты фи­нан­сов пере­име­но­ва­ны в со­от­вет­ст­вую­щие ми­ни­стер­ст­ва. Министерство финансов РСФСР 11.11.1991 года объ­е­ди­не­но с Министерством эко­но­ми­ки РСФСР в Министерство эко­но­ми­ки и фи­нан­сов РСФСР (с 25.12.1991 года – РФ), ко­то­ро­му по­ста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва РСФСР 15.11.1991 года под­чи­не­ны струк­ту­ры, под­раз­де­ле­ния и ор­га­ни­за­ции Министерства финансов СССР (ли­к­ви­ди­рова­но 26.12.1991 года в свя­зи с пре­кра­ще­ни­ем су­ще­ст­во­ва­ния со­юз­но­го го­су­дар­ст­ва). Министерство финансов РФ об­ра­зо­ва­но 19.02.1992 года при раз­де­ле­нии Министерства эко­но­ми­ки и фи­нан­сов.

Ме­ст­ные фи­нан­со­вые ор­га­ны – гу­берн­ские ка­зён­ные па­ла­ты, ка­зна­чей­ст­ва (фак­ти­че­ски с 1811 года, за­ко­но­да­тель­но с 1821 года), гу­берн­ские и ок­руж­ные (об­ра­зо­ван­ные для од­но­го или не­сколь­ких уез­дов) ак­циз­ные управ­ле­ния (1862-1918 годы), ин­сти­тут фаб­рич­ной ин­спек­ции (1882-1905 годы), уезд­ные по по­дат­ным де­лам при­сут­ст­вия (1885-1898 годы), гу­берн­ские и городские при­сут­ст­вия по квар­тир­но­му на­ло­гу (1893-1917 годы), по­пе­чи­тель­ст­ва о на­род­ной трез­во­сти (1894-1917 годы), гу­берн­ские и городские по про­мы­сло­во­му на­ло­гу при­сут­ст­вия (1898-1917 годы), гу­берн­ские по фаб­рич­ным и гор­но­за­вод­ским де­лам при­сут­ст­вия (1899-1905 годы), а так­же управ­ле­ния гор­ных ок­ру­гов (до 1874 года), ок­руж­ные та­мо­жен­ные управ­ле­ния (1811-1912 годы) и уп­рав­ле­ния уча­ст­ко­вых та­мо­жен­ных ин­спек­то­ров (1912-1918 годы); в советский пе­ри­од – фи­нан­со­вые от­де­лы ис­пол­ко­мов Со­ве­тов (гу­берн­ских и уезд­ных; крае­вых, об­ла­ст­ных, го­род­ских, рай­он­ных), фи­нан­со­вые управ­ле­ния Московского и Ле­нинградского городских ис­пол­ко­мов и Московского об­ла­ст­но­го ис­пол­ко­ма.

На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Министерства финансов (НКФ) в его ве­де­нии на­хо­ди­лись: мо­нет­ные дво­ры; пред­при­ятия по из­го­тов­ле­нию ас­сиг­на­ций и всех бу­маг с государственным гер­бом (с 1818 года Экс­пе­ди­ция за­го­тов­ле­ния государственных бу­маг, с 1919 года Го­знак); сбе­ре­гательные кас­сы (1859-1919, 1923-1988 годы). В под­чи­не­нии ве­дом­ст­ва в Российской им­пе­рии так­же со­стоя­ли: государственные бан­ки (Ас­сиг­на­ци­он­ный до 1847 года, Ком­мер­че­ский в 1817-1860 годах, За­ём­ный до 1860 года, Го­су­дар­ст­вен­ный банк Рос­сий­ской им­пе­рии в 1860-1917 годах, Кре­сть­ян­ский по­зе­мель­ный банк в 1883-1917 годах, Дво­рян­ский зе­мель­ный банк в 1885-1917 годах); ссуд­ные (1860-1895 годы) и со­хран­ные (1862-1895 годы) каз­ны при Московском и Санскт-Пе­тербургском вос­пи­та­тель­ных до­мах; ка­зён­ные гор­но­за­вод­ские пред­при­ятия (кро­ме ка­би­нет­ских) и пред­при­ятия по до­бы­че со­ли (до 1874 года, ко­гда они пе­ре­да­ны в ве­де­ние Министерства государственных иму­ществ); та­мож­ни (1810-1917 годы); Государственная ко­мис­сия по­га­ше­ния дол­гов (1812-1917 годы); Экс­пе­ди­ция государственных кре­дит­ных би­ле­тов (1843-1860 годы); ак­цио­нер­ное общество Ки­тай­ско-Вос­точ­ной же­лез­ной до­ро­ги (1896-1917 годы); город Даль­ний (китайское – Да­лянь) в Кван­тун­ской об­лас­ти. В под­чи­не­нии НКФ (Министерство финансов) РСФСР и СССР на­хо­ди­лись: бан­ки (На­род­ный банк РСФСР, Го­су­дар­ст­вен­ный банк СССР; с 1932 года – Пром­банк СССР, Сель­хоз­банк СССР, Це­ком­банк СССР, Торг­банк СССР и др.), Гос­страх (1921-1992 годы), Ин­гос­ст­рах (1948-1991 годы), Го­хран (с пе­ре­ры­ва­ми) и прочее.

К важ­ней­шим функ­ци­ям ве­дом­ст­ва от­но­сят­ся со­став­ле­ние про­ек­тов рос­пи­си го­до­вых государственных до­хо­дов и рас­хо­дов (бюд­же­та) и от­чё­тов об их ис­пол­не­нии, ру­ко­во­дство вы­пус­ком и об­ра­ще­ни­ем де­неж­ных и рас­чёт­ных зна­ков, че­кан­кой мо­не­ты, раз­ра­бот­ка об­щих во­про­сов де­неж­но­го об­ра­ще­ния и его ре­гу­ли­ро­ва­ния (Министерство финансов и НКФ под­го­то­ви­ли ряд де­неж­ных ре­форм – 1839-1841, 1895-1898, 1922-1924, 1947, 1961 годов и др.), раз­ра­бот­ка на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, сбор на­ло­гов, по­шлин, ак­ци­зов, про­ве­де­ние государственных кре­дит­ных опе­ра­ций, в т. ч. внеш­них и внутренних зай­мов, пе­ре­вод ка­пи­та­лов за гра­ни­цу и прочего.

Министерство финансов Российской им­пе­рии так­же ве­да­ло пра­ви­тельственной по­ли­ти­кой в сфе­ре внеш­ней тор­гов­ли (1810-1905 годы), промышленности и внутренней тор­гов­ли (1819-1905 годы). Управ­ля­ло государственными зе­мель­ны­ми иму­ще­ст­ва­ми, с 1810 года – все­ми государственными иму­ще­ст­ва­ми, в том числе государственными кре­сть­я­на­ми (до об­ра­зо­ва­ния Ми­ни­стер­ст­ва го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ в 1837/38 году). Ру­ко­во­ди­ло вы­куп­ной опе­ра­ци­ей(1861-1906 годы) по­сле от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва. Совместно с Го­су­дар­ст­вен­ным кон­тро­лем про­ве­ло фи­нан­со­вые ре­фор­мы 1862-1868 годов. Осу­ще­ст­в­ля­ло над­зор за об­щественными и ча­ст­ны­ми кре­дит­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, а так­же, до 1874 года, за ча­ст­ны­ми гор­ны­ми пред­при­ятия­ми. Сда­ва­ло с тор­гов вин­ные от­ку­па, с 1895 года осу­ще­ст­в­ля­ло государственную вин­ную мо­но­по­лию. Ус­та­нав­ли­ва­ло та­ри­фы железно-дорожных пе­ре­во­зок (1889-1905, 1906-1917 годы). Раз­ра­ба­ты­ва­ло фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ст­во (до 1905 года). Вы­да­ва­ло при­ви­ле­гии на изо­бре­те­ния и усо­вер­шен­ст­во­ва­ния. В свя­зи с пре­об­ра­зо­ва­ния­ми фи­нан­со­вой сис­те­мы по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года НКФ за­ни­мал­ся ли­к­ви­да­ци­ей преж­них кре­дит­ных уч­ре­ж­де­ний, на­цио­на­ли­за­ци­ей бан­ков. В пе­ри­од «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» его роль в народном хо­зяй­ст­ве суще­ст­вен­но сни­зи­лась, вновь воз­рос­ла с пе­ре­хо­дом к но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке (НКФ раз­ра­бо­тал её фи­нан­со­вые ас­пек­ты). Впо­след­ст­вии НКФ и Министерство финансов управ­ля­ли фи­нан­со­во-кре­дит­ной сис­те­мой СССР, осу­ще­ст­в­ля­ли учёт и хра­не­ние государственных за­па­сов зо­ло­та, се­реб­ра, иностранной ва­лю­ты. С об­ра­зо­ва­ни­ем Со­ве­та эко­но­ми­че­ской взаи­мо­по­мо­щи Министерство финансов СССР раз­ра­бо­та­ло сис­те­му взаи­мо­рас­чё­тов на ос­но­ве пе­ре­вод­но­го руб­ля.

Министерство финансов РФ по­сле рас­па­да советской бюд­жетной сис­те­мы основные уси­лия на­пра­ви­ло на дос­ти­же­ние фи­нан­со­вой ста­би­ли­за­ции. Оно фор­ми­ру­ет государственный бюд­жет на ос­но­ве ры­ноч­ной идео­ло­гии, раз­ра­ба­ты­ва­ет и ре­а­ли­зу­ет стра­те­гические на­прав­ле­ния государственной фи­нан­со­вой, бюд­жет­ной, на­ло­го­вой и ва­лют­ной по­ли­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ет кон­цен­тра­цию фи­нан­со­вых ре­сур­сов на при­ори­тет­ных на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­но-эко­но­мического раз­ви­тия, управ­ля­ет гососударственными внутренним и внеш­ним дол­гом и прочим. Раз­ра­ба­ты­ва­ет за­ко­но­про­ек­ты, нор­ма­тив­ные ак­ты и другие до­ку­мен­ты по во­про­сам, от­но­ся­щим­ся к сфе­ре дея­тель­но­сти Фе­де­раль­ной на­ло­го­вой служ­бы, ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту Фе­де­раль­ной служ­бы фи­нан­со­во-бюд­жет­но­го над­зо­ра и Фе­де­раль­ного казначейства. В 2000-2008 годах Министерство финансов спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию без­де­фи­цит­но­го фе­де­раль­но­го бюд­же­та, ак­тив­ной вы­пла­те внеш­ней за­дол­жен­но­сти, вве­де­нию «пло­ской шка­лы» по­до­ход­но­го на­ло­га, соз­да­нию ста­би­ли­зационного фон­да РФ. В 2009-2010 годах осу­ще­ст­в­ля­ло ме­ры, на­прав­лен­ные на пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са. В ве­де­нии Министерства финансов РФ на­хо­дят­ся Го­хран РФ, Го­знак РФ, Российская государственная про­бир­ная па­ла­та, Ал­маз­ю­ве­лир­экс­порт. Ме­ст­ные ор­га­ны Министерства финансов – тер­ри­то­ри­аль­ные под­раз­де­ле­ния фе­де­раль­но­го ка­зна­чей­ст­ва, тер­ри­то­ри­аль­ные кон­троль­но-ре­ви­зи­он­ные ор­га­ны, ре­гио­наль­ные управ­ле­ния по ва­лют­но­му кон­тро­лю, тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны стра­хо­во­го над­зо­ра. В рес­пуб­ли­ках, не­ко­то­рых кра­ях и об­лас­тях РФ дей­ст­ву­ют ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов, ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но не под­чи­ня­ют­ся Министерству финансов РФ, но пред­став­ля­ют ему свои от­чё­ты.

При Министерстве финансов сфор­ми­ро­ва­на од­на из круп­ней­ших спе­циа­ли­зированных биб­лио­тек (с 1824 года). Учеб­ные за­ве­де­ния и на­учные уч­ре­ж­де­ния Министерства финансов (НКФ): по­ли­тех­нические ву­зы, ком­мерческие, тор­го­вые, тех­нические, ре­мес­лен­ные и другие профессиональные сред­ние и низ­шие учеб­ные за­ве­де­ния (до 1905 года, ко­гда они бы­ли пе­ре­да­ны в ве­де­ние МТиП); Институт эко­номических ис­сле­до­ва­ний (1919-1931 годы), Москковский фи­нан­со­во-эко­но­мический институт (с 1919 года; ны­не Фи­нан­со­вый университет при Пра­ви­тель­ст­ве РФ), Конъ­юнк­тур­ный ин­сти­тут (1923-1928 годы), Ле­нинградский фи­нан­со­во-эко­но­мический институт (1930-1946 годы; ны­не Санскт-Пе­тербургский государственный университет эко­но­ми­ки и фи­нан­сов в сис­те­ме Министерства об­ра­зо­ва­ния), Центральный за­оч­ный институт фи­нан­со­во-эко­но­мических на­ук (1930 год; с 1993 года Все­российский за­оч­ный фи­нан­со­во-эко­но­мический институт), Ака­де­мия бюд­же­та и ка­зна­чей­ст­ва (соз­да­на в 1988 году как Фи­нан­со­вый институт по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, с 1996 года современное название). Сре­ди ве­дом­ст­вен­ных из­да­ний: «Ука­за­тель пра­ви­тель­ст­вен­ных рас­по­ря­же­ний по Ми­ни­стер­ст­ву фи­нан­сов» (1864-1885 годы), «Внеш­няя тор­гов­ля по ев­ро­пей­ской гра­ни­це: Тру­ды Ста­ти­сти­че­ско­го от­де­ле­ния Де­пар­та­мен­та та­мо­жен­ных сбо­ров» (1884-1916 годы), «Вест­ник фи­нан­сов, про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли…» (1885-1917 годы), «Це­ны на хле­ба и спирт, фрах­ты и стра­хо­вые пре­мии по те­ле­граф­ным све­де­ни­ям…» (1888-1905 годы, с 1905 года из­да­ние МТиП), «Сбор­ник та­ри­фов рос­сий­ских же­лез­ных до­рог» и «Свод­ная ста­ти­сти­ка пе­ре­во­зок по рус­ским же­лез­ным до­ро­гам» (1889-1917 годы), «Тор­го­во-про­мыш­лен­ная га­зе­та» (1893-1917 годы), «Рус­ское эко­но­ми­че­ское обо­зре­ние» (1897-1905 годы), «Свод ста­ти­сти­че­ских дан­ных по же­ле­зо­де­ла­тель­ной про­мыш­лен­но­сти» (1903-1917 годы) и др.; «Из­вес­тия На­род­но­го ко­мис­са­риа­та фи­нан­сов РСФСР» (1919-1922 годы), «Из­вес­тия На­род­но­го ко­мис­са­риа­та фи­нан­сов СССР» (1927-1931 годы), журнал «Фи­нан­сы» (в 1926-1954 годах «Фи­нан­сы и на­род­ное хо­зяй­ст­во»; в 1954-1992 годах «Фи­нан­сы СССР»), «Фи­нан­со­вая га­зе­та» (с 1991 года).

Спи­сок ру­ко­во­ди­те­лей ве­дом­ст­ва до 2000 года смотрите в при­ло­же­нии «Го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии, СССР, РФ» в то­ме «Рос­сия»; А.Л. Кудрин (19.05.2000-26.09.2011 годов); А.Г. Силуанов (с 16.12.2011 года; с 27.09.2011 – исполняющий обязанности).

Дополнительная литература:

Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов. 1802-1902. СПб., 1902. Ч. 1-2;

Ис­то­ри­че­ский об­зор пра­ви­тель­ст­вен­ных, об­ще­ст­вен­ных и ча­ст­ных кре­дит­ных ус­та­нов­ле­ний в Рос­сии / Сост. Я. И. Пе­че­рин. СПб., 1904;

По­дат­ная ин­спек­ция в Рос­сии (1885-1910 г.): Очерк дея­тель­но­сти по­дат­ной ин­спек­ции за 25 лет ее су­ще­ст­во­ва­ния в свя­зи с раз­ви­ти­ем пря­мо­го об­ло­же­ния. СПб., 1910;

Де­пар­та­мент ок­лад­ных сбо­ров. [1863-1913]. СПб., 1913;

Крат­кий очерк 50-ле­тия ак­циз­ной сис­те­мы взи­ма­ния на­ло­га с креп­ких на­пит­ков и 50-ле­тия дея­тель­но­сти уч­ре­ж­де­ний, за­ве­ды­ваю­щих не­ок­лад­ны­ми сбо­ра­ми. СПб., 1913;

Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов. 1904-1913. [СПб., 1914];

Та­мо­жен­ное де­ло Рос­сии: Сбор­ник до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов. М., 1997-2003. Т. 1-6;

Судь­бы Рос­сии: Док­ла­ды и за­пис­ки го­су­дар­ст­вен­ных дея­те­лей им­пе­ра­то­рам о про­бле­мах эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны (вто­рая по­ло­ви­на XIX в.) / Сост. Л. Е. Ше­пе­лев. СПб., 1999;

Ис­то­рия Ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов Рос­сии. М., 2002. Т. 1-4.

История возникновения и развития Министерства финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов – один из старейших органов государственной власти. Оно было образовано 8 сентября 1802 года по приказу императора Александра I. До того момента всеми основными финансовыми потоками в государстве управляло казначейство.краткая история становления министерства финансов в россии

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
История Министерства Финансов 4
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Содержимое работы – 1 файл

Реферат ФИНАНСЫ.docx

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Специальность 08.01.05.65 «Финансы и кредит»

По дисциплине «Финансы»

«История возникновения и развития Министерства финансов в России»

Выполнил: Жарникова Лада Алексеевна

Щукина Татьяна Владимировна

Основная часть 4

История Министерства Финансов 4

Список использованной литературы 13

Введение

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов – один из старейших органов государственной власти. Оно было образовано 8 сентября 1802 года по приказу императора Александра I. До того момента всеми основными финансовыми потоками в государстве управляло казначейство.

Основная часть

История Министерства Финансов

Государственный контроль до XIX века осуществлялся различными учреждениями. (Таблица №1)

Проверка раздачи полкового жалования

Аналитическая работа в области финансов, армейских вопросов

Сенат в лице обер-комиссара

Контроль приходных и расходных операций губерний

Счет всех государственных доходов и расходов

Ревизионная коллегия переименована в Ревизионную контору Сената

Счет всех государственных доходов и расходов

Учреждение для управления губерниями Всероссийской империи

Производство ревизий счетов губернских учреждений

Экспедиция ревизии счетов

Контроль доходов и расходов государства, сохранности денежных средств

В царствование Иоанна III появляется центральное финансовое управление в виде приказов; таких приказов к царствованию царя Алексея Михайловича было 13. Центральное управление финансами сосредотачивалось, главным образом, в приказе Большой Казны. Из образованных Петром Великим коллегий финансами заведовали: 1) камер-коллегия, 2) штатс-контор-коллегия или штатс-контора, 3) ревизион-коллегия и 4) коммерц-коллегия.

При Екатерине II, указом 24 октября 1780 г., была учреждена экспедиция о государственных доходах, в 1781 г. разделенная на 4 самостоятельные экспедиции: первая заведовала доходами, вторая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов; все четыре экспедиции были подчинены генерал-прокурору. Существование петровских коллегий прекратилось, а их дела по финансовому управлению были переданы казенным палатам. Павел I указом 19 ноября 1796 г. отчасти восстановил коллегии, а 4 декабря того же года отделил должность государственного казначея от должности генерал-прокурора.

Читайте также:  Для чего нужен биометрический паспорт: отличие от простого

Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство финансов, на обязанности которого лежало “управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов”. На министра финансов манифест возлагал еще обязанность “при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов”. Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.

В Манифесте Императора Александра I от 1802 года «Об утверждении Министерств», с которого началась история Министерства финансов, особо подчеркивалось, что изменение системы управления явилось развитием идей Петра Великого и направлено на соблюдение и утверждение необходимого порядка и умножение богатства. Завершилось формирование Министерства в 1811, когда управление всеми финансами страны было разделено между тремя ведомствами:

  1. Министерством финансов, в ведении которого находились все источники доходов,
  2. Государственным казначейством, ведавшим расходами,
  3. Государственным контролером, которому поручалась ревизия всех счетов.

Состав Министерства финансов определился в следующем виде:

1) Департамент государственных имуществ (дела о казенных крестьянах, имениях, лесах, оброчные статьи и винокуренные заводы);

2) Департамент внешней торговли (торговые внешние сношения и таможенные дела);

3) Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли;

4) Департамент податей и сборов (питейные и другие сборы, подати и повинности и отделение гербовой бумаги);

5) Департамент Государственного Казначейства с состоящим в непосредственном ведомстве сего Департамента Главным Казначейством;

6) Главное Управление Монетной, Горной и Соляной части, к коему принадлежали:

а) Департамент Горных и Соляных Дел;

б) Штаб Корпуса Горных Инженеров;

в) Совет Корпуса Горных Инженеров;

г) Горный аудиториат;

д) Ученый Комитет Корпуса Горных Инженеров.

7) Две Канцелярии Министра:

а) Общая Канцелярия;

б) Особенная Канцелярия по кредитной части.

В начальный период становления Министерства на него помимо сбора налогов были возложены и другие функции, обусловленные структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных учреждений. Департамент государственных имуществ ведал всем казенным имуществом, землями, лесами, винокуренными заводами, казенными крестьянами (кроме заводских и фабричных). На департамент горных и соляных дел возлагалось управление монетным делом, частными и казенными горными заводами, добычей соли и минералов. Департамент внешней торговли ведал внешними отношениями и тамож. делами. Департамент податей и сборов ведал поступлениями всех видов податей и сборов. Канцелярия обеспечивала взаимосвязь Министерства с департаментами, др. ведомствами, вела дела по внутренним и внешним займам, рассматривала финансовые проекты и предложения, для чего при ней был создан Ученый комитет с библиотекой.

В 1817 г. в ведение Министерства финансов передан (из Министерства внутренних дел) департамент мануфактур и внутренней торговли, а 1821 в состав Министерства в виде особого департамента было включено Государственное казначейство. В 1824 г. учреждена особенная канцелярия по кредитной части, в 1828 г. — мануфактур-совет, в 1829 г. — коммерческий совет. С учреждением Министерства государственных имуществ, от Министерства финансов отошло в 1838 г. управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями. 27 октября 1861 г. открыло свои действия главное выкупное учреждение, упраздненное в 1895 г.

Указом 15 апреля 1863 г. департамент горных и соляных дел преобразован в Горный департамент, а вместо департамента податей и сборов учреждены два новых департамента, окладных и неокладных сборов.

29 октября 1864 г. департамент внешней торговли переименован в департамент таможенных сборов, а департамент мануфактур и внутренней торговли — в департамент торговли и мануфактур. В 1866 г. уничтожено отдельное существование финансовой администрации Царства Польского и образован особый отдел по финансам Царства Польского, упраздненный 2 8 декабря 1884 г. 7 июня 1872 г. издано положение о совете торговли и мануфактур, открытом вместо советов коммерческого и мануфактурного. 21 декабря 1873 г. все части горного ведомства — горный департамент, горный совет, горный институт и горный ученый комитет — переданы в Министерство государственных имуществ. В ведомстве Министерства финансов остались пробирная и монетная части — пробирные палатки, монетное отделение горного департамента и Петербургский монетный двор. 18 мая 1882 г. утвержден устав крестьянского поземельного банка.

До 1874 Горный департамент продолжал находиться в составе Министерства Финансов. Горный департамент включал следующие отделения: Монетное, Казенных горных заводов, Частных горных заводов, Частных золотых промыслов, Горных заводов Царства Польского (с 1869), Инспекторское (с 1864 после упразднения Штаба КГИ), а также Счетное (с 1868 оно именовалось Бухгалтерским) и Судное.

С переходом с 1 января 1874 года Горного департамента (а также Горного совета, Горного ученого комитета и Горного института) из Министерства финансов в Министерство государственных имуществ Монетное отделение было оставлено в МинФине.

Издание в 80-х годах ряда законов, положивших начало государственному вмешательству в отношения между фабрикантами и рабочими, вызвало учреждение фабричной инспекции в лице фабричных инспекторов. 31 января 1884 г. учрежден при департаменте неокладных сборов технический комитет. 30 апреля 1885 г. учреждены в ведении казенных палат податные инспектора. 3 июня 1885 г. учрежден государственный дворянский земельный банк. В 1889 г. образован департамент железнодорожных дел. 14 декабря 1892 г. учреждено при департаменте торговли и мануфактур хлеботорговое отделение. При том же департаменте 3 июня 1893 г. учреждена главная палата мер и весов. 6 мая 1896 г. последовало преобразование департамента неокладных сборов в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей.

В начале XX века Министерство финансов представлялось в следующем виде. Во главе управления стоял министр финансов с двумя товарищами. При министре состояли: совет, чиновники особых поручений, юрисконсульт и канцелярия, разделенная на две самостоятельные канцелярии: 1) общая канцелярия с ученым комитетом, обязанности которого следующие: а) рассмотрение финансовых проектов и учреждений, б) наблюдение за ходом финансовой части в западноевропейских государствах и сообщение о них министру, в) изыскание способов распространения финансовых сведений между чиновниками Министерство финансов, для чего служит библиотека ученого комитета; 2) особенная канцелярия по кредитной части, в ведомстве которой состоит спб. монетный двор.

Министерство финансов подразделялось на следующие центральные учреждения:

1) Департамент таможенных сборов, из ведения которого было выделено 15 октября 1893 г. заведование пограничной стражей в виде штаба отдельного корпуса пограничной стражи; шефом корпуса состоял министр финансов;

2) Департамент окладных сборов, в состав которого вошло по закону 27 марта 1895 г. главное выкупное учреждение;

3) Департамент железнодорожных дел, при котором состоят тарифный комитет и совет по тарифным делам;

4) Департамент государственного казначейства, в ведомстве которого находится главное казначейство; предметы ведомства департамента — движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств, главное счетоводство приходов и расходов, ревизия кассовых оборотов главного казначейства и казенных палат, составление сметы и кассового отчета по всей Империи;

5) Департамент торговли и мануфактур, при котором совет торговли и мануфактур, фабричная инспекция, особое присутствие по рассмотрению жалоб на действия фабричной инспекции, главная палата мер и весов и пробирные палатки;

6) Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, разделенное на два отдела:

а) Отдел неокладных сборов, ведающий неокладные сборы и

б) Отдел казенной продажи питей.

Затем при Министерстве финансов состояла экспедиция заготовления государственных бумаг и разнообразные кредитные установления, как: государственный дворянский земельный банк с особым отделом, крестьянский поземельный банк, государственный банк, петербургская и московская ссудные казны, управление сберегательных касс и государственная комиссия погашения долгов.

В ведении Министерство финансов состояли также все коммерческие училища. При Министерстве финансов издавались “Вестник Финансов” и “Торгово-Промышленная Газета”.

Во 2-й пол. XIX в. и начале XX в. в структуре Министерства финансов и соответственно в выполняемых им функциях происходили качеств, изменения, существенно усилившие его роль в экономической и политической жизни страны.

Полномочия, имевшиеся у Министерства финансов в начале XX в., отражает его структура, сложившаяся к 1917. Во главе Министерства стоял министр, являвшийся одновременно главнокомандующим отдельным корпусом пограничной стражи, которому подчинялись: два товарища (заместителя) министра; совет министра; совет по тарифным делам; тарифный комитет; департамент железнодорожных дел; совет по делам казенной продажи «питей» и главное управление неокладных сборов; совет по делам страхования доходов и капиталов; департамент окладных сборов и департамент таможенных сборов; управление отдельного корпуса пограничной стражи, включая морскую, военно-судебную, санитарную и ветеринарную службы; департамент Государственного казначейства; общая канцелярия министра; особая канцелярия по кредитной части, ведавшая вопросами внутреннего и внешнего государственного долга и монетными делами; юрисконсульт с помощниками, а также государственные банки.

Второй Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Нарком-фин) РСФСР. В связи с образованием в декабре 1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин СССР.

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином подразумевался доход.

В европейских странах ближе к XVIII в. финансы включали совокупность доходов, расходов, долга государства. Изначально финансы рассматривались в качестве денежных фондов. Несколько позднее понятие «финансы» стало включать в себя и местные финансы.

Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно. Финансы рассматривались как совокупность налоговых сборов, имущества, формирования бюджета и его расходования на более широкие цели.

В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая.

Классическая теория подразумевает господство государства над финансами.

Неоклассики представляют другое видение финансовой системы. Они полностью отходят от господства государства во всех сферах, в том числе выделяют финансы как независимую категорию.

Классическая теория представляет мысли, касающиеся налоговой политики государства. В этой связи прославился Адам Смит.

Его заслуга состоит в разработке правил, касающихся взаимоотношений налогоплательщика и налоговой системы.

В современных налоговых отношениях эти правила тоже находят свое отражение, например в Налоговом кодексе РФ.

Правила А. Смита гласят:

1) налоги не должны наносить ущерб промышленности и свободе человека;

2) налоги должны быть справедливы и равномерны;

3) налоги должны иметь основательные поводы;

4) не должно существовать много касс и много служащих по взиманию налогов.

Неоклассическая теория получила свой рассвет в середине XX в. Появилась новая стадия в развитии финансов. Подход неоклассиков применяется к формированию национальных и международных финансовых отношений. Теория базируется на четырех принципах:

1) экономическая сила государства, следовательно, и устойчивость его финансовой системы во многом обусловливаются экономической мощью частного сектора, основу которого составляют крупные организации;

2) минимальное вмешательство государства в сферу частного сектора;

3) основными доступными источниками финансового развития крупных корпораций являются прибыль и рынки капитала;

4) в силу интернационализации рынков труда, капитала и товаров общим курсом развития финансовых систем разных стран является стремление к интеграции.

Этот термин в России стал применяться с XVIII в. и его трактовка была такова: «Финансы – это все то, что касается прихода, расхода государства» (В. И. Даль).

1802-й г. ознаменовался созданием министерств, в том числе и Министерства финансов. В его ведении находилась система контроля над доходами, внешними связями, таможенными делами, налогами и сборами и др. Министерство финансов состояло из финансовых и хозяйственных коллегий.

Однако некоторые финансовые и хозяйственные вопросы оставались в ведении других учреждений: Министерства коммерции, Министерства внутренних дел, Государственного казначейства. По функциям и полномочиям Министерство финансов XVIII–XIX вв. является прообразом современного финансового органа.

Структура министерства финансов была пересмотрена М. М. Сперанским:

Министр —> Департаменты —> Отделения —> Столы

Возглавлял Министерство министр финансов, при котором формировались совет и канцелярия. Само Министерство состояло из департаментов, отделений, столов. Предусматривалась субординация в принятии решений и во взаимодействиях с вышестоящим начальством: столоначальники подчинялись начальникам отделений, а начальники отделений подчинялись директорам департаментов, которые в свою очередь находились в непосредственном подчинении у министра.

Император назначал министра, который подчинялся только ему. Таким образом, в управлении министерствами лежал принцип единоначалия. Структура министерств была построена по французской аналогии.

Министерство финансов играло важную роль в рассмотрении «каждогодних» финансовых отчетов, поступавших из других министерств.

Далее эти отчеты продвигались в Госсовет и к самому царю вместе с выработанными предложениями. Составляя бюджет, министерство финансов должно было рассмотреть сметы каждого министерства, которые представлялись не позднее 15 ноября.

В дальнейшем сметы сводились в роспись доходных и расходных статей. В таком виде бюджет поступал на рассмотрение в Госсовет и затем на утверждение государю.

В настоящее время рассмотрение и утверждение бюджета проходят такой же путь: от министерств до президента.

В те времена распределение расходов и источники поступлений при составлении бюджета находились в строжайшем секрете. На данном этапе развития бюджетных отношений этот процесс достаточно прозрачен и открыт.

Читайте также:  Как узнать свою кредитную историю: 6 вариантов

Новые правила составления, исполнения и утверждения государственной росписи были приняты с 1862 г. Государственные росписи стали подлежать опубликованию.

Основными принципами составления и расходования казны провозглашались бюджетное единство, единое кассовое исполнение, т. е. расходы производились из касс Государственного казначейства, где аккумулировались все государственные доходы.

При возникновении дефицита изыскивались дополнительные источники поступлений. Это могли быть увеличение податей и налогов, продажа государственного имущества и крестьян. Для решения вопросов покрытия бюджетного дефицита при Министерстве финансов был создан межведомственный Финансовый комитет.

В структуре Министерства находилась комиссия погашения долгов. В ее компетенцию входили обследование и решение вопросов по сокращению внутреннего и внешнего государственного долга.

Министерство финансов состояло из шести департаментов. В их число входили: Департамент горных и соляных дел, Департамент разных податей и сборов, Департамент государственных имуществ, Департамент мануфактур, Департамент внутренней торговли, Государственное казначейство.

Департамент разных податей и сборов заведовал взиманием прямых и косвенных налогов, проведением переписей тяглого населения.

Департамент государственных имуществ управлял государственным имуществом и государственными крестьянами. Горными заводами, соляным делом и Монетным двором заведовал Департамент горных и соляных дел, при котором находились Горный институт и Горный ученый комитет.

Контроль над приходом и расходом всех казенных сумм осуществляли государственная экспедиция счетов Сената, Департамент решения старых счетов бывшей Ревизион-коллегии, счетная экспедиция Департамента водяных коммуникаций.

Все структурные органы позже объединились в Главное управление ревизии государственных счетов. Аппарат ведомства состоял из государственного контролера и двух департаментов (гражданской, военной и морской отчетности).

Финансовый контроль носил формальный характер и ограничивался проверкой документов, отчетов и книг в Петербурге; самостоятельных местных органов Главное управление не имело.

Данный орган частично стал прообразом современной Счетной палаты, которая по российскому законодательству имеет широкие полномочия.

Гораздо хуже обстояли дела с денежно-кредитными отношениями. При крепостническом строе кредитование было развито слабо. Практически все банки страны выдавали кредит только помещикам под крепостных. В 1847 г. для купеческого сословия был создан Государственный коммерческий банк.

Соответственно данный банк выдавал ссуды исключительно купечеству. Ассигнационный банк занимался выпуском ассигнаций и их обменом на монеты.

Крепостные не имели права на получение кредитов. Единственным банком для крестьян-середняков оставался земельный банк. Все перечисленные банки состояли под ведомством Министерства финансов.

Позднее для контроля над оборотами в банковской сфере был организован Совет государственных кредитных установлений. Данный орган входил в состав рассматриваемого министерства.

На базе Коммерческого, Заемного банков был образован Государственный банк. Соответственно все остатки упраздненных банков переходили во вновь сформированный банк.

Основная деятельность банка – хранение вкладов под проценты, выдача займов и ссуд под залог ценных бумаг и драгметаллов, покупка и продажа золота, учет вексельных операций. Позднее Государственный банк осуществлял выпуск ценных бумаг.

В 1882 г. образовался Крестьянский поземельный банк. Основу его деятельности составляло посредничество в приобретении земель у дворян и продаже кулаку. Как известно, банк запрашивал высокие проценты. Не все слои крестьянства могли себе позволить купить землю с помощью ссуды.

Параллельно был создан еще один банк, который обсуживал только дворян и помещиков. Этот банк назывался Дворянский земельный банк. Основной операцией банка была выдача ссуды под залог земли дворянам.

Крах финансовой системы в России начался с приходом Е. Ф. Канкрина. Под его руководством в 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа. В составе Министерства финансов была учреждена экспедиция государственных кредитных билетов, функцией которой являлся выпуск кредитных билетов. Чуть позже ее распустили.

Роковой ошибкой министра стало нежелание развивать кредитование промышленности и строительства железных дорог. Кроме того, всячески тормозилось образование среднего класса из крестьян и мещан.

После войны государственная казна обнищала. Стоял вопрос о строительстве железных дорог, требовавшем огромных средств. За счет бюджета это сделать было невозможно. Поэтому правительство выдавало железнодорожным компаниям большие ссуды, гарантируя выручку процентов.

Дефицит бюджета искусственно покрывался эмиссией кредитных билетов и займов. Окончательный крах система финансов претерпела в военный период (во время Крымской войны).

Во времена правления Александра II обозначились сдвиги в социально-экономическом развитии страны. Промышленность и торговля приобрели важное значение, поскольку обеспечивали наполняемость государственного бюджета.

Знаменательными моментами в отечественной истории стали Крестьянская реформа 1861 г. и выкупная операция. Это повлекло за собой расширение госаппарата и увеличение роли Министерства финансов.

В «Положении о выкупе» (19 февраля 1861 г.) говорилось, что руководство выкупными операциями возлагалось на Петербургскую сохранную казну. С ростом числа выкупных дел в структуре министерства образовалось Главное выкупное учреждение.

В составе министерства финансов позднее были выделены два департамента: Департамент неокладных сборов и Департамент окладных сборов.

Создание департаментов связано с обложением некоторых товаров акцизными сборами. В частности, это касалось производства спиртных напитков. В ведении Департамента неокладных сборов находились акцизы (питейный, свеклосахарный) и пошлины (паспортные, судебные).

В то время акцизные сборы считались основными источниками дохода бюджета государства. Департамент окладных сборов заведовал системой прямых сборов и натуральных повинностей.

Созданное в начале XX в. Министерство торговли и промышленности переняло часть функций Министерства финансов. Позже усилилась роль Министерства по руководству кредитным делом, операциями по внешним займам.

Столыпинская аграрная политика активизировала деятельность Крестьянского банка, который находился в ведении Министерства. Он получил право давать ссуды крестьянам под залог надельных земель при переселении на новые земли.

Краткая история Минфина (от Древней Руси до современности)

8 сентября 2019 года Министерство Финансов отпразднует свое 217-летие.

Датой его создания считается 8 (20) сентября 1802 года, когда царь Александр I издал Манифест «Об учреждении министерств», тем самым заменив существовавшие то этого коллегии на 8 новых министерств.

Однако казначейское дело на Руси существовало и с древних времен. Предшественниками современных министров финансов являются казначеи, которые хранили княжескую казну в Древней Руси.

В период Царской России Министерство финансов вело свою деятельность с 1802 года по 1917 год.

Управление казной в Древней Руси

Первые нормы, регулирующие управление расходы и доходы госказны, были введены еще Ярославом Мудрым в «Русской Правде», которая закрепляла права князя на финансовый контроль.

Затем в 12 веке князь Владимиром Мономахом издал Устав, который дополнил «Русскую Правду» более строгими нормами контроля над государственными средствами.

Однако не везде на Руси денежный контроль осуществляли исключительно князья. Так, например, в свободолюбивом Новгороде вплоть 14 века контроль над казной находился в руках народного собрания – веча, и его мнение не зависело от воли князя. Например, дань, которая собиралась с новгородцев, передавалась посаднику, который следил за тем, как князь расходует казну. За сбором налогов следил тысяцкий, а ответственным за сохранность госсредств был архиепископ.

По мере развития и роста мощи государства значительно возросла и роль казначеев. В 15 веке при царе Иване III возникли первые казенные дворы. Во времена Ивана Грозного управление казной окончательно перестало быть прерогативой исключительно царя и его приближенных – возникли государственные казначеи, которые вошли в Боярскую думу и были наделены совещательными функциями.

Во времена смуты царская казна была полностью разграблена и потребовались десятки лет на ее восстановление.

Основные этапы развития Министерства Финансов в Российской Империи

Петром I в 1710 году были учреждены Счетная или Казначейская контора, просуществовавшие до 1742 года и выполнявшие, в основном, фискальную функцию.

При Екатерине II финансовая система Российской империи также претерпела изменения: в каждой губернии были созданы казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества».

Следующим витком в развитии системы управления государственными финансами стали реформы Александра I:

  • В соответствии с указом Александра 1 от 20.02.1809 в Государственном казначействе была учреждена Государственная экспедиция по бухгалтерскому учету и аудиту.
  • В 1810—1811 годах управление государственными доходами и расходами было распределено между Министерством финансов, которое отвечало за источники доходов, и государственным Казначейством, распоряжавшимся расходованием средств.
  • Согласно заявлению Александра, в 28.01.1811 году, государственный экспедиционный корпус для аудита стал частью Государственного департамента аудита, который осуществлял госконтроль и ревизию всех счетов Казначейств и Минфина.

Указом от 30 декабря 1836 года Центральное ревизионное управление государственного учета было преобразовано в новую организацию под названием Государственный контроль.

В 1852 году в структуре Государственного департамента бухгалтерского учета был создан единый бухгалтерский отдел. Его деятельность включала в себя документальные проверки касс, а также дел Главного казначейства, финансовых смет министерств и ведомств и отчетов об их исполнении.

В 60-70 годах 19 века в стране проводились масштабные реформы, которые затронули и финансовую систему. Были внедрены принципы централизации управления и контроля над движением средств госбюджета, а отчеты по государственным доходам и расходам публиковались в газетах и стали открыты населению. В результате выросла роль казначейской службы и штатов казначейств различных уровней.

В конце 80-х и начале 90-х годов 19 века были утверждены новые правила государственного контроля, уточнены их функции и организационная структура. Так, например, контроль за финансовой деятельностью государственных и частных железных дорог входит в полномочия департамента государственного аудита.

В 1901 году на государственную инспекцию была возложена функция ревизии Государственной казны, Министерства финансов, крестьянского земельного банка и других кредитных учреждений.

С образованием Совета Министров в 1905 г. в его состав было включено государственное ревизионное бюро, которое осуществляло функции фискального контроля в России. Государственный контроль является частью структуры правительства, но в пределах своей власти оно обладает широким кругом полномочий и определенными гарантиями независимости. Но уже в марте 1918 года государственное ревизионное бюро было упразднено.

Финансовый контроль в СССР

Контроль за осуществлением финансирования народного хозяйства страны, госаппарата, бюджетов различного уровня и руководство денежным обращением в СССР изначально осуществляли Наркомат финансов (Наркомфин ССР) и Государственный банк РСФСР, который начал свои операции 16 ноября 1921 года, а в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР.

В 30-х гг. 20го столетия произведенные в стране реформы изменили и систему сбора налогов.

Возникли налоговая инспекция, как центральное звено, и налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

После Великой Отечественной войны, 15 марта 1946 года Наркомфин СССР был преобразован в Министерство финансов СССР и союзных республик.

К моменту распада Советского Союза система государственного финансового контроля состояла из следующих основных элементов:

1. Руководящая роль государства, включая финансовый контроль, принадлежала советским народным депутатам.

2.Еще одним важным элементом системы контроля в СССР является государственный контрольный орган, представляющий собой сочетание государственного контроля и общественного контроля.

3.Основная нагрузка в области бюджетного и финансового контроля ложится на Министерство финансов, его контрольно-ревизионные департаменты, включая местные органы власти. Контрольными полномочиями федерального казначейства в СССР был наделен Госбанк СССР, а казначейства как органы контроля не существовали.

4.На уровне Советского Союза и Республики в рамках Министерства финансов существовали специальные контрольные органы – Бюджетное управление и Контрольно-ревизионное управление (КРУ).

5.На уровне административно-территориальных единиц контрольные операции осуществлялись инспекторами в департаментах каждого исполнительного комитета Министерства финансов или Совета народных депутатов.

6.Некоторые функции финансового контроля, помимо государственного и строительного банков СССР, были возложены на различные государственные комиссии, ведомства и государственных инспекторов.

Новейшая история Минфина России

Система финансового управления до 1991 года имела следующие характеристики:

  • Значительная централизация финансового управления государственными органами;
  • Основным недостатком является отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе, что зачастую приводило к дублированию функций по ее выполнению. Это препятствовало развитию предпринимательства и коммерческой деятельности предприятий.

Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР, но уже в 1992 года Указом Президента № 56 Министерство экономики и финансов вновь было разделено на Министерство экономики и Министерство финансов соответственно.

Минфин России приобрел тот вид и функции, которые и имеет до сих пор.

Министерство финансов РФ

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих направлениях и сферах деятельности:

  • Бюджет
  • Налоговые отношения
  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Аудиторская деятельность
  • Государственный долг
  • Резервный фонд
  • Фонд национального благосостояния
  • Международные финансовые отношения и международное сотрудничество
  • Реформы
  • Финансовые рынки
  • Страховая деятельность
  • Банковская деятельность
  • Кредитная кооперация
  • Микрофинансовая деятельность
  • Организация и проведение лотерей, азартных игр
  • Электронный бюджет
  • Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции
  • Производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Инвестирование средств для финансирования накопительной пенсии
  • Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями
  • Государственная поддержка жилищного (ипотечного) кредитования
Читайте также:  Как получить деньги с Кипра в Крыму ?

Министр финансов Российской Федерации с декабря 2011 года – Силуанов Антон Германович.

История Минфина

1802 – 1917 годы

Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство финансов, на обязанности которого лежало “управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов”. На министра финансов манифест возлагал еще обязанность “при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов”. Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.

При преобразовании министерств в 1810—1811 годах управление государственными доходами и расходами было распределено между тремя ведомствами: 1) Министерство финансов, которое ведало все источники доходов, 2) государственным казначейством, ведавшим движением сумм, и 3) государственным контролем, которому была поручена ревизия всех счетов.

В 1817 г. в ведение Министерство финансов передан (из Министерства внутренних дел) департамент мануфактур и внутренней торговли, а в 1821 г. — департамент государственного казначейства. В 1824 г. учреждена особенная канцелярия по кредитной части, в 1828 г. — мануфактур-совет, в 1829 г. — коммерческий совет. С учреждением Министерства государственных имуществ, от Министерства финансов отошло в 1838 г. управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями. 27 октября 1861 г. открыло свои действия главное выкупное учреждение, упраздненное в 1895 г.

Наркомфин России

Наркомфин входил в состав Временного рабочего и крестьянского правительства России, образованного «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-ым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомат был призван обеспечивать проведение единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области организации финансов в стране.

Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. национализированы частные банки и организован подчинённый НКФ единый Народный банк РСФСР. Под управлением НКФ также находились Департамент государственного казначейства и местные казначейства. Тем же декретом были введены прямое налогообложение буржуазии, аннулированы государственные займы царского и временного правительства, ликвидированы биржи, занимавшиеся сделками с ценными бумагами.

НКФ также проводила мероприятия по оздоровлению денежного обращения, на подготовку денежной реформы и замены старых денежных знаков, монополизации страхового дела, на укрепление сметно-бюджетной дисциплины и т. д.

Условия Гражданской войны и политика военного коммунизма значительно ослабили роль финансового аппарата, снижалось экономическое значение денег, приостанавливалось взимание налогов, товарно-денежные отношения заменялись прямым распределением материальных ценностей из центра. В связи с этим в начале 1920-х была полностью упразднена кредитная система. Был ликвидирован Народный банк РСФСР и на его базе образовано Центральное бюджетно-расчётное управление НКФ (СУ РСФСР).

В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-на­логовое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые подразде­ления остались без особых изменений. Были упразд­нены податные инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществ­лял контроль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно губфипотделам.

Наркомфин СССР

В 1925 году НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекто­ров, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их дохо­дов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей — налоговым агентам.

В 1932 году было закончено строительство общежития для работников наркомата. К 1930 году налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне в основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 года Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.

1991-2014 годы

Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года № 8 Министерство финансов СССР было ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР.

С 25 декабря 1991 года по 19 февраля 1992 года министерство носило название Министерство экономики и финансов РФ. Указом Президента РФ от 19 февраля 1992 года № 156 оно было вновь разделено на два министерства —Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ.

Цели Минфина

  1. Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость
  2. Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора
  3. Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов
  4. Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов
  5. Повышение гибкости долговой политики

Департаменты Минфина

  • Министерство финансов РФ содержит следующие департаменты:
  • Департамент управления делами и контроля;
  • Департамент бюджетной политики и методологии;
  • Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;
  • Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;
  • Департамент финансовой политики;
  • Департамент межбюджетных отношений;
  • Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности;
  • Правовой департамент;
  • Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
  • Административный департамент;
  • Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки
  • Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;
  • Департамент долгосрочного финансового планирования;
  • Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета;
  • Департамент международных финансовых отношений;
  • Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации;
  • Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнёрства
  • Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса.

Контакты Министерства финансов

Адрес Министерства: 109097, Москва, ул. Ильинка, 9

Министерство финансов РФ, его структура и функции

Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

1. Департамент бюджетной политики;

2. Департамент налоговой политики;

3. Департамент управления государственным внутренним долгом;

4. Департамент отраслевого финансирования;

5. Департамент межбюджетных отношений;

6. Валютно-экономический департамент;

7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

8. Департамент финансирования государственного аппарата;

9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

10. Юридический департамент;

11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

12. Департамент страхового надзора;

13. Департамент внешнего долга;

14. Департамент международных финансовых организаций;

15. Департамент государственного финансового контроля;

16. Департамент организации аудиторской деятельности;

17. Информационно-технический департамент;

18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;

19. Департамент валютного контроля;

20. Департамент социальной сферы и науки.

Основные задачи, функции и права Минфина

В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:

– совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

– разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

– концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

– разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

– участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

– разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

– осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

– обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

– государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

– государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяе-мых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

– внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложе-ний о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

– страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

– денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товар-но-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности руб-ля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хо-зяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспече-ние изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

– государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, со-гласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении креди-та на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

– финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

– валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенство-ванию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государст-вами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогно-за платежного баланса, формирование таможенной политики, организация рабо-ты по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, об-служивание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

– финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и ис-пользованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осу-ществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензиро-вание аудита;

– организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским уче-том и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию