Как устроиться на работу помощником депутата: требования к соискателям

Как стать помощником депутата

От слов «помощник депутата» веет властью, статусом, успехом… Многие о такой работе только мечтают, многие её боятся, а некоторые – просто целенаправленно действуют. Как? Об этом постараемся рассказать в нашем сегодняшнем материале.

Не слишком горькая правда

Начнём с того, что стать помощником депутата гораздо проще, нежели стать самим депутатом. Хотя бы потому, что вакантных мест помощников депутата в десятки раз больше, чем самих депутатских мандатов. И речь идёт не только о креслах в Государственной Думе.

В зависимости от уровня и положения депутата, а также уровня органа, в котором депутат исполняет свои полномочия, зависит количество допускаемых его помощников. Так, депутаты Государственной Думы могут иметь до пяти личных помощников, работающих по служебному контракту или трудовому договору. Но число помощников, работающих непосредственно в Государственной Думе, не может превышать два человека. Остальные помощники депутатов ГД, работающие по служебному контракту, имеют статус федеральных государственных гражданских служащих. Работающие помощниками депутатов по трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству с иной трудовой деятельностью. В целом же, депутат ГД вправе иметь до 30-ти помощников, работающих на общественных началах.

Путём нехитрых математических вычислений, учитывая количество депутатов ГД (450), число членов Совета Федерации (176) и допустимое количество их помощников, можно прийти к выводу, что депутаты ГД РФ и члены Совета Федерации потенциально могут иметь около 20 тыс. помощников! Разумеется, свято место пусто не бывает, но шанс пробиться из грязи в князи всё-таки есть. А ведь ещё есть и колоссальное количество депутатов других уровней. Например, только на Московскую область приходиться около 4000 депутатов. И у каждого как минимум – 1-2 помощника. Количество же всех депутатов РФ всех уровней сосчитать крайне трудно.

Что нужно знать?

По букве закона помощником депутата может являться гражданин Российской Федерации возрастом старше 18-ти лет, оказывающий действующему депутату помощь в осуществлении его депутатских полномочий и выполняющий возложенные на него поручения. Но это не значит, что помощник депутата может выполнять всю работу депутата. Полномочия депутата, касающиеся законодательной деятельности, распространяются только лично на депутата.

Профессиональная служебная деятельность помощника депутата Государственной Думы или Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с должностным регламентом, согласованным с самим депутатом и утвержденным Руководителем Аппарата депутатского Собрания. При этом руководит деятельностью своих помощников непосредственно депутат, он же вправе самостоятельно подбирать себе помощников. А вот предлагать (рекомендовать) кандидатуры помощников депутатов может и сама партия, если её регламент это позволяет. Так что, состоя в рядах политической партии и отличаясь определённой активностью, можно рассчитывать и на службу у народного избранника от той самой партии.

Вновь испечённому помощнику депутата предоставляется выбор: работать на постоянной основе в качестве основной работы, или же работать по совместительству. Но и в первом, и во втором случае помощнику депутата полагается специальное удостоверение, в котором будет указано место работы (Государственная Дума, Совет Федерации, избирательный округ, другой законодательный орган местного самоуправления ). Однако, в удостоверении помощника депутата не допускается запись о месте его работы, если тот работает по трудовому договору или на общественных началах.

Права и обязанности помощника депутата

Принимая решение стать помощником депутата важно помнить, что это не просто статус и великолепный старт для политической карьеры, но и прежде всего – государственная должность. И кроме множества привилегий, помощник депутата имеет и целый ряд обязанностей, среди которых такие:

  • выполнение поручений депутата, связанных с его депутатской и политической деятельностью;
  • по поручению депутата взаимодействие с избирателями, государственными, федеральными и муниципальными органами, коммерческими и некоммерческими организациями;
  • организация записи на прием к депутату;
  • предварительный прием избирателей и прочих лиц, имеющих дела и вопросы к депутату;
  • организация встреч депутата с избирателями;
  • оказание депутату консультативной, организационно – технической и юридической помощи при осуществлении депутатских полномочий;
  • подготовка информационных и справочных материалов, необходимых депутату для осуществления его деятельности;
  • подготовка проектов ответов на обращения и заявления граждан;
  • подготовка проектов депутатских предложений, обращений, заявлений, законопроектов и прочих документов, относящихся к другим должностным государственным деятелям, а также к руководителям коммерческих и некоммерческих организаций.

Ещё один немаловажный пункт обязанностей помощника депутата – соблюдение установленного порядка работы со служебной и государственной информацией. Другим словами – умение хранить язык за зубами. И стоит сказать, что народные избранники высоко ценят именно это качество в своих подчиненных.

Прав у помощника депутата куда меньше, чем обязанностей, но тем нем не менее они есть и могут приносить реальную пользу. В том числе такие права обеспечивают помощникам и гарантии своей служебной деятельности. В права помощника депутата входит:

  • бесплатный проезд в автобусах и поездах междугородных сообщений по территории, определённой законом депутату для осуществления его деятельности;
  • безотлагательный приём у руководителей государственных органов;
  • беспрепятственное прохождение в здания органов государственной власти, местного самоуправления и различных организаций по поручению депутата;
  • присутствие на заседаниях государственных органов, в том числе на депутатских сессиях;
  • получение адресованной депутату корреспонденции;
  • беспрепятственное совершение командировок по территории РФ по поручения депутата.

Кстати, использование бордовых корочек помощников депутатов тоже должно быть рассудительным. Практика показывает, что предвзятое отношение помощником к своему статусу и несанкционированные действия с использованием служебного удостоверения могут быть чреваты последствиями не только для самого помощника, но и для народного избранника, и даже для фракции. Как известно: против лома нет приёма, кроме от другого лома…

К гарантиям работы помощников депутатов можно отнести обязательное и незамедлительное информирование народного депутата, в случае, если его помощника арестовывают или привлекают к уголовной/административной ответственности (но это не гарантирует, что помощника автоматически оправдают).

Профессиональные навыки и личные качества помощника депутата

Обычно, если депутат не простой «кнопкодав», а прагматичный государственный деятель, или более того – лоббист, то количество его помощников достигает рекордные 30-40 человек. И у каждого из многочисленных штатных помощников депутата имеются свои чёткие функции, обязанности. Один – доверенное лицо, второй – приближённое лицо/советник, третий – пресс-секретарь, четвёртый – секретарь-референт, пятый – юрист, шестой – ведёт работу на избирательных округах, и так далее. Вплоть до таких помощников, которые сами пишут законопроекты и продвигают их в Аппаратах ГД и органах местного самоуправления. Самых близких своих помощников депутаты ещё называют особистами. Этим лицам народные избранники доверяют выполнение самых ответственных заданий, в том числе проведение важных встреч. Как правило, особисты находятся на службе у народных депутатов многие годы и такие рабочие места просто так не раздаются.

Качества и навыки, которыми должен обладать помощник депутата, могут быть различными. Кроме «банальных» ответственность, пунктуальность, исполнительность и т.д., чаще всего от помощников потребуются и такие навыки, как:

  • дипломатичность, прагматичность;
  • навыки секретарь-референтной работы;
  • организационные навыки;
  • предусмотрительность;
  • умение рационально распределять рабочее время и максимально экономить время шефа;
  • стрессоустойчивость, определенное знание психологии (не редко у депутатов может быть плохое настроение, которые они не прочь отразить и на своих подчинённых);
  • презентабельная внешность и умение подать себя, расположить к себе;
  • эрудированность и компетентность в конкретных вопросах.

Навыки и профессиональные качества, необходимые для осуществления функций помощника депутата, регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе».

Сколько зарабатывает помощник депутата?

Безусловно, многих волнуют цифры оклада помощника депутата. Вопрос справедливый, но давайте откровенно: если Вы собрались работать помощником депутата и думаете только о материальной составляющей своей деятельности, то вряд ли дальше помощника депутата пойдёте. Не секрет, что в политике нужны амбиции и деловитость, а для многих «политика» начинается именно с места помощника депутата.

Для самых любопытных и не догадливых: условия и порядок оплаты труда помощника депутата определяются и регулируются согласно правилам ст. 40 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания». Оплата труда помощников депутатов, работающих по трудовому договору, составляет 3/2 оклада председателя постоянного комитета и т.д. и т.п. А если проще, то помощники депутатов и сами депутаты неохотно говорят о конкретных цифрах, хотя закон позволяет депутатам самостоятельно определять размер оклада своим подчинённым. Так, кто-то называет сумму в скромные $1000, кто-то говорит о $2000, а кто-то из помощников откровенничает и заявляет о зарплате в $3000 и даже $4000 в месяц.

В конце концов, депутаты могут быть разных уровней, что существенно отражается и на зарплате его подчинённых. А вообще многие депутаты, являясь людьми не бедными, не редко доплачивают своим помощникам за выполнение работы, не относящейся к регламентированной.

Совет профессионалов

Помощник депутата – это не только лицо, приближённое к прямой государственной службе, а и приближённое к самому депутату. А потому кроме ряда профессиональных качеств, помощник обязательно должен быть и единомышленником. То есть можно быть отличным специалистом, но, просто не сошедшись с депутатом характерами, можно и лишиться должности. А можно быть уволенным и за чрезмерную любопытность. Лишние вопросы не по теме если и можно задавать, то очень деликатно и в подходящее для этого время. Ведь народный избранник – это, прежде всего, человек, а уже потом государственное лицо. Часто депутаты оказываются не с простым характером, не с простыми делами и ещё чаще – с проблемами. В этом случае принцип «не навреди патрону» играет важную роль в работе помощника. Выполнять поручения и не задавать лишних вопросов – золотое правило помощника депутата.

Как нужно действовать?

Разумеется, прямой инструкции «как устроиться на работу к депутату, если Вы не его родственник или знакомый» нет. Но ввиду того, что действующие депутаты в большинстве случаев уже имеют штат своих помощников, целесообразно заводить дружбу с будущими депутатами или с окружением будущих депутатов. Тогда шансы оказаться помощником депутата нового созыва существенно возрастают.

Но имея диплом МГИМО или даже Оксфордского университета, а также политические амбиции, не стоит сразу рассчитывать на статус помощника депутата ГД. Реально, там места только для «избранных»: кум, сват, брат, племянник, крестник и т.д. Но помощники из категории «родственники», как правило, являются самыми приближенными к депутатам персонами, работающими непосредственно в кулуарах Государственной Думы. Если же говорить об армии помощников по трудовому договору или на общественных началах, то вполне можно оказаться в ряду таковых.

Чтобы стать помощником депутата на общественных началах, будет достаточно написать соответствующее письмо с прилагающимся резюме в ГД или другой региональный/муниципальный парламент.

Проще всего работать помощником у «депутата-кнопкодава», но вряд ли такая должность будет сулить перспективы. Такой депутат не пишет законопроекты, голосует по мановению фракции, не посещает собрания комитетов, да и вообще – более сильные депутаты-лоббисты таких своих коллег не воспринимают всерьёз. Технари – одним словом.

А вот на службе у более властных депутатов даже отличного знания законов и регламента будет мало. Таким народным избранникам нужны помощники, которые умеют договариваться всегда и везде.

Кроме поиска места «под солнцем» непосредственно через самих нардепов, стоит обратить внимания на возможность устроиться помощником депутата при помощи уже действующих их помощников. Как уже говорилось, у депутатов, особенно федерального уровня, работы хватит не на один десяток помощников. Другими словами, если у депутата в распоряжении имеется 20-30 помощников, это не значит, что всех их государственный деятель ранее знал лично. Многих рекомендуют уже действующие помощники и советники. Так что если среди Ваших знакомых есть человек, приближенный к депутату – попробуйте обратиться за помощью к нему.

В работе с народными избранниками не нужно рассчитывать только на регламентированные нормы. Зачастую на помощников возлагаются иные неформальные обязанности, не связанные с должностной инструкцией или служебным контрактом. Не редко – личные дела депутата. Выполнять такие поручительства своих начальников или нет – решать самому помощнику. А депутату, в свою очередь, решать – работать Вам у него помощником или нет.

Помощник депутата должен проявлять и непосредственный интерес к жизни общества, стремиться улучшить жизнь граждан за счёт государства. И если молодое поколение сможет выработать такой подход к государственной службе сегодня, то завтра на смену бывшему комсомолу придёт новая команда молодых народных избранников, способных реально благотворно влиять на ситуацию в стране.

Читайте также:  Какая пенсия у ветеранов ВОВ: размер, льготы, оформление

Это интересно

Президентский Совет по межнациональным отношениям разработал программу, согласно которой депутатам разных уровней необходимо будет взять себе в помощники по одному молодому человеку возрастом от 18-ти до 30-ти лет (в сельской местности от 15-ти лет). Работа помощников предполагается на общественных началах, а в качестве вознаграждения молодые люди получать опыт и шанс реализовать свои политические амбиции.

Каким бы трудным и тернистым не был путь помощника депутата, рано или поздно тяжёлые будни на службе у народных избранников себя оправдают. Здесь и возможность общения с высокими чинами, и полезные знакомства, и щедрые внештатные материальные поощрения, и статус в обществе… Но главное – перспектива оказаться в числе сильных мира сего. Ведь плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!

О работе помощника депутата и вопросах от населения

– Чем занимается помощник депутата?

– Помощник — это, образно выражаясь, дополнительные руки депутата. В мои обязанности входит выполнение всего документооборота, переписка с многочисленными органами местного самоуправления. Также я составляю график работы Александра Ивановича во время его приездов в Калининградскую область, организую встречи и т.д.

– Получается, Александр Иванович в основном работает в Москве, а вы — в Калининграде?

– Да. Три недели в месяц он работает в Москве, и на одну прилетает в Калининград. Поэтому у Александра Ивановича также есть два помощника в Москве. Их обязанности схожи с моими, разнится только регион.

– Сколько у депутата всего может быть помощников?

– У него может быть до семи помощников на постоянной основе. Кроме того, у депутата могут быть так называемые «помощники на общественных началах» — волонтеры, которые не получают финансовой компенсации за свою работу. Волонтеров может быть не более 40 человек.

– Как распределяются обязанности между помощниками?

– Кто чем занимается, решают коллегиально, однако последнее слово остается за депутатом. Например, мне ближе документооборот и организация мероприятий, поэтому я ими и занимаюсь. А другой помощник по Калининградской области также руководит печатным изданием, поэтому ей удобнее взаимодействовать со СМИ. Но какого-то строгого разграничения у нас нет, и при необходимости мы всегда можем подменить друг друга.

– Как проходит ваш рабочий день?

– Когда Александр Иванович в Москве, мой рабочий день выглядит следующим образом: я прихожу утром и сажусь обрабатывать документацию, которая успела прийти, а также работаю с заявителями. Если я понимаю, что вопрос решается на уровне депутата, передаю информацию Александру Ивановичу. Если это можно решить на уровне муниципалитета, субъекта федерации или каким-то иным образом, даю человеку консультацию, как именно ему стоит поступить.

Когда же Александр Иванович прибывает на территорию региона, мой рабочий день становится ненормированным. С утра до вечера мы принимаем граждан, встречаемся с руководителями муниципалитетов и общественных организаций, чтобы более четко и оперативно реагировать на запросы людей.

– С какими вопросами люди обычно обращаются к депутату?

– Чаще всего это вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства. На втором месте — здравоохранение.

– Как вы стали помощником депутата?

– Я долгое время работала на предвыборных кампаниях, где и познакомилась с Александром Ивановичем. На тот момент он был депутатом городского совета города Калининграда. Мы с ним прекрасно сработались, поэтому, когда ему предложили новую должность, он пригласил меня перейти с ним.

– Должен ли помощник депутата принадлежать к той же партии, что и депутат?

– Думаю, каждый помощник сам решает, в какую партию он хочет вступить и хочет ли он вообще это делать. Я, например, не принадлежу ни к какой партии.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать помощником депутата?

– Это может быть юриспруденция, поскольку значительная часть вопросов, с которыми обращаются граждане, решается в правовом поле. Это также может быть психология (у меня самой психологическое образование), поскольку бывает сложно отделить человека, который пришел за помощью, от того негатива, который он принес. Мне иногда приходится пользоваться своими знаниями психологии, и в соответствии с ними выстраивать диалог так, чтобы посетитель настроился на конструктивную беседу.

Помощнику депутата приходится активно вести деловую переписку, где не обойтись без культуры правописания. Поэтому подойдет образование филолога. Еще можно пойти учиться на политолога, особенно если есть желание и самому когда-нибудь стать депутатом.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать помощником депутата?

– Помощнику депутата важно уметь хорошо говорить и быстро реагировать. Для этого полезны русский язык и риторика. Также важно иметь широкий кругозор, для чего стоит обращать внимание на обществознание, историю, литературу.

– Какие личностные качества должны быть у помощника депутата?

– Ему нужно быть оперативным, ответственным, исполнительным и ловить на лету все, что говорит руководство. Потому что времени мало, а задачи нужно выполнять максимально быстро. И, конечно, нужно иметь желание помогать людям. Без него можно довольно быстро разочароваться в работе.

– Может ли человек, еще будучи студентом, получить опыт работы помощником депутата?

– Студент может пробовать себя в общественной деятельности, в социальных движениях (Комитете по спорту, Комитете по молодежной политике и т.д.) вступить в молодежный парламент, затем попробовать себя в качестве члена партии. С полученным опытом человеку будет проще потом устроиться на должность помощника депутата или понять, что это не его. Кроме того, можно устроиться в качестве помощника на общественных началах или прийти в Государственную Думу на практику от университета.

– Сколько получает помощник депутата?

– Существует зарплатный фонд, который каждый год индексируется заново. Этот фонд депутат делит между всеми своими помощниками. В результате получается средняя по региону зарплата.

– С какими трудностями может столкнуться помощник депутата?

– Основная трудность — это объемы работы. Александр Иванович — очень активный депутат. Он проводит огромное количество встреч, принимает множество жалоб, обращений и просьб от населения, и каждое из них я обрабатываю.

– Чем может заняться помощник депутата, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– С полученным багажом знаний можно идти в различные органы власти, ведь за время работы успеваешь изучить проблемы в самых разных сферах.

– Существуют ли кружки, где школьник может ближе познакомиться с работой помощника депутата?

– Школьникам, которым это интересно, я бы рекомендовала съездить в калининградский лагерь «Балтийский Артек». Туда приезжают потрясающие спикеры со всей страны и читают лекции по политике, риторике, международным экономическим связям и т.д. После смены человек возвращается с огромным багажом знаний и полезными знакомствами не только со сверстниками, но и со спикерами. Также есть аналогичный лагерь «Селигер», который в последние годы сменил название на «Территория смыслов».

Профессия помощник депутата: чем занимается и как им стать

Вокруг вакансии «помощник депутата» много слухов и мало конкретики. Кто-то считает эту должность серьезной и влиятельной, что-то вроде заместителя или исполняющего обязанности. Очень мало кто считает помощников депутатов не более, чем обычными государственными служащими. И практически никто точно не знает, чем на самом деле занимаются эти люди и какие обязанности выполняют.

Кто может стать помощником депутата?

Если речь идет о Государственной думе, то здесь к соискателям на данную должность предъявляются достаточно строгие требования. Следует отметить, что изучение юридических аспектов может занять много времени и в них достаточно просто с непривычки запутаться, поскольку на данный момент права и должностные обязанности, а также требования к помощникам депутатов различного уровня регулируется огромным количеством документов и актов.

Обязательное требование — гражданство Российской Федерации, поскольку депутаты представляют интересы всех людей страны.

На данный момент есть два основных федеральных закона, в которых можно встретить определенные инструкции касательно деятельности помощников:

  1. Первый документ содержит положения относительно государственной гражданской службы. Поскольку в реестре федеральной службы статус помощника значится одной из должностных категорий, гражданская служба имеет непосредственное отношение к данной должности.
  2. Второй документ регулирует статусы депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Несмотря на то, что данный документ не создан специально для регулирования и организации деятельности людей на должности помощников, разъяснение некоторых аспектов этой работы присутствует.

Необходимые знания и квалификация

Гораздо важнее другие условия, в том числе квалификационная подготовка человека. Если соискатель отвечает списку основных требований, имеет необходимый опыт работы и стаж государственной службы, есть все шансы получить эту должность.

Так как должность относится к государственным, то ко всем соискателям предъявляются соответствующие требования:

  1. Обязательно наличие законченного высшего образования.
  2. Точное направление образования не имеет решающего значения, поскольку здесь многое зависит от персональных предпочтений конкретного депутата. Чаще всего называется экономическое и юридическое, а также техническое образование. Некоторые депутаты говорят, что лучше будет несколько дипломов.
  3. Наличие всех необходимых практических навыков, которые позволят справляться на работе с поставленными задачами. Опять же, здесь все не так просто, поскольку у каждого депутата точный список заданий и требований гарантированно будет отличаться.
  4. Очень важно наличие стажа работы. В том случае, если это стаж работы по специальности, в трудовой книжке должны быть записи минимум о 4 годах. Для гражданской службы достаточно двух лет стажа, чтобы кандидатура могла рассматриваться.

Если резюме соискателя, опыт и профессиональные навыки подходят под первоначальные требования, проводится собеседование. В целом, такое собеседование ничем принципиально не отличается от остальных: рассматривается будущая зарплата помощника депутата, обязанности и занятия. Иногда собеседований несколько: сначала профессиональные навыки и соответствие желаемой должности проверяют другие помощники или заместители, а затем происходит собеседование с самим депутатом.

Основные занятия, регламент и задачи

Если говорить конкретно о Государственной думе, то здесь все обязанности помощника депутата достаточно строго регулируются, а все служебные действия фиксируются в соответствующих документах.

Еще одним необходимым документом является должностной регламент — его наличие предусмотрено правилами служебной деятельности. Помимо самих депутатов Госдумы, в создании этого документа принимает участие аппарат нижней палаты парламента в лице руководителя. Помимо должностного регламента, для регулирования задач помощников существует так называемая должностная инструкция.

С одной стороны, такое количество регламентирующих документов должно бюрократическим образом останавливать любую работу. В реальности так не происходит, поскольку список конкретных задач для своего помощника каждый народный избранник определяет самостоятельно. Естественно, реальные рабочие задачи редко когда совпадают с инструкциями и регламентами.

Основные функции

Все основные задачи помощника депутата Государственной думы также определяет закон. Список задач может показаться небольшим, поскольку включает в себя лишь несколько пунктов. Но это впечатление обманчиво, так как каждый пункт в списке включает в себя широкое направление рабочей деятельности.

Все задачи можно объединить в несколько основных функций:

  • Все виды помощи, связанные с обработкой информации: аналитическая, справочная, информационная.
  • Организационная помощь. К примеру, подготовка и организация встречи депутата с избирателями, либо проведение встреч с посетителями.
  • Помощь в выполнении делопроизводственных функций. Сюда входит работа с бумагами, подготовка, прием и отправка документов, а также множество других задач в этой сфере.
  • Список рабочих обязанностей может быть расширен любыми другими договоренностями и задачами, озвученными и прописанными в договоре или контакте при приеме на работу.

Перед тем как устроиться помощником депутата, нужно понимать следующее: эта должность подразумевает наличие неограниченного перечня обязанностей, возникающих по мере необходимости. Работа также требует постоянного общения с огромным количеством людей, документов и организационных процессов.

Основные права помощника депутата

На данный момент законом предусмотрено не слишком много дополнительных прав для помощников депутатов. Все права, которые можно получить на этой вакансии, умещаются в несколько строчек. Более того, некоторые из этих прав могут быть реализованы только в случае поручения депутата.

Основные пункты следующие:

  • Возможность принимать корреспонденцию, предназначающуюся депутату.
  • Возможность бесплатно перемещаться на поездах и автобусах в пределах нормативно определенной территории.
  • Использовать некоторые типы общественные помещений для организации приема и встреч высокопоставленных гостей, чиновников и прочих лиц. В этот список также входят помещения зданий вокзалов и аэропортов.
  • Возможность входить в любые учреждения, в том числе относящиеся к государственным органам. Более того, в ряде ситуаций в случае необходимости есть возможность использовать технику, принадлежащую этим органам.
Читайте также:  Если не платить за вывоз мусора: что будет, объясняет юрист

В реальности круг полномочий конкретного помощника в большинстве своем определяется интересами и полномочиями депутата, которому предстоит помогать в делах. Опять же, становиться помощником можно и на общественных началах — реальное количество человек, которые может набрать себе в помощь депутат, достаточно велико. Однако далеко не везде будет одинаковая зарплата, да и не все вакансии подразумевают интересную и разнообразную работу.

Сколько помощников у депутатов?

В Государственной думе каждый депутат может иметь до пяти личных помощников. Все они могут работать как по контракту, так и по трудовому договору. Однако работа даже на этой должности не подразумевает работу в думе, поскольку туда допускаются только двое помощников. На этой должности обязательно порадуют и условия работы, и зарплата, но стать одним из них сразу, естественно, не получится.

Все остальные помощники, даже если они будут работать по контракту, законодательно имеют статус гражданских государственных служащих. Эта деятельность может быть как основной работой для помощника, так и занятием по совместительству с другой деятельностью. Помимо этого, каждый депутат может иметь несколько десятков помощников на общественных началах — в эту категорию попасть легче всего и многие начинают свой путь именно отсюда.

Помощник депутата: права и обязанности. Как стать помощником депутата?

Словосочетание “помощник депутата” встречается сегодня довольно часто. Многие имеют весьма приблизительное представление о том, чем занимается человек, находящийся на этой должности. Кто-то видит в нём влиятельного заместителя, а некоторые считают, что это обычный гражданский служащий. Разберёмся, кто же он на самом деле и как им стать.

С чего начать? Юридический аспект

Поиски ответа на вопрос о том, как стать помощником депутата, нужно начинать прежде всего с детального изучения нормативно-правовых основ. Это может занять некоторое время. Поскольку законодательных актов различного уровня, регулирующих вопросы соответствия должности, трудоустройства, а также права и обязанности человека, занимающего должность «помощник депутата», достаточно много.

Первое требование, предъявляемое к помощнику – гражданство Российской Федерации, поскольку народные избранники представляют интересы не отдельно взятой личности или группы, а народа этой страны.

Среди всей массы нормативно-правовой документации, которая имеет отношение к этому вопросу, можно выделить два основных Федеральных закона. Первый регулирует статусы: членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, здесь также содержатся нормы, оговаривающие некоторые аспекты деятельности помощников.

Второй определяет положения, касающиеся государственной гражданской службы. Ведь, как известно, статус помощника являет собой одну из должностных категорий реестра федеральной службы.

Необходимая квалификация

Поскольку должность «помощник депутата» относится к государственным, то и требования, предъявляемые к ней, соответствующие.

  1. Кандидат на должность непременно должен иметь высшее образование. Какое именно? На этот вопрос представители народных избранников дают разные ответы. Все зависит от предпочтений депутата. В числе наиболее востребованных: юридическое, экономическое, в ряде случаев – техническое. А ещё лучше, если их будет несколько.
  2. Наличие стажа работы. Он может иметь отношение к гражданской службе и в этом случае должен составлять не меньше двух лет. Также может приниматься во внимание наличие стажа по специальности. В этом случае он должен составлять более чем четыре года.
  3. Соответствующие этой профессии знания и практические навыки, которые позволят успешно справляться с поставленными задачами.

Как, собственно, и при приёме на любую работу, проводится собеседование. Делается это с целью определить какие-либо профессиональные навыки или знания, обсудить такие моменты, как условия труда, величина заработной платы, график работы и многое другое.

Определяющим моментом здесь выступают личностные предпочтения самого депутата. Его стиль руководства, активность и другие качества. Инода решающее слово остаётся за партией, членом которой является тот или иной депутат.

Регламент работы

Правила служебной деятельности, которую осуществляет помощник депутата Государственной думы, всегда регулируются и фиксируются соответствующим документом. Для этого создаётся такой нормативный документ, как должностной регламент. В его формировании, кроме депутатов Государственной думы, принимает участие руководитель аппарата нижней палаты парламента.

Кроме регламента, есть должностная инструкция. Однако следует заметить, что основные направления деятельности, которые должен реализовывать помощник депутата Госдумы, народный избранник вправе определять самостоятельно. И как часто бывает в этих случаях, поручения не ограничиваются регламентом или должностными инструкциями. Здесь самое время вспомнить о том круге обязанностей, который имеет помощник депутата.

Основные функции

Их определяет закон. Обязанности, которые должен выполнять помощник депутата, скромно уместились всего в шести пунктах. Но каждый из них включает целое направление деятельности. Например, в одном из пунктов говорится о том, что помощник должен вести делопроизводство. Разумеется, что в это понятие можно включить много различных действий, которые будут иметь отношение к документации, её созданию, хранению, своевременному уничтожению и т. д.

Эти пункты можно обобщить, представив все обязанности в виде нескольких функций:

  1. Организационная, которая заключается в подготовке и проведении встреч депутата с посетителями и избирателями.
  2. Информационная, аналитическая, справочная и другие, охватывающие все виды подобной помощи в осуществлении полномочий.
  3. Делопроизводственная – все, что касается документооборота и не только.
  4. Дополнительные функции, оговорённые в контракте или договоре.

Нет необходимости детализировать первое, третье и четвёртое направления, поскольку они будут определяться на основе предпочтений депутата и того количества помощников, которое у него есть. На втором следует остановиться подробнее.

Аналитическая работа

Именно здесь потребуются недюжинные таланты и громадная ответственность помощника, поскольку данный вид деятельности является в некотором роде творческим. Здесь нужно обладать интуицией, уметь прогнозировать развитие некоторых событий, учитывая при этом направленность политических и социальных действий народного избранника. Эти качества не только позволят быть незаменимым помощником, но и сделают возможной собственную политическую карьеру. Ведь давно известно, что политика – это неординарный вид деятельности. По мнению известнейших мыслителей прошлых веков, она являет собой не только призвание, но и особое искусство.

В работе с различного рода информацией помощнику нужно всегда помнить о том, что она имеет отношение к делам государственной важности. Поэтому, даже если и отсутствует гриф секретности, распространяться о делах по службе не следует. Разумеется, что подобной точки зрения придерживаются и сами депутаты. Поэтому особенно ценится тот помощник, который не выносит информацию за пределы кулуаров.

Немного о правах

Сразу заметим, что некоторые из них могут реализовываться лишь по поручению депутата. Закон уместил права всего в нескольких пунктах. Итак, помощник депутата имеет право:

  • бесплатно перемещаться на автобусах и поездах в рамках территории, определённой нормативно;
  • беспрепятственно входить в помещения любых учреждений, в том числе и государственных органов, а также использовать их технику в случае необходимости;
  • для организации приёмов высокопоставленных лиц использовать помещения вокзалов, аэропортов и т. д.;
  • принимать корреспонденцию, адресованную депутату.

Разумеется, этот перечень далеко не полный, поскольку существующий круг полномочий самого народного избранника иногда выходит из ограниченных законом рамок, что определённым образом сказывается и на его помощниках.

Удостоверение и трудоустройство помощника депутата

Отношение у народа к документам у нас в стране особое. Ведь недаром гласит расхожая фраза, что без определённой «бумажки» человек для некоторых своих собратьев не представляет никакого интереса. Такая же ситуация и с документом, коим является удостоверение помощника депутата. Злоупотреблять его демонстрацией не стоит, поскольку это может негативно сказаться не только на имидже депутата, но и на репутации всей партии или фракции. Лучше быть осмотрительным.

Как помощник народного депутата может трудоустраиваться? Здесь закон предлагает несколько вариантов:

  • по контракту на определённый срок;
  • по трудовому договору также на срочной основе;
  • на общественных началах.

О том, на каких основаниях работает помощник, производится соответствующая запись в его удостоверении. Следует заметить, что в первых двух случаях количество помощников небольшое: от двух человек до пяти, а в третьем депутат может иметь до сорока помощников.

Деловые качества

Круг их достаточно широк. Народные избранники хотят видеть в помощнике человека разностороннего, который может если не все, то многое. Выделим основное:

  • навыки работы секретаря, которые включают умение работать с компьютерной техникой, ориентироваться в современном программном обеспечении;
  • хорошие организаторские способности, обеспечивающие выполнение как каждодневных операций, так и непредвиденных;
  • дальновидность, которая позволит опередить управленческие распоряжения и сэкономит время, освободив от необходимости тщательного планирования.

Деятельность народного депутата является сложной, разноплановой и требует от помощника соответствия всем этим условиям.

Личностные характеристики

Здесь тоже потребуется приложить усилия. Далеко не каждый народный избранник видит в своём подчинённом только лишь хорошего исполнителя. Учитывая особенности политической деятельности, работа помощник депутата требует активной позиции, которая подразумевает участие в дискуссиях, умение предложить что-то новое и аргументировать высказанную точку зрения. Подобный формат деятельности требует уверенности, активности, инициативности.

В то же время помощник депутата РФ должен быть дипломатичным. Если последовала критика каких-либо действий со стороны руководства, нужно спокойно реагировать, признавая, что она была обоснованной.

Работа с избирателями и посетителями требует коммуникативных навыков, а также сдержанного и опрятного внешнего вида.

Каковы шансы реализовать такое трудоустройство?

Если знакомство с вышеизложенным не умерило пыл и вопрос о том, как стать помощником депутата, не потерял своей актуальности, можно оценить реальные возможности. Для этого достаточно обратиться к нормам закона. В нём указано, что помощников у депутата может быть довольно много – сорок, однако есть несколько но.

Первое – это то, где планируется работа. Если речь идёт об одной из палат парламента, то их может быть всего двое.

Второе – вид трудоустройства. Если есть желание работать на общественных началах, то помощников может быть не более сорока. В случае оформления трудовых отношений по контракту или трудовому договору их число составит не более пяти человек.

То есть попасть в помощники проще, начав работать на общественных началах. На этом этапе нужно постараться хорошо зарекомендовать себя. Это, возможно, откроет путь к более высоким достижениям на данном поприще.

Как устроиться на работу в Государственную думу

В Государственной думе трудится большое количество людей различных должностей и профессий. По официальным данным Росстата, в 2019 году в Государственной думе работает почти 1800 человек только тех, кого можно отнести к государственным гражданским служащим. Но помимо них в Государственной думе работают помощники депутатов и обслуживающий персонал.

Чтобы работать в Государственной думе, совсем не обязательно быть депутатом. В данной статье рассмотрим основные моменты того, как найти вакансии и устроиться на работу в каждом случае.

Где найти вакансии и подать заявку

В Госдуме двенадцать управлений Аппарата, в каждом из них несколько отделов. Помимо этого руководство Аппарата ГД, секретариат руководителя Аппарата ГД, секретариаты руководства ГД, Аппараты комитетов ГД, Аппараты фракций в ГД.

Основные специальности, которые требуются: экономисты, юристы, бухгалтеры, программисты, наборщики текстов, специалисты по связям с общественностью, секретари, архивариусы, специалисты по делопроизводству. Полный перечень отделов и управлений размещен на сайте gosduma.net в разделе «Состав и структура», во вкладке «Аппарат Государственной думы».

Актуальная информация о вакансиях размещается на Федеральном портале управленческих кадров – gossluzhba.gov.ru

Для поиска необходимой вакансии нужно:

  • зайти на указанный сайт в раздел «Вакансии»,
  • указать необходимый регион или федеральный орган,
  • сортировать по профессии, уровню, группе и категории должности и т. п.

После выбора подходящей вакансии нужно нажать на нее, откроется страница с информацией о должностных обязанностях, уровне заработной платы, квалификационных требованиях к кандидату, режиме работы, месте и времени подачи документов, контактных данных и т. п. Здесь же при наличии подтвержденной учетной записи в единой системе через ЕСИА можно подать заявку в электронном виде.

Основные требования к большинству вакансий

К каждой должности установлены индивидуальные требования, но прием на работу в Государственную думу подчиняется единому порядку поступления граждан на федеральную государственную гражданскую службу.

К общим требованиям для поступающих на гражданскую государственную службу относятся:

  • возраст от 18 до 65 лет,
  • гражданство РФ,
  • владение русским языком,
  • наличие профессиональных навыков и знаний, которые требуются для выполнения должностных обязанностей,
  • в зависимости от должности предъявляются требования к опыту работы и образованию.

Основные причины для отказа, даже при наличии вакансии:

    выявление у кандидата во время первичной проверки ограниченной дееспособности или недееспособности,

наличие непогашенной судимости или осуждения, на дающего права на занятие должности,

наличие заболеваний, подтвержденных медицинской комиссией,

  • наличие близких родственников, которые работают руководителями или подчиненными относительно вакантной должности,
  • наличие гражданства иностранного государства,
  • предоставление ложных сведений,
  • отказ пройти процедуру допуска к охраняемым данным, государственной тайне.
  • Читайте также:  Куда сдать старую бытовую технику за деньги: пункты приема электроники

    Трудоустройство в Государственную думу помощником депутата

    Официальными работниками Государственной думы являются 900 сотрудников, то есть по два помощника каждому депутату. Помощники зачислены в штат и получают заработную плату из бюджета, на них распространяются те же требования, что и на остальных государственных служащих, которых принимают на работу в Государственную думу.

    Набирает себе помощников каждый депутат самостоятельно. В большинстве случаев помощником принимается уже ранее знакомый депутату человек, которому он может доверять. Но в любом случае если вы решили построить политическую карьеру, то нужно использовать все шансы и возможности, какими бы минимальными они ни казались, и направить свое резюме непосредственно в штаб партии или конкретному депутату (контакты указываются на официальных сайтах).

    Вакансии обслуживающего персонала

    К этой категории относятся повара, администраторы, официанты, уборщицы, электрики, охрана, водители и т. д. Фактически вспомогательный персонал работает в Государственной думе, но числится в штате других организаций. Например, организацию питания и обслуживание протокольных мероприятий обеспечивает ФГУП «Комбинат Питания Кремлевский», транспортное обслуживание организует ФГБУ «Автотранспортный комбинат», бытовое обслуживание – ФГУП «Президент-Сервис». Сведения о вакансиях размещаются в том числе на сайтах по трудоустройству, например hh.ru. В любом случае у кандидата должен быть опыт работы в указанной сфере, высокие деловые и профессиональные качества, отсутствие судимости. Претенденту на работу придется пройти специальный инструктаж и проверку службы безопасности.

    Вывод

    В Государственной думе, помимо депутатов, работают их помощники, государственные служащие управлений, обслуживающий персонал. Отбор проводится на конкурсной основе. Шансы устроиться на работу в Думу повышаются при наличии опыта работы в государственных структурах и соответствующего образования. Заявку на участие в первом этапе конкурса можно оставить через портал gossluzhba.gov.ru

    Фото: архив сайта

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Как я работал помощником депутата

    Сменить шрифт на обычныйкороткая ссылка на новость:
    следующая новость | предыдущая новость

    Недавно в нашу компанию устроился человек, в послужном списке которого мы обнаружили очень интересный пункт: работа помощником депутата Госдумы от партии ЛДПР. Естественно, нам сразу же захотелось узнать все в подробностях. Спешим поделиться его рассказом с неограниченным кругом читателей сайта www.nix.ru.

    Для начала расскажу, как меня занесло работать в Государственную Думу, где я проработал 4 года. Ещё в школьные годы, за просмотром новостных выпусков по ТВ, мне приметился Владимир Жириновский. Его манера говорить голую правду прямо в лицо на простом, доступном языке обескураживает и подкупает одновременно. Желание выразить одобрение и поддержку этой его жизненной позиции и привело меня в ЛДПР.

    Во время учёбы в университете я вошёл в костяк активистов Ставропольского регионального отделения партии. Как говорится, был за любой кипиш, кроме голодовки, будь то пикетирование краевой администрации или работа наблюдателем на выборах в отдалённых районах края.

    По окончании учёбы в университете мне предложили работу в Центральном Аппарате помощников депутатов Государственной Думы в Москве, и я недолго думая согласился.

    Окна моего первого места работы выходили на Кремль. Это был большой зал, расположенный на десятом этаже Государственной Думы. Площадь зала была разгорожена шкафами набитыми документами на несколько отделов по три-четыре рабочих места в каждом. Здесь располагался оперативный штаб Центрального Аппарата, созданный на время предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Сотрудники штаба именовались референтами и в “мирное” время составляли отдел организационно-партийной работы.

    Раз в неделю, в понедельник, Жириновский собирал сотрудников штаба, руководителей подразделений Центрального Аппарата и всех депутатов фракции ЛДПР для разбора сделанного за прошедшую неделю и обсуждения планов на следующую. Такие собрания часто проходили с большим накалом, и некоторые сотрудники покидали их уже безработными.

    Не могу не отметить, что на публике ВВЖ (мне говорили, что ему не нравится произношение его фамилии и отчества, поэтому приближённые стараются меньше их упоминать) всегда более сдержан и серьёзен, чем в реальной жизни. Думаю это связано с его весьма тонким юмором, многие до последнего не могут понять, шутит он или говорит серьёзно. Так на одном из собраний фракции ВВЖ с привычным для себя выражением заявил:

    “Как вы все знаете, в ЛДПР никто не пьёт и не курит. Все пьяницы и курильщики либо завязали совсем, либо сдали мандат и мы простились с ними. Последние социологические исследования показывают, что людям очень нравится это наше решение. Мы не будем останавливаться на достигнутом и с сегодняшнего дня откажемся от мяса и секса – только здоровая пища и чистые отношения. Я уже год не ем мясо, сбросил пять килограмм и чувствую себя великолепно!”.

    Затем он поднял одного из присутствующих – руководителя региональной организации, депутата регионального парламента, человека очень уважаемого, но слегка обременённого лишним весом и спросил, готов ли он принять такие условия, на что тот, помявшись и изрядно покраснев начал оправдываться:

    “Я считаю, нам пойдёт на пользу отказ от мяса, но. Владимир Вольфович, мы же не сможем. ” – договорить он уже не сумел, весь зал, все депутаты просто покатывались со смеху.

    После окончания кампании по выборам в Государственную Думу штаб был расформирован и референты вернулись к привычно¬му режиму работы в здании Центрального Аппарата на Луковом переулке.

    Предвыборная кампания вообще особое для депутатов и их помощников время. За 3 – 4 месяца до предполагаемого дня голосования партии переходят на усиленный режим работы: на интерактивных досках вывешивают графики по подбору и регистрации кандидатов, проводятся конференции по их выдвижению, усиливается пропаганда, взять отпуск в такое время не возможно. В одну из таких кампаний мы получили сигнал от нашего кандидата в Губернаторы, что ему мешают проходить муниципальный фильтр и, естественно, к делу подключился Центральный Аппарат.

    Муниципальный фильтр – инструмент власти для отсеивания неугодных кандидатов в губернаторы, для его преодоления нужно было получить поддержку порядка ста сельских депутатов. Едва ли нашего кандидата можно было назвать неугодным – молодой образованный парень, депутат городского собрания, ни бизнеса, ни судимости, но в то время муниципальный фильтр был нововведением и местные депутаты боясь поддержать не того разбегались от сборщиков подписей как от огня.

    Прибыв на место, мы разделились на две дюжины групп по 2 – 3 человека и разъехались по районам в поисках беглых депутатов. Разыскивать народных избранников оказалось делом не лёгким. У большинства посёлков нет собственных сайтов, а у тех, что есть, как правило, нет контактов местных депутатов. Местные главы, как правило, либо срочно куда-то уезжали, либо были в отпуске (дело было летом), либо теряли все контакты сразу.

    Как Вы уже, наверное, догадались найти депутата, ещё не значило получить его поддержку. Каждый третий утверждал, что уже отдал свой голос кандидату от партии власти, как правило, это была ложь. Одного кандидата могли поддержать чуть более ста человек из тысячи. Каждый четвёртый по-партизански прятался “за высоким забором” изредка выглядывая одним глазом наружу. Были и такие кадры, которые просто бросались бежать, так один народный избранник, завидев госдумовскую Шкоду, запрыгнул в трактор и помчался прямо через распаханное поле. Естественно наша машина была не приспособлена для таких трюков.

    Спустя десять дней у нас было около тридцати подписей собранных местными активистами, включая подписи наших местных депутатов и чуть более пятидесяти подписей собранных прибывшей группой поддержки. Всего немногим более восьмидесяти подписей, но для регистрации необходимо было собрать ещё двадцать подписей за четыре дня, и тогда в бой вступила “тяжёлая артиллерия”, к нам на помощь приехал ВВЖ.

    После проведённой пресс-конференции и пары встреч с чиновниками нашим сборщикам удалось добрать нужное количество подписей. В итоге к выборной гонке были допущены: действующий губернатор с его административным ресурсом, коммунист-олигарх, истративший на предвыборную кампанию два миллиарда, и наш кандидат, имевший только поддержку однопартийцев. Победить ему на тех выборах, к сожалению, было не суждено, но после этого случая у кандидатов от ЛДПР больше не возникало существенных проблем с муниципальным фильтром.

    Говорят ЛДПР партия одного человека, но на самом деле это не совсем так. ВВЖ для ЛДПР это генератор идей, своего рода вектор, определяющий глобальное направление политики партии и вопросы, в решении которых у депутатов фракции не получается прийти к единому мнению. Но абсолютное большинство вопросов, таких как кадровые решения, финансовые аспекты, вопросы, касающиеся законодательства и участия в выборах определяются Высшим Советом ¬¬– постояннодействующим руководящим органом партии.

    Высший Совет партии возглавляет Игорь Лебедев. Если Жириновского можно сравнить с президентом, то Лебедев своего рода премьер-министр ЛДПР. Последнее слово в любом вопросе всегда за ним, но он всегда прислушивается в политических вопросах к мнению ВВЖ, а ВВЖ всегда учитывает мнение Лебедева во всех кадровых и финансовых вопросах.

    На вопрос “Кто, если не Жириновский?” у ВВЖ в ответ на этот вопрос всегда несколько кандидатур: это и его заместитель по фракции Алексей Диденко, и в прошлом его помощник, а сегодня молодой губернатор – Алексей Островский, и другие члены Высшего Совета.

    ЛДПР готова управлять страной – это один из ключевых принципов положенных в основу партии. У ВВЖ есть кандидатуры для назначения на любую федеральную должность. Кроме того, у ЛДПР есть и региональный кадровый резерв, по 3 – 5 самых достойных членов партии на регион, кандидатуры которых руководство партии при случае предлагает на самые высокие посты в субъектах страны.

    Один из аспектов политики Жириновского – это ставка на молодёжь. У ЛДПР есть мощнейший учебный центр, через который проходят до пятисот партийцев в год. Кроме того, ВВЖ учредил Институт мировых цивилизаций в Москве, где так же обучаются многие партийцы.

    Естественно, что без ВВЖ ЛДПР была бы другой, его вклад неизмеримо огромен. Не знаю, на каких позициях была бы партия, если бы не ВВЖ, но одно ясно у ЛДПР есть будущее и заканчивается оно явно не завтра.

    Напоследок расскажу об одной из изюминок ЛДПР. В отличие от других партий, в ЛДПР используют такой нестандартный метод агитации, как агитпоезда. Поездка на одном из таких оставила неизгладимые впечатления в моей памяти.

    Маршрут поезда брал своё начало в Москве, проходил через всю страну до Владивостока и возвращался в Москву. На всё про всё 41 день в пути, 440 станций и полустанков, 32 тысячи километров.

    Агитпоезд – это маленькое государство. Здесь свой президент и свой парламент – комендант поезда и депутаты в первых двух вагонах, свой образовательный центр – вагон для совещаний, тут же читают лекции для местных активистов, подсевших в своём регионе. Тут же свой пищепром – два вагона-ресторана, своя прокуратура – юристы, принимающие обращения, своя полиция и больница – купе охраны и купе медиков. Есть ещё два душевых вагона – коммунальные службы, три вагона подарков и гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения – местное МЧС. Ну и, конечно, местное население – три вагона агитаторов, работающих в три смены (поезд шёл круглосуточно).

    На каждой станции мы проводили встречи с депутатами, юридические консультации, а на самых крупных даже устраивали митинги. По пути следования наш агитпоезд заходил на все станции, даже на те, что были закрыты или не использовались для перевозки пассажиров. Во многих населённых пунктах вообще никогда не ступала нога депутата Госдумы.

    Для некоторых приходивших на встречи это был единственный шанс получить квалифицированную помощь, и они её получали! Приятно осознавать, что я внёс свою лепту в дело помощи этим людям.

    Спустя четыре года я решил сменить профиль деятельности, перейти на работу связанную с компьютерной техникой и теперь я работаю в НИКСе, но я благодарен ЛДПР за полученные за эти годы знания и опыт. С незапамятных времён говорят, что настоящий мужчина должен за свою жизнь посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Но я убеждён, что цивилизованный человек кроме того обязан сделать что-нибудь полезное для общества в целом. Надеюсь, мне это удалось.

    Ссылка на основную публикацию