Сколько стоила машина в СССР: розничные и оптовые цены в 70-е гг.

Тогда – сейчас: cколько стоили авто во времена СССР?

Автомобиль стоил как квартира

Наверное, все знают о том, что во времена СССР автомобиль был роскошью, а не доступным средством передвижения. Людям приходилось годами копить деньги на сберкнижках в надежде на покупку «Москвича» или «Жигулей».

Возможности покупки личного авто были очень ограниченными. Быть в очереди за автомобилем приходилось годами – семь лет и более.

Причем, в эту очередь попасть тоже было не просто. Туда включали только особо отличившихся на производстве передовиков и людей, имевших особые заслуги перед государством. Исключения (покупка авто без очереди) делались только для орденоносцев, ветеранов войны, да и то не всегда и не для всех.

Стоимость автомобиля была сравнима с ценой кооперативной квартиры. Как пишут на форумах люди, которые жили в БССР в 70-е годы прошлого века, «Москвич» стоил как однокомнатная кооперативная квартира – около 5-5,5 тыс. рублей, а «Волга» (ГАЗ-21) – как трехкомнатная – более 8 тыс. рублей.

Средняя зарплата в БССР была 150-170 рублей. Однако люди умудрялись за долгие годы накопить на автомобиль.

Правда, для многих он так и оставался неосуществимой мечтой – из-за дефицита автомобилей.

Подержанные авто продавали по цене новых

Сама покупка нового авто тоже была долгим и сложным процессом, с оформлением ее через автосалон, сберкассу, получением на складе. Брали, как говорится, что дают – выбора по комплектации, цвету и прочим параметрам не предоставлялось.

Бывшие в употреблении автомобили купить тоже было очень сложно, и они были в дефиците. Поэтому и продавались по цене новых авто. Поддержанные машины продавали через комиссионные магазины.

Также их можно было купить у спекулянтов, часто из других союзных республик. Многие отправлялись за авто в Грузию. Но все подобные сделки были незаконными и люди очень много переплачивали за автомобили.

Цены на автомобили в советские годы

Интересно ознакомиться со стоимостью основных марок машин тех времен в СССР – «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец» – в разные годы:

Выбор авто сегодня гораздо шире

Сегодня у белорусов гораздо больше возможностей по выбору автомобилей – как по марке и комплектации, так и по цене.

Новый бюджетный автомобиль малого и среднего сегмента можно купить за 10-12 тыс. долларов (при средней зарплате в $500 в эквиваленте – это около 20 зарплат).

Да и с подержанными авто ситуация гораздо лучше. И продают бэушные авто не по цене новых, а гораздо дешевле – в зависимости от года выпуска.

Конечно, новые комфортабельные и престижные авто стоят, как и в те времена, примерно как квартира – от $35-40 тыс. и более. Но, по крайней мере, ждать их по семь лет в очереди не нужно.

Одной из наиболее популярных бюджетных моделей в Беларуси считается LADA VESTA Седан, по данным БАА. Новый автомобиль можно купить сегодня по стоимости около 19 тыс. рублей – около 19-20 средних зарплат белоруса. Это меньше, чем во времена СССР стоил «Москвич» или «Волга», но вообще-то и сегодня новая машина доступна по цене далеко не каждому белорусу.

Сравнительно доступный по цене и популярный Renault Logan 1.6 стоит около 17,5 тыс. рублей (17 зарплат), а Volkswagen Polo стоит около 21 тыс. рублей (21 зарплата).

В итоге

Можно сделать вывод, что по разнообразию марок и потенциальной доступности авто белорусы имеют сегодня гораздо больше возможностей, чем в 1970-е, например, годы. И стоимость новых и подержанных автомобилей меньше.

Но приобрести автомобиль может далеко не каждый – с учетом уровня зарплат, и того, что большая часть этих зарплат уходит на питание и обеспечение других, более первостепенных, нужд семей.

Сколько стоили автомобили в СССР

Как говорил Остап Бендер в известном романе — “Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения”. Но не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю зарплату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство.

И это учитывая то, что в Советском Союзе был достаточно широкий автопарк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как машины высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.

Первые послевоенные года

В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.

Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.

Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, но всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было купить уже значительно дороже — за 16000 рублей. А самым элитным и соответственно дорогим, считался ГАЗ-12 — авто для советской номенклатуры. Его стоимость была на уровне 40000 рублей.

Вторая половина 50-ых годов

Это время характеризуется активным появлением на рынке новых моделей Москвича, которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.

Первая половина 60-ых

В это время прошла деноминация валюты, и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно — за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.

А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже — 5100. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-ух зарплат.

Конец 60-ых

В это время вышла новая модель Москвича — 408-ая, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат.

ГАЗ-21 немного подорожала — до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели — ЗАЗ-966, тоже возрос в цене — 2200 рублей.

70-ые года

Это время ознаменовалось для автолюбителей из Советского Союза появлением автомобиля-классики — Жигулей. Именно в 1971-ом году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.

За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму — 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич — практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец — 3000-3500 рублей.

За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию — сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд — ВАЗ-21063. Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель — 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 — 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей.

Москвичи тоже обновили свою линейку — стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.

Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр — 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.

Заключение

Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.


Сколько стоила первая советская бытовая техника

В апреле 1932 года на заводе «Коминтерн» в Ленинграде были выпущены первые 20 советских телевизоров. Рядовой советский гражданин не мог себе такое позволить. ​Массовое распространение телевизоров началось в стране после войны, когда было запущено серийное производство модели КВН-49. Ее стоимость в разное время составляла 900–1200 руб. при средней зарплате 600–800 руб…

Громкоговоритель «Рекорд»

Цена прибора по мере расширения производства снизилась с 20 до 7 руб.

Массовое производство репродукторов началось в середине 1920-х годов на заводах в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и Харькове (на фото — уфимский завод «Промсвязь»).

Читайте также:  Уплата алиментов с продажи квартиры и иной недвижимости

(Фото: Уфимский завод «Промсвязь»)

К началу 1930-х годов в большинстве городских квартир появились черные тарелки репродукторов «Рекорд» или их аналогов. Выпуск тарелок прекратили в конце 1930-х.

Тарелка образца 1920-х годов имела в диаметре 360 мм, глубина конуса — 80 мм; ее можно было подвешивать на стене или ставить на столе с помощью круглой подставки. Многие ошибочно называли прибор «радио».

Радиоприемник Москвич

Начиная с 1952 года радиоприемник можно было приобрести без очереди в свободной продаже, а цена в зависимости от места покупки составляла 180–212 руб. Средняя зарплата в СССР тогда была около 700 руб.

В 1924 году в СССР приняли постановление «О частных приемных радиостанциях», разрешавшее гражданам пользоваться радиоприемниками. Первые ламповые приемники появились в 1930-х годах.

В 1940-х были разработаны «Рекорд» и «Москвич», но они оставались слишком сложными и дорогими для массового потребителя. В середине 1940-х власти дали задание разработать «народный» радиоприемник, которым стал «Москвич-B». В 1949 году было выпущено более 70 тыс. новых приемников, в 1950-м — более 240 тыс.

Прибор производили на нескольких заводах в Москве, а также в Новосибирске, Свердловске, Воронеже, Александрове и Сарапуле (Удмуртия), общий выпуск в 1949–1957 годах составил более 2 млн штук.

Телевизор

Телевизор марки «Б-2»

Стоимость телевизора составляла (после 1960-х) примерно 900–1200 руб. при средней зарплате в СССР в то время 600–800 руб.

Первый серийный любительский механический телевизор в СССР сделали на заводе «Коминтерн» в Ленинграде в 1932 году. Первая партия состояла из 20 экземпляров, а уже в 1933–1936 годах на заводе имени Козицкого в Ленинграде было произведено более 3 тыс. телевизоров Б-2. Аппарат с экраном размером 3×4 см подключался к радиоприемнику вместо громкоговорителя.

Данные о стоимости Б-2 в первые годы производства сильно расходятся, но общим остается то, что рядовой потребитель позволить себе телевизор не мог.

Регулярное телевещание началось в СССР только в 1938 году. Массовое распространение телевизоров началось в стране после 1949 года, когда было запущено серийное производство модели КВН-49.

Телевизор марки «КВН-49»

За более чем десять лет было выпущено около 2 млн аппаратов. Помимо КВН-49 производились и другие модели телевизоров. Объем производства вырос с 12 тыс. штук в 1950 году до 1,7 млн в 1960-м. К 1970 году телевизор был в 61% городских семей.

Холодильник

В 1970-х годах холодильник был у 34% семей (у 43% семей в городах), а самыми массовыми марками стали «ЗИЛ-Москва» (обновленный «ЗИС-Москва») и «Минск». При средней зарплате в 120–150 руб. их стоимость составляла 330–370 руб.

Первые указания о разработке домашнего холодильника были даны в СССР еще в 1930-х годах. Были разработаны серийные модели холодильных устройств, но массового производства не последовало.

Первый серийный бытовой абсорбционный холодильник «Газоаппарат».

После войны, в 1949 году, вышло постановление об организации массового производства компрессионных бытовых холодильников, а уже через два года в продажу поступили первые 300 холодильников «ЗИС-Москва». Первое производство наладили на заводах в Москве, Саратове и Муроме. До 1956 года было произведено около 600 тыс. таких холодильников.

Другим популярным массовым холодильником на первых порах стал «Саратов», который появился в начале 1950-х; за десять лет всего выпустили около 1 млн штук. Стоимость такого холодильника до денежной реформы 1961 года составляла около 1,5 тыс. руб., после — около 150 руб. при средней зарплате по стране в 600–800 руб. до реформы и 80–100 руб. после нее.

Тем не менее к 1962 году холодильник был у менее чем 5% семей в стране. С развитием отрасли число заводов, выпускающих бытовые холодильники, росло: в 1967 году их было уже 29, причем 20 из них выпускали компрессионные холодильники. За десять лет, с 1960 до 1970 года, годовое производство бытовых холодильников выросло с 0,5 млн до более 4 млн штук.

Катушечный магнитофон

При средней зарплате около 90 руб. после денежной реформы в 1960-х годах одной из самых дешевых моделей был магнитофон «Романтик» (на фото), который в рознице стоил около 160 руб. Аналогичные модели стоили 180–200 руб. и более.

Серийный выпуск магнитофонов начался в СССР еще до войны, но производились они для специального применения. Выпуск бытовых магнитофонов стартовал в конце 1940-х с серийной модели «Днепр» в Киеве.

Производство аналогичных приборов вскоре началось в Москве, Санкт-Петербурге, Великих Луках, Вильнюсе, Каунасе, Горьком и других городах, а в 1957 году появился соответствующий государственный стандарт.

С 1960 по 1969 год объемы производства магнитофонов в СССР выросли с 128 тыс. до более 1 млн штук в год. В начале 1980-х годов магнитофон был в 30% городских семей.

Стиральная машина

Цена стиральной машины в рознице была близка к среднемесячной зарплате и составляла около 600 руб.

Первые стиральные машины в СССР начали привозить из США в 1920-х годах, а собственное массовое производство началось только в 1950-х на Рижском электромеханическом заводе с модели ЭАЯ (на фото).

Стиральная машина «ЭАЯ»

Вода в машине не подогревалась, залив и слив производились вручную. Постирать можно было до 2,5 кг сухого белья.

В 1960 году объем выпуска стиральных машин составил почти 0,9 млн штук, а в 1965-м вырос до 3,4 млн штук в год. Уже к 1970 году стиральная машина была в 64% городских семей СССР.

Пылесос

В 1960-х годах стоимость этих приборов составляла 40–50 руб. при средней зарплате 80–110 руб.: так, в 1968-м власти установили на пылесос «Вихрь» цену в 40 руб.

Массовое серийное производство пылесосов началось в СССР в 1952 году. Первыми марками стали «Пионер» и «Днепр» (на фото).

Объемы выпуска изначально были незначительны (130 тыс. штук в 1955 году), но в 1960-м годовой объем составил уже 0,5 млн штук, в 1970 году — 1,5 млн штук, а ассортимент выпускаемых моделей расширился. К 1970-му 16% городских семей имели пылесос, а к 1980 году эта цифра выросла до 37%.

Сколько стоили продукты питания в 70-80е годы в Советском Союзе?

Виртуальная экскурсия по продуктовым магазинам в СССР

Вопрос стоимости продуктов питания сегодня очень актуален. Еще несколько лет назад, идя на выборы, кандидаты уверяли, что вернут колбасу по 2.20. Это был, чуть ли не первый пункт их программы. Сейчас ситуация немножко поменялась, но цены 70-80 годов в Советском Союзе у кого-то вызывает ностальгию, а у кого-то раздражение.

Цены на разные товары в СССР – Фото

Идет постоянное сравнение тех цен и современных. При этом не учитывается уровень зарплаты, себестоимость продуктов, которая выросла многократно из-за мировых цен на нефтепродукты и удобрения. А если учесть, что все сельское хозяйство было дотационным, то становятся понятными цены в магазинах и на рынке.

Еще следует отметить, что было как минимум три категории снабжения. Столица обеспечивалась всем. Промышленные центры шли по первой категории. В их магазинах всегда было много разных товаров. В областных центрах и больших городах выбор был ограничен. Обеспечение маленьких городов, райцентров и, тем более, сел шло по остаточному принципу. Сегодня многие помнят, как ездили в промышленные центры за колбасой, рыбой, консервами. Пригородные поезда даже получили название «колбасные электрички».

Какие цены были в советское время

И так представим себе, мы в Советском Союзе в застойные брежневские времена. Нам предстоит накрыть стол на семейный праздничный обед. Для начала идем в хлебный магазин. Берем булку белого за 20-24 копейки, ржаного за 16, батон – 13 и сдобных булочек в зависимости от величины от 4 до 20 коп.

В мясомолочном магазине свинина 2.00 – 2.20, говядина – 1.90 – 2.00, баранина – 1.80. На холодец можно взять ножки свиные по 0.32 – 0.60, говяжьи 0.20 – 0.30, курицу по 0.90 – 2.30 за килограмм. В соседнем отделе покупаем молоко на разлив по 0.22 или в упаковке по 0.34 копеек за литр, пол-литровую бутылку кефира за 0.30, предварительно сдав пустую за 0.15. На витрине в магазине выстроены 400-граммовые баночки сгущенного молока за 0.55. Конечно, все эти продукты можно было приобрести и на рынке, но стоило бы все это минимум в два раза дороже.

Прежде чем идти дальше, остановимся попить кваса. За стакан отдадим 0.03, а за бокал 0.06. Или автоматы с газированной водой привлекут наше внимание – стакан с сиропом 0.03, без сиропа – 0.01. Ассортимент мороженого был значительно меньшим, чем сегодня. Обходилось оно покупателям в 0.07 – фруктовое, молочное – 0.10, сливочное – 0.13, пломбир – 0.15, эскимо – 0.22.

Магазин «Рыба» порадует, если повезет, живым карпом 0.75 – 0.80, свежемороженой осетриной 5.00 – 9.35, но чаще мороженым хеком 0.20 – 0.40, сельдью соленой развесной 1.30 – 1.54 , сельдью иваси – 3.00, тюлькой 0.30 за килограмм.

Сколько стоят советские автомобили сегодня?

Мода на раритетные автомобили из советской эпохи у истинных коллекционеров не пройдет, вероятнее всего, никогда. Машины из Советского Союза и сегодня смотрятся дорого и стиль.

Если задаться вопросом, то можно найти такой автомобиль даже в хорошем рабочем состоянии. Правда и стоит это будет очень не дешево. В этой подборке вы найдете лучшие образцы машин времен СССР их стоимость сегодня, а также стоимость в свое время в пересчете на современные деньги.

Сейчас самым доступным автомобилем является Лада, стоит она порядка 700-800 тысяч рублей.

Стоимость рубля в советское время

Для мышления современного человека вполне понятна его стоимость относительно цены на другие продукты питания, товары, услуги и среднестатистическую заработную плату. Мне стало интересно, а сколько же стоили советские автомобили в свое время, если перевести на современные деньги.

Оказалось, то узнать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Определить стоимость рубля в советское время относительно современности довольно сложно. К курсу доллара нет смысла привязывать, так как у него своя инфляция, да и об объективности его курса в СССР можно рассуждать много, он явно был искусственным и не отвечал реалиям экономики.

В сети я нашел много разных методик расчета курса советского рубля. Наиболее приемлемой мне показалась методика одного блогера, который строил свои расчеты на стоимости продуктовой корзины, средних заработных плат, а так же кросс-курса валюты. По его расчетам получилось, что один советский рубль можно приравнять в 197 современным рублям. Вот на этих данных и построим дальнейшие расчеты.

Сколько стоили советские автомобили во времена СССР?

В СССР розничная цена на автомобили для граждан страны была в 2-4 раза выше оптовой цены для организаций. В 70хх годах прошлого века приобрести «Волгу» можно было за 8500 рублей, «Жигули» — за 5620 рублей. Средняя заработная плата была 121 рубль, то есть для покупки автомобиля необходимо было копить от года до пяти лет, при этом откладывая всю заплату.

Для полной картины вот стоимость некоторых продуктов, вещей и техники в те времена:

  • Килограмм картофеля – 13 копеек,
  • Килограмм сахара – 90 копеек,
  • Сапоги зимние – 55 рублей,
  • Холодильник ЗИЛ – 300 рублей,
  • Бутылка водки – 3 рубля и 7 копеек.

В 80хх годах автомобили существенно подорожали «Волги» до 9513 рублей, а «Жигули» до 8671 рубля. А с рук купить автомобиль стоило в 1.5-2 раза дороже. Тем не менее, автомобиль по-прежнему считался символом идеальной советской жизни, так же как квартира и дача.

Автомобиль был признаком благополучия и высокого социального статуса. Хотя политика партии и была направлена на развитие общественного транспорта. Желающих приобрести символ роскоши не пугали даже сильно завышенные цены. В 1970х годах запускается массовый выпуск «Жигулей» в СССР, ежегодно продавалось по 150-200 машин.

Москвич-400 выпускался с 1949

Это первая советская массовая малолитражная машина. Создавалась по трофейным чертежам автомобиля Опель Кадет.

Сегодня такой раритет можно приобрести за 350 000 рублей.

ГАЗ-21 «Волга» выпускался с 1962

Такие «Волги» выпускались только до 1970 года. Именно такой экземпляр автомобиля был подарен Юрию Гагарину после первого космического полета. Стоимость автомобиля сегодня 479 000 рублей. Чуть позже был выпущен автомобиль ГАЗ -24, который так же считался премиальным седаном, имел двигатель 2,4 литра, объем двигателя 85 лошадиных сил и четырехступенчатую механическую коробку передач. Стоил такой автомобиль в 1980 году 9453 рублей, что эквивалентно нашем деньгам в размере 1862 241 рубль.

ГАЗ М-1 начал выпускаться с 1939

Знаменитый легковой автомобиль 30х годов, конструировался по чертежам американского Форда модели В. ГАЗ М-1 еще называют «эмкой» или «молотовским первым». Сегодня такой автомобиль стоит бы порядка 2 200 000 рублей.

ЗИМ начало выпуска с 1956

Это предшественник знаменитой «Чайки», он же ГАЗ 12. Седан на шесть мест был доступен только должностным лицам не ниже секретаря обкома, а чаще он был только и заместителей министров.

Сегодня этот автомобиль стоит бы не ниже 3,3 миллионов рублей

Газ М-10

…или легендарный автомобиль «Победа» начал выпускаться в 1953 году

Это один из первых советских автомобилей, который начал выпускаться серийно. Именно «Победа» стала поставляться и на экспорт в Австрию, Бельгию и Финляндию. Сегодня бы такой автомобиль стоит бы 3 500 000 рублей.

ГАЗ-13 «Чайка»

…выпускаться автомобиль начал с 1959 года.

За период с 1959 по 1981 год в Советском союзе было собрано чуть больше 3000 таких машин. Именно такой автомобиль был у Георгия Жукова, Валентины Терешковой и Фиделя Кастро. Сегодня такой автомобиль стоит почти 5 миллионов рублей.

ЗИС-110

Этот автомобиль изначально разрабатывался как автомобиль премиум класса для первых лиц страны. За основу были взяты чертежи американского Паккарда. Сегодня такой автомобиль можно приобрести за 25 миллионов рублей.

Москвич 2140

Выпускался автомобиль с 1976 года, в 80х годах в эпоху экономии с автомобиля исчезли все хромовые детали, а само оформление стало заметно беднее. В 80х годах такую машину можно было купить за 7491 рубль, что составляет приблизительно 1.5 миллиона современными рублями.

ВАЗ 2101

Эта та самая легендарная «копейка», предвестник четырехглазой «шестерки», которая появится только в 1976 году. В 1980 году этот автомобиль можно было купить за 7300 рублей, что по современным деньгам равно 1438 100 рублям.

Запорожец ЗАЗ – 968

Иметь такой автомобиль не было зазорным в Советском союзе, он, как и любой другой автомобиль, считался признаком роскоши и достатка. В 1980 году его можно было приобрести за 3750 рублей, что эквивалентно 738 750 современным рублям.

Итоги

Если решитесь приобрести какой-то раритет из советского автопрома, то обязательно проверьте продавца, состояние автомобиля и тщательно осмотрите машину на предмет перекрашивания деталей, следов аварий и технического состояния.

Как устанавливали цену на автомобиль ГАЗ-М20 «Победа»

Где-то в начале девяностых годов один автомобильный историк запустил байку о том, что «Победу» изначально хотели назвать «Родиной», но тут вмешался товарищ Сталин и грозно спросил: «И почем будет продаваться “Родина”?» Сама постановка вопроса попахивала 58-й статьей и Воркутой с Магаданом, поэтому от названия «Родина» решили отказаться и назвали машину «Победой». И, как драматически пишет тот же историк, сколько стоила Победа, Сталин знал, подразумевая под этим число жертв в Великой Отечественной войне.

Иван Баранцев. Фото: ГАРФ, РГАКФД и из архива автора

Все это, конечно же, выдумки. Сохранились воспоминания участников кремлевских смотрин «Победы», но никто из них не упоминает про «Родину». К тому же при Сталине выпускались радиоприемники «Родина», и никаких вопросов по этому поводу Иосиф Виссарионович директору Московского радиозавода не задавал, и то, что «Родина» свободно продается в магазинах, тоже никого не смущало. Даже шуток на эту тему не было.

В Москве единственным местом, где можно было приобрести «Победу» или «Москвич», являлся магазин «Автомобили» на Бакунинской улице, 21. Магазины с таким же названием были открыты в Ленинграде, Новосибирске, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Минске, Риге, Тбилиси, Баку, Ташкенте и Алма-Ате.

Постановлением Совета министров N 1437 от 7 мая 1947 года цена «Победы» определялась в размере 16 000 рублей. В эту сумму входили и расходы на реализацию автомобиля в размере 6 процентов от его розничной цены — это 960 рублей.

Но если рассказы про «Родину», ставшую «Победой», — выдумка, то история о том, как Сталин устанавливал курс доллара, — чистейшая правда. В феврале 1950 года Центральное статистическое управление СССР пересчитало валютный курс рубля и, сравнив цены на товары, вывело цифру 14 рублей за доллар. Но у Иосифа Виссарионовича был свой курс. По словам министра финансов Арсения Зверева и председателя Госплана Матвея Сабурова, а также присутствовавших при этом событии китайского премьера Чжоу Эньлая и руководителя Албании Энвера Ходжи, товарищ Сталин перечеркнул эту цифру и написал: «Самое большее — 4 рубля».

С 1949 по 1953 год выпускалась модификация «Победы» с кузовом типа «кабриолет», стоившая на 500 рублей дешевле из-за отсутствия металлической крыши, которая штамповалась из единого стального листа. В те годы еще существовал дефицит штамповочной стали, вызванный разрушением металлургических предприятий во время войны.

С 1949 по 1953 год выпускалась модификация «Победы» с кузовом типа «кабриолет», стоившая на 500 рублей дешевле из-за отсутствия металлической крыши, которая штамповалась из единого стального листа. В те годы еще существовал дефицит штамповочной стали, вызванный разрушением металлургических предприятий во время войны.

Новые фасоны обивки

Наверное, точно так же Сталин тремя годами ранее установил и стоимость «Победы». Цена на нее была определена 7 мая 1947 года постановлением Совета министров N 1437: «Утвердить розничную цену на легковой автомобиль М-20 «Победа» в размере 16 тыс. рублей». Еще одно постановление Совмина вышло 16 мая: оно сохраняло цену на «Победу» и устанавливало стоимость «Москвича» в размере 10 000 рублей. К слову, «Москвич» потом подешевел до 9000 рублей, а цена «Победы» оказалась настолько стабильной, что пережила самого Сталина и сохранялась неизменной вплоть до 1955 года.

Впрочем, в июле 1954 года некий товарищ Павлов из Министерства торговли предлагал повысить цены на «Победу» до 23 000 рублей, а на «Москвич» — до 15 000 рублей. Свое предложение Павлов обосновал тем, что «действующие розничные цены на указанные автомобили являются низкими и в связи с возросшим спросом на эти автомобили и невозможностью в ближайшее время удовлетворить эту потребность спекулянты легко наживаются на перепродаже легковых автомобилей». К слову, себестоимость «Победы» в 1954 году составляла 14 208 рублей.

По подсчетам советских чиновников, вместо одной «Победы» можно было купить по парочке Studebaker Champion или Ford Zephyr, которые значительно превосходили ее по мощности, комфортабельности и новизне. И после такой покупки еще оставались лишние деньги.

По подсчетам советских чиновников, вместо одной «Победы» можно было купить по парочке Studebaker Champion или Ford Zephyr, которые значительно превосходили ее по мощности, комфортабельности и новизне. И после такой покупки еще оставались лишние деньги.

Вопрос о повышении стоимости совпал с модернизацией модели: «Победа» получила измененную облицовку радиатора, двухдиапазонный радиоприемник, рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала, другой рисунок приборов и «новые фасоны обивки» салона. Больше всего увеличивал цену машины радиоприемник модели А-8, предварительная стоимость которого колебалась от 700 до 750 рублей. Остальные нововведения повышали себестоимость только на 423 рубля.

Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения изначально предлагало продавать эту «новинку» за 23 000 рублей с радиоприемником и за 21 800 рублей — без него. Вопрос об этом начал обсуждаться в Совете министров в октябре 1954 года. С этими ценами согласились в Министерстве торговли и Министерстве финансов, но в Госплане пошли дальше и посчитали, что «введение новых модернизированных узлов, улучшающих качество и обновляющих внешний вид автомобиля» должно обойтись покупателям в 25 000 и 23 800 рублей соответственно.

Горьковский автозавод не мог полностью удовлетворить спрос на свою продукцию, поэтому за «Победами» выстраивались очереди, а на перепродаже машин зарабатывали деньги спекулянты. Повышением цен на автомобили Министерство финансов СССР планировало ликвидировать очереди и спекулянтов одновременно

В тексте распоряжения Совета министров N 434-р от 24 января 1955 года, подписанного Булганиным, модернизированная «Победа» фигурирует под заводским индексом М-20-А, хотя на самом деле обновленной модификации был присвоен индекс М-20-В. Во всех документах, касающихся обсуждения цены, модернизированная «Победа» также упоминается как М-20-А.

В качестве обоснования поначалу решили сравнить стоимость нашей «Победы» и ее иностранных аналогов. Цены пересчитывали по «сталинскому курсу доллара» один к четырем — результат получился довольно забавный. Выходило, что более мощный и престижный шестицилиндровый Studebaker Champion стоил 7068 рублей, Ford Zephyr — 5958, а переднеприводный Citroen 11СV — 7189 рублей. Ближе всего к «Победе» по цене оказались итальянская Lancia Aurelia (14 059 рублей) и французский Hotchkiss Anjou (15 450). К счастью для чиновников, эти автомобили в СССР не продавались, а простые советские люди даже не подозревали об их цене.

Главным отличием “Победы” 1955 года стала новая облицовка радиатора, состоявшая из трех крупных горизонтальных брусьев. Самое заметное нововведение оказалось и самым дешевым — такая облицовка увеличивала себестоимость машины только на 30 рублей. Например, приборы с новым оформлением добавляли 195 рублей, руль с кольцевой кнопкой сигнала — 181 рубль, а другие “фасоны обивки салона” — 90 рублей.

Будет правильно понято

Но уже знакомый нам товарищ Павлов из Министерства торговли упорно гнул свою линию и после неудачного сравнения стоимости советских машин с иностранными начал соотносить цены на автомобили и мужские костюмы. Так, по его расчетам, стоимость Citroen 11СV равнялась стоимости 16,6 «лучшего шерстяного костюма индивидуального пошива». А вот в СССР на 16 000 рублей можно было приобрести только восемь костюмов, что говорило об очень низкой цене на «Победу». Но главным аргументом Павлов выбрал извечный рыночный закон спроса и предложения: по состоянию на 12 января 1955 года очередь на «Победу» составляла 58 500 человек, а на «Москвич» — 31 000. И оба завода обеспечить такой спрос не могли. Повышением цен Павлов предлагал одновременно ударить по спекулянтам, ликвидировать очереди и обеспечить государство доходом в размере 360 млн рублей. И еще, по его мнению, «будет удовлетворен спрос лиц, действительно нуждающихся в автомобилях и имеющих высокие заработки и доходы: лауреатов Сталинских премий, генералов, академиков, профессоров, артистов и др. Повышение цен на автомашины будет правильно понято покупателями, так как машина не является неотложным предметом первой необходимости, а спекулянты в значительной мере лишатся легкой наживы».

В 1954 году среднемесячная заработная плата в промышленности составляла 792 рубля, в строительстве — 711, на водном транспорте — 897, в сельском хозяйстве — 440, в госаппарате — 768, в торговле — 556, в образовании — 739, в здравоохранении — 509 рублей.

Спекуляция автомобилями в СССР была уже в те годы. Один из эпизодов можно найти в мемуарах Коры Дробанцевой-Ландау, жены академика Льва Ландау. В нем она описывает успешную сделку друга и соавтора своего мужа Евгения Лифшица: «Когда он купил машину, то ворвался к нам со словами: “Кора, Дау, слушайте, какую блестящую сделку я совершил: старую “Победу”, стоившую мне 16 000 рублей, я продал за 35 000, а за валюту купил новую “Волгу” за 450 фунтов стерлингов в “Березке”. Кора, вы можете сделать то же самое, получив от меня безвозмездно эту информацию. Старые “Победы” в большой цене, и желающих приобрести их много”». И хоть продавал Лифшиц не новую, а старую «Победу», но названная разница в цене дает представление о том, сколько денег зарабатывали спекулянты на перепродаже автомобилей, которых на всех не хватало.

По плану на 1955 год предполагалось изготовить только 33 000 «Побед», но в розничную продажу из этого количества выделялось только 17 400 — со старыми ценами очередь растянулась бы года на три. Поэтому все три министерства и Госплан хором предлагали одну цену — 25 000 рублей за «Победу» с радиоприемником. Сохранился и проект распоряжения Совета министров с этой ценой, который еще в декабре 1954 года должен был подписать его глава Георгий Максимилианович Маленков. Но что-то «наверху» пошло не так: в итоге распоряжение Совета министров вышло 24 января, цена в нем значилась 20 000 рублей, а подписал его зампред Николай Булганин. Никаких объяснений и обоснований такой внезапно появившейся суммы в архивном деле нет. Впрочем, некоторые современники Булганина не без зависти пишут в мемуарах, что Николай Александрович всегда был любимчиком Сталина, вот, видимо, и усвоил уроки его правления.

Ссылка на основную публикацию