ЦБ училит контроль за работой иностранных платежных систем

ЦБ ужесточит условия работы в России иностранных платежных систем

Банк России планирует с начала 2018 года ввести для платежных систем риск-ориентированный надзор, сообщила в среду, 8 ноября, директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина на Национальном платежном форуме. Степень регулирования будет зависеть от типа значимости платежных систем (ПС) и количественных показателей их деятельности. Чем крупнее и чем влиятельнее платежная система, тем «пристальнее и внимательнее» с ней будет взаимодействовать ЦБ. «Чем меньше платежная система, тем реже мы будем с ней контактировать», — сказала Бакина.

Также регулятор намерен ужесточить требования к иностранным системам перевода денежных средств.

Как подразделяются платежные системы

По данным на 3 ноября 2017 года, в реестр ЦБ входит 31 оператор платежной системы. Сейчас они уже разделены на три типа по значимости: социально значимые (в том числе платежные системы Visa, MasterCard, «Золотая корона»), национально значимые (например, АО «КБ «Юнистрим») и системно значимые (например, НКО АО НРД) . Системно и социально значимые платежные системы определяются исходя из объемов осуществляемых ими денежных переводов; национально значимые — это компании, которые напрямую или косвенно контролируются государством. По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, оценить объем этого рынка сложно, поскольку под понятие денежного перевода подпадают все переводы, в том числе и банковские переводы частных клиентов.

Реакция рынка

Методология расчета для разделения ПС сейчас находится на утверждении. Какие именно показатели будут лежать в основе методологии, в пресс-службе ЦБ комментировать не стали.

Участники рынка называют предложенные меры своевременными, поскольку ожидают, что мелкие участники рынка благодаря им смогут уйти от излишне пристального надзора. Как отмечает Михайлова, требования к системно значимым платежным системам менялись уже несколько раз за последние два года: повышались объемы проводимых денежных переводов для того, чтобы наиболее крупные игроки рынка подпадали под это определение.

По социально значимым платежным системам ничего не менялось, и, скорее всего, ЦБ хочет пересмотреть свой надзор именно за этой категорией, считает она. «Сейчас под общий надзор попадают совсем мелкие платежные системы, которые являются социально значимыми, — к ним применяются те же требования по согласованию правил, что и к лидерам рынка, — говорит Мария Михайлова. — Также у этих компаний совсем другой уровень риска, чем у крупнейших компаний, и другие клиенты». Изменив подход к надзору, ЦБ также освободит ресурсы для более пристального надзора за системно значимыми игроками, добавляет она.

В компании «Золотая корона», которая относится к типу социально значимых, отмечают, что регулятор усиливает контроль за платежными системами, что приводит к сокращению числа игроков. «Регулятор активно применяет нормы 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». — РБК) к платежным операциям, и некоторым банкам-операторам приходится покидать рынок из-за нарушения закона по легализации доходов, полученных преступным путем», — отмечает директор сервиса «Золотая корона — Денежные переводы» Иван Ситнов.

Платежные системы разнятся по своей бизнес-модели, размерам и, соответственно, рискам, говорит председатель совета директоров и совладелец QIWI Борис Ким. «Риск-ориентированный подход позволяет оптимально распределить нагрузку на надзорные подразделения и дать возможности для развития небольшим платежным системам, избавив их от излишней и дорогостоящей опеки», — говорит он.

Эксперты также отмечают, что рынок платежных систем в настоящее время недостаточно регулируется, в частности на нем работает много платежных агрегаторов, формально не являющихся платежными системами, но предоставляющих клиентам их функции. «В этой связи регулятор, вероятно, планирует ужесточить контроль за рынком денежных переводов», — сказал РБК один из участников рынка.

Особое внимание к иностранцам

Также ЦБ планирует изменить требования к иностранным системам перевода денежных средств. Как уточнила директор департамента национальной платежной системы Банка России, планируется обязать иностранные системы перевода средств иметь в России уполномоченную организацию и осуществлять деятельность только через российские банки.

Эти изменения могут коснутся, например, системы переводов MoneyGram, которая занимается исключительно трансграничными переводами без открытия счета, используя российские банки как провайдеров, считает Мария Михайлова. «А наше законодательство в отношении платежных систем и само определение платежной системы в России тесно связано с операциями именно на территории РФ», — говорит она.

Этой весной на рынок России вышла китайская платежная система Alipay, которая рассчитана преимущественно на китайских туристов, так как пользоваться ею могут только обладатели карт, эмитированных китайскими банками. Alipay заключила договор об эквайринге с банком «Русский стандарт», а позже — с ВТБ.

Представители крупнейших платежных систем MasterCard и Visa не ответили на запрос РБК.

Госдума отдает иностранные платёжные системы и электронные кошельки под контроль ЦБ РФ

В Государственную думу РФ депутатами А.Аксаковым, И.Дивинским, Р.Николаевым и сенатором Н.Журавлёвым внесены два законопроекта — №603170-7 и №603192-7, которые направлены на жёсткое регулирование работу платёжных сервисов на территории России. Оба документа вносят изменения в федеральный закон «О национальной платёжной системе». Под регулирование попадут и электронные платежные сервисы, и агрегаторы, подключающие онлайн-платежи торговым точкам.

В пояснительной записке к первому законопроекту сказано:

«В связи с трансграничным характером оказания платёжных услуг и в целях обеспечения национальной безопасности, целостности платёжного пространства страны разработан данный законопроект.

…в нём устанавливаются требования к приёму на территории РФ электронных кошельков и других электронных средств платежа, эмитируемых иностранныеми поставщиками платёжных услуг (AliPay, WeChat и т.п.). Данные требования направлены на обеспечение своевременных расчётов иностранных поставщиков платёжных услуг с российскими банками, минимизацию рисков в сферах ПОД/ФТ и информационной безопасности. Одновременно, для иностранных поставщиков платёжных услуг предусматривается запрет оказания услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставления им электронных средств платежа».

На территории РФ, также говорится в пояснительной записке, функционируют иностранные платёжные системы (например, MoneyGram, Intel Express и другие), зарубежные операторы которых заключают с российскими банками договоры об осуществлении трансграничных переводов денежных средств физлиц.

Сейчас они не зарегистрированы в реестре ЦБ и не попадают под регулирование, хотя многие россияне используют их для трансграничных переводов, поясняет предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева.

«В целях формирования единых требований для таких иностранных платёжных систем, минимизации рисков российских банков и потребителей законопроектом уточняется понятие «иностранная платёжная система» и устанавливаются требования к функционированию иностранных платёжных систем на территории РФ», — говорится в законопроекте.

В числе требований – наличие на территории России представителя оператора иностранной платёжной системы. Также регулирование коснется правил данных систем, «включая систему управления рисками». Законопроектом устанавливаются, кроме этого, требование к защите информации, «а также использования российской платёжной инфраструктуры».

Поправки напрямую вводят для иностранных электронных кошельков запрет на работу с россиянами, поясняет председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. «Но наличие лицензии на работу с рублями и валютой, как, например, у российской «дочки» PayPal — небанковской кредитной организации, позволит им избежать этих ограничений», — полагает он.

Читайте также:  Как попасть на съемки «Поле чудес» в качестве зрителя: простые способы

Другой законопроект, отмечает издание The Bell, вводит регулирование для поставщиков платежных приложений, которые позволяют расплачиваться с помощью систем ApplePay, SamsungPay, AndroidPay и сервиса MirPay (разрабатывается платежной системой «Мир»). Он обязывает банки уведомлять ЦБ о начале использования таких систем, предоставлять данные о поставщиках приложений и проверять соответствие их правил информбезопасности требованиям ЦБ. Банкам будет запрещено давать операторам приложений доступ к паролям, кодам и аналогам собственноручной подписи клиентов.

Изменения также вводят для платежных агрегаторов — компаний, которые подключают и обеспечивают онлайн-платежи по картам для торговых предприятий (пример — сервис «Яндекс.Касса»). Они обязаны будут получить статус банковского платежного агента, заключать договоры с торговыми точками от имени банка, проводить идентификацию юрлиц и ИП при приеме на обслуживание и соблюдать требования информбезопасности. Каждому агрегатору теперь придется найти банк-партнер и переоформить договоры с клиентами. Представитель «Яндекс.Кассы» считает, что при этом увеличатся расходы обеих сторон.

«Побочным эффектом борьбы ЦБ с обналичкой и отмыванием денег часто становятся проблемы для добросовестного бизнеса — как было, например, с ростом тарифов на переводы со счетов ИП. Из-за новых законопроектов проблемы могут возникнуть у онлайн-торговцев», — обращает внимание издание The Bell.

Первый законопроект также ужесточает требования к деятельности иностранных платежных систем и вводит более широкое определение этого понятия. Под иностранной платежной системой предлагается понимать «совокупность организаций, взаимодействующих в целях осуществления трансграничных переводов денежных средств» (раньше этой фразы в определении не было). В отличие от электронных кошельков у такой системы есть оператор и банки-участники, которые придерживаются правил системы, составленных в соответствии с законодательством другого государства. К числу иностранных систем, в частности, можно отнести MoneyGram, Intel Express и т.п., которые заключают соглашения с российскими банками на переводы денег физических лиц между странами.

Visa, MasterCard, American Express, китайская UnionPay или японская JCB под ужесточение законодательства не попадают — у них есть зарегистрированные в России компании-операторы, которые включены в Реестр операторов платежных систем Банка России.

В AliPay не стали комментировать «непринятый законопроект», но заверили, что компания соблюдает законы всех стран, и будет делать это в России. Поправки в закон не отразятся на деятельности WeChat, заявил председатель правления расчётного центра платежной системы Sendy Игорь Ключников, через которую поставщик работает в России.

Зачем ЦБ берет под контроль международные платежные сервисы

ЦБ возьмет под контроль работу кошельков Alipay, WeChat Pay и платежных систем MoneyGram, Intel Express на территории России, пишет «Коммерсантъ». Новые правила были предложены в двух поправках к ФЗ 161 «О национальной платежной системе». Закон 161 регулирует порядок оказания платежных услуг и закрепляет правила, касающиеся осуществления перевода денежных потоков.

Первый законопроект, внесенный в Госдуму депутатами «Единой России» и «Справедливой России», запрещает иностранным сервисам переводить деньги россиян без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ. Компании будут должны уведомлять регулятора о начале своей работы в качестве оператора электронных кошельков и согласовывать правила работы с ЦБ. В пояснительной записке указывается, что речь идет об изменении схемы работы в России Alipay, WeChat и т.п. Также изменения коснутся работы иностранных платежных систем MoneyGram и Intel Express.

Если компании хотят продолжить работу с российскими пользователями, им придется открыть представительства на территории России. Китайской платежной системой Alipay (входит в Alibaba Group), например, в России пользуются около 100 000 человек.

Платежный сервис PayPal зарегистрировал НКО (небанковскую кредитную организацию), чтобы соответствовать требованиям ФЗ 161 «О национальной платежной системе». Закон 161 регулирует порядок оказания платежных услуг и закрепляет правила, касающиеся осуществления перевода денежных потоков. Оператор платежей получил лицензию Банка России в марте 2013 года, поэтому новый закон не потребует от них дополнительной регистрации, зато предоставит новые возможности, считает глава агрегатора платежных сервисов «Робокасса» Татьяна Глазачева: «Так, PayPal может заняться электронными денежными переводами между российскими пользователями». По ее словам, платежные системы, торговля и перевод валют, попадающие под новый закон, работают прежде всего с нерезидентами, а не между российскими пользователями.

Международные платежные системы Visa и MasterCard работают напрямую с банками, поэтому на их работе новый закон не отразится.

Второй законопроект регулирует использования банками мобильных платежных приложений. Впредь банки должны будут уведомлять ЦБ о начале использования систем мобильных платежей Apple Pay, Samsung Pay, MirPay, а также исключить возможность получения приложениями пользовательских данных — подписей, кодов и паролей.

В ЦБ Forbes пояснили, что «законопроект разработан в целях развития конкуренции на российском рынке, развития российских платежных сервисов и технологий, защиты прав наших потребителей, а также обеспечения информационной безопасности».

Новые законопроекты будут действовать в рамках общей международной практики, считает зампред правления Ассоциации «Национальная ассоциация» Мария Михайлова. «Все страны сегодня предъявляют одинаковые требования к платежным системам. Россия в этом не исключение, — говорит она. — Весь российский бизнес за границей выполняет точно такие же требования, и в России все должны быть в равных условиях». Более того, это позволит гарантировать защиту прав потребителей. «Например, MoneyGram работает в России по агентской схеме. Если у вас появляются вопросы к качеству сервиса, вам предлагают написать в американский офис. Теперь же российские пользователи смогут обратиться в региональное представительство», — объясняет Михайлова.

«Предоставление иностранных электронных кошельков российским пользователям ограничивается в целях стимулирования развития российских платежных инструментов и технологий и направлено на защиту интересов наших граждан и банков», — заявили в ЦБ. Что касается операций с электронными кошельками, то российские кошельки продолжат свое развитие. Российскими платежными сервисами являются, например, «Робокасса» и «Яндекс.Деньги».

Также законы смогут регулировать криптовалютные переводы и отслеживать потоки трансграничных переводов, считает руководитель «Робокассы» Татьяна Глазачева.

ЦБ ужесточает контроль за переводами через электронные кошельки и мобильные платежные приложения

Иностранным электронным платежным сервисам запретят оказывать услуги гражданам России. Чтобы остаться на российском рынке, им придется создать здесь юрлицо и получить лицензию ЦБ на денежные переводы, после чего их добавят в специальный реестр. Такие требования устанавливают поправки в закон «О национальной платежной системе», внесенные в Госдуму группой депутатов. В числе авторов – глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, однако никто не скрывает, что законопроект был разработан при активном участии Центробанка.

Инициатива значительно расширяет полномочия Банка России в регулировании платежной отрасли и ужесточает контроль с его стороны за деятельностью иностранных платежных систем (MoneyGram, Intel Express) и электронных платежных сервисов (AliPay, WeChat).

Сохранить юрлицо

Первый законопроект устанавливает новые требования к иностранным электронным кошелькам, направленные на обеспечение своевременных расчетов зарубежных поставщиков платежных услуг с российскими банками. Им запрещают проводить электронные платежи россиян без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ.

Сейчас на территории РФ функционируют иностранные платежные системы, зарубежные операторы которых заключают с российскими банками договоры об осуществлении трансграничных переводов денежных средств физлиц. Это, например, MoneyGram, Intel Express и другие. Изменения должны минимизировать риски в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, говорится в пояснительной записке.

Читайте также:  Порядок и правила подачи жалобы на работодателя

Для работы в России иностранным платежным системам придется также открыть здесь юрлицо и изменить свои правила в соответствии с российским законодательством – правила должны включать систему управления рисками и требования к защите информации, а также использование российской платежной инфраструктуры. За соблюдением требований будет следить ЦБ.

Второй законопроект регулирует использование мобильных платежных приложений. Устанавливается обязанность для банков уведомлять ЦБ о начале использования Apple Pay, Samsung Pay, MirPay. Давать поставщикам платежных приложений доступ к сведениям, используемым для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами, банкам будет запрещено. Использование приложения должно быть прописано в договоре с указанием всех рисков и ограничений.

Кроме того, платежные агрегаторы, которые обрабатывают информацию по операциям с платежными картами в пользу торгово‑сервисных предприятий, приравняют к банковским платежным агентам. Расчеты с гражданами они будут проводить через специальный счет, а их деятельность будут контролировать ФНС и ЦБ.

Сейчас в РФ действует около 40 тысяч таких агрегаторов, говорится в пояснительной записке.

Банкам дается полугодовой срок на то, чтобы информировать ЦБ о договорах, заключенных с иностранными поставщиками платежных услуг, и 270 дней на прекращение трансграничных переводов денежных средств физлиц в рамках иностранных платежных систем, информация об операторах которых не включена в реестр ЦБ. Самим поставщикам и банкам дается 180 дней на приведение деятельности в соответствие с новыми требованиями и информирование регулятора.

Изменения направлены на установление контроля и защиту интересов граждан, утверждают авторы инициатив. При этом широко используемые в России системы Visa, MasterCard, American Express, UnionPay или JCB под ужесточение не попадут, так как уже имеют операторов, зарегистрированных в России.

Учет и контроль

Внесенные ЦБ законопроекты имеют важное значение для обеспечения эффективности российской банковской системы, говорит доцент департамента менеджмента Финансового университета Валерий Алферов. Они закрывают одну из последних неподконтрольных российскому законодательству частей финансового рынка.

«Существующая система иностранных платежных систем и электронных кошельков не несет ответственности перед гражданами в случае сбоев или возникновения у них финансовых проблем. Регистрация российских юридических лиц иностранных платежных систем обеспечит соответствие их деятельности всему российскому законодательству, в том числе и по банкротству. Кроме того, распространение особенностей банкротства участников рынка ценных бумаг на платежные системы (когда средства клиентов не включаются в конкурсную массу должников) позволит сохранить от их кредиторов средства граждан, находящиеся на специальных счетах в БПА», – пояснил он.

Поправки носят протекционистский характер, так как в соседних странах перевод денег жестко регламентирован, отмечает руководитель подкомитета по экономической безопасности комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Валентин Игнатьев.

«С одной стороны, бесконтрольный перевод денежных средств оставляет лазейку для террористов и наносит некий не просчитанный ущерб экономике РФ. Однако, хотя в сопроводительных документах к законопроекту и указано, что правки не повлекут за собой расходы из бюджета РФ, нигде не просчитан экономический эффект на всю банковскую систему в целом, а соответственно, и косвенные расходы бюджета», – подчеркивает эксперт.

В настоящее время существует достаточно большое количество механизмов контроля за денежными переводами, а наделение ЦБ дополнительными функциями и введение новых контрольных мер может усложнить и без того сложную ситуацию для граждан и бизнеса, полагает Игнатьев. Что же касается поправок о платежных приложениях, то они кажутся разумными и логичными, так как структурируют и приводят в порядок эту сферу.

Императивное навязывание

Новые правила позволят ЦБ еще более активно контролировать доходы граждан и юридических лиц, убеждена юрист Tenzor Consulting Group Светлана Ситдикова. Очевидно, что при разработке данного законопроекта учитывались и политическая ситуация с западными санкциями и их последствиями, и экономические предпосылки – необходимость популяризации отечественных аналогов платежных инструментов и систем, ведь карта «Мир» не пользуется особой популярностью. Кроме того, законопроект связан с присутствующей в последние годы тенденцией по борьбе с незаконными схемами по отмыванию доходов и обналичиванию денежных средств. Необходимость соответствовать новым требованиям, несомненно, потребует от иностранных платежных систем и инструментов дополнительных расходов, отметила она.

Нововведение является императивным навязыванием, считает адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Аким Ложковой. «Закручивание гаек по использованию иностранных инструментов – скорее, попытка контролировать денежные потоки россиян, которые в настоящее время с их помощью могут отчасти оставаться в тени», – пояснил он.

В первую очередь политика развития национальных платежных систем любого государства нацелена на развитие собственных ресурсов, говорит Ложковой. Однако, по мнению юриста, от вводимых ограничений пострадают простые потребители, поскольку нынешнее быстрое функционирование и применение иностранных инструментов (оплата посредством телефона и т. п.) станет или недоступным, или неудобным. Выиграет же в первую очередь ЦБ и в целом вся банковская система, которая вновь сузит россиянам круг источников для потоков денежных средств.

ЦБ РФ усилит контроль за иностранными кошельками

Как стало известно в конце прошлой недели, в Госдуму был внесен законопроект, ужесточающий контроль за деятельностью в России иностранных платежных систем и электронных платежных сервисов.

Согласно поправке в закон о Национальной платежной системе, иностранным поставщикам платежных услуг запретят оказывать россиянам услуги по переводу денежных средств, а российским банкам – обеспечивать такие переводы.

Кроме того, проект обязывает иностранные платежные системы, не имеющие зарегистрированного в России оператора, открыть в стране представительство и согласовывать правила работы с российским Центробанком.

В числе авторов поправок в закон о Национальной платежной системе (НПС) –глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.

Как пояснил господин Аксаков, цель изменений – установление контроля и в то же время защита интересов граждан. «Сейчас иностранные платежные системы – вообще нерегулируемая часть российского финансового рынка», – отметил он.

Что же касается нынешних поправок – они напрямую вводят запрет на работу с россиянами для иностранных электронных кошельков. Но наличие лицензии на работу с рублями и валютой позволит им избежать этих ограничений.

В настоящее время в России из иностранных электронных кошельков только PayPal имеет собственную небанковскую кредитную организацию, владеющую лицензией на банковские операции со средствами в рублях и валюте. Остальные для оказания своих услуг заключают договоры с кредитными организациями в качестве иностранной компании.

Так, к примеру, крупнейшие китайские кошельки AliPay, который аффилирован с Alibaba Group и насчитывает 520 млн пользователей, и WeChat Pay, привязанный к мессенджеру WeChat с количеством клиентов почти в миллиард человек, оказывают на российском рынке услуги по обеспечению платежей китайских туристов, студентов и других граждан КНР, приехавших в Россию. Системы работают через российских партнеров, заключая договоры по приему платежей с магазинами.

Читайте также:  Можно ли обменять эту купюру из 3х частей

Теперь же, чтобы локализоваться для российских пользователей, AliPay сначала нужно набрать достаточное количество таких партнеров и выстроить процедуру взаимодействия с ними.

Что же касается WeChat, то поправки в закон на ее текущей деятельности в России не отразятся. По словам председателя правления НКО «Русское финансовое общество» – расчетного центра платежной системы Sendy, через которую на российском рынке работает китайский поставщик платежных услуг, Игоря Ключникова: «У НКО есть все необходимые лицензии и разрешения ЦБ РФ для организации приема WeChat в России».

При этом Ключников не исключил, что после вступления нового закона в силу появятся новые формы отчетности перед ЦБ.

«Вопрос об оказании услуг WeChat российским гражданам – в компетенции WeChat и их стратегии на рынке России», – добавил он.

Также внесенный в парламент законопроект ужесточает требования к деятельности иностранных платежных систем и вводит более широкое определение этого понятия.

Под иностранной платежной системой предлагается понимать «совокупность организаций, взаимодействующих в целях осуществления трансграничных переводов денежных средств» – раньше этой фразы в определении не было.

В отличие от электронных кошельков у такой системы есть оператор и банки-участники, которые придерживаются правил системы, составленных в соответствии с законодательством другого государства. К числу иностранных систем, в частности, можно отнести MoneyGram, Intel Express и т.п., которые заключают соглашения с российскими банками на переводы денег физических лиц между странами.

При этом сразу стоит отметить, что Visa, MasterCard, American Express, китайская UnionPay или японская JCB под ужесточение законодательства не попадают: у них есть зарегистрированные в России компании-операторы, которые включены в Реестр операторов платежных систем Банка России.

Как отмечает директор Национальной платежной ассоциации (НПА) Мария Михайлова, в настоящее время наши сограждане остаются незащищенными при пользовании иностранными сервисами.

«Данные новации позволят гражданам в том числе обращаться в случае проблем в Центробанк, в Роспотребнадзор и т.д. Впрочем, захотят ли иностранные игроки, которых затрагивает новое регулирование, играть по предложенным правилам – большой вопрос», – размышляет эксперт.

ЦБ ужесточит условия работы в России иностранных платежных систем

Банк России намерен в следующем году ужесточить регулирование платежных систем. Иностранные компании этого сегмента предполагается обязать иметь в России уполномоченные организации и работать только с российскими банками.

Банк России планирует с начала 2018 года ввести для платежных систем риск-ориентированный надзор, сообщила в среду, 8 ноября, директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина на Национальном платежном форуме. Степень регулирования будет зависеть от типа значимости платежных систем (ПС) и количественных показателей их деятельности. Чем крупнее и чем влиятельнее платежная система, тем «пристальнее и внимательнее» с ней будет взаимодействовать ЦБ. «Чем меньше платежная система, тем реже мы будем с ней контактировать», — сказала Бакина.

Также регулятор намерен ужесточить требования к иностранным системам перевода денежных средств.

Как подразделяются платежные системы

По данным на 3 ноября 2017 года, в реестр ЦБ входит 31 оператор платежной системы. Сейчас они уже разделены на три типа по значимости: социально значимые (в том числе платежные системы Visa, MasterCard, «Золотая корона»), национально значимые (например, АО «КБ «Юнистрим») и системно значимые (например, НКО АО НРД) . Системно и социально значимые платежные системы определяются исходя из объемов осуществляемых ими денежных переводов; национально значимые — это компании, которые напрямую или косвенно контролируются государством. По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, оценить объем этого рынка сложно, поскольку под понятие денежного перевода подпадают все переводы, в том числе и банковские переводы частных клиентов.
Реакция рынка

Методология расчета для разделения ПС сейчас находится на утверждении. Какие именно показатели будут лежать в основе методологии, в пресс-службе ЦБ комментировать не стали.

Участники рынка называют предложенные меры своевременными, поскольку ожидают, что мелкие участники рынка благодаря им смогут уйти от излишне пристального надзора. Как отмечает Михайлова, требования к системно значимым платежным системам менялись уже несколько раз за последние два года: повышались объемы проводимых денежных переводов для того, чтобы наиболее крупные игроки рынка подпадали под это определение.

По социально значимым платежным системам ничего не менялось, и, скорее всего, ЦБ хочет пересмотреть свой надзор именно за этой категорией, считает она. «Сейчас под общий надзор попадают совсем мелкие платежные системы, которые являются социально значимыми, — к ним применяются те же требования по согласованию правил, что и к лидерам рынка, — говорит Мария Михайлова. — Также у этих компаний совсем другой уровень риска, чем у крупнейших компаний, и другие клиенты». Изменив подход к надзору, ЦБ также освободит ресурсы для более пристального надзора за системно значимыми игроками, добавляет она.

В компании «Золотая корона», которая относится к типу социально значимых, отмечают, что регулятор усиливает контроль за платежными системами, что приводит к сокращению числа игроков. «Регулятор активно применяет нормы 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». — РБК) к платежным операциям, и некоторым банкам-операторам приходится покидать рынок из-за нарушения закона по легализации доходов, полученных преступным путем», — отмечает директор сервиса «Золотая корона — Денежные переводы» Иван Ситнов.

Платежные системы разнятся по своей бизнес-модели, размерам и, соответственно, рискам, говорит председатель совета директоров и совладелец QIWI Борис Ким. «Риск-ориентированный подход позволяет оптимально распределить нагрузку на надзорные подразделения и дать возможности для развития небольшим платежным системам, избавив их от излишней и дорогостоящей опеки», — говорит он.

Эксперты также отмечают, что рынок платежных систем в настоящее время недостаточно регулируется, в частности на нем работает много платежных агрегаторов, формально не являющихся платежными системами, но предоставляющих клиентам их функции. «В этой связи регулятор, вероятно, планирует ужесточить контроль за рынком денежных переводов», — сказал РБК один из участников рынка.

Особое внимание к иностранцам

Также ЦБ планирует изменить требования к иностранным системам перевода денежных средств. Как уточнила директор департамента национальной платежной системы Банка России, планируется обязать иностранные системы перевода средств иметь в России уполномоченную организацию и осуществлять деятельность только через российские банки.

Эти изменения могут коснутся, например, системы переводов MoneyGram, которая занимается исключительно трансграничными переводами без открытия счета, используя российские банки как провайдеров, считает Мария Михайлова. «А наше законодательство в отношении платежных систем и само определение платежной системы в России тесно связано с операциями именно на территории РФ», — говорит она.

Этой весной на рынок России вышла китайская платежная система Alipay, которая рассчитана преимущественно на китайских туристов, так как пользоваться ею могут только обладатели карт, эмитированных китайскими банками. Alipay заключила договор об эквайринге с банком «Русский стандарт», а позже — с ВТБ.

Представители крупнейших платежных систем MasterCard и Visa не ответили на запрос РБК.

Ссылка на основную публикацию