Какой штраф предусмотрен за не регистрацию БПЛА: постановление Правительства РФ №658

Какой штраф предусмотрен за не регистрацию БПЛА: постановление Правительства РФ №658

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации.

2. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет, предусмотренное пунктом 8 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в отношении беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенного в Российскую Федерацию или произведенного в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего постановления, направляется владельцем такого воздушного судна в Федеральное агентство воздушного транспорта в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

3. Установить, что реализация Федеральным агентством воздушного транспорта полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 120 дней со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 мая 2019 г. N 658

Правила
учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации (далее – беспилотные воздушные суда).

Требования настоящих Правил не распространяются на беспилотные воздушные суда, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию Российской Федерации в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.

2. Учет беспилотных воздушных судов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта.

3. Учет беспилотных воздушных судов осуществляется с использованием системы учета данных о беспилотных воздушных судах, включающей в себя базу данных о беспилотных воздушных судах (далее – база данных), и информационного портала, являющегося функциональной подсистемой базы данных (далее – портал учета беспилотных воздушных судов).

4. Министерство транспорта Российской Федерации устанавливает порядок предоставления содержащейся в базе данных информации:

федеральным органам исполнительной власти;

органам, осуществляющим организацию использования воздушного пространства в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

физическим и юридическим лицам.

5. Информационное взаимодействие системы учета данных о беспилотных воздушных судах с иными информационными системами осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

6. Формирование сведений об учтенных беспилотных воздушных судах, внесение в эти сведения изменений, а также доступ к информации об учтенных беспилотных воздушных судах осуществляется с использованием портала учета беспилотных воздушных судов.

В целях учета беспилотных воздушных судов используются информационные ресурсы государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, созданной в соответствии со статьей 11 Федерального закона “О транспортной безопасности”.

7. Информация, содержащаяся в заявлениях, представленных в соответствии с пунктами 8 – 10, 16 – 18 и 21 настоящих Правил, хранится в базе данных в течение всего срока нахождения беспилотного воздушного судна на учете и в течение 10 лет после снятия его с учета.

8. Для постановки беспилотного воздушного судна на учет владелец беспилотного воздушного судна представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет с приложением фотографии этого беспилотного воздушного судна, содержащее следующие сведения:

а) информация о беспилотном воздушном судне и его технических характеристиках:

тип беспилотного воздушного судна (наименование, присвоенное изготовителем);

серийный (идентификационный) номер беспилотного воздушного судна (при наличии);

количество установленных на беспилотном воздушном судне двигателей и их вид (электрический двигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания);

максимальная взлетная масса беспилотного воздушного судна;

б) информация об изготовителе беспилотного воздушного судна:

для юридического лица – наименование;

для индивидуального предпринимателя или физического лица, самостоятельно изготовившего беспилотное воздушное судно, – фамилия, имя, отчество (при наличии);

в) сведения о владельце беспилотного воздушного судна:

номер телефона (телефакса), адрес электронной почты;

для юридического лица – полное наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес;

для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства;

для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.

9. Для постановки на учет нескольких принадлежащих одному владельцу беспилотных воздушных судов одного типа (наименования) может представляться одно заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет с указанием в нем серийных (идентификационных) номеров каждого беспилотного воздушного судна (при наличии).

10. Для постановки на учет нескольких принадлежащих одному владельцу беспилотных воздушных судов различных типов (наименований) представляются отдельные заявления о постановке беспилотного воздушного судна на учет в отношении каждого типа (наименования) беспилотного воздушного судна.

11. Информация, указанная в пункте 8 настоящих Правил, используется при автоматизированном формировании учетной записи о беспилотном воздушном судне (далее – учетная запись), представляющей собой хранимую в системе учета данных о беспилотных воздушных судах совокупность сведений о беспилотном воздушном судне и его владельце.

12. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта в следующие сроки:

а) в случае приобретения беспилотного воздушного судна на территории Российской Федерации – в течение 10 рабочих дней со дня приобретения;

б) в случае ввоза беспилотного воздушного судна в Российскую Федерацию – в течение 10 рабочих дней со дня ввоза;

в) в случае самостоятельного изготовления беспилотного воздушного судна – до начала его использования для выполнения полетов в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

13. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта посредством направления почтового отправления или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – единый портал государственных услуг) по электронному адресу в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или портала учета беспилотных воздушных судов.

Указанное заявление, представляемое в Федеральное агентство воздушного транспорта в форме электронного документа, подписывается в соответствии с требованиями Федерального закона “Об электронной подписи” и статьями 21.1 и 21.2 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” или идентификация и аутентификация владельца беспилотного воздушного судна при подаче заявления о постановке беспилотного воздушного судна на учет осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

14. Результатом рассмотрения заявления о постановке беспилотного воздушного судна на учет является внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных с формированием на основе указанной информации учетной записи и учетного номера беспилотного воздушного судна или отказ в постановке беспилотного воздушного судна на учет, а также направление владельцу беспилотного воздушного судна соответствующего уведомления в порядке, предусмотренном пунктами 25 и 26 настоящих Правил.

Федеральное агентство воздушного транспорта отказывает в постановке беспилотного воздушного судна на учет в случае несоответствия представленного заявления о постановке беспилотного воздушного судна на учет требованиям, определенным настоящими Правилами, и (или) недостоверности содержащейся в этом заявлении информации.

Процедуры, необходимые для рассмотрения заявлений, предусмотренных пунктами 8 – 10 настоящих Правил, осуществляются Федеральным агентством воздушного транспорта в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления этих заявлений.

15. Внесение изменений в учетную запись осуществляется в следующих случаях:

а) изменение сведений о владельце беспилотного воздушного судна, предусмотренных подпунктом “в” пункта 8 настоящих Правил (далее – сведения о владельце беспилотного воздушного судна), в том числе:

в случае перехода на любом законном основании права владения (пользования) этим судном от владельца беспилотного воздушного судна, в отношении которого в установленном настоящими Правилами порядке сформирована учетная запись, к иному лицу (далее – смена владельца беспилотного воздушного судна);

в случае утери или хищения беспилотного воздушного судна;

б) изменение данных о технических характеристиках беспилотного воздушного судна.

16. В случае изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна владелец беспилотного воздушного судна (при смене владельца беспилотного воздушного судна – предыдущий и новый владелец беспилотного воздушного судна совместно) подает заявление о внесении изменений в учетную запись, содержащее следующие сведения:

а) учетный номер беспилотного воздушного судна;

б) новые сведения о владельце беспилотного воздушного судна (сведения о новом владельце беспилотного воздушного судна);

в) причины изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна (правовые основания смены владельца беспилотного воздушного судна (продажа, дарение или иное законное основание);

г) дата изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна (дата передачи беспилотного воздушного судна от предыдущего владельца беспилотного воздушного судна новому владельцу беспилотного воздушного судна).

17. При утере или хищении беспилотного воздушного судна владелец беспилотного воздушного судна, указанный в его учетной записи, подает в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о внесении изменений в учетную запись в связи с утерей (хищением) беспилотного воздушного судна, содержащее следующие сведения:

а) учетный номер беспилотного воздушного судна;

б) основание для внесения изменений в учетную запись (утеря (хищение) беспилотного воздушного судна).

18. При изменении информации о технических характеристиках беспилотного воздушного судна, предусмотренной подпунктом “а” пункта 8 настоящих Правил (далее – данные о технических характеристиках беспилотного воздушного судна), владелец такого беспилотного воздушного судна подает заявление о внесении изменений в учетную запись, содержащее следующие сведения:

а) учетный номер беспилотного воздушного судна;

б) новые данные о технических характеристиках беспилотного воздушного судна.

19. При внесении изменений в учетную запись ранее присвоенный беспилотному воздушному судну учетный номер сохраняется.

20. Снятие беспилотного воздушного судна с учета осуществляется в случае разрушения беспилотного воздушного судна или по просьбе владельца беспилотного воздушного судна.

21. Для снятия беспилотного воздушного судна с учета владелец беспилотного воздушного судна подает в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о снятии беспилотного воздушного судна с учета, содержащее следующие сведения:

а) учетный номер беспилотного воздушного судна;

б) причина снятия беспилотного воздушного судна с учета (его разрушение, просьба владельца беспилотного воздушного судна).

22. При снятии беспилотного воздушного судна с учета его учетный номер становится недействительным.

23. Заявления, указанные в пунктах 16 – 18 и 21 настоящих Правил, представляются в Федеральное агентство воздушного транспорта в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил, в следующие сроки:

не позднее 10 рабочих дней со дня изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна;

не позднее 2 рабочих дней со дня утери (дня выявления хищения) беспилотного воздушного судна или со дня, когда произошло разрушение беспилотного воздушного судна;

не позднее 2 рабочих дней со дня изменения данных о технических характеристиках беспилотного воздушного судна.

24. Результатом рассмотрения заявлений, указанных в пунктах 16 – 18 настоящих Правил, является внесение изменений в учетную запись или отказ во внесении изменений в учетную запись, а заявления, указанного в пункте 21 настоящих Правил, – снятие беспилотного воздушного судна с учета, а также направление представившему соответствующее заявление владельцу беспилотного воздушного судна соответствующего уведомления в порядке, предусмотренном пунктами 25 и 26 настоящих Правил.

Федеральное агентство воздушного транспорта отказывает во внесении изменений в учетную запись в случае несоответствия представленного в соответствии с пунктами 16 – 18 настоящих Правил заявления требованиям настоящих Правил и (или) недостоверности содержащейся в этом заявлении информации.

Процедуры, необходимые для рассмотрения заявлений, предусмотренных пунктами 16 – 18 и 21 настоящих Правил, осуществляются Федеральным агентством воздушного транспорта в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления этих заявлений.

25. Уведомление о постановке (об отказе в постановке) на учет беспилотного воздушного судна, или внесении изменений (об отказе во внесении изменений) в учетную запись, или снятии беспилотного воздушного судна с учета направляется Федеральным агентством воздушного транспорта на электронную почту владельца либо почтовым отправлением (при отсутствии адреса электронной почты) на адрес, указанный в соответствующем заявлении владельца беспилотного воздушного судна. Срок направления соответствующего уведомления составляет не более 3 рабочих дней со дня формирования учетной записи (отказа в постановке на учет), или внесения изменений (отказа во внесении изменений) в учетную запись, или снятия беспилотного воздушного судна с учета.

26. В уведомлении о постановке на учет беспилотного воздушного судна (внесении изменений в учетную запись, снятии беспилотного воздушного судна с учета) указываются:

а) серийный (идентификационный) номер беспилотного воздушного судна (при наличии);

б) учетный номер беспилотного воздушного судна;

в) дата постановки беспилотного воздушного судна на учет, внесения изменений в учетную запись беспилотного воздушного судна или снятия беспилотного воздушного судна с учета;

Читайте также:  Как устроиться на работу в «Пусть говорят»: вакансии и требования

г) тип беспилотного воздушного судна (наименование, присвоенное изготовителем);

д) максимальная взлетная масса беспилотного воздушного судна;

е) полное наименование владельца беспилотного воздушного судна (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии) владельца беспилотного воздушного судна (для физического лица или индивидуального предпринимателя).

27. В уведомлении об отказе в постановке на учет беспилотного воздушного судна (отказе во внесении изменений в учетную запись) указываются причины отказа.

28. Учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

Обзор документа

Кабмин прописал правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг. Исключение – беспилотники, временно ввозимые иностранцами для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.

Владелец судна подает заявление о постановке на учет в Росавиацию в течение 10 дней с даты приобретения или ввоза беспилотника. Если судно было изготовлено самостоятельно, то заявление нужно подать до начала использования беспилотника.

До начала выполнения полетов на беспилотник нужно нанести присвоенный ему учетный номер.

Постановление вступает в силу по истечении 120 дней с даты опубликования.

Как я регистрировал квадрокоптер, и чем все это закончилось

Марк Туллий Цицерон однажды сказал: “dura lex sed lex”, что означает “Закон суров, но это закон“. То есть каким бы суровым, глупым, нелепым, несправедливым ни был закон, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять.

Этот тезис вроде бы всем давно известен, но вот к законам в нашей стране отношение традиционно довольно расслабленное. Кажется, даже события последних недель, когда неосторожный поступок или прогулка в неудачном месте могли принести большие неприятности, не в силах исправить ситуацию.

Буквально на днях (27.09.2019) спустя 120 дней после подписания, вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”. С этого дня владелец любого беспилотника массой от 250 грамм обязан поставить его на учет в Федеральном агенстве по воздушному транспорту. На все дается 30 дней.

До последнего момента было совершенно неясно как проходить процедуру постановки на учет, а также согласования. Но недавно Федеральное агентство по воздушному транспорту выложило на своем сайте достаточно понятную инструкцию как все это осуществить.

По состоянию на 27 сентября заявку можно направить только почтой, но скоро обещают прикрутить возможность регистрации коптера через госуслуги.

Все вышеперечисленное я воспринял как вызов и решил в числе первых попробовать пройти процедуру регистрации: заполнил заявление для физического лица, распечатал фотографию коптера (странное требование, рекомендации ФАВТ тут) и даже сочинил нехитрое сопроводительное письмо, где попросил также разъяснить мне порядок согласования полетов.

В заявлении указываются марка и модель коптера, его серийный номер, количество и тип двигателей (4 шт, электрические), максимальная взлетная масса (списал с сайта DJI) и личные данные пилота.

Серийные номера на коптерах DJI обычно находятся на корпусе под батареей:

  • DJI Mavic Pro серийный номер
  • DJI Phantom серийный номер

Схематично процедура постановки коптера на учет выглядит вот так:

Схема постановки беспилотного летательного аппарата на учет в Росавиации

Для разных моделей квадрокоптеров нужно подавать отдельные заявления. Но если все дроны одинакового типа, то их можно указать в одном заявлении.

Документы я отправил курьерской службой EMS днем 27.09.2019.

Буду дополнять пост новостями о прохождении регистрации дрона и первом согласованном полете. Не переключайтесь!

UPD 30.09.2019:
EMS Почта России умудрилась не вручить мое письмо. Оно и неудивительно: привезти документы в госорган в 11 вечера – надо быть человеком особого склада ума. Буду отправлять заново обычной почтой.

UPD 14.10.2019:
Обычным почтовым отправлением мое заявление наконец-то добралось до Росавиации. Начинаем отсчет 10 дней до получения регистрационного номера.

UPD 17.10.2019:
Позвонил по горячей линии Росавиации – 8 (800) 200-6-555 (работают 24/7, дозвониться очень легко). Там девушка сообщила, что мое заявление уже рассмотрено и на электропочту направлен ответ. В итоге оказалось, что в Росавиации напутали написание почты, – направили повторно.

И вот, заветная бумага у меня на руках:

Забыл рассказать о нанесении полученного учетного номера на корпус коптера. Согласно рекомендациям Росавиации:

Вне зависимости от типа и конструкции БВС учетный номер должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее чем:
3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.

Учетный номер БВС может быть нанесен любым из способов, обеспечивающих сохранение и читаемость номера при воздействии воды, а также в случае разрушения БВС, в том числе нанесение цветом, обеспечивающим контрастность с фоном, гравировка номера на малоразмерных элементах конструкции.

Учетный номер БВС должен быть явно различим и читаем без использования специальных оптических средств, высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров. Не допускается использовать шрифты с орнаментами, в виде курсива, или с засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Я придумал нанести учетный номер квадрокоптера с помощью эмбоссера:

Я нанес номер на заднюю часть дрона, правый бок и левый передний луч. Посмотрю как поведет себя дефолтный клей на морозе, и при необходимости, усилю состав.

В следующих сериях я попробую официально согласовать полет и расскажу как это сделать. Не переключайтесь!

Теперь любой квадрокоптер надо регистрировать, иначе штраф. Как это делать

С 27 сентября вступает в силу Постановление Правительства РФ об обязательной регистрации беспилотников. Оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории России, и почти все беспилотники.

Обновленные правила полетов просты, но обязательны к исполнению: теперь дроны могут сбивать, изымать и штрафовать владельца в упрощенном порядке, а каждый дроновод обязан получит номерные регистрационные знаки. Как для автомобиля.

Как не потерять все за один вылет и быстро получить регистрацию в соответствии со вступившим в действие Постановлением? Рассказываем в деталях.

Какие беспилотники нужно регистрировать?

В Постановлении Правительства от 25 мая 2019 года №658, вступающем в силу 27 сентября 2019 года, однозначно определен порядок присвоения, получения и нанесения регистрационных знаков для беспилотных летательных аппаратов.

«Беспилотные летательные аппараты» – летающие аппараты, пилот которых находится снаружи, на удалении.

Таким образом, в обновленном законодательном акте определяется процедура регистрации любых дистанционно управляемых летательных аппаратов:

  • авиамоделей
  • кордовых моделей,
  • вертолетов,
  • мультикоптеров,
  • аппаратов на реактивной тяге,
  • планеров.

Под действие закона не попадают воздушные змеи.

Согласно Постановлению, беспилотники делятся на:

1. До 250 грамм включительно
2. От 250 грамм до 30 килограмм
3. Свыше 30 килограмм

Первая категория не требует регистрации. Вторая подчиняется Постановлению и требует регистрацию в упрощенном режиме.

Третья приравнена к самолетам и вертолетам. Такие аппараты регистрируются как полноценное пилотируемое летательное средство.

Кто может поставить беспилотник на учет?

Для постановки на квадрокоптера, авиамодели или вертолета необходимо иметь возраст старше 14 лет, являться гражданином Российской Федерации или иметь законные основания для нахождения на территории страны.

Лица младше 14 лет не допускаются к управлению или владению беспилотными транспортными средствами второй категории (0,25-30 кг).

Иностранцы обязаны регистрировать дроны в общем порядке. Беспилотные воздушные суда, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию Российской Федерации в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту, учету не подлежат.

Если дрон был ввезен для участия в спортивном мероприятии, но планируются полеты вне спортивной арены, регистрация так же потребуется.

Как зарегистрировать беспилотник?

Для регистрации дрона потребуется:
1. Заявление с необходимой информацией,
2. Фотография регистрируемого аппарата

Заявление (форма) заполняется согласно форме на сайте Росавиации. В нем указывается вся подробная информация об аппарат, включая тип, серийный номер, максимальная взлетная масса, информация об изготовителе.

Серийный номер беспилотника – заводской номер экземпляра. Можно найти в документах, батарейном отсеке либо приклеенном штрихкоде. У каждого аппарата он свой.

Физическое лицо (образец) при регистрации обязано указать паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и номер телефона, а также адреса электронной почты и места жительства.

Юридическое лицо (образец) указывает полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес.

Фотография беспилотника должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Аппарат на снимке должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции. Ракурс съемки должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС.

Несколько беспилотников одного типа, принадлежащих одному владельцу, можно зарегистрировать одним заявлением с перечислением регистрационных номеров.

Несколько беспилотников разных типов придется предоставить отдельные заявления на каждый.

На основании полученных данных, Росавиация заносит информацию о владельце и его летательном аппарате в базу, а так же выдает учетный номер беспилотника. Данные хранятся в течении всего срока использования беспилотника и ещё 10 лет после снятия устройства с учета.

Предполагалось, что заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через портал учета БВС на сайте Росавиации и через портал госуслуг.

На данный момент электронные варианты недоступны. Единственный способ зарегистрировать дрон – направить заказное письмо с заявлением и фотографией дрона на адрес Росавиации:

Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, Москва, 125993, с пометкой «учет БВС».

Вся подробная информация для постановки на учет и регистрации БПЛА уже размещена на сайте Росавиации.

Как наносить регистрационные номера?

Учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

Учетный номер необходимо нанести на на плоскую поверхность дрона:

  • 3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
  • 5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.

Учетный номер беспилотника может быть нанесен чем угодно, но не смываться и оставаться читаемым под воздействием воды и при разрушении дрона.

Учетный номер должен должен быть нанесен контрастным с основным цветом дрона цветом, явно различим и читаем без использования специальных оптических средств. Высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров.

Не допускается использовать курсив, шрифты с орнаментами или засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?

При покупке квадрокоптера или другого беспилотника с рук прежний владелец обязан снять БПЛА с учета. Новый владелец должен зарегистрировать дрон на свое имя.

Для этого (при смене владельца беспилотного воздушного судна) необходимо направить в Росавиацию заявление по специальной форме, которую заполняют оба владельца, указывая:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Сведения о новом владельце беспилотного воздушного судна;
3. Причины изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна с приложением основания (чек, договор дарения и прочее);
4. Дата изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна, то есть передачи беспилотника.

На основе этих данных будет сформирована учетная запись, где отразят сведения о беспилотнике и его владельце. Отказать могут в случае неправильно заполненного заявления или отсутствия фотографии дрона.

Что делать при краже или утере?

При краже или утере дрона необходимо поставить соответствующие органы в известность с помощью ещё одной формы заявления, указав:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Основание для внесения изменений в учетную запись (утеря (хищение) беспилотного воздушного судна).

При попытке регистрации краденого или потерянного дрона на себя новый владелец столкнется с отказом, а информация будет направлена предыдущему владельцу (на данный момент процедура в разработке).

В какие сроки необходимо получить регистрацию

Зарегистрировать летательный аппарат необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза на территорию РФ. Тем, у кого беспилотники уже есть, дается месяц со дня вступления правил в силу на оформление всех процедур.

Исключение будут составлять только дроны, которые ввозятся в страну иностранцами для съемок или участия в спортивных мероприятиях.

Где и как можно летать?

На данный момент полеты беспилотников подчиняются общим правилам полетов малой авиации, в том числе и при выполнении различных воздушных работ.

Таким образом, беспилотники имеют право подниматься на высоту до 1,5 километров без ограничения дальности полета в тех случаях.

Но только в тех случаях, когда полеты проходят вне диспетчерских зон, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, мест проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

В прочих случаях требуется согласование полетов.

Как согласовать полет

Так как беспилотники — официальные участники воздушного пространства, любой полет необходимо согласовывать в территориальном отделении Госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Заявка подается в произвольной форме за 5 дней до полета и обязана включать в себя план полета, разрешение на полет местного органа самоуправления (городской или поселковой администрации).

Полеты рядом с регулируемыми аэропортами требуют письменного заявления в диспетчерскую службу, которое направляется по электронной почте. По факту все согласовывается за считанные часы.

Что будет без регистрации дрона и/или полета

Постановление Правительства не предусматривает санкций за отказ от регистрации беспилотного аппарата.

При отсутствии согласующих документов полет является административным нарушением части 2 статьи 11.4 КоАП Российской Федерации и карается штрафом как для физических, так и для юридических лиц:

  • для физических лиц от 20 до 50 тыс. рублей,
  • для юридических лиц от 250 до 300 тыс. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полеты в запрещенных зонах трактуются квалифицируются правоохранительными органами как шпионаж и/или государственная измена с соответствующими последствиями.

Полиции не требуется ловить владельца за руку во время полета: достаточно опубликованной в социальных сетях видеозаписи или запеленгованного управляющего сигнала.

Ответственность за использование беспилотников

Постановление Правительства так же регулирует правила эксплуатации БПЛА.

Владелец несет ответственность «за предотвращение столкновений беспилотного воздушного судна с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле».

В соответствии с этим требованием сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии дано право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их.

При любых обстоятельствах силовики имеют право с помощью идентификации личности по регистрационным номерам связаться с пилотом для изменения траектории или посадки беспилотника.

При невозможности связаться с владельцем силовики могут имеющимися средствами менять траекторию полета беспилотника без его повреждения.

Если беспилотник создает угрозу для жизни и здоровья граждан или безопасности стратегических или важных объектов инфраструктуры, его полет может быть сотрудниками правоохранительных органов принудительно пресечен.

Как теперь летать? Личные рекомендации

Как активный дроновод, вращающийся в коммерческих кругах, рекомендую все же зарегистрировать. Хуже не будет. Зато факт официальной постановки на учет даст возможность “светить” регистрационными документами в спорных ситуациях.

Хотя Постановление не говорит о прямом наказании за отсутствие регистрации, незарегистрированный беспилотник автоматически становится нарушителем воздушного пространства. Штрафы слишком высоки.

Кроме того, правила обращения силовиков с дронами касаются только зарегистрированных аппаратов. Дрон без номеров является незарегистрированным участником воздушного движения – его можно сбивать, а владельца штрафовать за нарушение правил по всей строгости.

Согласование полетов зависит от региона. Поволжье, в котором я проживаю, достаточно толерантно даже для полетов в особых зонах – здесь структуры власти все согласовывают, а полиция не мешает их проводить.

Возможно, где-то эта практика сложнее. При любых проволочках рекомендую обратиться в центральное региональное отделение Росавиации, а в сложных ситуациях могут посодействовать ДОСААФ и авиамодельные кружки.

(4.69 из 5, оценили: 32)

Легкие беспилотники придется ставить на учет. Штрафы выросли в 10 раз

С 27 сентября 2019 года придется ставить на учет даже легкие беспилотники — массой до 30 кг. Но кроме регистрации нужно еще получать разрешение на полеты. А за нарушения можно получить повышенный штраф. Теперь он в 10 раз больше, чем был. Если запускать беспилотник без регистрации и разрешения, можно потерять 50 тысяч рублей.

С регистрацией беспилотников есть нюансы: пока заявления не принимают, отправлять их нужно почтой, а регистрировать придется даже те аппараты, что купили давно.

Кого это касается?

Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 250 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.

Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Если вы купите его после того, как правила регистрации заработают, — требования тоже придется соблюдать. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.

Что такое беспилотник

Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, который летает без пилота и экипажа на борту. Им управляет внешний оператор, или полет происходит в автоматическом режиме.

Беспилотными могут быть и автомобили, но новые правила регистрации касаются только тех аппаратов, что летают в воздухе. Например, квадрокоптеров — беспилотников, построенных по вертолетной схеме, с несущими винтами. При этом назначение беспилотника неважно: под действие воздушного кодекса и правил регистрации попадают и аппараты, которые владелец использует для личных нужд.

Какие беспилотники нужно ставить на учет

При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.

До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.

С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.

Взлетная масса квадрокоптера DJI Spark — 300 г. Теперь его нужно ставить на учет

Какие беспилотники теперь нужно регистрировать

МассаЧто делать
До 250 гничего
От 250 г до 30 кгставить на учет
Более 30 кгрегистрировать

Если соблюдать терминологию, беспилотники массой до 30 кг не регистрируют, а ставят на учет — новые правила с 27 сентября ввели именно для таких аппаратов. Воздушные судна массой более 30 кг не просто учитывают — их регистрируют по отдельным правилам, то есть выдают свидетельство и номер, а также заносят в реестр. Обычно массу больше 30 кг имеет военная техника или дроны, которые доставляют грузы.

Беспилотники массой более 30 кг регистрируют как и раньше. Для них ничего не изменилось.

Как отправить заявление для постановки на учет

На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.

Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.

Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:

  1. по почте. Адреса, куда отправлять письмо, еще нет. Его обещают опубликовать позже;
  2. через портал учета. Портал пока не работает, его запустят к 27 сентября.

По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.

Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.

Когда нужно ставить беспилотник на учет

Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купят квадрокоптер с 27 сентября. Если квадрокоптер купили до 27 сентября, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.

В какой срок ставить на учет беспилотник

Когда приобрелиСрок для учета
Купили в РФ с 27.09.201910 рабочих дней со дня покупки
Привезли в РФ с 27.09.201910 рабочих дней со дня ввоза
Купили или привезли до 27.09.2019до 27.10.2019
Сделали самостоятельнодо начала использования

О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 27 октября. На самом деле условие по поводу учета и раньше было в воздушном кодексе, но не было правил — а теперь они есть.

Как подтвердить регистрацию

В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.

Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.

В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.

Как внести изменения в учетные данные

Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.

Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.

В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию

Что изменилосьКогда сообщать
Появился новый владелец10 рабочих дней
Беспилотник потерялся, его украли или он разрушен2 рабочих дня
Изменились характеристики2 рабочих дня

Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.

В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.

Что еще нужно для законного использования беспилотника

Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Владелец не говорит «я полечу вот в этом месте», а спрашивает, можно ли полететь в этом месте в это время. И ему могут сказать «нет, вам тут летать нельзя».

Разрешения на полеты беспилотников — это не новое требование. Оно было и раньше. Каждый раз нужно заранее согласовывать план полета, вовремя отправлять его в единый центр и получать разрешение: когда и где летать. Это касается и любительских съемок, и работы операторов, и антикоррупционных расследований. Есть исключения, когда разрешения не нужны, но в основном это относится к госорганам и спасательным операциям.

Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге. Формально даже для фотосъемки с высоты 30 м нужно получать разрешение на полет. Хотя беспилотники обычно летают в воздушном пространстве класса G, но разрешение все равно понадобится.

Для полетов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей. А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом.

Сертификат на авиационные работы. Если с беспилотника ведется видеосъемка, нужно соблюдать правила авиационных работ. Потому что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта. Это положено делать даже физлицам — например операторам на свадьбах и корпоративах.

Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.

На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили. С 27 сентября будет еще проще понять, кому принадлежит дрон, — по учетному номеру. Летать без разрешения станет слишком дорого.

Штрафы за использование беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.

Новые суммы штрафов для владельцев беспилотников

ФизлицаДолжностные лицаЮрлица
Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника20 000—50 000 Р100 000—150 000 Р250 000—300 000 Р
Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник30 000—50 000 Р50 000—100 000 Р300 000—500 000 Р

Что еще нужно знать владельцам беспилотников

Если планируете ставить беспилотник на учет, пока нужно учитывать следующее:

  1. До 27 сентября заявления не принимают и не рассматривают.
  2. После 27 сентября нужно уточнить в Росавиации адрес для отправки заявлений.
  3. Отправлять заявление через форму для обращений граждан нельзя — такое не засчитают.
  4. По электронной почте отправлять тоже бесполезно.

Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?

Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.

Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон. Чаще всего это происходит из-за того, что владельцы просто не знают правил использования квадрокоптеров, хотя они установлены много лет назад. Отсутствие учета никогда не было основанием запускать дроны где захочется.

Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.

Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.

А пока Госдума обсуждает, кто и как сможет сбивать дроны, которые летают не по правилам и создают угрозу безопасности.

Обязательная регистрация беспилотников с сентября 2019 года

Регистрация беспилотников в России ведется уже сейчас, однако она касается только устройств массой от 30 кг., а также дронов специального назначения. С 27 сентября 2019 года регистрационный учет распространяется и на иные изделия, чья масса находится в диапазоне от 250 г. до 30 кг. включительно. О том, чем новый порядок регистрации грозит владельцам летательных аппаратов, расскажем в этом материале.

Что такое беспилотник

Беспилотный летательный аппарат способен находиться в воздухе без экипажа, выполнять работу в автономном (запрограммированном) режиме, либо посредством управления внешним оператором. Такие устройства применяются:

  • как бытовое изделие для досуга и развлечения (игры, бытовая видео и фотосъемка);
  • в коммерческих целях (для доставки легких грузов, аэросъемки, геодезического фотографирования);
  • в специальных целях (например, для ведения разведывательной деятельности в МО РФ, наблюдения за местами общего пользования и предотвращения преступлений).

Отличаются указанные устройства и по функциональным характеристикам. Если дрон работает от аккумуляторов и батарей питания с напряжением выше 50В, на него нужно иметь сертификат соответствия. При отсутствии такого документа эксплуатация устройства, а также его ввоз из-за границы или продажа в магазинах будет незаконна. Для техники, использующей электроток напряжением ниже 50В, такое требование не применяется.

Есть разница и в весовых параметрах, что напрямую влияет на необходимость регистрировать беспилотники. На рынке можно встретить маломощные дроны, чья масса составляет до 250 г., сверхтяжелые аппараты с массой от 30 кг. Однако масса большинства бытовых и коммерческих беспилотников находится в диапазоне от 250 г. до 30 кг. Также на беспилотник может устанавливаться дополнительное оборудование (фото и видеокамеры, иные записывающие устройства). Они в массу, учитываемую при регистрации, не входят, хотя могут требовать получения специальных разрешений.

Для регистрации и учета летательных аппаратов ключевое значение будут иметь весовые характеристики. Они определяются по технической документации изготовителя. Поэтому самодельные дроны можно поставить на учет или зарегистрировать только после обращения в аккредитованный центр, проведения технической экспертизы и получения заключения о безопасности. Иначе эксплуатация такого оборудования будет незаконна, а на владельца наложат крупный штраф.

Разберем, в чем заключается смысл регистрации беспилотников, какие варианты этой процедуры предусматривает закон.

Зачем нужна регистрация беспилотников

Государство ежегодно ужесточает контроль за использованием беспилотных летательных аппаратов гражданами и организациями. Это необходимо для защиты государственных, частных и общественных интересов. С помощью дрона фактически устраняются границы и барьеры для защиты частной жизни, охраняемых законом объектов и территорий. Одним из направлений такого контроля является государственный учет и регистрация беспилотников:

  • для устройств с заявленной массой до 250 г. никаких регистрационных действий не проводится, т.е. для их продажи, приобретения и использования достаточно иметь стандартный сертификат (сведения о нем выдают в магазине при первоначальной покупке);
  • если приобретается оборудования с массой от 250 г. до 30 кг., владельцу нужно поставить его на учет в уполномоченных ведомствах (эта процедура носит уведомительный характер);
  • для устройств с массой свыше 30 кг. предусмотрена полноценная регистрация с выдачей свидетельства, внесением сведений в федеральный реестр, присвоением регистрационного номера.

Если устройство ставится на учет или регистрируется, при последующих продажах другим лицам придется вносить изменения в федеральные реестры. При нарушении правил регистрации и учета использование дронов запрещено. При выявлении таких случаев нарушителям грозит административное наказание – штраф с конфискацией изделия.

Какие беспилотники нужно регистрировать

Для регистрации и учета беспилотных летательных аппаратов применяются следующие нормативные акты:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658;
  • Федеральный закон от 26.07.2019 № 217-ФЗ.

Для устройств с технической массой от 30 кг. и оборудования специального назначения обязательная регистрация была введена еще в 2017 году. Большинство бытовых и коммерческих дронов под эту процедуру не подпадает.

С 27 сентября 2019 года Постановлением № 658 вводится дополнительное правило о постановке на учет аппаратов, чья масса находится в пределах 250 г. – 30 кг. Регистрировать такие устройства нужно:

  • при приобретении до 27.09.2019 года, так как с обозначенной даты нельзя получить разрешение на полеты без постановки на учет;
  • при приобретении нового устройства с 27.09.2019 года, причем срок обращения на учет составляет всего 10 дней;
  • при продаже беспилотника из рук в руки (после такой сделки продавец должен подать заявление об аннулировании учета, а покупатель будет сам заниматься оформлением оборудования на себя).

Полномочия по учету квадрокоптеров и иных беспилотных аппаратов переданы федеральной службе Росавиации. Пройти процедуру можно через подразделения этого ведомства, либо в уведомительном порядке через онлайн-сервисы. На данный момент Административный регламент по проведению учета государство не утвердило. Однако к 27 сентября 2019 года уже будет запущен онлайн-сервис дл подачи заявления в электронной форме, обнародованы адреса подразделений, куда можно направлять документ по почте.

Правила постановки беспилотников на учет

Обязанность пройти учетную процедуру возникает у каждого приобретателя нового или подержанного беспилотника. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента покупки. Если устройство было приобретено до 27.09.2019 года, можно не ставить его на учет, однако и эксплуатация или будущая продажа будут невозможны. Это связано с требованием о получении разрешения на полеты дронов с массой свыше 250 г. Если информация о таком оборудовании будет отсутствовать в федеральном реестре, разрешение не выдадут.

Важно! Если аппарат был приобретен до 27.09.2019 года, для его учета предусмотрен расширенный переходный период. Пройти процедуру нужно не в течение 10 дней, а до 27.10.2019 года. Если дрон был изготовлен самостоятельно гражданином, его нужно поставить на учет до момента фактической эксплуатации.

Учет летальных аппаратов носит уведомительный характер, т.е. гражданам и организациям нужно подать заявление в Росавиацию. Форма заявления утверждена эти ведомством. В заявлении нужно указать просьбу о постановке на учет воздушного летательного аппарата. Также указываются обязательные данные о беспилотнике:

  • тип устройства, наименование, присвоенное изготовителем (например, квадрокоптер);
  • идентификационный (серийный) номер, если он присвоен изготовителем, импортером или продавцом;
  • количество двигателей, размещенных на дроне, их тип (электрический, газотурбинный, ДВС и т.д.);
  • максимальная взлетная масса устройства.

Как указывалось выше, масса определяется по сведениям технической документации изготовителя, не учитывает дополнительное встраиваемое оборудование. Масса декларируется заявителем, а прикладывать подтверждающий документ к заявлению не нужно. Однако при последующей выдаче разрешения на полеты может выноситься отказ, если выявят несовпадение учетных данных с фактическими характеристиками летательного аппарата.

Также в заявлении указываются сведения об отечественном или зарубежном изготовителе – фирменное наименование предприятия, личные данные предпринимателя. Уточнить эту информацию можно по техническим документам, выдаваемым при покупке дрона. В сведениях о владельце летательного аппарата указывается:

  • фамилия, имя, отчество;
  • адрес электронки, номер телефона;
  • дата и место рождения;
  • номер СНИЛС;
  • паспортные реквизиты;
  • адрес места проживания.

По указанным данным владельца беспилотника идентифицируют при постановке на учет, а также при последующих выдачах разрешений на полеты.

Как отправить заявление для постановки на учет? Подавать заявление можно в письменной форме, либо через онлайн-сервис. Письменный бланк модно заполнить от руки, либо напечатать на компьютере. Как указывалось выше, точные правила подачи заявлений еще не утверждены, однако это будет сделано не позднее 27.09.2019 года. Информация обо всех правилах учета беспилотных летательных аппаратов размещена на официальном сайте Росавиации.

Так как Росавиация относится к государственным ведомствам, онлайн-сервис будет работать с идентификацией через портал госуслуг. Также на портале появится госуслуга, позволяются в онлайн-режиме ставить и снимать дроны с учета при последующих сделках.

Скачать заявление о регистрации беспилотных летательных аппаратов:

Как происходит государственный учет беспилотников

Заявления, поступившие в Росавиацию, будут рассматриваться в течение 10 дней. По итогам проверки представленной информации выносится решение о присвоении аппарату учетного номера, либо об отказе в постановке на учет. Основания для отказа будут указаны в Административном регламенте Росавиации.

Заявитель получит уведомление о присвоении учетного номера по почте, либо через онлайн-кабинет на сайте Росавиации. Присвоенный идентификационный (учетный) номер будет уникальным для каждого аппарата. Владелец обязан самостоятельно нанести его на дрон любым способом, позволяющим впоследствии идентифицировать устройство.

Предъявлять нанесенный учетный номер или уведомление о его присвоении нужно при получении разрешений на полеты, при последующих сделках (продажа, дарение и т.д.). Об изменении учетных данных нужно также обращаться в Росавиацию:

  • если меняются личные данные владельца, подается одностороннее заявление;
  • если в конструкцию аппарата внесены изменения, повлиявшие на его вес (массу), заявление также подается единолично;
  • если происходит смена владельца, заявление должны подать оба участника сделки (продавец и покупатель).

Получать согласие Росавиации на продажу беспилотника не нужно. Более того, учетный номер будет сохранен даже после продажи другому лицу. Сведения о пройденном учете будут храниться в федеральном реестре до момента изъятия беспилотника из эксплуатации.

Дополнительные разрешения на беспилотник

Кроме прохождения учета или регистрации, владельцу беспилотника придется проходить еще ряд обязательных процедур:

  • получать разрешение на полеты – оно выдается для полетов над определенными территориями (населенными пунктами, водоемами, линиями электропередач и т.д.);
  • сертификаты на работы, связанные с использованием беспилотного оборудования – выдаются в виде сертификатов эксплуатанта с назначением командира (оператора) воздушного судна.

Формально, получать разрешения на полеты нужно даже при использовании детских летательных устройств во дворах, на игровых площадках, за городом и т.д. Однако обычно такое требование предъявляется только при организации полетов во время общественных или праздничных мероприятиях. При получении разрешений на полеты нужно указывать время и маршрут дрона.

За нарушения правил полетов беспилотников предусмотрены административные штрафы. Например, если у гражданина вообще нет права на использование дрона, т.е. не пройдет учет и отсутствует разрешение, штраф составит 30-50 тыс. руб. При нарушении правил, если учет и оформление разрешения пройдены, штраф будет практически такой же – от 20 до 50 тыс. руб. Также при незаконной эксплуатации беспилотного аппарата и нарушении правил полетов уполномоченные лица смогут конфисковать устройство.

Полёт разрешён? Закон об обязательной регистрации беспилотников может обернуться бюрократическим коллапсом

По оценкам специалистов, в России сейчас около полумиллиона дронов, подлежащих обязательной регистрации. Это не только серьёзная техника, используемая, например, для профессиональной видеосъёмки или перевозки грузов, но и детские игрушки.

В свободной продаже есть различные модели, которые могут подниматься на значительную высоту, передавать видео на расстояние в несколько километров и находиться в полёте продолжительное время.

Регистрация беспилотников – вынужденная мера, поскольку с распространением дронов увеличивается и количество несчастных случаев с их участием. Неумелое пилотирование может привести к падению тяжёлой модели на людей, дома, автомобили. А когда беспилотник зарегистрирован, можно быстро отыскать владельца и взыскать с него причинённый ущерб.

Но, как водится, благие намерения на деле оборачиваются бюрократическим коллапсом, преодолеть который смогут только самые отчаянные авиалюбители.

Однако пока отправить заявку на регистрацию беспилотника реально только в обычном письме, по адресу: Ленинградский проспект, д. 37, с пометкой «Регистрация БПЛА». Соответствующие электронные сервисы ещё не отлажены.

В течение 10 рабочих дней в Росавиации должны принять решение о постановке дрона на учёт. В случае положительного решения регистрационный номер сообщат владельцу дрона. Об утере, поломке или о смене владельца дрона необходимо сообщать в Росавиацию.

Регистрация дрона ещё не даёт права на его эксплуатацию, только устанавливает право собственности. А чтобы совершать полёты, необходимо вооружиться разрешением в нескольких ведомствах.

Например, в Москве получить разрешение на полёт дрона практически нереально. Любые полёты в пределах МКАД запрещены приказом Министерства транспорта. Исключения сделаны только для авиации экстренных служб и специальных ведомств. Нарушение правил использования воздушного пространства карается штрафом в размере от 30 до 50 тыс. рублей для физических лиц, от 50 до 100 тыс. для должностных лиц и от 300 до 500 тыс. рублей для юридических лиц. За нарушения могут даже приостановить деятельность компании сроком на 90 дней.

Если вы каким-то чудом сумеете обосновать необходимость запуска дрона – например, если вам надо снять передвижение Бессмертного полка для федерального телеканала, то за разрешением на полёт необходимо обратиться в мэрию Москвы. Разрешение выдаёт Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции. В заявлении нужно указать свои паспортные данные, СНИЛС, адрес прописки, проживания и электронной почты, а также точные дату, время и место запуска коптера.

Запрос будет рассмотрен в течение 24 рабочих дней. В случае положительного решения в день запуска необходимо связаться с диспетчером Московского зонального центра единой системы организации воздушного движения и сообщить о времени и месте полётов. Сделать это можно по телефонам: +7 (495) 436-20-91 и +7 (495) 436-75-58. Только после одобрения диспетчера можно запускать дрон.

Операторам на заметку

Вы снимаете свадьбу или старинную усадьбу, а в кадр случайно могут попасть стратегические объекты, составляющие государственную тайну. Так что несанкционированная видео- и фотосъёмка с воздуха чревата обвинением в шпионаже.

За разрешением пожалуйте в Генштаб и в ФСБ. А после съёмки весь материал надо передать на рассмотрение в ФСБ, чтобы получить право на использование его в открытом доступе.

Пройти такой сложный путь, чтобы пользоваться своим дроном, способны только самые стойкие. Хотя, возможно, благодаря их упорству со временем этот процесс упростится.

Ссылка на основную публикацию