Новые санкции США против РФ объявят 22 августа 2020, что будет с экономикой?

Санкции против РФ в 2020 году

За последние 5 лет международные санкции против РФ стали одним из факторов, значительно влияющих на политический и экономический климат в мире. Их продление происходит ежегодно, а список постепенно, но неуклонно расширяется. Введение основной массы международных санкций против РФ связано с двумя событиями: присоединением Крыма к России (февраль-март 2014 года) и вооруженным конфликтом на Донбассе (самый крупный санкционный пакет последовал за крушением Боинга 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года).

Однако санкции вводились и до, и после этих событий: первый громкий пакет связан с «делом Магнитского» (ограничения наложены на ряд должностных лиц в 2010-2012 гг.), последние – с обвинением близких к российским властям людей и структур во вмешательстве в выборы президента США (март и сентябрь 2018 года). Несмотря на заверения российских СМИ, что Европейский Союз уже «устал» от санкций, примеры Ирана и Северной Кореи показывают: санкционные войны могут длиться десятилетиями! Если смотреть на вещи трезво, то рассматривать их как реалии 2020 и последующих годов можно уже сейчас.

Большинство санкций против России были продлены на весь 2020 год

Продление санкций против РФ до 2020 года

Последний виток дипломатического противостояния между Россией и США для простых россиян окончился внедрением десятков различных санкций. Среди них есть как срочные (введенные на полгода или год, в отдельных случаях – на срок до 3 лет), так и бессрочные. Первые нуждаются в периодическом продлении; вторые, собственно, нет. К бессрочным санкциям относятся ограничительные меры в отношении многих российских физических и юридических лиц. Прежде всего, это касается мер, введенных ордерами президента США.

2 августа 2017 г. Дональдом Трампом был подписан закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», одним из положений которого стал запрет на отмену или изменение американских санкций в отношении России без одобрения Конгресса. Итоги выборов в Конгресс США (2018 год) вернули контроль над парламентом демократам, намеренным продолжать политику жесткого экономического давления на РФ. Таким образом, нет никаких оснований ждать смягчения американских санкций ни в 2020 году, ни позднее.

Что касается ЕС, то санкции, введенные им, периодически продлеваются:

  • ограничения против физических и юридических лиц – раз в полгода (последнее продление состоялось 15 марта 2019 г. – до 15 сентября 2019 г.);
  • секторальные ограничения против российского государства и целых отраслей российской промышленности – раз в 6-7 месяцев (последнее продление – 21 декабря 2018 г. до 31 июля 2019 г.).

К санкциям Европейского союза присоединяется большинство не входящих в него европейских стран: от Норвегии и Швейцарии до Черногории и Албании.

Официальная позиция ЕС проста и многократно озвучивалась как Ангелой Меркель, так и сменявшими друг друга французскими президентами: причиной введения санкций является присоединение Россией Крыма и, что еще важнее, активное участие страны в конфликте на востоке Украины. Соответственно, главным условием частичной отмены санкций может стать полное исполнение так называемых «Минских соглашений» о внутриукраинском урегулировании, а условием полной – возвращение Крыма под украинскую юрисдикцию.

Позиция российской стороны прямо противоположная: возвращение Крыма обсуждению не подлежит, Россия не участвует в украинском конфликте, а вина за неисполнение Минских соглашений лежит на Киеве.

Смягчение европейских санкций на протяжении 2020 года теоретически возможно, поскольку важность движения в этом направлении ни одна из сторон не отрицает. Однако сам текст Минских соглашений настолько рамочен и расплывчат (в частности, он не содержит конкретных сроков и мер, которые должны предпринять стороны конфликта), что служит скорее тормозом, чем инструментом для урегулирования. Оппоненты делают из него прямо противоположные выводы, а реальный ход конфликта определяется совершенно другими обстоятельствами.

Возврат Крыма Украине – одно из обязательных условий для снятия санкций

Риторика представителей Украины и России после президентских выборов на Украине, а также введение РФ упрощенной процедуры получения российского гражданства для жителей непризнанных ДНР и ЛНР делает надежду на исполнение Минских соглашений совсем призрачной. Следовательно, продление санкций на 2020 год является практически неизбежным. А помимо основных декларируемых причин, у западных санкций против РФ есть и другие – возможно, даже более важные. Вот некоторые из них (в порядке возрастания значимости):

  1. «Дело Скрипалей». После совместного заявления лидеров Великобритании, США, Франции и Германии, в котором они выразили уверенность в причастности России к этому инциденту, предать его забвению просто так невозможно.
  2. Глобальное противостояние России и США в Сирии, Ливии и Венесуэле.
  3. Борьба между Россией и США за европейский газовый рынок. Отдельно стоит отметить активное противодействие США строительству “Северного потока 2” при одновременном начале поставок американского сжиженного газа. Кроме того, секторальные санкции против отраслей российской промышленности больше всего коснулись именно газовых гигантов, а также передачи инвестиций и технологий на разработку новых месторождений (в том числе, шельфовых).

Последний пункт наиболее важен. С одной стороны, в современном мире набирают силу протекционистские тенденции, и санкции в этом смысле становятся просто одним из инструментов по установлению таможенных границ. С другой стороны, ЕС в санкционном вопросе достаточно прочно привязан к США.

Американское Управление по Контролю Иностранных Активов (OFAC) регулярно накладывает крупные штрафы на компании, сотрудничающие с лицами из американских санкционных списков. Это значит, что даже если Европа ослабит или снимет санкции, у европейского бизнеса останутся серьезные сдерживающие факторы для сотрудничества с Россией, пока ограничительные меры не снимут США. А США их снимать явно не намерены.

Как продление санкций отразится на экономике РФ в 2020 году?

За пять с лишним лет активных санкционных войн российская экономика в значительной мере адаптировалась к существованию в условиях частичной изоляции. Точечные санкции, направленные против крупных российских компаний, к критическим результатам не привели. Среди корпораций, попавших под ограничительные меры еще в 2014 году, можно отметить:

  • крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и другие);
  • ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса (Алмаз-Антей, Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация и т. д.);
  • нефтегазовые гиганты (Роснефть, Транснефть, Газпром нефть).

Для всех этих корпораций санкции означают, прежде всего, невозможность привлечения дешевого и долгосрочного финансирования со стороны европейских и американских кредитных организаций. В свое время это стало серьезным ударом, но последствия его во многом преодолены, и попавшие в санкционные списки компании относительно успешно работают. Да, у них ограничены возможности для роста – но не для стабильного существования.

Запрет на кредитование и инвестиции может серьезно ударить по курсу рубля

Более серьезные последствия имеют секторальные ограничения. Самым серьезным шагом Запада в этом направлении стал первый санкционный пакет по «делу Скрипалей», введенный в действие Соединенными Штатами 22 августа 2018 года. Он предусматривает:

  1. Полный запрет на поставки в РФ продукции, потенциально могущей иметь двойное назначение, т.е. использоваться в военных целях. Ограничение касается, в том числе, любых комплектующих и технологий в сфере авиации и космической отрасли.
  2. Практически полное прекращение экспорта американских товаров в РФ.
  3. Запрет на перелеты в США самолетов российских авиакомпаний.

Планируемый США полный запрет на покупку ценных бумаг российского казначейства сильно скажется на возможности получения страной внешних заимствований. Размер потерь бюджета от этой меры, по ряду оценок, может составить до 10 млрд. долларов в год.

Из европейских секторальных санкций наиболее болезненными оказались запреты на инвестиции, кредитование и поставку оборудования российским предприятиям добывающей, энергетической, транспортной и телекоммуникационной отраслей. Каждый новый санкционный пакет влечет за собой резкие колебания валютных курсов. Это тоже негативно сказывается на национальной экономике (самый яркий пример – падение акций «Русала» в цене на 40% после введения персональных санкций против Олега Дерипаски).

Точный размер потерь российской экономики от санкций определить сложно. По оценке Минэкономразвития, в 2018 г. санкции обошлись РФ в 6,3 млрд. долларов – менее 0,4% от объема ВВП. При этом, по утверждению министерства, аналитики учли ущерб не только от санкций, но и от протекционистских мер по защите своего рынка со стороны стран, официально к санкциям не присоединившихся. Впрочем, данные Минэкономразвития выглядят излишне оптимистичными. Как минимум, они не учитывают потерь роста и затрат на контрмеры по противодействию санкциям.

Будут ли введены новые санкции в 2020 году?

Санкции подобны «черному лебедю» Нассима Талеба. Не случайно этот образ, созданный всемирно известным экономистом, обрел такую популярность в последние годы. Суть «черных лебедей» в политике и экономике заключается в том, что предсказать их появление заранее практически невозможно; но при этом, появившись, они оказывают серьезное воздействие на всю картину мира.

«Дело Скрипалей» относится именно к событиям такого рода. Предугадывать их – занятие неблагодарное. Если оставаться в рамках известного и более чем допустимого по опыту последних 5 лет, то в 2019-2020 гг. с большой долей вероятности пополнятся персональные санкционные списки (российских деятелей, которым запрещен въезд в США и ЕС). Несколько менее вероятно введение в действие законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Этот проект, разработанный еще в 2018 году, предусматривает:

  • дополнительные санкции против российских банков;
  • санкции против участников российских проектов в сфере СПГ за рубежом (они затронут не только российских, но и зарубежных, в том числе европейских, участников и инвесторов);
  • аналогичные меры против российских нефтяных проектов – внутри РФ и за рубежом;
  • санкции против российской судостроительной отрасли (этот пункт попал в законопроект после инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г.).

Правительство США намерено защищаться от агрессии со стороны Кремля

Санкции, действующие на сегодняшний день, введены в общей сложности 62 странами мира.

  1. Персональные санкции действуют в отношении примерно 200 человек (151 в списках ЕС, 68 в списках США, 42 в списках Канады).
  2. Списки юридических лиц включают 38 крупных российских компаний.
  3. Секторальные санкции ограничивают взаимодействие инвесторов, кредиторов и партнеров с российским ВПК, энергетическим, добывающим, телекоммуникационным, транспортным и инфраструктурным секторами промышленности.

Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?

Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого в 2018 г. федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).

Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.

С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены еще 6 августа 2014 г., когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены еще в 2015 г.), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.

Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой 2017-2018 гг. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.

Изолированный рунет разрабатывается на случай введения интернет-санкций

Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:

  • Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились еще в 2014 г., но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
  • Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2019-2020 гг. на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
  • Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
  • Принятие законопроекта о суверенном интернете 1 мая 2019 г. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.

Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции (июль 2017 г.) – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но тем не менее состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.

На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.

(1 голосов, среднее: 5.00 с 5)

Какие меры США намерены предпринять против России

Что происходит?

На минувшей неделе за две последних торговых сессии доллар подорожал примерно на 4 рубля, достигнув уровня 2016-го года. На торгах 13 августа рубль продолжает чувствовать себя неуверенно. Причиной тому — новые санкции, которые США намерены применить в отношении России.

8 августа Госдепартамент США объявил о намерении ввести новые санкции против России из-за обвинений в ее причастности к отравлению в британском городе Солсбери бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Москва, реагируя на сообщения об этих санкциях, назвала их «незаконными» и «драконовскими».

США открыто заявляют о вине России в этом инциденте, несмотря на то что расследование еще не завершено, поэтому Москва, с точки зрения Вашингтона, нарушила нормы международного права.

В этом случае американский закон «О контроле над химическим и биологическим оружием» от 1991 года обязывает американское правительство ввести санкции против России.

Кстати, этот закон применяется лишь в третий раз. Впервые санкции в соответствии с этим законом были введены против Сирии в 2013 году. Второй раз он был применен в 2018 году — США обвинили КНДР в использовании химического оружия против брата Ким Чен Ына в Малайзии в 2017 году.

Однако санкции из-за дела Скрипаля — не единственная причина нестабильности российской экономики в последние дни.

В начале августа были опубликованы детали законопроекта, подготовленного американскими сенаторами Линдси Грэмом, Робертом Менендесом, Кори Гарднером и Беном Кардином, каждый из которых известен своими антироссийскими взглядами.

Само название законопроекта — «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKAA) — является очень красноречивым.

В чем суть новых санкций?

«Госдеповский» пакет санкций подразумевает прекращение оказания России иностранной помощи со стороны США, прекращение поставок вооружений и финансирования для закупок оружия, отказ в американских госкредитах и запрещение экспорта в Россию товаров и технологий, «чувствительных с точки зрения национальной безопасности» США. Как отмечает NBC, речь идет об электронных устройствах двойного назначения и их компонентах, в том числе используемых в авиационной отрасли.

«Мы намерены ввести санкции в отношении Российской Федерации по ряду направлений, самым существенным из которых является презумпция отказа, касающаяся поставки всех «чувствительных» товаров и технологий сферы национальной безопасности, которая контролируется министерством торговли США в соответствии с правилами экспортного контроля», — заявил официальный представитель Госдепартамента в ходе телефонного брифинга для журналистов.

Во многом, этот пакет санкций повторяет уже и так существующие реалии российско-американских торговых отношений. Россия не покупает американские вооружения, а американцы не предоставляют нашей стране каких-либо кредитов.

Торговля с США также не будет полностью оборвана: закон от 1991 года предполагает введение исключений, чем США непременно будут пользоваться.

По словам представителя Госдепартамента, Вашингтон выведет из списка ограничений товары, необходимые для обеспечения безопасности коммерческой авиации, а также товары и технологии, ограничение к продаже которых может негативно отразиться на российско-американском сотрудничестве в космосе.

Кстати, и вопрос оказания иностранной помощи также не является закрытым. Представитель Госдепа пообещал, что США продолжат «оказывать иностранную помощь России и ее народу».

Эти санкции начнут действовать 22 августа. Именно в этот день сообщение о первом пакете санкций будет опубликовано в Федеральном реестре США. Тогда же можно будет узнать о санкциях более подробно. Однако меры, предусмотренные американским законопроектом на этом не закончатся, — второй раунд санкций по «делу Скрипаля» будет введен еще через три месяца.

Что еще за второй этап?

Вторая волна санкций может последовать через 90 дней после первой. Здесь нет никакой конкретики, в том числе относительно того, будут ли вообще применяться эти санкции или нет. «Надеюсь, до этого не дойдет, но это вопрос скорее к России, а не к нам», — сказал на брифинге представитель Госдепа.

В Госдепе отмечают, что второй раунд санкций может быть отменен в случае выполнения Россией поставленных условий.

Москва в течение трех месяцев должна предоставить гарантии, что не будет использовать химическое оружие, и дать согласие на допуск международных инспекторов на свои объекты, где это химоружие предположительно может производиться.

В противном случае Россию могут ждать несколько вариантов. Всего закон «О контроле над химическим и биологическим оружием» предусматривает шесть мер, которые могут быть введены на втором этапе. При этом чтобы закон считался исполненным, достаточно будет ввести всего три. Хотя могут применить и все шесть.

Первая из шести возможных мер предполагает блокирование предоставления любой финансовой или технической помощи для России со стороны международных финансовых организаций, таких как МВФ. Вторая мера носит схожий характер и предполагает запрет на кредитование российского правительства со стороны самих США.

Еще две из возможных мер касаются ограничений экспорта и импорта.

США могут практически полностью ограничить свой экспорт в Россию, а также ограничить свой импорт российских товаров. Пятая мера предполагает понижение или приостановку дипломатических отношений.

Последняя из возможных мер предполагает полный запрет на полеты в США самолетов российских госавиакомпаний. Эта мера может коснуться, в первую очередь, «Аэрофлота» — в случае второй волны санкций «посадка» в США его самолетов и поставка ему американских товаров будет запрещена, так как перевозчик является государственным.

Санкции, введенные в соответствии с законом «О контроле над химическим и биологическим оружием», будут действовать по меньшей мере год. Отменены они могут быть по инициативе президента США, в случае если попадающее под санкции государство не только выполнит поставленные перед ним условия о предоставлении гарантий, но также возместят ущерб потерпевшей от применения химоружия стороне.

А тот законопроект «против агрессии Кремля»? Что с ним?

Документ, который готовят в Конгрессе, предполагает две крупных экономических меры против Москвы. Речь идет о запрете на операции с новым российским госдолгом и запрете на долларовые расчеты с использованием корсчетов в США для российских госбанков (Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, Газпромбанка, Россельхозбанка, Промсвязьбанка, Банка Москвы).

Что касается политических мер, законопроект обяжет президента США как минимум через полгода после вступления документа в силу ввести санкции против «политических фигур, олигархов и других лиц, которые способствуют противозаконным и коррупционным действиям, прямо или косвенно в интересах президента Российской Федерации», против членов семей таких лиц, а также против российских государственных структур, которые способствуют таким «противозаконным и коррупционным действиям».

«Эти возможные санкции действительно очень серьезные. И это еще не конец,

— отметил в разговоре с «Газетой.Ru» президент Американского университета в Москве, профессор МГУ Эдуард Лозанский. — Дело в том, что сейчас вкладываются значительные средства в специальные новые мозговые центры, задача которых — разработка еще более «эффективных» санкций. Практически нет предела для ухудшения отношений».

Впрочем, законопроект еще не одобрен конгрессом, документ может претерпеть значительные изменения или вообще не быть принят.

«Поскольку республиканцы в сенате — все-таки они понимают, что это не столько против России санкции, сколько против Трампа. Трамп сможет наложить вето, для преодоления которого нужно две трети в Конгрессе. И такое количество республиканцев, которые поддерживают санкции, которые направлены против Трампа, скорее всего, не наберется», — отмечает Лозанский.

В любом случае, эти санкции точно не примут раньше сентября, когда сенат США выйдет из отпуска.

Чем нам это все грозит?

Агентство Associated Press отмечает, что первый этап санкций может иметь ограниченное влияние, вторая стадия, которая ожидается в течение нескольких месяцев, может значительно ударить по российской экономике и загнать и без того напряженные отношения в хаос.

Однако насколько тяжелым для российской экономики будет новый виток американских санкций, не знает никто. Позиции официальных лиц и бизнеса разошлись кардинально. Официальная реакция МИД России сводилась к уже привычной формуле: разговаривать с Россией с позиции силы нельзя, против США будут применены ответные меры. Впрочем, какой-либо конкретики по возможному ответу на американские меры пока нет.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сделал попытку успокоить бизнес и население. По его словам,

российские экономика и платежный баланс в последние годы стали гораздо более устойчивыми к внешним воздействиям, будь то колебания нефтяной конъюнктуры или введение экономических ограничений.

Правительство РФ и Центробанк осуществляют мониторинг ситуации, обладают всем необходимым инструментарием для обеспечения финансовой стабильности, заверил правительственный чиновник.

Российские парламентарии тоже демонстрировали спокойствие. Глава комиссии Госдумы по законодательному обеспечению предприятий ОПК Владимир Гутенев заявил, что «новость о санкциях, конечно, не радостная, но она не вызывает особой тревоги».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уверен в устойчивости финансовой системы России. «Она доказала свою устойчивость в достаточно непростые времена», — сказал кремлевский чиновник.

США продолжат вводить санкции против России

США продолжат вводить санкции против России

США официально объявили, что продолжат вводить санкции против России за Крым и Донбасс, пока она не вернет их Украине. Как нетрудно догадаться, такой подход, где Донбасс тесно увязан с Крымом, делает бесперспективными любые сценарии «приднестровизации» Донбасса, так как они также не приведут к снятию санкций, поскольку за Крым санкции никто снимать не собирается. Соответственно, подобный подход показывает нам, что США не отступают от той линии поведения, которую задала еще администрация Обамы, и по-прежнему требуют от России капитуляции на украинском направлении.

Фактически, США делали все, чтобы не дать заморозить войну на Донбассе, что с успехом было достигнуто руками режимов Порошенко и Зеленского. Санкционное давление и требование сдать Крым и Донбасс делали невозможными любые компромиссы, так как Москве ясно давали понять, что эти «компромиссы» носят односторонний характер уступок со стороны России. Этот язык ультиматумов, конечно, не предполагал реализацию дипломатических договоренностей в рамках Минского и Нормандского формата. Целью являлась институционализация конфликта и придание ему управляемого характера, когда киевские марионетки могли по звонку из Вашингтона прогреть фронт или наоборот, понизить интенсивность боевых действий, не давая им затухнуть.

Получив этот рычаг давления, США добавили его в свой антироссийский инструментарий на украинском направлении и отказываться от него, как и от санкций, они не собираются, потому что сами на какие-либо уступки они идти не хотят, и в этом солидарны и демократы, и республиканцы. Поэтому победа Зеленского и стоящего за ним Коломойского в принципиальном смысле ничего не изменила, потому что не изменился основной оператор процессов на Украине, а также его цели и задачи.

Стоит отметить, что такая позиция США крайне затруднила действия тех кругов в российской элите, которые изыскивали возможности пойти на компромисс с США даже путем уступок на Донбассе, вроде тех, что делались в 2014 году. Но уже после переговоров в Милане стало понятно, что США ждут исключительно капитуляции, поэтому началось активное строительство непризнанных государств, которые к 2020 году достаточно тесно привязаны к российской экономике, получают российские дотации и постепенно вовлекаются в российское правовое пространство. Количество связей ЛНР и ДНР с Украиной (про Крым вообще молчу) с каждым годом становилось все меньше и меньше. Это было следствием не только позиции России, но и позиции США и их украинских марионеток, которые сделали невозможной реализацию «приднестровского сценария» с заморозкой конфликта и нейтрализацией Украины.

Поэтому США и напоминают, что собираются и далее действовать в этом направлении, не только сохраняя уже введенные санкции против России за Крым и Донбасс, но и расширяя их. Это будет касаться как персоналий (недавно в списки попали севастопольские чиновники, включая и.о. губернатора Севастополя Развожаева и сенатора от Севастополя Алтабаеву), так и российских предприятий и компаний, которые так или иначе взаимодействуют с Крымом. Разумеется, большая часть крупных российских компаний работают в Крыму через подставные дочерние предприятия, формально с ними не связанные, что позволяет им обходить санкции ценой имиджевых издержек для них самих и государства. В этом аспекте с экономической точки зрения существенная часть санкций носит скорее символический характер, так как они призваны регулярно подтверждать, что США не меняют позицию по Крыму и готовы периодически обновлять санкционный список, чтобы напоминать об этом.

В этих условиях особого смысла в каких-либо переговорах с США по Крыму и Донбассу по сути нет. Не так давно этот тупик в отношениях был ясно выявлен во время переговоров Волкера и Суркова, которые закончились ничем. Соответственно, эта позиция США и Украины будет вести к дальнейшему обособлению Донбасса от Украины и его более тесной интеграции с Россией, точно так же, как подобная политика США и Украины привела к форсированному разрыву инфраструктурных, транспортных, торговых и иных связей Крыма с Украиной.

Разумеется, параллельно будут продолжаться переговоры в Минском формате в стиле «договорились договариваться дальше» и даже, возможно, мы увидим еще одну встречу в Нормандском формате, но каких-нибудь перспектив дипломатического завершения войны в этих форматах не прослеживается. Фронт как кровоточил при Порошенко, так и кровоточит при Зеленском. Ни один из пунктов Минских соглашений при Зеленском также не выполнен, как не выполнены они были при Порошенко. Соответственно, говорить о возвращении Донбасса в состав фашистской Украины просто смешно. Его дальнейшая судьба безусловно связана с Россией, и вопрос скорее в формате будущих отношений между РФ и ЛДНР безотносительно того, сколько еще санкций введут за Крым и Донбасс, потому что эти вопросы неразрывно связаны, о чем Госдеп столь услужливо напомнил.

Специально для “Аналитической Службы Донбасса”

Администрация Трампа вслед за Конгрессом объявила санкционную войну России

В войну санкций против России вступили все ветви американской власти. После того как группа сенаторов внесла в Конгресс США «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля-2018», свои штрафные меры — в связи с делом Скрипалей — обнародовал Госдеп США. Первый пакет ограничительных мер, как ожидается, будет введен 22 августа. Второй, более серьезный, может быть одобрен осенью. Впервые продемонстрировав стремление не отстать от Конгресса в давлении на Россию, администрация Дональда Трампа сделала тотальную войну санкций долгосрочным трендом, на ближайшие годы исключающим возможность нормализации отношений двух стран.

Вашингтон вспомнил о Скрипалях

О новых санкциях США против России — на сей раз инициированных уже не законодателями, а Белым домом — стало известно в среду, когда российского посла Анатолия Антонова не было в Вашингтоне, а в Москве находился сенатор Рэнд Пол, передавший в Кремль письмо Дональда Трампа. По свидетельству сенатора, в послании «подчеркивается важность дальнейшего сотрудничества в разных областях, в том числе в борьбе с терроризмом, углублении диалога в законодательной сфере и возобновлении культурных обменов».

Как новости об ограничительных мерах против России влияли на курс рубля

Однако появившаяся надежда на то, что администрация Белого дома пытается не поддаваться резко усилившемуся после саммита в Хельсинки давлению Конгресса и сохранить окно возможностей для взаимодействия с Москвой, просуществовала считаные часы. Уже в среду вечером официальный представитель Госдепа Хизер Науэрт на пресс-конференции в Вашингтоне сообщила, что через две недели США начнут вводить новые санкции в отношении России, считая ее виновной в отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, происшедшем в британском Солсбери в марте этого года. По словам госпожи Науэрт, Россия «использовала химическое или биологическое оружие в нарушение международного права против своих же сограждан».

Как отреагировал на санкции США фондовый рынок России

На уточняющий вопрос о причинах возвращения Белого дома к делу Скрипалей неназванный представитель Госдепа США ответил уклончиво: «Я оставлю этот вопрос, касающийся нашего понимания ситуации со Скрипалями, другим. Мы согласны с оценкой, которая заключается в том, что вещество “Новичок” и нарушитель (закона.— “Ъ” ) были из Российской Федерации».

Обнародованный Госдепом новый список мер содержит два пакета санкций, вводить которые администрация США намерена с временным интервалом. Как пояснили в Госдепе США, первый пакет вступит в силу «примерно 22 августа» — по истечении 15-дневного срока уведомления Конгресса и официальной публикации Федерального реестра с перечислением санкций.

Второй пакет может быть введен уже этой осенью, предположительно, через 90 дней после вступления в силу первого пакета санкций. Впрочем, Россия этих мер может избежать. Как пояснили в американском дипломатическом ведомстве, для этого она должна предоставить надежные гарантии того, что «больше не будет использовать химическое оружие и разрешит ООН и другим международным организациям провести проверки на территории страны». «Если данные требования не будут выполнены — а это зависит от России,— санкции второго раунда будут введены»,— заявил представитель Госдепа. И добавил: «На самом деле он более суровый, чем первый».

Вашингтон запрещает «Аэрофлоту» то ли рейсы, то ли самолеты

Примечательно, что в четверг, на следующий день после первых сообщений о вводимых в отношении России мерах, представитель Госдепа провел еще один брифинг, на котором более подробно рассказал о том, какими будут новые санкции США. Первый пакет мер, который, как ожидается, введут 22 августа, будет включать запрет на экспорт в Россию ряда товаров, в частности электронных устройств, датчиков и лазеров, оборудования для добычи нефти и газа, «технологий в сфере информации и безопасности». Что касается второго пакета, то, если Москва не предоставит Вашингтону убедительные гарантии неприменения химического и биологического оружия, США намерены пойти на снижение уровня дипотношений и жесткое ограничение экспорта и импорта.

Представитель Госдепа оценил товары, потенциально попадающие под санкции, в «несколько сотен миллионов долларов». Он также отметил, что полный список санкций второго этапа еще не определен, но добавил, что помимо уже перечисленных мер «они могут включать запрет на банковские займы из любого американского банка».

Изначально в СМИ появилась информация, что второй этап санкций включает в себя приостановку полетов в США компании «Аэрофлот». Однако представитель Госдепа объяснил, что прямые санкции против «Аэрофлота» вводить не будут — ограничения могут затронуть авиакомпанию косвенно.

Какие санкции применялись к «Аэрофлоту»

Также в Госдепе пояснили, что США не координировали свои действия с другими странами. «Зарубежные союзники будут сами решать, вводить ли дополнительные санкции в отношении России, в соответствии со своими национальными процедурами»,— заявили в американском дипломатическом ведомстве.

В то же время в случае введения второго пакета санкций «США будут использовать свое влияние, чтобы противостоять финансовому содействию России со стороны каких-либо международных финансовых организаций».

Британия приветствует, Европа следит

Реакция западных союзников США в целом оказалась весьма сдержанной. Так, представитель Еврокомиссии Мина Андреева ограничилась краткой констатацией того, что в ЕС «приняли к сведению санкции» и «внимательно следят» за расследованием отравления Скрипалей. В НАТО никаких заявлений по поводу действий США в четверг не сделали.

Единственным откликом, выражающим безоговорочную поддержку действиям администрации Трампа, стало заявление канцелярии британского премьера Терезы Мэй. «Британия приветствует эти действия со стороны наших союзников США. Сильная международная реакция на использование химического оружия в Солсбери направляет однозначный сигнал России о том, что ее провокационное, безрассудное поведение не будет безответным»,— говорится в сообщении Даунинг-стрит.

Дональду Трампу расширят полномочия в борьбе с Россией

Реакция российской стороны на инициативу администрации Трампа оказалась ожидаемой. Посольство РФ в США назвало пакет новых мер против России «драконовским». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков оценил привязку санкций к инциденту в Солсбери как «категорически неприемлемую» и отверг причастность России к отравлению. Последние действия администрации США господин Песков назвал «абсолютно незаконными и не соответствующими международному праву». «Вряд ли их можно каким-то образом ассоциировать с той непростой, но конструктивной атмосферой, которая была на последней встрече двух президентов»,— добавил господин Песков, напомнив о первой полноформатной встрече президентов Путина и Трампа, состоявшейся 16 июля в Хельсинки.

Как следует из разъяснений пресс-секретаря Владимира Путина, рано говорить об ответных мерах со стороны России, «пока мы не поняли конкретно и официально, о чем идет речь».

В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова расценила новые санкции как «прямое давление» на следствие, поскольку расследование отравления семьи Скрипалей еще не завершилось. Госпожа Захарова также обратила внимание на то, что Россия не получала официального запроса о допуске международных инспекторов на объекты химпроизводства, в то время как США выдвигают это требование как одно из условий для снятия санкций. При этом требования США она назвала «заведомо неприемлемыми».

Примечательно, что инициатива Госдепа США была обнародована через считаные дни после того, как в конце прошлой недели группа сенаторов внесла в Конгресс США «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля-2018», ставший сводной и систематизированной версией вводившихся ранее Конгрессом санкций против России, которые американские законодатели заметно дополнили и расширили (подробнее об этом см. “Ъ” от 8 августа).

«Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018»

При этом выражавшие острое недовольство действиями президента Трампа в Хельсинки законодатели настойчиво призывали главу Белого дома больше не пытаться сыграть самостоятельную роль в определении американской политики по отношению к России, а объединить усилия с Конгрессом, требующим усилить давление на Москву. Преобладающее на Капитолийском холме мнение выразил один из авторов «Акта по защите американской безопасности от агрессии Кремля-2018» сенатор Кори Гарднер, который предупредил Белый дом: «Мы не должны повторять ошибки предыдущих администраций, пытаясь нормализовать отношения с государством, которое продолжает представлять угрозу для США и наших союзников».

Между тем инициатива Госдепа означает, что еще недавно декларировавший готовность к новой встрече с Владимиром Путиным Дональд Трамп в итоге предпочел прислушаться к своим законодателям в преддверии ноябрьских выборов в Конгресс и не намерен рисковать своим политическим капиталом ради отношений с Россией. Вступление Белого дома в полномасштабную войну санкций с Россией делает ее неизбежным долгосрочным трендом, на ближайшие годы исключающим возможность нормализации отношений двух стран.

США подготовили новые санкции против России в связи с “делом Скрипалей”

Источник Bloomberg сообщает, что ограничительные меры затронут российский банковский сектор

Москва. 29 марта. INTERFAX.RU – Минфин и Госдеп США завершили подготовку пакета санкций против РФ в связи с попыткой отравления в Великобритании экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и передали свои предложения в Белый дом, сообщает в пятницу Bloomberg со ссылкой на источники.

Теперь для того, чтобы новые ограничительные меры вступили в силу, их должны одобрить в Белом доме, отмечает агентство.

Точный объем санкций пока неизвестен. Один из источников Bloomberg утверждает, что они затрагивают банковский сектор РФ.

В сентябре 2018 года Госдепартамент заявлял, что он ожидает введения финансовых ограничений уже в ноябре 2018. Неясно, почему США до сих пор не объявили новые санкции, и как долго их намерен рассматривать Белый дом, отмечает Bloomberg.

Первый пакет санкций

Госдеп США 27 августа 2018 года ввел санкции в отношении России за несоблюдение Закона США о контроле над химическим и биологическим оружием (CBW Act) в связи с обвинениями в причастности Москвы к покушению на экс-полковника ГРУ Скрипаля и его дочери Юлии в марте 2018 года в британском Солсбери.

Санкции, связанные с предполагаемым применением Россией химоружия, вводились в отношении Российской Федерации в целом и не затрагивали напрямую российских бизнесменов и чиновников, а также компании из РФ.

С 27 августа действует первый пакет санкций, он включает в себя запрет на оказание внешней помощи России, на продажу оружия и финансирование таких сделок, отказ от кредитования со стороны госструктур США и запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения. Первым санкционным пакетом также предусмотрено прекращение содействия России в поставках для нее продовольствия и продукции сельского хозяйства, за исключением гуманитарной помощи.

При этом в госдепе подчеркивали, что если в 90-дневный период Россия не предоставит США гарантий о том, что она больше не будет использовать химоружие, в том числе не позволит международным ведомствам проинспектировать объекты, производящие химоружие, то Вашингтон введет второй, “более жесткий” пакет санкций в связи с нарушением CBW Act. Предоставленный российским властям 90-дневный срок истек в конце ноября 2018 года.

Ожидается, что второй, более болезненный пакет санкций может включать в себя запрет на банковское кредитование правительства РФ, за исключением кредитов на покупку еды и сельхозпродукции, запрет американского экспорта в РФ любых товаров и технологий, кроме еды и сельхозпродукции; запрет импорта российских товаров в США; лишение российской авиакомпании с государственным финансированием “Аэрофлот” права на полеты в США, понижение уровня дипломатических отношений между странами и противодействие финансированию РФ со стороны международных финансовых институтов. Властям США нужно выбрать, по меньшей мере, три меры из вышеперечисленных в рамках введения новых санкций.

США вслед за Великобританией обвинили российские спецслужбы якобы в применении нервно-паралитического вещества военного назначения “Новичок” при попытке покушения на Скрипаля и его дочь в британском городе Солсбери в начале марта 2018 года. Вашингтон также обвиняет Москву в тайных разработках запрещенных видов вооружения.

Россия не согласна с обвинениями

В России со своей стороны отмечали, что обвинения в применении химоружия беспочвенны и что в России нет действующих производств запрещенных видов оружия для проведения соответствующих инспекций.

“Что касается санкций, то это действия контрпродуктивные и бессмысленные, особенно в отношении такой страны, как Россия. Дело не только в позиции президента Соединенных Штатов, дело в позиции так называемого истеблишмента, правящего класса в широком смысле этого слова. Надеюсь, что осознание того, что эта политика не имеет перспектив, все-таки когда-нибудь это осознание придет к нашим американским партнерам, и мы начнем сотрудничать в нормальном режиме”, – сказал президент РФ Владимир Путин 22 августа на пресс-конференции в Сочи.

В то же время, по словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, “стопроцентная зеркальность” на американские экономические санкции “совсем необязательна”.

Чем грозит России новый американский «санкционный пакет из ада»

Эксперт: «Невозможно не отметить двусмысленность и некую двойственность по этому вопросу»

18.12.2019 в 16:19, просмотров: 7604

Вслед за утверждением Сенатом США оборонного бюджета, включающего в себя также и санкции против «Северного потока-2», Россию может настигнуть еще один серьезный удар. Речь идет о законопроекте «Защита безопасности Америки от агрессии Кремля» (DASKAA), который в среду, 18 декабря, намерен рассмотреть Комитет Сената США. Будет ли голосование по этому вопросу снова отложено и что ждет Россию при условии введения «санкционного пакета из ада»? «МК» обратился к эксперту с просьбой прокомментировать происходящее.

«Сенат продолжает линию на сохранение санкционного режима в отношении России, – отметил в комментарии «МК» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. – Этот законопроект может отправиться на рассмотрение в палату представителей, а затем на согласительную комиссию. Однако конгресс США уходит на рождественские каникулы, поэтому в принципе какое-то зависание по этому вопросу возможно».

Палата представителей Конгресса США 11 декабря одобрила согласованный демократами и республиканцами проект военного бюджета на 2020 финансовый год, в который включено положение о необходимости введения санкций в отношении российского газопровода «Северный поток — 2». И здесь, по мнению эксперта, Россию могут ожидать некоторые трудности.

«То, что на самом деле волнует нас в настоящее время — это строительство газопровода «Северный поток-2», – считает Владимир Васильев. – Однако и в этом вопросе законопроект дает возможность, некий «люфт» для Германии быстро завершить строительство в течение месяца, потому что там эти санкции вступают в силу не сразу. Но не стоит забывать о том, что они могут создать основу для американского давления в отношении своих союзников уже после того, как газопровод будет построен. И этот фактор способен повлечь за собой серьезные последствия. Дальше начинаются проблемы США во взаимоотношении с этими союзниками. И тут есть один момент, связанный с тем, что законопроект действительно дает администрации определенного рода свободу маневров в избирательности ограничений и в их применении. Так на сегодняшний день устроено американское санкционное законодательство. Оно является строгим с точки зрения буквы закона, однако право применения оно оставляет за государством».

Что касается санкций о отношении суверенного долга России, то на сегодняшний день эксперт отметил некую двусмысленность в американском подходе к этому вопросу. Несмотря на то, что министерство финансов США наделяется соответствующими полномочиями для введения ограничений против физических и юридических лиц, выполнять их оно будет довольно избирательно. В настоящее время для Америки очень важно не создать какие-то осложнения на мировых финансовых рынках. Именно поэтому она остерегается того, что в условиях состояния неопределенности многих фондовых площадок, эти ограничения могут способствовать нагнетанию финансовой паники. По мнению эксперта, министерство финансов будет руководствоваться соображениями экономической и финансовой конъюнктуры, которую довольно трудно спрогнозировать. Поэтому американцы будут довольно осторожно применять это «санкционное оружие».

Нужно понимать, что санкции также могут сказаться и на американском бизнесе. Совсем недавно к этому же выводу пришли Торговая палата США и Американский институт нефти. «Невозможно не заметить некую двойственность в американском подходе и по этому вопросу, – продолжает Васильев. – Закон в его подлинном виде можно действительно назвать жестким, однако его применение остается расплывчатым и непонятным, и этот факт многими отмечался. Как ни странно, администрация США сама занимает противоречивую позицию. Она неоднократно изъявляла желание увеличить товарооборот с Россией. Возможно, это еще одна реальная возможность для стимулирования американской экономики накануне выборов. Однако речь идет о небольших суммах: 5-10 миллиардов долларов. Хотя и они, наверно, могут внести какой-то вклад в поддержание экономической конъюнктуры на плаву. Этим же руководствовались американцы заключив «перемирие» с Китаем в так называемой «торговой войне». Нужно понимать, что в год президентских выборов, когда администрация все свои успехи связывает только с экономикой, подчеркивая, что она находится в хорошем состоянии, она будет делать все от нее зависящее, чтобы ни в коем случае не осложнить жизнь американским фирмам и бизнесменам. В этом плане мы должны осознавать, что эта грозная риторика никак не связана с практическими действиями. А сейчас окно этих возможностей для применения жестких мер уменьшается.

Ссылка на основную публикацию