Почему люди до сих пор верят в магические ритуалы, сверхъестественное

Суеверия с точки зрения науки: почему мы верим в сверхъестественное?

Вопреки фактам, логике и здравому смыслу люди во всем мире верят в невероятное и сверхъестественное. Многие убеждены, что способны нарушить известные законы физики, творить чудеса, лечить больных силой мысли и наложением рук. Но если всевозможные “чудеса” на самом деле плод нашего воображения, почему миллионы людей по всему миру убеждены в их существовании? Неужели все они заблуждаются? Первым ответил на этот вопрос в 1890 году британский антрополог и религиовед Джеймс Фрэзер. В своем 12-томном труде “Золотая ветвь” (The Golden Bough) ученый систематизировал материал по первобытной магии, тотемизму, мифологии, табу, религиозным верованиям и др. Опираясь на внушительный объем сравнительно-исторических данных Фрэзер вывел принципы магического мышления, которые стоят за нашей склонностью к вере в сверхъестественное.

Если вам перебежит дорогу черная кошка, то ничего плохого не произойдет

Антропологи и религиоведы хорошо знакомы с многочисленными культами и обычаями народов древности. Однако наиболее интересным является не само наличие культов и религиозных верований, а то, как они распространялись и почему возникали в разных частях света. Распространение мифов, магических и религиозных практик во многих случаях происходило благодаря взаимодействию между людьми и заимствованиями обычаев одних народов от другого. Но науке известно большое количество культов и обычаев, которые возникали в разных частях света среди народов, которые никак не взаимодействовали друг с другом. Это говорит о том, что мышление человека, особенно под влиянием схожих обстоятельств, работает схожим образом. Даже несмотря на то, что обычаи и ритуалы у разных народов сильно отличаются друг от друга.

Одним из наглядных примеров того, как формируются и развиваются религиозные и магические практики является культ карго (от англ. cargo — груз). Этим термином называют группу религиозных движений в Меланезии. Появление первых карго-культов исследователи зафиксировали в конце XIX начале ХХ веков. Однако классические карго-культы получили широкое распространение в годы Второй мировой войны и после ее окончания. Причиной послужила Тихоокеанская кампания США против Японии, в ходе которой огромное количество оружия, одежды, консерв и других не менее полезных вещей для поддержки американских военных было доставлено на острова. Островитяне оказались довольно гостеприимны и охотно помогали военным. Наблюдая за действиями солдат, моряков и летчиков во время доставки грузов, островитяне решили, что именно эти действия являются причиной появления полезных вещей. После окончания Второй мировой войны военные покинули острова и доставка грузов была приостановлена.

Последователи культа карго имитируют действия американских военных

Каково же было удивление общественности, когда жители островов начали в точности имитировать действия военных: они прикладывали к ушам половинки кокоса, сидя в деревянных конструкциях, сильно напоминающих диспетчерские будки. Из дерева также были возведены взлетно-посадочные полосы. В ожидании прибытия самолета или корабля, островитяне зажигали факелы, имитируя сигналы посадки и свет от маяка. Впоследствии оказалось, что приверженцы карго-культа верили, что иностранцы имели особую духовную связь со своими предками, которые даровали им всевозможные богатства. В общем и целом, карго-культ наглядно иллюстрирует принципы работы магического мышления, которое свойственно представителям нашего вида.

Чтобы узнать еще больше удивительных фактов о мире и нашем месте в нем, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Два закона симпатической магии

Закон подобия (или имитации)

Вооружившись масштабным объемом данных, Джеймс Фрэзер вывел принципы, на которых основывается магическое мышление — два закона симпатической магии. Симпатическая магия — это форма колдовства, согласно которой все предметы, схожие по внешнему виду, либо побывавшие в контакте друг с другом, образуют прочную магическую связь. Фрэзер назвал первый принцип законом подобия или имитации. Звучит знакомо, не так ли? Основа карго-культа, как и магии вуду берет свое начало именно из этого принципа симпатической магии — подобное необходимо вызывать подобным. Хотите навредить человеку? Сделайте куклу вуду, проткните ее иголками и человек умрет. Хотите, чтобы на ваш остров доставили одежду, припасы и палатки — имитируйте действия военных и будет вам счастье. Неудивительно, что закон подобия прочно обосновался в современной культуре. Одним из наиболее ярких примеров служит знаменитое произведение Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грэя”, в котором вместо героя стареет подобный ему его же портрет.

Теперь столкнувшись с магией вуду, вы будете знать как ей противостоять (спойлер — никак)

Закон заразности (магия контакта)

Главный принцип закона заразности гласит — один раз в контакте, всегда в контакте. Фрэзер приводит в пример малазийских аборигенов, основным оружием которых являются лук и стрелы. Так, подстрелив врага, но не убив его, аборигены клали лук и стрелы поближе к костру, полагая, что “жжение” костра перейдет к стреле а потом к раненому врагу, причинив ему страшную боль. Однако лучше всего магию контакта иллюстрирует популярное лечение ран так называемой оружейной мазью, которая состояла из жира диких кабанов или других животных. Мазь наносили не на рану, а на оружие, которое эту самую рану нанесло. От подобного лечения очень многие были в восторге, связывая его с собственным выздоровлением. Возможно, вы удивитесь, но закон заразности прекрасно работает и сегодня, так как на смену оружейной мази пришла гомеопатия. Тот самый принцип “один раз в контакте — всегда в контакте” объясняет, как действующее вещество остается действующим после многократного разведения в воде. А если по какой-то причине вы не знали о том, что гомеопатия — это лженаука, рекомендуем ознакомиться с меморандумом Комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме Российской Академии Наук “О лженаучности гомеопатии”, в котором подробно изложены доказательство того, что вылечить какие-либо болезни при помощи сладких шариков невозможно, так как в них нет действующего вещества.

В следующий раз, когда врач выпишет вам гомеопатию, помните, что если человек получил медицинское образование, это не значит, что он его взял

Нарушение отвращения и ОКР

Фрэзер предполагал, что популярность магического мышления кроется не в том, что люди мыслят как-то не правильно. Наоборот, ученый был уверен что ход мыслей был правильным, а вот действия — нет. Так, еще Гиппократ считал, что болезни передаются от человека к человеку невидимыми живыми существами, из-за чего старался не обмениваться ими с кем попало. Сегодня мы знаем, что Гиппократ был прав, так как существование большого количества микроорганизмов, которых невозможно разглядеть невооруженным глазом, доказано наукой. Более того, известно, что нашему виду свойственно чувство отвращения, которое защищает нас от эпидемий и инфекций, а также от употребления в пищу грязных продуктов. Так, вы вряд ли станете доедать остатки пищи из тарелки незнакомого вам человека или обмениваться поцелуями с больным гриппом.

Тем не менее и здесь существуют исключения: в некоторых случаях чувство отвращения не работает, а его место занимает магическое мышление. Например, большинству европейцев не придет в голову пить воду из индийской реки Ганг и тем более купаться в ней, в отличие от местных жителей, которые считают реку священной. Люди купаются в реке Ганг и пьют из нее воду в надежде получить исцеление, в то время как в воде были обнаружены патогены в больших количествах, например холера. Еще одним примером нарушения отвращения служит обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР. Люди, которые страдают ОКР, могут выполнять большое количество разнообразных ритуалов, веря, что ритуалы оказывают существенное влияние на их жизнь. Помните фильм “Авиатор”, главную роль в котором сыграл Леонардо Ди Каприо? Картина повествует об инженере и пионере американской авиации Говарде Хьюзе, жизнь которого превратилась в ад, так как он считал, что все предметы и даже люди вокруг него заражены опасными микробами.

Мужчина купается в реке Ганг ранним утром. Фото: National Geographic.

Однако это не единственная связь между ОКР и религиозными практиками. Профессор Стэнфордского университета нейроэндокринолог Роберт Сапольски в лекции “Биология религиозности” рассказал о связи между обсессивно-компульсивным расстройством и религиозностью. И действительно, если внимательно посмотреть на магические и ритуальные обряды разных народов, можно заметить, что все они выполняют определенные действия в строгом порядке, а также используют сакральные предметы. Например, такие христианские обряды как крещение и причастие или мусульманский ритуал намаза требуют соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых чревато неэффективностью молитв и ритуалов. Использование ритуальных предметов — икон, свечей и кадила помогает совершить обряд, что делает их сакральными. Во всех подобных действиях прослеживается связь не только с ОКР, но и с двумя принципами симпатической магии.

Кто подвержен магическому мышлению?

И все же, даже если вы не причисляете себя ни к одной из существующих религий, это не значит, что вы не подвержены магическому мышлению. Профессор университета Пенсильвании, психолог Пол Розин решил проверить как магическое мышление влияет на нашу повседневную жизнь. В одном из своих ранних экспериментов, команда Розина попросила испытуемых выпить сок, в который ранее окунули полностью продезинфицированного таракана. Большинство отказались пить сок, зная, что никаких опасных патогенов в нем нет. Другим испытуемым исследователи предложили съесть суп, в который они сами плюнули, однако такой суп никто не захотел есть. Также, испытуемые предпочли не надевать чистую одежду человека, который им не нравится и не хотели есть шоколад в форме фекалий, хотя от шоколада в привычной форме не отказались.

Однако ситуация становится еще интереснее, когда речь заходит о маркетинговых приемах. В одном из проведенных исследований, в продуктовую корзину покупателя положили печенье и упаковку женских гигиенических прокладок. Оказалось, что когда коробка печенья контактировала с упаковкой прокладок, покупатели с меньшим удовольствием ели печенье. Причем чем большее отвращение человек испытывал к женским гигиеническим прокладкам, тем меньше ему нравилось есть печенье. Абсурд, не так ли? Тем не менее, в результате эксперимента маркетологам предложили добавить в корзину еще одно отделение, чтобы избежать подобных контактов.
Не лишены абсурдна и противники ГМО. Так, 71% опрошенных признались, что не понимают что это такое и все равно негативно относятся к генно-модифицированным продуктам. Кажется странным? На самом деле такая позиция — еще один пример магического мышления. Согласно закону подобия, выведенного Фрэзером, человек думает, что если он съест ГМО, то и сам станет ГМО.

На самом деле примеров магического мышления в повседневной жизни огромное количество. Что же касается причин его возникновения, то Джеймс Фрэзер считал, что человек всегда искал нечто общее в законах природы, чтобы извлечь для себя пользу. И в этом длительном поиске большое количество идей оказались правильными, а другие нет. Правильные идеи британский антрополог называл наукой, ошибочные — магией. А вы согласны с утверждением Фрэзера? Поделитесь своим мнением в комментариях и с участниками нашего Telegram чата.

Суеверия и голуби

В начале 1940-х годов американский психолог-бихевиорист Беррес Скиннер изучал поведение животных. Когда он изучал голубей, то помещал голодных птиц в лабораторный ящик — впоследствии получивший название “ящик Скиннера” — и поощрял едой каждый раз, когда они клевали ключ в аппарате питания.

Голубь в ящике Скиннера клюет кнопку в надежде получить еду

Затем Скиннер настроил прибор так, чтобы он выдавал еду случайным образом. Все, что требовалось от голубя — просто сидеть и ждать, но птицы так не делали. Вместе этого основная часть голубей разработала то, что Скиннер называл суеверным поведением. Когда один из голубей случайно смотрел через левое плечо, а механизм выдачи еды срабатывал именно в этот момент, голубю приходила в голову идея, что если смотреть через левое плечо, то можно получить еду и он делал так снова. Если же случалось так, что механизм снова срабатывал, когда голубь смотрел через левое плечо, птица начинала маниакально смотреть через левое плечо, как бы убедившись в том, что именно это действие является причиной появления пищи.

И мы ничем не лучше голубей. Создавая ошибочные причинно-следственные связи, мы делаем вывод, что если на голову человеку упал кирпич после того, как дорогу перебежала черная кошка, то в этом виновата кошка (хотя бедное животное тут совершенно не при чем). Точно также появился знаменитый “танец дождя” — кто-то один раз станцевал, после чего пошел дождь, но человек решил, что дождь пошел из-за его особого танца. Такие же ошибочные причинно-следственные связи, основанные на принципах магического мышления, мы выстраиваем в случае выздоровления после обращения к целителям, гомеопатам или священникам. Дело в том, что многие заболевания имеют свойство проходить с течением времени сами собой, однако человек, обратившийся к целителю убежден, что его выздоровление — заслуга целителя.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Мы с вами появились в результате миллионов лет эволюции, в течение которых оттачивался каждый навык, каждый уголок тела и мозга человека. В результате мы стучим по дереву, видим лица на бутерброде с сыром и пытаемся заглянуть в будущее разглядывая чайные листья, делая это потому, что хотим создать иллюзию смысла. Мы отчаянно стремимся почувствовать, что в этом поразительно сложном мире для нас работает некая организующая сила. Выходит, сегодня многие называют себя духовными, верующими и/или суеверными людьми и даже не подозревают о том, что из-за магического мышления, свойственного представителям нашего вида и многочисленным когнитивным искажениям, сами накладывают на реальность сверхъестественные образы.

GuruTest

Знаки судьбы: почему мозг заставляет нас верить в сверхъестественное

Вера в сверхъестественное и необъяснимое не так уж нелогична и, простите за каламбур, необъяснима, как может показаться на первый взгляд. На самом деле все объясняется достаточно просто: вот почему мозг заставляет нас верить в «тайные знаки».

Верить в мистические события или нет — личное дело каждого. Некоторые события и впрямь объяснить невозможно: порой ученых просто вводит в ступор, к примеру, чудесное исцеление от неизлечимой болезни, невероятные способности, открывшиеся у до того совершенно ничем не примечательных людей, и так далее.

Тем не менее у некоторых событий, которые мы принимаем за мистические, на самом деле есть психологическая подоплека. Порой все «тайные знаки», что мы видим, — не более чем игра нашего подсознания и хорошо развитое воображение. Как же такое возможно и, самое главное, зачем мозг заставляет нас верить в сверхъестественные события? Ответы — в нашей статье.

Когда мозгу нужно «сэкономить энергию»

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с этим забавным явлением: практически случайно узнаешь о чем-нибудь новеньком (новая жвачка, модель машины, новое украшение или необычная пара обуви) и затем, как по волшебству, постоянно натыкаешься на искомое. Объект как будто преследует нас, появляясь то на радио, то в рекламе, то на уличных витринах.

Ничего мистического в таком явлении на самом деле нет: таким образом мозг всего лишь экономит энергию. Двадцать первый век по праву зовется веком информации: ежедневно мы получаем такое ее количество, что любой суперкомпьютер задымился бы, пытаясь все это безобразие обработать.

Когда мы впускаем в наше сознание что-то новое, мозг, если информация нас интересует, автоматически добавляет искомый объект в «систему распознавания», вычленяя его из потока безликой информации, которую мы обычно не воспринимаем. Будьте уверены: как только интерес, к примеру, к новому автомобилю (который, вы готовы поклясться, стоит буквально на каждом светофоре) у вас угаснет, он тут же исчезнет из вашего поля зрения, смешавшись с безликой, серой массой других машин, как и всегда.

Когда мы нуждаемся в одобрении уже сделанного выбора

Еще одно обоснование возникновения «мистических» событий, в которые просто невозможно не поверить, — наша неуверенность и желание получить подтверждение уже сделанного нами выбора.

Такое бывает, если подсознательно мы сомневаемся в уже принятом решении: тогда мозг начинает оперативно «подсовывать» нам объекты из окружающей действительности, которые подтверждают, что решение верное и беспокоиться по поводу его принятия, а уж тем более тратить ресурсы на поиск чего-то иного, точно не стоит.

Как видите, мистические события, если присмотреться, на самом деле не такие уж и таинственные и необъяснимые. Все, с чем мы сталкиваемся и что на первый взгляд не можем объяснить, зачастую оказывается не более чем игрой подсознания. Таким образом мозг защищает нас от переживаний, повышая эмоциональную устойчивость.

Впрочем, порой мистика может быть полезной: к примеру, она точно будет отличным способом поразвлечься в новогодние праздники. Ранее мы уже рассказывали о гаданиях, которые в сочельник стоит провести даже тем, кто не слишком-то верит в мистику: будет весело!

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: по каким еще причинам, по-вашему, наш мозг может заставлять нас верить в сверхъестественное и придает даже обычным вещам магическое значение?

Своим опытом, мнением и историями обязательно поделитесь с другими читателями, используя форму для комментариев, расположенную на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на специальные кнопки: этой публикацией вы можете поделиться на своей странице в популярных социальных сетях, и тогда ваши друзья и подписчики тоже смогут увидеть и прокомментировать ее и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

Почему нормальные люди в XXI веке продолжают верить в магию, экстрасенсов и прочую чертовщину

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Кажется, что вера в способности экстрасенсов и прочие явления, которые принято называть паранормальными, должна была остаться где-то в далеком прошлом. Однако и сегодня в мире много тех, кто доверяет гадалкам и ясновидящим. Вопреки распространенному мнению, это не только малообразованные люди: самый, пожалуй, яркий пример — Стив Джобс, который отказался от услуг традиционной медицины и обратился к эзотерикам. Операцию ему все же сделали, но драгоценное время было потеряно.

AdMe.ru решил разобраться, почему же в наш век просвещения и доступной информации люди продолжают верить в потусторонние силы.

Казалось бы, причем тут Мадонна? На самом деле зачастую люди и не представляют, где их может подстерегать магия и прочая псевдонаучная ерунда.

Немного статистики

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2019 году, 31 % жителей России верит в наличие у отдельных людей способности предсказывать будущее, и еще 27 % затрудняются ответить на вопрос об этом однозначно. Те же россияне (31 %) убеждены в том, что существуют маги, умеющие наводить порчу и сглаз, а вот неопределившихся во мнении по этому вопросу набирается 22 %.

В США цифры несколько иные: по данным 2017 года, в сверхспособности верят только 20 % американцев, зато больше половины из них уверены, что некоторые дома могут быть населены душами умерших. При этом доля респондентов, которые не отрицают существование паранормального (например, пришельцев или исчезнувших цивилизаций наподобие Атлантиды), составляет всего 25 %.

Почему люди верят в сверхспособности?

Сэр Артур Конан Дойл.

В Соединенных Штатах было проведено исследование, в котором принимали участие люди с одинаковым уровнем образования и успеваемости во время обучения. Оказалось, что, несмотря на схожий бэкграунд, у верящих и неверящих в сверхспособности было одно существенное различие. У первых способность мыслить аналитически, то есть опираться на подтвержденные факты, а не на субъективную оценку при необходимости сделать какой-либо вывод, была снижена по сравнению с представителями второй группы.

Читайте также:  Что делать, если соседи шумят: куда обращаться и как доказать наличие шума

Показательным в этом плане является пример Артура Конан Дойла, который верил во все мистическое и был женат на женщине, выдававшей себя за медиума. Общеизвестен случай, когда писатель согласился с существованием фей, которых якобы удалось запечатлеть на фотопленке. Причем его вера была настолько глубокой, что он не изменил своей убежденности даже после того, как выяснилось, что фотографии были подделкой.

На восприятие действительности всегда действует набор некоторых когнитивных искажений, которым в той или иной степени подвержен каждый из нас. И разница между теми, кто верит, и теми, кто не верит в разнообразные паранормальные явления, состоит как раз в осознании подобного воздействия. Иными словами, какое-то событие можно либо интерпретировать с научной точки зрения, либо — а это гораздо проще, поскольку не требует никаких дополнительных усилий — принять как действие необъяснимых сил.

Когнитивные искажения, играющие на руку экстрасенсам

Какие же когнитивные искажения могут заставлять нас верить в паранормальные явления? Самое распространенное из них — это эффект Барнума, суть которого заключается в том, что люди склонны находить черты своей личности в общих фразах, если уверены, что описание составлено только для них. Например, «вы интроверт, но иногда вам необходимо общение с друзьями» или «обычно вы спокойны, но есть вещи, способные вывести вас из себя». Именно этот «эффект точного попадания» заставляет людей верить не только гороскопам, но и различным гадалкам и хиромантам.

«Ошибка техасского стрелка». Название искажению дала история о некоем «снайпере» из Техаса, который стрелял по стенам амбара, а затем рисовал мишени вокруг наиболее плотного скопления пулевых отверстий. Иными словами, молодой человек пытался найти закономерность в хаосе, причем постфактум.

Например, всем знакомы совпадения в истории жизни американских президентов Авраама Линкольна и Джона Кеннеди, которые заставляют поверить в некую мистику, особенно если учитывать их трагическую смерть. Однако расхождение в их судьбах в расчет не принимается, и люди фокусируются исключительно на сходствах, тем самым увеличивая вероятность ошибочных выводов. То есть мы поступаем как «меткий» стрелок: сначала находим какой-то факт, а потом подстраиваем под него целую теорию.

Post hoc ergo propter hoc («После не значит вследствие»). На этой ошибке основано, в числе прочего, одно из самых распространенных суеверий о черной кошке. Например, мы можем сказать: «Меня обрызгала проезжающая машина, потому что дорогу перешло „неправильное“ животное». А вот прочие факторы, включая, к примеру, дождь, который лил целые сутки, в расчет не принимаем.

То же работает и с экстрасенсами: человек приходит к ним с определенной проблемой, и «профессионал» берется за ее решение, но с условием, что потребуется несколько сеансов. Между приемами сложная ситуация может разрешиться каким-то вполне объяснимым образом, но тот, кто верит в магию, обязательно припишет благополучный исход экстрасенсорному воздействию.

«Предвзятость подтверждения». Это искажение — один из лучших помощников экстрасенсов. Люди, обращающиеся к ясновидящим, приходят на прием с уже сложившейся в голове картиной происходящего: допустим, с почти полной уверенностью, что их кто-то проклял. Мошенники в свою очередь знают, что все их клиенты верят в подобные вещи, и начинают набрасывать массу утверждений такого рода: «В вашем окружении есть дама среднего роста с темными глазами и длинными волосами, которой вы не нравитесь».

Само собой, среди знакомых практически каждого человека найдется подобная женщина, при этом вовсе не обязательно, что она каким-то образом выказывала свою неприязнь. Но тот, кто заранее уверен, что причина его неприятностей кроется в проклятии, наверняка «вспомнит», как неделю назад она подозрительно на него посмотрела. Ловушка захлопнулась.

Как это работает

На самом деле секрет успеха людей, которые приписывают себе необычные способности, прост: их практически невозможно уличить во лжи, если изначально не стоит задача разоблачить того или иного мошенника. И здесь ясновидцы находятся в полной безопасности, ведь люди, которые к ним приходят, заранее верят в сверхъестественное.

Кроме того, перед началом общения с публикой экстрасенсы предупреждают, что видят размытые картинки, смысл которых будет очевиден только для кого-то из тех, кто пришел на сеанс. Таким образом они заранее сообщают о возможности ошибки.

Те же пути отхода используют и люди, специализирующиеся на гадании на картах, заявляя, что они не сообщают конкретную информацию, а обрисовывают ситуацию в общих чертах. И этого вполне достаточно, поскольку конкретики добавит сам клиент, причем даже не осознавая своих действий — опять же отчасти благодаря эффекту Барнума.

Использование приемов «холодного чтения» помогает разного рода медиумам дурачить публику. Особенно если речь идет о массовых, в том числе спиритических, сеансах. К примеру, «маг» называет любой месяц года, предположим июль. Кто-то из аудитории непременно откликнется: допустим, сообщит, что именно в этом месяце умерла его мать.

И здесь задача ведущего — подхватить эту фразу, сказав: «Да-да, она сама только что мне об этом сообщила. Прямо сейчас она стоит рядом с вами, у нее что-то на руке». Попасть в точку несложно: на руке могут быть часы, браслет, родимое пятно или даже шрам. И по реакции человека (мимике, движению) умелый шарлатан поймет, насколько его предположение было верным. А дальше — дело техники: зритель уже готов верить всему, что говорит «мастер», и обязательно найдет подтверждение его словам.

Впрочем, если человек не отреагирует на условную фразу о руке, экстрасенс тут же переведет разговор на что-то другое и вновь попытается угадать какие-то факты о «подопытном». И сделать это легко, поскольку мошеннику сыграет на руку все тот же эффект Барнума. Угадав, медиум закроет еще одну мишень: люди забудут о его промахе и будут помнить только о попадании в цель. Происходит это благодаря селективному восприятию — еще одному когнитивному искажению, из-за которого мы принимаем во внимание только то, что соответствует нашему ожиданию, и намеренно игнорируем противоречащие ему данные.

Определенный набор уловок помимо непременного «холодного чтения» есть и у тех, кто занимается индивидуальными приемами. Обстановка в магических салонах всегда располагает к доверительному общению: уютная мебель, приглушенный свет, ненавязчивая музыка, запах благовоний, которые действуют на человека расслабляюще. Кроме того, потусторонних дел мастера демонстрируют всевозможные подтверждения собственной компетентности: разнообразные сертификаты, дипломы, фотографии с известными людьми, а также книги, посвященные их сфере деятельности и прочим псевдонаучным областям знаний.

Автор труда «Холодное чтение» Ян Роуленд пишет, что в беседе с клиентом экстрасенс концентрируется на 4 главных темах: любовь, романтика и отношения; деньги и материальные блага; карьера и личностный прогресс; здоровье и благополучие — словом, на тех вещах, которые интересуют подавляющее большинство людей. При этом начинается разговор всегда с одного и того же: медиум рассказывает о чертах характера клиента, причем довольно точно (и акцент делается исключительно на положительных качествах). По крайней мере так кажется ошеломленному посетителю, но в реальности мы вновь имеем дело с эффектом Барнума.

Таким способом мошенник подсознательно внушает человеку доверие к себе, что дает возможность убедить его в чем угодно. В том числе создать ложные воспоминания, которые подтвердят слова «мага».

Но самый эффективный прием шарлатанов — это техника «горячего чтения». Ее часто используют создатели передач о разного рода ясновидящих, герои для которых подыскиваются заранее. «Телемаг» или его ассистенты заранее узнают сведения о клиенте из социальных сетей или от знакомых, а иногда отправляют своих помощников домой к будущей жертве под видом коммивояжеров или людей, проводящих какой-либо опрос. Как правило, короткой встречи хватает, чтобы получить представление о том, как и чем живет тот или иной человек.

Любят этот прием и экстрасенсы, устраивающие массовые «чтения». После того как гость записывается на мероприятие, в руках мошенников оказывается как минимум адрес электронной почты, по которому несложно вычислить, к примеру, аккаунт в соцсети. И этого вполне достаточно. Так, на одном из сеансов медиум сообщил человеку в зале, что ему идет информация о какой-то детской одежде. Пораженный зритель сказал, что совсем недавно выложил в Facebook объявление о продаже вещей, которые стали малы его детям.

Более того, как правило, при регистрации на подобные собрания просят выбрать место в зале, а иногда и вовсе авторизоваться через социальные сети. Гениально, не правда ли?

Магия и интернет

Индустрия гадания и прочих эзотерических «наук» чутко реагирует на тенденции в обществе и пытается охватить как можно более широкую аудиторию. Телевидение с его разнообразными битвами экстрасенсов и сеансами «очищения» в прямом эфире все больше становится территорией людей среднего и пожилого возраста, а те, кто относится к категории «до 40», все чаще отказываются от просмотра ТВ в пользу интернета. И всевозможная псевдонаучная «нечисть» следует за ней.

Однако поскольку интернет-аудитория в целом мыслит более критически благодаря доступу к огромному количеству ресурсов и знаний, гадалкам и прочим ведьмам приходится выкручиваться, придумывая новые подходы к потенциальным клиентам. Впрочем, сделать это несложно: как показывает практика, люди, склонные верить хоть во что-то сверхъестественное, с большой вероятностью поверят в любую магию. Поэтому нужно всего лишь бросить подходящую приманку.

К примеру, предложить надеть на запястье красную нитку, якобы защищающую от всевозможного плохого влияния извне. Первыми стали носить подобный браслет приверженцы каббалы, среди которых немало знаменитостей, например как раз та самая Мадонна. Последователи старинного мистического учения считают, что этот талисман защищает их от сглаза и зависти. Эту моду быстро подхватили и всевозможные далекие от каббалы эзотерики, которые стали советовать своим клиентам подобную защиту от дурного глаза. И то, что нитку повязывают всемирно известные люди, сыграло им на руку.

Или возьмем ту же йогу, но не как набор определенных физических упражнений, а как систему в общем. На самом деле это древнеиндийское учение основано на духовных практиках, которые, само собой, имеют мало точек соприкосновения с наукой. Так, например, наличие чакр не доказано ни одним исследованием и, как и многие основные положения йоги, находится скорее в области веры, нежели научного познания.

Этим и пользуются, если можно так выразиться, прогрессивные маги, вещающие о неизвестных ученым энергетических потоках, с помощью которых можно управлять жизнью. Тому, кто убежден в существовании такого рода вещей, «специалист» может предложить, к примеру, корректировку этих самых источников, прибегнув к каким-либо манипуляциям. Человек, согласившийся на подобное «лечение», попадает в силки, расставленные «доктором», который теперь с легкостью может навязать все что угодно — от чистки кармы до избавления от порчи и сглаза.

Как не стать жертвой экстрасенсов

На самом деле очень просто. Стоит только ответить себе на один вопрос: почему, если экстрасенсы на самом деле могут видеть то, что недоступно простым смертным, ни один из них еще ни разу не выиграл в лотерею? Ведь, кажется, сделать это легко: нужно только заглянуть в будущее и подсмотреть, шарики с какими цифрами выпадут из лототрона.

Кроме того, стоит помнить, что у каждого фокуса есть свой секрет. Даже если мы его пока не знаем.

Почему люди ходят к экстрасенсам и как объяснить веру в призраков с точки зрения науки? Рассказывает биолог

Почему многие думают, что видели призраков, как экстрасенсы заставляют им верить и почему люди боятся сглаза и порчи? « Бумага» поговорила о сверхъестественном с биологом Александром Панчиным, написавшим книгу «Защита от темных искусств», в которой паранормальные явления объясняются с научной точки зрения.

— Вы сами когда-нибудь верили в сверхъестественное?

— Конечно. Например, во втором или третьем классе я независимо от Самуэля Ганемана (основатель гомеопатии — прим. « Бумаги») изобрел гомеопатию. У меня была идея, что я могу заряжать воду и придавать ей невероятные свойства, пропуская через разные специальные фильтры.

Еще я верил в бога, к которому обращал молитвы и прочее. Для меня это был негативный психологический опыт, потому что я постоянно ждал божественного наказания. Например, никому ничего не обещал, потому что думал, что бог меня накажет, если не выполню обещание.

Из мистического я в свое время пробовал вызывать духов. Правда, безуспешно. У меня до сих пор сохранился амулет в виде пентаграммы, который нужно было надевать, чтобы духи не растерзали тебя после того, как их вызовешь.

— Как вера во всё это уходила? Вы прочитали какое-то научное опровержение?

— Сложно сказать. Я не помню, в какой момент я перестал верить в сверхъестественное. Наверно, где-то в университете, потому что в школе я еще носил крестик. Мне кажется, большой эффект произвело несколько аргументов, с которыми я познакомился. Например, аргумент про чайник Рассела. Я подумал — почему мы должны верить в одни вещи, которые не можем проверить, но не должны верить в тот же самый чайник? Почему мы принимаем на веру одну недоказанную вещь, но отрицаем другую? В итоге я понял, что нужно стараться избегать двойных стандартов мышления и любой спорный тезис как-то обосновывать или не настаивать на нем.

— Почему вы написали книгу про паранормальное? Почему считаете, что это важно сейчас?

— Потому что паранормальное — это одна из, скажем так, небезопасных вер. Например, если человек верит в медиумов, которые могут вызывать духов и лечить заболевания, он может отказаться от нормального лечения. Так, например, умер Стив Джобс. У него была операбельная опухоль поджелудочной железы, но он ходил по всяким медиумам и эзотерикам. В итоге он все-таки сделал операцию, но было слишком поздно.

Кроме того, вера в сверхъестественное может сделать человека жертвой мошенников или собственного страха перед какими-то колдунами, которые говорят, что на нем лежит родовое проклятие. Таких примеров сейчас очень много. Книга неслучайно называется «Защита от темных искусств». Темные искусства — это разные методы, позволяющие манипулировать людьми, используя их веру в паранормальное. А защита от них — критическое мышление.

— Вы не считаете, что многие люди, которые в книжных обращают внимание на полки с нон-фикшн, уже обладают им?

— В подавляющем большинстве книжных магазинов [моя] книга стоит не на полке с научпопом. Она стоит на полке с эзотерикой. Это было частью плана. Книга не просто так называется. Она не просто так выглядит как магическая книга. Не просто так и приписка на ней «Если вы не прочитаете эту книгу, призраки будут ходить за вами следом».

Когда я писал «Защиту от темных искусств», я хотел, чтобы она заинтересовала и произвела хорошее впечатление на людей, которым нужно избавиться от некоторых суеверий. Чтобы человек, который верит в паранормальное, взял ее в руки, как можно дальше ее прочитал и по возможности изменил свои убеждения. В одном книжном проводили эксперимент — книжку ставили на полки и в научпоп, и в эзотерику, и из эзотерики книгу покупали гораздо лучше. Да и мне регулярно пишут люди, которые верили в мистику, но потом задумались, и благодарят за то, что стали иначе смотреть на мир.

— Ваша книга построена на научном объяснении якобы паранормальных явлений. Можете объяснить, почему люди верят экстрасенсам?

— Экстрасенсы используют очень много методик, которые позволяют заставить человека поверить, что про него что-то якобы узнали. Например, используют эффект Барнума — когда про человека говорят очень общие вещи, а он принимает это, как правильные суждения. Есть знаменитый эксперимент, когда взяли группу студентов, провели с ними личностный тест и просили оценить, насколько правдивые получились результаты. Подавляющее большинство студентов заявили, что полученное описание их личности очень похоже на правду, а потом выяснилось, что им всем выдали один и тот же результат, который был взят из гороскопа.

Некоторые экстрасенсы используют информаторов. Человек приходит на прием к какому-нибудь медиуму, а в приемной его встречает человек, который выдает себя за такого же клиента экстрасенса. Во время беседы он выуживает из человека что-то, а потом через гарнитуру передает информацию так называемому экстрасенсу.

Кроме того, во многих случаях вообще очень просто произвести впечатление. Люди по своей природе лучше запоминают удачные результаты, чем промахи. Поэтому если наговорить много всякой ерунды и часть из нее окажется верной, да еще красиво это подать, можно произвести должный эффект. Провалы клиент просто не запомнит.

— Почему верят в порчу, сглаз или магию?

— Есть очень хороший пример. Есть видео, где некий индийский гуру утверждает, что с помощью магии может убить человека. Его пригласили в прямой эфир одного телеканала, где присутствовал скептик. Гуру попросили хотя бы лишить скептика сознания. Он долго читает какие-то заклинания, машет ножом, оголяет торс, мычит что-то, но ничего не происходит. Гуру говорит: «Наверно, тебя защитили твои боги», а скептик отвечает: «Я — атеист».

Главная защита от сглаза или порчи — как раз в том, чтобы не верить в них. Всё это работает исключительно через страх и психологию. Антропологи уже давали объяснение кажущейся эффективности «черной магии»: если сказать кому-то, что на нем лежит родовое проклятие, человек может поверить, испугаться, поверить, что он умрет и, например, перестать есть или пить. Или умереть от сердечного приступа, если у него больное сердце.

— А если взять обратные случаи — чудесное исцеление?

— На этот счет есть два хороших исследования. В первом людей, болеющих астмой, в случайном порядке подвергали четырем видам воздействия — давали или препарат от астмы, или препарат-пустышку, или иглоукалывание (ко всему прочему еще и «неправильно» сделанное) или ничего с ними не делали. А затем двумя способами оценивали эффективность воздействий — замеряли состояние легких и спрашивали самого человека об его состоянии.

Выяснилось, что если оценивать объективно, то препарат от астмы помогает, а остальное нет. А вот сами люди говорили, что все три воздействия одинаково помогли им по сравнению с невмешательством. Это исследование учит нас тому, что люди крайне плохо могут оценить причины изменения своего самочувствия. Это делает нас очень подверженным альтернативной медицине или целителям. У человека по каким-либо причинам улучшается самочувствие, и он начинает верить, что его исцелили.

Второе исследование выглядело так: людей разбили на две группы. Первой рассказывали о критическом мышлении и тренировали избегать ошибок мышления. Например, понимать, что если одно событие следует за другим, то это не означает, что они связаны. У второй группы таких тренировок не было. Затем обе группы имитировали работу врачей и назначили виртуальным пациентам лекарства. Препаратов было два — одно улучшало шансы пациентов на выздоровление, а второе нет. В итоге получилось так, что когда люди оценивали реально действующий препарат, то обе группы примерно одинаково выявляли его эффективность. Если речь шла о бесполезном препарате, то группа, которая прошла тренировки, гораздо реже принимала его за эффективное лекарство.

Читайте также:  Как оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде: советует юрист

Из других подобных экспериментов вытекает объяснение, почему популярна альтернативная медицина. И почему альтернативная медицина именно такая, какая она есть. Например, представители альтернативной медицины заявляют об отсутствии побочных эффектов, чтобы люди не связывали ухудшение состояния с их действиями. Или назначают прием препаратов на пике плохого самочувствия и на очень долгий срок. Я часто сталкивался с людьми, которые говорили, что два года пили гомеопатию, и им в итоге стало лучше. Но за эти два года с ними могло произойти что угодно. Болезнь могла пройти сама, например.

— Почему люди верят в призраков? А многие думают, что даже видели их?

— Я сам два раза в жизни пережил нападение «нечисти», но сверхъестественное здесь ни при чем. Я сталкивался с ситуацией, когда просыпаешься и не можешь пошевелиться, а над тобой возвышается какая-то темная фигура, которую можно принять за демона. У прихода подобных монстров по ночам есть вполне физиологичное объяснение.

Когда мы спим, во время фазы быстрого сна у нас мозг активен, почти как при бодрствовании, и включается функция паралича скелетных мышц. Это нужно, чтобы мы не побежали во сне. Иногда этот механизм не успевает выключиться, когда мы просыпаемся, и тело не поддается. Плюс не до конца проснувшийся мозг, тени в комнате и биение собственного сердца, которое человек может принять за звук шагов. Чаще всего такое происходит, когда люди страдают апноэ (остановка дыхательных движений — прим. «Бумаги») и спят на спине — в этом случае возникают проблемы с дыханием, которые интерпретируются как удушье. В итоге всё это трансформируется в единый образ монстра, который приходит по ночам, чтобы душить людей.

Интересно, что представители разных культур описывают этот опыт по-разному. В Америке из-за того, что инопланетяне стали популярнее призраков, теперь всё чаще рассказывают о нападении пришельцев.

Вторая вещь про призраков и голоса в голове. Есть много научных и медицинских статей о том, что люди начинают видеть разные вещи и слышать голоса при болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона или параноидальной шизофрении. Иногда люди принимают это за что-то сверхъестественное.

— Опровержение какого паранормального явления нравится больше всего лично вам?

— На меня при подготовке большое впечатление произвела книга Джеймса Фрейзера «Золотая ветвь». Она заставила по-другому посмотреть на магические практики. Дело в том, что у них есть свои правила. Случайная вещь не может стать магическим ритуалом. Допустим, если я скажу, что для ритуала нужно спеть песню про пони, а потом срубить дерево, то не очень понятно, чего я этим могу добиться. А вот если человек говорит, что сейчас возьмет мои волосы и засунет их в зелье, то тут люди уже начинают думать и интуитивно предполагать, к чему всё это может привести.

По мнению Фрейзера, магическое мышление — это неправильное использование в целом правильных принципов мышления. Например, все мы знаем, что при контакте от одного человека к другому могут передаться какие-либо микроорганизмы и возбудители болезней. Но одновременно существует контагиозная магия — когда люди верят, что два предмета, когда-то соприкасавшихся, будут каким-то образом связаны и дальше. Например, абориген подстрелил врага из лука, а потом кладет лук рядом с костром, лук нагревается и жжение якобы передается ране недобитого врага.

И это касается нашей повседневной жизни. Например, маркетологи проводили исследование: в супермаркете они клали в одну корзинку пачку печенья и женские прокладки в герметичной упаковке. Выяснилось, что люди гораздо менее охотно ели печенье из пачки, если она касалась упаковки женских прокладок, чем в случае когда упаковки просто лежали в одной корзине и не касались.

Или рассмотрим гомеопатию — идея того, что вода что-то помнит, это чисто контагиозная магия. Другой принцип гомеопатии — подобное лечить подобным — это тоже магическое мышление. Фрейзер называл это «магией имитации». Человек имитирует какое-то действие и думает, что оно произойдет в реальности. Например, протыкает куклу вуду ножом и ждет смерти врага. Это неправильное использование ассоциативного мышления.

На меня всё это произвело очень большое впечатление, потому что раньше я думал о гомеопатии только как о форме альтернативной медицины, но это самая чистая форма магии.

— Современная наука может объяснить всю мистику?

— Математик Израиль Гельфанд рассказывал анекдот: один журнал опубликовал статью про то, что человек так исхитрился, открывая бутылку, что проглотил штопор. В качестве доказательства журнал опубликовал фотографию этого штопора. Когда мы говорим про паранормальные явления, часто сталкиваемся с подобными ситуациями. Люди говорят, что было некое событие, а в качестве доказательства мы в лучшем случае имеем свидетельские показания, которые не очень убеждают. Чаще всего мы можем предположить довольно много вариантов, как могло появиться то или иное свидетельство. Например, всё это выдумано или свидетель столкнулся с каким-нибудь фокусом. Ведь я тоже не могу объяснить многие фокусы, которые показывают иллюзионисты, но у них есть рациональное объяснение.

Грубо говоря, сегодня наука может сказать, что все заявления о паранормальном имеют альтернативные рациональные объяснения.

— Когда вы писали книгу, у вас не было мысли, что какое-нибудь явление может оказаться правдой?

— Были истории, которые гораздо более сложны, чем типичные истории о паранормальном. Например, есть парапсихология — это псевдонаука, но многие из парапсихологов на очень высоком уровне владеют научным методом и используют его. Это можно назвать плацебо для науки. Мы понимаем, что парапсихология не работает, но смотрим, как они ошибочно получают положительные результаты в некоторых своих экспериментах, и понимаем, что можно исправить в обычной науке, ибо порой секрет получения ложно положительных результатов в тонких нюансах исследования.

— Вы пришли к какому-то общему выводу о том, почему люди до сих пор верят в мистику и сверхъестественное?

— Причин очень много, но если называть основную, то это, как мне кажется, склонность людей не задумываться о том, правильно ли они думают о чем-то. Многие представления об окружающем мире мы получаем на уровне интуиции и даже не обращаем на это внимание. Люди не спрашивают: «Почему я в это верю?» Судя по результатам экспериментов, к такому склонно очень большое количество даже очень умных, образованных и способных. Мне кажется, именно этим люди руководствуются в случае с паранормальным: человек видит какое-то размытое пятно и принимает на веру самое первое объяснение «это призрак». Дальше он уже не задумывается о том, что это может быть, например, какая-то необычная тень или сбой в работе его мозга.

Еще одна вещь, которая сильно влияет на такой ход размышлений — люди плохо оценивают вероятность событий. Либо ошибочно считают, что альтернативные объяснения маловероятны, либо даже не догадываются о них.

— Как вам кажется, человечество в целом избавляется от веры в сверхъестественное?

— Этот вопрос требует научного анализа, но у [ученого] Стивена Пинкера есть лекция, где он обосновывает, что жизнь в целом становится лучше. А мы знаем, что вера в сверхъестественное в целом больше распространена в неблагоприятных частях социума. В условиях неопределенности и страха люди охотнее верят в паранормальное.

Можно предположить, что прогресс устранит веру в мистику, но у этой веры есть еще и экономическая компонента. Например, в России в этом смысле можно привести примеры РПЦ или производителей гомеопатии и подобных препаратов. Всё это миллиарды рублей. Наличие таких людей и организаций, которые заинтересованы в распространении отдельных заблуждений, — очень тревожный и пугающий сигнал.

Почему люди верят в сверхъестественное?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Как выяснил ВЦИОМ, более трети россиян верят в колдовство, порчу и сглаз. Еще почти четверть россиян не уверена в том, что это предрассудки. Среди женщин в колдунов верит почти половина.

    Впрочем, Россия здесь не уникальна. В Соединенных Штатах, согласно опросам компании Gallup, примерно треть уверены, что можно влиять на материальный мир с помощью мысли, около 40% американцев верят в привидения, а 20% – в то, что в принципе можно поговорить с умершим.

    Так что пока такие люди в нашем цивилизованном мире есть, празднику Хеллоуин, отмечаемому сегодня, ничто не угрожает.

    В чем природа нашей неизбывной тяги к чертовщине и веры в сверхъестественное?

    Ведущий программы “Пятый этаж” Александр Баранов обсуждает тему с психологом Валентиной Шаталиной и историком религии Николаем Шабуровым.

    Александр Баранов: Колдуны, ведьмы, черти, привидения – существа, с которыми в XXI веке, казалось бы, должно быть все ясно. Можно понять людей далекого прошлого – они не понимали, скажем, почему нет дождя уже целый год. Конечно, колдун был виноват. В наше время подобные вещи наука объяснила. Не все конечно, есть вещи, которые наука еще не объяснила.

    Мы не знаем, почему элементарные частицы могут находиться в двух местах одновременно, но это вопросы за пределами обыденного сознания, они людей тревожить не должны. А в обыденной жизни все уже более-менее объяснено.

    И, тем не менее, люди продолжают верить в колдунов, привидения, приметы, медиумов. Волей-неволей возникает подозрение, что есть что-то такое в природе человека, что делает его предрасположенным к подобным вещам, суеверию, вере в сверхъестественное. Что-то заложенное то ли генетикой, то ли эволюцией, то ли еще чем-то. У вас есть объяснение на этот счет?

    Валентина Шаталина: Какой-то ответ я смогу сформулировать на такой сложный вопрос. Мы действительно не можем объяснить, почему все колдуны, зомби, злые духи так популярны в кинематографе. Почему ужастики – это целая индустрия. Почему к теме переживания страха и ужаса нет равнодушных людей.

    Где прячутся корни этих ярких, сильных, сложных чувств, и почему у них такой социальный резонанс? Как ученый, я должна сказать, что те, кто верит в абсолютную магию, имеют низкий образовательный уровень и полное отсутствие потребности разобраться в природе вещей и систематизировать имеющиеся знания и представления.

    Но все не так просто. Корни имеют эволюционную природу. Наше мышление так устроено, что в случае невозможности нахождения четкого ответа и решения мы ищем свет там, где темно, странно, непонятно, и пытаемся разобраться, если решение нас очень волнует и результат очень важен, мы склонны поверить всему – чуду. Вы скрещиваете пальцы, стучите по дереву? Не выбрасываете мусор перед дорогой? Опираетесь на обыденные приметы?

    А.Б.: Нет, я этого ничего не делаю. Но я сознаю, что я – исключение из правила. А по поводу темноты и того, что там в темноте, – ученые доказали, что первобытный человек должен был бояться шорохов в темноте. Скажем, один первобытный человек знал, что это листья шуршат, а другой придумывал себе страшных монстров в темноте. Первого человека съедал тигр, а второй выживал и передавал эту генетическую расположенность нам.

    Мы это продолжаем делать, хотя для нас это не так жизненно важно уже. Как историк религии, вы как смотрите на эту предрасположенность человека, и есть ли она в натуре человека?

    Николай Шабуров: Мне трудно говорить о том, насколько это заложено генетически, не исключено. Но я не думаю, что современная жизнь менее сложна, более понятна для большого числа людей, нежели жизнь первобытного человека. Мы очень много знаем про природные явления. Наука нам открыла, почему долго нет дождя, и многие другие сложные вещи.

    Но можно согласиться с Марксом, что гораздо более важную роль играют социальные факторы. Наша социальная жизнь не менее иррациональна, чем жизнь природная, как она была у первобытного человека.

    А.Б.: Что вы имеете в виду? В современном мире имеется гораздо больше инструментов, чтобы решать свои проблемы. Не только чтобы выжить, но и собрать урожай, не надо прибегать к потусторонним силам, чтобы завтра поесть. Но эта тяга, эта вера существует в самых различных формах.

    Н.Ш.: Но остаются войны, остается социальное неравенство, тирания, насилие. В человеческой жизни, в том числе в общественной, очень много иррационального. Вроде бы с прогрессом человечество идет по пути рационализации, но все равно, эта сфера нерационального остается. И человек, особенно в нашу эпоху глобализации, когда жизненные обстоятельства меняются, образ жизни изменился на протяжении одного поколения. Человеческое сознание за этим не успевает.

    А.Б.: Вопрос еще в том, где эта иррациональность сидит. Действительно наша жизнь иррациональна, или наше сознание воспринимает ее так? Часто то, что мы не можем понять, не способны понять, – мы не можем согласиться с тем, что мы это не понимаем, ищем объяснения и приходим к иррациональным объяснениям. Разве этого нет?

    Н.Ш.: Наше сознание – это тоже часть жизни. Ответить на вопрос, иррациональна ли жизнь, или иррациональность коренится в подсознании, невозможно. Я не готов. Мне кажется, наша жизнь и сознание связаны друг с другом неразрывно. По-прежнему очень значительные вещи от нас не зависят. Мы – объект воздействия каких-то глобальных сил. Это гораздо более силы сейчас социальные, нежели природные, но это не меняет сути дела. Человек себя ощущает столь же некомфортно. Нельзя сказать, что сейчас уровень страха понизился.

    А.Б.: Страхи стали другими, но они существуют.

    Н.Ш.: Но они не в меньшей степени воздействуют на сознание человека.

    А.Б.: Может быть, современный человек, несмотря на весь комфорт, когда страхов нет, начинает их для себя искать, когда волнений нет – о чем бы поволноваться. И жизнь для современного человека кажется иррациональной, полной непонятного, и человек тянется к объяснению.

    В.Ш.: Как психологу, мне хотелось бы развести общие социальные тенденции, то, что нельзя не заметить глазом, с индивидуальными проблемами человека, который верит или не верит в эту мистику. Исследования ВЦИОМ, которые опубликованы, мы видим разницу, как это воспринимают мужчины и женщины, разницу по возрастным группам. Самая восприимчивая к мистике, порче, сглазу группа – 45-60 лет.

    А.Б.: А наименее восприимчивая – либо молодежь, либо те, кому за 60. Молодежь понятно. А почему менее восприимчивы те, кому за 60? Потому, что они выросли в СССР, или по каким-то другим причинам?

    В.Ш.: Это связано исключительно с возрастными особенностями. Это совершенно замечательный возраст, особенно в нашем веке. Человек в этом возрасте опирается на прожитый опыт, умеет им распорядиться, умеет управлять своими эмоциями, понимает пределы своих волевых усилий. Он более рационально распоряжается собой.

    А потребность в мистике возникает, когда у нас низкая самооценка и нет реального способа ее вырастить. И мы компенсируем ее через то, что верим в примету, магические пассы экстрасенсов.

    Я вспоминаю 90-е годы, когда приходилось консультировать большое количество молодых бизнесменов в России. Люди приходили и искали экстрасенса, садились в кресло пассивно и говорили: делайте со мной что-нибудь. Экстрасенсы были более высоко оплачиваемы, более популярны и действительно здорово помогали людям.

    У человека большая потребность концентрироваться и на что-то опираться. А экстрасенс, цыганка, гадальщица чувствует этот момент и помогает человеку поверить в себя, в то, что сбудется то, что ему так необходимо, что у него получится. Эта дополнительная энергетика в огромном количестве случаев помогает человеку, и не только в СССР.

    Посмотрите на гомеопатию. Человек приходит за помощью, дополнительной поддержкой – кроме таблетки, врачебного вмешательства, ему нужно что-то еще. Ему предлагают целый спектр разных практик – работа с дыханием, умение управлять своими мышцами, йога, пилатес или что-то еще. Другое дело – спиритуал хилинг или александер текник.

    А.Б.: То есть вся эта чертовщина работает.

    В.Ш.: Ты должен поверить, что тебе это поможет. И, если прикосновение дает ему внутренний покой, равновесие, баланс – это поиски нашего “я”. Балансирование между своими страстями и внешним миром. И если мы слабы, мы ищем поддержку в мистике.

    А.Б.: А почему не на всех это действует? Есть люди, на которых это совершенно не действует. Даже если человек допускает какие-то экстрасенсорные возможности, это не значит, что кто-то может изменить свою жизнь, помочь, продемонстрировав какие-то фокусы. А про колдунов вообще говорить нечего. Есть люди, которые мыслят сугубо рационально.

    В.Ш.: Хотела бы посмотреть на этих людей. Это достаточно сильные натуры, которые привыкли опираться на свой опыт, перепроверять себя. У них рациональное логическое мышление, они не боятся неуспеха, плохой оценки. Его не ранили в детстве, не говорили “ты ничтожество”, как это принято в некоторых культурах, когда младший по статусу в родовой цепочке всегда плохой, потому что маленький.

    А.Б.: Я далекий от психологии человек. Но у меня есть доморощенная теория, почему некоторые люди верят в сверхъестественные вещи, а некоторые нет. Вы, как специалист по детству, я с вами проконсультируюсь.

    У ребенка существует дуалистическое сознание – он относится к жизни как к игре, и это помогает ему осваивать мир. Ребенок может одновременно точно знать, что Деда Мороза нет, что подарки покупают родители, и тут же верит, что Дед Мороз есть, он беспокоится, что труба узкая, Дед Мороз в нее в этом году не пролезет и он подарка не получит.

    Проходит время, ребенок взрослеет и должен решить, есть Дед Мороз или нет. И есть три варианта ответа – один, когда взрослый человек говорит, что Дед Мороз есть. Это тяжелый случай, мы его рассматривать не будем.

    И два других: Деда Мороза нет – рационально мыслящий человек, скорее всего, нерелигиозный, и не верит в колдунов. И есть люди, которые отказываются отвечать на этот вопрос. И они продолжают жить с детским дуализмом сознания. Они верят и не верят в колдунов, они легко могут быть религиозными, они ищут смысл жизни там, где его нет, и прочее.

    В.Ш.: Вы затронули непростой сюжет, связанный с детством и тем, что ребенок вырастает из детства. Что некоторые сохраняют в себе ребенка, может быть хорошим, добрым знаком, показателем креативности, потому что ребенок способен увидеть неожиданные связи между обыденными вещами. И такой человек может быть очень успешным творческим взрослым.

    И если он не хочет отвечать по поводу Деда Мороза, он может скрывать наивное ощущение, что чудо существует. Как бы мы ни были прагматичны, нам хотелось бы верить, что доброе начало побеждает злое – а это чудо. Что сильный и мужественный человек будет впереди трусливого и подлого – и это тоже чудо. Это очень сложная система наших морально-этических представлений о жизни.

    И в каких условиях существуют наши дети, что мы им все время уменьшаем границы наивных добрых представлений о жизни и вводим все больше прагматических характеристик, которыми они очень легко манипулируют. Или придется переходить в область патологии, когда человек настолько тревожен, что не может существовать в современном мире, угнетен им.

    Читайте также:  Какой стороной прикладывать карту при бесконтактной оплате: в магазине, терминале, транспорте

    Это страх безработицы, одинокой старости. Любые наши социальные проблемы можно перевести в эту плоскость. Так что, если ваша теория удобна для видения мира, разделения людей на категории, она может существовать.

    А.Б.: Какова корреляция между религиозностью, верой, принадлежностью к определенной официальной религии, и суевериями? На этот счет есть совершенно разные мнения, результаты опросов.

    Н.Ш.: Какая-то корреляция есть. Религия предусматривает веру в сверхъестественное, санкционирует ее. Если человек признает сверхъестественное, то может и признавать такие его формы, как колдуны и так далее. Но не надо принимать это слишком примитивно.

    Многое зависит от уровня образования. Многие современные религии – довольно сложные системы, в том числе интеллектуальные, в которых есть специфическая рациональность. Образованные верующие люди вряд ли особенно будут верить в колдунов, ведьм, заговоры и так далее.

    С другой стороны, необразованные люди, не принадлежащие к какой-либо религии, тоже могут быть в плену разного рода суеверий. Более того, для них христианство и вера в заговоры и колдунов лежат в одной плоскости.

    А.Б.: Кто-то еще в позапрошлом веке сказал, что русский крестьянин не может отличить черную кошку от апостола Павла.

    Н.Ш.: Я не стал бы разделять индивидуальные особенности человека и социальный аспект. Для меня человек в значительной степени существо социальное. И неслучайно экстрасенсы стали так популярны в 90-е годы – эпоху нестабильности и перемен, которая для многих была дискомфортна. И как реакция на это – увлечение экстрасенсами и подобными вещами.

    А.Б.: То есть вера в колдунов и все такое – симптомы социальной болезни общества, которое не может дать человеку нормального, обычного выхода решения его проблем?

    Н.Ш.: Если говорить о современном развитом обществе, думаю, да. Но общество обществу рознь. Человечество прошло большой путь. Я не готов назвать средневековое общество больным. Это общество с такой структурой, в которой такие вещи играли большую роль.

    Но такой исторический феномен, как охота на ведьм, на самом деле имела место не в эпоху классического средневековья, а когда начал происходить слом традиционного средневекового сознания. Это XV-XVII века, то, что мы называем эпохой Ренессанса. Это реакция на перемены, вторжения иррационального начала, в очень тяжелых формах.

    Эта охота унесла десятки, а то и сотни тысяч человек, и это было симптомом кризиса, болезненности общества. До этого в колдунов верили, но не было такого страха, представления, что все вокруг полно зловредными сатанинскими силами, которые пытаются загубить христианский мир.

    Эти вещи очень связаны с конспирологией – секуляризованной псевдорациональной верой в колдунов, заговор, нечистую силу и так далее. Валентина говорила о гендерном и возрастном аспекте.

    У нас нет достаточных данных, чтобы оценивать, что в этом плане имело место в средние века, но само название характерно – охота на ведьм. Женщины явились в гораздо большей степени жертвами этой кампании, но, возможно, и в большей степени были подвержены суевериям. Это тоже очень интересный вопрос.

    А.Б.: Вы как психолог видите положительную сторону в творческой стороне – человеку помогают жить экстрасенсы, вера в чудо и так далее. Но все это основано на обмане. Где вы проводите грань, где это помогает человеку, а где становится опасно?

    В.Ш.: Это очень сложный вопрос. Мы говорим об эволюционном страхе перед неизвестным, и этим страхом можно манипулировать. Мы видим множество примеров, о которых только что говорили, что СМИ и другие институты могут легко это использовать в своих прагматичных целях.

    Если человек стар, немощен и к нему приходит знахарка, которая уводит его от реального лечения? Помните, как заряжали воду и все такое? Это – безусловное зло. Но человек без веры – очень печальное создание. Именно опираясь на веру, он может сделать что-то по отношению к себе и другим.

    Загрузить подкаст передачи “Пятый этаж” можно здесь.

    Почему люди верят в колдунов, магию и «нечисть»

    Давайте сегодня обсудим почему же люди так верят во всевозможных колдунов и «нечисть».

    Верить в Бабая, Бабу-Ягу, Кощеев Бессмертных, чудеса, волшебство нас учат с детства. Хотя давайте будем честными: нынешнее младое поколение впитывает с молоком матери иные материи сверхъестественного (вроде Губки Боба, Барбоскиных, Смешариков, Гарри Поттера и т.д.). Поэтому и Бабаем за печкой (на случай, если кто-то вредничает) уже никого не напугаешь, у детей новые форматы мышления. Но вот поколение тех, кто уже успел стать взрослым выросло еще на сказках да вере в необычное.

    Откуда в человеке тяга к религии, к заполнению себя чем-то духовным, к познанию будущего и предсказаниям — теологи, психологи, философы, ученые трактуют по-разному. Одни утверждают, что это заложено в структуре человеческой сущности с первобытных времен, как прообраз поклонения культу богов, язычества. И корни у действа полуживотные, то есть человек не знал как проявить свою часть духовного (ведь от животных человека отличает речь, мышление, наличие духа) и выражал понятным ему образом, что позже приобретало все более цивилизованные, воспитанные черты. Другие утверждают, что вера в сверхъестественное (что Бога, что черта) — лишь еще один вид наркотика, ведь по заключениям исследований — при молитве (длительной, активной), медитации в мозге вырабатываются вещества, по химическому составу схожие с наркотиками, антидепрессантами, «гормоны счастья», например — серотонин, эндорфин, вещества, схожие с амфетаминами и т.д. То есть, «опиум для народа» — это вполне правдоподобная формулировка веры (не только в Бога).

    Однако что родилось раньше яйцо или курица — риторические вопросы, и часто остающиеся без конкретного ответа. Откуда в человеке изначально существует тяга к познанию Бога и Его противоположности. Каждому нужно во что-то верить и кого-то любить..

    Откуда в человеке в принципе существует потребность верить в нечто божественное? И здесь люди верующие (все-таки будем говорить о христианах), наверное, отметили бы, что человек нуждается исключительно в Боге, а не в дьяволе, последний приходит, когда нет первого, поскольку человек духовен и ему нужен контакт со сверхъестественной сферой, а свято место пусто не бывает. Вот и приходит на место, где нет Бога — тот, кто противостоит Ему.

    Но большинство людей (будем говорить о россиянах) находятся вне кардинальных решений выбирать черное или белое, они просто живут, многие, в частности — православные, посещают изредка церковь, ставят свечку и идут в свою отдельную от Бога жизнь. И это их выбор, поэтому нельзя же так однозначно сказать, что они не выбрали в сердце добро, поэтому пришло зло. Для них все уютно уживается вместе. Не все станут проповедниками, священниками, многие будут судиться по делам хорошими и плохим. Это если прежде по-настоящему верующий человек вдруг неожиданно прибегнет к магии — спрос с него будет соответствующий, ведь кому больше дано — с того и больше спрашивается, а с тех, кто не знал — и спросится меньше.

    В общем, многие не понимают в чем грех, если немножко веровать в Бога и чуть-чуть гадать, ходить к экстрасенсам, следовать наставлениям астрологов. Понятно, что в контексте Библии и вообще христианского учения — все гадания, магические действия и т.д. — это зло, но и согласно тому же учению жизнь без Бога и неверие уже грех. Но все-таки у каждого есть право выбора, и иногда человек внутри себя прекрасно осознает, что переступает некую черту, обращаясь к волшебству, но заглушая голос совести, идет дальше.

    Для наглядности картины того, как уживается Бог и дьявол в душах наших соотечественников приведу результаты опросов.

    Начнем с тех, что «постарее». Конец 2008 года. ВЦИОМ (опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%).

    «54% наших сограждан смотрят передачи о сверхъестественных способностях, магах, а также выступления астрологов – 39% сообщают, что им случалось делать это для развлечения, 15% испытывают интерес к таким передачам и серьезно к ним относятся. 43% россиян заявляют, что либо не испытывают к ним интереса (25%), либо считают их антинаучными и даже вредными (18%).

    Почти две трети россиян (65%) никогда не обращались к предсказателям и астрологическим прогнозам и не гадали на картах. Каждый третий (33%) сообщает, что прибегал к этому – из них у 18% предсказания сбывались иногда, у 4% — всегда сбывались, а у 11% — предсказанное не сбывалось практически никогда. О том, что не обращались к предсказателям, не пользовались астрологическими прогнозами и карточными гаданиями, наиболее склонны сообщать селяне (68%), респонденты с начальным или неполным средним образованием (81%) и опрошенные с низкой самооценкой материального положения. Жители обеих столиц и других крупных городов (25-26%), обладатели среднего специального образования (26%) и те, кто высоко оценивает свое материальное положение (26%), чаще других сообщают, что предсказания сбывались иногда или всегда. Москвичам и петербуржцам (15%) также наиболее свойственно заявлять, что предсказанное практически никогда не сбывалось. Доля таких респондентов возрастает и по мере повышения уровня образования: с 3% среди тех, у кого начальное или неполное среднее образование до 13% среди опрошенных с высшим или неполным высшим образованием.

    Почти у каждого третьего россиянина (30%) есть в окружении люди, увлекающиеся астрологией, магией, гаданиями, хиромантией и т.п. В том числе 25% сообщают, что их немного (чаще это 18-24 летние – 31%), 5% — много. 64% указывают, что таких людей в их окружении нет – чаще это респонденты в возрасте от 60 лет и старше (73%).

    Одновременно за последние четыре года выросла доля россиян, которые наиболее склонны верить в Бога (с 52 до 60%).

    Чем старше респонденты, тем более характерна для них вера в Бога: среди пенсионеров верующих в него 71%, тогда как в самой молодой группе – только 54%. Ну а молодежи больше, чем пожилым, свойственно верить в некую неназываемую сверхъестественную силу (16%) и в гороскопы (17%). В то же время среди 18-24-летних больше всего тех, кто ни в какие сверхъестественные силы и явления вообще не верит – их 22%, тогда как среди пенсионеров на треть меньше (16%).

    Интересно, что верят в Бога чаще других те, кто в полной мере или частично обнаруживает присутствие в своем характере черт своего знака Зодиака (62-64%)«.

    2011 год. Опрос Левада-центра.

    Православными верующими себя считают 76 % россиян, 61-66% верят в сглаз и порчу , 16% затрудняются ответить по поводу своей веры в порчу и сглаз. 51% верят в существование Ада, 21% не знают, что ответить.

    По итогам 2011-2013 годов передача «Битва экстрасенсов» входила в десятку любимых ТВ-программ россиян.

    К услугам экстрасенсов, гадалок хоть раз в жизни прибегали 20% опрошенных, к профессиональной психотерапевтической помощи обращались лишь 10%. Две трети из тех (ровно как и домохозяйки, пожилые люди, так и молодежь,бизнесмены), кто обращались к магам и чародеям остались довольны, и воспользуются их помощью еще не раз.

    2012 год. ВЦИОМ.

    Чаще всего россияне верят в приметы:

    кто себя считает православными 26%;

    ни во что не верят — 57% респондентов,

    54% православных не верят ни в какую «нечисть»;

    гороскопы верят 21% россиян,

    в инопланетян верят 6% респондентов,

    самое удивительное 7% православных (тех, кто называет себя таковыми) разделяют вместе с верой в Бога веру в НЛО.

    2014 год. Опрос одного тренинг-центра.

    75% российских женщин верят в гадания, гороскопы, судьбу и т.д. 79% обращались к магии хоть раз в жизни, главная причина — гадание на определенного кавалера, либо его приворот. Лишь 17% опрошенных женщин не верят эзотерике совсем.

    2014 год. Левада-центр.

    В статье «Потребительские предпочтения» (описываются потребительские настроения в условиях стагнации экономики) в качестве одного из самых влиятельных в настоящее время факторов экспертами указывается (в числе 8 тенденций) — «Эзотерика. Востребованы не только услуги экстрасенсов, йога-центров и книги о практике фэншуй, но и вообще любые товары и услуги, обещающие улучшить самочувствие, вызвать хорошие эмоции, обеспечить успех».

    Как мы видим из данных статистики — православие, вера в Бога для большинства россиян благополучно уживаются с верой в хиромантию, гадания, магию; женщины более склонны обращаться к потусторонним силам в случае проблем, самыми частыми причинами для обращения к чародейству являются — несчастная любовь, финансовый крах, болезни .

    Странная тенденция: не обращались к оккультным наукам чаще селяне, образованные люди если и не читают гороскопы, то осведомлены о своем знаке Зодиака и находят у себя те или иные черты оного, что вроде бы должно насторожить тех, кто ни во что не верит, засомневаться в уровне образования наверное. Есть склонность тех, кто чего-то достиг воспринимать магию как развлечение, как разновидность атеистического познания мира, гадания о будущем. То есть, они менее фатально относятся к таким действам, чем те, кто думают, что за обращение к темным силам их будет преследовать злой рок.

    Кто безотчётно верит в Бога,

    Кто лоб свой расшибить готов,

    Молясь у каждого церковного порога.

    Я не люблю религию раба,

    Покорного от века и до века,

    И вера у меня в чудесное слаба —

    Я верю в Знание и Силу ЧелоВека.

    Но на Земле 7,5 млрд таких вот (за исключением истинно верующих) своенравных отшельников, у которых нет ни Бога, ни дьявола. Как утверждают священники — нельзя не иметь в себе дьявола, если ты не принял Бога, не раздваивается царство в самом себе и т.д. И свобода выбора — лишь иллюзия.

    В коротком фильме бывший экстрасенс (ныне верующий) рассказывает, как исцелял:

    Что же влечет людей к «нечисти»?

    Если говорить о инопланетянах, вампирах, приведениях и подобном — то желание зрелищ, нехватка адреналина, богатая и нереализованная фантазия. И в нашем реальном мире полно страхов, если их еще искать в ином измерении — то «съезд крыши» почти обеспечен. Почему триллеры, ужасы, новеллы о вампирах так популярны? Потому что человек часто живет в сером, скучном, будничном мире, а за его пределам может разрешить себе верить в то, что, проживая в однообразном ритме, не способен осознать как реальность.

    Разве не существует чего-то сверхъестественного, не поддающегося логике, далеко не божественного? Много людей через свидетельства нам поведают, что все это правда. Возможно, кто-то и сам становился участником странных событий. Но как гласит известная фраза, «человек сам мыслями создает мир вокруг себя». И призывает позитивную или негативную силу, энергию на себя. Выбирает он Бога и здравый, адекватный путь — получает соответствующие плоды, выбирает веру в нечисть — и его мучают «барабашки» по ночам (по вере вашей да будет вам). Степень досягаемости темных сил до нас не переходит ту черту, которую мы не позволяем им перейти с помощью Бога. Как нарисованный круг в фильме «Вий» (помните?). Сам человек — просто человек, но если он на стороне Бога, то Он (который, естественно, сильнее темных сил) не подпустит к человеку тьму — опять же «по вере вашей да будет вам».

    В случае обращения к магам и чародеям у большинства тех, кто совершает этот шаг есть желание решить все проблемы разом . «Бог — это далеко, чтобы что-то получить — нужно сначала долго исправляться, потом молиться, смиряться, а тут — раз и, возможно, готово», — нередко так думают следующие сомнительными путями. Для многих (не верьте опросам о том, что две трети остались довольны — там сидели просто хорошие психологи, а не маги) визит к экстрасенсу оказывается «лохотроном». Зачастую человек приходит в угнетенном состоянии, находясь в отчаянии, обиде, гневе (готов на все, чтобы его желание сбылось) — ушлые, «прожженные», бессовестные лицедеи запудривают мозг товарищу, обирают его до нитки, либо доводят до ужаса прогнозами, неприятными предположениями, запугиваниями.

    Обращение к гадалкам, шаманам, колдунам чревато для каждого, так как позволяет силам, которые используют маги, воздействовать на человека. Сами «специалисты» подобного профиля, можно сказать, совершили сделку с дьяволом, и делают предсказания не иначе (и это если они не шарлатаны. которые лишь прикидываются), как напрямую связываются с темными силами, в итоге канал от них переключается на пришедшего человека. А-то что почти у каждого стоят иконки, да молебны, и часть из них рекомендует пойти поставить свечку в церковь, ходить на службы — так это для отвода глаз. «И бесы веруют и трепещут…».

    «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Новый Завет)

    Все виды гаданий, предсказаний, магии, чародейства, оккультизма, шаманства и подобного осуждаются Библией и христианством . И компромиссов нет, разве что только человек был ранее неверующим и имел контакт с темной силой, но после уверовал и отрекся от прежней жизни, более не возвращался к совершенным грехам.

    И у христиан есть пророки, которые могут предсказывать, но они делают это с помощью силы Бога. Потому и осудительно предпочтение темной силы, когда есть множество наилучших вариантов и без такого риска.

    Как-то давно я посетила пару раз нескольких представителей сферы чародейства, все они сказали разные предсказания, совершенно друг с другом не совпадавшие. Но главное: события произошли с точностью до наоборот. Я не обращалась больше к подобной теме, но не только потому, что все это не от Бога (хотя главным образом поэтому), но также и потому, что бессмысленно. Если внимательно проследить за какой-нибудь «талантливой» гадалкой — она будет много говорить о прошлом человека . Последний раскроет рот от изумления.

    А что нового ему сейчас сказали? То, что обои в его комнате серые, а маму зовут так-то, детей так-то? Вот сейчас он раскошелиться, заплатит за пустые, не несущие никакой пользы фокусы, уйдет домой не сдвинув свою проблему ни на миллиметр с мертвой точки. И лишь спустя пару дней начнет приходить осознание (может, и не начнет приходить, может, иллюзия продлится), что что-то здесь не так: деньги из кошелька «уехали» в руки непонятной тете, проблема осталась, головной боли прибавилось. И это еще благо нарваться на шарлатана или хорошего психолога, потому что визитом к настоящему магу можно попортить себе «карму» надолго. Кроме денег — им нужна энергия дошедших до отчаяния людей, которые готовы на что угодно (лишь бы не идти в церковь, в которой проблемы решаются долго — по их мнению), маги и им подобные сами заложники той силы, которой служат. Поэтому для них цель их «служения» не только развод на деньги, но и «высасывание» сил жертвы.

    Что думаете об обращении к колдунам, гадалкам Вы?

    Ссылка на основную публикацию