Сколько стоило «бесплатно» в СССР: цены на медицину и образование

Сколько на самом деле стоило образование в СССР

В наши дни принято с ностальгией вспоминать времена Советского Союза, когда все было якобы бесплатным. Между тем норме отчуждения прибавочной стоимости, практиковавшейся в первой социалистической стране в мире, позавидовал бы любой капиталист.

Образование на прусский лад

Нередко можно встретить утверждения, что в СССР было лучшее образование в мире. Это не так. Оно было максимально адаптированным к условиям административно-плановой системы. Причем в основе как школьного, так и высшего образования лежали прусские принципы конца XIX века, доведенные до абсолюта товарищем Сталиным.

Кстати, во времена Сталина образование было платным – с 1940 по 1954 годы. Это касалось обучения в 8-10 классах средней школы, в техникумах и вузах. За старшие классы школы в год нужно было платить 150 рублей, в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик – 200 рублей. Средняя ежемесячная зарплата в 1940 году составляла 331 рубль, в 1945 – 434 рубля. А вот ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) давали образование и профессию бесплатно – стране были нужны рабочие руки. Причем сюда был принудительный набор, призыв от 800 тыс. до 1 млн в возрасте 14–17 лет человек ежегодно, согласно Указу «О государственных трудовых резервах СССР». После окончания ФЗО выпускники были обязаны отработать на производстве 4 года. Для многих платное обучение стало барьером, ограничившим образование семью классами, а селяне вовсе лишались перспектив – в колхозах работали не за деньги, а за трудодни.

Платное обучение отменили Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» только в 1956 году. К этому времени количество выпускников 8-10 классов средних школ, техникумов и вузов в Советском Союзе сократилось почти вдвое.

В позднем СССР все было несколько лучше. Но и здесь действовала система квот, по которым поступали в вузы и ССУЗы в первую очередь «целевики» — то есть направленные на обучение от колхозов и предприятий с тем, что выпускник потом вернется и отработает определенное количество лет. Часто обучение оплачивала давшее направившая организация. Свободного устройства на работу с дипломом о среднем техническом или высшем образовании не было, действовала система распределения, когда государство решало, куда направить выпускника.

Для остальной массы школьников и студентов, точнее, для их родителей, учеба была бесплатной только по названию. Во-первых, государство ограничивало заработную плату, как и возможность подработки (чтобы устроиться на дополнительные 0,5 ставки на собственное предприятие, было необходимо подать письменное заявление в профком и партком и получить одобрение этих инстанций). Во-вторых, налоги достигали 40-45% от заработной платы, включая «добровольные» сборы на Красный Крест, ДОСААФ или иные цели. Финансист и экономист Андрей Мовчан считает, что к восьмидесятым годам граждане СССР были фактически разорены. Неуклонно снижалась производительность труда советских граждан, что также не способствовало процветанию экономики. С 1951 по 1960 год производительность росла в среднем на 7,3% в год, а в следующем десятилетии – на 5,6%. К 1975 году производительность труда выросла на 6%, но страна скатилась с третьей позиции в мире по этому показателю на шестую. На образование в СССР шло в среднем 7,5% всех госрасходов.

Медицина – для всех, но не для каждого

В Советском Союзе наблюдалась серьезная диспропорция в доступе граждан к медицинским услугам. И дело даже не в том, что партийно-хозяйственный аппарат имел более качественное медобслуживание, чем «классы–гегемоны» — рабочие и крестьяне. Очень сильно разнился уровень в зависимости от места проживания. Даже если не брать во внимание столичные города, областные центры были обеспечены лучше, чем районные, те, в свою очередь, превосходили по медобслуживанию обыкновенные населенные пункты, а деревни и села могли обслуживаться лишь фельдшерско-акушерскими пунктами, по одному на 10-15 сел. И это при том, что по финансированию здравоохранение занимало промежуточное место между просвещением и наукой, на медицину с 1966 по 1970 годы шло 6,3% госрасходов ежегодно, говорят данные ЦСУ, — это пик финансирования. После 1971 года расходы на здравоохранение, как и на образование, неуклонно снижались. В среднем медицина обходилась госбюджету в 4,9% расходов. Андрей Мовчан уверен, что нынешняя медицина на порядок лучше, чем в 1990 году. В СССР новые технологии в здравоохранении с трудом пробивали себе дорогу. Так, курганскому хирургу Илизарову пришлось потратить немало сил для внедрения своей методики сращивания костей, а лазерная микрохирургия глаза по методу Федорова стала возможной только после краха Советского Союза.

Бесплатность медуслуг была весьма условной. Бал правил «блат» — знакомства и связи, позволявшие получить более качественное врачебное обслуживание и лекарства. Подарки и подношения врачам, медсестрам и техническому персоналу были в порядке вещей, хотя непосредственно деньгами мало кто брал – при всеобщем товарном дефиците деньги были практически не нужны. А вот сами дефицитные товары – другое дело!

Сколько стоило «бесплатно» в СССР: цены на медицину и образование

[Tags|СССР]
[music|Wonders Of Nature – Legenda Revontulet (Remastered)]

Продолжаем (см. 81, 82 и ранние 01-80 списком).
Тут комменты не мои, ну и ладно.

Оригинал взят у burckina_new в О “разоблачениях” жизни в СССР

Непонятно почему, но последнее время просто, как из рога изобилия вдруг посыпались “разоблачения” жизни в СССР. Может команду кто дал или финансирование открылось?

Обсуждения (почему-то, преимущественно инициируемые либералами, а вовсе не коммунистами) прут из всех щелей.
А на днях попался на глаза пост в ЖЖ под названием “Мифы про СССР, в которые вы продолжаете верить.”
Не буду давать линк на журнал “советоведа”, дабы не рекламировать, однако, ссчитаю необходимым процитировать и прокомментировать некоторые перлы.

“Если начать изучать тему подробнее — то все эти “невероятные плюсы” оказываются обычными мифами, которые тиражируются фанатами СССР и кочуют из форума в форум и из блога в блог. Многие из тех, кто жил в СССР, указывают на ложность этих представлений — но поклонники СССР ничего не хотят слышать, продолжая гнуть свою линию. Почему так происходит — для меня большая загадка.

Итак, в этом посте — сборник самых главных мифов про СССР, в которые многие (и, возможно, вы) продолжают верить.”
Начало меня заинтриговало.
Что же это за мифы?

1. Миф о «бесплатных» квартирах.
Квартиры, которые в СССР якобы раздавались “бесплатно” — чуть ли не самый главный козырь поклонников СССР, мол страна была настолько богатой, что направо и налево раздавала квартиры. Многие из тех, кто не жил в СССР, представляют себе весь процесс в буквальном смысле — приходишь в какой-нибудь исполком, говоришь: “хочу квартиру!” — и тебе тут же выносят на серебряном блюде ключи от шикарной пятикомнатной квартиры в центре города.

Это автор где (именно в такой интерпретации) выкопал? Выдумал? Сам придумал – сам опроверг? Удобно 🙂

На самом деле все рассказы про “бесплатные квартиры в СССР” — это один большой миф. Во первых, квартиры вовсе не были “бесплатными” — само государство ничего не производит, а только перераспределяет блага, произведенные трудящимися. По факту реальная денежная стоимость, затраченная на строительство жилья, попросту вычиталась из зарплат трудящихся, которая без этой вычеты могла бы быть не 150, а скажем 300 рублей.
Гражданин просто тупо фальсифицирует понятие “бесплатный”.

Любому здравомыслящему человеку ясно, что мат. блага не берутся из ниоткуда и не возникают из воздуха.
Понятно, что на зарплату строителям, стройматериалы и пр. откуда-то брались деньги. Откуда?
Из налогов, конечно. Это не значит, что жильё было платным.
Платное это то, за что Вы платите из получаемой заработной платы. То, на что Вы её расходуете.
То, на что Вы заработанные (и полученные) деньги нее расходуете, но получаете, и называется бесплатным.
Никакого другого понятия “бесплатное” не существует. То, что я получил не тратя заработную плату (после уплаты налогов), является бесплатным. По определению.

То есть, гражданин пытается обманут с помощью подмены понятий.
Если он желает считать квартиры платными, он должен увеличить при сравнении доход граждан на стоимость этих квартир. Однако, он этого не делает.

Хуже того, в отличие от ипотеки, в СССР вы в итоге не становились собственником жилья. Ни сразу после получения жилья, ни через 50 лет проживания в нём. Квартира вам не принадлежала, она могла в любой момент быть изъята государством а сами вы не могли распорядиться своим недвижимым имуществом — ни продать, ни (официально) обменять, и передать по наследству
А это уже наглая ложь.
Да, формально, собственности на жильё не было. Но фактически, была. Арендуемое у государства жильё полностью (за исключением возможности его продать) соответствовало понятию собственности.
Да, продать полученную бесплатно квартиру было нельзя. Потому что она дана бесплатно. Не для того, чтобы ею барыжили, а чтобы в ней жили. Понятно, что барыгам это как нож в сердце. Они бы хотели получать нахаляву квартиры и продавать их.
Но СССР это немножко про другое.

А вот всё остальное. Обменять квартиру было без проблем.
Дети её наследовали, то есть, продолжали в ней жить.
И изъята она “в любой момент” быть не могла. Вообще ни в какой момент она не могла быть изъята, если Вы – не преступник. И даже если преступник, то изъять её могли лишь если Вы проживаете в ней один. Если в ней живут, к примеру, Ваши дети, она остаётся их квартирой.

То понятие собственности, которое использует гражданин оно специфично для капитализма. Для него собственность это то, на чём можно навариться и что можно продать.
А меня вполне устраивала моя бесплатная квартира даже несмотря на отсутствие возможности её продать. Как и моих родственников устраивали их квартиры.

Я согласен за уплаченные мною налоги получить сегодня квартиру. Пусть даже такую же “платную”, как в СССР. Где она? 🙂

По сути, государство вас просто на какое-то время “пускало пожить” в квартиру, создавая соответствующие общественные отношения — никаких имущественных прав вы не имели, что часто использовалось государством как инструмент давления.
Ещё раз, для тупых: Государство “пускало пожить” в эту квартиру НАВСЕГДА. Боле того, такая квартира была лучше того, что сейчас называют собственностью. Государство бесплатно делало кап. ремонт, а при невозможности ремонта выдавало новую.
Если квартира мала, то проживающие стоят в очереди на улучшение и получают ещё одну квартиру впоследствии.
Система выдачи квартир вместо торговли ими была предназначена для обеспечения жильём всех граждан независимо от их достатка.

Скажите, многие ли сейчас способны купить квартиру? А в СССР рано или поздно получали все.

В чём именно основная фишка жилья социального найма (бесплатных квартир)?
В том, что возможность получения жилья (гарантированная возможность) была у абсолютно всех граждан, независимо от дохода.
Гражданин, получающий минималку (80 рублей) к ней получал ещё и квартиру.
Попробуйте сейчас при минимальной з/п (10 000) купить квартиру.
Скопите на неё за год, 3, да хоть за 100 лет.

Ещё раз, следите за руками — один раз у вас уже вычли средство на строительство жилья (из зарплаты), после чего в любой момент по прихоти государства могли отобрать ещё раз.
Как уже показал выше, полный бред. И первая часть тезиса и вторая. Голимое враньё.

При этом вы постоянно находились в унизительном положении человека, что-то получившего якобы “бесплатно” и оставшимся за это пожизненным должником.
Ничего подобного. Я получал то, что должен был получить. И никому за это ничего не был должен.

люди стояли “в очередях” годами, часто ожидая квартир по 20-30 и более лет.
По-разному стояли. Возможно, если ты припёрся в Москву, да ещё и работу хочешь такую, чтобы ничего не делать, то может, и 20 лет прождёшь.
А по всей стране множество предприятий и организаций выдавало своим работникам квартиры или сразу при устройстве на работу или в течение года – трёх.
Если ты являешься классным специалистом и тебе предлагают работу в другом городе (или в оборонке), это практически всегда означало получение квартиры немедленно.

Дольше ждали обычно расширения от 5 до 10. Но это понятно. В первую очередь обеспечивались жильём те, кто его не имеет вообще.

Это называется социальная защита. Причины очередей на жильё понятны любому здравомыслящему человеку. Огромное количество жилья было разрушено во время войны. И отстроить его (а ещё и с учётом быстро растущего населения) и выдать всем БЕСПЛАТНО было непросто.

Однако, государство это делало.

2. Миф о «бесплатном» образовании и медицине.

Ни медицина, ни образование де факто не было бесплатным — как я уже писал в пункте выше, государство само ничего не производит, а только перераспределяет. Деньги на строительство школ и поликлиник, на зарплаты учителям и врачам изыскивались из бюджета страны, который наполняли люди “производственных” профессий.
Открыл Америку, бл.! А откуда должны были браться деньги на учителей? Из воздуха?
Сам придумал миф и сам его разоблачил. 🙂

А вообще, та же песня, что и раньше.
Попытка подмены понятий.
То, за что ты не платишь из полученной тобой зарплаты, ты получаешь бесплатно.
Причём, сколько угодно раз!
Достаточно желания учиться, и ты мог в СССР получать сколько угодно профессий и образований разного вида и формы. Сколько угодно! Независимо от твоего рода деятельности и уровня дохода.
Это и есть БЕСПЛАТНО.

Точно так же, ОМС можно считать бесплатным. Деньги на него, естественно, тоже вычитаются из дохода граждан. Но из получаемой зарплаты граждане ничего не платят.
И разнообразные соцпакеты в организациях тоже создаются из недоплаченных гражданам денег. Но являются бесплатными. То есть, дополнением к зарплате, а не расходами из неё.

Гражданин ли совсем тупой или сознательно вводит других граждан в заблуждение.

Без этих налоговых вычитаний сами зарплаты были бы несколько выше, а люди напрямую оплачивали бы те или иные услуги.
Вот только возможности по оплате этого были бы у всех разными.

В принципе, гарантированный “бесплатный” минимум в системе образования и здравоохранения не плох, но для гармоничного развития общества всегда должна быть какая-то альтернатива
Не минимум, а как я сказал выше, именно бесплатное образование любого уровня и направления и есть высшее достижение СССР.
Какая ещё альтернатива нужна лучшему в мире и, при этом, бесплатному, образованию.
То, что есть сейчас что-ли?
Это и есть пресловутое “гармоничное развитие общества”?

Знакомый ребёнок (из небогатой семьи) поступил после 11 класса в колледж (по-старому в ПТУ, техникум, среднее проф. училище) полиции. 70 штук в семестр стоит обучение.
В ПТУ, мля.
12 штук в месяц это больше МРОТ.
Где ребёнок может их взять?
Это и есть та прекрасная и гармоничная альтернатива бесплатному образованию в СССР?
Зашибись.

Это только 2 из 6 “развенчиваемых” автором “мифов”.
Пока только враньё и бред.

Разбор подглядел у aspav_sp в Мифы про мифы.
Сам я чего-то ленюсь такой бред разбирать, полагая, что умные и так все понимают, а перед глупцами и подлецами без толку бисер метать.

  • Дирк Джентли
  • Старое, сентябрь
  • Как возродить экономику России
  • Чем левые отличаются от леваков + Левацкая позиция предательства
  • Был ли дефицит в СССР?

Сколько в СССР платили за бесплатную медицину и образование?

В наши дни принято с ностальгией вспоминать времена Советского Союза, когда все было якобы бесплатным. Между тем норме отчуждения прибавочной стоимости, практиковавшейся в первой социалистической стране в мире, позавидовал бы любой капиталист.

Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.

Образование на прусский лад

Нередко можно встретить утверждения, что в СССР было лучшее образование в мире. Это не так. Оно было максимально адаптированным к условиям административно-плановой системы. Причем в основе как школьного, так и высшего образования лежали прусские принципы конца XIX века, доведенные до абсолюта Сталиным.

Кстати, во времена Сталина образование было платным – с 1940 по 1954 годы. Это касалось обучения в 8-10 классах средней школы, в техникумах и вузах. За старшие классы школы в год нужно было платить 150 рублей, в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик – 200 рублей. Средняя ежемесячная зарплата в 1940 году составляла 331 рубль, в 1945 – 434 рубля. А вот ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) давали образование и профессию бесплатно – стране были нужны рабочие руки. Причем сюда был принудительный набор, призыв от 800 тыс. до 1 млн в возрасте 14-17 лет человек ежегодно, согласно Указу “О государственных трудовых резервах СССР”. После окончания ФЗО выпускники были обязаны отработать на производстве 4 года. Для многих платное обучение стало барьером, ограничившим образование семью классами, а селяне вовсе лишались перспектив – в колхозах работали не за деньги, а за трудодни.

Платное обучение отменили Постановлением Совета Министров СССР “Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР” только в 1956 году. К этому времени количество выпускников 8-10 классов средних школ, техникумов и вузов в Советском Союзе сократилось почти вдвое.

В позднем СССР все было несколько лучше. Но и здесь действовала система квот, по которым поступали в вузы и ССУЗы в первую очередь “целевики” – то есть направленные на обучение от колхозов и предприятий с тем, что выпускник потом вернется и отработает определенное количество лет. Часто обучение оплачивала направившая организация. Свободного устройства на работу с дипломом о среднем техническом или высшем образовании не было, действовала система распределения, когда государство решало, куда направить выпускника.

Для остальной массы школьников и студентов, точнее, для их родителей, учеба была бесплатной только по названию. Во-первых, государство ограничивало заработную плату, как и возможность подработки (чтобы устроиться на дополнительные 0,5 ставки на собственное предприятие, было необходимо подать письменное заявление в профком и партком и получить одобрение этих инстанций). Во-вторых, налоги достигали 40-45% от заработной платы, включая “добровольные” сборы на Красный Крест, ДОСААФ или иные цели. Финансист и экономист Андрей Мовчан считает, что к восьмидесятым годам граждане СССР были фактически разорены. Неуклонно снижалась производительность труда советских граждан, что также не способствовало процветанию экономики. С 1951 по 1960 год производительность росла в среднем на 7,3% в год, а в следующем десятилетии – на 5,6%. К 1975 году производительность труда выросла на 6%, но страна скатилась с третьей позиции в мире по этому показателю на шестую. На образование в СССР шло в среднем 7,5% всех госрасходов.

Медицина – для всех, но не для каждого

В Советском Союзе наблюдалась серьезная диспропорция в доступе граждан к медицинским услугам. И дело даже не в том, что партийно-хозяйственный аппарат имел более качественное медобслуживание, чем “классы-гегемоны” – рабочие и крестьяне. Очень сильно разнился уровень в зависимости от места проживания. Даже если не брать во внимание столичные города, областные центры были обеспечены лучше, чем районные, те, в свою очередь, превосходили по медобслуживанию обыкновенные населенные пункты, а деревни и села могли обслуживаться лишь фельдшерско-акушерскими пунктами, по одному на 10-15 сел. И это при том, что по финансированию здравоохранение занимало промежуточное место между просвещением и наукой, на медицину с 1966 по 1970 годы шло 6,3% госрасходов ежегодно, говорят данные ЦСУ, – это пик финансирования. После 1971 года расходы на здравоохранение, как и на образование, неуклонно снижались. В среднем медицина обходилась госбюджету в 4,9% расходов. Андрей Мовчан уверен, что нынешняя медицина на порядок лучше, чем в 1990 году. В СССР новые технологии в здравоохранении с трудом пробивали себе дорогу. Так, курганскому хирургу Илизарову пришлось потратить немало сил для внедрения своей методики сращивания костей, а лазерная микрохирургия глаза по методу Федорова стала возможной только после краха Советского Союза.

Бесплатность медуслуг была весьма условной. Балом правил “блат” – знакомства и связи, позволявшие получить более качественное врачебное обслуживание и лекарства. Подарки и подношения врачам, медсестрам и техническому персоналу были в порядке вещей, хотя непосредственно деньгами мало кто брал – при всеобщем товарном дефиците деньги были практически не нужны. А вот сами дефицитные товары – другое дело!

Сколько стоило «бесплатно» в СССР: цены на медицину и образование

В наши дни принято с ностальгией вспоминать времена Советского Союза, когда все было якобы бесплатным. Между тем норме отчуждения прибавочной стоимости, практиковавшейся в первой социалистической стране в мире, позавидовал бы любой капиталист.

Образование на прусский лад

Нередко можно встретить утверждения, что в СССР было лучшее образование в мире. Это не так. Оно было максимально адаптированным к условиям административно-плановой системы. Причем в основе как школьного, так и высшего образования лежали прусские принципы конца XIX века, доведенные до абсолюта товарищем Сталиным.

Кстати, во времена Сталина образование было платным – с 1940 по 1954 годы. Это касалось обучения в 8-10 классах средней школы, в техникумах и вузах. За старшие классы школы в год нужно было платить 150 рублей, в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик – 200 рублей. Средняя ежемесячная зарплата в 1940 году составляла 331 рубль, в 1945 – 434 рубля. А вот ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) давали образование и профессию бесплатно – стране были нужны рабочие руки. Причем сюда был принудительный набор, призыв от 800 тыс. до 1 млн в возрасте 14–17 лет человек ежегодно, согласно Указу «О государственных трудовых резервах СССР». После окончания ФЗО выпускники были обязаны отработать на производстве 4 года. Для многих платное обучение стало барьером, ограничившим образование семью классами, а селяне вовсе лишались перспектив – в колхозах работали не за деньги, а за трудодни.

Платное обучение отменили Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» только в 1956 году. К этому времени количество выпускников 8-10 классов средних школ, техникумов и вузов в Советском Союзе сократилось почти вдвое.

В позднем СССР все было несколько лучше. Но и здесь действовала система квот, по которым поступали в вузы и ССУЗы в первую очередь «целевики» — то есть направленные на обучение от колхозов и предприятий с тем, что выпускник потом вернется и отработает определенное количество лет. Часто обучение оплачивала давшее направившая организация. Свободного устройства на работу с дипломом о среднем техническом или высшем образовании не было, действовала система распределения, когда государство решало, куда направить выпускника.

Для остальной массы школьников и студентов, точнее, для их родителей, учеба была бесплатной только по названию. Во-первых, государство ограничивало заработную плату, как и возможность подработки (чтобы устроиться на дополнительные 0,5 ставки на собственное предприятие, было необходимо подать письменное заявление в профком и партком и получить одобрение этих инстанций). Во-вторых, налоги достигали 40-45% от заработной платы, включая «добровольные» сборы на Красный Крест, ДОСААФ или иные цели. Финансист и экономист Андрей Мовчан считает, что к восьмидесятым годам граждане СССР были фактически разорены. Неуклонно снижалась производительность труда советских граждан, что также не способствовало процветанию экономики. С 1951 по 1960 год производительность росла в среднем на 7,3% в год, а в следующем десятилетии – на 5,6%. К 1975 году производительность труда выросла на 6%, но страна скатилась с третьей позиции в мире по этому показателю на шестую. На образование в СССР шло в среднем 7,5% всех госрасходов.

Медицина – для всех, но не для каждого

В Советском Союзе наблюдалась серьезная диспропорция в доступе граждан к медицинским услугам. И дело даже не в том, что партийно-хозяйственный аппарат имел более качественное медобслуживание, чем «классы–гегемоны» — рабочие и крестьяне. Очень сильно разнился уровень в зависимости от места проживания. Даже если не брать во внимание столичные города, областные центры были обеспечены лучше, чем районные, те, в свою очередь, превосходили по медобслуживанию обыкновенные населенные пункты, а деревни и села могли обслуживаться лишь фельдшерско-акушерскими пунктами, по одному на 10-15 сел. И это при том, что по финансированию здравоохранение занимало промежуточное место между просвещением и наукой, на медицину с 1966 по 1970 годы шло 6,3% госрасходов ежегодно, говорят данные ЦСУ, — это пик финансирования. После 1971 года расходы на здравоохранение, как и на образование, неуклонно снижались. В среднем медицина обходилась госбюджету в 4,9% расходов. Андрей Мовчан уверен, что нынешняя медицина на порядок лучше, чем в 1990 году. В СССР новые технологии в здравоохранении с трудом пробивали себе дорогу. Так, курганскому хирургу Илизарову пришлось потратить немало сил для внедрения своей методики сращивания костей, а лазерная микрохирургия глаза по методу Федорова стала возможной только после краха Советского Союза.

Бесплатность медуслуг была весьма условной. Бал правил «блат» — знакомства и связи, позволявшие получить более качественное врачебное обслуживание и лекарства. Подарки и подношения врачам, медсестрам и техническому персоналу были в порядке вещей, хотя непосредственно деньгами мало кто брал – при всеобщем товарном дефиците деньги были практически не нужны. А вот сами дефицитные товары – другое дело!

Бесплатное образование и бесплатная медицина

Ошибку делает тот, кто начинает спорить по поводу слова «бесплатное», утверждая, что государство серьёзно недоплачивало советским гражданам, поэтому образование и медицину считать бесплатными нельзя. Бесперспективность споров в этой плоскости заключается в человеческой психике. Среднему человеку, как правило, тяжело понять экономические механизмы манипуляций, вроде скрытого налогообложения. Тоже самое и с бесплатным образованием. Человек в самом деле в СССР приходил в медицинское или образовательное учреждение и у него никто не брал денег за обслуживание/обучение. То что при этом ему недоплачивали – это весьма расплывчато и труднодоказуемо, поэтому для среднестатистического человека всё равно аксиоматическим является утверждение: «В СССР медицина и образование были бесплатными».

Отлично, будем исходить именно из этого утверждения. «В СССР медицина и образование были бесплатными». Но рассмотрим, для чего совки вообще используют этот аргумент? Ответ очевиден, чтобы доказать другой тезис – «Жизнь в РФ гораздо хуже, чем в СССР». То есть даже отступая по всем фронтам, совки всё равно упираются в твердыню бесплатного образования/медицины и с этих позиций их выбить кажется практически невозможно.

Однако твёрдость позиций совков только кажущаяся. На самом деле для того, чтобы выбить их оттуда вовсе не требуется тяжёлая артиллерия. Судите сами – ну хорошо, в СССР все медицинские и образовательные учреждения не взимали плату за пользование ими. Ну и что с этого? А разве в РФ кто-то уничтожил эти учреждения? В РФ точно также, как в СССР, все районные поликлиники, все больницы, все школы и ВУЗы, который существовали в СССР, остались и точно также оказывают услуги гражданам РФ бесплатно.

Так о чём, собственно, спор? Совки считают, что наличие бесплатного образования и медицины – это есть гут? Да никто с ними и не спорит, собственно говоря – это в самом деле хорошо. Ну так в РФ тоже есть бесплатное образование и медицина. Вы заболели и у вас невысокая зарплата? Идите в районную поликлинику и вас там примут, не взяв ни копейки (ну разве только за стоимость пресловутых уродских бахил). Вы хотите бесплатно учиться, скажем, на математическом факультете МГУ? Да никаких проблем – сдавайте вступительные экзамены и учитесь. Сдадите экзамены, пройдёте по конкурсу – и всё в порядке, учитесь 5 лет абсолютно бесплатно.

При этом к вашим услугам будут и библиотека МГУ, и преподаватели с профессорами – практически те же самые, что и в СССР – так что получите знания точно такие же, как в СССР. Есть только маленькое «но». Получите знания, если в самом деле захотите их получать. Не захотите – останетесь без знаний. Но так оно и в СССР было.

Но в РФ, помимо бесплатных медицины и образования, появились и платные учреждения. Если брать ВУЗы, то каждому, кто не прошёл по конкурсу на вступительных экзаменах, будет предложено поступить на коммерческое обучение – оно точно такое же, но за него в самом деле придётся платить. Не хотите платить? Никаких проблем – ждите год, готовьтесь и поступайте следующим летом. На мой взгляд – вполне справедливо. Очень многим не хочется пропускать год и они с радостью поступают на платное образование. Причём эти платные студенты ничуть не ухудшают образование бесплатных студентов.

Впрочем – мне это известно из бесед с множеством преподавателей самых разных ВУЗов, – платные студенты учатся, как правило, хуже. Это странный парадокс, но факт есть факт. Видимо человек, заплатив деньги, считает, что преподаватели должны из кожи вон лезть, чтобы нагрузить его знаниями. А преподаватели ничего не должны. Им плевать, какой перед ними студент – платный или бесплатный, – они читают лекции, рекомендуют литературу и принимают экзамены. Получение знаний в ВУЗе всегда было и остаётся индивидуальным и с оплатой это никак не связано. Хотите сидеть до ночи в читальном зале? Запросто. Хотите до ночи гулять с девочками в кабаках? Флаг вам в руки.

Ещё одно новшество, которого не было в СССР – частные ВУЗы, имеющие государственную лицензию. Вот про эти ВУЗы можно с оговорками утверждать, что вышедшие из их стен специалисты уступают тем, кто подготовлен в старых государственных ВУЗах. Строго говоря, именно там учатся студенты, которые очень сильно похожи на пэтэушников советских времён. Однако тоже нельзя так говорить огульно про всех – кто хочет учиться, учится и там. И есть очень хорошие частные ВУЗы, во всякому случае, в Москве – тут всё индивидуально. Являются ли такие ВУЗы злом? Это однозначное зло, если владельцы такого частного ВУЗа просто продают дипломы. Но если они дают качественное образование, то это скорее хорошо, поскольку в области образования возникает конкуренция.

Итак, что мы имеем в области образования в РФ? РФ ничуть не уступает СССР по объёму бесплатных ВУЗов и по качеству образования, которое в них даётся. Но в дополнение к тому, что было в СССР, в РФ в таких вузах есть ещё платные формы обучения. Ну и кроме того, в РФ есть то, чего не было в СССР – частные платные учебные заведения (средние, кстати, тоже). Так что, как ни смотри, а процесс обучения в РФ поставлен лучше, чем в СССР. И, кстати, в РФ есть такая совершено чудесная на мой взгляд штука, как возможность, учась на дневной форме обучения, получать не одно, а два (а то и три) образования, причём в любом другом ВУЗе, какой понравится (в случае сдачи вступительных экзаменов, разумеется). На мой взгляд – это хорошо.

Тоже самое имеем и с бесплатным медицинским обслуживанием. Все бывшие советские поликлиники и больницы, как уже было сказано, остались бесплатными. Но в них появились и платные – дополнительные – услуги. Плюс к бесплатным, появились частные клиники и больницы. Так что каждый выбирает то, что ему ближе. Правда – следует признать – если в области образования государственные ВУЗы по качеству почти всюду кладут на обе лопатки частные, то в области медицины наблюдается обратная тенденция – лучшие медицинские кадры уходят в частные клиники, а в районных поликлиниках работают либо выпускники медицинских ВУЗов, набирающие стаж, либо те, кого не взяли в частные.

Ну и конечно мзда. Медицинские работники в бесплатных поликлиниках и больницах очень уважают подношения (как, кстати, и школьные учителя). Ну так это дело каждого – подносить «подарки» или нет. В советские времена тоже, например, хирургу, сделавшему операцию, делали подарки в виде разных там коньков и шоколадных конфет. Так что это уже совсем другое дело, к платности или бесплатности отношения не имеющее. В любом случае, мзду выжимают из тех посетителей, которые выглядят обеспеченными, а пенсионеров обслуживают точно также, как и в советские времена. Ну а что касается стоимости лекарств, то отечественные лекарства стоят сравнительно недорого (а разные аспирины стоят вообще копейки). Что касается более высокой цены иностранных лекарств – так в СССР их вообще не было, так о чём, как говорится, разговор?

Резюме. Говоря о бесплатном образовании и медицине в СССР, следует помнить, что в РФ полностью сохранено это самое бесплатное образование и медицина. Плюс к тому, в РФ есть платное образование и медицина, которых не было в СССР. Где учиться или лечиться – выбирает всяк для себя. Не хватает мозгов, чтобы поступить на бесплатное обучение – платите деньги. Не хотите платить деньги в платной клинике – идите в бесплатную районную поликлинику.

Медицина и образование в СССР

Есть у Советского Союза 2 неоспоримых достижения: медицина и образование. Это как раз те достижения, которые надо было взять с собой в неопределённое капиталистическое будущее и оберегать от малейшего ветерка. К сожалению, высокое качество образовательных и медицинских услуг в СССР в значительной мере зиждилось на мощном финансовом вливании со стороны государства. Государство развалилось, прекратились вливания, но, даже несмотря на это, мы довольно долго держались на советском «запасе» прочности, который к сегодняшнему дню уже практически иссяк.

«- Доктор должен думать не о воспитательном значении, а об облегчении страданий больного, – заметила Медуница. – Своим йодом вы только увеличиваете страдания.

– Доктор обо всём должен думать, – сказал Пилюлькин»

(«Приключения Незнайки и его друзей»)

Говорят, что фундамент чудесной медицинской системы СССР был заложен ещё до революции институтом земства. А «стены и крыша» возводились уже во времена Сталина, когда была создана «замечательная система здравоохранения, рассчитанная на защиту бедного населения в условиях тяжелейших потрясений, рассчитанная на войну» (1). В 70-х годах 20-го века в СССР трудилась пятая часть всех врачей мира – около полумиллиона врачей и примерно столько же фельдшеров (3).

Медицина в СССР была не только бесплатной, доступной, но и качественной. Уровень профессионализма врачей был очень высок. Правда, репутацию советскому медобслуживанию несколько подпортило отношение к пациентам младшего медицинского персонала и бедность инфраструктуры – особенно если сравнивать с западными больницами. Но в целом, по подсчётам специалистов, советская медицина тратила на 1 пациента в 10 раз меньше, чем американская, а объём услуг был меньше только в 2 раза (1).

У доступности и массовости медицинских услуг была и своя оборотная сторона: за счёт количества страдало качество, современное медицинское оборудование, не причиняющее боли, часто было недоступно, современные лекарственные препараты приходилось импортировать, стоматолога боялись все – от детей до взрослых, то есть промышленность, в том числе фармацевтическая, за «полётом» советской медицины не успевала. К тому же… как бы так сказать поделикатнее… при ознакомлении с различными материалами возникает устойчивое ощущение, что работоспособного человека медицина лечила качественно и ответственно, с человеком же «безнадёжным» или временно нетрудоспособным (алкоголиком, беременной женщиной, больным шизофренией) можно было обходиться без церемоний. Например, психиатрия, которая лечила в числе прочих заболеваний алкоголизм, «во многом полагается на применение различных машин и психотерапевтических устройств. Электричество в СССР является популярным методом лечения всего – от шизофрении до инсомнии*» (3).

Отдельной стопкой лежат на моём столе письма и воспоминания женщин, рожавших в советских роддомах… Со времён «Карателей» Алеся Адамовича я не читала ничего более ужасного. Трудно объяснить, почему гуманизм советской медицины так плохо совмещался с гуманным отношением к беременной женщине… но я не буду цитировать вам эти письма и портить праздник. Сочтём, что ситуация с родильными домами была исключением из правила.

Остаётся добавить, что, кроме развитой сети поликлиник и стационаров, в СССР было множество санаториев различного профиля и домов отдыха, в которых советский человек мог отдыхать и лечиться практически бесплатно. То есть профилактике заболеваний также уделялось должное внимание. Все эти факторы плюс пропаганда здорового образа жизни не на словах, а на деле сделали медицину СССР одной из лучших в мире.

Что ждёт нашу медицину сейчас? Нас упорно склоняют к страхованию медуслуг, объясняя, что шаг этот неизбежен и что мы и так платим. При этом забывают сказать, что в Канаде, Великобритании, Франции медицина бесплатная, а за страховую медицину держится только США, обеспечивая сверхприбыли страховым компаниям. Учитывая неэффективность хозяйствования в нашей стране и уровень воровства, остаётся только догадываться, как именно будут использоваться деньги, взятые у населения на медицину, и получит ли реальную квалифицированную помощь человек с тяжёлым заболеванием.

«Детские коллективы должны быть счастливыми коллективами, и поэтому к ним должны быть предъявлены большие требования»
(Антон Макаренко)

Те же доступность, массовость, целостность и системность, характерные для советской медицины, дали положительные плоды в образовании.

В сознании советского человека почему-то укрепилось мнение, что советской власти досталась в наследство абсолютно безграмотная страна. Это было не совсем так. Во многих союзных республиках грамотность, действительно, была невысока, но в России и Украине около 84-86% молодёжи в возрасте от 12 до 16 лет умело читать и писать, а большое количество блестящих учёных, которые затем составили золотой фонд советской науки (к сожалению, использованный лишь частично), получали образование в дореволюционных институтах и гимназиях. Тот же институт земства постарался, чтобы практически в каждой деревне была школа. По оценкам экспертов, сталинское правление, безусловно занимаясь ликвидацией абсоютной безграмотности, отбросило назад уровень среднего и высшего образования. Так что интеллигенция 20-30-х годов, высказывая свои претензии к современным школам и ВУЗам, находилась примерно в том же положении, что интеллигенция нынешняя, и роптала примерно так же (5,6).

Но в послевоенное время ситуация начала выправляться. Стране стали нужны учителя, инженеры, агрономы, врачи; стране стали нужны люди с образованием. Поэтому общество побуждало детей учиться; престиж образования стал очень высок. Ситуация, когда родители имели только начальное образование, а ребёнок заканчивал институт, аспирантуру и становился учёным – была вполне естественной для того времени. Более того, государство всячески поощряло к обучению взрослых. Очень многие советские партийные деятели начинали свой трудовой путь в 18-20 лет рабочими на заводе, а образование получали параллельно или позже.

Как правило, ребёнок шёл в школу по месту жительства. Конечно, и во времена СССР существовали элитные школы и школы “с уклоном”, но это было, скорее, исключением, а не правилом. В то же время любая средняя школа, в принципе, давала хорошие знания, несмотря на то, что она не отбирала себе самых лучших и сообразительных (как делают это многие школы сейчас), а учила всех подряд.

Правда, и в советском образовании были свои «проколы». Например, детей учили иностранным языкам таким образом, что читать научную литературу они могли, а свободно говорить – нет. (Ради справедливости стоит сказать, что говорить не учили не только на английском, но и на русском. Такого раздела как орфоэпия** в школьном курсе русского языка не существовало. Яркий пример такого обучения – Михаил Сергеевич Горбачёв, который смешил весь мир своими речевыми ошибками). К тому же, в советской школе был явный перекос в сторону оценивания. И учителя, и родители привыкали оценивать ребёнка исключительно по отметкам. Кроме того, на мой взгляд, в советской школе, как и в науке, хромал процесс адаптации полученных знаний к реальной жизни. Методика преподавания в школе плохо состыковывалась с процессом получения знаний в институте, знания, полученные в институте, сложно было применить в реальном производстве. Поэтому множество молодых людей, получивших прекрасное советское образование, предпочитало идти в науку.

Как бы там ни было, в советское время дорога к образованию была открыта, и забота о подрастающем поколении была налицо. Строились новые школы. Доступными были музыкальное образование, танцевальные кружки и т. д. Пропаганда здорового образа жизни подкреплялась обилием спортивных секций и стадионов. На лето ребёнка можно было отправить в детский оздоровительный лагерь. Всё это было практически бесплатным. И как бы ни была «плоха» и заидеологизирована пионерская организация, всё же это был коллектив со своими принципами, традициями, и ребёнок не чувствовал себя ненужным и одиноким.

** орфоэпия – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Также советую прочитать:

1) Леонид Пайдиев «Советская медицина» http://is.park.ru/print_doc.jsp?urn=3895287

3) Обзор основных особенностей советской медицины по материалам журнала «Лайф» http://nafanko.livejournal.com/702594.html

4) «Всегда ли бесплатным было образование в СССР?»

http://www.reitor.ru/ru/news/index.php? >
5) Записка Б. Волина И. Сталину №5-10/2 14 декабря 1935 г.

«О преступлениях НАРКОМПРОСА РСФСР в отношении русского языка»

Ссылка на основную публикацию