Таблица штрафов для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ
Штрафы по 44-ФЗ — это от 1 000 до 500 000 рублей. В некоторых ситуациях считают, как процент от НМЦК. 44-ФЗ устанавливает не только ответственность сторон как обязательное условия соглашения, но и правила расчета.
Какая ответственность предусмотрена
Федеральный закон № 44-ФЗ уделяет вопросу ответственности контрагентов по госконтрактам большое внимание и обязывает предусматривать положения о ней в текстах соглашений. Такой подход:
- дисциплинирует подрядчиков, исполнителей и поставщиков. Их гонорары выплачиваются из средств муниципальных и государственных бюджетов, а в результате исполнения соглашения заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Пренебрежение надлежащим исполнением недопустимо;
- мотивирует заказчиков тщательнее следить за исполнением контрактов, вдумчиво формулировать требования и своевременно призывать к ответственности недобросовестных госконтрагентов.
Предусмотрена такая ответственность по 44 ФЗ о контрактной системе 2020 года:
- пени — санкция, налагаемая при просрочке исполнения контракта. Любой госконтракт содержит срок исполнения обязательств подрядчиком, исполнителем или поставщиком и срок выплаты вознаграждения заказчиком. Нарушение обоих этих сроков влечет ответственность в виде пени. Пени не имеют фиксированного размера и рассчитывается по факту фиксации нарушения на основании стоимости контракта или той его части, которая не была исполнена вовремя, и длительности просрочки;
- штраф — санкция, налагаемая при любом другом нарушении условий контракта одной из сторон, кроме просрочки исполнения. В 2020 году штраф по 44 ФЗ за каждое нарушение имеет фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из цены контракта и указывается в нем еще до подписания сторонами.
В контракте обязательно прописываются штрафы и пени по 44 ФЗ с последними изменениями для обеих сторон.
Как считают пени
Порядок расчета пени установлен в тексте Федерального закона № 44-ФЗ в частях 5 и 7 статьи 34. Он одинаков как для заказчика, так и для контрагента: пени устанавливаются в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.
Например, госконтракт предполагает поставку товара на общую сумму 10 000 рублей в срок до 16.09.2019 включительно. В установленный срок поставщик поставил товар только на 2 000 руб., товар на сумму 8 000 предоставлен заказчику только 30.09.2019. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 7%, сумма неисполненного в срок обязательства — 8 000 рублей.
Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 7 % = 24 рубля 27 копеек.
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение
Порядку расчета санкций за ненадлежащее исполнение контракта посвящено Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Таблица штрафов за ненадлежащее исполнение контракта по 44 ФЗ в 2020 году:
Для заказчика | Для поставщика |
---|---|
Размер штрафа за каждое нарушение зависит от стоимости госконтракта:
| Постановление предусматривает общее правило исчисление штрафов за каждое нарушение для поставщиков и ряд исключений — особых ситуаций, в которых исчисление производится иначе. Общее правило устанавливает взаимосвязь размера штрафа и суммы госконтракта:
|
Если закупка проводилась для среди организаций, относящихся к СМП или СОНКО, штраф за каждое нарушение при любой цене контракта составит 1% от цены сделки, но не меньше 1 000 и не больше 5 000 рублей. | |
Если в ходе тендера цена госконтракта не просто снизилась, а ушла в «минус», то есть участники боролись за шанс заключения госконтракта и победил тот, кто предложил большую цену за контракт, сумма санкции зависит от того, оказалась ли в итоге цена, которую победитель заплатил за госконтракт выше или ниже НМЦК. Если ниже сумма штрафа составит:
| |
Если контрагент нарушил какое-то обязательство по соглашению, которое не имеет стоимостного эквивалента сумма санкции за это нарушение исчисляется в следующем порядке:
| |
Если подрядчик не исполнил обязательство строительству или капремонту, которое обязан выполнить без привлечения субподрядчиков, штраф — 5% от стоимости этих работ. | |
Если контрагент обязан привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНО, но не выполнил эту обязанность, штраф — 5% от суммы привлечения. |
Если специальным законодательством установлен другой порядок начисления штрафа, чем порядок по постановлению № 1042 от 30.08.2017, то размер штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом по спецнормам.
Административная ответственность по КОАП
Помимо ответственности, которая предусматривается госконтрактом и к которой друг друга призывают сами стороны, за нарушения в рамках работы в контрактной системе наступает и административная ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Основным видом санкций, который налагается виновника правонарушения, является штраф, но возможна и дисквалификация. Ответственности подвергаются как организации, так и их должностные лица.
Вот сводная таблица штрафов по 44 ФЗ 2020 с последними изменениями КОАП:
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП | Размер штрафа, руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований ФЗ-44. | Часть 1 статьи 7.29 | 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Выбор иного способа определения поставщика, если определение поставщика должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. | Часть 2 статьи 7.29 | 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44. Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов для согласования возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком. | Часть 2.1 статьи 7.29 | 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Принятие заказчиком или уполномоченным органом решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере гособоронзаказа. | Часть 3 статьи 7.29 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Нарушение порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика. | Статья 7.29.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе. | Часть 1 статьи 7.29.3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). | Часть 2 статьи 7.29.3 | Должностные лица — 10 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. | Часть 3 статьи 7.29.3 | Должностные лица — 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС. | Часть 4 статьи 7.29.3 | Должностные лица — от 5000 до 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня. | Часть 1 статьи 7.30 | Должностные лица — 5000 Юридические — 15 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня. | Часть 1.1 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 Юрлица — 100 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, не более чем на один рабочий день. | Часть 1.2 статьи 7.30 | Должностные лица — 3000 Юрлица — 10 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, более чем на один рабочий день. | Часть 1.3 статьи 7.30 | Должностные лица — 15 000 Юрлица — 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44. Нарушение порядка:
| Часть 1.4 статьи 7.30 | Должностные лица — 15 000 Юридические — 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки. | Часть 1.5 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график. | Часть 1.6 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. | Часть 1.7 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44:
В случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в соответствии с требованиями ФЗ-44:
| Часть 2 статьи 7.30 | 1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика. | Часть 2.1 статьи 7.30 | Должностные лица — 10 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44. | Часть 3 статьи 7.30 | Должностные лица — 50 000 Юридические — 500 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Установление непредусмотренных ФЗ-44:
| Часть 4 статьи 7.30 | 1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44. Включение в состав одного лота объектов закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой. | Часть 4.1 статьи 7.30 | 1 % от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством. | Часть 4.2 статьи 7.30 | Должностные лица — 3000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику по основаниям, не предусмотренным законодательством. Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства. Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям. 44-ФЗ ШтрафыКодекс об Административных Правонарушениях РФ содержит заметно больше составов нарушения законодательства о контрактной системе по сравнению с составами нарушений Закона № 223-ФЗ. Какие существуют штрафы по 44-ФЗ? В отличие от санкций за нарушение Закона № 223-ФЗ, при нарушении Закона «О контрактной системе» штрафуются не заказчики, а лишь их должностные лица — что логично в том смысле, что странно было бы взыскивать штраф в пользу бюджета из бюджетных же средств. Этим же обусловлено и то, что хотя разновидностей нарушения Закона «О контрактной системе» предусмотрено больше, но максимальный порог за каждое из таких нарушений меньше и ограничивается на сегодня теми же 50 000 рублей, которые предусмотрены в качестве максимального штрафа для сотрудников заказчиков, являющихся субъектами Закона № 223-ФЗ. Штрафы по контракту 44-ФЗ для юридических лиц предусматриваются лишь в том случае, когда к размещению государственного или мунициального заказа могут быть привлечены юридические лица — например, специализированные организации. Есть несколько групп нарушений законодательства о контрактной системе:
Из таблицы штрафов 44-ФЗ можно узнать, какие штрафы и пени предусмотрены 44-ФЗ, найти размер штрафа по 44-ФЗ за допущенное вами нарушение.
Надо отметить, что такая градация штрафов введена неспроста. В последнее время появляется все больше дорогих контрактов, стоимость которых оценивается миллиардами рублей. Они чаще всего заключаются в рамках целевых программ и приоритетных направлений экономического развития. Приведенная выше линейка штрафов позволяет:
Штрафы при проведении специальных закупокОтдельная линейка штрафов предусмотрена для контрактов, которые заключены после проведения специальных закупок. Подразумеваются закупки, объявленные для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Эта категория исполнителей госконтрактов поддерживается государством, что в том числе проявляется и через уменьшенные размера штрафов. Принцип сохраняется тот же — чем выше цена, тем меньше процент штрафа. Как и в обычных закупках, процент штрафа устанавливается от цены контракта или отдельного этапа. Однако ценовых коридоров выделено гораздо меньше. Ознакомиться со штрафами для данной категории поставщиков можно в следующей таблице. Таблица 2. Штрафы для спецзакупок (СМП и СОНО)
Примеры расчета штрафовДопустим, заключен контракт стоимость 9 млн рублей. Рассмотрим случаи, когда проводится обычная закупка и процедура для СМП и СОНО:
Применительно к нашему примеру сказанное выше означает следующее: если закупка проводилась для всех, но победил в ней субъект малого бизнеса, в контракте будет прописан максимальный штраф в сумме 450 тыс. рублей. Штрафы по 44 ФЗПоставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это регулируется ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок», за счет описанных штрафов и ответственности перед законом, описанной в статье 107 ФЗ 44. Виды штрафов по 44 ФЗВ сфере закупок распространены случаи, когда заказчик или поставщик нарушает обязательства или не выполняет их в полном объеме. Для поставщика это передача некачественного товара, или меньшего количества, чем указано в договоре. Для продавца — неполная оплата при закупке продукции. Иногда нарушения происходят по причине незнания одной из сторон законодательства в целом и ФЗ 44 — в частности. Административные штрафы в ФЗ 44 учитывают эти схемы. Их размеры изменяются в зависимости от степени тяжести нарушения. Изменения, вносимые в ФЗ 44, призваны регулировать этот момент, и оставлять суммы на соразмерном правонарушению уровне. Ответственность за нарушения по контрактной системеАдминистративные наказания за неисполнение контракта по ФЗ 44 различаются. Это касается размеров выплачиваемых сумм. Они рассчитываются в процентном соотношении от цены контракта. Наиболее уязвимой остается сфера государственных закупок, рассматриваемая ФЗ 44. Поэтому, последние нововведения в законодательстве РФ затрагивают данный вопрос. Правонарушения со стороны заказчиков, хоть и редки, но случаются, и за них предусмотрены санкции по ФЗ 44. В результате последних редакций закона, наказание, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, кроме заказчика, несут:
Но и поставщики могут допустить свои виды нарушений по ФЗ 44. Среди них в юридической практике самые распространенные:
За все нарушения ФЗ 44 взыскивается пеня, и ее размер растет с увеличением срока просрочки. Она может дополняться штрафами или принимается решение об одностороннем разрыве контракта. Штрафные санкции для заказчикаПо ФЗ 44 от 5 апреля 2013 года, штрафы в сфере закупок теперь регулируются статьями 7.29-7.32.1 КоАП. Обычно, заказчики обходятся без правонарушений по ФЗ 44, но всегда остается вероятность ошибки или неверно истолкованных нормативов законодательства. Все нарушения закона о контрактной системе влекут за собой административную ответственность. Сумма выписываемых штрафов по ФЗ 44 варьируется от 5 тыс. рублей, за просрочку возврата денег не более чем на 3 дня, и до 1 миллиона — за отказ или уклонения поставщика вооружения РФ от заключения контракта на государственный оборонный заказ. Наказание за срокиКак уже говорилось выше, длительность просрочки влияет на размер пеней ФЗ 44, которые нарушитель обязан выплатить. Стоит привести примеры штрафов по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту. За нарушение сроков контракта заказчиком, размер штрафа по ФЗ 44 составляет 3 тыс. рублей, если длительность просрочки не превысила 2 рабочих дня. Для государственных оборонных заказов, с тем же нарушением сроков, сумма увеличивается до 30 тыс. рублей. По ФЗ 44, для операторов электронной площадки с аукционами, за нарушение сроков блокировки выносится наказание об уплате 15 тыс. рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тыс. рублей, если им нарушен порядок закупки информации и документов, указанный в ФЗ 44, и нарушение сроков не превышает одного рабочего дня. Таблица штрафов за нарушение 44 ФЗНомер статьи КОАП Текст правонарушения ФЗ 44 Административная ответственность по ФЗ 44 Нарушение требований, предъявляемых законодательством РФ к способу определения поставщика при закупке продукции. Штраф в 30 тыс. руб. Игнорирование необходимости проведения конкурса или аукциона для определения поставщика. Штраф 50000 руб. Часть 2.1, ст. 7.29 Заказчиком было принято решение о проведении конкурса или аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или он нарушил порядок и сроки направления, нужного для заключения контракта с единственным поставщиком. | Штраф 50000 руб. Должностное лицо включило в план-график закупок товары, не соответствующие целевому назначению, указанному в документе, или обладающие максимальной ценой, без должного обоснования. Штраф в 20-50 тыс. руб. Должностное лицо не обосновало начальную стоимость контракта или закупаемого товара. Штраф в 30 тыс. руб. Был нарушен порядок/сроки общественного обсуждения по вопросу закупок, или оно не было проведено. Штраф в 30 тыс. руб. Нарушение установленного законодательством РФ в ФЗ 44 срока утверждения планов-графиков закупок. Штраф 30000 руб. Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона на 2 дня или меньше. Штраф в 5 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 15 тыс. руб. — для юр. лиц Часть 1.1, ст. 7.30 Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона более чем на 2 дня. | Штраф в 30 тыс. руб. — для должн. лиц, в 100 тыс. руб. — для юр. лиц Часть 1.2, ст. 7.30 Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или меньше. | Штраф в 3 тыс. руб. — для должн. лиц, в 10 тыс. руб. — для юр. лиц Часть 1.3, ст. 7.30 Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или больше. | Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 50 тыс. руб. — для юр. лиц Часть 1.4, ст. 7.30 Нарушение установленного ФЗ 44 порядка при предоставлении документации конкурса или аукциона, или при приеме заявок на участие в них. | Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 50 тыс. руб. — для юр. лиц Часть 1.5, ст. 7.30 Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, менее чем через 10 дней с момента внесения соответствующих поправок в план-график. | Штраф 30000 руб. | Часть 1.6, ст. 7.30 Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при отсутствии соответствующего момента в плане-графике. | Штраф 30000 руб. | Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при наличии предписания о необоснованности закупки. | Штраф 30000 руб. | Отказ в участии в аукционе или конкурсе на основаниях, не указанных в ФЗ 44, или нарушение порядка рассмотрения заявок. | 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 5 до 30 тыс. руб. | Часть 2.1, ст. 7.30 Наличие нарушений в протоколе, определяющем поставщика. | Штраф в 10 тыс. руб. | Несоблюдение требований ФЗ 44 по вопросу размещения информации и документов. | Штраф в 50 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 500 тыс. руб. — для юр. лиц Лицом предъявлены не описанные в ФЗ 44 требования к участникам закупки. | 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 5 до 30 тыс. руб. | Часть 4.1, ст. 7.30 Установленные на объект закупки требования, ограничивающие количество участников конкурса или аукциона, кроме случаев, указанных в ФЗ 44. | 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 10 до 50 тыс. руб. | Часть 4.2, Ст. 7.30 Документация на конкурс или аукцион, на запросы предложений или котировок утверждена с нарушением законодательных требований ФЗ 44. | Штраф в 3 тыс. руб. | Отклонение или прием заявки на незаконных основаниях, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками и их последующей оценки. | 5% от начальной цены контракта — до 30 тыс. руб. | Незаконное определение победителя в конкурсе или аукционе | Штраф 50000 руб. | Незаконное уменьшение сроков подачи заявок. | Штраф в 30 тыс. руб. | Часть 11, ст. 7.30 Закупки у малых предпринимательств или социальных некоммерческих организаций осуществлялись в меньших размерах, чем те, которые предусмотрены ФЗ 44. | Штраф 50000 руб. | Часть 13, ст. 7.30 Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на срок до двух дней. | Штраф в 3 тыс. руб. | Часть 14, ст. 7.30 Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на два дня или более. | Штраф в 30 тыс. руб. | В реестре недобросовестных поставщиков была внесена информация, не соответствующая действительности. | Штраф 50000 руб. | Просроченная подача или ненаправление информации для реестров недобросовестных поставщиков, и контрактов, заключенных заказчиками. | Штраф в 20 тыс. руб. | Часть 1, ст. 7.31.1 Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или меньше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, описанное ФЗ 44. | Штраф в 5 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 30 тыс. руб. — для юр. лиц Часть 2, ст. 7.31.1 Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или больше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, указанное в ФЗ 44. | Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 90 тыс. руб. — для юр. лиц В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44. | 1% от цены контракта, от 5 до 30 тыс. руб. — для должн. лиц | 1% от цены контракта, от 50 до 300 тыс. руб. В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. | Двойная стоимость издержек | Должностное лицо уклонилось от подписания контракта, или нарушило сроки его заключения, указанные в ФЗ 44. | Штраф 50000 руб. | Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. | Штраф в 20 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 200 тыс. руб. — для юр. лиц Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. | Двойная стоимость издержек | При одностороннем отказе выполнить условия контракта, был нарушен официальный порядок его расторжения, приведенный в ФЗ 44. | Штраф в 50 тыс. руб. — для должн. лиц, | в 200 тыс. руб. — для юр. лиц В результате действия/бездействия должностного лица или индивидуального предпринимателя был нанесен вред общественным интересам, и его степень недостаточна для уголовной ответственности. | От 5 до 15% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 30 тыс. руб.), или дисквалификация — до 2 лет — для должн. лиц или ИП, | от 100 до 300% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 300 тыс. руб.) — для юр. лиц Нарушение требований ФЗ 44, наряду с другими нормативными актами законодательства РФ, связанными с контрактной системой в сфере закупок, при изучении результатов проведенных работ или поставленных товаров. | Штраф в 20 тыс. руб. | Должностное лицо не отправило мотивированный отказ от принятия заказа, или не составило перечень документов, указанных в ФЗ 44. | Штраф в 20 тыс. руб. | Часть 10, ст. 7.32 Должностным лицом была принята работа, не соответствующая условиям контракта, что повлекло за собой увеличенные расходы из бюджета РФ. | Штраф в От 20 до 50 тыс. руб. | Часть 11, ст. 9.16 Закупленные товары не соответствуют требованиям их энергоэффективности. | Штраф в 30000 руб. — для должн. лиц в 100000 руб. — для юр. лиц | Предписания от официальных органов не выполнены к установленному времени. | Штраф в 50000 руб. — для должн. лиц в 500000 руб. — для юр. лиц | Лицо не предоставило или пропустило сроки предоставления в уполномоченные органы, контролирующие сферу закупок, информации и документов, указанных ФЗ 44. | Штраф в 15000 руб. — для должн. лиц, | в 100000 руб. — для юр. лиц Нарушения данного ФЗ грозят серьезными штрафными санкциями, найти деньги на погашение которых — не всегда просто, однако выход есть. Можно оформить срочный банковский заем и рассчитаться с долгом в тот же день. Предложения тут: Скачать текст законаВ закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб», с момента его вступления в силу, продолжают вноситься изменения и поправки. Ознакомиться с редакцией ФЗ 44 от 7 июня 2017 года, можно здесь. |