Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета : основания и порядок процедуры

Земельный участок

Кроме раздела снятие с государственного кадастрового учета применяют после слияния нескольких соседних участков. Подразумевается наличие общих линий межевания, указанных на генеральном плане. Также основанием для соответствующего оформления является отсутствие записи о правах владельца в отношении имущества, зарегистрированного до 1.03.2008 г.

В этом случае для снятия допустимы следующие причины:

  • уничтожение объекта недвижимости в результате военных, природных или других воздействий;
  • плановый снос;
  • существенные изменения базовых параметров (площади, конфигурации);
  • объединение нескольких построек.


Кроме раздела снятие с государственного кадастрового учета применяют после слияния нескольких соседних участков. Подразумевается наличие общих линий межевания, указанных на генеральном плане. Также основанием для соответствующего оформления является отсутствие записи о правах владельца в отношении имущества, зарегистрированного до 1.03.2008 г.

Стоимость и госпошлина

Процедура снятия объекта недвижимости с регистрационного учета не предполагает оплаты госпошлины. Если же документы оформлены надлежащим образом, и аргументов для ликвидации данных в Росреестре – достаточно, в течение 2-3 недель момента принятия заявления к рассмотрению процесс завершится.

  • обнаруживаются противоречивые сведения о рассматриваемом объекте в самом заявлении и в базе Росреестра;
  • заявление подает лицо, не являющееся владельцем объекта;
  • акт экспертизы состояния здания подписан не кадастровым инженером, или другим специалистом без соответствующих полномочий;
  • ошибки в правоустанавливающих или иных документах заявителя.

Нормативная база и основные определения

Для осуществления учета имущественных объектов используется общая база данных, в которой каждой постройке или земельному участку присваивается индивидуальный код, позволяющий осуществлять оперативную идентификацию. Кадастр содержит информацию о таких видах недвижимости, как:

  • земельные наделы;
  • жилые здания;
  • промышленные сооружения;
  • отдельные помещения;
  • недостроенные объекты.

Когда недвижимость прекращает свое существование, принадлежащую ей индивидуальную комбинацию цифр исключают из реестра. Порядок осуществления процедуры регламентирован федеральным законом за номером № 218-ФЗ. Недвижимый объект может прекратить свое существование по следующим причинам:

  • проведение реконструкции, повлекшей кардинальное изменение технических характеристик;
  • в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы);
  • демонтаж строения по решению собственника или указанию администрации;
  • объединение двух ранее независимых объектов в один.

Действия, направленные на образование новых учетных единиц, тоже служат поводом для удаления учетной записи из общего реестра. Типичным примером выделения нескольких объектов из одного является реконструкция дома или нежилого строения, с выделением независимых помещений, имеющих отдельные входы и независимые коммуникации. Надо отметить, что речь здесь не идет о разделе обычной квартиры. Даже если доля собственника приходится на целую комнату, технически объект остается неделимым и числится в реестре под прежним номером. Изменяется только информация о форме собственности. Однако слияние двух квартир предполагает отмену прежней регистрации обоих недвижимых объектов, с образованием одного помещения и присвоением ему нового индивидуального кода.

Выделение индивидуальных долей из цельного надела также требует внесения изменений в учетную запись ЕГРН. Фактический раздел осуществляется с производством землеустроительных работ, после которых составляется новый межевой план для каждого вновь образованного земельного надела. Правовым основанием служит совместное решение собственников, сопровождаемое оформлением акта о согласовании границ и площади каждого участка.

Когда недвижимость прекращает свое существование, принадлежащую ей индивидуальную комбинацию цифр исключают из реестра. Порядок осуществления процедуры регламентирован федеральным законом за номером № 218-ФЗ. Недвижимый объект может прекратить свое существование по следующим причинам:

Порядок снятия недвижимости с кадастра

Объектами, которые снимаются с регистрации могут выступать:

  • земельные участки;
  • дома и квартиры;
  • отдельные комнаты в коммунальных квартирах или выделенные доли в частных домах;
  • здания, отдельные помещения в них;
  • нежилые сооружения (овощехранилище, склад, производственные помещения, цеха и т. д.).

Снятие объекта с кадастрового учета происходит для недвижимости, находящейся как в собственности, так и в аренде или бессрочном пользовании. Заявление может быть подано как пользователем участка (собственником, арендатором), так и просто заинтересованным лицом, которое считает, что объект зарегистрирован по фиктивным документам или нарушает границы его недвижимости (то есть характеристики документально неверно отражены в кадастровом учете).

Но, чаще всего, снимать недвижимость приходят уже одновременно с документами на регистрацию нового либо реконструированного (объединенного, разделенного) объекта. Регистрация права собственности происходит на основании кадастрового паспорта. Документы подаются непосредственно через кадастровую палату в Росреестр, портал Электронные госуслуги или МФЦ. Во второй инстанции оформления придется ждать немного дольше (разница, как правило, всего несколько дней).

Но, чаще всего, снимать недвижимость приходят уже одновременно с документами на регистрацию нового либо реконструированного (объединенного, разделенного) объекта. Регистрация права собственности происходит на основании кадастрового паспорта. Документы подаются непосредственно через кадастровую палату в Росреестр, портал Электронные госуслуги или МФЦ. Во второй инстанции оформления придется ждать немного дольше (разница, как правило, всего несколько дней).

Какие документы обязательны при снятии с учета?!

Правоустанавливающая документация при снятии объекта недвижимости с учета является основной составляющей при проведении процедуры.

К такой документации относятся:

  1. Постановление суда;
  2. Заявление собственника;
  3. Выписка из кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  4. Выписка с подробным планом объекта;
  5. Правоустанавливающая документация (свидетельство о праве владения или документ его заменяющий);
  6. Паспорт гражданина, желающего провести процедуру;
  7. Акт исследования объекта (объектов) и иные документы, необходимые для проведения процедуры.

Именно такой комплект документов позволяет быстро и просто провести процедуру снятия с учета в кадастровой палате, вне зависимости от того, какие основания для процедуры являются решающими.

Пакеты документов могут быть отправлены в органы кадастра любым доступным для пользователя способом. Таких способов выделяют несколько:

Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден

​В ситуации, когда такое лицо не выявлено, то в течение недели с момента вынесения решения соответствующий орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планирующейся подготовке сноса и размещение такой информации на официальных ресурсах местного муниципалитета и на информационном щите в пределах земельной территории, на которой возведено сооружение.

В такой ситуации, снос осуществляется силами органа местного самоуправления, но не ранее, чем по окончании двух месяцев после размещения извещения о планируемом действии в сети Интернет.

Снесение незаконного сооружения допустимо лишь тогда, когда лицо, его возводившее, не было установлено. Статьей 222 ГК РФ закреплен механизм самостоятельного осуществления административными органами своих решений в отношении самовольных строений, если гражданин незаконно построивший сооружение, не был выявлен.

Если отсутствует какое-либо условие из установленных законодательно, решение о сносе не может быть принято.

Надо отметить, что указанная норма позволяет администрации населенного пункта:

  • При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
  • При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.
  • При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
  • При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.


Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны”).

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Признаки самовольной постройки

Самовольная постройка отличается от других строений следующими признаками:

  • Расположена на участке земли, который не является собственностью владельца постройки,
  • Находиться на территории, которая не предназначена для размещения такого типа построек, имеет иное предназначение и цели,
  • Отсутствует разрешение администрации города или района,
  • Постройка противоречит установленным нормам архитектурного или градостроительного законодательства,
  • Самовольная постройка или ее возведение имеет риски для здоровья и жизни людей либо ущемляет их права.


С 2015 года органы местной власти вместе с введением поправок к 222 статье ГК РФ получили возможность в отдельных ситуациях требовать сноса незаконной постройки без получения судебного решения. Сегодня снести незаконную постройку возможно в рамках санкций за несоблюдение норм Земельного или Градостроительного Кодекса РФ. Кроме того сегодняшние положения закона позволяют сносить подобные постройки при наличии следующих условий.

Простым языком

Самовольно строить нельзя. Это не только нарушает формальный регламентированный порядок согласования и проведения работ, но и может повлечь следующие последствия:

  • угрозу безопасности для людей и имущества, так как при самовольной постройке проект не был проверен специалистами, либо вообще отсутствовал;
  • причинение вреда окружающей среде, особенно если здание самовольно построено в охраняемых и защитных зонах;
  • возникновение проблем для развития города и реализации планов застройки.

Во многих случаях самовольно возведенное строение действительно придется сносить, так как не всегда можно устранить нарушения, провести дополнительные работы или оспорить постановление. Например, если здание было самовольно построено на территории заповедника или городского парка, отменить постановление о сносе нереально.

Однако во многих ситуациях можно предпринять меры защиты от сноса, сохранить право пользования и собственности, узаконить объект:

  • можно узаконить выполненные работы через суд или в административном порядке (если здание было построено без нарушения норм безопасности);
  • можно провести дополнительные работы, чтобы соблюсти допустимые параметры строительства (например, разобрать часть здания или этаж, изменить схемы прокладки инженерных сетей и т.д.);
  • можно внести изменения в правовой статус участка – оформить его в аренду или собственность, изменить вид разрешенного землепользования.

Так как постановление на снос является официальным нормативным актом, его можно оспорить через суд.

Комментарий специалиста. Алгоритм действия для защиты зависит от основания, указанного в постановлении на снос. Также важен срок, который Госинспекция установит для устранения нарушений или демонтажа (сноса) здания. В нормативных актах нет четких положений о сроках, поэтому владелец объекта может столкнуться с вынесением решения фактически за несколько дней до сноса. Рекомендуем регулярно проверять перечень самовольных построек Москвы, подлежащих сносу, чтобы заранее использовать все меры защиты.

Предписания и постановления о сносе нужно незамедлительно принимать к исполнению, устранять нарушения или обжаловать документ в суде

  • угрозу безопасности для людей и имущества, так как при самовольной постройке проект не был проверен специалистами, либо вообще отсутствовал;
  • причинение вреда окружающей среде, особенно если здание самовольно построено в охраняемых и защитных зонах;
  • возникновение проблем для развития города и реализации планов застройки.

С чего начинают?

Градостроительный кодекс закрепляет положения о сносе самовольно возведенных построек. Прежде всего нужно постановление о демонтаже.

По правилам снос возможен:

  • в административном порядке (без судебного решения) – решение выносит городская мэрия, но только в исключительных случаях (участок не оформлен в собственность или стройка на земле, где строить нельзя);
  • на основании судебного акта – когда суд решает, сносить объект или привести его в надлежащий вид с помощью реконструкции.

Обратите внимание, что в случае с административным порядком скорее всего снос неизбежен. Чиновники не любят вычитывать законодательство – им проще обязать владельца снести самострой. Тут может помочь только грамотный юрист. Без него, почти наверняка, возникнут проблемы.

Самострой бывает разным – многоквартирное здание, садовый домик, гараж, навес, баня. Технические особенности строения влияют на срок его сноса. Время на осуществление сноса от 3 до 12 месяцев. Если конструкция позволяет сделать реконструкцию, срок будет от 6 месяцев до 3 лет – в зависимости от сложности строения (в силу пп. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Что такое «самовольная постройка»?

Собственно, случаи признания постройки самовольной исчерпывающим образом определены в ст. 222 ГК. Так, самостроем признаются здания, сооружения или строения, построенные:

  • на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, например, на чужом или муниципальном участке;
  • на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства, например, на заповедной территории;
  • без получения на это необходимых согласований или разрешений;
  • с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Обращаем внимание, что речь идет не только о новых, но и реконструированных без разрешения объектах. То есть, когда речь идет о самовольной реконструкции (постановление АС МО № Ф05-16833/14 от 18.03.2015).

Помимо указанных признаков, в правоприменительной практике существует несколько позиций, дополняющих правовую сущность определения «самостроя» в Гражданском кодексе:

  • в качестве самостроя может быть квалифицирован недвижимый объект, построенный без согласия собственника земли (определение ВС РФ № 305-ЭС15-6246 от 28.06.2016);
  • основанием для признания постройки самовольной послужит как частноправовое, так и публично-правовое нарушение (определение ВС РФ № 308-ЭС15-15458 от 10.03.2016);
  • Осуществление самовольной постройки является виновным действием доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в ст. 222 ГК (определение ВС РФ от 13.01.2015 № 69-КГ14-10).

На самовольную постройку право собственности не возникает. Застройщик-нарушитель не вправе распоряжаться таким объектом – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Более того, ее даже использовать нельзя, по крайней мере, до приведения в соответствие требованиям закона (п. 2 ст. 222 ГК).

Помимо указанных признаков, в правоприменительной практике существует несколько позиций, дополняющих правовую сущность определения «самостроя» в Гражданском кодексе:

Правовые аспекты электронной коммерции

Очень долго – в два месяца точно не уложиться с учётом назначения рассмотрения дела через месяца полтора. Очень маловероятно наложение обеспечительных мер.

Порядок сноса

Процедура сноса самовольных строений регламентируется Гражданским законодательством и должна проходить в административном порядке. Согласно ГК России (ст. 222) владелец незаконно возведенного строения не имеет на нее прав.

Он не может распоряжаться постройкой и совершать с ней разного характера сделки. Также невозможно провести регистрацию прав собственности на незаконно возведенный объект. Если было принято решение суда о сносе, то застройщик собственными силами должен провести демонтаж самостроя, либо возместить затраты по его сносу.

Принудительный снос такого сооружения при отсутствии соответствующего решения лишает его застройщика требовать признание права собственности на незаконную постройку. Если муниципалитетом составлено распоряжение о сносе, то происходит ликвидация самостроя.

Внесенные дополнения в законодательство дают право сносить самострой не только по распоряжению суда, но и муниципальных властей без судебного решения. Однако, внесудебный порядок сноса может быть осуществлен только в отношении тех построек, которые были возведены на определенных видах территорий.

Согласно административной процедуре создается специальная комиссия по сносу самовольно возведенных построек. Если принято решение о ликвидации, то нарушителю в течение семи дней направляется копия принятого решения с обозначением срока, в течение которого самострой необходимо снести собственными силами.

ВНИМАНИЕ! Период, отведенный на снос, будет зависеть от характера постройки, но не должен составлять более одного года.

Если на ликвидацию самостроя потрачены средства администрации, то они будут взысканы с застройщика в судебном порядке.

Бывают ситуации, когда не удается установить нарушителя, который самовольно возвел объект недвижимости. В данной ситуации местные власти после того, как был решен вопрос о сносе, должны проинформировать как можно большее количество людей. Информация должна быть размещена на официальном сайте местной администрации или иного уполномоченного органа.

Если застройщик так и не объявился, то муниципалитет занимается сносом постройки. Однако сделать он это сможет только через 2 месяца после размещения информации на официальном сайте о готовящейся ликвидации.

Если на ликвидацию самостроя потрачены средства администрации, то они будут взысканы с застройщика в судебном порядке.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП “О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы” (в редакции постановлений Правительства Москвы от 18 мая 2010 г. N 403-ПП, от 12 октября 2010 г. N 938-ПП, от 7 июня 2011 г. N 254-ПП, от 16 июня 2011 г. N 269-ПП, от 28 июня 2011 г. N 285-ПП, от 19 июля 2011 г. N 330-ПП, от 2 августа 2011 г. N 347-ПП, от 30 августа 2011 г. N 396-ПП, от 25 октября 2011 г. N 491-ПП, от 15 мая 2012 г. N 208-ПП, от 15 мая 2012 г. N 209-ПП, от 22 мая 2012 г. N 233-ПП, от 15 июня 2012 г. N 272-ПП, от 18 июня 2012 г. N 274-ПП, от 3 июля 2012 г. N 303-ПП, от 25 октября 2012 г. N 597-ПП, от 7 ноября 2012 г. N 632-ПП, от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП, от 26 декабря 2012 г. N 848-ПП, от 15 февраля 2013 г. N 76-ПП, от 28 марта 2013 г. N 179-ПП, от 16 апреля 2013 г. N 242-ПП, от 13 июня 2013 г. N 377-ПП, от 13 августа 2013 г. N 530-ПП, от 20 августа 2013 г. N 552-ПП, от 6 сентября 2013 г. N 587-ПП, от 13 сентября 2013 г. N 606-ПП, от 2 октября 2013 г. N 661-ПП, от 15 октября 2013 г. N 684-ПП, от 22 октября 2013 г. N 701-ПП, от 26 ноября 2013 г. N 758-ПП, от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП, от 24 декабря 2013 г. N 882-ПП, от 25 декабря 2013 г. N 898-ПП, от 25 декабря 2013 г. N 902-ПП, от 11 апреля 2014 г. N 177-ПП, от 22 апреля 2014 г. N 200-ПП, от 29 апреля 2014 г. N 225-ПП, от 29 апреля 2014 г. N 234-ПП, от 19 августа 2014 г. N 469-ПП, от 10 сентября 2014 г. N 530-ПП, от 7 октября 2014 г. N 596-ПП, от 18 ноября 2014 г. N 680-ПП, от 25 ноября 2014 г. N 691-ПП, от 10 декабря 2014 г. N 753-ПП, от 6 марта 2015 г. N 102-ПП, от 31 марта 2015 г. N 150-ПП, от 24 апреля 2015 г. N 230-ПП, от 9 июня 2015 г. N 343-ПП, от 3 октября 2015 г. N 662-ПП, от 3 ноября 2015 г. N 724-ПП, от 18 ноября 2015 г. N 765-ПП, от 7 декабря 2015 г. N 824-ПП):

Когда могут изъять участок

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Раньше. Изъять могли только тот участок, на котором нужно что-то выращивать, а его забросили. Например, кто-то выкупил землю сельхозназначения, чтобы открыть там ферму и разбить сад, а потом перестал за ней ухаживать. Или землю дали для одной цели, а ее используют как-то иначе.

С 4 августа. Теперь к этим условиям добавили угрозу окружающей среде и возведение самовольных построек. Но одного факта незаконного строительства для изъятия мало. Участок заберут, если постройку сказали снести или переделать, а владелец участка игнорирует требования.

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Ссылка на основную публикацию