«Неженские профессии»: где женщинам нельзя работать в России

Водолаз поисково-спасательной станции

Оксана Шевалье (Москва)

Оксана Шевалье уверена, что предназначение человека все равно найдет его. “Я сперва пошла по другой среде, педагогической, юридической. Но потом встретилась с ребятами из МЧС, подключилась к этой теме и в итоге полностью себя ей посвятила”, — рассказывает она.

МЧС делится на авиационный центр, пожарно-спасательный центр и службу на водных объектах. “Вода мне ближе, я практически с детства в воде, так что попала в свою среду”, — добавляет девушка.

Оксана Шевалье у спасательного катера МЧС

“Наша работа – поиск предметов или утонувших людей, — объясняет Оксана. — В основном очистка акватории дна перед пляжным сезоном. За последние три года в нашей зоне ответственности несчастных случаев не было, разве уж по какой-то глупости. Например, в прошлую зиму люди катались ночью на машине и провалились под лед. Наша задача — достать машину, достать утопших”.

По словам Оксаны, чаще всего приходится доставать людей с поверхности, когда человек уходит прямо на глазах.

У нас время — золото: есть максимум 6-8 минут, чтобы достать человека и оживить, вдохнуть в него жизнь. Тогда чаще всего стараешься нырнуть в тот момент, когда видишь ситуацию, одновременно идет сигнал на станцию, к ребятам

“Мы работаем в Строгинской пойме — это самая высокая водяная точка в Москве, — продолжает рассказ наша героиня. — Москва-река чуть пониже, там более грязно. У нас глубина до 27 метров, водятся огромные сомы, толстолобики. Встречаются рыбы, которые не должны тут водиться. Например, акулий сом. Таких мы отправляем в лабораторию. На дне чаще всего – покрышки, буквально все усеяно. Есть лодки, катера”.

“В водной службе женщин больше нет, — говорит Оксана. — Когда я только пришла на службу, конечно, у парней в голове был определенный ряд вопросов. Но со временем это все рассеивается. У нас одинаковая форма, я стараюсь особенно на службе не выделяться – духами или юбками”.

Прежде всего ведь у нас команда. Конечно, когда я беру баллон, мальчик его хватает автоматически, помогает нести. А во мне больше мягкости, поэтому я могу в какой-то момент заменить его, например в общении с пострадавшими. Мы взаимозаменяемы, и каждый знает, чего он стоит

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]”>

Таксист

Светлана Шульга (Мурманск)

Светлана Шульга уже пять лет работает водителем такси в Мурманске. К ее “романтичной” работе — колесить по всему городу, быть в курсе всех городских событий и мероприятий, знакомиться с интересными людьми, да еще и получать за это зарплату — с завистью относятся многие подруги и с уважением — мужчины.

“Они дарят цветы, шоколадки и целуют руки”, — рассказывает Светлана.

Часто мужчины признаются после поездки, что никогда больше даже не подумают, что женщины не умеют водить машину

Многие из них удивляются, что Светлана водит только “механику”, ведь не каждый представитель сильного пола сейчас может похвастаться таким навыком.

А вот родные настороженно относятся к выбору Светланы и считают ее работу-увлечение опасной и совсем не женской. Однако женщина не боится выходить из своей зоны комфорта. Однажды снежной зимней ночью она отправилась выполнять заказ клиента из Мурманска в Вологду.

“Конечно, меня не хотели отпускать в опасное путешествие. Но я сделала это и горжусь собой”, — говорит Светлана.

Теперь меня уже не пугают ни морозы, ни плохая погода. А если ты будешь сидеть дома и смотреть телевизор, то так и не узнаешь ничего об этом удивительном мире

‘, ‘bgPos’ : ‘top center’>, ]”>

Пожарный

Анна Шпенова (Санкт-Петербург)

Сержант 2-й пожарно-спасательной части Санкт-Петербурга Анна Шпенова работает уже шесть лет. О своей редкой для представительниц прекрасного пола профессии пожарного говорит просто: “Работа — это и есть работа”. В мужском коллективе — а Анна единственная женщина-пожарный в части — ей даже проще. “Можно легко говорить напрямую, если что-то не так, не бояться обид”, — объясняет девушка. Отношение сослуживцев к ней, конечно, особенное: “Где-то меня оберегают, но чтобы я не заметила”, — смеется сержант.

О том, что станет работать в пожарно-спасательной части, Анна и не думала, но, по ее словам, “судьба свела”, а дальше — несколько месяцев подготовки, пока Шпенова не стала пожарным. И все равно учиться этому надо всю жизнь, ведь как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых пожаров, уверена Анна. По ее признанию, самое сложное в работе то, что люди в нашей стране мало думают о предупреждении пожаров и зачастую не знают, как работают пожарные и что сделать, чтобы им помочь, а не мешать. Своим детям Анна объясняет: если профессионально выполнять работу и помнить про технику безопасности, все будет хорошо.

Анна Шпенова и командир отделения Максим Асташенков

‘, ‘bgPos’ : ‘top center’>, ]”>

Кавист (сомелье)

Евгения Перепелица (Москва)

По словам Евгении Перепелицы, профессия нашла ее сама. “Два года назад в Праге мы сидели с друзьями в гастрономическом ресторане, и местный сомелье устроил нам небольшую дегустацию, — рассказывает Евгения. — Он меня так поразил своими удивительными знаниями о культуре вина, своим умением подать напиток, рассказать о нем, что это по-настоящему влюбило меня в эту сферу. Именно тогда я и подумала, что, если бы у меня была вторая жизнь, я бы стала заниматься вином”.

“По образованию я журналист, хотя сейчас понимаю, что эти две профессии имеют тесную связь”, — добавляет Евгения. Как и в журналистике, в мире алкоголя надо каждый день развиваться, перепроверять информацию и копать глубже”.

Евгения окончила школу сомелье больше года назад, однако, по ее словам, учится до сих пор. “В нашей профессии нет понятия “конец учебы”, мы все вечные студенты, — говорит девушка. — Всегда совершенствуемся, что-то читаем, изучаем языки, запахи, карты винодельческих зон и миллезимов, ходим на курсы и дегустации. Правда, у меня очень хорошие учителя. В моей профессии главное — любовь к тому, чем ты занимаешься, тогда тебя не испугают никакие трудности и предубеждения”.

Я считаю, что в современном мире уже стерлись границы между понятием мужской и женской профессии. Если ты мастер своего дела, то это видно сразу, и не важно, какого ты пола. Конечно, это не исключает наш российский менталитет: в нашей стране женщине всегда сложней, а в мире алкоголя вдвойне — я же работаю не только с вином, но и с “крепышом” (крепкие напитки).

autoclinic › Блог › Не женское дело (профессии, куда не берут женщин)

Русские женщины, которых в ближайшие выходные ждет праздник, как известно, коня на скаку остановят и в горящую избу войдут.

Русские женщины, которых в ближайшие выходные ждет праздник, как известно, коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Правда, при условии, что это им не запретит Трудовой кодекс РФ. Ведь по закону женщинам недоступны некоторые профессии, такие как корчевщик пней, водитель аэросаней или трубочист.

Так, недавно Верховный суд не разрешил женщинам работать помощником машиниста метро, отклонив иск жительницы Санкт-Петербурга Анны Клевец. Девушка просила признать незаконным постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года, в котором утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Дело в том, что в ноябре прошлого года девушка хотела устроиться в метрополитен Санкт-Петербурга помощником машиниста, но ей отказали. По мнению представителя Анны Клевец, этот отказ противоречит и российскому, и международному законодательству. В частности, Трудовой кодекс РФ закрепляет равные возможности организации труда для мужчин и женщин. Кроме того, в конвенции Международной организации труда говорится, что различия, установленные только по гендерному признаку, являются дискриминацией.

Представитель правительства Елена Андреева просила суд иск отклонить, поскольку существует масса факторов, которые не позволяют занимать должность помощника машиниста женщинам. В частности, она пояснила, что в российском законодательстве установлены пределы не только физической, но и эмоциональной нагрузки. Она отметила, что в конвенции Международной организации труда закреплена норма, согласно которой дискриминацией не является установление предпочтений, если оно обусловлено необходимой социальной защитой.

Между тем, в советские, особенно в послевоенные, времена женщины-машинисты не были редкостью. Первое постановление, запрещающее женщинам водить поезд метро, вышло еще в советское время, в 1980-е годы, пишет газета “Взгляд”.

Как сообщается, в московском метро все же есть одна женщина-машинист, на момент вступления в силу документа она уже работала в электродепо “Северное” Сокольнической линии. Но больше представительниц слабого пола в эту профессию не берут. Ко времени выхода первого постановления о запрете принимать девушек на эту работу, там уже трудились женщины-машинисты. Но в документе не было указания, что делать с теми, кто уже работает, и “машинистки” продолжали работать до самой пенсии.

Как сообщает “Комсомольская правда”, в России также был случай, когда жительница Екатеринбурга Ксения Борисова судилась за право управлять самолетом. Девушка хотела поступить в летное училище города Бугуруслан Оренбургской области, но в документах о поступлении значилось, что набирают в заведение только “лиц мужского пола”. В итоге Бугурусланский городской суд признал требование летного училища незаконным.

Не женское дело

Между тем к числу “неженских” профессий относится не только профессия машиниста метро. В перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при которых применение труда женщин ограничено, определены 39 сфер трудовой деятельности, всего 456 видов работ. Большинство из них связаны с подземными работами, поднятием тяжестей, вредными производствами или взрывчатыми веществами.

В частности, “не женское” дело корчевать пни, копать колодцы, водить аэросани или снимать шкуры с трупов крупного рогатого скота и лошадей. Не могут женщины работать взрывниками, паяльщиками по свинцу, дистиллировщиками ртути, кочегарами паровозов в депо или сталеварами мартеновской печи. Нет представительниц женского пола среди десантников-пожарных, водолазов, трубочистов, землекопов, кузнецов, лесорубов и т. д. Валять валенки, кстати, тоже работа не для женщины, отмечает “Газета.СПб”.

Кроме того, существуют и неофициально “неженские” профессии. По традиции, женщин нет среди водителей грузовиков или дальнобойщиков, грузчиков, охранников, коммивояжеров, швейцаров в гостинице. Отдается предпочтение мужчинам-видеооператорам, программистам, милиционерам и т. д.

Женские и неженские профессии

Эта глава из книги “Исцеление женской души”

Мы часто делим все на женское и неженское, причем достаточно поверхностно. Например, женские профессии. Говорят, они существуют. Что мы туда отнесём? Учителей, медсестёр, массажисток, маникюрных мастеров, швей, нянь и так далее. Вроде как, если женщина занимается женским трудом, то и профессия женская. А руководитель, например, — это уже не женское дело. Или милиционер.

Так вот. Хочу разочаровать вас. Вопрос не в профессии. Вопрос в состоянии ума, настроении, подходе к делу. Женщина, у которой нет внутри женской силы, даже женскую работу превратит в пахоту. Например, маникюрный мастер может пахать по 10-12 часов в день, каждый день. И работа вроде женская, и нравится, а сил нет. А откуда они возьмутся, если столько пахать и ещё без выходных?

Или учительница, которая таскает домой стопки тетрадей, ведёт кучу разных классов, участвует во всяких школьных мероприятиях, — женское ли это дело? Особенно когда дома есть свои дети, которые слышат только «не мешай», «я проверяю тетради» и «я устала». И когда ее дети растут непонятно как.

Бухгалтер, который не спит ночами, сводя ведомости, дебет с кредитом. Модели, которые тратят на съёмки по 10 часов в день, а потом ещё морят себя голодом. Да даже блогер, который каждый день тратит на свой блог по 10 часов! Как типа-блогер вам говорю, есть те, кто реально пашет. Не просто трудится, а пашет. Это сложно — и фото создавать, и контент, и комментарии читать, и поддерживать контакт с аудиторией.

Даже если тебе это нравится, при слишком большой загруженности, можно из себя всю душу достать и принести на блюде чужим людям.

Или вот руководительница, которая никого кнутом не порет, с работы уходит раньше всех, приходит позже всех, на работе со всеми по душам общается, помощи просит там и сям, делегирует то и это. Которая с подчиненными дружит, атмосферу создаёт и поддерживает. И дело от этого не страдает, а выигрывает. И сотрудники довольны, и семья ухожена.

То же самое с женщинами в погонах — я знаю примеры очень женственных, заботливых. Они там пироги всем пекут, обо всех заботятся. К ним бабушки ходят плакать, мамы сложных подростков за советом заглядывают. Они работают там, где быть женщиной трудно. Но у них получается сохранить себя даже в таких условиях. Потому что внутри гармонично все.

Кто же тогда из них на женской работе, а кто на мужской? Согласитесь, не все так однозначно.

Любую работу можно прекратить пахоту. И в любом месте при желании можно женственность свою сохранить – особенно когда дело любимое, и ты на своем месте.

У меня в школе было две категории учителей. Первая — уставшие, замученные, чаще всего одинокие, с детьми, но без мужа. Они приходили раньше всех, уходили позже всех, тащили на себе все и всех. Их уроки были самыми неприятными — строгие рамки, дисциплина, если что не так — двойка или выйди вон. И их предметы мы особо не любили. Зато там задавали больше всех, в тетрадях красным чёркали больше всех, свято веря, что так заставят детей выучить их предмет.

Но были другие учительницы. К ним мы бежали, теряя тапки. Им не нужно было на нас орать, чтобы мы замолчали. Они говорили тихо, и весь класс замолкал, слушали, раскрыв рты. Они вели уроки лишь пару раз в неделю, занимались своим развитием, были терпеливы, красивы, ухожены. Уроки были самые интересные, необычные и познавательные. Как ни странно, все они были замужем, и каждая из них без колебаний уходила декрет — а мы потом по ним скучали. Их предметы мы обожали. Такой была моя учительница по математике, из-за которой я ее и полюбила. Такой была моя первая учительница по литературе, еще одна учительница по истории и моя любимая по английскому.

Одно и то же дело — в данном случае обучение детей — можно делать по-разному, и результат будет разный.

Химию я до сих пор не люблю, хотя в итоге разобралась самостоятельно. Как и физику, которую полюбила сперва (с учителем повезло), потом резко разлюбила. Да и к английскому охладела после 9 класса резко.

Вопрос не в том, что мы делаем. Вопрос в том, как. Насколько нам это в радость, насколько легко и приятно, умеем ли мы сохранять баланс и не уходить слишком глубоко, не начинать пахать, не взваливать на себя все, не становиться лошадью. Сколько времени и сил тратим, сколько энергии расплескиваем. Только это и важно. Только это и делает наше дело «женским» или «неженским». А точнее – дающим силы или силы забирающим.

Поделитесь, пожалуйста, статьей в любимой соцсети или мессенджере. Это очень важно

Выделите ее мышкой и нажмитe

Неженские профессии уходят в прошлое?

В России пересматривается перечень запрещенных для женщин профессий. По мнению Министерства труда и социальной занятости он может быть сокращен на 356 наименований. Так что через 1,5 года представительницы прекрасного пола смогут работать дальнобойщиками, трактористами, парашютистами, машинистами в метро и т. п.

По словам министра труда М. Топилина такие изменения стали возможны, благодаря современным технологиям, существенно снизившим риски и физические нагрузки в ряде сфер трудовой деятельности. Да и многие, вошедшие в действующий перечень профессии, не рекомендованные женщинам, уже «вымерли».

В настоящее время Трудовой кодекс содержит 456 таких специальностей в 38 сферах. Это должно измениться 1 января 2021 года. Когда после окончательного утверждения вступит в силу новый документ Минтруда, недоступными для женщин будут 100 производств, работ и должностей из-за опасных и/или вредных условий труда.

Им по-прежнему нельзя будет работать авиационными механиками, слесарями по ремонту авиадвигателей и водолазами, тушить пожары, очищать канализационные сети, участвовать в строительстве метрополитенов, тоннелей и т. п. Хотя Минтруд отмечает, что работодатель вправе применять труд женщина без ограничений, при обеспечении безопасных условий труда.

Конечно, это не значит, что сейчас женщины не работают на вредных производствах, не таскают тяжести, да и вообще не трудятся наравне с мужчинами. Как не значит и то, что сокращение ныне действующего перечня «мужских» профессий приведет к тому, что все женщины захотят стать кузнецами, трактористами или пожарными.

Но так или иначе современные россиянки активно продолжают осваивать традиционно мужские работы. Даже если им приходится прикладывать титанические усилия, чтобы преодолеть прямые запреты на допуск к такой деятельности. Почему? Кто-то идет в мужскую профессию для продолжения семейного дела, кто-то ради хорошей зарплаты, кто-то для самоутверждения, а кто-то по зову сердца.

Интересно, что при всем разнообразии мотивов, подавляющее большинство из них единодушны в том, что свобода в выборе своего дела должна быть равно как у мужчин, так и у женщин.

Тем более, что в жизни есть немало историй, когда, идущие наперекор сложившимся стереотипам женщины добиваются исключительных успехов, становясь легендами.

Взять, к примеру, первооткрывателя коренного месторождения алмазов в СССР – геолога Ларису Попугаеву или летчицу Валентину Гризодубову, установившую несколько мировых воздушных рекордов и ставшей первой женщиной, удостоенной званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Или Анну Щетинину – первую в мире женщину-капитана дальнего плавания, в честь которой назван мыс побережья Амурского залива Японского моря.

Одно из правил Вирджинии Рометти – первой женщины, ставшей главой компании IBM, гласит: « Не позволяйте никому устанавливать для вас границы — делайте это сами». Думаю, этим принципом руководствуется множество успешных людей.

То, что в России в скором времени расшириться список профессий, которыми могут заниматься женщины, несомненно облегчит кому-то жизнь. Но тут, конечно, важно еще и то, чтобы в своем стремлении к самореализации женщины не превращались в пародию мужчин, ну и сильный пол не вырождался.

Как писал известный философ и гуманист Л. Рон Хаббард: «Если мужчине предстоит подняться к большим высотам, женщина должна подняться вместе с ним или даже впереди него. Но она должна подняться как женщина, и она не должна идти по тому пути, на который её сегодня толкают, – она не должна подниматься как мужчина.

Те умения и навыки, которыми владеют женщины, то творчество то вдохновение, на которые они способны и которые они – тут и там в отдельных уголках нашей цивилизации – всё-таки умудряются поддерживать (несмотря на всё больше распространяющиеся вокруг них крушение и упадок мира мужчин), следует возродить в полном объёме. Эти умения, навыки, творчество и вдохновение являются украшением женщины, так же как женщина – это украшение человечества».

Чего и хочется пожелать нашему, неумолимо следующему по пути технического прогресса, обществу.

Елена Дейнеко специально для Planet Today

Неженские профессии

подготовила — александра кузнецова

организаторы — александра кузнецова и екатерина филиппова

фотограф — эвелина побережец

визажисты — екатерина филиппова, ирина шергина

По мнению авторов проекта, женщина обязательно должна работать секретаршей, медсестрой или сидеть дома варить борщ, но никак не брать в руки тяжёлые инструменты, подобные молотку или гаечному глючу. В современном мире женщины хотят работать таксистками, программистками, судовыми малярами, машинистками, при этом не встречая негатива или отказов от работодателей.

Ольга, Слесарка, 45 лет

Я вырастила и воспитала дочь, которая давно отправилась в свободное совершеннолетнее плавание. Сейчас моей заботой является ещё одна дочурка, ей восемь. Имею собственное жильё площадью 60 квадратов. Обеспечивала большинство своих гражданских и законных мужей. Любые попытки отправить очередного избранника приносить деньги в семью ничем хорошим не увенчались. Мужчины всегда во мне видели сильную и независимую женщину, которой помощь не нужна. Большую часть своей жизни кручусь в медицине, имею медицинское образование. Однако, я больше не об этом хотела рассказать, а о том, как на одном этапе моей жизни меня занесло в автомеханики и слесаря. Каково было удивление мужчин, когда с ними на равных была женщина, меня это всегда забавляло))) Есть и другая сторона медали моих «выходок», как говорили некоторые: «Выскочка!», «Тебе лишь бы к мужикам поближе», «Не слесарь, а Марфа по вызову!», «Не женское это дело»… Даже грубую брань иногда приходилось выслушивать от окружающих. Когда я старшенькую растила, в 90-е было тяжело с деньгами и работой, вот и уцепилась за то, что было, чтобы прокормить растущую пуговку. Уставала, маялась, плакала ночами из-за огласки. Жалею ли я? Нет! Всё, что происходило со мной, закалило меня ещё больше, и я счастлива, что всё пройденное мной случилось совсем не зря. Абсолютно все мои достижения — это я сама. Самое ценное — мои дети, ради которых я пойду на любые приключения. Всем желаю добра и понимания, спасибо за прочтение моего небольшого рассказа)

Евгения, слесарка, сантехничка, 26 лет

Жека, Евген, Жора, Женек — так ко мне обращались мои друзья, коллеги и просто знакомые. Ассоциируются ли они с хрупкой и милой девушкой? Не думаю, но всё это обо мне. В моем имени так много противоречивого, одновременное сочетание силы и слабости. Я прячу свои слабости за лицом безразличия. Стараюсь решать все вопросы или проблемы мирным путём. Моя решительность не всегда поддаётся здравому смыслу, но что не сделаешь ради счастья. В материальном плане мне важен достаток. Семейный бюджет не перекладываю на плечи своего мужчины, а вношу свою посильную лепту.

Настя, программистка, 20 лет

Мама ждала мальчика, а родилась я. Впрочем, не суть. Решив посвятить себя программированию, поступив на техническую специальность и действительно интересуясь разработкой, столкнулась с огромным количеством стереотипов. «Вау, девушка, в техническом вузе, тяжело, наверное?», «Мальчиков много, поклонников куча?» И это ещё без «остроумных» шуток про девушек и математику/программирование. Проблема в том, что до сих пор некоторые профессии относят к мужским. А ведь девушек-разработчиков можно встретить практически в любой компании. Мир поменялся, а мировоззрение людей — нет. Во многих странах уже это поняли, пора и России начать путь прогресса.

Екатерина, судовая механица, 31 год

Борьба с непонимающей частью общества началась у меня ещё в раннем детстве.

— Мальчик, а как тебя зовут?

Потом школа. Мальчики били меня, потому что считали себя со мной на равных. Мне было страшно, я не понимала, почему они так со мной. Мне нравились «войнушки», «стрелялки» и всякие игры, как говорили тогда — «мальчуковые»
После я поступила в учебное заведение на маляра и опять столкнулась с возмущением: «Не женская это профессия!», «Вот сумасшедшая», «Лучше бы на повара пошла»… А мне нравилось! Моё это! Наперекор всему я получила корочку и сейчас получаю высшее в инженерной.

Сейчас я судовой маляр. Работаю, честно признаюсь, много. Зато на машину и квартиру сама заработала!) В моём доме царит уют, и любимый человек рядом поддерживает меня во всех моих начинаниях.

Дорогим девушкам желаю, чтобы всегда шли к своей цели несмотря ни на что и занимались тем, что действительно нравится.

Юлия, таксистка, 23 года

«Женщина за рулем — обезьяна с гранатой», — кричат мне большинство мужчин. Но нельзя отрицать тот факт, что женщина за рулем более аккуратна, она практически не нарушает правила движения, не превышает скорость. Женщине не свойственно «красоваться» за рулем. Например, я почти не подрезаю, не обгоняю, не стремлюсь раньше всех стартовать на светофоре или не пытаюсь продемонстрировать эффектный, но опасный маневр.

И сколько бы ни рассказывали страшных историй о женщинах за рулем, официальная статистика утверждает, что практически всегда виновниками аварийной ситуации на дороге становятся мужчины.

Всё более частым становится явление девушек-таксистов. И этого совсем не стоит бояться, ведь проехаться в компании милой женщины не только приятно, но и безопасно. Вот и я подалась в эту профессию. Девушка не станет включать шансон, ни в коем случае не нагрубит и не будет материться, а, напротив, подарит хорошее настроение и пожелает доброго дня. Разумеется, всё не так радужно, морально любой женщине, как и мне, тяжело на дороге, работа нервная. По большей части, девушки — это хрупкие и нежные существа, а вот пассажиры бывают разные — некоторые ведут себя не совсем адекватно. Но никто точно не поднимет руку на женщину. Главное, научиться сохранять спокойствие в любой ситуации и мило улыбаться. Единственное, в чем я точно уверена, так это в том, что какие бы стереотипы ни прививало общество, на дорогах все равны.

В каких профессиях женщинам не место

Русские женщины, которых в ближайшие выходные ждет праздник, как известно, коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Правда, при условии, что это им не запретит Трудовой кодекс РФ. Ведь по закону женщинам недоступны некоторые профессии, такие как корчевщик пней, водитель аэросаней или трубочист.

Поезд ушел

Так, недавно Верховный суд не разрешил женщинам работать помощником машиниста метро, отклонив иск жительницы Санкт-Петербурга Анны Клевец. Девушка просила признать незаконным постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года, в котором утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Дело в том, что в ноябре прошлого года девушка хотела устроиться в метрополитен Санкт-Петербурга помощником машиниста, но ей отказали. По мнению представителя Анны Клевец, этот отказ противоречит и российскому, и международному законодательству. В частности, Трудовой кодекс РФ закрепляет равные возможности организации труда для мужчин и женщин. Кроме того, в конвенции Международной организации труда говорится, что различия, установленные только по гендерному признаку, являются дискриминацией.

Представитель правительства Елена Андреева просила суд иск отклонить, поскольку существует масса факторов, которые не позволяют занимать должность помощника машиниста женщинам. В частности, она пояснила, что в российском законодательстве установлены пределы не только физической, но и эмоциональной нагрузки. Она отметила, что в конвенции Международной организации труда закреплена норма, согласно которой дискриминацией не является установление предпочтений, если оно обусловлено необходимой социальной защитой.

Между тем, в советские, особенно в послевоенные, времена женщины-машинисты не были редкостью. Первое постановление, запрещающее женщинам водить поезд метро, вышло еще в советское время, в 1980-е годы, пишет газета “Взгляд”.

Как сообщается, в московском метро все же есть одна женщина-машинист, на момент вступления в силу документа она уже работала в электродепо “Северное” Сокольнической линии. Но больше представительниц слабого пола в эту профессию не берут. Ко времени выхода первого постановления о запрете принимать девушек на эту работу, там уже трудились женщины-машинисты. Но в документе не было указания, что делать с теми, кто уже работает, и “машинистки” продолжали работать до самой пенсии.

Как сообщает “Комсомольская правда”, в России также был случай, когда жительница Екатеринбурга Ксения Борисова судилась за право управлять самолетом. Девушка хотела поступить в летное училище города Бугуруслан Оренбургской области, но в документах о поступлении значилось, что набирают в заведение только “лиц мужского пола”. В итоге Бугурусланский городской суд признал требование летного училища незаконным.

Не женское дело

Между тем к числу “неженских” профессий относится не только профессия машиниста метро. В перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при которых применение труда женщин ограничено, определены 39 сфер трудовой деятельности, всего 456 видов работ. Большинство из них связаны с подземными работами, поднятием тяжестей, вредными производствами или взрывчатыми веществами.

В частности, “не женское” дело корчевать пни, копать колодцы, водить аэросани или снимать шкуры с трупов крупного рогатого скота и лошадей. Не могут женщины работать взрывниками, паяльщиками по свинцу, дистиллировщиками ртути, кочегарами паровозов в депо или сталеварами мартеновской печи. Нет представительниц женского пола среди десантников-пожарных, водолазов, трубочистов, землекопов, кузнецов, лесорубов и т. д. Валять валенки, кстати, тоже работа не для женщины, отмечает “Газета.СПб”.

Кроме того, существуют и неофициально “неженские” профессии. По традиции, женщин нет среди водителей грузовиков или дальнобойщиков, грузчиков, охранников, коммивояжеров, швейцаров в гостинице. Отдается предпочтение мужчинам-видеооператорам, программистам, милиционерам и т. д.

Ссылка на основную публикацию