Как стать губернатором: требования к должности

У России есть задел для достройки «Северного потока – 2»

Фото: REUTERS/Stine Jacobsen

«Россия имеет в своей копилке и полеты первого человека в космос, и полеты на Марс. Мы построили «Голубой поток» и «Турецкий поток» по дну Черного моря. И мы точно построим «Северный поток – 2», как построили «Северный поток – 1», вопреки всем санкциям», – заявил газете ВЗГЛЯД заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации газонефтепроводов Губкинского университета Никита Голунов. Подробности.

«Охоту на ведьм» не удастся выдать за борьбу с хамством чиновников

Фото: горсовет-керчь.рф

Реакция на керченский «меховой визит с булками» очень показательна – сначала публика в соцсетях, не разобравшись в деталях, обрушилась на «наглых чиновников, унижавших ветеранов». А потом глава Крыма и вовсе потребовал увольнения провинившихся. Между тем, если внимательно разобраться, то особой вины за керченскими депутатами нет, а «охота на ведьм» абсолютно недопустима и вредна. Подробности.

Коронавирус усилился птичьим гриппом

Фото: REUTERS/Luc Gnago

Внезапная вспышка высокопатогенного птичьего гриппа в Китае вызвала у одних людей новые панические атаки. Другим напомнила о том, как без особых последствий закончились эпидемии прошлых лет, из-за которых в мире тоже вводился карантин и ограничения на передвижения. Может ли птичий грипп умножить угрозу, исходящую от коронавируса? Подробности.

Польша купила у США оружие для нападения на Россию

Фото: U.S. Air Force/R. Nial Bradshaw

Уже в 2026 году Польша получит на вооружение первые американские истребители F-35A – соответствующий договор подписали Варшава и Вашингтон. Каковы достоинства и недостатки этих боевых самолетов, как происходящее меняет баланс сил на Балтике и вокруг Калининграда – и чем стоило бы ответить на это российским Вооруженным силам? Подробности.

Первый серийный Су-57 разбился прямо перед поставкой в войска

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Планы ВКС по закупке новейших истребителей пятого поколения Су-57 срываются. Во вторник в Хабаровском крае потерпел крушение первый серийный образец самолета. Причиной аварии, по предварительным данным, стал сбой в управлении хвостовым оперением. Первый серийный Су-57 должны были передать в войска до конца 2019 года, а значит, до выполнения обещания оставались считанные дни. Почему сейчас с машиной возникли проблемы? Подробности.

Мы сами натянули колючую проволоку

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент

Донбасс постепенно становится Россией

Дмитрий Родионов, политолог

Почему «сделку века» называют капитуляцией

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Какие новинки автопрома приедут в Россию в 2020 году

Коронавирус проник в Россию

Как Китай обзаводится новейшим вооружением

Обвал петербургского спорткомплекса привел к человеческим жертвам

НАСА презентовало первый в истории МКС модуль для космического туризма

Подаренное Эрдоганом зеркало привело Меркель в восторг

«ARDA Car Wash Equipment»: Стартап, открывший дверь в мир возможностей

«Калиты»: Как превратить медовый стартап в кондитерское производство

Ceramum: История о том, как слепить стартап своими руками

  • Да (я верующий)
  • Нет (я верующий)
  • Да (я атеист)
  • Нет (я атеист)
  • Создание новых промышленных предприятий
  • Поддержка сельского хозяйства
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  • Развитие транспортной инфраструктуры
  • Развитие наукоемких технологий

Как хотят ужесточить штрафы для автомобилистов?

Как отличить номера автомобилей спецслужб и правительства?

Что изменится в жизни автомобилистов в 2020 году?

Главная тема

риск заражения

официальный визит

перспективное оружие

Видео

В России впервые за три года упали продажи новых автомобилей – с 2016-го по конец 2018-го они стабильно росли. При этом пока отдельные бренды, как Ford, Россию покидают, другие либо возвращаются, как Opel, либо просто привозят новые модели. И в 2020 году таких машин будет немало.

Заигрывание с Западом

американская дипломатия

вдохновители декабристов

Тартуский договор

Непризнанные регионы

Выгодный прецедент

Разделение по сердцам

викторина

на ваш взгляд

Требования к российским губернаторам изменились

27 сентября 2017, 14:35
Фото: Стоян Васев/ТАСС
Текст: Олег Исайченко

Губернаторский корпус переживает вторую за этот год волну обновлений. В среду появились сообщения, что заявление об отставке подал глава Красноярского края Виктор Толоконский. Ранее посты покинули губернаторы Нижегородской и Самарской областей. У вновь назначенных врио есть общая черта – и это не только их возраст, но и новые требования, предъявляемые к региональным руководителям.

«Ротационный процесс в корпусе руководителей регионов – это абсолютно нормальный, востребованный и ожидаемый процесс», – подчеркнул пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя последние назначения.

По мнению Владимира Путина, приходящие на смену губернаторы «способны именно реализовывать наработанный уже, несмотря на молодой возраст, потенциал в интересах развития тех регионов, которые они возглавили», сказал пресс-секретарь главы государства.

Ранее в среду появились сообщения о том, что заявление губернатора Красноярского края Виктора Толоконского об отставке поступило на рассмотрение в Кремль. Песков не подтвердил, но и не опроверг эту информацию.

Власти проводят оценку эффективности работы губернаторов и органов исполнительной власти в регионах. По итогам такого исследования могут состояться новые отставки, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Но губернаторы сами принимают решение о том, продолжать ли им работать, цитирует Козака «Интерфакс».

Омоложение кадров

Накануне президент отправил в отставку второго за последние дни регионального старожила-«тяжеловеса». Подписан указ об отставке Валерия Шанцева с поста губернатора Нижегородской области по собственному желанию. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен Глеб Никитин, до этого момента – первый замминистра промышленности и торговли.

Шанцев возглавлял Нижегородскую область с 2005 года, до этого, в 1996–2005 годах, был вице-мэром Москвы при Юрии Лужкове. 70-летнего Шанцева сменяет представитель нового поколения. Глебу Никитину 40 лет.

В понедельник стало известно, что покидает свою должность самарский губернатор Николай Меркушкин, также «мастодонт» региональной политики. Меркушкин руководил Самарской областью последние три года, а до этого, с 1995-го, был главой Республики Мордовия. 66-летнего Меркушкина сменил 47-летний Дмитрий Азаров. Вновь назначенный врио губернатора был сенатором от Самарской области, до этого – возглавлял городской округ Самара.

В 2009 году был включен в первую сотню кадрового резерва по решению Дмитрия Медведева, в тот момент – президента.

И Никитин, и Азаров прошли профильное обучение в Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте, отметила в беседе с газетой ВЗГЛЯД вице-президент Фонда открытой новой демократии Анна Федорова. Оба врио губернаторов специализируются на госуправлении. «Это очень хорошая тенденция. Губернаторский корпус должен состоять из профессиональных управленцев», – полагает Федорова.

Главное требование – антикоррупционное

К кандидатам на губернаторский пост сейчас предъявляются очень высокие требования, подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров. Собеседник отметил:

«Это в первую очередь все требования антикоррупционного законодательства по всей прошлой жизни.

Каждый кандидат проходит проверку по всем направлениям своей деятельности за предыдущий период».

Кроме того, отметил Азаров, требуется высокий профессионализм, умение принимать взвешенные решения в жестких условиях, при недостатке времени.

И, конечно же, необходимо уметь видеть те тренды развития как общества, так и различных отраслей хозяйствования, образования, социальной сферы, чтобы брать лучший опыт на вооружение, внедрять его в своих регионах и тем самым обеспечивать опережающее социально-экономическое развитие и благосостояние граждан, добавил врио руководителя региона.

«Приходят новые лица, по-другому обученные»

Президент консалтингового агентства Bakster group Дмитрий Гусев считает, что губернаторские отставки, которые сейчас происходят, укладываются в рамки курса на обновление руководства регионов с ориентиром на молодых технократов.

«Это новая кадровая политика президента, она продолжается. Приходят новые лица, по-другому обученные, они в федеральных структурах работали, в госкомпаниях», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Требования к кандидатам на губернаторские посты за последние 5–10 лет значительно изменились, отметил Гусев. По его словам, сейчас есть четкая кадровая политика, люди проходят отбор по критерию умения управлять, они должны соответствовать четким требованиям.

«Это должны быть молодые люди с управленческим опытом не только в государственной сфере, но и в бизнесе».

Например, новый врио нижегородского губернатора Глеб Никитин в период работы в Росимуществе представлял интересы государства в ранге члена совета директоров Роснефти, Транснефти, «Аэрофлота», концерна «Алмаз – Антей», РКК «Энергия» и ряда других крупных компаний с государственным участием.

С другой стороны, в бытность первым заместителем министра промышленности и торговли Никитин входил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии, организовывал взаимодействие с наблюдательным советом госкорпорации «Ростех» и Фондом развития промышленности.

Отметим, что «школу» Минпромторга также прошли Антон Алиханов и Дмитрий Овсянников, сначала назначенные врио, а затем избранные губернаторами – соответственно, Калининградской области и Севастополя.

Сам же губернаторский пост – «это важная ступенька в политической карьере для этих молодых ребят», указывает Дмитрий Гусев.

В докладе, подготовленном Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) еще в июле, отмечалось: «Назначения новых врио глав субъектов демонстрируют курс на кардинальное обновление регионального госуправления (в плане лиц и технологий), повышение его эффективности и запуск системы ротации кадров». Налицо омоложение региональных кадров: средний возраст 11 новых врио – 44 года.

Но, как подчеркивали авторы доклада, возраст вновь назначенных врио губернаторов – не главная примета обновления. «Новые врио глав субъектов в абсолютном большинстве случаев являются носителями современных управленческих подходов и практик, демонстрируют владение эффективными методами управления, способность видеть и решать проблемы по-новому», – отмечали эксперты ЭИСИ.

Требуется менеджер, а не «проповедник»

«Требования изменились, и в первую очередь это связано с тем, что губернатор стал в большей степени менеджером и экономистом, чем политиком и проповедником», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

К примеру, лет 10 назад требовалось интенсивное общение с населением, чтобы люди чувствовали чуткую и твердую руку, что в регионе есть хозяин, чтобы проводились долгие совещания партхозактива.

На эту тему

Сейчас нужно более быстрое мышление, знания в экономике, а также в сфере социального общения и пиара – «то есть то, что уже не доступно тем, кто старше 55 лет», подчеркнул политолог. Поэтому выбор падает на «более молодых и эффективных менеджеров», добавил эксперт. Исключением является разве что Кавказ, где по-прежнему нужны «хозяева и отцы», которые могли бы найти компромисс в сложной межнациональной политической обстановке.

Когда мы говорим «молодой технократ», люди не всегда понимают, что за этим кроется, указал Смирнов.

«Стоит говорить о компетентных специалистах, разбирающихся в экономике, быстро соображающих, но при этом понимающих, что кроме экономики, технологических прорывов, которые требуются для регионов, есть еще люди и психология», – указал эксперт. Технократы, как правило, про психологию не думают, заметил собеседник. «Но в нашей ситуации, в нашей системе, когда более половины населения – старше пятидесяти, надо быть не только прогрессивным экономистом и менеджером, но и большим, хорошим психологом», – резюмировал эксперт.

Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 1603 О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

В целях реализации положений федерального законодательства о порядке наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации постановляю :

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

2. При подготовке и представлении предложений по кандидатурам на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации исходить из необходимости обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

1. Кандидатуры на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) представляются Президенту Российской Федерации Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

2. Предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вносятся Руководителю Администрации Президента Российской Федерации полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

При внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации вносятся одновременно предложения не менее чем по двум кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Указанные предложения вносятся не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий – в течение 10 дней.

4. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации рассматривает предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, проводит необходимые консультации и представляет кандидатуры и соответствующие документы Президенту Российской Федерации.

5. В случае отклонения Президентом Российской Федерации представленных кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации новые кандидатуры представляются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации в установленные Президентом Российской Федерации сроки, обеспечивающие соблюдение норм федерального законодательства.

6. Должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, подготавливающие и вносящие предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, несут ответственность за обоснованность предложений, объективность и достоверность информационных и иных справочных материалов, а также материалов, характеризующих указанные кандидатуры.

7. Не поддерживаются и не представляются Президенту Российской Федерации кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, которые не могут быть приняты на государственную гражданскую службу Российской Федерации по основаниям, установленным федеральным законодательством.

8. К предложению по кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются:

копия декларации о доходах гражданина, кандидатура которого представляется на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, с отметкой соответствующего налогового органа о принятии декларации на рассмотрение (по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 “О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе”);

справка о результатах предварительных консультаций по предлагаемой кандидатуре;

информационные и иные справочные материалы;

заявление гражданина, кандидатура которого представляется на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о согласии на рассмотрение его кандидатуры с обязательством в случае наделения его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую в соответствии с федеральным законодательством со статусом этой должности.

9. Настоящее Положение не применяется в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, поставившего перед Президентом Российской Федерации вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий, за исключением норм, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

Как стать губернатором: требования к должности

Граждане, имеющие право на участие в конкурсе на избрание главой сельского поселения Российской Федерации или граждане зарубежных государств (участники договорных международных отношений с Российской Федерации, в соответствии с которыми зарубежные граждане) получают право работать на муниципальной службе от 18 лет и до 65 лет.

По уровню профессионального образования – высшее профессиональное образование.

По уровню знаний знание Конституции Российской Федерации, Конституции республики, края или области, знание федерального законодательства и законов о вопросах местного самоуправления и муниципальной службы, знание социально-экономического положения муниципального района.

По стажу работы – не менее четырех лет стажа муниципальной службы.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, представляют следующие документы:

– личное заявление, автобиографию, анкету установленного образца,

– 2 шт. фотографии (размером 4х6 см.);

– документ, который удостоверяет личность (при личной явке на конкурс);

– документ, подтверждающий профессиональное образование и стаж работы (копии, заверенные нотариально);

– ИНН Российской Федерации;

– военный билет для военнослужащих и лиц, подлежащих воинскому призыву;

– справку об имуществе, о доходах и иных обязательствах, имеющих имущественный характер, гражданина, который претендует на должность в муниципальной службе в администрации сельского поселения муниципального района;

-информацию за истекшие три года перед поступлением на муниципальную службу в форме утвержденной 28 декабря 2016 г распоряжением Правительства Российской Федерации № 2867-р об информации, о сайтах или страницах в сети «Интернет», на которых кандидат на должность главы сельского поселения размещал общедоступные данные о своей общественной деятельности.

Конкурсант по своему усмотрению может представить другие документы или их копии, которые заверены нотариально или кадровой службой с места работы, характеризующие его профессиональную подготовку.

Несвоевременное или неполное представление названных документов является поводом для отказа кандидату в участии в конкурсе.

Конкурс проводится в форме испытания.

Решение конкурсной комиссии объявляется после проведения итогов конкурса.

К претенденту на замещение должности главы сельского поселения предъявляются требования в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О государственной муниципальной службе в Российской Федерации» от 15.11.2007 № 75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы», в соответствии с Уставом сельского поселения.

Не могут быть выдвинуты кандидатами граждане Российской Федерации:

  • По суду признанные нетрудоспособными, либо находящиеся в местах лишения свободы по решению верховного суда.
  • Имеющие вид на жительство, либо гражданство зарубежной страны или любой другой документ доказывающий право на постоянное место жительство в зарубежной стране. Данные граждане имеют вправо быть выбранными в органы местного самоуправления, если это возможно по международному договору с Российской Федерацией.
  • Граждане, признанные осужденными за тяжкие, либо особо тяжкие преступления или имеющие на день избрания на выборах непогашенную или неснятую судимость за данные виды преступлений:

А) осужденные с лишением свободы за исполнение тяжких преступлений, при этом судимость должна быть погашена или снята, – до погашения судимости или истечения десяти лет со дня снятия;

Б) осужденные лишением свободы за исполнение тяжких преступлений, при этом судимость должна быть погашена или снята, – до погашения судимости или истечения пятнадцати лет со дня снятия;

В) осужденные за совершенные преступления экстремистской направленности, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день проведения выборов непогашенную и неснятую судимость за вышеуказанные преступления, но при этом на эти лица не должны распространяться действия подпунктов «а.1» и «а.2» вышестоящих пунктов;

Г) подвергнутые наказанию административному за совершение правонарушений административных, которые предусмотрены в статьях 20.3 и 20.29 Гражданского Кодекса Российской Федерации о правонарушениях административных, но при этом голосование во время выборов должно состояться до окончания срока, при течении которого лицо подвергается наказанию административному;

Д) в отношении которых по решению суда, которое вступило в силу, выявлен признак нарушения наказания, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, которые предусмотрены подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но при этом данные нарушения или действия были совершены до времени проведения голосования на выборах при определённом законом сроке полномочий государственных органов власти или органов местного самоуправления, в которых были назначены выборы, либо должностного лица, для выбора которого назначали голосование.

Одно и то же лицо не может занимать выборную должность главы сельского поселения более двух сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина решения суда Российской Федерации, которое вступило в силу о лишении его права занимать муниципальные и (или) государственные должности в течение конкретного срока, этого гражданина не могут зарегистрировать в качестве кандидата, если голосование на выборах главы сельского поселения состоится до истечения указанного срока.

На основе международных договоров Российской Федерации и в порядке, который установлен законодательством, иностранные граждане, которые проживают на постоянном основании на территории определенного сельского поселения, могут быть избранными в органы местного самоуправления и право избирать, участвовать в других избирательных действиях на вышеуказанных выборах, а также принимать участие в местных референдумах на тех же условиях, что и жители Российской Федерации.

Кандидатом на должность главы поселения не может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации при наличии следующих обстоятельств:

1) признания его ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, которое начало свое законное действие;

2) осуждения его к наказанию, которое исключает доступность выполнения должностных инструкций при работе в муниципальной службе, по приговору суда, который вступил в законную силу;

3) не желание проходить процедуру оформления допуска к информации, которая являются государственным и иным охраняемым федеральным законодательством секретом, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с применением таких сведений;

4) наличия заболевания, которые препятствуют поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (супруги, родители, братья, дети, сестры, а также сестры, братья, родители, супруги детей и дети супругов) с главой сельского поселения, возглавляющий местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью данному должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения гражданином вида на жительство или другого документа, который подтверждает право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории зарубежной страны, не являющейся участником международного договора Российской Федерации, в соответствии, с которым гражданин Российской Федерации, который имеет гражданство зарубежного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства зарубежного государства (зарубежных государств), за исключением случая, когда муниципальный служащий является гражданином зарубежного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) предоставление заведомо ложных сведений или подложных документов необходимых для поступления на работу в муниципальную службу;

9) не предоставление предусмотренной настоящим Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и иными федеральными законами информации или предоставления заведомо неполной или недостоверной информации для поступления на муниципальную службу;

9.1) непредставление информации, которая предусмотрена статьей 15.1 действующего Федерального закона №273;

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на основании заключения призывной комиссии (за исключением граждан, которые прошли военную службу на контрактной основе) – в течение 10 лет со дня истечения срока, который установлен для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, – в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.

В случае если гражданин состоит в родственных отношениях (отец, мать, жена, дети, братья или сестры, а также иные близкие родственники жены, детей или родителей) с главой муниципального образования не имеет права быть выбранным по контракту на должность главы местной администрации, а служащий муниципалитета также не может заместить должность главы местной администрации на контрактной основе.

Гражданина не могут принять на работу в муниципальное учреждение при достижении им 65-летнего возраста – максимально возрастного критерия, который установлен для назначения на должность в муниципальную службу.

Кандидатом на должность главы поселения может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, который имеет высшее профессиональное образование.

Квалификационные требования к кандидатам;

По уровню профессионального образования – высшее профессиональное образование.

По стажу работы – от четырех лет работы в муниципальной службе или более пяти лет работы по специальности.

Претендент на выборную должность главы сельского поселения должны обладать следующими профессиональными знаниями и навыками в области законодательства Российской Федерации и регионального законодательства:

– знание Конституции Российской Федерации;

– знание Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– знание Устава сельского поселения;

– знание основных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», законов о полномочиях органов местного самоуправления;

– навыками управленческой деятельности.

Данный порядок является законодательной новеллой. Согласно ФЗ № 131-ФЗ о порядке проведения конкурсного отбора кандидатов на замещение должности главы сельского поселения проводится установка регламента представительным органом муниципального образования. Это означает, что только представительный орган муниципального образования может подготовить в порядке правотворческой инициативы муниципальный правовой акт, регулирующий данный порядок, и принять его. Кроме того, основными принципами местного самоуправления являются принцип самостоятельности местного самоуправления и принцип невмешательства органов государственной власти, в том числе и органов государственной власти субъектов Российской Конституционное право, конституционный судебный процесс 19 Федерации, в деятельность органов местного самоуправления.

Как стать губернатором в США

Хрестоматийным примером «прилежного» американского губернатора можно считать самого пожилого из всех действующих руководителей штатов — 80‑летнего Джерри Брауна. В его багаже и правильное происхождение (его отец также был губернатором Калифорнии), и диплом Йельского университета, и опыт работы председателем отделения Демократической партии, мэром Окленда и даже генеральным прокурором штата.

Фото: Mark Miller

Такого политика можно назвать непотопляемым. После двух сроков на посту губернатора Калифорнии (1975–1983 гг.) Джерри Браун трижды проиграл в борьбе за номинацию «президент США» от Демократической партии (его отец Пэт Браун, кстати, уступил на выборах 1966 года Рональду Рейгану), потерпел сокрушительную неудачу на выборах в сенат, после чего даже уехал на какое-то время из страны, изучал дзен в Японии. И, кажется, это только укрепило его характер: в 2010 году он смог в третий раз переизбираться на пост губернатора Калифорнии, а затем повторил успех и в 2014 году.

«Конечно, хорошо, если перед назначением губернатор будет законодателем либо своего штата, либо законодателем от этого штата в большом конгрессе в Вашингтоне. Это, конечно, только плюс для опыта, для знания будущей работы и профессии. Но это совершенно необязательно. По большому счету губернатором может стать любой, необязательно проходить все иерархические ступени. Но важно, чтобы этот человек был известен, с хорошей репутацией в штате, — рассказал «МК» директор Института США и Канады РАН Валерий ГАРБУЗОВ. — Особенность Соединенных Штатов состоит в том, что нет никаких прописанных ступеней, для того чтобы стать президентом или губернатором штата. Ну, например, президентом может стать и человек, у которого фактически нет опыта государственного администрирования, как нынешний президент Трамп, который не прошел все ступени руководства штатом, работы в сенате или в палате представителей. Точно так же и с губернатором штата. Яркий пример — Шварценеггер. Тоже, казалось, ничто не предрасполагало к тому, чтобы возглавить штат, но так случилось, что республиканцы штата сделали на него ставку, и он стал губернатором».

«Терминатор Арнольд» стал губернатором после крупного скандала в родной Калифорнии в 2003 году. Действующий тогда глава штата Грей Дэвис подвергся редкой в практике процедуре отзыва с формулировкой «утрата доверия». Но для этого по американскому закону необходимо проведение референдума. В бюллетене для голосования значилось два вопроса. Во-первых, избирателям предлагалось ответить, должен ли Дэвис покинуть свой пост, затем выбрать другого кандидата. В списке значилось 135 имен, среди которых калифорнийцы выбрали звездного актера Шварценеггера. Он стал первым в новейшей истории США губернатором, родившимся не в Америке.

«Губернатор — это маленький президент, в масштабах штата. Потому что в истории США отдельные штаты формировали общее государство. Поэтому и пост губернатора, с одной стороны, соединял в себе и тот опыт, который был у этих людей во время колониальной эпохи, и ту практику, которая стала привноситься, когда в США появился институт президентской власти. Американцам, хотя они его и установили, поначалу он был не очень понятен. Но тем не менее с течением времени эти институты государственной власти укрепились и, в сущности, являются опорой системы федерализма», — полагает эксперт Валерий Гарбузов.

Кандидат на пост губернатора штата должен соответствовать определенным требованиям: быть гражданином США, не младше 25–30 лет, проживать на территории штата определенный срок. Губернатор избирается на срок от 2 до 4 лет, в большинстве субъектов руководитель штата не может быть избран больше двух сроков подряд.

Такие знаковые руководители США, как Теодор Рузвельт, Джимми Картер, Рональд Рейган, Билл Клинтон, занимали губернаторский пост, прежде чем занять Овальный кабинет.

Зарплата губернатора в России

Должность государственного чиновника в России сегодня предоставляет высокий стабильный доход лицу, которое ее занимает. Часто она много выгодней, чем занятие предпринимательской деятельностью. Рассмотрим, какая средняя зарплата у губернатора в 2020 году в России, как у представителя высшего эшелона чиновничьего аппарата.

Основное о губернаторах

В России насчитывается 85 административно-территориальных субъектов:

  • Республики.
  • Края, области, автономные области.
  • Города федерального значения.
  • Автономные округа.

Высшим должностным лицом в субъекте, представителем исполнительной власти является губернатор. Должность эта выборная. Согласно действующему законодательству срок полномочий главы составляет 5 лет. Рассмотрим, как становятся губернатором области или иного субъекта РФ.

Порядок избрания высших должностных лиц происходит в соответствии с ФЗ РФ № 184 (от 06.10.1999), ФЗ РФ № 667 (от 12.06.2002), на основании Конституций и региональных законов самих субъектов.

Согласно ст. 18 ФЗ РФ № 18 на территории России предусмотрено два варианта избрания губернаторов:

  • Прямой порядок, когда главу избирают жители региона прямым тайным голосованием.
  • Избрание губернатора депутатами законодательного (представительного) собрания субъекта. В 2019 году такой порядок действует лишь в 10 регионах.

Если кто-то для себя всерьез решает вопрос, как стать губернатором, следует учитывать, что кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие гражданства РФ и одновременное отсутствие гражданства иного государства.
  • Достижение возраста 30 лет.
  • Обладание пассивным избирательным правом.

Но самое главное заключается в том, что кандидатуру на выборы должны выдвигать политические партии. Они могут предложить в качестве таковой как члена партии, так и беспартийного. Самовыдвиженцы тоже имеют право баллотироваться на пост губернатора. Но им приходится намного сложней, т.к. в свою поддержку таким кандидатам необходимо собрать подписи избирателей (от 0,5 до 2 % от общего числа).

Вне зависимости от способа выдвижения всем претендентам надлежит заполучить в свою поддержку подписи от 5 до 10 % местных депутатов и глав муниципальных образований. Депутатам же разрешено ставить подпись лишь за одного претендента.

Если в регионе предусмотрены прямые выборы, губернатором станет тот кандидат, за которого отдадут свои голоса более 50 % проголосовавших. Порог явки не предусмотрен. Когда выбирают главу субъекта депутаты, губернатором становится лицо, за которое проголосует простое большинство.

Размер заработной платы губернаторов

Среднестатистическое население вполне мотивированно полагает, что занимать должность губернатора в РФ прибыльно. Однозначного ответа на вопрос, сколько зарабатывает губернатор в России, дать невозможно. Конечно, главы регионов декларируют свои доходы, но, зачастую, они состоят не только из заработка на посту губернатора.

Размер заработной платы всех государственных чиновников определяется на основании президентских указов. В феврале 2015 года Путин В. В. подписал Указ № 110, согласно которому оклад губернатора и всех государственных чиновников, включая самого Президента, был урезан на 10 %.

Согласно законодательным нововведениям официальная зарплата их не может более чем в три раза превышать средний доход населения в регионе осуществления трудовой деятельности. Т.е. заработная плата была поставлена в прямую зависимость уровня экономического развития региона: местного производства, количества экспортируемой продукции, величины федеральных дотаций и пр.

О доходах губернаторов можно судить по декларациям, которые они подают в начале каждого года в ФНС. Согласно открытым источникам в месяц разные представители зарабатывают от 70 до 780 тыс. руб.

Заработная плата губернатора складывается из следующих составляющих:

  • Оклад. Его размер един для всех, имеет долларовый эквивалент, равный 1 тыс. 122 доллара. В переводе на рубли сумма составляет 70 тыс. 686 руб.
  • Доплата за «особые условия работы». Она может составить до 110 % оклада. Назначают ее депутаты местного заксобрания.
  • За работу с секретной документацией может быть начислена сумма до 75 % от оклада.
  • Надбавки за выслугу лет и чин в общей сложности могут увеличить заработок на сумму равную двум окладам.
  • Итоговая годовая премия часто достигает суммы равной еще пяти окладам.

Следует отметить, что не все российские губернаторы пользуются указанными денежными надбавками.

Согласно представленным в начале 2019 года налоговым декларациям самым низкооплачиваемым губернатором признается глава Хакасии – Коновалов В. О., который за 2018 год задекларировал 607 тыс. руб. дохода.

Согласно статистическим данным, за прошедший год зарплата глав регионов возросла на 5,4 %., и в 2020 году составила 127 тыс. руб.

В категорию средних зарплат вполне попадает доход губернатора Ярославской области Миронова Д.Ю., который задекларировал чуть более 2 млн. руб., т.е. в месяц его заработок составляет примерно 200 тыс. руб.

В России имеются и губернаторы мультимиллионеры. Правда, основной их доход приходится на иную сферу деятельности. Например, Паслер Д.В. губернатор Оренбургской области задекларировал 234 млн. руб., но основную их часть он получил в качестве Председателя правления ПАО «Т Плюс».

Проект «Национальный рейтинг» представил информацию о том, сколько получает губернатор области и иного субъекта в РФ в начале 2019 года. Сведения поданы в виде рейтинга доверия.

Самый большой доход оказался у главы Ямало-Ненецкого АО Артюхова Д.А., который за месяц получил 5 млн. 408 тыс. руб.

Далее следует глава Вологодской области Кувшинников О.А., который заработал в месяц 916 тыс. руб.

У главы Москвы Собянина С.С. заработок составил 635 тыс. руб.

Рекомендуем эти статьи:

Зарплата вице-губернатора часто не отстает от дохода глав регионов. Средний ее размер по России составляет 250 тыс. руб. Например, вице-губернатор Волгоградской области Харичкин Е.А. имеет зарплату в размере 271 тыс. руб.

Заместители главы Приморского края получают около 210 тыс. руб., но планируется увеличение их заработка в 2019 – 2020 годах, т.к., по мнению губернатора Кожемяко О.Н. указанные суммы не соответствуют выполняемой чиновниками работе.

Формальные требования к кандидатам на должность губернаторов в Российской Федерации

Вопрос о формальных требованиях к губернаторам при назначении или переназначении был поднят в конце 2009 года, когда президент Дмитрий Медведев выразил мнение, что главы регионов должны занимать свой пост больше трех сроков подряд только в исключительных случаях.

Согласно утвержденным в июле 2009 года правилам, партия, одержавшая победу на выборах в местный парламент, предлагает президенту не менее трех кандидатур на пост губернатора. Впоследствии президент отправляет одну из них на утверждение региональным депутатам.

Администрация президента РФ разработала список требований к кандидатам в губернаторы, согласно которым главы регионов смогут находиться на своем посту не более четырех сроков подряд. Определен и предельный возраст кандидата – 70 лет. Также при выдвижении кандидатов в губернаторы будет в обязательном порядке учитываться состояние здоровья политика.

Еще один показатель – социально-экономическое положение региона: уровень безработицы, занятость, состояние инфраструктуры, развитие промышленного производства, уровень жизни.

Следует уточнить, что данные требования к кандидатам не закреплены в законодательно и являются формальными.

Анализ эффективности системы назначения глав регионов

Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) и агентство “Minchenko GR consulting” в исследовании “5 лет системе назначения глав регионов в РФ”, проводившемся с декабря 2009 по март 2010 г., при помощи авторитетных экспертов дают оценку эффективности сложившейся к 2010 году системы назначения глав регионов. При подготовке итогового доклада использовались контент-анализ СМИ и других открытых источников, метод экспертных интервью и удаленное анкетирование. Всего в опросе приняли участие более 50 экспертов.

Для более точного представления результатов исследования, все эксперты, принявшие участие в опросе, были разделены на две группы: “независимые эксперты” и “эксперты, близкие к власти”, поскольку оценки этих категорий экспертов серьезно отличаются.

В первую очередь экспертов попросили оценить, насколько система назначения глав регионов решила те задачи, которые были озвучены в процессе отмены прямых выборов РФ в 2004 году. Максимальная оценка – 10 баллов. Как выяснилось, независимые эксперты скептически оценивают достигнутый за 5 лет результат.

Решение задач, стоявших перед системой “назначения глав регионов”.

Мнение независимых экспертов:

· Улучшение управляемости регионами из федерального центра – 6

· Снижение влияния бизнес-групп на региональную политику – 5

· Сохранение территориальной целостности страны – 5* (серьезное расхождение мнений экспертов)

· Снижение террористической угрозы – 3

· Устойчивый экономический рост регионов – 2,5

· Повышение профессионализма губернаторского корпуса – 2,5

Устойчиво низкие оценки большинства избранных для анализа показателей во многом объясняются их статусом в глазах экспертов – они легитимировали решения, а не являлись их причиной. Таким образом, достижение только одной цели – управляемости регионами из федерального центра – получило у экспертов оценку выше пяти баллов. 6 баллов указывают на то, что властная региональная элита, по мнению экспертов, стала более управляемой из центра. Произошел своеобразный размен: губернаторы согласились на свою назначаемость в обмен на полную свободу действий в отношении местного самоуправления. Как раз после введения новой системы прокатилась целая волна уголовных дел против мэров – в ряде случаев давних противников губернаторов. Таким образом, местное самоуправление оказалось заложником новых отношений между центром и региональной властью.

Решение задач, стоявших перед системой “назначения глав регионов”.

Мнение экспертов, близких к власти:

· Сохранение территориальной целостности страны – 9,5

· Управляемость регионами из федерального центра – 8,5

· Снижение террористической угрозы – 6,5

· Повышение профессионализма губернаторского корпуса – 6,5

· Снижение влияния бизнес-групп на региональную политику – 6,5

· Устойчивый экономический рост регионов – 6

Меньше всего расхождений в оценке решенных задач у двух групп экспертов вызвал тезис о снижении влияния бизнес-групп на региональную политику. Так или иначе, оценки свидетельствует о среднем уровне решенности данной задачи. Следует также оговориться, что речь идет исключительно об уменьшении влияния региональных бизнес-групп, поскольку, по мнению ряда экспертов, влияние федеральных бизнес-групп только выросло. Повышение профессионализма в корпусе глав регионов замечают только близкие к власти эксперты.

По мнению опрошенных экспертов, к числу наиболее эффективных губернаторов на конец 2009 г. – начало 2010 г. можно отнести следующие фигуры (в алфавитном порядке):

А. Артамонов (Калужская область), Р. Кадыров (Чеченская Республика), В. Кресс (Томская область), Ю. Лужков (Москва), Е. Савченко (Белгородская область), А. Ткачев (Краснодарский край), А. Хлопонин (Красноярский край), О. Чиркунов (Пермский край), М. Шаймиев (Татарстан), В. Шанцев (Нижегородская область).

Общим основанием для зачисления в данный субъективный список “лучших из лучших” служит серьезный вызов, который так или иначе требуется преодолевать главе региона. Другими словами, они смогли добиться успеха в непростой социальной среде (полицентричный и полиэтничный регион), или в сложной экономической ситуации (привлечь серьезные инвестиции в прежде прозябавший регион), смогли минимизировать влияние сильных политических противников, или исправить тяжелую криминогенную обстановку.

Из анализа оценок значимости ситуативных факторов можно сделать вывод – система замены высших региональных чиновников выглядит не полностью отлаженным механизмом. Она часто опирается на различные субъективные факторы. Например, высший региональный чиновник может быть заменён после неудовлетворительных, по мнению федерального центра, результатов выборов или из-за антипатии к губернатору президента и премьера, поэтому вес и влияние личных отношения с ними очень высоки.

Ссылка на основную публикацию