Как подорожала коммуналка за последние 20 лет: точный расчет

Повышение тарифов ЖКХ в 2020 году

Для каждого россиянина вопрос повышения тарифов ЖКХ в 2020 году более, чем актуален. Чтобы избежать необоснованного роста расходов на коммуналку выше уровня инфляции за минувший год, максимально допустимые показатели роста устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства. Так насколько же вырастут суммы в платежках россиян в грядущем году?

Как изменятся тарифы

Решать, каким будет очередное повышение тарифов ЖКХ в разных субъектах РФ в 2020 году предстоит местным властям. Последние при этом будут ориентироваться на процентные показатели, установленные Постановлением Правительства № 2556-р от 29.10.2019. В документе представлены предельные индексы изменения оплаты за услуги ЖКХ в целом. При этом допускается, что стоимость одних ресурсов (электроэнергии, воды, газа) может расти сильнее, других – меньше. Теоретически общая сумма расходов граждан на оплату коммунальных услуг не должна вырасти больше, чем на заданный процент для его региона проживания.

На практике удорожание тарифов ЖКХ в разной мере «ударит» по карману российских семей в зависимости от особенностей потребления услуг ЖКХ. К примеру, региональный уровень индексации установлен 5%. Повышение оплаты за водоснабжение на 8%, а электричества на 2% как раз не будет превышать среднего установленного Правительством процента. При этом для семей, где потребление воды достаточно большое, а электричества – минимальное, расходы вырастут куда больше средних региональных показателей.

Согласно последним новостям, максимальное повышение тарифов ЖКХ будет в Чечне (до 6,5%)и Кабардино-Балкарской Республике (5,4%), что превысит прогнозируемый уровень инфляции (около 4%). Минимальные показатели индексации с 2020 года установлены для жителей Ненецкого автономного округа (2,4%), Пермского края и Мурманской области (по 3%). Для жителей столицы и области суммарное подорожание составит 5% и 4,1% соответственно.

Когда ждать повышение

Плановое повышение тарифов ЖКХ в 2020 году ожидается только один раз. Начнется оно не с 1 января, а с 1 июля.

На заметку! Двухэтапное подорожание «коммуналки» в 2019 году было связано с повышением НДС с 18% до 20%. Для стоимости услуг ЖКХ налог рассчитывается по максимальной ставке, поэтому ресурсоснабжающие организации потребовали досрочной индексации тарифов. В январе суммы выросли на 1,7%, в июле – в среднем на 2,4%. Но суммарный рост в итоге не превысил установленного уровня индексации, просто его разделили на два раза.

Несмотря на то, что индексация проводится со второго полугодия, это не значит, что уже с начала 2020 года расходы на коммуналку не будут меняться. Дело в том, что Правительство устанавливает допустимые рамки роста только в отношении коммунальных услуг. К последним относится:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • газоснабжение;
  • электроэнергия;
  • канализация;
  • отопление;
  • вывоз мусора.

Оплата текущего и капитального ремонта дома, домофона, охраны, содержания общего имущества не относится к расходам на коммунальные услуги. Правительство не регулирует подобные тарифы, поэтому фактическая квартплата может вырасти уже с 1 января 2020 года и даже больше установленных региональных показателей. В качестве способов влияния на расценки по указанным видам услуг ЖКХ можно использовать разве что смену управляющей компании или отказ от отдельных услуг.

Как уменьшить платежи

Россияне не могут влиять на величину тарифов ЖКХ, но могут оптимизировать свои расходы за счет заключения договоров напрямую с поставщиками услуг и более рационального потребления электроэнергии, газа и прочих ресурсов. Еще один способ – установить приборы учета. В таком случае оплачивать нужно будет по фактически потребленному количеству воды, газа, электроэнергии. Хотя для некоторых семей реальный расход ресурсов может оказаться больше установленных нормативами объемов, поэтому платежи могут увеличиться.

Для снижения нагрузки на семейный бюджет отдельным категориям населения также положены льготные условия по оплате коммуналки. Причем не всегда граждане догадываются о наличии права на их получение. На федеральном уровне льготы положены участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям соцтруда, труда СССР, РФ, инвалидам, чернобыльцам и т. д. Местные власти расширяют этот список за счет включения в него наименее защищенных слоев населения: детей-сирот, многодетных семей, ветеранов. Кроме того, в регионах предусмотрены субсидии для граждан, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определенную долю дохода в расчете на одного члена семьи (обычно 10-20% в зависимости от региона проживания).

Любые льготы и субсидии не назначаются автоматически. В зависимости от оснований их получения следует обращаться с подтверждающими документами в МФЦ, на портал Госуслуги, в отделения соцзащиты или по месту работы.

Как вырастут тарифы ЖКХ в 2020 году: видео

Калькулятор жилищно коммунальных услуг

Жилищно-коммунальные услуги стоят всё дороже, и если раньше не было необходимости разбираться в том, как начисляются платежи по ним, сейчас для всё большего числа людей она появляется.

Тарифы на коммунальные услуги

Тарифом называют цену за услугу, которая может быть установлена либо за единицу предоставляемого ресурса (например, за кубический метр воды), либо за единицу времени для тех услуг, которые предоставляются всем в равной степени (например, обслуживание лифта).

Федеральным законодательством установлено, что менять тарифы и вводить новые можно не чаще, чем раз в год. Региональные стандарты для тарифов ежегодно устанавливаются Правительством РФ, однако, точные тарифы вводятся уже на местном уровне с учётом специфики – для этого проводится экспертиза затрат на обеспечение потребителей услугами и их обоснованности.

Что до затрат, то их структура для коммунальных и жилищных услуг значительно различается: для коммунальных характерен высокий удельный вес приобретаемых для их предоставления ресурсов, а для жилищных – необходимой рабочей силы.

К примеру, при калькуляции в стоимости теплоснабжения цена приобретения топлива составляет около 35-40%, и ещё около 10% уходит на электроэнергию, также требующуюся для работы систем. При оплате водоснабжения около 20-25% уходит на приобретение воды, и столько же на электроэнергию.

В структуре расходов на жилищные услуги же заработная плата работников, занимающихся их предоставлением, составляет около 50-60%, ещё 10-15% уходит на необходимые материалы и 8-10% на электроэнергию. Более велики расходы на материалы в структуре затрат на такую услугу, как ремонт. Именно разным составом затрат объясняется, что на разные виды ЖКУ тарифы могут сильно различаться.

Оплачиваться коммуналка должна ежемесячно, до наступления десятого числа в полном объёме – при просрочке возможно начисление пени, при длительной неоплате – лишение права на пользование ЖКУ, при этом долг за уже предоставленные услуги всё равно остаётся.

Начисление платежей

Платежи за коммунальные услуги, если установлены счётчики, определяются в соответствии с их показаниями, если их нет – по нормативам. Плата за ЖКУ начисляется по установленному тарифу. Соответственно, нужно разобрать три основных варианта: за жилищные услуги, по нормативам и по показаниям счётчиков.

За жилищные услуги

Как указывает пункт 7 статьи 156 Жилищного кодекса, размер платы за содержание помещения устанавливается самими собственниками жилья на общем собрании. При этом, однако, должны учитываться пояснения и предложения управляющей компании (УК). На практике обычно это установление происходит в виде утверждения тех тарифов, что предлагает УК. Они, в свою очередь, базируются на установленных местной властью.

Ставка тарифа на жилищные услуги, в большинстве случаев, основывается на площади жилья, и для того, чтобы выяснить сумму к оплате, нужно умножить тариф за единицу на площадь.

То есть, при использовании этой методики формула будет выглядеть так:

T здесь тариф, а S – квартирный метраж.

С помощью этой формулы можно правильно посчитать оплату для части жилищных услуг, в других случаях сумма может быть фиксированной.

За коммунальные услуги по нормативам

Если тариф – это стоимость за одну единицу ресурса, то норматив – определённое законодательно количество ресурсов, которое, как предполагается, должен потреблять один человек в месяц. Норматив приходится применять в тех случаях, когда нет возможности установить, сколько было потреблено на самом деле, то есть при отсутствии счётчиков либо не проведённой вовремя их поверке.

В зависимости от конкретной услуги, может использоваться один из двух вариантов формулы для расчёта – в первом случае он ведётся на основе площади квартиры, как и в случае с услугами ЖКХ, а во втором – исходя из того, сколько в ней жильцов.

Например, если нет общедомового прибора учёта тепла, то считать по нормативу надо по следующей формуле:

К площади и тарифу здесь добавился N – норматив.

А вот плата за водоснабжение будет базироваться вместо площади жилья на количестве проживающих в нём, в результате чего формула выглядит следующим образом:

Как видите, вместо площади (S), в формуле появилось количество (Q).

Подробнее о том, как ведётся расчёт, с конкретными цифрами и примерами, мы расскажем в разделе «Расчёт стоимости».

За коммунальные услуги по показаниям счётчиков

Для индивидуальных счётчиков всё предельно просто: количество потреблённого за расчётный период ресурса (обозначим его как V), нужно умножить на тариф за единицу, и получится сумма к оплате:

Немного сложнее расчёт для общедомовых приборов, которые часто используются для учёта потребляемого тепла. Формула здесь будет выглядеть довольно громоздко:

(V + S / S1 x V1) x T

Если V, как и прежде, индивидуальное потребление, то под V1 скрывается общедомовое за вычетом потреблённого в жилищах. То же и с S – простая буква обозначает площадь квартиры, для которой ведётся расчёт, а S1 – общую площадь помещений в многоквартирном доме, включая и нежилые, но отапливаемые.

Расчёт стоимости

Отдельно и на конкретных примерах рассмотрим, как проводятся расчёты цены отопления, водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения.

Газоснабжение

Рассчитать стоимость потреблённого газа наиболее просто, наряду с электроэнергией: в обоих случаях есть два простых варианта расчёта – с установленными счётчиками и без них.

Цена за кубический метр и норматив будет различаться с учетом места вашего проживания, кроме того, норматив меняется в зависимости от того, есть ли в квартире центральное горячее водоснабжение и газовый водонагреватель.

Для проведения расчёта возьмём примерно соответствующие средним по стране цифры в 10 куб. метров норматива и стоимости одного кубического метра в 6,5 рубля. Расчёт будет вестись по приведённой ранее формуле (Q x T x N).

Если в квартире проживают пять человек, тогда без счётчиков они должны будут заплатить за месяц:

10 x 6,5 x 5 = 326 рублей.

А со счётчиками применяется также уже приводившаяся формула V x T, и если они за месяц использовали 20 кубических метров газа, то расчёт будет прост:

20 x 6,5 = 130 рублей.

Электроснабжение

Фактически всё что изменится по сравнению с расчётом газоснабжения – нормативы, а также правила их установления. А именно: они будут зависеть от числа проживающих и количества комнат в квартире. Зависимость здесь такая: чем больше людей живёт в квартире, тем меньше норматив на одного человека, чем меньше в ней комнат при этом – тем, опять же, ниже будет норматив на одного. Например, по Башкортостану, если четыре лица проживают в трёхкомнатной квартире, норматив на каждого – 65 кВт/час, а если пять – 57. А если четыре человека проживают в двухкомнатной квартире, то норматив на одного снизится до 58 кВт/час, если их пять – до 50.

Для расчёта возьмём норматив, установленный для пятерых проживающих в трёхкомнатной квартире, и цену за один кВт/час в 2 рубля:

57 x 5 x 2 = 570 рублей.

Если же в жилище установлены счётчики, и за месяц было использовано 160 кВт/ч, то платить будет нужно:

Как видите, сам расчёт ничем не отличается от проведённого для газоснабжения.

Водоснабжение

Тут необходимо отдельное выполнять расчёт за горячее и холодное водоснабжение, и в этом вся разница с предыдущими случаями, поскольку сами формулы аналогичны используемым для газа и электроэнергии.

Если счётчики на воду установлены, расход согласно их показаниям умножается на тариф. Так как мы продолжаем вести расчёт для семьи из пяти человек, предположим, что расход оказался довольно высоким – 10 куб. метров холодной и 3 горячей воды за месяц. Тариф равняется 23 и 48 рублей за кубометр соответственно.

Тогда нужно просто провести два отдельных расчёта по стандартной формуле (V x T) и суммировать их результаты:

10 x 23 + 3 x 45 = 365 рублей.

При отсутствии счётчиков для расчёта берётся норматив – если он равен 8 и 2 кубометра на человека для горячей и холодной воды соответственно, то расчёты по формуле Q x T x N будут выглядеть так:

5 x 23 x 8 + 5 x 48 x 2 = 1 400 рублей.

Отопление

Плату за отопление рассчитать сложнее, потому что тут применяют другие формулы, причём существует целых пять вариантов, применяющихся:

  1. при отсутствии общего счётчика и расчёте только в отопительный период;
  2. при отсутствии общего счётчика и равномерном распределении платы за год;
  3. с общим счётчиком и расчётом в отопительный период, если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счётчиками;
  4. с общим счётчиком и равномерным распределением, если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счётчиками;
  5. с общим счётчиком, если во всех квартирах установлены индивидуальные.

На первый взгляд, это кажется довольно сложным, но в действительности расчёт не составит труда, ведь его нужно вести лишь по одному из этих вариантов, а по какому именно можно узнать у коммунальщиков. Мы же вкратце рассмотрим все пять.

В первом случае расчёт нужно вести по уже известной нам формуле S x T x N. Подставим в неё цифры – пусть площадь квартиры равняется 80 квадратным метрам, норматив составляет 0,02 Гкал на метр, а тариф составляет 1 800 рублей:

80 x 0,02 x 1 800 = 2 880 рублей.

Для второго случая формула будет следующей:

k здесь – это коэффициент периодичности внесения платы, который равняется числу месяцев отопительного периода, делённому на общее количество месяцев в году

Если отопительный период продлился 6 месяцев, то расчёт будет таким:

6 / 12 = 0,5 – это число подставляется в формулу вместо k.

80 x (0,02 x 0,5) x 1 800 = 1 440 рублей – сумма получилась вдвое ниже, но и вноситься она будет не в течение 6 месяцев, а весь год. Фактически плата за отопление просто распределяется на эти месяцы.

Формула для третьего варианта:

V1 здесь общедомовое потребление;

S1 – общая площадь всех помещений в доме.

Если мы возьмём её равной 5 000 квадратных метров, а общее потребление в 120 Гкал, то расчёт будет таким:

120 x (80 / 5 000) x 1 800 = 3 456 рублей.

Для расчёта в четвёртом случае потребуется сначала определить среднемесячный объём затраченной тепловой энергии на квадратный метр. Для этого совокупный объём за год делится на число месяцев, а затем на общую площадь.

Если за год было потрачено 720 Гкал (в прошлый раз за месяц мы брали 120, а отопительный период продлился 6 месяцев), то:

720 / 12 / 5 000 = 0,012 Гкал.

Далее расчёт ведётся по формуле S x Vm x T, где как Vm обозначается среднемесячный объём энергии, затрачиваемой на отопление одного квадратного метра:

80 x 0,012 x 1 800 = 1 728 рублей.

Наконец, последний вариант расчёта – при наличии как общего, так и индивидуального счётчика. Применяется формула (V + S / S1 x V1) x T, уже приводившаяся в начале статьи с расшифровкой.

Возьмём индивидуальное потребление по счётчику равным 1,4 Гкал, а общедомовое – 10 Гкал, тогда:

(1,5 + 80 / 5 000 x 10) x 1 800 = 2 988 рублей составит плата.

Использование калькулятора

Чтобы не вести все эти долгие расчёты самостоятельно, вы просто можете воспользоваться специальным калькулятором ЖКУ, в который уже заложены все рассмотренные нами формулы, и необходимо лишь ввести ваши параметры – действующие у вас тарифы и показания счётчиков.

Такой калькулятор жилищно-коммунальных услуг можно найти, например, на сайте Федеральной Антимонопольной Службы. Здесь даже не придётся самостоятельно узнавать тарифы – достаточно ввести место своего жительства, и стоимость всех ЖКУ будет рассчитана.

Льготы по коммунальным услугам

Есть ряд граждан, имеющих по законодательству право получать льготы по оплате коммунальных услуг, то есть платить на определённый процент меньше. Рассмотрим, кто имеет такое право и как это оформляется.

Кто имеет право

Детально все категории граждан, получающие право на льготы и возмещение, регламентируются в региональном законодательстве, потому этот вопрос нужно уточнять на местном уровне. Однако есть основные категории, которые могут рассчитывать на льготы практически в любом регионе. К ним относятся:

  • Пенсионеры – если расходы на коммунальные услуги превышают 20% от общего дохода (в некоторых регионах этот порог может быть ниже), гражданин получает право на льготы на оплату коммунальных услуг. Для большей части пенсионеров эта норма выполняется.
  • Инвалиды – также могут рассчитывать на помощь государства, в результате получения которой платить им нужно будет половину от расчётной суммы.
  • Ветераны – имеют право на скидку в 50% от суммы расходов на ЖКХ, а отдельные категории полностью освобождаются от оплаты.
  • Многодетные семьи – если в семье три ребёнка или больше, то она может рассчитывать на скидку в 30% от суммы, которую должна платить за ЖКУ, но только в пределах норм потребления. Если несовершеннолетних детей в семье 10 или больше, то скидка возрастает до 50%.
  • Матери-одиночки – точный размер льготы в данном случае колеблется в зависимости от региона.

Помимо перечисленных категорий, льготы предоставляются и многим другим, более узким, например, переселённым из областей радиоактивного заражения гражданам, семьям с детьми-инвалидами, детям-сиротам и так далее.

Порядок получения

Оформление будет различаться в зависимости от того, к каким льготникам гражданин относится – федеральным или региональным. В первом случае оформление проводится один раз, во втором потребуется делать это каждые полгода.

Для получения льгот нужны следующие документы:

  • паспорт;
  • подтверждающее статус льготника удостоверение;
  • выписка из домовой книги либо справка о прописке;
  • подтверждение права собственности на жильё;
  • квитанции для подтверждения отсутствия задолженностей по оплате коммунальных услуг – а при их наличии льготы оформить не получится.

100% переплаты за ЖКХ. Как коммунальщики зарабатывают на жильцах

Фото © ТАСС / Роман Храмовник

Отношение к представителям ЖКХ у людей недоброе. Ещё бы: каждый месяц приходят платёжки. Отдавать деньги надо, а почему именно столько, непонятно. Коммунальные тарифы бывают завышены. Что с этим делать, выяснял Лайф.

“Единственная причина, по которой коммунальщики опять не готовы к зиме, в том, что прошлой зимой никто из них не сел”. Похоже, что эта фраза из анекдота уже стала свежим мемом.

Подайте на горячее

Тарифы ЖКХ в каждом городе разные. Обоснований цифр в платёжках никто из обывателей в глаза не видел.

В своё время глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сказал, что россияне переплачивают 100% себестоимости услуг ЖКХ! И цифра шокирующая, и то, что она прозвучала от руководителя ФАС, тоже любопытно. Ведь именно его ведомство обязано следить, чтобы никакого завышения тут не было.

— Основной мухлёж происходит с ценами на горячую воду, — уверен лидер партии “СтопЖКХ” Сергей Креков.

Фото © DPA/TASS / Thomas Eisenhuth

Он рассказывает, что чаще всего горячая вода “в чистом виде” в наши квартиры не подаётся. Водоканал поставляет холодную воду, а тепловики — тепло. Потом в тепловом узле вода нагревается. Цена её кубического метра является производной от стоимости холодной воды и тепла, которое потратилось для её нагрева. Считается она как-то слишком замысловато. Иначе с чего бы стоимость куба в одном городе может составлять от 80 до нескольких тысяч рублей.

Цена, которая выставляется в платёжках, считается так: тариф умножается на объём потреблённого ресурса. Исполнительный директор НП ЖКХ “Контроль” Светлана Разворотнева считает, что чаще людей обманывают не на тарифах, а на объёмах.

— Тепло стоит очень дорого. Его стоимость может составлять до 60% от всех платежей. Оно должно подаваться на основании температурного графика, то есть зависеть от погоды на улице. Но часто в дома подают избыток тепла. В Москве перетапливают примерно 20% квартир. Приборов учёта, регулирующих температуру батарей, у большинства людей нет. В итоге они платят за излишний обогрев, — отмечает она.

Или возьмём электричество. Здесь каждый человек платит не только за свой свет, но и за тот, что тратится на так называемые общедомовые нужды. Этот тариф устанавливается на региональном уровне. Бывает неважно, сколько дом реально потребляет электроэнергии. Всё равно платят по завышенным нормативам, потому что сюда включаются площади чердаков, подвалов, которые не освещаются.

Сергей Креков приводит ещё один пример. В некоторых городах за тепло платят весь год, а не только за месяцы отопительного сезона. Здесь потреблённый объём раскидывается равными частями на все 12 месяцев. Тут коммунальщики могут начислить больше, потому что ориентируются на предыдущее потребление. Если в текущем году обогрев был меньше, то перерасчёт делают не всегда.

Светлана Разворотнева напоминает, что тарифы на жилищные услуги (содержание, текущий ремонт многоквартирного дома) собственники должны устанавливать сами на общем собрании. Если они это не решают, что чаще всего и происходит, то за них это сделает орган местного самоуправления.

Фото © ТАСС / Вячеслав Прокофьев

— В плате за содержание и текущий ремонт не учитывается, сколько реально нужно денег, чтобы выполнить работы, касающиеся содержания общего имущества. Есть новостройки, сборы с которых большие, хотя их содержание стоит дёшево. Есть старые дома, где собранных средств недостаточно. Часто происходит перекрёстное субсидирование, когда управляющим компаниям дают в нагрузку какие-нибудь хрущёвки, они начинают содержать их за счёт собственников квартир в новых домах, — говорит Разворотнева.

По её мнению, есть вещи, за которые жильцы недоплачивают. Например, в платёжках куб воды оценён в 30–40 руб., а в магазине 0,5 литра иногда стоит 50 руб. и больше. Всё так. Только пить воду из-под крана может быть опасно для жизни и здоровья.

Когда вам продали бракованные обувь или телефон, можно пойти в магазин и вернуть их. А что делать, если коммунальные услуги оказывают плохо? Как доказать это? Например, что дома холодно из-за ледяных батарей?

— Если просто измерить температуру в квартире, то не примут во внимание. Скажут, что вы форточки открыли, вот и похолодало. Нужно купить специальные приборы для измерения температуры радиаторов. Полученные данные указать в заявлении с требованием произвести перерасчёт в связи с ненадлежащим оказанием услуг. Оно направляется в управляющую компанию. Лучше подавать коллективную жалобу вместе с соседями. Это выглядит более представительно, — советует Сергей Креков.

Какой должна быть минимальная температура батарей, в законе не указано. Известно, что столбик термометра в квартире не должен опускаться ниже 20 градусов. На самом деле +20 и даже +21 дома, когда за окном снег и метель, — это очень мало. И при такой температуре в ход идут обогреватели. Тогда ценники на электричество по итогам месяца взлетают.

— Практически любые коммунальные услуги в ряде случаев могут оказываться некачественно. Не всегда это лежит в зоне ответственности управляющих организаций. Здесь может быть вина ресурсоснабжающих компаний. Например, если температура горячей воды на входе в дом не соответствует нормам, то УК ничего здесь изменить не может, — дополняет председатель Ассоциации содействия развитию ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова.

Для экономии можно поставить счётчики на воду и газ. Когда их нет, стандартный тариф повышается.

Фото © ТАСС / Кирилл Кухмарь

— В этом случае ресурсники умножают норматив на 1,5. Когда повышающий коэффициент вводился, говорили, что эти деньги пойдут на модернизацию домов. Но соответствующее постановление не было принято, и теперь эти деньги — дополнительный доход коммунальщиков, — отмечает Светлана Развортнева.

Есть и ещё нюансы. Вы знаете, что ставить счётчики на батареи бесполезно?

— Есть показания индивидуальных приборов учёта и общий объём потребления тепла на дом. Предположим, по счётчикам жильцы израсходовали столько-то тепла. Исходя из этих данных высчитывается средний показатель, который принимается за норму для всех квартир. Плюс к нему по всем жильцам раскидывается оставшийся объём тепла пропорционально площади квартир или прописанным в них людям. В итоге может получиться, что граждане со счётчиками заплатят больше остальных, — поясняет Сергей Креков.

Выходом может стать установка общедомовых приборов учёта тепла. По мнению Крекова, в таком случае платить будем почти в два раза меньше. Сейчас такие счётчики есть только в 20% домов.

Внимательность — ваш помощник и друг кошелька. Проверяем точность расчётов хотя бы на самом банальном уровне: умножаем тариф на объём. Должна получиться цена, указанная в квитанции.

Затем изучаем каждую строчку. В некоторых городах в квитанциях недавно появилась новая графа, которая давно была в Москве: “Добровольное страхование”. Эта трата в размере от 100 руб. в месяц бесполезная и необязательная.

Фото © ТАСС / Максим Коротченко

— Ещё есть графа “Радиоточка”. Здесь цифры колеблются от 30 до 100 руб. От этого платежа легко отказаться, написав заявление в местный радиоузел. Можно отключить и телевизионную антенну, если не пользуетесь ею. Строчки “Консьерж”, “Охрана” могут появиться в платёжке только в том случае, если их утвердило общее собрание собственников, — приводит примеры Сергей Креков.

А ещё нужно следить за работой управляющей компании. Она должна каждый год отправлять жильцам отчёт о том, куда пошли их деньги.

— Во втором квартале собственники должны провести общее собрание и оценить работу управляющей компании. Если председатель совета многоквартирного дома добьётся от представителя УК подписания акта о сдаче-приёмке работы, где будет написано, что работы были выполнены в ненадлежащем объёме и качестве, то платёж обязаны пересчитать. Но не все председатели об этом знают и тем более это делают. Обычно автоматически считается, что всё сделано как надо. И если у компании в конце года остаются излишки денег, собранные с дома, то она имеет полное право взять их себе, — делится наблюдениями Светлана Разворотнева.

Что касается тарифов, то она смогла припомнить только один случай в Воронежской области, когда ФАС, разобравшись с ценами на воду, снизила их.

Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев публично заявил, что в будущем коммунальные тарифы могут и снижаться. Как это возможно при инфляции и хороших аппетитах коммунальщиков, непонятно.

Пока за первую половину года средний платёж за коммуналку поднялся на 5% — до 3687 рублей. По информации Сбербанка, больше всего денег на ЖКХ тратят в Белгородской и Кировской областях. По данным РИА “Рейтинг”, в списке регионов по доходам населения Кировская область стоит на 69-м месте из 85. 15,5% населения там живут за чертой бедности.

Загадка экономики России: Почему расходы на ЖКХ в разы опережают инфляцию

Платежи за жилищно-коммунальные услуги растут, серьезно опережая темпы роста потребительских цен. Рост среднего чека в первом полугодии 2018 года составил 10,6%, при этом годовая инфляция за первые шесть месяцев текущего года составила, по данным Росстата, 2,4%. Граждане перестали экономить или услугам ЖКХ «тариф не писан»?

Опрос банков из топ-30, итоги которого публикуют «Известия», позволил проанализировать динамику трат наших соотечественников на «коммуналку», а также сравнить данные по регионам России. Как выяснилось, средний платеж в первом полугодии составил 2679 рублей, увеличившись на 10,6%.

Рост без Сбербанка

Напомним, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в стране ограничен темпом роста потребительских цен, прогнозируемым по итогам года Минэкономразвития. Последний рост цен на ЖКУ произошел 1 июля, в среднем по России тарифы выросли чуть более чем на 4%. Царьград уже рассказывал, что рост коммунальных тарифов утверждается тарифными комитетами соответствующих территориальных органов власти на основании обоснованных коммунальщиками расчетов, в том числе включающих планы по модернизации инфраструктуры.

По данным Росстата, в июле выросли ставки по всему спектру коммунальных услуг: водоотведение – на 5,4%, холодное водоснабжение – на 4,8%, горячее – на 4,1%, электроэнергия – на 3,9%, отопление – на 3,8%, а газоснабжение – на 2,8%.

По оценкам статистического ведомства, наибольший рост цен в жилищной сфере произошел в Кировской области (10,9%), Вологодской и Кемеровской областях (8,8%, 7,5% соответственно), а по коммунальному сектору – в Чечне (10,3%), Крыму (9,2%), Новгородской области (7,9%).

Банки сообщают, что наибольший рост чека за «коммуналку» произошел в Сибирском ФО. По словам собеседника газеты из Росбанка, рост составил 200%, а чек вырос до 2717 рублей. В Южном федеральном округе траты граждан на ЖКУ выросли на 29%, до 1869 рублей.

Традиционно самая «увесистая» платежка в Москве – 3450 рублей. Рост тарифов на ЖКУ в столице с 1 июля составил 5,5%.

Любопытно, но нашлись счастливые субъекты федерации, где средний платеж за коммуналку снизился. Например, в Волгоградской области чек уменьшился на 167 рублей, а в Пензенской области – на 143. Снизились расходы по ЖХК и для жителей Алтайского края и Самарской области, сообщает издание со ссылкой на «Русский стандарт».

Неудивительно, что наименьший рост чека в обозначенном периоде произошел у клиентов Сбербанка. Средний размер выплаты в адрес поставщиков коммунальных услуг клиентов этой кредитной организации составил 1520 рублей, в то время как показатель по остальным банкам – около 3000 рублей. Льготники и пенсионеры традиционно пользуются услугами именно Сбербанка, поясняют эксперты, а клиентами других банков обычно являются плательщики без льгот.

Непрозрачный сектор

Впрочем, яснее от этого не стало – различные составляющие платежки за ЖКУ, хоть и ограничены тарифами, все равно таят в себе много сюрпризов. По мнению аналитиков, на итоговый размер платежа влияет не только индексация, но и периодически меняющаяся в регионах норма потребления. Так что о прозрачности тарификации пока приходится только мечтать.

Есть и более оптимистичное мнение: расходы на ЖКУ растут потому, что граждане больше не экономят «на воде и свете» на фоне роста реальных доходов населения. По данным Росстата, в январе – июне доходы выросли на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Неубедительный рост, учитывая показатели инфляции за тот же период.

Кроме того, есть и другие цифры. По состоянию на 1 июля 2018 года число граждан – должников по ЖКХ достигло 27,5 тысячи человек. По данным национального бюро кредитных историй, их задолженность превысила 1,4 млн рублей. С начала года рост составил 5,5%. Очевидно, что рост стоимости ЖКХ армию неплательщиков лишь пополнит, а «дыры» в системе, образовавшиеся от должников, будут пытаться залатать новым ростом цен. И так далее.

По мнению экспертов, проект федерального закона об основах регулирования тарифов нуждается в существенной доработке, поскольку имеет подводные камни и расплывчатые формулировки. В необходимости повышения прозрачности системы тарификации в ЖКХ уверены и власти.

«Что за секрет такой?»

Считаю, что мы должны провести глубокую проверку обоснованности расчетов тарифов, – считает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. – Тогда удастся прекратить любые политические спекуляции в этой сфере, снизить градус напряжения и недовольства.

По его словам, необходимо ввести институт независимого и публичного аудита всех решений по тарифам, «такое своеобразное ОРВ (оценка регулирующего воздействия)».

С. Морозов. Фото: kremlin.ru

Ранее в эфире «Царьграда» занимавший пост замглавы Минкомсвязи и курировавший вопросы почтовой связи и государственной информационной системы ЖКХ Михаил Евраев рассказывал о возможностях портала ГИС ЖКХ, в том числе и по расшифровке строк платежного поручения.

В ГИС ЖКХ можно сравнить стоимость по любым видам жилищно-коммунального ресурса, – указал он. – Посмотреть сравнение по любым компаниям, по любым территориям, по однотипным домам. Причем не только стоимость услуг, но и объемы потребления». По его словам, «тарифы по однотипным домам могут в 10 и более раз отличаться друг от друга».

Прогноз МЭР: еще один год «затянутых поясов» и упущенных возможностей

В настоящий момент мы имеем «ту тарифную историю, которая накопилась за предыдущие 20 лет», признал М. Евраев, отвечая на вопрос ведущего о причинах разницы в тарифах не только в однотипных домах, но и между регионами страны.

В Федеральной антимонопольной службе наличие этой проблемы признают. «В каких условиях работают компании и живут граждане, если в соседнем районе в 10 раз выше тариф на 1 кубометр воды или, скажем, на 1 гигакалорию тепла?» – задают риторический вопрос в ведомстве.

В свою очередь исполнительный директор СРО «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ» Вера Москвина призвала «монополистов» открыть секреты тарификации ЖКХ.

Кто бы ни запрашивал – граждане, общественные организации, депутатский корпус – никогда расшифровки тарифа не дают. Вопрос: что это за секрет такой?

Разгадка, думается, проста: в реальную расшифровку ценообразования вошли бы не только необходимые расходы и разумная прибыль, но и куршавели с мерседесами. Поэтому тарифы и банковские чеки будут и дальше расти ускоренными темпами.

Стало известно, где тарифы ЖКХ в 2020 году вырастут больше всего

Во втором полугодии 2020 года в России традиционно вырастет плата за жилищно-коммунальные услуги. Правительство утвердило предельный рост тарифов ЖКХ на следующий год.

Согласно распоряжению, больше всего тарифы ЖКХ увеличатся в Чеченской республике (6,5%), Кабардино-Балкарской республике (5,4%) и Республике Дагестан (5,2%). В Москве коммуналка вырастет не более чем на 5%, в Санкт-Петербурге — максимум на 3,8%.

Самый низкий индекс роста предусмотрен для жителей Ненецкого автономного округа — 2,4%. В других регионах показатель колеблется от 3,6 до 4,9%.

В документе уточняется, что речь идет о максимальном допустимом росте платежа граждан за услуги ЖКХ в среднем по региону.

Устанавливаемые правительством индексы платы являются базовыми показателями. На их основе власти регионов формируют уже предельные индексы изменения размера платы. Главное, чтобы общий рост платежа за коммуналку в регионе не превышал утвержденную правительством величину, то есть укладывался в коридор.

Тарифы на различные виды коммунальных ресурсов (воду, газ, электроэнергию) утверждают региональные службы по тарифам.

Несколько лет назад индексацию тарифов, которая обычно происходила 1 января, перенесли на июль. Но в прошлом году в связи с повышением НДС, которое «потянуло» за собой рост затрат поставщиков коммунальных услуг, повышение тарифов разбили на два этапа – чтобы они не так сильно били по кошельку россиян.

В 2019 году тарифы выросли на 1,7% в январе и на 2,4% в июле в среднем по стране.

План повышения тарифов в два этапа – в первом и во втором полугодии — был предложен Минэкономразвития. Таким образом в ведомстве рассчитывали удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции (4%). Ранее ЦБ прогнозировал инфляцию в 2019 году на уровне 4-4,5%, но на последнем заседании совета директоров снизил планку — до 3,2–3,7%.

Однако несмотря на стремление сдержать повышение тарифов ЖКХ, в некоторых регионах увеличение оказалось существенным. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии речь идет о росте в 6-7%.

«Декларируется, что коридоры не должны в среднем по стране превышать уровень инфляции, хотя мы видим, что в различных регионах действительно разброс может быть достаточно велик: от 3% в регионах Северного Кавказа до 6-7% в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии», — говорила «Газете.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

На 2020 год ЦБ прогнозирует инфляцию на уровне 3,5-4%.

В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%, сообщал Росстат. Больше всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение — на 5,7%. Инфляция в прошлом году составила 4,3%.

Ранее депутаты «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, согласно которому, повышение тарифов за коммунальные услуги для граждан не может превышать уровень годовой инфляции.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости».

Примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы, говорил он.

Кроме того, по его словам, тарифы на воду могут отличаться в десятки раз в соседних регионах. По информации главы ФАС, «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается.

Проблема была в том, что регионы превышали даже предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ — для этого существует ряд оснований.

В борьбе с тарифным дисбалансом в июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах. А именно — сократилось количество оснований для превышения предельного значения.

Регионы обязаны согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Главными проблемами сферы ЖКХ россияне считают неточное начисление оплаты, следует из опроса, опубликованного «ЖКХ Контроль» в начале года. Неверное начисление платы считают проблемой 19% опрошенных. На втором месте оказалось некачественное управление многоквартирными домами (14%), а на третьем — неудовлетворительное состояние домов (13%).

Новое в блогах

Как изменились тарифы на ЖКХ за последние 10 лет

Недавно Дмитрий Медведев провел селекторное совещание по вопросам тарифов на ЖКХ. Не буду подробно останавливаться на всех обсуждаемых вопросах. Вот что привлекло мое внимание в первую очередь. Говоря о неравномерности роста тарифов на ресурсы и квартплаты Д.Медведев сказал в частности следующее:

«Рост тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере не всегда обусловлен объективными причинами. На государственном уровне регулируется лишь часть тарифов, это тарифы на воду, тепло, газ, электроэнергию. Цены на коммунальные услуги устанавливаются на договорной основе. И основной рост платежей граждан – как правило, тех платежей, которые наши люди считают необоснованными и которые, во всяком случае, требуют проверки, – наблюдается как раз именно в этом секторе… Наших людей нельзя оставлять один на один с проблемами и с теми организациями, которые работают в сфере ЖКХ. Это задача власти – обеспечить нужные коммуникации и, конечно, то, о чём мы говорим практически ежедневно, прозрачность деятельности управляющих компаний и товариществ собственников жилья»

Д.А.Медведев утверждает, что государство контролировало рост тарифов на потребляемые ресурсы, а основной рост выплат, осуществляемых гражданами, происходил за счет роста тарифов на услуги управляющих компаний (ГУП ДЕЗ, частные УК, ТСЖ и пр.). Практически сразу же его опроверг его собственный министр регионального развития РФ И.Слюняев, озвучивший следующие цифры:

«В 2012 году мы дважды повышали тарифы, с 1 июля и с 1 сентября, причём с 1 июля мы повысили тарифы на газ – на 15%, на электроэнергию – на 10%, а также на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение – на 6%. А с 1 сентября тепловая энергия и водоотведение выросло ещё на 6%. Цены на жилищные услуги в период с 1 января 2012 года по 1 января 2013 года выросли в целом на 7,7%. Также надо отметить, что в 14 субъектах Российской Федерации произошло снижение стоимости жилищных услуг. Наиболее значительное снижение произошло в Кабардино-Балкарии – на 7%».

Если рост жилищных услуг за 2012 года составил 7,7% (а в 14 субъектах стоимость жилищных услуг даже понизилась), то тарифы на ресурсы выросли на величину от 12% до 15% (учитывая двукратное в течение года повышение тарифов на тепло и водоотвод). Где же тут «основной рост платежей» происходит в сфере цен на жилищные услуги? Слюняев тоже не все говорит. Чтобы разобраться в этом вопросе: вопросе роста тарифов и цен на содержание и ремонт жилья давайте посмотрим статистику. Приведу данные, составленные специалистами одной из крупнейших частных независимых управляющих компаний Москвы. Данные приведены за период с 2001 по 2012 года, причем для наглядности статистика представлена как в абсолютных показателях, так и в пересчете на цены 2001 года с учетом инфляции.

Исходные данные:

За период с 2001 по 2012 год темпы инфляции составили – 245%.
Расчеты производились на примере среднестатистической московской квартиры со следующими показателями:

Площадь: 56 кв.м.
Проживает: 2 чел.
Среднее потребление эл.эн. в месяц: 40 кВт.

Для наглядности приведу данные в виде диаграмм:

Таким образом имеем, что за указанный период (с учетом инфляции) цены изменились следующим образом:

Содержание и ремонт – на 92%
ГВС + Отопление – на 942 (девятьсот сорок два)%
ХВС + Водоотведение – на 808 (восемьсот восемь)%.
Газ – на 730 (семьсот тридцать)%.
Электроэнергия – на 638 (шестьсот тридцать восемь)%.

И после этого Д.А.Медведев говорит, что государство сдерживает рост цен на ресурсы, а рост платежей за ЖКХ происходит в основном за счет роста тарифов на жилье, которое якобы вздувают недобросовестные управляющие компании.

О том что в сфере работы управляющих компаний (особенно ГУП ДЕЗ) очень много нареканий даже говорить нечего. У меня половина журнала этому посвящена. Но зачем же так подставляться и говорить заведомо несоответствующие реальности вещи? Кто снабжает нашего премьера цифрами, которые не соответствуют действительности? Пока в сфере ЖКХ правительство не начнет трезво смотреть на вещи и признавать реальность, а не выдавать как в советское время желаемое за действительное, ЖКХ так и будет самым болезненным вопросам российского общества. Что сознает и сам Медведев, признавая: «Если смотреть на социологию, то более 50% наших граждан считают проблему ЖКХ для себя основной. Нет ничего более актуального. Всё остальное, о чём любят говорить средства массовой информации, что является актуальным, например, где-нибудь в интернете, не идёт ни в какое сопоставление с ЖКХ». По этому утверждению с Дмитрием Анатольевичем спорить не буду.

Конечно же рост тарифов это только одна из проблем. Ненадлежащее исполнение многими управляющими компаниями своих обязанностей (а иногда просто воровство средств жителей) не менее больной вопрос. Тут тоже Медведев прав.

Также на селекторном совещании Слюняев верно заметил о проблемах применения 354-го постановления Правительства от мая 2011 года в разделе общедомового имущества: «К сожалению, мы не подготовились надлежащим образом к введению новых правил по использованию общедомового имущества, по разделению этого платежа. В 60 субъектах Российской Федерации столкнулись с проблемой применения 354-го постановления. Недостаточно были готовы и органы местного самоуправления, и субъекты Федерации». При этом Д.Медведев оказывается даже не знает, когда жильцам начали приходить платежки, составленные по требованиям 345-го постановления. Вот примечательный диалог:

Д.Медведев: В платёжке это уже есть? Или нет?
И.Слюняев: Это уже есть в платёжке с 1 января.
Д.Медведев: А эти платёжки получат только в феврале, как обычно? Так ведь?
И.Слюняев: Нет.
Д.Медведев: Или уже получили?
И.Слюняев: В октябре уже получили. Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, соответственно, получили.

Уже полстраны на ушах стоит от новых платежек с указанием расходов на общедомовые нужды, а Дмитрий Анатольевич спрашивает: «платежки только в феврале получат?». No comments. Его извиняет только то, что когда принимали постановление 345, премьер-министром в России работал не он 😉

Положительное в этом только то, что а) Медведев сознает, что ничего важнее ЖКХ для правительства сейчас нет и б) хотя бы на селекторных совещаниях пытается разобраться в это вопросе.

ЖКХ не бином Ньютона. Уж можно кажется потратить хотя бы часть своего времени, чтобы разобраться в этом вопросе. Особенно рекомендую Дмитрию Анатольевичу разобраться с приложениями к Постановлению Правительства № 354 от 6 мая 2011 года, особенно в части формул расчета. Только не читать этот документ на ночь, а то можно сна лишиться. А людям теперь платежки приходят, составленные с учетом этого набора формул, написанных словно спьяну. А лучше приглашаю Дмитрия Анатольевича почитать мой журнал, где очень много рассказывается о деталях ЖКХ и особенно его слабых звеньях. Не славы ради, мне за державу обидно. Почему маленькая Эстония может порядок в этом деле навести, а мы не можем уже который год?

Довесок: В июле россиян вновь ждет рост тарифов ЖКХ — в среднем на 12% (больше всего подорожают газ и электричество).

Ссылка на основную публикацию