Какие бывают категории прав: типы авто и категорий

Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2020 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Категория или подкатегорияТип транспортного средства
АМотоциклы
А1Легкие мотоциклы
ВЛегковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВEЛегковые автомобили с прицепом
В1Трициклы
СГрузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СEГрузовые автомобили с прицепом
С1Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1EСредние грузовики с прицепом
DАвтобусы
DEАвтобусы с прицепом
D1Небольшие автобусы
D1EНебольшие автобусы с прицепом
ММопеды
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

категория “А” – мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.

Категория M

категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория “Tb” – троллейбусы;

В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

У каждого автомобилиста в обязательном порядке должны присутствовать права. Это документ, подтверждающий факт наличия у человека соответствующих навыков и необходимых знаний для автоуправления транспортным средством. Причём удостоверение выдаётся не только на автомобили, но и на ряд других ТС.

При этом во всех документах прописывают определённую категорию выданных водительских прав, либо вносят одновременно несколько меток. Категория означает тип ТС, которыми человек имеет официальное и подтверждённое право управлять. Если сесть за руль автотранспорта, для которого открытой действующей категории нет, это будет расцениваться как езда вообще без соответствующего удостоверения водителя. Актуальный штраф за это составляет от 5 000 до 15 000 рублей.

Поскольку в ВУ вносились некоторые изменения, требуется точно знать о том, как должен выглядеть документ и какая информация в нём содержится.

Что указано в документе

Прежде чем рассказать о том, сколько существуют различных категорий российских выдаваемых водительских прав, необходимо уточнить сведения о самом документе. Это знать не менее важно, чем про количество категорий и подкатегорий.

Водительское удостоверение, или просто ВУ, расценивается как полноценный документ, удостоверяющий личность. Его можно использовать в качестве альтернативы гражданского паспорта в тех или иных случаях.

Это обусловлено тем, что ВУ содержит в себе информацию про:

  • полное имя человека;
  • дату и место его рождения;
  • дату выдачи документа;
  • срок его действия;
  • организацию, выдавшую ВУ;
  • серийный номер;
  • подпись;
  • фотографию;
  • открытые категории;
  • дополнительные некоторые сведения.

Оформляется такой документ кириллицей. Если применяются буквы другого алфавита, тогда обязательным условием является дублирование с помощью латиницы.

Внешние особенности

ВУ представлено в виде пластиковой прямоугольной карточки, на которой с двух сторон нанесена определённая информация.

При этом существует определённый регламент и правила, согласно которым заполняется документ. Лицевая сторона служит для отображения личной информации о самом автомобилисте. Обратная сторона нужна, чтобы указать категорию.

Есть смысл отдельно взглянуть на лицевую и обратную сторону.

Лицевая часть ВУ

Для начала посмотрите на лицевую часть удостоверения. Здесь содержится такая информация:

  • Слева вверху указан субъект, где выдавался документ. Для России актуально использование заглавных букв RUS.
  • Сверху посередине, с небольшим смещением вправо, прописывается название документа, то есть водительское удостоверение.
  • Слева наносится фотография автомобилиста. Это фото размером 30х40 мм. При отсутствии проблем со зрением и религиозных убеждений на голове не должно быть очков и головных уборов.
  • Непосредственно под фото предусмотрено место для подписи водителя. Причём роспись должна быть обязательно идентичной той, которая указана в обычном гражданском паспорте.
  • Справа под названием документа прописываются личные данные в виде ФИО.
  • Ниже идёт дата рождения.
  • Надписи, прописанные на русском, обязательно дублируются английскими буквами.
  • Ещё ниже указывается организация, выдавшая этот документ, а также номер и серия ВУ.
  • Следом идёт регион проживания.
  • В самом конце внизу приводится перечень открытых у водителя категорий.

Всё это стандартизировано, а потому оформление всех прав имеет идентичные особенности. Но только сама информация разная.

Обратная сторона

Если перевернуть документ, тут будет намного меньше информации.

С левой стороны наносится специальный штрих-код. В нём закодирована информация про водителя.

Практически всё пространство на обороте занимает таблица. В ней прописаны категории прав. Напротив открытых категорий обязательно должны стоять метки.

Дополнительно тут указывается, в течение какого времени права будут считаться действительными.

В зависимости от конкретной ситуации, внизу под таблицей могут прописываться некоторые дополнительные данные. В большинстве случаев тут речь идёт о стаже водителя.

Существующие категории

Разобравшись с внешними особенностями, можно приступать к изучению категорий и подкатегорий в водительских правах.

Согласно действующим правилам, на определённые категории необходимо обязательно предварительно пройти отдельный курс обучения. Но есть и такие категории, которые присваиваются водителю автоматически. К примеру, наличие любых прав позволяет управлять всем транспортном наземного типа, который относится к официальной категории М.

У всех актуальных категорий и подкатегорий в водительских правах есть определённая смысловая нагрузка. Она определяется эксплуатационными и габаритными характеристиками транспорта.

Будущим автомобилистам следует обязательно знать про все существующие виды отечественных водительских прав. Помимо основных категорий, нужно обратить внимание и на существующие подкатегории.

Это позволит понять, на какие курсы следует идти, к чему готовиться и пр. Планируя ездить на легковой машине, вовсе не обязательно открывать автокатегорию, позволяющую управлять автобусами. Но и с правами для мототехники сесть за руль легковушки не получится.

Следует подробно взглянуть на перечень категорий и предусмотренных официальных подкатегорий актуальных отечественных водительских прав. Представленная классификация действует с 2016 года, после некоторых корректировок, проведённых с 2012 года.

Перечень нужно разбить на категории и подкатегории.

Основные категории

Для начала будут представлены все категории, актуальные для водительских прав, с их обязательной расшифровкой.

При этом у основных категорий есть свои определённые подкатегории. Иногда их открывают отдельно, либо же получают автоматически.

Чтобы в этом разобраться, на помощь придёт официальная классификация доступных для автомобилистов и не только категорий водительских прав.

  • Хотя буква по алфавиту первая, это не самые базовые права. Такая специальная отметка в автомобильном удостоверении говорит о том, что этот водитель имеет право самостоятельно управлять мотоциклом, у которого предусмотрен боковой специальный прицеп, либо без него. При этом суммарная снаряжённая масса должна составлять до 400 кг. Мототехника может иметь 2, 3 и 4-колёсный тип конструкции.
  • Самая распространённая категория. Актуальна для автотранспорта общей допустимой массой до 3500 кг. (3,5 тонн). По количеству располагающихся в салоне пассажиров ограничена на 8. Разрешается дополнительно цеплять к машине прицеп, но его масса (снаряжённая) не может превышать 750 кг. Либо же суммарный вес прицепного состава не должен быть больше, чем масса автотранспорта без нагрузки.
  • Открывает возможность управлять ТС общей допустимой массой свыше 3,5 тонн и цеплять прицеп весом до 750 кг. Но садиться при этом за руль грузового авто, которое относится к сегменту D, с этой категорией официально не разрешается.
  • Даёт возможность осуществлять пассажирские перевозки, когда количество людей превышает 8. Дополнительно допускается оснащение прицепом, но снова массой до 750 кг.
  • Распространённая в основном среди молодёжи категория. Даёт право людям управлять мопедами, а также квадроциклами. Открытие любой другой самостоятельной автокатегории позволяет без проблем дополнительно получить пометку напротив M.
  • Tm и Tb. Их открывают те, кто хочет работать на трамваях и троллейбусах. Сравнительно новые виды категорий. Ранее вместо них применялись просто особые отметки.
  • Дополнительная автокатегория, которая не считается подкатегорией. Актуальна для тех, кому нужно управлять транспортом обычной категории B, но уже с прицепом с собственным весом свыше 750 кг.
  • Ещё один вариант полноценной категории, тесно связанный с C. Позволяет управлять автотранспортом соответствующего типа, но ещё и дополнительно с автоприцепом в его массовом диапазоне от 750 до 3500 кг.
  • Расширенный вариант обычной категории D. Требуется для пассажирских автобусов, в которых доступное количество предусмотренных посадочных мест превышает 8. Дополнительно автомобилисту разрешается цеплять автоприцеп массой от 750 до 3500 кг.

Отдельно стоит рассмотреть существующие подкатегории.

Подкатегории

Помимо основных категорий, актуальных выдаваемых в России для водительских прав, официальная классификация выделяет некоторые подкатегории. У каждой из них есть свои значения, допуская к вождению людей. Применяются с появления новых специальных удостоверений. Остаётся лишь узнать, что они означают и как маркируются.

  • Подкатегория, актуальная для водителей мототехники. Пригодится для мотоциклистов, транспортное средство которых имеет рабочий объём двигателя в диапазоне от 50 до 125 куб. см. Это так называемые скутеры.
  • Открывает возможность человеку управлять автотранспортным средством, масса которого по документам не превышает значение в 550 килограмм. При этом допустимая максимальная скорость, которую способна развивать техника, не должна быть более 50 километров в час. Есть ограничение и по объёму силовой установки. Если быть точнее, то не более 50 кубических сантиметров. Такие права делают те, кому требуется сесть за руль трицикла или квадроцикла. Тут важно понимать разницу между квадроциклом и квадрициклом. Для квадроцикла достаточно категории М. Под квадрицикл требуется уже специальная подкатегория B1.
  • Ещё одна довольно распространённая подкатегория. Актуальна для тех, кто управляет автотранспортом массой в диапазоне строго от 3500 до 7500 килограммов. Дополнительно здесь допускается оснащение прицепным транспортным средством, но массой до 750 кг. Наличие такой открытой категории в автомобильных правах не позволяет управлять различным автотранспортом, который подпадает под критерии D категории.
  • Оформляется на водителей, управляющих транспортом с массой в диапазоне строго от 3500 до 7500 кг. При этом разрешается цеплять к ним автоприцепы весом свыше 750 кг. Ключевым условием является то, что суммарная масса состава должна быть до 12 тонн.
  • Оформляется водителями, управляющими пассажирскими автобусами с общим предусмотренным конструкцией количеством мест до 16. Дополнительно открытая водителем категория этого типа позволяет ездить с автоприцепом, но массой до регламентированных 750 кг.
  • Сочетает в себе возможности категории D, но вес автоприцепа при этом может превышать ограниченные для основной категории 750 кг. Но только при обязательном соблюдении условия, что показатель общей массы автопоезда не выходит за рамки 12 тонн.

Само собой разумеется, что ни для одной из категорий или подкатегорий не допускается перевозка людей, находящихся в прицепном ТС.

Права нового образца

Представленные категории применяются в водительском удостоверении так называемого нового образца.

Важно учесть, что нынешний формат ВУ утверждён соответствующим приказом МВД от 13 апреля 2009 года. При этом в 2011, 2014 и 2015 годах проводились некоторые корректировки документа.

Главная особенность водительских прав принятого нового образца заключается в том, что они выполнены в полном соответствии с требованиями Венской конвенции, принятой ещё в 1968 году. Соответствующее обозначение открытых категорий и заполнение основной информации позволяет автомобилистам спокойно передвигаться по странам-участникам этой конвенции без дополнительных документов.

Информация в таком документе нового формата аналогична той, что была в предыдущем варианте удостоверения. Но оформление выполнено иначе.

Это заламинированная бумажная карточка, которая имеет пластиковую основу. Цвет документа переходящий, от голубого к розовому. Смена цвета идёт слева направо. По аналогии цвет меняется и на обороте, но уже в обратном направлении. Дополнительно предусмотрена фоновая сетка, выполняющая защитные функции.

Чтобы защитить удостоверения от попыток подделывания, на них применяется сразу несколько специальных решений. Они состоят из:

  • микротекста;
  • скрытых изображений;
  • переменного цвета в зависимости от угла обзора;
  • подсвечивающихся серийных номеров под воздействием ультрафиолета;
  • штрих-кодов, в которых зашифрована информация.

На лицевой стороне название документа наносится сиреневым цветом. Фотография имеет общепринятый стандартный размер 21х30 мм. При этом фотографию делают одновременно с выдачей документа, то есть предварительно печатать фото нет необходимости.

Требования к самой фотографии не изменились. Это только анфас с отсутствующими головными уборами и очками. Очки допускаются, если человек ходит в них постоянно и имеется специальная справка, а головные уборы разрешено оставлять на фото по религиозным причинам.

Получение прав и открытие новых категорий

Если не считать подкатегории, которые присваиваются автоматически, для получения прав, как и для открытия новых разрешений, потребуется пройти определённую процедуру.

Она начинается с посещения специализированной и обязательно сертифицированной автошколы. Здесь в составе группы, а иногда и в индивидуальном порядке, проходится полный курс обучения. Помимо теории, кандидаты занимаются практическими упражнениями, в сопровождении инструктора на специально оснащённых машинах выезжают в город.

Но успешная сдача теории и практики в автошколе ещё не даёт возможность получить удостоверение. После автошколы требуется взять документ об её окончании, а также медицинскую правку, и отправиться в отделение ГИБДД. Вопросами выдачи прав и проверкой знаний и навыков занимается МРЭО при автоинспекции.

Здесь требуется пройти ещё 3 испытания:

  • Знание теории. Знать требуется не только правила движения, но также устройство автомобиля, на управление которым вы претендуете, прочие области, необходимые для вождения.
  • Практика на площадке. Если теория сдана успешно, кандидат отправляется на следующий этап. Ему требуется выполнить стандартные манёвры на специально оборудованной площадке. В основном это развороты, маневрирование задним ходом, парковка и пр.
  • Экзамен в реальных условиях. Когда 2 предыдущих этапа пройдены, остаётся последний. Кандидат выезжает в город в сопровождении инспектора. Он следит за тем, как водитель себя ведёт в тех или иных ситуациях, контролирует обстановку, правильно читает знаки и разметку. Если ошибки не допущены, тогда инспектор ставит отметку об успешном завершении испытаний.

С этим документом кандидату остаётся передать бумаги в соответствующее окошко МРЭО, после чего ему будут выданы водительские права установленного образца с открытой категорией того или иного типа.

Даже если у водителя есть действующее удостоверение, но ему требуется открыть новую категорию, придётся пройти аналогичные испытания. Но только не всегда нужно посещать автошколу. Всё зависит от того, какие права требуется получить, и какие метки есть в текущем удостоверении.

Сделать метку в ранее выданном документе не получится, поскольку бумага уже заламинирована. В этом случае изготавливаются новые пластиковые документы.

Открытие новой категории для иногородних

Также стоит отдельно взглянуть на то, каким образом можно открыть новую категорию в своих действующих водительских правах всем иногородним.

Ведь довольно часто человек прописан в одном населённом пункте, но проживает или работает в другом. Тогда ему требуется не по прописке сделать себе ВУ.

Практически все автошколы позволяют иногородним проходить у себя обучение. Единственным отличием в сравнении с обучением по месту регистрации является расширенный пакет документов.

  • внутреннего гражданского паспорта;
  • медицинской справки;
  • справки, подтверждающей местную регистрацию;
  • справки из ГИБДД о том, что водитель не был лишён прав.

Особых проблем с этим возникнуть не должно. Но приготовьтесь к тому, что автошкола может не принять вас на обучение, если у вас отсутствует местная прописка.

При этом сложностей с ГИБДД (МРЭО) не будет. Согласно действующим правилам, ВУ можно получить в любом удобном для кандидата отделении, без привязки к прописке.

Нынешний формат ВУ предусматривает выдачу документа сроком на 10 лет. Когда 10 лет с момента выдачи проходит, удостоверение утрачивает свою силу, а водитель теряет возможность управлять транспортным средством.

Учитывая этот нюанс, каждые 10 лет придётся обновлять корочку. Но переживать сильно не стоит. Проходить повторное обучение и сдавать экзамены нет необходимости. Но сохраняется требование обязательно пройти медицинскую проверку и получить справку из сертифицированного медицинского учреждения.

Менять документ раньше положенного срока нужно, если:

  • права были утеряны;
  • документы украли;
  • они пришли в состояние негодности;
  • автомобилист поменял фамилию или имя;
  • требуется замена прав старого образца на новые.

При замене в обновлённых правах остаётся тот же срок действия, но и на документе до его утраты или порчи. Если хотите сразу продлить их на 10 лет, кроме паспорта, предъявите свежую медицинскую справку.

Категории водительских удостоверений

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 “Категории водительских прав”). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).

Таблица 1. “Категории водительских прав”

КатегорияПодкатегорияПраво на управлениеДля лицК экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие
“М”Мопедами и легкими квадрицикламиНе моложе 16 лет16 лет
“А”Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствамиНе моложе 18 лет18 лет
“А1”Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловаттНе моложе 16 лет16 лет
“В”Автомобилями (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммовНе моложе 18 лет17 лет
“В1”Трициклами и квадрицикламиНе моложе 18 лет18 лет
“ВЕ”Автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммовНе моложе 19 лет19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “В” не менее 12 месяцев
“С”Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 18 лет17 лет
“С1”Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 18 лет18 лет
“С1Е”Автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммовНе моложе 19 лет19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” или “С1” не менее 12 месяцев
“СЕ”Автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммовНе моложе 19 лет19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” не менее 12 месяцев
“D”Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 21 года21 года
“DЕ”Автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусамиНе моложе 22 лет22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“D1”Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 21 года21 года
“D1Е”Автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммовНе моложе 22 года22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” или “D1” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“Tm”ТрамваямиНе моложе 21 года21 года
“Tb”ТроллейбусамиНе моложе 21 года21 года

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории “А”, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории “А1” и подкатегории “В1” с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории “В” – подкатегории “В1” (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории “С” – подкатегории “С1”, категории “D” – подкатегории “D1”, категории “СЕ” – подкатегории “С1E”, категории “DE” – подкатегории “D1E”. Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории “М” (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1” по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия “КвадрОцикл” и “КвадрИцикл”. К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: – в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или – в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или – в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категории прав

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 6 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1, и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Категория или подкатегорияТип транспортного средства
АМотоциклы
А1Легкие мотоциклы
ВЛегковые автомобили
ВEЛегковые автомобили с прицепом
В1Трициклы
СГрузовые автомобили
СEГрузовые автомобили с прицепом
С1Легкие грузовики
С1EЛегкие грузовики с прицепом
DАвтобусы
DEАвтобусы с прицепом
D1Небольшие автобусы
D1EНебольшие автобусы с прицепом
ММопеды
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Водительское удостоверение категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

Категория «А» — мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, водительское удостоверение категории A позволяет управлять и мотоколясками, которые в настоящее время на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Коме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Водительское удостоверение подкатегории А1

Подкатегория «А1″ — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Водительское удостоверение категории В

Категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).

Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

Категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Водительские права подкатегории B1

подкатегория «В1″ — трициклы и квадрициклы;

В настоящее время подробная информация по транспортных средствам категории B1 отсутствует. Хочу лишь заметить, что «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

Категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяет управлять только тяжелыми (более 3500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Водительские права подкатегории С1

Подкатегория «С1″ — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся легкие грузовики, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная

Водительское удостоверение категории D

Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.

Категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

Подкатегория «D1″ — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

Для более тяжелых прицепов водителю потребуется категория D1E:

Подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Категория M

Категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

Категория «Tm» — трамваи;

Категория «Tb» — троллейбусы;

В 2015 году для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав.

Напомню, что раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.

Категории водительских удостоверений 2019 года: описание, расшифровка

После перенесенных изменений, российское ВУ полностью поменяло свою структуру, переквалифицировавшись в документ международного формата. В результате такой реформы на лицевой стороне корочки появились новые поля для отметок, а ее тыльная часть с таблицей расширилась на два пункта. Ну а какие теперь категории водительских прав 2019 (с расшифровкой) будут присутствовать в обновленном бланке и для каких видов транспортных средств они предусматриваются, мы выясним далее в статье.

Внешний вид удостоверения 2019 года

Внешне реформированное удостоверение, как и предыдущие права, выполнено в форме пластиковой карточки, окрашенной в двухцветный тон. На первый взгляд, оно практически не отличается от предыдущего прототипа ВУ. Но при более детальном его изучении можно заметить:

  • Увеличенную таблицу, где устаревшие категории B, А, C и D дополнились отдельными подгруппами;
  • Усовершенствованную защиту в виде водных знаков и зашифрованных элементов просматривающихся только под инфракрасным светом;
  • Несколько новых полей на лицевой части документа, позволяющих инспектору увидеть более обширную информацию о водителе.

А вот чем еще отличаются корочки старого и нового образца, кроме защитной системы и таблицы категорий водительских прав, мы рассмотрим ниже.

Лицевая сторона

На лицевой части реформированного ВУ, в левом краю, располагается фотография гражданина, получившего разрешение на управление автомобильным транспортом. Сразу под ней, в графе 7, можно найти и личную подпись водителя. А вот вся основная информация о нем заложена в центре удостоверения, под номерами:

  • 1 – фамилия владельца документа;
  • 2 – его имя и отчество (первые две строки заполняются в двух форматах, в соответствии с требованиями Венской и Женевской конвенций: русскими буквами и латиницей);
  • 3 – дата и страна рождения;
  • 4а – день, месяц и год начала действия корочки;
  • 4б – период аннуляции ее юридической силы (на 2019 год для ВУ установлен единый срок действия в 10 лет);
  • 4с – наименование структуры (подразделения) ГИБДД, осуществившего выдачу водительского удостоверения;
  • 5 – серийный номер документа;
  • 8 – город или регион прописки гражданина;
  • 9 – типы транспортных средств, на управление которыми человек имеет разрешение (какие существуют категории и подкатегории водительских прав 2019 года и какова их расшифровка, мы рассмотрим ниже).

Кроме личной информации автомобилиста, лицевая сторона ВУ включает в себя еще и защитный символ, выполненный в виде аббревиатуры «RUS». Располагается он сразу над фотографией, а при попадании на него инфракрасных лучей, цвет его фона меняется.

Тыльная часть

Большую часть тыльной стороны водительского удостоверения занимает таблица с 16 типами транспортных средств, управление которыми разрешено на территории РФ. А дополняют данную таблицу еще 3 графы, где указано:

  • Дата присвоения конкретной категории;
  • День, месяц и год ее аннуляции;
  • Возможные ограничения, касающиеся определенного вида ТС (если у водителя существуют ограничения по управлению пассажирскими автобусами и грузовой техникой, то напротив категорий Д и С должны стоять отдельные пометки).

Сразу под таблицей, в поле под номером 14, присутствует место для внесения стажа и общих ограничений, имеющих отношение ко всем категориям ТС. Сюда обычно ставятся пометки: «годен только в очках» и «АТ», что означает возможность управления любым видом транспорта, только с автоматической коробкой.

Кроме информации о пригодности и стаже водителя, тыльная часть бланка также включает в себя: индивидуальный штрих-код, предназначенный для ведения автоматического учета (расположен по левому краю) и серийный номер удостоверения, состоящий из 10 цифр (в самом низу корочки). Но предназначаются эти два элемента исключительно для сотрудников ГИБДД. Для автолюбителя они никакой информации не несут.

Какие категории и подкатегории внесены в новое ВУ

На водительских правах старого образца, на тыльной стороне, располагалась таблица с девятью доступными категориями: Е, D, DE, C, CE, B, BE, A, трамвай и троллейбус. А вот на удостоверении нового формата расширенная таблица выглядит следующим образом:

Категория ТСВид транспортного средства
АТяжелые мотоциклы (в том числе и с коляской), с объемом двигателя более 125 кубов
А1Техника с мотоциклетным рулем и посадкой, объем ДВС которой не превышает 125 кубических сантиметров
ВЛегковой автомобиль, со снаряженной массой до 3500 кг и вместительностью до 8 человек
В1Квадроциклы, рикши и трициклы, с объемом двигателя более 50 кубов
СГрузовые ТС, весом более 7,5 тонн
С1Легкие грузовики, снаряженная масса которых не превышает 7500 кг
DАвтобусы, с количеством пассажирских мест более 16
D1Микроавтобусы и кольцевые такси с вместительностью от 8 до 16 человек
BEЛегковой автомобиль с прицепом, не превышающим 750 кг
CEГрузовое транспортное средство с прицепным устройством, массой до 750 килограмм
C1EЛегкий грузовик с прицепом, не превышающим 750 кг
DEПассажирский автобус с прицепным устройством массой до 750 килограмм
D1EМикроавтобусы и маршрутные такси с прицепом, чей вес не превышает 750 кг
MДвухколесные мопеды и скутера с объемом мотора до 50 кубов
TmТрамвай
TbТроллейбус

Из таблицы выше стает понятно, что обозначает категория М в водительских правах нового образца и как расшифровываются остальные добавленные пометки. Но не все типы ТС в таблице имеют четкое объяснение. А вот с какими из них возникают проблемы, мы узнаем далее.

Какой транспорт подразумевается под аббревиатурой В1

Выше мы рассмотрели, что подкатегория, появившаяся у легковых автомобилей, включает в себя: рикши, квадроциклы и трициклы. Именно так регламентируется аббревиатура В1 в положении ГИБДД. Но для тех автолюбителей, которые по прежнему задаются вопросом: что такое категория В1 в водительских правах, поясним, что данная подгруппа распространяется не только на самоходную технику с мотоциклетной посадкой и аналогичным типом управления, а и на ТС с автомобильной базой.

То есть, если рикша имеет круглое рулевое колесо, соединенное с передней осью шарнирами, то она также будет попадать под тип В1. Ну а дополнительное внимание нужно обращать на объем двигателя транспортного средства. Ведь в регламенте Госавтоинспекции четко сказано, что в упомянутую группу входят технические средства, с двигателем свыше 50 кубических сантиметров. А вот более слабые агрегаты нужно будет регистрировать в индивидуальном порядке.

В каком возрасте можно получить права

Все категории прав водительских удостоверений 2019 года делятся на два основных вида: любительские и профессиональные. К первому виду относят:

  • М – мопеды, скутера и питбайки;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – тяжелая мото-техника (в том числе с коляской);
  • В1 – рикши, квадроциклы и трициклы;
  • В – легковые автомобили;
  • ВЕ – машины с прицепом.

Для обучения управлению транспортным средством с мотоциклетной посадкой, гражданин может пойти в автошколу по достижению 14 лет. Но корочку в таком случае ему выдадут не ранее, чем через два года. Ведь по закону РФ, выезжать на самоходной технике на дороги общего пользования водителю разрешено строго с 16 лет.

А вот если речь идет о легковом автомобиле, то для него это период вырастает еще на 2 года. Хотя обучаться на права категории В можно также по достижению 14-летия. Для профессиональных же типов авто предусматриваются более серьезные ограничения. И применяются они к следующим видам транспорта:

  • С – седельные тягачи и самосвалы;
  • С1 – легкие грузовики;
  • СЕ – грузовое ТС с прицепом;
  • С1Е – автопоезд;
  • D – пассажирские автобусы;
  • D1 – небольшие микроавтобусы и маршрутные такси;
  • DE – автобус с прицепом;
  • D1E – малогабаритные пассажирские ТС с прицепом;
  • Tm – трамваи;
  • Tb — троллейбусы.

На первые 4 категории (с «С» по С1Е») гражданам разрешено обучаться с 18 лет, при наличии у них водительского удостоверения на легковое авто. А вот на типы ТС, связанные с перевозкой пассажиров обучение проходит строго с 21 года. Ну а какие виды категорий водительских прав 2019 года относятся к грузовым, а какие — к пассажирским, мы уже рассмотрели выше.

Как открыть новую категорию

При замене старой корочки на водительское удостоверение нового формата, имеющиеся у автомобилиста категории ТС перенесутся автоматически. Причем, если ранее у него были доступны группы В, С и Е, то в полученном бланке они расширятся дополнительными подгруппами В1, ВЕ, С1, СЕ и С1Е.

А вот для того, чтоб открыть старший тип транспортного средства (D – пассажирские автобусы), ему нужно будет пройти дополнительное обучение в автошколе. Для этого достаточно явиться в ближайшее отделение ДОСАФ и предоставить инструкторам следующий пакет документов:

  • Письменное заявление с просьбой о поступлении на курсы по вождению пассажирского транспорта;
  • Выписка из медицинского учреждения, свидетельствующая об отсутствии у будущего водителя патологий и психических расстройств;
  • Внутригражданский паспорт;
  • Текущую водительскую корочку (требуется для замены на права нового формата);
  • Чек об оплате единой пошлины.

При этом, для каждого типа самоходной техники автошкола предусматривает свои теоритические и практические курсы. А потому знать, сколько категорий водительских прав всего существует, очень важно для каждого автолюбителя.

В каких случаях человеку могут отказать в открытии категории

Владеть информацией о том, как расшифровываются категории водительских прав нового образца порой бывает недостаточно. Ведь существует ряд обстоятельств, при которых человеку могут не выдать новую корочку, даже после прохождения специальных курсов. А происходит это в следующих случаях:

  • Автомобилист предоставил не все документы из требуемого списка;
  • В предъявленных справках и бланках присутствуют повреждения, частично или полностью скрывающие информацию о владельце ТС или его самоходной технике;
  • Данные в паспорте, ПТС, медицинской справке или других корочках подделаны, или просто не совпадают с базой ГИБДД (ввиду банальной ошибки оператора).

В перечисленных ситуациях водителю ничего не остается, кроме как исправить возникшие недочеты и повторить попытку получения ВУ заново. Однако, последний вариант с подделкой документов может стать причиной материального взыскания для автолюбителя. Ведь по закону РФ подобные манипуляции с государственными бумагами строго запрещены.

Вот мы и рассмотрели по таблице с описанием: какие категории водительских прав в 2019 году будут присутствовать к российской корочке. А в заключение стоит добавить, что помимо индивидуальных курсов, для открытия каждого типа ТС предусматривается и своя стоимость. Поэтому, прежде чем подавать документы в автошколу, желательно ознакомиться с актуальными тарифами.

Категории ТС по техническому регламенту

Категория L – Мототранспортные средства

Мопеды, мотовелосипеды, мокики

Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт

Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

Категория L3 — Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 — Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Квадрициклы

Категория L6 — Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7 — Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория М – Пассажирские транспортные средства

Автомобили легковые

Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N – Грузовые автомобили

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Категория O – Прицепы

Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Ссылка на основную публикацию