Комисионный сбор за оплату кап ремонта банком

Как платить за капремонт

Уважаемые жители!
Предлагаем воспользоваться онлайн оплатой услуги «капитальный ремонт» с помощью сервиса Сбербанк Онлайн:

1. Войдите в Сбербанк Онлайн через www.sberbank.ru ;

2. Следуйте пошагово пунктам меню:
– раздел «Переводы и платежи» > «ЖКХ и Домашний телефон» > «Квартплата» > «Система Город Алтайского края»;

3. Выберите услугу «По адресу или номеру Лицевого счета»;

4. Выберите банковскую карту для оплаты и введите лицевой счет или адрес плательщика;

5. Выберите услугу «Капитальный ремонт»;

6. Скорректируйте сумму платежа при необходимости и подтвердите оплату.

При необходимости подключения Автоплатежа, нужно выбрать пункт меню «Мои автоплатежи» > «Подключить Автоплатеж» > далее по инструкции, которая описана выше.

Произвести оплату взносов на капитальный ремонт без комиссии можно следующим образом:

1. «Почта Банк» и Банк ВТБ (ПАО) начинает приём взносов на капремонт без комиссии

Оплатить взносы на капремонт без комиссии можно теперь на всей территории Алтайского края. Договоренность о возможности оплаты взносов «без нагрузки» достигнута между Регоператором, Банком ВТБ и «Почта Банк». Чтобы совершать платежи за капремонт без комиссионного сбора, необходимо получить бесплатную карту платежной системы «Мир» в отделении почтовой связи, в филиалах Банка «Почта Банк». Оплату взносов на капремонт можно будет производить не только через клиентские центры банка, банкоматы, но и с помощью мобильного онлайн-банка, что на сегодняшний день является одним из наиболее популярных способов оплаты. Для этого нужно скачать приложение «Почта Банк» и зарегистрироваться в личном кабинете (пошаговая инструкция далее).

В интересах граждан работа Регоператора по возможности приёма платежей без комиссионного сбора проводилась и ранее. Оплачивать взносы без комиссии можно было через некоторые пункты приёма платежей Банка ВТБ-24. Теперь для собственников появились новые возможности – максимально удобные и функциональные способы оплаты за капремонт с отсутствием комиссии.

Инструкция для оплаты взносов за капитальный ремонт без оплаты комиссии «через личный кабинет».

(Система находится в тестовом режиме. При возникновении вопросов обращайтесь по телефону 8 (3852) 62-31-51)

1. Необходимо обратиться к сотруднику «Почта банк», присутствие которых обеспечено в отделениях Почтовой связи (ОПС).

2. Получить сберегательный счет платежной системы «Мир» на бесплатной основе.

3. Скачать Приложение «Почта банк».

4. Запустить Приложение и нажать кнопку «Регистрация».

5. Ввести номер мобильного телефона или номер карты «Мир».

6. Придумать Логин и Пароль для входа.

7. Нажать кнопку «Оплатить».

8. В поисковике выбрать «РО Алтайского края «Фонд Капитального Ремонта МКД».

9. Ввести в поле «Данные из квитанции» номер счета (40603810014030001000), сумму перевода и нажать кнопку «Далее».

10. Ввести код подтверждения из СМС-сообщения.

11. Платеж проведен!

2. В офисах банка ВТБ-24, в пунктах приёмах взносов на капитальный ремонт без комиссии.

  • ОО «На Папанинцев», ул. Папанинцев, 106А
  • ОО «Магистральный», пр. Ленина, 68
  • ОО «Московский проспект», пр. Ленина, 45
  • ОО «Северо-Западный», пр. Ленина, 151
  • ОО «ЦИК на Павловском тракте», ул. Павловский тракт, 251
  • ОО «Барнаульский» ул. Малахова, 88В
  • ОО «Васильевский», ул. Васильева, 57А
  • ОО «Новоалтайский» ул. Октябрьская. 14

Счет регионального оператора

Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах – плательщики взносов на капитальный ремонт

В соответствие с и ч.1 ст.171 Жилищного кодекса РФ уплата взносов на капитальный ремонт должна осуществляться в сроки, установленные ч.1 ст.155 ЖК РФ для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги – до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.

Т.к. обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов, включенных в Краевую программу капитального ремонта МКД на 2014-2043гг. Постановлением Администрации Алтайского края №146 от 27.03.2014г., официально опубликованном в газете «Алтайская правда» от 29.03.2014г. № 79, возникла с 01 декабря 2014г. (по истечении восьми календарных месяцев после публикации Краевой программы), то первая оплата взносов за помещения должна была быть произведена до 10 января 2014г. Все последующие оплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт должны были осуществляться до 10 числа месяца, следующего за истекшим.

В соответствие с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ Региональный оператор обязан применять установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 ст. 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в МКД в случае несвоевременной и/или неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт. Размер пени составляет одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Во исполнение предписанных федеральным законодательством обязанностей Региональный оператор стал включать в платежные документы, предъявляемые собственникам помещений в МКД для оплаты взносов на капитальный ремонт, информацию о размере начисленных штрафных санкций – пени за несвоевременную и/или неполную оплату взносов на капитальный ремонт, начиная с августа 2015 года.

Пеня рассчитана за период с 10 января 2015 года до даты формирования (печати) платежного документа.

В случае нарушения Региональным оператором срока формирования платежных документов, предусмотренного требованиями пп.1) ч.2 ст.155 ЖК РФ (т.е. осуществления печати платежных документов после завершения отчетного месяца), начало течения срока для исчисления размера пени осуществляется следующим образом: к дате формирования платежного документа прибавляется 7 дней для представления платежного документа собственнику помещения в МКД – плательщику взносов и еще 7 дней прибавляется для исполнения денежного требования по основаниям ч.2 ст.314 Гражданского Кодекса РФ.

Таким образом, если платежный документ сформирован (напечатан) 01 числа следующего месяца, то в случае его неоплаты до 14 числа пеня начинает начисляться с 15 числа.

Комисионный сбор за оплату кап ремонта банком

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2019 г. № АК/84598/19 “О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг”

Федеральная антимонопольная служба во исполнение пункта 49 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2019 году, утвержденного приказом ФАС России от 18.04.2019 N 477/19, подготовила и направляет для использования в работе территориальных органов ФАС России настоящие разъяснения по вопросу правомерности и соответствия антимонопольному законодательству взимания комиссий банками при оплате жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время прием и перевод денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть осуществлен рядом хозяйствующих субъектов, в частности, кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи.

При обращении физического лица в кредитную организацию в целях перевода денежных средств в счет оплаты каких-либо услуг данная кредитная организация оказывает такому гражданину одну из банковских операций, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”.

При этом согласно статье 29 указанного закона комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Как следует из части 17 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”, банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи” услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

Кроме того, законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг, вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

При этом в настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц – потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

В связи с этим необходимо отметить, что 05 сентября 2019 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 1164 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, которое устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности 1 , расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Указанное постановление вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования – в сентябре 2020 года. С этого момента платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

Подробные разъяснения по применению указанного запрета будут направлены в территориальные органы ФАС России дополнительно.

Отдельно необходимо отметить, что положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) установлены способы формирования фонда капитального ремонта и порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на счете регионального оператора, то следует отметить, что согласно части 3 статьи 180 Жилищного кодекса региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса.

На основании указанной нормы было принято Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 454, в соответствии с пунктами 17 и 72 которого договор банковского счета, заключаемый региональным оператором с российской кредитной организацией, являющейся победителем конкурса, должен содержать:

– условие об отсутствии платы за оказание услуги по открытию банковского счета и обслуживанию такого счета, об отсутствии платы за проведение безналичных операций (в том числе на счета другой кредитной организации) по счетам и за предоставление информации, включающей выписки, справки и иные документы, касающиеся движения средств, находящихся на банковском счете, и об отсутствии комиссионного вознаграждения (платы) при приеме взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме у собственников помещений обособленными подразделениями российской кредитной организации и (или) платежными агентами, банковскими платежными агентами, с которыми у российской кредитной организации – победителя конкурса заключены соглашения о приеме платежей по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме без комиссионного вознаграждения (платы);

– обязательство российской кредитной организации обеспечить наличие своих обособленных подразделений и (или) платежных агентов, банковских платежных агентов, с которыми у российской кредитной организации – победителя конкурса заключены соглашения о приеме платежей по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме без комиссионного вознаграждения (платы), в каждом муниципальном образовании (части территории муниципального образования), указанном в извещении о проведении конкурса, из расчета не менее одного обособленного подразделения (платежного агента, банковского платежного агента) на каждые 50 тысяч жителей. В случае если в муниципальном образовании проживает менее 50 тысяч жителей, в таком муниципальном образовании должно быть обеспечено наличие одного обособленного подразделения (платежного агента, банковского платежного агента).

При этом ФАС России обращает внимание, что иных обязанностей региональных операторов обеспечивать возможность для граждан оплачивать без взимания комиссионного вознаграждения взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в законодательстве Российской Федерации не было выявлено.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете возможность для граждан оплачивать без взимания комиссионного вознаграждения взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в каких-либо организациях, осуществляющих прием и перечисление денежных средств в счет оплаты соответствующих услуг, законодательством Российской Федерации также не предусмотрена.

При этом, законодательство Российской Федерации также не предусматривает каких-либо ограничений в части возможности оплаты гражданами коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт, путем наличных и безналичных расчетов в любой выбранной гражданами кредитной организаций, почтовыми переводами или путем внесения платы через платежных агентов.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, включая установление монопольно высокой цены, установление финансовой организацией необоснованно высокой цены финансовой услуги.

Под необоснованно высокой ценой финансовой услуги согласно пункту 12 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

Доминирующим положением, как установлено частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые границы товарного рынка, в том числе с учетом взаимозаменяемости товаров (услуг) на этом рынке и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которого в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения.

При этом следует отметить, что определяемые при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации.

Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает.

Поэтому определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и признаков злоупотребления таким положением осуществляется преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в Условиях признания доминирующим положения кредитной организации и Правилах установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409.

ФАС России выражает готовность оказать любую методическую поддержку и содействие. По вопросам в части проведения анализа состояния конкуренции на рынках финансовых услуг сотрудники территориальных органов ФАС России могут обращаться в Управление контроля финансовых рынков ФАС России.

А.Б. Кашеваров

1 В сферах: водоснабжения и водоотведения; газоснабжения; обращения с твердыми коммунальными отходами; теплоснабжения; электроснабжения.

Обзор документа

Закон не запрещает банкам, платежным агентам и операторам почтовой связи взимать комиссию при оплате гражданами услуг ЖКХ. Также ресурсоснабжающие организации не обязаны бесплатно оказывать услуги по приему средств у граждан в счет оплаты услуг.

Как показывает практика, в состав экономически обоснованных расходов по регулируемым видам деятельности включаются затраты потребителей на платежные услуги банков и иных организаций по соответствующим договорам. Граждане чаще обращаются именно в такие организации, чтобы не платить комиссию.

В сентябре 2020 г. вступит в силу постановление Правительства РФ, запрещающее такую практику. Услуги при внесении платы за коммунальные услуги будут оплачивать потребители непосредственно в банках и организациях.

Отдельно даны разъяснения по уплате без комиссии взносов на капремонт общего имущества в многоквартирном доме.

ФАС отмечает, что при оказании услуг по приему и переводу денежных средств нужно соблюдать антимонопольное законодательство.

Реформа ЖКХ повлекла за собой сбор денег за капремонт

Капремонт: банковские комиссии с большой дороги

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в части капитального ремонта многоквартирных домов приносит собственникам квартир все больше и больше сюрпризов, к большому сожалению, малоприятных. Фраза о том, что население платит за все, перешла в разряд аксиом, которые в доказательствах не нуждаются. И яркий пример тому сбор денег на капитальный ремонт.

Принимая пакет законопроектов о капитальном ремонте, законодатели пошли по пути того, чтобы свести на нет возможность недобросовестным управляющим организациям “погреть руки” на платежах населения. Но, как выяснилось, закрывая одну лазейку, приходится приоткрывать другую. Что не удастся одним, получается у других.

На сцену выходят банки, которые не нарушая закон, могут преспокойно “прокручивать” деньги, собранные на спецсчетах, при этом еще и зарабатывают на банковском обслуживании.

Возникла некая коллизия, когда собственник, желая добросовестно исполнить свою обязанность по уплате взносов на капремонт, несет свои кровно заработанные деньги в банк, и при этом оплачивает еще и комиссионный сбор. Банк в это время использует денежные средства населения и преумножает свои, и без того нехилые капиталы, а люди не только не получают выгоды от вложенных средств, в качестве процентов на средства спецсчетов, но и оплачивают комиссию. Капитальный ремонт становится “золотым”, причем для не самых обеспеченных слоев населения, какими являются собственники квартир, в так называемом, вторичном жилом фонде. В итоге радость от того, что большинство жителей области выбрали форму накопления спецсчет – это более тысячи шестисот домов по всей области – смогут понять и разделить только банкиры, подсчитывая прибыль.

В соответствии с законодательством региональный оператор не вправе определять тарифную позицию кредитных организаций. В случае заключения между фондом капитального ремонта и банком договора об информационно-технологическом взаимодействии размер комиссии может быть уменьшен, но не отменен.

В Саратовской области в рамках заключенных договоров установлены тарифы: ОАО “Сбербанк России” -2 процента от суммы платежа, но не менее 15 рублей; ЗАО “Экономбанк” – 0 процентов, ЗАО АКБ “Экспресс-Волга” – 1 процент от суммы платежа. Терминалы “Сбербанка” забирают полтора процента, но не менее 10 рублей, интернет -платеж “Сбербанк онлайн”- 1 процент. Оплатить платежку капремонта через ФГУП “Почта России”, которое является платежным агентом фонда регоператора, можно оплатив стоимость перевода в размере 11 рублей.

Но такая услуга пока доступна только тем, кто выбрал способ накопления на счете регионального оператора, то есть “общий котел”. Для остальных, то есть большинства, услуга пока не доступна, в связи с тем, что пока нет технической возможности для осуществления таких переводов. Как видим, пока выбор у населения есть, но не самый богатый.

Обсудить проблему за «круглым столом» в Саратовской областной Думе собрались депутаты, представители регионального минстроя, прокуратуры, общественники и банкиры.

Депутат Леонид Писной со свойственной ему прямотой определил ситуацию:

“Капитальный ремонт и так ни у кого не вызвал эйфории. Когда прошел вал, и удалось убедить собственников в том, что они обязаны нести бремя по капитальному ремонту, нам подсунули комиссии”. Парламентарий предложил связать разумный остаток и дифференциацию платежей. Он также обратил внимание на категорию льготников, расходы на которых несет бюджет.

По факту смерти 79-летней Валентины Анисимовой в Саратовской городской клинической больнице № 12 возбуждено уголовное дело. Родственники умершей женщины считают, что виной ее гибели стало равнодушие со стороны врачей.

Настоящий оскал капитализма продемонстрировал Алексей Нарыкин, руководитель Саратовского отделения “Сбербанка России” (между прочим, банка отчасти государственного). Он заявил, что каждая услуга должна чего-то стоить, и оказывать их бесплатно не собирается. Он напомнил собравшимся о том, что “Сбербанк” проиграл конкурс и не может сделать услугу по оплате платежей за капремонт бесплатной.

Член Общественной палаты, заместитель председателя Союза ЖСК Саратова, почетный строитель России Валентин Паркин сравнил сложившуюся ситуацию с платежами за капремонт с грабежом. “Люди возмущены тем, что творят банки! Они зарабатывают миллиарды на каждом жителе России! Банки пользуются нашими деньгами, а на конец года начисляются копеечные проценты! Я вижу здесь не только экономическую, но и политическую составляющую»,- эмоционально высказался общественник. По его мнению, банки вообще не должны брать комиссионные сборы с платежей капремонта.

Прозвучало также предложение от руководителя фонда регоператора Сергея Важнова о необходимости выхода с законодательной инициативой на федеральный уровень о том, чтобы принять нормы уравнивающие сбор на капитальный ремонт с остальными государственными платежами. Важнов отметил, что взнос на капремонт – это установленный государством обязательный платеж, сродни госпошлине или налоговым сборам.

Депутат Олег Черняев, замруководителя саратовского филиала “Почты России”, предложил заключить соглашение о том, чтобы не брать комиссионные платежи или существенно их уменьшить. При этом он отметил, что “Почта России” в отличие от банков, не имеет возможности зарабатывать на платежах капремонта, но согласится пойти на уступки. Однако идея парламентария не вызвала восторга у банкиров. По мнению Алексея Нарыкина, оказание бесплатных услуг приводит к сужению рынка.

Таким образом, очередная проблема, возникшая в связи с реализацией программы капремонта, обозначена. Мнения высказаны. На этом можно поставить точку или многоточие.

Только вот напрашивается очередной риторический вопрос в космос: почему в нашей стране складывается практика, что “утром деньги, а вечером стулья”? Применительно к данной ситуации: почему вначале собираются деньги с населения да еще с комиссионными, а уже потом поднимаются вопросы о правомерности, о справедливости и так далее, не только обязательных платежей, но и сопутствующих им сборов?! При этом надо понимать, что средства уже никогда не вернутся к плательщикам. И где же жителям взять столько денег, чтобы “накормить” ненасытную гидру жилищно-коммунального хозяйства с чиновниками-депутатами и банкирами?!

А пока для того, чтобы не стать совсем “чужими на этом празднике жизни”, собственникам жилья в многоквартирных домах, можно посоветовать осваивать не только жилищно-коммунальный ликбез, но и изучать банковское дело.

Законна ли комиссия за оплату услуг ЖКХ?

Недавно платил за услуги ЖКХ. Оператор сказала, что теперь комиссия за оплату составляет 2%. Чтобы не было вопросов, прямо над окошком повесили объявление с информацией об этом и указали телефон обслуживающего банка.

Я позвонил в банк, мне сообщили номер закона и рассказали, что раньше эту комиссию платили сами поставщики услуг, а теперь почему-то не могут и поэтому повесили это все на клиентов. Причем сразу заодно с традиционным повышением тарифов с нового года. По телефону сказали, что эта комиссия не только за банковские услуги. Но за что еще — объяснить не смогли.

Прокомментируйте, пожалуйста, суть происходящего. Что за комиссию больше не могут платить поставщики, почему она везде разная и вообще доколе она будет.

Доколе — сказать не могу, а про комиссию расскажу подробнее.

Комиссию берет банк за то, что принимает вашу оплату и переводит поставщику коммунальных услуг. Если вы платите безналичным переводом, вам придется соглашаться на условия банка, который оказывает вам такие услуги. Но компания, которая предоставляет услуги ЖКХ, должна обеспечить хотя бы один способ оплаты без комиссии. Если ваш поставщик услуг этого не сделал, можете подать жалобу в Роспотребнадзор. Он оштрафует нарушителя и заставит организовать прием платежей без комиссии.

Откуда берется комиссия за оплату услуг

Поставщики коммунальных услуг обязаны обеспечить абонентам возможность оплачивать услуги как наличными, так и с помощью платежных инструментов. Причем абоненты сами выбирают, каким вариантом им удобнее пользоваться.

Поставщик услуг не имеет права устанавливать на одну и ту же услугу различные в зависимости от способа оплаты — с помощью наличного или безналичного расчета — цены.

Это значит, что в квитанции на оплату услуг ЖКХ не может быть дополнительной строки «Комиссия банка». Но есть исключение: если собственники помещений в многоквартирном доме сами решат на общем собрании, что такой платеж должен быть включен в структуру платы за содержание жилого помещения, платить придется.

Банковская комиссия обязательна, если ее включают в стоимость услуги по договору на оказание услуг. Коммунальные услуги или капитальный ремонт оплачивают по тарифам, которые установили соответствующие органы госвласти. Поэтому они не могут включать в себя никакой комиссии. Зато если речь идет о плате за содержание жилого помещения, в которую входит плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, то как раз общий размер этой платы и будет ценой договора, в которую собственники на общем собрании могут включить комиссию.

Как должно быть по закону

Компания, которая предоставляет услуги ЖКХ, должна обеспечить потребителям возможность оплачивать ее услуги без комиссии. А потребитель имеет право оплачивать эти услуги наличными непосредственно поставщику услуг. И в этом случае просить каких-то дополнительных комиссий свыше цены договора поставщик не имеет права.

Это право зафиксировано не только в законе о защите прав потребителей, но и в правилах предоставления коммунальных услуг. В них указано, что потребитель вправе сам выбирать, оплачивать ему коммунальные услуги наличным или безналичным расчетом.

У безналичного может быть несколько вариантов:

  1. с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных потребителем банках;
  2. переводом без открытия банковского счета;
  3. почтовым переводом;
  4. банковской картой;
  5. через интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Суды, кстати, трактуют эти требования закона как обязанность поставщика услуг обеспечить как минимум один способ внесения платы, который не предусматривает дополнительных комиссий.

Если не знаете, как оплатить коммунальные услуги без комиссии, запросите информацию у поставщика услуг — по телефону или через официальный сайт. По закону поставщик услуг обязан предоставлять такие сведения незамедлительно.

Если оплаты без комиссии нет

Если вы не можете оплатить услуги ЖКХ без комиссии или вам не предоставили информацию о том, как это сделать, обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор.

Например, поставщик услуг вообще не организовал возможность оплатить услуги без комиссии или сделал это «для галочки»: касса вроде бы есть, но всегда закрыта. В этом случае Роспотребнадзор может привлечь компанию к административной ответственности за нарушение прав потребителя, связанных с оплатой услуг. Должностных лиц могут оштрафовать на 15 000—30 000 рублей , а юридических — на 30 000—50 000.

Если оплатить можно, но информации об этом нигде нет, Роспотребнадзор может назначить административное наказание должностным лицам в виде штрафа от 500 до 1000 рублей, а юридическим — от 5000 до 10 000.

Например, в Московской области Роспотребнадзор оштрафовал на 30 тысяч рублей управляющую компанию, которая не организовала бесплатный способ оплаты для потребителей. Компания решила обжаловать постановление о наказании в суде, но суд встал на сторону Роспотребнадзора и сказал, что наказание заслуженное и надо платить штраф.

А Хабаровский краевой фонд капитального ремонта не смог обеспечить потребителей информацией об организациях, которые принимают платежи без комиссии. Роспотребнадзор оштрафовал его за это на 5 тысяч рублей. Суд следующей инстанции тоже решил, что наказание справедливое, и оставил постановление о привлечении к ответственности в силе.

Когда по закону могут взимать комиссию

Вознаграждение за денежный перевод могут взимать именно с потребителя услуг в двух случаях:

  1. Когда между платежным агентом и плательщиком есть соглашение, в котором определен размер вознаграждения. Например, вы приходите в кассу банка уплатить госпошлину за регистрацию права собственности. На окошке висит объявление: комиссия за уплату госпошлины — 30 рублей. Если вы согласны сделать платеж на этих условиях, платите госпошлину и комиссию, получаете квитанцию и идете сдавать документы на регистрацию права собственности. Соглашение между вами и банком возникло и было подтверждено оплатой комиссии.
  2. Когда перевод денег осуществляется за счет денег плательщика. Они находятся на его банковском счете или он предоставляет их без открытия банковского счета. Например, вы подписали распоряжение, чтобы банк списывал в счет оплаты услуг ЖКХ с вашего банковского счета нужную сумму каждый месяц. Поскольку банк перечисляет эти деньги поставщику услуг, получается, что он оказывает вам услугу и за это берет комиссию.

Мы писали подробно, как оплатить услуги ЖКХ. В любом случае хотя бы один способ оплачивать услуги без комиссии должен быть.

Если у вас все же останутся вопросы, позвоните поставщику услуг ЖКХ и потребуйте разъяснений. Если исчерпывающую информацию не дадут, жалуйтесь в свой территориальный орган Роспотребнадзора.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Комисионный сбор за оплату кап ремонта банком

Надежда ГЛАДЫШ

Взимание банковской комиссии с граждан, приходящих оплачивать счета-квитанции по взносам за капитальный ремонт, вызвало глубокое возмущение плательщиков. О том, что оно возникнет, оказывается, знали заблаговременно.

Как выглядит ситуация на данный момент в Удмуртии? По словам директора НО «Фонд капитального ремонта» Андрея Смирнова, сказанным на пресс-конференци и в Правительстве УР 24 марта этого года, Фондом разослано более 140 тысяч счетов-квитанций . Собираемость за первый месяц составила 25 процентов, заявил Андрей Смирнов, оценив ее как «очень хорошую» в сравнении с ситуацией в других регионах. Между тем, в сети были опубликованы данные, согласно которым в Тверской области удалось собрать 16 процентов взносов, в Ленинградской области – 5 процентов, в Якутии – 2 процента, а на Камчатке – 8.

Руководитель Фонда отметил, что в течение первых трех месяцев пени за просроченные платежи начислять не будут. Однако, граждане-потреби тели, оплатившие первые платежки, были неприятно удивлены другим обстоятельством – с них взяли банковскую комиссию за перевод денег на счет получателя. В почтовых отделениях с плательщиков брали фиксированную сумму – 10 рублей. Тем, кто платил через банки, пришлось оплачивать комиссию в размере от 20-30 рублей. Сервис Сбербанк-онлайн взял с меня 3 руб. 72 коп. с суммы 371 руб. 85 коп. – то есть, 1 процент.

Эту комиссию при оплате других коммунальных услуг мы не ощущаем, потому что она уже «сидит» внутри соответствующих тарифов. А в размере взносов за капремонт, утвержденном Правительством УР (6,70 для домов без лифта и 7,30 для домов с лифтом), комиссия не заложена, поскольку он (размер) «защищен» статьей 174 Жилищного кодекса, где прямо перечислены цели, на которые могут расходоваться средства Фонда капремонта. Банковской комиссии там не упомянуто.

Когда прошлым летом проходили собрания собственников по выбору способа накопления, то управляйки добавили еще по 70-80 копеек с метра квадратного (а это еще 30-40 рублей ежемесячно) по строке «ведение спецсчета», то есть обслуживание банковского счета, где размещен спецсчет МКД. Уже эту «добавку» пришлось тогда пропихивать «через колено». А спецсчетов в Удмуртии необычайно много – более 40 процентов! Поэтому банковская комиссия сыграла роль «последней капли».

Еще осенью 2007 года бухгалтер одной небольшой управляющей компании, которой Сбербанк переводил платежи населения за минусом своей 3-процентной комиссии, на одном из форумов убеждала: «Ни один банк не будет работать БЕСПЛАТНО!» И это правда: мне самой пришлось столкнуться с недовольством руководителя нашей управляющей компании, который заявил о том, что, оплачивая коммунальные платежи через банк, я наношу ущерб компании, поскольку в этом случае банковскую комиссию оплачиваю не я, а управляющая компания.

То есть, еще прошлым летом специалисты знали, что вопрос с комиссионными возникнет. Но помалкивали. Видимо, надеясь, что само собой «рассосется». Общий тон экспертных комментариев к этой ситуации выдержан в стиле «А что же делать?! Всё законно! Придется платить…».

Юристы дают соответствующую ссылку на закон. «В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика. Таким образом, в случае внесения платы за коммунальные услуги посредством третьих лиц («Почты России», коммерческих банков, расчетно-кассовы х центров и других организаций) комиссионное вознаграждение за перевод денежных средств на счета организаций должно начисляться дополнительно и оплачиваться потребителем услуги» – пишет один из юристов.

Однако, судя по всему, некую ответственность за происходящее власти Удмуртии ощущают. 31 марта в ходе пресс-конференци и министр энергетики и ЖКХ УР Иван Маринин подтвердил информацию директора Фонда капремонта Андрея Смирнова о том, что в Правительстве УР продолжаются консультации, целью которых является если не полная отмена, то, по крайней мере, минимизация этой комиссии. Вариантов рассматривается много. Маринин, не вдаваясь в подробности, сказал, что этот вопрос на сегодня является едва ли не самым острым.

При этом среди комментариев в Сети имеется ссылка на то, что в нашем регионе бюджет компенсирует Фонду капремонта накладные расходы, то есть вполне реально этот «дисконт» возложить на бюджет.

Ситуация в других регионах – не лучше. Люди возражают против комиссий, «кормящих» банки. Еще осенью прошлого года губернатор Приморья поручил проработать варианты отмены комиссии при оплате квитанций собственниками жилья, сообщала пресса. «Новосибирское правительство готово расторгнуть договор с Альфа-Банком на обслуживание счетов для взносов на капремонт многоквартирных домов, если он не перестанет брать комиссию. У властей есть вопросы и к Сбербанку, и к «Почте России», и к организации приема платежей самим региональным оператором», а уже 29 декабря сайт Тайга-инфо сообщал, что Альфа-Банк обеспечил прием платежей за капитальный ремонт в Фонд модернизации ЖКХ без комиссий .

Впрочем, если взглянуть на ситуацию по-обывательски, то получается, что все мы платим банкам за то, что они берут с нас миллиарды «длинных» денег. Это к вопросу о справедливости.

Начисление взносов на капремонт

Порядок начисления взносов на капремонт

* Площадь помещения согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Данные по площади можно также уточнить в БТИ.

** Минимальный ежемесячный размер взноса составляет 18,86 руб. за 1 кв.м. или другой размер взноса, если он установлен общим собранием собственников помещений дома (не ниже минимального).

В случае изменения указанных величин информацию необходимо представить в районный МФЦ и/или в управляющую организацию.

Организация формирования начислений

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы № 799-ПП от 01.12.2015 г.) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников жилых и нежилых помещений в домах, расположенных на территории города Москвы, с 01 июля 2015 года.

Согласно нормам ст. 171 ЖК РФ уплата взносов на капитальный ремонт осуществляется в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (до 10 числа месяца, следующего за расчетным).

Льготы и субсидии для отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения, установленные в Москве, также распространяются и на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в доме. Для оформления льгот и субсидий собственнику помещений необходимо обратиться в МФЦ района проживания (при отсутствии в районе МФЦ – в районный отдел ГКУ «ГЦЖС»).

Взносы на капитальный ремонт вносятся собственниками помещений в зависимости от выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта:

■ на счет регионального оператора.

Федеральным законом от 29.06.2017 №237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми к новому собственнику помещения в многоквартирном доме не переходит обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт, не исполненная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме, и сохраняется за последними.
Таким образом, в случае если собственник помещения, ранее принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, оплатил взносы на капитальный ремонт по данному помещению за период предшествующий дате регистрации его права собственности на это помещение, то такой собственник может обратиться в МФЦ района по месту нахождения помещения для проведения соответствующей корректировки начислений взносов на капитальный ремонт (перерасчет, зачет средств в счет будущих платежей, возврата ошибочно оплаченных денежных средств и т.п.) с заявлением, содержащим следующую информацию:
– причина перерасчета начислений взносов на капитальный ремонт;
– сумма зачета, перераспределения, возврата денежных средств;
– ИНН получателя денежных средств;
– реквизиты для перечисления денежных средств (Ф.И.О. получателя, расчетный счет получателя, наименование банка получателя, ИНН банка получателя, БИК банка получателя, корреспондентский счет банка получателя).
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие:
– сведения, указанные в заявлении;
– право собственности на помещение;
– оплату взносов на капитальный ремонт.
При возникновении дополнительных вопросов собственник может обратиться в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по телефонам: (495)379-75-32 и (495)379-62-29.

Информацию о размере начислений и оплате взносов на капитальный ремонт по помещению и многоквартирному дому можно получить на портале городских услуг pgu.mos.ru в разделе “Получить сведения Фонда капитального ремонта”.

Единая справочная служба Мэрии Москвы – 8 (495) 777-77-77 по вопросам:

  • реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы;
  • начисления и расчета взносов на капитальный ремонт;
  • расчета и предоставления льгот и субсидий;
  • льгот и субсидий.

Телефон ГКУ Центр координации ГУ ИС по приему обращений граждан о несвоевременной доставке ЕПД либо отсутствии ЕПД: 8 (495) 662-72-94, время работы: пн – пт с 8:00 до 19:00.

Ссылка на основную публикацию