Чем занимается Всемирная торговая организация, история создания

WTO – World Trade Organization / Всемирная Торговая Организация (ВТО)

____________________________________________

Centre William Rappard, Rue de Lausanne 154,
CH-1211 Geneva 21, Switzerland.
Tel: +41 (0)22 739 51 11; Fax: +41 (0)22 731 42 06
Email: enquiries@wto.org
Website: wto.org
____________________________________________

История создания Всемирной Торговой Организации

Организация образовалась вследствие заключения соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ). Это соглашение было создано для регулировки мировой торговли по средствам препятствованию односторонним действиям. И эта система действовала около 50ти лет, что как нельзя лучше доказывает, что она сыграла большую роль в правовой основе мирового товарообмена. Именно благодаря ней, послевоенное время (II Мировая война) считается, одним из самых, прибыльных периодов в многостороннем товарообмене. В 1997 году общий товарооборот был выше в 14 раз уровня товарооборота 1950 года. ГАТТ эволюционировал свою систему через проведение большого количества торговых переговоров, которые еще называют раундами. Только во время проведения первого раунда произведено 45 000 уступок по тарифам, общая сумма которых составила 10 млрд. долларов. Так же во время проведения этого раунда были установлены правила в отношении торговли, которые впоследствии стали называться Генеральным соглашением.
Во время последнего раунда 1986-1994 года, получивший название «Уругвайский раунд» была создана ВТО. Тем самым ГАТТ расширил масштабы своих действий. Теперь они уже стали отвечать за торговлю услугами и за торговые нюансы, касающиеся прав на интеллектуальную собственность. Таким образом, ГАТТ адаптировался к условиям современной торговли.
Страны-создатели ГАТТ были: Австралия, Бельгия, Бирма, Бразилия, Великобритания, Индия, Канада, Китай, Куба, Ливан, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Сирия, США, Франция, Цейлон, Чехословакия, Чили, ЮАР, Южная Родезия.

Цели Всемирной Торговой Организации

Созданию ВТО способствовало наличие общих целей стран-участниц, а именно: желание создать общий свод правил и тарифов в системе мировой торговли, чтобы товар на рынки стран мог поступать, а так же импортироваться в любых желаемых количествах и чтобы это правило не могли отменить произвольно возникшие ограничения на импорт. Однако ВТО так же предусмотрено и то, что если вследствие кризисных ситуаций, либо кто-то из членов ВТО нарушил правила организации, страны-участницы облагаются правом на компенсационные и антидемпинговые меры для ограничения доступа к их рынку. Так же целью создания ВТО являлось стремление придать мировой торговле больше либеральности по средствам установления определенных тарифов, которым должны следовать страны-участницы, сокращение импортных пошлин, а в том числе избавление от всяческих препятствий не входящих в рамки тарифов и избавление от ограничений на количество товара. Кроме этого Всемирная торговая организация выполняет контроль над осуществлением правил торговых соглашений среди участников ВТО. Так же организацией осуществляется наблюдение за тем, как ведется торговая политика между членами ВТО и при необходимости устраивает переговоры и решает споры между участниками организации.

Члены Всемирной Торговой Организации

Функции Всемирной Торговой Организации

Основные функции ВТО:
– ведение контроля над исполнением всех договоренностей и пунктов соглашений по Уругвайскому раунду;
– консультирование стран-участниц, выполнение запросов о торговых переговорах;
– поиск разрешений торговых споров;
– наблюдение за ведением торговой политики странами-участницами;
– всяческое содействие, оказание поддержки государствам по вопросам развития;
– заключение партнерских соглашений с различными международными организациями.
Участие во Всемирной Торговой Организации дает следующие преимущества:
помощь в создании благоприятных условий на международном торговом рынке в виде развития стабильных, прочных торговых взаимоотношений между странами-участницами (в том числе помощь в создании выгодных условий во внешнеэкономической политике);
ликвидация всяческой дискриминации, защита интересов как национальных, так и общих у стран-членов ВТО, если они ущемляются другими странами-партнерами;
помощь в осуществлении намеченных планов, возникновение новых торгово-экономических интересов.
Все страны, вступившие во Всемирную Торговую Организацию, обязуются исполнять условия соглашений, юридических документов, которые объединяются под единым термином «Многостороннее торговое соглашение» (МТС). Иными словами организация предоставляет пакет соглашений (контрактов), правил, определенных норм, которые управляют всей мировой торговлей.
Из международных организаций статус наблюдателей получили: Всемирный банк, ООН и МВФ.

Структура Всемирной Торговой Организации

Всемирная Торговая Организация, кроме того, что является организацией, еще представляет в своем лице свод правил касающихся прав и обязанностей стран входящих в ее состав в сфере международной торговли и услуг, которые предоставляют страны-участницы. Эта организация берет на себя ответственность сделать международную торговлю справедливой и предсказуемой, что непременно послужит улучшению экономики стран и улучшению благосостояния народов живущих в странах участвующих в ВТО. Страны-участницы обязуются соблюдать правила соглашений и контролировать их соблюдение, проводит контроль над урегулированием товарных отношений в соответствии с правилами ВТО. Так же при возможности помогают развивающимся странам и наблюдают над тем, как эти государства ведут свою политику. Все правила и решения Всемирная Торговая Организация принимает методом консенсуса, что к тому же служит укреплением доверительных отношений между участниками организации. Окончательное же решение принимает Министерская конференция, собрания которой проходят не меньше одного раза в два года. Так в 1996 году в Сингапуре прошла первая конференция, на которой подтвердили решение стран-участниц действовать в направлении либерализации торговли. Тогда же и были созданы три новые группы, целью которых стало урегулирование соотношений между торговлей и инвестициями, и другие задачи. В 1998 в Женеве было проведено второе собрание в честь 50-тилетия ГАТТ. На ней было принято решение о рассмотрении и изучении вопросов касающихся электронной торговли в мире.
Ниже Министерства конференции стоит Генеральный совет, который несет ответственность за выполнение поставленных задач. Он так же проводит собрания пару раз в год в составе представителей от стран участвующих в ВТО. В подчинении Генерального совета состоят еще два специально созданных органа, отвечающих за разрешение споров и анализирование политики торговли. Кроме того Генеральный совет выдает распоряжения трем ниже стоящим органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами, Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Совет по торговле товарами отдает распоряжение специальным комитетам, контролирует соблюдение принципов ВТО и соглашение ГАТТ-1994. Совет по торговле услугами контролирует осуществление соглашений ГАТС, его подопечными являются Комитет по торговле финансовыми услугами и профессиональными услугами. А последний же Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность контролирует исполнение пунктов соглашения. Разрешает конфликты, которые имеют отношение к торговле поддельными товарами. В их подчинении имеются большие количества специальных комитетов и рабочих групп.

Издания Всемирной Торговой Организации

Всемирная Торговая Организация в 2006 основала собственный Центр документации. Главной задачей является предоставление необходимой информации правительствам стран-участниц, ведомствам и министерствам, отдельным лицам занимающимися бизнесом, общественным деятелям и организациям, педагогам, студентам, остальному слоям населению, которое желает получить эту информацию или имеет отношение к ВТО. Центр документации обязуется предоставить нужные материалы по текущим вопросам, проконсультировать, оказать содействием в поиске, сборе документации имеющей отношение непосредственно к ВТО.
Всемирная торговая организация занимается публикацией различных документов:
World Trade Report – ежегодное издание, содержит важную информацию об изменении торговых направлений на мировых рынках, торговых политик различных стран;
International Trade Statistics – ежегодное издание, содержащее подробную статистику торговых операций по регионам, видам продукции, формам товарообмена;
Annual Report – ежегодный информационный свод деятельности Всемирной торговой организации, содержит планы по развитию, структуре и персоналу.

ВТО как основное звено международной торговой архитектуры

Что такое ВТО? Всемирная торговая организация представляется собой ключевой институт международной торговли. В большинстве аналитических и программных документов используется англоязычное написание организации — World Trade Organization (WTO). 98% всей мировой торговой системы на текущий момент придерживается правил, принятых в ВТО.

Какое институциональное значение ВТО?

ВТО – это один международных институтов, наряду с МВФ, ООН, Всемирным банком, которые регулирует определенную сторону международных отношений. В частности в её функции входят:

  • регулирование торговли, то есть предоставление утвержденных норм и правил по купле-продаже товаров и услуг на международных рынках;
  • третейские права, которые подразумевают наличие возможностей разрешения споров между странами-членами в 4-х этапном судебном процессе. Данная функция гарантирует соблюдение членами ВТО её программных документов и основных договоров;
  • аналитические обязанности. Организация постоянно мониторит ситуацию на мировых торговых площадках. На основе этого составляет аналитические отчеты, включающие в себя – объём мировой торговли, потоки товаров и услуг между основными регионами мира, структуру экспорта и импорта и другие параметры;
  • законодательная инициатива. Торговля, как и экономика, — это не статическая единица, а постоянный динамический процесс. На базе проведенной аналитики эксперты ВТО предлагают различные поправки в нормативные акты.

Ключевая цель ВТО – сделать торговлю в мире свободной от различных барьеров, будь то пошлин или нефинансовых мер. В достижении этой задачи организация добилась значительных успехов. За последние полвека тарифные ограничения сократились во много раз (с 30-40% до 3-5%). А также торговля в мире осуществляется по четким и всем понятным правилам. Плюс страны, не являющиеся членами ВТО, придерживаются норм этой организации.

Из истории создания организации

Необходимость в регулировании мировой торговой системы возникла после Второй мировой войны, когда экономики большинства стран мира были разрушены. Причем в торговой политике господствовал протекционизм, когда государство защищает своё национальное хозяйство, в том числе промышленность — от дешевого импорта. Нужен был импульс для развития национальных экономик, торговля между странами стала один из них. В большинстве своем, страны заключали двухсторонние соглашения. Однако такой подход не столь эффективен, так как все действуют по своим правилам. Мировому сообществу необходимы были или общее соглашение для групп стран, или институт, который будет выполнять регулирующую функцию. Выбрали первый вариант.

В рамках международной торговли Генеральное соглашение по тарифам и торговле стало единственным многосторонним документом, которое регулировало данную деятельность вплоть до 1994 года, когда была создана Всемирная торговая организация, содержащая в свое основе ГАТТ.

В Генеральное соглашение по тарифам и торговле в период с 1947 по 1994 годы постоянно вносились изменения, которые были необходимы, так как структура и состояние дел в мировой торговли не стояли на месте. Изменения и дополнения вносились посредством проводимых конференций между странами участниками соглашения, которые принято называть раундами. Таких раундов насчитывается во время действия соглашения восемь.

В начале на них обсуждались вопросы тарифного регулирования. Первый раунд прошел в Женеве (1947), второй — состоялся в Аннеси (1949), следом прошел раунд переговоров в Торки (1950), а четвертый — опять в Женеве (1955-1956).

В результате этих раундов номенклатура из 50000 товаров была включена в переговорный процесс, что составило половину всей мировой торговли. Уровень таможенного тарифа удалось снизить на 25%. Впоследствии таможенные пошлины также продолжили снижаться, что явилось хорошим стимулом для роста мирового торгового оборота. К примеру, в течение 25 лет с 1950 по 1975 мировой экспорт товаров вырос в более чем 14 раз.

По мере развития мировой торговли и достижения некоторых соглашений, последующие переговоры становились все сложнее и длиннее.

В начале 60-х годов начался Диллон-раунд (1960-61), инициированный США. Основная цель США, как крупнейшей мировой державы того времени, создание для своих экспортных поставок наиболее благоприятных условий. Уровень таможенного тарифа в среднем снизился на 6,5 %. Но многие товарные группы так и остались с высоким таможенным тарифом.

Следующий раунд переговоров – Токийский (1973-79). Основное достижение – юридическое закрепление торговых вопросов по авиатехнике, мясным и молочным продуктам, антидемпинговой и компенсационной пошлинах, субсидий.

Результатом Уругвайского раунда (1986-94) стало учреждение ВТО. В его ходе урегулировались режимы торговли услугами, интеллектуальной собственностью, сельскохозяйственной продукцией. Услуги ранее вообще никак не были отражены в соглашениях ГАТТ.

Структура всемирной торговой организации

Министерская конференция собирает всех членов ВТО для принятия ключевых решений, участниками могут быть представители стран, входящих в организацию. Конференция проводится каждые два года и является высшим органом международного торгового института.

Далее в иерархической лестнице идет Генеральный совет, в обязанности которого входят текущая деятельность института.

Структура Генсовета представлена двумя специальными подразделениями (анализ торговой политики и разрешение споров), комитетами и советами.

Комитеты и советы на постоянной основе занимаются различными торговыми вопросами, администрированием, бюджетом организации, рассматриваются соглашения о присоединении стран, соблюдение норм ВТО.

Секретариат ВТО – вспомогательная структура организации. Данное подразделение не принимает никаких решений, оказывает только техническую поддержку всем структурам ВТО в текущей деятельности и разъясняет положения организации СМИ.

Список стран ВТО включает в себя 164 члена торговой организации. Позднее всех присоединился к ВТО Афганистан в июле 2016 года. Иран, Ирак, Беларусь, Сербия, Египет — в стадии переговоров на вступление.

Процесс выхода из ВТО юридически не оформлен, нет четкой процедуры. Ни одна из стран за всю история организации не покинула её. В первую очередь, опасаясь санкций со стороны участников соглашений, то есть дискриминационных действий в двусторонней торговле.

Правила присоединения к международному институту

Любая страна проходит шесть этапов на пути к членству в ВТО, которые различны по значению и временному интервалу.

Первый этап включается в себя анализ, изучение государствами-членами ВТО законодательной базы страны-претендента, её существующих торговых соглашений и условий ведения внешней экономической деятельности на соответствие требованиям организации. Данный мониторинг проводят рабочие группы ВТО.

Второй этап – самый важный – консультации с членами организации об условиях будущего соглашения. Чем больше стран в ВТО, тем тяжелее найти согласие в их рядах. А предоставляя выгоду одним, другие участники получают её автоматически.

Следующая стадия – это закрепление результатов, в достигнутых двустороннем переговорном процессе. Подписание соответствующих протоколов.

На четвертом и пятом этапах страна получает все права члена организации, снимаются дискриминационные аспекты. Также происходит оформление целого перечня документов: обязательства по торговле товарами и услугами, протокол о присоединении, обязательства привести национальное законодательства в соответствии с нормами ВТО.

Последний этап подразумевает ратификацию соглашение с ВТО национальными органами власти, при этом в соответствии с договором Уругвайского раунда.

В настоящее время идет этап переговоров Дохийского раунда, который начался в 2001 году. Результатов пока он не принес.

Перспективы развития мирового торгового пространства

В последние несколько лет ВТО утрачивает значение в качестве регулятора и арбитра в международной торговле.

Во-первых, в ходе текущего раунда переговоров, который должен был решить вопрос дисбаланса прав и обязанностей развитых и развивающих стран, ничего значимого не произошло. Развитые страны не пустили на свои рынки сельхозпродукции другие государства и не снизили объем поддержки этой отрасли. В свою очередь, развивающие страны тоже не сделали больших уступок. Переговорный процесс находится в тупике уже 17 лет.

Во-вторых, санкционная политика в отношении России и других стран-членов ВТО, оказывает существенные препятствие в торговых отношениях. Таким образом, ограничения в торговле необязательно вводить с помощью пошлин или административных мер, которые запрещены правилами ВТО. Можно просто ввести санкции и тем самым ограничить доступ на свой рынок определенных товаров и услуг.

В-третьих, новая политика США, которые не считаются с нормами ВТО, а исходят из собственных интересов – вводят пошлины, административные барьеры. США – крупнейший экспортер и импортер в мире. Действия этой страны оказывают негативное влияние на мировое торговое пространство. США считают, что выгоднее заключать двусторонние торговые соглашения, а не состоять в каком-либо блоке. Трамп не раз заявлял, что страна выйдет из ВТО, если её участники будут создавать ей проблемы (подавать иски).

Противоречия внутри организации не дают сделать вывод, что ВТО и дальше будет определять международную торговую архитектуру. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим новые правила регулирования в мировой торговле.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВТО

После окончания Второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились – они сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В дополнение к ним планировалось создать также Организацию по международной торговле (ОМТ) в виде специализированного агентства при ООН. Проект устава ОМТ предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.

В 1946, еще до окончательного утверждения устава ОМТ, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (это составляло тогда одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава ОМТ. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Оно вступило в силу в январе 1948, когда по уставу ОМТ все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально их называли Договаривающимися Сторонами) [1, c. 55].

Устав ОМТ был в конце концов утвержден на Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в Гаване в марте 1948, но ратифицировать этот документ в ряде стран оказалось невозможным из-за несовместимости с их национальными законами. Наиболее ожесточенное сопротивление устав встретил в Конгрессе США. В 1950 правительство США объявило, что не будет ратифицировать устав, принятый в Гаване. После этого проект ОМТ окончательно потерпел крах.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации – ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности [1, c. 133].

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке [1, c. 299].

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, – были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под «интеллектуальной собственностью» понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ [2, c. 155].

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:

  • * принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
  • * принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
  • * принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

История создания вто

В истории ВТО отображены процессы становления современного запад­ного общества в широком (экономическом, культурном и территориальном) понимании этого термина. Современное западное общество с экономической точки зрения – это общество аутсортинга (приоритет сферы услуг над сферой производства). С социальной точки зрения – это общество рисков. Иными словами, современное общество производит риски одновременно с производством товаров, благ и услуг. Территориально современное западное общество, которое мы традиционно определяем как Европу и США, одновременно включая в это понятие Канаду, Израиль и другие развитые страны к северу и востоку от Западной Европы и США.

Предыстория ВТО начинается с окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Национальные экономики не исчерпали путь интенсивного развития. Экспансия торговли и капитала на национальные границы была временно отложена. Последовавшие за этим исторические события – приход к власти в Италии и Германии представителей фашистской идеологии – обусловили новое бизнес-предложение национальным экономическим элитам: расширение бизнеса за счет военных завоеваний. Это предложение было услышано, им воспользовались, но неудачи в военной области «обрубили» эту ветвь развития бизнес-процессов в Европе.

Усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).

Развитие национальных экономик (сначала при помощи капитала США, а затем самостоятельное) вновь поставило вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании Организации объединенных наций (ООН). ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конфе­ренции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Данная конференция состоя­лась в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года. В рамках четырехмесячной международной конференции был разработан текст Гаван­ской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию в составе 53 государств. Основными целями деятельности международной торговой организации договаривающимися странами были определены:

обеспечение стабильного роста объемов реального дохода и эффектив­ного спроса, увеличение производства, потребления и обмена товаров, тем самым, формируя сбалансированное расширение мировой экономики;

содействие и помощь промышленному и общему экономическому развитию, особенно тех стран, которые находятся на ранних стадиях промышленного развития;

осуществление всеми странами на равных условиях доступа к рынкам, продуктам и производственным мощностям, которые необходимы для их экономического процветания и развития;

содействие на взаимной и взаимовыгодной основе снижению тарифов и других барьеров в торговле и устранение дискриминационного режима в международной торговле;

ограничение мер, нарушающих развитие мировой торговли, за счет увеличения возможностей для торговли и экономического развития государств, подписавших Хартию;

разрешение проблем, связанных с международной торговлей, занятос­тью населения, экономического развития, путем поощрения взаимопони­мания, межгосударственных консультаций и сотрудничества, установления единой торговой политики.

Следует отметить, что СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Тем не менее, текст Хартии был представлен, в том числе и на русском языке.

Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет из-за отказа США ратифицировать Устав создаваемой международной организации. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания в 1947 году 23 странами совместного соглашения о снижении тарифов во взаимной торговле. Соглашение о снижении тарифов было названо Общим (или генеральным) соглашением о тарифах и торговле, и оно вошло в историю под названием ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).

ГАТТ было подписано в 1947 году, как отдельная, 4 глава Устава Международной торговой организации под эгидой ООН. После провала создания при ООН этой организации роль ГАТТ многократно возросла. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – было подписано параллельно с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, а именно Всемирный банк и МВФ. Междуна­родная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй мировой войны.

1 января 1948 года соглашение ГАТТ вступило в силу. Причем из 23 стран, первоначально подписавших это соглашение, 11 относились к числу развивающихся стран.

Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и отказ от сложившейся в мировой экономике в тридцатые годы XX века политики защиты внутригосударст­венных рынков от иностранной конкуренции путем установления особых способов защиты (тарифов, экспортных и импортных пошлин, субсидий).

Выделяется пять основных правил ГАТТ (Общее соглашение по тарифам и торговле, на основе которого осуществляется регулирование международной торговли товарами), а именно:

защита внутренней промышленности государства должна осуществляться только с помощью тарифов (отмена нетарифного регулирования);

тарифы должны неуклонно снижаться и впоследствии не повышаться (принцип «связывания» и сокращение тарифных ограничений);

торговля должна осуществляться согласно принципу наибольшего благоприятствования в отношении товаров иностранного производства;

импортируемые товары должны реализовываться на внутреннем рынке на тех же условиях, что и продукция местного (национального) производителя (национальный режим в отношении товаров иностранного производства);

товары иностранного производства должны свободно перемещаться через территорию государств.

На основе существующих правовых документов и материалов, можно выделить и кратко охарактеризовать основные периоды функционирования ГАТТ:

1948 – 1995 гг. Соглашение ГАТТ функционировало, имея статус «временного соглашения».

1948 – 1986 гг. В рамках ГАТТ было проведено 7 полномасштабных раундов торговых переговоров.

Основные раунды торговых переговоров в рамках реализации ГАТТ представлены в Таблице 1.

Место проведение, или название раунда торговых переговоров

Тарифы. Приняты 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли

Женева (Швейцария) («раунд Диллона»)

Женева (Швейцария) («раунд Кеннеди»)

Тарифы и антидемпинговые пошлины. Принят «Раздел IV» ГАТТ, предусматривавший установление более льготных условий для развивающихся стран, которые могли в ходе торговых переговоров устанавливать у себя тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран.

Таблица 1 (продолжение)

Женева (Швейцария) («Токийский раунд»)

Тарифы, правила нетарифных барьеров. ГАТТ были дополнены «разрешительной оговоркой», которые узаконили систему торговых преференций для развивающихся стран. Эта система преференций, разрешавшая развивающимся странам устанавливать у себя преференциальные тарифы на многие импортируемые товары из развитых стран, во многих случаях шла вразрез с принципом наибольшего благоприятствования в торговле между странами-участниками ГАТТ.

Пунта-дель-Эсте (Уругвай) («Уругвайский раунд»)

Предметом переговоров стали не только тарифы и нетарифные ограничения во внешней торговле, но и ряд принципиально новых направлений внешнеторговой активности, включая услуги и права на интеллектуальную собственность. В ходе переговоров была подвергнута полному пересмотру система разрешения торговых конфликтов и споров и принято решение о создании новой торговой организации (ВТО), которая должна была функционировать на постоянной основе и прийти на смену «временным» ГАТТ.

20 декабря 1993 г.

Подписано итоговое соглашение по всем проблемам, обсуждавшимся в ходе Уругвайского раунда. В его основе лежали документы и соглашения общим объёмом примерно 23 тыс. страниц, распространявшиеся на торговлю товарами и услугами.

К 70-м годам ХХ века были достигнуты такие соглашения, как:

Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенса­ционные меры);

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по процедурам лицензирования импорта;

Соглашение по правительственным закупкам;

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);

Соглашение по говядине;

Международное соглашение по молочной продукции;

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.

По оценкам многих специалистов «тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ».

Тем не менее, не все было благополучно в применении ГАТТ. В частности, снижение таможенных тарифов, а также замедление и снижение с 70-х гг. темпов роста мирового ВВП, наметившаяся отрицательная экономи­ческая динамика, сокращение прибыли компаний, капиталовложений, а в связи с этим высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и северо­американских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Свою роль в ухудшении условий воспроизводства сыграл кризис Бреттон-Вудской валютной системы.

Дисбаланс в экономике в 80-е годы прошлого века убедительно доказал, что ГАТТ более не отвечает вызовам времени и не отражает реальное положение дел в сфере международной торговли. «Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем 40 лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран».

Сложившаяся в мировой экономике ситуация способствовала тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости создания официальной между­народной торговой организации, с чего и начался в 1986 году Уругвайский раунд, важнейшим результатом которого стала Марракешская Декларация 1994 года или Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и неотъемлемые 4 приложения к этому документу, содержащие соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы юридических и экономических аспектов прав интеллектуальной собственности.

1 января 1995 года начала функционировать Всемирная торговая организация в соответствии с Марракешским соглашением (г. Марракеш, Марокко), подписанным министрами торговли стран-участниц в апреле 1994 года. Действие ГАТТ 1947 года продолжалось до конца 1995 года, что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО (к июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран).

Необходимо уделить внимание текущему раунду переговоров в ВТО, а именно Доха-раунд (Doha Round) или «раунд тысячелетия», который начался в ноябре 2001 года по решению Министерской Конференции стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. Целью этого раунда является: принятие усилий для создания более открытого процесса глобализации (тем самым помочь бедным странам, особенно при сокращении барьеров и субсидий в сельском хозяйстве); понижение торговых ограничений во всем мире, которые позволят странам увеличивать торговлю во всем мире. Встреча в Дохе, в Катаре в 2001 году была первой в цикле встреч. Последующие встречи на уровне министров проходили в Канкуне, Мексика (2003), и в Гонконге (2005). Связанные с этим вопросом переговоры также состоялись в Женеве, Швейцария (2004, 2006, 2008); Париже, Франция (2005) и в Потсдаме, Германия (2007). Новый раунд переговоров, 23 – 29 июля 2008 года, провалился после неудачной попытки достигнуть компромисса о правилах импорта сельскохозяйственной продукции. В настоящее время раунд не закончен.

История создания ВТО

Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке. В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира – это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали – Международный валютный банк и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки.

Второй раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать это не удалось опять из-за американцев.

В 1964 г. инициативу проявил Советский Союз. Тогда из-за сопротивления западных стран нам реализовать эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.

Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация.

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации – ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам по торговле, из котороговыросла Всемирная торговая организация. Чтобы стать полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает.

Цель создания ВТО

Цель создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого – огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

Основные принципы ВТО

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:

  • принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
  • принципе национального режима , который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
  • принципе транспарентности , который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Как отразится вступление России в ВТО на туристской сфере? Какие выгоды для регионального турбизнеса сулит членство в ВТО и какие недостатки?

В связи с вступлением в ВТО интересует судьба сертификации в системе “ГОСТ-Р”, поскольку ИСО это не есть тот барьер, который позволит ограничит приток некачественного товара из Китая и стран бывшего соцлагеря?

Какие отрасли российской промышленности могут погибнуть при присоединении России к ВТО, а какие могут получить определённые выгоды и грозит ли стране безработица в 40 миллионов в связи с этим?

ВТО: краткая история развития, год создания, цели, задачи.

ВТО: краткая история развития, год создания, цели, задачи.

Всеми́рная торго́вая организа́ция –международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле –международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации. Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. ГАТТ — соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию. Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в 1995.

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Цель создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок.

Главная задача ВТО –содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Функции/задачи

– контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
– проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
– разрешение торговых споров;
– мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
– техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
– сотрудничество с международными специализированными организациями

Сколько стран входит в ВТО? Кто имеет статус наблюдателя в ВТО

По данным на 1 января 2012г. в состав ВТО входит 157 стран мира. Статус наблюдателя имеют 25 стран. Страны-наблюдатели должны начать процесс переговоров о вступлении в течение 5 лет со дня получения статуса наблюдателя.

Основные руководящие органы в рамках ВТО.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Раунды в рамках ГАТТ/ВТО

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

2001- н/в – (Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе. Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров. Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

Перечислите основные принципы ВТО (не менее 4).

принцип наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

принцип национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

принцип транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира;

– регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
– отказ от использования количественных и иных ограничений;
– транспарентность торговой политики;
– разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

ВТО: краткая история развития, год создания, цели, задачи.

Всеми́рная торго́вая организа́ция –международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле –международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации. Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. ГАТТ — соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию. Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в 1995.

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Цель создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок.

Главная задача ВТО –содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Функции/задачи

– контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
– проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
– разрешение торговых споров;
– мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
– техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
– сотрудничество с международными специализированными организациями

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию