Сколько театров в России в настоящее время

Сколько театров в России в настоящее время

Россия заслуженно гордится своим театральным искусством. Система работы актера над ролью, разработанная К.С. Станиславским, известна по всему миру, пьесы для театра всегда создавали лучшие писатели, а злободневные спектакли передают «нерв» своей эпохи. В театр в России всегда шли не столько за развлечением, сколько за откровением, за правдой.

Сейчас, к сожалению, под «правдой» нередко понимают грубую откровенность: ненормативную лексику, крики или «обнаженку» на сцене. Много и эпатажных спектаклей, смысл который понятен только их авторам. Но, тем не менее, кое-где великие актерские традиции сохраняются, создаются актуальные и при этом качественные спектакли, а билеты в хорошие театры распродаются за пару месяцев.

Оперное искусство в силу своей природы осталось более верным классике. Помимо популярных иностранных опер, в России много оригинальных произведений. Их нередко создавали лучшие композиторы своей эпохи.

Репертуар

XIX век подарил русскому театру множество блестящих спектаклей по пьесам А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского. Их с удовольствием ставят и теперь, в классических и новых трактовках, ведь темы, поднимаемые в этих спектаклях, актуальны до сих пор: конфликт подлости и благородства, фальшивого и настоящего, и, конечно же, Россия и ее особый колорит.

Оперная сцена также очень обогатилась в XIX веке. В это время оперы на историческую тему создавали композиторы М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, на сказочную – Н.А. Римский-Корсаков. Блистательны оперы П.И. Чайковского, многие из которых посвящены сюжетам русской литературы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Начало XX века стало для российского театра временем экспериментов. На арену вышла «новая драма», в центре внимания которой не закрученный сюжет, а личность и ее внутренний мир, в который актер, согласно «системе Станиславского», должен вжиться на психофизическом уровне. Яркий пример русской «новой драмы» – пьесы А.П. Чехова. Также стали очень популярны остросоциальные спектакли, где рассказывалось о проблемах различных слоев общества: об этом почти вся драматургия М. Горького.

В ту же эпоху появилась профессия театрального режиссера. Теперь его «присутствие» в спектакле чувствовалось не меньше, а то и больше, чем драматурга. Режиссер мог вольно трактовать материал, делать действие совершенно условным и наполнять его самыми невероятными метафорами. Эта тенденция сохранилась и по сей день.

В Советском союзе театр строго контролировался государством. Главным направлением был «социалистический реализм», а героями спектаклей стали рядовые советские люди, их нравственные идеалы: честность, желание всеобщего счастья, скромность. После развала Советского Союза многие хорошие спектакли из-за их «советской» тематики оказались незаслуженно забыты, но постепенно прекрасные пьесы А.Н. Арбузова, В.С. Розова, Л.Г. Зорина, А.В. Вампилова вернулись на сцену. Их стоит смотреть, чтобы понять, как думали и чувствовали люди советского времени. Что касается оперы, качественные образцы создавали композиторы С.С. Прокофьев, Д. С. Шостакович, Т.Н. Хренников, И.И. Дзержинский.

Позднесоветская эпоха с ее политической «оттепелью» и последующим застоем стала колыбелью новых веяний. Действие стало еще более психологичным, а темы злободневными. Музыкальная составляющая в спектаклях стала играть новое значение, на сцене появился новый для России жанр рок-оперы. Одной из самых лучших стала «Юнона и Авось» в московском Ленкоме – этот спектакль с аншлагом идет до сих пор. В эти же годы вышла на сцену плеяда талантливейших актеров, многие из которых теперь возглавляют свои театры.

После развала Советского Союза театрам пришлось нелегко. Отсутствие запретов открыло дорогу не только талантам, но и искателям легкой популярности за счет эпатажа. Но постепенно из хаоса выкристаллизовалось несколько направлений. Часть театров развивает классические тенденции (БДТ им Г.А. Товстоногова в Петербурге), часть играет с новыми формами (Театр «Глобус» в Новосибирске), а часть пытается передать «нерв» современной жизни в документальных (Театр.doc в Москве) или юмористических («Квартет И» в Москве) спектаклях. И почти все театры пытаются сочетать проверенные старые пьесы (или инсценировки классики) с актуальными произведениями новых драматургов. С начала 2000-х в Россию пришел жанр мюзикла, ставший очень популярным у публики. Что касается современной оперы, пока что она только ищет свое лицо.

Любимые актеры

На театральной сцене России много как молодых, так и уже завоевавших заслуженную популярность актеров. Большая их часть одновременно с работой в театре снимается еще и в кино, что приносит им дополнительную популярность (но делает график невыносимо тяжелым). Но «многостаночники» не сдаются, пытаясь успеть везде.

Глубокое погружение в образ, искренность «до озноба», умение как продолжить старые актерские традиции, так и сохранить прочную связь с современностью – отличительная черта многих российских актеров. В нескольких театрах, несмотря на преклонный возраст, еще играют на сцене представители «старой гвардии» советского времени, которым начинают рукоплескать уже в миг появления на сцене.

Лучшие актеры и актрисы: Евгений Миронов, Нелли Уварова, Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Ирина Пегова, Виктор Сухоруков, Михаил Пореченков, Полина Кутепова, Полина Агуреева, Александр Лазарев-Младший, Мария Аронова, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Сергей Маковецкий. Из «старой гвардии»: Константин Райкин, Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Валентин Гафт, Василий Лановой.

Оперные певцы и певицы: Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Ольга Бородина, Олег Видеман, Надежда Кучер.

Популярные театры

Признанными флагманами театрального искусства всегда были Москва и Петербург, однако в последние годы очень мощные театры появились в провинции, особенно на Урале и в Сибири. В Москве традиционно высоко оценивают «Современник», «Ленком», «РАМТ», «Московский Художественный театр им. А.П. Чехова», «Московский театр под руководством О. Табакова», «Сатирикон», «Школа современной пьесы». В Петербурге неизменно популярны «БДТ им. Г.А. Товстоногова», «Театр имени Ленсовета», «Малый драматический театр – Театр Европы», «Александринский театр». В Новосибирске выделяются театры «Глобус» и «Красный факел», в Перми – «Театр-Театр» и «У Моста». Однозначно достоин внимания Театр драмы им. Ф. Волкова в Ярославле.

Лучшая опера – в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Большом театре и Театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Также стоит послушать оперу в театрах Перми, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска.

Читать далее.

Русский балет

Балет – национальная гордость России и «визитная карточка» российской культуры. Зародившись во Франции и Италии, именно здесь он обрел «вторую родину». Именно в России сохранили и развивали классические традиции балета, чтобы затем вновь подарить их всему миру.

Что россияне делают в свободное время

Сейчас индустрия развлечений в России активно развивается и появляется все больше различных вариантов проведения досуга. Но есть и любимые занятия, которые вне времени.

Сколько денег тратит государство на театры в России

В феврале 2019 года на встрече с сенаторами премьер Дмитрий Медведев рассказал вдруг, что театров в стране сейчас в несколько раз больше, чем в советский период. О сокращении бюджетного финансирования Медведев не говорил, но заметил, что в России очень много государственных театров, с судьбой которых уже надо определяться. В 2018 году театры получили от государства 69 млрд рублей.

Через полтора месяца, утром 27 марта министр культуры Владимир Мединский на пресс-конференции, посвященной итогам работы ведомства в 2018 году, объявил об объединении Александринского театра в Санкт-Петербурге и Драматического театра им. Федора Волкова в Ярославле. Министр сообщил, что за год было закрыто три федеральных театра, а в ряде театров была проведена реорганизация, например Театр Покровского был присоединен к Большому театру. Объединение театров, по мнению министра культуры, приводит к консолидации творческих потенциалов, интеграции финансовых и управленческих ресурсов. В России дают спектакли 619 театров, их совокупный доход в 2018 году составил более 99,5 млрд рублей. Сами театры заработали 30,8 млрд рублей, все остальное — государственные субсидии и гранты. Могут ли театры выжить без госфинансирования?

«Объединять два крупных театра в разных городах — глупость несусветная, — считает директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. — Ни тот ни другой театр не назовешь отстающим. Тогда зачем это укрупнение?! Ради оптимизации управления и сокращения расходов? Сомнительный метод. Возможно, в объединяемых театрах уволят несколько сотрудников, но наверняка появится еще одна бюрократическая надстройка — хотя бы для ведения общей бухгалтерии».

В 2018 году в общих доходах Волковского театра бюджетное финансирование превышало 68,7%, из 233,7 млн рублей самостоятельно театр заработал 67 млн рублей и 2,5 млн рублей ему пожертвовали спонсоры. Самый дорогой билет в театр стоит 1000 рублей, а самый дешевый — 100 рублей. Зал заполняется в среднем на 85–88%. «Мы можем увеличить цены, но зритель не придет», — говорит заместитель директора Волковского театра Валерий Русин. Чтобы не потерять зрителей, региональному театру приходится выпускать по 12 премьер в год (у МХТ им. Чехова, к примеру, новых постановок в два раза меньше). «У нас же публика одна и та же, поэтому нужно что-то давать новое», — объясняет Русин.

Как Минкульт оценивает эффективность театров? Министерство ориентируется на количество зрителей и объем внебюджетных доходов (от оказания платных услуг) — как в денежном выражении, так и в относительном. Исходя из этих критериев, по словам представителя министерства, все подведомственные Минкульту федеральные театры успешны. Из них максимальной экономической самостоятельности добился Театр им. Вахтангова — в 2018 году бюджетные субсидии составили 43% совокупного дохода. Можно ли дальше снижать этот показатель?

«Есть один простой показатель эффективности театра: если все билеты проданы — это успех», — говорит Кирилл Крок. Когда в 2010-м новый худрук Римас Туминас пригласил его возглавить администрацию театра, ситуация была не столь благополучной. Один из самых знаменитых театров страны в то время едва начал выбираться из многолетнего творческого кризиса, лишившего его публики. И менеджерский опыт Крока, который 10 лет работал в театре «Модерн» и увеличил его посещаемость с 38% до 96%, очень пригодился. Пока Туминас обновлял репертуар и собирал призы на фестивалях, Крок занимался хозяйством. Упорядочил продажу билетов, отремонтировал историческое здание на Арбате, и даже сложные работы, например замену вентиляции в зале, умудрились провести, не закрывая театр. «Мы постоянно что-то улучшаем, потому что зрителю должно быть удобно, — говорит Кирилл Крок. — Не должно быть очереди в женский туалет, как на Киевском вокзале. В зале не должно быть душно, а если кому-то, наоборот, холодно или дует, эту проблему тоже надо решать. Мы на такой случай закупили 150 пледов. При необходимости выдаем, как в самолете».

Историческая сцена на 1055 мест — главный источник дохода театра Вахтангова. Средняя выручка с аншлагового спектакля — 2 млн рублей при стоимости постановки до 15 млн рублей. Но в последние годы у театра появились дополнительные площадки. В 2015-м — новая сцена на 250 мест, в 2016-м — арт-кафе, где регулярно проходят творческие вечера. «Нам нужно разнообразить репертуар, привлекать более широкую аудиторию, — объясняет Крок. — Да, камерные залы приносят гораздо меньше выручки, но это тоже доход. К примеру, в 2018-м арт-кафе показало 1 млн рублей прибыли. Мы не клянчим деньги, а сами их зарабатываем».

Систему господдержки театров Крок считает хотя и несовершенной, но необходимой. «Если Минкульт перестанет нас финансировать, придется ужать расходы на 40% и прежде всего серьезно сократить штат, — говорит Крок. — Когда у театра есть свое здание или, как у нас, имущественный комплекс на 34 000 кв. м, без господдержки тяжело. Думаю, мы сможем выжить, но не сможем активно развиваться».

Размер субсидии театрам Минкульт определяет ежегодно исходя из числа зрителей, заполняемости зала, сыгранных спектаклей на стационарной сцене и на гастролях, годовой выручки и зарплат. Более эффективные должны получать и больше финансирования, но этого не происходит. «В Минкульте действует система отраслевых коэффициентов, с помощью которых можно увеличить финансирование театрам с проблемной посещаемостью (иначе они просто загнутся) или, наоборот, снизить субсидии коммерчески успешным театрам», — рассказывает Кирилл Крок.

Сам театр заработал в 2018 году, по данным Минкультуры, 544 млн рублей: от основных видов деятельности 512 млн рублей, 32 млн рублей он получил от спонсоров. Согласно отчету, опубликованному на сайте театра, на гастролях он заработал 94,2 млн рублей, от арендаторов получил 17,2 млн рублей. В 2018-м только на своих площадках труппа сыграла 896 спектаклей, их посмотрело 307 800 зрителей.

Одним из самых эффективных в стране Мединский называет МХТ им. Чехова. В 2018 году заполняемость зала составила 99,8%, доходы превысили 1,1 млрд рублей, 48,9% из них — бюджетное финансирование. «Нужно расходы снижать, а доходы повышать. Как это делают антрепризы? Упрощают сценографию, костюмы и т. д. Все расходные статьи сжимают, — рассуждает директор театра Марина Андрейкина. — Хочешь хорошо продавать? Бери комедию. Но если мы говорим про развитие театрального искусства с разнообразным репертуаром и доступными ценами, то соединить доходы с расходами практически невозможно». Цена новой постановки в МХТ — от 10 млн до 15 млн рублей, окупаются эти вложения за три-четыре месяца (10–13 спектаклей).

Театр использует все возможности для заработка: около 3% дохода приносят ресторан, служебный и зрительский буфеты, 6% — гастрольная деятельность, 1% — спонсоры. Иногда театр сдает в аренду сцену, проводит корпоративы (в 2018-м компании выкупали полностью зал на спектакли для своих сотрудников около 10 раз). Тем не менее каждый купленный в 2018 году билет в среднем был субсидирован государством на 1700 рублей.

Много ли в стране театралов? В 2018 году лидером по числу зрителей был Мариинский театр — более 1,6 млн, более 550 000 человек посетили Большой театр, более 300 000 — Малый, Театр им. Вахтангова, Новосибирский театра оперы и балета.

Финансовый успех театра зависит и от имени руководителя. «В России всегда любили известных актеров. И узнаваемые руководители театров активно этим пользуются и трансформируют известность в дополнительное бюджетное финансирование», — говорит один из театральных менеджеров. Юрий Грымов, худрук театра «Модерн», рассказывает, как получил отказ Минкульта в гранте на постановку «Войны и мира»: «Сказали, что московские театры не финансируют. Это лукавство, потому что грант получил Театр киноактера (художественный руководитель Никита Михалков. — Forbes). Это тоже московский театр. Если бы я знал, что там участвует Никита Сергеевич, я бы даже не подавал. Я взрослый мальчик». На постановку стоимостью 10 млн рублей Департамент культуры Москвы выделил 3 млн рублей. В сентябре 2018-го «Модерн» запустил краудфандинг. На спектакль, премьера которого назначена на 8 ноября 2019 года, в июле через продажу билетов собрали более 500 000 рублей, еще 2,5 млн пожертвовали партнеры театра. Альтернатива госфинансированию все же существует.

10 самых известных театров России, которые вы просто обязаны посетить

Первые упоминания об актерском мастерстве в России датированы XI веком. Нищие люди, не имеющие своего угла, выступали на ярмарках.

Мысль о необходимости театра посетила царя Михаила Федоровича в 1643 году. Пригласили зарубежных артистов, но планы реализовать не удалось.

Только в 1672 году открыли первый царский театр, который просуществовал не долго.

В 1756 году Елизавета Петровна отдала распоряжение об учреждении Российского театра.

Сейчас Россия по праву может гордиться театральным искусством. Конечно, это уже не тот театр, что был несколько сотен лет назад. Представления уже не пользуются таким большим интересом.

Все же есть у этого искусства свои ценители, и их немало. Мечта каждого театрала – посетить Большой, но есть еще много прекрасных театров, причем не все они расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Есть стоящие театры и в провинции.

В этой статье мы расскажем о самых известных театрах России, которые знамениты во всем мире.

10. Московский академический театр сатиры | Москва


Дата открытия: 1 октября 1924 года.

Изначально в этом театре нельзя было увидеть традиционные классические представления. Здесь популярными темами стали политика, быт, пародии.

В 1930 году репертуар несколько изменился. Появились спектакли классической драматургии, но основой были комедии и водевили.

В конце 50-х годов произошел застой. Вернуть интерес зрителей помогли спектакли по пьесам Маяковского. В 1984 году театру присвоили звание академического. Это почетное звание в СССР, которое присуждалось крупнейшим театрам.

В 2015 году его призвали одним из самых посещаемых. Залы были заполнены на 90%, количество зрителей достигло 2,5 миллиона. Неудивительно, ведь театр славится интересным репертуаром и талантливыми актерами.

Также на территории театра действует музей, в котором представлены фотографии прошлых лет, старый реквизит, подарки зрителей.

9. Зимний театр | Сочи

Основан: 11 ноября 1937 года.

Это консервативное здание – достопримечательность курортного города, оно привлекает внимание своей красотой и величием.

Перед архитектором была поставлена непростая задача: приспособить сооружение к местным условиям приморского курорта. Это удалось сделать с помощью колонн.

Во время антракта зрители могут выходить на террасу, дышать морским воздухом и любоваться морем. Здесь же расположена государственная Сочинская филармония.

На сцене этого театра играли лучшие труппы со всего Союза, сейчас здесь можно увидеть выступления коллективов разных городов России и соседних стран.

Зимний театр по праву считается визитной карточкой города Сочи.

8. Театр имени Евгения Вахтангова | Москва


Образован в 1913 году, как Студенческая драматическая студия, официальная дата открытия 13 ноября 1921 года.

За время существования театра «у руля» стояли гениальные режиссеры: Рубен Симонов, Евгений Симонов, Михаил Ульянов. Благодаря им театр может гордиться своей многовековой историей.

У театра шесть сценических площадок:

  • Основная сцена
  • Новая сцена
  • Студия
  • Арт-Кафе
  • Симоновская сцена (2 зала)

В репертуаре Театра имени Вахтангова более 50 спектаклей, а это около 700 представлений в год. Здесь служат актеры, которые известны зрителям не только по игре в театре, но и по участию в фильмах.

7. Ростовский государственный музыкальный театр | Ростов-на-Дону


Дата открытия: 1919 год.

Изначально он назывался «Ростовский театр музыкальной комедии», звание государственного получил в 1931 году. Считался самым лучшим театром оперетты в СССР.

В 1999 году театр переехал в новое здание. По форме оно напоминает рояль. Сейчас его называют культурным феноменом России. Здесь соблюдаются многовековые традиции, но есть место экспериментам и новшествам. Каким именно? В театре представлены оперы, мюзиклы, балет, рок-оперы, музыкальные новеллы и симфонические концерты.

Театр показывает более 300 выступлений в год. Также здание служит местом проведения различных музыкальных фестивалей и праздников.

6. Александринский театр | Санкт-Петербург


Дата открытия: 30 августа 1756 года.

Театр основали по указу императрицы Елизаветы Петровны. Изначальное его название «Русский театр для представлений трагедий и комедий».

В 1832 году его переименовали в Александрийский, в честь Александры Федоровны, супруги императора Николая Первого.

Старейший театр России с богатой архитектурой. Он является национальным достоянием страны. На сцене театра играли все произведения классики российской драматургии. В числе его актеров много именитых и прославленных.

Театр посещали коронованные особы, знаменитые ученые, военные. Среди зрителей театра – Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие не менее известные классики.

5. Екатеринбургский театр оперы и балета | Екатеринбург


Дата открытия: 1912 год.

Один из старейших в России. Театр два раза награжден премией СССР за достижения в области культуры.

Главная гордость театра – классические постановки. В его репертуаре несколько десятков опер и балетов. Причем каждый сезон для зрителей готовят премьеры спектаклей.

Здесь работают талантливые оперные певцы, танцоры, режиссеры.

4. Новосибирский театр оперы и балета | Новосибирск

Основан в 1945 году.

Здание театра – символ и гордость Сибири. Уникальный архитектурный комплекс поражает своим величием и размахом, его площадь составляет более 40 тысяч квадратных метров.

В 2005 году провели реконструкцию, театр стал более современным, оборудованным.

Конечно, Новосибирский театр знаменит не только как архитектурное сооружение. Здесь можно увидеть классические балетные постановки, оперу, детские представления.

Коллектив театра по праву считается одним из самых лучших музыкальных коллективов в стране. Артисты зачастую участвуют в международных конкурсах и имеют множество наград.

3. Михайловский театр | Санкт-Петербург


Дата открытия: 1833 год.

Здание соорудили по проекту известного русского архитектора Брюллова. Его фасад органично вписан в ансамбль площади, которую создал не менее знаменитый архитектор России.

Внутреннее убранство театра радует глаз. Повсюду роскошь и богатство. Первое время у театра не было своей труппы, выступали иностранные артисты и труппа Александринского театра.

В настоящее время ежегодно в театре проходят более 200 постановок. Зрителей привлекает хороший репертуар, особое место занимает «Пиковая дама» Петра Чайковского.

2. Мариинский театр | Санкт-Петербург


Здание театра построено в 1860 году, эта дата условна, так труппа была сформирована гораздо раньше (в 1783 году), и артисты выступали на разных площадках.

Мариинский театр получил свое название в честь Марии Александровны, супруги Александра II.

Это величественное здание способно удивить любого: многофигурная постройка, огромные размеры. Зрительный зал впечатляет еще больше: стены цвета морской волны, шикарный занавес.

Жемчужиной Мариинского театра стала… люстра. Этому удивительному творению почти 160 лет. 230 лампочек и 23 тысячи подвесок.

Руководство театра старается сохранить традиции и великое наследие, при том не забывает идти в ногу со временем. Поэтому зрители могут насладиться как традиционными шедеврами, так и инновационными постановками от современных именитых режиссеров.

1. Большой театр | Москва


У театра две официальные даты открытия. Первая – март 1776 года, императрица Екатерина II издает указ на строительство театра, вторая – январь 1985, когда был построен объект культуры на Театральной площади.

Самый знаменитый театр России, его считают одним из лучших во всем мире. Огромные размеры и изумительная акустика впечатляют даже самых искушенных зрителей.

Внутренне убранство никого не оставит равнодушным: росписи на потолке, большая многоярусная люстра.

Считается, что в Большом театре работают самые лучшие режиссеры, актеры, дирижеры.

Репертуар театра разнообразен, здесь есть место и традиционным классическим постановкам, и современным экспериментальным.

Сколько театров в России в настоящее время

  • Одинцовский муниципальный театр песни «Калинка от Натали»
  • Долгопрудненский театр «Город»
  • Ногинский драматический театр Московской области

Орловская область

  • Орловский государственный академический театр имени И.С. Тургенева
  • Орловский государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство»
  • Орловский театр кукол
  • Орловский муниципальный театр «Русский стиль»

Рязанская область

  • Рязанский государственный областной театр для детей и молодёжи
  • Рязанский государственный областной театр драмы
  • Рязанский государственный областной театр кукол

Смоленская область

  • Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова
  • Смоленский Камерный театр
  • Смоленский областной театр кукол
  • Смоленский театр юного зрителя

Тамбовская область

  • Мичуринский драматический театр
  • Тамбовский государственный драматический театр
  • Тамбовский государственный театр кукол

Тверская область

  • Вышневолоцкий областной драматический театр
  • Тверской государственный областной театр для детей и молодёжи
  • Тверской государственный театр кукол
  • Тверской областной академический театр драмы

Тульская область

  • Тульский государственный академический театр драмы имени М. Горького
  • Тульский государственный театр кукол
  • Тульский камерный драматический театр
  • Тульский областной театр юного зрителя
  • Новомосковский драматический театр им. В. М. Качалина
  • Народный театр «Синяя птица» Тульского областного колледжа культуры и искусств

Ярославская область

  • Рыбинский драматический театр
  • Рыбинский театр кукол
  • Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова
  • Ярославский государственный театр кукол
  • Ярославский государственный театр юного зрителя
  • Ярославский камерный театр

Северо-Кавказский ФО

Дагестан

  • Аварский музыкально-драматический театр имени Гамзата Цадасы (Махачкала)
  • Русский музыкально-драматический театр имени М. Горького (Махачкала)
  • Лакский Государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева (Махачкала)
  • Кумыкский музыкально-драматический театр имени А. П. Салаватова (Махачкала)
  • Дагестанский государственный театр кукол (Махачкала)
  • Дагестанский театр оперы и балета (Махачкала)
  • Лезгинский Государственный музыкально-драматический театр имени С. Стальского (Дербент)
  • Азербайджанский государственный драматический театр (Дербент)
  • Татский драматический театр (Дербент)
  • Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая (Избербаш)
  • Ногайский государственный драматический театр (Терекли-Мектеб)

Ингушетия

  • Ингушский государственный драматический театр имени И. Базоркина
  • Ингушский государственный театр юного зрителя

Кабардино-Балкарская республика

  • Кабардино-Балкарский государственный Музыкальный театр
  • Кабардино-Балкарский республиканский театр кукол
  • Кабардинский государственный драматический театр имени А. А. Шогенцукова
  • Нальчикский русский драматический театр имени М. Горького
  • Балкарский государственный театр им. К. Кулиева (Нальчик)

Карачаево-Черкесская республика

  • Республиканский русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики

Республика Северная Осетия — Алания

  • Республиканский академический Русский театр имени Вахтангова
  • Северо-Осетинский государственный академический театр имени В. Тхапсаева

Ставропольский край

  • Ставропольский театр драмы
  • Ставропольский государственный краевой театр оперетты
  • Ставропольский краевой театр кукол

Чеченская республика

  • Грозненский русский драматический театр или Грозненский русский драматический театр им М. Ю. Лермонтова
  • Чеченский государственный драматический имени Х. Нурадилова

Южный ФО

Адыгея

  • Адыгейский драматический театр (г. Майкоп)
  • Адыгейский камерный музыкальный театр (г. Майкоп)
  • Адыгейский республиканский драматический театр (г. Майкоп)
  • Русский театр им. А. С. Пушкина (г. Майкоп)
  • Театр кукол «ШОКОЛАД» (г. Майкоп)

Астраханская область

  • Астраханский государственный музыкальный театр
  • Астраханский государственный театр кукол
  • Астраханский государственный театр юного зрителя
  • Астраханский драматический театр
  • Астраханский татарский драматический театр

Волгоградская область

  • Волгоградский театр юного зрителя
  • Волжский драматический театр
  • Государственный Донской казачий театр
  • Волгоградский новый экспериментальный театр (ранее Сталинградский театр имени M. Горького, Волгоградский драматический театр им. М. Горького)
  • Волгоградский областной театр кукол
  • Волгоградский государственный «Театр одного актера»
  • Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»
  • Волгоградский детский музыкальный экспериментальный театр
  • Волгоградский молодёжный театр п/р Алексея Серова
  • Волгоградский муниципальный музыкальный театр «Музкомедия»
  • Камышинский драматический театр

Калмыкия

  • Калмыцкий государственный драматический театр имени Баатра Басангова
  • Калмыцкий республиканский театр юного зрителя «Джангар»
  • Республиканский русский театр драмы и комедии

Краснодарский край

  • Краснодарский государственный академический театр драмы имени Горького
  • Краснодарский краевой театр кукол
  • Краснодарский муниципальный молодёжный театр
  • Краснодарский театр балета
  • Зимний театр (Сочи)
  • Летний театр (Сочи)
  • Молодёжный театр Краснодарского муниципального театрально-концертного учреждения «Творческое объединение „Премьера“»
  • Городской театр Новороссийска
  • Новороссийский народный драматический театр им. Амербекяна
  • Туапсинский театр юного зрителя
  • Анапский городской театр

Ростовская область

  • Драматический театр «Пласт» города Шахты
  • Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького или Ростовский академический театр драмы им. М. Горького
  • Ростовский государственный музыкальный театр
  • Ростовский государственный театр кукол имени народного артиста России В.С. Былкова или Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова
  • Ростовский областной академический молодёжный театр или Ростовский театр юного зрителя
  • Таганрогский ордена Почёта драматический театр имени А. П. Чехова
  • Донской театр драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр)

Примечания

Ссылки

  • Информационный каталог театров России
  • Справочник — Сайты театров
  • База данных «Театры России»
  • Каталог театральных сайтов России (содержит устаревшую информацию)

См. также

Театры постсоветских государств
Театры РоссииТеатры Москвы | Театры Санкт-Петербурга | Театры Самары | Театры Екатеринбурга | Театры Иркутска | Театры Казани | Театры Нижнего Новгорода | Театры Саратова
Театры других
постсоветских
государств
Театры Азербайджана | Театры Армении | Театры Белоруссии | Театры Грузии | Театры Казахстана | Театры Киргизии | Театры Латвии | Театры Литвы | Театры Молдавии | Театры Таджикистана | Театры Туркмении | Театры Узбекистана | Театры Украины | Театры Эстонии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Театры России” в других словарях:

Театры Саратова — играют огромную роль в просвещении жителей Саратова, их приобщении к мировой и отечественной драматургии. Саратов старый театральный город. Первый крепостной театр, принадлежавший купцу Гладкову, появился в Саратове ещё в 1803 году.[1] В… … Википедия

Театры Санкт-Петербурга — В Санкт Петербурге насчитывается более 100 театров и театральных коллективов[1]. В список включены театральные коллективы, регулярно выпускающие спектакли, и площадки, используемые для театральных представлений. В Санкт Петербурге указом… … Википедия

Театры Екатеринбурга — Основная статья: Екатеринбург Театр оперы и балета … Википедия

Театры Москвы — Эта страница информационный список. См. также: История театра в России и Императорские театры Российской империи Театры Москвы театры различных жанров и направлений на т … Википедия

Театры Самары — Содержание 1 Драма 2 Опера и балет 3 Детские театры 4 Другое … Википедия

Театры Белоруссии — … Википедия

Театры Иркутска — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова … Википедия

Театры Армении — … Википедия

Театры Грузии — … Википедия

Театры Литвы — … Википедия

В России завершается Год театра

Своеобразный итог циклу мероприятий подвела выставка «Год театра. Занавес!», которая открылась ранее на этой неделе в павильоне «Медиацентр» московского комплекса «Зарядье».

«Здесь в одном месте запечатлена летопись современного отечественного театра, — сказал в интервью ТАСС глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский. — Очень приятно, что мы проводим здесь, в «Зарядье», в этом замечательном комплексе это финальное мероприятие Года театра в Москве. Прошло огромное количество творческих встреч, постановок, а это такой финальный аккорд».

Авторами экспозиции выступили 85 культурных деятелей: режиссеры, актеры, критики, художники и продюсеры, руководители театров и ректоры театральных вузов. На выставке можно увидеть их портреты и мультимедийные
материалы со съемок проекта.

Центральной же частью экспозиции стал восьмиметровый фриз, где все участники проекта собраны вместе на одном панорамном снимке.

Реализация такого проекта под занавес Года театра – это чудо, которым можно поделиться с регионами, с другими выставочными пространствами, подчеркнул начальник управления администрации президента по общественным проектам Сергей Новиков,

«Я хотел бы поблагодарить тех людей, которые, как и я, может быть не сразу поняли, в какую авантюру их пытаются вовлечь, но все-таки вовлеклись и приняли участие в это большом кадре, в котором весь русский театр оказался вместе. Это совершенно фантастический кадр, потому что собрать всех этих людей вместе совершенно невозможно», – сказал он.

Сама же автор проекта «Театр в кадре» Ольга Галактионова назвала его семейным портретом современного российского театра.

«Задача была собрать великих наших живых мастодонтов и начинающих творцов, недавних выпускников театральных вузов, которые как-то уже о себе заявили и понятно, будут определять лицо российского театра. Приглашали мы все — и ответ на вопрос «почему этого не было, того не было» — связан либо с невозможностью свести графики, иногда с нежеланием кого-то из людей. Многие говорят «а мы не думали, что так круто получится». Абсолютно никакого ранжирования «с этим дружим, с этим не дружим» — этого не было. Мы все прекрасно понимаем имена, они есть в публичном поле. И «окучить», к сожалению, мы могли только Москву», — рассказывает она.

«У меня, как у человека, занимающегося театром, каждый год — Год театра», — призналась Галактионова.

«И так же для наших коллег это стало хорошо. Театр, его имя, само слово, звучало в широком публичном поле — не только для профессионалов, тех, кто им занимается — и это здорово. Было проведено много гастролей. И в будущие года будет то же самое», — надеется она.

«У театра каждой эпохи есть свои герои, свои персонажи, — отметила в свою очередь побывавшая на выставке вице-премьер Ольша Голодец. — Мы понимаем, что такое театр времен Станиславского, мы понимаем, что такое театр времен Чехова … А сегодня? Что такое театр сегодня? Что это за лица, что это за люди? И это попытка уловить театр сегодня».

Год театра явно позволил осуществить «перезапуск» гастрольной деятельности в России, упорядочив реализацию межрегиональных и внутрирегиональных обменов, значительно расширив гастрольную карту.

Наши сограждане заметили эти усилия.

Так, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в октябре, большинство россиян (63%) осведомлены о том, что 2019 год объявлен годом театра в России. А 77% осведомленных о проведении года театра в России, согласны с позитивной направленностью данной инициативы, в основе которой – повышение интереса к театральному искусству.

Всего в рамках Года театра было проведено более 25 тыс. мероприятий.

Кроме того, в Год театра указом Владимира Путина юыло увеличен размер фонда грантов в области культуры и искусства. С 2020 года на эти цели из федерального бюджета будет выделяться на 145 млн рублей больше (с 8,041 до 8,186 миллиарда рублей в год).

Сколько театров в России в настоящее время

Актуальность

В последние десятилетия возрастает роль независимых, «негосударственных» театров и их влияние на культурный ландшафт территорий, поэтому необходимо обладать более полными по сравнению с официальной статистикой сведениями об объёме и структуре театрального предложения.

Цели и задачи

Цель исследования – получить первичную оценку театрального предложения на территории Российской Федерации путем переписи всех театров, осуществляющих платный показ спектаклей.

Задачи исследования:

1. Обсудить основные понятия и категории, используемые в исследовании.

2. Определить подход к проведению исследования, в частности, выбор источников данных, а также количественные и качественные характеристики театров, которые используются для описания театрального предложения.

3. Составить максимально полный перечень действующих в настоящее время театральных организаций и коллективов, в том числе находящихся за рамками существующей системы федерального статистического наблюдения.

4. Провести обработку и анализ данных, получить оценку некоторых аспектов театрального предложения, а также проанализировать на выборочной основе театральный репертуар.

5. Получить выводы и сформировать рекомендации по итогам исследования.

Объект и предмет

Объектом исследования являются российские театры, осуществляющие коммерческий показ театральных спектаклей и демонстрирующие творческую активность на протяжении последних двух лет, а его предметом – их основные характеристики и репертуар.

Исследовательский подход

В исследовании использован метод сплошной переписи театров, действующих на территории Российской Федерации, которая позволила получить, обработать и проанализировать сведения и характеристики российских театров.

Ограничения федерального статистического наблюдения оказали влияние на исследовательский подход, который в значительной степени был сфокусирован на получении информации о «негосударственных» театрах – в дополнение к уже имеющимся данным официальной статистики.

Обработка данных заключалась в проверке соответствия театра критериям театра и, например, при отсутствии в последние два года платного показа спектаклей театр удалялся из перечня.

Источники данных и их обработка

Для получения данных использовались открытые интернет-источники. Данный метод более эффективен, чем интерактивные методы сбора информации – анкетирование, личные кабинеты сайтов и т.п. Как следствие, полнота итогов переписи выше, чем результаты подобных исследований, проводившихся ранее с использованием интерактивных методов.

Поиск первичных данных о театрах проводился двумя путями: при помощи поисковых запросов мы получали данные об участниках театральной деятельности на территории Российской Федерации – сообщения о премьерах, театральных фестивалях, гастролях и т.п.; параллельно анализировались интернет-ресурсы, специализирующиеся на продвижении услуг в области культуры (afisha.ru и другие).

При выявлении информации о театре помимо его наименования в базу данных включались его местоположение (регион, населенный пункт, адрес), а также контактная информация (адрес интернет-сайта и страничек в социальных сетях, телефон).

Для классификации театров использовались данные сайта и страничек в социальных сетях самого театра; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (например, list-org.ru), другие интернет-источники.

Источником информации о репертуаре театров являлся соответствующий раздел сайта. Если репертуарный раздел отсутствовал или отсутствовал сам сайт, данные театра в выборочную репертуарную базу не заносились. В базу включалась информация о наименовании постановки, а также об авторе литературной основы, режиссере и жанре спектакля – при наличии этих данных на сайте театра.

Стадии исследования

На первом этапе проведена перепись – поиск в открытых интернет-источниках первичной информации о действующих в настоящее время театрах и формирование базы данных.

На втором этапе в результате уточнения и анализа полученной информации и её сравнения с данными федерального статистического наблюдения составлен перечень действующих театров.

На третьем этапе проведена классификация театров по видам, принадлежности и другим характеристикам.

На четвертом этапе в результате анализа получены оценки театрального предложения и сформулированы выводы и рекомендации.

Основные понятия и категории

Принадлежность театра – качественная характеристика, используемая для описания структуры театрального предложения с учётом организационно-правовых и финансовых аспектов деятельности.

Государственные театры – категория театров, деятельность которых обеспечивается за счет получаемого на постоянной основе бюджетного финансирования. К этой категории относятся театральные учреждения, подведомственные Минкультуры России – федеральные театры; театральные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления – местные театры; театры, подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти; а также их филиалы (малые сцены). Театры, получающие бюджетное финансирование в виде разовых субсидий или грантов, к этой категории не относятся.

Негосударственные театры – категория театров, у которых нет бюджетного финансирования на постоянной основе. В эту же группу также включены театры-студии – подразделения негосударственных организаций и учреждений.

В отдельную категорию выделены Театры-студии – подразделения государственных и муниципальных учреждений культуры и образования, которые с учётом предложенных критериев также не могут относиться к государственным.

Принадлежность театра определялась экспертным методом, на основании информации сайтов и страничек в социальных сетях; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (list-org.ru и др.).

Вид театра – качественная характеристика, используемая для описания структуры театрального предложения, которая определяется на основе жанров производимого театрального продукта, а также используемых в творческой деятельности приемов отдельных видов театрального искусства или функциональных направлений деятельности.

В системе федерального статистического наблюдения виды театра определяются на основе классификатора, который содержит следующие категории: «драматические театры»; «музыкально-драматические театры»; «музыкальные театры»; «театры кукол»; «театры музыкальной комедии, оперетты и мюзиклов»; «театры оперы и балета»; «театры юного зрителя (ТЮЗы)»; «прочие театры».

В процессе переписи была выявлена необходимость дополнения видов театра следующими категориями: «театры пластики и танца»; «лаборатории, экспериментальные театры» (созданы с целью творческих экспериментов, разработки новых форм и видов театрального искусства); «комбинированные театры» (на постоянной основе используют в творческой деятельности приемы различных видов театрального искусства); «антрепризы и продюсерские компании»; «арт-площадки» (основное направление деятельности – предоставление театральным коллективам условий для творчества и услуг по продвижению).

В ходе исследования вид театра определялся экспертным путём, на основании информации о театре и его репертуаре, размещаемых на сайтах и в социальных сетях.

Детский театр – театр, у которого число постановок, предназначенных для детской и юношеской аудитории, существенно превышает число постановок, адресованных взрослой аудитории. Отнесение к данной категории определялось экспертным методом на основе информации о репертуаре. Источник данных о репертуаре – сайт театра, странички в социальных сетях, другие интернет-источники.

Периферийный театр – театр, расположенный в населенном пункте, не являющемся центром субъекта Российской Федерации.

Показатели для оценки театрального предложения

Оценка театрального предложения, проводимая в рамках настоящего исследования, имеет существенные ограничения, связанные с отсутствием значительного объема информации и использованием исключительно доступной информации из интернет-источников. Они по понятным причинам не содержат полноценной информации, характеризующей театральное предложение: размере зрительного зала, количестве представлений и др.

Характеристики, использованные в настоящем исследовании для оценки театрального предложения, используют общедоступную информацию о местоположении театров и их качественных характеристиках (вид театра, его принадлежность, преобладание детского репертуара, расположение в центрах/на периферии), а также выборочных данных об объеме репертуара.

В таблице 1 приведены показатели оценки театрального предложения, используемые для целей настоящего исследования.

Ссылка на основную публикацию