Чем занимается Следственный комитет, история создания

История возникновения Следственного комитета

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия. После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел.

К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных. Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. –следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности: 1)участковых народных следователей при народных судах;

  • 2)старших следователей при губернских судах;
  • 3)следователей по важнейших делам при Верховном Суде РСФСР;
  • 4) следователей по важнейших делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %. С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности

Следственный комитет – это орган власти на государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.

История создания комитета

Еще со времен Петра Первого идет история следственного комитета. В 1713 году появилась идея создать такой орган, который бы помогал предотвращать преступления и регулировать порядки в государстве. Только спустя 4 года эта идея воплотилась в жизнь и появились следственные канцелярии, подчинявшиеся только царю. В обязанности их сотрудников входило устранять наиопаснейшие преступления.

До 1860 года канцелярия не имела высокого статуса, особое значение орган приобрел только в 20-е годы 20 столетия. В то далекое время в стране появлялись новые должности, а спустя 5 лет СК был переведен в органы прокуратуры. В послевоенное время объем раскрытых дел очень быстро рос, и, как следствие, количество должностей также увеличивалось. В 1963 году появилась новая должность – министр охраны порядка в обществе. В течение долгих лет пересматривалась и изменялась структура следственных комитетов. Стабильность появилась только несколько лет назад. Чем занимается Следственный комитет РФ, какие цели стоят перед работниками этого ведомства?

Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Принципы деятельности государственного органа

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Какие дела ведут сотрудники следственного комитета?

Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

  • Убийства.
  • Изнасилования.
  • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
  • Похищение человека.
  • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
  • Налоговые преступления.

Какими вопросами занимается следственный комитет, известно, но для их решения очень важно, чтобы в этом управлении работали сотрудники с определенным набором личных качеств.

Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета

Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

  • Отличное знание законодательной базы.
  • Широкий кругозор.
  • Свободное владение юридическим языком.
  • Ответственное отношение к своему делу.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
  • Дисциплинированность.
  • Умение налаживать контакт с людьми.
  • Вежливость.
  • Трудолюбие.
  • Самоотверженная преданность своему делу.

Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

  • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
  • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
  • Входить в состав органов управления на территории государства.

Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

Особенности работы следователя в СК

Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.

Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.

Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.

Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?

Какие качества помогают в работе

В первую очередь от работника следственного комитета требуют бдительности и внимательности. Он должен увидеть даже самые мелкие детали на месте преступления, которые в дальнейшем могут помочь быстро раскрыть дело. У него должна быть хорошо развита интуиция.

В настоящее время каждый работник следственного комитета должен уметь обращаться с техникой и электронными устройствами, помогающими в работе. Благодаря инновациям в настоящее время стало легче изобличать бандитов.

Очень хорошо, если следователь будет еще и хорошим психологом, который сможет по мимике, оговоркам и повадкам преступника распознать, говорит ли тот правду или лжет. Получить вакансию может только тот человек, который имеет отличную характеристику и юридическое образование.

Чем занимается следственный комитет, понятно, но теперь надо разобраться, какие функциональные структуры находятся в подчинении у СК.

Кто подчиняется следственному комитету?

В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

  • Следственное управление.
  • Организационно-инспекторское управление.
  • Управление криминалистики.
  • Управление обеспечения деятельности.
  • Следственные управления по федеральным округам.
  • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • Военное следственное управление.

У следственного комитета есть и дополнительные структуры, которые помогают в решении второстепенных вопросов. Структур по всей территории России огромное количество, каждая из них знает, чем занимается Следственный комитет и какие задачи ставит перед ним президент страны.

За последний год сотрудниками Следственного комитета и другими структурами было раскрыто много громких дел.

Громкие дела, раскрытые сотрудниками Следственного комитета

Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:

  • Дело малолетних нацистов, когда подростки растерзали тело жертвы и издевались над ним.
  • Была раскрыта группировка, за которой гонялись более 6 лет, она занималась ограблением фур дальнобойщиков.
  • Дело о нападении на сотрудника полиции.
  • Убийство восьмилетней девочки.

Перечислять этот список можно до бесконечности, так как каждый день сотрудники Следственного комитета находят новые улики и свидетелей по самым запутанным делам и становятся на шаг ближе к их раскрытию.

Особые даты и события

Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

  • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
  • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

Заключение

Подводя итоги и отвечая на главный вопрос, интересующий многих – чем занимается СК – можно точно сказать, что главная задача, которая поставлена перед ним – это раскрытие самых резонансных преступлений совместно с другими структурами правоохранительных органов.

За все время работы сотрудники этой структуры пересмотрели много старых нераскрытых дел и смогли довести их до логического завершения.

Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности

Следственный комитет – это орган власти на государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.

История создания комитета

Еще со времен Петра Первого идет история следственного комитета. В 1713 году появилась идея создать такой орган, который бы помогал предотвращать преступления и регулировать порядки в государстве. Только спустя 4 года эта идея воплотилась в жизнь и появились следственные канцелярии, подчинявшиеся только царю. В обязанности их сотрудников входило устранять наиопаснейшие преступления.

До 1860 года канцелярия не имела высокого статуса, особое значение орган приобрел только в 20-е годы 20 столетия. В то далекое время в стране появлялись новые должности, а спустя 5 лет СК был переведен в органы прокуратуры. В послевоенное время объем раскрытых дел очень быстро рос, и, как следствие, количество должностей также увеличивалось. В 1963 году появилась новая должность – министр охраны порядка в обществе. В течение долгих лет пересматривалась и изменялась структура следственных комитетов. Стабильность появилась только несколько лет назад. Чем занимается Следственный комитет РФ, какие цели стоят перед работниками этого ведомства?

Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Принципы деятельности государственного органа

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  • Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  • Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  • Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  • Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

    Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

    Какие дела ведут сотрудники следственного комитета?

    Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

    • Убийства.
    • Изнасилования.
    • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
    • Похищение человека.
    • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
    • Налоговые преступления.

    Какими вопросами занимается следственный комитет, известно, но для их решения очень важно, чтобы в этом управлении работали сотрудники с определенным набором личных качеств.

    Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета

    Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

    • Отличное знание законодательной базы.
    • Широкий кругозор.
    • Свободное владение юридическим языком.
    • Ответственное отношение к своему делу.
    • Стрессоустойчивость.
    • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
    • Дисциплинированность.
    • Умение налаживать контакт с людьми.
    • Вежливость.
    • Трудолюбие.
    • Самоотверженная преданность своему делу.

    Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

    • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
    • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
    • Входить в состав органов управления на территории государства.

    Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

    Особенности работы следователя в СК

    Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.

    Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.

    Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.

    Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?

    Какие качества помогают в работе

    В первую очередь от работника следственного комитета требуют бдительности и внимательности. Он должен увидеть даже самые мелкие детали на месте преступления, которые в дальнейшем могут помочь быстро раскрыть дело. У него должна быть хорошо развита интуиция.

    В настоящее время каждый работник следственного комитета должен уметь обращаться с техникой и электронными устройствами, помогающими в работе. Благодаря инновациям в настоящее время стало легче изобличать бандитов.

    Очень хорошо, если следователь будет еще и хорошим психологом, который сможет по мимике, оговоркам и повадкам преступника распознать, говорит ли тот правду или лжет. Получить вакансию может только тот человек, который имеет отличную характеристику и юридическое образование.

    Чем занимается следственный комитет, понятно, но теперь надо разобраться, какие функциональные структуры находятся в подчинении у СК.

    Кто подчиняется следственному комитету?

    В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

    • Следственное управление.
    • Организационно-инспекторское управление.
    • Управление криминалистики.
    • Управление обеспечения деятельности.
    • Следственные управления по федеральным округам.
    • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
    • Военное следственное управление.

    У следственного комитета есть и дополнительные структуры, которые помогают в решении второстепенных вопросов. Структур по всей территории России огромное количество, каждая из них знает, чем занимается Следственный комитет и какие задачи ставит перед ним президент страны.

    За последний год сотрудниками Следственного комитета и другими структурами было раскрыто много громких дел.

    Громкие дела, раскрытые сотрудниками Следственного комитета

    Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:

    • Дело малолетних нацистов, когда подростки растерзали тело жертвы и издевались над ним.
    • Была раскрыта группировка, за которой гонялись более 6 лет, она занималась ограблением фур дальнобойщиков.
    • Дело о нападении на сотрудника полиции.
    • Убийство восьмилетней девочки.

    Перечислять этот список можно до бесконечности, так как каждый день сотрудники Следственного комитета находят новые улики и свидетелей по самым запутанным делам и становятся на шаг ближе к их раскрытию.

    Особые даты и события

    Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

    • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
    • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

    Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

    Заключение

    Подводя итоги и отвечая на главный вопрос, интересующий многих — чем занимается СК — можно точно сказать, что главная задача, которая поставлена перед ним – это раскрытие самых резонансных преступлений совместно с другими структурами правоохранительных органов.

    За все время работы сотрудники этой структуры пересмотрели много старых нераскрытых дел и смогли довести их до логического завершения.

    История создания следственного комитета рф. Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности

    Любой громкий случай, подразумевающий заведение уголовного дела не обходится без участия работников серьезной структуры – Следственного комитета России. 15 января эта организация отмечает свой день.
    Впервые данный праздник появился 28 декабря 2010 года посредством введения соответствующего законодательного акта. А в действие он был веден уже в следующем месяце – 15 января 2011 года. Таким образом, список государственных торжественных дат пополнился новым значимым событием. Следственная группа специализируется на расследовании тяжких преступлений против личности, свободы, чести и достоинства человека. Также сюда относятся противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними лицами и пр.

    В истории России впервые отделение следственного учреждения от остальных государственных систем произошло при правлении Петра Первого. Он ввел специальную реформу, согласно которой уголовный процесс разделился на две стадии: само расследование и последующее слушание в суде.

    В 1713 году в государстве были образованы первые следственные организации в лице майорских канцелярий, подчинявшиеся самому императору. Они занимались разбирательствами особо тяжких преступлений, в частности действий, посягающих на принципы государственной власти: получение взяток, обкрадывание казны, внесение в официальные документы заведомо ложной информации, жульнические действия с корыстными целями и пр.

    После кончины Петра Великого следственные организации независимого характера были ликвидированы, а предварительное расследование стали определять как стандартный досудебный процесс. В период с 1723 до 1860 года разбирательство преступлений было обязанностью неспециализированных комитетов: полицмейстерское учреждение, сыскной приказ, судебно-административный орган и др. Таким образом, в стране возникла административная форма организации следственной системы.

    В XIX веке стали проявляться минусы такой модели. Ключевой недостаток заключался в стремительном коррупционном росте. Во время преобразований 1860 года император Александр II стал искать другие варианты организации предварительного расследования. В результате следственный комитет был выведен из состава полиции и передан судам. Эта модель, придуманная Александром II, впоследствии послужила основой военного следственного аппарата.

    До недавнего времени в следственной структуре служили в основном мужчины. И такая тенденция легко объяснялась, ведь данная профессия очень сложная и тяжелая. Ежедневно сотрудникам приходится сталкиваться с уголовными делами, полными неприятных моментов. К тому же, нередко они пропадают на работе целыми сутками. Однако в последние годы в профессию следователя все чаще выбирают представительниц прекрасного пола.

    В этот праздничный день от всей души поздравьте родственников, друзей или просто знакомых, выполняющих свою служебную обязанность в рамках следственных структур.

    15 января 2011 года Следственный комитет был выведен из состава Прокуратуры, и именно этот день теперь принято считать профессиональным праздником следователей. Хотя, история этой профессии уходит своими корнями аж в 1713, когда в России появились майорские и следственные канцелярии, подчинялись которые лично Петру I. Независимые органы беспристрастно разбирали дела в отношении любых лиц.

    И вот в 2011 году идея Петра I получила свое второе рождение. Следственный комитет РФ подчиняется теперь непосредственно главе государства. А это дает возможность сотрудникам вести разбирательства, не смотря на ранги и регалии участников того или иного разбирательства. А сами следователи в шутку говорят, что 15 января отмечают свой «день независимости».

    С Днем Следственного комитета!
    Пусть будет ваша жизнь согрета
    Всегда улыбками друзей,
    Чтобы мечталось веселей!

    И чтобы планы исполнялись,
    Успехи вам навстречу мчались,
    Работа ровно, гладко шла,
    Зарплата чтобы подросла!

    Тебя преступник пусть боится,
    Отважный, грамотный следак,
    И пусть плохого не случится,
    И не сорвет все планы враг!

    В любом ты деле победитель,
    И пусть и дальше будет так,
    Ведь ты – законности хранитель,
    Тебе – здоровья, мира, благ!

    Поздравляю с Днём образования Следственного комитета России и хочу пожелать всегда следовать по верному пути, который приведёт к успеху, славе и благополучию. Желаю смекалки и ловкости, мужества и непоколебимости, здоровья и сил для результативной работы, для мечтаний, любви и чудесной жизни!

    Сегодня мы шлем поздравление это –
    Сотрудникам следственного комитета:
    Желаем всяческих наград,
    А на погоны – звездопад,
    Любви тележку – в каждый дом,
    И материальных благ при том!
    А главное – желаем всем
    Иметь здоровье без проблем!

    Вы стоите на страже закона,
    Выбрав правильный жизненный путь.
    На плечах ваших сильных погоны
    Нам о чести забыть не дают.

    Будет пойман матерый преступник,
    Не скрыть правды ушлым врунам.
    Вы закона уверенный спутник,
    Мы порядком обязаны вам.

    Я сегодня хочу вас поздравить,
    И от сердца всего пожелать
    Не сдаваться житейским невзгодам,
    И всегда и во всем процветать!

    Сегодня праздник важный,
    И с ним поздравить я спешу,
    Ты смелый очень и отважный,
    Сумеешь защитить страну!

    С Днем Следственного комитета,
    Желаю горя, бед тебе не знать,
    И нашу матушку Россию,
    От всех преступников спасать!

    В нелегкой вашей следственной работе
    Желаю дел непыльных и успешных.
    И быть в заслуженном всегда почете,
    Побед, каких до этого не знали прежде.

    Желаю всех призвать быстрей к ответу,
    И больше личной жизнью наслаждаться.
    С Днем следственного вас я поздравляю Комитета.
    Желаю в лаврах славы вам купаться!

    С великим днем сегодня поздравляю,
    Звезд генеральских на погонах вам желаю.
    Вы за порядком смотрите достойно,
    И вам благодаря, живем спокойно.

    Преступников пусть меньше будет в мире,
    Желаю жить прекрасно, в позитиве.
    Не отражалась чтоб на вас работа,
    Чтоб окружала вас любовь, забота!

    Сотрудник следственного комитета –
    И очень трудно, и почетно это,
    Но ты справляешься, законность охраняя,
    Нам жить спокойнее, счастливей помогая!

    Пусть звезды лягут на твои погоны,
    В карманах будут даже миллионы,
    Чтоб ты почувствовал себя крутым на деле,
    А все преступники бы пикнуть не посмели!

    Ваш труд не всеми почитаем,
    Но добрым быть для всех нельзя,
    И с вами мы прекрасно знаем,
    Вы криминалу не друзья.

    Упорно следствие своё ведёте,
    В дедукции и равных нет,
    Врагу пощады не даёте,
    Забыв про отдых, сон, обед.

    Так разрешите вас поздравить,
    В борьбе нелёгкой вам побед,
    Друзья, мы не устанем славить,
    Всем нам так нужный комитет!

    Ты – следак, а это значит,
    Всей умнее и сильней,
    Пусть преступник нынче плачет,
    Ну а ты сто грамм налей,

    У тебя ж сегодня праздник,
    Ты пошире улыбнись,
    За окном мороз всех дразнит,
    Ну а ты повеселись!

    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

    Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I.

    Чем занимались эти канцелярии? Рассматривали дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности. В первую очередь – дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти. Историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии.

    При Петре I оформилась концепция вневедомственного предварительного следствия . Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства. В связи с чем его наделили широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

    Административная модель организации следственного аппарата

    На протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. модель вневедомственного следствия, заложенная Петром I, деформировалась. Статус следственного аппарата понизился. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. В этот период сформировалась административная модель организации следственного аппарата.

    29 августа 1808 г. в Санкт-Петербурге учредили должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).

    Когда стало очевидной необходимость более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы, в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов выделили несколько форм следствия. Предварительное следствие (сокращенная и упрощенная процессуальная форма; прообраз современного дознания) и следствия формального (прообраз современного предварительного следствия).

    Судебная модель организации следственного аппарата в России

    В начале XIX века назрела проблема. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и понятная незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти стали причиной значительного роста коррупции.

    Поэтому в процессе судебной реформы 1860 г. законодатели старались найти новые формы организации предварительного следствия. Итог: следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей. Историки называют этот этап – зарождение судебной модели организации следственного аппарата в России.

    Формирование административной модели организации предварительного расследования после революции

    Следственная служба в рамках этой концепции до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен.

    После революции следственные подразделения создавались при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

    22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

    Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы состоял из:

    • участковых народных следователей при народных судах;
    • старших следователей при губернских судах;
    • следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
    • следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

    Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

    В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР»

    Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия прекратил свое существование. А в стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

    По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

    В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения учредили и в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

    В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. Впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

    В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета». И в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

    Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

    Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество – следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

    Восстановление петровской модели

    Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

    В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

    Материал написан на основе данных с официального сайта Следственного комитета РФ.

    15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Это стало поводом внести в календарь еще одну праздничную дату – День образования Следственного комитета РФ.

    Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.
    В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов.
    Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России сложилась административная модель организации следственного аппарата.
    В 19 веке стали понятны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. В этот период в 44 губерниях страны появилось 993 судебных следователя. Судебная модель, заложенная Александром II, позже легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.
    После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы.
    В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. А в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В 1963 году следственные органы появились и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).
    В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.
    В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (СК России) не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Он является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, сегодня работники Следственного комитета могут отпраздновать своего рода «день независимости». В любом случае, этот праздник – хороший повод подвести итоги работы и отметить отличившихся сотрудников ведомства.

    Создание Следственного комитета России: причины и следствия

    27 сентября 2010 года был опубликован Указ Президента РФ от N 1182 “Вопросы Следственного комитета Российской Федерации”, в части 1 которого постановлено создать на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Следственный комитет Российской Федерации. В этот же день на рассмотрение в Госдуму был внесен проект Федерального закона “О Следственном комитете Российской Федерации” № 431376-5. Желающие могут лично ознакомиться с законопроектом и всеми сопутствующими документами в электронной регистрационной карте на сайте Государственной Думы РФ.

    История со Следственным комитетом возникла не на пустом месте, он уже действует три полных года. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” которым, в сущности, и был рожден Следственный комитет, действует с 7 сентября 2007 года. Тогда он был учрежден как орган при Прокуратуре РФ. Неоднозначный характер этой правовой конструкции поставил вопрос о последующем реформировании Следственного комитета. Окончательное решение о том, какой этой реформе быть, полностью зависело от оценки результатов деятельности Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В том случае, если бы результаты оказались неудовлетворительными, предстояло отказаться от идеи Следственного комитета и вернуть ситуацию в исходное положение, которое существовало до вступления в силу Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ. В том же случае если задачи, которые были поставлены перед Следственным комитетом, окажутся достигнутыми, следовало принять решение об институциональном обособлении органа. Учитывая, что Президент Д.Медведев принял решение о внесении на рассмотрение законопроекта о создании Следственного комитета России, говорит о том, что результаты работы были признаны положительными. В заключение Комитета Государственной Думы по безопасности дана оценка целесообразности внесения законопроекта, В частности там указано: “Самостоятельное функционирование Следственного комитета позволит повысить объективность следствия, обеспечивая тем самым законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан”.

    Следует признать, что этот законопроект не снимает все вопросы, связанные с деятельностью единого следственного органа. Это еще предстоит обсуждать на страницах научных журналов. Но в любом случае реформирование предварительного следствия необходимо.

    Главная тенденция, которая заложена в законопроект, заключена в централизации контроля за предварительным следствием.

    Российский уголовный процесс предполагает две формы предварительного расследования (Часть 2 УПК РФ “Досудебное производство”):

    1. предварительное следствие

    Предварительное следствие является основной формой досудебного расследования, в ходе которой устанавливаются и фиксируются обстоятельства подлежащие доказыванию в суде. Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования. Разделение подследственности построено на основании казуального списка ч. 3 ст. 150 УПК РФ, который регламентирует преступления небольшой и средней тяжести, которые рассматриваются в дознании, остальные дела, согласно ч. 2 ст. 150 УПК РФ расследуются в порядке предварительного следствия.

    Формально и до 2007 года, и после региональная власть не имела даже намека на какую-либо возможность обладать полномочием в отношении предварительного следствия. Однако архитектура правоохранительных органов была такова, что часто возникал неформальный диалог на уровне субъекта федерации между исполнительной властью и органами уполномоченными осуществлять предварительное расследование. В каждой местности этот диалог приобретал свои специфические черты. В крупных городах это взаимодействие замыкалось на уровне субъекта федерации, в то время как в отдаленном районе муниципальные органы получали свою долю влияния на правоохранительные органы.

    Взаимоотношения региональной и центральной власти в России всегда представляли собою качели. 90-е годы прошли под девизом повышения суверенитета регионов. В списке активно отработавших этот лозунг стоят не только Татарстан и Чеченская Республика, но и Свердловская область, Хакасия, а также иные регионы, которые не всегда активно обсуждались в медиапространстве. Не обсуждались, возможно, потому что развернуть процессы в обратную сторону удалось достаточно легко. Однако сама идея об игре с центром в “перетягивание каната” не исчезла. За 90-е годы во многих регионах сформировалась местная элита, которая осознает свои интересы и готова их отстаивать.

    Но маятник прошел полный мах, завис и пошел в обратную сторону. Нулевые ознаменовали собою переход к централизации. Федеральной властью было осознано, что последовательное наращивание автономии регионов это путь к краху государства. Были приняты меры, остановившие наиболее явные проявления децентрализации. Но сами региональные элиты как потенциальный лоббист децентрализации не ушли в прошлое. Напротив, в некоторых республиках они существенно окрепли. Парадокс, но шаги по централизации, совершенные в период правления Путина, были осуществлены за счет активного сотрудничества с региональными элитами. В итоге, после устранения наиболее острых проблем, центральная власть столкнулась с окрепнувшими и обновленными местными элитами. Отмена выборности губернаторов не решает для центра всех проблем, но скорее расширяет возможности центра по контролю над ситуацией.

    Имеющийся до 2007 года тип распределения между ведомствами полномочий по предварительному расследованию является ничем иным как стихийным развитием советского прошлого. Основными игроками на этом пространстве являются, а правильнее сказать являлись (сейчас формально все следователи входят в структуру Следственного комитета): МВД, Прокуратура РФ, ФСБ. Основной объем работы, около 80 %, выполнялся следователями в структуре МВД. При этом Прокуратура обладала обширными полномочиями по контролю над процессом предварительного следствия. Фактически Прокуратура являлась органом, который позволял инициировать и останавливать процесс уголовного преследования. Тут следует упомянуть особенность российского уголовного права — это большое количество норм, запрещенных под угрозой уголовного наказания, а также широкий характер формулировок уголовно-правовых норм. Это создает ситуацию, когда с одной стороны можно признать преступным очень большой сегмент деяний, с другой стороны такая широта превосходит возможности правоохранительной системы. Все это в сумме неизбежно создает условия избирательности уголовного преследования. Поэтому полномочия по контролю за уголовным преследованием, а в первую очередь за возможностью инициировать и прекращать дела на стадии предварительного следствия, всегда являлись важным властным ресурсом.

    Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    В этой логике и выстраивалась кадровая политика. Руководящий состав в Прокуратуре назначался из других регионов с целью избежать возникновения тесной связи с местными элитами. Однако этого оказалось недостаточно. После того как стало понятно, что неопределенность уголовно правовых норм не находится под полным контролем центральной власти, встал вопрос о том, каким образом вернуть контроль над предварительным расследованием. Из всех возможных вариантов наиболее удачным было признано создание единого следственного органа с параллельным ограничением полномочий Прокуратуры в отношении предварительного следствия.

    Если ознакомится со служебными документами, сопутствующими принятию Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ, то можно увидеть, как сложно шел законодательный процесс. Правовое управление Аппарата Госдумы представило достаточно развернутых аргументов против законопроекта. Ведь речь шла не просто о создании новой правоохранительной структуры, а о перераспределении важного властного ресурса.

    До появления Следственного комитета идея об ограничении неопределенности уголовно правовых формулировок и сужения широты размаха по криминализации гражданско-правовых деликтов всерьез не рассматривалась. Более того, в контексте существовавшей логике это рассматривалось как удобство, позволяющее оперативно по ситуации реагировать. Но жизнь показала обманчивость этого метода. За годы реформ произошло выстраивания не предусмотренных законов горизонтальных контактов между прокуратурой и местными элитами, что повлекло фактическую утрату возможности единого централизованного управления уголовным преследованием. Поэтому было принято решение максимально изъять у Прокуратуры полномочия за контролем над предварительным следствием и передать их в новый орган.

    Председатель Следственного комитета Бастрыкин А.И. озвучил задачи по изменению уголовной политики. В своей статье “О проблемах реформирования уголовного законодательства в свете модернизации экономики страны”, размещенной на его официальном блоге, он отметил, что существуют два пути, две модели построения уголовного процесса, и России характерна вторая модель, которая “… предполагает сравнительно низкую степень детализации уголовно-правового регулирования экономических отношений в целом, а также минимальную конкретизацию признаков состава отдельных преступлений. … В качестве характерного примера норм, основанных на такой модели, можно привести ст. 159 УК РФ (мошенничество). Большая часть деяний в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с отсутствием в российском уголовном законе предусматривающих их специальных норм квалифицируется именно по этой статье. Объективная сторона состава данного преступления включает в себя такой относительно неконкретный и оценочный признак, как обман или злоупотребление доверием, в результате чего в предмет регулирования этой статьи попадают несколько десятков различных общественно опасных деяний, большая часть которых в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой, основанном на первой модели уголовно-правового регулирования, предусматривается в отдельных специальных нормах”.

    Следует отметить, что подобных высказываний не озвучивалось первыми лицами прокуратуры, как собственно не существовало у представителей прокуратуры личных блогов с возможностью комментирования, на которых они демонстрировали бы подобную открытость общественному мнению.

    Можно констатировать, что в происходящих организационных изменениях правоохранительной сферы мы имеем не только административные перестановки, но и качественный поворот правовой доктрины, который четко направлен на централизацию полномочий по уголовному преследованию и отсечение возможности влияния на этот процесс местных элит. Возможность инициирования и остановки уголовного преследования выступает как один из решающих факторов во властной иерархии.

    Есть основания полагать, что выстраиваемая вертикаль Следственного комитета будет в наибольшей степени соответствовать задачам по централизации управления. При этом произойдет фактическая передача части важных полномочий от прокуратуры к новому органу. Все реверансы прокуратуре вроде передачи ей полного контроля над дознанием, и возвращении надзора, не более чем тактический ход. Институт дознания не имеет того стратегического значения, который заключен в контроле за предварительным следствием.

    Конечно, провести такие реформы одномоментно сложно, именно поэтому имеет место поэтапная деятельность. Когда каждый последующий шаг соотносится с реальными возможностями и потребностями. Комплексность шагов по стабилизации правоохранительной системы подтверждается реформой МВД. Законопроект “О полиции” предполагает создание жестко централизованной системы федеральных органов исполнительной власти с исключением полномочия прокуратуры влиять на деятельность полиции.

    Так, в финальной редакции законопроекта “О полиции” в ст. 51 (в проекте обсуждаемом в августе-сентябре это была ст. 53) само название статьи были изменено очень иллюстративно. Ранее статья называлась “Прокурорский надзор”, теперь же она называется “Судебный контроль и надзор”, то есть прокуратура устранена из органов осуществляющих контроль за деятельностью полиции. Надо отметить, что эта мысль просматривалась в проекте изначально, но сейчас она четко реализована. В этой ситуации очень комично смотрится вновь введенная ст. 52: многозначительное название “Прокурорский надзор” перечеркнуто содержанием, из которого следует, что надзор за исполнением полицией законов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными прокурорами в соответствии с федеральным законом. Этим федеральным законом, очерчивающим пределы компетенции, является предшествующая статья.

    Дополнительным подтверждением того, что в первую очередь идет перераспределение полномочий в направлении от прокуратуры, является то, что в своих высказываниях как Бастрыкин А.И., так и руководители Управлений Следственного комитета в регионах прямо заявляют о том, что процесс перевода всех следователей из системы МВД и из иных ведомств пока не рассматривается, и необходим переходный период, то есть речь идет о том, что должен произойти окончательный отрыв следственной функции от системы прокуратуры. В настоящий момент и кадровый и материально-технический базис Следственного комитета состоит из соответствующих сегментов Прокуратуры. Согласно п. 6 Указа Президента РФ от N 1182 от 27.09.2010 г. Следственному комитету Российской Федерации переданы здания, сооружения, материально-техническую базу и иное имущество Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

    Создание независимого Следственного комитета России является одним из шагов центральной власти, направленным на стабилизацию внутриполитической обстановки, а назревший вопрос о пересмотре уголовной политике, будет курироваться новой структурой, в наименьшей степени связанной с региональными элитами.

    История следственных органов

    12 января 1722 года указом Петра I при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. “Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору. “, – так постановил царь Петр.

    Задачи деятельности прокурора он выразил в следующем: “Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных”. Генерал-прокурору предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона он был обязан предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения генерал-прокурор имел право “протестовать и оное дело остановить”.

    Расследование всех видов преступлений до 1860 года в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий , а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами .

    Указом императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей . На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

    Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

    Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16.000 квадратных верст.

    В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства. В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. По Уставу следователи назначались императором по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей.

    В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам , а 1875 году – следователей по особо важным делам окружных судов . Следователь обязан был с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Следователь был вправе поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.

    После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

    Согласно Декретам о суде (?2 от 7 марта 1918г. и ?3 от 20 июля 1918г.) в России образовывались следственные комиссии окружных судов , которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

    Инструкцией «Об организации рабоче-крестьянской милиции», принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

    Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

    В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре Наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами.

    17 декабря 1933 года ЦИК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам . В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста.

    10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

    В послевоенный период по основ­ной массе общеуголовных преступлений (согласно УПК РСФСР 1927 года) производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры.

    Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь был ликвидирован. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Органы милиции могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

    Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также по уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно – исполнительной системы и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

    Федеральным законом от 05.06.07 г. ?87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в системе органов прокуратуры образована новая структура – Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. 1 августа 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Указ ?1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий порядок создания и функционирования нового органа государства.

    Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сформирован и начал свою деятельность с 7 сентября 2007 г. С этого времени начинает свою историю новый следственный орган государства, в обязанности которого входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость, например, коррупционной направленности.

    Окончательное отделение следствия от прокуратуры произошло 15 января 2011 года. С этого времени вступил в силу Федеральный закон от 28.12 2010г. ? 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”, а Президентом РФ подписан Указ от 14.01.2011г. ?38 “Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации”.

    В соответствии с данными документами, Следственный комитет Российской Федерации является самостоятельным федеральным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

  • Ссылка на основную публикацию