Можно оспорить тарифы ТСН на содержание жилья: совет юриста

Оспаривание решения общего собрания собственников

В данной статье мы расскажем, как оспорить результаты общего собрания собственников помещений, общего собрания членов ТСН. Также поговорим о том, как оспорить незаконное создание ТСН.

Товарищество собственников недвижимости (жилья) (далее – ТСН) является одной из самых совершенных форм управления общим имуществом многоквартирных домов и коттеджных поселков.

Однако все чаще ТСН создают мошенники или просто люди, желающие «отмыть денег» и обогатиться за счет собственных соседей.

В МОЕМ ДОМЕ СОЗДАЛИ ФИКТИВНОЕ ТСН, ЧТО ДЕЛАТЬ?

На практике все чаще встречаются ТСН, созданные одним человеком по нарисованным им же протоколам. Особенно часто такое происходит в Московской области. После создания такого ТСН через проведение фиктивных общих собраний обычно назначаются высокие тарифы на содержание дома. Это вредит всем добропорядочным собственникам в доме и обогащает мошенников, которые всегда прикрываются благими намерениями, отнимая у Вас Ваши деньги.

Если все документы по собранию оформлены правильно, а Вы просто оказались в меньшинстве при голосовании, то по закону Вы обязаны подчиниться мнению большинства собственников и оплачивать услуги по установленным тарифам. В противном случае, с Вас могут взыскать эту плату через суд с учетом пени и судебных расходов.

Однако на нашей практике 2/3 собраний проводятся с вопиющими нарушениями законов, не говоря уже о фиктивных собраниях. Кроме того, в ТСН без грамотного юриста вероятность правильного оформления протокола близка к нулю.

Именно поэтому юристы нашей компании легко могут оспорить многие решения общих собраний как противоречащие закону и проведенные с нарушением процедуры.

Но что можно сделать по закону, чтобы разрушить фиктивное ТСН? – Конечно же, обращаться с исковым заявлением в суд. Параллельно – писать жалобы в Прокуратуру, полицию, Жилищную инспекцию. Если имело дело подделка подписей собственников, то это является основанием для возбуждения уголовного дела.

СРОКИ НА ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Прежде всего, стоит отметить, что срок оспаривания решения общего собрания собственников помещений составляет шесть месяцев со дня опубликования результатов собрания (часть 6 ст. 46 Жилищного кодекса). Оспаривающий решение собственник должен либо не голосовать на общем собрании, либо голосовать против оспариваемого решения.

КАК ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ ?

Судебная практика такова, что не каждое нарушение закона может быть причиной отмены результатов общих собраний.

Суд особо тщательно проверяет следующее:

  1. Общее собрание инициировалось надлежащим лицом (собственником) ;
  2. Уведомление собственников помещений о проводимом собрании должно осуществляться не позднее чем за 10 календарных дней до проведения собрания. Причем срок этот начинает течь со следующего дня после рассылки последнего уведомления. То есть, если инициаторы собрания разослали последнее уведомление 01 апреля, то собрание можно проводить не ранее чем 12 апреля.
  3. Уведомление должно быть представлено в надлежащей форме. По закону уведомления выдаются нарочно (под роспись) или путем направления на почтовый адрес по месту регистрации собственника, если иной способ уведомлений не утвержден общим собранием. Поэтому всякие объявления на подъездах, звонки по телефону, рассылка на электронную почту – это, как правило, ненадлежащие способы уведомления. Если уведомление не получено в установленной законом форме, то это является безусловным основанием отмены результатов общего собрания;
  4. Протокол общего собрания собственников помещений должен быть оформлен в соответствии с Приказ Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр;
  5. В материалах общего собрания должны быть все обязательные приложения, утвержденные указанным Приказом Минстроя;
  6. Решаемый вопрос должен входить в компетенцию того органа управления, который принял решение по этому вопросу. Например, общее собрание членов ТСН не вправе принимать решение о сдаче в аренду общего имущества. Это компетенция общего собрания собственников помещений;
  7. Решаемый вопрос должен быть законным. Например, общее собрание собственников помещений не вправе принимать решение о том, чтобы на Вашем балконе вешали рекламный плакат (размещение рекламы на балконах незаконно);
  8. На общем собрании должен быть соблюден необходимый кворум. Часто бывает такое, что на одно общее собрание выносятся вопросы, которые должны приниматься разным числом голосов. Это не учитывают инициаторы собрания, а такое решение можно отменить;
  9. Кворум должен быть подсчитан правильно;
  10. Если на общем собрании собственников помещений создается ТСН, то в органы управления имеют право входить только собственники;
  11. Если за собственников голосуют их представители, то их полномочия могут быть оформлены только нотариальной доверенностью (в противном случае часть голосов будут недействительны, это снизит кворум);
  12. Протокол общего собрания собственников помещений должен быть подписан всеми собственниками, которые голосовали за принятие решений.

Если Вы знаете, что проведенное в Вашем доме собрание собственников помещений или членов ТСН, не соответствует хотя бы одному или нескольким указанным пунктам, смело звоните нам. Мы и есть те самые юристы, которые понимают эту сферу лучше остальных, потому что мы работаем как по оспариванию создания ТСН, так и с другой стороны – мы помогаем зарегистрировать ТСН законно и правильно.

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЕРЕЗ НАС

Мы оспаривали собрания на разных типах недвижимости

Мы оспаривали создание ТСН в дачных поселках, в многоквартирных домах, в офисных зданиях, в апартаментах, в гаражных комплексах, на земельных участках.

84%

Такова статистическая вероятность успешного оспаривания нами решения общего собрания полностью или в части

Поэтапная оплата

За наши услуги Вы платите поэтапно. В наших интересах получить оплату как можно скорее, не тянуть сроки оспаривания.

Мы предварительно оцениваем перспективы дела

Это помогает решить, стоит ли обращаться с иском в суд

Высокая квалификация сотрудников

Все юристы нашей компании закончили юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и имеют опыт работы не менее трех лет

Автор: Садов Александр Сергеевич , партнер юридической компании Абонент Консалт.

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г. № 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме. В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно. Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П. Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом. Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы. Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала. «Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием. Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

По словам Артема Чумакова, позднее ситуация начала меняться, и собственники «вспомнили о своем праве и начали утверждать необоснованный и не покрывающий все расходы, связанные с содержанием дома, размер платы». При этом Жилищный кодекс предоставляет право оспорить решение общего собрания только собственнику, не участвовавшему в голосовании или голосовавшему против принятия решения, а также органу государственного жилищного надзора. «Фактически управляющая организация долгое время была лишена возможности оспорить решение об установлении слишком низкого тарифа в суде», – пояснил адвокат.

Как сообщил Артем Чумаков, управляющие компании получили право обжалования решений общих собраний только после появления в ГК гл. 9.1 «Решения собраний» в 2013 г. и появления разъяснений Постановления Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 г. Адвокат отметил, что установление собственниками слишком низкого тарифа затрагивает права и обязанности таких организаций, поскольку они обязаны обеспечить установленный правительством минимальный уровень содержания дома.

Он также рассказал, что, хотя имеются разъяснения Пленума ВС, на которые ссылается Минстрой в своем письме, районные, а иногда и областные суды нередко отказывают управляющим компаниям в праве обжаловать решения общих собраний в части установления тарифа. «Таким образом, суды не способствуют поиску баланса между интересами собственников и управляющих компаний и фактически сохраняют “волюнтаристские” тарифы. Возможно, именно с этим связано желание Минстроя еще раз обратить внимание на то, что очевидно следует из норм закона и поддерживается Верховным Судом», – заключил Артем Чумаков.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов полагает, что министерство преследовало «благую цель» напомнить собственникам об их обязанности заботиться о выполнении работ, предусмотренных минимальным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290. «Однако я также представляю, как этими разъяснениями могут воспользоваться управляющие компании, преследуя иные идеи, блокируя любые решения собственников по уменьшению размера тарифа», – отметил адвокат. Он счел разумными разъяснения Минстроя: «Иначе мы получаем ситуацию, когда собственники могут принудить управляющую организацию выполнять работы. Даже если у нее нет на это средств».

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев указал, что разъяснение, содержащееся в письме Минстроя, логично и обосновано нормами права, в частности ст. 450–453 ГК. «Согласно данным нормам изменение или расторжение любого договора должно происходить в той же форме и по тем же правилам, по которым договоры заключаются. Поскольку изначальное установление размера платы за жилые помещения должно устанавливаться с учетом предложения управляющей компании, то и дальнейшее его изменение должно происходить с учетом этих же правил, установленных Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», – сообщил адвокат.

Можно оспорить тарифы ТСН на содержание жилья: совет юриста

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каким образом утверждается размер платы за содержание помещения в многоквартирном доме? Возможно ли изменение данного размера со стороны управляющей компании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2016 г. N 7513-ОЛ/04, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила N 491), и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее – Минимальный перечень). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил N 491).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг. При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше минимального перечня.
Указанный подход в полном объеме будет учитывать конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что в итоге должным образом скажется на качестве обслуживания многоквартирного дома, согласно законным требованиям собственников помещений данного дома.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Иные объединения собственников помещений в МКД, например совет многоквартирного дома, не вправе утверждать указанные тарифы, поскольку это не входит в его права, предусмотренные ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.
Таким образом, внесение в договор управления МКД пункта, согласно которому управляющая компания может в одностороннем порядке провести индексацию тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД является незаконным (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2017 N Ф10-3236/17 по делу N А36-11411/2016, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 01АП-3037/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

24 октября 2017 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нашли управу

В Волгограде жильцы многоэтажки создали прецедент: доказали в суде, что имеют право сами устанавливать тариф на содержание и ремонт общего имущества.

По закону тариф на содержание и ремонт общего имущества (подъездов, фасадов, крыши, подвалов, чердаков и пр.) определяет не управляющая компания, а сами хозяева квартир на общем собрании. Однако многие либо не знают об этом праве, либо ленятся им воспользоваться, чем, в свою очередь, пользуются недобросовестные УК, завышая тариф. Жильцам дома на улице Новороссийской, 11, в Волгограде удалось через суд доказать неправоту УК и добиться перерасчета.

Движителем всей масштабной кампании по защите прав жильцов стала хозяйка одной из квартир, пенсионерка Татьяна Суржова. Больше 20 лет проработала стюардессой, в наследство от полетов ей достались инвалидность (профзаболевание ног – передвигается с бадиком) и умение найти подход даже к самому трудному клиенту. Суржова мудро подготовила почву, то есть общественное мнение.

Такие дома, как на Новороссийской, 11, называют элитными: новостройка, просторные квартиры, подземная парковка, охраняемая территория, благоустроенный двор. Но, как оказалось, “богатые тоже плачут” от произвола УК.

– Жильцы нашего дома платили по счетам, не вникая, сколько и за что, – рассказывает Татьяна Суржова. – И тогда я подумала, что придется мне этим заняться. Пошла в Госжилинспекцию, попросила разъяснить мне положения законодательства и стала вникать, почему за однокомнатную квартиру я плачу 3 тысячи. Ну и почитала кое-что по этой теме в Интернете, в СМИ.

Просветившись в вопросах ЖХК, хозяйка “однушки” увидела, что УК повысила плату за услугу “содержание и ремонт общего имущества”. Два года назад плата была 12,4 руб. за кв. метр, а стала 17,42 руб. При этом собраний жильцов не проводилось, а сумму УК взяла из постановления администрации, в котором определяется размер платы за услугу в неприватизированных муниципальных квартирах.

– Дом у нас новый, даже текущий ремонт, не говоря о капитальном, не требуется, – рассказывает Суржова. – А плата берется в расчете за кв. метр. У нас квартиры есть и по 200 м. Представляете, какие деньги с дома набегают? И на что тратятся?

Активная пенсионерка снова пошла в Госжилинспекцию. Специалисты ГЖИ провели проверку и с выводами женщины согласились.

– Разумеется, это было нарушение прав собственников, – говорит замруководителя Госжилинспекции Волгоградской области Наталья Битюкова. – Инспекция выдала предписание сделать перерасчет всем жителям дома.

Дама с собачкой

Параллельно активистка вела работу среди соседей.

– У меня маленькая собачка, и я каждый день утром и вечером сижу с ней на скамейке у подъезда, – рассказывает Суржова. – Люди идут, здороваются. А когда человек поздоровался, легко и беседу завязать. “Вот вы, умный человек, вам приятно, что вас обманывают?” – спрашиваю. – “Откуда знаете?” И я объясняю.

Неудивительно, что соседи выбрали Татьяну Григорьевну председателем совета дома.

Но руководство УК одними словами не проймешь: юристы решили оспорить предписание Госжилинспекции в Арбитражном суде. Однако и суд Волгограда, и 12-й апелляционный суд в Саратове, куда представители УК подали жалобу, встали на сторону жильцов.

Теперь УК должна произвести перерасчет. А жильцы готовятся принять свой тариф.

– Определяясь с тарифом по содержанию дома, жильцам не стоит забывать, что он должен быть разумным, незаниженным, – говорит Наталья Битюкова. – Мы советуем ориентироваться на перечень работ, утвержденный постановлением правительства, в котором расписано, что входит в содержание общего имущества, учитывать состояние дома, нужен ли ремонт.

В пользу жильцов

Жильцы дома на Новороссийской, 11, с новым тарифом определились: около 16 руб. В результате эпопеи удалось снизить лишь 1,5 руб. Стоило ли, как говорят внуки Суржовой, заморачиваться?

– Стоило! – уверена бабушка. – Пусть выгода небольшая, но этот тариф мы установили сами. Начинать надо с того, что мы, жильцы, – работодатели для УК. И если нам что-то не нравится, мы ее сменим, потому что любым делом должны заниматься профессионалы. А права даны, чтобы ими пользоваться. Останавливаться на достигнутом активистка не собирается. К УК накопились вопросы по начислениям за горячую воду и охрану. Все она намерена разрешить, разумеется, в пользу жильцов.

Платили за уборку несуществующего подъезда

Аналогичный спор с УК выиграли и жильцы дома на улице Петроградской, 16. По документам этот дом – многоквартирный, но на самом деле в нем всего две квартиры, у каждой из которых – отдельный вход. Из общего имущества в доме разве что стена, разделяющая квартиры, да крыша.

Тем не менее, как жильцам всякого многоквартирного дома, хозяевам жилья на Петроградской требовалось выбрать управляющую организацию. Так как сами они этого не сделали, УК через конкурсные процедуры определила администрация района. В условиях конкурса был прописан тариф на содержание дома. При расчете этого тарифа в перечень услуг включили такие работы, как подметание полов и влажная уборка в подъездах, подметание двора, замена разбитых стекол и покраска стен в подъездах, работы по укреплению водосточных труб. Такие услуги в этом доме не могут быть оказаны. Тариф оказался завышенным втрое. После решения суда администрация должна расторгнуть договор с УК и провести новый конкурс с адекватными тарифами. За уже оплаченное будет произведен перерасчет.

Конституционный суд признал возможным установление дифференцированных платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома

На днях Конституционным Судом Российской Федерации было опубликовано постановление, в котором была проверена конституционность ч.1 ст. 158 ЖК РФ, обязывающей собственников различных помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества.

Фабула рассмотренного дела заключалось в том, что некто Сергей Логинов приобрел однокомнатную квартиру по ДДУ в многоквартирном доме. Общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома было создано ТСЖ и одновременно определены следующие размеры обязательных платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома: 25 рублей с 1 кв. м квартиры, 10 рублей с 1 кв. м машино-места и 14 рублей с 1 кв. м коммерческого помещения. Не согласившийся с таким непропорциональным разделением расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома между жилыми и коммерческими (нежилыми) помещениями Сергей Логинов попытался оспорить решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, однако дойдя до Верховного Суда РФ, справедливости так и не нашел. В результате заявитель обратился в Конституционный суд РФ, указывая на то, что установление дифференцированных ставок платы за содержание общего имущества в зависимости от назначения помещений (жилое, нежилое) противоречит Конституции РФ.

По всей видимости, причина произошедшего заключалась в желании собственников коммерческих помещений (возможно, самого застройщика или аффинированных с ним лиц), воспользовавшись пассивностью собственников жилых квартир, переложить на последних бремя содержания общего имущества многоквартирного дома. Во всяком случае, иная причина подобной дифференциации расходов, исходя из обстоятельств дела, не прослеживается.

Конституционный суд Российской Федерации, проверяя положения ч.1 ст. 158 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что сам факт изменение долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме нарушением конституционных прав собственников не является. Однако КС оговорился, что дифференциация размеров соответствующих платежей должна быть основана на избранных общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных критериях для определения долей такого участия. В результате КС обязал суды пересмотреть дело Логинова с учетом данной позиции.

О каких «дополнительных критериях» для определения долей участия в содержании общего имущества многоквартирного дома указал Конституционный Суд из опубликованного постановления неясно. Критерий использования общего имущества, как основание для освобождение от расходов на его содержание, ранее уже отвергался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22, пунктом 12 которого было разъяснено, что все собственники помещений обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом.

Мне кажется, что Конституционный Суд своим постановлением корректирует утвердившуюся позицию Верховного суда в том ключе, что неиспользование общего имущества не освобождает собственников помещений от несений расходов на его содержание, однако может быть критерием для дифференциации размеров платежей для собственников помещений разных категорий.

Согласны ли вы с тем, что собственники объектов недвижимого имущества в многоквартирном доме (жилых и нежилых помещений, а также машино-мест) должны нести разные расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома?

Встречались ли на вашей практике случаи, когда проверялась законность установления различных размеров платы за содержание общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых и нежилых помещений?

Ссылка на текст Постановления Конституционного суда от 29 января 2018 года № 5-П.

Оспорить тарифы управляющей компании

Как обжаловать размер тарифов управляющей компании, если он существенно завышен?.

Здравствуйте! В сентябре мы въехали в новый многоквартирный дом. УК была выброна не нами. Нам ее навязал застройщик. Для того чтобы получить документы мы дложны были подписать договор с ук. Тариы был в доглворе прописан 23,39 руб за кв.м. нас никто не предупредил, что в эту сумму не входит обслуживание лифта, вывоз мусора, домофон, лбслуживание ОПУ, ИТП, текущий ремонт. В итоге общая сумма получилась более 30 руб. В анологичном доме тариф около 23 руб. За все. А в УК где мы раньше жили тариф был за все 19 руб. Можно ли как-то оспорить тариф с УК.

Ответы юристов (1)

Тариф на содержание и обслуживание общего имущества принимается общим собранием собственников помещений в доме в порядке ст.44-48 ЖК РФ. В одностороннем порядке УК не может его устанавливать. Вы можете провести общее собрание, переизбрать УК и выбрать новый тариф.

Также вы можете обратиться в жилищную инспекцию по данному факту. На практике суммы за обслуживание лифтов и вывоз ТБО должны включаться в тариф на содержание и ремонт.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Должна ли управляющая компания согласовывать тарифы на обслуживание МКД с жильцами?.

Здравствуйте, в новостройке Застройщик выбрал сам управляющую компанию, которая сама установила тариф на обслуживание МКД.Некоторые жильцы недовольны завышенном тарифом, какие действия можно предпринять жильцам, что бы поменять управляющую компанию или что бы она согласовала тариф с жильцами. Собрания, с составлением протокола не было. Дом только сдан

Ответы юристов (3)

Любовь, добрый вечер, тариф на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома утверждается решением общего собрания собственников помещений в таком доме, в случае если решением общего собрания собственников тариф не установлен, то применяется тариф утвержденный администрацией Вашего города (соответствующим постановлением), его можно найти на сайте администрации.​

Дополнительно сообщаю, что в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Любой собственник в любое время вправе инициировать проведение общего собрания и включить в повестку дня, в том числе, вопросы по выбору способа управления, по смене домоуправляющей компании. ​

Уточнение клиента

Спасибо, за ответ! Можно уточнить у Вас? Общее собрание проводиться собственниками жилья или обязательно совместно с управляющей компании?

14 Января 2018, 19:20

Есть вопрос к юристу?

Вам необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с повесткой дня о выборе управляющей организации, заключении договора управления домом. Такое право у Вас есть по ЖК — можете выбирать хоть каждый месяц, но предварительно необходимо провести консультации с претендентами. Второй вариант — провести общее собрание и установить свой тариф — такое право прописано в Правилах содержания общего имущества в мкд — если собственники общим собранием устанавливают тариф, то действует тариф собственников… если же собственники собраний не проводили, то действует тариф управляющей компании с учётом рекомендательного тарифа, утвержденного органом местного самоуправления.

Общее собрание СОБСТВЕННИКОВ помещений в многоквартирном доме вправе по своему усмотрению приглашать или не приглашать на свои собрания иных лиц — не являющихся собственниками (в зависимости от вопросов бывает, что приглашают — управляющую компанию, местного депутата, представителя муниципалитета и пр. — но делать это не обязательно). Вы обязаны пригласить (уведомить) управляющую компанию только в том случае, если эта копания является собственником какого — либо помещения в вашем доме (например — одной из квартир или офисного помещения)… Все правила проведения общих собраний собственников помещений подробно прописаны в Жилищном кодексе РФ и их надо соблюсти до буквы, поскольку протокол может быть оспорен в суде — управляющая компания не захочет так запросто сдавать свои позиции и терять прибыль. При смене управляющей компании судебные споры бывают очень затяжными и связано это в первую очередь с ошибками (в части соответствия ЖК РФ), допущенными при организации и проведении собраний… Есть много нюансов в практической реализации того, что написано в ЖК РФ про собрания, поскольку правила писали люди, очевидно ни разу таких собраний не проводившие… но всё можно выполнить с учётом сложившейся судебной практики..

Общие собрания — одна из моих специализаций, ни одно из организованных мной собраний не смогли оспорить в суде (пытались всегда)… Если будут еще вопросы — пишите в чат, могу помочь с организацией и правильным оформлением документации, но это уже не бесплатно

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Можно ли оспорить квитанцию за услуги ЖКХ, если тариф завышен?.

Здравствуйте, мне пришла квитанция от управляющей компании Левобережье, в строках на общедомовые нужды на содержание общего имущества они прописывают тариф за электроэнергию 6,45 руб и умножают на мои квадратные метры в квартире. На сколько это правильно, ведь тариф за электроэнергию составляет 3,56 руб по г. Омску и за свои квадратные метры в квартире я уже заплатила энергосбытовой компании?

Ответы юристов (1)

Вероника, здравствуйте. Этот тариф за электроэнергию не внутри Вашей квартиры, а в целом, которая используется на территориях и в помещениях, являющихся общедомовым имуществом.Для расчета, какая часть приходится на Вас, действительно используется соотношение площади принадлежащей Вам квартиры к площади всего дома.Если эта пропорция верна — значит все правильно. Проверить это Вы можете направив соответствующий запрос с требованием пояснить механизм формирования платы в Вашу УК.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Большинство собственников квартир (да и нежилых помещений также) не знают как формируется размер квартплаты (тарифы) за тех обслуживание. Все мы привыкли платить по квитанции и не вникать — не хочется трепать себе нервы и ввязываться в войну с управляющей компанией. Более того, не редки ситуации, когда никто из жильцов даже не знает откуда вообще взялась УК и на основании чего она управляет домом, если ее никогда никто не избирал.

Весной 2015г. Верховный суд принял определение N 5-КГ14-163, по которому отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение. Суть дела была такова — УК подала в суд на жильца, который не оплачивал тех обслуживание, т.к. был не согласен с расчетом.

УК обосновала начисление платы на техобслуживание тем, что размер платы зависит от площади квартиры, с учетом затрат УК на подачу тепловой энергии, водоснабжения и канализации (ну тут понятно — в эти затраты можно включить ВСЕ что угодно), на освещение подъездов и двора, затраты на содержание слесарей и т.п. При этом расчет идет якобы от заключенных договоров между УК и службами городского хозяйства. В принципе, так обосновывают начисление платы на тех обслуживание ВСЕ управляющие компании — ничего нового. Суды двух инстанций иск удовлетворили, не вникая в правильность тарифов, а ВС РФ отменил по следующим основаниям:

  • суды не проверили на каком основании действует УК — то есть ее легитимность !
  • голосовали ли собственники помещений за тарифы, действующие в УК. Действительно, ведь в соответствии с п. 7 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт помещений утверждается собственниками помещений на общем собрании сроком на 1 год , а у УК нет права самостоятельно устанавливать размер платы. По истечению года собственники вновь должны провести собрание и установить новые тарифы. Если собственники не собирают собрание — тарифы устанавливаются согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ органом местного самоуправления .

Понятно, в чем тут фокус? Тарифы УК не могут превышать тарифы, утвержденные местной администрацией, либо утвержденные собственниками квартир (такой случай очень редкий). Сравните свои тарифы по квитанции с максимальными законными тарифами, которые можно узнать на сайте местной администрации. Для Ростова-на-Дону — это постановление аж 2008г.

Таким образом, если вы не согласны с начислениями по квартплате — именно УК должна обосновать и доказать верность и законность расчета платы за техобслуживание, а не неплательщик (в том числе и как Исполнитель по ЗПП).

Что же касается нашего дела, решения по которому отменил ВС, — оно было пересмотрено и вынесено новое решение, по которому сумма иска была уменьшена согласно тарифам, действующим на период оказания услуг, и утвержденным Правительством Москвы. Для потребителя это настоящая победа. Решение можно посмотреть здесь.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества должны согласовываться сторонами. Мало кто знает, что управляющая компания не может самостоятельно устанавливать или менять тарифы, не обсудив их с жильцами. Из статьи вы узнаете, как формируется тариф, как рассчитать его и оспорить.

Что входит в содержание и ремонт жилья?

Многие собственники сталкиваются с тем, что тарифы на содержание и ремонт жилья постоянно растут. Люди даже не представляют, что УК нарушает их права, если не согласует с ними тарифы и их повышение. Эти требования отражены в Постановлении ФАС СЗО, вышедшем 17.12.2009 по делу под номером А66-5611/2009.

Собственники, арендаторы жилых помещений должны оплачивать не только потребляемые ресурсы, но и ремонт, а также содержание общедомового имущества. Оплата формируется, исходя из тарифа, а его размер зависит от выбранного способа управления домом, а также от особенностей жилья, его архитектуры и нормативов, установленных в регионе.

Очень часто жильцы дома, исправно оплачивающие счета, даже не представляют, за какие услуги они платят, что входит в перечень услуг и получены ли они в полной мере.

Содержание жилья, текущий ремонт дома подразумевают:

  • Проведение осмотра и определение соответствия нормам безопасности. Этим занимаются пожарные и спасатели;
  • Уборка территории возле жилого дома, а также помещений. На улице работает дворник, а уборщица моет подъезды;
  • Освещение в доме. Часто жильцы дома сами заботятся о качественном освещении;
  • Утилизация отходов выполняется работниками УК;
  • Земельные работы возле дома и озеленение;
  • Восстановление крыш;
  • Ремонт вентиляции и водостока, а также мусоропровода;
  • Реставрация дверей и окон;
  • Обновление и установка ступенек и перил;
  • Обновление ворот и заборов;
  • Контроль за надлежащим состоянием детских площадок;
  • Полив деревьев;
  • Обслуживание в случае аварий;
  • Обеспечение в жилом доме необходимой температуры, а также уровня влажности.

Желательно прописать в договоре перечень действий и размеры платежа. Перечень может включать дополнительные услуги. Право жильцов контролировать проведение работ прописано в законе. Жильцы, регулярно вносящие платеж, хотят знать, на что идут их деньги. Многие сотрудники коммунальных служб не выполняют прописанные в договоре работы.

Как формируется тариф?

Содержание и ремонт многоквартирных домов позволяют поддерживать их в хорошем состоянии. Регулирование тарифов на содержание жилья происходит на основании Постановления правительства под номером 354, 290, а также 491 и законами, принятыми в регионах. В Постановлении №354 можно найти формулу, позволяющую произвести расчеты.

В Постановлении 290 описан список работ, выполняемых управляющей компанией. Алгоритм действий и правила следующие:

  • Обычно сотрудники УК разрабатывают базовые расценки, на их основании формируется платеж.
  • При разработке учитываются расходы за прошлый период и особенности строения.
  • Предложенный тариф за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме должен быть утвержден собственниками.
  • Затем заявление на утверждение суммы отправляется в жилищный департамент, где оно рассматривается и утверждается.
  • Если тариф будет увеличен, власти должны обосновать внесенные изменения.
  • В городах, имеющих федеральное значение, тарифы утверждаются местными муниципалитетами, а не региональными органами власти.
  • Когда дом управляется ТСЖ, предложения с тарифами должны подготовить члены правления, утверждение происходит на собрании всех членов ТСЖ.

Когда домом управляют владельцы недвижимости, тарифы прописываются в договорах с исполнителями услуг.

После утверждения, УК или ТСЖ отправляет тариф за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в администрацию. Вместе с утвержденными ценами необходимо подать:

  • Учредительные документы компании;
  • Предложенные цены;
  • Обоснование в письменном виде;
  • Паспорт дома;
  • Выписку из протокола собрания жильцов. В ней должно быть обозначено количество метров, которые принадлежат жильцам, присутствовавшим на собрании;
  • Число голосов, отданных за приведенные цены.

Для расчета нужно описать конкретные работы. Но многие УК планируют работы лишь после подписания общей суммы платежа, проконтролировать их невозможно. Любое нарушение со стороны УК может привести к наложению штрафа Жилищной инспекцией. Перечень услуг, а также алгоритм работ являются главными условиями договора.

Как рассчитать тариф на содержание и ремонт жилья?

Собственников квартир интересует, как самостоятельно произвести расчеты. Для этого можно использовать формулы и Постановления 354, а также формулы из устава определенной компании. Вы можете обратиться в бухгалтерию УК.

Огромную роль при формировании расценок, а значит, и платежей, играют особенности архитектуры здания и другие параметры. Обычно они приводятся на сайтах управляющих компаний, либо на порталах жилищных комитетов.

Расчет тарифов осуществляется сотрудниками компании, осуществляющей ремонт и обслуживание дома.

При этом учитывается объем ресурсов, затраченная рабочая сила и местные цены. Детализацию можно получить в УК, если подать соответствующее заявление.

Если управляющая компания намеренно завышает размеры платежей, она штрафуется на 50% от суммы завышения. Об этом сказано в пункте 11 статьи 156 ЖК РФ. Штраф оплачивается пострадавшему жильцу. Если платежи постоянно завышены, собственники жилья могут составить коллективную жалобу. Для начала нужно обратиться с заявлением о необоснованно завышенных платежах и сослаться на статью 156 ЖК РФ. Если УК откажется выплатить компенсацию, тогда граждане вправе составить жалобу в прокуратуру или жилищную инспекцию.

Текст жалобы содержит факты завышения платежей. Необходимо указать конкретные суммы и привести доказательства завышения. Для этого нужно заранее получить на руки детализацию расчетов, а также квитанции о полученных от УК штрафах, если они есть. При постоянных нарушениях УК может заплатить штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей.

Подробней узнать о нарушении правил при содержании жилья можно из статьи 7.22 КоАП. Помните, что никакие тарифы не могут утверждаться без собрания жильцов. При несоблюдении требований жильцы могут жаловаться в налоговую службу. Если решения по жалобам так и не были вынесены, это служит поводом для обращения в суд.

Как оспорить тариф управляющей компании?

Расценки устанавливаются вместе с собственниками. Они не регулируются государством и отличаются от прочих коммунальных услуг. ТСЖ и ЖСК утверждают смету и согласуют с органами управления. Когда управляющая компания предлагает собственникам тарифы и список услуг, они могут с ним не согласиться.

Управляющая компания доносит до жильцов информацию о том, в каком состоянии находится дом. Утверждение новых тарифов происходит при согласии более половины жильцов.

Иногда так случается, что УК увеличивает платежи в одностороннем порядке. Компания объясняет рост расценок инфляцией и ссылается на пункты в договоре, мотивируя тем, что поднялись цены на сырье и т.п. Но любые изменения в платежах должны быть согласованы с жильцами дома. Если собственники не согласны с тарифами, можно:

  • Обратиться в УК и потребовать перерасчета;
  • Отправить жалобу в жилищную инспекцию;
  • Обратиться в прокуратуру;
  • Написать жалобу в жилищную инспекцию;
  • Подать иск в суд.

Если попытки урегулировать вопрос мирным путем провалились, подавайте заявление в суд. Помните, что самовольное увеличение платежей наказуемо. Предлагаем образец жалобы на УК.

Ответственность за неуплату

Действующие нормы закона гласят, что жильцы обязаны оплачивать услуги по ремонту и содержанию жилья. Если происходит просрочка, начисляются пени. Когда один жилец задерживает платежи, УК может приостановить подачу услуг по ремонту общедомового имущества.

Привлечь владельца к ответственности можно через суд. Для этого составляется исковое заявление с обоснованиями последствий неуплаты. После вынесения решения пристав может наложить взыскание на часть зарплаты, либо банковского счета. Задолженность будет погашена принудительно.

Если жилец не согласен с размерами платежей, это не дает ему право перестать оплачивать их. Необходимо регулярно вносить платежи, но проводить правомерные действия по их оспариванию в разных инстанциях.

Ссылка на основную публикацию