30 сребреников – это сколько? Что мог Иуда купить за эти деньги в наше время

30 сребреников – это сколько? Что мог Иуда купить за эти деньги в наше время

Нет, наверное, более противоречивого новозаветного персонажа, чем Иуда Искариот. В канонической традиции предатель Христа несомненное олицетворение зла, в апокрифах его образ более сложный, а в глазах ученых Иуда – жертва обстоятельств.

Замалчиваемая личность

Несмотря на то, что фигура Иуды Искариота одна из ключевых в понимании сущности Христианства, тем не менее, в новозаветных книгах ему уделено не столь много внимания. В каждом из четырех Евангелие он упоминается всего пять раз: во время помазания Иисуса миром, при сговоре с первосвященниками, на Тайной вечере, в момент предательства Христа и накануне самоубийства.

Евангелисты не раскрывают нам образ Иуды, не указывают своего отношения к нему, лишь вскользь замечая, что он вор и предатель. Писатель Дмитрий Мережковский по этому поводу писал: «Память о том, что действительно побудило Иуду предать Иисуса, заглохла уже в самих Евангелиях, “Воспоминаниях Апостолов”, а может быть, и раньше, ещё до евангельских записей. Кажется, действительной причины Иудина предательства евангелисты не знают, не помнят или не хотят вспоминать».

Кто его нарек?

Известно, что апостолы получали от Христа вторые имена. Так, Петра Спаситель стал называть «скалой», Симона – «ревнителем», Иакова и Иоанна – «сынами грома». Но кто дал Иуде прозвище «Искариот»? Новый Завет об этом умалчивает. Более того, это имя новозаветные авторы оставляют без перевода.

Толкователи более позднего времени разделили прозвище Иуды на две части: «Is» с арамейского они перевели как «муж» или «человек», а «Quarioth» связали с названием древнего города в Иудином колене. Согласно другим гипотезам, «Искариот» может переводиться как «лжец», «предатель», «разбойник», иногда это слово наделяется значениями «красный» или «рыжий».

Перевод основного имени предателя Христа – Иуды (Йехуды) – содержит Библия: «хвала или прославленный» (Быт. 29:35). Примечательно, что он единственный среди двенадцати апостолов был родом из Иудеи, все остальные – галилеяне. Это дает повод некоторым авторам усматривать в общине конфликт, вылившийся в дистанцирование Иуды от других учеников Христа.

Неожиданный поворот

Апокрифические предания об Иуде дают нам гораздо больше пищи для размышлений. Так, в «Сказание Иеронима о Иуде предателе» (не ранее XI века) родители Иуды после страшного сна, в котором сын становится погибелью семьи, бросают младенца в корзине в морскую пучину. Чудом уцелевший Искариот через много лет возвращается в отчий дом, убивает отца и совершает с матерью грех кровосмешения.

В главе 35 «Арабского Евангелие детства Спасителя» (оригинал – предположительно VI век) сообщается, что Иуда и Иисус росли в одном селении. Однажды мать привела одержимого сатаной сына к молодому Иисусу, уже имевшему дар исцелять. Беснующийся Иуда сначала укусил Иисуса за бок, затем расплакался, после чего пришло исцеление. Согласно апокрифу, впоследствии в этот бок Иисус был пронзен копьем на кресте.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» (конец XV века) говорится, что Бог по молитве Христа преобразил внешность и голос Иуды настолько, что даже апостолы приняли его за Учителя. Именно Иуда Искариот, как утверждает апокриф, подвергся поруганию и осмеянию, а затем был распят. Историк-антиковед Ирина Савицкая отмечает, что в средневековых мусульманских трактатах приводится несколько иная версия, согласно которой Иуда ошибся и вместо Христа выдал солдатам другого человека. Осознав содеянное, он умертвил себя.

Миссия предначертана

В Новом Завете Иисус не раз говорит, что Сын человеческий будет предан, распят, но после смерти на третий день воскреснет (Мф. 17:22-23). Именно в этом был и смысл миссии Спасителя: через крестные страдания искупить грехи человеческие. Не случилось бы предательства – не было бы и Голгофы.

Сергей Михайлов, автор книги «Иуда Искариот – предатель или святой», считает, что апостолы не вняли словам Христа. Единственным, по его мнению, кто смог исполнить предначертанное Христом, был Иуда. Он искренне поверил Учителю и не предал забвению ни единого слова из его пророчеств. Согласно гипотезе Михайлова, вера и толкнула Иуду на так называемое «предательство».

Не корыстный, а слабовольный

В Новом Завете сказано, что Иуда был в общине Иисуса казначеем, который знал деньгам цену (Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том, что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно свидетельствуют. К примеру, в эпизоде помазания Иисуса миром (освященным ароматическим маслом) Иуда, противясь транжирству ценного благовония, заявляет, что лучше было бы продать миро, а вырученные деньги раздать нищим.

С одной стороны, здесь можно усмотреть благородство, с другой – расчетливость Иуды. Но Иоанн прямо заявляет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:1-8). Корысть часто рассматривается, как основной мотив предательства Иуды, хотя назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды, как «полное безразличие и пассивность в отношении денег, однако, от соблазна сребролюбия устоять он не смог.

Не менее популярная трактовка предательства объясняет поведение Иуды одержимостью и основывается на высказывании Луки: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22:3). Впрочем, Епископ Михаил (Грибановский) советует не воспринимать слова евангелиста буквально, так как Иуда не стал бесноватым в прямом смысле, дьявол лишь его подвиг к самостоятельному принятию решения.

Первый революционер

В своей реконструкции судьбоносного для всего Христианства эпизода английский писатель Томас де Квинси оправдывает Иуду, замечая, что он своим предательством хотел побудить Христа к более активным действиям в отношении врагов. Иуда в этой концепции своего рода революционер, толкавший себя и своих соратников на большие свершения.

Похожая версия излагается в протестантской библеистике: в ней Иуда Искариот – разочаровавшийся ученик, в отчаянии решивший погубить несостоявшегося религиозного и политического лидера. Еще одна трактовка объясняет Иудино предательство, как попытку избежать гонений, которым, по его мнению, должны были неминуемо подвергнуться в будущем апостолы.

Кровавые деньги

Сребреник (или шекель) во времена Христа был равен 4 динариям. По свидетельству евангелиста Матфея, 1 динарий это дневная плата работника на виноградных плантациях, соответственно чтобы получить 30 сребреников, нужно было отработать на винограднике 4 месяца. Нередко сребреники Иуды отождествляются с финикийскими тетрадрахмами (весом в 14 грамм серебра), которые ходили в Иудее наравне с римскими и греческими монетами.

Что можно было купить на 30 сребреников? Это цена примерно 360 литров оливкового масла или 1800 литров зерна. Матфей нам сообщает, что после того, как раскаявшийся Иуда вернул первосвященникам свои 30 сребреников те, не пожелав хранить запятнанные кровью деньги в храме, купили на них землю горшечника для погребения странников (Мф.27:7).

30 сребреников Иуды — сколько это в переводе на сегодняшние рубли

Примерно 1985 лет назад Иуда Искариот получил самое известное вознаграждение в истории человечества — тридцать сребреников за предательство Иисуса Христа. Конечно, потом Иуда пожалел об этом и вернул деньги первосвященникам, после чего повесился на дереве.

Чтобы определить стоимость вознаграждения Иуды на сегодняшний день, нужно провести небольшое исследование.

Иуда получает вознаграждение

В некоторых статьях говорится о том, что одна монета сегодня стоила бы от 12 до 32 тысяч рублей (в зависимости от состояния). В таком случае 30 сребреников стоили бы от 360 до 960 тысяч рублей.

Другие исследователи пытались оценить стоимость сребреников по весу серебра в них. Одна монета весила 14 грамм и содержала 94% серебра. Если учесть текущую стоимость металла, цена 30 монет составляла бы около 13 тысяч рублей.

Но в этих расчётах не учли самый важный фактор — покупательную способность. В первую очередь нужно установить валюту монет. Историки склоняются к мнению, что Иуде заплатили тирскими шекелями, которые чеканились в городе Тир в период между 126 г. до н.э. и 29 г. н.э.

Тирский шекель был валютой, которой платили налоги на строительство и обеспечение потребностей храма в Иерусалиме. Налог составлял полшекеля, его уплачивали все еврейские мужчины старше 20 лет. Считается, что налог был небольшим — он был эквивалентен двухдневной оплате труда. Таким образом: если 0,5 шекеля — оплата за два рабочих дня, то 30 шекелей — оплата труда за 120 дней.

По данным Центрального бюро статистики Израиля средняя заработная плата в этой стране в 2019 году составляет 10 073 шекеля в месяц. Средняя оплата труда за один рабочий день в Израиле: 480 шекелей. 120 рабочих дней умножаем на 480 шекелей — получаем 57 600 шекелей.

Один израильский шекель на июль 2019 года — 17,84 рубля. Получается, что сумма вознаграждения Иуды на сегодняшний день составила бы 1 027 584 рублей. Если бы сделка состоялась в наше время, то Иуда мог бы купить новый автомобиль среднего класса.

Так выглядел тирский статер (сикль, шекель)

Ты еще посчитал бы, сколько каратов золотая антилопа на раджу выбила
Хуле сказки обсуждать

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Всмысле? А что про антилопу и индуса тоже выдумки?)))

Размещено через приложение ЯПлакалъ

С хуя ли. Rio в полном топе и чуть-чуть на обмыть останется, либо Ceed в базовой комплектации.

Нюанс в том, что покупательская способность гонорара Иуды – 6 баранов.

Какую вы тачку купите за 6 баранов. 250 рублей за кг. живым весом. Бараны тогда были мелковаты. Ну, допустим в Иудее были крупные – по 50 кг. Ну, допустим по 300 рублей за кг.

Итого максимум – 90 тыщ рублей.

Да, но в конечном итоге все просрано. Половина населения планеты молится и встает на колени пред еврейским богом

Этакий навэльный древнего мира

Размещено через приложение ЯПлакалъ

– Прости Учитель, но мне тут самоходную повозку недорого предложили..

Я думаю для Иуды лучшим подарком была бы Лада Веста.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Бред. Сравнивать шекель Израиля и древнюю монету))

Сравните еще гривну Х века Кивской Руси и современную гривну Украины))

Читаем первоисточнкии.
По закону Моисея, 30 серебренников – это деньги, которые нужно было заплатить за раба, если он был убит кем-то непреднамеренно. Примерно 5 сребренников стоил 1 баран на рынке.

То есть сумма была вполне солидной для обывателя, но не такой, чтобы даже полгода прожить безбедно, ни хера не делая.

Короче, примерно – гнилые “Жигули”.

Тридцать баранов/овец – фигня? А я думал -‘ отара

Еще баран это секс

Размещено через приложение ЯПлакалъ

6 баранов как бы.

Цитата
Конечно, потом Иуда пожалел об этом и вернул деньги первосвященникам, после чего повесился на дереве.

ага.
еврей кого то продал, а потом пошел и отдал кому то весь гешефт.
я ж говорю- вся эта история- сказки еврейские.
Поверить в них никак нельзя.

1. Не судите о других по себе.

2. Посмотрите в словаре значение слова “гешефт”. Только в правильном словаре.

Если глубже копнуть-там стооооолько приколов описано, что от смеха можно упасть.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

А как расчитывали средний заработок? Если как Росстат, то всё только сильнее запуталось. Даёшь “Индекс БигМака”!

Спасибо

Да , небольшие деньги .

1. это были не шекели, романские тетрадрахмы
2. не факт, что история не выдумана

Гораздо интереснее откуда берутся цифры в библейских мифах.
Что означают “Три царя”, Почему Рождество 25 декабря. Что означают 30 серебрянников. 12 апостолов. 13й – апостол. И т.п.

Ответы достаточно астрологичные.
С 25 декабря все более-менее ясно. Солнце находится на минимуме 22 декабря. Гибнет, а 25 декабря на 1 градус поднимается выше. Это Рождество у язычников поклоняющихся солнцу

12 апостолов. это 12 созвездий путешествующих с солнцем по небу. А что за 13 ? Очень просто. Если понаблюдать за Луной. (которая в русском языке называется месяцем), то цикл равен 28 дням. Если 365 дней в году поделить на 28. получится еще один месяц в 29 дней. Т.е. в году не 12, а 13 месяцев. Это и есть тот самый 13 апостол. который не совсем хороший не имеющий созвездия.

А что же означает цифра 30 ? почему именно за 30 серебренников продается Солнце (на этот раз с большой буквы)? Каждый раз вставая над горизонтом солнце. в течении 2150 лет пребывает в каком-то созвездии. (астрологическом). Например сейчас почти-что в созвездии Водолея. Всего созвездий (как мы помним) 12. если перемножить на 2150 лет. получится цифра означающая прецессионный цикл (круг). О том, что такое прецессия. проще прочесть в википедии
Так вот. когда дело подходит к “смене” созвездия (в просторечии ЭРЫ) (в прецессии созвездия движутся в обратную сторону, за рыбами водолей, за водолеем козерог и т.п.) Вопрос о нахождении солнца в том или ином созвездии – это вопрос о её попадании в сектор ширины около 30 градусов. Отсюда и берется эта МЕТАФОРА про 30 серебренников.

Очень жаль, что наша образовательная система настолько примитивна, что приходится на пальцах объяснять вещи. в сущности не сложные
Остается вопрос. где 13 апостол в Платоновом году, и когда точная дата второго пришествия

И да. крестики на шеях, это не христианство. И единственный язык точно обозначающий что такое “крещение”, и что такое “БОГ” . т.е. ГОД (God) у язычников – русский.

30 сребренников или Сколько же стоит предательство (вторая редакция)

На одном из занятий исторического объединения “Саровская пустынь”, посвящённом изучению Евангелий, возник вопрос, а много ли это – 30 сребренников, полученных Иудой за предательство Иисуса Христа.
Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребренников отождествляются с тирскими статерами (иудейскими сиклями, шекелями) или тетрадрахмами (4 драхмы).

Нумизматическая справка

Тирский статер (сикль, шекель)

Статер, Статир (др.-греч. στᾰτήρ — коромысло весов, весы) – античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э.
Первоначально название использовалось в Афинах для монет, равных по ценности тетрадрахме (четырём драхмам), хотя впоследствии в других местах статером называли и дидрахму (монету в две драхмы).

Денарий (лат. Denarius) – Старинная римская серебряная монета, равная 10 медным ассам, чеканка которой началась в 269 г. до н.э. Сперва денарий весил 4.55 грамм, в 217 г. до н.э. вес денария снизился до 3.9 г. Во времена Нового завета одна драхма равнялась одному денарию.

Сначала посчитаем стоимость формально. 30 сребренников – это 360 грамм серебра (т.к. 1 денарий – это

4 г серебра, 1 сребренник = 4 драхмы, т.е. 12 г серебра). В дореволюционных источниках конца 19 века 30 сребренников приравнивается к 30 рублям серебром, хотя тогда в серебряной монете в 1 рубль (20 грамм) содержалось 18 г чистого серебра и, следовательно, 18х30=540 г. (т.е. в 19 веке серебро стало дешевле). Сейчас серебро добывается промышленным способом и стоит ещё дешевле, чем в те времена, а 1 грамм лома серебра стоит примерно 40 рублей (современных). Таким образом, если считать по стоимости серебра, 30 сребренников сейчас стоят: 40р. х 360г ≈14400 рублей, или 40р. х 540г ≈21600 рублей, что явно не соответствует ни покупательной способности 30 царских рублей (зарплате высоко-квалифицированного рабочего Российской империи за два-три месяца), ни 30 серебряных монет на окраине Римской империи в Иудее. О довольно высокой покупательной способности 30 сребренников говорит и тот факт, что за эти деньги (раскаявшийся Иуда вернул их первосвященникам) был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи – Иерусалимом (сравните со стоимостью участков под Нижним Новгородом – т.е. рядом со столицей нашего региона).

Зайдём с другой стороны и порассуждаем. Денарий во времена жизни Иисуса Христа был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему или римскому легионеру. Если принять широко распространённую версию о том, что сребренник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребренников – это 120 денариев или примерно пятимесячное жалование при шестидневной рабочей неделе. Причём, на эти деньги они могли содержать (пусть на весьма минимальном по нынешнем меркам уровне) не только себя, но свою многочисленную семью (жёны тогда, как правило, не работали, а детей в семье было “чуть” больше, чем сейчас).

Допустим, что сейчас зарплата квалифицированного работника или офицера среднего ранга составляет с учётом всех доплат и надбавок примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. Ещё тысяч 10-20 «набегает» из общественных фондов потребления, не существовавших для «простых» людей 2000 лет назад (бесплатное образование, медицина, полиция и т.д.). Следовательно, их зарплата за шесть месяцев (при пятидневной рабочей неделе) составит 300-400 тысяч рублей, т.е. примерно стоимость простейшего отечественного автомобиля или подержанной бюджетной иномарки. Ну или стоимость одной сотки земли под Нижним Новгородом. Кладбище, даже деревенское, разместить трудновато. Впрочем, тогда (во времена Иисуса Христа) людей на Земле было на два порядка меньше, а свободной земли — соответственно больше, поэтому соотношение цен на землю и разные товары было, очевидно, другим.

Из всего представленного, наиболее корректным мне кажется определение нынешней стоимости 30 сребренников, исходящее из соотношения размеров зарплаты (т.е.

300-400 тысяч рублей). Без серебра или собственного участка земли прожить можно, а вот есть и пить хочется всегда. Таким образом, с приличной долей волюнтаризма, можно допустить, что предательство стоило первосвященникам не так уж дорого, ну а Иуде – его жизни (согласно евангелию от Матфея, он удавился) и сомнительной славе.

©2013 — Первая редакция, ©2019 — Вторая редакция. В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь».

1. Википедия.
2. Нумизматический словарь, Львов, 1979.
3. Мифологический словарь, Москва, 1990.
4. Библейская энциклопедия, БиЭ, СПб, 1893.

30 сребреников по нынешнему курсу (для начинающих христопродавцев)

Эта круглая сумма известна каждому. Она уже давно приобрела нарицательный смысл. Именно поэтому сегодня мало кто представляет ее реальную ценность в израильском обществе I века.

Однако, прежде всего следует оговориться, что настоящей суммы, за которую Иуда продал своего Учителя, мы никогда не узнаем. 30 сребреников вложены в руки Иуды лишь для того, чтобы задним числом оправдать ветхозаветное пророчество из Книги пророка Захарии: «Тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (глава 11, 11−13).

Не случайно, 30 сребреников в оплату предательства Иуды упоминаются только в Евангелии от Матфея (26.15): «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников», в Евангелии от Марка (14.11), самом древнем из четырех, конкретная сумма не указана: «Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники», в Евангелии от Луки (22:5) говорится только: «Они обрадовались и согласились дать ему денег», а в Евангелии от Иоанна вообще не сказано, что предательство оплачивалось.

Не секрет, что многие места евангельской биографии Иисуса целиком обусловлены соответствующими пророчествами из Ветхого Завета. В тексте Евангелий все эти места отмечены, и их смело можно относить к литературному вымыслу. Эпизод с 30-ю сребрениками — из их числа.

Но дело не в этом, а в том, чтобы понять, какие финансово-экономические ассоциации 30 сребреников вызывали у первых читателей Евангелий.

Сребреник, фигурируемый в Евангелиях, обыкновенно отождествляют с серебряным шекелем (сиклем, по-греч. — статир). В Библии слово кесеф (серебро, сребреник) употребляется иногда как синоним выражения «шекель серебром» (Быт. 37:28; Суд. 9:4; 17:4; II Сам. 18:11). Причем во времена Второго храма (конец VI в. до н.э. – 70 г. н.э.) в ходу был шекель (см. иллюстрацию), который фактически был полушекелем. Этот облегченный “священный шекель” (весом в 13-14 г серебра) составлял ежегодный налог каждого еврея на Храм.

Таким образом, 30 сребреников равняются примерно 400 г серебра.
Что можно было купить в Иудее I века за эти деньги?

В Книге Исхода (глава 21, 28-32) 30 сребреников — это штраф в пользу хозяина за раба или рабыню, которых насмерть забодал чужой вол (часто эту сумму неправильно трактуют как цену раба).

Шекель равнялся по весу четырем денариям или четырем драхмам. Греки называли шекель — “тетрадрахма”.
30 сребреников, стало быть, были равны 120 денариям. Денарий платили в день солдату или наёмному работнику. Таким образом, речь может идти о тогдашней “средней заработной плате” за 4 месяца.
Иуда оценил благовония, потраченные Магдалиной на Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.

В Евангелии сказано также, что после самоубийства Иуды на полученные им деньги была куплена “земля горшечника” для погребений, т.е. некий участок глинистой земли (вроде дешевого дачного участка в Подмосковье). Но эти сведения вызывают сомнения, поскольку опять же отсылают к пророчеству Иеремии: “Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь”.(Евангелие от Матфея, глава 27, 9-10).
Тем более, что у самого Иеремии приведены совсем другие цифры: “И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников” (Книга Иеремии, глава 32, 9).

Ещё один важный момент состоит в том, что пророки Иеремия и Захария жили в эпоху Первого храма и, значит, их шекель не был равен евангельскому шекелю, чего евангелисты, конечно, не знали. Вес шекеля в более древние времена определялся по двум стандартам — вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22–23 г, легкий — 11–11,5 г, финикийский тяжелый — 14,5–15,3 г, легкий — 7,3–7,7 г. Трудно сказать, какой из них имеется в виду в ветхозаветных пророчествах. Во всяком случае, нужно помнить, что в пророчествах Ветхого Завета жизнь Сына Божия фактически оценивалась несколько иначе, чем во времена Иисуса, несмотря на формальное совпадении суммы: 30 сребреников в Ветхом и Новом Заветах —это разные деньги..

Приблизить 30 сребреников, инкриминируемых Иуде, к ценам наших дней можно двумя способами.
Во-первых, по стоимости серебра. 21 ноября 2013 г. Банк России оценивает 1 г серебра в 21,52 руб. По этим расценкам Иуда расписался бы в получении 8600 руб., как нормальный российский пенсионер. За что наше правительство считает пенсионеров иудами, это другой вопрос.

При втором способе подсчета следует ориентироваться на сравнительную стоимость труда (берем отрезок в 4 месяца). Средняя зарплата россиян в 2013 г. составляет примерно 27.000 руб. За 4 месяца получается чуть больше 100 тысяч. Что ж, вероятно, за такую сумму и сегодня найдутся желающие запечатлеть поцелуй на щеке обреченной ими жертвы. А потом — на недельку в Париж.

30 сребреников: сколько это в современных деньгах

Материально оценить нравственную категорию предательства невозможно, и все же каждому хорошо известно, что Иуда Искариот получил от первосвященников 30 сребреников. Много это или мало по сегодняшним меркам?

В Новом Завете нет четкого указания на то, какие монеты были переданы предателю. Это могли быть римские денарии или квинарии, древнегреческие драхмы или дидрахмы. Но большая часть исследователей полагают, что речь идет о тирских статерах или древнегреческих тетрадрахмах.

Пересчитывать стоимость предательства можно не только по нумизматическому курсу древних монет, но также по весу серебра или платежеспособности – тому, что можно было купить на 30 сребреников в новозаветные времена или какие услуги такой суммой можно было оплатить.

По современному курсу древних монет

Тирский статер (он же сикля или шекель) – серебряная монета, ходившая в обороте в 126 г. до н. э. – 19 г. н. э. Из названия понятно, что чеканили ее в финикийском Тире. Обычная монета весила примерно 14 гр. и почти на 100% состояла из серебра. Выпускались также двойные шекели – монеты удвоенного веса. Именно их иудеям рекомендовалось вносить в качестве храмового налога. И вполне вероятно, что именно удвоенными монетами рассчитались первосвященники с Иудой.

На сайтах нумизматики тирский шекель оценен в 30,9 тыс.руб. Следовательно, Иуда получил 927 тысяч рублей (почти миллион) за то, что привел стражу в Гефсиманский сад к Христу.

В среднем в 30 тысяч оценена современными нумизматами и древнегреческая тетрадрахма, которую начали чеканить в Афинах примерно в 510 г. до н. э. Монета использовалась в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи. Интересно, что именно тетрадрахмами первосвященник Каифа рассчитывается с Иудой в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Независимо от того, о каких именно монетах идет речь, они точно были серебряными. Правда, во времена Христа серебро ценилось намного больше, чем сегодня. Если учесть, что шекель весил от 14 до 28 гр., то при оплате обычными шекелями Иуда получил 420 гр. серебра (если использовались монеты удвоенного веса, то 840 гр.). По курсу Центробанка на начало июня 2019 г. грамм серебра оценен в 31,37 руб. Получается, что за предательство было заплачено по сегодняшним деньгам всего 13 165,4 руб. (либо 26 350,8 руб.).

Если принять версию, что сребреник – это древнегреческая тетрадрахма, то ее вес колебался от 15,5 до 17 грамм. Значит, вознаграждение предателя составило от 465 до 510 гр. серебром, что по курсу Центробанка при округлении равняется сумме от 14,5 до 16 тысяч рублей.

По средней зарплате

Доподлинно известно, что во времена Христа римский солдат получал в день один динарий (или один шекель – за 4 дня). То есть за 28 рабочих дней – 7 шекелей. Значит, заработать 30 сребреников-шекелей он мог за 4 месяца. Если учесть, что максимальный заработок современного контрактника Росгвардии составляет 75 тысяч рублей, то Иуда получил 300 тысяч рублей.

Можно посчитать и по среднемесячному заработку тех времен, который выплачивался гражданским. Наемный работник во времена Христа получал в день в среднем 2 динария, и 30 сребреников мог заработать за 2 месяца. Средняя зарплата по России на начало лета 2019 г. составила 35 тысяч рублей, то есть Иуде заплатили 75 тысяч.

По стоимости земли

Покупательскую способность 30 сребреников подтверждает факт, что за них можно было купить участок земли. Именно так и сделали первосвященники – когда Иуда вернул им деньги. Они купили Акелдаму («Поле крови») – участок под кладбище для погребения странников, стекавшихся в Иерусалим. Сегодня на этом участке в южной части Восточного Иерусалима расположен православный греческий монастырь Онуфрия Великого.

На современных сайтах по продаже недвижимости в Израиле можно найти много участков как в Иерусалиме, так и в его окрестностях. Найти свободный участок в столице почти невозможно. В основном там предлагаются готовые квартиры или виллы. Поэтому выберем усредненный вариант в пригороде, который больше других подошел бы для обустройства кладбища, и остановимся на незастроенном земельном участке на холме у Средиземного моря в селении Бейт-Янай (центральная часть Израиля) площадью в тысячу «квадратов». Он оценен в 20 миллионов шекелей. По курсу июня 2019 г. 1 шекель равен 18 российским рублям. Значит, Иуда получил 360 млн.рублей.

30 сребреников – это сколько? Что мог Иуда купить за эти деньги в наше время

Иуда, оказывается был не таким простым. Предначертанная судьба.

Зачем Иуда предал Иисуса Христа на самом деле

Нет более противоречивого новозаветного персонажа , чем Иуда Искариот. В канонической традиции предатель Христа несомненное олицетворение зла , в апокрифах его образ более сложный , а в глазах ученых Иуда — жертва обстоятельств.

Несмотря на то , что фигура Иуды Искариота одна из ключевых в понимании сущности Христианства , тем не менее , в новозаветных книгах ему уделено не столь много внимания. В каждом из четырех Евангелие он упоминается всего пять раз: во время помазания Иисуса миром , при сговоре с первосвященниками , на Тайной вечере , в момент предательства Христа и накануне самоубийства.
Евангелисты не раскрывают нам образ Иуды , не указывают своего отношения к нему , лишь вскользь замечая , что он вор и предатель. Писатель Дмитрий Мережковский по этому поводу писал: «Память о том , что действительно побудило Иуду предать Иисуса , заглохла уже в самих Евангелиях , „Воспоминаниях Апостолов“, а может быть , и раньше , ещё до евангельских записей. Кажется , действительной причины Иудина предательства евангелисты не знают , не помнят или не хотят вспоминать».

Известно , что апостолы получали от Христа вторые имена. Так , Петра Спаситель стал называть « скалой», Симона — «ревнителем», Иакова и Иоанна — «сынами грома». Но кто дал Иуде прозвище « Искариот»? Новый Завет об этом умалчивает. Более того , это имя новозаветные авторы оставляют без перевода.
Толкователи более позднего времени разделили прозвище Иуды на две части: «Is» с арамейского они перевели как « муж» или « человек», а «Quarioth» связали с названием древнего города в Иудином колене. Согласно другим гипотезам , «Искариот» может переводиться как « лжец», «предатель», «разбойник», иногда это слово наделяется значениями « красный» или « рыжий».
Перевод основного имени предателя Христа — Иуды ( Йехуды) — содержит Библия: «хвала или прославленный» ( Быт. 29:35). Примечательно , что он единственный среди двенадцати апостолов был родом из Иудеи , все остальные — галилеяне. Это дает повод некоторым авторам усматривать в общине конфликт , вылившийся в дистанцирование Иуды от других учеников Христа.

Апокрифические предания об Иуде дают нам гораздо больше пищи для размышлений. Так , в «Сказание Иеронима о Иуде предателе» ( не ранее XI века) родители Иуды после страшного сна , в котором сын становится погибелью семьи , бросают младенца в корзине в морскую пучину. Чудом уцелевший Искариот через много лет возвращается в отчий дом , убивает отца и совершает с матерью грех кровосмешения.
В главе 35 «Арабского Евангелие детства Спасителя» ( оригинал — предположительно VI век) сообщается , что Иуда и Иисус росли в одном селении. Однажды мать привела одержимого сатаной сына к молодому Иисусу , уже имевшему дар исцелять. Беснующийся Иуда сначала укусил Иисуса за бок , затем расплакался , после чего пришло исцеление. Согласно апокрифу , впоследствии в этот бок Иисус был пронзен копьем на кресте.
В апокрифическом « Евангелии от Варнавы» ( конец XV века) говорится , что Бог по молитве Христа преобразил внешность и голос Иуды настолько , что даже апостолы приняли его за Учителя. Именно Иуда Искариот , как утверждает апокриф , подвергся поруганию и осмеянию , а затем был распят. Историк-антиковед Ирина Савицкая отмечает , что в средневековых мусульманских трактатах приводится несколько иная версия , согласно которой Иуда ошибся и вместо Христа выдал солдатам другого человека. Осознав содеянное , он умертвил себя.

В Новом Завете Иисус не раз говорит , что Сын человеческий будет предан , распят , но после смерти на третий день воскреснет ( Мф. 17:22−23). Именно в этом был и смысл миссии Спасителя: через крестные страдания искупить грехи человеческие. Не случилось бы предательства — не было бы и Голгофы.
Сергей Михайлов , автор книги « Иуда Искариот — предатель или святой», считает , что апостолы не вняли словам Христа. Единственным , по его мнению , кто смог исполнить предначертанное Христом , был Иуда. Он искренне поверил Учителю и не предал забвению ни единого слова из его пророчеств. Согласно гипотезе Михайлова , вера и толкнула Иуду на так называемое « предательство».

Не корыстный , а слабовольный

В Новом Завете сказано , что Иуда был в общине Иисуса казначеем , который знал деньгам цену ( Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том , что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно свидетельствуют. К примеру , в эпизоде помазания Иисуса миром ( освященным ароматическим маслом) Иуда , противясь транжирству ценного благовония , заявляет , что лучше было бы продать миро , а вырученные деньги раздать нищим.
С одной стороны , здесь можно усмотреть благородство , с другой — расчетливость Иуды. Но Иоанн прямо заявляет: «Сказал же он это не потому , чтобы заботился о нищих , но потому что был вор» ( Ин. 12:1−8). Корысть часто рассматривается , как основной мотив предательства Иуды , хотя назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды , как « полное безразличие и пассивность в отношении денег , однако , от соблазна сребролюбия устоять он не смог.
Не менее популярная трактовка предательства объясняет поведение Иуды одержимостью и основывается на высказывании Луки: «Вошел же сатана в Иуду , прозванного Искариотом , одного из числа двенадцати» ( Лк. 22:3). Впрочем , Епископ Михаил ( Грибановский) советует не воспринимать слова евангелиста буквально , так как Иуда не стал бесноватым в прямом смысле , дьявол лишь его подвиг к самостоятельному принятию решения.

В своей реконструкции судьбоносного для всего Христианства эпизода английский писатель Томас де Квинси оправдывает Иуду , замечая , что он своим предательством хотел побудить Христа к более активным действиям в отношении врагов. Иуда в этой концепции своего рода революционер , толкавший себя и своих соратников на большие свершения.
Похожая версия излагается в протестантской библеистике: в ней Иуда Искариот — разочаровавшийся ученик , в отчаянии решивший погубить несостоявшегося религиозного и политического лидера. Еще одна трактовка объясняет Иудино предательство , как попытку избежать гонений , которым , по его мнению , должны были неминуемо подвергнуться в будущем апостолы.

Сребреник ( или шекель) во времена Христа был равен 4 динариям. По свидетельству евангелиста Матфея , 1 динарий это дневная плата работника на виноградных плантациях , соответственно чтобы получить 30 сребреников , нужно было отработать на винограднике 4 месяца. Нередко сребреники Иуды отождествляются с финикийскими тетрадрахмами ( весом в 14 грамм серебра), которые ходили в Иудее наравне с римскими и греческими монетами.
Что можно было купить на 30 сребреников? Это цена примерно 360 литров оливкового масла или 1800 литров зерна. Матфей нам сообщает , что после того , как раскаявшийся Иуда вернул первосвященникам свои 30 сребреников те , не пожелав хранить запятнанные кровью деньги в храме , купили на них землю горшечника для погребения странников ( Мф.27:7).

Ссылка на основную публикацию