Реестр недобросовестных родителей: кто и за что в него попадает

В 2020 году заработает реестр плохих родителей: что это и кто в него попадет

Практически ежедневно в России принимается несколько законодательных актов, которые меняют жизнь государства и его граждан. Так уже с начала этого года вступает в силу положение о реестре «плохих родителей», которое должно сделать жизнь детей более безопасной.

Что изменилось в законодательстве

Этот законодательный документ вносит некоторые поправки в Семейный кодекс и Закон о банке данных на детей, которые остались без родительского попечения. Недобросовестные родители и опекуны, попавшие в поле зрения государства, будут внесены в особый реестр и в дальнейшем не смогут повторно получить детей.

Согласно законодательству, теперь на судебные органы возложена задача направлять выписки из решений, которые касаются неблагонадежных родителей, опекунов или недобросовестных усыновителей, не только по месту регистрации ребенка, но и в органы опеки.

Последние будут передавать региональному оператору для внесения в трехдневный срок в «черный список» не только информацию о сиротах, но и людях, которые имели к ним какое-либо отношение. Инициатором создания такого реестра стало Министерство образования и науки РФ.

Кто рискует попасть в реестр

Сегодня в России функционируют банки данных на сирот: федеральный и региональные, благодаря которым существует возможность найти детишкам новых родителей. Причем в них содержатся сведения не только о сиротах, но и о лицах, изъявивших желание взять ребенка на воспитание. С 1 января 2020 года в реестр будет добавляться следующая информация:

  • о родителях, лишенных родительских прав или имеющих в них ограничение,
  • о тех, кто отстранен от опекунства,
  • о бывших усыновителях, которые не оправдали себя.

Таким образом, база данных будет постоянно обновляться и пополняться сведениями не только о неблагонадежных родителях, но и о людях, которым суд своим решением вернул право называться родителями.

Чем это грозит родителям и чем поможет детям

Сейчас граждане, лишенные родительских прав или опекунства, также не могут заново усыновить/удочерить ребенка или оформить опекунство. Однако в реальной жизни происходит повсеместное нарушение законодательства, поскольку не существует данных о таких людях в единой базе.

Благодаря нововведениям, теперь невозможно будет передать детей на воспитание лицам, которые не имеют на то прав, и «плохим» родителям. Кроме того, будет определен порядок передачи информации о таких гражданах между соответствующими ведомствами.

На сегодняшний день существует пагубная практика брать на попечение детей, в том числе и инвалидов, с целью получения государственного пособия и улучшения своей материального благосостояния. В дальнейшем такие опекуны или усыновители плохо обращаются с детьми, а то и вовсе возвращают их за «ненадобностью».

Участились случаи гибели детей из-за ненадлежащего присмотра за ними. Статистика показывает высокий процент возбуждения уголовных дел, а в основном многие недобросовестные родители остаются безнаказанными. Кроме того, они могут менять место жительства без разрешения на то органов опеки.

Цель изменений в законодательство – повышение степени защиты детей от опасных и неблагонадежных лиц, а также предотвращение манипуляций с опекунством ради наживы. С вступлением в силу нового закона у таких опекунов или усыновителей не будет шансов взять на воспитание еще одного или даже нескольких детей.

Госдума приняла закон о создании реестра россиян, которым запрещено усыновлять детей

Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон о создании единого реестра недобросовестных опекунов и усыновителей. Тем, кто попадет в черный список, не разрешат повторно взять сироту на воспитание или усыновить.

Как сообщается на сайте нижней палаты парламента, поправки в Семейный кодекс и закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» были внесены по инициативе правительства.

Реестр должен заработать с 1 января 2020 года. Суды после вынесения решения о лишении родительских прав или изъятии детей из-под опеки будут уведомлять об этом органы опеки, а те, в свою очередь, вносить информацию в реестр. Такие опекуны и усыновители не смогут снова взять ребенка под опеку, даже если переедут в другой регион.

Ранее в Минобрнауки, которое разработало этот законопроект, пояснили, что, хотя повторное усыновление запрещено Семейным кодексом, практика показывает обратное. Это происходит, потому что ответственные за усыновление органы не могут вовремя обменяться информацией. Более того, за последние 50 лет во многих регионах страны функции по опеке и попечительству передавались разным ведомствам. Реестр недобросовестных родителей позволит упростить их взаимодействие и избежать нарушений Семейного кодекса.

Помимо принятия закона о создании единого реестра недобросовестных опекунов и усыновителей, 23 июля правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ.

Федеральная налоговая служба будет вносить в электронную базу данные о россиянах — ФИО, дату и место рождения и смерти, пол, СНИЛС, ИНН, семейное положение, информацию о родственниках.

Такая система, считают авторы законопроекта, позволит «повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления», обеспечить достоверность и актуальность информации о населении, а также «обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления НДФЛ».

В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.

Больше текстов, фотографий и новостей — в нашем Телеграме.

Пришлите нам свою новость в чат-бот в Телеграме.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 3 от 01.12.2016 г.)

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в п. 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на уставные цели Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте Фонда в сети Интернет по адресу: nuzhnapomosh.ru.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
  2. Существенные условия Договора
    1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором, В случаях, предусмотренных п. 4.3 Оферты, устанавливается минимальный размер пожертвования.
    2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
  3. Порядок заключения Договора
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 5 Оферты, с указанием «пожертвование на уставную деятельность» либо «пожертвование на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру», в строке: «назначение платежа», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
      2. путем направления Донором короткого сообщения (SMS) cо следующими словами (регистр и транслитерация значения не имеют):
        — sos (сумма 25)
        — dzhaz (сумма 50) — для сбора пожертвований на фестивалях «Усадьба Джаз»
        — afisha (сумма 200) — для сбора на фестивалях
        — novaya (сумма 50) — для публикации в издании «Новая» [далее сумма платежа в рублях] на короткий номер 3443, используемый в целях сбора пожертвований на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру»;
      3. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
    3. Особенности порядка заключения Договора для реализации проекта «Пользуясь случаем» («Проект»), осуществляемого в рамках благотворительной программы Фонда, предусмотрены п. 4 Оферты.
    4. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    5. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.3 — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
  4. Проект «Пользуясь случаем»
    1. Условия о порядке заключения Договора, предусмотренный п. 3 Оферты, применяются к Договору для реализации Проекта, если иное прямо не предусмотрено настоящим п. 4 Оферты.
    2. Оферта Проекта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 5 Оферты, с указанием «пожертвование на проект [номер мероприятия]” либо «пожертвование на реализацию благотворительного проекта „Пользуясь случаем“ [номер мероприятия]», в строке: «назначение платежа», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем, мобильного платежа и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
      2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или организаторами мероприятий, осуществляемых в рамках Проекта, от имени и в интересах Фонда с указанием «на реализацию благотворительного проекта «Пользуясь случаем» в общественных и иных местах.
    3. В случае проведения акции или мероприятия, вход на которое осуществляется по предварительно полученным Донором в соответствии с п. 4.5 Оферты билетам («Событие»), организатор События вправе установить минимальный размер пожертвования для участия в Событии.
    4. В случае проведения События при акцепте Оферты Проекта способами, предусмотренными п. п. 4.2.1 и 4.2.2 Донор, помимо прочего, указывает адрес электронной почты в строке «назначение платежа» или в тексте короткого сообщения соответственно.
    5. В случае проведения События после акцепта Оферты Проекта в порядке, предусмотренном п. п. 4.2 и 4.4 Оферты, на [предварительно] указанный Донором адрес электронной почты будет выслан электронный билет для участии в Событии.
  5. Прочие условия
    1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, целями деятельности Фонда и Положением о благотворительной программе «Нужна помощь.ру», осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты
    2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Реквизиты Фонда

    Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
    125009, г. Москва, Столешников пер., д.6, стр.3

    ИНН: 9710001171
    КПП: 771001001
    ОГРН: 1157700014053
    Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
    Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
    Наименование банка получателя платежа: ОАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
    БИК: 044525225

    Регистрируясь на интернет-сайте благотворительного фонда «Нужна помощь», включающего в себя разделы «Журнал» (takiedela.ru), «Фонд» (nuzhnapomosh.ru), «События» (sluchaem.ru), («Сайт») и/или принимая условия публичной оферты, размещенной на Сайте, Вы даете согласие Благотворительному фонду помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд») на обработку Ваших персональных данных: имени, фамилии, отчества, номера телефона, адреса электронной почты, даты или места рождения, фотографий, ссылок на персональный сайт, аккаунты в социальных сетях и др. («Персональные данные») на следующих условиях.

    Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

    Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

    Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

    В России появится реестр “недобросовестных” родителей

    – Предлагаемые изменения позволят исключить передачу детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями, – говорится в описании документа.

    Почему в нем возникла необходимость? По закону, люди, лишенные родительских прав или отстраненные от обязанностей опекуна (из-за того, что плохо выполняли свои обязанности), не могут снова усыновить ребенка. Однако на практике такие случаи происходили неоднократно. Причина: “отсутствие механизма обмена между компетентными органами сведениями о таких лицах”.

    Новый законопроект Министерства просвещения предполагает, что будет создан не только единый реестр людей, лишенных родительских прав или ограниченных в них, но и уточняет порядок межведомственного обмена информацией о “недобросовестных” родителях. Таким образом, люди, лишенные родительских прав, например, в одном регионе, не смогут переехать в другой регион и снова взять там под опеку малыша.

    Реестр с данными о таких людях предлагается включить в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Предлагается определить список персональных данных для внесения в банк данных. Плюс – основания, на которых этот учет может быть прекращен.

    Для этого в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей” будут внесены изменения.

    – Согласно Семейному кодексу, выписка из решения суда о лишении, восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в органы записи актов гражданского состояния, – сообщают разработчики законопроекта. – Предлагается установить обязанность суда направлять такие выписки также в орган опеки и попечительства. Это позволит вести учет таких лиц посредством внесения информации в государственный банк данных.

    Напомним, ранее Министерство просвещения предложило изменить порядок усыновления и опеки детей, а также требования к приемным родителям. Например, запретить усыновлять более одного ребенка в год. Обязать будущих приемных родителей проходить социально-психологическое обследование. Какие еще новые требования появятся? К примеру, поменять место жительства опекуны и усыновители смогут только после того, как их новый дом будет обследован органами опеки. Цель – самая благая: обеспечить детям достойные условия жизни.

    Все это должно повысить защиту детей-сирот и их право на полноценную, настоящую семью. Особенно остро этот вопрос встал после того, как в нескольких семьях в течение последних лет по вине опекунов произошли трагические случаи.

    Галина Владимировна Семья, доктор психологических наук, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой МГППУ:

    К сожалению, сегодня распространенной становится практика, когда детей берут под опеку именно из-за финансовых мотивов. Берут сразу несколько детей-инвалидов и не справляются. Начинается неадекватное родительское поведение, пренебрежение интересами ребенка… Я могу привести десятки подобных историй. Поэтому так важно, чтобы на основании заключения психологов органы опеки могли отказывать отдельным кандидатам.

    Ежегодно, по статистике, в России происходит примерно 4 тысяч “возвратов” по инициативе замещающих родителей или органов опеки (в 2017 году – 4757 случаев). То есть приемные семьи отказываются нести ответственность за детей и возвращают их государству. Или же органы опеки отменяют передачу ребенка в семью в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами обязанностей по воспитанию детей и по причине жестокого обращения с детьми.

    Становится больше “трудных” детей: инвалидов, детей с ОВЗ, подростков с отклонениями в поведении. Им нужна серьезная реабилитация, им нужна семья, которая поможет. Отсюда – норма “один ребенок в год”. Взял малыша? Справляешься? Все идет хорошо, и органы опеки это видят! Пожалуйста, можешь усыновить или взять под опеку еще одного ребенка через год. Таким образом, будут снижены риски для детей. Именно интересы детей, а не опекунов, должны быть на первом месте.

    Минобрнауки предложило создать реестр недобросовестных родителей

    Минобрнауки разработало проект поправок в законодательство, который подразумевает создание в России реестра недобросовестных родителей и опекунов. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

    Ведомство предложило дополнить соответствующей нормой ‎закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». По планам Минобрнауки, банк должен быть дополнен реестром «недобросовестных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей». Их недобросовестность будет определяться «на основании решений суда о лишении или ограничении в родительских правах, отмене усыновления (удочерения) по вине усыновителя либо распоряжения органа опеки и попечительства об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей».

    В пояснительной записке к документу это предложение объясняется поручением президента от 7 мая 2017 года. Несмотря на то, что по Семейному кодексу лишенные ранее прав на воспитание ребенка не могут вновь усыновить ребенка или стать его опекунами, в России сложилась противоположная практика. В Минобрнауки пояснили, что подобное происходит из-за того, что органам, ответственным за подобные решения, зачастую не удается скоординировать обмен информацией. Кроме того, за последние 50 лет во многих регионах России функции по опеке и попечительству передавались разным ведомствам. Для того чтобы упростить их взаимодействие и избежать нарушения Семейного кодекса, следует создать единый реестр недобросовестных родителей, говорится в записке.

    Планируется, что после принятия законопроекта суды, которые вынесли решение о лишении родительских прав или изъятии детей из-под опеки, будут направлять данные об этом в органы опеки и попечительства, а те будут вносить информацию в единую базу данных. Также в реестре будут фиксировать решения о восстановлении родительских прав.

    Адвокат Адвокатской палаты Москвы Виктория Дергунова в комментарии РБК заявила, что реестр недобросовестных родителей поможет защитить интересы детей. «Действительно, в России отсутствуют какие-либо единые реестры, по которым можно было бы проверить, приняты ли в отношении лиц какие-то судебные акты по банкротству, по взысканию долгов, в том числе по ограничению в родительских правах. Единой базы данных нет», — добавила Дергунова. Она отметила, что такие реестры должны быть абсолютно закрытыми. «Доступ к ним должен быть четко регламентирован: кто имеет право получать доступ к таким реестрам и кто может проверять [информацию]. Очевидно, это должны проверять органы опеки и попечительства, которые занимаются устройством детей в семью. Главное, чтобы персональная информация была защищена, чтобы никто иной в других целях не мог воспользоваться этой информацией», — добавила Дергунова.

    Председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев заявил РБК, что считает создание реестра недобросовестных родителей оправданным. «[Человек] может быть лишен родительских прав, например в Якутии, а усыновить ребенка в Подмосковье. Чтобы не было таких проблем, создается [реестр]. Переехал в другой город, тяжело тебя проверить, а тут будет легко», — пояснил Князев. По его словам, злоупотребление персональными данными в реестре может быть только на бытовом уровне. «Что про тебя скажут? Что ты плохая мать. А так ничего от этого реестра не зависит, кроме исполнения родительских обязанностей. (. ) Будем надеяться, что сотрудники этим злоупотреблять не будут», — добавил Князев.

    В России действует федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения, в нем размещены анкетные данные таких детей. Портал позволяет осуществлять поиск по региону, полу ребенка, дате рождения, имени, цвету волос или глаз.

    ​В апреле правительство одобрило план по борьбе с распространением ВИЧ в России. В рамках этого плана, в частности, предполагалось разрешить ВИЧ-инфицированным усыновлять или брать под опеку детей.

    В России может появиться чёрный список усыновителей

    С 2020 года в соответствующем реестре будут собирать данные о недобросовестных родителях

    Фото: Агентство городских новостей «Москва»

    Уже со следующего года в России может появиться база данных граждан, которым будет запрещено опекунство или усыновление детей. Законопроект, разработанный Министерством просвещения, не только предполагает создание единого реестра лиц, лишённых родительских прав или ограниченных в них, но и устанавливает порядок и сроки внесения информации, перечень персональных данных граждан, которые не могут быть усыновителями или опекунами (попечителями), а также основания прекращения учёта сведений о гражданах, восстановленных в родительских правах. Проще говоря, люди, лишённые родительских прав в одном регионе, не смогут переехать в другой и снова взять там под опеку или на усыновление малыша. Документ Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в среду, 17 июля.

    Закон защитит интересы детей-сирот

    Сегодня Семейный кодекс устанавливает запрет на приём ребёнка в семью гражданами, которые лишены родительских прав. Между тем выписка из решения суда о лишении или ограничении, а также восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в ЗАГС. «Поэтому между компетентными органами нет механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями», — пояснила в пресс-центре «Парламентской газеты» Елена Куликова, представитель Минпросвещения России, начальник отдела сопровождения федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Департамента госполитики в сфере защиты детей.

    Семейным предоставляется жилье и социальная поддержка

    «Инициатива прежде всего направлена на защиту прав и интересов детей, — отметила Елена Куликова, — чтобы исключить случаи передачи ребёнка на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, утратив это право».

    Принятия закона ждут давно, продолжил член думского Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев. Сегодня 400 тысяч детей находятся в приёмных семьях и ежегодно около 40 тысяч граждан РФ лишаются родительских прав, права быть опекунами и усыновителями — цифры немалые.

    «Пока нет реестра недобросовестных родителей, возникают ситуации, когда гражданина лишают родительских прав и он спокойно переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка. Такими людьми движет не желание окутать ребёнка любовью и заботой, а меркантильные интересы, желание получить пособие», — уверен депутат.

    Пока нет реестра недобросовестных родителей, возникают ситуации, когда гражданина лишают родительских прав и он спокойно переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка.

    Он добавил, что информация о нерадивых опекунах будет попадать в реестр в течение трёх дней — все данные останутся конфиденциальными. «Специалисты, которые будут обрабатывать их, должны нести персональную ответственность за такую информацию», — полагает Кудрявцев. Технических сложностей при реализации закона не возникнет — программа интегрируется в систему межведомственного электронного взаимодействия, добавил он.

    Правительство установит новые подходы к передаче сирот на воспитание

    Это особенно важно — за последние 50 лет функции по опеке и попечительству в большинстве регионов неоднократно передавались различным органам власти, потому разнится правовое регулирование порядка учёта и хранения документов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Большинство органов опеки и попечительства не могут подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях. Кроме того, документы на бумажных носителях со временем просто не поддаются идентификации. Проект закона также предполагает расширить список обязательной к сбору и обработке информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

    «Это в том числе данные об имущественных правах детей-сирот, их трудоустройстве, льготах, субсидиях. Сейчас бывает непросто собрать сведения о них для суда, а наличие информационного ресурса позволит снять многие вопросы», — сказал Кудрявцев. Пока же в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в анкету ребёнка можно вносить информацию об образовании, трудоустройстве ребёнка в свободной форме, однако эти поля заполняются только при наличии у органа опеки и попечительства такой информации.

    По словам депутата, высока вероятность, что закон может быть принят уже в эту сессию, однако «предвосхищать события не стоит» — документом устанавливается особый порядок вступления в силу с 1 января 2020 года.

    Другая проблема, с которой зачастую сталкиваются дети-сироты, попав в приёмную семью, — агрессия со стороны домочадцев опекуна, обратила внимание член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Людмила Виноградова. «Дело в том, что нормы Семейного кодекса, которые регламентируют передачу детей под опеку и на усыновление, не предъявляют никаких требований к членам семьи опекуна или усыновителя», — пояснила она.

    «Среди нововведений — обязательное социально-психологическое обследование не только потенциальных усыновителей и опекунов, а также их супругов. Кроме того, инициатива предлагает установить, что усыновителями не могут быть лица, которые состоят в браке с гражданами, имеющими судимость», — указала она. Речь идёт о преступлениях против жизни и здоровья граждан и половой неприкосновенности. По словам эксперта, документ может быть внесён на рассмотрение Госдумы в ближайшее время.

    Реестр недобросовестных родителей: кто и за что в него попадает

    Инструментарий

    Программы обучения

    ВЕБИНАР: Метод Sand-Art. Психотерапевтические ресурсы рисования песком

    ВЕБИНАР: Привязанность в детско-родительских отношениях. Что важно знать специалисту, работающему с семьей в трудной жизненной ситуации

    ВЕБИНАР: Основы перинатальной психологии и психокоррекции

    Скоро

    4-я Ежегодная Межрегиональная Научно-практическая конференция «Цифровая социализация детей и взрослых: трансформация картины мира и вопросы безопасности»

    Научно-практическая конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в эпоху постмодернизма»

    Российская научно-практическая конференция «Профилактика расстройств поведения: семейный аспект биопсихосоциодуховного подхода»

    Международная конференция по исследовательскому образованию школьников ICRES`2020 «От учебного проекта к исследованиям и разработкам»

    Всероссийская научная конференция по исторической психологии «Историческая психология: прошлое, настоящее и будущее»

    V Международная научно-практическая конференция «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире»

    Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

    В России появится реестр недобросовестных родителей

    Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части создания реестра лиц, которые лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, отстранены от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Уточняется также порядок межведомственного обмена сведениями о таких лицах. Это позволит исключить передачу детей на воспитание в семьи граждан, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями.

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта “б” пункта 3 статьи 15 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации””» (далее – законопроект) внесён Минпросвещения России.

    Семейным кодексом установлен запрет на усыновление ребёнка или назначение его опекуном (попечителем) в отношении граждан, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине (далее – лица, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями). Вместе с тем анализ практики правоприменения выявил случаи передачи детей под опеку, попечительство или на усыновление таким лицам. Причиной таких случаев является отсутствие механизма обмена между компетентными органами сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями.

    Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части создания реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями. Этот реестр предлагается включить в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Предлагается определить список персональных данных таких лиц, сроки внесения информации о них в банк данных, основания прекращения учёта.

    Согласно действующей редакции Семейного кодекса выписка из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в органы записи актов гражданского состояния. Законопроектом предлагается установить обязанность суда направлять такие выписки также в орган опеки и попечительства. Это позволит органам опеки и попечительства вести учёт таких лиц посредством внесения информации в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Сведения о других основаниях, указанных в статьях 127 и 146 Семейного кодекса, по которым граждане не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, уполномоченные органы могут получать из уже существующих баз данных.

    Также законопроектом предлагается расширить список обязательной к сбору и обработке информации, содержащейся в государственном банке
    данных о детях в анкете ребёнка, оставшегося без попечения родителей. В настоящее время в анкете ребёнка, оставшегося без попечения родителей, информация о его образовании и трудоустройстве заполняется в свободной форме и только при наличии у органа опеки и попечительства этих сведений. Таким образом, предлагаемые изменения позволят обеспечить полноту сведений о ребёнке, оставшемся без
    попечения родителей. Предлагаемые законопроектом изменения позволят исключить передачу детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями.

    Читайте также:  Сколько стоит жизнь в Москве: аренда квартиры, коммуналка и продукты
Ссылка на основную публикацию