Сколько в России ТВ-каналов сейчас и было в прошлом

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей

Аудитория пяти крупнейших в России телеканалов в прошлом году снизилась или в лучшем случае не выросла – как у ТНТ, следует из данных аналитической компании TNS (см. таблицу). Это произошло впервые за много лет. В список крупнейших каналов страны входят «Первый канал», «Россия 1» (управляется госхолдингом ВГТРК), НТВ, ТНТ (ими управляет «Газпром-медиа») и СТС (холдинг CTC Media).

Доля зрителей, смотревших каждый из этих каналов хотя бы раз в сутки, в общем числе людей, включивших телевизор, была в прошлом году ниже, чем в 2014 г. Уменьшились их доли не только в общем количестве телезрителей, но и в той аудитории, которую каждый из каналов считает для себя целевой и контакты с которой продает рекламодателям. От последнего показателя напрямую зависят доходы телекомпаний.

ТВ – крупнейшее медиа в России с точки зрения как аудитории (хотя бы раз в месяц его смотрит 99% населения страны), так и рекламных бюджетов (на эфирные каналы приходится около половины национального рынка рекламы). Хотя бы раз в месяц пять крупнейших федеральных каналов смотрит подавляющее большинство жителей страны. Рекламодатели тратят на продвижение в эфире этих каналов около 65% всех телевизионных бюджетов (расчеты «Ведомостей» на основе отчетности телекомпаний и данных Ассоциации коммуникационных агентств России, АКАР).

Самым популярным каналом страны остается «Первый», но доля этого канала в его целевой аудитории (зрители 14–59 лет), по данным TNS, уменьшилась в 2015 г. на 1 п. п. до 12,6%. Больше всего зрителей из всех каналов топ-5 потерял СТС: его доля в целевой аудитории (зрители 10–45 лет) снизилась на 1,9 п. п. до 8%. По доле среди всех зрителей СТС теперь только шестой – его место в пятерке занял «Пятый канал» (аудитория которого, впрочем, тоже уменьшилась). Самые скромные потери по доле у ТНТ – минус 0,4 п. п. до 12,8% (среди зрителей 14–44 лет). Фактически аудитория ТНТ не снизилась, а просто не выросла, уточняет директор по ТВ-исследованиям TNS Ксения Ачкасова. Это подтверждается и данными по рейтингу ТНТ (доля людей, включающих этот канал хотя бы раз в сутки, в населении страны). Если у других каналов, входящих в топ-5, снизился и этот показатель тоже, т. е. зрителей стало меньше, то у ТНТ он остался прежним (1,6% в целевой аудитории). В отличие от других крупнейших каналов, у ТНТ аудитория вплоть до 2015 г. стабильно росла.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст заявил «Ведомостям», что «данные TNS устарели и не отражают практику просмотра каналов российскими зрителями»: по данным собственной службы измерений этой телекомпании, аудитория «Первого» и «России 1» в последние годы только растет.

«А если ссылаться на TNS, дай им бог здоровья, то среди 100 самых популярных программ российского ТВ в 2015 г. большинство – проекты «Первого», – добавил Эрнст.

Зрителей начали терять крупнейшие каналы – это показывает, насколько далеко зашла фрагментация телевизионной аудитории в России. Зрители все чаще находят интересные для себя программы на небольших эфирных и на платных каналах, транслируемых кабельными и спутниковыми операторами. В прошлом году выросла аудитория многих эфирных каналов, не входящих в топ-5 («Домашний», ТВ3, «Пятница», РЕН ТВ, «ТВ центр», Disney, «Карусель» и т. д.), следует из данных TNS. Заметно прибавилось зрителей и у так называемого тематического ТВ (в основном неэфирного). Если совокупная доля трех крупнейших каналов («Первого», «России 1» и НТВ) снизилась в последние три года с 41 до 36,5%, то доля тематического телевидения (TNS измеряет аудиторию примерно сотни таких каналов) выросла с 10,2 до 15,8% (см. график).

«Ничего удивительного: мы идем по тому же пути, что и европейские страны, где на тематические каналы приходится около 20% аудитории, – указывает руководитель подразделения развлекательных телеканалов «Газпром-медиа» Артур Джанибекян. – В России через несколько лет на тематические каналы тоже будет приходиться 20%, что, конечно, означает дальнейшую потерю аудитории крупнейшими каналами». «Газпром-медиа» владеет как эфирными каналами, так и тематическими, напоминает он. О том же говорит гендиректор CTC Media Юлиана Слащева: «Фрагментация аудитории нарастает, зрители, особенно молодые, распределяются по все большему числу каналов». Первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский, наоборот, не склонен придавать большого значения падению аудитории крупнейших каналов: «Мы говорим о нескольких процентах за несколько лет. А время просмотра крупнейших каналов практически не снизилось».

С канала «Муз ТВ» требуют 664 млн рублей за цифровое телевещание

Крупнейшие каналы из-за фрагментации теряют зрителей, но не деньги, уверяют собеседники «Ведомостей». Хотя аудитория тематического ТВ растет, рекламодатели не перемещают туда бюджеты – во всяком случае, не такими темпами, указывает гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев: «Рекламодателям нужен охват аудитории, а собирать зрителей по десяткам тематических каналов, которые вправе размещать рекламу, сложно и неэффективно. И в кризис, когда рекламные бюджеты сокращаются, этот вопрос не слишком актуален». По данным АКАР, за первые девять месяцев прошлого года рынок ТВ-рекламы в России упал на 19% до 90,3–90,8 млрд руб. (данных за весь 2015 год нет). Уменьшение суммарной доли крупнейших каналов, естественно, снижает объем инвентаря, говорит представитель Vi Антон Чаркин, но сих пор это компенсировалось ростом цен на размещение рекламы в эфире этих каналов: «Большой федеральный канал – это всегда большой федеральный канал. Ведь бриллиант в 100 каратов дороже, чем 10 бриллиантов по 10 каратов. Соответственно, рынок деньги не теряет».

Слащева добавляет, что из-за кризиса практически ни один из каналов не распродает рекламный инвентарь полностью, так что снижение аудитории не сказывается на их финансовых результатах: «Но если и когда рекламный рынок выровняется и когда доля тематического ТВ превысит 20%, это может стать серьезным риском для крупнейших телекомпаний». Златопольский же указывает, что крупнейшие каналы остаются основными производителями телеконтента в стране, поэтому задача телекомпаний – распространять этот контент на максимальном числе платформ: эфирном и кабельном ТВ, в интернете, на Smart TV и мобильных устройствах: «Так мы обеспечиваем доступ к максимальному числу зрителей и защищаем доходы».

Рейтинг телеканалов России 2019 по популярности

На сайте агентства Mediascope регулярно появляются свежие данные о числе просмотров того или иного телеканала. Информация собирается не путем опросов, а при помощи особых приборов, которые встраиваются в телевизоры с согласия граждан. На настоящий момент в формировании рейтинга телеканалов России участвует более 13 тысяч человек, или более 5 тысяч семей.

Именно на основе просмотров телевизионных каналов формируется рейтинг программ, а чем популярнее программа, тем эффективнее может быть рекламный охват.

И если вы занимаетесь рекламой на телевидении или просто интересуетесь, на каких телеканалах чаще всего идут интересные передачи, то обратите внимание на наш рейтинг, в котором представлены 10 самых популярных телеканалов России на 2019 год.

Mediascope TV Index

Регион исследования: Россия. Население городов с численностью жителей от 100 000 человек в возрасте от 4 лет и старше. Среднесуточная аудитория.
Период: 07.01.2019-13.01.2019

КаналДоля 4+, %Доля 4-17, %Доля 18-54, %Доля 55+, %
1ИЗМЕРЯЕМОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТВ14.715.817.611.6
2РОССИЯ 111.63.37.217.4
3ПЕРВЫЙ КАНАЛ10.74.48.314.1
4НТВ7.82.35.511.0
5РЕН ТВ5.82.96.65.3
6ПЯТЫЙ КАНАЛ5.51.94.67.0
7СТС5.58.98.51.8
8ТНТ4.95.37.81.8
9ДОМАШНИЙ3.51.53.04.2
10ТВ ЦЕНТР3.20.61.94.8
11КАРУСЕЛЬ2.919.12.50.7
12ТВ-32.82.63.52.0
13ЗВЕЗДА2.70.82.03.8
14РОССИЯ 242.40.91.83.2
15ПЯТНИЦА2.33.63.50.9
16МАТЧ ТВ1.90.81.92.0
17ДОМ КИНО1.61.12.21.1
18КАНАЛ DISNEY1.39.71.10.3
19РОССИЯ К1.30.40.72.1
20МИР1.30.51.41.4
21ЧЕ1.20.81.50.9
22МУЛЬТ1.28.01.10.2
23Ю0.80.91.20.4
24МУЗ ТВ0.71.01.10.3
25ТНТ 40.70.61.10.3
26СУПЕР0.60.90.90.3
27СПАС0.50.10.30.8
28СТС LOVE0.50.70.70.2
292X20.41.20.50.0
30DISCOVERY CHANNEL0.20.10.30.2
31RU.TV0.20.30.30.1
32ЕВРОНОВОСТИ0.10.00.10.1

10. ТВ Центр

Открывает рейтинг самых популярных телеканалов в России ТВ Центр, прошедший за 20 лет путь от локального московского канала до «первого мультиплекса», или «трех О» — общероссийского, общедоступного и общеобязательного. На канале по-прежнему много новостей из жизни российской столицы, однако благодаря эфирным окнам местные события тоже присутствуют.

9. Домашний

Целевая аудитория канала – женщины от 25 лет. И формат вещания соответствующий – смесь из программ о приготовлении пищи, семейных отношениях, немного ремонта, немного путешествий и много симпатичных животных.

Особое место на канале занимают одни из лучших русских сериалов, полюбившиеся российским зрителям еще со времен «Рабыни Изауры». Собственная творческая кухня «Домашнего» выпускает их в большом количестве, как горячие пирожки, но не брезгует и иностранными добавками.

Недавно бывший владелец «СТС Медиа», Иван Таврин, продал 75% акций компании (помимо «Домашнего» туда входит и седьмое место рейтинга, СТС). Новым владельцем холдинга стала АО «Медиа Инвестиции». Пока неизвестно, как отразится это на формате вещания «Домашнего».

8. ТНТ

Если «Домашний» ориентируется на женщин старше 25 лет, то ТНТ – это канал студентов и «молодых специалистов». Возраст большей части аудитории канала находится в диапазоне от 18 до 35 лет.

Главное направление канала – сугубо развлекательное. Львиную долю сетки вещания заполняют собой телевизионные шоу (например, знаменитый Comedy Club), а также комедийные сериалы. Некоторые из них для российского телевиденья сыграли роль предтеч, породив новые направления в искусстве рассмешить зрителя. Еще ТНТ – лидер по числу просмотров в Рунете. Интернет-зрители составляют почти 2,5% от общего числа.

7. СТС

Этот телеканал более всего интересен подросткам, поскольку его зрительская аудитория — это, в основном, люди в возрасте от 12 до 17. Недавно СТС запустили оригинальную новинку – шоу «Успех». Это русский вариант The Final Four, в котором музыкальное соревнование непрофессиональных исполнителей сочетается с реалити-шоу и игрой на выживание. Возможно, это позволит каналу компенсировать потерю продюсерской группы Yellow, Black & White, которая создала такие хиты, как «Кухня» и «Элеон».

6. Пятый канал

Это популярный санкт-петербургский телеканал, который за время своего существования несколько раз разительно менял концепцию и кардинально пересматривал эфирную сетку. На настоящий момент на «Пятом» решили почти полностью отказаться от социально-политического аспекта. И существенно «порезали» количество развлекательных программ.

Теперь «Пятый» — сериальный канал, причем транслирует он сериалы собственного производства. Сериалы оказались настолько популярны, что в середине прошлого года «Пятый канал» запустил международное вещание.

5. РЕН ТВ

Принадлежит «Национальной Медиа Группе», куда также входят каналы «Пятый» и «Первый». Шутки про то, что директором этого телеканала является инопланетянин, базируются на специфике предлагаемых зрителям программ.

РЕН ТВ специализируется в основном на шокирующих тайнах, мистических силах и зловещих заговорах, а также на скандалах, интригах и расследованиях. Мистика и тайны у зрителей в почете, и РЕН ТВ занимает пятое место в рейтинге лучших телеканалов России 2019 года.

Однако у этой медали есть и обратная сторона. Благодаря своему нестандартному наполнению РЕН ТВ даже удостоился «Антипремии» от Министерства образования за распространение антинаучной и ложной информации.

4. НТВ

Любит российский народ сериалы. Для НТВ лучшим сериалом за прошлый год стал «Динозавр», комедия из жизни криминальных элементов, грубых снаружи, но добрых (где-то глубоко) внутри. За ним по числу просмотров следует бессменный Гоша Куценко в сериале «Скорая помощь», а замыкает золотую тройку провинциальный детектив «Балабол».

В целом, НТВ, как и другие самые крупные телеканалы, продолжает терять зрителей. Если до 2010 года львиная доля просмотров была у большой тройки – НТВ, «Первого канала» и «России 1», то в последующее время просмотры уменьшились почти на треть. И в настоящее время эти три популярных телевизионных канала РФ держатся на вершине большей частью за счет зрелой аудитории (старше 40 лет).

3. Первый канал

Если второе место рейтинга популярности ТВ каналов, «Россия 1», лидирует по просмотру сериалов и кино, то «Первый канал» удерживает пальму первенства по развлекательным передачам. Народ продолжает любить Максима Галкина, который на «Первом» ведет сразу три шоу:

И у всех трех самая высокая доля просмотра не только на «Первом», но и на телевизионных каналах вообще.

Аудитория у «Первого канала» консервативная, на это жалуются сами телевизионщики, утверждая, что именно зрители виноваты в обилии «Голубых огоньков» со звездами. Однако «Первый» не боится предлагать своим «консерваторам» и новые шоу, такие как русскую адаптацию японского Sasuke, оно же в американской версии Ninja Warrior. В России это спортивное шоу идет под названием «Русский ниндзя». Испытания в нем настолько сложны, что до сих пор ни один участник не дошел до финиша.

Еще «Первый канал» активно осваивает онлайн-пространство, что добавило ему 1,7% аудитории по данным Big TV. Возможно, таким образом «Первый» пытается укрепить свои пошатнувшиеся позиции. В конце 2018 года стало известно, что положение у него не блестящее. Канал даже пытается выбить из бюджета регулярные дотации, чтобы поддержать корабль на плаву.

2. Россия 1

Наследница центрального телевиденья СССР до сих пор занимает лидирующие позиции по числу просмотров. Самой большой популярностью у российской аудитории пользуются сериалы, особенно российские, и тут «Россия 1» является достойным конкурентом и «Домашнему» и НТВ. В число самых популярных у телезрителей сериалов, идущих по «России 1» входят «наш ответ доктору Хаусу» — «Склифософский» и «Березка» — драма о трудовых буднях танцевального коллектива.

Хотя кино смотрят меньше, чем сериалы, «России 1» и тут удалось выйти в дамки благодаря показу «Последнего богатыря». Это хорошо иллюстрирует предпочтения «возрастной» аудитории, которая смотрит «Россию 1». Более всего этот канал популярен у людей старше 55 лет.

1. Измеряемое тематическое ТВ

Под этим непривычным для непосвященного названием скрывается своего рода конгломерат телеканалов. Эксперты Mediascope называют «Измеряемым тематическим ТВ» каналы, вещание которых подчинено какой-то единой цели. Яркий пример – канал Discovery, на котором можно посмотреть научно-популярные передачи о мире живой природы, человеческой истории или развитии технологий.

  • По количеству просмотров в этом сегменте лидируют каналы, которые показывают кино и сериалы (например, «Дом кино», хоррор-канал «Настоящее страшное кино», остросюжетный «Русский детектив»).
  • На втором месте идут познавательные телеканалы («Живая планета», Viasat History и др.).
  • На третьем месте находятся детские каналы, популярные как у самих детей, так и у их родителей. Ведь только усадив чадо смотреть мультики, родители получают долгожданные минуты покоя. Среди наиболее популярных детских телеканалов России можно отметить «Мульт» и Cartoon Network.

В целом в сегменте «измеряемого тематического ТВ» каждый найдет себе канал по душе – от социально-политических каналов до спорта, религии, культуры и даже эротики.

Как изменился топ-5 популярных каналов по итогам года

Используя данные исследовательской компании Mediascope, предоставленные одним из ее клиентов — ECI Media Management, РБК проанализировал телевизионные предпочтения россиян, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, за прошедший 2018 год. Главные выводы — в обзоре РБК.

Каналы теряют зрителей

«Россия 1» третий год подряд удерживает лидерские позиции, оставаясь самым популярным у всех зрителей старше четырех лет телеканалом. В этой аудитории в 2018 году среднесуточная доля этого вещателя, флагманского для ВГТРК, составила, по данным Mediascope, 12,87%. У «Первого канала» аналогичный показатель за указанный период приблизился к 11,78%. На третьем месте — принадлежащий «Газпром-Медиа» канал НТВ: его среднесуточная доля по итогам прошедшего года составила 9,25%.

Что нужно знать про телеизмерения

Измерения Mediascope отражают телевизионные предпочтения жителей городов России, население которых превышает 100 тыс. жителей.

Измеритель при помощи специальных приборов (пиплметры) фиксирует, какие программы, когда и сколько времени смотрят 13,5 тыс. человек, проживающих в 5,4 тыс. домохозяйств по всей стране. Эти данные затем экстраполируются на всех жителей крупных городов.

Доля аудитории — выраженное в процентах соотношение зрителей, которые смотрели конкретную программу или канал, ко всем, у кого в данный момент был включен телевизор.

Рейтинг — выраженное в процентах соотношение зрителей конкретной программы или канала ко всем жителям крупных городов.

У всех трех крупнейших вещателей по итогам прошлого года среднесуточные доли самой общей аудитории (все зрители старше четырех лет) снизились. У «России 1» — на 0,29 п.п., у «Первого» — на 0,32 п.п., у НТВ — на 0,1 п.п. Это общерыночный тренд, в прошлом году отрицательную динамику продемонстрировали большинство крупных российских каналов, указывает директор Института современных медиа Кирилл Танаев.

Двум вещателям — «Пятому каналу» и РЕН ТВ — по итогам 2018 года удалось, наоборот, нарастить свою среднесуточную долю. «Пятый» увеличил этот показатель на 0,16 п.п., до 6,25%. Тем самым канал подтвердил свое четвертое место среди самых популярных каналов, которое он занял по итогам 2017 года.

Среднесуточная доля РЕН ТВ превысила 5,34%, увеличившись на 0,14 п.п. в сравнении с 2017 годом. Средний рейтинг, однако, немного снизился — до 0,83% против 0,85% годом ранее. То есть в целом общая аудитория канала все-таки немного уменьшилась.

Тем не менее по итогам 2018 года РЕН ТВ стал пятым по популярности каналом среди всех зрителей старше четырех лет. Ранее на этом месте был флагманский канал субхолдинга «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ» — ТНТ. Его среднесуточная доля в самой общей аудитории снизилась на 0,29 п.п., до 4,93%. Среднесуточный рейтинг ТНТ упал на 0,09 п.п., до 0,76%. Потеряв в очередной раз зрителей, ТНТ выбыл из топ-5 самых популярных каналов.

Пресс-службы ВГТРК, «Первого» и «Пятого канала» не ответили на запросы РБК. Представитель субхолдинга «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ» Екатерина Трофимова, комментируя показатели ТНТ, отметила, что рейтинги большинства каналов снизились «на фоне общего снижения телесмотрения».

Гендиректор РЕН ТВ Владимир Тюлин связал успех своего канала «с управленческими и программными решениями». «В 2018 году мы уточнили позиционирование, сделали упор на популярное кассовое кино и познавательные публицистические проекты, которые мы превращаем в «блокбастеры», — пояснил Тюлин. По его словам, все программы РЕН ТВ независимо от жанра — это «остросюжетный контент, который привлекает зрителей и рекламодателей».

Изменение позиций каналов в общей аудитории «все зрители старше четырех лет» — важный показатель, который отражает реальные тренды рынка, констатирует Тюлин. При этом каждый вещатель работает в своей целевой аудитории, которую он монетизирует.

Реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, которые отражают число зрителей, увидевших 30-секундный рекламный ролик. Чем выше показатели канала в его целевой аудитории, тем больше он может предложить рекламодателям инвентаря (возможностей для размещения рекламы).

В своих целевых аудиториях показатели трех крупнейших телеканалов также снизились. У «России 1», которая с 2018 года ориентируется на зрителей старше 18 (раньше это были все россияне старше 25 лет), среднесуточная доля целевой аудитории снизилась на 0,65 п.п., до 13,61%. У «Первого канала» среднесуточная доля целевой аудитории (все зрители 14–59 лет) упала на 0,56 п.п., до 10,28%.

Минимальное падение зафиксировано у НТВ, который, как и «Россия 1», работает для зрителей старше 18 лет, — всего на 0,09 п.п., до 9,79%. «Три года назад НТВ приостановил падение медиапоказателей, длившееся с 2012 года, и с того момента демонстрирует стабильные цифры в своей целевой аудитории», — уверяет генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн.

«Пятый канал» и РЕН ТВ улучшили в 2018 году показатели в своих целевых аудиториях. Среди всех зрителей 25–54 лет среднесуточная доля «Пятого» увеличилась на 0,13 п.п., до 6,33%. У РЕН ТВ, чьи программы адресованы зрителям 25–54 лет, среднесуточная доля в этой аудитории выросла на 0,24 п.п., до 6,37%.

Как это отражается на продажах рекламы

Снижение показателей вещателей в их целевых аудиториях привело к сокращению реализованного рекламного инвентаря, следует из подсчетов Publicis Media Russia на основе телеизмерений Mediascope за 11 месяцев 2018 года (за весь год данных пока нет).

«Россия 1» в январе—ноябре предложила рекламодателям 169,8 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 12% меньше, чем годом ранее. Такое же — на 12% — падение продемонстрировал и «Первый канал», его рекламный инвентарь снизился до 118,9 тыс. пунктов рейтинга. У НТВ падение составило 3%, до 171 тыс.

У РЕН ТВ рекламный инвентарь, несмотря на увеличение среднесуточной доли в своей целевой аудитории, в январе—ноябре 2018 года уменьшился на 1%, до 82,3 тыс. пунктов рейтинга. «Пятый канал» продемонстрировал положительную динамику — он предложил рекламодателям 95,2 тыс. пунктов рейтинга, что на 1% больше, чем годом ранее.

Компенсировать падение рекламных продаж в натуральном выражении вещатели могут только повышением расценок на рекламу.

Демография не помогает

ТНТ — «единственный канал, который удерживает лидерство все эти годы в своей целевой аудитории (зрители 14–44 лет)», настаивает Екатерина Трофимова из «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ». Но по итогам 2018 года среднесуточная доля канала в этой аудитории в очередной раз снизилась — на 0,57 п.п., до 10,05%. Рекламодателям ТНТ предложил в январе—ноябре прошлого года 107,7 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 11% меньше, чем годом ранее.

В прошлом октябре «Газпром-Медиа» объявил о реорганизации своего развлекательного субхолдинга. Управлять им стала головная компания всего «Газпром-Медиа», а гендиректор субхолдинга Артур Джанибекян был освобожден от занимаемой должности. После пятилетнего перерыва ТНТ вновь возглавил Роман Петренко, руководивший каналом с 2002 по 2013 год. Именно в этот период ТНТ активно наращивал свою аудиторию. По итогам 2012 года, последнего полного года работы Петренко, среднесуточная доля ТНТ в своей целевой аудитории достигала 13,4%.

Аудиторные показатели ТНТ — это лакмусовая бумага смотрения российского ТВ молодежью, считает Кирилл Танаев из Института современных медиа. По мнению эксперта, у ТНТ, «конечно, есть проблемы с контентом»: «Аудитория того ТНТ, когда он был на пике популярности, выросла и уже ушла от контента, который канал на протяжении последних лет предлагает своим зрителям. А новая молодая аудитория воспринимает его, как показывают цифры, хуже».

Не в пользу ТНТ, отмечает Танаев, и демографическая ситуация: по сравнению с 2002 годом молодых людей (15–29 лет) в России в 2017 году, согласно данным Росстата, было на 8,5 млн меньше, одновременно стало больше на 9,5 млн россиян старше 55 лет.

Кроме того, изменилась модель потребления контента, нынешний молодой зритель, как правило, смотрит тот же телевизионный продукт в интернете, продолжает Танаев.

ТНТ — лидер не только на телеэкранах, но и на всех других экранах страны, канал одинаково хорошо смотрят как по ТВ, так и онлайн, уверяет Трофимова. У ТНТ действительно самая большая аудитория на десктопах, свидетельствуют измерения Mediascope, которые приводит Publicis Media Russia. В январе—ноябре 2018 года просмотр программ ТНТ на стационарных компьютерах и ноутбуках принес этому вещателю 3% дополнительного инвентаря к телевизионному, тогда как у других каналов «Газпром-Медиа» этот показатель не превышает 1,5%.

Сколько в России ТВ-каналов сейчас и было в прошлом

Сегодня телевизор не просто транслирует картинку с кабеля. Он умеет много разного. Новые возможности появились благодаря цифровым технологиям. Телевизор стал интерактивным, научился выходить в интернет и показывать передачи по запросу.

На самом деле цифровое телевидение европейского стандарта DVB-T в России начали тестировать еще в 2000 году. Но вещание велось не на всю страну, а в отдельных регионах. Сперва цифровое ТВ появилось в Нижегородской области, спустя два года — в Санкт-Петербурге, в 2005 году — в Мордовии. До Новосибирска в том виде оно так и не дошло. Даже в 2010 году во многих городах было только аналоговое ТВ.

Цифровое телевидение стандарта DVB-T2 появилось в России в 2012 году и к 2015 году было уже в каждом регионе страны. По сравнению с DVB-T у него на 30% выше пропускная способность, увеличенная зона распространения сигнала и улучшенная защита от помех. В 2018 году цифровое телевидение полностью заменит телевидение аналоговое.

Теперь мы не зависим от расписания передач. Можно задержаться в гостях, не боясь пропустить фильм, который начинается ровно в девять вечера. Не надо будить детей с утра пораньше в воскресенье, чтобы они посмотрели «Смешариков». Любую передачу можно загрузить из архива или записать самому.

Впрочем, записывать передачи мы умели и раньше, был бы только видеомагнитофон. А вот подключать дополнительные тематические телеканалы — нет. Благодаря цифровому ТВ мы можем выбирать каналы с мультфильмами, сериалами, спортивными или образовательными передачами. Захотел поболеть за любимую команду — включил «Матч! Футбол HD».

А если нужно отойти от экрана, можно поставить эфир на паузу. Например, чтобы заварить чашку чая и сделать бутерброды. Раньше это было испытанием на скорость — надо было успеть, пока не закончится реклама.

Функция Smart TV научила телевизоры выходить в интернет — можно даже подключить клавиатуру с мышкой и пользоваться встроенным бразуером. На многих моделях предустановлены приложения YouTube, Ivi, Netflix и других видеосервисов. Смотреть прогноз погоды, читать новости, играть в игры с помощью клавиатуры и мыши тоже можно.

Благодаря доступу в интернет дожидаться тех же «Смешариков» в воскресенье нет смысла — их можно посмотреть в онлайн-сервисе в любое время. Фактически Smart TV превращает телевизор в домашний кинотеатр с неисчерпаемым собранием фильмов, сериалов и видео на YouTube. Больше не нужно покупать DVD, скачивать кино с торрентов, подключать компьютер по кабелю. Нажал пару раз на пульт, не вставая с дивана, и смотри что угодно на экране с метровой диагональю.

У интернета много достоинств, которых нет у традиционного и даже цифрового телевидения.

Кино теперь можно посмотреть в сети. Там же найдутся и популярные передачи — многие телеканалы сами выкладывают записи в сеть.

Западные телесериалы, которые никогда не покажут российские каналы, переводят независимые команды переводчиков и выкладывают в свободный доступ. Например, недавно «Яндекс» выкупил права на сотни фильмов и теперь показывает их бесплатно.

Для многих телевидение заменил YouTube. Видеоблогеры научились создавать контент, который часто бывает увлекательнее, чем передачи по телевизору. Ведущие говорят с нами на одном языке и не боятся экспериментировать с форматами, тогда как телевизионщики годами работают по старым шаблонам.

В интернете каждый может найти интересные для себя каналы видеоблогеров, смотреть их ролики в удобное время, комментировать и скидывать понравившиеся выпуски друзьям.

YouTube стал так популярен, что его часто называют убийцей телевидения.

Пока видеоблогеры выкладывают ролики на YouTube, крупные западные корпорации создают собственные телевизионные платформы.

Например, Amazon, Apple и Netflix уже снимают сериалы и передачи, которые можно посмотреть на платных онлайн-сервисах.

Так, у Amazon есть программа об автомобилях Grand Tour c Джереми Кларксоном, Ричардом Хаммондом и Джеймсом Мэйем, которые раньше вели Top Gear на BBC. А Apple показывает шоу со звездами «Карпул-караоке» — оно выходит на Apple Music.

В России платформ такого уровня пока нет. Но социальная сеть «ВКонтакте», к примеру, уже показала первый сезон реалити-шоу «Пабличные игры».

Наверняка компания «Газпром Медиа», владеющая семью эфирными телеканалами, создаст в России собственную видеоплатформу по примеру американских — у нее уже есть онлайн-кинотеатры, потоковый сервис Rutube и несколько успешных киностудий. Осталось все это объединить.

Нет. Телевидение постепенно переместится в интернет и станет иным, но сохранит свои основные черты, а не превратится в новый YouTube. Каким же образом?

Дело в том, что телевидение — это способ создания контента, а не технология его распространения. Неважно, по какому кабелю оно будет транслироваться: по аналоговому или по сетевому. Главное в телевидении — это бизнес-модель, которой пока никто не смог найти замену.

У традиционных телеканалов есть три основных преимущества:

  • огромная лояльная аудитория;
  • рекламодатели, которые нуждаются в этой аудитории;
  • деньги от рекламодателей.

Благодаря большим бюджетам от рекламодателей, которых нет у видеоблогеров, телеканал может нанимать съемочные группы, возводить съемочные площадки, заказывать производство телесериалов и фильмов.

Кроме того, телевидение — это еще и удобно. Оно не заставляет вас искать, что посмотреть, а просто показывает передачи. Выбор заключается только в том, включать телеканал или нет.

Интернет требует куда больше хлопот — нужно найти интересный видеоблог, подписаться на него, проверять обновления. Для этого надо приложить немало усилий. Слишком большой выбор каналов парализует: нам становится страшно ошибиться, посмотреть неинтересное видео, потратить время зря и упустить что-то действительно важное.

Поэтому хоронить телевидение пока рано. Но готовиться к переменам уже пора. О том, каким будет телевидение будущего, читайте в следующей статье.

История телевидения в России

Телевидение в России родилось в первой половине прошлого века. В 1930 году в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве была разработана механическая система для передачи изображений по радиоволнам. 29 апреля и 2 мая 1931 года лаборатория осуществила первые в СССР опытные передачи. Первые изображения были неподвижными – фотографии известных артистов и заслуженных деятелей страны.

1 октября 1931 года в центральных газетах появилось сообщение о том, что в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи “движущихся изображений” /телевидения/ из Московского радиотехнического узла. Система была несовершенной, вещание велось раздельно – изображение передавалось на одних волнах, а звук – на других. “Товарищи радиозрители, – говорили дикторы, – начинаем передачи советского дальновидения. “. Слово “телезритель” и понятие “телевидение” еще не вошли в обиход, в Москве насчитывалось всего 30 самодельных телевизоров. Зато передачи, транслируемые из столицы по радиоволнам, можно было принимать на пространстве всего Советского Союза и даже за рубежом.

Так началось десятилетие дискового телевидения. Дисковым оно называлось, поскольку “несущей конструкцией” служил диск, на поверхности которого располагались 30 отверстий размером 3 на 4. Отсюда и количество строк – 30, и размер экрана у первых телеприемников – 3 на 4 см. Смотреть самодельные телевизоры можно было только с линзами, наполненными водой для увеличения изображения.

В 1934 году появилось звуковое телевидение. На Никольской улице Москвы был построен новый телевизионный передатчик, подключенный к двум широковещательным радиостанциям. 24 октября газета “Правда” сообщила, что Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию приступает к регулярному – два раза в пятидневку – телевещанию.

15 ноября 1934 года вышла первая звуковая телепередача. Ровно в 24.00 народный артист СССР Иван Москвин прочел рассказ Чехова “Злоумышленник”. Зрители узнавали знаменитого мхатовского актера лишь по голосу – рассмотреть лицо на экране можно было с трудом. Длилась передача 25 минут и имела огромный резонанс. Через несколько дней Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию принял решение о создании в своей структуре отдела телевидения.

Несмотря на посредственное качество изображения, телевидение приобрело огромную популярность – счастливые обладатели телевизоров собирались у экранов целыми семьями, звали соседей и друзей.

В конце 30-х годов телевидение стало электронным. В марте 1938 года на базе Шаболовской радиостанции был построен первый телецентр, регулярные передачи которого начались в 1939 году.

В годы Великой Отечественной войны телевизионное вещание было временно прекращено. Первая послевоенная передача из Московского телецентра на Шаболовке была проведена 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года телецентр первым в Европе начал регулярное вещание – дважды в неделю.

С 1948 года началось внестудийное вещание, которое значительно расширило возможности телевидения. Первая такая передача – трансляция футбольного матча – прошла в 1949 году. В этом же году начался первый массовый выпуск телевизора “КВН” с размером экрана с почтовую открытку и количеством строк 625.

В 1951 году на базе Московского телецентра была создана Центральная студия телевидения, появились первые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей и т.д. Все программы шли в прямом эфире, запись и монтаж появились позднее. Расширился формат вещания: помимо общественно-политических передач, фильмов, концертов, театральных постановок появились новые жанры – тележурналы, репортажи, телеочерки. На Шаболовку пришли работать журналисты – Юрий Фокин, Евгений Синицын, Дамир Белов, Валентин Зорин и др. Но главным “лицом” ТВ всегда были дикторы: Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова – заслужившие всенародную любовь и признание зрителей. Именно благодаря первым дикторам телевидение стало настоящим средством общения. Когда дикторы здоровались или прощались с телезрителями, те, не задумываясь, отвечали: “Здравствуйте” или “До свидания!”. А кажущиеся сегодня примитивными первые программы советского телевидения до сих пор считаются специалистами и зрителями удивительно душевными.

Телевидение стремительно развивалось. С 1959 года в СССР начало действовать спутниковое телевидение – 7 октября с помощью межпланетной станции “Луна-3” на Землю впервые было передано изображение обратной стороны Луны. С 1 октября 1967 года в Москве начались регулярные передачи цветного телевидения. В том же году была создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приемных станций “Орбита”. В 1967-1970 годах введен в эксплуатацию Технический телевизионный центр “Останкино”. При нем было создано творческое объединение “Экран”, которое стало самой большой студией телефильмов в стране. 60-е годы стали временем рождения так называемого “авторского ТВ” – вместе с дикторами на экране появились ведущие или авторы программ. Огромной популярностью пользовались передачи “От всей души”, “В мире животных”, “Клуб кинопутешественников”, “Эстафета новостей”, “Голубой огонек”, “КВН”, “Спокойной ночи, малыши” и др.

В конце 80-х – начале 90-х годов на телевидении появились новые программы: телемосты США – Россия, “12-й этаж”, видеоканал “Пятое колесо”, возникли утренние и ночные программы, вновь выросло число прямых эфиров, сократившихся в 70-80-х гг. Началась реорганизация телевещания, появились первые коммерческие телеканалы, наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие /ВИД, АТВ и др./, которые готовили программы для других телекомпаний. Постепенно ведущее место в телеэфире заняли новостные и общественно-политические программы.

В России телевидением охвачено 99 проц. населения, зарегистрированы и действуют 3200 телерадиокомпаний, из них 10 проц. – государственные, действуют свыше 140 телеканалов. К 2015 году, согласно ФЦП “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2015 годы”, состоится повсеместный переход на цифровое вещание.

Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой»

Свое резкое мнение о цифровом ТВ и введении мультиплексов Константин Эрнст высказал на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей 5 ноября. По его мнению, эту технологическую фазу разумнее было пропустить, сосредоточившись на развитии 5G, однако вместо этого была принята совершенно неочевидная идея, которая могла быть пролоббирована определенными группами влияния. На развитие цифрового ТВ было потрачено около 100 млрд руб.

Forbes еще год назад писал о проблемах цифрового ТВ, о которых власти предпочитали умалчивать. С тех пор ситуация только ухудшилась. Официально переход на цифровое ТВ закончился в октябре, хотя изначально планировалось, что он произойдет еще в январе 2019 года. Минкомсвязи несколько раз переносило сроки отключения аналогового сигнала на всей территории РФ. Причины переноса звучали иногда как минимум странно. Например, перенос на октябрь в Минкомсвязи объяснили тем, что в летний сезон многие уезжают на дачу, а там не у всех есть цифровые приставки.

Слишком сложные технологии не работают

Главная проблема, если не вдаваться в технические подробности, в том, что инфраструктура до сих пор толком так и не готова. Государственная Российская телерадиовещательная сеть (РТРС) для перехода на цифровое ТВ построила региональные центры формирования мультиплексов, установила несколько тысяч специальных «оригинальных технических устройств» — реплейсеров и сплайсеров, которые должны обеспечить региональное замещение программ и бесшовную врезку рекламы в поток мультиплекса. Устройства действительно уникальные, аналогов им в мире нет.

Проблема в том, что все это работает кое-как. Сложные технологии, которые буквально пришлось придумывать Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), чтобы реализовать «неочевидную» (термин Константина Эрнста) концепцию цифрового ТВ, оказались слабым местом всей затеи. Постоянные поломки приводят не только к сбоям в трансляции, рассыпанию ТВ-картинки или трансляции в неправильном формате (детская болезнь, которую в аналоговом эфире победили еще 15 лет назад), но и к тому, что реклама региональных компаний иногда неделями не выходит в эфир. А из-за особенностей рынка рекламодатели не только не могут получить компенсации, но даже далеко не всегда узнают о том, что рекламу, за которую они заплатили миллионы, не увидела огромная часть их целевой аудитории.

Даже крупнейший кабельный оператор «Ростелеком» может неделями транслировать ТВ-контент без региональной рекламы. Почему? По факту кабельные операторы должны брать сигнал у РТРС. Но если у РТРС из-за поломок пропадает цифровой сигнал, кабельный оператор переключается на резервный источник — орбитальный, то есть спутниковый. В этом сигнале физически не может быть регионального контента и региональной рекламы, так как в спутниковый сигнал невозможно врезать региональный контент. Для зрителей никаких проблем, они продолжают смотреть федеральное ТВ. Проблемы в первую очередь возникают у региональных рекламодателей: их рекламу не показывают. А так как подобные перебои в цифровом сигнале случаются более или менее постоянно, то кабельные операторы иногда забывают, а то и специально не переключаются с орбитального обратно на цифровой сигнал. Вдруг опять произойдет сбой? Ситуация может длиться неделями — и реклама, за которую заплатил рекламодатель, не выходит в эфир.

Рекламодатели теряют десятки миллионов рублей

Подобных примеров известно десятки, но, скорее всего, их намного больше, просто не все они выявлены — в России нет индустриальной системы мониторинга. В городах, где мониторит эфир Mediascope, если реклама не выходит, то проблема довольно быстро решается. Но в городах за пределами мониторинга — а таких большинство (Mediascope мониторит эфир только в 29 городах) — нарушения часто так и остаются невыявленными. Рекламодатели, особенно те, которые дают рекламу сразу на несколько регионов, часто даже не узнают, что их реклама не выходила в эфир. Масштаб проблемы? Примерно треть регионального рекламного ТВ-рынка никак не мониторится, то есть возможные нарушения не отслеживаются. Речь идет о 8-9 млрд рублей (примерно треть регионального рекламного ТВ-рынка, данные за 2018 год), которые рекламодатели тратят на рекламу, но при этом не могут отследить ее эффективность современными методами. А с переходом на «цифру» количество нарушений только увеличилось.

В результате рекламодатели теряют десятки миллионов рублей. Косвенные потери подсчитать сложно: сколько стоит компании рекламный ролик, который не увидела целевая аудитория? Цель рекламы — познакомить телезрителя с товаром или брендом, чтобы он в конце концов купил продукт или воспользовался услугами компании. Для этого разрабатывается сложный медиаплан, по которому рекламу должна увидеть определенная аудитория определенное число раз в определенное время. Похоже на курс лечения: пропустишь один прием лекарства, и эффект будет заметно снижен. Проблема же с невыходом рекламы еще сложнее: если рекламодатели не знают, что их реклама не выходила в эфир, то не могут правильно скорректировать рекламную и маркетинговую стратегию, план продаж и так далее. Получается эффект домино: одна проблема влечет за собой другую, а об истинном их масштабе остается только догадываться.

Даже если рекламодатель узнает, что его реклама не выходила в эфир в каком-то городе, ему сложно получить компенсацию. Во-первых, на рынке ТВ-рекламы действует монополист в лице Национального рекламного альянса (НРА, учредители — «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-Медиа Холдинг» и «Национальная Медиа Группа», все они владеют НРА в равных долях), а монополист всегда может диктовать свои условия. Во-вторых, все-таки за качество вещания и распространение региональной рекламы должны отвечать телеканалы, а не НРА, который является просто продавцом рекламы. Фактически НРА становится таким же заложником сложившихся условий на рынке, как и рекламодатели, которым просто некуда идти за компенсацией. Сейчас мы имеем систему, которая, по словам Константина Эрнста, уже устарела, не успев толком запуститься, и которая к тому же не решает задачи, ради которых создавалась.

Качество страдает, рекламодатели страдают. Но даже такую ситуацию можно попробовать исправить.

Мониторинг может повысить прозрачность индустрии

В декабре прошлого года Роскомнадзор предложил законопроект, реализация которого могла бы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему. Согласно законопроекту, операторы связи и радиочастотные службы должны будут «предоставить доступ к своим сетям и обеспечить установку технических средств контроля». Поправки могут по крайней мере частично закрыть черную дыру: в пояснительной записке к законопроекту Роскомнадзор пишет, что порядка 60% телеканалов и телепрограмм, распространяющихся в кабельной сети в одном регионе, находятся вне контроля.

Правда, РКН здесь заботит в первую очередь контроль выхода в эфир запрещенного контента (пропаганда наркотиков, например, или детского суицида), и ведомство сейчас ищет технологии, которые могли бы решить эту проблему. Но с точки зрения всей ТВ-индустрии — телеканалов, рекламных агентств, продавцов рекламы, рекламодателей — в идеале такой мониторинг должен покрывать все телеканалы во всех городах и следить не только за запрещенным контентом, но и за рекламой в том числе.

Константин Эрнст все в том же выступлении предположил, что уже в течение двух лет часть рекламы вернется из интернета на телевидение. Но чтобы это действительно произошло, нужно повышать прозрачность индустрии и доверие между всеми участниками рынка. Без качественного мониторинга это просто невозможно. Пока же цифровое ТВ как будто сдвинуло индустрию на шаг назад. Ведь по факту мы получили цифровую среду, в которой работа ведется как в 90-е.

Читайте также:  Итальянская вендетта: пережиток прошлого или сегодняшняя реальность
Ссылка на основную публикацию