Сколько в России учителей сейчас и было в прошлом

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.


Константин Ушинский

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

“Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. “.

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.


Лев Выготский

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

“В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры”.

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

“В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка”.

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой. не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».


Василий Сухомлинский

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

“Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел”.

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Вакансия «учитель»: сколько учителей не хватает в школах России?

Министр просвещения РФ предупредила о нехватке учителей, которая достигнет к 2029 году 188 тыс. вакансий.

Публикация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

5 февраля в Москве прошла III Международная конференция «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании». На конференции выступила глава Министерства просвещения Ольга Васильева. В своём выступлении министр отметила необходимость принятия мер по предупреждению кадрового голода в сфере общего образовании.

Численность учителей в России к 2029 году: нехватка учителей

Ольга Васильева, выступая в Москве на Международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» объявила о намерении увеличить количество приёма абитуриентов на педагогические направления подготовки. При этом необходимо одновременно повысить и качество приёма на педагогические факультеты и отделения.

Поводом к таким мерам послужила имеющаяся статистика в сфере укомплектованности педагогическими кадрами.

Сегодня численность педагогов в возрасте 22-25 лет составляет лишь 5,5%. Это очень мало для обеспечения школ педагогическими кадрами на ближайшие 10 лет. До 2024 года нужно изменить эту ситуацию. Если ничего не поменяется, то в итоге, к 2029 году в общей системе образования РФ нехватка педагогов-предметников составит 188 тыс. 700 человек.

Помимо увеличения вакантных мест в вузах и сузах по педагогическим специальностям, министерство намерено запустить отдельную программу по увеличению количества педагогов на селе с существенной поддержкой сельских учителей.

Сколько и каких учителей не хватает?

По данным Росстата, в 2018 г. в России насчитывалось 15,5 млн школьников и 1,2 млн педагогов. Если рассматривать период с начала тысячелетия, то в 2000 году число педагогов в школах составляло 1 млн. 363 тысячи человек. В 2015 году – 1 млн. 54 тысячи человек.

По данным анализа сайта Аvito.ru в 2018 году было размещено 1250 вакансий учителей, что говорит о росте числа вакансий по педагогическим специальностям (должностям) на 13%.

Если рассматривать учителей предметников, то тут в 2018 году больше всего не хватало учителей математики и иностранного языка. На втором месте – учителя русского языкы и литературы. На третьем месте – учителя начальных классов в начальной школе. По остальным предметам нехватка измеряется примерно в 10%. Штаты учителей физкультуры, ОБЖ и обществознания более или менее укомплектованы.

Количество учителей и количество ставок педагога

Нельзя отметить важную особенность подсчёта количества педагогов. Здесь играет роль наполняемость классов. По наполняемости классов сейчас мы движемся к 30 учащимся в одном классе. Другой механизм сокращения или увеличения количества учителей в статистических отчётах – это то, как считать: по головам или по ставкам. Очевидно, что один учитель в принципе редко сидит на одной ставке.

Другими словами, можно получить дополнительную специализацию и дополнительно вести уроки по тому или иному предмету. Например, русский и иностранный язык, математика и русский язык, география и русский язык и т.д. Для этого достаточно пройти курсы профессиональной переподготовки объемом от 500 и 1000 академических часов. При освоении программы свыше 1000 часов в дипломе о профессиональной переподготовке прописывается присваиваемая квалификация. Подробности у консультантов на сайте или звоните по бесплатному телефону академии СНТА

Что изменилось в российской школе за 20 лет

Что изменилось в российской школе за 20 лет

Школа — консервативное место, и всё же кое-что меняется и в ней. Все, конечно, знают, что вместо обычных экзаменов и итоговых контрольных после 9 и 11 классов теперь сдают тесты — ОГЭ и ЕГЭ. Или то, что современные школьники больше не перескакивают через четвёртый класс и учатся все 11 лет. Но есть и принципиально новые вещи, которые теперь применяют почти в каждой школе. Ксения Букша составила список главных перемен в российской школе за последние 20 лет. Этот список обязателен для молодых родителей будущих первоклашек: он наглядно покажет, к чему стоит готовиться.

1. Разные программы начальных школ, которые можно сравнивать

Было: в большинстве школ существовала единственная программа обучения — та, которая сейчас (в переработанном виде) существует под названием «Школа России». В 90-е, впрочем, уже начали появляться авторские программы, например, программы Занкова и Эльконина-Давыдова.

Стало: с 2014 года существует перечень из нескольких учебно-методических комплексов, каждый из которых за четыре года даёт ребёнку все базовые знания, но последовательность и интенсивность в них несколько разная. Итоговые контрольные работы все дети пишут одинаковые. «Авторские» системы не были признаны «достаточно систематическими», и через пять лет такие учебники, как «Математика» Петерсон должны быть выведены из оборота.

2. Иностранный язык со второго класса

Было: только в специальных языковых школах.

Стало: во всех школах.

3. Новые предметы

Было: в начальной школе — труд, природоведение, две физкультуры в неделю.

Стало: труд стал называться технологией. Вместо природоведения появился окружающий мир. Изучать теперь приходится не только природу, но и такие вещи, как историю велосипеда, типы жилых построек в городе и селе, герб своего региона, противопожарную безопасность, а также почему-то патриотический подвиг Минина и Пожарского. Кроме того, появился такой предмет, как основы светской этики (либо какой-нибудь из религий: в «еврейской» школе это будет, очевидно, иудаизм).

4. Готовые тетради по предметам

Было: чистые тетрадки в клетку и в линейку.

Стало: в дополнение к ним — готовые печатные тетради, которые надо покупать. Форматом они похожи на учебники, но внутри можно и нужно писать прямо ручкой, заполняя готовые формы заданий. Делать задания в таких тетрадках проще и удобнее (во многих заданиях не нужно писать длинные фразы, а только вставить буквы, слова или цифры).

Было: условно бесплатное школьное образование, включая группы продлённого дня в начальной школе, учебники в библиотеке.

Стало: многое в школе теперь оплачивают родители. Вот самые частые статьи расходов: платная продлёнка, закупка учебников, тетрадей, материалов для ИЗО и уроков технологии, сборы на охрану, пошив школьной формы, организация праздников, экскурсий, дополнительных лекций, покупка подарков для детей на дни рождения, украшение класса.

6. Платные завтраки и обеды

Было: бесплатные школьные завтраки и обеды.

Стало: вынесем в отдельный пункт, потому что это важно. Завтраки стали платными наполовину, а обеды существенно подорожали. Форма оплаты в разных школах разная — от специальных карточек, на которые родители кладут деньги, до квитанций и наличных.

7. Школьная форма

Было: школьную форму фактически отменили в начале 90-х, и долгое время дети ходили «в чём хочется».

Стало: сейчас почти во всех школах существует установленный образец одежды. Например, девочки должны приходить в тёмных юбках и светлых рубашках, мальчики — в светлых рубашках и тёмных брюках. Во многих школах существует и настоящая школьная форма, которую нужно заказывать и покупать централизованно. Комплект такой формы влетает родителю в изрядную копеечку: к примеру, в нашей вполне средней (не пафосной) школе за брючки, жилетку и галстук для первоклассника нужно выложить 6 000 рублей.

8. Электронные дневники

Было: бумажный дневник, куда учитель выставлял оценки, одновременно вписывая их в школьный журнал. Впрочем, часто учителя, особенно в средней школе, не заполняли дневники сразу, а в конце четверти вклеивали бумажки с перечнем оценок по каждому предмету. Домашние задания в дневник ученик записывал сам.

Стало: электронный дневник, который можно посмотреть с компьютера или телефона. Инструмент родительского контроля над несамостоятельными отпрысками, позволяющий увидеть и отметки, и что задано на дом.

9. Задания, рассчитанные на помощь родителей

Было: домашние задания давались с расчётом на то, что ученик может выполнить их сам. Конечно, некоторым в начальной школе всё равно помогали родители, но эта помощь была скорее дополнительным подспорьем при каких-то затруднениях.

Стало: многие задания прямо подразумевают родительское участие. Например, первокласснику нужно что-то сфотографировать, распечатать, сделать презентацию или «узнать» (очевидно, в этом возрасте гуглить или искать в энциклопедиях умеет меньшинство детей).

10. Более многонациональный состав учеников

Было: русский язык был основным языком в семьях подавляющего большинства учеников.

Стало: в среднем 25% учеников школ в крупных городах (и не только) — дети мигрантов. В некоторых школах этот процент гораздо выше. Для многих русский язык не является языком семьи, а некоторые вообще не очень хорошо его знают. К сожалению, многих детей мигрантов в школу вообще отказываются принимать, хотя это и незаконно. Те же, кого берут, нередко вынуждены выплывать по большому счёту своими силами, потому что сил организовывать всеохватные программы по их адаптации почти ни нет.

11. На второй год — только с двумя двойками

Было: схватил «пару» и не исправил в августе — остаёшься на второй год.

Стало: теперь, чтобы остаться на второй год, недостаточно одной двойки по какому-либо предмету — надо схватить две. Причём и в этом случае есть возможность избежать второгодничества: достаточно перевестись в коррекционный класс или, пока всё не исправишь, посидеть на «другой форме обучения» (например, домашней). Оставлять на второй год в старшей школе запрещено вообще — десяти- и одиннадцатиклассникам, имеющим хвосты по двум или более предметам, придётся переходить в вечернюю школу.

Было: в начале 90-х — игра «Тетрис», в конце — тамагочи. Только на переменах и контрабандой.

Стало: у многих учеников с первого класса есть планшеты и неплохие телефоны со множеством функций. На них можно играть в разные игры и общаться в соцсетях. Своя культура общения в соцсетях сложилась у подростков, гармонично (или не очень) дополняя офлайн-тусовку на переменах и после уроков. Присутствие интернета в телефоне позволяет в нужный момент посмотреть или посчитать ответ на учебный вопрос. Во многих школах пользование гаджетами в учебное время запрещено, а на экзамены их нельзя даже приносить. Но будьте готовы к тому, что если ваш ребёнок пошёл в первый класс без смартфона в кармане, насмотревшись на одноклассников, дома он закатит вам истерику.

Было: с первого класса в школу сам, из школы сам, ключ в рюкзаке, погрел обед, съел — и на кружки.

Стало: современные дети в большом городе начинают ходить в школу и из школы сами чаще всего только в третьем классе. Конечно, всё зависит и от ребёнка, и от расстояния до школы, и от тревожности родителей. Шестиклассницы, которых встречает бабушка, — в наше время не редкость и не экзотика, над ними никто не смеётся. В то же время попадаются и смышлёные второклашки, осваивающие автобус и даже метро. Всё же общая тенденция — водить и возить детей дольше, чем раньше, а если они ходят сами, плотно контролировать их по телефону.

14. «Оказание образовательных услуг»

Было: школа считалась дополнением семьи в части воспитания, прививания различных навыков и ценностей, таких как умение сотрудничать и так далее. Школа также имела миссию «ликвидации безграмотности»: педагог считался неофициально ответственным за то, чтобы все его ученики получили как можно больше знаний.

Стало: современная школа занимается конкретно оказанием образовательных услуг. За результат этих услуг она не несёт никакой ответственности — ни формальной, ни «репутационной». Эта ответственность полностью возложена на ученика и его родителей. А потому ничего нельзя пускать на самотёк.

И в этом основное отличие школы-2016 от школы-1996: здесь ничего не происходит само. Нельзя рассчитывать, что если ребёнок отличник, то он взаправду чему-то научится. Или, если он троечник, сможет «хоть как-то закончить школу». Процесс придётся так или иначе контролировать. А для многих школ верно ещё более жёсткое утверждение: без дополнительных затрат времени, энергии, денег, без внешкольных занятий ребёнок получит весьма скудный минимум знаний. Детей в современной школе почти никогда не учат учиться, а значит, от семьи зависит намного больше, чем 20 лет назад. Нередко — почти всё.

Число школ в России с 1871 года по наши дни

Просмотрев очередную коммунистическую агитку, товарища арахнолога, которую мне конечно запрещено комментировать. Впрочем там и текста нет, неужели он и пары слов связать не может. Хотелось бы остановится поподробней на числе школ в России, а не ограничиваться только нынешним временем. Ведь за 1990 годом, у советских точно такое же
Многие не знают, но к 50-летию СССР, школ в России стало меньше, чем в 1914 году. Но разве кто то корил этим РСФСР? кто то рисовал диаграммы соотношения падения числа храмов и школ

В последние годы перед первой мировой войной 1908-1914 год в России строилось примерно по 5000 начальных школ в год. Темпы строительства и роста учеников в школах, взметаясь стремительным домкратом по параболе, были сверхвысокими.
Грамотность в Россию пришла не с большевиками. Большевистский переворот лишь отложил, приход полной грамотности, впрочем как и все остальное в Россию на 15 лет. Число школ в 1928 равно числу школ в 1914 году.

Источники числа школ. У всех источников немного плавающие цифры плюс минус 2000 школ.
Рашин “Население России за сто лет”
Динамические статистические ряды 1913-1951 годы стр 242
Различные стат сборники РФ. и Ростат статистические ежегодники

Как всегда отличился сталинский период. О каких там успехах, могут говорить советские сталинисты, если там не был налажен простейший учет и контроль.
Учет и контроль — вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще. ВИЛенин

Никакого доверия к сталинским цифрам с такими рядами просто нет. 1928 год 80 000 школ . 1932 на 30000 школ больше. Потом опять строительная пауза на 4 года. То пусто, то густо. Ну ладно, пусть это будет правдой. Достигнув отметки 122 000 школ, их число начало уменьшаться. Почем это количество школ уменьшалось

Школы в России были трех типов. Начальные, Неполные средние, (восьмилетки, семилетки) и средние. Если раньше строились только начальные школы, то после они и начали исчезать. Вдобавок коммунисты уничтожали русскую деревню, в период между переписями 1959 и 1989 годов число сельских населенных пунктов сократилось почти вдвое – с 294059 до 152922. Конечно первым делом начальные школы уничтожались там.
Сейчас число начальных школ сократилось до полутора тысяч. 75% школ средние. В 1913 году, все было наобоорот , средних школ было менее 1000, а остальные 80000 школ были начальными. При Сталине число средних школ выросло до 10000. Процесс роста числа средних школ, был неизбежен и постоянен и прерывался всего 2 раза. 15 летняя пауза после революции, и последние 8 лет.

То что большевики замедлили историю России на 10-15 лет и лишили ее 10-15 лет рождений и так понятно , сложней с нынешним временем.

С 2004 года число средних школ в России начало падать. Сначала по чуть чуть, и это было связано с сокращением числа школьников
С 2009 года стали учитываться только государственные, муниципальные и негосударственные учреждения, реализующие программы общего образования. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального вышли и списка образовательных учреждений. Что привело к падению числа школ сразу на 5000 штук. Ныне ежегодно добавляет исчезновение 200-500 школ, процессы оптимизации сети образовательных помещений.
К примеру в Москве в из 1730 школ на начало 2010 года, осталось менее тысячи . Но это юридически, прежние школы продолжают функционировать.
Школа № 1214 — 119330, ул. Мосфильмовская, д. 21 (присоединена к ГБОУ Лицей № 1586 в сентябре 2013 года)
Школа № 1215 им. Ромена Роллана — 129110, Больничный пер., д. 4 (присоединена к ГБОУ Школа № 2107)

Ну а число восьмилеток и начальных школ, продолжает падать. Синяя полоса вверху это общее число школ.

Поэтому когда советские говорят, первым делом надо смотреть на число средних школ. Во вторых важно не количество школ, а их пропускная способность число учеников на одного учителя.
Одно дело советский класс 30 учеников на учителя или современный 20-22 ученика на учителя. Эффективность обучения при этом растет.
Но там тоже есть засада 2009 года. С 2009/10 учебного года число учителей дается – без руководящих работников и внешних совместителей.
А это 3 миллиона человек минус. Если с 2009 года прибавлять по 3 миллиона руководящих работников и внешних совместителей, для совмещения данных, то эта цифра выглядит ныне так. 10,7 учеников на одного учителя, против 13,5 в 1991 году.
Нынешние учителя работают на 25% эффективней, чем в советское время. Поскольку на одного ученика тратят на 25% больше времени

Интересны данные и ссылки,а вот это-просто песня.

Одно дело советский класс 30 учеников на учителя или современный 20-22 ученика на учителя. Эффективность обучения при этом растет.

Нынешние учителя работают на 25% эффективней, чем в советское время. Поскольку на одного ученика тратят на 25% больше времени.

Повторюсь страна стремительно превращается в страну кухонно-форумных разговоров околофутбольных таксистов.
Это как же так эффективней они работают?Как считается?Откуда данные,где ссылки,метод расчета?Или по экономике, чистоте на улице,иным социально-экономическим показателям?

Очередной Геббельс. Уже порядком утомил своими набросами.

Ниже ответная реплика на это передергивание

О школах и “школах”

Также добавлю от себя:

Историю обучения крестьянских детей в России можно разделить на два этапа: до 18 века и после, поскольку именно в этом веке крестьяне были допущены в школу. До этого момента обучение крестьянским детям, а уж тем более крепостным, было просто недоступно. До 18 века обучение крестьян происходило в семье. Если говорить точнее, то взрослые учили детей на своем примере. Дети были участниками разных событий в деревне наравне со взрослыми, зачастую участвуя даже в полевых работах.

Крестьянский быт, состоявший исключительно из тяжёлого физического ручного труда, требовал занятости всех членов семьи, и дети здесь были такими же работниками, как и взрослые. Их загружали с утра до ночи не меньше, чем взрослых, хоть и посильным трудом. Да и зачем крестьянину грамота, если он никогда ничего никуда не напишет, ничего не прочитает?

В 1828 г. был принят школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

  1. для детей низших сословий — одноклассные (однолетние) приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).
  4. Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система. Главной задачей подобных учреждений являлось обучение грамоте и подготовка писарей для различных заведений, управлявших крестьянами.

Чаще всего открывались церковно-приходские школы, в роли учителей в которых выступали попы и дьячки. Поэтому в учебную программу входили только элементарные предметы: чтение, чистописание и закон Божий. Школу посещали в основном мальчики и большей частью в холодное время года, когда заканчивались полевые работы. Девочек училось очень мало, большинство оставались дома и обучались только работам по хозяйству. В итоге, несмотря на нововведение, большая часть населения села так и оставалась безграмотной. Если бы образование в дореволюционной России было бы таким доступным делом, то большевикам никогда не пришлось бы проводить ликвидацию безграмотности. Было бы нечего ликвидировать, любой сельчанин ещё бы при царе-батюшке реализовал своё право на доступное образование, разве только высшая математика ему была бы недоступна.

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %.

Т.е. народное образование в России было примитивным, двухклассным. Учились в основном только в зимнее время, когда не было полевых работ. И такое образование почти ничего не давало крестьянину, поэтому грамотность народа не превышала 30%.

Портрет среднестатистического учителя в России

Система образования в России на сегодняшний день не может похвастаться высокой эффективностью. Ограничивающим фактором для привлечения в профессию новых кадров становится ее невысокая престижность и низкий социальный статус педагогического работника. Как сегодня выглядит среднестатистический школьный учитель, и чем отличается его деятельность от зарубежных коллег?

В рейтинге эффективности национальных систем образования Pearson, Россия занимает 34 место из 50 обследованных стран. Перейти на более высокий уровень можно будет при проведении ряда преобразований не только в общеобразовательной школе, но и в системе подготовки учителей.

Профессия педагога: что изменилось за 20 лет

Во времена СССР собирательный образ школьного педагога выглядел примерно так: возраст от 40-45 лет, высокий уровень культуры и компетенций, работа в одной школе от начала карьеры до ее завершения. Социальный статус учителя котировался очень высоко. Хотя уровень оплаты преподавателя со стажем в 15-20 лет не выходил за рамки среднего заработка технического специалиста на заводе, почета и уважения учителям доставалось с избытком.

В постперестроечную эпоху значимость педагогов резко упала. Главной причиной стал низкий уровень оплаты труда в школах и постоянные реформы, проводимые в системе образования, не дающие возможности адаптироваться к новым требованиям и условиям.

Частично сохранить себя в профессии смогли те, кому повезло устроиться на работу в частные колледжи, гимназии или лицеи. В таких учебных заведениях практиковались новые для России методики преподавания, выше ценился и оплачивался труд учителя.

Потребность в педагогах со стажем и большим опытом в школах очень велика. Главный риск для любой системы образования – недостаток кадров. Если молодые специалисты, приходящие в школу после вуза, не будут иметь серьезной мотивации к работе, вырастить из них квалифицированных учителей не получится

Преподаватель химии в медико-техническом лицее Самары

Российский учитель и его зарубежные коллеги

Каким сегодня выглядит школьный учитель в глазах родителей своих учеников и коллег по работе? Насколько собирательный образ среднестатистического российского педагога отличается от его зарубежных коллег? Отличий на самом деле можно найти немало.

Непрестижность профессии школьного учителя в России обусловлена большой загруженностью, высокой бюрократизацией образовательного процесса и, самое главное, невысокой оплатой труда.

Статистика, которая представлена в исследовании TALIS, выявляет наиболее характерные черты российского учителя.

Возраст

Педагогический состав заметно помолодел. Доля учителей в возрасте от 30 до 45 лет составила 44-48 % от общего количества. Старшее поколение, перешагнувшее 60-летний рубеж, занимает нишу в 9-13 %. Молодежи (младше 25 лет, вчерашние выпускники) в российских школах мало – 4-6 %.

Этот показатель по России можно считать средним среди стран, принявших участие в исследовании TALIS. В Европе возраст среднестатистического учителя определяется в диапазоне от 47,4 лет в Болгарии до 48,9 лет в Италии. Если проводить сравнение со странами азиатского региона, то ситуация будет обратной: в Сингапуре, Малайзии или ОАЭ учителя моложе, возрастной показатель варьируется от 36 до 38,9 лет.

Гендерная принадлежность

В России 86 % учителей – женщины. В начальной школе встретить педагога-мужчину практически нереально, а в старшей и средней их число не превышает 12-14 % от общего педагогического штата.

Единственная страна, в которой соотношение преподавателей мужского и женского пола превышает показатель по России, – это Латвия (88,7 % вакансий занимают женщины). В остальных странах ситуация более сбалансирована. Единственное государство, где в учителя охотнее идут мужчины, – это Япония, там процент женщин в школе приближен к 39.

Стаж работы в школе

Текучесть педагогических кадров в российской школе невысока. По оценкам ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию), средний стаж учителя составил 21 год, а стаж в одном учебном заведении – 15 лет. Учителя средней и старшей школы в России, как правило, ведут один, максимум два предмета и редко меняют место работы.

Показатель стажа у российских педагогов больше, чем в других европейских странах. Даже в Италии, где возрастная линейка выше, чем в России, он составляет 19,8 лет. Похожий педагогический опыт имеют учителя Латвии, Эстонии и Болгарии, а вот в странах Азии он невелик (от 9 до 12 лет).

Рабочая нагрузка

Нагрузка у учителя в России существенно больше, чем у его зарубежных коллег. В среднем этот показатель составляет 46 часов в неделю против 38 часов для европейских педагогов. Из них собственно преподавание занимает всего 23,5 часа, все остальное время отдается подготовке к урокам и административным делам, на которые уходит до 9 % рабочих часов. На таком же уровне зафиксированы показатели загрузки педагогов в Англии. А вот в Италии время работы учителей снижено по сравнению с международной нормой и составляет всего 29 часов.

Время, которое выделяется на преподавание в Финляндии, Англии, Франции и Нидерландах, меньше, чем в России – от 16,9 до 20,6 часов в неделю. Существенное внимание в этих странах уделяется планированию и подготовке к занятиям, работе с родителями и опекунами, консультированию детей и оказанию помощи тем, кто отстает от программы.

Индекс профессионализма

Согласно данным, представленным в исследовании TALIS, по профессиональному уровню педагогов Россия занимает одну из первых позиций. Анализ данных проводился по нескольким позициям: знания, автономия, партнерское взаимодействие с коллегами.

По первому критерию Россия вышла на твердое первое место, по последнему показала высокий уровень, сравнимый с уровнем стран с самыми успешными образовательными системами – Англией и Сингапуром. А вот уровень автономии у российских учителей низок, их деятельность слишком регламентирована и не дает возможности выбирать или разрабатывать самостоятельно программы подготовки и системы оценочных инструментов.

Уровень дохода

При всей своей значимости профессия учителя в России до сих пор не считается престижной и не является высокооплачиваемой. По анализу, проведенному ОЭСР в 2015 году, примерный ежемесячный доход школьного педагога составил 477 $ США.

Для адекватного сравнения заработков учителей в разных странах переведем их в так называемый индекс Биг-Мака. Он поможет оценить средний уровень покупательной способности:

Статусность профессии

Как говорят сами учителя, в школах России работают только те, кто пришел в профессию по велению души, а не в поисках легкого заработка. Престиж, социальный статус для таких людей стоят далеко не на первых позициях в списке их жизненных приоритетов. Хотя положение в национальной системе образования постепенно выправляется, работа учителя считается не самой желанной карьерной перспективой.

Азия. Исследование, проведенное фондом Varkey Gems Foundation, показало, что наиболее высокий статус профессия педагога имеет в Китае. Сингапур, Япония, Южная Корея не намного отстают по уровню уважения к учителю в обществе. Отчасти это обусловлено культурными традициями этих стран и менталитетом населения.

Германия. В Германии социальный и финансовый статус учителя гораздо выше российского. Молодежь охотно получает образование на педагогических факультетах в надежде получить хорошо оплачиваемую и престижную профессию.

Главный плюс работы учителем в Германии – стабильность. Если выпускник вуза начал свою карьеру в государственном учебном учреждении, он будет обеспечен работой до старости. Кроме того, для педагогов существуют серьезные налоговые льготы, что вкупе с неплохой зарплатой, бонусами по страхованию и прочими преференциями делает профессию экономически выгодной.

Дети пошли в начальную школу, как и все – в 6 лет, имея не очень высокий уровень знания немецкого языка. Педагоги в младшей школе по большей части молодые, хотя в соседнем классе учитель через год вышла на пенсию. Общее отношение строгое, но очень внимательное. Всегда добиваются, чтобы ребенок хорошо понял материал. Спорить с учителем не принято, априори он считается более компетентным в вопросах обучения

Родители братьев-близнецов, работают по контракту в Баварии

Финляндия. Финляндия – одна из стран с самым высоким рейтингом уровня образования. Самое значительное отличие финских педагогов от коллег из других стран – это креативность и творческий подход к программе обучения. Государство устанавливает только основной общий стандарт, а разработку индивидуальных учебных планов оставляет на усмотрение школ и самих преподавателей. Педагогика Финляндии построена на вовлечении ученика в процесс, развитии в нем творческого потенциала, дотягивании любого ребенка до среднего уровня подготовки.

Прелесть финской системы образования в том, что дети не перегружаются, учатся в комфортном режиме. В этом же и ее недостаток – средний уровень, который требуется освоить в школе, дает недостаточную нагрузку более способным детям

Мнение русской мамы школьницы, учащейся в школе Суоми

Заключение

Можно сказать, что на сегодня российский педагог – это женщина (реже мужчина) в возрасте до 45 лет, с высшим образованием. Это человек, обладающий высоким уровнем квалификации и несущий большую профессиональную ответственность. В сферу его компетенций входит не только образовательный процесс, но и взаимодействие с учениками и родителями во внеклассное время.

В глазах общества в его обязанности входит не только учебная, но и воспитательная функция. Большая административная нагрузка, высокая наполненность классов (от 20 до 30 человек) вынуждают его тратить на работу с детьми часть личного времени. Многие учителя дополнительно берут на себя роль наставника по отношению к более молодым коллегам.

Проводимая в России реформа системы образования постепенно смещает акценты в сторону повышения компетенции образовательного процесса. Задача педагога становится более сложной, но и более интересной. Он должен дать ребенку практические навыки применения полученных знаний, умение анализировать свой опыт и применять его в жизни.

Для реализации таких реформ планируется внесение серьезных изменений в вузовскую подготовку педагогов. Большая часть их учебы будет приходиться на практические занятия, на реальную работу в школе. Стажировка станет главной и неотъемлемой частью учебного процесса будущих учителей.

«Эти знания наполняли голову, как чердак»

Почему советское образование нельзя считать лучшим в мире

Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире». По ее словам, образование многое потеряло за последние годы, отказавшись от консервативной линии поведения. На ее призыв откликнулись учителя из Екатеринбурга. Там разработали проект, согласно которому в школы необходимо вернуть классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники. О том, насколько хорошо учили школьников во времена СССР и стоит ли нам сегодня равняться на советскую школу, «Ленте.ру» рассказал сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин.

«Лента.ру»: Правда ли, что советское образование было самым лучшим, как и все в СССР?

Любжин: Не заметил я этого. Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили.

Как же Финляндия? Говорят, что в свое время она заимствовала свои методики у нас. При этом считается, что сегодня по школьному обучению равных этой стране нет.

Я не могу согласиться, что Финляндия вне конкуренции. Это связано с особенностями местного образования, которое рассчитано не на высокие результаты отдельных индивидуумов, а на то, чтобы поднять средний уровень образованности каждого гражданина. Им это действительно удается. Во-первых, Финляндия — маленькая страна. То есть там все легче организовать. А во-вторых, в учителя там идет очень доброкачественный народ. Так что вытянуть ребят финнам удается за счет сильных преподавателей, а вовсе не за счет хорошей программы. Но при этом там серьезно проседает высшая школа.

Многие считают, что устройство советского образования уходит своими корнями в образовательную систему царской России. Много ли мы взяли оттуда?

Ровно наоборот — советское образование полный антипод имперского. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. После 1917 года вместо образовательной многоукладности стал внедряться единый тип школ.

Еще в 1870 году в книге русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» была высказана мысль, что школа должна быть единой для всех и что она должна основываться на естественных науках. Что большевики и осуществили. Наступил всеобуч.

В концепцию всеобуча хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на уровне. Все, что шло дальше, — уже фикция. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами ребят. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им только мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты.

Уровень знаний недотягивал?

Главные умения выпускника высшего начального дореволюционного училища: чтение, письмо, счет. Кроме того, ребята могли нахвататься зачатков разных наук — физики, географии… Иностранных языков там не было, потому что составители программ понимали, что это будет фикция.

Материалы по теме

«Меня упрекают в консерватизме»

Подготовка выпускника советской школы была примерно такой же. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за день-два. Иностранные языки хоть и преподавались, но выпускники их практически не знали. Одна из вечных печалей советской школы — то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой.

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?

Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы — это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика — единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.

Можно ли сказать, что имперское дореволюционное образование соответствовало международным нормам?

Мы были интегрированы в мировую систему образования. Выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было очень много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Это еще и фактор национального богатства. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле.

По уровню образования, по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире. Но «отставание» было и во время СССР. Историк Сергей Владимирович Волков отмечает, что в отличие от других стран советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев. Она уступала не только академическим кругам, но и любым, где было нужно высшее образование. В отличие от Запада, где странами управляли выпускники лучших университетов. А после распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Если ученику не интересно, поскольку предметы преподавались поверхностно и ради галочки — нужно какое-то социальное давление, чтобы дети все же учились. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума. А потом давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела со второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети могли совершенно спокойно ничего не учить. То есть образование не гарантирует карьеры. В других странах такого практически нет.

У меня, как у мамы четвероклассницы, складывается ощущение, что сегодня по сравнению с советским периодом в школе вообще не учат. Ребенок приходит домой после занятий — и начинается «вторая смена». Не просто домашнее задание делаем, а изучаем материал, который вроде бы должны усвоить на уроке. У знакомых та же картина. Неужели программа настолько усложнилась?

Просто школа перешла от нормального обучения к контролирующему. В 1990-е годы это был вынужденный шаг со стороны педагогического сообщества. Тогда учителей оставили в полной нищете. И метод «не учить, но спрашивать» для них стал единственным способом гарантированного заработка. За репетиторскими услугами своего ученика отправляли к коллеге. А тот соответственно поступал так же. Но когда в той же Москве преподавательские зарплаты выросли, учителя уже не смогли и не захотели избавиться от этой методики. По-видимому, вернуть их к прежним принципам образования уже и не получится.

Я по опыту своего племянника вижу, что его в школе ничему не учат и ничему не научили, но аккуратно про все спрашивают. В школах распространено репетиторство с пятого класса, чего не было в советской школе. Поэтому, когда проверяют школу и говорят: результаты хорошие, то верить этому особо нельзя. У нас уже в принципе нельзя вычленить школьную и репетиторскую работу.

После распада СССР в России едва ли не каждый год идут реформы по улучшению образования. Неужели никаких положительных сдвигов не случилось?

Копья ломались вокруг важных вопросов, но второго порядка. Система проверки знаний очень важна. Но гораздо важнее — программа и набор предметов для изучения. А мы сейчас думаем над тем, что ужесточение экзаменов может улучшить обучение. Никоим образом. В результате у сложного ЕГЭ есть только два пути: либо мы должны снизить планку, чтобы практически все смогли получить аттестат. Либо экзамен просто превратится в фикцию. То есть мы опять возвращаемся к концепции всеобуча — чтобы исключительно все смогли получить среднее образование. А так ли уж оно необходимо для всех? Среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40 процентов населения. Ориентиром для меня служит императорская школа. Если мы хотим охватить «знаниями» всех — уровень обучения, естественно, будет низким.

Почему тогда в мире необходимость всеобщего среднего образования не только не подвергается сомнению, но даже появился новый тренд — всеобщее высшее для всех?

Это уже издержки демократии. Если мы простые вещи назовем высшим образованием — почему бы и нет? Можно дворника назвать менеджером по клинингу, сделать его оператором сверхсложной метлы на колесиках. Но скорее всего не будет разницы — проучится он где-то пять лет или сразу на месте начнет учиться обращаться с пультом этой метлы. Формально Институт стран Азии и Африки и Урюпинский сталелитейный университет дают одни и те же права. И тот и другой предоставляет корочки о высшем образовании. Но реально на некоторые работы одного выпускника возьмут, а другого — нет.

Родителям что делать, если они хотят нормально выучить ребенка? Куда бежать, какую школу искать?

Нужно понять, что нет сейчас сегрегации школ по программам. Сегрегация существует по тому, что в школе есть — бассейн или лошадь. У нас есть 100 лучших школ, которые всегда на первых местах в образовательных рейтингах. Сегодня они замещают собой отсутствующую систему среднего образования, поскольку доказывают на олимпиадах свое преимущество. Но нужно понимать, что учиться там непросто. Туда как раз всех не берут. Я не думаю, что с сегодняшней образовательной системой в России можно что-то сделать. Сегодня российское образование — это больной, нуждающийся в очень тяжелой операции. Но на самом деле его состояние столь фатально, что никаких вмешательств он просто не перенесет.

Ссылка на основную публикацию

Симон Соловейчик