Сколько женщин пилотов в России в настоящее время

Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации

Большинство людей думает, что летчиками могут быть только мужчины. Связано это с тем, что пассажиры авиалайнеров преимущественно слышат мужской голос пилота во время взлета или при посадке самолета. Поэтому многим кажется, что женщина-пилот – это что-то из ряда вон выходящее. Может ли женщина быть пилотом пассажирского самолета? Однозначно, может. Более того, в истории есть множество примеров, которые это подтверждают. Женщины становились пилотами не только в гражданской, но и в военной авиации.

Управлять самолетом могут и мужчины, и женщины. Для представителей обоих полов выдвигаются идентичные требования касательно прохождения обучения и получения права пилотировать воздушное судно. Несмотря на это, сегодня многие авиакомпании все еще подпускают женщин к большим авиалайнерам с некой опаской. Но все же представительницы прекрасного пола, которые соответствуют всем требованиям, выдвигаемым к пилотам, получают право управлять воздушными судами и осуществлять на них пассажирские авиаперевозки.

Примеры

Бывают ли женщины-пилоты? Чтобы в этом не оставалось сомнений, приведем несколько примеров. Ольга Кирсанова – пилот, который уже на протяжении нескольких лет управляет авиалайнером. Ольга является одним из немногих специалистов женского пола, которые получили право управлять большими самолетами. Последние годы Ольга является пилотом авиалайнера, который весит более 100 тонн. Как утверждает сама пилотесса, каждый может получить место в кабине авиалайнера. Главное – иметь сильное желание и стремление этого достичь. Ольга признается, что ей пришлось упорно трудится и прилагать максимальные усилия, чтобы добиться права пилотировать самолет, но оно того стоило.

Еще одним ярким примером женщин в истории гражданской авиации является Мария Федорова. Этот специалист является сотрудником компании «Аэрофлот». Мария получила право управлять пассажирскими самолетами в 23 года. Это первая в мире девушка, которой удалось стать пилотом в столь раннем возрасте. В 23 года многие еще не умеют водить машину. А Мария уже успела освоить управление гигантскими авиалайнерами с более, чем 100 пассажирами на борту.

В период Первой и Второй мировых войн в ряды военных разрешили поступать не только мужчинам, но и девушкам. Результат удивил всех: многие девушки справлялись с поставленными задачами и проявляли такую смелость, которой могли позавидовать многие представители сильного пола. Девушки и женщины поднимались в небо на военных самолетах, которые были далеко не такими безопасными, как современные модели военных воздушных судов.

Первая женщина-пилот – Раймонде де Ларош. Она получила статус единственной девушки-пилота в 1910 году. Это была летчица из Франции. Во времена царского правления были женщины-пилоты в гражданской авиации России. На учебу, чтобы стать летчиками, поступало 80% мужчин и 20% женщин. В этот период княгиня Шаховская официально получила статус военной летчицы. Во время Второй мировой войны многие женщины, которые были допущены к управлению истребителями, стали героинями. Однако в те времена в гражданской авиации пилотами были только мужчины. Из-за этого у многих людей сформировался стереотип, согласно которому управлять авиалайнером могут только мужчины. Поэтому, когда перед взлетом объявляют имя пилота, и оно женское, многие испытывают шок. Аналогичную реакцию можно наблюдать у людей, которые узнали, что лучшим пилотом прошлого столетия стала женщина. Действительно, это звание было присвоено летчице Светлане Капаниной. И это в очередной раз доказывает, что женщины могут управлять авиалайнером ничуть не хуже мужчин.

Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации? Конечно. Ольга Грачева, Мария Уваровская, Мария Федорова, Дарья Синичкина, Ларина Ермурзаева, Татьяна Казачкова – далеко не полный перечень. Многие из этих девушек годами добивались получения права управлять самолетом. Кто-то из женщин в российской гражданской авиации работает вторым пилотом, а некоторые девушки имеют статус управляющего воздушным судном. Всего в России имеют лицензию пилота около 400 женщин. В «Аэрофлоте» работает тринадцать девушек-пилотов. Трое из них имеют должности КВС. В частности, Мария Уваровская управляет самолетом Airbus A320. Для сравнения в США лицензию имеют более 25 000 женщин. Но только 800 из них могут управлять линейным самолетом.

В Европе и в США количество женщин, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, значительно больше, чем в России. Почему такая разница? Это объясняется тем, что после распада СССР в стране осталось немного возможностей для обучения на летчика. Далеко не каждая девушка могла позволить себе поступить в летное училище, после окончания которого придется потратить немалые деньги и много времени для получения практических навыков, которые необходимы, чтобы поступить в гражданскую авиацию.

Как женщине стать пилотом?

Если вы мечтаете управлять воздушным судном, грезите о небе, вы должны понимать, что путь становления летчицей тернистый и очень сложный даже для мужчины, не говоря о молодых девушках. Раньше разрешалось сначала проходить обучение в училище, после чего отрабатывать летные часы, посещая специальные клубы. Создавались курсы при университетах, которые предназначались только для женщин. Но после первого и единственного выпуска, как правило, такие курсы прекращали свое существование.

В современном мире ситуация совсем другая. Есть множество действующих летных клубов, которые предлагают ученикам полную базу обучения, параллельно давая летную практику. После того как вы наберете необходимое количество летных часов, можно получать лицензию коммерческого пилота. С такой лицензией вы сможете устроиться на работу в Аэрофлот и другие крупные авиакомпании.

Пилот вне зависимости от того, мужчина это или женщина, должен обладать следующими качествами и знаниями:

  1. Идеальное здоровье.
  2. Стабильное психологическое состояние: умение быстро справиться с паникой, оставаться хладнокровным и действовать быстро, не поддаваясь эмоциям.
  3. Необходимый запас инженерных знаний.
  4. Знания и навыки управления самолетом.
  5. Определенное количество летных часов.

Только при соответствии всем этим пунктам пилот может рассчитывать на получение лицензии. Но, разумеется, игра стоит свеч.

Почему в гражданской авиации так мало женщин-пилотов

В последние годы женщины все чаще допускаются к управлению самолётами, но разрыв пока ещё велик.

Согласно исследованиям, 4,4% пилотов в США — женщины. За последнее десятилетие доля представительниц прекрасного пола, управляющих воздушными судами, выросла с 3,7%. В Великобритании 4,3% пилотов — молодые леди. Ещё 10 лет назад всего 3,4% женщин были допущены к управлению самолётами.

В 2018 году в штате авиакомпании United Airlines состояло более 900 женщин-пилотов. Известный лоукостер Delta отставал на 200 человек. У Lufthansa, Indigo, Skywest и Southwest было от 300 до 400 пилотов-женщин. Другие крупные авиакомпании, включая British Airways, Air Canada, Air India, KLM и Cathay Pacific тоже принимают на работу представительниц слабого пола, но их количество не так велико.

В России же женщины, управляющие авиалайнерами, до сих пор вызывают общественные дебаты. Авиакомпания «Победа» в прошлом году официально заявила о рейсах с экипажем, состоящим только из девушек. Первый перелёт состоялся по маршруту Стамбул-Москва. Это вызвало общественный резонанс. Многие пассажиры до сих пор не желают летать с женщинами.

Почему пассажиры не хотят летать с женщинами-пилотами

В авиационной сфере большинство женщин работает стюардессами, диспетчерами, сотрудниками службы поддержки и администраторами на стойках.

В эпоху расцвета гражданской авиации в качестве бортпроводников принимали только женщин. Считалось, что именно они позволяют пассажирам успокоиться и привлекают клиентов вернуться в самолёт второй раз. Этот стереотип закрепился ещё во времена Золотого века авиации. До сих пор считается, что бортпроводница — это только женская профессия.

Однако гендерные границы начали стираться. На этой должности начали появляться мужчины, а женщины допускаются к управлению воздушными судами.

Ещё один стереотип — мужчины более внимательны и способны в критической ситуации думать ясно. Кроме того, дамы считаются менее стрессоустойчивыми и склонными впадать в панику. Сложно сказать, насколько это верно. Полноценных исследований в этой отрасли не проводилось. Однако стереотип остаётся распространён и по сей день.
В период появления первых автомобилей считалось, что только мужчины могут водить машину, а женщина за рулём была сродни чуду. В настоящее время никого не удивишь прекрасной леди — гонщицей.

Третья причина кроется в трудовом законодательстве. Женщин стараются меньше привлекать к вредным работам. А на здоровье пилота влияет множество факторов — от постоянных перепадов давления до смен часовых поясов. Они даже на пенсию выходят раньше.

Может быть в ближайшее время всё поменяется?

Будет ли больше женщин-пилотов

Во всем мире, на рынке гражданской авиации наблюдается увеличенный спрос на пилотов. Часть решения проблемы нехватки пилотов заключается в привлечении кадров, вне зависимости от пола, расы или этнической принадлежности. Так что, можно смело сказать: в ближайшее время стоит ожидать больше экипажей, состоящих из женщин. В том числе и в России.

Читайте также:  Средняя зарплата в Волгограде: как менялся доход волгоградцев за последние 5 лет

Может ли женщина стать пилотом самолета в России

Современным девушкам легко реализовывать мечты о полетах. Такие женщины записываются на курсы бортпроводников и работают стюардессами. Однако некоторые не останавливаются на достигнутом этапе, стремясь покорить небо за штурвалом авиалайнера. Узнаем, может ли женщина стать пилотом, какие условия для этого придется выполнить, насколько востребовано подобное занятие в России.

Профессиональная подготовка и требования

Работа летчика требует от кандидата глубоких знаний технической части, касающейся устройства самолета, и навыков пилотирования. Кроме того, соискатель на подобную должность проходит медицинский осмотр на соответствие показателей состояния организма планируемым нагрузкам. Само собой, здесь важна и физическая подготовка, и способность справляться с психологическими проблемами, и дисциплинированность.

В современном обществе все чаще встречаются женщины-пилоты

Умение быстро принимать решения, невозмутимость, устойчивость к стрессам и технический склад ума – прерогатива мужчин. Хотя современные девушки уже мало в чем уступают сильному полу. По этим причинам женщина – пилот самолета – реальность, а не миф. Чтобы получить лицензию на пилотирование в России, придется обучаться в специализированном ВУЗе или летном училище.

Отметим, что в Санкт-Петербурге и Ульяновске функционируют высшие учебные заведения, где удастся получить диплом «Летная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации». Кроме того, будущих пилотов, борттехников и диспетчеров готовят средние училища Калуги, Омска, Красного Кута, Сасово и Бугуруслана.

Причем при поступлении комиссия интересуется общей успеваемостью абитуриента, а не результатом знаний конкретного предмета. Само собой, администрация здесь декларирует и жесткий отбор кандидатов по состоянию здоровья – выпускники сдают анализы и проходят психологические тесты. Результаты при поступлении определяются желанием освоить профессию, достойным уровнем общей физической и моральной подготовки, знаниями базовых предметов школьной программы.

Высшее авиационное летное училище города Ульяновска

Учитывая, что в современном обществе нет ограничений по приему документов, сегодня на вопрос, есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации, удастся ответить утвердительно. Отметим, что к концу 2016 года в стране зарегистрировано 450 представительниц прекрасного пола, которые смогут похвастать летной лицензией. Причем 30 женщин успешно совмещают мечту об авиационной карьере с практикой.

Достижения девушек в области авиации

Ради справедливости, уместно уточнить, что первые летчики среди представительниц «слабого» пола появились еще на стыке ХΙХ–ХХ веков. Причиной, которая побудила мир изменить взгляд на особенности подобного занятия, стала Первая Мировая война. Поскольку количество мужчин в этот период быстро сокращалось, власти передовых стран разрешили женщинам попробовать силы в авиации.

Первой представительницей этой профессии считается француженка Де Ларош, которая впервые управляла самолетом в 1910 году.

Первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза де Ларош

В числе государств, которые положительно восприняли новые правила, оказалась и Российская Империя. Здесь хроники сохранили упоминание о легендарной княгине Шаховской, принявшей активное участие в военных действиях 1915 года. Аналогичная ситуация в мире сохранилась к началу Второй Мировой и Великой Отечественной войны.

С первой половины ХХ столетия прекрасная половина человечества составляла пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и СССР. Причем представительницы этой профессии неоднократно проявляли лучшие качества и отличные летные навыки.

Заметьте, что на этот период нишу гражданских перелетов занимала исключительно мужская часть общества. Однако времена меняются, и сегодня среди девушек набирает обороты тенденция гражданского пилотирования. Правда, жесткие рамки и требования при поступлении в ВУЗ оставляют шанс в реализации мечты лишь избранных представительниц слабого пола.

По мнению Международной Федерации Авиации лучшим пилотом века стала россиянка Светлана Копанина

Хотя нынешнее решение Международной Федерации Авиации о признании лучшим пилотом века Светланы Капаниной говорит о положительных сдвигах и в этом направлении. Тем более что девушки не боятся испытывать экспериментальные модели и показывают отличные результаты в подобной профессиональной нише. Поговорим немного подробнее о представительницах такого занятия, и узнаем, работают ли женщины-пилоты в «Аэрофлоте».

О препонах обучения и работы

Заметим, что стать счастливой обладательницей диплома летчика нелегко. Девушки, которые прошли этот путь, говорят о строгой дисциплине в училище и готовности полной отдачи любимому делу. Отдельным разговором становится сложность обучения. Курсанты изучают устройство лайнера и отрабатывают практические навыки пилотирования. Кроме того, после получения заветного сертификата придется пройти необходимое количество часов налета на грузовых бортах.

Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины

Чтобы попасть в число пилотов гражданских перевозок, летчики практикуют налеты на самолетах выбранной модели и переучиваются. Учитывайте, что подобный процесс нуждается во времени и финансовых вложениях. Правда, современные летные клубы максимально упрощают такую процедуру, поскольку предлагают хорошо укомплектованные базы, где удастся на месте получить необходимый объем знаний и практики.

Прохождение занятий в этих заведениях гарантирует девушкам получение лицензии на коммерческое пилотирование. Такой документ позволяет получить рабочее место в авиакомпаниях страны.

Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц

Чтобы построить успешную карьеру в этой области, придется периодически повышать уровень квалификации. Прохождение тренировочных полетов на тренажерах и медицинские осмотры перед рейсом – будни летной практики, известные каждому пилоту. А при перелетах летчица контролирует показания приборов и действия второго пилота – ведь любая ошибка грозит непоправимыми последствиями и падением самолета.

Отдельными трудностями для женщин здесь становятся бытовые моменты. По словам известной летчицы «Аэрофлота» Ольги Кирсановой, рождение ребенка стало поводом для смены рабочего места и ненадолго выбило из привычной колеи женщину. Кроме того, здесь накапливаются и текущие бытовые вопросы, которые касаются внешнего вида и состояния формы – ведь о пилотах-мужчинах заботятся жены.

Королевы небес в России

В сравнении с практикой США, в РФ еще сильны стереотипы. Например, Америка выдала 27 000 летных лицензий женщинам, когда в России такие документы получили лишь 450 девушек. Что касается непосредственной практики управления воздушными гражданскими перевозками, за океаном в этой профессии заняты 1 000 человек, а у нас – 30 представительниц прекрасной половины человечества.

Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»

Причем львиную долю женщин, которые управляют гражданскими самолетами в России, составляют пилотессы «Аэрофлота». В лучшей авиакомпании страны работает 20 женщин, причем пятеро таких летчиц командуют экипажем, имея статус первого пилота. В 2009 году Ольге Грачевой впервые доверили командование бортом Boeing 767. В это же время Татьяна Рыманова добилась статуса командира авиалайнера Боинг 737 после прохождения тестов повышения квалификации.

Первым КВС Аэробуса А320 стала Елена Новичкова. 2014 год подарил стране еще одного командира прекрасного пола – Марию Уваровскую. Девушка стала первым пилотом судна Airbus A320, которое тоже числится в воздушной флотилии «Аэрофлота».

Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»

В марте 2015 года управление российской моделью Sukhoi Superjet-100 доверили Дарье Синичкиной. Кроме того, в авиакомпании работает еще 15 женщин, потенциал которых позволяет получить статус КВС в будущем. Ведь самой молодой представительнице летчиков авиалиний Марии Федоровой – 23 года. Девушка села за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 года.

Кроме того, огромный потенциал и у первого летчика-женщины Чеченской республики Ларины Евмурзаевой. Эта девушка доказала стране, что устоявшиеся стереотипы уже становятся пережитком прошлого времени. Думаем, что со временем авиация России выровняется с мировыми показателями этой отрасли, где место пилота занимает 10% представительниц прекрасного пола.

Перспективы

Немного поговорим о вероятном развитии подобной тенденции. Сегодня известные мировые авиаперевозчики твердо взяли курс на увеличение штата летчиков женского пола. Авиакомпания «British Airways» еще с 2013 года принимая на работу летчиков, отдает предпочтение соискателям-женщинам. Авиалинии «Lufthansa» зачислила в штат компании 300 летчиц. Этот показатель сегодня – максимальный на континенте.

Лидируют по числу пилотов прекрасной половины человечества США. Здесь популяризирована эта профессия, а декларирование равных возможностей не дает права отказа в обучении девушкам, которые мечтают о полетах. Правда, работать в гражданской авиации тут остается до 10% женщин, которые получили желанную лицензию.

Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом

Что касается России, последние пять лет показали четкие тенденции роста популярности летного дела среди слабого пола. Конечно, пока сложно преодолеть имеющиеся препоны, чтобы получить статус пилота авиации. Однако потребуется время, чтобы стереотипы остались в прошлом.

Читайте также:  Куда жаловаться на качество водопроводной воды: три варианта подачи жалобы

Отметим, ситуации, когда пассажиры сдают или меняют авиабилет, узнав, что авиалайнером управляет женщина – частое явление и в России, и в Европе. Хотя реальная практика доказывает обратное. Пока нет ни одного случая аварий на маршрутах, которые преодолевали воздушные суда, пилотируемые девушками.

Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки

Как видите, современный мир меняется. Женщина-водитель – уже привычное явление для городов России, поэтому в будущем изменится и отношение к девушкам, которые способны управлять авиалайнером и покорять небеса. Ведь делая такой выбор, прекрасная половина жителей РФ определяет и будущий образ жизни. Пилоты ограничены в создании классической семьи, но шансы увидеть мир и тяга к небу здесь становятся решающим фактором.

Летающие красавицы: русские женщины, успешно управляющие пассажирскими самолетами

Список типично мужских профессий очень велик. Например, вы не найдете женщину — шахтера, пожарника, машиниста… А вот пилоты — есть! Причем не только в Америке (на родине воинственного феминизма), но и у нас. Кто же эти красавицы и тернистой ли оказалась их судьба?

Много ли женщин в Аэрофлоте (и мы не о стюардессах)?

«Нууу, пилот…» — скажете вы. — «Вон, у нас ведь даже Терешкова была, первая женщина-космонавт»…

Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться работать в Аэрофлот. Другое дело — захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну, а кроме того, пилот постоянно должен быть в хорошей физической форме (не говоря уже об умении справляться со стрессами и высоким уровнем внутренней дисциплины). Тут проще на учительницу пойти, ну, или на менеджера!

Где готовят пилотов? В Ульяновске или Санкт-Петербурге, в летных вузах. А также в училищах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).

Что нужно сдать при поступлении?

  • Данные об общей успеваемости в школе.
  • Анализы, которые подтвердят отличное состояние здоровья.
  • Пройти психологические тесты.

Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Прогулов тут не терпят и оценок за «глазки» или короткую юбку никто не поставит.

Так сколько же у нас пилотесс? На 2016 год летную лицензию получили 450 представительниц прекрасного пола. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Большая половина, а именно 20 — в Аэрофлоте (пять из этих леди стали первыми пилотами, то есть командирами экипажа).

Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, пилот должен некоторое время пилотировать только грузовые борта, повышая квалификацию. Только после этого ему могут доверить пассажиров (и то после переучивания на летной базе — что, кстати, оказывается еще и недешево).

И не стоит думать, что штурвал выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают квалификацию, тренируются на тренажерах и сдают медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».

А как за океаном? В стране победившего феминизма пилотесс в разы больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские воздушные суда.

Когда женщины впервые взяли в руки штурвал?

В роли двигателя прогресса (как в случае с освоением многих других мужских специальностей) выступила война. Во время Первой мировой численность мужчин резко падала, и власти многих стран разрешали женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было кому воевать.

Таким образом первой женщиной-летчицей стала француженка Элиза Де Ларош (именно ее вы можете увидеть на этом ретро фото). Она впервые поднялась в небо более ста лет назад — в 1910 году.

В Российской империи тоже были такие революционерки — самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915 год). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных пилотесс. Во Второй мировой эта цифра еще больше увеличилась (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).

Что касается гражданской авиации, даже после Второй мировой в ней господствовали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.

Конечно, справедливости ради отметим: в 70-х годах в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (их закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе.

Имена современных «небесных балерин»

Как говорят у нас в стране, «героев нужно знать в лицо». Таких героинь — точно! Тем более, что лица у них красивые, характеры сильные, судьба небанальная и более чем интересная. Конечно, о каждой из тридцати мы рассказать не сможем. Но можем немного осветить биографию женщин, чаще других общающихся с прессой.

Мария Уваровская

С 2014 года — командир Airbus A320 Аэрофлота.

Она утверждает, что в России выучиться на пилотессу не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет все еще сложно. Во-первых, многие пассажиры относятся к пилотам в юбке более чем настороженно, а во-вторых, не с каждым мужчиной-коллегой легко сработаться (а «комплектация» экипажей все время меняется, так как руководство считает: если пилоты будут не знакомы, они не станут друг другу доверять, а значит, будут тщательнее проверять показатели приборов, контролируя друг дружку).

Трудно оказывается и с родными, которые не всегда отпускают дочерей или жен в небо. Например, первым делом, которое делает Мария после каждого приземления, бывает звонок маме. Хоть она и отпустила дочку покорять небеса, но во время каждого полета страшно волнуется за нее.

Ольга Кирсанова

Это не просто обладательница летной лицензии, а продолжательница семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).

Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказалось уйти в декрет. Она вынуждена была скрывать свое интересное положение до последнего, переучиваясь на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами начальство, узнав о предстоящем декрете женщины, с криками уволило ее. К счастью, все закончилось хорошо — когда малыш подрос, Ольгу приняли в Аэрофлот.

Дети — это самая тяжелая часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда за ними есть кому присмотреть (например, сын Ольги проживает с ее мамой, своей бабушкой).

Мария Федорова

Самая молодая летчица в нашей стране (да и во всем мире тоже), получившая штурвал пассажирского судна всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.

А еще есть Ольга Грачева (с 2009 года — командир Боинга 767), Татьяна Рыманова (командир Боинга 737), Елена Новичкова (КВС Аэробуса А320), Дарья Синичкина (пилотирует Sukhoi Superjet-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первая пилотесса среди чеченских женщин) и многие другие.

Ну, а вот это видео расскажет еще об одной живой легенде, вместе с которой нам повезло родиться. Светлану Капанину назвали семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание подарили ей не другие «небесные ласточки», а суровые мужчины-пилоты). Да, эта женщина — наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «ас в юбке». Итак, «Крылья Пармы», выступление за 2017 год. Это действительно красиво!

Сколько женщин-пилотов работает в частной авиации?

Это зрелище вгоняет в ступор множество путешественников, когда они поднимаются на борт частного самолета: длинные волосы, уложенные в аккуратную прическу, тонкие руки, направленные к навигационному управлению, пальцы со сверкающими кольцами, которые проверяют тумблеры и сверяют показатели. Наконец, пилот поворачивается, чтобы поздороваться и поприветствовать пассажиров на борту, и вы точно понимаете: это женщина.

Почему так непривычно видеть женщину-пилота в кабине чартерного самолета или в других отраслях авиации, включая коммерческие рейсы? Сколько представительниц прекрасной половины человечества являются пилотами частных самолетов и в целом трудятся в авиационной отрасли?

Прежде чем мы перейдем к статистике, давайте рассмотрим только две причины, по которым авиационная промышленность, особенно сегмент частной авиации, мечтает, чтобы там работало больше женщин.

  1. Женщины-пилоты хорошо образованы и сохраняют повышенное внимание к деталям

В частной авиации, где членов экипажа гораздо меньше, чем на коммерческих авиарейсах, пилотам необходимо как чувство внутренней работы самолета (для обеспечения безопасного и безаварийного движения), так и понимание четкой последовательности шагов, которые они должны выполнять перед взлетом. Женщины в этих вопросах гораздо более внимательны и скрупулезны.

  1. Женщины-пилоты, как правило, руководствуются высоким уровнем обслуживания клиентов
Читайте также:  Продажа квартиры с прописанными людьми: особенности сделки

В мире частной авиации сервис – это основной аспект, и авиаперевозчики знают, женщины часто берут на себя ответственность за то, чтобы путешественники были окружены заботой и чувствовали себя в полной безопасности. Более того, перевозчики почти всегда получают положительные отзывы о полете, если командиром экипажа была женщина.

Итак, теперь перейдем к статистике. Вот ряд самых показательных примеров.

ВсегоКоличество женщин
609 306Пилотов (всего)42 6947,01%
162 455В частной авиации*99716,14%
98 161В коммерческой авиации*62676,38%
149 121Ученики19 21912,89%

* Включает пилотов с сертификатом только на управление самолетом. Также включает тех, кто допущен к управлению самолетом, вертолетом и планером. Например, если пилот имеет сертификат на управление частным самолетом и сертификат управления коммерческим вертолетом, то он будет классифицирован как коммерческий.

Журнал «Women in Aviation International», созданный в 1994 году в виду необходимости поддержки и привлечения женщин в авиацию, говорит, что «За последние два десятилетия число женщин, занятых в авиационной промышленности, неуклонно растет, и сегодня женщин можно встретить почти в каждой отрасли авиации. Но, например, численность женщин-пилотов по сей день составляет всего 6% от общего количества пилотов».

Почему в частной авиации так мало женщин-пилотов?

Трудно ответить на этот вопрос, но, скорей всего, на это есть ряд причин:

— Нестабильное расписание в сравнении с коммерческой авиацией. В авиации существует возрастной ценз, поэтому у большинства женщин пик профессионального мастерства приходится на период создания семьи и появления детей. А рейсы, которые организуются в последнюю минуту, никак не располагают к стабильному материнству.

— Расходы. Обучение и получение лицензии пилота частного самолета обходится очень недешево. На это могут пойти либо дети богатых родителей, либо жены состоятельных бизнесменов. Ни те, ни другие не всегда с оптимизмом отпускают молодую женщину в столь опасную профессию.

Последний аспект можно минимизировать, если следить за стипендиями и грантами, которые периодически выделяются различными авиаперевозчиками.

«Победа» впервые выполнила полет с полностью женским экипажем. Предрассудки о мастерстве пилотесс вызвали споры в Сети

Борис Ломакин

24 ноября авиакомпания«Победа» в Facebook рассказала, что впервые в истории отправила в полет полностью женский экипаж. Самолет удачно долетел из Стамбула в Москву. «Встречайте наших потрясающих девушек! Кстати, по уровню профессионализма не уступают ни одному мужчине», — подчеркнули в авиакомпании.

Под записью появилось много комментариев, причем самых разных. Девушек хвалили и приводили примеры успеха в других профессиях, например, медицине.

Негативных реакций тоже было предостаточно, но заявления связаны в основном с предрассудками.

Женщина за штурвалом

«360» пообщался с российскими летчиками и узнал, что они думают про женщин-пилотов.

Бывший командир воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов в разговоре с «360» объяснил, что в авиацию должны идти только те женщины, которые жить не могут без неба. Однако профессия все-таки мужская.

Вопрос щепетильный, я не могу сказать что-то плохое о женщинах, но считаю, что все-таки это (рейс «Победы» с женским экипажем — прим.ред) исключение из правил, потому что это сугубо мужская профессия. И нагрузки, и перелеты, и экстремальность

«Я понимаю, что женщин к экстриму природа создала более устойчивыми, но напряжение очень огромное К сожалению, все равно к женщинам в авиации относятся, как к женщине на корабле. Я считаю, что женщина должна выбирать более женственную работу, чтобы растить детей и дома быть почаще», — поделился Романов.

Романов отметил, что женщина по своей природе очень аккуратна, а полеты выполняет тщательно и грамотно. Однако даже в вождении автомобиля «женщина — водитель специфический». «Я очень уважаю женщин, но считаю, что в эту профессию идти надо, когда без неба ты на самом деле жить не можешь. Зачастую так и происходит», — сказал Романов. Специалист добавил, что уважает женские команды, приведя в пример успехи летчиков прекрасного пола во время войны.

Источник фото: Flickr/Paul Eccles

Романов также рассказал жизненную историю, вспомнив стереотип о женщине за рулем. «Я не хочу никого обижать. Мы не будем говорить про блондинок, мы говорим про грамотных женщин, которые знают правила дорожного движения, но за свою жизнь я встречал во время своего движения на машине только двух женщин, которые пропустили меня, допустим, тогда, когда нужно было пропустить. Женщины смотрят вперед и думают только о себе, скажем так. А в основном женщина смотрит только прямо», — сказал Романов.

«Приходится искать самое темное место»: пилот рассказал о сложностях при ночной посадке самолетов

Он отметил, что это может быть связано с повышенным вниманием к девушкам на дороге. «Их достало это все, но, в основном, специфика вождения отличается от мужской», — подчеркнул Романов.

По словам специалиста, женщине сложно пройти испытания и стать профессиональным пилотом. «Пробиться женщине пилоту, может быть, в два раза тяжелее, [чем] мужчине. Приходят только избранные», — заключил Романов.

Летчик первого класса Андрей Литвинов в беседе с «360» не согласился с коллегой, отметив, что женщины — такие же профессиональные пилоты, как и мужчины, так как проходят такую же жесткую подготовку.

«Ну, у нас в „Аэрофлоте“ много, около 40 человек женщин-пилотов. И со мной летела пилотесса, второй пилот, и я сам сталкивался с ними. Ну, нормальные специалисты — у нас по-другому и быть не может. Они же проходят подготовку также, как и мужчины. На тренажере отрабатывают, все экзамены сдают, медкомиссии проходят, так что сложно понять, почему вокруг такой ажиотаж, но, я думаю, что и дальше это будет развиваться», — рассказал Литвинов.

Уже женщины у нас проникли везде — и в космос летают. Что им там Boeing управлять — ерунда

Говоря о том, в каких компаниях практика женщин-пилотов распространена, Литвинов назвал компанию Lufthansa. Там очень много «пилотесс». Что касается России, то в нашей стране «Аэрофлот» — первая компания, которая стала брать женщин на работу после училища.

«Когда у нас была только одна женщина — командир летала, это было в диковинку, везде ее приглашали журналисты, а теперь, когда их очень много, то, в общем-то, стало привычным для нас», — отметил Литвинов.

По словам Литвинова, женщине за штурвалом нужно доверять так же, как и мужчине.

«Женщина — это совершенно точно не мужчина, но, тем не менее, как-то они справляются и за штурвалом, и на дорогах в автомобилях. Поэтому здесь неизвестно, что лучше: женщина за штурвалом или мужчина за штурвалом. Такого исследования не делал никто, поэтому, может, наоборот женская логика лучше в авиации будет работать, чем мужская», — заключил специалист.

Источник фото: Flickr/Kristopher Hull

Триумф прекрасного пола

В 1909 году француженка Раймонда де Ларош стала первой женщиной, которая получила свидетельство пилота. В России это была Лидия Зверева, которая получила свою лицензию в 1911 году. Однако обычно девушки летали только в компании с мужчинами.

Первый в истории «женский рейс» осуществила авиакомпания Air Zimbabwe 13 ноября 2015 года. Самолет Boeing 737 летел из Хараре в Виктория-Фолс. Самолетом управляли женщины. Этот полет не был межконтинентальным или международным: оба города находятся в Зимбабве. Кроме того, наземное обслуживание осуществлялось как женщинами, так и мужчинами.

19 ноября того же года авиакомпания Ethiopian Airlines тоже отправила в рейс только женщин. Весь комплекс работ по подготовке к вылета и выпуску лайнера в полет осуществляли только женщины. Самолет следовал по маршруту Аддис-Абеба — Бангкок.

Источник фото: Flickr/steeleman204

В 2016 году в Саудовской Аравии впервые приземлился полностью женский экипаж. Трио женщин-пилотов из Брунея посадило самолет в Джидде — экономической столице Саудовской Аравии. Там девушкам запрещено водить даже машину. Экипаж авиакомпании Royal Brunei Airlines вошел в историю сразу по двум пунктам: сначала первый женский экипаж прилетел в аэропорт, а потом еще и получил разрешение на посадку.

В 2017 году американская авиакомпания Southwest Airlines совершила первый в истории страны «женский рейс». Самолет летел из Сент-Луиса в Сан-Франциско.

Сейчас женских рейсов больше, так как такие полеты перестали быть в диковинку, и о них перестали так часто писать.

Ссылка на основную публикацию