Кто отвечает за содержание лифтов: реальная история и советы экспертов

Действия управляющей организации при поломке лифта многоквартирного дома

Лифт является общим имуществом многоквартирного дома (далее-МКД). Соответственно, любая его поломка – головная боль управляющего МКД.

Следует отметить, что среди «изобилия» общего имущества, лифт является важным помощником в жизнедеятельности жителей дома и сроки с последствиями его неисправности жёстко регламентированы действующим законодательством РФ.

В соответствии с п.4.4.5 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-042004 (утв. Госстроем РФ) для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации лифтов организация, обслуживающая жилищный фонд может привлекать специализированную организацию по лифтам, располагающую техническими средствами и квалифицированными специалистами.

На основании п.16 Приложения № 7 Правил № 170 (Постановление Госстроя от 27 сентября 2003 года) в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входит з амена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.

Таким образом, в настоящее время управляющие организации (далее по тексту -УО) заключают договора со специализированными организациями, однако многие УО при поломке пассажирских (грузовых) лифтов не находят верный алгоритм действий в случае такой «беды».

Так что всё-таки делать УО, если лифт стал небезопасным для перевозки граждан либо просто стал неисправен, а, также в случае отсутствия у управляющего денежных средств на его срочный ремонт?

Прежде советуем обратить внимание на пункты договора со специализированной организацией по обслуживанию лифтов, где обычно указаны сроки замены деталей. Следует учесть, что такие организации имеют некий «ремонтный запас» в размере 2-3 процентов (к примеру, на ремонт 3 лифтов из 100).

Учитывая вышеизложенное, имея на руках совместный акт со специалистами лифтовой организации, следует направить письменное обращение в лифтовую организацию с целью устранения неполадки.

Работами, необходимыми для устранения неисправности лифта, может являться как замена (к примеру) подшипника редуктора, требующего минимальных затрат, так и полная замена самого редуктора, вышедшего из строя. Таким образом, существует вероятность наладки вышедшего оборудования специализированной организацией, с которой всё-таки не случайно у управляющих МКД заключен специализированный договор.

В случае получения отрицательного ответа об устранении неисправности от лифтовой организации (вероятней всего, по причине необходимости вложения значительных средств на ремонт), на его основании после его получения можно провести общее собрание собственников помещений МКД о финансировании замены части лифта, вышедшего из строя. В данном случае на УО работает статья 210 ГК РФ (собственник обязан содержать своё имущество).

В расходах на содержание лифтового оборудования участвуют все собственники независимо от расположения их помещений в доме, т.к. данные расходы не являются расходами за пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (Письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14, определение ВС РФ от 20.04.2016 года № 117-АПГ16-2).

На основании Определения Конституционного суда РФ от 22 декабря 2015 года № 3026-О:

«…Часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системной связи с другими нормами данного Кодекса, в том числе с частью первой его статьи 39, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, и с частью первой его статьи 156, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 162), направлена на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491), на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.).

Таким образом, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возложение на управляющую организацию бремени содержания чужого имущества и, исходя из фактических обстоятельств дела ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство», которыми не подтверждается возникновение у заявителя убытков вследствие недофинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме деятельности по содержанию принадлежащего им имущества, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте».

Вышеперечисленные советы могут помочь УО лишь в случае оперативных действий и отсутствии:

а) дела об административном правонарушении;

б) предписания контролирующего органа.

В случае длительного времени неисправности лифта у УО существуют следующие риски.

Пункт 3 Правил содержания лифтов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743) прямо указывает на управляющую организацию как на «владельца объекта», то есть лифта, и именно его обязывает к ряду необходимых мер. Аналогичные положения содержатся в п.5.10.2 Правил технической эксплуатации жилья (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170): управляющая организация – это эксплуатирующая организация. И хотя определенную часть соответствующих «лифтовых» работ может выполнять только специализированная организация, ( п.5.10.1 Правил технической эксплуатации жилья), однако именно управляющая организацияотвечает за соответствие лифтового оборудования требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и именно она будет наказана, если в работе лифтов обнаружатся неисправности ( постановления ВС РФ от 27.03.2018 № 25-АД18-2, Одиннадцатого ААС от 22.03.2019 года № 11АП-1050/1, Шестого ААС от 29.08.2017 года № 06АП-3992/17, Девятого ААС от 29.08.2016 года № 09АП-36508/16). Если ранее управляющая организация в подобной ситуации привлекалась по ст.14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов), то с 06 марта 2019 года ответственность может наступать по ст.9.1.1 КоАП РФ (Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов; за простое нарушение требований – штраф до 40 тыс. руб, а за нарушение с угрозой жизни и здоровью – штраф до 350 тысяч рублей или приостановление деятельности).

Пример судебной практики:

Решением Звенигородского городского суда Московской области от 20 февраля 2017 г. по делу № 12-27/2017 управляющая организация привлечена к административной ответственности за остановку работы пассажирского лифта. Суд посчитал, что у управляющей организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следует отметить, что пунктом 6 Правил от 13.08.2006 года № 491 определены случаи снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. К таким отнесено оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В данном случае у УО может возникнуть обязанность по производству перерасчета.

Данный факт также подтверждает судебная практика:

Поскольку в состав платы за содержание и ремонт общего имущества входит, в том числе плата за содержание лифта, указанная плата подлежит перерасчету. (Решение Арбитражного суда Костромской области от 11 апреля 2016 г. по делу № А31-981/2016).

Статью о перерасчете за простой лифтов можно прочесть здесь .

Учитывая вышеизложенное, доверительные отношения со специализированной организацией могут помочь УО в оперативном ремонте части устройства лифта.

Если у УО есть возможность в кратчайшие сроки провести общее собрание собственников помещений в МКД, в котором сломался лифт, по вопросу финансирования наладки лифта. В случае решения собственников об отказе в финансировании замены части лифта для его ремонта (отсутствие кворума), УО необходимо будет самостоятельно устранить неполадки, а затем выходить с иском в суд к собственникам помещений МКД о взыскании данных расходов управляющей организации на следующем основании:

В «проблемных» домах, изобилующих жалобами собственников их помещений ремонт необходимо сделать как можно быстрее. Не следует забывать, что ремонт неработающих лифтов в многоквартирных домах должен быть произведён в течение 24 часов.

Лишь отсутствие в населенном пункте необходимой детали, официальные документы о сроках её доставки, ответ специализированной (лифтовой) организации о дорогостоящем ремонте, наличие второго лифта в доме (как возможность осуществления транспортировки грузов и людей) могут «смягчить» наказание УО за несвоевременный ремонт лифта.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на закрытый раздел форума. Вся необходимая информация тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

PRO новостройку +7 (499) 450-27-46 (Москва)

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Обслуживание лифтового хозяйства многоквартирного дома: виды ремонтов и ответственные лица

Современные лифты – это обязательный конструктивный элемент многоквартирного жилого дома (в дальнейшем – МКД), обеспечивающий возможность быстрого подъёма на нужный этаж. Для поддержания их в рабочем состоянии должны приниматься специальные меры, включая ремонт и комплексное обслуживание.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !

Виды ремонтных работ, организуемых в рамках обслуживания

Эти конструкции относятся к классу сложных подъёмных механизмов, поддержанием работоспособности которых должны заниматься специализированные компании.

Для этого по согласованию с жильцами дома их уполномоченным представителем выбирается профильная организация, с которой впоследствии заключается договор на обслуживание лифтов.

5 этапов создания ТСЖ, смотрите по ссылке.

При составлении плана предстоящих работ ответственные сотрудники обслуживающего подразделения должны руководствоваться действующими нормативными актами .

Кто является собственником лифта и кто отвечает за его работоспосбность? Смотрите видео:

Согласно этим документам обслуживание подъёмных механизмов в многоквартирном доме организуется по типовой схеме, включающей в себя следующие пункты:

  • текущий ремонт, связанный с небольшими поломками оборудования;
  • плановое или внеплановое техническое обслуживание;
  • плановый капитальный ремонт.

Рассмотрим каждое из этих технических мероприятий более подробно.

Текущий ремонт

Указанный вид обслуживания относится к работам, обязательным для поддержания лифтового хозяйства любого высотного дома в исправном состоянии.

В рамках такого ремонта устраняются мелкие неисправности и неполадки, вследствие чего пауза в работе подъёмного оборудования МКД не критична для его пользователей.

Обратите внимание: В рамках текущего ремонта также осуществляются действия профилактического характера, сводящиеся к замене ненадёжных или давно устаревших деталей.

Сроки проведения этого вида обслуживания устанавливаются действующими нормативными актами, касающимися работы современного лифтового оборудования.

Техническое обслуживание

Под техническим обслуживанием понимается целый комплекс профилактических мер, включающий в себя следующие обязательные процедуры:

  • периодические осмотры лифтового хозяйства;
  • оперативное техническое обслуживание, связанное с устранением внезапно обнаруженных неполадок (от ремонта оно отличается ограниченностью вмешательства в работу подъёмных механизмов);
  • аварийное обслуживание, связанное с высвобождением из лифтовой кабины застрявших в ней граждан и подобные этому случаи;
  • внеплановый капитальный ремонт.

Далее каждый их этих видов техобслуживания будет рассмотрено отдельно.

Осмотр лифта производится компанией в соответствии с нормативами.

Осмотры

При проведении визуальных осмотров специалисты обслуживающей компании обследуют основные узлы лифтового оборудования МКД, причём особое внимание уделяется автоматическим подъёмным механизмам.

При этом проверяется состояние подводящих кабелей и исполнительных механизмов (электродвигателей, в частности), а также автоматики, отвечающей за функционирование всей системы в целом.

Оперативное и аварийное обслуживание

Согласно действующим нормативам оперативное техническое обслуживание осуществляется по согласованию с заказчиком, но не реже чем один раз год.

Дополнительная информация: В качестве вариантов этого вида обслуживания могут рассматриваться ежемесячный или же ежеквартальный выезд на прикреплённый объект. В сравнении с регулярным осмотром объём выполняемых при таких выездах работ не так велик.

Особенностью аварийного техобслуживания является экстренный характер оказания помощи попавшим в неприятную ситуацию гражданам с последующим восстановлением работоспособности неисправного узла.

Как организовать видеонаблюдение в многоквартирном доме? Смотрите здесь.

Внеплановый капитальный ремонт

Этот вид техобслуживания предполагает полную или частичную замену отдельных механизмов в конструкции лифтового оборудования.

Внеплановый капитальный ремонт предполагает замену важных узлов и механизмов.

Условно он подразделяется на следующие три категории:

  • мелкий, при котором устраняются небольшие неисправности путём замены единичных износившихся элементов или узлов;
  • средний ремонт, связанный с необходимостью поменять такие элементы системы, как тормозной привод, тяговый электродвигатель, его редуктор и другие ответственные узлы системы подъёма;
  • крупный, предполагающий обновление большинства механизмов в сильно износившейся конструкции.

Внеплановый ремонт может быть организован как непосредственно на месте устранения неисправностей, так и в условиях специализированной мастерской (выбор того или иного подхода определяется сложностью предстоящих работ).

При получении заключения о необходимости серьёзного ремонта собственники имеют право настоять на его незамедлительном проведении.

Капитальный ремонт (плановый)

Для этого вида ремонта, проводимого по заранее согласованной программе, необходимо коллективное решение собственников лифта (жильцов МКД).

О функциях и целях создания ТСЖ можно узнать тут.

Подготовка к этому ответственному мероприятию организуется следующим образом:

  • представители управляющей жилой компании должны за полгода до начала работ проинформировать жильцов о возможности проведения капитального ремонта в установленные сроки;
  • собственники лифтового имущества в течение 3-х месяцев обязаны принять решение о необходимости ремонта или об отказе от этого мероприятия;
  • в случае принятия положительного решения коллективное собрание жильцов закрепляет его в письменной форме, после чего оформляется вся необходимая для организации ремонта документация;
  • в том случае, когда собственники не смогли определиться с конкретным решением – сроки капремонта устанавливаются согласно графикам, утверждённым в рамках муниципальной программы.

Проводить капитальный ремонт или замену лифта, теперь зависит от решения жильцов. Смотрите подробности в этом видео:

Для исключения ошибки при выборе компании, специализирующейся на ремонтных работах этого класса рекомендуется ориентироваться на следующие признаки:

  1. Наличие официального статуса ремонтной организации.
  2. Уровень подготовленности (квалификации) ремонтного персонала.
  3. Неукоснительное следование нормативным требованиям (соблюдение стандартов и ГОСТов).
  4. Наличие диспетчерской и аварийной служб, осуществляющих контроль исполнения работ.

В случае если выбранная компания соответствует всем указанным выше признакам – можно смело заключать договор с её представителями.

Ответственность за содержание лифтового хозяйства

В соответствии с жилищным кодексом РФ (статья 36) лифтовые механизмы относятся к имуществу, общему для проживающих в МКД лиц.

Однако согласно действующему законодательству эти лица также должны платить по указанной статье, которая в данной ситуации классифицируется как общедомовые нужды.

Вследствие этого и ответственность за состояние лифтовых механизмов распространяется на всех арендаторов жилых и нежилых помещений, независимо от формы собственности.

В определённой мере эта ответственность ложится и на управляющую компанию (УО), которой доверено контролировать финансовые потоки в части общедомовых нужд.

Как проводится оплата капитального ремонта в многоэтажных домах? Порядок сбора средств смотрите тут.

Но поскольку в её штате не предусмотрены ремонтные службы – представители УО заключают договор на обслуживание лифта с той или иной профильной компанией.

Оплата содержания лифта

Стоимость содержания лифта в МКД обычно складывается из следующих составляющих:

  • оплата за потреблённую электроэнергию;
  • расходы на содержание лифтового механизма, периодически нуждающегося в обслуживании и ремонте;
  • и ные издержки, связанные с эксплуатационными особенностями лифтового хозяйства.

Все перечисленные выше показатели после их суммирования формируют показатель общей для МКД стоимости пользования лифтом.

Обратите внимание: Количество проживающих на этой площади лиц при оплате не учитывается.

Заключение

Резюмируя все ранее сказанное, констатируем, что обслуживанием лифта должна заниматься специализированная служба, с которой управляющей компанией предварительно заключается договор.

Оплата расходов по его содержанию взимается с каждого их жильцов МКД (включая владельцев квартир, расположенных на первых двух этажах).

При этом принятие окончательного решения по формированию суммы платежей за содержание лифтового хозяйства относится к ведению управляющей компании.

Как поменять УК, если она не справляется со своими обязанностями? Ответы тут.

В соответствии с указанным распределением ответственности, при наличии серьёзных замечаний по работе лифта с жалобой можно обращаться в управляющую компанию или напрямую в диспетчерскую обслуживающей организации.

Номер телефона диспетчера обычно указывается на видном месте в пределах лифтовой кабинки.

Вверх по ступеням. Кто ответит за неисправные лифты?

Мы с вами постоянно находимся в зоне риска, судя по данным нашей Генпрокуратуры, — почти половина лифтов во многих регионах изношена на все 100 процентов. Кто же несёт ответственность, если в результате неисправностей пострадали люди

Для пенсионерки Ольги Немыкиной поездка в лифте – настоящий стресс. Постоянный скрежет, ездить действительно страшно. Подъёмник многоэтажки ломается часто, 2-3 раза в неделю. Самостоятельно подниматься на 17-й этаж, тем более пожилым или мамам с коляской – нереально, поэтому приходиться рисковать.

Независимая экспертиза показала, что лифтовое оборудование – непригодно для эксплуатации. Обеспокоенные жильцы много раз просили управляющую компанию решить проблему, но безуспешно. Они ссылаются на то, что нет денег, нет средств на исправление этих недостатков.

И таких случае – сотни по всей стране. В одном из многоквартирных домов в Сочи сорвалась кабина лифта, в которой находились двое детей. У пострадавших — ушибы и тяжёлая психологическая травма. В ходе следствия выяснилось, что изношенное подъёмное устройство должны были заменить ещё в прошлом году. Но ограничились лёгким ремонтом, после которого механизм стал работать ещё хуже.

Жильцы подали в суд, выяснили, что там ничего не менялось. Выиграли суд, обязали администрацию разобраться и сделать замену лифтов. По данным Генпрокуратуры, самые распространённые нарушения – это некачественный ремонт и ненадлежащее техническое обслуживание, а также эксплуатация лифтов, которые отслужили свой срок.

В случае аварий и несчастных случаев первые, кого подозревают в халатности, — это простые рабочие. Сейчас в Москве идёт суд по громкому делу о гибели Ирины Володиной в результате падения лифта в элитном жилищном комплексе «Алые паруса». И единственный обвиняемый в трагедии – электромеханик Алексей Белоусов.

Если работник некачественно провёл ремонт, на который его отправила управляющая компания или коммунальные службы, конечно же, он будет нести за это ответственность. В то же время ответственность никто не снимает и с управляющих компаний, которые обязаны контролировать качество работ выполненных.

Формально за безопасную эксплуатацию лифтов в жилых домах отвечают управляющая компания и организация, которая обеспечивает техническое обслуживание подъёмников. Но здесь есть две серьёзные проблемы, говорят эксперты. Во-первых, открыть компанию по обслуживанию лифтов может любой желающий, никаких строгих требований и ограничений — нет.

Лицензия на этот вид деятельности давно отменена, и в отсутствии органа госконтроля и надзора фактически вся ответственность за выбор организации лежит на управляющей компании.

Вторая проблема в том, что за привлечение к работе непрофессиональных подрядчиков нет никакого наказания. Поэтому управляющие компании охотно экономят и заключают договор с теми обслуживающими организациями, у которых самые низкие расценки. А в случае чрезвычайной ситуации крайними нередко становятся не руководители, а рядовые исполнители. Здесь можно уповать только на нашу судебную систему и юридическую практику. Кто меньше всего защищён, тот и больше всего виноват.

Если в вашем доме проблемы с лифтами, жильцам необходимо составить заявление в жилищную инспекцию или Ростехнадзор, для проверки действий управляющей компании. Ростехнадзор проводит плановые проверки и внеплановые по обращениям граждан. Если эксплуатация лифта угрожает жизни и здоровью граждан, заявка отправляется в прокуратуру и после одобрения проводится внеплановая проверка лифтового хозяйства. Штраф за нарушения эксплуатации лифтов от 300 до 500 тыс. руб.

Эксперты уверены, что ситуацию необходимо в корне менять. Прежде всего, нужно чётко прописать в законе ответственность и управляющих компаний, и обслуживающих организаций за качество проводимых работ и квалификацию персонала, который допускается к лифтовому оборудованию. Если безнаказанности не положить конец, то подъёмники в жилых домах так и будут содержаться кое-как, представляя угрозу жизни и здоровью людей.

НАШИ ПРАВА: Жители многоэтажек заплатят за лифты по полной

В скором времени в стране начнет действовать технический регламент безопасности лифтов. Он устанавливает минимально необходимые требования к безопасности лифтов на всех стадиях их производства, эксплуатации и ремонта. Однако безопасный минимум обойдется недешево.

В скором времени в стране начнет действовать технический регламент безопасности лифтов. Он устанавливает минимально необходимые требования к безопасности лифтов на всех стадиях их производства, эксплуатации и ремонта. Однако безопасный минимум обойдется недешево.

О том, какие изменения должны быть сделаны в лифтовом хозяйстве города и за чей счет, мы рассказываем в очередном выпуске приложения «Наши права».

За лифты отвечает собственник

Действие нового техрегламента распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории Российской Федерации в жилых и офисных зданиях. Регламент не распространяется на лифты в шахтах, на кораблях и в самолетах.

Регламент четко определяет понятие «владелец лифта». Это собственник или собственники здания, сооружения или его части, в котором находится лифт. Для многоквартирного дома это собственники всех помещений в доме, которые владеют им на правах общей долевой собственности. Кроме того, владельцами лифтов признаются организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится то или иное здание или сооружение.

Жителям многоэтажек, имеющих в собственности квартиры, стоит знать, что именно они являются владельцами лифтов со всеми вытекающими из этого финансовыми последствиями. Правда, большинство собственников квартир передали свои дома в оперативное управление УК — управляющим организациям в лице жилкомсервисов. Однако несут ли они ответственность за лифты, зависит от условий договора, подписанного ими с собственниками квартир.

Главное — контроль

Владельцы лифтов обязаны организовывать периодические осмотры, техобслуживание и ремонт лифтов, а также оценку их соответствия техническому регламенту. Самостоятельно эти работы они проводить не вправе и обязаны привлекать для этого специализированную лифтовую организацию.

Если текущий контроль за работой лифта ведет диспетчер, к работе его могут допускать только после аттестации специалистами-лифтовиками.

Четверть века — это предел?

Владельцы лифта обязаны пресечь его эксплуатацию немедленно по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Если в паспорте сведений нет, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Ранее таких строгих требований к возрасту лифтов не существовало. Старый, но исправный лифт можно было эксплуатировать, получив соответствующее разрешение. Теперь все будет гораздо сложнее: лифт придется модернизировать в соответствии с новыми требованиями или менять.

Этот пункт технического регламента может стать самым разорительным для жителей многоквартирных домов. Дело в том, что ремонт лифта с истекающим сроком эксплуатации (вместе с шахтой) обходится в сумму не менее миллиона рублей. Покупка нового лифта обойдется в сумму не менее полутора миллионов. И все эти деньги обязаны выложить из своего кармана собственники квартир многоквартирного дома.

В Петербурге не менее половины лифтов уже отработали свой ресурс — некоторые дважды — и давно требуют замены или капремонта. Ранее эти работы велись за счет бюджета города, который делал таким образом владельцам квартир весьма щедрый подарок. Власти города резонно предполагали, что заставить собственников квартир оплачивать замену лифтов им не удастся, а эксплуатировать старые лифты — опасно для жизни. И так в городе было немало несчастных случаев. Возможно, именно поэтому в городе действовала программа модернизации лифтов. В прошлом году, например, на эти цели было выделено более 600 миллионов рублей. Хватило как раз на 600 лифтов.

Сейчас средства на эти цели резко сокращены. Что будет дальше — неизвестно. Однако вполне может наступить момент, когда в десятках и даже сотнях домов технические службы вынуждены будут просто останавливать лифты, не прошедшие модернизацию вовремя.

Кстати, даже за утилизацию старого лифта придется тоже платить жителям квартир, оформивших их в свою собственность.

Защита от вандалов

Технический регламент обязывает владельцев ставить в лифтах, доступ к которым не ограничен, специальную защиту от вандализма. В том числе:

  • отделку ограждения, стен, потолка и пола лифта из материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания;
  • выполнение всех кнопок, сигнализации, освещения в кабине и на этажных площадках из материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания;
  • сплошное ограждение шахты;

Если лифт подключен к диспетчерскому контролю, связь его с пунктом управления должна быть постоянной.

Раз в год — на проверку

Ранее сертификацию лифтов владельцы были обязаны проводить только по истечении определенных сроков службы. Теперь эта процедура должна повторяться каждый год. Она называется оценка соответствия или декларирование соответствия. Для ее проведения потребуется полное, периодическое или частичное техническое освидетельствование каждого лифта, а также проведение экспертизы и государственного контроля. Выбор той или иной процедуры зависит от возраста лифта.

Обязательной сертификации органом по сертификации подлежат пять устройств каждого лифта:

Новые лифты будут сертифицироваться специальными лабораториями на месте их производства. Старые должны пройти ту же процедуру с помощью специализированной лифтовой организации, которая должна провести испытания почти как в лаборатории, представить в орган сертифицирования все результаты и ждать документа о сертификации. Без него лифт эксплуатировать будет невозможно.

Видимо, в связи с длительностью этой процедуры срок вступления в силу регламента о безопасности лифтов отодвинут на 2010 год. За это время лифтовики должны получить сертификаты на действующие лифты. А управляющие организации (и соответственно собственники квартир) должны выступать инициаторами проведения этой работы.

Кстати, лифтовые организации бесплатно работать не будут. А в органы сертифицирования ближе к сроку начала действия регламента наверняка выстроится длинная очередь желающих получить документ, разрешающий эксплуатацию лифта.

Здесь есть, правда, одна лазейка. Типовые лифты могут быть сертифицированы путем «установления тождественности их характеристик существенным признакам». Этот пункт предполагает, что сертификацию каждого из старых лифтов можно проводить по представленной заявителем документации. Вот только не факт, что такая документация сохранена на все лифты и доступна для тех, кто будет заказывать сертификацию и оплачивать ее.

Платить придется постоянно

Каждый владелец лифта обязан заключить с органом сертификации договор о периодическом техническом освидетельствовании. Оно обязательно раз в год. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации.

При замене отдельных узлов и механизмов лифт должен быть освидетельствован дополнительно, если ремонт затрагивал конструкционные элементы лифта и систему его безопасности.

Лучше позаботиться заранее

После испытаний (или проверки документации) орган по сертификации имеет целый месяц для того, чтобы определиться с решением по каждому конкретному лифту. Этот орган вправе выдать сертификат соответствия или отказать в его выдаче. Отказ должен быть мотивированным, но это не окончательный приговор. Владельцам лифта дается возможность устранить несоответствие требованиям технического регламента и обратиться за сертификатом повторно.

Срок действия сертификатов соответствия на новые серийно изготавливаемые лифты и устройства безопасности лифтов — от 3 до 5 лет, в зависимости от выбранной схемы сертификации. Если их устанавливают в течение этого срока, сертификат действителен в течение назначенного срока службы.

После установки лифта и приема его в эксплуатацию сертификация проводится раз в год.

Естественно, владельцам лифтов лучше позаботиться о сертификации, не дожидаясь истечения предельных сроков ее назначения. При этом надо учесть, что информация о результатах сертификации будет направлена в органы госконтроля в течение 10 дней со дня принятия решения о выдаче или об отказе в сертификате. Если владельцы будут эксплуатировать лифт без сертификата, их ждут серьезные неприятности. За решетку, конечно, не посадят (если жертв не будет), но штрафы назначат существенные. Выплачивать их придется управляющим организациям, а в итоге — собственникам квартир.

Что будет со старыми лифтами?

Как-то трудно себе представить, что в одночасье от четверти до половины многоэтажек Петербурга останутся без лифтов, выработавших свой срок эксплуатации. Авторы технического регламента оставили для них лазейку: старые лифты должны подвергнуться процедуре оценки соответствия своего технического состояния требованиям нового регламента безопасности лифтов. Однако сама эта оценка — процедура достаточно дорогостоящая. И владельцам лифтов стоит подумать, что обойдется им дешевле: покупка нового лифта с определенной помощью из бюджета города или экспертиза старого и его дорогостоящий ремонт, без которого ни один лифт старше 25 лет обойтись просто не сможет.

Правда, формально у владельца лифта есть выбор из трех возможных: модернизация лифта, его замена либо выведение лифта из эксплуатации.

Лифты должны переписать

После монтажа или ремонта лифты проходят полное техническое освидетельствование. Результаты заносятся в паспорт лифта и оформляются актом, который передается специализированной лифтовой организации. После чего лифтовики обязаны оформить декларацию соответствия лифта требованиям технического регламента. Копия декларации прилагается к паспорту лифта и подлежит хранению в течение всего срока эксплуатации.

Все лифты подлежат учету в органах государственного контроля. Зарегистрировать лифты обязаны сами их владельцы не позднее чем через 10 дней после их установки или капремонта. До ввода лифта в эксплуатацию не допускается его использование для транспортировки людей и грузов, не связанное с его монтажом, наладкой и испытанием.

Сроки экспертизы

Для лифтов, которые были установлены до ввода в действие нового технического регламента, но предельный срок службы еще не выработали, также установлены обязательные проверочные процедуры. Владельцы лифтов обязаны обеспечить проведение обязательной экспертизы этих устройств. Хорошо еще, что для этого дается достаточно большой срок:

  • 5 лет — для лифтов, изготовленных до 1992 года;
  • 7 лет — для лифтов, изготовленных после 1992 года.

При проведении экспертизы проверяется соответствие лифта общим требованиям безопасности нового регламента. Если будет выявлено несоответствие, специалисты обязаны дать владельцам рекомендации по повышению безопасности лифта и сроки их выполнения. Нарушать эти сроки не рекомендуется, иначе органы госконтроля запретят использовать «лифт-нарушитель».

Фото Натальи ЧАЙКИ, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Подъем переворотом: в РФ введут госконтроль за безопасностью лифтов

За безопасностью лифтов в жилых домах и общественных зданиях начнут следить на государственном уровне. Об этом говорится в документах правительства, с которыми ознакомились «Известия». Ответственный за подготовку законопроекта — Ростехнадзор. В Госдуму документ внесут в феврале. Около четверти лифтов в российских многоэтажках используются, несмотря на истекший срок эксплуатации, отмечают эксперты. При этом еще восемь лет назад подъемники исключили из списка опасных объектов, и их безопасность фактически никто не контролирует.

Лифтовое неустройство

Изменения, предусматривающие введение федерального контроля за содержанием лифтов в жилых и общественных зданиях, внесут в статью 55.24 Градостроительного кодекса. Законопроект поручено подготовить Ростехнадзору, который уже представил документ в кабмин, а в феврале внесёт в Госдуму. Об этом говорится в плане законопроектной деятельности правительства, с которым ознакомились «Известия». Также на федеральном уровне начнут следить за безопасностью подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов.

В 2013 году лифты были исключены из реестра опасных производственных объектов, напомнил директор по развитию Professional FM Александр Устинов. Это произошло после вступления в силу технического регламента Таможенного союза. В результате надзор за безопасностью этого оборудования был разделен между разными органами, а полномочия Ростехнадзора заметно сокращены, рассказал «Известиям» ответственный секретарь экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук.

–– Очевидно, что необходимо устранить правовые пробелы и создать единую систему надзора на всех стадиях ­­­— от проектирования лифтов до их демонтажа, –– сказал эксперт.

Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Ростехнадзора, в 2017 году постановление правительства № 743 утвердило правила безопасного использования и содержания лифтов. Однако госконтроль за соблюдением этих правил владельцами оборудования не предусмотрен.

–– Решение о необходимости надзора было принято правительством РФ. В соответствии с его поручением Ростехнадзор разработал и внес в правительство законопроект, — рассказали «Известиям» в службе.

В ведомстве добавили, что разработка законопроекта уже закончена. Порядок проведения контроля, а также ответственные за это органы власти, будут определены позже положением о соответствующем виде надзора. Оно будет утверждено постановлением правительства РФ.

При этом законопроект не регулирует вопросы ответственности за нарушение правил по безопасности лифтов, отметили в пресс-службе Ростехнадзора.

Павел Склянчук добавил, что новый закон, скорее всего, станет бланкетной нормой в Градостроительном кодексе. Порядок ее применения будет расписан на уровне актов кабмина.

Почему важно

По словам Павла Склянчука, самая большая проблема с лифтами — в многоквартирных домах, где зачастую используются подъемники с истекшим сроком эксплуатации — более 25 лет. Таких лифтов по всей стране около 100 тыс. По данным члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктора Зубарева, всего в стране более 400 тыс. домовых лифтов, то есть четверть из них находится в крайне изношенном состоянии. Поэтому необходим повышенный контроль за обслуживающими организациями, считает Павел Склянчук.

По данным Виктора Зубарева, полную замену лифтов в стране власти планируют завершить к 2025 году.

–– Сейчас обнаруживаются десятки тысяч нарушений и неисправностей оборудования. Это происходит потому, что пока за состояние лифтов отвечают только их владельцы и зачастую проводят проверки «для галочки», –– отметил депутат.

По информации члена Общественного совета при Минстрое РФ Рифата Гарипова, после того как лифты в 2013 году исключили из категории опасных производственных объектов, по его данным, количество несчастных случаев растет.

Фактически сейчас нет контроля за деятельностью обслуживающих организаций. Проверить компании можно только, если лифт уже сломался или произошло ЧП, отметил Рифат Гарипов. Отсутствие жесткого контроля в этой сфере привело к тому, что установкой, обслуживанием и ремонтом подъемников занимаются неквалифицированные сотрудники. Происходят нарушения техники безопасности, травмируются и гибнут сами работники, добавил эксперт. Госконтроль призван решить эти проблемы, добавил член генсовета «Деловой России», владелец ГК «Удача» Владимир Прохоров.

–– Как девелоперы мы всецело поддерживаем инициативу и считаем ее наиболее эффективным методом контроля за лифтами в сложившихся реалиях российского рынка, –– сказали «Известиям» в пресс-службе компании Capital Group.

При этом, как отметил Александр Устинов, изменения могут отразиться на стоимости эксплуатации лифтов — у подрядчиков появится повод поднять цены на 10–15%. Введение госконтроля может привести к тому, что снова станет обязательной аттестация лифтеров, то есть возникнут расходы на их обучение.

Управляющие компании, в свою очередь, также будут пытаться поднять цены для граждан, считает эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ Арсений Беленький. Стоимость ЖКУ может вырасти на 1–2%, предположил он.

Экспертиза лифтов, что это – обязанность УК или источник заполучить дополнительные средства от жителей.

Вот уже на протяжении длительного времени ведется переписка с управляющей организацией по актуальному вопросу – проведение экспертизы лифтов по истечении максимального срока эксплуатации.

Времени потрачено много, бумаги изведено – куча, источников перелопачено – море. Но истина должна восторжествовать. Ну по крайней мере на это всегда стоит надеяться.

Невозможное количество отписок со стороны управляющей организации уже не удивляет. Но удивляет другое совершенное нежелание слушать обоснованные аргументы. Но камень воду точит. Благодаря такому волшебному источнику, как Интернет, удается получить информацию, о которой никогда и не за какие коврижки не раскроет управляющая организация.

Так как работа лифтов касается не только здоровых людей, которые вполне могут использовать лестничные пролеты в качестве кардиологических тренажеров, как пошутили в местной СИТВ, стоит отметить, что в каждом подъезде проживает много пенсионеров, семей с маленькими детьми, а также инвалиды, обращение к управляющей организации ООО «Уют» с требованием провести оценку соответствия лифтов, по истечению 25 лет провести в соответствии с законодательными нормами, выложено здесь.
Копия будет перенаправлена в администрацию города Сургут.

Директору управляющей организации ООО “Уют”

от Председателя Совета дома

проживающей по адресу ул. Профсоюзов 34

ВОЗРАЖЕНИЕ К ОТВЕТУ № 622 ОТ 21.11.2016 Г.,

С требованием выполнять предусмотренные законом и договором управления МКД обязанности, не нарушать права собственников, являющихся потребителями.

В соответствии с ПРАВИЛАМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

(Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 2006 г. N 491)

П. 21. Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Работы по оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) относится к капитальному ремонту. В уведомлении управляющая организация ООО Уют, предлагает собственникам провести собрание для определения порядка оплаты и проведения экспертизы (оценки соответствия лифтов требованиям ТР ТС 011/2011).

Вместе с тем, как самостоятельная процедура включена в работы по капремонту, а при оценке соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы (в период наступления такого срока и может проводится в форме освидетельствования).

Вместе с тем в ответе № 622 от 21.11.2016 г., имеется указание, что ООО «Уют» использует нормативы, прописанные в ГОСТ 53783-2010. Вместе с тем управляющая компания умалчивает об ИЗМЕНЕНИЯХ № 2 – в указанном документе, где требования П.4.1-4.3, действуют с 20 апреля 2015 года.

В соответствии с указанными нормами оценка соответствия лифтов (прим: экспертиза, диагностика) может быть проведена в форме освидетельствования.

Ссылка на нормативный акт:

В соответствии с ГОСТ 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации» с изменениями ИЗМЕНЕНИЕ №2, дата введения 2015-04-20, согласно:

п. “3.3 техническое освидетельствование (периодическое техническое освидетельствование): Оценка соответствия лифта, проводимая периодически в течение назначенного срока службы с интервалом не реже одного раза в 12 календарных месяцев; (ПРИМ: чаще может быть);

ГОСТ 53783-2010 ИЗМЕНЕНИЯ № 2 С 20.04.2015

Пункты 4.1-4.3 изложить в новой редакции:

“4.1 Оценка соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, отработавших назначенный срок службы, осуществляется в следующих формах:

– технического освидетельствования (периодического технического освидетельствования) не реже одного раза в 12 календарных месяцев в период эксплуатации лифтов групп 1, 2 и 3;

– технического освидетельствования (частичного технического освидетельствования) в случае замены узлов и механизмов лифта, указанных в 5.7, в течение периода эксплуатации лифтов групп 1, 2 и 3;

– обследования лифтов групп 1, 2 и 3, отработавших назначенный срок службы.

(ПРИМ: Оценка соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, осуществляется в том числе и в форме технического освидетельствования).

В соответствии с вышеуказанными нормативами управляющая организация ООО «Уют» обязана провести оценку в форме очередного освидетельствования в декабре 2016 года – без допущения отключения лифтов, так как в доме проживают много семей с малолетними детьми и инвалиды.

Не нарушать права жителей, являющихся потребителями и предоставлять работы, услуги, в том числе, и во избежание отключения лифтов, надлежащим образом, в полном объеме и с предоставлением отчетов по фактическим объемам периодичности и с указанием реальной стоимости работ (услуг).

С уважением и надеждой на понимание

Председатель Совета дома

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. СМОТРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ В КОММЕНТАРИЯХ НИЖЕ.

Ссылка на основную публикацию