Как поставить дрон на учет: полная инструкция

Как я регистрировал квадрокоптер, и чем все это закончилось

Марк Туллий Цицерон однажды сказал: “dura lex sed lex”, что означает “Закон суров, но это закон“. То есть каким бы суровым, глупым, нелепым, несправедливым ни был закон, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять.

Этот тезис вроде бы всем давно известен, но вот к законам в нашей стране отношение традиционно довольно расслабленное. Кажется, даже события последних недель, когда неосторожный поступок или прогулка в неудачном месте могли принести большие неприятности, не в силах исправить ситуацию.

Буквально на днях (27.09.2019) спустя 120 дней после подписания, вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”. С этого дня владелец любого беспилотника массой от 250 грамм обязан поставить его на учет в Федеральном агенстве по воздушному транспорту. На все дается 30 дней.

До последнего момента было совершенно неясно как проходить процедуру постановки на учет, а также согласования. Но недавно Федеральное агентство по воздушному транспорту выложило на своем сайте достаточно понятную инструкцию как все это осуществить.

По состоянию на 27 сентября заявку можно направить только почтой, но скоро обещают прикрутить возможность регистрации коптера через госуслуги.

Все вышеперечисленное я воспринял как вызов и решил в числе первых попробовать пройти процедуру регистрации: заполнил заявление для физического лица, распечатал фотографию коптера (странное требование, рекомендации ФАВТ тут) и даже сочинил нехитрое сопроводительное письмо, где попросил также разъяснить мне порядок согласования полетов.

В заявлении указываются марка и модель коптера, его серийный номер, количество и тип двигателей (4 шт, электрические), максимальная взлетная масса (списал с сайта DJI) и личные данные пилота.

Серийные номера на коптерах DJI обычно находятся на корпусе под батареей:

  • DJI Mavic Pro серийный номер
  • DJI Phantom серийный номер

Схематично процедура постановки коптера на учет выглядит вот так:

Схема постановки беспилотного летательного аппарата на учет в Росавиации

Для разных моделей квадрокоптеров нужно подавать отдельные заявления. Но если все дроны одинакового типа, то их можно указать в одном заявлении.

Документы я отправил курьерской службой EMS днем 27.09.2019.

Буду дополнять пост новостями о прохождении регистрации дрона и первом согласованном полете. Не переключайтесь!

UPD 30.09.2019:
EMS Почта России умудрилась не вручить мое письмо. Оно и неудивительно: привезти документы в госорган в 11 вечера – надо быть человеком особого склада ума. Буду отправлять заново обычной почтой.

UPD 14.10.2019:
Обычным почтовым отправлением мое заявление наконец-то добралось до Росавиации. Начинаем отсчет 10 дней до получения регистрационного номера.

UPD 17.10.2019:
Позвонил по горячей линии Росавиации – 8 (800) 200-6-555 (работают 24/7, дозвониться очень легко). Там девушка сообщила, что мое заявление уже рассмотрено и на электропочту направлен ответ. В итоге оказалось, что в Росавиации напутали написание почты, – направили повторно.

И вот, заветная бумага у меня на руках:

Забыл рассказать о нанесении полученного учетного номера на корпус коптера. Согласно рекомендациям Росавиации:

Вне зависимости от типа и конструкции БВС учетный номер должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее чем:
3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.

Учетный номер БВС может быть нанесен любым из способов, обеспечивающих сохранение и читаемость номера при воздействии воды, а также в случае разрушения БВС, в том числе нанесение цветом, обеспечивающим контрастность с фоном, гравировка номера на малоразмерных элементах конструкции.

Учетный номер БВС должен быть явно различим и читаем без использования специальных оптических средств, высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров. Не допускается использовать шрифты с орнаментами, в виде курсива, или с засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Я придумал нанести учетный номер квадрокоптера с помощью эмбоссера:

Я нанес номер на заднюю часть дрона, правый бок и левый передний луч. Посмотрю как поведет себя дефолтный клей на морозе, и при необходимости, усилю состав.

В следующих сериях я попробую официально согласовать полет и расскажу как это сделать. Не переключайтесь!

Легкие беспилотники придется ставить на учет. Штрафы выросли в 10 раз

С 27 сентября 2019 года придется ставить на учет даже легкие беспилотники — массой до 30 кг. Но кроме регистрации нужно еще получать разрешение на полеты. А за нарушения можно получить повышенный штраф. Теперь он в 10 раз больше, чем был. Если запускать беспилотник без регистрации и разрешения, можно потерять 50 тысяч рублей.

С регистрацией беспилотников есть нюансы: пока заявления не принимают, отправлять их нужно почтой, а регистрировать придется даже те аппараты, что купили давно.

Кого это касается?

Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 250 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.

Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Если вы купите его после того, как правила регистрации заработают, — требования тоже придется соблюдать. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.

Что такое беспилотник

Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, который летает без пилота и экипажа на борту. Им управляет внешний оператор, или полет происходит в автоматическом режиме.

Беспилотными могут быть и автомобили, но новые правила регистрации касаются только тех аппаратов, что летают в воздухе. Например, квадрокоптеров — беспилотников, построенных по вертолетной схеме, с несущими винтами. При этом назначение беспилотника неважно: под действие воздушного кодекса и правил регистрации попадают и аппараты, которые владелец использует для личных нужд.

Какие беспилотники нужно ставить на учет

При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.

До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.

С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.

Взлетная масса квадрокоптера DJI Spark — 300 г. Теперь его нужно ставить на учет

Какие беспилотники теперь нужно регистрировать

МассаЧто делать
До 250 гничего
От 250 г до 30 кгставить на учет
Более 30 кгрегистрировать

Если соблюдать терминологию, беспилотники массой до 30 кг не регистрируют, а ставят на учет — новые правила с 27 сентября ввели именно для таких аппаратов. Воздушные судна массой более 30 кг не просто учитывают — их регистрируют по отдельным правилам, то есть выдают свидетельство и номер, а также заносят в реестр. Обычно массу больше 30 кг имеет военная техника или дроны, которые доставляют грузы.

Беспилотники массой более 30 кг регистрируют как и раньше. Для них ничего не изменилось.

Как отправить заявление для постановки на учет

На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.

Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.

Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:

  1. по почте. Адреса, куда отправлять письмо, еще нет. Его обещают опубликовать позже;
  2. через портал учета. Портал пока не работает, его запустят к 27 сентября.

По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.

Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.

Когда нужно ставить беспилотник на учет

Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купят квадрокоптер с 27 сентября. Если квадрокоптер купили до 27 сентября, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.

В какой срок ставить на учет беспилотник

Когда приобрелиСрок для учета
Купили в РФ с 27.09.201910 рабочих дней со дня покупки
Привезли в РФ с 27.09.201910 рабочих дней со дня ввоза
Купили или привезли до 27.09.2019до 27.10.2019
Сделали самостоятельнодо начала использования

О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 27 октября. На самом деле условие по поводу учета и раньше было в воздушном кодексе, но не было правил — а теперь они есть.

Как подтвердить регистрацию

В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.

Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.

В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.

Как внести изменения в учетные данные

Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.

Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.

В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию

Что изменилосьКогда сообщать
Появился новый владелец10 рабочих дней
Беспилотник потерялся, его украли или он разрушен2 рабочих дня
Изменились характеристики2 рабочих дня

Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.

В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.

Что еще нужно для законного использования беспилотника

Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Владелец не говорит «я полечу вот в этом месте», а спрашивает, можно ли полететь в этом месте в это время. И ему могут сказать «нет, вам тут летать нельзя».

Разрешения на полеты беспилотников — это не новое требование. Оно было и раньше. Каждый раз нужно заранее согласовывать план полета, вовремя отправлять его в единый центр и получать разрешение: когда и где летать. Это касается и любительских съемок, и работы операторов, и антикоррупционных расследований. Есть исключения, когда разрешения не нужны, но в основном это относится к госорганам и спасательным операциям.

Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге. Формально даже для фотосъемки с высоты 30 м нужно получать разрешение на полет. Хотя беспилотники обычно летают в воздушном пространстве класса G, но разрешение все равно понадобится.

Для полетов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей. А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом.

Сертификат на авиационные работы. Если с беспилотника ведется видеосъемка, нужно соблюдать правила авиационных работ. Потому что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта. Это положено делать даже физлицам — например операторам на свадьбах и корпоративах.

Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.

На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили. С 27 сентября будет еще проще понять, кому принадлежит дрон, — по учетному номеру. Летать без разрешения станет слишком дорого.

Штрафы за использование беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.

Новые суммы штрафов для владельцев беспилотников

ФизлицаДолжностные лицаЮрлица
Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника20 000—50 000 Р100 000—150 000 Р250 000—300 000 Р
Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник30 000—50 000 Р50 000—100 000 Р300 000—500 000 Р

Что еще нужно знать владельцам беспилотников

Если планируете ставить беспилотник на учет, пока нужно учитывать следующее:

  1. До 27 сентября заявления не принимают и не рассматривают.
  2. После 27 сентября нужно уточнить в Росавиации адрес для отправки заявлений.
  3. Отправлять заявление через форму для обращений граждан нельзя — такое не засчитают.
  4. По электронной почте отправлять тоже бесполезно.

Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?

Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.

Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон. Чаще всего это происходит из-за того, что владельцы просто не знают правил использования квадрокоптеров, хотя они установлены много лет назад. Отсутствие учета никогда не было основанием запускать дроны где захочется.

Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.

Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.

А пока Госдума обсуждает, кто и как сможет сбивать дроны, которые летают не по правилам и создают угрозу безопасности.

Теперь любой квадрокоптер надо регистрировать, иначе штраф. Как это делать

С 27 сентября вступает в силу Постановление Правительства РФ об обязательной регистрации беспилотников. Оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории России, и почти все беспилотники.

Обновленные правила полетов просты, но обязательны к исполнению: теперь дроны могут сбивать, изымать и штрафовать владельца в упрощенном порядке, а каждый дроновод обязан получит номерные регистрационные знаки. Как для автомобиля.

Как не потерять все за один вылет и быстро получить регистрацию в соответствии со вступившим в действие Постановлением? Рассказываем в деталях.

Какие беспилотники нужно регистрировать?

В Постановлении Правительства от 25 мая 2019 года №658, вступающем в силу 27 сентября 2019 года, однозначно определен порядок присвоения, получения и нанесения регистрационных знаков для беспилотных летательных аппаратов.

«Беспилотные летательные аппараты» – летающие аппараты, пилот которых находится снаружи, на удалении.

Таким образом, в обновленном законодательном акте определяется процедура регистрации любых дистанционно управляемых летательных аппаратов:

  • авиамоделей
  • кордовых моделей,
  • вертолетов,
  • мультикоптеров,
  • аппаратов на реактивной тяге,
  • планеров.

Под действие закона не попадают воздушные змеи.

Согласно Постановлению, беспилотники делятся на:

1. До 250 грамм включительно
2. От 250 грамм до 30 килограмм
3. Свыше 30 килограмм

Первая категория не требует регистрации. Вторая подчиняется Постановлению и требует регистрацию в упрощенном режиме.

Третья приравнена к самолетам и вертолетам. Такие аппараты регистрируются как полноценное пилотируемое летательное средство.

Кто может поставить беспилотник на учет?

Для постановки на квадрокоптера, авиамодели или вертолета необходимо иметь возраст старше 14 лет, являться гражданином Российской Федерации или иметь законные основания для нахождения на территории страны.

Лица младше 14 лет не допускаются к управлению или владению беспилотными транспортными средствами второй категории (0,25-30 кг).

Иностранцы обязаны регистрировать дроны в общем порядке. Беспилотные воздушные суда, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию Российской Федерации в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту, учету не подлежат.

Если дрон был ввезен для участия в спортивном мероприятии, но планируются полеты вне спортивной арены, регистрация так же потребуется.

Как зарегистрировать беспилотник?

Для регистрации дрона потребуется:
1. Заявление с необходимой информацией,
2. Фотография регистрируемого аппарата

Заявление (форма) заполняется согласно форме на сайте Росавиации. В нем указывается вся подробная информация об аппарат, включая тип, серийный номер, максимальная взлетная масса, информация об изготовителе.

Серийный номер беспилотника – заводской номер экземпляра. Можно найти в документах, батарейном отсеке либо приклеенном штрихкоде. У каждого аппарата он свой.

Физическое лицо (образец) при регистрации обязано указать паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и номер телефона, а также адреса электронной почты и места жительства.

Юридическое лицо (образец) указывает полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес.

Фотография беспилотника должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Аппарат на снимке должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции. Ракурс съемки должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС.

Несколько беспилотников одного типа, принадлежащих одному владельцу, можно зарегистрировать одним заявлением с перечислением регистрационных номеров.

Несколько беспилотников разных типов придется предоставить отдельные заявления на каждый.

На основании полученных данных, Росавиация заносит информацию о владельце и его летательном аппарате в базу, а так же выдает учетный номер беспилотника. Данные хранятся в течении всего срока использования беспилотника и ещё 10 лет после снятия устройства с учета.

Предполагалось, что заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через портал учета БВС на сайте Росавиации и через портал госуслуг.

На данный момент электронные варианты недоступны. Единственный способ зарегистрировать дрон – направить заказное письмо с заявлением и фотографией дрона на адрес Росавиации:

Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, Москва, 125993, с пометкой «учет БВС».

Вся подробная информация для постановки на учет и регистрации БПЛА уже размещена на сайте Росавиации.

Как наносить регистрационные номера?

Учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

Учетный номер необходимо нанести на на плоскую поверхность дрона:

  • 3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
  • 5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.

Учетный номер беспилотника может быть нанесен чем угодно, но не смываться и оставаться читаемым под воздействием воды и при разрушении дрона.

Учетный номер должен должен быть нанесен контрастным с основным цветом дрона цветом, явно различим и читаем без использования специальных оптических средств. Высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров.

Не допускается использовать курсив, шрифты с орнаментами или засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?

При покупке квадрокоптера или другого беспилотника с рук прежний владелец обязан снять БПЛА с учета. Новый владелец должен зарегистрировать дрон на свое имя.

Для этого (при смене владельца беспилотного воздушного судна) необходимо направить в Росавиацию заявление по специальной форме, которую заполняют оба владельца, указывая:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Сведения о новом владельце беспилотного воздушного судна;
3. Причины изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна с приложением основания (чек, договор дарения и прочее);
4. Дата изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна, то есть передачи беспилотника.

На основе этих данных будет сформирована учетная запись, где отразят сведения о беспилотнике и его владельце. Отказать могут в случае неправильно заполненного заявления или отсутствия фотографии дрона.

Что делать при краже или утере?

При краже или утере дрона необходимо поставить соответствующие органы в известность с помощью ещё одной формы заявления, указав:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Основание для внесения изменений в учетную запись (утеря (хищение) беспилотного воздушного судна).

При попытке регистрации краденого или потерянного дрона на себя новый владелец столкнется с отказом, а информация будет направлена предыдущему владельцу (на данный момент процедура в разработке).

В какие сроки необходимо получить регистрацию

Зарегистрировать летательный аппарат необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза на территорию РФ. Тем, у кого беспилотники уже есть, дается месяц со дня вступления правил в силу на оформление всех процедур.

Исключение будут составлять только дроны, которые ввозятся в страну иностранцами для съемок или участия в спортивных мероприятиях.

Где и как можно летать?

На данный момент полеты беспилотников подчиняются общим правилам полетов малой авиации, в том числе и при выполнении различных воздушных работ.

Таким образом, беспилотники имеют право подниматься на высоту до 1,5 километров без ограничения дальности полета в тех случаях.

Но только в тех случаях, когда полеты проходят вне диспетчерских зон, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, мест проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

В прочих случаях требуется согласование полетов.

Как согласовать полет

Так как беспилотники — официальные участники воздушного пространства, любой полет необходимо согласовывать в территориальном отделении Госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Заявка подается в произвольной форме за 5 дней до полета и обязана включать в себя план полета, разрешение на полет местного органа самоуправления (городской или поселковой администрации).

Полеты рядом с регулируемыми аэропортами требуют письменного заявления в диспетчерскую службу, которое направляется по электронной почте. По факту все согласовывается за считанные часы.

Что будет без регистрации дрона и/или полета

Постановление Правительства не предусматривает санкций за отказ от регистрации беспилотного аппарата.

При отсутствии согласующих документов полет является административным нарушением части 2 статьи 11.4 КоАП Российской Федерации и карается штрафом как для физических, так и для юридических лиц:

  • для физических лиц от 20 до 50 тыс. рублей,
  • для юридических лиц от 250 до 300 тыс. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полеты в запрещенных зонах трактуются квалифицируются правоохранительными органами как шпионаж и/или государственная измена с соответствующими последствиями.

Полиции не требуется ловить владельца за руку во время полета: достаточно опубликованной в социальных сетях видеозаписи или запеленгованного управляющего сигнала.

Ответственность за использование беспилотников

Постановление Правительства так же регулирует правила эксплуатации БПЛА.

Владелец несет ответственность «за предотвращение столкновений беспилотного воздушного судна с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле».

В соответствии с этим требованием сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии дано право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их.

При любых обстоятельствах силовики имеют право с помощью идентификации личности по регистрационным номерам связаться с пилотом для изменения траектории или посадки беспилотника.

При невозможности связаться с владельцем силовики могут имеющимися средствами менять траекторию полета беспилотника без его повреждения.

Если беспилотник создает угрозу для жизни и здоровья граждан или безопасности стратегических или важных объектов инфраструктуры, его полет может быть сотрудниками правоохранительных органов принудительно пресечен.

Как теперь летать? Личные рекомендации

Как активный дроновод, вращающийся в коммерческих кругах, рекомендую все же зарегистрировать. Хуже не будет. Зато факт официальной постановки на учет даст возможность “светить” регистрационными документами в спорных ситуациях.

Хотя Постановление не говорит о прямом наказании за отсутствие регистрации, незарегистрированный беспилотник автоматически становится нарушителем воздушного пространства. Штрафы слишком высоки.

Кроме того, правила обращения силовиков с дронами касаются только зарегистрированных аппаратов. Дрон без номеров является незарегистрированным участником воздушного движения – его можно сбивать, а владельца штрафовать за нарушение правил по всей строгости.

Согласование полетов зависит от региона. Поволжье, в котором я проживаю, достаточно толерантно даже для полетов в особых зонах – здесь структуры власти все согласовывают, а полиция не мешает их проводить.

Возможно, где-то эта практика сложнее. При любых проволочках рекомендую обратиться в центральное региональное отделение Росавиации, а в сложных ситуациях могут посодействовать ДОСААФ и авиамодельные кружки.

(4.69 из 5, оценили: 32)

Как поставить дрон на учет: полная инструкция

Последняя информация на 7 июня 2019 года:

25 мая 2019 года правительство РФ приняло постановление о постановке на учет квадрокоптеров от 250 грамм до 30 кг!

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”.

Мы выписали для вас основные момента постановления

В постановлении указано, что всем владельцам дронов, ввезенных или произведенных в РФ до даты вступления в силу постановления (27 сентября 2019 года), необходимо подать заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта, но не позднее 30 дней с даты вступления постановления – 27 октября 2019 года.

Рассмотрение заявлений о постановке на государственный учет беспилотных воздушных судов начнется после вступления в силу Правил учета БВС.

Какая информация нужна для постановки квадрокоптера на учет

Фотография квадрокоптера

Заявление о постановке на учет со следующими сведениями:

  • Информация о беспилотном воздушном судне и его технических характеристиках
  • Тип беспилотного воздушного судна присвоенный производителем (например, квадрокоптер)
  • Серийный идентификационный номер
  • Количество установленных двигателей и их вид (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания)
  • Информация об изготовителе беспилотного воздушного судна (наименование юридического лица , ИП или ФИО конструктора )

Информация о владельце квадрокоптера

  • Для юридических лиц: Полное наименование, основной государственный регистрационный номер, ИНН, адрес.
  • Для ИП: ФИО, ОГРНИП, ИНН, адрес места жительства.
  • Для физических лиц: ФИО, дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серия и дата выдачи документа удостоверяющего личность, адрес места жительства.

Если у вас 2 и более дронов одного типа (два DJI Phantom 4 или два DJI Mavic), информацию о них можно указать в одном заявлении. Если же у вас разные модели, например DJI Mavic и DJI Inspire, то для каждого нужно подать отдельное заявление о поставноке на учет.

Сроки постановки на учет дронов купленных после 1 октября 2019 года

  • Поставить новый купленный дрон на учет нужно в течение 10 дней с даты приобретения на территории РФ.
  • В случае ввоза в РФ – в течение 10 дней с дня ввоза.
  • В случае самостоятельного изготовления – до момента использования на территории воздушного пространства РФ.

Информация хранится в базе учета в течение всего срока нахождения беспилотного воздушного судна на учете и в течение 10 лет после снятия с учета.

Важно! Правила учета не распространяются на временно ввозимые иностранными гражданами дроны в целях участия в мероприятиях по авиамодельному спорту.

Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?

Да, после 25 мая 2019 года ставить на учет нужно все дроны, даже с камерой, если они весят от 250 гр до 30 кг. В частности аппараты от компании DJI (Phantom 2,3,4, Mavic, Inspire), Syma, Yaneec, Gopro Karma, а также аналогичные модели других брендов.

Получение разрешения на полеты квадрокоптера

Разрешение на съемку с квадрокоптера в особых зонах является обязательным. Без документа вы не имеете права осуществлять съемку и это может грозить штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей.

Для оформления документов, разрешающих полет квадрокоптера, владельцу устройства придется пройти такую процедуру:

  • Оформление заявки в Росавиации. После ее рассмотрения, владелец дрона получит разрешение на съемку, или же заявление будет отклонено;
  • Перед использованием не позже чем за сутки государственным органам должен быть предоставлен маршрут будущего полета;
  • За несколько часов до полета, владелец БПЛА обязан оповестить диспетчера о предстоящем полете;
  • В процессе взлета и посадки все действия следует оговаривать с диспетчером.

Ссылки на кодексы и правила, регламентирующие полеты квадрокоптеров:

Правила безопасности полетов квадрокоптеров

Всем пилотам дронов во время съемок рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Полеты в местах с большим скоплением людей нежелательны, так как некорректная работа коптера или неправильное управление могут повлечь за собой получение людьми травм.
  2. Не стоит запускать дрон над охраняемыми объектами, полигонами, военными базами.
  3. Поднимать аппарат на высоту более 150 м опасно. Так, во многих моделях дронов установлено специальное программное обеспечение, не позволяющее повысить скорость или преодолеть конкретную высоту в определенных зонах.

Если вы работаете с квадрокоптером, осуществляете коммерческую съемку, стоит получить разрешение на полет. Вы сможете спокойно решать основные задачи, не боясь неприятных ситуаций со стражами порядка.

Конечно же, процесс получения разрешения не обойдется без традиционных бюрократических проволочек, может обернуться финансовыми и временными тратами. Собираясь запустить дрон над центром города или историческим объектом, лучше заранее узнать, предполагает ли полет над этой местностью наличие соответствующих документов!

Регистрация квадрокоптеров в других странах

Законодательство США озаботилось проблемой регулирования прав владельцев БПЛА гораздо раньше РФ. Так, в США права на эксплуатацию аппарата должны получить владельцы квадрокоптеров, вес которых варьируется от 0,55 до 55 фунтов. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер. Регистрацию с этим номером заявитель получает ответным электронным письмом. Все последующие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) закрепляют за личным номером владельца. Стоимость регистрации квадрокоптера 5 долларов США.

Если речь идет о Канаде, то здесь разрешен запуск БПЛА на высоту, не превышающую 90 метров. Ограничение на управление дронами имеется в ЕС – единые нормативы отсутствуют, каждая страна устанавливает собственные законы.

Как зарегистрировать квадрокоптер в 2019 году: порядок действий

В 2019 году регистрация квадрокоптеров всё больше и больше волнует их владельцев. Мы попробуем сегодня предоставить исчерпывающие ответы на вопросы «зачем нужно регистрировать дрон?», «нужна ли регистрация модели без камеры?», «в какие органы обращаться для регистрации?», «какие документы нужны?», «какой закон регламентирует порядок регистрации беспилотника по шагам?», а также на ряд других вопросов, связанных с данной темой. Итак, обо всем по порядку.

Для чего нужно регистрировать квадрокоптер

Квадрокоптеры с камерой совершили большой технологический прорыв за последние несколько лет, что однозначно положительно с точки зрения научного прогресса. Но у этого обстоятельства имеется и обратная сторона – необходимость соблюдение мер безопасности при полёте дрона. Так, согласно требованиям безопасности, категорически запрещено использовать дроны над стратегическими и военными объектами государственного значения. Кроме этого не допускаются полёты квадрокоптера над охраняемыми частными территориями, крупными объектами производства, а также поблизости высоковольтных линий электропередач.

Во время полётной съёмки пользователю необходимо помнить о следующих правилах управления беспилотным летательным аппаратом:

  1. Имеются ограничения по перелётам квадрокоптера в местах скопления большого количества людей. При некорректном управлении устройством недостаточно опытный пилот рискует нанести травмы себе и окружающим. Поэтому полёты рекомендуется проводить в местах, отличающихся максимальным уровнем безопасности.
  2. Опасность могут представлять подъёмы дрона на высоту более ста пятидесяти метров. Большинство модификаций летательных аппаратов имеют специальное программное обеспечение, ограничивающее высоту и скорость полёта.

Помня об этих простых правилах, владелец коптера сможет уберечь себя, окружающих и само устройство от аварийных и травмоопасных ситуаций. Однако, как успела показать практика, этого не достаточно. Для того чтобы у компетентных органов была возможность вести соответствующий контроль использования квадрокоптеров, владельцы должны позаботиться о постановке на учёт и регистрации своего летательного аппарата. Но решение о необходимости регистрировать дрон появилось не сразу. Предлагаем перейти к рассмотрению хронологии разработки нормативных правовых документов, касающихся регистрации БПЛА.

В каких случаях нужна регистрация

Документальная часть Воздушного кодекса Российской Федерации размещена на официальном сайте, представляющим правовые информационные данные. Согласно внесённым ранее поправкам, дроны не подлежат обязательной регистрации, но для их запуска потребуется получение лицензии на пилотирование. Разрешение на управление квадрокоптером в определённых местах должны выдавать местные государственные инстанции.

Чтобы получить разрешение на полёт дрона на территории Российской Федерации владельцу необходимо собрать следующую документацию:

  • документ, удостоверяющий полётную годность;
  • доступ к использованию воздушного пространства;
  • удостоверение правомерности управления летательным аппаратом.

Помимо этого пользователю квадрокоптера следует побеспокоиться о получении разрешения на фото- и видео съёмку. При нарушении данного требования пилоту будет назначен штраф в размере от трёх до пятидесяти тысяч рублей.

Проверка регистрации дрона

Ранее с 5 июля 2017 года все произведённые и ввезённые на территорию РФ беспилотники весом от двухсот пятидесяти граммов до тридцати килограммов подлежали обязательному учёту в соответствии с разработанным порядком. Все аппараты этой категории предлагалось регистрировать в обязательном порядке. Однако данный порядок регистрации по состоянию на 4 июля 2017 года принят не был. По заявлению представительства Минтранса, учёт БВС сформированный в требуемом порядке должен был быть передан для утверждения в правительственный орган, а затем планировалось определить оператора учётной системы.

Полномочия оператора должны были возложить на организацию «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок, который описывает, как пошагово зарегистрировать квадрокоптер, предлагалось вести в рамках единой государственной информационной системы обеспечения безопасности транспорта. При этом радиочастотные метки, функционирующие на расстоянии до трёхсот метров, должны были использоваться для идентификации.

В свою очередь Закон о государственной регистрации, который определяет права применения дронов, успел собрать большое количество отрицательных отзывов, в частности от профессиональных фотографов и операторов, занятых съёмкой с воздуха посредством мультикоптеров. Поэтому президентом была утверждена поправка, позволяющая не регистрировать аппараты, вес которых составляет менее тридцати килограммов.

Представители «Защита-Инфо-Транс» ФГУП предложили иной способ регистрации квадрокоптеров с использованием меток RFID, которые закрепляются на корпусе и выступают в роли трансподера. Так, цена данной процедуры должна была составить порядка пятиста рублей.

Но в 2019 году были разработаны и утверждены новые Правила регистрации квадрокоптеров, ввезённых в Россию или произведённых в Российской Федерации, особенности которых мы представим более подробно далее.

Закон о регистрации квадрокоптеров в 2019 году

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 года № 658 «Об утверждении Правил учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведённых в Российской Федерации» в России каждый владелец квадрокоптера весом более двухсот пятидесяти граммов (до тридцати килограммов) обязан поставить на учёт свой аппарат в течение десяти дней со дня его приобретения.

Постановление Правительства о регистрации дронов подписано Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Дмитриев Александровичем, и вступает в силу спустя сто двадцать дней после его официальной публикации (иными словами, в конце сентября 2019 года). Согласно нововведению, владельцы таких беспилотников должны будут поставить их на учёт в уполномоченном органе. Планируется, что процедура постановки на учёт будет упрощена по максимуму. Для этого необходимо будет направить соответствующее заявление по почте, оформить его онлайн через госуслуги, либо посредством специализированного ресурса Росавиации через интернет. На базе сформированных данных будет создана учётная запись в росреестре, где отразятся сведения о квадрокоптере и владельце. После того, как дрон будет снят с учёта, данные о нём сохранятся ещё в течение десяти лет.

Регистрировать необходимо все модели, включая приобретённые за рубежом (исключение предоставляется только для иностранцев, въезжающих в страну на определённо короткий срок).

Кроме данного Постановления и Воздушного кодекса РФ, пилотирование мультикоптеров и необходимость их регистрации регламентируются следующими нормативными правовыми документами:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Правила эксплуатации воздушного пространства Российской Федерации федерального уровня.

Кстати, квадрокоптеры до 250 грамм регистрировать, как вы поняли, не нужно. Список лучших моделей представлен в нашем отдельном рейтинге: https://dronnews.ru/reytingi/kvadrokoptery-vesom-menee-250-gramm.html.

Теперь изучим порядок действий, которые необходимо совершить для регистрации квадрокоптера.

Порядок регистрации дрона

Чтобы зарегистрировать БПЛА, владелец должен предоставить в Росавиацию заявление о постановке устройства на учёт с приложением фото и следующих данных:

Информация о квадрокоптере и его параметрах:

  • тип воздушного судна (название, данное его производителем);
  • серийный номер;
  • число установленных двигателей и их разновидность (электро-, газотурбинный, либо двигатель внутреннего сгорания);
  • предельная взлётная масса;
  • сведения об изготовителе (для юридических лиц – наименование, для индивидуальных предпринимателей или физических лиц, самостоятельно создавших дрон – Ф.И.О.).

Данные владельца квадрокоптера:

  • контакты (номер телефона, электронная почта);
  • для юридических лиц – полное название, основной гос. регистрационный номер, ИНН пользователя, юридический адрес;
  • для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (Ф.И.О.), основной гос. регистрационный номер записи о госрегистрации индивидуального предпринимателя, ИНН пользователя, адрес проживания;
  • для физических лиц – фамилия, имя, отчество (Ф.И.О.), дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, данные о выдаче документа, удостоверяющего личность, адрес проживания.

Если владельцу необходимо зарегистрировать несколько квадрокоптеров одного типа (наименования), то заявление предоставляется единожды с указанием идентификационного номера каждого дрона, подлежащего регистрации. Для постановки на учёт и при необходимости регистрировать несколько аппаратов разного типа (наименований) необходимо направить отдельное заявление на каждое воздушное судно.

Возможные сложности при регистрации

При необходимости зарегистрировать дрон абсолютно у каждого пилота могут возникнуть определённые сложности. Отдельно стоит выделить необходимость прохождения этой процедуры в ФСБ. Здесь требуется предъявить те же данные, что и при регистрации. Но главная проблема заключается в необходимости ехать в Москву и личном посещении Росавиации, поскольку данная процедура онлайн не доступна.

На руках у владельца должен быть сертификат на дрон. Но здесь проблема следующая: квадрокоптеры в настоящее время не подлежат сертификации. Также одним из самых неприятных моментов для российских пилотов является требование заблаговременно предоставлять сведения о запланированных маршрутах. Как показывает практика, это довольно непросто и проблематично.

Ответственность за отказ регистрировать квадрокоптер

Если пользователь не хочет регистрировать свой дрон, то ему грозит штраф размером от двух до пяти тысяч рублей для физических лиц, от двухсот пятидесяти до трёхсот тысяч рублей для юридических лиц (или приостановка деятельности на девяносто дней), а для должностных лиц штраф составит в пределах двадцати пяти – тридцати тысяч рублей.

Несмотря на то, что Постановление о регистрации БПЛА уже принято и с конца сентября 2019 года вступит в законную силу, на деле оптимальное разрешение вопроса придёт скорее с опытом и по истечении определённого количества времени.

Теперь вы знаете, как проходит регистрация квдарокоптера в 2019 году в России и что для этого нужно. Надеемся, информация была для Вас полезной и интересной!

Регистрация квадрокоптера в России. Отвечаем на часто задаваемые вопросы

Квадрокоптеры и дроны стали для нас почти такими же привычными, как и автомобили. Их можно увидеть в самых разных уголках страны — от Калининграда до Владивостока, от жаркой Махачкалы до ледяного Мурманска. Когда число БПЛА стало измеряться тысячами, возникла необходимость в регулировании полетов. А в мае 2019 года утверждено Постановление Правительства РФ №658, которое установило правила регистрации дронов, в соответствии с которыми с 27 сентября 2019 года беспилотники необходимо ставить на учет в Росавиации. О том, как, когда и зачем это нужно делать, мы расскажем в форме вопросов и ответов.

В: Какие летательные аппараты подлежат регистрации?

О: Все дроны весом более 250 грамм и менее 30 килограмм. Даже если устройство считается игрушкой и не оснащено камерой, оно все равно попадает под требования Постановления №658.

В: Есть ли исключения из правил?

О: Только одно — если дрон ввозится в страну на короткий срок для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.

В: Куда обращаться для регистрации?

О: Заявления принимает Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ). Их можно отправлять в бумажном виде «Почтой России» или в электронном — через Единый портал госуслуг.

В: Сколько стоит регистрация?

О: Услуга предоставляется бесплатно.

В: Что мне нужно указывать в заявлении?

О: Прежде всего, к заявлению необходимо приложить четкую фотографию вашего дрона. Далее нужно перечислить технические характеристики БПЛА:

  • наименование (например, DJI Phantom 4 Pro);
  • серийный номер, присвоенный беспилотнику производителем;
  • количество двигателей и их вид (чаще всего речь идет об электромоторах);
  • максимальную взлетную массу.

Если устройство выпускается серийно, в заявлении указывается полное название производителя. Если оно собрано самостоятельно — ФИО лица, разработавшего конструкцию.

Владельцу также нужно предоставить сведения о себе:

  • физическому лицу — ФИО, дату и место рождения, СНИЛС, серию, номер и дату выдачи паспорта, адрес проживания, номер телефона и адрес электронной почты;
  • юридическому лицу — полное наименование, ОГРН, идентификационный налоговый номер, адрес регистрации;
  • индивидуальному предпринимателю — ФИО, ОГРН записи о госрегистрации, индивидуальный налоговый номер, адрес проживания.

В: Когда нужно подать заявление?

О: В течение 10 рабочих дней после момента покупки дрона или ввоза в страну. Если вы собрали беспилотный летательный аппарат самостоятельно — до первого взлета.

В: Я купил дрон до принятия закона, что мне делать?

О: Регистрировать устройство по общей схеме. Но у действующих владельцев беспилотников на подачу заявления есть 30 дней с момента вступления Постановления Правительства РФ №658 в силу.

В: Могут ли мне отказать в регистрации?

О: Да, если предоставленные технические характеристики не соответствуют действительности или вы указали неверный серийный номер.

В: Что я получаю при успешной регистрации?

О: При выполнении всех требований вам направляется уведомление, которое содержит подробные технические характеристики и сведения о владельце. В него также вносится учетный номер беспилотного летательного аппарата.

В: Я купил сразу несколько дронов. Мне нужно подавать отдельное заявление на каждый из них?

О: Если беспилотники разные — да. Если названия производителя и модели совпадают, вы можете указать их серийные номера в одном заявлении.

В: Я прошел процедуру регистрации. Можно ли пользоваться дроном?

О: Перед первым полетом нужно нанести учетный номер на корпус устройства. Основные требования к этой надписи — отчетливо разборчивые символы, отсутствие ошибок и возможность считывания при повреждении навесных элементов.

В: Я продаю дрон. Что делать с регистрацией?

О: Подать заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта, указав причину изменения владельца, а также полную информацию о продавце и покупателе. Это нужно сделать в течение 10 дней после заключения сделки.

В: А если дрон потерялся или разбился?

О: Писать заявление в ФАВТ об отмене регистрации. В нем указываются полные характеристики беспилотного летательного аппарата, сведения о владельце и причина отзыва учетного номера — потеря, уничтожение или кража. Это делается в течение двух рабочих дней после свершившегося события.

В: Я хочу поменять моторы на более мощные. Как поступить в этом случае?

О: Отправить заявление об изменении технических характеристик в ФАВТ. Это делается в течение 2 дней после переоборудования.

В: Где можно поднимать в воздух беспилотник?

О: Согласно действующему законодательству, полеты допускаются только за пределами населенных пунктов, вдали от аэропортов, военных аэродромов, диспетчерских центров и других объектов, для которых установлен особый режим контроля за использованием воздушного пространства. Зоны ограничения полетов можно посмотреть на этом сайте. В местах с ограниченным доступом нужно получать разрешение на полет от местных властей, управления ФСБ и территориальных органов, ответственных за управление воздушным транспортом.

В: Мне нужно каждый раз проходить эти бюрократические процедуры?

О: Чаще всего разрешения выдаются на длительный период — до года. Впрочем, существует проект изменения законов, который упростит использование любительских квадрокоптеров. Предполагается, что разрешение не нужно будет получать при полетах на высоте до 150 метров и на расстоянии более 50 метров от людей и жилых зданий. Впрочем, это не отменяет запрета на использование дронов вблизи режимных объектов. Пока проект находится на стадии обсуждения. Мы будем держать вас в курсе всех изменений в законодательстве.

В: Я забыл зарегистрироваться, но продолжаю пользоваться дроном. Что мне грозит?

О: Сегодня штраф за полет устройства без учетного номера варьируется от 1 до 2 тысяч рублей. В будущем его могут существенно увеличить. А вот проникновение беспилотника в запретную зону оценивается в 20–300 тысяч рублей независимо от массы летательного аппарата, характеристик камеры и наличия регистрации.

В: Почему возникла идея о регистрации?

О: Главным образом — из-за отсутствия ответственности за несчастные случаи, связанные с использованием дронов. Если беспилотник нанесет травмы человеку или станет причиной аварийной посадки самолета, его владельца можно будет идентифицировать. Схема последующих действий такая же, как при аварии с участием автомобиля.

Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию