Какие санкции США ведёт против России 27 августа 2020 года

Санкции против РФ в 2020 году

За последние 5 лет международные санкции против РФ стали одним из факторов, значительно влияющих на политический и экономический климат в мире. Их продление происходит ежегодно, а список постепенно, но неуклонно расширяется. Введение основной массы международных санкций против РФ связано с двумя событиями: присоединением Крыма к России (февраль-март 2014 года) и вооруженным конфликтом на Донбассе (самый крупный санкционный пакет последовал за крушением Боинга 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года).

Однако санкции вводились и до, и после этих событий: первый громкий пакет связан с «делом Магнитского» (ограничения наложены на ряд должностных лиц в 2010-2012 гг.), последние – с обвинением близких к российским властям людей и структур во вмешательстве в выборы президента США (март и сентябрь 2018 года). Несмотря на заверения российских СМИ, что Европейский Союз уже «устал» от санкций, примеры Ирана и Северной Кореи показывают: санкционные войны могут длиться десятилетиями! Если смотреть на вещи трезво, то рассматривать их как реалии 2020 и последующих годов можно уже сейчас.

Большинство санкций против России были продлены на весь 2020 год

Продление санкций против РФ до 2020 года

Последний виток дипломатического противостояния между Россией и США для простых россиян окончился внедрением десятков различных санкций. Среди них есть как срочные (введенные на полгода или год, в отдельных случаях – на срок до 3 лет), так и бессрочные. Первые нуждаются в периодическом продлении; вторые, собственно, нет. К бессрочным санкциям относятся ограничительные меры в отношении многих российских физических и юридических лиц. Прежде всего, это касается мер, введенных ордерами президента США.

2 августа 2017 г. Дональдом Трампом был подписан закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», одним из положений которого стал запрет на отмену или изменение американских санкций в отношении России без одобрения Конгресса. Итоги выборов в Конгресс США (2018 год) вернули контроль над парламентом демократам, намеренным продолжать политику жесткого экономического давления на РФ. Таким образом, нет никаких оснований ждать смягчения американских санкций ни в 2020 году, ни позднее.

Что касается ЕС, то санкции, введенные им, периодически продлеваются:

  • ограничения против физических и юридических лиц – раз в полгода (последнее продление состоялось 15 марта 2019 г. – до 15 сентября 2019 г.);
  • секторальные ограничения против российского государства и целых отраслей российской промышленности – раз в 6-7 месяцев (последнее продление – 21 декабря 2018 г. до 31 июля 2019 г.).

К санкциям Европейского союза присоединяется большинство не входящих в него европейских стран: от Норвегии и Швейцарии до Черногории и Албании.

Официальная позиция ЕС проста и многократно озвучивалась как Ангелой Меркель, так и сменявшими друг друга французскими президентами: причиной введения санкций является присоединение Россией Крыма и, что еще важнее, активное участие страны в конфликте на востоке Украины. Соответственно, главным условием частичной отмены санкций может стать полное исполнение так называемых «Минских соглашений» о внутриукраинском урегулировании, а условием полной – возвращение Крыма под украинскую юрисдикцию.

Позиция российской стороны прямо противоположная: возвращение Крыма обсуждению не подлежит, Россия не участвует в украинском конфликте, а вина за неисполнение Минских соглашений лежит на Киеве.

Смягчение европейских санкций на протяжении 2020 года теоретически возможно, поскольку важность движения в этом направлении ни одна из сторон не отрицает. Однако сам текст Минских соглашений настолько рамочен и расплывчат (в частности, он не содержит конкретных сроков и мер, которые должны предпринять стороны конфликта), что служит скорее тормозом, чем инструментом для урегулирования. Оппоненты делают из него прямо противоположные выводы, а реальный ход конфликта определяется совершенно другими обстоятельствами.

Возврат Крыма Украине – одно из обязательных условий для снятия санкций

Риторика представителей Украины и России после президентских выборов на Украине, а также введение РФ упрощенной процедуры получения российского гражданства для жителей непризнанных ДНР и ЛНР делает надежду на исполнение Минских соглашений совсем призрачной. Следовательно, продление санкций на 2020 год является практически неизбежным. А помимо основных декларируемых причин, у западных санкций против РФ есть и другие – возможно, даже более важные. Вот некоторые из них (в порядке возрастания значимости):

  1. «Дело Скрипалей». После совместного заявления лидеров Великобритании, США, Франции и Германии, в котором они выразили уверенность в причастности России к этому инциденту, предать его забвению просто так невозможно.
  2. Глобальное противостояние России и США в Сирии, Ливии и Венесуэле.
  3. Борьба между Россией и США за европейский газовый рынок. Отдельно стоит отметить активное противодействие США строительству “Северного потока 2” при одновременном начале поставок американского сжиженного газа. Кроме того, секторальные санкции против отраслей российской промышленности больше всего коснулись именно газовых гигантов, а также передачи инвестиций и технологий на разработку новых месторождений (в том числе, шельфовых).

Последний пункт наиболее важен. С одной стороны, в современном мире набирают силу протекционистские тенденции, и санкции в этом смысле становятся просто одним из инструментов по установлению таможенных границ. С другой стороны, ЕС в санкционном вопросе достаточно прочно привязан к США.

Американское Управление по Контролю Иностранных Активов (OFAC) регулярно накладывает крупные штрафы на компании, сотрудничающие с лицами из американских санкционных списков. Это значит, что даже если Европа ослабит или снимет санкции, у европейского бизнеса останутся серьезные сдерживающие факторы для сотрудничества с Россией, пока ограничительные меры не снимут США. А США их снимать явно не намерены.

Как продление санкций отразится на экономике РФ в 2020 году?

За пять с лишним лет активных санкционных войн российская экономика в значительной мере адаптировалась к существованию в условиях частичной изоляции. Точечные санкции, направленные против крупных российских компаний, к критическим результатам не привели. Среди корпораций, попавших под ограничительные меры еще в 2014 году, можно отметить:

  • крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и другие);
  • ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса (Алмаз-Антей, Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация и т. д.);
  • нефтегазовые гиганты (Роснефть, Транснефть, Газпром нефть).

Для всех этих корпораций санкции означают, прежде всего, невозможность привлечения дешевого и долгосрочного финансирования со стороны европейских и американских кредитных организаций. В свое время это стало серьезным ударом, но последствия его во многом преодолены, и попавшие в санкционные списки компании относительно успешно работают. Да, у них ограничены возможности для роста – но не для стабильного существования.

Запрет на кредитование и инвестиции может серьезно ударить по курсу рубля

Более серьезные последствия имеют секторальные ограничения. Самым серьезным шагом Запада в этом направлении стал первый санкционный пакет по «делу Скрипалей», введенный в действие Соединенными Штатами 22 августа 2018 года. Он предусматривает:

  1. Полный запрет на поставки в РФ продукции, потенциально могущей иметь двойное назначение, т.е. использоваться в военных целях. Ограничение касается, в том числе, любых комплектующих и технологий в сфере авиации и космической отрасли.
  2. Практически полное прекращение экспорта американских товаров в РФ.
  3. Запрет на перелеты в США самолетов российских авиакомпаний.

Планируемый США полный запрет на покупку ценных бумаг российского казначейства сильно скажется на возможности получения страной внешних заимствований. Размер потерь бюджета от этой меры, по ряду оценок, может составить до 10 млрд. долларов в год.

Из европейских секторальных санкций наиболее болезненными оказались запреты на инвестиции, кредитование и поставку оборудования российским предприятиям добывающей, энергетической, транспортной и телекоммуникационной отраслей. Каждый новый санкционный пакет влечет за собой резкие колебания валютных курсов. Это тоже негативно сказывается на национальной экономике (самый яркий пример – падение акций «Русала» в цене на 40% после введения персональных санкций против Олега Дерипаски).

Точный размер потерь российской экономики от санкций определить сложно. По оценке Минэкономразвития, в 2018 г. санкции обошлись РФ в 6,3 млрд. долларов – менее 0,4% от объема ВВП. При этом, по утверждению министерства, аналитики учли ущерб не только от санкций, но и от протекционистских мер по защите своего рынка со стороны стран, официально к санкциям не присоединившихся. Впрочем, данные Минэкономразвития выглядят излишне оптимистичными. Как минимум, они не учитывают потерь роста и затрат на контрмеры по противодействию санкциям.

Будут ли введены новые санкции в 2020 году?

Санкции подобны «черному лебедю» Нассима Талеба. Не случайно этот образ, созданный всемирно известным экономистом, обрел такую популярность в последние годы. Суть «черных лебедей» в политике и экономике заключается в том, что предсказать их появление заранее практически невозможно; но при этом, появившись, они оказывают серьезное воздействие на всю картину мира.

«Дело Скрипалей» относится именно к событиям такого рода. Предугадывать их – занятие неблагодарное. Если оставаться в рамках известного и более чем допустимого по опыту последних 5 лет, то в 2019-2020 гг. с большой долей вероятности пополнятся персональные санкционные списки (российских деятелей, которым запрещен въезд в США и ЕС). Несколько менее вероятно введение в действие законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Этот проект, разработанный еще в 2018 году, предусматривает:

  • дополнительные санкции против российских банков;
  • санкции против участников российских проектов в сфере СПГ за рубежом (они затронут не только российских, но и зарубежных, в том числе европейских, участников и инвесторов);
  • аналогичные меры против российских нефтяных проектов – внутри РФ и за рубежом;
  • санкции против российской судостроительной отрасли (этот пункт попал в законопроект после инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г.).

Правительство США намерено защищаться от агрессии со стороны Кремля

Санкции, действующие на сегодняшний день, введены в общей сложности 62 странами мира.

  1. Персональные санкции действуют в отношении примерно 200 человек (151 в списках ЕС, 68 в списках США, 42 в списках Канады).
  2. Списки юридических лиц включают 38 крупных российских компаний.
  3. Секторальные санкции ограничивают взаимодействие инвесторов, кредиторов и партнеров с российским ВПК, энергетическим, добывающим, телекоммуникационным, транспортным и инфраструктурным секторами промышленности.

Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?

Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого в 2018 г. федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).

Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.

С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены еще 6 августа 2014 г., когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены еще в 2015 г.), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.

Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой 2017-2018 гг. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.

Изолированный рунет разрабатывается на случай введения интернет-санкций

Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:

  • Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились еще в 2014 г., но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
  • Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2019-2020 гг. на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
  • Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
  • Принятие законопроекта о суверенном интернете 1 мая 2019 г. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.

Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции (июль 2017 г.) – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но тем не менее состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.

На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.

(1 голосов, среднее: 5.00 с 5)

Шесть лет санкций против России. Главное

Шесть лет Россия находится под серьезными санкциями США и Евросоюза. Кто и за что попадал в списки, когда вводились санкции, как на это реагировали рубль и нефть, что происходило в это время в стране — в спецпроекте РБК

Читайте также:  Лучшие молочные сосиски России: исследование Роскачества

Последнее обновление: 30 января 2020 года

Какие санкции действуют в отношении России

  • Масштабные санкции против России начали вводиться в апреле 2013 года из-за смерти российского аудитора Сергея Магнитского. На Западе считают, что его гибель в 2009 году связана с разоблачением коррупционных схем по возврату налогов, к которым могли бы быть причастны российские чиновники и силовики. «Закон Магнитского», изначально направленный против лиц, которые, по мнению американских властей, могли бы быть причастны к смерти аудитора, позднее стал действовать в отношении ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права как в России, так и во всем мире.
  • Наиболее масштабные санкции связаны с присоединением Крыма к России и событиями на востоке Украины. В «крымских» санкциях фигуранты списка обязательно как-то связаны с «аннексией и/или интеграцией Крыма». В случае с «восточно-украинскими» санкциями никакой связи с событиями в Донецке/Луганске может не быть — госкомпании наказываются просто потому, что они госкомпании, «олигархи» — за самую отдаленную связь с режимом.
  • Санкции за кибератаки были введены предшественником Трампа — Бараком Обамой — 1 апреля 2015 года. Они позволяют Министерству финансов США блокировать любые активы на территории страны лиц, подозреваемых в совершении кибератак.
  • 2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Он накладывает дополнительные ограничения на Иран, КНДР и Россию.
  • Самые малые группы санкций в отношении России — это санкции за оказание поддержки правительству Сирии и сделки с властями КНДР.
  • 27 августа 2018 года вступили в силу санкции, которые напрямую не затрагивают физических или юридических лиц. Они связаны с отравлением экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Был запрещен экспорт в Россию товаров и технологий, которые контролируются американскими регуляторами по критерию «Национальная безопасность» (это, например, авионика, подводные аппараты, некоторые газовые турбины, калибровочное оборудование и т.д.). Под исключение попали товары и технологии, необходимые для обеспечения безопасности гражданской пассажирской авиации. В январе 2019 года ЕС ввел первые санкции против физических лиц, причастных к отравлению Скрипалей.

Кто попал под санкции США и ЕС. Полные списки*

Под какие ограничения попадают компании и физические лица из санкционных списков

  • Санкции можно разделить на блокирующие (в США это список SDN — Specially Designated Nationals) и секторальные (в США это список SSI — Sectoral Sanctions Identifications).
  • При попадании под блокирующие санкции активы физических лиц и компаний, как в США, так и в ЕС, блокируются. Запрещается вести какие-либо дела и сделки с ними. Физическим лицам, попавшим под санкции, запрещается въезд на территорию США и/или ЕС.
  • Действие секторальных санкций распространяется на конкретных лиц, ведущих деятельность в определенных секторах экономики, а также на компании, находящихся в собственности или под контролем таких лиц.
  • Активы компаний, включенных в секторальный список санкций, не замораживаются в отличие от списка SDN. В банковском секторе попадание в такой список не предполагает изоляции этих компаний от финансовой системы — речь идет только об ограничениях на предоставление нового финансирования компаниями США и ЕС. На практике это означает, что, например, попавшие под секторальные санкции банки не смогут привлекать займы у банков и инвесторов, будь то облигации или кредиты. При этом запрет не распространяется на долг сроком менее 14 дней (для санкций США) и 30 дней (для санкций ЕС).
  • В оборонном секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, введен запрет импорта и экспорта вооружений и сопутствующих материалов, товаров и услуг двойного назначения из/в Россию. Для включенных в санкционные списки ЕС установлен запрет на покупку, продажу, трансфер, экспорт оружия и боеприпасов в Россию лицами ЕС, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения (товары, которые могут быть применены как в мирных целях, так и при создании оружия массового уничтожения) и технологий для военного использования.
  • В энергетическом секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, введен запрет экспорта в Россию товаров, услуг или технологий, связанных с разведкой и добычей нефти на Арктическом шельфе, глубоководной добычей, со сланцевыми проектами (энергетический сектор). Для включенных в санкционные списки ЕС введена процедура лицензирования сделок с Россией в отношении товаров и технологий, предназначенных для добычи и разведки нефти и других полезных ископаемых.
  • Отдельными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения в виде ограничения действия санкций при осуществлении конкретных операций.

Могут ли санкции быть отменены

  • Санкции США, введенные президентскими указами, отменяются так же президентскими указами. Президент Дональд Трамп почти за два года на посту отменил не один указ своего предшественника, однако именно указы о санкциях не тронул. Барак Обама принял шесть указов о санкциях, в том числе президентскими указами были введены санкции, связанные с событиями на Украине и российской киберактивностью.
  • Санкции, введенные по каждой из глав закона CAATSA, могут быть отменены, если президент решит, что для этого есть основания. То есть находящаяся под санкциями персона больше не участвует в признанных незаконными действиях и у президента есть данные, что этот человек не собирается в будущем вернуться к таким действиям. Однако по каждому своему решению президент должен будет направить соответствующее представление в профильные комитеты сената американского конгресса. Если там решение поддержат, санкции будут сняты.
  • Из всех санкционных пакетов могут быть исключения, если президент считает их необходимыми для национальной безопасности США. Это положение позволило в начале 2018 года посетить США находящимся в санкционном списке главе Службы внешней разведки Сергею Нарышкину, руководителю Главного управления Генштаба Вооруженных сил Игорю Коробову. В ближайшее время в США должен приехать глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, также находящийся под американскими санкциями.

* Почему имена людей дублируются в разных списках

Один и тот же человек может находиться сразу в нескольких санкционных списках. 82 физических лица одновременно попадают под ограничения ЕС и США. Кроме того, Соединенные Штаты также могут вносить одного и того же человека в список SDN на разных основаниях. Чаще всего это сочетание CYBER2 (кибератаки против США) и CAATSA.

* Почему одни и те же фамилии в списках написаны по-разному

Фигурантов санкционных списков могут перепутать с другими людьми из-за проблем с транслитерацией имен, так как проверка клиентов осуществляется компаниями и банками в автоматическом режиме. США во избежание подобных трудностей вносят в список SDN сразу несколько вариантов написания иноязычной фамилии, например Timchenko и Timtchenko.

* Исключают ли умерших из списков

ЕС удалил из своих санкционных списков 12 человек в связи с их кончиной. К примеру, это депутат Госдумы VI созыва Людмила Швецова (умерла в 2014 году), сенатор от Курской области Олег Пантелеев (умер в 2016-м) и экс-глава ЛНР Валерий Болотов (умер в 2017 году). Умерший 30 августа 2018 года депутат Госдумы Иосиф Кобзон был исключен из списка только 22 января 2019-го. Продлевая антироссийские ограничения в сентябре 2018 года, ЕС оставил в списке убитого 31 августа главу ДНР Александра Захарченко. Его могут исключить из перечня позже, когда ЕС убедится в том, что активы, заблокированные на территории Евросоюза, не будут кому-либо переданы.

* Попадает ли компания под санкции, если долей в ней владеет человек из санкционного списка

Американские санкции автоматически распространяются на все компании, в которых физическим и юридическим лицам из санкционного списка принадлежит хотя бы 50%. Активы всех таких фирм подлежат заморозке в американской юрисдикции, гражданам и компаниям США запрещено совершать с ними какие-либо сделки. Обязанность проверять, не попадает ли контрагент автоматом под санкции, лежит на самом бизнесе. Поэтому после введения санкций «олигархи» часто сокращают доли в компаниях до уровня чуть ниже 50%. Если лицо А находится в списке SDN и владеет 30% в компании X и лицо B находится в списке SDN и владеет 20% в компании X, то компания X автоматически попадает под санкции, даже если не числится в списке SDN.

* Могут ли санкции коснуться людей, которых ни в чем не обвиняют

От действующих в отношении России санкций могут пострадать не только люди и компании, внесенные в списки. В 2014 году был заблокирован денежный перевод россиянина Николая Кузнецова на сумму $616 тыс. Он хотел отправить деньги с личного вклада в Транскапиталбанке на счет своего отца в Мособлбанке, который был внесен в санкционный список США. Так как это была долларовая операция, она проводилась через американский банк Standard Chartered, который и заблокировал перевод. Деньги были разморожены лишь в 2017 году.

** Повлияли ли санкции на рейтинг президента Путина

Глава ВЦИОМа Валерий Федоров в октябре 2018 года говорил, что апрельские санкции в связи с «делом Скрипалей» «сработали на Путина». По его словам, они «были восприняты обществом как несправедливые, люди сплотились, чтобы поддержать лидера, потому что было все слишком нарочито, слишком очевидный несправедливый подход Запада». Это подтверждается и данными Левада-центра. «Санкции [снижают рейтинг] опосредованно, не напрямую, — заявил РБК эксперт Левада-центра Денис Волков, — они добавляются в общеэкономические проблемы; соответственно, становится сложно улучшать уровень жизни — рейтинг снижается». В марте 2018 года рейтинг Путина оценивался в 80%, в апреле — в 82%, дальнейшее снижение (с 79% в мае до 67% в июле) произошло после объявления о начале работы над пенсионной реформой в июне текущего года. В ноябре 2018 года рейтинг одобрения деятельности Путина составлял 66%.

США расширили антироссийские санкции

Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) ввело санкции против восьми россиян и одной организации. Как сообщило ведомство, меры были санкционированы «в ответ на продолжающуюся агрессию России в отношении Украины и попытку оккупации Крыма».

Под санкции попало руководство Крыма и Севастополя: председатель Совета министров Юрий Гоцанюк, и.о. губернатора Севастополя Михаил Развожаев, глава севастопольского Законодательного собрания Владимир Немцев, председатель избирательной комиссии города федерального значения Сергей Даниленко.

Кроме того, американские санкции были введены против заместителя председателя севастопольской избирательной комиссии Лидии Басовой, и секретаря этого органа — Екатерины Пырковой. Также под ограничительные меры попала член Совета Федерации от Севастополя Екатерина Алтабаева.

Также в список внесено АО «Гранд Сервис Экспресс» и его генеральный директор Александр Ганов. Эта частная компания осуществляет железнодорожные перевозки в Крым из Москвы и Санкт-Петербурга, чем, согласно заявлению американской стороны, «оказывает поддержку усилиям России по углублению экономической интеграции с Крымом».

«Действия казначейства, предпринятые в тесной координации с нашими международными союзниками и партнерами, подтверждают нашу неизменную поддержку восстановлению свободных и справедливых демократических политических процессов в Крыму», — заявил глава Минфина США Стивен Мнучин.

По его словам, данные санкции ограничивают возможности этих людей вести бизнес на международном уровне и подчеркивают силу трансатлантического альянса в противостоянии «продолжающейся агрессии России».

«Все имущество и любые активы этих лиц и организаций, которые находятся в Соединенных штатах, а также находятся во владении или под контролем американцев, должны быть заблокированы и переданы в OFAC. OFAC запрещает любые сделки с ними»,

— подчеркивается в комментарии ведомства.

Накануне все перечисленные чиновники подпали под санкции Евросоюза. ЕС заявил, что причиной введения рестрикций против россиян стало то, что они продвигали или помогали в организации «незаконных региональных выборов в Госсовет Крыма в сентябре 2019 года».

Решение было принято без обсуждения 28 января 2020 года на брюссельской встрече Совета по внешним отношениям ЕС, сообщается в официальном журнале объединения.

После внесения новых фигурантов в списке числятся 177 фамилий. Попавшим под санкции запрещается въезд на территорию Евросоюза, а их европейские активы замораживаются. Помимо этого, в перечне ЕС значатся еще 44 юридических лица.

Михаил Развозжаев отметил, что не удивлен действиями ЕС.

«Вообще я думал, что я давно уже во всех возможных запретительных списках. Зарубежных активов у меня никогда не было. Что касается запрета на поездки в страны ЕС, то в большинстве случаев предпочитал отдых в России», — указал политик.

Юрий Гоцанюк в Facebook заявил, что «с иронией воспринял новость» о расширении перечня лиц, подпадающих под санкции.

«Искренне рад оказаться в компании достойных людей, которые в силу своих возможностей способствуют развитию полуострова, отстаивают интересы жителей Крыма и Севастополя, наши законные права и свободы»,

Тремя днями ранее стало известно, что Кипр блокирует новые санкции Европейского союза против нескольких чиновников из Крыма в попытке заручиться поддержкой Брюсселя для более жестких действий против Турции — из-за решения Анкары проводить бурение в кипрской исключительной экономической зоне.

Как сообщало американское информационное агентство Reuters со ссылкой на три дипломатических источника, Никосия опровергла, что связывает эти два вопроса, и заявила, что ей просто нужно время для анализа предложенных ограничительных мер против крымских чиновников.

«Между двумя режимами санкций нет никакой связи. Мы находимся в процессе рассмотрения информации, предоставленной в отношении связанных с Украиной санкций», — заявил представитель министерства иностранных дел Кипра Деметрис Самуэль.

Кипр обвиняет Турцию в незаконном бурении в поисках нефти и газа в своих территориальных водах. ЕС подготовил базу для санкций против Турции, включающих запрет на поездки в ЕС и замораживание активов, но отложил этот вопрос, чтобы дать Анкаре время изменить курс.

ЕС же согласился добавить в черный список еще нескольких чиновников из Крыма, но санкции требуют единодушной поддержки со стороны всех 28 государств-членов Евросоюза, а Кипр блокировал процесс.

Читайте также:  Что делать, если прислали налоговые требования на недвижимость, которой у вас нет

Что касается американской стороны, то, несмотря на санкции, в середине нынешнего месяца глава Белого дома Дональд Трамп заявлял о том, что США нужно улучшать торговое сотрудничество с Россией.

«Думаю, мы должны быть в состоянии торговать с Россией. Думаю, мы можем. Думаю, поладить с Россией», — заключил Трамп.

За несколько дней до этого министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил, что Париж также намерен перезапустить экономические отношения с Москвой, при этом процесс не должен повлечь санкций со стороны Вашингтона.

Какие санкции США уже ввели в отношении России

С 2014 года Вашингтон принял против Москвы многочисленные ограничительные меры. Причиной введения санкций были не только аннексия Крыма и позиция России по Украине.

Санкции Вашингтона в отношении РФ из-за отравления бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии вступили в силу 27 августа после публикации соответствующей информации в Федеральном реестре – официальном журнале правительства США. Ожидается, что еще через 90 дней США введут дополнительные ограничения – в случае, если Москва не предоставит “убедительные гарантии” того, что больше не будет применять химическое оружие.

Новые санкции являются логичным продолжением политики Вашингтона в отношении Москвы, проводимой в последние пять лет. Вмешательство России в события в Украине с 2014 года и аннексия Крыма стали катализатором резкого ухудшения отношений США и РФ и введения Вашингтоном многочисленных санкций против РФ. В дальнейшем положение усугубили активная поддержка Москвой режима Асада в Сирии, ухудшившаяся ситуация с соблюдением прав человека и гражданских свобод в России, атаки предположительно российских хакеров и возможное вмешательство Кремля в президентские выборы 2016 года в США, взаимные обвинения в нарушении договоров по контролю над вооружениями. В качестве реакции на реальные и предполагаемые действия Москвы Вашингтон все чаще использует инструмент санкций.

2014 год: первые санкции администрации Обамы

Первый пакет американских санкций был введен президентом США Бараком Обамой в марте 2014 года против граждан России и Украины, “причастных к российскому вторжению в Крым и подрыву суверенитета и территориальной целостности украинского государства”. Санкции включали визовые запреты для таких лиц и замораживание их банковских активов. Список постоянно расширялся, а уже 20 марта санкции были введены против банка “Россия”, названного “личным банком высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации”.

28 марта США прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения. 3 апреля были приостановлены консультации с Россией в области противоракетной обороны, а также сотрудничество в космической сфере (за исключением проекта Международной космической станции) и по ряду проектов в области мирного атома.

7 мая Вашингтон исключил Россию из торговой программы, позволяющей странам с переходной экономикой беспошлинно экспортировать в США определенные виды товаров.

Второй санкционный пакет относится к июню 2014 года, тогда были введены первые санкции в отношении ключевых секторов российской экономики. Под санкции попали компании “Роснефть” и “Новатэк”, государственные Внешэкономбанк и Газпромбанк, основные корпорации российского оборонно-промышленного комплекса. Затем санкционный список был дополнен “Банком Москвы”, ВТБ, Россельхозбанком и Объединенной судостроительной корпорацией.

6 августа американские власти запретили поставку в Россию оборудования для глубинной добычи нефти и газа в Арктике, а затем ввели санкции в отношении крупных российских нефте- и газодобывающих компаний. Американским фирмам теперь не разрешается поставлять им товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе и кредитовать их на срок более 90 дней. Санкции США затронули более 90 процентов российского нефтяного сектора и почти всю российскую газодобычу.

19 декабря президент США ввел новые санкции в связи с Крымом, запретив экспорт на полуостров любых американских товаров, услуг или технологий и ввоз на территорию США продукции из Крыма. Министру финансов было предоставлено право наложения санкций на физические лица и компании, работающие в Крыму.

2015-2016 годы: банки, ВПК, ГРУ и ФСБ

За два последующих года США существенно расширили существующие санкционные списки, добавив в них в том числе “дочек” компаний, в отношении которых уже действовали ограничения.

В июне 2015 года Вашингтон ввел наказание для любых иностранных банков, осуществляющих финансовые операции с внесенными в санкционные списки российскими юридическими и физическими лицами. С этого момента иностранным банкам-нарушителям может быть запрещено открытие корсчетов в США, а на существующие у них корсчета могут быть наложены жесткие ограничения.

В 2016 году под санкции впервые попали 11 российских производителей электроники, которая может быть использована для нужд военной промышленности, в том числе лидеры российского рынка “Ангстрем” и “Микрон”.

В декабре 2016 года США впервые ввели санкции в отношении России, поводом для которых была не Украина, а возможные кибератаки со стороны российских хакеров во время американской избирательной кампании. На этот раз в черном списке оказались Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба ВС России и Федеральная служба безопасности.

2017 год: против “Северного потока-2”

В 2017 году поводами для санкций стали не только действия России по отношению к Украине, но и возможное вмешательство России в президентские выборы в США, борьба с коррупционерами в рамках “закона Магнитского” и интересы национальной безопасности США. Некоторые из предлагаемых санкций имели не столько политический характер, сколько были нацелены на продвижение экономических интересов США.

25 июля Палата представителей Конгресса США приняла новый пакет санкций против России, Ирана и Северной Кореи, оформив его как закон “Противодействие противникам Америки через санкции”. Он предусматривает, в частности, сокращение до 14 дней максимального срока рыночного финансирования российских банков, попавших под санкции, а нефтегазовых компаний – до 30 дней. Согласно документу, Вашингтон по-прежнему будет выступать против газопровода “Северный поток-2”, так как он “оказывает вредное воздействие на энергетическую безопасность Евросоюза, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и реформы в Украине в сфере энергетики”.

2 августа президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкций в отношении России. Список компаний и организаций состоит из двух частей. В первой упомянуты 33 предприятия оборонного сектора, включая “Ростех”, “Ижмаш”, “Алмаз-Антей”, “Уралвагонзавод” и “Калашников”. Во второй части списка собраны шесть разведывательных организаций и структур: ФСБ, ГРУ, СВР, компания Zorsecurity, “Специальный технологический центр” из Петербурга, “Профессиональное объединение конструкторов систем информатики” из Москвы.

19 декабря министерство торговли США включило в санкционный список два российских оборонных предприятия: ОКБ “Новатор” и ФНПЦ “Титан-Баррикады”. Вашингтон счел, что деятельность этих компаний противоречит интересам национальной безопасности или внешней политики Соединенных Штатов.

20-21 декабря министерство финансов США расширило санкционный список в рамках так называемого “закона Магнитского”, на основании которого Вашингтон налагает штрафные меры на коррупционеров и нарушителей прав человека во всем мире. В список вошли, в частности, Рамзан Кадыров и сын генпрокурора России Артем Чайка.

Начало 2018 года: “кремлевский список” и удар по частным компаниям

2018 год характеризуется не только расширением списка лиц и организаций, попавших под санкции, но и ужесточением самих санкций.

В январе Минфин США опубликовал так называемый “кремлевский список”, включающий 210 имен. В него, в частности, вошли все российские бизнесмены с состоянием, превышающим 1 миллиард долларов, а также 114 чиновников. Тогда администрация США сообщила о решении пока не принимать ограничительных мер в отношении фигурантов списка.

15 марта министерство финансов США представило расширенный санкционный список, в который были включены 19 россиян и пять организаций, обвиняемых Вашингтоном во вмешательстве в президентские выборы 2016 года.

27 марта Трамп продлил также на один год действие санкций, введенных за кибератаки против США. Подтверждались ограничительные меры в отношении ФСБ и ГРУ. Кроме того, санкции распространились на связанные с этими спецслужбами ООО “Специальный технологический центр”, НКО “Профессиональная ассоциация дизайнеров систем обработки данных” и компанию Zorsecurity. Затем под них попали научно-исследовательский институт “Квант” и компании Digital Security и “Дайвтехносервис”.

6 апреля США ввели санкции против 24 российских бизнесменов и чиновников, включенных в “кремлевский список”. Среди попавших под санкции оказались самые влиятельные российские бизнесмены, входящие в окружение Владимира Путина, – Алексей Миллер, Игорь Ротенберг, Олег Дерипаска, Сулейман Керимов, Виктор Вексельберг.

Ограничительные меры наложены также на 14 компаний и группу высокопоставленных чиновников: министра внутренних дел Владимира Колокольцева, главу Росгвардии Виктора Золотова, руководителя Роскомнадзора Александра Жарова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина.

Принципиальная новизна этого пакета штрафных мер состоит в том, что Вашингтон впервые решил бить на поражение по частным компаниям. Министр финансов США Стивен Мнучин пояснил, что санкции не связаны с конкретными правонарушениями, а введены в ответ на “вредоносную деятельность России”. Речь идет о наказании Москвы за все ее деяния последнего времени, включая аннексию Крыма, поддержку сирийского режима и попытки подорвать западную демократию.

9 мая США сообщили о введении санкций против целого ряда российских военных структур в связи с нарушением законодательства США о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки – баллистических и крылатых ракет. Речь идет о сотрудничестве в этой сфере с Ираном, Северной Кореей и Сирией. За день до этого были продлены санкции против “Рособоронэкспорта”, который находится под различными американскими ограничениями с 2015 года.

Вторая половина 2018 года: санкции за применение химического оружия

Санкции за применение химического оружия были введены в отношении России 27 августа. В Госдепе США убеждены, что Москва причастна к отравлению экс-полковника ГРУ, бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании и тем самым нарушила американский закон от 1991 года о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения.

В рамках санкций введен полный запрет на экспорт в Россию так называемых электронных устройств двойного назначения и их компонентов, за этим определением скрывается оборудование, используемое в авиационной отрасли. Также будет запрещен экспорт товаров и технологий, связанных со сферой национальной безопасности США, а также поставки электроники, компонентов и технологий для добычи нефти и газа. Отмечается, что исключения будут сделаны для полетов в космос и гражданской авиации.

Гораздо более жесткие санкции ожидают Россию через три месяца в случае, если она “не предоставит убедительных гарантий”, что не будет использовать химическое оружие в будущем. В этом случае США “понизят” уровень двусторонних дипломатических отношений или даже полностью приостановят их, введут полный запрет любого экспорта в Россию (за исключением продовольствия), а также полный запрет импорта российских товаров, включая нефть и нефтепродукты. Кроме того, Вашингтон будет блокировать кредиты Москве по линии международных финансовых организаций и запретит авиакомпаниям, которые контролирует правительство России, посадку в США. Больше всего от этой меры может пострадать “Аэрофлот”.

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в пятницу, 25 августа, в Киеве, подтвердил, что санкции, введенные американскими властями в отношении России, останутся в силе до тех пор, пока Москва не изменит свое поведение.

За что вводили санкции против России в 2019 году

В 2019 году Запад продолжил санкционное давление на Россию и ввёл целый ряд новых антироссийских мер. Россию «наказали» за Скрипалей и «Северный поток — 2», конгресс США пытается продавить «санкции из ада» против госбанков и госдолга России. Каким оказался и к чему привёл санкционный 2019 год?

Санкции против России — больше чем просто ряд экономических мер в отношении нашей страны. 2019 год показал, что санкции — это огромный политический, риторический и пропагандистский рычаг, при помощи которого Запад решает задачу не столько разового удара по России и её экономике, сколько планомерного воздействия на мировое сообщество с целью формирования в нём обширной антироссийской повестки.

Для западного мира, переживающего кризис глобализма и либерализма, санкции — это также жизнеутверждающий лейтмотив, призванный консолидировать государства вокруг общего врага, чтобы оправдать своё существование. И в 2019 году мы увидели, что санкции эти существуют уже в отрыве от их эффективности. Они самоценны и нужны Западу просто потому, что нужны.

Однако в апреле 2018 года США показали, как можно ввести против России действительно чувствительные санкции. Тогда произошёл обвал рубля и российского фондового рынка, многие компании попали в чёрный список Минфина США. Мы помним и санкции против «Русала» Олега Дерипаски. Холдинг En+, через который олигарх владел «Русалом», «Евросибэнерго» и ещё рядом крупных компаний, в итоге перешёл под контроль Вашингтона и Лондона.

В 2019 году таких санкций не было. Было много обещаний и попыток, Запад усердно грозил кулаком, но ограничился лишь номинальными мерами, которые не нанесли России практически никакого ущерба. Более того, в 2019 году под санкции США из-за сотрудничества с Россией впервые попали европейские компани.

В конце 2018 года США пообещали ввести против России беспрецедентные санкции, которые американские ястребы окрестили «санкциями из ада». Фото: x99 / Globallookpress

Начало года, несбыточные «адские санкции»

В конце 2018 года США пообещали ввести против России беспрецедентные санкции, которые американские ястребы окрестили «санкциями из ада». Этот новый большой пакет антироссийских мер предусматривал введение жёстких ограничений в отношении государственных банков России вплоть до их отключения от международной системы SWIFT, а также санкций против госдолга — российских облигаций, очень выгодных как Москве, так и иностранным инвесторам.

В 2019 году эти санкции так и не были введены, хотя некоторые меры против госдолга всё же вступили в силу. В начале прошлого года в США произошёл так называемый шатдаун — временная приостановка работы правительства, из-за которой американские законодатели снова не смогли согласовать какой-либо проект по санкциям.

Законопроект о «санкциях из ада» подготовили пятеро сенаторов: республиканцы Кори Гарднер и Линдси Грэм и трое демократов — Джинн Шейхин, Боб Менендес и Бен Кардин. То есть речь идёт о двухпартийном документе. Законопроект получил название «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA). В феврале сенат опубликовал справку о внесении документа в палату.

Читайте также:  Как поставить машину на учет в ГИБДД за 60 минут?

«Законопроект является всеобъемлющим политическим ответом для улучшения позиции правительства США в борьбе с агрессией Кремля путём создания новых политических отделов по координации киберзащиты и введению санкций. Законопроект направлен на поддержку НАТО и не позволяет президенту вывести США из Североатлантического альянса без голосования в сенате. Документ также усиливает санкционное давление на Москву за её вмешательство в демократические процессы за рубежом и продолжающуюся агрессию против Украины», — пояснялось в справке.

Список «грехов» Москвы из года в год неизменен — это Украина (вместе с воссоединением Крыма с Россией). Фото: Sadat / Globallookpress

Список «грехов» Москвы из года в год неизменен — это Украина (вместе с воссоединением Крыма с Россией), «агрессия», вмешательство в американские выборы, содействие режиму Башара Асада в Сирии (химические атаки и истребление мирного населения, приписываемые Дамаску и Москве), хакерские атаки.

Однако именно DASKA сформулировал ещё в начале 2019 года посыл, который полноценно раскрылся в конце года — борьба с Трампом.

«Преднамеренный паралич президента Трампа перед лицом агрессии Кремля достиг точки кипения в конгрессе. Нельзя мириться с действиями Путина, ведь последствия бездействия быстро усугубляются», — говорилось в той же справке к законопроекту.

Республиканец Кори Гарднер, один из авторов DASKA, объяснял необходимость «адских санкций» таким образом:

«Путинская Россия — это преступный режим, который одержим идеей подорвать международное право и уничтожить либеральный глобальный порядок во главе с США. После вторжения на Украину, проведения химических атак на землях НАТО, поддержки отвратительного режима Асада, нарушений договоров о контроле над вооружениями и вмешательства в выборы в США действия России требуют самого сильного ответа со стороны Америки», — заявлял он.

Республиканец Кори Гарднер, один из авторов DASKA. Фото: Stefani Reynolds / Globallookpress

Так или иначе, затем стало очевидно, что администрация Трампа не поддерживает DASKA. Новые разговоры об «адских санкциях» начались лишь в конце 2019 года, хотя часть мер против Москвы американским сенаторам удалось протолкнуть в другом законопроекте о санкциях.

«Наказание» за Скрипалей

В конце августа 2019 года вступил в силу так называемый второй пакет санкций США против России из-за «дела Скрипалей». Вопреки жёсткой риторике, эти санкции оказались номинальными и совершенно не опасными для России.

3 августа Минфин США опубликовал документ «Russia-related directive under executive order of august 1, 2019» («Связанная с Россией директива в соответствии с распоряжением от 1 августа»). В нём финансовое ведомство США поясняет характер и сферу применения новых санкций против России. Что конкретно было введено против нашей страны и почему эти меры оказались неопасными?

Минфин США запретил американским банкам «кредитование российского суверена» и «участие после 26 августа 2019 года в первичном размещении облигаций, выпущенных «российским сувереном» и номинированных не в рублях». Согласно документу, «российский суверен» — «любое министерство, агентство или суверенный фонд Российской Федерации, включая Центральный банк России, Фонд национального благосостояния и Министерство финансов Российской Федерации. Этот термин не распространяется на государственные предприятия Российской Федерации».

В конце августа 2019 года вступил в силу так называемый второй пакет санкций США против России из-за «дела Скрипалей». Фото: I-Images / Globallookpress

Отметим первое — «не распространяется на государственные предприятия» России. Второй момент — санкции против госдолга, то есть российских облигаций, были введены только в отношении валютных бумаг России, тогда как рублёвые не оказались под запретом.

Запретив американским финансовым учреждениям взаимодействовать с госдолгом, США сосредоточились на незначительном проценте держателей российских бумаг, тогда как крупнейшими покупателями госдолга России являются американские инвестиционные компании и негосударственные пенсионные фонды.

Так, крупнейший пенсионный фонд США California Public Employees’ Retirement System (CalPERS) хранит часть пенсионных накоплений жителей Калифорнии в российских государственных облигациях. Фонд также держит акции подсанкционных компаний — «Газпрома», «Роснефти», «Сургутнефтегаза».

Это значит, что глава Минфина США Стивен Мнучин не решился объявить войну крупным американским фондам. Кстати, это та самая причина, по которой санкции DASKA, предполагающие массированный удар по госдолгу России и госбанкам, так и не были введены. Трамп занимается укреплением экономики США, поддерживает инвесторов и не считает правильным ради «наказания» Москвы бить по своим гигантам.

Глава Минфина США Стивен Мнучин не решился объявить войну крупным американским фондам. Фото: Stefani Reynolds / Globallookpress

Когда в США начался скандальный и полный абсурда процесс импичмента Трампа, то отказ президента от поддержки DASKA стал дополнительным аргументом для демократов, уже напрямую обвинивших хозяина Белого дома в связях с Кремлём и Путиным.

«Северный поток — 2», или Как США ссорятся с Германией и Европой

Апофеозом санкций в 2019 году стали меры против компаний, которые участвуют в строительстве газопровода «Северный поток — 2», против партнёров «Газпрома» и самого газопровода с целью максимально осложнить завершающий этап строительства. Эти санкции анонсировал в начале года ещё посол США в Германии Ричард Гренелл, который разослал письма партнёрам «Газпрома» — французской Engie, британско-голландской Royal Dutch Shell, немецким Uniper, Wintershall AG, австрийской OMV. В послании посол пригрозил компаниям санкциями, если они не откажутся от сотрудничества с Россией по газопроводу.

Ближе к концу года в США разразился импичмент Трампа, фокус внимания законодателей в конгрессе сместился в сторону внутренней политики, санкционировать «Северный поток — 2» как-то позабыли. Но в самом конце года внезапно опомнился сенатор Тед Круз, который ещё в мае подготовил такие санкции. Этот документ предполагал блокировку активов европейских партнёров проекта, а также запрет на въезд в США лицам, которые связаны с продажей или арендой трубоукладочных судов.

С подачи Круза комитет по иностранным делам сената поддержал включение требования о санкциях в закон об оборонном бюджете США (NDAA). Это было необходимо по двум причинам. Первая — конгресс до рождественских каникул уже никак не успевал принять отдельный документ по санкциям против «Северного потока — 2», а вторая — Трамп уже пообещал подписать закон об оборонном бюджете на 2020 год.

Президент США не стал препятствовать санкциям против «Северного потока — 2». Фото: Stefan Sauer / Globallookpress

Он сделал это 20 декабря. Причина — большой компромисс, которого удалось достичь республиканцам и демократам. NDAA предполагает повышение социальных гарантий американским военным и госслужащим (обещание Трампа), учреждает Космические силы США и выделяет им финансирование (обещание Трампа). В этих условиях президент США, разумеется, не стал препятствовать санкциям против «Северного потока — 2», да и сам ранее неоднократно призывал Европу отказаться от него в пользу американского СПГ.

Под удар, тем не менее, не попали европейские энергетические гиганты. Инициаторы санкций решили действовать исподтишка и нанесли удар по швейцарской компании Allseas, которая занимается укладкой труб по дну Балтики для газопровода. В 20-х числах декабря компания вывела свои суда из района строительства, которое было остановлено всего в 150 км от берегов Германии.

Берлин решительно осудил санкции США. Глава МИД ФРГ Хайко Маас тут же назвал их «вмешательством во внутренние дела Германии», затем об этом же сказала Меркель. Они оба хорошо понимают, что без российской трубы Берлин недополучит колоссальные объёмы газа в условиях, когда немецкая экономика перешла на этот вид топлива, отказавшись от угля и атомной энергетики. Амбициозный план Меркель оказался под угрозой.

Так по кому удар оказался существеннее? В данный момент — по Германии. Очевидно, что Россия так или иначе достроит газопровод при помощи собственного судна-трубоукладчика «Академик Черский», которое уже работает на заключительном этапе.

Более того, США и сами ранее признавали, что остановить «Северный поток — 2» или уничтожить его они уже никак не успевают. Однако несколько осложнить жизнь России и Германии под конец года США всё-таки сумели.

Россия так или иначе достроит газопровод при помощи собственного судна-трубоукладчика «Академик Черский». Фото: VladSV / Shutterstock.com

Очевидно, что в наступившем 2020 году Россию могут ждать более серьёзные санкции. Конгресс не оставил идею «санкций из ада», которые всё ещё обсуждаются. После почти несомненного провала импичмента Трампа в США начнётся активная часть предвыборной кампании, и антироссийская риторика станет едва ли не основным оружием демократических кандидатов наряду с обвинениями в адрес нынешнего президента.

Вероятно, ещё задолго до выборов в США мы услышим о том, что Россия в них уже вмешивается тем или иным образом. Задача демократов будет состоять в том, чтобы связать это воображаемое вмешательство с фигурой Трампа, убить одним выстрелом двух зайцев. Это значит, что в США могут быть разработаны новые санкции. Впрочем, сегодня Россия более чем когда-либо готова к ним.

Как и когда заработают американские «санкции из ада» против России?

Лента новостей

Все новости »

Конгресс США опубликовал обновленную версию законопроекта о так называемых адских санкциях против России. Сенат проголосует по документу в январе, затем его еще должен подписать Трамп

Фото: depositphotos.com –>

Американский конгресс 18 декабря опубликовал обновленную версию законопроекта DASKA — так называемых адских санкций. Это отдельный пакет «О защите американской безопасности от агрессии Кремля».

Новые ограничения должны будут вступить в силу сразу после того, как документ подпишет президент США. DASKA предполагает введение санкций против России по двум основным причинам: вмешательство во внутреннюю политику Соединенных Штатов и агрессия против Украины. Так, санкции могут быть наложены на российские СПГ-проекты за рубежом. Документ также ограничивает иностранных инвесторов в покупке российского госдолга и запрещает долларовые расчеты с российскими банками. Речь идет о тех банках, которые, по мнению США, причастны к «вмешательству в демократические процессы».

Еще один новый раздел озаглавлен «Введение санкций с учетом убийств, совершенных Российской Федерацией на территории Соединенных Штатов и стран — участниц НАТО». В случае возможного вмешательства в политику США, это в течение 90 дней должна будет подтвердить разведка и Госдепартамент. Аналогичный принцип действует по санкциям из-за Украины, но в более короткий срок — 45 дней. В обоих случаях, если факт вмешательства России доказан не будет, санкции должны быть сняты, говорится в документе.

При каких условиях возможно введение этих санкций и насколько оправдывают они свое название? Комментирует политолог Георгий Бовт:

— Во-первых, вне зависимости от того, есть вмешательство или нет, Госдепартамент регулярно должен представлять конгрессу доклады на соответствующую тему. То есть устанавливается мониторинг. Значит, первый доклад должен ответить на вопрос, есть ли вмешательство. Причем это не только выборы, и не только прошлые, не только будущие. Это вообще, может быть, например Russia Today делала что-то в своих репортажах, что может быть сочтено вмешательством.

— То есть они могут найти сиюминутный сегодняшний повод, исходя из текущей информации?

— Да. Мне трудно в текущей ситуации представить ситуацию, когда Госдепартамент, обязанный представить такой доклад, представляет доклад, и в нем написано, что никакого вмешательства России нет, на Украине она не вмешивается, никого на территории стран НАТО не требует, вообще ведет себя идеально. Однако традиционно у исполнительной власти США есть право инициативы во внешней политике, и она, например, может оговорить, что это может быть, например, какой-нибудь Промсвязьбанк, который и так под санкциями находится. А Сбербанк туда не будет включен. Или, например, скажут, что против Сбербанка не надо вводить санкции, потому что от этого пострадают простые граждане России, а они о них заботятся. Опыт прошлых двух лет показывает: несмотря на жесткие законы конгресса, которые были приняты, и даже жесткий закон, который принял сам президент Трамп, введя первую серию так называемых химических санкций, потом ничего не делалось.

— Что касается Трампа, он вообще поставит свою подпись под новыми санкциями? У него выборы и масса других проблем.

— Подпишет, конечно. Там наберется более чем две трети, зачем ему идти на конфликт с конгрессом и с сенатом. Дело еще вот в чем. До сих пор, видимо, не давали хода санкциям, потому что, как говорят, лидер сенатского республиканского большинства Митч Макконнелл все это топил, тормозил, откладывал в пыльный задний ящик. А сейчас ему надо сплотить вокруг себя республиканцев — прежде всего для того, чтобы должным образом расправиться с процедурой импичмента Трампа. То есть не только снять обвинения, но и оправдать президента.

Как на опубликованный проект DASKA реагируют рынки? Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин:

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» «Новости про санкции, конечно, немного тревожат, особенно там есть фраза про импичмент и санкции, которые заложены в оборонный бюджет. Соответственно, одобрение комиссией по внешним отношениям этого проекта DASKA. Но, если мы посмотрим на это все более внимательно, то, конечно, ничего нового там особо не содержится. То есть вообще судьба этого законопроекта достаточно долгая, он движется очень медленно, и он в итоге может быть и не принят в этом составе конгресса и сената, поэтому ситуация довольно неоднозначная».

Законопроект DASKA, первая версия которого была представлена летом 2018 года, был внесен двумя республиканцами и тремя демократами, включая влиятельных сенаторов Линдси Грэма и Роберта Мендеса. Против новой версии DASKA проголосовали пятеро республиканцев в профильном комитете, включая его председателя Джима Риша. По данным Bloomberg, на заседании 18 декабря он предупредил о непредвиденных последствиях принятия этого законопроекта для американского бизнеса и заявил, что президент США наложит вето на такой документ.

Ссылка на основную публикацию