Где учился Алексей Кудрин: учеба в школе, высшее образование
Экс-министр финансов России, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин прочел лекцию для шестиклассников 17-ой архангельской школы.
Алексей Кудрин прожил в Архангельске с 1974 по 1977 годы. Здесь он учился в разных школах, но окончил именно 17-ую. После выпускного сразу же отправился поступать в Ленинградский государственный университет. Актовый зал, где сегодня прошла встреча со школьниками, хранит немало добрых воспоминаний.
— Я выступал на этой сцене, читал стихи, – поделился Алексей Леонидович. – А еще запирался в зале и репетировал: я играл на барабанах в школьном ансамбле. Именно здесь прошла моя последняя школьная линейка.
О Кудрине-ученике рассказала классный руководитель и бывший учитель химии Алексея Леонидовича – Любовь Истомина. Кудрин, к слову, поддерживает с ней самые теплые отношения, каждый год поздравляет с днем рождения.
— Алексей был хорошим учеником, его сразу принял коллектив! Он был очень активным, участвовал в трудовых десантах, уборке школьной территории, – рассказала Любовь Александровна. – А как мы им гордились, когда он стал министром финансов России!
В родной школе высокому гостю вручили благодарственную грамоту и альбом – энциклопедию джаза (Кудрин давно увлекается им). Обязательно – общая фотография на память и пожелания еще не раз сюда вернуться.
Для шестиклассников 17-ой школы Алексей Леонидович прочитал лекцию о семейном бюджете. Рассказал, как правильно каждый из нас может пользоваться деньгами. В ответ на его вопрос: «Какие финансовые документы вы знаете?» – лес рук: кредитные договоры, налоги, материнский капитал.
К финансам нужно подходить со смыслом – такова главная мысль необычного занятия. Прошло оно, кстати, в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Алексей Кудрин является его идейным вдохновителем, возглавляет экспертный совет по финансовой грамотности при Минфине России.
— Очень важно, например, знать процент, под который вы берете займ. Многие сегодня легко берут кредит, не изучая договор придирчиво, а в результате выясняется, что из-за условий банка покупка многократного удорожается. И не то чтобы банк действовал нечестно, просто мы зачастую невнимательно читаем договор. У банка своя работа, у нас – своя: внимательно знакомиться со всеми условиями. Сделать покупку выгодной можно всегда, – объяснил он ребятам.
А еще рассказал, что знание налогового законодательства и финансовой грамотности может помочь увеличить ежемесячный доход семьи на 20 процентов.
— Шестиклассники – ребята продвинутые, хорошо понимают современную ситуацию. Конечно, они не знают всех деталей про налоги, про акции, про страховые сделки. Задача нашего курса – познакомить их с этими нюансами, чтобы они могли помогать своим родителям и относились с пониманием к ограничениям в бюджете семьи, – сказал Алексей Кудрин.
Сам Алексей Леонидович свои первые деньги заработал в восьмом классе на летней трудовой практике, убирая парки. Зарплату принес домой и отдал родителям.
— В наши дни в этом возрасте у многих уже есть собственные деньги, – говорит он. – И с финансовыми документами сегодня зачастую сталкиваются еще в средней школе.
Четверть сегодняшней аудитории, собравшейся послушать Кудрина, например, уже хотя бы раз расплачивалась банковскими карточками своих родителей. Это свидетельствует лишь об одном: формировать финансовую культуру нужно с детства.
— Есть семьи, в которых появляется третий ребенок и дети слышат, как родители обсуждают что-то про материнский капитал. Важна правильная стратегия его использования. Как накопить на квартиру? Как для этой цели к материнскому капиталу добавить дополнительные деньги: будь-то ипотека или средства, лежащие на депозите? Все это разные финансовые стратегии, – подчеркнул Алексей Кудрин. – Сегодня дети узнали, что можно по разному подойти к использованию материнского капитала. Ведь он может использоваться на образование. Я уверен, что многие сегодня об этом услышали впервые. Моя задача в том, чтобы дети услышали что-то новое для себя и, конечно, могли с умом распорядиться этими знаниями в будущем.
А вот и еще одна мысль сегодняшней лекции: знание азов финансовой грамотности выгодно с точки зрения экономики – люди меньше подвержены мошенническим атакам, не станут, например, реагировать на сомнительные предложения в Интернете, не купятся на агрессивную рекламу «легких и быстрых денег».
— Сегодня есть такие виртуозные схемы, которые даже я сейчас описать не смогу, – рассказал Алексей Кудрин. – Они кажутся вполне реалистичными, а потом оказывается, что это чистой воды финансовое мошенничество. Нужно уметь распознавать такие ситуации, не поддаваться на попытки вскрыть ваши сайты, счета, не называть случайным людям коды своих кредитных карт. Из нас это выманивают всеми возможными способами, потому финансовая грамотность должна стать обычной практикой для каждого гражданина.
Алексей Кудрин отметил особо, что обучение с детских лет финансовой грамотности в конечном итоге формует финансовую стабильность России.
— Люди, в общем-то, становятся более грамотными и как только начинают падать акции, не бегут стремглав продавать их по низкой цене, не меняют деньги, когда курс валют уже ушел вверх. Важно, чтобы человек понимал – в таких ситуациях не надо суетиться, не надо паниковать. Это, кстати, добавляет стабильности в финансовую систему страны.
Современная система образования не будет идти по пути «изучения от корки до корки только одной области», полагает Кудрин. Она должна отталкиваться от проблем, стимулирующих человека осваивать смежные области своей специальности, использовать междисциплинарный подход.
— Мы должны понимать: мир настолько быстро меняется, что знания теперь требуются в течение всей жизни, – сказал Алексей Кудрин. – Сегодня каждый сотрудник – будь-то инженер или менеджер в идеале должен каждый год проходить обучение. Две-три недели учебы дают новый толчок к развитию: человек узнает обо всех новых событиях в своей отрасли, новых финансовых инструментах и технических достижениях, которые можно использовать в своей практике. Поэтому мир сегодня учится все время.
Алексей Кудрин, биография, новости, фото
Имя: Алексей Кудрин (Aleksey Kudrin)
Отчество: Леонидович
День рождения: 12 октября 1960 (59 лет)
Место рождения: г. Добеле, Латвийская ССР
Рост: 177 см
Вес: 81 кг
Восточный гороскоп: Крыса
Фото: Алексей Кудрин
Биография Алексея Кудрина
Детство и юность будущего политика
Алексей Леонидович Кудрин родился в семье военного Леонида Кудрина, работавшего с секретными документами. С будущей женой Зинтой Миллер, недавно вернувшейся на родину из ссылки в Сибири, Леонид познакомился в Добеле в 50-е годы. Женщина работала бухгалтером – возможно, именно от нее будущий министр финансов России унаследовал любовь к цифрам и аналитике.
В первый класс мальчик пошел в Латвии, но потом из-за отцовской службы часто менял школы: Монголия, Чита, Архангельск. В общеобразовательной школе №17 Архангельска он получил аттестат о среднем образовании.
После выпуска в течение 2 лет работал автомехаником и инструктором практического обучения в Академии транспорта и тыла МО СССР в двигательной лаборатории, параллельно получая образование на экономическом факультете Ленинградского государственного университета (вечерняя форма обучения). К третьему курсу он перевелся на «очку». В годы учебы водил дружбу с Андреем Илларионовым (в течение первого президентского срока Владимира Путина тот был советником президента по экономическим вопросам).
На факультете Кудрина была военная кафедра, поэтому из университета он выпустился со званием лейтенанта запаса. В 1983 году Алексей Кудрин получил диплом, а в 1988 году окончил аспирантуру в Институте экономики АН СССР и начал свою научную деятельность в этом же учебном заведении.
Начало карьеры
С 1983 по 1985 год и с 1988 по 1990 год Алексей Кудрин принимал активное участие в работе Ленинградского института, специализирующегося на изучении и анализе социально-экономических проблем. Он был одним из участников группы, возглавляемой Анатолием Борисовичем Чубайсом, которая разрабатывала новые концепции для зоны свободного предпринимательства.
Уже в 1990 году Кудрин стал заместителем председателя комитета по экономическим реформам, который был создан в Исполкоме Ленсовета. Осенью 1991 года он занимал должность зампреда комитета по управлению зоной свободного предпринимательства при Санкт-Петербургской мэрии.
С 1991 по 1992 год Алексей был назначен на пост заместителя председателя комитета, занимающегося вопросами экономического развития и инвестиционной политики. Кратковременно (с 1992 по 1993 год)Кудрин являлся начальником Главного финансового управления, после чего в начале 1993 года возглавил комитет мэрии по финансам и экономике в СПб.
Важным периодом в жизни Алексея Леонидовича стал 1994 год, когда он бал назначен замом мэра Санкт-Петербурга, но уже в 1996 году он покинул свой пост и ушел в отставку.
На протяжении 1996-1997 годов Кудрин возглавлял Главное контрольное управление и одновременно являлся заместителем руководителя АП РФ Бориса Николаевича Ельцина. Чуть позже (с 1997 по 1999 год) политический деятель выступал замом Анатолия Чубайса, министра финансов. Его преемником и главой Главного контрольного управления был объявлен Владимир Путин. В конце 1999 года он стал первым заместителем председателя правления АО «ЕЭС России».
В 2000 году Владимир Владимирович Путин инициировал назначение Кудрина на должность зампреда Правительства РФ и министра финансов РФ. Столь ответственные посты Алексей Леонидович возглавлял до весны 2001 года, и только в 2011 году он был исключен со всех государственных должностей по предложению Дмитрия Медведева – когда президентство Медведева подходило к концу, было ясно, что после выборов он возглавит Правительство РФ. Кудрин отказался работать под таким руководством, а также предсказал грядущий упадок экономики и новый виток кризиса. Учитывая, что незадолго до этого Кудрин критиковал создание медведевского детища – научной базы «Сколково» – Дмитрий Анатольевич обвинил Алексея Леонидовича в нарушении субординации и отправил министра в отставку. Новым главной Минфина стал Антон Силуанов.
В средине 2011 года Кудрин стал деканом в Санкт-Петербургском университете и возглавил факультет искусств и свободных наук.
Награды и почетные звания Алексея Кудрина
Алексей Леонидович защитил диссертацию, имеет ученую степень кандидата экономических наук. Он является автором собрания научных работ в сфере финансов и экономики, которые посвящены антимонопольной политике и конкуренции в советской экономике.
Кудрин является почетным профессором Эдинбургского университета, Дагестанского государственного университета, Бурятского дагестанского университета, почетным доктором Северного федерального университета. Он удостоен звания лучшего министра Восточной и Центральной Европы.
Личная жизнь Алексея Кудрина
Первая супруга Кудрина – петербургский коммерсант Вероника Шарова. Она подарила Алексею Леонидовичу дочь Полину Кудрину. В настоящее время она является учредителем ООО «Арт-центр Гран-при».
В зимнее время вся семья Кудрина отправляется на горнолыжные курорты снежной Австрии.
Алексей Кудрин сейчас
Кудрин в настоящее время является главным научным сотрудником Института им. Е.Т. Гайдара (экономическая политика), занимает пост председателя комитета Гражданских инициатив, входит в редакционный совет журнала «Экономическая политика», а также является членом одноименного Интернет-портала. Назначение Алексея Леонидовича в состав Экономического совета в 2016 году ярко указывало на то, что в его карьере в качестве государственного деятеля могут появиться интересные и неожиданные повороты.
В мае 2017 года Кудрин представил Владимиру Путину проекты дальнейшего экономического развития страны, в которых упор делался на развитие технологий, человеческий капитал и реформирование деятельности органов государственной власти.
В мае 2018 года Владимир Путин вновь стал президентом РФ, после чего правительство было распущено. Пост премьера сохранил Дмитрий Медведев. При этом «Единая Россия» решила выдвинуть кандидатуру Кудрина на должность главы Счетной палаты, которую ранее занимала Татьяна Голикова.
Алексей Кудрин
Алексей Кудрин – бывший глава российского Минфина и заместитель председателя правительства РФ, который занимал министерский пост дольше всех чиновников современной России. Экс-министр финансов считается одной из самых перспективных фигур на политической арене РФ, который и после отставки играет немаловажную роль в экономике и общественно-политической жизни страны. На счету многолетнего руководителя Минфина множество достижений, самое крупное из которых – вывод страны из мирового финансового кризиса с наименьшими потерями.
Детство политика
Мать Алексея Леонидовича Кудрина, Зинта Миллер, перед войной с фашистами переехала с семьей в Красноярский край. Потом вернулась в Добель, свой родной город. Там она познакомилась с Леонидом Кудриным. Зинта работала бухгалтером, а будущий муж был военным, старшиной по званию. Он занимался приемом и отправкой секретных документов. Очень любил фотографировать.
После свадьбы у них родился долгожданный сын — Кудрин Алексей Леонидович. Это радостное событие для супругов случилось двенадцатого ноября 1960 года в Латвийской ССР, г. Добеле. В 1968 г. Кудрин-старший был откомандирован в Монголию, потом работал в других областях и городах. Вместе с Леонидом переезжала и его семья.
Образование
В начальную школу Кудрин Алексей пошел в 1967 г. в Латвии, в г. Тукумске. Через год они всей семьей переехали в Монголию, в которую перевели по службе отца. Алексей начал ходить там в школу, но отучился всего три года. В 1971 г. Кудрины переехали в Читинскую область, г. Борзя. Алексею опять пришлось сменить школу, в которой он отучился три года.
В 1974 г. семья переехала вновь, теперь уже в г. Архангельск. В нем Алексей был зачислен в школу номер два, а потом переведен в семнадцатую. В ней он и получил среднее образование в 1977 г. На следующий год Алексей поступил в Ленинградский государственный ВУЗ на вечернее отделение. После второго курса перешел на дневную форму обучения.
Окончил этот университет в 1983 г. Потом Кудрин Алексей поступил в аспирантуру Экономического института АН СССР. Окончил его в 1988 г. Обучался военному делу на артиллерийских сборах в Псковской области, полигоне Струги Красные. Имеет воинское звание лейтенант запаса.
Трудовая деятельность
Трудовую деятельность Алексей Леонидович начал, когда учился в ленинградском ВУЗе. Отец Кудрина посоветовал сыну устроиться в Академию транспорта и тыла Минобороны Советского Союза. Алексей последовал совету родителя. Начинал работать простым автомехаником. Потом стал инструктором в лаборатории двигателей по эксплуатации автотехники.
Научная деятельность Алексея Леонидовича
В 1983 г. после ВУЗа получил распределение на работу в Институт АН СССР, трудился стажером-исследователем. В период с 1985 по 1988 год был аспирантом в этом же учебном заведении. Затем занялся научной работой. Защитил кандидатскую. В 80-х гг. Алексей Леонидович возглавил движение молодых ученых, желавших сменить действующего директора института.
Начало политической карьеры будущего министра
Биография Алексея Кудрина в политической сфере началась еще с ленинградского ВУЗа, в котором он познакомился с будущим советником президента Андреем Илларионовым. Их отношения с тех пор переросли в крепкую дружбу. Вместе с ленинградскими экономистами, среди которых был и Чубайс, занимался разработкой вопросов свободного предпринимательства.
Затем работал в ленинградском городском исполнительном комитете, в мэрии города и занимался инвестиционной политикой. С 1990 г. должность Кудрина Алексея Леонидовича была зампредседатель экономического комитета в Ленсовете. После ликвидации организации перешел в Совет предпринимательства.
С 1992 г. возглавил Главное финансовое управление СПб. С 1993 г. стал первым замом мэра Анатолия Собчака. Являлся членом городской администрации, руководил Комитетом финансов и экономики СПб. Работал вместе с В. Путиным. В 1995 г. у Алексея Леонидовича возник конфликт с Владимиром Яковлевым, который занимался состоянием городского хозяйства.
Он пытался «выбить» дополнительное ассигнование в свою сферу деятельности, но Кудрин отказывал из-за нехватки денег. Средства массовой информации утверждают, что Алексей Леонидович давал «от ворот поворот» практически всем, кто к нему обращался. В результате Кудрин получил даже личное прозвище «господин НЕТ».
Алексей Леонидович смог добиться вытеснения из городской мэрии нескольких подчиненных Яковлева. Но потом произошел громкий скандал из-за аварии в метро. Косвенным виновником был именно Кудрин. Год назад он отказал в финансировании строительства и реконструкции метро. Вместо этого значительная сумма денежных средств ушла на Игры доброй воли. Распоряжение о переброске финансирования пришло от Анатолия Собчака.
В девяносто пятом году Кудрин Алексей с Владимиром Путиным занимались выборной кампанией на должность нового Санкт-Петербургского губернатора. Оба поддерживали Собчака. В 1996 г. он потерпел поражение. После этого Алексей Леонидович ушел в отставку и уехал жить в Москву.
Карьера в правительстве
Он получил приглашение работать в окружении президента, которым на тот момент являлся Борис Ельцин. Анатолий Чубайс возглавлял административный аппарат, и есть неподтвержденные данные, что он составил Кудрину протекцию. Когда он переехал в Москву, вместе с ним в столицу отправился и Владимир Путин. Они оба относились к членам команды Чубайса.
В 1996 г. Алексей Леонидович стал замруководителем Главного управления президентской администрации. С его приходом на эту должность начались показательные проверки в некоторых российских регионах. Прозвучало обещание о жесткой каре для нарушителей. Но вскоре эти обещания оказались забыты. Когда Алексей Леонидович покинул занимаемую должность замруководителя президентской администрации, он рекомендовал заменить его Владимиром Путиным. Это мнение было учтено.
В 1997 г. требовался замминистра финансов. Получил назначение на эту должность Кудрин Алексей. В течение двух лет он замещал управляющего Европейским банком развития и реконструкции. Занимал такую же должность и в Международном валютном фонде.
В январе 1999 г. Кудрин был снят премьер-министром Примаковым с поста 1-го заместителя министра по финансам, после этого он недолго работал в РАО ЕЭС России. В мае этого же года вернулся на свою прежнюю должность. В 2000 г. стал министром финансов и заместителем председателя Правительства России.
Эти должности Кудрин получил по указу Владимира Путина. Алексей Леонидович работал зампредом и министром до 2011 г. В 2008 г. партия КПРФ начала требовать отставки Кудрина. Чиновники заявляли, что министр не справляется с должностными обязанностями в условиях кризиса.
В 2009 г. против Алексея Леонидовича продолжил активно выступать уже непосредственно Зюганов. Кудрин выступал с негативными комментариями о банковской и финансовой системах страны. Он предсказывал новую волну кризиса, рост долгов. С ним спорили Эльвира Набиуллина и Аркадий Дворкович.
В 2009 г. Дмитрий Медведев выступил с требованием от кабинета министров воздерживаться от пессимистичных прогнозов и не нагнетать панику в народе. Всем, кто не может справиться с собственными негативными убеждениями, предложил найти другую работу. Конкретные фамилии не назывались, но вскоре последовала отставка Кудрина. После этого он стал деканом университета в Питере.
«Кудриномика»
Не так давно появилось такое понятие, как «кудриномика». Ею называют период работы Алексея Леонидовича. В его заслуги вменяется масштабная налоговая реформа, введение «плоского» подоходного налога в 13 процентов.
Политика Кудрина относительно экономики страны часто подвергалась критике. Условное понятие «кудриномика» обозначается конкретными направлениями в социальной и экономической политике. Предполагается, что ресурсы этих сфер «перекачивались» странам-конкурентам.
Экс-министр уверен, что на сегодняшний день санкции в отношении России приносят стране большой вред. В 2017 г. Кудрин объявил, что прежняя экономическая модель уже давно не работает, а правительство не запускает модернизацию в этой области. По мнению Алексея Леонидовича, российская экономика должна быть направлена на не сырьевой экспорт.
Личная жизнь
Личная жизнь Алексея Кудрина отличается некоторым непостоянством. Сначала он был женат на Шаровой Веронике Олеговне, занимавшейся коммерческой деятельностью. Одновременно она являлась совладелицей отеля «Братья Карамазовы».
Вероника Олеговна учредила ООО «Лидер», выпускавшее ранее газету «Дело». Потом из-за недостатка финансирования печатное издание закрылось. У Вероники Олеговны и Алексея Леонидовича в браке родилась дочь Полина. Сейчас она является владелицей ООО «Арт-центр Гран-при».
Второй раз Алексей Кудрин женился на Тинтяковой Ирине Игоревне. До брака с политиком она работала в правлении РАО ЕЭС России, была пресс-атташе Андрея Трапезникова.
Алексей Кудрин и Тинтякова Ирина
В его приемной Ирина Игоревна и Алексей Леонидович и познакомились. В настоящее время вторая супруга Кудрина является президентом благотворительного фонда, который шефствует над многими детскими домами и интернатами. Организация называется «Северная корона». В 1998 году у супругов родился сын Артем.
Интересы и увлечения
Кудрин Алексей очень любит музыку. Экс-министр умеет играть на ударных инструментах. В 2016 г. Алексей Леонидович побывал на фестивале джаза. На этом мероприятии Кудрин сыграл на ударных вместе с музыкантами Игоря Бутмана. Кроме музыки, Алексея Леонидовича привлекают горные лыжи. И когда выдается свободное время, он вместе с семьей отдыхает на австрийских курортах.
Награды и достижения
Кандидатская степень сподвигла его на создание многих научных экономических работ. Он написал несколько книг. До сих пор Кудрин обучает молодых специалистов в Высшей школе экономики. Алексей Леонидович получил от Президента РФ две благодарности. От Правительства России была вручена Почетная грамота. Кудрин получил орден четвертой степени за заслуги перед Родиной. В 2007 г. Алексей Леонидович был награжден премией «Русский Бриллиант».
Кудрин получил медаль Столыпина первой степени. Стал почетным профессором в ряде ВУЗов (эдинбургском, дагестанском и бурятском). Является доктором федерального северного университета. Получил звание лучшего министра в Центральной и Восточной Европе.
Алексей Кудрин сейчас
К мнению Алексея Кудрина часто прислушиваются и сегодня. В настоящее время Кудрин является председателем совета фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР). Экс-министр постоянно комментирует проблемы, которые существуют в экономике, а также предлагает конкретные решения кризисных ситуаций в финансовом секторе.
В мае 2017 Кудрин представил Владимиру Путину новую экономическую программу. По словам Алексея Леонидовича, новый план позволит определить стратегию развития экономики на долгие годы, ускорив темпы роста. Однако руководитель российского государства никаких решений по итогам встречи не принял.
В июне 2017 года Кудрин заявил, что Минфин слишком сильно сократил государственные расходы при проектировке бюджета на 2018-2020 годы. Чиновник назвал параметры бюджета вполне здравыми, но посчитал, что ведомство Антона Силуанова слишком жестко подошло к консолидации госрасходов.
«Ниже 34 процентов ВВП расходов опускаться не стоило бы в связи с тем, что у нас большие задачи по финансированию структурных изменений в бюджетном секторе и инфраструктуре страны – образовании, здравоохранении», — отметил Кудрин.
Как утверждает Алексей Леонидович, планы Минфина относительно урезания трат губительно скажутся на экономике, поскольку наблюдается постепенное снижение покупательной способности граждан.
Прокомментировал Кудрин и заявления представителей финансовой системы России, которые не раз говорили о том, что к концу 2017 года в стране ожидается экономический рост. На экономическом форуме в Петербурге Алексей Леонидович высказал свое мнение по этому поводу, отметив, что отсутствие навыков и умений представителей госаппарата – главная проблема, влияющая на экономический прорыв.
«Чтобы страна быстро росла, нужно больше инициативных и энергичных людей, имеющих соответствующие навыки, умения и профессионализм. А у нас таких людей, способных создавать новые компании, развивать их в новых технологических отраслях, просто мало. Мы их не воспитали, сегодня нет этой культуры. Новые решения предложены в программе развития до 2035 года. Один из путей – приватизация крупных корпораций, чтобы там больше работала частная инициатива», – считает Алексей Кудрин.
Пользователи социальных сетей, в том числе сети «Инстаграм», продолжают обсуждать деятельность бывшего министра. На официальном сайте Алексея Кудрина можно ознакомиться с его дальнейшими планами, а также узнать позицию по конкретным экономическим вопросам.
Видео
Биография Алексея Кудрина
Родился 12 октября 1960 году в г. Добеле Латвийской ССР в семье военнослужащего.
В 1967 году семья переезжает в г. Тукумс, там идет в первый класс школы.
В феврале 1968 года отца направляют служить в Монголию, семья едет вместе с ним. С 1971 по 1974 году живет в г. Борзя Читинской области. В 1974-1977 годах живет в Архангельске, там же заканчивает среднюю школу.
В 1978 году зачислен на отделение политэкономии экономического факультета (вечерняя форма обучения) Ленинградского Государственного Университета. Тогда же по совету отца устраивается на работу в Академию тыла и транспорта Министерства обороны СССР, работает автомехаником, а затем инструктором практического обучения лаборатории двигателей на кафедре эксплуатации армейской автомобильной техники.
По окончании второго курса переводится на дневное отделение. Обучается на военной кафедре и проходит военные сборы в артиллерийской части на полигоне Струги Красные Псковской области. Получает звание лейтенанта.
После окончания экономического факультета ЛГУ в 1983 году распределен в Институт социально – экономических проблем Академии наук СССР.
Работа в Санкт-Петербурге
С 1983 года по 1985 год – стажер-исследователь в Институте социально – экономических проблем Академии наук СССР.
В декабре 1985 года поступил в очную аспирантуру Института экономики АН СССР. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования».
В 1988 году возвращается в Институт социально – экономических проблем АН СССР, работает научным сотрудником.
В 1990 году получает предложение заняться практической работой в исполкоме Ленсовета и решает на время оставить научную деятельность.
С октября 1990 года – заместитель председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета. После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства.
С ноября 1991 по 1992 год – заместитель председателя Комитета по экономическому развитию.
С августа 1992 по 1993 год – председатель Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (впоследствии переименованного в Финансовый комитет).
С 1993 по июнь 1996 года – заместитель, первый заместитель мэра, член Правительства города, председатель Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга.
Работа в Москве
В августе 1996 года – Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.
В марте 1997 года Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.
С января 1999 года – Первый заместитель председателя правления РАО «ЕЭС» России.
В июне 1999 года назначен Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.
Министр финансов
С мая 2000 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации.
С 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации назначен Министром финансов Российской Федерации.
С сентября 2007 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации.
Освобожден от занимаемой должности 26 сентября 2011 года указом №1251 Президента Российской Федерации.
После отставки вернулся к научной деятельности, а в 2012 году выступил с инициативой создания Комитета гражданских инициатив – сообщества профессионалов, способных предложить альтернативные решения стоящих пред страной проблем.
С апреля 2012 года – председатель Комитета гражданских инициатив.
С апреля 2016 года по ноябрь 2018 года возглавлял Центр стратегических разработок. Также, в 2016 году был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте России.
В мае 2018 года назначен на должность Председателя Счётной палаты Российской Федерации.
Автор более 30 научных работ в области экономики и финансов. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1185 награжден орденом «За заслуги перед отечеством III степени» за большой вклад в проведение государственной финансовой политики и многолетнюю добросовестную работу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №1669-Р награжден медалью Столыпина П. А. I степени за активное участие в разработке основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.
В 2004 году Алексей Кудрин был назван британским журналом «The Banker» министром финансов года, став победителем в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».
В 2006 году британская газета «Emerging markets» назвала Алексея Кудрина лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком.
В 2010 году британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты».
В 2018 году защитил докторскую диссертацию по теме “Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики”.
Играет в хоккей и большой теннис. Увлекается джазом и классической музыкой.
Женат, имеет сына и дочь.
Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ
Член Попечительского совета СПбГУ
Председатель Попечительского совета Института Гайдара
Заместитель председателя Экономического Совета при Президенте России, член президиума Экономического Совета при Президенте России
Председатель Попечительского совета Северного арктического федерального университета
Член Попечительского совета Фонда Егора Гайдара
Член Совета директоров Российской экономической школы
Член Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей
Член Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге
С 25 сентября 2019 года – председатель Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ)
Счетная палата РФ
Сайт Счетной палаты Российской Федерации
12 шагов для исцеления системы образования
Разбираем, из чего состоит план новой образовательной реформы, предложенный «Вышкой» и Центром стратегических разработок Кудрина.
Читайте также :
Высшая школа экономики (ВШЭ) и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина представили план масштабной образовательной реформы.
«Опять реформы», — возмутились одни. «Наконец-то реформы», — возразили другие. При этом общая сумма, необходимая для изменений (8 триллионов рублей) смутила, кажется, почти всех.
Как известно, в успешной программе должно быть ровно 12 шагов, и именно столько предлагают ВШЭ и ЦСР — их экспертный доклад носит название «12 решений для нового образования». План действительно состоит из 12 проектов, для каждого из которых авторы прописали, какова причина для этого конкретного элемента реформы, что она должна принести и как плохо будет, если от этой части отказаться.
Кратко рассказываем, что же предлагают эксперты, какую картину будущего без реформы они рисуют и сколько эта реформа будет стоить.
Что будет, если образование сейчас не реформировать?
Россию ждёт глубокое технологическое и научное отставание от всего цивилизованного мира. Расслоение населения по уровню качества образования станет огромным: большинство российских школ и вузов попросту не смогут обеспечить конкурентноспособное образование. Поэтому усилится миграция среднего класса в города-миллионники и столицу — люди будут уезжать из регионов за образованием.
К 2050 году человеческий капитал страны сократится на 25%. В конечном счёте страна настолько отстанет от требований времени, что под вопросом окажется её технологическая самостоятельность.
Каким авторы реформы видят образование будущего?
1. Создать в стране систему поддержки раннего развития
Для всех детей от 0 до 3 лет будут созданы службы сопровождения, работники которых должны отслеживать динамику физического, психического и социального развития ребёнка и консультировать семьи. На каждого ребёнка будет заведена электронная карта развития. Всё это позволит своевременно обнаруживать и корректировать отклонения в развитии детей.
2. Заменить учебники на цифровые образовательные комплексы
Читайте также :
К 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые заменят традиционные учебники и бессмысленную школьную документацию. Элементами этой электронной системы станут:
облачные сервера с постоянно пополняющейся базой образовательных материалов;
фильтры-поисковики, которые будут выдавать ссылки на качественные образовательные ресурсы;
обучающие игры и симуляторы;
тесты, планы уроков и другие необходимые учителю источники для уроков;
всеобщий доступ к качественным онлайн-курсам от лучших учителей и профессоров по всем дисциплинам, как основным, так и дополнительным;
система электронной оценки и обратной связи между учениками, родителями и педагогами.
3. Направить больше денег на образовательную инфраструктуру
Пункт из разряда «всего нужно больше»:
построить две тысячи новых школ для избавления от вторых и третьих смен;
капитально отремонтировать пять тысяч старых школ;
все школы подключить к высокоскоростному интернету;
заменить и отремонтировать все старые автобусы, которые подвозят учителей и учеников в школы;
открыть в детсадах более 300 тысяч мест для детей ясельного возраста.
Важнейший момент этого пункта — примечание, согласно которому этот проект «является необходимым условием для реализации других предлагаемых проектов». Иначе говоря, сейчас подходящей инфраструктуры для полноценной реформы нет.
Читайте также :
4. Внедрить программу обеспечения равных образовательных возможностей
До половины неуспешных учеников сконцентрировано в 25% российских школ — это в основном школы на окраинах крупных городов, где проживает много семей с ограниченными экономическими возможностями.
К неуспешным относятся и все те школьники, которые после девятого класса ушли за средним профессиональным образованием (СПО). Оно сильно отстаёт от качества образования в старшей школе.
Чтобы улучшить ситуацию, проект предполагает систему социально-экономического выравнивания:
доступные всем годичные курсы для подготовки ребёнка к школе;
бесплатные дополнительные занятия для школьников из малообеспеченных семей;
социальные стипендии в 80% от прожиточного минимума;
введение ЕГЭ в учреждениях СПО;
дополнительная поддержка школ, работающих в сложном социальном контексте.
5. обновить программу технического образования
Рынок труда в современном мире стремительно меняется, и владение современными технологиями — один из важнейших навыков для выпускника. Однако программы технического образования в школах и учреждениях СПО устарели, они не соответствуют не то что мировым, а даже внутрироссийским запросам рынка.
Для этого, в частности, нужно улучшить и обновить:
улучшить и обновить все программы, касающиеся развития технологий (это и информатика, и, например, естественные науки);
внедрить ГИА и ЕГЭ по программе технического образования;
создать сети центров опережающей подготовки в области высоких технологий;
перевести 60% программ СПО в программы прикладного бакалавриата и в программы получения конкретных квалификаций в центрах опережающей подготовки.
6. развивать и поддерживать талантливых учеников
Здесь предполагается большое количество предсказуемых мер, вот некоторые из них:
построить 40 образовательных центров по модели сочинского «Сириуса»;
подготовить в вузах наставников, которых будут отправлять в школы;
создать при ведущих вузах лицеи для старшеклассников (у ВШЭ такой уже есть);
увеличить «веса» профильных и предпрофессиональных достижений в конкурсном отборе в вузы.
7. Запустить систему непрерывного образования
Читайте также :
У России сейчас один из самых низких показателей вовлечённости взрослого населения в образование — 17% против 40% в среднем по Европейскому Союзу. При этом наша страна лидирует по количеству студентов-заочников.
Реформа предполагает использовать инфраструктуру заочных отделений и многопрофильных колледжей для создания системы life-long learning’а — непрерывного образования. Это будут центры образования взрослых, привычные заочные программы будут конвертированы в сетевой формат. Также будет создана национальная электронная платформа образовательных программ для взрослых и сервисов трудоустройства.
8. Усилить поддержку региональных вузов
В первую очередь речь идёт о грантовой поддержке региональных университетов и передаче в их состав уже сложившейся инфраструктуры — бизнес-инкубаторов, технопарков и других таких объектов.
9. финансировать фундаментальные исследования
В мировых научных и технологических областях передовых исследований Россия представлена очень слабо, университеты страны отстают в таких областях, как урбанистика, транспорт, сельское хозяйство, медицина и биомедицина.
Предлагается увеличить финансирование фундаментальных исследований и приглашать ведущих и перспективных ученых со всего мира в качестве преподавателей. Государство должно обеспечить высокую зарплату таких педагогов (подобная модель успешно действует в Китае).
Кроме того, предлагается бесплатно предоставлять российским учёным доступ ко всем значимым издательским базам и базам данным.
10. массово привлекать иностранных студентов
Нужно превратить Россию в экспортёра образования — в университетах страны должны быть полноценные тьюторские программы для иностранных студентов, подыскивать которых будут специально созданные маркетинговые агентства. Окончившие российскую аспирантуру иностранцы будут получать российское гражданство.
11. усилить внедрение в школы программ обучения навыкам xxi и «Новой грамотности»
Этот курс в школьном образовании взят давно, но пока получается плохо и российская школа остаётся по большей части в XX веке.
Кроме массового внедрения цифровых технологий в образовательный процесс (в том числе полного перевода ЕГЭ в цифру), в реформе предлагается внедрить в школы современные воспитательные практики, ориентированные на «развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага».
Подробнее о том, что такое Навыки XXI века и «Новая грамотность» вы можете прочитать в нашем проекте «Образование XXI века».
12 проектов, которые изменят образование в России (по задумке Вышки и Алексея Кудрина)
12 проектов, которые изменят образование в России (по задумке Вышки и Алексея Кудрина)
Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).
Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исака Фрумина и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования. А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах. Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей.
Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.
«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание — только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8-10%», — комментирует доклад ректор Вышки Ярослав Кузьминов.
Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.
1. Поддержка раннего развития
В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.
2. Школа цифрового века
Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.
3. Современная материальная инфраструктура образования
Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:
1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.
2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.
4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.
5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.
4. Равные образовательные возможности и успех каждого
Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.
5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании
Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.
6. Развитие и поддержка талантов
Для этого нужно обеспечить ученика каждой школы возможностью освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн. Планируется создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», в которых могли бы учиться 192 тысячи школьников ежегодно. Помимо этого, необходимо расширить содержание и возрастные границы предметных олимпиад и конкурсов. Эксперты говорят о необходимости развития системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы. Ещё хотят ввести льготные образовательные кредиты с 50% субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих университетов, которые оплачивают своё обучение или живут отдельно от семьи (при условии если сдадут ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победят в профильной олимпиаде).
7. Запуск системы непрерывного образования
Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.
8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях
Универстеты должны стать опорой в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов. Для достижения этой цели необходимо передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки). Повысить качество подготовки в региональных университетах можно за счёт введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно). Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируют конкурентоспособные научные школы в регионах.
9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук
Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.
10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования
В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:
- дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
- создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
- грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
- строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.
11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех
Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.
12. Кадры для развития образования
Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.
Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.
Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)