Чем занимается Центр занятости, история создания

История создания центра занятости в России.

Первая биржа труда в Москве, знаменитая в свое время «Морозовская» биржа, была организована Хитровским попечительством о бедных и находилась в ведении городского самоуправления. Хитровский очень любил “Достопримечательности Одессы”, но её контингент составляли чернорабочие и строительные рабочие, главным образом прибывшие из села, деклассированные городские элементы. Хотя она и сыграла немалую роль, обеспечивая хоть какой-то работой выходцев из деревни, сезонных рабочих-полупролетариев, городскую бедноту, однако среди квалифицированных рабочих никаким престижем не пользовалась. «Морозовская» биржа так и осталась «босяцкой», превратившись, в конце концов, в аукцион частных сделок, своего рода «толкучку» тех, кто нуждался в работе, не имея ни специальности, ни квалификации, ради какого-либо временного заработка.

Борьбу с начинавшейся безработицей существенно тормозило отсутствие специальных органов. В царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных отделений, так называемых корреспондентских пунктов.

В России первый государственный закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции – 19 августа 1917 г. [3, с.12]. Он предусматривал возможность открытия бирж труда в городах с населением не менее 50 тыс. человек. Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Однако существенного влияния на регулирование ситуации на рынке труда они в то время оказать не смогли. К началу 1918 г. число зарегистрированных ими безработных достигло почти 100 тыс. человек. [8, с.26].

В января 1918 г. Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда. Они переходили в ведение профсоюзов и учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тыс. человек. Управление ими передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих. Тем самым биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовавшие в интересах рабочих организаций. Они осуществляли полное самоуправление в рамках своей компетенции. Государством было введено обязательное трудовое посредничество биржи при поступлении на работу. Право найма рабочей силы предоставлялось комитетам профсоюзов предприятий. Закон предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда.

В декабре 1918 г. был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность. [1, с.64]. Лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно полезным трудом, теперь могли быть принудительно привлечены местными Советами депутатов к выполнению специальных общественных работ. Была введена государственная монополия регулирования найма рабочей силы через органы по труду, которые учреждались в городах с населением не менее 10 тыс. человек. Законом была установлена не только обязанность трудиться, но и впервые – право на труд. Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности и даже получивший таковую на срок менее 2 недель. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка, соответствовавшего их специальности и квалификации. Регистрация безработных и осуществление права на труд становились функциями государственных органов, профсоюзов, предприятий и учреждений. Был предусмотрен учет всех работающих по найму, установлено правило предварительной регистрации всех трудящихся, которым предстояло увольнение со службы.

В 1919 г. На местах функционировали более 300 подотделов труда и 260 их корреспондентских пунктов. На учет стали брать не только безработных, ищущих работу, но и всех граждан, подлежащих трудовой повинности. Упразднилась самостоятельность местных органов по труду. Они становятся периферийной частью системы Наркомата труда и выполняют задания центра по распределению и использованию трудовых ресурсов. В условиях углубляющегося дефицита кадров рабочим запрещается увольняться без ведома и санкции органа по труду. [3, с.22]

Для проведения в жизнь всеобщей трудовой повинности в ее полном объеме были созданы центральные и местные органы. На них возлагались задачи ее осуществления в директивном порядке, функции наблюдения и контроля за ее безусловным исполнением трудящимися, предотвращения незаконных уклонений ее исполнения, а также уголовного преследования за «трудовое дезертирство». Возникла целая система административно-командных и репрессивных учреждений принудительного труда.

При НЭПе проведение политики занятости потребовало радикальной перестройки системы управления трудовыми ресурсами. В постановлении Народного комиссариата труда от 12 апреля 1922 г. отмечалось, что благодаря все растущему массовому предложению труда и значительному по размерам, спросу на труд уже сложился более или менее развитой рынок труда. Государственное регулирование и овладение, которым становится не только основной задачей отделов труда, но и одним из важнейших вопросов профессионального политического строительства. НКТ принял решение перейти к новым формам работы для выполнения органами по труду функций трудового посредничества и борьбы с безработицей. [6, с.3] С этой целью его центральный отдел распределения рабочей силы был преобразован в отдел рынка труда, а местные отделы распределения – в биржи труда. В постановлении подчеркивалось, что принудительное привлечение к труду противоречит новой экономической политике и даже при наличии массовой безработицы является объективно вредным для народного хозяйства. Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу. Первоначально не существовало никаких ограничений при регистрации – ни социальное положение, ни стаж работы по найму, ни даже наличие заработка не могли служить основанием для отказа в постановке на учет и трудоустройстве. Управление биржами труда осуществлялось на государственно-общественной основе – при участии профсоюзов, советских и хозяйственных органов. Совместно с работниками местных органов по труду они образовывали Комитеты, которые решали все вопросы, входящие в компетенцию бирж. В задачи биржи труда, прежде всего, входили регистрация, проверка, и периодическая отметка лиц, ищущих работу, назначение пособий и льгот безработным, т. е. контроль за предложением труда и движением рабочей силы.

Формирование системы эффективной занятости происходило в упорной борьбе с администрированием на рынке труда, попытками «спрятать» реальную безработицу или свести ее к классово-однородному минимуму.

Уже к концу 1923 г. под предлогом экономии государственных средств число бирж труда было сокращено, их функции были ограничены и упрощены. При этом численность работников бирж уменьшилась в 11 раз. [3, с.31] На миллион зарегистрированных безработных приходилось только около 700 работников по трудоустройству. [3, с.32] Одновременно с закрытием бирж прошли массовые «чистки» безработных, создававшие видимость уменьшения безработицы. Провозглашенная «борьба с безработицей» постепенно стала борьбой против текучести кадров. Для того чтобы обеспечить полную занятость не устроенного биржей пролетариата, с предприятий изгонялись «социально чуждые» и кулацкие элементы, «дезорганизаторы социалистического производства» – на их места посылали зарегистрированных безработных. «Бывших людей» биржи не брали на учет для трудоустройства, а те, кто не имел работы, подлежали выселению в административном порядке и направлению на принудительные работы. Биржи труда были преобразованы в территориальные управления кадров, которые были обязаны «снабжать» народное хозяйство рабочей силой, осуществлять ее плановую переброску и перераспределение на ударные предприятия и стройки. Но, тем не менее, безработица продолжала существовать. Затем всякое упоминание о безработице исчезло. Постепенно функции подбора, профподготовки и переброски рабочей силы перешли к предприятиям и их ведомствам. Стали создаваться отделы кадров, самостоятельно решавшие вопросы планирования, организации и оплаты труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, включая их организованный набор, в соответствии с планами производства. Исключив рынок труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений, органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу – организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью в 1933г. В течение почти 60-ти лет биржи труда считались ушедшими в прошлое, но как оказалось не навсегда.

В начале 1991 г. был принят закон «О занятости населения», который, по сути, легализировал безработицу. В этом же году была создана Федеральная служба занятости. Основные принципы работы службы занятости населения РФ соответствуют международной практике. Сегодня служба осуществляет государственную политику содействия занятости населения, предоставляя государственные гарантии по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы.

В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России. Название нового органа, органа службы занятости на протяжении этих лет менялось, оставались неизменными основные его задачи, а именно, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице

Центры занятости населения – цель, задачи, функции

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости – реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

История создания биржи труда в России

ВВЕДЕНИЕ

Большинство стран современного мира живут в условиях рыночной экономики, при которых действуют принципы свободной занятости. Современная Россия не исключение. В период экономического кризиса с ликвидацией убыточных, малорентабельных предприятий и производств. В связи с этим усилился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и проблемы рынка труда стоят на сегодняшний день наиболее остро. Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, она непосредственно затрагивает интересы общества и обеспечивает защиту ее интересов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История создания биржи труда в России

БИРЖА ТРУДА – это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржа труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т. п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе: филантропические, общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления бирж труда не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность бирж труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 г., когда потребность в них отпала с введением всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределения рабочей силы. В период новой мономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшими из представителей профессиональных союзов и хозяйственных органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за некоторыми исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 г. деятельность бирж труда была реорганизована на основе государственного трудового посредничества, причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 г. биржи труда прекратили свое существование. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания бирж труда с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поисками для них рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры бирж труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности населения предусматривают такие меры, как создание специальных центров занятости, информационной системы учета вакантных рабочих мест, переподготовки и переобучения кадров, формирование единой системы социальной помощи незанятым трудоспособным гражданами[5].

Если проследить вопрос о возникновении биржи в широком понимании, то сама биржа возникла в ХIII-ХV веках в Северной Италии, но широкое применение в деловом мире получила в ХVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С ХVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств [9]. Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.

Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых учреждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятельностью голландских бирж во время своего “стажерства” в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в России возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля реформатора предварила тот период, когда объективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве [1].

Первая биржа была учреждена еще в 1703 году, но объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года государь предписывал “приневолить” купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.

Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству. Первая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724 году. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II “Об утверждении плана построения Гостиного двора с биржей при нем”, подписанного императрицей в 1789 г. Однако практическая деятельность Московской биржи, расположенной на Ильинке, началась лишь после войны 1812 года. В числе первых российских бирж была Одесская, основанная в 1796 году.

Заметное развитие биржевого движения в России произошло в 30-40-х прошлого столетия, когда рост фабрично-заводских и кустарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кремчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России [6]. Основным же периодом утверждения биржевой деятельности в России были 60-70-е годы, что непосредственно было связано с всплеском экономического подъема в стране в связи с реформами 1861 года, когда биржи возникли практически во всех крупных городах Росси. Вся деятельность биржевых учреждений регламентировалась положениями Устава. В нем строго определялась процедура, условия и правила заключения сделок, права и обязанности участников.

К 1917 году в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж и соответствующее число биржевых комитетов.

После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику “военного коммунизма”. Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые биржи труда в стране Советов возникли в конце 1924 года (Вятская, Нижегородская), четыре месяца 1925 года были периодом наиболее быстрого роста их числа [8].

Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов, возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные. Однако в некоторых случаях в зарождении участвовала частная деятельность (так, Воронежская биржа возникла как “Объединенная биржа государственных, кооперативных и общественных учреждений и

организаций и частных предприятий”).

Поскольку юридическая природа советских бирж труда вызывала споры, разъяснениями комвнуторга от 18.01 и 17.02.23 года, биржи были признаны общественными организациями.
Как организации общественные, в частности, биржи труда пользовались относительной независимостью, устанавливая внутреннюю организацию и распорядок работы биржевых институтов – маклериата, котировальной, арбитражной комиссии и др.

Основным принципом организации биржи труда была выборность ее органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного биржевого комитета. В целом конкретные мероприятия деятельности бирж труда можно разбить на следующие группы: деятельность бирж как органа защиты интересов торговли на рынке труда; создание центрального рынка; выявление состояния рынка и цен; содействие развитию более высоких форм торговли трудовыми ресурсами [3].

В 1930 г. деятельность советской биржи прекратилась. Утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная система не нуждалась более в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла железная регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные и духовные потребности. Очередное возрождение бирж труда в наши дни диктуется жизненными требованиями возвратиться наконец к разумным методам хозяйствования, апробированным опытом истории человечества. Первой Мосгорисполкомом 19 мая 1990г. была зарегистрирована МБТ. Сегодня в России уже около 400 бирж различной специализации, в том числе биржи труда в наиболее крупных городах. В нашей стране самое большое количество бирж, но обороты их коммерческой деятельности самые малые. Однако среди действующих бирж много и крупных, с относительно большим торговым оборотом. В числе членов этих бирж крупные промышленные предприятия и зарубежные фирмы. Сам факт вторичного возрождения биржи после ее ликвидации в 1930 г. – достаточное основание для утверждения, что оно идет от самой жизни как безотлагательное явление насущных экономических потребностей общества. Биржевая торговля трудовыми ресурсами – проверенная веками прогрессивная форма коммерческого посредничества. По этому пути идут все цивилизованные народы. Нет сомнения, что, преодолев все трудности и препятствия, и Россия не только практически реализует эту форму коммерческих отношений, но и сама включится в мировую систему биржевой торговли трудовыми ресурсами [4].

Чем занимается Центр занятости, история создания

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Необходимость найма рабочей силы и, в то же время, предложение рабочих рук существовало всегда. Поэтому возникла необходимость создания организации регулирующей этот процесс. В 1901 году Хитровским попечительством о бедных создана первая «Морозовская биржа труда».

В Удмуртии первые биржи также появились еще до революции. Они выполняли заявки частников и зажиточных крестьян, которые набирали внаем дешевую рабочую силу для тяжелого и неквалифицированного труда.

В августе 1917 г. принят первый закон о биржах труда. Всего в 1917 г. открылось 42 биржи.

После революции 31 января 1918 г. Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 года состоялся 2 Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс. К осени в уже действовала сеть бирж труда в количестве 238, кроме того, создано 100 корреспондентских пунктов-отделений местных биржтруда.

В Ижевске биржа труда меняла свое название несколько раз, но суть ее оставалась прежней. В ноябре 1988 года бюро по трудоустройству населения города Ижевска переименовано в Удмуртский республиканский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. В 1991 г. издан первый «Закон о занятости в РСФСР» по которому людям, зарегистрированным в службе занятости, присваивался статус безработного, а с 1 июля 1991 г. вступал в силу социально-защитный механизм выплаты пособия. С 1 июля 1991 образован Госкомитет по занятости УАССР, в июле 1992 г. образован Городской центр занятости.

Первым, официально признанным безработным в Первомайском центре занятости г.Ижевска была Королева Людмила Владимировна, сокращенная с Механического завода. Приказом №2 от 16.07.91 г. ей было назначено пособие в сумме 176 руб.

Сейчас служба занятости воспринимается всем обществом как обязательное и привычное звено в структуре всей страны.

Этапы развития ГКУ УР ЦЗН г. Ижевска

Во исполнение постановления Совета министров РСФСР № 306 от 4 июня 1991 года «Вопросы Государственного комитета РСФСР по занятости населения», Постановления Удмуртской АССР №208 от 27 июня 1991 года «О создании республиканской государственной службы занятости населения в Удмуртской АССР» создан Ижевский городской центр занятости населения.

Приказом № 78 от 26.08.92 г. функции, ранее реализуемые Госкомитетом Удмуртской Республики, переданы Ижевскому городскому центру занятости.

Период становления государственной службы занятости населения города Ижевска начинается с 1992 года. Это начало процесса разработки основополагающих методик анализа состояния и использования трудовых ресурсов, прогноза спроса и предложения на рабочую силу, состояния рынка труда г.Ижевска.

Одна из главных функций вновь созданной службы — оказание содействия в трудоустройстве гражданам, которые по разным причинам остались без работы.

Началась разработка городской программы содействия занятости населения, которая стала основным документом, отражающим перспективы и направления деятельности органов службы занятости г.Ижевска.В этом же году в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения в рамках социального партнерства создается Координационный комитет содействия занятости населения города Ижевска.

1993г.

Общее социально-экономическое положение в стране оказало значительно влияние на положение предприятий в республиках. Одно за другим стали закрываться предприятия и организации города. За все это время для многих граждан, высвобожденных с предприятий, центр занятости населения стал единственным государственным учреждением, который мог поддержать их как материально, так и психологически.

Впервые в ДК «Ижмаш» проводится ярмарка вакансий. Более 5000 человек посетили ярмарку, из них около 30% достигли предварительной договоренности о трудоустройстве.

Получает свое развитие такое направление работы Службы занятости, как профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.

Большое внимание уделяется подготовке квалифицированного персонала службы занятости.

1994г.

При Ижевском городском центре занятости населения созданы Клуб ищущих работу, Биржа труда.

Начиная с 1994 года, органы службы занятости взяли на особый контроль вопрос трудоустройства несовершеннолетних граждан.

1995г.

Разработана методика смягчения последствий массовых высвобождений работников с предприятий города Ижевска. Уровень регистрируемой безработицы достигает 3,03%.

Наиболее остро на городском рынке труда стоит проблема трудоустройства женщин и молодежи. В этом году органы службы занятости начали осуществлять специальную программу «Молодежная практика», цель которой – содействие выпускникам учебных заведений в приобретении трудового опыта и закрепление на практике полученных знаний, что позволит в дальнейшем более уверенно конкурировать на рынке труда.

В мае утверждено Положение о бирже труда, основными направлениями работы которой стали: информирование населения о положении на рынке труда, наличии вакансий, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

1996г.

23 апреля принят закон УР “О занятости населения в Удмуртской Республике”.

В городе продолжается сокращение численности населения, занятого в экономике, сохраняется высокий уровень «скрытой» безработицы (в 1996 г. году зафиксирован самый высокий уровень безработицы – 5,09%). Принято постановление Правительства УР от 23.09.1999 № 636 “О порядке предоставления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в республиканскую службу занятости Удмуртской Республики”.

1997-2003г.г.

1997г. – Клуб ищущих работу реорганизован в Справочно-информационный центр (СИЦ) и размещен в новом здании.

Значительное внимание органов службы занятости с 1997г. начинает уделяться проблеме профессиональной ориентации выпускников школ. Проводится целый ряд мероприятий, направленных на оказание помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии, востребованной на рынке труда.

В 1999г.- утверждено положение о справочно-информационном центре.

В этот период происходит внедрение интегрированной оценки деятельности по городским отделам службы занятости. Укрепляется материальная база центров занятости населения районов города. Снижается уровень регистрируемой безработицы в городе (в 2000 г. – 1,18%).

2000 год стал годом разработки и внедрения Стратегии устойчивого развития города Ижевска, в том числе и в части регулирования рынка труда. Система мероприятий, включенных в Стратегию, направлены на активизацию вопросов трудоустройства отдельных категорий незанятого населения.

Реализация мероприятий Программы содействия занятости населения города Ижевска и Стратегии устойчивого развития города в части регулирования рынка труда в 2001-2003г.г. способствовали сокращению периода безработицы, распределению и закреплению кадров на рабочих местах.

Особое внимание уделяется содействию в трудоустройстве категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

С 2003 года проводится внедрение новых информационных технологий в работу Службы занятости.

2004г.

В 2004 году создана страница «Занятость населения» на сайте Администрации города Ижевска.

В целях поиска новых форм взаимодействия с работодателями, учебными заведениями, привлечения общественности, органов власти к обсуждению проблемы занятости с 2004г. службой занятости проводятся общегородские мероприятия по содействию занятости различных категорий граждан.

С этого года началась реализация Федерального Закона № 133 «Об альтернативной гражданской службе»: осуществляется взаимодействие органов службы занятости населения с военными комиссариатами на основании соглашения о сотрудничестве. Представители органов службы занятости принимают участие в работе призывных комиссий в периоды призыва граждан на военную службу.

Вступило в силу постановление Правительства УР № 57 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите», согласно которому организована работа с предприятиями города по трудоустройству данных категорий.

Усиливается взаимодействие со структурными подразделениями Администрации города Ижевска.

2005г.

Активное взаимодействие органов службы занятости со всеми социальными партнерами в регулировании вопросов занятости, принятие превентивных мер в отношении увольняемых и высвобождаемых работников с ОАО «Ижевский автомобильный завод» позволили не допустить обострения на городском рынке труда. Так, из 4265 высвобожденных работников, обратившихся в Службу занятости, трудоустроены 2912 чел.

2006-2007г.г.

С 2006г. стало традиционным проведение акций и форумов по содействию в трудоустройстве молодежи. Встречи за круглыми столами, в рамках данных мероприятий, позволяют выявлять проблемы молодежной занятости, и принимать необходимые меры для их решения.

В 2007г. полномочия по осуществлению политики занятости населения переданы в ведение субъектов РФ. Государственное учреждение Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» осуществляет свою деятельность на основании ФЗ «О занятости населения в РФ» Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

2008 г.

Продолжилась работа по внедрению Административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости, регламентирующих исполнение процедур оказания государственных услуг гражданам и работодателям.

С осени наблюдается обострение экономической ситуации на рынке труда города Ижевска и, как следствие, рост уровня регистрируемой безработицы: с 1,07% на 01.01.2008 г. до 1,27% на 01.01.2009 года.

2009 г.

Совершенствуется структура ГУ УР ЦЗН г.Ижевска путем слияния отделов трудоустройства и консультаций и отделов активной политики.

В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса специалисты ГУ УР ЦЗН г.Ижевска приняли активное участие в реализации Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 г. Реализация программы позволила не допустить значительного увеличения уровня регистрируемой безработицы: 2,63% на 01.01.2010 г.

2010 г.

Благодаря определенной стабилизации ситуации на предприятиях и организациях г. Ижевска, практически в 2 раза в 2010 году сократилась численность граждан, обратившихся в службу занятости.

По сравнению с 2009 годом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составила порядка 70 %.

В результате принимаемых мер по стабилизации ситуации на рынке труда численность зарегистрированных безработных уменьшилась с 10 320 человек на 1 марта 2010 года, когда в городе отмечался «пик» безработицы, до 5747 человек на 01 января текущего года (уменьшение на 44%). Соответственно уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,63 до 1,5% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (и остается ниже, чем в среднем по Удмуртской Республике – 1,89% и по Приволжскому федеральному округу – 2,0%).

2011 г.

Благодаря определенной стабилизации ситуации на предприятиях и организациях г. Ижевска, численность безработных граждан достигла 4033 человек на 31 декабря 2011 года, уровень регистрируемой безработицы снизился до 1,05% (такой уровень безработицы отмечался в 1993 году и в период с 2000 по 2004 годы).

Среди городов Удмуртской Республики по уровню регистрируемой безработицы город Ижевск занимает 2 место (по снижению численности). (Глазов – 0,92 %, Воткинск – 1,06 %, Можга – 1,26%, Сарапул – 2,55%). Для сравнения в городах: Кирове – уровень безработицы составляет 1,6%, Перми – 0,91%, Казани – 1,18%, Чебоксарах – 1,2%.

Рост потребности работодателей в рабочей силе обострил конкуренцию за кадры и привел к росту дефицита на специалистов рабочих профессий (особенно на станочников, слесарей, маляров, штукатуров-маляров, облицовщиков-плиточников, водителей, продавцов, фрезеровщиков, токарей, каменщиков, плотников, сварщиков, наладчиков станков с программным управлением, спрос на которых многократно превышает предложение).

История становления службы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.
«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. стр.3
1. Предпосылки создания службы занятости населения ………………………….стр. 4
2. Государственная служба занятости населения и ее функции ………………….стр. 6
3. Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем безработицы ……………………………………………………………………….стр. 10
4. Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов ……………………стр. 13
Заключение ………………………………………………………………………………..стр. 15
Список используемой литературы………………………………………………………..стр.16

Прикрепленные файлы: 1 файл

занятость населения.docx

  1. Предпосылки создания службы занятости населения ………………………….стр. 4
  2. Государственная служба занятости населения и ее функции ………………….стр. 6
  3. Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем безработицы ……………………………………………………………………….ст р. 10
  4. Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов ……………………стр. 13

Список используемой литературы…………………………………………………… …..стр.16

Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое государство. Вот уже десять лет она живёт по новым законам. Удельный вес государственного управления экономикой существенно сокращается. Происходит перераспределение государственно-управленческих функций. В обозримой исторической перспективе будет уже не прежняя командно- административная, но ещё и не рыночная, а соответствующая переходному периоду система государственного управления.

С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость».

Предпосылки создания службы занятости населения

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой будут сейчас рассмотрены.

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

  • распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;
  • организованный набор рабочих;
  • сельскохозяйственное переселение семей;
  • общественные призывы;
  • самостоятельный прием предприятием работника;
  • деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие – трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались “Бюро по трудоустройству населения” и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством – предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах – в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название “Государственное бюро по трудоустройству и информации населения” (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

Государственная служба занятости населения и ее функции

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны,признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны – незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2.Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5.Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать “непрерывное образование”. На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно- территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости – рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6.Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7.Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

Историческая справка. Федеральной государственной службы занятости населения

Организация работы

Федеральной государственной службы занятости населения

Первые бюро по трудоустройству и информации населения в Челябинской области были созданы в 1972 году в г.г. Копейске и Магнитогорске. Вскоре такие бюро были созданы в г.г. Челябинске и Златоусте. Всего с 1972 по 1985 года было трудоустроено 300,7 тыс. чел.

В июле 1987 года начало работать областное бюро по трудоустройству населения.

После принятия решения о создании государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения, охватывающей все районы города, области, края и республики в Челябинской области был создан областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. 1 октября 1988 года утверждены штаты областного центра, городских и районных бюро в количестве 162 чел.

В июне 1991 года на базе областного центра была создана государственная служба занятости, образовано 40 городских и районных бюро занятости населения. В дальнейшем служба была преобразована в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.

Федеральная государственная служба занятости населения

Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории РФ, деятельность которой направлена на:

· Оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

· Разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

· Организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

· Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области

Департамент совместно с органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Челябинской области.

Основными задачами Департамента являются:

· Разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;

· Определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в Челябинской области;

· Организация работы по содействию занятости населения в городах и районах Челябинской области, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании.

Основными направлениями деятельности Департамента являются:

· Анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;

· Организация работы по приему безработных граждан, их регистрация в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице и стипендий в период обучения;

· Обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

· Организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;

· Организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;

· Организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории Челябинской области;

· Определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынку рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;

· Заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;

· Изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости, налаживание международных связей с целью обмена опытом работы;

· Содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;

· Содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства;

· Создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;

· Осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Содействие работодателям в подборе необходимых работников;

· Предупреждение массовой или длительной безработицы;

· Подготовка и внесение в органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в общественных оплачиваемых работах;

· Участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;

· Выдача заключения для Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов о целесообразности привлечения и использования рабочей силы из других регионов и из-за рубежа;

· Организация связей с общественностью и СМИ;

· Внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в Челябинской области;

· Организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан, выдача заключений на их деятельность и участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций;

· Рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;

Материально-техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и его филиалов.

Федеральной государственной службы занятости населения

Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – Государственный фонд занятости населения

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков.

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работников и работодателей, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждается федеральными законами. Размер обязательного страхового взноса составлял 1,5%.

Фонд занятости не являлся юридическим лицом, находился в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходовался на финансирование мероприятий по содействию занятости населению. Являлся государственным внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью. Средства фонда занятости не входят в состав федерального бюджета. Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

Структура основных расходов населения

Статьи затрат1992г.1994г.1996г.1997г.1998г.1999г.2000г.
Всего израсходовано, тыс. руб.228,048962,0123943,0164665,0200037,0267685,0351364,2
В т.ч. в % Программы активной политики5,910,810,210,131,919,924,8
Материальная поддержка безработных50,121,660,365,548,460,327,2
Информационная поддержка2,05,92,32,91,61,63,0

Финансирование мероприятий содействия занятости населения – 2000 г.

В 2000 году доходная часть государственного фонда занятости населения составила 417700,3 тыс. руб. Доходы бюджета фонда занятости сформированы за счет: страховых взносов работодателей – 394433,0 тыс. руб.; прочих поступлений – 10603 тыс. руб.; переходящего остатка на 01.01.2000 года – 12664,0 тыс. руб.

В целом расходы фонда занятости составили 351364,2 тыс. руб., расходы на материальную поддержку безработных граждан составили 95676,9 тыс. руб. или 27,2% от всех расходов; на реализацию программ активной политики занятости составили – 87308 тыс. руб. или 24,8 от всех расходов, в том числе на программы обучения лиц, признанных безработными, израсходовано 32044 тыс. руб. или 9,1% от всех расходов.

Расходы на специальные программы занятости составили 55264 тыс. руб. или 15,7% от всех расходов.

Доля проведенных взаимозачетов по программам активной политики занятости составила 37,8%, в том числе по программам обучения 22%, по специальным программам – 47%.

Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – через Федеральное казначейство

С 01.01.2001 порядок финансирования службы занятости был изменен, Государственный фонд занятости расформирован. Сейчас в федеральном бюджете предусмотрена статья, направленная на обеспечение финансирования программ занятости. Финансовые средства аккумулируются на счетах в Федеральном казначействе, откуда высылается уведомление о поступлении денег на счет службы занятости. Планирование расходов денежных средств осуществляется Департаментом службы занятости населения по Челябинской области.

За 9 месяцев 2001 года из федерального бюджета поступило на осуществление активных направлений программы занятости, переселение граждан в сельскую местность и материальную поддержку безработных граждан 154278,6 тыс. руб. (67,8% от утвержденных бюджетных ассигнований на год). Из них было израсходовано 132837,4 тыс. руб.

Наибольшая доля затрат приходится на программу материальной поддержку безработных граждан (74,4% от всех расходов), из которых основная часть – 98,2% произведена на выплату пособий по безработице, и только 1,8% – на выплату досрочных пенсий и материальную помощь безработным.

Расходы на программу активной политики занятости почти в 3 раза меньше, чем на программу материальной поддержки. Их доля составила за отчетный период всего 25,6%. Среди мероприятий по содействию занятости населения 53,6% всех затрат составляют расходы на специальные программы; 41,3% – расходы на профессиональное обучение и 5,1% – на профессиональную ориентацию безработных граждан.

Среди специальных программ основная доля расходов произведена по статье «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан» (46,8%) и статье «Организация общественных работ» (13,8%).

Выполнение программ материальной поддержки составило 66,5%, программ активной политики занятости – 43,1%, расходы по переселению граждан в сельскую местность – 42,4%.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию