Чем занимается федеральная налоговая служба, история создания

Налоговая инспекция

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

контроль денежных поступлений;

анализ предоставляемой налоговой отчетности;

регистрация налоговых резидентов.

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации – регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

– о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

– порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

– правах и обязанностях налогоплательщиков;

– полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Возникновение Федеральной Налоговой Службы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Содержание

1. Возникновение Федеральной Налоговой Службы России……………. 2
2. Федеральная Налоговая Служба России и ее назначение……………….3
3. Система Налоговых Органов……………………………………………. 5
4. Главные задачи и обязательства Налоговых Органов…………………. 7
5. Управление Федеральной Налоговой Службы России………………….8
6. Взаимодействие системы Налоговых Органов с Государственными Органами Власти………………………………………………………….10
7. Заключение………………………………………………………………..13
9. Список Литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Возникновение Федеральной Налоговой Службы России.docx

  1. Возникновение Федеральной Налоговой Службы России……………. 2
  2. Федеральная Налоговая Служба России и ее назначение……………….3
  3. Система Налоговых Органов……………………………………………. 5
  4. Главные задачи и обязательства Налоговых Органов…………………. 7
  5. Управление Федеральной Налоговой Службы России………………….8
  6. Взаимодействие системы Налоговых Органов с Государственными Органами Власти…………………………………………………………. 10
  7. Заключение…………………………………………………… …………..13
  8. Приложение № 1………………………………………………………….15
  9. Список Литературы…………………………………………………… …16
  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ.

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

Декретом Совета Народных комиссаров от 31 октября 1918 г. утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. Одновременно были упразднены ранее действовавшие налоговые органы.

Перемены, происходившие в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1990 году созданы:

  • Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;
  • Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;
  • Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;
  • Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.

Государственные налоговые инспекции различных уровней выполняя возложенные на них задачи, подчинялись соответствующим министерствам финансов и их аппаратам на местах, а также вышестоящим инспекциям.

В 1991 – 1992 г. состоялось создание единой централизованной Государственной налоговой службы Российской Федерации. Единая централизованная система налоговых органов состояла из:

  • Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ);
  • Государственных налоговых инспекций (ГНИ) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов с районным делением;
  • Государственных налоговых инспекций (ГНИ) по районам, городам без районного деления и районным в городах.

С 1996 г. создана Всероссийская государственная налоговая академия Государственной налоговой службы России. Кроме того, при Правительстве РФ действует Институт налогов и налогообложения Финансовой академии.

В конце 1998 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., когда была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ И ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции , а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов состоит единая централизованная система налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Место нахождения Федеральной налоговой службы – г. Москва.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

  1. СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Управление ФНС по субъекту

В систему ФНС входят подведомственные организации.

Подведомственные организации ФНС:

  • Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России);
  • Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС);
  • Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФНС России;

Территориальные органы ФНС:

  • управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
  • межрегиональные инспекции ФНС;
  • инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления;
  • инспекции ФНС межрайонного уровня.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

В центральный аппарат ФНС РФ входят следующие структурные подразделения:

  • Управление организации налогового контроля
  • Управление крупнейших налогоплательщиков
  • Управление налогообложения прибыли (дохода)
  • Управление косвенных налогов
  • Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины
  • Управление единого социального налога
  • Управление ресурсных и имущественных налогов
  • Управление налогообложения малого бизнеса
  • Управление кредитных организаций
  • Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции
  • Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц
  • Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
  • Управление учета и отчетности
  • Управление анализа и планирования налоговых поступлений
  • Управление контроля налоговых органов
  • Управление международного сотрудничества и обмена информацией
  • Юридическое управление
  • Управление информационных технологий
  • Управление безопасности
  • Сводно-аналитическое управление
  • Управление делами
  • Управление по модернизации налоговых органов
  • Управление государственной службы и кадров
  • Управление финансового обеспечения
  • Управление материально-технического и социального обеспечения
  • Управление организации капитального строительства.
    1. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.
Читайте также:  Продажа квартиры через нотариуса: особенности процедуры

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.

Налоговые органы обязаны:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  6. соблюдать налоговую тайну;
  7. направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

    1. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ.

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации – территориальный орган ФНС – является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Основное бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту Федерации. Будучи юридическим лицом инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба История

Федеральная налоговая служба История – раздел Юриспруденция, Управление финансами в Российской Федерации Федеральная Налоговая Служба История. Налоги Как Центральный Институт Доходов.

Федеральная налоговая служба История. Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1. 18 декабря 1706 г Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть . 1918-1921 гг налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы.

В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация буржуазии. Применялась контрибуция с богатых – высокие чрезвычайные революционные разверстки, за счет которых государственная казна пополнялась на 80 . 1921-1930 гг период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения. 1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги.

В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. 1931-1941 гг ликвидация созданной во время нэпа системы. 1941-1960 гг частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам.

С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота.

В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2 доходов бюджета. 1960-1964 гг частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе. 1965-1989 гг реформирование налоговой системы. 1990 г начало полномасштабного восстановления налоговой системы.

Апрель 1990 г принятие Закона О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства. Июнь 1990 г принят Закон О налогах с предприятий, объединений и организаций. Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Об основах налоговой системы. Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г. Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации.

В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 г Указом Президента Российской Федерации 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации ранее она была в составе Министерства финансов . 27 декабря 1991 г принят Закон Об основах налоговой системы в Российской Федерации . 31 декабря 1991 г утверждено Положение о налоговой службе Российской Федерации. Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства.

По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. с 1998 г завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации Принят Налоговый кодекс Российской Федерации.

Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 г Указом Президента Российской Федерации 1635 О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. 09 марта 2004 г В результате реорганизации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам образована Федеральная налоговая служба Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года N 314 . Структура и функции Одна из основных целей налогового контроля – это препятствование уходу от уплаты налогов.

Уход от уплаты налогов – явление, известное еще с древности, как реакция на чрезмерное налогообложение.

Как следует из содержания соответствующих статей первой части Налогового кодекса Российской Федерации далее НКРФ основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Задачами налогового контроля являются проверка наличия всех установленных налоговым законодательством форм отчетности и документов, наличия и правильности заполнения обязательных реквизитов, предусмотренных правовыми актами проверка достоверности поступивших сведений проверка правильности исчисления налоговой базы обнаружение ошибок, приводящих к занижению исчисленных сумм налогов и сборов привлечение налогоплательщиков к ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.

Контрольные функции в области налогообложения в настоящее время выполняет Федеральная налоговая служба России далее ФНСРоссии, которая является федеральным органом исполнительной власти.

ФНСРоссии находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и имеет вертикальную структуру. В ее состав входят ФНСРоссии на федеральном уровне, управления Службы по федеральным округам и субъектам РФ, инспекции Службы по районам, районам в городах, городах без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.

В совокупности – это единая централизованная система налоговых органов.

В соответствии с НКРФ Положением о Федеральной налоговой службе утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 506 определены следующие ее основные функции контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также иных обязательных платежей контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы РФ в десятидневных срок со дня выявления указанных обстоятельств должны направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае проверку организаций и физических лиц проводят органы внутренних дел в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел от 16.03.04г. 177 Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются Ш принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий Ш выдача и отзыв квалификационных аттестатов Ш ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела Ш осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности Ш осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации Ш получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела Ш выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства Ш обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Ш обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Читайте также:  Существует ли налог на перевод денег с банковских карт

Чем занимается федеральная налоговая служба, история создания

История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые упоминания о взимании дани относятся к временам правления князя Олега (912). В летописи «Повесть временных лет» перечислялись народы «иже дань дают Руси». Основными налогами были дани (подати) – прямой налог и оброки , которые уплачивались натурой: медом, кунами и даже мечами, и, в основном, устанавливались на период войн и походов.
По мере оседания князей на земле и обзаведения их хозяйством пополнение казны за счет военных набегов теряет значение, а новыми источниками доходов становятся «кормления». Податные обязанности населения заменяются уплатой денежных сумм.
В эпоху Золотой Орды (1243-1483 ) с целью введения централизованной налоговой системы представителями ордынской власти была проведена перепись населения Руси («число»), на основании которой монгольскими баскаками – уполномоченными чиновниками взималась дань. Среди «ордынских тягостей» известны: выход «царева дань», торговые сборы – «мыт» и «тамка», извозные повинности – «ям» и «подводы» и др. Дань уплачивалась соболями, ювелирными изделиями из золота и серебра, скотом и золотыми деньгами. Не уплативших налог жестоко карали: жгли города и деревни, забирали скот, угоняли в рабство самих князей и их холопов. При этом в середине XIII в. возникают первые протесты против действий баскаков.
В XIV в. ликвидируется система баскачества и учреждаются должности пошлинников и тиунов.
Помимо ордынской дани, собиралась дань и в княжескую казну. За этим надзирали великокняжеские слуги, причем, вначале надзор носил временный и случайный характер. Но уже к концу XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Содержание этих чиновников входит в обязанности населения.
С XV в. с прекращением платежа дани в Золотую Орду начинается создание финансовой системы Руси. Во времена Ивана Грозного (1530-1584), первого русского царя, многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Иван Грозный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа взятых в плен ратников.
В XVII в. учреждаются центральные органы управления – приказы , в т.ч. Счетный приказ, деятельность которого позволила достаточно точно определить государственный бюджет, и Стрелецкий приказ, на который был возложен сбор стрелецких денег.
Сборы стрелецких и ямских (на содержание ямской (почтовой) службы) денег были особенно тяжелы, и по ним накапливалось много недоимок. В 1646 г. правительство Алексея Михайловича (1645-1676) ввело высокую пошлину на соль, которая должна была заменить стрелецкие и ямские деньги. Предполагалось, что никто не сможет уклониться от этого налога, так как соль покупают все. Однако, соли, которая стала в два раза дороже прежнего, стали покупать так мало, что казна ничего не выиграла от нового налога, и его отменили в 1647 г. Но вызванное им возмущение, было так велико, что восстание, вспыхнувшее через полгода после отмены соляной пошлины, современники называли «соляным бунтом».
Вслед за отменой соляного налога последовало распоряжение взыскать стрелецкие и ямские деньги не только за 1648 г., но и за два предыдущих года, когда они не взимались. В городах и уездах не заплативших подати тяглецов (тех, кто нес тягло – государственные налоги и повинности) ежедневно выводили на площадь и били батогами, а на ночь бросали в тюрьму.
В то время не облагались государственными податями привилегированные, так называемые «белые» слободы стрельцов, ремесленников, которые снабжали своими изделиями царский двор, слободы, принадлежавшие боярам и духовенству, а также самые богатые торговцы – «гости». Уплата налогов возлагалась на «черных людей», которые, в свою очередь, делились на зажиточных – «лутчих» (владельцы соляных варниц, кожевенных мастерских, винокурен) и бедняков – «середних» и молодших» (извозчики, рыбаки, чернорабочие, бурлаки).
Рост возмущения в среде «молодших», которым было труднее всего, поскольку на них, а также на «середних» старались переложить большую часть податей «лутчие», привел в 1648 г. к восстанию, направленному против бояр и приказных, а также против «лутчих», которые «весь мир выели». Был момент, когда перевес сил оказался на стороне восставшего народа. Доведенные до отчаяния непомерными налогами мятежники ворвались в Кремль, громили дворы бояр, в том числе разгромили дом и убили дьяка Назария Чистого, по предложению которого была введена соляная пошлина и который с большой жестокостью собирал с населения непосильные подати.
Царь с боярами вынуждены были пойти на уступки. Напуганное правительство созвало Земский собор и выработало новое Уложение, которое почти 200 лет оставалось основным сводом государственных законов России. Разделение слобод в посадах на «белые» и «черные» было уничтожено, все население посадов обложено податями и повинностями в пользу государства.
С 1679 г. по 1681 г. во главе финансовых учреждений Московского государства становится приказ Большой казны, а затем из него выделяется Бурмистерская палата, далее Ратуша. На нее возлагаются функции центрального административно-финансового и судебного учреждения, осуществлявшего общий контроль за земскими избами (выборными органами земского управления), ведавшего раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
В годы правления Петра I (1672-1725) налоговая система была сложной и включала такие налоги как налог на бороды, топоры и даже на дубовые гробы. Существенные изменения в налоговой системе происходят с изменением административно-территориального деления России и созданием должности губернатора, на которого в т.ч. возлагаются функции по контролю за сбором налогов. Среди наиболее эффективно работающих указов петровского времени: от 18 декабря 1706 г. – «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах рассматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть…», от 22 февраля 1711 г. – «Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии «для спросу» и денежных сборах и дела финансового управления», от 17 марта 1711 г. – «О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…» с предписанием «денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах». Для контроля за сборами податей Петр Великий посылал в провинции офицеров и даже низшие чины своей гвардии.
В 1722 г. учреждается институт прокуроров, осуществляющих руководство и контроль за деятельностью фискалов. В 1724 г. завершена перепись населения для подушного налогообложения. Подушная подать – вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объект налогообложения – ревизская (мужская) душа. С конца XVIII в. подушный налог становится в России главным доходом государства. Параллельно взимается оброчный сбор.
В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода (фактически первый государственный бюджет). Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в три раза ( в 1710 г. – 3,1 млн. руб., в 1725 г. – 10,2 млн. руб.), при этом регулярно достигалось превышение доходов над расходами.
Особенностью правления Анны Иоанновны (1693-1740) стал ряд указов об усилении борьбы с недоимщиками.
При государыне Елизавете Петровне (1709-1762) устанавливаются постоянные акцизы на вино и водку и вводятся особые ярлыки на провоз алкогольных напитков, отменяются взимавшиеся прежде повсеместно внутренние пошлины.
В период царствования Екатерины II (1762-1796) основным прямым налогом была подушная дань, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов. Императрица смогла несколько упростить налоговую систему. Этому способствовали следующие указы: от 7 ноября 1775 г. – «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам во главе с Губернскими стряпчими Казенных дел» и от 24 октября 1780 г. – «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов».
При Павле I (1754-1801) продолжается замена части натуральных повинностей денежными сборами, учреждается должность Государственного Казначея, восстанавливается деятельность Петровских Коллегий в сфере финансового управления.
В годы царствования Александра I (1771-1825) реформируется целый ряд налогов: оброчный сбор, гильдейский сбор и др., вводится процентный сбор с доходов от недвижимого имущества. Манифестом от 1802 г. «Об учреждении министерств» создано Министерство финансов и определена его роль, а первым министром финансов назначен граф А.И. Васильев. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально был Департамент податей и сборов, затем департаменты окладных сборов и неокладных сборов. В 1805 г. учреждается Комитет сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии. В 1811 г. завершается окончательное формирование Министерства финансов . При этом заведование земскими повинностями возлагается на Министерство внутренних дел (полицию). На полицию возлагалась обязанность собирать недоимки и недоборы, а также конвоировать собранные подати в Государственное казначейство.
В честь коронации Николая I (1796- 1855) были прощены недоимки подушной подати за три года, а сам период его правления отмечен рядом изменений в налоговой системе страны, в т.ч. введением акцизов на предметы массового потребления – табак и сахар и специальных государственных сборов.
С именем Александра II (1818-1881) связаны самые значительные изменения в экономической жизни России XIX в. Так, с проведением крестьянской реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, установлен подоходный налог, введены земские сборы и налоги – на содержание земских органов самоуправления, школ, больниц и др.
При Александре III (1845-1894) изменения в налоговой системе России продолжаются: отменяется подушная подать, повышается акциз на спирт, вводятся акциз на спички и налоги на наследство и на денежный капитал. 1883 год ознаменован выходом «Высочайшего Манифеста о прощении недоимок по окладным сборам…». В 1885 г. по предложению тогдашнего министра внутренних дел графа Д. Толстого был введен институт податных инспекторов, которым предписывалось собственноручно рассылать окладные листы и извещения о причитающихся платежах.
В период царствования Николая II (1868-1918) , последнего русского царя, обращают на себя внимание реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С.Ю Витте и П.А. Столыпин. Так, в 1895–1897 гг. была проведена денежная реформа, установившая золотой стандарт. Усилен состав податной инспекции, реформирована система акцизного надзора в связи с установлением винной монополии. П.А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как самую радикальную программу по преобразованию налоговой сферы в I половине XX в. в мире. По сути, она предусматривала все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран: поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества; прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума; использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).
Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне Первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение.
За время Первой мировой войны (1914-1918) из бюджета страны выпали доходы от винно-водочной монополии в связи с введением «сухого закона», сократились таможенные и лесной доходы и др. Были введены чрезвычайные налоги: военный налог, налог на прирост прибылей и др. Основными налоговыми мероприятиями Временного правительства были: повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы временного налога на прирост прибылей и установление единовременного налога.
В первые годы Советской власти происходит практическая ликвидация налоговой системы. В 1918 г. Декретом Совнаркома упраздняются финансовые органы России , а сбор налогов передается в ведение созданных финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все доходы казны.
Главную роль в это время играют не налоговые поступления, а прямая экспроприация буржуазии. Применялась контрибуция с богатых – высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых пополнялась казна. Местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и др.
Однако молодым Советским государством предпринимались попытки по воссозданию налоговой системы и пополнению бюджета. Первыми налоговыми декретами Советской власти были: от 27 ноября 1917 г. – «О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции», от 30 октября 1918г. – «О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев», от 26 июня 1921 г. – «О введении первого государственного промыслового налога».
В 1921 г. в составе Наркомфина создается управление налогов и государственных доходов, а должности податных инспекторов при уездных финансовых отделах упраздняются.
В период новой экономической политики (НЭП) (1921-1930) происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.
В 1930 г. создается система областных, районных и городских налоговых инспекций.Налоговая реформа начала 30-х годов усложнила налоговую систему, что выразилось в множественности налоговых ставок. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. Была полностью упразднена система акцизов.В конце 30-х годов создаются налоговые участки на селе, вводятся должности налоговых агентов.
В период Великой Отечественной войны (1941-1945) в связи с необходимостью мобилизации ресурсов была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, которая затем была заменена специальным военным налогом, упраздненным после окончания войны. Кроме того, был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
Очередное реформирование налоговой системы России приходится на 60-е годы . Налоговые инспекции объединяются с инспекциями государственных доходов, устанавливается обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства», вводится подоходный налог с колхозов.
В 70-е годы происходит снижение налогов с населения, отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц.
В 80-е годы действовали следующие местные налоги : с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
90-е годы знаменуют собой полномасштабное укрепление налоговой системы России. В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР создается государственная налоговая служба, а 21 ноября 1991 г. Указом Президента Российской Федерации № 229 образована Государственная налоговая служба РСФСР – самостоятельный орган исполнительной власти федерального уровня. Созданы областные государственные налоговые инспекции и подчиненные им государственные налоговые инспекции по городам и районам. Принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В 1998 г. Государственная налоговая служба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам . Принятый в этом же году Налоговый кодекс позволил систематизировать, упорядочить и привести в единую систему действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Читайте также:  Когда российские банки признают Крым российским?

История возникновения налоговой ИФНС

Управление налоговой системой является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Рассматривая вопросы управления налоговой системой, следует особо подчеркнуть, что речь идет о государственном управлении, которое нельзя путать с налоговым планированием на предприятиях. Реализация налоговой политики в процессе управления осуществляется посредством государственного регулирования и контроля налоговой системы, являющейся объектом управления. Главной целью управления налоговой системой, сформулированной в общих чертах еще А. Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов», является обеспечение бесперебойного поступления обоснованных налоговых доходов в бюджет при разумных затратах по их сбору.

В России история управления налоговой системой имела несколько форм. Исторически взимание налогов развивалось в следующих формах: система откупов, сбор через государственных чиновников, сбор налогов общинами. Система откупов использовалась с древнейших времен. Суть ее состояла в предоставлении права отдельным лицам доставлять в казну определенную сумму налога. Соответственно, им вменялось в обязанность взимание отдельных налогов. При этой форме на усмотрение откупщика отдавался весь механизм сбора налога. Основным недостатком этой системы является то, что частное лицо нередко решало вопросы сбора налогов в собственных интересах, а не с государственных позиций. В литературе описаны многочисленные случаи злоупотреблений при откупной системе, особенно при сборе налогов на спиртные напитки. А.А. Исаев, критикуя откупную систему, подчеркивал: «Снисхождение к богатым и сильным, давление на бедных и слабых, собственное развращение и деморализация граждан – вот необходимые спутники откупной системы». В современных условиях откупная система полностью изжила себя.

Особенностью развития России было наличие общин. Многие экономисты в XIX в. большие надежды относительно сбора прямых налогов возлагали на взимание их общинами при помощи выборных комиссий из местных жителей. Однако весь ход исторического развития свидетельствует о том, что нет и не может быть в ближайшем будущем альтернативы государственной системе сбора и контроля за поступлением налогов.

Историческим прообразом современной Федеральной налоговой службы в известной мере является Департамент окладных сборов в составе Министерства финансов, учрежденный в 1863 г. В его составе первоначально были следующие отделения, отражающие суть деятельности: два распорядительных – для составления смет и раскладок земских повинностей; контрольное – для ревизий годовых контрольных отчетов казенных палат; бухгалтерское – для ревизии ежемесячных ведомостей казенных палат о наличных суммах, сборах, раскладах земских повинностей; ревизское – в котором были сосредоточены народная перепись, перечисление лиц податных сословий, взимание, сложение и возврат гильдейских повинностей, предоставление льгот по налогам.

В 1885 г. было учреждено 500 должностей податных инспекторов. На них возлагались следующие обязанности:

· постоянное наблюдение за правильностью торговли на своих участках;

· осуществление генеральной проверки торговли;

· председательствование в уездных податных присутствиях по раскладке дополнительных сборов с торговли и промыслов;

· участие в заседаниях местных по крестьянским делам присутствий, в которых рассматривались дела, касающиеся взимания казенных сборов или отбывания населением денежных повинностей;

· содействие казенной палате в определении ценности и доходности имущества, подлежащего обложению в доход казны;

· исполнение всех поручений казенных палат по взиманию окладных сборов.

В последующие годы прибавились дополнительные обязанности по сбору сведений, необходимых для проведения на практике различных налоговых преобразований. Например, начиная с 1888 г. податные инспектора должны были представлять сведения о видах на урожай и самом урожае, ценах на хлеб и сельскохозяйственные продукты.

После Октябрьской революции 1917 года с введением командно-административной системы управления народным хозяйством деятельность налоговых органов в СССР постепенно угасала и не играла заметной роли, Только в 90-х годах она была вновь востребована, так как для финансового управления государством налоги стали иметь решающее значение.

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

Федеральная налоговая служба
(ФНС России)

Эмблема ФНС России
Общая информация
Страна
  • Россия
Дата создания19 марта 2004
Предшествующее ведомство
Руководство деятельностью осуществляетМинистерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Вышестоящее ведомствоМинистерство финансов Российской Федерации
Штаб-квартира127381, Москва, улица Неглинная, дом № 23
РуководительМишустин Михаил Владимирович
Ключевой документПостановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [1]
Сайтnalog.ru

Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий [2]

  • функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
  • функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,
  • функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации),
  • функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции,
  • функции по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники [3] ,
  • функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций),
  • представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями [2] .

Глава ФНС России с 6 апреля 2010 года — Михаил Владимирович Мишустин [4] , сменивший на этом посту Михаила Павловича Мокрецова [5] .

Общая численность работников ФНС России по состоянию на конец 2010 года составляла примерно 170 тысяч человек [6] . Однако в 2011 году ФНС России планировала сократить численность своих сотрудников на 5 %, а к 2013 году — уже на 15 % [ источник не указан 702 дня ] . На конец 2016 года в ведомстве числилось 149,9 тыс. сотрудников. [7]

Содержание

Классные чины в Федеральной налоговой службе

Классные чины в ФНС России устанавливаются согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указу Президента Российской Федерации от 9.6.2006 № 577.

В качестве знаков различия по классным чинам для государственных служащих Федеральной налоговой службы устанавливаются наплечные знаки нашивные и съёмные [ источник не указан 702 дня ] . Наплечный знак представляет собой вытянутый прямоугольник с параллельными боковыми сторонами и закруглённым верхним краем, металлической пуговицей в верхней части. Наплечные знаки имеют окантовку тёмно-вишнёвого цвета по всем сторонам, кроме нижнего. Размер наплечного знака: длина посередине — 140—160 мм (для женщин — 120—140 мм), ширина — 45 мм (для высших и главных должностей — 50 мм) [ источник не указан 702 дня ] .

Ссылка на основную публикацию