Чем занимается министерство здравоохранения: история создания

Историческая справка

Материал опубликован 10 апреля 2018 в 17:25.
Обновлён 10 апреля 2018 в 17:25.

История ФМБА России началась в конце суровых 1940-х годов, когда измученная Великой Отечественной войной страна являлась очень лёгкой мишенью для бывших союзников, на тот момент уже владевших атомной бомбой. Единственным способом защиты являлось скорейшее создание ядерного щита. С первых же послевоенных лет огромные силы и средства были вложены в развитие атомной науки и техники. Начался период становления и развития атомной промышленности и атомной энергетики. Расширялись предприятия по добыче урановых и ториевых руд, создавались производства по переработке этих руд и получению металлического урана, ядерного топлива для атомных реакторов и т.д.

В 1946 году при Совете Министров СССР было образовано 1-е Главное управление, призванное отвечать за становление атомной промышленности. К работе были привлечены ведущие учёные нашей страны. В связи с особенностями профессиональных факторов, присущих предприятиям атомной промышленности, в структуре 1-го Главного управления был создан медико-санитарный отдел. Начальником этого отдела в августе 1946 года назначили генерал-лейтенанта медицинской службы А.И. Бурназяна.

На медико-санитарный отдел 1-го Главного управления при Совете Министров СССР были возложены задачи организации медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения, радиационной безопасности инженерно-технических работников, рабочих и служащих, занятых в системе атомной промышленности, и членов их семей. С первых дней медико-санитарный отдел приступил к формированию на местах таких медицинских учреждений, как медико-санитарные отделы (далее – МСО) и медико-санитарные части (далее – МСЧ), развернул работу по подбору медицинских кадров, организовал снабжение медицинских учреждений оборудованием, медикаментами.

Вовлечение больших производственных коллективов в работы, связанные с воздействием радионуклидов и ионизирующих излучений, действие которых на человеческий организм в начальный период не было в достаточной степени изучено, потребовало развернуть научные исследования по изучению биологического воздействия радиации на организм человека, по выявлению вредно действующих физических факторов на персонал научных лабораторий, предприятий атомной промышленности и атомной энергетики, по изучению профессиональных заболеваний, а также разработать средства и методы их профилактики и лечения.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года медико-санитарный отдел 1-го Главного управления при Совете Министров СССР был передан в Министерство здравоохранения СССР. На основе отдела было организовано 3-е Медицинское управление, на которое было возложено руководство медицинским обслуживанием предприятий и научных учреждений в системе 1-го Главного управления при Совете Министров СССР, предприятий 2-го Главного управления Министерства цветной металлургии СССР и других министерств.

21 августа 1947 года знаменует создание самостоятельной системы медицинских учреждений, которые занимались организацией лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического обеспечения всех работающих в только создаваемых отраслях атомной промышленности.

Организованному управлению была передана сеть лечебно-профилактических учреждений предприятий атомной промышленности. Директорам этих предприятий вменялось в обязанность обеспечить медицинские учреждения помещениями, коммунальными услугами, транспортом и т.д. На медицинских работников были распространены льготы, установленные для персонала предприятий и учреждений 1-го Главного управления при Совете Министров СССР.

Ведущими типами учреждений здравоохранения в этой системе, на предприятиях, в отдельных научно-исследовательских и проектных организациях стали МСО и МСЧ. В их состав входили следующие структурные подразделения: больницы, поликлиники, здравпункты, госпитали военно-строительных частей, санитарно-эпидемиологические станции, детские и женские консультации, молочные кухни, хозрасчётные аптеки, санатории-профилактории, отделения профилактической дезинфекции, зубопротезные лаборатории.

Для улучшения качества медицинского обслуживания развивались специализированные виды помощи, разворачивались узкопрофильные больничные койки: туберкулёзные, неврологические, офтальмологические, отоларингологические, дерматовенерологические, урологические, травматологические, психиатрические.

Для осуществления санитарного надзора распоряжением Совета Министров СССР от 20 сентября 1950 года на 3-е Медицинское управление были возложены функции санитарной инспекции на предприятиях и в учреждениях атомной промышленности. Распоряжением Совета Министров СССР на 3-е Медицинское управление было также возложено проведение врачебно-трудовой экспертизы с созданием при лечебных учреждениях врачебно-трудовых экспертных комиссий.

Таким образом, была создана самостоятельная система медицинского обеспечения персонала, занятого на предприятиях, в научных учреждениях и организациях атомной промышленности.

В феврале 1954 года распоряжением Совета Министров СССР 3-е Медицинское управление реорганизовано в 3-е Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР.

Новые вызовы формировали новые потребности в организации медико-санитарного и медико-биологического обеспечения и обозначали новый круг компетенций системы.

Так, по мере увеличения потребностей Минсредмаша СССР и ракетно-космической отрасли 3-е Главное управление обеспечивало работу:

– предприятий по добыче радиоактивного сырья;

– предприятий по производству урана;

– предприятий по производству бериллия;

– промышленных атомных реакторов;

– судов с ядерными энергетическими установками;

– космических объектов с ядерными установками;

– новых отраслей промышленности, включавших испытательно-стендовую базу по отработке изделий ракетной техники и предприятия по изысканию, наработке и испытаниям ракетных топлив.

Кроме этого, Третий главк обеспечивал радиационную безопасность при испытаниях ядерного оружия и при использовании ядерных взрывов в мирных целях, а также санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Кроме врачей лечебных специальностей, решать данные вопросы были призваны врачи-гигиенисты, инженеры-физики, инженеры-химики и лаборанты, учёные специализированных НИИ, создававшихся для решения новых задач.

Большую роль Третье главное управление при Минздраве СССР сыграло в создании системы медицинского обеспечения ракетостроения и пилотируемых космических полётов. Когда в СССР было создано атомное оружие, возникла задача его доставки к цели, для чего потребовались ракеты. Вопросом их конструирования и производства ведало Министерство общего машиностроения. А медико-санитарное обеспечение всего, что связано с деятельностью этого министерства, было возложено на Третье главное управление при Минздраве СССР. Учёные 3-го ГУ решали проблему защиты людей в условиях воздействия тех или иных факторов физической или химической природы, в частности жидких и твёрдых ракетных топлив, и обеспечения безопасности работников предприятий вышеобозначенных отраслей и населения, проживающего вокруг соответствующих объектов.

Когда Советский Союз уверенно шагнул в космическое пространство, Третьему главку была поручена забота о здоровье космонавтов и людей, готовящих их к полёту. Постановлением Правительства СССР от 28 октября 1963 года №1106-399 была создана система медико-биологического обеспечения космических полётов. Этим постановлением на Третье главное управление была возложена ответственность за медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение пилотируемых космических полётов и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-биологическим проблемам.

Для претворения в жизнь указанных задач было создано Управление космической биологии и медицины, первым начальником которого стал Н.Н. Гуровский. В него входило два отдела: медико-биологического обеспечения космических полётов и инженерного обеспечения.

С 1963 по 1991 год научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы координировала Межведомственная комиссия по проблемам медико-биологического обеспечения космических полётов, созданная при Министерстве здравоохранения СССР.

До конца 1990-х годов головным учреждением в области космической медицины был Институт медико-биологических проблем (ИМБП), находившийся в ведении Третьего главного управления. ИМБП был основан в 1963 году по инициативе М.В. Келдыша и С.П. Королёва при активном участии заместителя Министра здравоохранения СССР А.И. Бурназяна. Большую роль в развитии этого уникального учреждения сыграли А.В. Лебединский и В.В. Парин. За 50 лет работы в его стенах было проведено множество фундаментальных исследований, имеющих колоссальное научное и практическое значение. Многие из исследований стали основой для развития медико-санитарного обеспечения пилотируемой космонавтики и заслужили признание.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов именно в 3-м Главном управлении при Минздраве СССР впервые в стране начались работы по информатизации здравоохранения. Сотрудниками научно-исследовательского центра АСУ, который возглавил А.И. Китов, была построена информационная модель отрасли, разработана типовая структура АСУ «Здравоохранение», разработаны унифицированные пакеты программ формирования и логического контроля информационных массивов, выдачи отчётных форм, принципы построения и алгоритмы функционирования медицинских информационно-поисковых систем и многое другое.

Колоссальный опыт, накопленный за годы работы с экстремальными факторами воздействия на организм человека, в том числе и радиации, а также уникальные научные изыскания помогали системе выдерживать самые суровые испытания. Одним из таких испытаний явилась крупномасштабная авария, произошедшая в 1 час 25 минут 26 апреля 1986 года на 4-м блоке Чернобыльской АЭС.

Третьим главным управлением при Минздраве СССР с момента получения информации об аварии (в 1 час 41 минуту) были приняты экстренные меры, направленные на мобилизацию сил и средств учреждений здравоохранения, подведомственных институтов для участия в ликвидации последствий аварии и оказания медицинской помощи пострадавшим. Были проведены первоочередные санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на локализацию и снижение воздействия радиационных и других вредных факторов на население и персонал, находящийся в зоне аварии.

В первый же день после катастрофы в Припять прибыла бригада специалистов 3-го Главного управления при Минздраве СССР и Института биофизики, клинической больницы №6. Больных с выраженными формами острой лучевой болезни (ОЛБ) спецрейсами самолетов 26–27 апреля направляли в клинический отдел Института биофизики (Москва) на базе клинической больницы № 6 Минздрава СССР. Всего за первые три дня было направлено 299 человек, из них госпитализировано 160. К лечению больных помимо сотрудников клинического отдела Института биофизики были привлечены академик АМН СССР А.И. Воробьёв, профессор Е.Е. Гогин, В.И. Сологуб, а также учёные из зарубежных стран: Р. Гейл, Р. Чамплин, П. Тарасаки. В результате обследования диагноз ОЛБ первоначально был установлен у 237 пострадавших. Последующие наблюдения и оценка дозовых нагрузок подтвердили ОЛБ только у 145 человек. Не удалось спасти 28 человек, в основном из дежурного персонала АЭС и пожарных, которые участвовали в ликвидации аварии в первые часы.

Медико-санитарное обеспечение гражданских лиц, работавших в 30-километровой зоне, было возложено на 3-е Главное управление, которое совместно с Минздравом Украинской ССР создало медицинский штаб при правительственной комиссии.

Опыт работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС был в дальнейшем использован при ликвидации последствий землетрясений и крупных катастроф, в том числе радиационной аварии в Японии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. Также этот опыт помогает специалистам ФМБЦ имени А.И. Бурназяна оказывать квалифицированную медицинскую помощь пациентам с ОЛБ и лучевыми ожогами, которые периодически поступают в клинику из различных городов России и – по запросу МАГАТЭ – из зарубежных стран.

В 1993 году Россия подписала, а в 1997-м ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия. В связи с этим была принята федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В создании данной программы активное участие приняло и Федеральное медико-биологическое агентство (в то время – Федеральное управление «Медбиоэкстрем»).

Были подготовлены нормативные документы, являвшиеся основанием для проведения работ по медико-санитарному обеспечению процесса уничтожения химического оружия. Появилась система мероприятий по охране здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (УХО), а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ), и членов международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия.

Для реализации программы было построено 7 объектов по уничтожению или утилизации продуктов детоксикации отравляющих веществ в Камбарке, Кизнере, Щучьем, Почепе, в посёлках Горном, Марадыковском, Леонидовке.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года обеспечение мероприятий по охране здоровья персонала объектов по УХО, а также граждан, проживающих и работающих в ЗЗМ, было возложено на Федеральное управление «Медбиоэкстрем». В медицинском сопровождении работ по уничтожению химического оружия было занято 12 учреждений здравоохранения, 6 территориальных органов, ФГУП «НИИ ГТП» (Волгоград) и ФГУП «НИИ ГПЭЧ» (Санкт-Петербург), Токсикологический центр ФГБУЗ КБ №123 ФМБА России (Одинцово, Московская область), ФГБУЗ ЦДКБ ФМБА России.

Грамотно спланированный безопасный технологический процесс и двойной контроль (в том числе промышленно-санитарными лабораториями центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России) позволил избежать чрезвычайных ситуаций и смертельных случаев от отравлений.

В 2004 году на базе Федерального управления «Медбиоэкстрем» было создано Федеральное медико-биологическое агентство.

В 2005 году ФМБА России переданы следующие функции:

– организация деятельности службы крови (в том числе ведение единой информационной базы о реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и её компонентов, с развитием, организацией и пропагандой донорства крови и её компонентов);

– контроль и надзор в сфере донорства крови и её компонентов.

С 2009 года на ФМБА России возложены функции по медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации.

Основные цели и задачи Агентства изложены в Положении о Федеральном медико-биологическом агентстве, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №206.

Глава 2. Организация деятельности Минитерства Здравоохранения рф.

2.1 История создания и развития Министерства Здравоохранения.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения. 21 мая 2012 года преобразовано из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В 1991 году, после распада СССР, большая часть государственных учреждений здравоохранения были переданы на содержание и развитие в муниципалитеты регионов и городов. Союзное Министерство было ликвидировано, республиканское — преобразовано в «Министерство здравоохранения Российской Федерации» (Минздрав России) и «Министерство труда и социального развития Российской Федерации» (действовали до их упразднения Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года). Министерство здравоохранения РФ было выделено из состава Минздравсоцразвития наряду с Министерством труда и соцзащиты указом Владимира Путина от 21 мая 2012 года. Главой Минздрава президент назначил Веронику Скворцову. Роспотребнадзор был выделен из состава ведомства и починен напрямую правительству. Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321 17 , которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Ключевые вопросы деятельности:

– здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;

– качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;

– уровень жизни и доходов населения;

– условия и охрана труда;

– социальное партнерство и трудовые отношения;

– занятость населения и безработица;

– альтернативная гражданская служба;

– физическая культура и спорт;

– защита прав потребителей.

Структурными подразделениями являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:

Федеральная служба по труду и занятости.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

Федерального медико-биологического агентства.

Министерство также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Цели и задачи деятельности Министерства на 2008-2010 годы определены исходя из посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг. и направлены на обеспечение достижения следующих целей:

– повышение материального уровня жизни населения;

– повышение уровня здоровья населения;

– обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

– обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

– воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

Миссия Министерства здравоохранения и социального развития РФ в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента РФ заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития РФ участвует в достижении следующих стратегических целей страны:

– повышение уровня удовлетворения потребности в образовании;

– развитие научного потенциала;

– развитие потенциала государственного управления (повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти);

– развитие потенциала международных связей.

Основными задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации являются:

1) проведение государственной политики в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

2) разработка и реализация в пределах его компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению;

3) проведение государственной политики в области курортного дела;

4) совершенствование системы контроля качества медицинской помощи;

5) организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

6) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

7) развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

8) организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

9) обеспечение в пределах его компетенции функционирования учреждений системы специального профессионального образования в сфере здравоохранения;

10) профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;

11) разработка в пределах его компетенции нормативов и стандартов в сфере здравоохранения, контроль за их соблюдением;

12) организация медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

13) обеспечение в пределах его компетенции функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации:

предложения по вопросам развития здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, медицинской науки и курортного дела;

ежегодно государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, а также доклады о реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела;

предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина), направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения, организует мероприятия по иммунопрофилактике;

ежегодно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, согласуемый в установленном порядке;

2) разрабатывает и утверждает:

отраслевые стандарты в сфере здравоохранения;

перечень видов бесплатной медицинской помощи, в том числе дорогостоящих, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, и порядок их учета;

государственные санитарно-эпидемиологические правила;

требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека;

государственный стандарт качества лекарственных средств и государственный информационный стандарт в области обращения лекарственных средств;

перечни лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача;

правила лабораторной практики при проведении доклинических исследований лекарственных средств;

правила организации производства и контроля качества лекарственных средств;

правила изготовления лекарственных средств;

правила оптовой торговли лекарственными средствами;

правила отпуска лекарственных средств;

в пределах своей компетенции медико-технические требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике;

квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, согласованные с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, работников в сфере курортного дела и порядок получения ими квалификационных категорий;

порядок аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, и порядок проведения этих работ;

отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда работников здравоохранения;

единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения;

порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, согласованный с Министерством внутренних дел Российской Федерации;

ежегодно согласуемые с Министерством образования Российской Федерации контрольные цифры и структуру приема в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета;

совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров;

организацию работы по формированию федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, в том числе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела, а также обеспечивает их реализацию;

определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для федеральных государственных нужд;

сбор и обобщение данных о применении, побочных действиях и об особенностях взаимодействия лекарственных средств;

выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности;

в установленном порядке лицензирование видов деятельности, входящих в компетенцию Министерства;

выдачу разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации партий незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований;

государственную регистрацию и ведение государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники, в отношении которых выданы разрешения на применение в медицинской практике;

выдачу разрешений на применение в медицинской практике новых изделий медицинского назначения и медицинской техники;

в пределах своей компетенции разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд;

полномочия учредителя государственных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства;

ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

организацию функционирования и развития Всероссийской службы медицины катастроф;

организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения, подготовкой населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, а также руководство формированиями и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

создание в установленном порядке запасов медицинского имущества, лекарственных и дезинфекционных средств, технических средств для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – экстренную поставку указанных средств в зону чрезвычайной ситуации;

в мирное время формирование мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, необходимого для оснащения специальных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны, а также для медицинского обеспечения населения;

подготовку предложений о привлечении инвестиций и кредитов в сферу здравоохранения;

в установленном порядке меры по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан;

публикацию материалов по вопросам здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;

рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

4) осуществляет совместно:

с Министерством образования Российской Федерации и Российской академией медицинских наук меры по реализации государственной политики в области гигиенического воспитания и обучения населения, пропаганды здорового образа жизни;

с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования взаимодействие информационных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования в целях формирования единой системы информатизации отрасли;

в установленном порядке в разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год, перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;

в установленном порядке в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителя работодателя;

6) выполняет контрольные и надзорные функции:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

надзор за фармацевтической деятельностью;

контроль за выполнением производителями лекарственных средств правил организации производства и контроля качества лекарственных средств;

контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции;

контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции;

контроль за достоверностью статистической информации в сфере здравоохранения.

В 2004 году была создана Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая должна осуществлять контрольные функции в сфере здравоохранения. До этого Минздравсоцразвития определяло политику в сфере лекарственного обеспечения и само же осуществляло контрольные функции. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Росздравнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о службе , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 18 .

В соответствии с указанным положением Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росздравнадзор выполняет такие функции как 19 : организация и осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения; регистрирует изделия медицинского назначения; издает индивидуальные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию Росздравнадзора; вносит в Минздравсоцразвития свои предложения; осуществляет организацию приема граждан. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

В организационную структуру Росздравнадзора входит: руководитель, заместители руководителя, советники руководителя, центральный аппарат :(см. Приложение 6), межрегиональное инспекционное управление, межрегиональное информационно – аналитическое управление, управления по субъектам РФ, подведомственные учреждения, главные внештатные специалисты – эксперты.

Межрегиональное инспекционное управление Росздравнадзора создано как специальное подразделение для выполнения особо важных и сложных задач, связанных с предупреждением и пресечением правонарушений в сфере здравоохранения и социального развития на всей территории Российской Федерации.

Как создавалось Министерство Здравоохранения России

Этот скучнейший пост я вынужден писать в связи с тем, что статья Рошаля и комментарии к ней в очередной раз выявили плохое знание современниками реалий предреволюционной России. И хотя ограничение по количеству знаков более не действует, чтобы не растекаться мыслью по древу, возьму только самую больную тему — здравоохранение.

Начнем с того, что в Российской Империи НЕ БЫЛО единой государственной системы здравоохранения, и вопрос о ней не ставился вплоть до 1908 года. Однако, критикам самодержавия не стоит злорадствовать на этот счет. Это сейчас все умные, а в те годы министерства здравоохранения существовали только в двух странах: на Кубе и в Новой Зеландии. Все остальные государства не считали подобную практику правильной. Генеральным трендом считалось развитие региональных и местных, а не общегосударственных систем. В России господствовали аналогичные настроения.

Медицинские учреждения России начала 20 века были многообразны и разноведомственны: земские, городские, государственные, благотворительные, профсоюзные, церковные и частные практики. Единые правила и стандарты отсутствовали.

О ведущей роли органов местного самоуправления в структуре здравоохранения РИ можно судить по следующим данным: всего на цели здравоохранения в 1912 году было выделено 181.425.000 рублей, по линии земств 64.704.000 (35%), городов — 28.800.000 (16%), а остальные же 88 миллионов, (49%), истратили правительство, благотворительные общества, церковь и частные лица.

Согласно законодательству РИ главными органами, ответственными за народное здравие было, не правительство, а земства на селе и городские думы в городах. (51% средств, отпускаемых на эти цели). Этот сектор здравоохранения появился в 1864 году и к концу 19 века охватывал более 70% населения России. Земства проделали гигантскую работу по созданию сети бесплатных лечебных пунктов на территории сельской России. Именно земствам мы обязаны той подробной, хотя и неприятной статистикой заболеваемости и смертности, которая публиковалась в открытой печати и которую привел Рошаль. И здесь в пику большевикам сразу заметим, что после 1917 года эта статистика исчезла. (Исчезла статистика, но не заболевания). Говоря о земской медицине, ещё раз отметим — это была деятельность органов местного самоуправления неподконтрольная царскому правительству.

Роль государства в сфере здравоохранения была вторичной, хотя и быстро растущей. До 1908 года она сводилась к оказанию финансовой помощи земствам в периоды неурожая и эпидемий. Также государство финансировало военные госпитали, железнодорожные больницы, медпункты казённых предприятий, медицинские ВУЗ-ы и лицензирование врачей.

Однако, несмотря на самоотверженную работу земских врачей, ситуация к началу 20 века оставалась неудовлетворительной. Причина банальна — земствам не хватало средств. В этом нет ничего удивительного. Здравоохранение — дорогое удовольствие. В США, одной из самых богатых стран мира, сто лет спустя также не хватает средств для создания общедоступной системы здравоохранения 21 века.

В августе 1908 года министр внутренних дел П. А.Столыпин делал Всеподданнейший доклад на Высочайшее имя о мерах по борьбе с холерой 1907 года и состоянии здравоохранения в РИ в целом. Согласно докладу по основным показателям развития сети медицинских учреждений Россия отставала от стран лидеров в 2−3-4 раза. Особенно удручала низкая санитарно-бытовая культура населения. Как результат — эпидемии, повышенная заболеваемость и смертность. Состояние дел в этой области вызвало неудовольствие Николая Второго и он наложил на отчет категоричную резолюцию: «Обращаю самое серьезное внимание Министра Внутренних Дел на безотрадное состояние в России санитарного дела. Необходимо во что бы то ни стало добиться не только улучшения его, но и правильной постановки. Нужно быть в состоянии предупреждать эпидемии, а не только бороться с ними. Требую, чтобы безотлагательно было разработано и внесено на законодательное рассмотрение дело упорядочения в России санитарно-врачебной организации».

Эта резолюция от 11 Августа 1908 года явилась отправной точкой для радикальной реформы всей системы здравоохранения России.

При обсуждении этого вопроса Столыпин возразил: «Но лечебницы, водопроводы, канализация, туалеты — это компетенция земств и городских Дум, а не правительства». «Да, это так -ответил Николай, — но не все это понимают, а спрашивать будут с меня». И ведь прав Государь, — Рошаль сто лет спустя спрашивает…

Получив Высочайшую взбучку, столыпинцы забегали.

В рамках оперативного реагирования были значительно увеличены расходы на здравоохранение по линии МВД. С 1901 по 1913 гг. бюджетные расходы на медицинские мероприятия выросли в Российской империи с 43,9 млн руб. в год до 145,1 млн руб. в год, то есть в 3,3 раза. Значительная часть ассигнований осваивались в рамках существующей системы здравоохранения через субсидирование земских и городских лечебниц.

Расширилась подготовка дипломированных врачей. Если в 1889 г. в России было около 13 тыс. Врачей, в 1911 г. — 25,5 тыс., то к середине 1915 г. — 33,1 тыс. врачей, что обеспечило России мировое лидерство наряду с Японией (36,6 тыс. врачей) и Германией (34,1 тыс. врачей).

Увеличилось количество лечебных участков. В 1902 г. в стране было 2.892 участка, в 1905 — 3.158, в 1908 — 3.525, в 1911 — 3.925, в 1913 — 4.282. Наибольшую обеспеченность бесплатной медицинской помощью имели жители 34 земских губерний- где находилось около 70% от всего количества врачебных участков по стране.

С 1901 по 1913 гг. число больничных коек, включая психиатрические больницы и родильные приюты, увеличилось почти в 1,7 раза (с 136,5 тыс. до 227,9 тыс.,), а число воспользовавшихся помощью больных в этих больницах за тот же период выросло в 2,1 раза (1 млн. 697 чел. в 1901 и 3 млн. 506 тыс. В 1913 г.).

В результате бесплатное (хотя и примитивное) медицинское обслуживание постепенно становилось всё более доступным. Это наглядно показывает медицинская статистика. В 1901 г. в России медицинскую помощь получили 49 млн. чел., в 1904 — 57 млн., в 1907 — 69 млн., в 1910 — 86 млн. и в 1913 — 98 млн. При этом, примерно 90% больных обращались за помощью в бесплатные общественные лечебницы, и только 7% к частнопрактикующим врачам. Российское здравоохранение изначально создавалось как преимущественно бесплатное.

Существенно возросло число аптек. В 1903 г. в империи насчитывалось 3.765 аптек с годовой выручкой около 20 млн руб., а в 1913 уже почти 6 тыс. аптек (и свыше 12 тыс. фармацевтов) с годовой выручкой 33 млн руб.

Да, проблемы оставались, но разве эту динамику можно назвать «феодальным топтанием на месте»?

Результаты не замедлили сказаться. Если за 1891−1895 гг. от всех заразных болезней умирало (ежегодно) 587,4 тыс. чел. или 9,8 — 11,7 чел. на 1000 населения., то в период с 1911—1914 гг. — 374,4 тыс. чел. или 4,7 — 5,3 чел. на 1000 нас. Т. о. смертность от заразных болезней сократилась в 1,8 — 2,5 раза. Сократилась и общая смертность. Если в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29,4, то в 1911 году оно составило 26, а в 1912 г. — 25. Т. е тенденция снижения смертности была очевидной. Естественный прирост населения за годы последнего царствования составил 60 миллионов человек.

Однако, самое главное в моём посте не это. Как я уже отмечал, значительная часть государственных ассигнований направлялась в земские и городские лечебницы, составляя 45% и 20% от соответствующих бюджетов. Это было не очень удобно, потому что земства выражали неудовольствие попытками государственных чиновников проверить расходование этих государственных средств.

Резолюция Николая от 11 августа 1908 года требовала не паллиативных мер, а радикальной реформы, — создания единой государственной системы здравоохранения. В рамках реализации Высочайшего Повеления была создана специальная «межведомственная комиссия для пересмотра врачебно-санитарного законодательства», в которую входило около ста человек, и которая включала пять подкомиссий: санитарную, врачебную, образовательную, судебно-медицинскую и организационную.

Лучшие специалисты врачебного дела и юристы, после изучения вопроса, подготовили законодательные предложения, которые были поданы на Высочайшее имя Председателем Медицинского Совета РИ, Председателем Межведомственной Комиссии академиком Г. Е. Рейном.

Смысл этих предложений сводился в основном к следующему:

1. В России должен быть создан государственный орган- министерство здравоохранения, «с включением в состав его, кроме центральных, также сети специальных местных органов, больниц, лабораторий — окружных, губернских и уездных органов и медицинских учреждений, которые являлись бы на местах ближайшими исполнителями и возложенных на центральное ведомство ответственных задач». Сейчас это называется «вертикаль власти».

2. Министерство здравоохранения должно иметь свой защищённый бюджет, который должен расходоваться только на государственные программы.

3. Министерство здравоохранения должно устанавливать обязательные для всех врачебно-санитарные правила и иметь право контроля за их выполнением в учреждениях любой подведомственности.

4. Общий объем государственного финансирования следует установить из расчета сокращения норматива обслуживаемой сельскими медпунктами территории с 30 верст диаметром (как сейчас) до 10 верст. Остальные целевые нормативы также были увеличены в 2−3 раза…

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО одобрили программу реформ и весной 1914 года соизволили на проекте Собственноручно начертать: «Внести в Совет Министров. Продолжать вести дело ускоренным ходом».

В июле 1914, за несколько дней до начала войны, законопроект о создании Министерства Здравоохранения был внесен в Совет Министров. 20 сентября 1914 года состоялось первое обсуждение в Заседании Кабинета. Министры, опытные бюрократы, проявили политический подход: «Кабинет поддерживает предлагаемую межведомственной комиссией реформу. Идея создания министерства здравоохранения — правильная, но структуру Кабинета министров утверждает Дума. Ни Кабинет, ни Царь не в праве создать ещё одно министерство. А если мы сейчас подадим этот законопроект в Думу, то его постигнет та же судьба, как и «закон о всеобщем начальном образовании», — думцы его заволокитят, и не факт, что даже через 5−6 лет поставят на голосование. А Государь требует немедленных действий, -«вести дело ускоренным ходом». Это значит, что формально будет правильнее создавать не Министерство, а Главное Управление здравоохранения внутри МВД. Нормативные акты о новом государственном органе придётся принимать в порядке 87 статьи Основ Законодательства, в обход Думы. Что касается бюджета, то раз нет Министерства, — то и отдельной строки бюджета тоже быть не может, будем финансировать временно из разных источников. Относительно перечня мероприятий, — Кабинет их всецело поддерживает».

Авторы законопроекта сначала возражали и настаивали на оформлении реформы здравоохранения Законом, через парламентские процедуры. В октябре 1915 года, получив очередной отказ в Кабинете, они снова обратились к Царю. Царь повторно ответил: «Внести в Совет министров». На языке госслужбы это означало, что Он принял сторону Кабинета. При этом, чтобы повысить престиж Управления Здравоохранения, его главе предоставлялась привилегия личного доклада Царю, что придавало Главноуправляющему статус министра.

Признав, что интересы дела дороже формальностей, предвосхищая вызванные войной эпидемии, «медики» согласились. 1 сентября 1916 года Главноуправляющим государственным здравоохранением (на правах министра) был назначен Председатель Медицинского Совета РИ, почетный лейб-хирург, академик Г. Е.Рейн, который исполнял эти обязанности до 27 февраля 1917 года. Таким образом, Георгий Ермолаевич стал первым и последним министром здравоохранения Российской Империи.

Как отнеслась либеральная и революционная общественность к правительственным шагам по созданию единой государственной системы здравоохранения? — Совсем не так, как предполагает Семен Рошаль. 28 февраля 1917 года академик Г. Е. Рейн был арестован и стал подследственным по уголовному делу, которое вела, созданная Временным правительством, «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц…». Создание единой государственной системы здравоохранения, которым занимался министр Рейн, было квалифицировано как противозаконное вмешательство центрального правительства в прерогативы демократически избранных местных органов власти (земств и городских дум). Министру вменяли не то, что он мало сделал для охраны здоровья населения, а то что чиновник лез не в своё дело. По мнению следствия централизация управления здравоохранением, создание министерства в этой области, — есть очередное проявление деспотизма царского режима. Особенно возмущались социалисты-революционеры, согласно доктрине которых, Россия должна была стать федерацией самоуправляемых общин. Вопросы здравоохранения якобы должны решаться самими трудящимися на местах, а не бюрократами в столичных кабинетах. Все первые пять временных правительств 1917 года не имели должности министра здравоохранения. А мы потом удивляемся: почему тиф в 1918—1921 унес 3 миллиона жизней?

Идея создания единой государственной системы здравоохранения, высказанная Николаем Вторым 11 августа 1908 года, как и концепция ГОЭРЛО, как и некоторые другие проекты, нашла своих приверженцев среди … большевиков. Это произошло не сразу, осуществлялось неумело, но это произошло.

Кто управляет здравоохранением, или зачем нужны комитеты

Здравствуйте, друзья! Наверняка большинство из вас не любит чиновников и старается избегать хождения по кабинетам. Но жизнь, как известно, сложная штука, а потому полностью исключить общение с сотрудниками той или иной административной структуры нельзя. В том числе если речь идет о здоровье, а значит и о медицине в целом.

Куда жаловаться? В административные органы

Иногда приходится буквально обивать пороги таких учреждений, как комитет по здравоохранению, управление, департамент или даже министерство. Названия этих административных структур могут быть разными, однако сфера деятельности схожа – меняется, как правило, масштаб этой деятельности.

Чаще всего в эти учреждения мы обращаемся с жалобой на врача или лечебное учреждение, не оказавшее либо неудовлетворительно оказавшее нам медицинскую помощь. Обычно такое происходит, когда найти правду на низшем уровне системы не удается. Врач не признает свою ошибку, руководитель больницы или поликлиники отмахивается от вас. Куда идти? Как говорят, вверх по инстанции.

Целевые программы развивают отрасль

Конечно же, будет неверным представлять деятельность комитетов и управлений только как возможность подать жалобу в ожидании положительного решения. Деятельность их гораздо шире – прежде всего это проведение социальной политики на территории города, района, региона, страны в целом. Не в широком смысле этого слова, а в одном из направлений – здравоохранении.

Как известно, социальная политика провозглашается одной из главных в деятельности нашего государства. Именно поэтому федеральные, региональные и муниципальные бюджеты принимаются социально ориентированными. Особое внимание уделяется принятию целевых программ в образовании, здравоохранении, строительстве, коммунальном хозяйстве и др.

Принимая эти программы для реализации государственной политики по охране здоровья, сотрудники учреждений разного уровня работают над созданием нормативно-правовой базы, итогом чего становится издание различных приказов и распоряжений. Очень важно, чтобы эти документы были актуальными, грамотными, способствующими решению имеющихся проблем.

Охрана здоровья на высшем уровне

Далее – дело за их реализацией, однако это уже отдельный разговор. Давайте более подробно рассмотрим, что конкретно входит в функции комитетов и управлений здравоохранения, как они устроены, кто находится в их состав, какими правами обладает председатель и т. д.

Если рассматривать вопрос в соответствии с иерархией, в первую очередь стоит обратиться к деятельности Государственной Думы. Это один из двух высших законодательных органов власти в государстве, деятельность которого регламентирована Конституцией Российской Федерации.

Чем занимается

Госдума принимает законы, обязательные для исполнения. Однако от момента внесения на рассмотрение того или иного закона до его принятия проходит время и проводится большая работы. Ложится она на плечи комитетов – основных органов Думы. Если говорить о здравоохранении, то вопросами законотворческой деятельности здесь занимается Комитет по охране здоровья граждан.

Все, о чем мы говорили выше, – подготовка вопросов к рассмотрению на заседаниях, вынесение заключения по ним, участие в рассмотрении проектов федерального бюджета по направлениям отрасли, рассмотрение обращений граждан и др. – это лишь некоторая часть проводимой комитетом работы.

Кто руководит

В его состав входят подкомитеты, занимающиеся более узкими вопросами – обращением лекарственных средств, демографической политикой, совершенствованием системы в целом и др. Возглавляет комитет председатель, с 2016 года им является профессор Дмитрий Морозов. Всего в комитете работают 20 человек.

Как устроена обратная связь

В современный век каждое уважающее себя учреждение понимает, что невозможно обойтись без интернет-технологий. Практически все они – а уж такого уровня, как комитет Государственной Думы – конечно же, имеют официальный сайт. На нем можно узнать о задачах, стоящих перед комитетом, проведенных мероприятиях, составе, председателе, новостях, анонсах предстоящих событий и т. д.

Отдельным блоком указаны контакты: каждый желающий может обратиться в приемную председателя по телефонам, указанным на сайте, по электронному адресу или воспользовавшись формой обратной связи. Даны на сайте и ссылки на учреждения, которые могут оказаться полезными гражданам. Например, на официальный сайт президента России или Министерства здравоохранения.

Очень хорошая форма обратной связи с людьми – это горячая линия. Сегодня такую форму можно найти на официальных сайтах многих организаций. Например, Департамента здравоохранения Москвы. На сайте Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга указан телефон единой информационно-справочной службы, Министерства здравоохранения РФ – многоканальный телефон и т. д.

Даже в малых населенных пунктах, не говоря уже о крупных городах и районах, созданы возможности для обращения в административные учреждения здравоохранения. А если собственного отдела или управления еще нет, можно попасть на прием или обратиться онлайн к чиновнику, курирующему эти вопросы.

Подведем итоги

Если коротко подвести итоги, скажем так: комитеты и подобные учреждения в сфере здравоохранения занимаются организационной и законотворческой работой по реализации политики правительства в этой области. Для этого они:

  • Разрабатывают и принимают программы. Например, одной из них является федеральная “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”. Программу “Развитие здравоохранения” предполагают реализовать к 2020 году. Список можно продолжить.
  • Занимаются профилактикой заболеваний, стремясь не допустить их к распространению на определенной территории.
  • Контролируют вопросы лекарственного обеспечения.
  • Обучают население санитарии и гигиене, а также формируют положительное отношение к здоровому образу жизни.

Также чиновники уделяют внимание выстраиванию обратной связи с населением, своевременному и результативному реагированию на жалобы и обращения граждан.

В этой статье мы рассказали о том, как построена работа комитетов и управлений по здравоохранению на территории нашей страны. Надеемся, эта информация была полезной для вас. Если вы хотите высказать мнение по затронутым вопросам или оставить комментарии по статье, заходите на наш сайт, мы продолжим диалог.

Министры здравоохранения РФ с 1990 года. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 года министром здравоохранения РФ назначена Вероника Скворцова, которая возглавляет ведомство с 2012 года.

С 1990 года российским министерством здравоохранения руководили 11 человек. Дольше всех пост министра занимала Вероника Скворцова (2 тыс. 188 дней), самый короткий срок пребывания в должности был у Олега Рутковского (145 дней). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях Минздрава России с 1990 года.

Вячеслав Калинин (1990-1991)

Вячеслав Калинин (род. 1940), после окончания Куйбышевского мединститута работал главврачом городской больницы, заведовал Куйбышевским отделом здравоохранения. В 1987 году переведен в союзный Минздрав, где возглавил Главное управления лечебно-профилактической помощи. Занимался организацией помощи пострадавшим при землетрясении 1988 года в Армении. 19 сентября 1990 года назначен министром здравоохранения, с 30 июля по 28 ноября 1991 год был министром здравоохранения и социального обеспечения (в связи с реорганизацией ведомства). Во время его руководства министерством была начата реформа здравоохранения, в частности ведена система медицинского страхования. Ушел в отставку 14 ноября 1991 года вместе с правительством РСФСР.

Андрей Воробьев (1991-1992)

Андрей Воробьев (род. 1928), академик РАН (2000), специалист в области онкогематологии и радиационной медицины. В 1966 году был назначен заведующим клиническим отделом Института биофизики, спустя пять лет возглавил кафедру гематологии и интенсивной терапии Центрального института усовершенствования врачей. С 1987 года – директор Института гематологии и переливания крови (Гематологический научный центр). Руководил министерством здравоохранения с 14 ноября 1991 года по 23 декабря 1992 года. На посту министра добился бюджетного финансирования дорогостоящих видов медицинской помощи: сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, гематологии и пр. После отставки продолжил заниматься научной деятельностью.

Эдуард Нечаев (1992-1995)

Эдуард Нечаев (род. 1934), по образованию – военный хирург, доктор медицинских наук (1976), член-корреспондент РАН. В 1976-1978 годах занимался организацией военно-полевых госпиталей в Афганистане. С 1988 года – главный хирург Минобороны СССР, в 1989-1993 годах – начальник Центрального военно-медицинского управления Минобороны (с 1992 года – Главное военно-медицинское управление). 23 декабря 1992 года назначен министром здравоохранения РФ в правительстве Виктора Черномырдина. Одновременно в 1993-1994 годах входил в состав Совета безопасности РФ. Сохранил министерский пост после преобразования ведомства в январе 1994 года в министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Выступал против предложенной Всемирным банком и МВФ реформы здравоохранения, которая предусматривала коммерциализацию медицинской помощи, приватизацию лечебных учреждений и пр. Проработал в правительстве до 28 ноября 1995 года. После ухода из министерства был направлен генконсулом в Барселону (Испания).

Александр Царегородцев (1995-1996)

Александр Царегородцев (род. 1946), врач-педиатр, доктор медицинских наук (1983). Начинал трудовой путь в Казанском мединституте, затем возглавлял Минздрав Татарской АССР, в конце 1980-х годах работал в Министерстве здравоохранения СССР, с 1993 года – в Минздраве России, где был заместителем министра. 5 декабря 1995 года возглавил министерство здравоохранения и медицинской промышленности. При его участии ведомством были разработаны и приняты программы по выявлению и лечению туберкулеза, сахарного диабета, совершенствованию скорой помощи населению и др. В 1995 году министерство издало приказ, которым разрешило использовать метод гомеопатии в практическом здравоохранении. Покинул пост 14 августа 1996 года. В 1997 году вернулся к научной работе, возглавив Московский НИИ педиатрии и детской хирургии.

Татьяна Дмитриева (1996-1998)

Татьяна Дмитриева (1951-2010), специалист по проблемам социальной, биологической и судебной психиатрии, доктор медицинских наук (1990). С 1990 года возглавляла Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского. 22 августа 1996 года была назначена министром здравоохранения РФ. Под ее руководством начата стандартизация здравоохранения, в том числе введена единая система оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, разработаны критерии допуска к профессии врачей, принята новая организационно-законодательная основа судебно-психиатрической службы. 8 мая 1998 года Татьяна Дмитриева была освобождена от должности министра. В 1998 году вновь возглавила центр имени Сербского, в 1999 году избиралась депутатом Госдумы РФ III созыва. Одновременно в 1996-2010 годах руководила комиссией по охране здоровья Совбеза России. Скончалась 1 марта 2010 года от онкологического заболевания.

Олег Рутковский (1998)

Олег Рутковский (1946-2008), работал на кафедре терапии и профессиональных болезней Первого Московского медицинского института имени И. М. Сеченова, в НИИ кардиологии имени Мясникова, был главным врачом ряда московских больниц. В 1991-1993 годах возглавлял управление медпомощи Министерства здравоохранения России. С 1997 года – главный врач Первой градской больницы им. Пирогова. 8 мая 1998 года назначен главой Минздрава России. Занимал пост министра до 30 сентября 1998 года. После ухода с госслужбы вернулся на работу в больницу им. Пирогова, занимался научной деятельностью. Доктор наук (2002). Скончался 11 марта 2008 года.

Владимир Стародубов (1998-1999)

Владимир Стародубов (род. 1950), в 1973-1981 годах работал врачом. Затем был инструктором отдела науки и учебных заведений Свердловского обкома КПСС, заместителем заведующего Главного управления здравоохранения облисполкома. В 1989 году приглашен в Министерство здравоохранения РСФСР, где в 1990-1998 годах занимал должность заместителя министра. Доктор медицинских наук (1997). С 30 сентября 1998 года был министром здравоохранения РФ. Ушел в отставку 12 мая 1999 года вместе с правительством Евгения Примакова. Впоследствии возглавил Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. В 2004-2008 годах был первым заместителем, заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ. Академик РАН (2013).

Юрий Шевченко (1999-2004)

Юрий Шевченко (род. 1947), военный хирург, кардиохирург, доктор медицинских наук (1987), генерал-полковник медицинской службы (1995). С 1975 года работал в Военно-медицинской академии, которую возглавил в 1992 года. С 1993 года был главным кардиохирургом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководил областным кардиоцентром. 5 июля 1999 года назначен министром здравоохранения РФ. Работал в правительствах Сергея Степашина, Владимира Путина и Михаила Касьянова. Занимая пост министра, до декабря 2000 года продолжал руководить Военно-медицинской академией. В том же году организовал Российский национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова. Возглавлял его сначала на общественных началах, а после ухода из правительства 9 марта 2004 года официально занял пост президента центра. Одновременно в 2009 года на Украине был рукоположен в священники. Служит в устроенном им Госпитальном храме святителя Николая Чудотворца в Пироговском центре, не входит в штат Московской епархии. В 2012 году защитил диссертацию на соискание степени доктора богословских наук. Академик РАН (2013).

Михаил Зурабов (2004-2007)

Михаил Зурабов (род. 1953), получив специальность экономиста-кибернетика, работал во ВНИИ системных исследований, Научно-исследовательском и конструкторском институте монтажной технологии. В 1990 году возглавил Конверсбанк, учредителем которого являлся Минатом. В 1992-1998 годах был гендиректором медицинской страховой компании “МАКС”. В 1998 году стал советником президента Бориса Ельцина по социальным вопросам. В 1999-2004 годах – председатель правления Пенсионного фонда РФ. 9 марта 2004 года был назначен министром здравоохранения и социального развития. Являлся одним из инициаторов проведения пенсионной реформы (перевод пенсионных накоплений в частные управляющие компании, монетизация льгот), а также реформы здравоохранения. В частности, выступал за сокращение сроков пребывания больных в стационарах. 24 сентября 2007 года ушел в отставку вместе с правительством Михаила Фрадкова. В 2008 году вернулся в Администрацию президента РФ, где был советником президента Дмитрия Медведева. В 2009-2016 годах – посол РФ на Украине, спецпредставитель России в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине.

Татьяна Голикова (2007-2012)

Татьяна Голикова (род. 1966), окончила Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. Доктор экономических наук (2008). С 1990 года работала в российском министерстве финансов, где с 1999 года занимала должность заместителя министра. С 24 сентября 2007 года до 21 мая 2012 года возглавляла Министерство здравоохранения и социального развития РФ в правительствах Виктора Зубкова и Владимира Путина. Под ее руководством Минздравсоцразвития была проведена пенсионная реформа, результатом которой стало объединение базовой и страховой частей пенсии, запущена программа софинансирования пенсий и др. Принята новая система регулирования цен на лекарства, создана национальная служба крови. С мая 2012 года по сентябрь 2013 года была помощником президента по вопросам социально- экономического сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. 20 сентября 2013 года постановлением Госдумы РФ назначена председателем Счетной палаты.

Вероника Скворцова (2012 – н. в.)

Вероника Игоревна Скворцова (род. 1960), врач-невролог, доктор медицинских наук (1993). Двадцать пять лет проработала во 2-м Московском медицинском институте имени Пирогова. В 1989 году возглавила одну из первых в России нейрореанимационных служб Первой городской больницы Москвы. С 1997 года руководила кафедрой фундаментальной и клинической неврологии и нейрохирургии Российского государственного медуниверситета (РГМУ), с 2005 года была директором Научно-исследовательского института инсульта РГМУ. Инициатор создания Национальной ассоциации по борьбе с инсультом. В июле 2008 года была назначена заместителем министра здравоохранения и социального развития, а 21 мая 2012 года – министром здравоохранения РФ.

Под ее руководством Минздравом разработана программа оптимизации здравоохранения, сосудистая программа, включающая 609 сосудистых центров по всей стране. Эта программа позволила улучшить показатели выживаемости и снизить инвалидизацию при сердечно-сосудистых катастрофах. Также введены в действие программы “Земский доктор” и “Бережливая поликлиника”, более 80 перинатальных центров по стране, система телемедицины и др. Уровень смертности в России в прошлом году снизился на 4% и стал самым низким за последнюю четверть века. Достигнутые показатели младенческой и материнской смертности являются рекордными за все постсоветское время.

Исторический очерк о здравоохранении России

Здравоохранение России прошло сложный путь, а вершиной его успехов, стали 60-е годы XX в,, когда эффект социальной политики государства и вклад в нее здравоохранения были особенно видны.

У отечественного здравоохранения большая и славная история. На протяжении нескольких столетий, со времени создания в годы царствования Ивана Грозного Аптекарского приказа (1581), ставшего первым государственным учреждением и просуществовавшего 140 лет. – здравоохранение России было преимущественно государственным,

В 1721 г. руководство медицинским делом было возложено на медицинскую канцелярию. Следуя рекомендациям близких к императорскому двору медиков (Бидлоо Н., Эрскин Р., Блюментрост И.), Петр I сознавал необходимость развития государственного медицинского дела, что выгодно отличало нашу страну от многих европейских государств того времени.

В годы царствования Екатерины II, во второй половине XVIII в., государственной медициной стала ведать Медицинская коллегия (1763—1803). Как орган государственного управления она была призвана осуществлять наблюдение за медицинской и лекарственной помощью населению, руководить подготовкой медицинских кадров, контролировать деятельность государственных и частных аптек, а также рассматривать и оценивать научные труды российских врачей.

В начале XIX в. управление медико-санитарным делом было передано в ведение Министерства внутренних дел, в составе которого был образован Медицинский департамент с научно-медицинским органом — Медицинским советом. Главной деятельностью Медицинского департамента стал врачебный и санитарный контроль.

Кардинальные перемены произошли после зарождения земской медицины (1864) — оригинальной, не имевшей аналогов в мире системы организации медицинской помощи. Позднее, когда были сформулированы «обязанности казны и частных владельцев» промышленных предприятий, в стране появилась фабричная медицина. В 80-х годах XIX в. (по образцу земской) возникла городская медицина.

В 1904 г. вместо Медицинского департамента в Министерстве внутренних дел были созданы Управление главного врачебного инспектора и Отдел народного здравия и общественного призрения, вошедший в состав Главного управления по делам местного хозяйства. Однако эта реформа не сделала управление здравоохранением страны более эффективным.
Созданное в сентябре 1916 г. Главное управление государственного здравоохранения (на правах министерства во главе с Г.Е. Рейном) просуществовало лишь до Февральской революции 1917 г.

Многие идеи, возникшие еще во времена земской медицины, а также включенные в законопроекты Комиссии Г.Е. Рейна, были реализованы и получили дальнейшее развитие в советском здравоохранении.

После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. начался новый этап развития государственной медицины с коренным реформированием и консолидацией всего медико-санитарного дела. В 1918 г. было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системы и формы российской медицины. Охраной здоровья населения страны стал руководить Наркомздрав — министерство здравоохранения, которое возглавил Н.А. Семашко, выдающийся врач, ученый, организатор.

Государственная система здравоохранения, которая начала формироваться во главе с Н.А. Семашко, во многом продолжала и развивала лучшие традиции земской медицины, а также других систем — городской, фабрично-заводской, железнодорожной, военной, страховой медицины и др. В частности, были взяты на вооружение такие основополагающие принципы земской медицины, как бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактическое направление, единство науки и практики, участие населения в мероприятиях по охране здоровья. Все это на новом этапе исторического развития составило сущность государственной медицины России.

Профилактическое направление здравоохранения стало основной чертой системы охраны и укрепления здоровья населения России. Профилактику, как считал Н.А. Семашко, надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко, как заботу государства об укреплении здоровья народа. Этот принцип последовательно реализовывался с первых лет существования Наркомздрава. Об этом свидетельствовали первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом, о мерах борьбы с эпидемиями, об обязательном оспопрививании, о санитарной охране жилиш и др.

Сразу после окончания Гражданской войны был выдвинут лозунг «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта», подразумевавший оздоровление не только условий производства, но и быта грудящихся.

В середине 1920-х годов были разработаны основные теоретические положения диспансеризации, в последующем созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений — специализированные диспансеры (туберкулезные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные и дневные санатории, профилактории, введено диспансерное обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий. Диспансерное наблюдение матери и ребенка стали осуществлять в детских и женских консультациях, консультативных объединениях и др.

С первых дней существования Наркомздрава органы здравоохранения уделяли большое внимание подготовке квалифицированных медицинских кадров. Уже к 1922 г. в дополнение к существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто еще 16. Позднее (1930) медицинские факультеты были преобразованы в самостоятельные медицинские институты.

Принцип единства медицинской науки и практики здравоохранения непосредственно связан с его государственным характером. Многие выдающиеся ученые России — И.П. Павлов, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Заболотный, В.М. Бехтерев, Н.Н. Бурденко, М.П. Кончаловский, Е.Н. Павловский, А.Н. Сысин, Л.А. Тарасевич и другие приняли участие в развитии отечественной науки.

Несмотря на экономические трудности 20-х годов, государство находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений, жизненно важных для страны. В 1920 г. был организован Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ) — первое комплексное научно-исследовательское учреждение страны, объединившее 7 институтов (питания, контроля вакцин и сывороток, микробиологический, тропический, биохимический, экспериментальной биологии и санитарно-гигиенический).

В 1930-е годы в стране происходили крупные социально-экономические изменения (коллективизация, форсированная индустриализация). Еще в предшествующее десятилетие сформировался классовый подход к медицинскому обслуживанию населения. Это особенно подчеркивалось в постановлении 1929 г. «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян». Рациональная организация медицинской помощи стала рассматриваться как фактор подъема производительности труда, снижения потерь рабочего времени. Ведущая роль в этих условиях отводилась здравпунктам, на которые возлагалось не только оказание первой медицинской помощи, но и проведение широких профилактических мероприятий на производстве.

Активное вовлечение женщин в сферу промышленного и сельскохозяйственного производства потребовало от органов здравоохранения эффективной охраны материнства и младенчества.

С 1939 г. на промышленных предприятиях стали создаваться медико-санитарные части, оснащенные всем необходимым для лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы. Одновременно увеличилось число сельских врачебных участков.

К концу 30-х годов в стране резко возросло число стационаров и количество коек. Заметные успехи были достигнуты в борьбе с социальными болезнями. Система выявления, учета и лечения больных способствовала снижению заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями, их ранней диагностике и эффективному лечению, резкому сокращению числа больных с тяжелыми формами.

До начала Великой Отечественной войны была создана материально-техническая база здравоохранения, подготовлено большое число врачей и средних медицинских работников, создана медицинская промышленность, больших успехов достигла медицинская наука.

Вместе с тем дальнейшему развитию здравоохранения серьезно мешали экономические проблемы страны. На работе Наркомздрава, как и других органов и учреждений здравоохранения, негативно сказывались последствия массовых репрессий.

В годы Великой Отечественной войны задачи здравоохранения существенно изменились. Главными стали медицинская помощь раненым, широкие противоэпидемические мероприятия, охрана здоровья детей, медицинское обслуживание тружеников тыла. В стране была создана система лечения раненых и больных воинов, организована широкая сеть эвакогоспиталей. Увеличилось число медико-санитарных частей на промышленных предприятиях, выросло число детских медицинских учреждений. Санитарно-профилактическая служба поставила действенную преграду на пути эпидемий инфекционных болезней.

Медицинская наука внесла весомый вклад в дело победы. В годы войны были найдены эффективные способы лечения вяло заживающих ран (Филатов В.П., Богомолец А.А.), разработаны отечественные антибиотики для борьбы с сепсисом (Ермольева З.В. и др.), внедрена новая методика лечения травм нервной системы (Бурденко Н.Н.) и т.д. В годы войны была учреждена Академия медицинских наук СССР (1944), объединившая деятельность ведущих научных институтов страны.

Медицинские работники спасли жизнь и восстановили здоровье многих миллионов защитников Родины. В строй были возвращены более 72% раненых и 90% больных. Итоги деятельности военных-медиков оказались беспрецедентными в истории войн.

Ссылка на основную публикацию