Криптовалюты в России: государственное регулирование

Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть?

Криптовалюты – тема, которая на устах уже не первый год. Банк России не раз предупреждал о высоких рисках при инвестициях в криптовалюты. В начале октября Владимир Путин на совещании, посвященном вопросам использования цифровых технологий в финансовой сфере, также отметил серьезные риски при ее обороте. В то же время Президент РФ считает необходимым использовать преимущества, которые дают новые технологические решения в банковской сфере. Портал ГАРАНТ.РУ опросил экспертов, каким может стать правовое регулирование криптовалюты, и что для этого необходимо сделать.

Светлана Васильева, младший юрисконсульт компании Alta Via:

В российском правовом поле до сих пор отсутствует не только четкий механизм оборота виртуальной валюты, но и терминологический минимум. С юридической точки зрения мы не можем рассматривать криптовалюту как абсолютно легальную валюту, так как согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в стране является рубль, а введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещено. Официальные позиции по этому вопросу сформулировали ФНС России в письме от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 и Банк России в релизе “Об использовании частных “виртуальных валют” (криптовалют)”. И те, и другие указывают на риски выпуска и обращения криптовалют. Также ФНС России в своем письме напоминает о запрете выпуска денежных суррогатов. Но что такое “денежные суррогаты” и “криптовалюты”? Как относить последнюю к суррогатам, если понятия не определены?

Очевидно, что сейчас все операции с криптовалютами рискованны. Но считать их противоправными, руководствуясь общими принципами права и здравым смыслом, нельзя, так как консерватизм и нерасторопность в принятии новых явлений и, как следствие, разработке законов, проблема власти, а не участников рынка.

Представляется, что при разработке нормативного правового акта следует в первую очередь определиться с содержанием ключевых понятий, сформулировать категориальный аппарат: “виртуальная валюта”, “криптовалюта”, “денежные суррогаты”, “ICO-проекты”, “токен”, “майнер”, “краудфандинг” и другие.

Далее необходимо определить законный механизм выпуска и продажи криптовалюты.

ICO (англ. Initial Coin Offering)– это выпуск и продажа криптовалюты для привлечения средств в проекты, стартапы. ICO представляет возможность бизнесу получить инвестиции здесь и сейчас, не предоставляя гарантий покупателям криптовалюты. При разработке законопроекта следует подумать о способах защиты покупателей криптовалюты, не допустить превращения таких проектов в финансовые пирамиды.

Выпуск криптовалюты сопровождается рекламными кампаниями в Интернете (например, в социальных сетях и т.д.). Известные блогеры могут без вложения личных средств заработать на участии в ICO-проекте. На мой взгляд, помимо закона о криптовалюте, необходимо продумать и доработать законодательство о рекламе, так как привлекательные предложения о заработке на виртуальной валюте могут вводить в заблуждение доверчивых граждан. Возможно, на первоначальном этапе понадобится более жесткий контроль со стороны ФАС России.

ФНС России в письме указала на то, что операции с криптовалютами должны осуществляться через счета резидентов, открытых в уполномоченных банках. Тем не менее действующие нормы валютного законодательства не позволяют контролирующим органам получать информацию о проведенных операциях. Участники системы сверяют данные по специальным алгоритмам, которые зашифрованы ключом, доступ к которому есть у ограниченного количества лиц. Таким образом необходимо также внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также в Налоговый кодекс, так как следует конкретизировать порядок уплаты налогов с доходов от криптовалюты.

В России действует Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”, которым регулируется сфера оказания платежных услуг, перевода денежных средств, безналичной оплаты товаров/работ/услуг. Следовательно, если будет принят закон о криптовалюте, то понадобится определить статус такой валюты в системе платежных инструментов, внести изменения в порядок организации деятельности субъектов национальной платежной системы.

Владимир Попов, юрист проекта Descrow.org и Synergis:

Правовое регулирование криптовалюты, в первую очередь, должно быть поэтапным.

Искренне не понимаю, зачем сейчас создавать законы, в том числе рамочные: гражданское законодательство – гибкий инструмент, которое позволяет нам любые правовые сущности оборачивать во что-то легитимное с помощью принципов свободы договора, автономии воли сторон и т.д. (ст. 1 Гражданского кодекса).

Главное, что нужно сделать:

  1. Налоги нужны, но минимальные. Важно – первые три года, скажем, ICO от налогов освободить. И тогда страна получит: а) огромную ликвидность (одно ICO – бюджет региона или даже нескольких маленьких); б) новые средства на депозитах; в) новых субъектов бизнеса; г) огромный рынок труда; д) дополнительные средства от смежных услуг (покупка трафика, оплата работы специалистов).
  2. Майнинг. Разделить его на промышленный и домашний. Скажем, по мощности: до 15 Квт – домашний, свыше – профессиональный. Я всегда привожу в пример хостинг: за домашний хостинг никаких налогов не плачу, лицензий не получаю. Другое дело, когда это поставлено на широкую ногу.
  3. Обучение. Бесплатное и для всех: этим мы снимем вопрос профессиональности инвесторов, за которых (якобы) переживают многие чиновники. Боитесь, что человек вложится в ICO и прогорит? Так научите его, как этого не делать: запреты не станут заслоном – Forex уже это доказал, а бинарные опционы поставили точку.
  4. Никакого вмешательства в зону полной виртуальности: контроль только над точками входа и выхода. Зачем заходить туда, где все равно нет компетенции? Даже Япония, а это страна уж точно даст на две форы по технологичности, отказалась от регулирования этого аспекта.
  5. И главное – перестать смотреть на криптовалюты как на нечто несуразное: это – будущее, которое наступило. Все, что нужно – не мешать ему развиваться, иначе мы опять проиграем, как это было с банковскими картами, Интернетом, онлайн-сервисами, разработкой ПК и т.д.

Минфин России еще в 2015 году предлагал обозначать криптовалюты через имущественные права: и это правильно. Ведь что есть имущественное право? Это право требования, а когда мы говорим о криптоактивах, это всегда право требования. Тем более что государство не сильно волнует вопрос переводов формата “цифровые деньги – цифровые деньги”, но очень заботит вопрос о вводе и выводе. Все, что нужно – не вводить уголовную ответственность. Это, безусловно, был шаг необдуманный.

Усложнение законодательства в данном случае ничего не даст: в период 2014-2017 годов малый и средний бизнес, услышав о том, что мир цифровых денег, как их назвал Банк России, может в России быть табуирован, просто покинул территорию страны. И кому от этого стало легче? Бюджету, который не дополучил новые средства, или бизнесу, которому приходится уходить в Эстонию, Швейцарию, на худой конец на Каймановы Острова или даже остров Мэн, чтобы работать и развиваться?

Лев Глухов, партнер KDS Legal:

Криптовалюты стали новым этапом развития мира Интернета, уникальным явлением эры информации, потому что принципиально отличаются и от национальных валют, и от электронных денежных средств, – законодательное регулирование криптовалют, безусловно, необходимо. Однако сегодня такого регулирования нет. Максимально близкое к криптовалютам понятие существует лишь в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”, где дается определение электронным деньгам. Напомню, под ними понимаются имущественные обязательства одного лица, предварительного принявшего денежные средства другого лица для исполнения его будущих денежных обязательств.

Электронные деньги обеспечивают своим существованием функционирование систем электронной коммерции, позволяя учитывать средства пользователей на их лицевых счетах, открытых на различных электронных площадках для совершения покупок. Эти денежные средства находятся в рамках регулирования, поскольку есть возможность точно идентифицировать эмитента средств, а также контролировать системы их централизованного учета.

Криптовалюты по своей сущности ближе к обычным денежным средствам, потому что, в отличие от электронных денег, не представляют собой способ учета предварительного переданных эмитенту денежных средств. Но в силу того, что подчиняются криптовалюты законам математики, они по идее должны быть стабильнее национальных валют.

Если говорить о сложностях, которые возникают при государственном контроле криптовалют, можно выделить несколько проблем.

Первое – это вопрос учета и подтверждения подлинности.

В основе криптовалют лежит система распределенных баз данных, где гарантами истинности являются множественные экземпляры базы, которые хранятся на компьютерах участников сети верификации. Вывод об истинности можно сделать, только сопоставив экземпляры, имеющие одни и те же временные метки, друг с другом.

С точки зрения и праворегулирования, и правоиспользования это создает запрос на методы и инструменты верификации. На данный момент у России нет своего верифицирующего сервиса, иностранные же программы функционируют вне российского правового поля и распространяют свое действие на конкретные криптовалюты.

Как следствие, возникает проблема подтверждения права на криптовалюту в суде, поскольку предоставить имеющие законную в России силу выписки (по аналогии с обычными денежными средствами, владение которыми подтверждается банковскими организациями) владелец криптовалюты не в состоянии.

Перечисленные выше проблемы напрямую связаны с отсутствием в стране государственного центра или сети лицензированных центров верификации, которые могли бы хранить экземпляры баз данных криптовалют и подтверждать права владельцев на криптовалюту. Проблема отсутствующего в России верификационного сервиса выходит, таким образом, на первый план: без него обеспечение эффективного правового регулирования криптовалют будет затруднительным.

Следующей проблемой является то, что для полноценного закрепления цифровой валюты на уровне законов, ее необходимо определить как объект права. С появлением криптовалюты возникла необходимость введения в законодательстве отдельного объекта права, так как права владельцев блоков криптовалют не подходят ни под одно из существующих понятий, в том числе интеллектуальную собственность.

Помимо этого, следует ввести классификацию цифровой валюты для разграничения типов криптовалют на такие валюты, как биткойн, ценность которого заключается в использовании в качестве средства расчетов за товары и услуги, и криптовалюты, которые только размещаются на ICO, поэтому неразрывно связаны с эмитентом и пока выступают скорее средством займа для развития новой системы, еще не являясь при этом самостоятельной валютой. В этом смысле они остаются ближе к понятию электронных денежных средств, уже закрепленном в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.

Тем не менее все эти проблемы могут быть решены на государственном уровне в рамках одной страны. Но, помимо этого, есть еще вопрос технической, цифровой природы криптовалют, который может быть решен только на международном уровне. Это вопрос признания, вопрос международной регистрации технических стандартов: используемых криптоалгоритмов, систем управления, видов баз данных и протоколов передачи данных.

Возможные варианты международного регулирования пока достаточно туманны. Будут ли криптовалюты вовлекаться в сферу регулирования международного права, или же будут созданы международные негосударственные корпорации, сходные с ICANN (корпорации по управлению доменными именами и IP адресами), будет ли проблема регулирования передана науке или бизнесу – покажет время.

«Биткоин в законе»: как в России отрегулируют криптовалюты и ICO

Президент Владимир Путин во вторник, 24 октября, поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2018 года, говорится в перечне поручений президента по итогам совещания по цифровым технологиям в финансовой сфере 10 октября.

Согласно поручению, в законе будут определены такие понятия, как технология распределенных реестров (к которой относится блокчейн), цифровой аккредитив, цифровая закладная, токен, смарт-контракт и «долгожданное» понятие криптовалюты. При этом при разработке изменений в законодательство необходимо исходить из «обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации», говорится в поручении.

Кроме того, будут разработаны требования к организации и осуществлению добычи криптовалюты (майнинг), регистрации хозяйствующих субъектов и порядок налогообложения полученных от майнинга доходов. Также будет создана система регулирования ICO (Initial Coin Offering), то есть «публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов». При этом в документе подчеркивается, что система контроля должна быть разработана по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

Таким образом, Россия сказала «да» указанным технологиям, вопрос в том, в какой форме будет организовано их регулирование.

В криптосообществе новость восприняли позитивно. «Мы приветствуем решение властей развивать регулирование в сфере ICO и криптовалют, а не вводить запреты», — комментирует руководитель пресс-службы Waves Platform в России Глеб Костарев. «Для криптосообщества это поручение означает в первую очередь то, что за регулирование большинства понятий и вопросов в сфере цифровых технологий в финансах взялись всерьез», — отмечает основатель блокчейна Universa Александр Бородич. Ранее споры и обсуждения самых разных вариантов шли разрозненно по отдельно взятым понятиям — криптовалюте, токенам и т.д.

Читайте также:  Скидки по дисконтной карте Летуаль, если есть подарочный сертификат

Разговоры о разработке законопроекта ходили не один месяц. В августе Минфин заявлял о намерении разрешить торговать криптовалютой только на Московской бирже и допускать к торгам только квалифицированных инвесторов. Затем в начале сентября Антон Силуанов говорил, что законопроект, регулирующий криптовалюты, будет готов к концу года. В то же время глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков прогнозировал, что законопроект появится в октябре.

В этом же месяце директор департамента финансового регулирования Министерства финансов Яна Пурескина заявляла, что ведомство предлагает разрешить добывать криптовалюту только юридическим лицам и ввести регистрацию майнеров. «Мы поддерживаем предложение идентификации участников оборота цифровых валют, чтобы противодействовать отмыванию. Считаем целесообразным разрешить выпуск криптовалют только юридическим лицам, ввести регистрацию майнеров и лицензирование цифровых площадок», — заявила она.

В то же время в сентябре Банк России заявил, что считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению на территории России.

Впрочем, эксперты полной либерализации криптовалют не ждут и, пока проекта закона нет, делают свои предположения. «Думаю, что криптовалюте могут дать определение цифрового актива и цифрового товара. Понятие криптовалюты как средства платежа для России неприемлемо», — считает руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты при Государственной думе Элина Сидоренко. По ее словам, именно такая позиция была в приоритете в рабочей группе.

По мнению сооснователя криптобанка Wirex Павла Матвеева, очевидно, что криптовалюта не приобретет статуса платежного средства, а останется цифровым активом, возможно близким к ценным бумагам. «И облагаться налогами она может в соответствии с существующей практикой налогообложения ценных бумаг», — сказал он. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил РБК, что криптовалюты с точки зрения Гражданского кодекса должны рассматриваться как «иное имущество».

Также в законопроекте необходимо урегулировать так называемые точки контроля — это в первую очередь биржи и обменные площадки, считает Сидоренко. «Скорее всего, в начальном законопроекте основное внимание уделят биржам как профессиональным платформам. Возможно, их работу предложат выстраивать по типу торгов на валютном рынке», — говорит она.

При этом налогом, скорее всего, будут облагаться доходы с продажи криптовалюты, а также доход от колебания курса валют, считает Роман Бузько, партнер адвокатского бюро Buzko & Partners. «Сегодня валютные колебания учитываются в статьях расходов или доходов. Думаю, что-то подобное произойдет и в системе налогообложения криптовалют», — говорит он. Именно поэтому, считает юрист, регулироваться в первую очередь будут обменники и биржи, на которых совершаются операции купли-продажи валют.

Наибольших успехов в отношении государственного регулирования криптовалюты пока достигли в Японии. В этой стране биткоину и некоторым другим криптовалютам с 1 апреля 2017 года присвоен статус платежного средства наравне с иенами. В США оговорены вопросы того, как облагать налогом сделки с биткоинами и как предотвращать возможное при их посредничестве финансирование терроризма.

Непонятно пока, кому будет разрешено заниматься майнингом и как предполагается отслеживать майнеров в целях налогообложения.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков высказал точку зрения, что «придется формировать реестр майнеров и ими смогут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица». Он не исключил, что майнерами могли бы выступать и физические лица при условии их включения в реестр. «Я думаю, что это [майнинг физическими лицами] трудно запретить, потому что категория самозанятых у нас велика», — сказал он. Причем здесь налогообложение должно быть «не запретительным» — тут может применяться подоходный налог 13% или другая мягкая шкала, полагает Аксаков.

С этим мнением соглашается и Элина Сидоренко. «Я не поддерживаю позицию о запрете майнинга для физических лиц. Реалии таковы, что основной пул майнеров в России составляют частные лица, которые майнят на частных фермах. Если будет введен запрет на частный майнинг, мы сделаем так, что они уйдут в тень», — говорит она.

Президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин отметил, что введение системы налогообложения и регистрации для майнеров — «это необходимая часть регуляторики этого рынка», но он считает важным сохранить отрасль интересной для инвесторов. «Например, можно ввести льготную ставку налогообложения и набор преференций для участников этого рынка. Мы работаем над идеей введения нового термина в налоговом законодательстве — «криптопредприниматель», — рассказал Припачкин.

В свою очередь, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, чья компания Radius Group разместила оборудование для добычи криптовалют на территории бывшего завода «Москвич», считает бессмысленным введение регистрации и налогообложения компаний, занимающихся майнингом криптовалют. Введение налогообложения для майнеров, по его мнению, будет неправильным, поскольку с точки зрения технического процесса они занимаются не добычей криптовалюты, а поддержанием работы сети.

Подход к размещению

Что касается регулирования ICO, по мнению Анатолия Аксакова, размещения должны проходить на организованных площадках (например, в РТС, на Московской бирже и т.д.), к которым должны предъявляться определенные требования. «В том числе должно быть требование, что на такой площадке есть эксперты, которые отбирают проекты, и средства привлекаются не под «пустышки», — отметил он.

Если средства в рамках ICO привлекаются в криптовалютах, к ним следует допускать только квалифицированных инвесторов, «понимающих суть явлений», считает он. Если же в ICO привлекаются средства в фиатных (общепризнанных) валютах, возможно, к ним можно допускать и частных инвесторов, но ограничивать объем вложения сравнительно небольшой суммой, «чтобы не допустить, например, чтобы человек продал квартиру ради вложения в ICO».

По мнению Элины Сидоренко, вводить ограничение для участия в ICO только квалифицированным инвесторам нельзя. «ICO — это легкие инвестиции, подобные краудинвестингу. Если мы убьем это позитивное начало ICO, в нем отпадет всякий смысл», — полагает она.

Государственное регулирование криптовалют в мире

Государственное регулирование криптовалют в мире

Идея цифровой валюты очень новая, и центральные банки по всему миру ещё не знают, к чему приведёт внедрение этой технологии. Инновации финтехсектора показывают, что криптовалюты могут не только улучшить нынешнее состояние банковской системы, но и полностью заменить бумажные деньги. Это ставит мировые правительства в неудобное положение.

С одной стороны, создание законодательства, стимулирующего принятие передовой финансовой инфраструктуры, может быть большим благом для экономической конкурентоспособности. С другой стороны, давая людям слишком много свободы, государство рискует системой собственных бумажных денег в стране. Баланс ещё не нарушен и государства реагируют совершенно по-разному на появление Биткоина и других криптовалют. Реакции варьируются от опасений и страха до полномасштабного принятия. Единственное, что их объединяет, это то, что решения не могут приниматься легкомысленно.

Осторожная политика Соединённых Штатов

Американский доллар является основой мировой финансовой системы, поэтому отношение американских властей к цифровым деньгам может иметь значение для всего мира. Как и любая страна, США могут много потерять, но и много выиграть от принятия криптовалют и блокчейна. Как ни странно, законодатели в основном не признают растущую тенденцию и позволяют ей развиваться без особого внимания. Федеральное правительство Соединенных Штатов до сих пор не претендует на исключительное право регулирования криптовалют.

В результате такой политики отдельные штаты самостоятельно определяют, каким образом их граждане могут участвовать в обращении криптовалют. В штатах Нью Йорк и Калифорния биткоин признан денежным средством, а в штатах Аризона, Мэн, Невада, Вермонт и других приняты законы об использовании технологии блокчейна и смарт-контрактов в регистрационных записях. На уровне субъектов федерации только налоговая служба требует сообщать о прибыли от оборота криптовалюты. Соответственно, такая прибыль может облагаться налогом.

Центр развития криптовалют — Европа

В отличие от невнятной политики США, Европа быстро создала регулирующие органы и приняла законы для управления новой финансово-технологической отраслью на старте её развития. Уже принято множество законов, стимулирующих рост блокчейна. Внутри Евросоюза технологии блокчейна адаптируются к новым правилам, требующим прозрачности информации и общих данных для рынков и государственных институтов. Однако обращение криптовалют не регламентируется. Операции с биткоинами рассматриваются как платежные операции с валютами, монетами и банкнотами, а биткоин не относят к активам, подлежащим налогообложению.

Даже за пределами Евросоюза центральные банки других стран последовали его примеру и признают огромный потенциал скорейшего принятия криптовалют и блокчейна. Исполнительный орган Европейского парламента в настоящее время создаёт децентрализованный реестр для своих собственных целей. Организована наблюдательная группа, которая предназначена для мониторинга текущих событий и рекомендаций отдельным странам Евросоюза по внедрению технологий блокчейна и криптовалют. Регуляторы, контролирующие деятельность Форекс-брокеров, допускают торговлю производными финансовыми инструментами криптовалют.

Швейцария решила внедрять криптовалюты таким же образом, как и во многих других европейских странах. Швейцарский Федеральный Совет заявил, что пока нет необходимости регулировать криптовалюты законами о том, как финансовый сектор будет их использовать. Соответственно, Швейцария проходит быстро развивающийся период запуска, управляемый некоммерческими сообществами, такими как Ассоциация Crypto Valley. Общественные инфраструктуры также начинают включать криптовалюты в системы общественных и коммунальных расчётов.

Россия пока не признаёт криптовалюты, хотя в законодательстве нет прямых запретов на операции с цифровыми деньгами. Более того, в законах вообще нет определения таких понятий, как криптовалюты, виртуальные деньги, цифровые деньги или денежный суррогат. Центральный Банк России не желает легализовать обращение криптовалют. Руководство финансовой системы страны выступает против любой формы частных денег. А криптовалюты Центральный Банк считает частными деньгами.

Азиатское разнообразие

Отношение азиатских стран к биткоину и другим криптовалютам охватывает весь спектр. Япония считается наиболее развитой страной по обращению криптовалют. Биткоин здесь признан законным платёжным средством, хотя и не заменяет национальную валюту. Хотя банки не имеют права продавать биткоины клиентам, но могут держать их как финансовые активы. Многие компании интегрируют биткоины в свои системы расчётов.

До недавнего времени Китай занимал особое место в мире криптовалют. До 80% майнинга и оборота биткоинов приходилось на эту страну. Но цифровые деньги здесь никак не регулировались, хотя банкам было запрещено обменивать их на юани. Среди физических лиц криптовалюты обращались свободно. В 2017 году последовал запрет на проведение ICO (Что такое ICO?) и деятельность криптобирж. Майнинг тоже ограничивают. Есть сведения, что запреты введены до принятия законодательства о рынке криптовалют.

В других азиатских странах идут процессы разработки финансовых систем с криптовалютами и регулирующих законов. Это происходит, например, в Малайзии, Таиланде, Сингапуре, а Индия и Пакистан выжидают, не предпринимая никаких шагов. Южная Корея запрещает деятельность криптобирж, а Тайвань не разрешает банкам работать с криптобизнесом.

Криптовалюты в Австралии и других странах

Австралия добилась положительного баланса между внедрением технологий блокчейна и спекуляцией криптовалютами. Страна не регулирует специально ничего, что требует интенсивных инвестиций и надзора. Вместо этого Биткоин был признан как «деньги», чтобы иметь возможность обложить налогом тех, кто им торгует, и установлены специальные ограничения для управления сектором ICO. В настоящее время австралийские регуляторы приняли очень взвешенный подход по отношению к биткоину и другим криптовалютам, в том числе новым, появляющимся в результате ICO. Хотя правительство признаёт преимущества инновационных технологий, но все стартапы оцениваются индивидуально. Дорога открыта для передовых проектов, но аферы пресекаются.

Хотя криптовалюты и цифровые технологии успешно развиваются в экономически развитых странах, в Южной Америке и Африке этот процесс только начитается. За исключением Аргентины и Южной Африки, криптовалюты запрещены или малоизвестны. Однако растущая рыночная капитализация и распространение криптовалют вынуждают государства и правительства делать выбор.

Брокеры, у которых доступна торговля биткоином

В заключение статьи посмотрите видеоролик о регулировании рынка криптовалют


Регулирование криптовалют в России — особенности, требования и отзывы

Опубликовал: admin в Бизнес и финансы 30.10.2018 0 114 Просмотров

Читайте также:  Как вернуть деньги, ошибочно перечисленные, как госпошлина: реальная история

Регулирование криптовалют в России — особенности, требования и отзывы

В 2018 году будут рассмотрены два важных закона, которые связаны с пересчетом прожиточного минимума и регулированием криптовалюты. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о регулировании электронных денег в современных условиях России.

Расширение виртуального пространства в сфере финансового регулирования приводит к возникновению новых финансовых продуктов и инструментов. Криптовалюта является одним из таких инструментов, который основан на системе блокчейн.

Криптовалюта базируется на просторах сети и не обладает непосредственной связью ни с одной из существующих валют. Также криптовалюта не зависит от правительства или центрального банка определенной страны. Каждая транзакция распространяется между пользователям и признается только после подтверждения ее другими участниками.

Биткоин в законе. Как в России отрегулируют рынок криптовалют?

Практически все страны ориентированы на развитие и становление национальной криптовалюты. Однако финансовое регулирование криптовалют в России только начинается формироваться. В разных странах отличается правовой статус криптовалют. Например, в Индии и Японии криптовалюта официально признана средством платежа, поскольку законодательная база этих стран быстро подстраивается под инновации. В таких странах, как Япония, США, Канада, также существует благоприятная законодательная среда для криптовалют. В Китае криптовалюта признана виртуальным товаром, для которого создана специальная система налогообллжения. В США криптовалюта рассматривается законодательством как особый биржевой товар и специфичная форма денег.

Основная проблема правого регулирования криптовалюты в России связана тем, что ее воспринимают как денежный суррогат и временное явление. Также большая проблема заключается в эмиссии криптовалюты, поскольку каждый человек может майнить ее на своем компьютере. Если провести аналогию с реальной денежной единицей, то эмиссия денег строго преследуется по закону. Поэтому такие действия приравниваются к незаконным и преследуются уголовным кодексом. Бесконтрольное использование криптовалюты может привести к невозможности мониторинга, который направлен на финансирование торговли наркотиками, людьми, оружием и т.п. Следствием этого станет гарантированная безнаказанность преступных деяний террористических и других организаций. Необходимость государственного регулирования рынка криптовалют в России объясняется тем, что электронные деньги становятся основой теневого сектора экономики.

При совершении мошеннических операций с криптовалютой невозможно идентифицировать злоумышленника. Это связано с тем, что система гарантирует полную анонимность. Если пользователь открывает кошелек в блокчейн, система не запрашивает персональных данных и выдает только идентификационный номер. Необходимость правового регулирования рынка криптовалют связана с такими факторами, как:

  • незаконная эксплуатация системы блокчейн;
  • легализация биткоина позволит осуществлять контроль над производимыми финансовыми операциями;
  • возможность закрыть криптовалюту от черного рынка;
  • возможность использования криптовалюты только участниками биржи, которые работают с главным финансовым регулятором страны;
  • обеспечение максимальной защиты участников рынка;
  • создание базы для налогообложения и лицензирования криптовалют;

Министерство финансов активно занимается вопросом, связанным с регулированием криптовалют в России. Промежуточные итоги будут известны в ближайшее время, поэтому общественность сможет с ними ознакомиться. Министерство финансов разрабатывает законопроекты, которые будут регулировать денежные суррогаты и криптовалюты, а также цифровые технологии и майнинг. Изучая положительный опыт евроейских стран, можно создать грамотное правовое поле, которое будет учитывать интересы бизнеса, государства и физических лиц. Правовая база позволит не только эффективно вести борьбу с отмыванием доходов, но и обеспечит высокую степень безопасности граждан.

Биткоин представляет собой самую первую криптомонету, которая была разработана в 2009 году. Данное прорывное решение предоставило ответ на вопрос о том, какими могут стать деньги. Только в 2014 году власти обратили пристальное внимание на криптовалюту как финансовое явление.

Центральный банк отмечал, что это интересный финансовый инструмент с неопределенным статусом. Спустя год, в связи с отсутствием правовой базы, появилось множество прецедентов в судебной практике, которые были связаны с использованием данных моент. В 2016 году осуществлялся поиск инструментов и новых возможностей регулирования биткоина. До этого момента существовал единственный федеральный закон, который запрещал выпускать денежные суррогаты.

При рассмотрении правового статуса криптовалюты в нашей стране можно сделать вывод о том, что эти монеты являются нематериальными активами. В России отсутствует запрет на использование криптовалюты, однако свободное распоряжение запрещено. Приобретения через биткоины квалифицируются как преступная деятельность, которая влечет за собой уголовное наказание. Если гражданин решил профессионально заниматься биткоинами, можно зарегестрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности и оформить получение биткоинов как доходы. Для этого существуют следующие способы:

  • продажа определенных услуг;
  • уступка права требования;
  • реализация финансовых активов.

Ранее правительство было негативно настроено относительно легализации криптовалюты. Однако настрой Центробанка существенно изменился, поэтому в ближайшем будущем возникнут правовые регуляторы в данной сфере деятельности. В связи с этим разработка закона о регулировании криптовалют в России является делом времени.

В целях проведения легализации криптовалюты на территории России потребуются соответствующие законы. Правовая база позволит решить все проблемы, связанные с контролем в данной сфере. В противном случае криптовалюты перейдут на особую площадку, которая будет связана с реализацией преступных схем.

На сегодняшний день разработкой законодательства занимаются ЦБ РФ, Министерство финансов и Межведомственная группа при Госдуме, созданная для разработки законопроекта о регулировании криптовалют в России.

Правительство рассматривает разные подходы к разработке законодательства в данной сфере деятельности. Существует подход к криптовалюте, рассматривающий ее как иностранные деньги, с которыми совершаются валютные операции. Однако такой подход требует существенного изменения валютного законодательства. Данная позиция широко используется во многих странах, которые официально работают с криптомонетами. Другой подход рассматривает криптовалюту в качестве платежного средства.

Поскольку в нашей стране запрещено использовать любые денежные сурогаты, то, получив статус платежного средства без одновременной легализации суррогатов, биткоин может быть признан вне закона. Также закон может рассмотреть криптовалюту как особый вид имущества и передать ему оборотоспособную ценность. В связи с этим перед окончательным принятием закона необходимо внести соответствующие изменения в существующее законодательство.

Правительство нашей страны находится на шаг позади европейских стран. Развитые страны нарабатывают достаточный объем данных, на которых можно разработать собственное законодательство. Однако при такой позиции у государства отсутствует контроль за данной отраслью. Также не во всех случаях чужой опыт можно полностью адаптировать под российские условия.

Закон должен привести четкое определение статуса криптовалют и майнинга. Также закон должен регулировать платежи с использованием криптовалют. Следует выяснить необходимость ввода НДС для платежей криптомонетами.

Государству необходимо регламентировать процедуру использования криптовалют для юридических лиц. Поскольку технология блокчейн является благодатной почвой для совершения различных мошеннических операций, правовое регулирование криптовалют в России необходимо.

В сфере регулирования рынка криптовалют многие отдают предпочтение именно консервативному подходу. Некоторые эксперты утверждают, что криптовалюте не может быть предоставлен статус платежного средства. Криптовалюта может выступать лишь в качестве цифрового актива, ценность которого будет приравнена к ценным бумагам. Другие эксперты считают, что правовая база должна предусматривать контроль за доходом от реализации криптомонет. Закон будет затрагивать интересы многих участников рынка, поэтому требует системного подхода.

Правовое регулирование криптовалют в России должно также затрагивать вопросы, связанные с ICO. Закон даст определение таким терминам, как токены, криптомонета, цифровые закладные, смарт-контракты, цифровая аккредитация. Многие эксперты утверждают, что ни одна страна мира не имеет отдельного законодательства, которое касается регулирования ICO. Но, поскольку в России отсутствует даже само понятие криптовалюты, то контролировать отрасль ICO невозможно. Государственное регулирование криптовалюты в России подразумевает организацию контролирующего органа, а также создание законодательной базы.

На сегодняшний день правовое регулирование криптовалюты в России находится на этапе разработки. Однако к середине 2018 года правительство обещает создать законопроект, который будет регулировать данную сферу деятельности. Разработкой проекта закона занимаются специалисты из Центрального Банка и Министерства Финансов. Россия может взять за пример удачный вариант симбиоза цифровых монет и стандартных финансовых систем, используемый в Японии. Министерство финансов продвигает использование криптомонет в качестве облигаций федерального займа, поэтому криптовалюта используется только в закрытой области.

Возможно, закон будет предусматривать льготные регионы, которые будут выгодны для майнинга. Однако единственную верную стратегию разработать еще не удалось. У Центрального Банка нестабильная политика в данной сфере деятельности, однако у президента достаточно решительная позиция в этом вопросе. Поэтому в ближайшее время власти разработают эффективный законопроект, поскольку регулирование данной сферы деятельности является важным вопросом. Крупные инвесторы не будут направлять значительные потоки денежных средств в данную сферу при отсутствии прозрачности данной сферы деятельности. Пока не будет создано законодательное регулирование криптовалюты в России, будут появляться новые схемы мошенничества со стороны недобросовестных участников данного рынка.

Правовое регулирование криптовалют в России

Недавняя шумиха вокруг популярной криптовалюты – биткоина уже успела поутихнуть. Вполне естественно, что государство не может оставить так просто движения финансов, пусть и электронных. По этой причине последняя реакция Министерства финансов была весьма предсказуема.

В поисках возможности правового регулирования криптовалют Минфин предлагает перевести этот вид валюты в разряд финансовых активов. Однако есть отличие: регулирование при этом будет осуществляться как с «иным имуществом».

Государственное регулирование криптовалют в России

По предложенному Министерством финансов сценарию, биткоин практически перейдет в разряд полноценной валюты, продавать и покупать которую смогут лишь инвесторы и только в рамках биржи. Инициатива, как и в любом другом случае, подаётся с уклоном на заботу о среднестатистическом гражданине, который не имеет представления о том, что такое инвестирование.

Таким образом, если инициатива найдет поддержку на государственном уровне, совершать сделки с криптовалютой смогут лишь инвесторы, работающие на Московской бирже. Остальные же будут ограждены от столь «рискованного» вида капиталовложения.

О возможности регулирования криптовалют думали долго и много. В итоге было принято решение отнести ее к финансовым активам. Однако, рассматривать не подкрепленную реальной стоимостью криптовалюту как полноценную валюту невозможно, поэтому эксперты предлагают регулировать ее как другое имущество.

Руководство Минфина уже взаимодействует с Московской биржей и Центробанком, пытаясь урегулировать все нюансы и вопросы. По заявлению представителей госструктуры перевод криптовалюты на биржу необходим для того, чтобы участники транзакций могли рассчитывать на судебную защиту.

Как пресечь попытки отмывания денег

Представители Минфина также говорят о том, что регулирование криптовалют поможет пресечь попытки «отмывания» денег через этот вид инвестирования. На сегодняшний день такие случаи совсем не единичны и количество желающих только растет.

Для пресечения подобных попыток легализации дохода необходим регулятор, который всегда будет в курсе того, кто находится по обе стороны каждой сделки и в каком направлении передвигаются счета битоина. В качестве регулятора в нашем случае будет выступать Росфинмониторинг.

Что будет с физическими лицами

На вопрос о том, что же будет с «обычными» людьми, которые сейчас имеют возможность совершения сделок с биткоинами, замминистра финансов однозначно ответил, что эти люди допускаться до сделок не будут, так как без необходимой подготовки они просто потеряют свои деньги.

Напомним, что по замыслу Минфина совершать покупку/продажу биткоинов смогут лишь квалифицированные инвесторы, а вот признать человека таковым имеет право только Центробанк.

Удивителен тот факт, что само Министерство финансов признает, что криптовалюты – своего рода «финансовая пирамида», инвестировать в которую – неоправданно высокий риск. Именно исходя из этого положения и была построена политика регулирования этого вида валюты.

Пока среднестатистический человек, интересующийся темой, надеется на то, что новость не получит продолжения, руководство Минфина рассчитывает на то, что проект будет поддержан Правительством и уже в скором времени по нему начнут работать.

Мнения сторонних экспертов

Однако надежды Минфина не поддерживают сторонние эксперты, называя вынесенное предложение очередной «утопией» госструктур. Один из этих экспертов – Андрей Варнавский, занимающий должность директора блокчеин-лаборатории БИ Финансового Университета.

По его словам сегодня нововведения, предлагаемые Минфином, будут способствовать ограничению оборота, который негативно отразится на развитии нового финансового института. Реальная ситуация такова, что купить биткоин нелегально гораздо проще, чем сделать это на легальном уровне.

Предложенная инициатива по регулированию криптовалют, по словам Варнавского, может послужить отличной возможностью для легализации покупки криптовалют, а биржа была бы отличным инструментом.

Таким образом уже поступили многие страны, предоставив юридическим лицам возможность осуществления сделок с использованием биткоина. Однако, сам факт того, что предложенная инициатива пресекает все другие возможности покупки криптовалюты, говорит о том, что в России идея обречена.

Читайте также:  Что такое диоксид титана: где используется, вред для человека

Разработчики инициативы говорят о том, что предложение Минфина по всей вероятности перерастет в законопроект, основная задача которого будет заключаться в защите простых граждан от финансовых рисков, с которыми связано инвестирование в криптовалюту.

Напомним, что о возможности присвоения официального статуса биткоину говорили еще в апреле этого года. Однако, мнения по этому поводу часто расходились, а перспективы оставались туманными. Еще в мае криптовалюту хотели обложить налогом, как цифровой товар, но уже в июне от этой идеи отказались.

Каким будет регулирование криптовалюты в России при новом премьер-министре?

Ушедшее на прошлой неделе в отставку правительство Дмитрия Медведева за несколько лет так и не смогло принять «Закон о цифровых активах», который должен был положить начало регулированию оборота криптовалют в России. Ожидать ли его принятия при новом премьер-министре, бывшем главе ФНС, Михаиле Мишустине? Если да, то в каком виде оно может быть?

Портал Mining-Cryptocurrency.ru разобрался в позиции Мишустина в отношении крипторынка, вспомнил его высказывания и планы в отношении отрасли. Спойлер: цифровая экономика в приоритете, криптовалюты — это не деньги, но за них надо платить налоги, а цифровой рубль в ближайшее время ждать не стоит.

Навигация по материалу:

Кто такой Михаил Мишустин?

Михаилу Владимировичу Мишустину 53 года — он на год моложе Медведева. В 90-х Мишустин работал в Международном компьютерном клубе, но в 1998 году перешел на госслужбу — в Федеральную налоговую службу (ФНС). В 1999 году стал заместителем главы ведомства, в 2004−2006 возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), а в 2007−2008 — Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

В 2008−2010 работал в инвестиционном бизнесе: в должности президента UFG Capital Partners и управляющего партнера группы UFG Asset Management. В UFG Мишустин курировал проекты по запуску венчурного фонда, фондов недвижимости, а также развитие бизнеса в регионах. С 2010 по 2020 годы был руководителем ФНС России.

У Мишустина репутация технократа и компетентного специалиста. Чиновник старается держаться вдалеке от закулисных интриг, но играет в Ночной хоккейной лиге и умеет дружить с нужными людьми.

Что сделал Мишустин на посту главы ФНС?

За 10 лет руководства ФНС Мишустин превратил ее из громоздкого, бюрократизированного и недоброжелательного ведомства в одно из самых технически оснащенных и прогрессивных в мире. Сам Мишустин считает, что строил «сервисную компанию».

Ведомство прислушивается к налогоплательщикам, оптимизируя уплату налогов. Оно постоянно вводит новые механизмы повышения размера налогов, но платить их становится все легче. На сайте ФНС сейчас работают 47 электронных сервисов, а также система личных кабинетов — это позволяет решить онлайн большинство вопросов по налогам.

Хвалит Мишустина и бизнес. Налоги собираются более жестко: усилился контроль за офшорами, незаконным возвратом НДС, банкротствами и другими серыми схемами, повысилась личная ответственность владельцев компаний. Стало больше определенности, а прозрачность правил и удобство предприниматели ценят больше, чем возможность обойти закон. ФНС стала работать более профессионально, а по внедрению IT-технологий служба опережает, пожалуй, все госорганы страны. Условия и организация работы в ФНС сейчас стали прозрачными и понятными, в результате чего, например, сократилось количество выездных проверок.

При Мишустине была разработана и внедрена автоматизированная единая система налоговых данных «Налог-3» на базе искусственного интеллекта, появились автоматическая сверка НДС, онлайн-кассы, онлайн-мониторинг для крупнейших налогоплательщиков, а также Единый государственный реестр ЗАГС, учитывающий все население России. Одним из новшеств стало и введение налогового режима для самозанятых, по которому фрилансеры и другие люди без трудового договора и статуса ИП могут легально работать, платя всего 4% и 6% налогов от своего дохода.

Такой подход показал отличные результаты. За последние пять лет налоговые сборы выросли в 1.4 раза. Налоговый разрыв по НДС (разница между тем, сколько должны и сколько в действительности заплатили налогоплательщики) в России меньше 1%. Это самый низкий показатель в мире. До прихода Мишустина он составлял 20%.

Что собирается делать Мишустин на посту премьера?

Перед своим назначением Михаил Владимирович встретился с представителями фракций Госдумы и рассказал, что собирается делать на посту премьера. Его программа включает следующие цели:

  • Реформировать государственное управление и провести институциональные реформы;
  • Сократить издержки, ограничения и барьеры для бизнеса;
  • Внедрить современные информационные технологии и превратить страну в цифровую платформу;
  • Развивать оборонно-промышленный комплекс;
  • Оставить без изменений НДФЛ для малоимущих;
  • Ввести адресную помощь бедным;
  • Внести в течение двух лет все домохозяйства в единый реестр и отслеживать каждый доход;
  • Не менять пенсионную реформу.

Про либерализацию управления, сокращение расходов на оборону в пользу медицины и образования, а также про судебную реформу премьер не высказался.

Приоритетное внимание цифровой экономике

16 января в своем выступлении на встрече с депутатами «Единой России» еще будучи кандидатом на пост премьер-министра Михаил Мишустин назвал развитие цифровой экономики одним из главных приоритетов своей работы в случае утверждения в должности.

«Первое, что необходимо делать, — это сегодня серьезно заниматься институциональными реформами. Реформа правления. И, конечно, самые современные информационные технологии привносить. Я буду разбираться с программой, национальным проектом “Цифровая экономика”. Без сомнения,государство должно являться цифровой платформой, которая создана для людей…», — заявил Михаил Владимирович.

Мишустин неоднократно публично подчеркивал эффективность цифровых платформ и важность работы ФНС в этом направлении. Однако он видит в них и угрозу.

«Цифровые платформы — это новая эффективность. Но это и угроза целым отраслям экономики. Airbnb — это прекрасно, и это угроза гостиницам. Что будет с автомобильным рынком в силу появления платформ и беспилотных автомобилей, мы не знаем», — говорил Михаил Владимирович в интервью «Коммерсанту» в ноябре 2019 года.

Крипто-индустрия должна регулироваться

В феврале прошлого года Мишустин говорил о важности регулирования крипто-отрасли:

«Деньги, которые молодой человек может свободно перемещать через границу с помощью криптовалют и других форм оплаты, которых не замечает государство и для которых нет регуляторики, — опасны, этим надо заниматься».

Напомним, что «Закон о цифровых финансовых активах» был принят в первом чтении в мае 2018 года, но в октябре был отправлен обратно на рассмотрение из-за отсутствия определений ключевых терминов, например, криптовалют. Закон до сих пор не принят, несмотря на непосредственные поручения президента. В августе 2019 года удалось лишь принять закон о краудфандинге, вступивший в силу 1 января этого года, в котором есть нормы, позволяющие проводить ICO и продавать некоторые виды токенов, но не решен вопрос с их дальнейшим оборотом.

В мае прошлого года будучи премьер-министром Дмитрий Медведев заявил, что популярность криптовалют снизилась, поэтому и вопрос об их регулировании перестал быть актуальным. Однако 9 января этого года Медведев сказал, что токены необходимо регулировать на законодательном уровне. 13 января председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пообещал, что закон будет принят весной. Однако если он будет принят в нынешней редакции, то это не решит все проблемы с регулированием крипто-отрасли.

В конце ноября прошлого года появились слухи о готовящемся запрете на использование криптовалют для оплаты товаров и услуг со стороны Центробанка (ЦБ) и Росфинмониторинга. Тогда ЦБ высказался, что если такое решение будет принято, регулятор сочтет его целесообразным. Одновременно МВД разрабатывает механизм по аресту и конфискации криптовалют.

Криптовалюты — финансовый инструмент, а не деньги

В России пока не только не принято законодательство о криптовалютах, но и нет согласия между ведомствами о статусе криптовалют — это средство расчета, имущество и имущественное право (так определены токены в законе о краудфандинге).

Впервые о криптовалютах Мишустин высказался еще в ноябре 2017 года, в разгар ажиотажа вокруг них. Тогда он считал их финансовым инструментом:

«Чтобы стать деньгами, это целая история, что должно случиться. Когда-то и бумажные деньги, когда вводились в оборот, в них никто не верил, должны были быть обеспечены золотым запасом соответствующие резервы центральных банков. На сегодняшний день криптовалюта — это финансовый инструмент», — говорил Мишустин в интервью телеканалу РБК.

В ноябре 2019 года в интервью «Коммерсанту» Михаил Владимирович назвал блокчейн и криптовалюты, наряду с биометрией и 3D-печатью, среди технологий, к которым ФНС следует присматриваться.

Операции с криптовалютами должны облагаться налогами

Еще в конце октября 2017 года Владимир Путин поручил подготовить поправки в законодательство, касающиеся налогообложения и регистрации компаний, занимающихся майнингом. Они должны были быть внесены на рассмотрение до 1 июля 2018 года, но дедлайн сорвался.

Одна из заслуг Мишустина — реформа налогового администрирования, позволяющая централизованно учитывать каждый кассовый чек. Естественно, что доход от криптовалют чиновник тоже хочет обложить налогом.

В интервью телеканалу РБК в ноябре 2017 года Михаил Владимирович заявил, что операции с криптовалютами должны облагаться налогами по аналогии с операциями с другими финансовыми инструментами. Налоги надо платить и с дохода от майнинга. При этом не стоит забывать о рисках использования криптовалют:

«Я убежден в том, что необходимо облагать налогом такие операции, но правильно оценив экономические последствия использования криптовалюты».

В ноябре 2018 года в интервью «Ведомостям» Мишустин косвенно дал понять, что считает криптовалюты («квазиденьги» в терминологии Михаила Владимировича) одним из резервов для пополнения федерального бюджета без увеличения нагрузки на бизнес. Также он считает их одной из популярных схем обналичивания денег и ухода от налогов: «Очевидно, важно быть в цифровой экономике и понимать эти тренды, чтобы идентифицировать и встроиться в них, чтобы они не помогали уходить от налогов».

Ранее точку зрения о необходимости налогообложения дохода от криптовалют и майнинга высказывала и первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова. Тогда она отметила, что позиции Центробанка и различных ведомств, в том числе Минфина, Минкомсвязи и Минэкономразвития, «по основным моментам совпадают».

Напомним, что сейчас порядок налогообложения дохода от криптовалют отражен в следующих документах:

Согласно им, пока не принят специальный порядок налогообложения для криптовалют, платить налог надо по общей схеме — 13% с прибыли, то есть с положительной разницы между ценой покупки и продажи. Применять имущественный налоговый вычет нельзя, но можно уменьшить налогооблагаемую сумму на размер подтвержденных расходов. Пока судебной практики за неуплату налогов с торговли криптовалютами в России не было, но все может быстро измениться.

Пора признать, что налоги — это неизбежная плата за возможность работать с крипто-активами, оставаясь в пределах легального правового поля. Однако построить эффективное налогообложение криптовалют непросто, и на это уйдут годы. Ряд стран, например, Бермудские острова, уже начали работать в этом направлении.

Крипторубль пока ждать не стоит

В интервью «Ведомостям» Михаил Владимирович переадресовал вопрос о создании крипторубля Центробанку:

«Это вопрос к ЦБ. Но, несомненно, нужно думать, как предотвратить создание альтернативной системы, не связанной с государством», — считает Мишустин.

Напомним позицию регулятора и властей относительно крипторубля. Изначально власти считали, что он может «минимизировать количество анонимных транзакций» и даже избежать западных санкций. В январе 2019 года Анатолий Аксаков заявил, что крипторубль может появиться в течение 2−3 лет.

25 декабря 2019 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что регулятор тестирует стейблкоины в «регуляторной песочнице» и изучает возможность выпуска цифрового рубля. Однако это отдаленная перспектива — сначала необходимо взвесить все риски и понять, какие преимущества даст запуск национального крипто-актива от ЦБ. Пока, по мнению Набиуллиной, риски для финансового рынка перевешивают возможные плюсы.

В заключение

Надеемся, с приходом Мишустина долгожданный и вымученный «Закон о цифровых активах» наконец будет принят. Но неясно, в каком виде — варианты могут быть разными: от легализации криптовалютных операций на регулируемых биржах и уплаты налогов с них до полного запрета оборота криптовалют.

Радует, что юридические и физические лица не ждут, пока государство определится, и развивают блокчейн- и крипто-индустрию самостоятельно.

Как вы думаете, с приходом Мишустина отношение властей к криптовалютам изменится? Поделитесь своим мнением в комментариях ниже!

Ссылка на основную публикацию