Кому Россия простила долги: почему так происходит

Отдадут натурой

Почему Россия прощает долги другим странам даже в условиях кризиса

Премьер-министр России посетил недавно с официальным визитом Социалистическую Республику Вьетнам. Это одна из стран, которой Россия в свое время простила крупный долг. За последние 20 лет российская экономика избавилась таким образом от 140 миллиардов долларов. В обмен на щедрость нашей стране обещали дружбу и выгодные условия для инвестиций. Исполнятся ли эти обещания?

Аттракцион неслыханной щедрости

Россия неоднократно прощала долги. Если брать относительно крупные кредиты (свыше миллиарда долларов), то получится, что наша страна за два десятилетия списала почти 140 миллиардов долларов (или 7,7 триллиона рублей по текущему курсу).

Материалы по теме

Полгода до дефолта

В 1996 году Анголе разрешили не возвращать 3,5 миллиарда долларов. А в 1998-м Россия сама объявила дефолт. Тогда Московский банковский союз оценил общие потери отечественной экономики в 96 миллиардов долларов (ущерб компаний — 33 миллиарда, банков — почти 45 миллиардов, населения — 19 миллиардов). Через год после дефолта РФ списала 14 миллиардов долларов целой группе африканских стран (Танзании, Мали, Мадагаскару, Мозамбику и еще нескольким государствам).

В 2000-м от большей части долга (9,5 из 11 миллиардов долларов) освободили Вьетнам, в 2001-м — Эфиопию (3,8 из 4,8 миллиарда; оставшийся миллиард списали в 2005 году). В 2003-м РФ простила 11-миллиардный долг Монголии. В 2004-м наша страна поддержала Ирак и списала почти 10 миллиардов долларов. В феврале 2008-го Ираку разрешили не платить еще 12 миллиардов.

Под списание попал также Алжир (почти 5 миллиардов долларов), Афганистан (11 миллиардов), Ливия (4,6 миллиарда).
В последние годы наибольшая щедрость проявлялась в отношении КНДР (11 миллиардов долларов) и Кубы (более 30 миллиардов).

По данным Парижского клуба, десяток стран (среди них — Гвинея, Конго, Бурунди, Центральная Африканская Республика, Молдавия, Босния и Герцеговина) должны погасить России почти 50 кредитов. Так что потенциал для щедрости еще есть.

Кроме того, в марте 2015 года премьер Дмитрий Медведев сообщил, что Россия окажет финансовую поддержку Белоруссии. Речь идет о кредите в 110 миллионов долларов, но выдадут его в рублях.

Возникает законный вопрос: к чему такая расточительность? Ведь 140 миллиардов долларов — это половина расходов федерального бюджета 2015 года (15,22 триллиона рублей, или почти 280 миллиардов долларов). При этом государство закрывает иностранные кредиты даже в тяжелых экономических условиях. Например, до и после дефолта 1998 года или летом прошлого года (Куба, Северная Корея) — тогда уже было очевидно, что Россия вступает в полосу рецессии.

Неблагонадежные заемщики

Разумеется, государство разрешает не платить по кредитам не просто так. В обмен оно рассчитывает получить какие-нибудь преференции, раз уж деньги вернуть не удается. Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов в беседе с «Лентой.ру» назвал списанные Россией долги «безнадежными». По его мнению, прощение таких займов позволяет склонить бывшего должника к определенным выгодным для кредитора решениям. «Списание долгов Кубе и КНДР несколько усилило влияние России в этом регионе. Но материальных выгод это не принесло», — подчеркнул эксперт.

Материалы по теме

Чучхе со скидкой

Действительно, наши должники всегда говорили, что простить их — наиболее выгодный шаг для самой России. Возьмем Северную Корею. Списав кредит, наша страна получила доступ к минеральным ресурсам страны чучхе, а также возможность принять участие в реконструкции железнодорожной сети КНДР. Стоимость этого проекта оценивается в 25 миллиардов долларов. Также РФ планирует проложить газопровод в Южную Корею через Северную. По данным южнокорейской газовой компании Kogas, прокладка 700-километрового участка трубы через КНДР стоит 2-2,5 миллиарда долларов. Проблема в том, что инвестиции в столь непредсказуемую страну подвержены высоким рискам. Сложно сказать, что будет завтра с режимом Ким Чен Ына и какой экономический курс он выберет.

С Кубой похожая история. РФ простила Острову свободы 90 процентов долга перед СССР. Куба признала оставшиеся 3,5 миллиарда своими обязательствами перед Москвой. Правда, мы их не увидим: Россия вложит эти деньги в кубинскую экономику. И выгода от инвестиций весьма сомнительна. «При списании 30-миллиардного кубинского долга нам пообещали совместные проекты в области энергетики, транспорта и здравоохранения. Прошел год — и тишина», — говорит руководитель информационно-аналитического отдела аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Виталий Цветков. По его мнению, отдачи от списания долгов мало, по большей части это игра в одни ворота. «Не слышно об экономическом триумфе российских компаний в Ливии. Хотя правительство Ливии обещало создать нашим предприятиям режим наибольшего благоприятствования в обмен на прощение 4,5 миллиарда долларов», — добавил Цветков.

Впрочем, Россия не одинока в своем финансовом милосердии. В 2004-м США списали 4-миллиардный долг Ирака. Позднее «Большая восьмерка» простила 40 миллиардов долларов бедным странам (например, Боливии, Гондурасу, Никарагуа и ряду других государств). Ту же Кубу освободили от кредита КНР (6 миллиардов), Япония (1,4 миллиарда) и Мексика (500 миллионов долларов). МВФ списал 268 миллионов долларов долга Гаити. И так далее.

Совсем другая история

Интересно, что поведение России-кредитора сильно отличается от поведения России-должника. До прихода к власти большевиков в 1917 году наша страна считалась надежным заемщиком, напоминает Юрий Голицын, руководитель направления по истории финансового рынка Московской биржи. Перед Первой мировой Российская империя была страной с самым большим в мире внешним долгом. «По некоторым оценкам, он достигал 60 миллиардов рублей, или 90 процентов ВВП», — заметил Голицын в беседе с «Лентой.ру».

В марте 1917-го после отречения Николая II Временное правительство сообщило, что будет обслуживать внешний долг в нормальном режиме. Но случилась еще одна революция. 21 января 1918 года Совнарком одобрил декрет об аннулировании займов царского правительства — по сути, большевики отказались платить по долгам империи. Ленин считал это решение первым ударом по международному банковскому и финансовому капиталу.

Царский долг оставался актуальным до конца ХХ века. Кредиторы ждали, пока Россия расплатится. В 1996 году РФ подписала с Францией договор о выплате долга, а в 2000-м перечислила 400 миллионов долларов и закрыла кредит. «Похожий договор был заключен в 1986 году: Горбачев подписал с Тэтчер (премьер-министр Великобритании — «прим. Ленты.ру») договор об урегулировании госдолга дореволюционной России перед Великобританией. Королевство обязалось выплатить своим гражданам, которые владели облигациями Российской империи, компенсацию за счет 5,5 тонны золота Николая II, хранившегося в одном из английских банков», — отметил Юрий Голицын.

Россия также аккуратно обслуживала советские кредиты. В 2006 году РФ полностью погасила долг перед Парижским клубом в размере 23,7 миллиарда долларов. В 2013 году наша страна расплатилась с Чехией (3,6 миллиарда долларов), Черногорией (18 миллионов) и Финляндией (30 миллионов).

Госколлектор

Страны, выдававшие кредиты России, проявили бесконечное терпение. Погашения некоторых долгов они ждали больше века, не признавая долги безнадежными и не пытаясь получить политическую выгоду вместо денег. Практика, достойная подражания. Понятно, что некоторые государства просто не в состоянии расплатиться. Но нужно выбирать надежных заемщиков, оценивать их возможности.

Новая редакция бюджета РФ на 2015 год предполагает дефицит в объеме 3,7 процента ВВП (2,68 триллиона рублей). Государство вынуждено урезать траты на 10 процентов. При этом правительство планирует взять более 3 триллионов рублей из Резервного фонда (свыше 70 процентов) на покрытие расходов. Разбрасываться деньгами в таких условиях — не самое мудрое решение. И раз уж мы помогли какой-то стране, а потом списали долг, необходимо следить за реализацией совместных проектов, за тем, получают ли отечественные компании положенные льготы. Иначе выданные кредиты просто вылетают в трубу.

Сейчас обсуждается необходимость новой специальности в российских университетах, а именно — специальности коллектора. Студентов собираются превращать в профессиональных сборщиков долгов. Судя по тому, что 140 миллиардов долларов ушли из экономики безвозвратно, государство бы провалило этот курс уже на вступительных экзаменах.

Россия не просто так прощает долги другим странам.

Россия не просто так прощает долги другим странам.

Несколько открытий о Родине, которые наш обозреватель Галина Сапожникова сделала во время интервью с человеком, отвечающим в правительстве за кредиты иностранным государствам.

Сергей Сторчак дал интервью нашему обозревателю Галине Сапожниковой.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Век сурка какой-то, а не жизнь: опять вот читаю в газетах – Россия дает в долг Венесуэле $10 млрд. А до этого 3 с лишним миллиарда реструктуризировала. И еще 20 млрд. списала Африке. За-чем?

Венесуэла, конечно, хорошая страна – теплая, веселая, но ясно, что денег она нам никогда не вернет. Разве что расплатится месторождениями в Карибском море, что, в общем, тоже неплохо. Ну а Африке платить совсем нечем.

За 17 последних лет Россия простила своим потенциальным союзникам $140 млрд. (см. графику), то есть списала задолженность практически по всем кредитам, которые предоставил СССР с середины 50-х по 1991 год. К чему этот альтруизм? Есть в России человек, который знает все про государственные долги, – это замминистра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак. К нему я и понесла свои вопросы.

Сергей Сторчак объясняет: $140 млрд. долгов других стран перед Россией – цифра лукавая, возникла из-за пересчета курсов разных валют.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Открытие первое:

Давать взаймы выгодно

Самый главный вопрос: почему у народа возникает ощущение, что бедная Россия все время кому-то что-то прощает? А потом мается – точно Елена Соловей в роли экзальтированной звезды немого кино в фильме «Раба любви»: «Господа, вы звери! Господа…»

Сергей Анатольевич, услышав это сравнение, долго смеялся. Потом посетовал на уровень финансового образования населения, подарил мне свою книжку в 763 страницы и терпеливо объяснил:

– Страна предоставляет кредит иностранному заемщику, чтобы стимулировать экспорт своей собственной продукции. Бывает два вида кредита. «Связанный» – когда средства используются для закупки продукции в той самой стране, которая и выдала кредит. И «финансовый» – который предоставляется, чтобы сбалансировать в государстве-заемщике национальный бюджет. Первый случай на практике означает: самих денег (ни рублей, ни долларов, ни иен) страна-заемщик никогда не увидит. Деньги получат предприятия России. Они заключили контракты в долларах, мы им заплатили рублями, товар поступил заемщику. Так появляется задолженность страны перед Россией.

– Но это не ответ на вопрос: зачем мы списали странам третьего мира $140 млрд. долга перед СССР? Как они бы пригодились в начале 90-х!

– Эта цифра во многом лукавая. Важно понимать, что за ней стоит. Прежде всего рабочие места и поддержка нашей промышленности, в том числе оборонной. Советский Союз заключал экспортные контракты в рублях или в переводных рублях (денежная единица СЭВ – Совета экономической взаимопомощи) плюс использовал несколько десятков «специальных» валют. Перевожу: внутри страны мы всегда тратили рубли, а свои требования к заемщикам отражали в валюте. А когда на этапе пересчета всей этой экзотики в доллары США стали использовать курс 67 копеек за 1 доллар, и выскочила такая большая сумма. Реальной экономики за ней не так много, если еще при таких подсчетах учесть, что мы финансировали советские предприятия по внутренним ценам, а поставки осуществляли по внешним.

Открытие второе:

Как все ваше стало нашим

– Ну хорошо: а зачем мы тогда сами долги отдаем? И царские, и советские отдали – хотя два раза за век государство полностью уничтожалось. А то нелогично получается: другим все простили, а сами все возвращаем до копеечки…

– Очень емкий тезис, который к реальности имеет достаточно отдаленное отношение, – опять посмеялся Сергей Анатольевич. – Хочу напомнить, что Российская Федерация стала страной – продолжателем бывшего СССР как по государственным обязательствам (то, что мы называем внешним долгом), так и по его финансовым активам и долгам зарубежных стран перед Советским Союзом, или в данном случае – перед РФ.

Что это нам дало как солидному государству, претендующему на активную позицию в международных делах? Мы таким образом продемонстрировали понимание ситуации: республики бывшего СССР не в состоянии обслуживать ту долю госдолга бывшего Советского Союза, которая на них приходилась. Даже те небольшие суммы ($3 – 4 – 5 млрд.) обязательств. И мы взяли все на себя, одновременно договорившись, что все активы бывшего Советского Союза переходят к России. Такое здравое отношение позволило нам решить многие вопросы государственного обустройства новой России, например, перерегистрировать на Российскую Федерацию заграничное имущество.

– Вы уверены, что нам это было выгодно?

– А вы представьте себе, что такое перерегистрировать, например, квартиру на вашего родственника, если не все горят желанием это осуществить! Я помню, как мы вынуждены были отдать часть помещений в представительстве при ООН коллегам из Украины. Они требовали реализовать их права как одного из последователей бывшего Советского Союза. А как только мы заключили соглашение о «нулевом» варианте с республиками бывшего СССР, все эти вопросы автоматически отпали.

Кому и сколько мы списали.

Открытие третье:

Нас не надули!

– И тем не менее часто мы ничего не получаем взамен после прощения долгов, хотя и договариваемся об этом. Например, Куба: мы простили ей $7 млрд. долларов в обмен на совместный медицинский проект. Ни-че-го! Вьетнаму подарили $4 млрд. – а они нас после этого попросили убраться с военной базы в Камрани.

– Страна, предоставляющая экспортные кредиты, преследует, конечно, не только коммерческие цели, но и геополитические. Предположить, что это не так, было бы очень странно и наивно. Другое дело, что это происходит в тени соглашения о кредитах. Я надеюсь, мне поверят, что в самих кредитных соглашениях никаких целей и задач, связанных с политикой, геополитикой или военно-политическими отношениями, никто не прописывает, поскольку договоренности эти осуществляются в иных местах и по-другому оформляются.

То, что мы вышли из Камрани, было связано с необходимостью оплаты аренды живыми деньгами. Вьетнам не согласился осуществить эти расчеты в рамках урегулирования своей задолженности, очень удачно использовав тот факт, что в тот момент у него имелась многосторонняя договоренность с Парижским клубом кредиторов. И это обстоятельство было мощным оружием в руках вьетнамских переговорщиков. Договорились мы только в начале нулевых – используя и элементы списания, и товарную схему погашения долга, и элементы платежей наличными. В результате очень сложных договоренностей получилась комбинированная схема урегулирования вьетнамского долга. Можно это оценивать по-разному. Я считаю, что в конечном итоге был найден компромисс, который дал возможность сделать в наших торгово-экономических отношениях достаточно серьезный прорыв. По схожему сценарию шли переговоры об урегулировании кубинского долга.

Читайте также:  Карта «Мир» Россельхозбанка: виды, условия и тарифы

За 17 последних лет Россия простила своим потенциальным союзникам $140 млрд. К чему этот альтруизм?

Открытие четвертое:

Оказывается, мы умеем считать

Для того чтобы любить Родину, необязательно лить слезы под березой. Главное – научиться Родину если не любить, то уважать.

Не могу сказать, что этого не было – но в сугубо гуманитарном представлении об устройстве финансовой системы России Родина выглядела немножко непутевой. Щедрой, всепрощающей, не умеющей считать и экономить, которую все так и норовят обсчитать. Ну как та обманутая дама, которая в конце знаменитого михалковского фильма машет революции кружевным зонтиком.

Вышла я после этого интервью с господином Сторчаком в задумчивости и решила посмотреть заодно на Красную площадь. И вдруг, глядя на карусели, медведей и пряники, отчетливо поняла, что к настоящей России этот лубок никакого отношения не имеет и изображать ее следует совсем не так, как в кино. Перевожу на человеческий: Россия умеет считать. Ридикюль с деньгами у нее вырвать не так просто, как кажется. Кружевной зонтик в руке у этой непростой дамы умеет стрелять. А в другой руке она держит вовсе не веер, а калькулятор.

КСТАТИ

10 стран, которым Россия списала больше всего долгов

1. Куба — $31,7 млрд

По мнению экспертов, этот долг мы бы назад все равно никогда не получили. А так подкинули «пряник» и укрепили позиции под боком у США.

2. Ирак — $21,5 млрд

Долг списывали дважды — $9,5 млрд (из $10,5) в 2004 и $12 млрд (из $12,9) в 2008. Во второй раз это был уже новый долг, по кредитам, набранным уже после прощения предыдущего долга в 2004 году.

3. Африканские страны — более $20 млрд

Списаны «оптом» в период после 2008 года в порядке «братской помощи».

4. Монголия — $11,1 млрд

Списаны в 2003 году. Оставшиеся $300 млн долга Монголия, правда, тут же вернула.

5. Афганистан — $11 млрд

Долги за поставки советской военной техники, списаны после 2006 года.

6. Северная Корея — $10 млрд

Один из самых последних «подарков», уже после 2012 года. Списали не все, $1 млрд долга за КНДР все же остался.

7. Сирия — $9,8 млрд

Списаны в 2005 году (из $13,4 млрд долга). Взамен был подписан ряд соглашений в сфере строительства, нефти и газа.

8. Вьетнам — $9,53 млрд

Первый из долгов, «прощенных» зарубежным странам уже в «путинское» время, — в 2000 г. Всего вьетнамский долг на тот момент составлял $11,03 млрд, остаток должен быть выплачен к 2022 году. Правда, не напрямую, а через вложения в совместные с Россией проекты на территории Вьетнама.

9. Эфиопия — около $6 млрд

В 2001 году списано $4,8 млрд из $6 млрд долга, через четыре года — еще $1,1 млрд, то есть почти все.

10. Алжир — $4,7 млрд

Списание произошло в 2006 — 2007 годах. Взамен страна обязалась закупить у нас промышленных изделий на эту или бОльшую сумму.

За последние годы — в 2012-2014, — кроме Северной Кореи и Кубы, был списан долг Киргизии на $599 млн (после этого страна засобиралась вступать в Таможенный союз) и вот теперь $865 млн Узбекистану.

Всего же с 2000 года Россия простила своим партнерам более $140 млрд.


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Михаил Делягин считает, что Российское государство под откровенно неубедительными предлогами или вовсе без них разбазаривает имеющиеся активы в виде долгов других странМихаил Делягин считает, что Российское государство под откровенно неубедительными предлогами или вовсе без них разбазаривает имеющиеся активы в виде долгов других стран

Прочел в “КП” интервью с замминистра финансов Сергеем Сторчаком о прощении внешних долгов. Совершенно с ним не согласен. Едва ли не самое яркое проявление антироссийской сути определяющих социально-экономическую политику России либералов — последовательное прощение внешних долгов. Даже безнадежный долг – мощный инструмент влияния, позволяющий если и не подчинить своим интересам ту или иную страну, то существенно корректировать ее политику в своих интересах, в том числе и извлекая из нее значительные доходы.

Поэтому развитые страны Запада, за редчайшим исключением, не прощают долги: они сознают откровенное безумие отказа от влияния. Даже при угрозе опасного для самих кредиторов банкротства должника (как в Аргентине во второй половине «нулевых» годов и в Греции в 2012) они идут лишь на реструктуризацию, не снимающую должника «с крючка», но укрепляющую его зависимость. Списание половины внешнего долга Польши в 1991 году было вознаграждением за «шоковую терапию» и условием передачи польской экономики под контроль крупных корпораций Запада.

Российское же государство под откровенно неубедительными предлогами или вовсе без них проводит строго противоположную политику — последовательного и интенсивного разбазаривания имеющихся активов в виде долгов других стран.

Сейчас уже прочно забыто, что в начале 90-х, когда Россия приняла на себя все обязательства и активы СССР, наш внешний долг составлял $96,6 млрд. И возник он в основном в результате коррупции горбачевских чиновников, в том числе из-за заведомо неадекватных условий взаиморасчета стран бывшего СЭВ. А внешний долг других стран перед нами – около $150 млрд. Причем среди должников были и весьма платежеспособные, успешно развивающиеся страны вроде Вьетнама.

Списание долгов Россией не сопровождалось практически никакими сколь-нибудь внятными и заметными встречными шагами заинтересованных стран. И в значительной степени носило характер подарков нашим геополитическим противникам, контролирующим управляющий нашей экономикой либеральный клан.

В 1992 году Россия простила Никарагуа $2,6 из $3,1 млрд ее госдолга: так США за наш счет поощрили пришедшее там на смену сандинистам правое правительство. А в 1996 году Россия списала Анголе, где тогда под руководством США шел (вскоре сорванный) мирный процесс, $3,5 из $5 млрд ее долга.

В 1997 году либералы загнали нашу страну, беспомощную в условиях «семибанкирщины», в Парижский клуб и взяли обязательство списать основную часть внешних долгов по поставкам оружия, а также внешних долгов «развивающихся» и «слаборазвитых» стран.

В результате в июне 1999 года еще не оправившаяся от дефолта Россия обязалась простить более $20 млрд долгов африканских стран (и сделала это в 2000-2003 и последующих годах).

В 2000 году было списано $9,5 из $11 млрд Вьетнама, — вероятно, чтобы найти предлог отказаться от стратегически значимой военно-морской базы в Камрани, аренда которой оплачивалась процентными платежами по прощенному долгу.

В 2004 был списан остаток долга Никарагуа – $344 млн (всего ее проамериканским в то время правительствам было прощено почти $6 млрд). В ноябре 2004 года Ираку, только что захваченному США в нарушение международного права, списали $9,8 из $10,5 млрд долларов. Более того, в обмен за заведомо пустые обещания началось его интенсивное кредитование – и к началу 2008 года долг Ирака перед Россией вырос до $12,9 млрд, из которых $12 млрд были списаны снова.

В 2006 году Россия простила вполне платежеспособному Алжиру $4,7 млрд (в обмен на обещания купить боевые самолеты, более чем от половины которых он со скандалом отказался), в 2007 – $11,1 млрд долга оккупированного США Афганистана (окончательно он был прощен в 2010 году, когда было списано еще $0,9 млрд.), в 2008 – $4,7 млрд богатейшей тогда Ливии (ее международные резервы, разграбленные затем в ходе западной интервенции, оценивались в $200 млрд).

В 2013 году Россия простила Киргизии $500 млн, а в 2017 — еще $240 млн. Той самой Киргизии, президент которой не скупился на оскорбительные высказывания в адрес российского бизнеса и даже отдельных наших лиц (вроде писателя Михаила Веллера) и ввел антироссийский государственный праздник, а парламент которой отказался от исполнения обязательств страны в рамках ЕАЭС?

Общая сумма долгов, прощенных Россией, превышает $151 млрд, — за отказ от этих астрономических сумм мы получали и оскорбления, и прямой отказ от сотрудничества в пользу наших геополитических противников.

На фоне этой патологической щедрости — абсолютная беспощадность к россиянам, которым государство не прощает валютную ипотеку и копеечные обычные долги, отрицая (отказом от гарантирования прожиточного минимума для всего населения) само наше право на жизнь.

Однако и невероятная щедрость к «чужим», и излишняя жестокость к «своим» легко объясняются либерализмом социально-экономической власти.

Обслуживание интересов глобальных спекулянтов – сущность современного политического либерализма — требует максимального ослабления влияния России в мире. И прощение долгов (уничтожение инструментов такого влияния) является одним из способов решения данной задачи.

А лишение десятков миллионов людей средств к достойному существованию не дает им задуматься о происходящем и осознать себя народом, — что облегчает грабеж России, являющийся главной стратегической задачей отечественных либералов (если, конечно, судить по их политике, а не по декламациям).

Разумеется, привластные либералы изощренно маскируют свои цели виртуозной казуистикой, — но она способна лишь на короткое время ввести в заблуждение небольшую часть общества, так как их чудовищные дела каждый день на протяжении всего 30-летия «рыночной свободы» разрушают жизнь большинства российских семей.

Зачем Россия простила Африке 20 миллиардов долларов долга

Президент России Владимир Путин недавно заявил о списании более 20 млрд долларов долгов странам африканского континента. И это – далеко не все долги иностранных государств, которые были списаны за последние десятилетия.

Какие и кому списывают долги

Начнем с того, что списываются долги, которые в свое время страны Африки и в меньшей степени Азии и Латинской Америки брали у Советского Союза. В годы холодной войны Москва щедро снабжала деньгами дружественные режимы по всему миру, как правило, требуя взамен лишь политическую лояльность.

Главными получателями советской финансовой и военной помощи были те государства третьего мира, которые изъявляли готовность следовать социалистическим курсом и предоставляли СССР свои территории для размещения военных баз, поддерживали Советский Союз в Организации Объединенных Наций, то есть были военно-политическими союзниками Москвы.

Однако Советский Союз распался, а вместе с ним рухнул и практически весь социалистический лагерь. Большая часть должников, естественно, никакие деньги возвращать не только не собиралась, но и не могла – не до того большинству африканских стран, которые сами находятся в плачевном экономическом положении. К тому же, у Москвы не было реальных рычагов воздействия на африканские страны для возвращения долгов, да и само наличие долговых обязательств позволяло иметь определенное влияние на политику стран третьего мира даже после того, как распался Советский Союз.

Долги Москва начала списывать еще в 1990-е годы, но абсолютное большинство списанных долгов приходится уже на годы президентства Владимира Путина и Дмитрия Медведева, то есть – на последние два десятилетия. Именно в это время Россия активизировалась на международной арене, вновь восстанавливая утраченные связи с азиатскими и африканскими странами. И с 2000 года, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, были списаны 140 млрд долларов долгов.

На первом месте по списанным долгам – Куба. Острову Свободы наша страна простила более 30 млрд долларов. В свое время Куба получала колоссальную помощь от СССР, поскольку в условиях организованной США экономической блокады остров просто не смог бы самостоятельно существовать. Благодаря советскому финансированию на Кубе была построена современная инфраструктура, вооружена кубинская армия.

В 1990-е годы много говорили о колоссальных долгах Кубы перед нашей страной, как и о том, что расплачиваться Гаване за долги нечем. В итоге Россия стала списывать долги, так как, с одной стороны, не было никакой надежды на их возвращение, а с другой стороны – Куба является одним из немногих дружественных России государств в Латинской Америке и это очень важно, в том числе и с военно-стратегической точки зрения.

На втором месте по сумме списанных долгов – Ирак. Эта страна, кстати, никогда не была именно социалистической, да и оценки режима Саддама Хусейна весьма спорные. Но Советский Союз исправно финансировал правительство арабской национал-социалистической партии БААС, вкладывая в экономику и вооруженные силы Ирака огромные суммы.

Багдад был должен Москве 21,5 млрд долларов. Потом распался СССР, а затем рухнул и режим Саддама Хусейна в Ираке. Ситуация в этой стране дестабилизировалась, в результате войны экономика была подорвана. Тем не менее, в отличие от Кубы, у Ирака есть нефть. Много нефти.

Третье место – более 20 млрд долларов – делят между собой различные страны африканского континента. Только в период с 2000 по 2013 гг. Россия списала долги Эфиопии – на 5,9млрд долларов, Алжиру – 4,7 млрд долларов, Ливии – 4,5 млрд долларов. И это лишь три африканских государства, поддерживавших тесные связи с Москвой в годы холодной войны.

В африканские страны поставлялись оружие, военная техника, оборудование. Советские специалисты и за советские деньги строили в африканских странах объекты инфраструктуры – от предприятий до больниц, от школ до военных частей. В СССР проходили обучение десятки тысяч африканских гражданских и военных специалистов. Правда, взамен СССР получал право использования портов и аэродромов в африканских странах.

К слову, и США не мало средств вкладывали в своих африканских, азиатских и особенно латиноамериканских союзников. Такова судьба великой державы. Как и Москва, Вашингтон точно также содержал десятки слаборазвитых государств по всему миру, рассчитывая, что они будут поддерживать его в противостоянии «коммунистической угрозе». Правда, в строительство гражданских объектов американцы если и вкладывались, то гораздо в меньшем объеме, чем СССР.

Кроме африканских стран, Россия списала долги Монголии – на 11,1 млрд долларов, Афганистану – на такую же сумму, Северной Корее – на 11 млрд долларов, Сирии – на 9,78 млрд долларов, Вьетнаму – на 9,53 млрд долларов, Лаосу – на 960 млн долларов, Кыргызстану – на 500 млн долларов, Никарагуа – на 344 млн долларов.

Читайте также:  Корпоративная пенсия в «Газпроме»: размер, условия получения

Список довольно впечатляющий, тем более, что если с Никарагуа или Лаосом все ясно, то Вьетнам обладает одной из наиболее процветающих и динамично развивающихся экономик в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Алжир и Ливия, как и Ирак – нефтеносные государства, обладающие огромными запасами «черного золота».

Но Ливия, как и Ирак, находится после войны в удручающем состоянии – ее экономика практически разрушена, а политическая система страны децентрализована и хаотизирована. Даже непонятно, с какого именно ливийского «правительства» нужно было бы требовать возврата долгов, учитывая, что в стране несколько политических сил, претендующих на роль официальной власти.

Невозвратный долг

Недавно в роли «адвоката» политики списания долгов выступил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Он подчеркнул, что на 90% списанные долги были невозвратными. А также выразил сомнение в том, что современной России, ее экономике, сильно помогли бы возвращенные деньги.

— заявил Лавров, выступая на молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».

По словам министра иностранных дел, долги были набраны странами третьего мира в той ситуации, когда СССР не был частью мировой валютно-финансовой системы. И это обстоятельство, по мнению Лаврова, значительно усложняет калькуляцию долгов. Ведь официально курс доллара составлял 63 копейки. Сейчас же речь идет о совершенно других суммах.

Как отметил Лавров, юридически очень сложно доказать, по какому курсу предоставлялись долги Советского Союза африканским странам. Поэтому и вернуть их не представляется возможным, особенно если учитывать, что общая сумма разделяется на долги конкретных государств, а каждое государство бы начало отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Кстати, если сопоставить сумму в 20 млрд долларов с российским ВВП, то она не выглядит столь значительной. Так, существующие долги перед Россией оцениваются примерно в 40 млрд долларов, но эта цифра – лишь 1/40 ВВП России. Такие деньги наша страна зарабатывает чуть более, чем за неделю. И если в ее интересах, политических и экономических, такую сумму долгов, набранных не сегодня, а полвека назад, простить, то почему нельзя это сделать?

Плюсы от списанных долгов

Политика прощения долгов объясняется, в первую очередь, внешнеполитическими интересами России. В обмен на прощенные долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники. И Россия не хочет осложнять отношения с выгодными партнерами.

Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств.

Отдельный вопрос – военно-политическое сотрудничество: не исключено, что в обозримом будущем в Африке могут появиться российские военные объекты, например – пункты материально-технического обеспечения ВМФ России. В изменившейся мировой политической ситуации возможность военного присутствия в Африке также представляет для нашей страны очень большой интерес. И за эту возможность, как считают в Кремле, можно и заплатить.

Сейчас Африка – один из перспективнейших регионов планеты для вложения денежных средств. Поэтому и важны для России хорошие отношения с африканскими странами, а президент уделяет столько внимания встречам с африканскими лидерами. Ведь не зря в Африке столь плотно работают не только бывшие европейские метрополии, но и китайские, японские, индийские, южнокорейские компании. И нашей стране, если она хочет развиваться, обеспечивать загруженность собственных производственных мощностей, рабочие места для своих граждан, не говоря уже о политическом влиянии, нельзя упускать момент.

Например, выгода от участия РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощенного всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте.

Критики списания долгов африканским странам плохо представляют себе, каким образом Россия могла бы получить эти долги назад. Пойти на Эфиопию войной? Арестовать мебель в посольстве Лаоса? Не зря Лавров прямо отметил, что большинство долгов были безвозвратными и, что самое главное, это долги Советского Союза, который распался тридцать лет назад. Сейчас России нужно жить текущим моментом, зарабатывать деньги и набирать политический вес сегодня, а не позавчера.

За все нужно платить, в том числе и за статус и возможности великой державы. И США, и Китай, и европейские страны – все они вкладывают средства, инвестируют в развитие промышленности в странах третьего мира. Что касается Соединенных Штатов, так они прямо содержат многих своих союзников, финансируют их вооруженные силы – и не только в Центральной Америке или Африке, но и на Ближнем Востоке (те же сирийские курды до недавнего времени), в Восточной Европе (Украина, Прибалтика, Польша, Косово), в Центральной Азии (Афганистан).

Кстати, у США или Китая, как и у России, есть свои собственные нерешенные проблемы социально-экономического характера. Но это не означает, что нужно поставить крест на внешней политике и инвестициях, на утверждение своего влияния в других странах мира.

Нежелание инвестировать во внешнюю политику, пусть и путем списания долгов, в перспективе могло бы привести куда к более тяжелым для российской экономики последствиям, чем потеря этих гипотетических двадцати миллиардов.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Кому и почему прощает долги Россия

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Президент России Владимир Путин на встрече с президентом Гвинеи Альфой Конде напомнил, что Россия списала более чем 20 млрд долларов долга странам Африки в рамках программы помощи беднейшим странам мира. Кому и зачем прощает долги Россия, разбиралась Русская служба Би-би-си.

    “В рамках инициативы по оказанию помощи беднейшим странам с большой задолженностью списали африканским странам долг на сумму более 20 млрд долларов”, – заявил Путин.

    Он также напомнил, что Россия в 2016 году выделила странам Африки 5 млн долларов на продовольственные нужды.

    О списании Россией долгов африканских стран на сумму свыше 20 млрд долларов говорил ещё в 2012 году директор департамента международных организаций МИД РФ Владимир Сергеев на заседании ООН.

    До 2008 года Россия списала африканские долги еще на 16 млрд долларов.

    Присутствие России в Гвинее

    В Гвинее сосредоточено две трети мировых запасов бокситов. Этими месторождениями интересовался еще Советский Союз – в 1970-х при его содействии там был построен бокситодобывающий комплекс “Офис бокситов Киндии”.

    Сейчас в Гвинее работает российский металлургический холдинг “Русал”. Ему принадлежит право на разработку находящегося в стране крупнейшего месторождения бокситов с доказанными запасами в 564 млн тонн.

    Производственный комплекс Friguia недалеко от гвинейского города Фрия перешел под контроль “Русала” в 2002 году и был полностью приватизирован в 2006 году, указано на сайте компании.

    Несколько лет назад в Гвинее сменилась власть, и в 2009 году новое правительство оспорило сделку по приобретению “Русалом” прав на месторождение, после чего завод прекратил свою работу. В 2012-м сторонам удалось договориться и завод запустился вновь.

    Русская служба Би-би-си вспоминает, каким странам Россия прощала долги в постсоветский период, и пытается понять, зачем это делалось.

    Долг в обмен на преференции

    Большая часть списанных Россией в постсоветское время долгов – это долги Советскому Союзу, пояснил Русской службе Би-би-си ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. В 1980-х годах Москва вооружала союзников и клиентов по всему миру в среднем на 25 млрд долларов в год.

    “Это почти целиком советские долги, которые Советский Союз раздавал по политическим причинам без какого-либо анализа способности их выплатить. И в общем-то, Африкой это не ограничивается. У Монголии был долг, превышающий 10 млрд долларов, который практически весь был списан”, – говорит эксперт.

    Долги списываются и по чисто политическим причинам, отмечает Кашин, но это актуально скорее для стран бывшего СССР.

    “Со странами СНГ все иначе – Белорусии списывали долги еще при Ельцине, в 1996-м, исходя из каких-то политических соображений, то же самое со странами Центральной Азии. Там все действует по другим принципам. Когда российское руководство решает, что политические факторы перевешивают, оно эти долги списывает. Это уже такие постсоветские истории, они не имеют отношения к тому, что происходит с Африкой”, – объясняет Кашин.

    В случае с Африкой, говорит он, используется стандартный внешнеполитический инструмент – списание долгов в обмен на доступ компаний на рынок или к месторождениям страны-должника.

    “Насколько я понимаю, [в случае со странами Африки] вы списываете что-то, что все равно ничего не стоит – обратно вы этих долгов не получите. И вы взамен получаете что-то, то есть там есть примеры таких стран, как Алжир, например. Ему списывались крупные долги, но он же превратился в 2000-е годы в одного из ведущих покупателей российского оружия в мире.

    По данным российского Центра анализа стратегии и технологий, сейчас Алжир занимает третье место среди закупщиков российского оружия, уступая Индии и Китаю.

    “Сирии списывались долги, но это было еще до войны, когда Сирия выглядела платежеспособной. В ответ она что-то закупала и заключала какие-то контракты. Вы обмениваете что-то абстрактное на реальные какие-то выгоды, пусть не такие большие, как цифры этих долгов”, – резюмирует Кашин.

    Государства, которым Россия списала долги в 2000-2013 годах

    Куба – около 29 млрд долларов

    Ирак – 12 млрд долларов

    Монголия – 11,1 млрд долларов

    Афганистан – 11,1 млрд долларов

    Северная Корея – 11 млрд долларов

    Сирия – 9,78 млрд долларов

    Вьетнам – 9,53 млрд долларов

    Эфиопия – 5,9 млрд долларов

    Алжир – 4,7 млрд долларов

    Ливия – 4,5 млрд долларов

    Лаос – 960 млн долларов

    Киргизия – 500 млн долларов

    Никарагуа – 344 млн долларов

    Также в рамках Кельнского соглашения между членами Парижского клуба кредиторов в 2000-2003 годах Россия списала 60-90% долгов африканских стран Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. По информации из различных открытых источников, сумма списания может составлять 15-20 млрд долларов.

    “Москва заинтересована в долгосрочной игре с должниками”. Кому Россия дает деньги и почему прощает долги

    Россия даст Беларуси $600 млн в качестве кредита для погашения старого долга, сообщил российский министр финансов Антон Силуанов. Он добавил, что до конца апреля Беларусь также получит еще $200 млн от Евразийского фонда стабилизации и развития. Правда, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков позже заявил, что решение о выделении кредита еще не принято: вопрос находится в проработке.

    По состоянию на май 2018 года задолженность Беларуси по кредитам России составляла более $7 млрд.

    “Москва заинтересована в управляемом партнере”

    Почему Россия даже в сложных для себя экономических условиях активно списывает долги и предоставляет кредиты странам-партнерам, в эфире “Вечера с Игорем Севрюгиным” рассказал политолог Дмитрий Болкунец.

    “Москва заинтересована в управляемом партнере”. Почему Кремль раздает деньги в долг

    No media source currently available

    – Я уверен, что Москва заинтересована в том, чтобы появился партнер – управляемый и понятный по многим позициям, в том числе по вопросам внешней политики. При этом Москва совершенно не претендует на суверенитет Беларуси, как это часто подается в том числе в западной печати. И Москва хотела бы более понятных отношений в экономике, во внешней политике.

    – Сейчас возможен кредит на $600 млн Беларуси. Еще буквально неделю назад Россия списала долг и отдала безвозмездно Кыргызстану $30 млн. На ваш взгляд, почему так происходит? Почему Россия списывает долги тем странам, которые когда-то входили в СССР?

    – Мне кажется, что Россия списывает долги не только тем странам, которые входили в Советский Союз, а и ряду других стран, с которыми еще Советский Союз взаимодействовал.

    Кстати, я думаю, что белорусские власти, когда берут сегодня довольно приличное заимствование на российском рынке, рассчитывают, что в будущем Москва также спишет эти кредиты под каким-то предлогом.

    В данном случае Москва, видимо, заинтересована в долгосрочной игре с этими странами, она понимает, что по ряду причин они не смогут эти долги погасить.

    А вторая причина – наверное, Москва видит более глубокие политические последствия сотрудничества. И, возможно, есть какие-то подковерные варианты, почему происходит списание тех или иных долгов.

    “Это не добавляет в отношения ничего, что побудило бы Минск раздавать суверенитет”

    Как в Беларуси оценивают возможное предоставление долга – как попытку надавить на страну и приблизить процесс интеграции Беларуси с Россией или что-то другое, в эфире “Вечера” рассказал политический обозреватель белорусского портала TUT.BY Артем Шрайбман.

    Политолог Шрайбман о том, что стоит за разговорами о возможном объединении Беларуси с Россией

    No media source currently available

    — Результаты опроса вас удивили и вообще удивили ли Минск, есть ли какая-то реакция?

    — Никакой реакции – официальной тем более и в принципе широкого населения – [на результаты опросов] не было. Нет, они не очень удивили, потому что есть какая-то доля граждан России, которые ностальгируют по СССР, которые хотели бы возвращения России в прежние границы хотя бы настолько, насколько это возможно.

    Но в целом большинство россиян комфортно себя чувствуют в сегодняшних границах. И многие опросы показывают, не только этот, что за последние годы у россиян есть определенная усталость от агрессивной внешней политики России. Поэтому присоединять другие территории, учитывая, что это почти наверняка обернется новыми расходами, массово россияне не хотят после Крыма, Донбасса и Сирии. Поэтому результаты [опроса] вполне себе предсказуемы.

    — Мы говорим о настроении россиян, такие опросы в России проводятся периодически, в частности об отношениях Москвы и Минска. Сейчас вопрос на повестке – тема объединения. Как в Беларуси это воспринимают?

    Читайте также:  Карманные воры в Испании: реальная история

    — Я думаю, что здесь все немножко не так, как в России. В Беларуси есть консенсус по национальному вопросу – независимость. И лишь очень-очень небольшое меньшинство белорусских граждан – по разным опросам, в зависимости от формулировки это, можно сказать, от 3 до 15% – хотят более тесной интеграцией с Россией. То есть там 2-3% хотят вступить в ее состав, до 15% хотят более тесной интеграции, чем сегодня, а все остальные люди хотят либо сегодняшнего уровня интеграции, либо еще меньшего уровня интеграции.

    Как белорусская правящая элита, так и оппозиция, так и белорусское общество в целом привыкли к независимости и не готовы [ею] жертвовать или отдавать [ее]. Поэтому эти разговоры в России воспринимаются людьми с разной степенью опасений в зависимости от того, как люди относятся к России. Кто-то считает это такими несерьезными спекуляциями, кто-то относится к этому чуть ли не как к угрозе белорусской независимости или готовности России к каким-то крымским сценариям. Спектр мнений тут широкий, но позитивного отношения очень-очень мало к таким вещам.

    — Что касается предоставления кредита, это попытка надавить или как-то приблизить интеграционный процесс?

    — Нет, это довольно обычный процесс в белорусско-российских отношениях. Москва часто рефинансирует свои же кредиты. Я не могу сказать, что это обязательно субсидия. Беларусь обычно выплачивает кредиты России, некоторые просто из них приходится платить чуть дольше. И Россия на этом зарабатывает, потому что кредит – это, по сути, инвестиция, Россия получает деньги обратно с процентами, с неплохими процентами, выше, чем некоторые кредитные организации.

    И поэтому для России это не большая финансовая проблема, Россия понимает, что таким образом она будет иметь более продолжительный рычаг давления на Минск. И поэтому можно назвать это способом некой привязки, но не способом форсирования интеграции. Потому что это не добавляет в отношения ничего нового, что побудило бы Минск раздавать суверенитет.

    МИД Беларуси сравнил российского посла с начинающим бухгалтером. Как это связано с проблемой суверенитета

    — В 1990-е годы долг был списан в обмен на аренду территорий под российские военные объекты. Срок этого договора, если не ошибаюсь, истекает уже в 2020 году. Продление этого договора уже как-то обсуждается, и может ли так получиться, что сейчас Россия снова спишет долг, чтобы сохранить свои объекты?

    — Нет, не думаю, что списание долга здесь возможно, потому что эти вопросы давно разведены. В 1990-е годы это было связано, по-моему, с долгом на газ тогдашним еще, [договором] между президентами Лукашенко и Ельциным. Сейчас долги вполне себе межгосударственные, абсолютно обычный финансовый инструмент.

    Российские военные объекты – уже обсуждается вопрос продления их базирования, и белорусская власть пока заявляет, что готова это делать, и они будут размещаться так же, как и сейчас – на бесплатной основе. То есть просто находиться на белорусской территории. Это не постоянное такое массовое военное присутствие, там нет большого военного персонала как, например, на базе в Крыму. Поэтому для белорусской власти это не большая проблема, не большая заноза, скажем так.

    Но новое военное присутствие России – здесь есть проблемы. Если бы Россия, как она несколько лет назад захотела поставить базу, ей отказали, если будут попытки расширить военное присутствие, то тут Минск будет сопротивляться. А вот по этим военным объектам, я думаю, никаких препятствий и проблем быть не должно.

    Кому Кремль раздает деньги в долг

    В последние три года Россия потратила на официальную помощь другим странам около миллиарда долларов, десятки миллионов раздает в виде инвестиций и кредитов.

    Кто получает и на что тратит российские кредиты

    No media source currently available

    В конце марта российское правительство одобрило выделение безвозмездной помощи Кыргызстану. $30 млн должны будут пойти на поддержку государственного бюджета республики. Чуть больше года назад Россия окончательно списала Кыргызстану все долги: протокол об урегулировании задолженности в $240 млн долларов в начале февраля 2018 года ратифицировал Владимир Путин. Изначально предполагалось, что списывать госдолг будут поэтапно, вплоть до 2025 года. Но затем единоразово решили простить союзной республике два годовых бюджета Твери.

    Впрочем, это не самая крупная сумма, списанная Россией. В 2014 году она отказалась от претензий на 90% долга Кубы, почти $32 млрд. Осталось еще $3,5 млрд, которые должны быть выплачены в течение 10 лет. Однако Россия продолжает списывать по 10% уже оставшегося долга каждый год. И даже на этом помощь острову не заканчивается: прошлым летом Управделами президента России выдало $9,5 млн на реставрацию купола Национального Капитолия в Гаване.

    $5 млрд – это инвестиции в нефтяную отрасль Венесуэлы, о которых в декабре 2018 года в Ново-Огарево договорились Владимир Путин и Николас Мадуро. Всего, по данным агентства Reuters, с 2006 года Россия выделила Венесуэле кредитов и инвестиций примерно на $17 млрд. И продолжает помогать – поставками нефти, газа, оружия и лекарств.

    В октябре 2018 года в списке должников России в лидеры неожиданно вырвался Египет. На дискуссионном клубе “Валдай” в Сочи Владимир Путин объявил, что $25 млрд получает в кредит Каир – на атомную электростанцию. Министр финансов Антон Силуанов сказал тогда, что деньги можно выделить из “Фонда национального благосостояния” – того самого, который гарантирует “устойчивый механизм пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации”.

    На этом фоне изначально безвозмездная помощь России кажется каплей в море. С 2014 года объем содействия международному развитию, по данным Всемирного банка, вырос больше чем в 10 раз и составляет сейчас больше миллиарда долларов в год. 40% этой суммы в 2014 году предназначалось странам Европы и Центральной Азии. Кроме того, Россия финансирует более 20 трастовых фондов Всемирного банка: здесь и реконструкция инфраструктуры Афганистана, и выкуп коммерческого долга Никарагуа, и восстановление стран, пострадавших от вируса Эбола.

    $9 млн запланировано у Москвы в этом году на помощь странам Африки: по миллиону Буркина-Фасо и Чаду, полтора – Гвинее и Уганде, и два – Демократической республике Конго и Сомали. Эти деньги Россия не планирует возвращать.

    $57 млн получила в 2017 году от России КНДР. Для сравнения, это весь бюджет Московского государственного университета за три года.

    $16 млн в том же 2017 году ушли в Таджикистан. Такую же сумму Минобрнауки тогда выделил на повышение зарплат преподавателей в российских вузах, правда, этих денег хватило меньше чем на половину существующих государственных учебных заведений.

    Всего в 2017 году Россия безвозмездно помогла напрямую 43 странам, не считая трастов Всемирного банка.

    “Россия надеется сохранить рынки сбыта и влияние в этих странах”

    Почему Москва так активно раздает и прощает долги своим союзникам, когда внутри страны много финансовых проблем, в эфире “Вечера” рассказала руководитель отдела экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Мигранян.

    Кому Россия простила долги: почему так происходит

    Среди стран «большой восьмерки» Россия является лидером по количеству списанных долгов. Если брать во внимание только крупные кредиты, то за последние два десятилетия наша страна простила своим должникам почти 140 миллиардов долларов.

    Подавляющее большинство долгов перед Россией это невыплаченные кредиты, предоставленные в свое время СССР развивающимся странам. Такие кредиты выдавались в основном по политическим соображениям и руководство СССР не предусматривало их полного погашения.

    1. Куба ($31,7 млрд.)

    Куба является самым большим должником СССР. Летом 2014 года Российское правительство пошло на беспрецедентный шаг и списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов. Правительство Кубы пообещало отчасти компенсировать эти потери совместными проектами в области энергетики, транспорта и здравоохранения. Политологи утверждают, что это были безнадежные долги и процесс их списания оказался неизбежным.

    Оставшиеся от долга 3,5 млрд. долларов кубинские власти должны будут погашать равными полугодовыми платежами в течение последующих десяти лет. Однако, как отметил президент России Владимир Путин кубинскому информационному агентству Prensa Latina, эти «3,5 миллиарда долларов будут израсходованы на самой Кубе на значимые инвестиционные проекты».

    2. Ирак ($21,5 млрд.)

    Долги Ираку Россия списывала дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание это уже новый долг по кредитам, набранным после прощения предыдущего долга в 2004 году. Владимир Путин выразил надежду, что в ответ новое руководство страны, пришедшее на смену правительству Саддама Хусейна учтет интересы российских компаний в Ираке.

    3. Африканские страны (более $20 млрд.)

    В июне 1999 года в рамках Парижского клуба кредиторов Россия подписала Кельнское соглашение в соответствии с которым амнистировала от 60 до 90% долгов целому ряду стран, среди которых большинство африканских – Экваториальная Гвинея, Мозамбик, Танзания, Бенин, Сьерра-Леоне, Мали, Гвинея-Бисау, Чад, Буркина-Фасо и другие.

    В частности, Эфиопии списано почти $6 млрд. – $4,8 млрд. в 2001 году и $1,1 млрд. в 2005; Алжиру простили $4,7 млрд., взамен чего страна обязалась закупить в России на эту или большую сумму промышленные товары.

    Ранее, в 1996 году Россия списала $3,5 млрд. из $9 млрд. долга Анголе. По условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращен России до 2016 года в виде векселей.

    В 2008 году Россия списала $4,6 млрд. Ливии. В обмен на прощенный долг ливийские власти подписали с РЖД договор о строительстве железной дороги стоимостью в 2,5 млрд. долларов. Кроме этого, «Газпром» совместно с государственной нефтяной компанией Ливии создал нефтегазовое предприятие. Впрочем, с падением режима Муаммара Каддафи претворить эти соглашения в жизнь будет проблематично.

    4. Монголия ($11,1 млрд.)

    В 2003 году РФ списала 98% долга Монголии бывшему СССР, составлявшего $11,1 млрд. Россия пошла навстречу своему южному соседу во многом из-за того, что сумма долга более чем в два раза превышала на тот момент ВВП страны и Монголия была просто не в состоянии его выплатить. В 2010 году была списана еще одна часть долга в размере 180 млн. долларов – эта сумма была предоставлена уже в постсоветское время в виде кредита на оплату участия Монголии в совместном предприятии «Монголросцветмет».

    5. Афганистан ($11 млрд.)

    Основная часть задолженности Афганистана связана с поставками советского вооружения, кроме этого Советский Союз по кредитной линии строил в Афганистане экономические объекты и оказывал гуманитарную помощь. Взамен списанных в 2006 году долгов предполагалось, что Кабул будет поддерживать экономические отношения с российскими компаниями. Однако с тех пор в отношениях между двумя странами в сфере бизнеса каких-либо положительных сдвигов не наблюдается, хотя РФ по-прежнему продолжает поставлять в Афганистан военную технику.

    6. Северная Корея ($10 млрд.)

    В сентябре 2012 года Россия списала КНДР долг в размере $10 млрд. по кредитам, которые СССР начал выдавать еще в 1950-х годах. Это 90% от суммы, которую задолжала КНДР. Около $1 млрд. будет использовано по схеме «долг в обмен на помощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при организации совместных проектов.

    С точки зрения экономистов, списав кредит наша страна получила доступ к минеральным ресурсам страны чучхе, а также возможность принять участие в реконструкции железнодорожной сети КНДР. Списание долга выгодно также с точки зрения прокладки газопровода в Южную Корею через Северную.

    По данным южнокорейской газовой компании Kogas прокладка 700-километрового участка трубопровода через КНДР обойдется в примерно 2,5 млрд. долларов. Однако, по мнению специалистов, никто не рискнет предсказать успешность реализации данного проекта в виду непредсказуемости политического и экономического курса Ким Чен Ына.

    7. Сирия ($9,8 млрд.)

    Часть сирийского долга – $9,8 млрд. из $13,4 млрд. была списана в 2005 году. В счет погашения оставшейся суммы между Москвой и Дамаском был подписан ряд соглашений в сфере строительства, нефти и газа. Сирия также обязалась закупать российское вооружение и провести модернизацию поставленной в советские времена бронетехники.

    8. Вьетнам ($9,53 млрд.)

    Вьетнам был одной из первых стран, кому Россия простила долги. В 2000 году Москва списала $9,53 млрд. из общей задолженности в $11,03 млрд. Остаток по взаимной договоренности должен быть выплачен к 2022 году, однако не напрямую, а через совместные с Россией проекты на территории Вьетнама.

    9. Никарагуа ($5,95 млрд.)

    В июле 2004 года с Никарагуа был списан долг в размере $344 млн. – это остаток задолженности латиноамериканской страны перед Россией. До этого в 1992 году были прощены $2,55 млрд. из $3,11 млрд., а в 1996 году – чуть больше $3 млрд. из $3,4 млрд. Общий объем амнистированных средств составил $5,95 млрд.

    10. Узбекистан ($865 млн.)

    Внешний долг Узбекистана перед РФ возник после распада Советского Союза и был связан с оплатой в рассрочку российской техники и других товаров. В конце 2014 года в результате соглашения министров финансов двух стран Россия спишет Узбекистану долг в размере $865 млн., и стране останется погасить лишь $25 млн.

    11. Киргизия ($500 млн.)

    В апреле 2013 года Россия простила Киргизии долги на сумму примерно в 500 млн. долларов. $188,9 млн. списались сразу, а оставшиеся примерно $300 млн. будут списываться равными долями в течение десяти лет.

    12. Мадагаскар ($89 млн.)

    По состоянию на 31 октября 2006 года Мадагаскар имел сумму непогашенного дога в размере почти $89 млн. В апреле 2015 года глава российского правительства Дмитрий Медведев дал распоряжение Министерству иностранных дел, Минэкономразвития и Внешэкономбанку провести переговоры с правительством Мадагаскара о прощении стране всей суммы долга.

    Исходя из данных Парижского клуба кредиторов есть еще ряд стран, которые должны погасить перед Россией почти 50 кредитов, среди них – Гвинея, Бурунди, Конго, Центральная Африканская Республика, Босния и Герцеговина, Молдавия. Впрочем, специалисты уверены, что списания долгов этим странам лишь вопрос времени

    Ссылка на основную публикацию