Создание технопарка в Ленинградской области: перспективы и возможности

Технополис в Кудрово

НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» в партнерстве с компанией Rocket Group в январе 2019 года запустили открытый визионерский конкурс Envision It! , результатом которого станет концепция технополиса — технологического города будущего в сфере высоких технологий.

Новый «нейрон»

Инициаторы проекта хотят внести свой вклад в ускорение технологического прогресса в России. Они считают, что России нужно, как в Китае, который производит сейчас около 30% всех мировых инноваций, покрыть страну сетью инновационных центров. «Такая сеть должна начинаться с локальных центров, точек роста в регионах, которые потом объединятся в единую общенациональную сеть, которая обеспечит оперативный, мгновенный, обмен информацией по принципу нейронных сетей головного мозга, — поясняет замысел инициатор проекта генеральный директор Rocket Group Борис Латкин. — Мы сейчас пытаемся создать формат нового «нейрона», который станет основой этой будущей глобальной сети — огромного «мозга», который накроет всю страну. В наших ближайших планах — создание и других «нейронов».

Лучшим форматом для таких центров, как показывает мировая практика, является технополис — особым образом организованный наукоград. Технополис базируется на многофункциональной, кластерной модели, когда на одной территории концентрируются организации разных профилей — образовательные, научные, конструкторские, производственные. Разработанные в технополисе инновации имеют гораздо лучшие перспективы масштабирования и коммерциализации, по сравнению с обычными технопарками, индустриальными парками, бизнес-инкубаторами и т.п., поскольку формат технополиса предусматривает не только научную, но и достаточно глубокую инженерную проработку инновации (создание прототипа, пилотного образца, его испытания и т.п.), а также первый этап серийного промышленного производства — выпуск пилотной, мелкой, серии.

Этот формат уже начал развиваться и в России. Примеры «Иннополиса» и «Химграда» в Казани, Инновационного центра «Сколково», по сути являющегося технополисом, показывают эффективность такого формата и в российских условиях. Технополисы являются инструментами ускоренного развития инновационного процесса, обозначенного основополагающими документами правительства РФ как приоритетное направление социально-экономического развития.

«Мы хотим создать технополис нового поколения — более эффективный, чем его предшественники, избавленный от их недостатков», — говорит Борис Латкин. В частности, инициаторы хотят значительно усилить производственную часть технополиса, которая позволила бы инноваторам создавать прототипы своих изделий и доводить их конструкции путем полноценных испытаний — как виртуальных (с помощью «цифровых двойников»), так и натурных. В существующих технополисах этому аспекту, по мнению Бориса Латкина, уделяется недостаточное внимание. «Мы попытаемся также обеспечить достаточную гибкость механизма технополиса, чтобы он мог быстро перестраиваться в соответствии с изменениями мировых технологических трендов. Это будет способствовать формированию и развитию принципиально новых для России отраслей экономики, прямо связанных с глобальной технологической повесткой ближайших 25 лет: отрасли life sciences, новых материалов и др.», — добавляет он.

Отработать идею

В то же время непосредственная конструкция технополиса зависит от конкретных условий, правильно учесть которые настолько сложно, что стандартных рецептов не существует. «Конструкция должна определить, чем должен быть наполнен технополис, как должны взаимодействовать его элементы, чтобы научная мысль наиболее эффективно материализовывалась в инновацию, в конкретный физический продукт. Пока оптимальной конструкции нет и чтобы ее найти, мы и проводим открытый визионерский конкурс. Мы сейчас находимся в самом начале долгого пути и, честно говоря, еще до конца не сознаем, во что ввязываемся. Поэтому мы хотим развернуть широкую общественную дискуссию, чтобы понять, насколько жизнеспособна сама идея», — говорит Борис Латкин.

Инициаторы проекта хотят рассмотреть самые разные варианты концепции технополиса, которые предложат конкурсанты, и отобрать три лучших на взгляд экспертов. После этого концепции будут дорабатываться усилиями экспертов из разных областей науки — социологии, экономики, финансов, градостроительной сферы. «На данном этапе мы сможем определить каким образом и в какие сроки можно реализовать полученные идеи, — говорит Борис Латкин. — Будет подготовлена финансово-экономическая модель проекта и составлен бизнес-план с его параметрами — сроками, объемом финансирования, участниками».

Центр инноваций петербургской агломерации

В качестве начальных условий для конкурсантов задаются лишь основные параметры. Говоря о «нейронной сети», инициаторы проекта хотят начать с прототипа технополиса, который должен стать центром развития инноваций Северо-Западного региона России. В случае успешности эксперимента, инициаторы готовы реализовать такие проекты и в других регионах России. По их мнению, он должен располагаться на территории петербургской агломерации — города Санкт-Петербург и прилегающих территорий Ленинградской области, жизнь которых тесно связана с городом. В агломерации есть необходимый научный и технологический потенциал, формируется инженерная и дорожная инфраструктура и много другого, что необходимо для функционирования технополиса.

На территории Петербурга уже не осталось свободных площадок необходимого для такого размера технополиса, но они есть в Ленобласти — на приграничных территориях с Петербургом. Поэтому Экспертный совет Конкурса выбрал наиболее перспективный участок (с точки зрения развития региона и появления инновационной инфраструктуры) в границах Заневского городского поселения Всеволожского района Ленинградской области. Он расположен в непосредственной близости от поселка Кудрово и имеет площадь примерно в 600 Га.

Создание технополиса в Ленинградской области соответствует социально-экономической стратегии региона. Как рассказал на конференции «Особенности региональной цифровизации» глава 47 региона Александр Дрозденко, Ленобласть станет пилотным регионом по внедрению ряда инновационных проектов цифровой экономики. «На федеральном уровне разработан нацпроект, посвященный переходу на новые технологии. Являясь главой рабочей группы Госсовета по этому вопросу, я сегодня завершаю формирование архитектуры этого проекта. В случае его утверждения на ближайшем заседании Государственного совета, многие инициативы будут опробованы именно в Ленобласти, — сказал Александр Дрозденко. — Создание благоприятных условий для появления и развития инновационных стартапов позволит Ленинградской области уже к 2024 году создать новый мощный локомотив экономики».

Поскольку концепция проекта должна быть выполнена в цифровой логике, его инициаторы делают основную ставку на поколение «digital natives» — молодых людей, чье мировоззрение принципиально отличается от «аналогового». «Мы хотим привлечь поколение digital natives – тех, кто рожден и вырос в цифровую эпоху. Во-первых, они станут главным кадровым резервом для формирования и управления технополисами будущего. Во-вторых, у digital natives есть важное преимущество — им легче ориентироваться в быстро меняющемся цифровом мире и предугадывать закономерности его развития, — объясняет Борис Латкин. — Их мышление и полет фантазии не скованы существующими стереотипами, они способны предлагать смелые решения, которые могут стать прорывными и обеспечить вектор долгосрочного развития отрасли и страны. Именно digital natives станут новыми визионерами, которые смогут заглянуть в будущее, синтезировать смыслы, формировать тренды и доносить их до широких масс»

Несырьевой стимул

Проект нацелен на решение главной общенациональной задачи — войти в топ мировых технологических лидеров. О необходимости технологического прорыва президент России Владимир Путин говорил, в частности, в послании Федеральному собранию, отмечая нарастающую скорость технологических изменений. «Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она, эта волна, просто захлестнет, утопит», — обрисовал ситуацию глава государства.

«Наша инициатива — это часть общих усилий по выведению России в технологические лидеры, — подчеркивает Борис Латкин. В этом смысле особое внимание уделяется переходу России на несырьевую структуру экономики, развитие высокотехнологичных рынков, а также НИОКРов с долгосрочным циклом. Являясь индустриальной базой, нефтегазовый сектор имеет возможность осуществлять стратегическое планирование и выступать в качестве «заказчика инноваций», а также инвестировать в непрофильные высокотехнологичные проекты. Этому могут способствовать, в частности, средства, полученные от «налогового маневра», а также других инициатив, реализуемых правительством России.

На рубеже XIX—XX веков возможности добычи каменного угля перестали соответствовать потребностям мировой экономики — в результате перспективных исследований стали появляться новые драйверы в виде нефтепродуктов и атома. Сейчас мы находимся на том же этапе, только следующим драйвером развития является цифровизация экономики. Поэтому участие локомотивов сырьевого сектора в создании национальной «нейронной сети» позволит в перспективе сократить исследовательские и производственные издержки, снизить нагрузку на бюджет, развивать новые компетенции и занимать перспективные рынки», — изложил свою идею Борис Латкин.

Рабочие места и налоги

Актуальность выбранной локации технополиса обусловлена также необходимостью создания рабочих мест рядом с быстрорастущими населенными пунктами — Кудрово, Янино, Колтуши, Всеволожск. Проблема дисбаланса в зоне интенсивной жилой застройки агломерации весьма сложна, с ней не удается справиться уже много лет, так что данный проект, по мнению инициаторов, внесет значимую лепту в ее решение. Тем более, что рабочие места в технополисе — высококвалифицированные и, соответственно, высокооплачиваемые.

Корректность планов подтверждается позициями Губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и экономического блока правительства. В рамках недавней стратегической сессии глава региона поддержал выводы экспертов в том, что региону необходимо уделять особое внимание поиску источников бюджетных доходов в виде налогов на прибыль и имущество, обеспечивающих поступление НДФЛ с зарегистрированных в области компаний. Кроме того, согласно заявленным целям социально-экономического развития Ленобласти планируется насытить агломерацию (районы Мурино, Кудрово и пр.) общественно-деловой функцией, исключая размещение объектов промышленности образца ХХ века.

В силу специфики технополиса, он обладает значительным синергетическим эффектом. Анализ международной практики показал, что на 1 рабочее место в технополисе создается от 3 до 5 рабочих мест в смежных секторах экономики. Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона и его эффективному социально-экономическому развитию.

Серьезные выгоды сулит проект и высокотехнологичному бизнесу. Понятно, что формат технополиса предоставляет инноваторам наилучшие возможности для реализации своих идей, вплоть до выпуска малых, пилотных серий своих продуктов. Тем более что согласно принятому в 2018 году законодательству, технополисы имеют статус особых экономических зон, предусматривающих набор налоговых и таможенных льгот для резидентов.

Научно-техническая деятельность и мелкосерийное производство, предусмотренные в рамках технополиса, будут приносить налоги (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество (дорогостоящее оборудование) как областному, так и муниципальному бюджетам, что также будет способствовать развитию территории.

Подробная градостроительная и экономическая оценка роли технополиса в рамках «петербургской агломерации» приведена в отчете ИТП «Урбаника», который провел специальное исследование на эту тему. Авторы исследования пришли к выводу: «Ниша технополиса как девелоперского проекта агломерационного значения остается не занятой, несмотря на мощный инновационный потенциал агломерации, значительный спрос на недвижимость со стороны высокотехнологичных компаний и многочисленные попытки государственных институтов по реализации аналогичных проектов».

Справка

Претенденты подают Заявку на сайте Конкурса путем заполнения анкеты в соответствии с указанными там требованиями и отправкой ее на электронную почту Конкурса до 18 февраля 2019 года; Прием Конкурсных предложений начинается с 20 февраля 2019 года и заканчивается 24 марта 2019 года в 23:59 по московскому времени.

Без понятия: как работают технопарки Петербурга

Статус технопарков в Петербурге до сих пор четко не определен. В отличие от Москвы никаких преференций со стороны регионального законодательства у них нет. В большинстве случаев под такой вывеской работают обычные производственно-офисные комплексы. «Коммерческая недвижимость» выяснила, каковы перспективы развития сегмента технопарков на петербургском рынке.

В феврале 2017 года принята новая редакция закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», где к субъектам деятельности добавлены технопарки и индустриально-промышленные парки, а также их резиденты и управляющие компании. Как отмечают эксперты, документ опять носит рамочный характер. Каким образом будет присваиваться подобный статус, какие меры поддержки положены этим субъектам – не понятно. Новый законопроект, в котором подробно должны быть прописаны все эти положения, по-прежнему находится на рассмотрении депутатов ЗакСа.

Как полагают в бизнес-инкубаторе «Ингрия», если конкретные льготы будут все-таки определены (например, по образцу московских), то количество технопарков сразу вырастет за счет действующих производств и научно-испытательных центров.

А пока что к технопаркам в общей сложности можно отнести тот же бизнес-инкубатор «Ингрия» и площадки некоторых вузов – ИТМО, Политех, ЛЭТИ; частные объекты – холдинга «Ленполиграфмаш», «Смоленка», «Технополис Пулково»; ряд индустриальных парков, которые так сами себя называют (Мартышкино, Марьино и пр.), а также особые экономические зоны.

Недавно к числу подобных производственно-офисных микстов добавился еще один. Новый технопарк «Куб А» достроен в августе на территории «Завода торгового оборудования» в районе Кубинской улицы. Комплекс имеет четырехэтажный складской корпус площадью 12 000 кв.м и семиэтажный бизнес-центр – всего 3000 кв.м. По данным IPG.Estate, объект заполнен уже на 85%.

Кроме того, при поддержке регионального правительства в Ленобласти реализуют свой проект технопарка в Гатчинском районе, недалеко от деревни Большое Верево. Под него отведено 25 га, где уже построены некоторые производственно-складские объекты, торгово-выставочный центр и административно-гостиничный комплекс. Первоначально его планировали развивать как инновационный кластер фармацевтической, медицинской промышленности и радиационных технологий. Но сейчас статус этого технопарка звучит как-то невнятно. Известно, что он привлек многих производителей бытовой техники, автозапчастей, IT-компании, производства металло- и деревообработки. По словам губернатора области Александра Дрозденко, приступили к строительству новых производственных корпусов, а со следующего года собираются открыть центр профессиональной компетенции, в котором выпускники всех профессионально-технических училищ будут проходить стажировку.

Читайте также:  Что делать, если навязали страхование жизни при оформлении ОСАГО: история из жизни

Филипп Чайка, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости компании IPG.Estate:

– В Петербурге и Ленобласти существуют несколько форматов, где функционируют промышленные предприятия: технопарки, индустриальные парки, промышленные зоны. Четкого разграничения нет. Как правило, индустриальный парк – это обеспеченная инженерной и транспортной инфраструктурой производственная зона. Технопарками в основном сейчас называют бывшие или действующие заводские территории, на которых освободившиеся офисные и производственно-складские площади сдаются в аренду. То есть это здание или комплекс зданий, предназначенных для производства товаров, оказания услуг, выполнения работ.

Среди таких технопарков можно выделить ПСК «Нобелевская дорога», ИП «Звезда», завод металлоконструкций «ЗМК» в Рыбацком, площадки ЛОМО, «А Плюс Парк Колпино». Спрос на аренду помещений в подобных объектах стабильно высок. Потенциальные клиенты – от швейных производств до тяжелого машиностроения. Ставки аренды варьируются в диапазоне 350-420 рублей (включая НДС, отдельно оплачиваются КУ).

Однако все эти объекты – не классические технопарки, которые представляют собой инновационно-технологичесикие центры с бизнес-инкубаторами, где предполагается кластерное развития какого-либо направления, проводятся различные образовательные и информационные мероприятия, предоставляется поддержка городских властей и определенных банковских структур.

Дмитрий Кленов, представитель бизнес-инкубатора «Ингрия»:

– Можно сослаться на опыт Москвы, где статус «технопарка» означает конкретные преференции для управляющих компаний и якорных резидентов. Это пониженная ставка налогов на прибыль и землю, льготы по аренде участков, освобождение от уплаты налога на имущество. Плюс целый ряд субсидий для резидентов. В Петербурге до сих пор таких преференций не было. Поэтому в Москве действует 30 технопарков, многие из которых переквалифицировались из НИИ, заводов и бизнес-центров, и есть шансы, что их число вырастет в итоге до 60-ти. А в Петербурге – практически нет. Не было нужды получать такой статус – он пока чисто символический.

С другой стороны, в старых заводах развивается направление «пространств». Возможно, на их основе могут появиться и новые технопарки: для этого надо, чтобы там «поселилась» пара-тройка крупных компаний, которые станут точкой притяжения и заказов для стартапов вокруг них. Таким проектам есть куда расширяться за счет старых заводских корпусов. И электрические мощности на заводах – не то, что в старых домах в центре. Для быстро растущих IT-компаний вполне возможный сценарий. В том числе, возможен и рост бывших стартапов, первых резидентов. Кстати, именно по такой модели работает «Технополис»: практически, «выращивает» своих будущих крупных арендаторов. Полагаю, при условии дальнейшего бурного развития IT-отрасли, в ближайшие пять лет мы увидим еще несколько таких историй. Пока же говорить о технопарках как об отдельном сегменте, вероятно, преждевременно.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:

– Петербургские технопарки, на территории которых размещаются как офисы, так и производство, существуют, в первую очередь, на базе бывших советских промышленных предприятий. Это обстоятельство и является одним из значимых ограничителей развития сегмента. Обеспечить приемлемую окупаемость нового объекта в этом сегменте сложно: возможности сокращения затратной части сильно ограничены, а увеличение арендной ставки сразу снижает конкурентоспособность предложения. Поэтому попытки рассмотреть обоснованный с точки зрения рынка проект технопарка как объект нового девелопмента часто получают не самые лучшие прогнозные показатели доходности. В то же время крупные компании, испытывающие потребности в миксте офисов и производства, испытательных стендов, лабораторий и пр., предпочитают объекты, заточенные под их конкретные потребности. Универсальные помещения технопарков зачастую просто не смогут их удовлетворить.

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге:

– Потенциал технопарков зависит, в первую очередь, от уровня развития малого бизнеса. Девелоперские проекты в этом сегменте можно встретить только в формате офисно-складских микстов. Арендаторами выступают, как правило, стартапы и небольшие производственные компании. На данный момент спрос на такие площади ограничен и удовлетворяется за счет низкокачественного предложения в промышленном поясе города. По существу рентабельность технопарков не отличается от стандартных офисно-складских комплексов и находится на пределе экономической эффективности, то есть при изменении любого параметра в худшую сторону девелопмент подобных проектов не выгоден. Арендные ставки на офисы в таких объектах варьируются в среднем от 800 до 1000 руб. за кв.м в месяц.

Вероника Лежнева, директор департамента исследований Colliers International Россия:

– Технопарки в классическом понимании этого термина реализованы, например, в Казани, Новосибирске, Нижнем Новгороде. В Петербурге же на протяжении последних лет активности с точки зрения реализации подобных проектов не наблюдалось – строительство технопарка при университете им. Бонч-Бруевича отложено. Ряд объектов, которые позиционируют себя как технопарки, являются частью производственно-складских комплексов классов С и D, где стоимость аренды площадей может начинаться от 200-300 руб./кв. м в месяц. В более качественных и крупных объектах стоимость аренды сопоставима со ставками в бизнес-центрах класса В, расположенных не в центре города.

Алла Сидоренко, руководитель направления индустриальной недвижимости «БестЬ. Коммерческая недвижимость»:

– Потребность в промышленных технопарках в границах города существует. Это подтверждает и спрос со стороны производственных компаний. Например, я уже на протяжении трех лет веду проект реализации одной из промышленных территории в Кировском районе. За это время удалось собрать пул покупателей, готовых приобрести свою часть площадей. Максимально эффективно оценить рентабельность технопарка возможно лишь, если это частная структура, где уже понятна инфраструктурная составляющая часть проекта. Кроме того, необходим грамотный девелопер, уже имеющий опыт именно в реализации промышленных объектов. Всем известна долгоиграющая история мебельного технопарка на Индустриальном проспекте при участии правительства города. Хотя в итоге даже там смогли разместиться действующие производства.

Маргарита Чугаева, директор департамента складской и индустриальной недвижимости East Real:

– Понятие технопарк достаточно размытое, но, если мы говорим о проектах, совмещающих несколько функциональных назначений, например офисные и производственно-складские помещения, то такие проекты имеют потенциал. По моему мнению, такие технопарки интересны представителям малого и среднего бизнеса. Спрос есть. В первую очередь, в связи с практически полным отсутствием предложений, когда компания может арендовать офис и склад/производство в хорошем состоянии и на одной площадке в черте города. Среди проблем связанных с развитием подобных площадок в городе, можно отметить сложную правовую структуру, когда на территории есть множество различных собственников и арендаторов, большой объем инвестиций в реконструкцию помещений, что в будущем влияет на размер арендных ставок, неспособность транспортной инфраструктуры справиться с потоком грузового транспорта. Кроме этого, старые производственные комплексы представляют собой здания в несколько этажей, и не все компании готовы располагать свой склад или производство выше первого этажа. В черте города арендная ставка на отапливаемые производственно-складские помещения составляет от 350 до 550 руб./кв.м в месяц (с НДС).

Екатерина Тейдер, руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group:

– Идея технопарков хороша тем, что компаниям на момент «стартапа» могут быть предоставлены льготные условия для разработки научных и инновационных проектов. И такие примеры действительно имеются. Однако дальнейшее развитие сегмента технопарков связано не столько с необходимостью их организации, сколько с программой комплексного развития территорий со сложившейся застройкой. В городе есть площадки, которые по параметрам укладываются в такой формат, но в свою очередь там есть и определенные обременения. Понятие технопарка – достаточно комплексное, и подразумевает большой функционал. Это не обязательно только научно-производственные базы, там могут размещаться офисные и коммерческие площадки, привлекательные для инвесторов. Но на данный момент девелоперов, которые реализовали бы такие комплексы, просто нет. В большинстве случаев это дотационная история, где не особо заботятся об экономическом эффекте и доходности с точки зрения развития проекта, и сосредоточены на работе резидентов.

Сколково: технопарки и единороги

В последние годы в России все активнее формируются экономически сильные центры инновационного притяжения, концентрирующие высокий научный, кадровый и инвестиционный потенциал. Создание научно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, кластеров и технопарков, которые представляют собой подобные точки сборки критической массы всех компонентов инновационного процесса, придает значительный импульс развитию технологического бизнеса. Однако при очевидных преимуществах подобных инновационных экосистем, механизмы их запуска и развития сопряжены с ограниченностью ресурсов и высокими рисками.

На днях в технопарке Сколково состоялась первая международная конференция «SK Regions. Новая карта инновационной инфраструктуры» в которой приняли участие эксперты Центра международной торговли. Мероприятие объединило более 500 делегатов, среди которых были представители органов власти и высокотехнологичного бизнеса, инвесторы, девелоперы, урбанисты и архитекторы. Ключевым событием конференции стала пленарная сессия «Гиперконцентрация IQ. Пространство устойчивого инновационного развития. Ставки на старте», модератором которой выступил Илья Копелевич, главный редактор Business FM.

Устойчивое развитие территории невозможно без создания точек притяжения, способных аккумулировать инновационную активность и придавать импульс развитию технологического бизнеса. Объектами инновационной системы выступают центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, кластеры, коворкинги и технопарки.

В последние годы в России все активнее формируются экономически сильные центры инновационного притяжения, концентрирующие высокий научный, кадровый и инвестиционный потенциал. Создание научно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, кластеров и технопарков, которые представляют собой подобные точки сборки критической массы всех компонентов инновационного процесса, придает значительный импульс развитию технологического бизнеса. Однако, при очевидных преимуществах подобных инновационных экосистем, механизмы их запуска и развития сопряжены с ограниченностью ресурсов и высокими рисками.

Действующим примером технологической инфраструктуры является Технопарк Сколково, ставший за 10 лет системообразующим элементом российской инновационной среды, а также международной площадкой для обмена самыми передовыми идеями. По словам Кирилла Каема, вице-президента Сколково, «гиперкуб» – это не только элемент целого комплекса, это важная часть инфраструктуры, это 100 центров разработок корпораций, венчурные фонды, более 2200 стартапов. Так «Сколтех» ставит своей задачей привлечение научных кругов, формирование новых компетенций, формирование общей системы CRM, создание франшиз и их транслирование в регионы. Опыт работы технопарка показал, что передавать технологии в регионы без проектного менеджмента не приносит результатов. Формирование единой цепочки, организация различных обучающих семинаров и включение предприятий, инновационных компаний в Нетворк общей системы является важнейшим фактором успешной работы.

Самый известный на сегодняшний день после Сколково техноцентр – это Казанский технопарк, существует также несколько частные центры в Санкт-Петербурге, в других городах. Олег Фомичев, директор по стратегическому планированию АО «КомплексПром»

говорит о том, что подавляющее большинство прогрессивных регионов входит в АИР, взаимодействуя между собой и создавая свою инфраструктуру. При этом их строительство и организация имела различную историю. Кто-то использовал возможности государственного финансирования (госпрограмм), например, Томск: строительство технопарка было произведено, в рамках целой программы развития области, как одного из российских технологических центров.

Такие проекты, как технопарки Казани и Новосибирска, основой работы которых являются технологии связи, были реализованы при поддержке Минкомсвязи. Сложность в данном процессе всегда вызывает формирование правового поля. В Сколково данный процесс также был не быстрым и не простым, то же самое происходит и в регионах, при том, что точки роста технологий во всех регионах являются основой экономического развития страны и должны в обязательном порядке пользоваться преференциями.

Для бизнеса важен канал связи технопарка и бизнеса. На сегодняшний день работа технического университета невозможна без механизма трансфера своих технологий. И хотя государство, по словам Фомичева, сегодня в достаточной степени финансирует данные программы, не все Вузы занимаются продвижением своей продукции, что и заставляет бизнес искать напрямую новые разработки в институтах, либо покупать готовые зарубжные аналоги.

Денис Ковалевич, генеральный директор и со-акционер группы компаний «ТехноСпарк» подчёркивает, что развитие бизнеса в целом в стране сегодня нельзя не критиковать. Центров, которые бы стоило поддержать не так много. То же самое происходит в области технологий. Количество компаний практически не растёт, на рынке работают одни и те же предприниматели. Такую позицию подтверждают данные Индекса Всемирного банка, согласно которым индекс предпринимательской активности в России за 10 лет снизился с 60 до 80 место, количество людей, занимающихся бизнесом также от года к году сокращается.

Поэтому стратегия ТехноСпарка (технопарка г. Троицка) несколько другая: набирать персонал в действующие стартапы, чтобы потом, в течении нескольких лет люди могли научиться работать в венчурном бизнесе. Такая модель работы не является совершенно новой, но это и не модель Силиконовой долины, Кембриджа и т.д., это распространённая модель для секторов (регионов) где происходят отставания. То есть российская модель – это построение стартапа с нуля и обучение людей с менеджеров до предпринимателей или до тех, кто имеет способности управлять бизнесом, кто готов понести риски при маленьких финансовых возможностях. На сегодня число активных предпринимателей в стране крайне мало.

Читайте также:  Ошибка в документах на квартиру: что делать, как исправить

В Сколково, например, по словам Кирилла Каема, также существует подобная проблема: 70% людей приходит из науки и далеки от предпринимательской деятельности. Ранее город Троицк являлся наукоградом, в науке работало более 10 тысяч человек, а сегодня в науке осталось только 2 тысячи. «ТехноСпарк» работает в области материальных технологий (Material base), не занимаясь стартапами в секторе IT. Какова гарантия, что этот путь построения работы правильный? В технологической компании гарантий быть не может, единственной гарантией, по словам Ковалевича, является высокая мотивация тех, кто работает в стартапе. Троицк пытается масштабировать свою схему работы в Новосибирск, Саранск, Ленинградскую область, пока по стране по схеме ТехноСпарка работает только 500 стартапов. При данной схеме работы хорошие результаты приносит долгосрочное конвертированное заемное финансирование, позволяющее как маленьким, так и крупным стартапам развиваться.

Высокая токсичность бизнес среды, незрелость бизнеса как такового, по словам Александра Ручьёва, заставляет искать подобные и другие схемы. По его мнению, гарантировать успех таких схем в перспективе пока нельзя, однако и не уважать подобные попытки развития бизнес-процессов в целом в стране нельзя.

Кирилл Каем считает, что Россия вынуждена сегодня идти по пути, схожему с китайским: иногда государство полностью финансирует новые проекты, частично, конечно, привлекаются частные средства. Модели ТехноСпарка, например, достаточно хорошо работают в европейских странах, а для государства такая модель создания технологичного бизнеса даже выгодна с точки зрения низкой затратности.

Александр Ручьёв, президент ГК «Основа», председатель Совета директоров технопарка «Физтехпарк», общественный омбудсмен в сфере Цифровой трансформации считает, что в принципе, если бы в нашей стране таких организаторов бизнеса, как Денис Ковалевич было больше, то развитие сектора было бы совсем другим. Физтехпарк ориентирован на IT-сектор, задача компании – дать поддержку начинающим стартапам, помочь им в дальнейшем выйти на зарубежный рынок. К сожалению, по мнению Ручьёва, оставаться на российском рынке успешным компаниям сегодня смысла не имеет. Среди резидентов Физтехпарка такие «единороги», как «Акроним» и WIN. Также в технопарке организована Школа программистов, поскольку в России пока достаточно мало специалистов.

Компания Sage опубликовала интересное исследование, посвященное динамике компаний, называемых «единорогами» или уникальным частным стартапам, стоимость которых вскоре после запуска превышает 1 млрд долл. На сегодня лидером в списке является Uber/ Трем компаниям – Hulu, Pivotal и UCAR было меньше года, когда они достигли статуса единорога, 35 компаниям потребовалось всего 4 года, чтобы достичь подобного статуса, а Renaissance Learning, например, работала 30 лет. Около 67% единорогов было создано соучредителями, 33% были созданы единственными основателями, причем для 60% основателей их единорог является первой и единственной компанией, которую они создали (94% основателей – мужчины).

Среди секторов лидирует потребительский Интернет, за ним следуют программное обеспечение и электронная коммерция. Потребительские единороги в Интернете имеют общую стоимость около 319 млрд. долл., за ними следуют единороги финансовых услуг, общая стоимость которых составляет чуть более 132 млрд. долл. и единороги электронной коммерции общей стоимостью около 125 млрд. долл. Стоимость большинства единорогов (150) оцениваются от 1 до 2 млрд. долл., а стоимость шестнадцати – более 10 млрд долл.

Если посмотреть на географическое расположение, на первом месте по количеству таких компаний США с числом 144. Среди учебных заведений США лидирует Стэнфордский университет (Leland Stanford Junior University), частный исследовательский университет, один из самых авторитетных и рейтинговых в мире, среди его выпускников 51 основатель единорога. Далее – Гарвард (Harvard University), имеющий самый большой эндаумент в мире, с 37 выпускниками-основателями. Среди стран – лидеров также Китай (47 единорогов) и Индия (10), лидеры в Европе – это Великобритания (9) и Германия (6).

Пока в нашей стране в целом, и в Сколково, и в других развитых российских технопарках не хватает научной, технологической, менторской экспертизы для того, чтобы подобные проекты реализовывались в России. Конечно, не все специалисты уезжают, какое-то количество патриотов пытается реализоваться здесь, а также занимается бесплатным менторством. Но пока российский бизнес сопряжён с постоянными сложностями и ограничениями, а возможность продвижения действительно успешных проектов существует только на зарубежных рынках. При этом, по опыту руководителя Физтехпарка, с точки зрения уникальности российские специалисты, обладают особым взглядом и уникальными навыками, и востребованы во всех глобальных компаниях, таких как Гугл, Амазон и др.

Анна Мещерякова, СЕО компании «Третье Мнение» (компания занимается внедрением продуктов AI в медицине) имеет опыт развития стартапов и в США, и в России. По ее мнению, плюсы и минусы существуют в обеих странах. Так Сколково сегодня, например, это некий центр сборки, располагающий прекрасной инфраструктурой, а наличие государственной программы развития цифровой экономики во многом помогает стартапам в продвижении новых продуктов. В США, по ее мнению, достаточно скромная инфраструктура (материальная база), но более благоприятная инвестиционная среда и полностью сформированная экосистема, что позволяет мгновенно продвигать свои разработки. То есть развиты именно цепочки взаимодействия технопарк – стартап – научный институт – бизнес, или экосистема, в которую уже охотно приходят инвесторы. Такой интеграции стартапов во все возможные формы поддержки одновременно пока не хватает России. При этом, именно в РФ, у стартапера, проходящего через многие сложные этапы бизнеса, формируется именно дух предпринимательства, и он гораздо сильнее, что тоже играет немаловажную роль.

Оксана Тарасенко, заместитель министра экономического развития Российской Федерации: «Мы часто встречаемся с представителями инновационного бизнеса, которые говорят об одних и тех же проблемах. Государство работает над ними. Президентом принят указ о повышении доли высокотехнологичных инвестиционных компаний до 50%. Подписано восемь соглашений на предмет применения искусственного интеллекта. Мы стремимся сделать все, чтобы перспективные стартапы получали грантовую поддержку, достигали успехов на национальном уровне и выходили на зарубежные рынки, становясь компаниями, востребованными во всем мире».

Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково»: «Благодаря закону об экстерриториальности Фонд “Сколково” поддерживает стартапы на всей территории России. Мы активно сотрудничаем с региональными операторами и технопарками. Количество участников экосистемы растет, разработки наших резидентов становятся все более востребованными российскими и зарубежными компаниями. Многим стартапам нужно совершенствовать бизнес-модели, навыки самопрезентации. Мы готовы помогать в развитии компетенций, делиться контактами лабораторий и коллективных центров, при необходимости подключать административный ресурс».

Игорь Дроздов, председатель Правления Фонда «Сколково»: «Если говорить об успехах “Сколково” за 10 лет, то это, в первую очередь, превосходящее ожидания количество сильных инновационных команд, которые удалось собрать на территории Инновационного центра. Взаимодействие с индустриальными партнерами становится все обширней. Они проявляют интерес к нам и нашим резидентам. Радует успех наших акселерационных программ, в которых участвуют как молодые стартапы, так и лидеры рынка. Хочется, чтобы город “Сколково” рос еще быстрее. Сегодня на конференции собралось много представителей из регионов, что свидетельствует об их интересе к “Сколково” как к центру компетенций по проектированию и развитию инновационных экосистем, опыт которого востребован по всей стране».

Индустриальные парки и технопарки

В настоящее время на территории Ленинградской области реализуется ряд проектов по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков. Они размещаются (планируются к размещению) в Бокситогорском, Волховском, Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском, Киришском, Ломоносовском, Подпорожском, Сланцевском, Тосненском муниципальных районах. 61% парков размещены (планируются к размещению) на территории Тосненского, Всеволожского и Кингисеппского муниципальных районов.

В настоящее время в реестр индустриальных парков на территории Ленинградской области включены сведения о 28 индустриальных парках:

Основными специализациями парков являются: производственные, логистические предприятия, легкая промышленность, производство строительных материалов, металлообработка, пищевая промышленность и агропромышленное производство.

К крупным частным индустриальным паркам относятся: во Всеволожском районе – «Уткина заводь» (площадь 196,4 га), «Кола» (площадь 151,65 га); в Гатчинском районе – «Дони-Верево» (площадь 185,0 га); в Киришском районе – «Левобережный» (площадь 189,0 га); в Кингисеппском районе – «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» (1276,0 га); в Ломоносовском районе – ГРИНСТЭЙТ («Greenstate») (площадь 114,9 га); в Сланцевском районе – «Угра» (116,0 га); в Тосненском районе – «М10» (826,8 га), «Тосно» (110,2 га).

В регионе ведется развитие сети индустриальных (промышленных) парков, ориентированных на размещение современных высокотехнологичных производств:

• «Северо-западный нанотехнологический центр» на территории Гатчинского городского поселения Гатчинского муниципального района;

• индустриальный парк «Пикалево» на территории Пикалевского городского поселения Бокситогорского муниципального района;

• индустриальный парк «Тосно» на территории Тосненского городского поселения Тосненского муниципального района;

Управляющей компанией указанных парков является АО «Леноблинновации».

АО «Леноблинновации» создано в 2004 году Правительством Ленинградской области как специализированная организация в сфере инноваций, осуществляющая сопровождение и внедрение инновационных проектов, а также обеспечивающая создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере на территории Ленинградской области.

Для стимулирования создания индустриальных (промышленных) парков и реализации инфраструктурных проектов в регионе был принят областной закон от 28.07.2014 № 52-оз (в ред. от 04.04.2016, с изм. от 06.15.2016) «О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков в Ленинградской области» (далее – Закон).

Закон определяет правовые, организационные и экономические основы присвоения статуса индустриального (промышленного) парка и его функционирования на территории Ленинградской области, а также в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» устанавливает дополнительные требования к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в Ленинградской области в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

К мерам стимулирования относятся: освобождение от уплаты налога на имущество организаций и снижение ставки налога на прибыль организаций до 13,5%, подлежащих зачислению в областной бюджет Ленинградской области, льгота по арендной плате за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и государственная собственность на которые не разграничена (первый и второй годы – 30% от суммы годовой арендной платы, третий, четвертый, пятый годы – 60%, шестой, седьмой, восьмой годы – 90%).

Льгота по налогу на имущество организаций и пониженная ставка по налогу на прибыль организаций устанавливаются на любые 6 лет в течение 8 лет, следующих за календарным годом, в котором присвоен статус индустриального (промышленного) парка. При этом управляющая компания самостоятельно выбирает шестилетний период для получения льгот.

Льгота по арендной плате устанавливается в течении 8 последовательных календарных лет, следующих за календарным годом, в котором присвоен статус индустриального (промышленного) парка.

В законе учтены интересы всех категорий инвесторов – управляющих компаний: тех, кто только планирует создать и тех, кто уже создает или создал объекты промышленной инфраструктуры на территории индустриального (промышленного) парка и осуществляет деятельность по размещению производств (в том числе малых и средних) на его территории. Таким образом, положения закона создают равные условия для получения мер стимулирования, независимо от стадии формирования индустриального (промышленного) парка.

Резидентам индустриального (промышленного) парка предоставляются меры государственной поддержки в соответствии с областным законом от 29.12.2012 № 113-оз (ред. от 26.07.2017, с изм. от 29.12.2017) «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области».

В федеральный реестр включены сведения о 4-х индустриальных парках «Левобережный», ГРИНСТЕЙТ», «Северо-Западный нанотехнологический центр», «Пикалево».

Указанным индустриальным паркам распоряжениями Правительства Ленинградской области присвоен статус индустриального парка в Ленинградской области.

Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков имеет ключевое значение для динамичного роста экономики Ленинградской области как условие формирования максимально комфортных предпосылок для организации новых конкурентоспособных производств на производственных площадках, максимально обеспеченных объектами промышленной инфраструктуры.

Развитие технопарков в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 24.07.2016 2016-07-24

Статья просмотрена: 3135 раз

Библиографическое описание:

Хайкина Е. М., Сизова Ю. С. Развитие технопарков в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 409-412. — URL https://moluch.ru/archive/118/32679/ (дата обращения: 04.02.2020).

Читайте также:  Есть решение Суда о праве, Как поставить на учёт в Росреестр?

В статье рассматриваются динамика, тенденции и проблемы развития таких элементов национальной инновационной системы, как технопарки, а также их значение для настоящего и будущего инновационного потенциала России.

Ключевые слова: модель «тройной спирали», национальная инновационная система (НИС), динамика развития технопарков, структурные проблемы развития технопарков

В настоящее время такой элемент структуры национальной инновационной системы (НИС), как технопарк широко распространен в развитых странах, и уровень инновационной активности определяется именно этим элементом. Технопарковые структуры присутствуют во всех странах с развитой НИС. Примерами таких стран могут служить США, Великобритания, Франция, Германия, Китай, Япония, Канада, Австралия и др., где сконцентрированы все элементы национальной инновационной системы, все элементы тройной спирали.

В постиндустриальной экономике механизмы интерактивной сетевой кооперации (коллаборации) охватывают взаимоотношения не только между производственными, а также и между институциональными секторами [3]. Особенно важными для инновационного развития являются партнерские взаимодействия между тремя ведущими институциональными секторами — государством, бизнесом и наукой/университетами, получившие название модели «тройной спирали» (Triple Helix Model). Данная концепция вошла в экономическую жизнь в середине 1990-х гг. и была призвана помочь развитым странам сформировать основы инновационной политики для начатого ими перехода к экономике знаний. Технопарки же явились инфраструктурным элементом, который способствовал такому переходу.

В Российской Федерации деятельность технопарков не отличается высокой эффективностью. Они не оказывают значительного влияния на экономическое и инновационное развитие страны и отдельных регионов. Преодоление низкой эффективности отечественных технопарков будет означать достижение российской экономикой глобальной конкурентоспособности [5].

В нашей стране первые технопарки появились в начале 1990-х годов. Самым первым стал Томский научно-технологический парк, который открыли на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. С этого момента число технопарков стало постепенно увеличиваться и к 1992 году в России их уже насчитывалось 24. Позже стали появляться технопарки на базе государственных научных центров, в академических городках, наукоградах и к 2000 году их насчитывалось уже 54.

С 2006 года в России стали разрабатываться федеральные профильные программы и выделяться средства под развитие и создание технопарков. Одной из таких программ была комплексная программа, координируемая Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», которая была завершена в 2014 году. На ее реализацию за восемь лет из федерального бюджета было выделено 13,4 млрд рублей. По другой программе, которую координировало Министерство образования и науки России, начиная с 2009 года было направлено около 9 млрд рублей на создание трех десятков технопарков. Еще четыре технопарка появились с 2010 года по линии Министерство экономического развития Российской Федерации. Учитывая такую тенденцию, многие субъекты РФ также посчитали необходимым в инициативном порядке завести подобные технопарковые площадки [4].

Таким образом, к 2013 году в стране сформировалось свыше 200 технопарков, но, несмотря на внушительное количество, следует отметить следующие существенные ошибки, допущенные в то время в этой области:

  1. Отсутствие четкого определения, что следует считать технопарком и какие цели он должен преследовать;
  2. Отсутствие законодательной базы, которая определяла бы цели, задачи, критерии оценки, принципы функционирования и роль технопарков в национальной инновационной системе;
  3. Отсутствие в программах четких требований к инфраструктуре и техническому оснащению технопарков;
  4. Большая межведомственная разобщенность в сфере создания российской инновационной инфраструктуры.

Рассмотрим динамику развития технопарков в России с 1990 по 2015 гг.

Представленные на Рис.1 данные свидетельствуют о крайне нестабильной ситуации в развитии технопарков в России на протяжении всего исследуемого периода развития.

Рис. 1. Динамика развития технопарков в России с 1990 по 2015 гг.

В условиях современной экономики можно выделить следующие виды технопарков: это университетские технопарки, региональные отраслевые технопарки, технопарки индустриального типа, сетевые технопарки, технопарки на базе наукоградов.

В настоящее время в России действуют всего 2 % технопарков, которым более десяти лет. Остальные 98 % фактически находятся на стадии создания или развития. При этом из функционирующих сейчас нужной инфраструктурой (высокотехнологичное оборудование, лаборатории и пр.) обладают лишь единицы, а об оказании необходимых для компаний-резидентов услуг (бизнес-акселерация, менторская поддержка, помощь в привлечении инвестиций и т. д.) заявляет едва ли 10 % из ныне функционирующих [2].

Россия является одним из мировых лидеров по качеству трудовых ресурсов: даже при учете многочисленных проблем отечественной системы образования, россияне остаются одной из наиболее образованных наций. Кроме того, по объёмам финансирования науки наша страна занимает 8 место в мире. Но, к сожалению, хорошая образовательная база и сильная наука не дают у нас практических плодов, что является структурной проблемой развития национального инновационного сектора экономики. Научное сообщество в России существует отдельно от бизнеса. В свою очередь, бизнесмены не склонны к риску, не спешат вкладываться в наукоемкие проекты и отдают предпочтение готовым технологическим решениями иностранного происхождения. Если сравнивать Россию и Америку, то на долю США в мире приходится 21 % инновационного рынка, а на долю российских производителей — всего 1 %.

В современных условиях в России долгосрочные проекты отпугивают предпринимателей, несмотря на то, что в перспективе от них можно получить существенную отдачу. Однако, большинство представителей бизнеса предпочитают получать небольшую, но стабильную прибыль в краткосрочной перспективе. Данная тактика в масштабах страны приводит к технологическому отставанию, а в итоге — к снижению конкурентоспособности.

В структуре российских технопарков в сфере их специализации доминируют многоотраслевые технопарки (31 %) и сфера информационных технологий (29 %). Минимальная активность технопарков в России приходится на сферу сельского хозяйства. Всю структуру технопарков можно увидеть на Рис. 2.

Рис. 2. Специализация российских технопарков

Собственность на российские технопарки определяет уровень предоставляемого ими финансирования, а, следовательно, и потенциальные возможности в реализации проектов. В структуре собственности технопарков, представленной на Рис. 3, доминируют региональные администрации, на долю которых приходится 39 % валового объема создания и поддержки технопарков. На втором месте — администрация вузов, которые сформировали и поддерживают 26 % российских технопарков. Минимальное количество их приходится на муниципальные администрации (13 % технопарков).

Рис. 3. Собственники российских технопарков

Российской реальностью является полный отрыв деятельности по формированию материальной инфраструктуры технопарков от деятельности по развитию инновационной (сервисной) инфраструктуры наблюдают не только «общественники». О том, что эти направления не увязаны в целостную и гармоничную систему, говорят и аудиторы Счетной палаты РФ, выявившие многочисленные нарушения при создании технопарков в рамках комплексной программы Министерство связи и массовых коммуникаций России. Оказалось, что из 12 технопарков, участвовавших в программе и размещенных в 11 субъектах РФ, полностью были построены только пять в трех регионах (три — в Татарстане, по одному — в Кемеровской и Тюменской областях). Еще в трех технопарках — в Москве, Свердловской и Калужской областях — на момент проверки вообще не размещалось ни одной компании-резидента. А там, где они всё-таки были, отсутствовали значимые результаты по таким показателям, как количество выполненных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, число полученных патентов на изобретения [4].

В феврале 2016 года Правительство Москвы попыталось уже сделать первый шаг на пути к эффективному функционированию технопарков, выпустив постановление «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве», в котором попыталось более чётко составить определение, что следует считать технопарком, и определить порядок присвоения, подтверждения и прекращения данного статуса. Также данный документ описал критерии оценки, принципы функционирования и роль технопарков в инновационной системе и создал более чёткие требования к их инфраструктуре и техническому оснащению [1]. Но, к сожалению, данное постановление — это только маленький шажок в будущее. Оно работает не по всей стране, следовательно, не может регламентировать работу всех технопарков в Российской Федерации, а также не решает всех поставленных проблем перед правительством РФ.

Таким образом, проведенный анализ показал, что развитие технопарков в России является важным элементом формирования устойчивости экономической системы РФ. С учетом того, что важнейшей стратегической целью России является перевод экономики на инновационный тип развития, а одной из форм активизации инновационной деятельности и государственной поддержки предпринимательства является эффективное функционирование технопарков, первоочередной задачей законодателя является необходимость принятия федерального закона «О технопарках в Российской Федерации», в котором должно быть закреплено понятие технопарка, цель его создания, особенности правового режима его функционирования, эффективные меры государственной поддержки технопарков и их субъектов. Это будет способствовать развитию наукоемких технологий и наукоемких фирм, успешной коммерциализации инновационных разработок отечественных вузов и развитию конкурентоспособного предпринимательства.

Новости

ТЕХНОПАРКИ НЕ РОСКОШЬ, А НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

О перспективах развития технопарков на территории Ленинградской области и задачах, стоящих в этой связи перед муниципальными властями региона, корреспонденту ЛЕНОБЛИНФОРМ рассказал первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности правительства Ленинградской области Сергей Куклин.

Напомним, поручение главам администраций муниципальных районов Ленинградской области в срок до 1 апреля 2010 года подготовить предложения по созданию технопарков и индустриальных зон накануне, 1 декабря, в ходе совещания в правительстве дал губернатор Валерий Сердюков.

По словам первого заместителя председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности правительства Ленинградской области Сергея Куклина, в этой связи муниципалитеты должны прежде всего оценить возможности и потребности бизнеса, уже работающего на территории района, исходя при этом из задач, обозначенных Президентом Дмитрием Медведевым в Послении Федеральному Собранию Российской Федерации. “Каждый район уникален. Где-то есть большие предприятия по переработке леса. Где-то добывают и обрабатывают гранит, где-то работоают крупные сборочные производства”, отметил Сергей Куклин, подчеркнув, что органам МСУ необходимо провести детальную работу с предпринимателями с тем, чтобы оценить существующую ситуацию и перспективы промышленного развития территорий.

При этом, по словам Сергея Куклина, муниципальные власти должны понимать, что в современных условиях речь идет не о реализации новых крупных инвестиционных проектов. В период экономического кризиса существуют трудности планирования и нужно прежде всего локализовать предприятия для того, чтобы вокруг них сформировалась сеть сопутствующих производств. Этот комплексный подход называется модным термином контрактинг.

Согласно экономическим прогнозам, в ближайшие годы развитие экономики будет в значительной степени зависит от развития малого и среднего бизнеса. А этот процесс, по словам Сергея Куклина, требует создания технопарков. “На сегодняшний день в Ленинградской области существует масса ниш для малых и средних предприятий. Однако отдельно готовить инфраструктуру для малого предприятия не эффективно, поскольку затраты на коммуникации и инфраструктуру для большого и маленького заводов сопоставимы. Труба она и есть труба, дорога она и есть дорога, – аргументирует он. – Оптимальная мера для малого и среднего бизнеса – это создание технопарков. То есть задача в том, чтобы подготовить площадку для некоторого количества предприятий, с тем чтобы инвесторы приходили на оснащенные в инженерном плане площадки. А если технопарк уже создан, предприниматели могут арендовать и готовые цеха. Это экономически оправдано и перспективно как для экономики в целом, так и для каждого района в частности”.

В докризисный период крупные и сложные в техническом плане проекты сопровождались и размещалисьв индивидуальном порядке. Интеграция же в рамках технопарка, позволит комплексно действовать в интересах целого ряда инвесторов, в особенности в том, что касается инженерных вопросов. “Мы со своей стороны будем всячески поддерживать формирование технопарков. Мы убеждены, что работа с малыми предприятиями должна проводится на уровне района, потому что их потребности в гораздо большей степени интегрированы на районном уровне”, сообщил первый зампред областного комитета экономического развития.

Поручение губернатора в адрес глав районных администраций подготовить предложения по созданию технопарков на территории муниципальных образований региона, по мнению Сергея Куклина, является лишь первым этапом реализации перспективной стратегии в промышленном планировании региона. Однако принципиально важным итогом вчерашнего заседания областного правительства он навал то, что в Ленинградской области запускается механизм развития этого, чрезвычайно важного направления. “На первом этапе нужно собрать предложения с тем, чтобы в последствии их детально проанализировать. Дальше начнется рассмотрение в профильных комитетах и других структурах на уровне региона”, – резюмировал он.

Напомним, в настоящее время в стадии создания в Ленинградской области находится 6 бизнестехнопарков: два во Всеволожском районе (в пос. Разметелево и на пересечении СПбКАД и Мурманского шоссе), в Гатчинском и Кировском районах – для размещения малых и средних предприятий 4-5 класса опасности, агротехнопарк в пос. Сельцо Тосненского района и в Волховском районе (для предприятий, производящих строительные материалы).

Ссылка на основную публикацию