Правила взыскания долгов приставами с 1 января 2020 года: изменения в законе

Когда запретят взыскание долгов с пенсий и пособий

Как ни странно, но несмотря на законодательный запрет, на практике встречается взыскание с пенсии и социального пособия долгов. 13 февраля 2019 года Совет Федерации одобрил принятый Госдумой Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве». Он исключает возможность обращения взыскания на денежные выплаты социального характера. Рассказываем, что это означает для обычных пенсионеров и льготников и когда новые правила начнут действовать.

Причина несоблюдения действующих правил

Статьей 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

  • денежные суммы, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • различные компенсационные и единовременные выплаты;
  • социальные пособия, в т. ч. пособия гражданам с детьми;
  • средства материнского капитала и другие.

Однако связка «пенсия-взыскание-приставы» на практике работала довольно активно. Дело в том, что судебному приставу-исполнителю изначально не известны:

1. Источники поступления денежных средств на банковский счет должника.

2. Их назначение.

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.

В суды в 2016 году предъявлено 269 заявлений/административных исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них удовлетворено 22, что составило 0,6% от общего количества удовлетворенных заявлений/административных исковых заявлений.

Попытка исправить ситуацию

Отметим, что для исключения случаев обращения взыскания на доходы, указанные в упомянутой ст. 101 Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, уже была внесена норма, предусматривающая, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (Закон от 08.03.2015 № 57-ФЗ).

Однако выяснилось, что указанный механизм является действенным только в случае, когда должник надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства и ему разъяснены права и обязанности. Иначе внесудебные и судебные взыскания с пенсии, пособия продолжают иметь место.

Что будет с обращением взыскания на пенсию, пособие

Депутаты в очередной раз подготовили поправки в ФЗ «Об исполнительном производстве» (т. н. Закон о запрете взыскания долгов с пенсии, пособия) для защиты прав лиц, получающих пенсии и социальные пособия.

Они исключают возможность обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера – взыскание на пенсию должника, а также получаемые им социальные пособия от государства.

Предложено открывать специальные социальные банковские счета, предназначенные только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Кроме того, предложено обязать банки исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом ч. 4 ст. 99 (размер удержания) и ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

Также банкам запрещено исполнять исполнительные документы или постановления судебного пристава-исполнителя, если денежные средства, находящиеся на счете должника, относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

Предусмотрено, что в процессе обращения взыскания на имущество должника, кроме информации о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций приставы также запрашивают сведения о назначении платежа.

Когда начнут действовать новые правила

Считается, что принятие рассмотренного закона позволит исключить возможность обращения взыскания на выплаты социального характера, а также снизить напряженность в обществе из-за случаев обращения взыскания на социальные выплаты.

Законодательный запрет на обращение взыскания на пенсию должника, а также его социальные пособия вступит в силу с 1 июня 2020 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Запрет взыскивать долги с пенсий россиян — последние новости 2020

Минэкономразвития предложило отнести ряд пенсий россиян к доходам, с которых нельзя взыскивать долги, сообщает «Российская газета».
Соответствующие документы, по данным издания, направят на рассмотрение в комиссию по законопроектной деятельности. В Минтруда и Минэкономразвития подтвердили эту информацию.

Новые правила взыскания долгов с пенсий россиян: когда НЕЛЬЗЯ будет взыскивать долги, а когда – МОЖНО!

Автор: Ольга Игнатова

В комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности должны поступить два законопроекта Минэкономразвития России:

  • Первый из которых предлагает запретить взыскивать долги со страховых пенсий жителей России.
  • А во втором указывается, что при взыскании долгов с зарплаты должен всегда оставаться прожиточный минимум.

В правительственную комиссию документы уходят после рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии, уточнили «Российской газете» в Минтруде. В Минэкономразвития «РГ» отметили, что подготовлены проекты законов.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении» и «О внесении изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении». Эти законопроекты как раз недавно одобрены на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Сегодня пенсия считается доходом, с которого могут быть удержаны различные долги, в том числе банковские задолженности, коммунальные платежи, штрафы. Нельзя удержать долги только с различных соцвыплат, например, за приемных детей.

Первым законопроектом предлагается пополнить список «неприкосновенных» доходов целым рядом пенсий:

  • страховой пенсией по старости,
  • страховой пенсией по инвалидности,
  • накопительной пенсией,
  • пенсиями по государственному пенсионному обеспечению,
  • пенсионным обеспечением военнослужащих и правоохранительных органов,
  • пособиями по временной нетрудоспособности.

В пояснительной записке указано, что право на социальное обеспечение и пенсии установлено Конституцией России. Однако право взыскивать долги с пенсий, по сути, нивелирует эти конституционные гарантии, считают авторы законопроекта.

Однако авторы законопроекта все же оставляют возможность взыскивать из пенсии отдельные виды долгов — например,

  • задолженность по ЖКХ,
  • а также обязательства по возмещению ущерба после совершения преступления,
  • по уплате административного и судебного штрафа.

Но долги все равно нельзя будет взыскать с минимальной пенсии, установленной на уровне прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе.

  • Таким образом, у пенсионера все равно останется прожиточный минимум — даже если у него есть долги по ЖКХ.
  • Также должен оставаться прожиточный минимум и от зарплаты после взыскания долгов.
  • Для этого предлагается внести поправки в Трудовой кодекс.

Почему не соблюдаются текущие правила

Статьей 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

  • денежные суммы, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • различные компенсационные и единовременные выплаты;
  • социальные пособия, в т. ч. пособия гражданам с детьми;
  • средства материнского капитала и другие.

Однако связка «пенсия-взыскание-приставы» на практике работала довольно активно. Дело в том, что судебному приставу-исполнителю изначально не известны:

1. Источники поступления денежных средств на банковский счет должника.

2. Их назначение.

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.
По данным территориальных органов ФССП России за 2016 год, было совершено 1,2 млн платежей по возврату денежных средств социального характера на сумму 4,1 млрд руб., что составляет 0,7% от общей взысканной суммы.В суды в 2016 году предъявлено 269 заявлений/административных исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них удовлетворено 22, что составило 0,6% от общего количества удовлетворенных заявлений/административных исковых заявлений.

Вопрос — ответ

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

Что будет с должниками банков в 2020 году: спишут ли долги

Всем привет! Сегодня хочется поговорить о том, что ждет должников банков в 2020 году и спишут ли им долги.

Не так давно в эфире канала Россия 1 прозвучала информация о долгах жителей страны банкам и МФО. Согласно озвученным официальным данным, объем закредитованности населения достиг 15 трлн рублей.

Некоторые эксперты считают, что официальная сумма долга российских заемщиков немного занижена. По их выкладкам задолженность россиян кредитным организациям России превышает 17 трлн рублей. Это огромная сумма – она практически равна годовому бюджету страны.

Доходная часть бюджета РФ в 2019 году составила примерно около 19 трлн рублей, расходная – 18,5 трлн.Получается, что в долгах у россиян приблизительно еще один бюджет страны.

В связи создавшимся положением, активно муссируются слухи о предстоящем списании долгов по кредитам для физических лиц в 2020 году и принятии так называемой кредитной амнистии. Такая программа действительно существует.

Однако не в виде закона. Часть ее положений начали действовать в этом году, а с начала следующего, 2020 года, вступит в силу еще ряд изменений.

Что будет с заемщиками страны и можно ли списать долги по кредитам мы расскажем в сегодняшней публикации.

О списании долга

Государственная программа кредитной амнистии направлена на изменения в законах, которые регулируют отношения финансовых организаций, предлагающих услуги кредитования, с заемщиками страны(физическими и юридическими лицами),получающими такие услуги.

Целью этой программы названо усовершенствование законов в сфере кредитования. В последнее время в стране возникла нестабильная экономическая ситуация. В связи с ней большое число заемщиков стало испытывать сложности с возвратом кредитных средств.

Кредитные организации, пользуясь тем, что законодательство не регулировало начисление штрафов и пеней по просрочкам, поставили большое число заемщиков в сложное положение.

Перспективы возврата задолженности по кредитам у таких должников практически отсутствуют.В первую очередь, сложившаяся обстановка вызвана огромными штрафными санкциями за просрочки.

Решить проблему на законодательном уровне пытались и ранее. В Государственной Думе в разное время от различных партий регистрировались проекты, которые могли бы разрешить ситуацию с проблемными кредитами. Однако проекты законов так и остались проектами.

Сегодня в действующее законодательство, регулирующее кредитные отношения,решено внести изменения, касающиеся:

  • размеров процентных ставок по займам для частных клиентов;
  • начисления штрафов и пеней;
  • условий микрозаймов в МФО;
  • процесса продажи долга факторинговым компаниям.

Проще говоря, изменения в законах списания долга не предусматривают, а лишь создают должнику условия для погашения задолженности с помощью смягчения штрафов за нарушение кредитных обязательств.

О вступлении в силу изменений в законах о кредитовании населения

В основном изменения внесены в Федеральные Законы«О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Начиная с 2020 года, ежедневная процентная ставка потребительского кредита или микрозайма не может быть установлена более 1% кредитной суммы. Помимо этого, как только задолженность по кредиту превысит тело займа в 1,5 раза, штрафные санкции начислять запрещено.

Текущий год обозначен, как переходный период,Закон предусматривает несколько этапов уменьшения предела накопления долгов. Они наглядно представлены в следующей таблице:

Что касается микрозаймов МФО, с 31 июля 2019 года для микрокредитов на сумму до 10 тыс. ₽, выданных на период 15 дней, неустойка по просрочке не должна превышать 0,1% взятой суммы. Как только сумма штрафов достигнет 30% тела кредита, начисление штрафных санкций прекращается.

Амнистия со стороны банков

Ситуация, в которой должник прекращает выплачивать задолженность, крайне невыгодна банковским организациям. Поэтому финансовые учреждения готовы идти навстречу добросовестным клиентам, которые попали в тяжелое финансовое положение.

Процедуры для снижения кредитной нагрузки должника, предлагаемые банками, также становятся некоторой кредитной амнистией для заемщиков.

Акции со стороны банковских организаций не регулируются новым законом, а проводятся по инициативе кредитора либо по просьбе заемщика.

При этом у заемщика должны быть уважительные причины невыполнения кредитных обязательств. Таковыми считаются:

  • потеря работы не по вине клиента;
  • тяжелое заболевание или получение группы инвалидности, не позволяющие работать на прежнем месте;
  • появление лиц, находящихся на обеспечении заемщика.

Мероприятия со стороны банковского учреждения предоставляют добросовестному должнику комфортные условия для погашения проблемного займа. При этом не страдает качество кредитной истории и уровень кредитного рейтинга заемщика.

Нюансы кредитования пенсионеров

Большая часть российских банков неохотно выдают кредиты физическим лицам, находящимся на пенсии. В банковских организациях, кредитующих ту категорию заемщиков, при оформлении займа существуют некоторые особенности. К ним относятся:

  • ограничения по сумме и периоду действия займа, а также по возрасту претендента на получение;
  • условие обязательного оформления страхового полиса;
  • оформление кредита с поручителем или под залоговое обеспечение.

Особенности оформления кредитов пенсионерам в банках связаны со случаями не возвратов заемных средств этой категорией заемщиков.

При рассмотрении банковских исков в судах, последние отменяют все штрафные санкции кредитора, и обязуют заемщиков выплатить только основной долг и начисленные проценты.

Что будет с должниками в следующем году

В Новом году изменения в законы, регулирующие кредитование, по-прежнему будут вносить. Законодатели планируют:

  • закрепить на законодательном уровне процедуру реструктуризации кредитов;
  • внести в закон изменения, дающие должнику возможность реабилитироваться и восстановить кредитный рейтинг;
  • регламентировать процесс и порядок списания безнадежных задолженностей, включая процедуру банкротства.

Изменения, которые планируется внести в законодательство, дадут возможность заемщикам выполнять взятые по кредитному договору обязательства даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств, а кредитным организациям позволят законно списывать безнадежные займы.

Планируемые изменения позволят заёмщикам выполнять свои обязательства даже в случае непредвиденных финансовых проблем, а банкам и МФО списывать безнадёжные долги.

Реальность списания долгов по кредитам

Следовательно, списание долгов по кредитам возможно в двух случаях, которые предусматривает законодательство:

  • при истечении срока давности;
  • когда должник признан банкротом.

Однако после этого получение нового займа невозможно, поскольку все эти действия отразятся в кредитной истории. Процедура прощения долга возможна, только при заключении сделки между двумя физическими лицами, то есть для частного займа.

Подводя итоги

Информация в сети и некоторых средствах массовой информации о появлении «кредитной амнистии» в виде закона не соответствует действительности.

В таком случае банки понесут значительные убытки, а правительству придется искать деньги для их компенсации. Такое финансирование идет из бюджета страны, что в сложившейся экономической ситуации практически невозможно.

Это на сегодня все о том, что будет с должниками в новом году. Делитесь информацией в соцсетях, оставьте свое мнение об этой теме в комментариях, подпишитесь на рассылку блога. До встречи, друзья!

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

Что случилось

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Содержание поправок

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

  1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.
  2. В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

  • субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;
  • цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;
  • выплата носит единовременный характер.

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Вопрос — ответ

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

  • со страховой части пенсии россиян;
  • со страховой пенсии по инвалидности;
  • с накопительной пенсии;
  • с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
  • с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;
  • с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

Порядок взыскания долгов с граждан существенно изменится

Процедура взыскания долгов с граждан претерпит серьезные изменения. Минюст разработал концепцию нового закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», сообщает «Коммерсантъ».

Законопроект предполагает «установление обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности» физлиц.

Взыскатель долга сможет обратиться в суд, только если после получения предложения о возврате просрочки должник в 30-дневный срок не закроет долг.

Сейчас кредитор имеет право обратиться в суд с любого дня просрочки.

В реестр внесут всех

Предполагается, что новый «механизм установит дополнительные гарантии прав» граждан и уменьшит число судебных споров, «что снизит нагрузку на судебные органы и ФССП».

При этом в соответствии с новым законом включаться в реестр Федеральной службы судебных приставов должны будут не только коллекторы, но и любые организации, занимающиеся взысканием долгов с физлиц «по договорам кредита (займа)». К ним относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Присутствие в реестре позволит им: направлять сотрудников для личной встречи с должником, звонить должнику, направлять ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора».

Без включения в реестр должнику можно будет лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».

Включенные в реестр организации должны будут обеспечить хранение не менее двух лет аудиозаписей разговоров с должниками, всех видов сообщений, застраховать свою ответственность за причинение убытков должнику (годовое покрытие — не менее 10 млн руб.). Разработчики концепции оценили первоначальные расходы банков на эти новации от 5,2 млн руб. Необходимо будет также заплатить госпошлину (100 тыс. руб.).

Но банкиры считают требование Минюста о включении всех взыскателей в реестр нецелесообразным. «Сегодня надзор за соблюдением банками закона о взыскании долгов находится в компетенции ЦБ, введение нового реестра и регулирование со стороны ФССП создаст фактически дублирование функций»,— отмечает президент АРБ Гарегин Тосунян, добавляя, что это слишком затратно.

По мнению президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, включение в реестр организаций, для которых взыскание не основной вид деятельности, не обеспечивает эффективную защиту прав потребителей. «Эффективный поведенческий надзор требует четких правил и одинаковых требований по отношению к каждому»,— добавил он.

Коллекторы отмечают, что такие новации в регулировании сделают процесс возврата долгов для непрофессиональных взыскателей нецелесообразным именно из-за дополнительных расходов.

Если закон будет принят в таком виде, то за счет управляющих компаний, которых в стране тысячи, реестр вырастет в разы и регулятор не сможет всех проконтролировать, отмечают правозащитники. Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева утверждает, что предлагаемый претензионный порядок работы с задолженностью затянет процедуру взыскания. Пока кредитор будет направлять заемщику уведомление и ждать ответа, проценты по кредиту и штрафы продолжат накапливаться.

В ЦБ отметили, что комментарии преждевременны, поскольку «в настоящее время концепция законопроекта находится в стадии обсуждения».

Законопроект должен заменить вызывающий многочисленные претензии закон о взыскании долгов с физлиц. Новый законопроект должен быть подготовлен и внесен в правительство до конца года.

Гранаты больше не бросают, но долги остались

Просроченная задолженность россиян по кредитам в 2018 году снизилась на 10,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, отмечал ранее 3 сентября ЦБ РФ.

На 10,5% (с 849 миллиардов до 760 миллиардов рублей) снизилась просроченная задолженность физических лиц перед кредитными организациями», — привел данные регулятор.

Но больше всего долгов граждане накопили за услуги ЖКХ. В размере сотен миллиардов рублей. Сначала власти пытались применить репрессивный метод взимания долгов.

Их поручали выбивать даже коллекторским агентствам. До тех пор, пока «черные коллекторы» на радостях не перегнули палку, бросив в окно одного из должников самодельную гранату.

Теперь, по закону, коллекторы не имеют право взыскивать задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Таким правом обладают только управляющая организация, ТСЖ, а также жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация. Кроме того, согласно закону, нельзя теперь погасить долги за счет соседей. Также взыскать долги теперь можно будет только через суд.

Теперь власти сменили тактику. Но долги за ЖКХ россияне по-прежнему не в состоянии оплатить полностью. Стоимость таких услуг неподъемна. Это показало июльское исследование холдинга «Ромир». Согласно исследованию, 27% граждан хотели бы, чтобы платежи были ниже.

Под действие нового закона, видимо, попадут и индивидуальные предприниматели. В среду Банк России сообщил, что считает законной блокировку личных счетов индивидуальных предпринимателей (ИП) в случае возникновения у них долгов по налогам.

ЦБ считает, что в подобной ситуации нужно руководствоваться тем, что бизнесмен должен отвечать по своим обязательствам всем своим имуществом.

В этом году банки стали получать требования о блокировке средств на личных счетах бизнесменов. При этом многие банки отказывались делать это. Наличие проблемы подтвердил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. По данным Ъ, министерство финансов считает, что право ФНС взыскания налоговых долгов ИП не через судебных приставов на деле выгоднее для предпринимателей, поскольку иначе возможен исполнительский сбор, требующий судебных расходов.

Наш адрес

ул. Ленина 28, Цимлянск, Ростовская область.

Наша почта:

vk-jurist@bk.ru

График работы

Пн-Пт: 9.00 до 17.00

16.12.2019 г. Как будут взыскивать долги в 2020 году: три нововведения

В последние дни новостные интернет-порталы притягивают наше внимание красочными и многообещающими заголовками: «С пенсионеров запретят удерживать долги!».

На деле же оказывается, что еще ничего не запретили, а если и запретят, то не совсем все.

Речь идет о законопроекте, представленном на днях Министерством юстиции: предлагается существенно ограничить перечень долгов, которые можно удерживать из пенсионных выплат.

Однако делать какие-либо утверждения пока более чем преждевременно: закон не только не принят, но даже еще не рассматривался парламентом.

Но в любом случае правила взыскания долгов скоро изменятся — как минимум три нововведения уже утверждены.

1. «Вы должны!» — теперь смс в телефоне

С 1 января 2020 года вступит в силу закон, который позволит судебным приставам общаться с должниками в режиме онлайн (№ 375-ФЗ от 12 ноября 2019 года).

Для приставов предусматривается возможность выносить постановления в электронном виде и направлять их должникам (и другим участникам исполнительного производства) через единый портал «Госуслуги».

А извещения о принятых по делу мерах можно будет направлять в форме коротких текстовых сообщений непосредственно на мобильный телефон.

Но это допускается при условии, что у пристава есть письменное согласие гражданина на уведомление через смс — иначе такая форма извещения признается недопустимой.

Важно, что 5-дневный срок на добровольное исполнение требований судебного пристава будет отсчитываться со дня доставки извещения должнику (в т.ч. электронно или через смс).

Поэтому смс-ка от пристава может дорого обойтись: если через 5 дней после ее получения постановление не будет исполнено, то придется дополнительно заплатить приставу исполнительский сбор (7% от суммы долга, но не менее 1 000 рублей для граждан).

Также через портал «Госуслуги» можно будет оперативно подать жалобу на действия (бездействие) судебного пристава (порядок утвердит Правительство РФ).

2. Если нет ничего, кроме пенсии

С 1 июня 2020 года вводится закон, который призван защитить социальные выплаты от необоснованного взыскания со стороны судебных приставов (№ 12-ФЗ от 21 февраля 2019 года).

Пенсионный фонд и другие организации (которые перечисляют соцвыплаты, защищенные от взыскания по долгам) должны будут ставить соответствующие «пометки» в платежных поручениях (специальный код выплаты).

Это позволит банку отличить «запрещенные к взысканию» средства и не списывать их со счета по требованию судебного пристава.

Однако в число таких выплат, увы, пока попадают далеко не все пенсии и пособия: запрещены удержания из пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты, компенсационной выплаты по уходу.

Поэтому принятие упомянутого выше законопроекта Минюста ознаменовало бы настоящий прорыв в этом вопросе.

То же касается и проблемы допустимого «минимума удержания»: сейчас в законе нет четкого ограничения, что после всех удержаний у пенсионера должен оставаться на руках хотя бы прожиточный минимум.

Хотя суды уже давно это признают и отменяют чрезмерные удержания (например, определение Верховного суда РФ по делу № 25-КГ17-41).

3. Должны зарплату? Идем не в суд, а в инспекцию!

Принят закон, который позволяет взыскать с работодателя долги по зарплате, минуя судебное разбирательство (№ 393-ФЗ от 2 декабря 2019 года).

Если работнику задерживают зарплату, он может обратиться в госинспекцию по труду с жалобой. Инспектор выносит в адрес работодателя предписание и назначает срок для его выполнения.

По истечении срока обжалования предписания (10 дней), если зарплата так и не была выплачена, инспектор выносит постановление, которое направляется судебному приставу для принудительного исполнения.

Но этот порядок относится лишь к тем случаям, когда зарплата была начислена работнику, но не выплачена. Если есть спор по поводу размера зарплаты, его может разрешить только суд, инспектор здесь не поможет.

Ссылка на основную публикацию