Сколько в России титана сейчас и было в прошлом

«Титановые санкции»: «Боинг» и «Аэробус» устроят России жесткую посадку

Западные авиакомпании могут прекратить обслуживание своих самолетов в РФ

Россия, возможно, стоит на пороге «титановой войны» с США. Именно ограничение поставок титана — важнейшего конструкционного материала в авиа- и ракетостроении — может стать одной из контрмер Москвы в ответ на очередные санкции Вашингтона. В частности, об этом заявлял член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов.

Если Кремль решится на этот шаг, удар по Америке получится по-настоящему болезненным. Потому что в этом случае контракты The Boeing Company — одного из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники — будут поставлены под угрозу срыва.

Напомним: Boeing получает из России 35% титана для гражданских самолетов, держит в нашей стране крупнейший за пределами США инженерный центр и строит второй завод по обработке титановых заготовок. Стоимость программ закупок компании в России достигает $ 27 млрд.

Еще в 2009 году Boeing и российское «ВСМПО-Ависма» открыли совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM). В июле 2014-го на авиашоу в Фарнборо компания Boeing и «ВСМПО-Ависма» продлили долгосрочный контракт на поставку готовых титановых изделий, в том числе титанового проката, заготовок, плит и штамповок из России, до 2022 года. А в августе 2015-го Boeing сообщил, что «ВСМПО-Ависма» стала ключевым поставщиком титановых штамповок для нового композитного крыла 777Х.

Как Москва может ответить Америке на новые санкции

С европейским Airbus картина аналогичная: он на 60% зависит от российского титана. Скажем, самолет А380 почти весь сделан из уральского титана.

Как признал в интервью «Российской газете» президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, «когда тема санкций только начинала озвучиваться, занервничали не мы, а американцы: ведение с нашей стороны ограничений на поставку титана было бы чревато приостановкой многих авиационных проектов в США».

«Мы этого не сделали», — подчеркнул Кравченко. Но, с другой стороны, мы поначалу не ответили и на высылку из США 35 российских дипломатов, потому что надеялись на нормализацию отношений с администрацией Дональда Трампа. А недавно, когда надежды рухнули, выслали разом 755 сотрудников американской дипмиссии. Почему бы не предположить, что МИД РФ, который сейчас прорабатывает комплекс контрмер, пересмотрит позицию и по титановым поставкам?

Другое дело, в ответ Boeing и Airbus могут прекратить обслуживание самолетов, которые они поставили в Россию. По независимым оценкам, год назад перевозчики РФ эксплуатировали 491 иностранный самолет, а на начало июля 2017 года их число выросло до 570 машин. Этот парк обеспечивает более 90% пассажирских авиаперевозок в стране. И если иностранные авиапроизводителя объявят России бойкот, они тем самым подрежут нам крылья.

Можем ли мы ударить по Америке титаном, какими будут последствия этого для российской гражданской авиации?

— Мы не сможем пойти на ограничение поставок титана в США, — уверен заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — Потому что ответной мерой действительно будет прекращение обслуживания Boeing и Airbus российского парка самолетов. В результате Россия разом лишится воздушного транспорта.

Наше гражданское самолетостроение, напомню, разрушалось на протяжении 25 лет. Сейчас практически все пассажирские авиаперевозки в РФ осуществляются машинами иностранного производства. Львиная доля этого объема приходится как раз на Boeing и Airbus. Именно поэтому, на мой взгляд, «титановая война» для России — шаг поистине катастрофический.

«СП»: — Почему мы не можем эксплуатировать те же «Боинги» самостоятельно?

— Проблема в том, что самолеты требуют соответствующих горюче-смазочных материалов, регламентной замены узлов, запчастей для ремонта. Мы все это закупаем на Западе — за большие, замечу, деньги. Мы даже смазочные авиационные материалы давно перестали производить, даже авиационный бензин мы — в прошлом великая самолетостроительная держава — закупаем за рубежом!

Если все это разом исчезнет, как мы сможем эксплуатировать иностранную авиатехнику? Там более, в авиации мелочей не бывает, и цена несвоевременного или некачественного техобслуживания — сотни жизней пассажиров.

Я считаю, в такой ситуации рыпаться с поставками титана не надо. Нам надо летать на Boeing и Airbus до тех пор, пока мы не запустим в серию отечественный лайнер МС-21, не поставим на крыло Sukhoi Superjet 100 и Ил-114. Только тогда мы получим шанс поиграть мускулами, и попытаться щелкнуть по носу Boeing и Airbus.

«СП»: — Что будет, если зарубежные авиастроители все-таки останутся без российского титана?

— На мой взгляд, катастрофы не случится. Титановую губку и качественные штамповки делают не только в России, но и в Японии, Европе, и даже в Китае. Тот же Boeing сменит поставщика титана, плюс, возможно, несколько поднимет цены на свои машины, поскольку ему придется скорректировать производственные планы — этим все и кончится.

Пентагон потратит $ 10 млрд. на разработку новой ядерной ракеты

«СП»: — Если все же Boeing и Airbus попытаются нас бойкотировать, мы можем ударными темпами восстановить отечественное гражданское самолетостроение?

— Нет, не можем. Просто потому, что это высокотехнологичная инновационная отрасль. И наше отставание в ней за короткий срок не наверстать. Разрушать ее, напомню, начал еще Егор Гайдар. Будучи премьером, он заявил, что гражданское самолетостроение — это слишком затратное дело для российской экономики, и что он лично договорился с корпорацией Boeing о поставках любого количества самолетов любого типа.

Результаты этой политики мы пожинаем сейчас. В 1991 году у нас в гражданской авиации было 35 тысяч летательных аппаратов, и ни одной машины иностранного производства. Причем перевозили они около 140 миллионов человек в год — показатель, который и сегодня выглядит фантастическим. Но с тех пор отрасль, повторюсь, сильнейшим образом деградировала. И, конечно, никакую «титановую войну» она не выдержит.

The New York Times о роли российского титана для Boeing

Компания Boeing пытается уменьшить вес своих самолетов, для чего ей необходим титан. За этим легким и прочным металлом американская компания отправляется в небольшой городок Верхняя Салда на Урале.

Титановый завод ВСМПО-АВИСМА во времена холодной войны был засекреченным предприятием по производству деталей для ядерных ракет. Сейчас там горой лежат титановые прутья для самолетов Boeing. В СП Boeing и ВСМПО-АВИСМА под названием Ural Boeing Manufacturing шлифуются кованые детали, предназначенные для транспортировки в Америку. Треть всех сборочных производств стоек шасси для самолетов Boeing использует титановые балки из России.

Российские детали не видны с первого взгляда, но тоже очень важны. Их применяют на таких самолетах, как Boeing 787 Dreamliner или рядовой пассажирский 737.

Boeing закупает у ВСМПО-АВИСМА настолько много титана (в будущем компания планирует выделить на закупки еще 18 миллиардов долларов), что сейчас даже принимает участие в разработке новых сплавов в России. В Москве, на тысячу километров западнее, команда из 1 400 аэрокосмических инженеров разрабатывает новые фюзеляжи и крылья, применяя российские титановые детали.

Также важен этот союз и для Boeing. Благодаря новому Dreamliner, компания освоила новые технологии и расширила мировую сеть поставщиков. Однако стратегия сильно пошатнулась из-за японских литий-ионных аккумуляторов. Риск взрыва аккумуляторов заставил Boeing на месяцы приостановить работу всей серии самолетов.

Российские же титановые технологии наоборот полностью оправдали себя. Уверенность в российском титане крепка даже несмотря на натянутые отношения между Россией и Соединенными Штатами. Геополитические риски делают легкий металл даже более экономичным, поэтому Boeing использует его все больше. Снижение веса делает самолет более экономичным в использовании и, таким образом, более привлекательным для авиакомпаний. Завод ВСМПО-АВИСМА, расположенный в чаще соснового леса, производит 35% всего титана для пассажирских самолетов Boeing.

«Существуют детали, которые кроме нас никто не производит», – заявил директор и совладелец завода Михаил Воеводин.

Титановые детали невероятно трудно производить. В главном плавильном цехе вдоль стен стоят гигантские кольцевые печи, похожие на трубы вулканического органа, высотой в шесть этажей, в церкви из преисподней. В этих вакуумных трубах электричество плавит металл.

Гигантские опоры, столбы и листы накаляются до красна и опускаются в воду, где их ударяют невероятно сильными гидравлическими молотками весом в 5 тонн.

«Россия – стратегический партнер, производящий детали для Boeing 787», – считает Сергей Кравченко, директор представительства Boeing в России. На заводе «находится самый крупный в мире пресс для титановых поковок, и Boeing полностью использует это уникальное преимущество», – написал он в своем письменном интервью.

В России титан начали использовать для изготовления кабины космического корабля «Восток», на котором в 1961 полетел Юрий Гагарин. К началу 70-х этот металл увлек советских генералов. Началась секретная программа, требующая невероятных ресурсов. В Союзе из титана строили не только самолеты, но и подводные лодки.

Из музея при заводе стало известно, что корпуса полудюжины торпедных подводных лодок класса Alfa, Mike и Papa на 30% были выполнены из титана. На производство каждой лодки требовалось более 2000 тонн титана. Легкие и прочные подлодки называли «золотыми рыбками», они могли развивать скорость под водой до 44 узлов или 80 км/ч.

Сама история уже позволяла компании Boeing быть уверенной в стабильности российских поставок. Кроме России и других бывших советских республик выплавкой титана занимаются только США, Германия, Япония и Китай.

Холодная война принесла ВСМПО-АВИСМА технологии и поразительные производственные возможности. В 70-х предприятие производило 90 000 тонн в год, больше, чем все остальные предприятия в мире вместе взятые. Сейчас там производится около 32 000 тонн, однако эта цифра растет. В целом, ВСМПО-АВИСМА производит 45% всего титана в мире, который используется в авиакосмической промышленности.

Сотрудничество Boeing и российской компании укрепилось в 2007, когда Госкорпорация Ростех приняла руководство над производством. Ростех организовал поиск клиентов для продукции двойного назначения в гражданском секторе и, таким образом, возрождения российской военной промышленности. Корпорация снабжала титаном как Boeing, так и его главного соперника Airbus, а также Embraer, Bombardier и двигателестроительные компании.

Для Boeing союз с российской аэрокосмической промышленностью не ограничивается поставками титана. В 1990-х при государственной поддержке США Boeing открыла центр проектно-конструкторских работ, так как хотела предотвратить утечку российских авиакосмических инженеров и ракетчиков в страны-изгои. Центр трудоустраивал специалистов, недавно покинувших такие российские компании, как «Илюшин», «Сухой» и «Хруничев», где создаются космические капсулы и спутники.

Большая часть стоимости создается за счет изобретения новых сплавов. Чистый титан стоит около 14 долларов за килограмм, в то время как стоимость сплавов титана с цирконием, никелем и другими металлами может достигать 300 долларов за килограмм. Московский технологический центр уже запатентовал 3 таких сплава.

ВСМПО-ВИСМА – один из немногих успешных производителей в России. В прошлом году Ростех продал контрольный пакет акций руководству компании. Акции ВСМПО-АВИСМА размещены на ММВБ, их рыночная капитализация достигает примерно 2 миллиардов долларов.

Также ВСМПО-АВИСМА снабжает российскую армию. На складе деталей для ракет и самолетов лежат огромные титановые кольца для корпуса МБР «Булава», новейшей российской разработки. Внушительная гора этих деталей похожа на порцию луковых колец, одну из таких, которые обычно подают в конце света. (Большинство потребительских товаров из титана, например, клюшки для гольфа или ледорубы делают в Китае из более дешевых металлов без сплавов.)

Три года назад на ВСМПО-АВИСМА открылось дополнительное производство титана для имплантатов. Линия быстро развивалась, и теперь компания занимает примерно четверть мирового рынка в своей сфере.

По словам Михаила Воеводина, директора предприятия, процесс особенно не изменился, детали штамповки создаются по тем же технологиям. Единственное дополнение – теперь продукция титанового гиганта становится частью человека, а не самолета.

События, связанные с этим

Начались полномасштабные испытания Boeing 787-9 Dreamliner

Сергей Кремлев – Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти

Описание книги “Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти”

Описание и краткое содержание “Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти” читать бесплатно онлайн.

Хотя Путин и Медведев одного роста со Сталиным, по сравнению с титаническими свершениями Вождя нынешние хозяева Кремля выглядят сущими карликами. А пигмеи всегда будут завидовать политическим колоссам и ненавидеть их, ибо и сами понимают: сколько ни надувай щеки, как ни тужься «подняться с колен» — выше головы все равно не прыгнешь! Разве можно СПАСТИ РОССИЮ без учета бесценного опыта Сталина, который однажды уже возродил страну из пепла и превратил СССР в Сверхдержаву? Разве модернизируешь экономику, не порвав цепей грабительского «либерализма», не ликвидировав по примеру Берии «пятую колонну» и не пересажав «жуликов и воров»? Разве станет настоящий патриот пресмыкаться перед «вашингтонским обкомом» и поливать грязью великое сталинское наследие?

Эта книга не только выносит приговор кремлевским лилипутам, но и указывает единственно возможный путь спасения России, проложенный титаном Сталиным!

Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти

…Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы сначала отступить, а потом разбежаться и прыгнуть вперёд…

Раньше коммунист говорил: «Я отдаю жизнь», и это казалось ему очень просто, хотя это не всякий раз было просто. Теперь же перед нами, коммунистами, стоит совершенно другая задача. Мы теперь должны научиться всё рассчитывать… Мы должны рассчитывать в обстановке капиталистической…

Из России нэповской будет Россия социалистическая.

В.И. Ленин (Из выступления на совместном пленуме Московского Совета и районных Советов Москвы 20 ноября 1922 года)

Ведь не с бухты-барахты лёг на общинную Россию ельцинский олигархат — бесчеловечная людоедская система. Лёг и держится на штыках по сей день. Всё более укрепляясь, наглея и дожёвывая страну.

Михаил Полторанин, бывший активный соратник Ельцина, его министр печати и информации

Гражданин, который видит, что политические одежды его страны износились, и в то же время молчит, не агитирует за создание новых одежд, не является верным родине гражданином, — он изменник. Его не может извинить даже то, что он, быть может, единственный во всей стране видит изношенность её одежд. Его долг — агитировать, несмотря ни на что…

От автора. Если шарахнуть по прошлому ядерным взрывом

ПОЧТИ триста лет назад — в 1726 году, великий английский сатирик Джонатан Свифт описал путешествие корабельного врача Гулливера в сказочную страну Лилипутию, все обитатели которой, начиная с людей и заканчивая коровами, были ростом с человеческий мизинец. И понятия «Гулливер» и «лилипуты» быстро стали нарицательными…

Гулливер, гулливеровское — это что-то крупное, значительное, выдающееся.

Лилипуты, лилипутское — это нечто крохотное, незначительное, мелочное…

Как в этих образах видятся СССР Сталина и РФ-1992-2013?

Вот — СССР Сталина.

А вот — «Россия» Ельцина-Путина-Медведева-Путина.

Если сравнить в цифрах любую сферу жизни той и этой страны — экономическую, социальную, культурную, научную, спортивную, — то сразу станут очевидными два факта.

С одной стороны — налицо гигантский, гулливеровский масштаб СССР Сталина.

С другой стороны — налицо лилипутский «масштаб» нынешней якобы «России».

В чём дело? Почему былая страна политических и духовных гигантов превратилась в страну духовных карликов? Средний рост «дорогих россиян» увеличивается, а средний уровень их развития стремительно падает.

И чем это всё закончится?

Почти все понимают, что не кончится это добром, но почти все готовы увязать в «кремлёвской» трясине всё глубже.

А стоит ли гибнуть и умирать на коленях? Не лучше ли жить стоя и искать — тем, кто хочет жить честно, — новой, не «болотной» судьбы в новой счастливой стране?

Я ХОТЕЛ написать эту книгу давно и давно выбрал для неё название «Россия, которую надо найти». Вряд ли надо пояснять, что оно отсылает читателя к названию «перестроечного» фильма Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли».

Летом 1993 года я случайно оказался на встрече с Говорухиным, приехавшим в «атомный» Сэров, и вступил тогда с ним в спор — насколько это было возможно для человека из зала.

До моей первой книги «Россия и Германия: стравить!» было ещё почти десять лет, и какой-то там Брезкун (даже не «какой-то там Кремлёв») на долгое внимание «мэтра» рассчитывать не мог.

Тем не менее довёл я тогда Говорухина до белого каления. А сказал-το всего лишь, что почитаемые им Андрей Сахаров и Солженицын — это государственные и социальные преступники, и сам Говорухин — из их же компании. Прав же он в том, что его, Говорухина, роль в событиях последних лет была существенно более скромной по сравнению с ролью этих двух разрушителей СССР, поэтому он сам совершил социальные преступления намного меньшего масштаба, чем они.

Сахаров и Солженицын могут считаться титанами духа лишь по сравнению с нынешними «демократическими пигмеями», но по сравнению со Сталиным и его эпохой они сами пигмеи, карлики, лилипуты.

А вспомнил я тот давний случай не для того, чтобы обвинить Говорухина, — что было, то было. Но и забыть я ничего не забыл.

В том числе не забыл я, что говорил Говорухину о том, что разрушение СССР — процесс не естественный… Что надо как можно быстрее начать процесс собирания и что Говорухин и ему подобные могут быть в этом собирании весьма полезны — если покаются и начнут искупать преступления делом.

Сказано было мной не так уж много, а «мэтр» взвился и, как мне потом передавали, заявил, что никогда ранее не сталкивался с таким жёстким оппонентом.

Грустно всё это.

С того дня прошло двадцать лет, но Говорухины всё ещё плачут по той России, которую потеряли они, а не по той, которую потеряли народы СССР…

Ну, что ж, каждому своё…

Карликам до титанов не возвыситься, современным лилипутам от политики не подняться выше подошв политического Гулливера Сталина.

А подошвы, как известно, находятся ниже даже плинтуса.

И эта, пришедшая на ум мысль — сопоставление великой, гигантской Эпохи с «эпохой» карликовой, лилипутской, дала книге окончательное название…

То, которое выставлено на обложке.

Но противопоставление — пусть оно будет само по себе хоть сто раз верным, и признание того факта, что сегодня страна подпала под власть политических и духовных карликов, это лишь полдела и даже гораздо меньше.

Важно то, где выход, что делать и что нам надо. Говорухины потеряли царскую Россию и не признают потери России Советской. Однако народы — в отличие от «элиты» и «творческой интеллигенции» — потеряли, повторяю, именно последнюю, ту реальную Россию, которая называлась Союзом Советских Социалистических Республик, СССР.

Так что ответ вроде бы очевиден — не назад в СССР, а вперёд — в новый СССР.

Однако это — общий лозунг, пусть и не сегодняшнего, а скорее, завтрашнего дня. А как нам всё же конкретно обустроить будущую новую Россию так, чтобы уже не стало возможным перерождение вождей, предательство элиты и стало возможным устойчивое развитие и процветание народных масс?

Что ж, в этой книге я постарался на некоторые из этих вопросов ответить. Но, хотя моя книга выводит читателя на проблемы будущего, и в ней я не избегаю исторической ретроспективы. Ведь будущее начинается не в настоящем, а в прошлом. Кто-то метко заметил однажды, что будущего вообще нет, а есть настоящее, вытекающее из прошлого.

В ОДНОЙ весьма неглупой книге мне встретились недавно хорошие слова: «Правда — для Истории, История — для Правды».

Есть и выражение «правда истории». Но так ли уж часто оно применимо к тому, что говорят и пишут о России Ленина, Сталина и Берии в нынешние времена?

Подлинную историю России сегодня официально убивают просто-таки «стрельбой по площадям». Однако давно сказано: «Если выстрелить в прошлое из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки».

А если выстрелить в прошлое из пушки?

А если ударить по нему ядерным взрывом?

Чем ответит тогда прошлое нашему настоящему и будущему- нашему будущему, будущему наших детей и внуков?

Например, в 2011 году мы перевалили рубеж 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны. И как же отметили эту дату «демократическая» «россиянская общественность» и официальные круги? Что — прошлому был дан объективный и честный анализ? Что — было воздано должное всем, кто не дрогнул в этот час?

Не дрогнул народ, но не дрогнули и его лидеры! Мужество было проявлено не только в стенах Брестской крепости, но и в стенах Кремля! Уже перед войной в Кремле шла работа фактически в военном режиме. И не на сталинском Кремле, не на Сталине лежит основная доля вины за провалы июня 1941 года. Историческая истина, кто бы и что бы ни говорил обратного, — в этом.

Увы, нынешние «властители умов» и «властители страны» пытаются взорвать историческую истину чем-то вроде информационного (точнее — дезинформационного) ядерного взрыва. Раз за разом очерняются Ленин, Сталин, Берия, другие соратники Сталина…

Новая Россия Ленина и Сталина создавала себя как Россию титанов. По сравнению с кремлёвскими лилипутами Ленин, Сталин, Берия и лучшие члены сталинской «команды» были Гулливерами! Но сегодня их имена и судьбы пытаются оторвать от жизни, судьбы и усилий народа.

А ведь Гулливер-Сталин руководил не Лилипутией, а страной, которая в считаные годы вырастала в страну множества Гулливеров. Не случайно в довоенном СССР Сталина дети были захвачены фильмом «Новый Гулливер» — там простой пионер-артековец силой волшебного сна оказывается перенесённым в.

Сколько в России титана сейчас и было в прошлом

На мировом рынке титана за последние два месяца цены стабилизировались, передает Kazakhstan Today.

По данным информационной компании Metal-Pages, на европейском рынке 70%-ного ферротитана цены на складе в Роттердаме (без уплаты пошлины) изменились с $5,80-6,05 до $5,90-6,0 за килограмм титана. Титановая стружка стоит 1,60-1,65 фунта стерлингов за фунт. По оценкам Metal Bulletin 70%-ный ферротитан (с уплатой пошлины и доставкой) торгуется по $5,90-6,00 за килограмм титана. Цены европейского свободного рынка титановой губки – $6,0 за килограмм.

Торговля титановой губкой на китайском рынке носит хаотичный характер при ограниченных объемах продаж в потребляющем секторе титанового проката, сообщают Metal-Pages. Указанный информационный источник отмечает неизменность по сравнению с прошлой неделей ценовых диапазонов, составляющих и 46 000-49 000 юаней за тонну ($7615-8112) для 99,7%-ного и 99,6%-ного материала, соответственно. При этом некоторые производители отмечают, что цены на 99,7%-ную губку могут быть даже ниже 46 000 юаней за тонну ($7615). Один из таких источников сообщает, что после объявления о закупке титановой губки для Китайского государственного бюро по резервам ему удалось заключить с постоянным заказчиком долгосрочное соглашение на поставку слитков, однако после этого не было заключено никаких контрактов.

Государственное бюро по резервам Китая (State Reserve Bureau, SRB) объявило о закупке в конце декабря 8700 тонн титановой губки для снижения рыночных запасов и защиты титановой промышленности. После этого известия на внутреннем рынке Китая преобладающие цены на титановые слитки возросли примерно на 2000 юаней за тонну, или до 62 000-65 000 юаней за тонну ($10 264-10 761). Материал будет поставлен компаниями Baoti Group, Northwest Institute for Nonferrous Metals, Western Titanium Technology, Hunan Goldsky Titanium Industry, Zunyi Titanium и Zunyi Ningxia Orient Tantalum Industry. Закупочная цена составит 73 000 юаней за тонну($12 086) сплавных слитков и 66 000 юаней за тонну ($10 927) чистых титановых слитков. В первые десять месяцев 2013 года Китай экспортировал 3520 тонн титановой губки, что на 12,83% меньше значения в 4038 тонн за аналогичный период прошлого года.

Если рассматривать ситуацию на рынке в отрыве от эффекта предполагаемых закупок SRB, то улучшения малозаметны, ожидаемого роста заказов не произошло и новых контрактов в последнее время не заключалось. В условиях по-прежнему вялого рынка титановой продукции производителям все также очень трудно добиться более высоких цен.

И хотя последние потребительские закупки на внутреннем и зарубежном рынках поддерживают китайские цены на титановую трубу, сообщили промышленные источники Metal-Pages, но отпускные цены на титановую губку остаются без изменений относительно предыдущего уровня. Источник из провинции Лаонин отметил, что в целом для рынка титановой трубы 2013 год был более удачным, чем предыдущий, несмотря на избыточность поставок. Она, в свою очередь, становится следствием слишком быстрого расширения производственных мощностей.

Китайский рынок титанового листа практически замер из-за слабой покупательской активности, а также переизбытка материала на рынке титановой продукции, сообщают промышленные источники. “В настоящее время объем выпуска нашей продукции сократился вдвое из-за очень высокого уровня складских запасов и нестабильности торговли”, – заявил источник из провинции Шаньси.

По данным China Nonferrous Metals Monthly, выпуск титана в Китае за январь – ноябрь 2013 года увеличился на 0,5%, или до 98,5 тыс. тонн. По мнению многих торговых источников, перенасыщение мирового рынка титана сейчас является основной проблемой для титанового сектора Китая.

В октябре показатели экспорта титана из Китая составили 390 тонн губки, то есть на 120,34% больше сентябрьского уровня в 177 тонн и на 875% больше, чем 40 тонн в октябре 2012 года, сообщается в данных китайской таможни. Основными пунктами назначения экспорта стали США (2865 тонн) и Южная Корея (326 тонн).

По данным Asian Metal, индийский рынок ферротитана демонстрирует снижение цены как на 30%-ный, так и на 70%-ный материал на внутреннем рынке. На этой неделе ферротитан 30% подешевел на 5 рупий, а материал 70%-ный – на 10-15 рупий за килограмм титана. В Гуйарате трейдеры предлагают материал 30%-ный по 140-145 рупий за килограмм титана, и отмечают, что продавать его дороже уже затруднительно. В Махараштре материал 70%-ный также продается неактивно и стоимость сделки составляет 320 рупий за килограмм.

Производство титана ОАО “Корпорация ВСМПО-Ависма в 2013 году сократилось на 0,3% по сравнению с 2012 годом, или до 29,2 тыс. тонн, сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе компании. В пресс-службе пояснили, что при сохранении объемов производства прибыль увеличилась за счет изменения номенклатуры продукции. Ранее сообщалось, что в 2012 году “ВСМПО-Ависма” произвела 29,3 тыс. тонн титана. “ВСМПО-Ависма” является монополистом по производству титана и титановой продукции в России.

По сообщению агентства Reuters, российская компания “ВСМПО-Ависма”, крупнейший в мире производитель титана, к 2017 году увеличит производство титановых штамповок в 3,6 раза по сравнению с 2007 годом, благодаря контрактам с мировыми авиастроительными гигантами и развитию отечественного авиастроения. По прогнозу ВСМПО, потребность в титане у мировой аэрокосмической отрасли будет расти ежегодно на 5-7%, или превысит 85,0 тыс. тонн в 2018 году. За 15 лет, прошедших со дня заключения первого контракта с Boeing, список потребителей российского титана значительно удлинился, а доля поставок ВСМПО на американский рынок, несмотря на его самодостаточность, выросла до примерно 40% с 16%. Изначально сырье для производства титана – ильменит и рутил – импортировался из Украины, где сосредоточено около 20% мировых запасов ильменита и еще в советское время было построено несколько добывающих предприятий. Сейчас, согласно отчету ВСМПО, компания, стремясь снизить сырьевую зависимость от Украины, поставляет ильменит из Шри-Ланки. При этом компания купила собственное месторождение ильменита и рутила и планирует в 2016 году начать добычу. При этом выпуск титановой продукции сохранится на уровне прошлого года – 29,0 тыс. тонн, но будет ниже планировавшихся 32,0-33,0 тыс. тонн из-за просадки рынка промышленного титана.

В конце прошлого года компания “ВСМПО-Ависма” договорилась с мировым алюминиевым гигантом Alcoa о создании совместного предприятия на базе самарского завода Alcoa. На заводе Alcoa расположены два аналогичных ВСМПО пресса мощностями 75,0 и 30,0 тыс. тонн штамповок в год, сказал Владислав Тетюхин. Они были построены в советские времена, чтобы дублировать друг друга и исключить возможность остановки производства на ремонт. “Это СП для нас одновременно и запасной план, на случай выхода из строя одного из агрегатов, и расширение мощностей, потому что, учитывая прогноз спроса на титан, мы ставим вопрос о строительстве нового стана в обоснование увеличения спроса на титан на мировом рынке”, – сказал глава ВСМПО Михаил Воеводин. Поскольку алюминий и сталь подвергаются коррозии с композитом, потребление титана резко увеличится, как пример: на Боинг-737 нужно было 2 тонны титана, а на первый композитный самолет – Boeing 787 Dreamliner – 20 тонн. Начало титановому тренду в авиастроении, прежде бывшему одним из главных потребителей алюминия, положил Boeing 787, совершивший первый полет в 2009 году. “Следующий год будет как этот, может быть, незначительный рост на 5-7% по всем показателям, но не больше, потому что новые мощности будут введены в середине года и отдачу от них мы сможем получить только в 2015 году”, – прогнозирует гендиректор титановой корпорации.

Компания “ВСМПО-Ависма” вложит в новое производство в Титановой долине $70 млн – об этом говорится в заметке, опубликованной в корпоративной газете “Новатор”. “К 2017 году возможностей нашей механической обработки уже не будет хватать для выполнения производственных планов. Чтобы увеличить на 50% существующие мощности, и было принято решение строить вторую очередь механообрабатывающего центра. Планируемый объем инвестиций в этот проект превысит $70 млн. Решение организовать новое производство именно в Титановой долине было принято по двум критериям: экономическая целесообразность и близость к ВСМПО”, – отметил генеральный директор корпорации Михаил Воеводин.

“Я думаю, что старт для серьезного подъема производства мы прошли в предыдущие годы. И, обратите внимание, единственная негативная новость 2013 года – это упадок на мировом рынке промышленного титана. Это эхо финансового кризиса 2008 года, сказал М. Воеводин. – И пока мировые инвесторы не вернулись к реализации проектов с использованием титана. Но мы будем готовы к подъему рынка. Именно под перспективы новых объемов сегодня у нас на финише два наиболее дорогостоящих и долго строящихся объекта стоимостью более двух миллиардов рублей каждый. Я говорю о ковочном комплексе в цехе №22 и о новом участке плавильного цеха с двумя печами. Мощности корпорации с вводом только этих двух объектов должны возрасти на 15%”.

“Мощности по производству губчатого титана России превышают 45 тыс. тонн, – сообщил Андрей Александров, генеральный директор ассоциации “Титан”, на семинаре “Рынок титана. – На Украине мощности по выпуску губки составляют более 10 тыс. тонн, в Казахстане – свыше 25 тыс. тонн”. При этом в России мощности для производства титановых слитков достигают 77,9 тыс. тонн, в Украине – 10 тыс. тонн, в Казахстане – 11 тыс. тонн. Говоря о перспективах глобального рынка титана, А. Александров отметил, что на нем происходят структурные преобразования: если спрос со стороны авиакосмической индустрии растет, то в гражданской промышленности в последние годы наблюдался определенный спад заказов, связанный со сложной экономической ситуацией, сокращением проектов строительства атомных электростанций и опреснительных установок. В будущем же драйвером потребления будет, как и прежде, выступать мировая авиакосмическая индустрия: если в 2014 году спрос с ее стороны прогнозируется на уровне 65 тыс. тонн, то в 2018 году будет 80 тыс. тонн.

Сколько в России титана сейчас и было в прошлом

&nbsp Производство титана в России

Титану приказано выжить за счет западных инвестиций
Титановая промышленность России, которая после распада Союза и реализации конверсионных программ осталась и без сырья, и без потребителей, пытается решить свои проблемы. Иногда самостоятельно, иногда с помощью правительства. Недавно Виктор Черномырдин подписал распоряжение #892-р о комплексе неотложных мер по сохранению и развитию титанового производства в России в рамках целевой федеральной программы (1993-2002 годы). В этом документе акцент делается на привлечение иностранных инвестиций под государственные гарантии правительства России. Ъ анализирует ситуацию в титановой промышленности России.

История развития отрасли
В 1960-1990 годах в СССР была создана крупнейшая в мире титановая индустрия. К началу 90-х годов объем производства титана и его сплавов в Союзе превышал общий уровень производства США, Японии, Англии, Германии, Франции и Китая. Титановая промышленность бывшего СССР проектировалась в масштабах всего союзного народно-хозяйственного комплекса. Добыча и обогащение титансодержащих руд сосредоточены на Украине, производство лигатур осуществляется на Украине и в Таджикистане. 40% производства титановой губки приходится на Россию (Березняковский титано-магниевый комбинат, ныне АО “АВИСМА”), 40% — на Казахстан (Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат) и 20% — на Украину (Запорожский комбинат). Титановые слитки и полуфабрикаты производились в основном в России на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении (ВСМПО), Белокалитвинском, Ступинском и других предприятиях. На базовом предприятии отрасли — ВСМПО — в 1989 году было произведено 105 тыс. тонн продукции. Основным потребителем металла в СССР была оборонная промышленность — авиа- и ракетостроение, космическое машиностроение и судостроение. Еще в начале 90-х годов до 75-78% продукции ВСМПО приходилось на нужды оборонного и авиакосмического комплекса.
После распада СССР Россия — основной потребитель титана и его сплавов (на ее долю приходилось 72,5% потребления СССР) — осталась практически без собственных источников титанового сырья. Сегодня титановая промышленность России представлена двумя основными предприятиями — АО “АВИСМА” (производство титановой губки) и ВСМПО (слитки, сплавы и полуфабрикаты). Сложная ситуация усугубилась тем, что в странах СНГ (на Украине и в Таджикистане) приступили к разработке собственных программ по развитию титановой промышленности. Поэтому поставки титансодержащего сырья, концентратов и титановой губки в Россию неуклонно сокращались. Единственный же производитель титановой губки в России Березняковский комбинат, который получает сырье с Украины, в состоянии “закрыть” лишь около 40% перспективных потребностей. В 1994 году выпуск титановой губки в России составил немногим более 30% от уровня 1989 года.
С началом конверсии потребление титана и его сплавов значительно сократилось. В 1994 году спрос на металл основных гражданских отраслей-потребителей по сравнению с 1989 годом только в авиакосмическом комплексе снизился на 50%. Авиационный сектор, некогда занимавший 55% в структуре продаж ВСМПО, сократился до 10-15%. Как следствие к концу 1994 года объемы производства упали до 18-20% от уровня 1989-1990 годов. ВСМПО произвело всего 17 тыс. тонн титановой продукции. Руководство предприятия выражает серьезную обеспокоенность сокращением сырьевой базы. К тому же отношения двух российских предприятий титановой промышленности, завязанных в одну технологическую цепочку, довольно сложные. АО “АВИСМА” поставляет на ВСМПО титановую губку для дальнейшей переработки, однако сегодня эта схема дает сбой — АВИСМА хочет продавать свою продукцию за деньги (желательно по предоплате), а ВСМПО не всегда может выполнить эти условия.
В последние год-два около 40% своей продукции АО “АВИСМА” поставляет на экспорт. ВСМПО приходится использовать другие возможности получения сырья, например нереализованные остатки. Дело в том, что титановая продукция имела стратегическое значение и поэтому запасы ее накапливались в госрезерве. В последние годы эти резервы распродавались, в том числе и на ВСМПО. Правда, запасы госрезерва небезграничны.

В России продукция есть — рынка нет
Проблемы титановой промышленности России довольно типичны для многих отраслей: нет сырья и нет рынка сбыта. Следует отметить, что предприятия самостоятельно занимаются маркетингом своей продукции и вполне в этом преуспели. АО “АВИСМА” экспортирует почти половину своей продукции. Сокращение внутреннего рынка заставило и ВСМПО сосредоточить усилия на развитии экспортных программ. Структура российского экспорта титановой продукции значительно отличается от структуры экспорта развитых стран. В США и Японии около 80% внешних поставок приходится на готовую продукцию (товары глубокой переработки), а в России 80% составляют полуфабрикаты (слитки, слябы и биллетсы) и только 20% — трубы, листы, плиты, прутки. Тем не менее в 1994 году ВСМПО удалось отправить на экспорт 3800 тонн титановой продукции (в два раза больше, чем в 1993 году) и занять третье место после США и Японии. Список потребителей расширился до 33 фирм из США, Японии и Европы. В 1992 году доля экспорта в общем объеме продаж ВСМПО составляла 12% ($2 млн), в 1994 году — 35% ($58 млн), а в 1995 году она должна возрасти до 60-65% ($100 млн).
ВСМПО уделяет огромное внимание сертификации изделий. Как образно выразился директор по качеству и сертификации ВСМПО Анатолий Строшков, сертификат на продукцию — это ключ к двери в помещение, где находится рынок. Еще в 1991 году на предприятии стали создавать систему обеспечения качества, отвечающую требованиям международных стандартов. К настоящему времени ВСМПО сертифицировало некоторые виды продукции. Например, продукция для судостроения сертифицирована фирмой Lloyds Register Surveyor (Великобритания). Главное назначение титана — аэрокосмическая индустрия, поэтому основная работа по сертификации ведется именно в производстве изделий для этой области. Здесь система сертификации несколько отличается от других — она проводится потребителем. ВСМПО работает сразу с тремя ведущими производителями авиадвигателей в мире — Rolls Royce, General Electric и Pratt & Whitney. Rolls Royce после длительной процедуры сертификации продукции ВСМПО сделала предварительный заказ на поставку двух тонн титанового прутка диаметром 30 мм под штамповку лопаток компрессоров авиадвигателей. По мнению менеджеров компании General Electric Aircraft Engines, которая уже завершила сертификацию и тоже сделала заказ на поставку прутков под штамповку лопаток, ВСМПО “отвечает тем жестким требованиям, которые компания предъявляет к сотрудничающим с нами фирмам, и мы рады причислить его к кругу наших международных поставщиков”. Имеет ВСМПО договоренность о проведении такой работы и с американской фирмой Pratt & Whitney, благодаря которой ВСМПО сможет стать поставщиком для 90% рынка газотурбинных авиационных двигателей в мире.
Верхнесалдинское объединение через иностранных субпоставщиков продает Boeing титановые слитки. Переговоры о начале прямых поставок идут. Правда, Boeing очень долго рассматривает вопросы, связанные со сменой поставщиков. Поэтому в ближайшее время вряд ли будут приняты какие-нибудь решения. Намерение Boeing использовать больше титана в конструкциях своих самолетов позволит ВСМПО увеличить объемы поставок титановых слитков, слябов и заготовок через субпоставщиков американской корпорации. Кроме того, ожидается, что в ближайшее время Boeing проведет сертификацию титановых полуфабрикатов, полученных непосредственно от ВСМПО. Работает объединение и с европейскими производителями самолетов, прежде всего с фирмой Airbus Industrie, выпускающей аэробусы серии А-300. Наличие сертификатов дало основание ВСМПО требовать от заказчиков платить за продукцию по мировым расценкам. В большинстве случаев западные покупатели с этим соглашаются.

Титановые предприятия ищут выход из кризиса
Титановая промышленность России встала перед необходимостью создания собственной сырьевой базы, вовлечения в эксплуатацию новых месторождений. Сырьевая проблема весьма серьезна, и решить ее предприятия самостоятельно просто не в силах. С 1992 года руководство ВСМПО самостоятельно и через областную администрацию обращалось в федеральные органы власти с просьбой о помощи промышленности, имеющей стратегическое значение для народно-хозяйственного комплекса России. В 1992 году федеральное правительство приняло комплексную программу развития производства титана в России. Она направлена на решение вопросов обеспечения титановой промышленности России собственным сырьем, повышения качества проката и заготовок до уровня мировых стандартов, создания условий для более экономного использования металла на всех переделах, обеспечения всех отраслей народного хозяйства полуфабрикатами и заготовками в полном объеме.
Объем инвестиций для реализации предусмотренных программой мероприятий в ценах 1991 года оценивается в 3,7209 млрд руб. Мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению производства слитков, заготовок и полуфабрикатов из титановых сплавов должны были быть реализованы за счет кредита, погашаемого ежегодными отчислениями из собственных средств (до 73% чистой прибыли) предприятий, участвующих в реализации программы. Часть кредита в виде валютных средств в размере $161 млн (с учетом 15% импортной пошлины от контрактной стоимости) намечалось направить на приобретение импортного металлургического оборудования для обеспечения производства высококачественного проката из титановых сплавов на уровне требований мировых стандартов. Однако программа не выполняется. Во многом это объясняется тем, что львиную долю средств предполагалось получить из государственного бюджета (2,9524 млрд руб. — 79,35%). Остальную часть (0,7685 млрд руб. — 20,65%) — за счет кредитов государственного банка.
Попытки реализации федеральной программы наглядно продемонстрировали, что на государственное финансирование надеяться бессмысленно. Государство пытается внедрить в сознание промышленников, что инвестиции они могут привлечь, размещая свои акции на открытом рынке. Однако на ВСМПО, как, впрочем, и на многих других предприятиях, директорат боится потерять контроль над управлением предприятием и не верит в серьезность намерений стратегических инвесторов. Во время приватизации дирекция ВСМПО не позволила скупить акции сторонними инвесторам (самый крупный из них имеет не более 6%), ни один из них не прошел в совет директоров. Во избежание скупки акций у работников предприятия на объединении было создано АОЗТ “Союз ‘Верхняя Салда'”, куда трудовой коллектив вошел почти в полном составе. Однако АО “АВИСМА” ведет себя по-другому — крупным пакетом его акций владеет банк “Менатеп”. По имеющимся сведениям, “Менатеп” вместе с предприятием разработал инвестиционную программу. Однако на сегодняшний день она практически не реализуется. По некоторым сведениям, это происходит из-за того, что “Менатеп” стремится получить дополнительные гарантии возврата вложенных средств.
На ВСМПО же с редким упорством ждут государственной поддержки в рамках целевой программы. Для расширения сортамента, повышения качества титановой продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке требуются инвестиции — $65 млн на реконструкцию и $108 млн на модернизацию, внедрение новых технологий. Скажем, доля контрольно-испытательного оборудования в стоимости активной части основных фондов составляет всего 0,6%, хотя в соответствии с мировым стандартом требуется 5-6%.
В результате регулярных командировок в столицу представители созданной в Верхней Салде ассоциации “Титан” добились от федерального правительства определенных решений. По распоряжению премьера Виктора Черномырдина правительство признало необходимым привлечь иностранный инвестиционный кредит в объеме $65 млн под свою гарантию для технического перевооружения Верхнесалдинского металлургического производственного объединения. Кроме того, Роскомметаллургии с участием Минфина РФ, Внешэкономбанка и ВСМПО поручено провести переговоры с иностранными кредиторами о привлечении в 1995-1996 годах кредита в объеме $100 млн. Он будет использован на условиях проектного финансирования для увеличения экспортных поставок титановой продукции более глубокой переработки. Одновременно Минэкономики РФ, Минфин РФ и Роскомметаллургии обязаны в 1995 году выделить ассигнования из федерального бюджета ВСМПО и АО “АВИСМА” на содержание мобилизационных мощностей. В 1995 году будут проведены переговоры с соответствующими организациями Казахстана и Украины о подготовке проектов долгосрочных межправительственных соглашений о сотрудничестве в области титановой промышленности, в том числе по созданию межгосударственных финансово-промышленных групп.

Перспективы освоения титанового сырья в России

Титан относится к широко используемым в промышленном производстве элементам. Важнейшими видами титановой продукции являются пигментный диоксид титана (мировое производство около 3 млн.т TiO2 в год) и металлический титан (60-70 тыс.т Ti в год). Почти 90% диоксида титана используется в качестве наполнителя резины, бумаги, пластмасс, при матировании искусственного волокна, как усилитель силиконового каучука, в полупроводниковой керамике и т.д. Металлический титан и его сплавы, обладающие высокой коррозионной стойкостью и хорошим сочетанием механических и технологических свойств, применяются в самых различных отраслях промышленности: авиационной, космической, химической, металлургической, в машиностроении, судостроении.

Главными производителями пигментного диоксида титана являются США, Германия, Япония, Англия, Франция (около 70% мирового производства). Металлический титан производится в США, Японии, Великобритании, Казахстане, Украине и Китае.

В странах СНГ ведущее место по разведанным запасам титановых руд занимает РФ (58.5%) и Украина (40.2%). Однако в России в основном находятся неосвоенные месторождения, титановый концентрат из которых не производится. Главным же производителем титанового сырья (ильменита, рутила) в СНГ является Украина. В целом в СНГ известно большое число месторождений титана, которые относятся к различным промышленно-генетическим типам (табл. 1) По условиям образования они делятся на магматические, коры выветривания (остаточные), россыпи и метаморфизованные месторождения. В СНГ ведущую роль в получении титановых концентратов играют древние прибрежно-морские (ильменит, рутил, циркон и др.), а также аллювиальные и аллювиально-делювиальные россыпи ильменита и остаточные его месторождения, сосредоточенные в основном на Украине. Из большого числа титаносодержащих минералов главное промышленное значение имеют ильменит, рутил, лейкоксен, анатаз. Перспективны – перовскит, сфен и титаномагнетит.

В промышленных рудах содержится 0.5-35% TiO2, во вкрапленных рудах магматических месторождений обычно 7-10% TiO2. Россыпи часто характеризуются более низкими содержаниями титана. Однако относительно простое получение титановых концентратов из россыпей делают рентабельной их эксплуатацию. Добытый материал перерабатывается на обогатительных фабриках, где получают самостоятельные концентраты: ильменитовый, рутиловый, цирконовый, ставролитовый и др. Большинство из получаемых титановых концентратов содержат целую группу элементов-примесей (Sc, V, Ta, Nb, TR, Ga и др.), представляющих промышленную ценность. Особую ценность среди них представляет дорогостоящий скандий, который постоянно содержится в ильмените (до 0.02%) и рутиле (до 0.01%). В 1995 г. в США 1 г Sc2O3 (99.9%) стоил 63.2 долл., а 1 г металлического скандия (99.99%) – 125 долл. (по данным коммерческого каталога).

В настоящее время на территории СНГ титановые концентраты из руд коренных месторождений не получают. За рубежом главными производителями ильменитового концентрата из руд коренных месторождений являются Канада и Норвегия. Суммарно они дают около 30% ежегодной мировой титановой продукции.

На территории России все наиболее важные месторождения титана находятся в девяти металлогенических провинциях. Основными титанорудными провинциями России, в которых сосредоточено 81.6% ее запасов и 52.4% ресурсов титана являются: Тиманская (Ягерское и др. месторождения), Оклемо-Становая (Кручининское, Большой Сейим и др.), Уральская (Медведевское, Копанское и др.) (рис.1). Среди указанных провинций особняком стоит Тиманская, характеризующаяся уникальным генетическим типом титановых месторождений, представленных нефтеносными лейкоксеновыми песчаниками. Запасы руд значительные, превышающие на отдельных объектах десятки миллионов тонн. Содержание лейкоксена в них от десятков до нескольких сотен кг/м3 (Ярегское и др.). Содержание TiO2 в песчаниках в среднем 10.5%. Содержание лейкоксена в тяжелой фракции до 80-90%. В качестве важных примесей редких металлов присутствуют ниобий, тантал, цирконий. Получаемый после обогащения концентрат, содержащий 45-55% TiO2, 34-40% SiO2 и 5-35% нефти, после отделения нефти пригоден для производства пигментного диоксида титана.

Другим перспективным для России типом титановых месторождений является магматический (месторождения Коларского, Джугджурского, Баладекского анортозитовых массивов). Интерес может представить месторождение Большой Сейим (Амурская обл.), титаномагнетит-ильменитовые руды которого содержат 5-15% TiO2. Из них получен кондиционный ильменитовый концентрат (46% TiO2), магнетитовый (63% Feобщ., 0.7% V2O5), апатитовый (40% P2O5). Запасы TiO2 на месторождении 23 млн.т. Заслуживают внимания апатит-титаномагнетитовые руды Джугджурского анортозитового массива, где выделяются три главных рудных поля: Богидесское, Гаюмское и Маймаканское. Эти руды содержат: 10-90% апатита, 50-70% титаномагнетита, до 10% ильменита. Концентрация TiO2 в титаномагнетите составляет 5.4-15.5%. Выполнен комплекс технологических работ по получению ильменитового концентрата из руд Медведевского, Копанского и Маткальского месторождений (Урал), из которого принципиально возможно получение титанового шлака, пригодного для производства пигментного TiO2. Эти же месторождения обладают существенными запасами ванадия, получение которого также возможно.

Перспективны в РФ на титан древние морские россыпи, которые расположены на Русской плите (Лукояновское, Центральное), а также некоторые россыпи Сибири (Туганское, Тулунское месторождения). В целом по России возможно заметное расширение минерально-сырьевой базы титана за счет значительных прогнозных его ресурсов, которые превосходят запасы по категориям А+В+С1+С2 примерно в два раза (рис.1).

В качестве существенного потенциального сырья для титана выделяются довольно многочисленные месторождения титаномагнетита (табл. 2). Они приурочены к целому ряду магматических мафит-ультрамафитовых формаций. Встречаются указанные месторождения в европейской части РФ, на Урале, в Сибири. Среднее содержание TiO2 в титаномагнетитовом концентрате некоторых месторождений может достигать 15-20% (Пудожгорское и др.) Кроме того, титаномагнетитовые руды отдельных месторождений уже сейчас являются главным источником получения ванадия в России (Гусевогорское, Первоуральское месторождения). В перспективе из них возможно получение титана, скандия, марганца, галлия. Запасы титаномагнетитовых руд некоторых месторождений могут достигать нескольких миллиардов тонн. Их доля в запасах железа СНГ на 1990 г. составляла 7.7%, а добыча 8.3%. При плавке содержащейся в титаномагнетите титан переходит в шлак, откуда его извлечение возможно. Повышение комплексности использования титаномагнетита для РФ существенно, и содержащийся в нем титан может играть далеко не последнюю роль. Даже относительно невысокие по титанистости титаномагнетиты Гусевогорского месторождения (в среднем 3.3% TiO2) дают доменные шлаки, которые содержат 9.4% TiO2.

Конверторный шлак, остающийся после передела ванадистого чугуна также характеризуется повышенной титанистостью. Возможно, что в будущем окажется целесообразным получение из конверторного шлака не только V2O5, но и диоксида титана, глинозема и марганца.

Перспективно производство титана, а также Al, TR, Nb из шлаков, которые образуются в результате плавки концентратов, полученных из перовскит-титаномагнетитовых руд (месторождение Африканда и др. Кольского п-ва). В этих шлаках содержится, % масс: 39.9-42.2 TiO2; 5.8-6.6 Al2O3; 1.6-2.1 TR2O3; 0.4 Nb2O5. Значительные масштабы перовскит-титаномагнетитовых руд позволяют рассчитывать на широкие возможности их комплексного использования.

Важным направлением в развитии производства титанового сырья является получение искусственного рутила из природных ильменитовых концентратов и титановых шлаков (рис. 2). В настоящее время в мире производится

830 тыс.т синтетического рутила, богатого по содержанию TiO2 продукта, пригодного для производства пигментного диоксида титана хлорным методом.

Ценность титанового сырья в значительной степени (

50%) еще определяется присутствующими в нем редкими металлами. При хлорном методе переработки титановых концентратов редкие металлы накапливаются в хлоридных возгонах в таких количествах, существующими технологическими методами могут быть в качестве товарной продукции получены трехокись скандия, хромовый концентрат, железооксидные пигменты, соли марганца, коагулянты для очистки сточных вод и др. (рис. 3).

Таким образом, ресурсы титанового сырья в России значительные и в состоянии обеспечить потребности в титане на многие десятилетия. Однако в результате распада СССР Россия осталась как без освоенных месторождений, так и без ведущих перерабатывающих предприятий. Действующий Березниковский титано-магниевый комбинат в настоящее время не в состоянии обеспечить будущее развитие титановой промышленности РФ, потребности которой оцениваются в 300-675 тыс.т TiO2/год (Быховский, Зубков, 1996). Такие крупные месторождения, как Ярегское, Медведевское, Большой Сейим и др. не подготовлены к эксплуатации. При этом существуют значительные сложности и недоработки в технологии получения диоксида титана из их концентратов.

В этой связи развитие собственной титановой промышленности России (помимо наращивания запасов) должно определяться технологией комплексной переработки концентратов крупных титановых месторождений, расположенных в регионах с развитой инфраструктурой. Проблема комплексности решается в случае внедрения хлорной технологии, которая позволяет извлекать из сырья кроме титана, такие ценные металлы, как скандий, ванадий, хром, ниобий и др. и может быть практически безотходной и экологически чистой.

Ссылка на основную публикацию