Страна двух господ
Что бывает, когда появился новый президент, а старый никуда не ушел? Вот как это было в Казахстане

Желание Владимира Путина изменить Конституцию, чтобы изящно решить проблему-2024, уйдя с президентской должности, но оставшись центром принятия решений, имеет свежую историческую аналогию. Совсем недалеко от России, в Казахстане, почти год действует почти что двоевластие: ушедший 19 марта 2019 года в отставку первый президент страны Нурсултан Назарбаев остался курировать действия нового президента Касым-Жомарта Токаева.
Для этого Назарбаев тоже заранее изменил Конституцию, создав себе множество возможностей для политического маневра и чуть меньше чем полностью заблокировав такие возможности для своего ставленника.
Насколько такая система работоспособна? На короткой дистанции — да, но в дальнейшем она неизбежно создаст хаос и большое количество конфликтных точек, уверен казахстанский политолог, автор книги о казахстанском транзите власти «Деформация вертикали» Досым Сатпаев. В интервью спецкору «Новой» он объяснил, с чем предстоит столкнуться российской политической системе, если она будет точь-в-точь копировать казахстанский вариант транзита власти.
Карточка эксперта
Досым Сатпаев — казахстанский политолог, кандидат политических наук, публицист, меценат. Автор нескольких книг о политике Казахстана, в том числе книги «Деформация вертикали», в которой Сатпаев разбирает особенности транзита власти в авторитарной республике. Является директором консалтинговой неправительственной организации «Группа оценки рисков» и соучредителем «Альянса аналитических организаций Казахстана».
— Сейчас много сравнивают Казахстан и Россию, поскольку транзит власти в обеих странах проходит похоже. И там и там объявляется конституционная реформа; как минимум формально усиливается роль парламента; реанимируется какой-либо госорган, куда может с новыми полномочиями уйти предыдущий лидер, чтобы в итоге остаться у власти. Все и вправду делается по одним лекалам — что в Москве, что в Нур-Султане, — или истории все-таки принципиально различны?
— Думаю, что, глядя на события в Казахстане в прошлом году, Путин определенно воодушевился. Казахстанская модель не транзита, а полутранзита привлекательна тем, что президент ушел, но остался в качестве центра власти. При этом я бы не стал употреблять термин «двоевластие», поскольку это предполагает наличие двух равноценных политических лидеров. В Казахстане такого пока нет. Есть Библиотека (Библиотека первого президента Казахстана — здание в Нур-Султане, где теперь находится резиденция Нурсултана Назарбаева. — В. П.), которая концентрирует у себя большее количество полномочий, пока Назарбаев живой и дееспособный. А есть Касым-Жомарт Токаев и Акорда (аналог Кремля — В. П.): у нынешнего президента есть формально тоже свои полномочия, но понятно, что не он на самом деле все контролирует. В этом и заключается полутранзит, настоящая смена власти наступит тогда, когда первый президент уйдет из власти полностью.
И этот полутранзитный вариант как раз Путина и заинтересовал. Действительно, не обязательно быть президентом.
Можно быть надсистемным лидером, как Ли Куан Ю, как Дэн Сяопин, при этом обладая дополнительными полномочиями в рамках квазигосударственных структур. Тут еще надо отметить, что в Казахстане Назарбаев же не только пожизненный председатель Совета Безопасности, у него на самом деле семь должностей! И вообще-то есть еще восьмая и девятая должности: он — почетный председатель Евразийской экономической комиссии и с недавних пор еще и пожизненный почетный председатель Совета Сотрудничества тюркоязычных государств. Путин стоит перед подобным выбором: что сейчас сделать платформой для своего постпрезидентства — надо ли изменять статус Совета Безопасности, как это сделали в Казахстане, либо усиливать Госсовет (такой структуры, кстати, у нас нет). Или все-таки усилить Думу, о чем сейчас говорят: это будет путинская версия парламентской республики, при этом контролируемая им Дума может управлять любым преемником. В Казахстане, кстати, сейчас об этом тоже думают: консерваторы среди сторонников Назарбаева размышляют, не взять ли парламент под контроль, но не для демократизации, а чтобы противостоять любому следующему президенту, если он вдруг по примеру узбекского лидера Шавката Мирзиёева начнет зачищать элиту.
Читайте также
Три аэродрома Путина. Что президент собирается сделать с Конституцией: версии авторов Основного закона страны 1993 года
— Насколько созданная за последний год Назарбаевым система двух центров власти, пусть один из них и с усеченными полномочиями, политически стабильна? Не возникает ли между Назарбаевым и Токаевым каких-то конфликтов, явных или скрытых?
— Назарбаев создавал систему, исходя из того, как он сам понимает стабильность.
Для него стабильность — это когда он контролирует все.
По сути, так оно и есть: кадровые вопросы Назарбаев курирует до сих пор, внешняя политика по-прежнему находится в сфере его интересов, ключевые внутриполитические вопросы тоже с ним согласовываются — сам Токаев постоянно об этом говорит. С тактической точки зрения система работает, но мы видим, что амбиции у Токаева растут. Это политическая психология: человек, который получил хотя бы небольшой кусок власти в свои руки, рано или поздно захочет получить больше. Токаев постепенно привыкает к своему статусу президента, и естественным образом его все меньше устраивают имеющиеся ограничители. Разумеется, он не будет в открытую выступать против Назарбаева, но уже прикидывает, что станет делать после полного ухода первого президента. Ему хочется и дальше оставаться у власти, пусть для этого и придется бороться с представителями элиты в окружении Назарбаева. Иными словами, со стратегической точки зрения система перестает быть устойчивой. Мы уже видим эффект от того, что в стране есть формальный президент и неформальный куратор всей системы: бюрократический аппарат пребывает в постоянном напряжении.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев (на первом плане), председатель нижней палаты парламента Нурлан Нигматулин (на втором плане) и бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (на дальнем плане) поздравляют президента со вступлением в должность. Фото: Павел Александров / ТАСС
— Чиновники не знают, кому подчиняться?
— Есть определенные формальные процедуры, и при наличии официального центра принятия решений в лице Токаева их выполнять необходимо, потому что он все-таки президент. Но у всех тут же возникает вопрос, насколько решения президента были согласованы с Назарбаевым. Проблема казахстанского бюрократического аппарата в том, что он базируется на нежелании брать на себя хоть какую-либо ответственность. Это и при одном Назарбаеве было проблемой, а теперь нежелание только усилилось: можно ведь выполнить не согласованное с первым президентом указание, и определенные последствия могут наступить уже для тебя лично.
Читайте также
Никаких перемен. Юлия Латынина: В России будет царь. И как его зовут, всем известно
— Насколько Назарбаев может теперь контролировать публичное поле? Я смотрю по новостям последних нескольких месяцев, Токаев повестку у него, кажется, перехватывает.
— Для Назарбаева тоже выгодно, чтобы Токаев повысил свою легитимность. Она была очень низкой, да и сейчас не очень высокая. Токаеву дали определенный карт-бланш на занятие популизмом, он им и занимается — что в политическом, что в социально-экономическом сегменте, — раздавая большое количество пожеланий и обещаний и заявляя о необходимости глубоких системных реформ.
Президенту надо наращивать имидж человека, который работает внутри концепции «слышащего государства» (он ее автор).
— Как решается вопрос с представительством Казахстана на внешнем уровне при наличии двух лидеров? Есть история, когда в конце декабря на саммит глав стран ЕАЭС поехал не Токаев, а Назарбаев.
— Токаев в качестве президента нанес визиты к стратегическим партнерам — в Москву, Пекин и Бишкек. Но Назарбаев всячески пытается показать, что сфера внешней политики — его прерогатива. Еще раз: у него есть должность почетного председателя Евразийской экономической комиссии и пожизненного председателя Совета Сотрудничества тюркоязычных государств. Понятно, что это был реверанс со стороны стран-участниц этих объединений. Но, с другой стороны, и сам Назарбаев таким образом хотел демонстративно показать, что не только он, но и часть международного сообщества считает: именно Назарбаев должен продолжать играть важную роль во внешней политике Казахстана.
Первый президент хочет заставить всех свыкнуться с мыслью, что Токаев решает внутриполитические проблемы, а он занимается своими любимыми глобальными инициативами.
— Назарбаев всему миру хочет показать этот новый статус-кво?
— Конечно. Это шаги не для восприятия внутренней аудиторией. Назарбаев сейчас занял очень хорошую позицию: внутри страны контролирует очень много, но фактически ни за что не отвечает. Все «косяки» будут переходить на голову Токаева. А на внешнем периметре Назарбаеву нравится играть роль свадебного генерала и выступать с эпохальными, как он считает, речами — поэтому он и разъезжает по тем местам, куда на самом деле по регламенту должен был ехать действующий президент. Всех это устраивает.
Дочь первого президента Казахстана Дарига Назарбаева занимает важный пост председателя Сената страны . Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
— Для Путина тоже важен такой мотив — свалить всю внутреннюю кухню на преемника, а самому заниматься внешнеполитическими делами?
— Думаю, что да. И Назарбаев, и Путин любят использовать тактику «хороший царь, плохие бояре».
Им удобнее позиционировать себя в качестве надсистемных игроков, которые якобы дали возможность проявить себя другим системным политикам, пусть они на себя берут ответственность за происходящее. Хотя согласовываться все будет по-прежнему напрямую с лидером. Что до внешней политики, то для Путина она даже важнее, чем для Назарбаева. Он ведь, по сути, создал за годы своего правления абсолютно новую, путинскую модель внешней политики: агрессивную, экспансионистскую, с элементами советской сверхдержавности. Путин не может не продолжать эту политику, ее же исполнения он будет требовать и от всех своих преемников.
— Возвращаясь к внутренним делам: ушел ли Назарбаев из сознания обычных людей в качестве человека, которому нужно, грубо говоря, поклоняться? Была ведь символическая вещь, когда в новогоднюю ночь перед жителями страны с обращением выступил Токаев, а не Назарбаев. Для большинства обывателей это точно означает конец эпохи, не так ли?
— Для молодых жителей Казахстана, которые родились в годы независимости и другого президента не знали, это был сигнал: не должен так долго сидеть один человек в кресле президента. Можно ли говорить о смене эпохи? Наверное, да, но время Назарбаева еще не закончилось, он по-прежнему доминирует над всеми. Однако все понимают — и в обществе, и в элите: сама система начинает играть против него. Когда Назарбаев уйдет, мы вступим в очень интересный период: тому же Токаеву нужно будет решать вопрос реальных, а не косметических реформ в политике, и перед обществом встанет задача не допустить снова того авторитаризма, который был внедрен при Назарбаеве.
По сути, происходящее сейчас ментально можно сравнить с распадом Советского Союза, когда часть людей боялась («А что теперь будет?»), а часть надеялась на перемены.
— Возможен ли в такой системе гипотетический вариант, при котором действующий президент совсем перестанет мириться с тем, что над ним существует еще один центр силы, и будет всячески конфликтовать с ним, выдавливая его на периферию? Или система изначально заточена таким образом, чтобы не допустить даже малейшего намека на внутреннюю оппозицию?
— Вопрос в уровне амбиций конкретного президента и в его возможности нарастить силы. Тот же Токаев по-прежнему для многих представителей элиты — темная лошадка. И опять же, без наличия своей, не зависящей от первого президента довольно большой команды, — без своих олигархов, без своих ставленников на ключевых постах в центральной и региональной власти — Токаеву очень тяжело бросить какой-то вызов.
Есть пример Кыргызстана, где Сооронбай Жээнбеков, будучи ставленником предыдущего президента Алмазбека Атамбаева, довольно легко разделался с ним.
Но у Атамбаева не было других должностей, кроме председателя Социал-демократической партии Кыргызстана, да и ту он потерял. Назарбаев пошел другим путем: он закрепил за собой законодательно все свои должности, при этом Совбез гипотетически вообще может серьезно ограничить полномочия Токаева. Парламент тоже полностью под его контролем.
— Ну и силовики.
— И силовики. Основные институты власти — в руках Назарбаева. И единственное, на что может рассчитывать нынешний президент, — и то не сейчас, а потом, — что после ухода Назарбаева значительная часть бизнес-элиты, выбирая между ним или кем-то из команды или семьи первого президента, предпочтет все-таки сделать ставку на Токаева. Пока же шансов нет: да, Назарбаев публично стал появляться реже, но он как Мориарти в «Шерлоке Холмсе» — держит в руках паутину, управляя тайно всей системой.
«новая» объясняет
Видео: Кирилл Мартынов, Глеб Лиманский, Александр Лавренов / «Новая газета»
Друзья!
Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».
«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.
Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Полный список депутатов Мажилиса Парламента РК V созыва
Накануне все партии, преодолевшие на выборах 7%-ный барьер определились со списками депутатов
Накануне все партии, преодолевшие 7%-ный барьер на внеочередных выборах в Мажилис Парламента РК – «Нур Отан», «Ак Жол» и КНПК, определились со списками депутатов Мажилиса Парламента РК V созыва от своих партий, сообщает Zakon.kz.
Напомним, на прошедших 15 января выборах, партия «Нур Отан» набрала 80,99% голосов избирателей, «Ак жол» – 7,47%, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) – 7,19%. На заседании Центральной избирательной комиссии, было принято постановление о распределении депутатских мандатов. Так, «Нур Отан» наделили 83 мандатами, «Ак Жол» – 8, КНПК – 7.
Также 16 января состоялись выборы депутатов Мажилиса Парламента РК от Ассамблеи народа Казахстана (АНК). Участие в голосовании приняли 335 членов Ассамблеи из 390 действующих. Всего в соответствии с законодательством Советом Ассамблеи были выдвинуты 9 кандидатов в депутаты.
Полный список депутатов Мажилиса Парламента РК V созыва выглядит следующим образом:
от партии «Нур Отан»:
1) Нурлан Абдиров – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
2) Мурат Абенов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
3) Сеитсултан Аимбетов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
4) Майра Айсина – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
5) Ирина Аронова – первый заместитель председателя Костанайского областного филиала НДП «Нур Отан»
6) Асангазы Оразгуль – начальник управления по развитию языков г.Астана
7) Жакип Асанов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
8) Турарбек Асанов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
9) Нургали Ашим – Министр охраны окружающей среды Республики Казахстан
10) Маулен Ашимбаев – советник первого заместителя Председателя НДП «Нур Отан»
11) Аскар Базарбаев – первый заместитель председателя Карагандинского областного филиала НДП «Нур Отан»
12) Загипа Балиева – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
13) Андрей Бегенеев – начальник цеха водоснабжения АО «АрселорМиттал Темиртау»
14) Мейрам Бегентаев – проректор Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова
15) Асхат Бекенов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
16) Ерсултан Бектурганов – заведующий Отделом Администрации Президента Республики Казахстан
17) Валихан Бишимбаев – ректор Южно-Казахстанского Государственного университета имени М. Ауэзова
18) Камал Бурханов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
19) Светлана Бычкова – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
20) Кабибулла Джакупов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
21) Жанат Джарасов – заместитель Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан
22) Темирхан Досмухамбетов – советник Президента Республики Казахстан
23) Ерген Дошаев – руководитель аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан
24) Жексенбай Дуйсебаев – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
25) Жалгас Дуйсенгалиев – секретарь Атырауского областного маслихата
26) Сергей Дьяченко – аким Акмолинской области
27) Бахытжан Ертаев – Халық қаһарманы
28) Кожахан Жабагиев – аким Шуского района Жамбылской области
29) Оналсын Жумабеков – председатель Высшего Судебного Совета Республики Казахстан
30) Сакен Жылкайдаров – заместитель акима Алматинской области
31) Толеген Ибраев – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
32) Куттыкожа Идирисов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
33) Бактыкожа Измухамбетов – аким Западно-Казахстанской области
34) Гульнар Иксанова – член Политического совета НДП «Нур Отан»
35) Гульмира Исимбаева – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
36) Серикжан Канаев – заведующий Отделом Администрации Президента Республики Казахстан,
37) Гульжана Карагусова – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
38) Куралай Каракен – директор Департамента по Актюбинской области Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РК
39) Ольга Киколенко – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
40) Виктор Киянский – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
41) Дарья Клебанова – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
42) Арман Кожахметов – директор департамента ТОО «Корпорация «Казахмыс»
43) Николай Кузьмин – генеральный директор Производственно-коммерческой фирмы «Титан»
44) Николай Логутов – аким Илийского района Алматинской области
45) Ромин Мадинов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
46) Анатолий Маковский – аким Тайыншинского района Северо-Казахстанской области
47) Усенгельды Медеуов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
48) Александр Милютин – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
49) Рахмет Мукашев – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
50) Урал Мухамеджанов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
51) Шалатай Мырзахметов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
52) Дарига Назарбаева – Председатель Исполнительного комитета Конгресса журналистов Казахстана
53) Нурлан Нигматулин – Первый заместитель Председателя НДП «Нур Отан»,
54) Серикбай Нургисаев – начальник Управления – председатель дисциплинарного совета Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Алматинской области
55) Айгуль Нуркина – первый заместитель председателя Павлодарского областного филиала НДП «Нур Отан»
56) Серик Оспанов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
57) Анатолий Пипенин – заведующий Отделом Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан
58) Надежда Петухова – главный врач Городской детской больницы № 1 г. Астана
59) Мейрам Пшембаев – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
60) Виктор Рогалев – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
61) Светлана Романовская – председатель правления Национальной лиги потребителей, член Бюро Политического совета НДП «Нур Отан»
62) Нуртай Сабильянов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
63) Уласбек Садибеков – первый заместитель Южно-Казахстанского областного филиала НДП «Нур Отан»
64) Айткуль Самакова – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
65) Рамазан Сарпеков – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
66) Гулнар Сейтмагамбетова – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
67) Бахытбек Смагул – заместитель председателя Ассоциации Ветеранов Афганистана
68) Алдан Смайыл – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
69) Айгуль Соловьева – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
70) Каирбек Сулейменов – председатель Центрального совета Организации Ветеранов Республики Казахстан
71) Куаныш Султанов – депутат Сената Парламента Республики Казахстан
72) Елена Тарасенко – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
73) Абай Тасбулатов – Командующий Республиканской гвардией Республики Казахстан,
74) Мухтар Тинекеев – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
75) Алихан Тойбаев – аким Енбекшиказахского района Алматинской области
76) Избак Умурзаков – первый заместитель акима Актюбинской области
77) Самиголла Уразов – аким г. Уральск Западно-Казахстанской области
78) Шавхат Утемисов – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
79) Светлана Ферхо – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва
80) Рауан Шаекин – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва,
81) Еркин Шпанов – начальник Управления координации занятости и социальных программ Атырауской области
82) Глеб Щегельский – директор Департамента Комитета технического регулирования и метрологии по Актюбинской области
83) Татьяна Яковлева – депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва.
от партии «Ак Жол»:
1) Азат Перуашев – председатель ДПК «Ак жол»;
2) Азамат Абильдаев – президент ТОО «Корпорация «КазГранит»;
3) Нурлан Жазылбеков – председатель Союза предпринимателей Карасайского района Алматинской области;
4) Меруерт Казбекова – председатель «Союза женщин – предпринимателей Казахстана», руководитель «Республиканской школы женского политического лидерства»;
5) Екатерина Никитинская – первый заместитель председателя правления НЭП «Атамекен», генеральный директор ТОО «Палата финансовых и налоговых консультантов РК»;
6) Аманжан Рыскали – генеральный директор ТОО «МК-Бизнес»;
7) Сагиятулла Сарсенов – председатель совета директоров корпорации «Иле»;
8) Алмас Туртаев – председатель Кызылординского областного филиала ДПК «Ак жол», советник генерального директора ТОО «НефтьТехСервис».
1) Владислав Косарев – секретарь ЦК КНПК
2) Толеш Кенжин – секретарь ЦК КНПК
3) Айкын Конуров – член бюро ЦК, координатор общественного фонда «Фокус»
4) Борис Сорокин – депутат Мажилиса Парламента РК II созыва, заместитель председателя президиума ЦК КНПК
5) Галина Баймаханова – кандидат геологических наук, доцент, почётный разведчик недр РК
6) Турсунбек Омурзаков – активист Астанинского горкома, руководитель ОО «Азамат», доктор экономических наук, кавалер ордена «Курмет»
7) Жамбыл Ахметбеков – секретарь ЦК КНПК, экс-кандидат в Президенты РК
от Ассамблеи народа Казахстана:
1) Жуматай Алиев – руководитель фонда «Стабильный Казахстан»
2) Мурат Ахмадиев – член правления республиканского центра уйгуров
3) Егор Каппель – член совета ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение»
4) Роман Ким – председатель ассоциации корейцев Казахстана
5) Ахмет Мурадов – сопредседатель ассоциации развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах»
6) Надежда Нестерова – заместитель председателя АНК Жамбылской области, член совета ассоциации русских, славянских и казачьих организаций
7) Зухра Саяпова – руководитель татаро-башкирского этнокультурного объединения «Тан» города Астана
8) Юрий Тимощенко – заместитель председателя АНК, председатель союза «Рада украинцев Казахстана»
9) Розакул Халмурадов – почетный председатель республиканского узбекского этнокультурного объединения «Дустлик».
Сколько получают казахстанские депутаты в сравнении с зарубежными коллегами
Размер заработка отечественных народных избранников превышает минимальную заработную плату казахстанцев почти в 16,5 раза
Казахстанские депутаты, в отличие от некоторых своих зарубежных коллег, крайне редко жалуются на уровень своей заработной платы. Когда в марте 2017 им в последний раз поднимали зарплаты, некоторые из народных избранников даже высказывались в том духе, что эта мера совсем необязательная. Впрочем, роптать и возмущаться против нововведений никто из них особо не стал. В такой ситуации очень легко согласиться с мудростью древних: от судьбы не уйдёшь.
На новую высоту. Токаев поручил удвоить зарплату педагогам
Сегодня среднестатистический народный избранник получает около 700 тыс. тенге в месяц. Размер заработка конкретного депутата зависит от его стажа и принадлежности к различным парламентским комитетам. Дополнительно к зарплате законодатели пользуются различными благами за счет госбюджета: служебной квартирой, служебным транспортом, оплатой расходов на командировки и загранпоездки, бесплатной медицинской помощью, расходами на помощников депутата и т.д. Так что итоговая сумма может вырасти в два-три раза.
Уместно будет сравнить зарплату казахстанских депутатов с заработком населения. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, среднемесячная заработная плата в стране за октябрь 2019 составила почти 189 тыс. тенге, то есть народные избранники зарабатывают в 3,7 раза больше, чем среднестатистический работоспособный казахстанец. Оспаривать приведённую среднестатистическую зарплату мы не будем, лучше возьмём неопровержимый показатель в виде минимальной заработной платы. В 2019 её размер составил 42 500 тенге. Получается, депутаты зарабатывают в среднем в 16,5 раза больше.
А что же у зарубежных коллег, на которых при удобном случае любят ссылаться отечественные парламентарии? Везде по-разному.
Средняя зарплата российского парламентария со всеми трудовыми надбавками составляет около 400 тыс. рублей* (более 2,4 млн тенге**). Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) российского работника составляет в текущем году 11 280 рублей (около 68 тыс. тенге). Таким образом, российский депутат получает в среднем в 35,5 раза больше, чем соотечественник, работающий за “минималку”. Не стоит забывать и про различные льготы и привилегии в виде служебного жилья, автомобиля, помощников. По сообщениям российских СМИ, на каждого парламентария ежемесячно закладывается бюджет 1,5 млн рублей (9 млн тенге).
Украинские депутаты Верховной Рады в среднем получают около 40 тыс. гривен (632 тыс. тенге), то есть их зарплаты вполне сопоставимы с доходом казахстанских коллег. Минимальный размер оплаты труда в Украине составляет 4173 гривен (около 66 тыс. тенге) – разница в 9,5 раза.
Нигматулин – вице-министру: Я думал, вы из Министерства культуры. Хорошо поёшь!
В Беларуси депутаты получают в среднем 3687 рублей (701 тыс. тенге). Размер минимальной зарплаты составляет 330 белорусских рублей, или 66 766 тенге. Это почти в 11,2 раза больше.
Депутаты кыргызского Жогорку Кенеша являются едва ли не самыми низкооплачиваемыми народными избранниками в СНГ. Средняя заработная плата депутата парламента Кыргызстана составляет около 30 тыс. сомов (167 100 тенге). Но этого хватает, чтобы превышать минимальную зарплату в 25 раз – минимальный оклад в соседней республике составляет всего 1200 сомов (6684 тенге, или $17).
Перейдём от СНГ к Европе. В Литве зарплата депутатов составляет в среднем 2963 евро (1 млн 280 тыс. тенге). Она превышает минимальную зарплату (550 евро, или 237 600 тенге) в 5,4 раза.
В сейме Польши зарплата приносит депутату 8017 злотых (809 тыс. тенге). В 2019 году МРОТ в республике составляет 2250 злотых (227 250 тенге). Польские избранники получают всего в 3,5 раза больше, чем минимально зарабатывающий поляк. Весьма красноречивый показатель!
В Европарламенте депутаты после уплаты налогов получают на руки 6825 евро (2 млн 950 тыс. тенге). Правда, в большинстве стран депутатам Европарламента нужно заплатить дополнительный налог, поэтому итоговая зарплата парламентария зависит от того, откуда он родом.
Депутат бундестага в Германии в месяц зарабатывает 10 083 евро (4 млн 356 тыс. тенге). МРОТ в ФРГ в текущем году составляет 1584 евро (почти 685 тыс. тенге). Разница составляет 6,3 раза.
В Великобритании месячная зарплата депутата палаты общин равна 6622 фунтам стерлингов в месяц (3 млн 318 тыс. тенге). Она превышает минимальный показатель в размере 1698 фунтов (850 700 тенге) в 3,9 раза.
Одними из самых высокооплачиваемых депутатов в Европе оказались итальянские парламентарии. В месяц они зарабатывают около 10 435 евро (более 4,5 млн тенге), при этом МРОТ на законодательном уровне в Италии так и не введён, хотя разговоры об этом постоянно ведутся последние 15 лет. Есть некий аналог этого понятия – «гражданский доход». Он равен 780 евро (337 тыс. тенге). Разница – почти в 13,4 раза.
Индекс iPhone. Сколько надо работать казахстанцу, чтобы позволить себе новинку от Apple?
Греческие депутаты, несмотря на то что в последние несколько лет не повышают минимальный размер оплаты труда, а понижают, начинать с себя не хотят. Местные законодатели получают ежемесячно 5 135 евро (2 млн 218 тыс. тенге), МРОТ составляет 758 евро (327 тыс. 500 тенге). Разница – 5,8 раза.
В США представители обеих палат получают ежемесячно по $14,5 тыс. (5 млн 655 тыс. тенге). В Штатах есть федеральный МРОТ, он равен $7,25 в час (что при 40-часовой рабочей неделе равно $1 160 в месяц, или 452 400 тенге). При таком соотношении конгрессмен или сенатор зарабатывает в 12,5 раза больше. Однако стоит учитывать, что каждый штат и даже муниципалитет имеет свободу действий и может устанавливать свой минимум. Например, в калифорнийской Санта-Монике нельзя платить меньше $13,25 в час, а в Эмеривилле того же штата – меньше $15,69 в час.
Австралийские депутаты зарабатывают 16,1 тыс. австралийских долларов, что превышает МРОТ в 5,6 раза – он равен 2 880 долларам (772 тыс. тенге).
Своеобразный рекорд установили депутаты Нигерии. В месяц избранники африканского народа получают около $13,5 тыс. (5 млн 265 тыс. тенге). Минимальная зарплата здесь равна $71 (27 690 тенге). Разница составляет 190 раз.
* – здесь и далее до уплаты налогов;
** – здесь и далее по текущему курсу Нацбанка РК.
Самые яркие и интересные истории – в нашем Instagram
Земля казахская: что произойдет, когда Казахстан станет мононациональным государством
![]() |