Чем занимается Росаккредитация, история создания

История появления системы аккредитации

Введение

Создание Национального органа по аккредитации в Германии . . . . . . . . . . .14

3 Структура Национального органа по аккредитации Германии DAkkS . . . . .17

3.1 Органы, входящие в совет, надзор за немецким органом по

3.2 Органы – комитеты для выполнения задач в качестве независимого

органа по аккредитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

4 Критерии и процедура аккредитации в Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Аккредитация рассматривается сегодня как основной способ для какой-либо

организации доказать свою компетентность в любых отраслях, где она может

Более того, выданный документ об успешно проведенной аккредитации может обеспечить доверие партнеров и более устойчивое положение на рынке.

Ниже будет рассмотрена история возникновения системы аккредитации в Германии, ее модернизация, а также процедура и критерии.

Немецкий стандарт DIN EN ISO / IEC 17011, выполнение требований которого обеспечивает удачное прохождение аккредитации, говорит о том, что :
«Аккредитация является подтверждением со стороны третьих лиц, в котором излагается формально, что орган по оценке соответствия является компетентным для выполнения конкретных задач по оценке соответствия”.

После второй мировой войны была разработана концепция о Соединенных Штатах Европы. В Страсбурге 5 мая 1949 года десять европейских государств образовали Совет Европы. Новое образование преследовало цель создания правовых и административных основ общего рынка с равными рамочными условиями для стран участников. По существу основным мотивом было желание устранить правовые, политические и как следствие – торговые барьеры в Европе.

Уже в мае 1952 года начало работать Европейское Сообщество по углю и стали (Горный союз), в состав которого вошли Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды и Люксембург – так называемый I-й Римский договор. 25 марта 1957 года те же шесть стран подписали II-й и III-й Римские договоры, в которых провозгласили о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Договоры вступили в силу 1 января 1958 года и имели целью создание в течение 12 лет общего рынка со свободным оборотом товаров, услуг, людей и капитала. При этом 1 июля 1957 года три организации – Горный союз, Европейское Экономическое Сообщество и Европейское Сообщество по атомной энергии были объединены в Европейское Сообщество (ЕС) и основали совместные исполнительные органы, такие как Совет Министров ЕС и Комиссия ЕС.

В 1960 году возникла Европейская ассоциация свободной торговли EFTA. Ее создали семь западноевропейских стран. Первая цель EFTA – упразднение таможенных пошлин во внутренней торговле промышленными товарами была достигнута уже в 1966 году. Однако только в 1993 году ЕС и EFTA объединились в Европейское Экономическое Пространство (EWR). К этому времени в ЕС уже вошли Дания, Великобритания и Ирландия (1973 г.), Греция (1981 г.), Испания и Португалия (1986 г.). Позднее, в 1995 году в ЕС вступили так же Австрия, Швеция и Финляндия. Теперь ЕС состоит из 27 членов.

Исходя из целей ЕС и руководствуясь почти столетним опытом в признании испытательных лабораторий и органов по надзору в Германии, заинтересованные круги с начала 90-х годов стремятся к созданию эффективной и международно признанной немецкой системы аккредитации. Предпосылкой к этому послужило принятие 23 июня 1989 года серии европейских стандартов EN 45000, которые с 1 мая 1990 года вступили в силу в качестве национальных немецких стандартов DIN EN 45000.

Уже в марте 1991 года был основан Немецкий Совет по Аккредитации (DAR) (рисунок 1), предоставляющий собой координационную рабочую группу и имеющий целью создание единой, международно признанной системы аккредитации в Германии как в законодательно регулируемой, так и в добровольной областях. По причине федеральной структуры Германии, было принято решение о создании децентрализованной системы аккредитации. Исходя из идеи децентрализации, перед DAR ставились лишь задачи по координации деятельности в области аккредитации и признания, ведению центрального национального реестра (баз данных) по аккредитации и признанию, а также представлению немецких интересов в национальных, европейских и международных организациях, занимающихся вопросами аккредитации и признания.

Рисунок 1- Состав первого Совета по аккредитации

В Германии находили свое существование 5 частных и 14 государственных органов по аккредитации, являющихся уполномоченными организациями, деятельность которых охватывала обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Координацию их деятельности осуществляет Совет по аккредитации (DAR)

Сам DAR не занимался аккредитацией, на него были возложены полномочия по координации деятельности по аккредитации и признанию, ведению центрального национального реестра по аккредитации и признанию и представительские функции в международных, европейских и национальных организациях в сфере аккредитации. Решения и стандарты, разработанные Советом, являлись основой для деятельности органов по сертификации, аккредитованных в DAR. В состав DAR входили представители как законодательно регулируемой области, так и добровольной. Решения, принятые DAR, были не обязательны и носили рекомендательный характер, распространяющихся на членов DAR, работающих в любой области.

Органы по аккредитации — члены DAR использовали единую форму аттестата, наличие которого предоставляло органам по оценке соответствия (ООС) право использовать знак аккредитации DAR на своих документах и сертификатах.

В DAR было аккредитовано 3330 ООС. База данных по ним находилась в свободном доступе и связана с базой данных Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА).

К частным органам по аккредитации относились:

· DAP (Немецкая система аккредитации в области испытаний);

· DACH (Немецкий орган по аккредитации в области химии);

· TGA (Немецкая ассоциация по аккредитации, включающая присоединившийся бывший DATech (Немецкий орган по аккредитации в области технологий);

· государственный орган по аккредитации DKD (Немецкая служба калибровки).

Они являлись участниками Многостороннего Соглашения о взаимном признании результатов ЕА и соглашений ILAC. Представители этих органов обладали международным опытом оценок «равного равным» и принимали активное участие в работе комитетов и рабочих группах ILAC и ЕА.

Рассмотрим органы по аккредитации в законодательно регулируемой области.

В законодательно регулируемой области, органы по сертификации назначаются решением федеральных и/или земельных рабочих групп. При этом указывается их область компетенции, выражающаяся в ограничении полномочий органа по сертификации осуществлять свидетельствование соответствия продукции определенной директиве EC

В гармонизированной регулируемой области органы по сертификации или надзору, нотифицированные федеральным правительством в Комиссии ЕС, проводят оценку соответствия согласно директивам ЕС. Комиссия ЕС рекомендует странам членам ЕС аккредитовывать данные органы, а также и испытательные лаборатории на соответствие стандартам серии EN 45000.

В результате ряда заключенных между землями соглашений, установленная законодательством компетенция государственных служб, осуществляющих деятельность в области аккредитации и признания, была передана трем Центральным органам, действующим на основе соглашений с землями. К Центральным органам земель в частности относятся:

· Центральный орган земель по технике безопасности;

· Центральный орган земель по охране здоровья в области медицинской продукции;

· Центральный орган земель по аккредитации во исполнение закона об опасных веществах.

Кроме трех Центральных органов по аккредитации, возникших в результате подписанных между землями соглашений, в законодательно регулируемой области в Германии действуют также ряд органов по аккредитации, образованных вследствие требований директив ЕС. Среди них следует отметить следующие:

· Орган по аккредитации федерального министерства почты и телекоммуникации (BAPT);

· Орган по аккредитации федерального ведомства по безопасности в информационной технике (BSI);

· Федеральный орган GLP.

Теперь будут изучены органы по аккредитации в законодательно нерегулируемой области.

В противоположность законодательно регулируемой области, в законодательно нерегулируемой области аккредитация соответствует требованиям рынка и, как правило, не базируется на законодательстве. Основу аккредитации здесь представляют стандарты или другие нормативные документы. Летом 1990 года была основана Головная организация по аккредитации (TGA). TGA берет на себя функцию координации работ самостоятельных (независимых) органов по аккредитации, связанных с TGA рамочными договорами. TGA признает полномочия органов по аккредитации в добровольной области на основании выполнения ими требований стандартов серии DIN EN 45000. Кроме указанных функций, на TGA возложены обязанности по урегулированию споров между органами по аккредитации, а также между органами по аккредитации и их заказчиками, а также TGA выступает в роли единственного в Германии органа по аккредитации органов по сертификации систем качества и органов по аттестации персонала.

В отдельное структурное подразделение выделена служба калибровки (DKD), которая является государственным органом по аккредитации калибровочных лабораторий и в добровольной области.

Pис. 2 – Структура Головной организации по аккредитации (TGA)

Органы по аккредитации испытательных лабораторий:

В законодательно нерегулируемой области в Германии работают следующие органы по аккредитации испытательных лабораторий, представленные в DAR:

· Немецкая система аккредитации испытаний (DAP GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации в области техники (DATech e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ e.V.) при Немецком институте по нормированию;

· Немецкий орган по аккредитации в области химии (DACH GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации “Металл и подобные материалы” (DAM e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации “Минеральные масла” (DASMIN GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации “Стальные конструкции и энергетика” (DASET e.V.);

· Общество по аккредитации и сертификации (GAZ GmbH);

· Немецкая служба калибровки (DKD e.V.).

Органы по аккредитации органов по сертификации продукции

В законодательно нерегулируемой области в Германии, аккредитацией органов по сертификации продукции занимаются следующие органы по аккредитации:

· Немецкая система аккредитации испытаний (DAP GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации в области техники (DATech e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ e.V.) при Немецком институте по нормированию;

· Немецкий орган по аккредитации “Металл и подобные материалы” (DAM e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации “Минеральные масла” (DASMIN GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации “Стальные конструкции и энергетика” (DASET e.V.);

Данные органы проводят аккредитацию на основании стандарта DIN EN 45011.

“Общие требования к экспертизе и аккредитации органов по сертификации” были сформулированы в проекте стандарта DIN EN 45010 (pr EN 45010:1995) с учетом международного документа ISO/CASCO 226 (2-я редакция) – будущего руководства 61 ИСО/МЭК (ISO/IEC Guide 61).

Аккредитация органов по сертификации систем качества

Единственным органом по аккредитации систем качества в Германии в законодательно нерегулируемой области является Головная организация по аккредитации (TGA GmbH) во Франкфурте-на-Майне. TGA была основана в 1990 году рядом немецких промышленных союзов. Наряду с Союзом Немецкой промышленности и Съездом Немецкой промышленности и торговли, соучредителями TGA являются объединения и союзы из различных отраслей.

Занимаясь аккредитацией органов по сертификации систем качества и аттестации персонала, TGA является координирующим органом в законодательно нерегулируемой области, что придает ему особое положение в немецкой системе аккредитации. Для выполнения функций координирующего органа, TGA имеет комиссию по структуре и надзору (рис.3.2), которая проводит аудиты органов по аккредитации.

В задачи TGA в области аккредитации органов по сертификации систем качества входит:

· аккредитация и надзор за органами по сертификации в соответствии с критериями стандартов DIN EN 45000;

· назначение экспертов для аудита органов по сертификации;

· организация обмена опытом между национальными и иностранными органами по аккредитации;

· оказание консультативной помощи другим органам по аккредитации.

Кроме того, TGA представляет интересы аккредитованных ей органов по сертификации в национальных, европейских и международных организациях.

Для координации работ в Немецком совете по аккредитации учреждены комиссии. В настоящее время действуют следующие четыре комиссии:

Комиссия по сотрудничеству (DAR-AZ)

Комиссия по обучению экспертов (DAR-ABT)

Комиссия по международному сотрудничеству (DAR-AIZ)

Читайте также:  Бонусная программа Остин и ее особенности: за и против

Комиссия по техническим вопросам (DAR-TF)

Структура органа по аккредитации (на примере DAP)

Структуру органа по аккредитации в добровольной области рассмотрим на примере DAP – Немецкой системы аккредитации испытаний.

Орган по аккредитации DAP существует с 1 июля 1994 года при Немецкой системе аккредитации испытаний (DAP) с местонахождением в Берлине. Единственным учредителем системы является Союз ведомств по испытаниям материалов (VMPA e.V.). Процедуры аккредитации проводятся под полную ответственность Управления делами DAP. Проведение экспертизы может частично передаваться институтам DAP, которые посредством рамочных договоров включены в систему качества DAP. Данная организационная структура DAP соответствует требованиям EN 45003 “Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий – общие требования к органам по аккредитации лабораторий”, издания марта 1995 года.

Органами DAP являются:

· Общее собрание членов VMPA e.V.;

· Комиссия учредителей из пяти членов VMPA e.V.;

· Управляющий совет, состоящий примерно из 20 представителей заинтересованных кругов;

четыре системные комиссии:

· AfA (комиссия по аккредитации),

· AfR (комиссия по правилам),

· AfQ (комиссия по качеству),

· AfB (комиссия по жалобам),

· 14 отраслевых комиссии.

Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 1115 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Чем занимается Росаккредитация, история создания

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

История аккредитации. Сравнительный анализ. Предложения для дальнейшего развития

Задача настоящего доклада не огорчить или обвинить кого-то, а обозначить масштаб задач, стоящих перед всем обществом в части подтверждения соответствия.

1. Мы говорим сегодня о построении системы национальной аккредитации в лице Единого национального органа по аккредитации. Этот орган создавался в рамках гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами ВТО. Принцип ВТО – «отдай свой рынок, получи множество рынков». И чтобы действительно снять торговые барьеры для российских предпринимателей, необходимо добиться признания российских результатов по подтверждению соответствия. И главной и основной целью НОА (Единый национальный орган по аккредитации – Федеральная служба по аккредитации «Росаккредитация) является международное признание. Однако без глубочайшей и широчайшей ревизии органов по подтверждению соответствия (органов по сертификации и испытательных лабораторий) такое признание невозможно. В том виде, в котором в настоящее время находится система подтверждения соответствия, о международном признании российских результатов глупо даже мечтать.

2. Аккредитация – часть системы подтверждения соответствия, и рассматривать ее отдельно нецелесообразно. Аккредитация является вершиной системы подтверждения соответствия, сосредоточением квалификации и гарантией прозрачности и честности процедур. Безусловно, от аккредитации в этой системе многое зависит, но на настоящую аккредитацию в лице НОА влияет наследие прошлого периода…

3. Предыдущая ситуация:

• 19 систем – 18000 органов по подтверждению соответствия (органы по сертификации и испытательные лаборатории) в обязательной сфере и более 1000 систем подтверждения соответствия в добровольной сфере;

• Процедуры аккредитации закрытые, непрозрачные, без сроков, с привлечением прямых конкурентов;

• Несоответствие органов по подтверждению соответствия (органов по сертификации и испытательных лабораторий) международным стандартам деятельности – заниженные критерии аккредитации. Во многих органах по сертификации Система менеджмента качества состоит буквально из 12 страничек. Регистрационные Журналы ведутся по-разному, часто не прозрачно – из этих журналов невозможно понять – когда подана заявка, когда проводились испытания и когда выдан сертификат. Нет журналов оборота образцов, нет системы хранения образцов. Вот и получается, что многие органы по сертификации или испытательные лаборатории могут выдавать сотни сертификатов или протоколов испытаний в день.

• Реестр экспертов по аккредитации, состоящий из экспертов, далеких от отраслей в своей области компетенции. Международные эксперты – это люди высочайшей квалификации в области своей компетенции, безупречной репутации, известные люди с массивом публикаций и публичных выступлений. С их мнением считаются целые отрасли. Мнение таких специалистов, как правило, принимается безоговорочно. В нашем же случае, кто является экспертом по аккредитации, представители отраслей и ФОИВы вообще не знают. Эти люди получали статус эксперта по аккредитации закрытым путем – какая-то масонская ложа. Поэтому наши эксперты по аккредитации и аккредитовали кого попало, репутацию-то не жалко, когда ее нет. Чтобы было понятно такое отношение к их деятельности, приведу пример – за последние 2-3 месяца до передачи дел (1 ноября 2011 года) в Росаккредитацию было аккредитовано 600. органов.

• Существовало требование об обязательном включении экспертов по сертификации в Национальный регистр экспертов по сертификации. Для включения требовалось формальное обучение 72 часа, 3 стажировки – и ты в регистре. А затем рассылался аттестат эксперта по всей стране, и мы наблюдаем экспертов, которые в один день подписывают сертификаты от Хабаровска до Калининграда по 100 штук в день.

• Организация органов по сертификации с едиными органами управления – 10 органов с одним директором, одним бухгалтером и одинаковыми экспертами. Выписываем сертификаты по 200 в день, а если попались – быстро закрылись, и на следующий день «работа» не останавливается. Или продаем сертификаты «налево и направо», и, не дожидаясь инспекционного контроля, закрываемся, и начинаем работать в лице следующего органа. А если кому-то нужно честную сертификацию, то извольте, 1 из 10 органов работает «по-белому». Попробуй – поймай.

• Превышение количества органов по сертификации над количеством испытательных лабораторий. В некоторых отраслях (легкой промышленности, парфюмерии, продукции для детей и подростков, игрушках, упаковки, средств индивидуальной защиты) органов по сертификации в 5 раз больше, чем испытательных лабораторий. Абсурд. Для сравнения в Германии 200 органов по сертификации и 2050 испытательных лабораторий. В нашей стране были созданы и эффективно работали принципиальные системы по подтверждению соответствия, например: система подтверждения соответствия средств связи – 4 органа по сертификации и 35 лабораторий или система подтверждения соответствия в области пожарной безопасности – 64 органа по сертификации и 64 лаборатории.

• Не было единого реестра сертификатов соответствия и деклараций соответствия – в результате мы наблюдаем разные продукты под одним номером сертификата.

• Неоправданные платежи органов по подтверждению соответствия за деятельность. Органы по подтверждению соответствия должны были отчислять в некий научно-технический фонд 1- 4 % от оборота. Такой своеобразный налог на деятельность, который, безусловно, перекладывался, в конечном счете, на плечи потребителей. А за что платил потребитель? Видимо за то, что его обманывали.

4. Результат: сложившийся масштабный мошеннический рынок по выписыванию сертификатов и протоколов испытаний. Огромный денежный оборот (750 миллиардов рублей), затраченный на подтверждение соответствия, в основном до сих пор растекается по паразитическим карманам. В России практически нет отрасли, в которой не применялись бы недобросовестные сертификаты. В этих условиях даже для легальных производителей и поставщиков невыгодно обращаться в честные органы. Конечно, надо отметить, что и в этих мрачных условиях есть честные участники процесса подтверждения соответствия, но это единичные и буквально героические личности. Эти герои нашего времени в меньшинстве, их услугами пренебрегают и пользуются редкие предприниматели – такие же редкие честные люди. Наросла масштабная масса повсеместного всероссийского обмана. Потребителей обманывают буквально везде. И кризис недоверия в обществе, о котором все говорят, это результат работы не политиков, большинству населения не важны политические проблемы, наши граждане устали от повседневного бытового обмана.

5. С момента организации НОА:

• 19 систем подтверждения соответствия преобразовались в 1 систему (кроме оборонной отрасли);

• Выпущено 602-ое Постановления Правительства с существенно расширенным перечнем критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующим международным стандартам. Было 5 критериев, и можно было бы легко нарядиться в соответствующие одежды, и стать органом по сертификации. Стало 65 критериев – задача существенно усложнилась для жуликов.

• Установлены понятные прозрачные процедуры аккредитации со сроками, калькуляциями затрат, возможностью отклонения экспертов, возможностью апелляций.

• Эксперты по аккредитации теперь сдают экзамены по области своей компетенции, знанию процедур аккредитации и процедур подтверждения соответствия.

• Отменено обязательное включение экспертов по сертификации в единый национальный регистр (что экономит органам до 50 000 рублей бесполезных затрат по одному эксперту), при этом введен мониторинг экспертов – орган не получает аккредитации, если в его штате работает эксперт из другого органа;

• Ведется единый реестр выданных сертификатов в части подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза и деклараций соответствия;

• Прекращены отчисления органов по сертификации с оборота 1-4% в некий научно-технический фонд.

6. Для скорейшего преодоления наследия предыдущего периода необходимо:

• Всемерно и всемирно усилить контроль на рынке.

• Повысить репутационные риски участников системы подтверждения соответствия – создать черные списки нарушителей и жуликов и вести их прямо на сайте Росаккредитации;

• Организовать Общественный Совет Росаккредитации и при нем постоянно действующую рабочую группу для работы с обращениями общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, а также для мониторинга за объявлениями в интернете и других СМИ с предложениями о выдаче сертификатов за 1-3 дня;

• В Росаккредитации упростить процедуру приостановления деятельности и отзыва аттестата аккредитации у органов по подтверждению соответствия в случае выявления недобросовестной деятельности;

• Предоставить возможность ФС по аккредитации отзыва несоответствующих сертификатов соответствия. Иначе будет продолжаться абсурдная ситуация – Росаккредитация останавливает деятельность недобросовестного органа по сертификации, а выданные им сертификаты продолжают действовать.

• Должна быть организована выдача бланков сертификатов в одном окне. Иначе действия по прекращению деятельности жульнических контор бесполезна – приостанавливают деятельность одни, а бланки выдают другие.

• Упростить процедуру подтверждения соответствия товаров с маркировкой СЕ. На самом деле смешно, когда поставщик качественной европейской продукции с маркировкой СЕ должен доказывать нашим наполовину действительным органам безопасность своей продукции. Такое нововведение существенно сократит денежные объемы для жульнических контор, организованных прямо на таможенных пунктах. Сегодня легальные иностранные поставщики, прошедшие процедуры подтверждения соответствия в Европе, и понимая формальный характер российской сертификации, вынуждены пользоваться услугами этих «гопников». При упрощении процедуры «гопники» станут не нужны и исчезнут сами собой.

• Ускорить принятие Федерального закона об аккредитации.
Сегодня в Росаккредитацию пришли молодые, амбициозные люди. Все, кто имеет отношение к этой сфере, признают их самоотдачу, работоспособность и некоррумпированность. Есть и столь нужная политическая поддержка со стороны Открытого правительства и со стороны курирующего Вице-премьера И.И.Шувалова. Но все эти люди чиновники, и без поддержки со стороны общества им не справиться. Необходимо максимально включиться в процесс всем заинтересованным лицам. Потому что это вопросы нашей повседневной безопасности.

Чем занимается Росаккредитация, история создания

С середины 70-х годов в разных странах стали создаваться системы аккредитации испытательных лабораторий, и в 1977 г. впервые была созвана международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛАК (International Laboratory Accreditation Conference), которая не имела формы организации и преследовала цель обмена опытом по юридическим и техническим аспектам процедуры. По существу ИЛАК – это международный форум, а не организация в обычном представлении [14].

Для принятия решения проводить ежегодные конференции главным побудительным мотивом стало Соглашение ГАТТ/ВТО по техническим барьерам в торговле и важность в этом плане международного взаимного признания сертификации, результатов испытаний и систем аккредитации. Практическое направление деятельности ИЛАК началось с изучения юридических и административных аспектов взаимного признания результатов испытаний и систем аккредитации на дву-и многосторонней основе; подготовки международного указателя национальных систем аккредитации испытательных лабораторий, национальных правил признания результатов испытаний; изучения эффективности создания национальных систем аккредитации испытательных лабораторий [18].

Читайте также:  Самые бедные страны мира: актуальные данные на 2020 г.

Проведя скрупулезную аналитическую работу и выявив юридические и административные различия, препятствующие заключению соглашений о взаимном признании, эксперты ИЛАК определили существование на практике двух типов соглашений между государствами:

Соглашение по взаимному признанию протоколов испытаний и сертификатов без аккредитации лабораторий;

Соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лабораторий и сертификатов.

Дальнейшая совместная работа ИЛАК и ЕЭК ООН позволила более четко классифицировать возможные международные соглашения по взаимному признанию, которые делятся на четыре группы:

Взаимное признание национальных систем аккредитации (например, двустороннее соглашение между Канадской ассоциацией по стандартизации и Японским советом электротехнических испытательных лабораторий);

Взаимное признание результатов испытаний, как правило, на межправительственном уровне (соглашение между странами – членами ЕС о признании утвержденных образцов сосудов высокого давления);

Участие в международных (региональных) системах сертификации, созданных в неправительственных организациях (система МЭКСЭ);

Меморандум о взаимопонимании. В ряде случаев меморандум действует несколько лет и создает условия для решения ряда вопросов, связанных с взаимным признанием (признание результатов контроля качества, информирование партнера по взаимосогласованным вопросам и др.) [19].

Основное направление деятельности ИЛАК – содействие признанию результатов испытаний аккредитованных лабораторий путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем аккредитации испытательных лабораторий.

ИЛАК играет большую роль в информационном обеспечении заинтересованных сторон как по вопросам аккредитации лабораторий и заключению соглашений о взаимном признании, так и о своей деятельности. ИЛАК издает Указатель национальных систем аккредитации и испытательных лабораторий, которые в них аккредитованы; библиографический указатель литературы по аккредитации; публикует отчеты рабочих и специальных групп по изучению различных проблем аккредитации. Материалы о деятельности ИЛАК регулярно публикуются в журнале “Метрология”, который издает Международная организация мер и весов (МОМВ). ИЛАК разработана классификация испытаний и изделий для систем аккредитации, которая опубликована в Справочнике. Кроме Указателя, ИЛАК издает Ежегодник для специалистов по сертификации. Помимо специальной информации в нем даются сведения об официальных представителях органов по аккредитации, к которым можно обращаться за консультацией. Более подробную информацию о действующем порядке и направлениях работы зарегистрированных программ аккредитации лабораторий всех стран ИЛАК публикует в подробном Справочнике, состоящем из четырех разделов: “Органы по аккредитации лабораторий, удовлетворяющие установленным критериям”, “Другие системы одобрения лабораторий”, “Международные системы”, “Проекты предлагаемых систем” [17].

Кроме обширной информационной работы, ИЛАК разрабатывает рекомендации по заключению соглашений о взаимном признании и требования к типовому международному соглашению о взаимном признании национальных систем аккредитации.

Большую практическую роль деятельность ИЛАК играет в заключении соглашений на уровне органов по аккредитации испытательных лабораторий. Публикации ИЛАК определяют следующие виды таких соглашений:

Признание зарубежной лаборатории заинтересованной стороной – любой производственной или торговой организацией, которой необходимо провести испытания

Признание зарубежной лаборатории третьей стороной;

Соглашение между лабораториями о взаимном признании результатов испытаний;

Безусловное признание информации об испытаниях, представляемой зарубежной лабораторией;

Соглашение о взаимном признании между органами по аккредитации двух стран [19].

Для взаимного признания результатов испытаний необходима гармонизация критериев аккредитации лабораторий и процедуры аккредитации, что является еще одной важной задачей ИЛАК. В этом направлении ИЛАК поддерживает тесные деловые контакты с ИСО, МЭК, ЕЭК ООН, МОЗМ. Деятельность ИЛАК в значительной мере повлияла на принятие в ЕС европейских стандартов EN 45000, которые устанавливают требования к аккредитуемым испытательным лабораториям, органам по аккредитации и сертификации [13].

Совместно с ИСО/МЭК были дополнены и пересмотрены Руководства ИСО/МЭК 25, 38, 54 и 55, касающиеся различных аспектов оценки и аккредитации испытательных лабораторий.

Рабочими органами ИЛАК являются комитеты’ по проведению конференций; по прикладному применению аккредитации в торговле; по практике аккредитации; по практической работе лабораторий; редакционный комитет.

По инициативе ИЛАК разработаны пять руководств ИСО/МЭК, представляющие собой комплект справочных и методических материалов для выработки согласованных международных критериев аккредитации испытательных лабораторий. Аккредитация испытательных лабораторий на основе согласованных на международном уровне принципов и процедур – важнейший этап создания атмосферы взаимного доверия, а это в свою очередь путь к устранению технических барьеров в торговле [20].

К созданию международной или региональной системы аккредитации ИЛАК рекомендует продвигается постепенно – от заключения двусторонних соглашений по признанию результатов испытаний на уровне органов по аккредитации, лабораторий или правительства; затем аккредитация зарубежной лаборатории в национальной системе, и, наконец, взаимное признание систем аккредитации на двусторонней и многосторонней основе. Конечный этап – создание международных систем аккредитации.

Наиболее авторитетны следующие международные системы аккредитации:

Система аккредитации МЭКСЭ, проводит аккредитацию лабораторий, занимающихся испытаниями электронных компонентов. Виды испытаний -электрические, механические и другие в зависимости от области применения испытуемого компонента;

Федерация ассоциаций по маслам, семенам и жирам (FOSFA International), проводит аттестацию лабораторий, осуществляющих аналитические исследования данных товаров по заказам организаций – участников международной торговли. Лаборатории проводят химические, биологические и другие испытания.

Международная организация по текстильным изделиям из шерсти (Interwoollabs), аккредитует лаборатории по проверке шерсти на соответствие унифицированным для всего мира критериям.

Судовой Регистр Ллойда, аттестует лаборатории по испытаниям материалов и неразрушающему контролю. Объекты испытаний: стальные пластины, прокат, брусы, обшивки, трубопроводы и трубки, железные отливки, изделия из алюминиевых сплавов, отливки для гребных винтов из сплавов меди, якорные цепи, канаты проволочные и др. Основной вид неразрушающе го контроля – радиография [10].

В Европе функционируют две региональные организации по аккредитации: Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала (ЕАС) и Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующих организаций (EAL). Общая цель этих организаций – способствовать доверию рынка к сертификатам, выдаваемым сертификационными органами, которые аккредитованы этими организациями. Деятельность EAL и ЕАС базируется на правилах и процедурах, соответствующих европейским стандартам EN 45000, что также способствует созданию условий для взаимного признания результатов испытаний и сертификации [20].

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент получения международного признания

Дата публикации: 20.06.2016 2016-06-20

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Казанцева Н. К., Ткачук Г. А., Цветкова Е. О. Реформа национальной системы аккредитации как инструмент получения международного признания // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 47-51. — URL https://moluch.ru/archive/116/31848/ (дата обращения: 04.02.2020).

Рассмотрены этапы реформирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и пути международного признания аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание.

Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитация – сравнительно «молодой» федеральный орган исполнительной власти. Служба была создана в 2011 году по Указу Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и начала работать 1 ноября 2011 года. Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации и находится в ведении Минэкономразвития России.

Аккредитация – это форма оценки соответствия, которая предоставляет право проведения работ по проверке безопасности и качества товаров, поступающих на рынок страны. Подтверждением качества и безопасности товаров занимаются специальные организации – органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), которые и допускаются на рынок через процедуру аккредитации [1].

До 2011 года в РФ действовало несколько систем аккредитации, в разных ведомствах вопросами аккредитации занималось большое число органов, которые не взаимодействовали между собой и устанавливали свои отдельные требования. Необходимость создания единого органа по аккредитации назревала давно, и в 2011 году было принято решение о создании нового федерального органа исполнительной власти.

Реформирование национальной системы аккредитации, определил целый ряд проблем (рис. 1) [2].

Рис. 1. Причины начала реформы национальной системы аккредитации

Первая группа проблем связана с отсутствием четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам – органам по сертификации и испытательным лабораториям, что формировало субъективный подход к аккредитации. Следствием отсутствия четких требований к организациям, вступающих на рынок оценки соответствия, был допуск некомпетентных компаний на этот рынок.

Вторая группа проблем связана с отсутствием общего механизма аккредитации. На практике применялись разные критерии и процедуры при проведении аккредитации различными органами исполнительной власти, различались процедуры проведения работ по аккредитации, а также отсутствовала логика в формировании стоимости работ по аккредитации. Более того, сам статус экспертных организаций, которые фактически занимались всеми процедурами аккредитации, не был определен.

Третья группа проблем была связана с отсутствием контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Отсутствовала единая информационная база по контрольным мероприятиям, не было единых процедур контроля, не предусматривались механизмы борьбы с нарушителями. Соответственно недобросовестные организации имели выход на рынок и работали практически безнаказанно, что привело к существованию масштабного рынка «серых сертификатов» и «левых протоколов».

На момент создания службы в стране было зарегистрировано около 18000 органов по сертификации и испытательных лабораторий. Очевидно, что перестроить всю систему отношений в этой сфере быстро было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов (рис. 2) [2].

Рис. 2. Этапы реформы национальной системы аккредитации

Первый этап был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации, решением первоочередных организационных вопросов. На момент создания службы действовало более двадцати систем аккредитации, а при их объединении требовалось обеспечить их преемственность и работоспособность.

На второй этап реформы была сформирована промежуточная модель системы аккредитации. Были определены четкие требования для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), что позволило применить новые инструменты контроля, позволяющие оценить всесторонне: наличие оборудования, требования к помещениям, требования к эталонам и стандартным образцам, отследить наличие квалифицированного персонала.

На третьем этапе реформирования системы аккредитации, целью было внедрение переходной модели и подготовка к вступлению в силу перспективной модели, которая на сегодняшний день соответствует требованиям международных стандартов. Ключевым мероприятием для третьего периода являлось принятие Федерального закона № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов, которые обеспечивали выполнение положений закона.

Целью четвертого этапа реформы, который продолжается в настоящее время, является получение международного признания российской национальной системы аккредитации. При проведении аккредитации различают три уровня: национальный, региональный и международный (рис. 3). Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на определенном уровне: национальном, региональном или международном обеспечивает выход продукции на соответствующий уровень.

Рис. 3. Уровень аккредитации и его выход на рынок

В настоящее время в большинстве стран мира аккредитация осуществляется национальным органом по аккредитации. Например, в Германии это Общество для аккредитации Trägergemeinschaft für Akkreditierung GmbH (аббревиатура ТGА), в Великобритании это Аккредитационная служба Великобритании UKAS, а в России сейчас – это Росаккредитация.

На региональном уровне действует целый ряд различных региональных ассоциаций по аккредитации (рис. 4):

 EA – Европейская организация по аккредитации;

 APLAC – Организация по аккредитации лабораторий стран Тихоокеанского региона;

 IAAC – Межамериканское сотрудничество в области аккредитации;

 PAC – Тихоокеанская ассоциация по аккредитации;

 AFRAC – Африканская организация по сотрудничеству в области аккредитации;

 ARAC – Арабская организация по аккредитации.

Рис. 4. Региональные ассоциации по аккредитации

На международном уровне в области аккредитации работают две международные организации:

 ILAC – Международная организация по аккредитации лабораторий;

Читайте также:  Какая пенсия в Китае: размер и какие документы нужны для оформления

 IAF – Международный форум по аккредитации.

На международном уровне в области взаимного признания аккредитации испытательных лабораторий страны сотрудничают в рамках Международной конференции по аккредитации лабораторий ILAC, которая была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания). Международное сотрудничество в области аккредитации обеспечивает поддержку международной торговли, снижение технических барьеров, взаимное признание результатов подтверждения соответствия. Цель деятельности ILAC: «испытано однажды – принято везде».

Основные задачи международной организации по аккредитации лабораторий ILAC показаны на рис. 5.

IAF – это Международный форум по аккредитации, куда входят национальные органы по аккредитации из многих стран мира, а так же другие организации вовлеченные в процедуру оценки соответствия. Сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации, который имеет аккредитацию любого аккредитованного органа из IAF, признаваемы во всех странах мира. Аккредитация IAF способствует развитию международной торговли и повышению конкурентоспособности продукции [3].

Международная аккредитация снижает риск как самого бизнеса, так и риск для его клиентов, а также гарантирует компетентность органов по оценке соответствия в определенной области аккредитации. Органы по аккредитации – члены IAF, а также органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные ими, обязаны соблюдать требования соответствующих международных стандартов и обязательных документов IAF.

Рис. 5. Задачи ILAC

Девиз IAF – «Сертифицировано однажды – признано везде».

IAF предпринимает действия для создания единой системы, которая позволит компаниям, имеющим сертификат, полученный в органе сертификации аккредитованном в одной части мира, получить признание этого сертификата в других частях мира.

Образование национального органа по аккредитации в РФ, который работает на основе международных стандартов, позволяет российским органам по сертификации и испытательным лабораториям встроиться в систему взаимного признания результатов подтверждения соответствия.

Чем занимается Росаккредитация, история создания

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющем функцию национального органа Российской Федерации по аккредитации по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, , в том числе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области единства измерений, контролю за деятельностью аккредитованных лиц, ведению реестров аккредитованных лиц, деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, обеспечению органов по сертификации программным обеспечением и выдаче бланков сертификатов соответствия.

Официальное полное наименование: Федеральная служба по аккредитации.
Официальное сокращенное наименование: Росаккредитация.

Официальный сайт Росаккредитации

www.fsa.gov.ru

Также вы можете посетить:

  • На сайте Министерства экономического развития имеется официальная страница Федеральной службы по аккредитации – Росаккредитации.
  • На сайте проекта Административная реформа в Российской Федерации имеется официальная страница Федеральной службы по аккредитации – Росаккредитации.

Удивителен факт, что Росаккредитация не имела собственного сайта с момента создания службы и по май 2012 года.

Отсутствие официального сайта, видимо, было связано с ограниченными сроками реформирования службы по аккредитации.

История

Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Министерства регионального развития Российской Федерации,Федерального агентства связи, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального агентства железнодорожного транспорта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Приводим хронологию развития службы как основного правомприемника Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

  • 1925 год. 15 сентября образован Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (СТО).
  • 1930 год. Комитет по стандартизации при СТО преобразован во Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС) при СТО.
  • 1936 год. Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО упразднен.
  • 1940 год. Создан Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете Народных Комиссаров (Совнаркоме) СССР.
  • 1940 год. Всесоюзный комитет по стандартизации при Совнаркоме СССР переименован во Всесоюзный комитет стандартов при Совнаркоме СССР.
  • 1948 год. Всесоюзный комитет стандартов при Совете Министров СССР преобразован в управление по стандартизации в составе Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехники).
  • 1951 год. Создано Управление по стандартизации при Совете Министров СССР.
  • 1953 год. Управление по стандартизации включено в состав Госплана СССР.
  • 1954 год. Образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР на базе Управления по стандартизации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измерительных приборов СССР.
  • 1963 год. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР преобразован в Государственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов СССР.
  • 1965 год. Государственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
  • 1970 год. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР преобразован в Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР).
  • 1978 год. Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР переименован в Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт СССР).
  • 1989 год. Государственный комитет СССР по стандартам преобразован в Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам.
  • 1991 год. Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября № 237 образован Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) при Президенте РСФСР на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР.
  • 1991 год. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря № 304 Госстандарт РСФСР определен правопреемником Госстандарта СССР в области стандартизации, метрологии и сертификации на территории Российской Федерации.
  • 1992 год. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября № 1148 Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации реорганизован в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификациию
  • 1992 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря № 1019 установлено, что Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и является правопреемником Государственного комитета Российской Федерации в рассматриваемых областях.
  • 1996 год. Указом Президента Российской Федерации от 14 августа № 1177 Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации переименован в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
  • 1998 год. Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля № 483 Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации упразднен, а его функции переданы Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
  • 1998 год. Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября № 1142 образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации с передачей ему функций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
  • 1998 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября № 1320 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации» определено, что Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
  • 1999 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая № 498 утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Данным документом определена сфера ведения Госстандарта России.
  • 2004 год. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта № 314 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии.
  • 2004 год. Указом Президента Российской Федерации от 20 мая № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).
  • 2004 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня № 294 утверждено Положение о Ростехрегулировании.
  • 24 января 2011 года. Принято Решение о создании Федеральной службы по аккредитации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 “О единой национальной системе аккредитации”.
  • 1 ноября 2011 года. Создана Федеральная служба по аккредитации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845.
  • 17 ноября 2011 года. Назначен первый Руководитель Федеральной службы по аккредитации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 2038-р «О руководителе федеральной службы по аккредитации».

Структура и организация

1. Руководитель.

Федеральную службу по аккредитации возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития Российской Федерации. Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

2. Заместитель Руководителя.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы – 3 заместителя.

Федеральная служба по аккредитации. Росаккредитация

Содержание статьи

  • Федеральная служба по аккредитации. Росаккредитация
  • Как получить аккредитацию
  • Этапы развития ЕГИСЗ – единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

Что такое Росаккредитация. Определение

Федеральная служба по аккредитации является государственным органом исполнительной власти, выполняющей функцию Национального органа России по аккредитации и напрямую подчиняющейся Минэкономразвития России.

Функции Росаккредитации

Под функцией Национального органа по аккредитации подразумевается: создание единой национальной системы аккредитации; контроль деятельности аккредитованных организаций; проведение аккредитации организаций; выдача бланков сертификатов соответствия; надзор за испытательными лабораториями; ведение реестров сертификатов, деклараций, органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных лиц, экспертов, экспертных организаций.

Официальное полное наименование

Федеральная служба по аккредитации

Официальное сокращенное наименование

Официальный сайт Росаккредитации

Официальный сайт Федеральной службы по аккредитации располагается по адресу: http://fsa.gov.ru/. Кроме того, на Официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации находится страница Федеральной службы по аккредитации – http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/rosakkred/.

Сайт Росаккредитации заработал в конце 2011 года, а в 2012 году обзавелся удобными он-лайн сервисами. В настоящее время сайт службы – современный высокотехнологичный портал услуг для организаций и граждан Российской федерации. Кроме того, на сайте размещено очень много полезной для потребителя информации о сертификации продукции на территории Российской Федерации, об испытательных лабораториях, органах по сертификации и других организаций и экспертов.

Перечень функций сайта: оказание государственных услуг он-лайн с возможностью мониторинга, информационная поддержка аккредитуемых организаций, ФГИС Росаккредитация (он-лайн сервис организации работ по сертификации и испытаниям), электронная регистрация деклараций, новостной раздел, ведение реестров сертификатов, деклараций, аккредитованных лиц, экспертов и экспертных организаций.

Логотип (эмблема) Росаккредитации

Эмблема Росаккредитации является также изображением Знака национальной системы аккредитации Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития России от 22 мая 2014 г. N 283) и может применяться лицами, включенными в реестр аккредитованных лиц.

История создания

ФГИС Росаккредитации

Федеральная государственная информационная система “ФГИС Росаккредитации” – один из ключевых инструментов реформы системы сертификации России, который, в случае успешного проектирования и активного внедрения, многократно повысит эффективность деятельности не только Росаккредитации, но и аккредитованных организаций и практически “сведет на нет” коррупционногенность системы сертификации, о которой в России знакомы не понаслышке. В итоге, от полномасштабного внедрения ФГИС выиграют в первую очередь потребители продукции и услуг.

Руководство и Структура

Руководитель Федеральной службы по аккредитации

  • Султанов Назим Самедович

Заместитель Руководителя Федеральной службы по аккредитации

  • Мигин Сергей Владимирович

Заместитель Руководителя Федеральной службы по аккредитации

  • Якутова Марина Аркадьевна

Заместитель Руководителя Федеральной службы по аккредитации

Ссылка на основную публикацию